Новосибирский Государственный Технический Университет
Социология спорта
Собрание статей
Барышникова Елена
Гр. МЭ-601
Социология спорта (sociology of sport) — социологическая поддисциплина, которая концентрируется на отношениях между спортом и обществом с точки зрения социальных институтов (семьи, образования, политики и экономики), социальных организаций, социальных отношений и группового поведения, в зависимости от видов спорта (например, элитарных или массовых, любительских и профессиональных, классовых, тендерных или расовых отношений в спорте), социальных процессов (типа идеологической инкорпорации), которые происходят в связи со спортом. Несмотря на прежнюю оторванность от главного направления социологии, в последние годы много исследований проводилось в Северной Америке, но социология спорта существует также в Восточной и Западной Европе, в Австралии и Новой Зеландии, в Великобритании и Японии.
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российская государственная академия физической культуры,
Цель научной дисциплины “Социология физической культуры и спорта” – исследование ФКС как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.
Как учебная дисциплина социология ФКС имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.
Социология ФКС призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами. Задачи социологии ФКС можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения.
Социология ФКС, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции: теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-практические.
Столяров В.И. — зав. кафедрой философии и социологии РГАФК, д.ф.н., профессор.
Что касается наиболее важных философско-социологических проблем спорта, которые будут особенно актуальны в XXI в., то к их числу в первую очередь я отношу проблему гуманизации, повышения духовно-нравственной ценности современного спорта.
При ее обсуждении, как правило, высказываются две точки зрения. Согласно первой из них всякое соперничество является антигуманным . Еще в 1706 г. Бернарден де Сен-Пьер в работе «Мысли о воспитании» утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол. Л.Н. Толстой негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: «Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости». Негативное отношение к спортивным, как и к другим, соревнованиям в системе воспитания детей высказывал основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. П. де Кубертен категорически возражал против организации олимпийских соревнований детей, поскольку, по его мнению, это «было бы непрактичным и опасным».
В настоящее время более широко представлена другая точка зрения. Ее сторонники считают, что соревновательный спорт выполняет важные социокультурные функции, в том числе и для детей, причем признают (фактически, а не декларативно) лишь одну модель спорта, которая наиболее ярко представлена в спорте высших достижений.
Решение проблемы гуманизации современного соревновательного спорта в первую очередь как раз и предполагает поиск моделей гуманно организованного соперничества, которые имеют высокую культурную, духовно-нравственную ценность. В настоящее время известен ряд таких моделей. Одна из них — спартианская — разработана мной и в ходе практического использования с 1991 г. показала свою высокую гуманистическую ценность.
С проблемой гуманизации современного спорта тесно связан и широкий круг философско-социологических проблем олимпийского движения , касающихся «идеологии» этого движения в XXI в.
Матвеев Л.П. — зав. кафедрой теоретико-методических основ физической культуры и спорта РГАФК, д.п.н., профессор .
Едва ли найдется подлинно серьезный футуролог-социолог, который не понимал бы, что наметить реалистический прогноз будущего спорта нельзя в отрыве от обоснованного прогноза будущего Человека (человечества). Я буду исходить из того, что человечество — по крайней мере в обозримом будущем — кардинально не изменит свой эволюционно сложившийся вид, формировавшийся и совершенствовавшийся на протяжении многих тысячелетий, не превратится в сборище биокиборгов, продуцируемых посредством генной инженерии и кибернетико-механических ухищрений. Если это так, то ничего «апокалиптического» со спортом не произойдет, и он не исчезнет из культурных ценностей человечества.
Что касается действительных перспектив спорта, то, рассуждая о них, представляется необходимым кроме прочего иметь в виду его все более многообразную дифференциацию. Единоликого спорта давным-давно уже не существует. И дело тут не только в том, что он издавна подразделился на общедоступный спорт (который при определенных условиях бывает массовым) и спорт высших достижений (очень небольшой по числу задействованных в нем спортсменов). Тот и другой тоже подразделились на специфические разделы и типы спортивной деятельности: первый — на базовый (главным образом «школьный») спорт, физкультурно-кондиционный спорт (часто его стали именовать «спорт для всех»), профессионально-прикладной, рекреативный и реабилитационный спорт; второй — на профессионализированный супердостиженческий спорт и профессионально-коммерческий спорт (как сфера «спортивного бизнеса»). Есть и другие градации спорта. Поэтому рассуждать сейчас лишь о «спорте вообще» — значит не видеть реальных закономерностей дифференциации многогранного спортивного движения в обществе.
Пилоян Р.А. — проректор по научной работе МГАФК, д.п.н., профессор.
До недавнего времени доминировала точка зрения, что занятия спортом развивают человека только психофизически. Современные исследования показывают, что спорт, помимо влияния на тело и психику занимающегося оказывает воздействие на его интеллект и нравственность. Причем не опосредованно, а напрямую. Поэтому пора избавиться от примитивного понимания чемпионов как индивидов, наделенных лишь гипертрофированной мышечной массой и целеустремленностью в ущерб нравственности и интеллекту.
Важным для понимания сущности спорта является и признание нескольких его разновидностей. Есть спорт для всех, а есть спорт для немногих — спорт высших достижений. Последний, в свою очередь, включает в себя олимпийский, коммерческий и некоммерческий. Все эти разновидности спорта выполняют преимущественно только им присущие социальные функции.
Спорт для всех приобщает людей к ценностям физической культуры, воспитывает и позволяет им более ярко раскрыться в труде, искусстве и в любой другой деятельности, повышает качество их жизни.
Олимпийские игры были в древности и остаются сейчас противовесом и альтернативой войне. Участие в них демонстрирует миролюбие тех государств, которых представляют спортсмены. В свою очередь, победа отражает психофизическую, интеллектуальную и нравственную уникальность атлета, поскольку он ради мира и спокойствия на земле в честном противоборстве демонстрирует пределы человеческих возможностей.
Конечно, в спорте существует множество проблем: естественно -искусственный отбор, стремление достигнуть высокий результат любой ценой, эксплуатация спортсменов и др. Однако многие из них порождены отсутствием полноценной теории спорта, несовершенством Олимпийской Xартии и жаждой некоторых функционеров обеспечить свое благополучие за счет эксплуатации труда, таланта и мужества спортсменов.
Ким В.В. — президент Федерации бокса студентов России, мастер спорта, д.п.н., профессор, Тюменский государственный университет.
В порядке дискуссии я хотел бы поставить две социально-философские проблемы спорта.
1. В настоящее время МОК — мощная структура производства, за спиной которой стоят международные промышленные корпорации, диктующие политику, правила игры и условия деятельности всех спортивных организаций. Работа МОК в указанном направлении превратила его в гигантскую монополию спорта, цель которой — получение прибыли путем производственной эксплуатации спортсменов, особенно из слаборазвитых и развивающихся стран.
МОК ведет скрытую двойную игру. С одной стороны, рекламируя высшие идеалы Олимпийских игр, возбуждает национальные интересы стран блеском золотых медалей, а, с другой — нарушая Олимпийскую Xартию, превратил любительский спорт в отрасль производства, где главный источник — прибыли и основная профессия — спортсмен с его высочайшими рекордами и результатами. Сверхприбыли являются главной причиной диктата МОК на международном спортивном рынке с жесткими правилами и регламентациями. Олимпиады и крупные международные соревнования стали профессиональным шоу-бизнесом. Вся система вступительных и членских взносов, заблаговременные платежи (иногда за год до открытия соревнований) на участие в различных спортивных турнирах и прочее также подчинены финансовому благополучию МОК и его подразделений.
СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА — (sociology of sport) социологическая поддисциплина, которая концентрируется на отношениях между спортом и обществом с точки зрения социальных институтов (семьи, образования, политики и экономики), социальных организаций, социальных отношений и… … Большой толковый социологический словарь
социология спорта — sporto sociologija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sociologijos šaka, nagrinėjanti įvairaus amžiaus žmonių, socialinių grupių santykius bei ryšius apibrėžtuose kūno kultūros ir sporto vyksmuose, sudaranti kiekybinius ir… … Sporto terminų žodynas
социология спорта — sporto sociologija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sporto kilmės, ra >Sporto terminų žodynas
СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА — англ. sociology of sport; нем. Sportsoziologie. Отрасль социологии, изучающая спорт как соц. явление; его структуру, функционирование и развитие как осознанной игровой деятельности … Толковый словарь по социологии
СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА — направление социологии, связанное с изучением места и роли физич. культуры и спорта в системе обществ. отношений, их соц. сущности, закономерностей их развития и функционирования в различн. конкретно историч. условиях. Основными направлениями… … Российская социологическая энциклопедия
Социология медицины — область социологии, изучающая социальную обусловленность здоровья населения, социальные функции, структуру и кадры организации здравоохранения и медицины, роль здоровья в функционировании и развитии общества, в формировании и жизнедеятельности… … Экология человека
СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА — отрасль социологии. Термин С. д. многозначен. В широком смысле слова он обозначает отрасль знания, предмет к рой – социальные факты и отношения, лежащие в сфере непроизводств. деятельности индивида и общества в целом. Как таковая, С. д.… … Философская энциклопедия
ФИГУРАЦИОННАЯ (ОБРАЗНАЯ) СОЦИОЛОГИЯ — (figuration sociology) социологический подход Норберта Элиаса и его сторонников. Понятие облик описано Элиасом (1939, 1970) и затем повторно сформулировано в работах Гоудсблома (1977), Даннинга и Шиарда (1979), а также Меннелла (1985).… … Большой толковый социологический словарь
Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия
Дубин, Борис Владимирович — Борис Владимирович Дубин Дубин на 12 ой Международной ярмарке интеллектуальной литературы, Non F … Википедия
Спорт с точки зрения социологии это
Одним из важнейших качеств научного знания является систематизированность, знание должно быть классифицировано. Внутри социологии существует дифференциация по отраслям и отдельным дисциплинам, одной из таких дисциплин и выступает социология физической культуры и спорта. Социология спорта, в свою очередь, делится на отдельные темы. Эти темы отличаются в российской социологии спорта и в западной, поэтому мы приведем эти темы в главах соответственно о российской и западной социологии спорта.
Так же необходимо, чтобы научное знание поддавалось обоснованию, доказательности, чтобы его можно было подтвердить или опровергнуть. В социологии спорта, как и в социологии, можно проверять положения и теории с помощью социологических исследований. С точки зрения Карла Поппера, ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько ее подтверждения, сколько опровержения, в этом выражается критический дух науки. Выдвинув гипотезу, ученый представляет самые смелые факты и случаи, чем рискованнее они будут, тем больше ценность теории, если она подтвердится на их примере.
Следующей неотъемлемой характеристикой научного знания являются категориальный и понятийный аппарат. Социология физической культуры и спорта в основном пользуется категориальным аппаратом теории физической культуры для описания специальных физкультурных явлений, а так же категориальным аппаратом социологии. Это происходит из-за того, что именно на стыке социологии и теории физической культуры образовалась социология физической культуры и спорта. Надо отметить, что из всех наук, которые изучают физическую культуру и спорт, социология более остальных стремится к целостному изучения данного явления, в том числе совмещая и обобщая знания других наук.
Основными объектами изучения социологии физической культуры и спорта, по мнению ряда российских специалистов, являются:
1) соматическая (физическая, телесная) культура — природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и «окультуривания»;
2) физкультурная деятельность — определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также «занятиями физическими упражнениями»;
3) спорт – особая разновидность соревнований («спортивные соревнования»), подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.
Все другие объекты, изучаемые данной наукой, являются:
а) элементами указанных выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.);
б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт высших достижений, а также спортивное и олимпийское движение по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура — по отношению к физкультурной деятельности и т.д.) .
В социологии физической культуры и спорта постоянно происходит пересмотр основных категорий, их взаимосвязей и структуры. Так, внутри категории «спорт» выделяют 2 подкатегории. Весь спорт делят на массовый и спорт высших достижений. Это общее мнение большинства специалистов.
Структура массового спорта — его составляющие — не вызывает дискуссий среди российских специалистов, как теоретиков, так и практиков, но взгляды на структуру другого направления спортивного движения — структуру современного спорта высших достижений — в методических и управленческих литературных источниках значительно различаются. Одни авторы делят его на олимпийский и профессиональный спорт, другие — на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий.
Социология спорта
Социология спорта — отрасль социологии, изучающая спорт и спортивные достижения как социальное явление и описывающая структуру спорта, его функционирование и развитие.
Одна из дисциплин, составляющих социологию, является социология спорта. Одним из главных объектов социологического исследования является анализ общества достижений и его связи с достижением высоких результатов и принципом достижения. Социология спорта, как можно констатировать в самых общих чертах, стремится вскрыть связи между занятиями спортом и соответствующими им общественными структурами. Существование взаимосвязи между определенным устройством общества и принципом спортивных достижений является основной элементарной предпосылкой спортивно-социологического исследования. Социология спорта получает и накапливает знания о спортивной реальности. Цели социологии спорта достаточно разнообразны:
·Изучение роли, функций и значения спорта в жизни людей и социума;
·Появление и распространение спорта в различных типах социума;
·Изучение процесса социализации в современном спорте;
·Исследование влияния власти на ограничения для включения в спорт и успешного участия в нем как участников, организаторов, так и зрителей;
·Изучение форм изменчивости спорта, как ответа на общественные изменения;
·Содействие пополнению понятийного аппарата социологии.
Социология спорта в основном пользуется категориальным аппаратом теории физической культуры для описания узкоспециальных физкультурных явлений, а так же категориальным аппаратом социологии. Следует отметить, что из всех наук, изучающих физическую культуру и спорт, социология более остальных стремится к целостному изучения данного явления, в том числе совмещая и обобщая знания других наук.
Можно назвать несколько категорий социологии физической культуры и спорта, по мнению некоторых российских специалистов, они являются основными объектами изучения этой науки:
·соматическую (физическую) культуру — природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации;
·физкультурную деятельность — определенные формы двигательной активности человека;
·спорт — особую разновидность соревнований, подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.
Все другие объекты, изучаемые данной наукой, являются:
а) частями указанных ранее объектов;
б) их разновидностями, формами проявления.
Первые тексты в области социологии спорта появились еще в начале 1920 годов, в Европе и Северной Америке, однако эта дисциплина не развивалась до 1960 годы.
Становлению и развитию социологии физической культуры и спорта в мире в очень помог Международный комитет социологии спорта (International Committee for the Sociology of Sport (ICSS)) при ЮНЕСКО, который был создан в 1965 и включал в себя представителей наук о физическом воспитании и представителей социальных наук. Именно с этим событием многие социологи связывают возникновение социологии спорта как самостоятельной дисциплины. В дальнейшем комитет стал официальным исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации. Членами комитета в настоящее время являются ученые более 40 стран мира.
С 1966 года Международный комитет социологии спорта стал проводить международные семинары, конференции и симпозиумы по социологии спорта. С 1966 ежегодно издавался журнал International Review of Sport Sociology. C 1978 Северо-Американское общество по социологии спорта издает журнал Review of Sport and Leisure.
За последние тридцать лет теории социологии спорта развивались и применялись к различным видам спорта в разных странах. В настоящее время социология спорта располагает множеством работ, учебников и справочников, написанных в Европе и Северной Америке.
В последнее время исследованиями в области социологии спорта занялись в Южной Америке и Африке.
В нашей стране социологией спорта занимается О.А. Мильштейн, он является одним из создателей современной российской социологии спорта.
Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина
Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференциро-ванна и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. То же самое происходит и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, больших и малых групп, социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу подобных относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и социология физической культуры и спорта.
Данная наука сложилась в начале XX в. в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:
— выполняет четко определенные социальные функции (оздоровительную, воспитательную, образовательную и др.);
— имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (стадионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);
— ведет активную подготовку профессиональных кадров (училища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).
Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с другими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивается как самостоятельное научное знание, основанное на методе конкретных социологических исследований и обобщений научных достижений в других областях, исследующих физическую культуру и спорт как объект научного познания с точки зрения теории, психологии, педагогики.
Кроме того, четко определяется предмет рассмотрения социологии физической культуры и спорта: социальные отношения, которые включают механизмы взаимодействий в области физической культуры и спорта, их роль и место в жизни людей.
Таким образом, в настоящее время социология физической культуры и спорта является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного познания. Социологические исследования позволяют выявить влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а также определить влияние данной сферы на общественную жизнь. Многочисленные конкретные социологические исследования позволяют анализировать потребностно-моти-вационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту.
Полученные данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные меры по совершенствованию развития физической культуры и спорта, их положительному влиянию на социальную жизнь людей.
Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта»
Учитывая, что «Социология физической культуры и спорта» является учебной дисциплиной, необходимо уяснить основные понятия курса. В первую очередь это касается понятия «культура».
Культура — явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в матери-
альной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д.
Понятие культуры употребляется для характеристики исторических эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жизни или деятельности (спортивная культура).
Отсюда различные толкования культуры, а значит, и ее определений. Одно из понятий культуры, которое дает В.Харчева [4], — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых людьми материальных и духовных ценностях.
Различают материальную и духовную культуру, однако это различие относительно и возможно только в абстракции, так как материальная культура — творение рук и умов человеческих, следовательно, содержит и духовные, и нравственные, и эстетические элементы. Физическая культура как явление общей культуры, очевидно, доказывает, что не существует границ между материальной и духовной культурой.
Культура — обобщенный, аккумулированный опыт человечества, который служит фактором формирования и сохранения способностей, потребностей и свойств человека. Культура развивается в основном в трех формах своего существования:
— условия жизни (материальные и духовные ценности);
— культура деятельности (технологии ее осуществления);
— культура личности (способности, актуализированные знания и навыки практической деятельности человека).
Формы существования переходят одна в другую, совершая кругооборот культуры, который является условием ее развития и накопления.
Культура охватывает различные социальные явления индивида: качество и способности человека, формы деятельности, типы поведения, связанные с ними образцы, нормы, правила, санкции, знаково-символические формы их проявления, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности, социальные отношения, процессы, институты, и др. Все эти социальные явления приобретают культурный статус лишь в том случае, если для индивида они выступают как ценности (признаются как важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение. Социальные явления, которые индивид оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры.
Культура включает в себя как сами ценности, так и социальные явления, обеспечивающие и регулирующие их производство, потребление, функционирование и др. В той мере, в какой явления,
имеющие культурный статус, присущи отдельному человеку, социальной группе, обществу в целом, имеет место соответственно культура отдельной личности, социальной группы или общества в целом. Для характеристики набора ценностей отдельного индивида или социальной группы, отличающихся от ценностей, разделяемых и поддерживаемых той более широкой социальной системой, в которую входят эти индивиды (социальные группы), используется понятие «субкультура».
Понятие «физическая культура» выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и «окультуривания», социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Это состояние входит в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере, в какой оно вплетено в социальную жизнедеятельность, и в том отношении, в каком оно является культурной ценностью. С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека в рамках физической культуры выделяют культуру движений (двигательную культуру), культуру телосложения и культуру физического здоровья.
Все «здание» физической культуры не сводится только к «блоку» социально сформированных в соответствии с культурными образцами физических качеств и способностей человека, хотя ему и отводится центральное место. Помимо данного «блока» в физическую культуру включается целый ряд других, которые связаны с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности, с отношением человека (социальной группы или общества в целом) к физическим качествам и способностям с соответствующими социальными институтами и др. [3].
По меткому определению И.М. Быховской, физическая культура — это не область непосредственной работы с «телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая — это прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром [3].
В контексте курса социологии физической культуры и спорта содержание понятия «физическая культура» наиболее часто употребляется в двух значениях:
1. Физическая культура выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни.
2. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.
В этом смысле понятие употребляется при анализе реального проявления физической культуры и отношения к ней людей.
Спорт — уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, состязательностью, под которыми понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями или человека с самим собой. Именно соревновательная деятельность и подготовка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от других феноменов. Ключевым в определении понятия является и то, что спорт выступает как средство и форма выявления социального признания высших психических и духовных способностей индивида и команды.
Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского слова «de sporte», что означает «развлечение, увеселение, забава». Ныне содержание понятия «спорт» лишь отчасти соответствует первоначальному смыслу, доминирует же другое — результат и сравнение результатов в соревновании. Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям, в зависимости от того, какие цели ставят перед собой занимающиеся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт, спортивно-воспитательная деятельность (СВД>, профессиональный или коммерческий.
Спорт — социальное явление, которое создало свою собственную национальную и международную структуру, специальную материальную базу, кадры по специальности, систему и принципы обучения и тренировки. Вместе с тем нельзя сводить суть спорта только к достижению высоких результатов, ибо в нем как в общественно-культурном явлении сочетаются наряду с соревновательной функции разностороннего развития спортсменов, воспитания и подготовки их к жизненной практике; эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные, т.е. функции, присущие ему прежде всего как социокультурному явлению.
Спортивная культура — это составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности, учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревновательной деятельности. Ее цель — первенства и рекорды, за счет использования физического и духовного совершенства человека.
Таким образом, спортивная культура — это спортивная деятельность и ее результат, связанный с высоким спортивным достижением, подготовкой к нему. Это совокупность материальных благ, социальных и личностных ценностей спорта, освоение которых способствует формированию гармонически развитой личности.
Система физического и спортивного воспитания — совокупность идей, методов и способов, структурно организованных по единым
принципам с целью реализации определенных политических, биологических и социальных идей в сфере физического воспитания и спорта.
Понятие системы объединяет теорию и практику физического воспитания и спорта в определенном обществе. Система физического и спортивного воспитания отражает исторически сложившийся тип его социальной практики, т. е. целесообразно упорядоченную, организованную совокупность основ и форм, определенных условиями развития общественной формации. Она, как известно, характеризуется идеологическими основами, выраженными в целевых установках, принципах, идеях, продиктованных потребностями общества, теоретико-методическими основами физического воспитания и спорта, программно-нормативными основами и способами реализации этих основ.
Понятие «физическая культура» означает совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, существенных для физического совершенствования человека. Физическая культура — понятие более общее, отражающее самое существенное. Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры. Этот термин часто употребляется в качестве синонима понятия «физическая культура» и, по мнению специалистов, может также рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм, правил, принципов тренировки и соревнований. Соревновательный метод занятий и принципы тренировки широко используются при занятиях физкультурной деятельностью. Поэтому, когда говорят о занятиях спортом, то имеют в виду использование различных физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и работоспособность.
В социологии при анализе общества, его процессов и отношений руководствуются понятиями «общественный» и «социальный». Понятия «общественный», «общественные отношения» используются, как правило, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, культурной, политической. Когда же речь идет о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то используется понятие «социальное» и соответственно «социальные отношения».
Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их отношении и взаимодействии. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детермини-
руется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Таким образом, социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности).
В учебном курсе социологии физической культуры и спорта мы будем диалектично подходить к понятиям «спорт» и «физическая культура», понимая тесную взаимосвязь данных феноменов, их проникновение друг в друга. В то же время принимается во внимание четкое различие их по ценностному содержанию, социальным функциям и социальной значимости, ни в коей мере не сводящее в единое ту социальную роль, которую каждый из них самостоятельно играет в обществе.
Вопросы и задания
1. Для чего специалисту, работающему в сфере физической культуры и спорта (ФКС), необходимо изучать социологию?
2. В чем суть социологии физической культуры и спорта как научной и
3. На основе уже сформулированных базовых понятий курса дайте их
1. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры: Учебное пособие. — Пенза, 1995.
2. Жолдак В. И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. — Малаховка, 1994.
3. Столяров В. И., Быковская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 5.
4. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. — М., 1997.
5. Лубышева Л. И. Введение в социологию физической культуры и
спорта: Курс лекций. — М., 1998.
СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА,ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ
Содержание и структура,цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт, заняв прочное положение в системе явлений общей культуры человечества, стали полноправными объектами изучения социологии — науки о движущих силах и закономерностях развития и функционирования общества.
Исторически сложилось так, что раньше всех сформировалось научное знание о теории физической культуры, психологии, педагогике, цикле медико-биологических дисциплин и лишь впоследствии — социологическое знание о физической культуре и спорте. Разработка социологической теории в области физической культуры и спорта в западных странах началась в 1950—60-х годах, в России — в конце 1950-х годов.
Как любая научная дисциплина, социология физической культуры решает свои специфические проблемы и имеет свой предмет, отличный от других социальных наук. Ее объект — физическая культура и спорт как общественные явления. Она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность ее как науки. В ее фукнции входит также изучение взаимосвязей физической культуры, спорта с другими общественными явлениями и сторонами культурной жизни общества: с производством, социальной, политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Значительное место отводится социологии физической культуры в решении проблем воспитания и образования подрастающего поколения. В ней рассматриваются проблемы ценностно-потребительского отношения людей к сфере физической культуры и спорта.
Исходя из предмета, определяющего специфические черты социологии физической культуры и спорта, можно заключить, что эта наука — одно из прикладных направлений социологии. Как научная и учебная дисциплина, она выясняет механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, рассматривает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также специальные взаимодействия в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности [2]. Кроме того, по определению В.И.Столярова [3], социология физической культуры и спорта является научной дисциплиной, изучающей место физической культуры и спорта в обществе, их социальные функции и связь с другими общественными явлениями, а также потребности, интересы, ценностные ориентации и общественное мнение различных социально-демографических групп населения. Целью научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» является исследование физической культуры и спорта как общественных явлений, использование его результатов для построения закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.
В качестве учебной дисциплины социология имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую куль-
туру и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.
Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами.
Задачи социологии физической культуры и спорта можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей социологии физической культуры и спорта считается выявление факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер и подразделяются на две группы.
I группа — объективные факторы, определяющие массовость
физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:
• уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;
• подготовка профессиональных кадров, их численность и качество подготовки.
II группа — субъективные факторы, влияющие на разрешение
проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним
относятся:
• формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;
• формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкулыурно-спортивную деятельность;
• воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.
Не менее значимой для социологии физической культуры и спорта является задача разрешения социальных проблем спорта, заключающаяся в решении следующих вопросов:
Что такое спорт и спортивная деятельность?
Как соотносится спорт с другими социальными явлениями?
Как осуществляется спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени?
Какие факторы стимулируют занятия спортом или, наоборот, препятствуют развитию спортивной деятельности?
Каким образом развивается спорт как самостоятельный социально-культурный феномен?
Ответы на эти вопросы можно получить с помощью конкретных социологических исследований (КСИ).
Определив цели и приоритетные задачи социологии физической культуры и спорта, можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической культуры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии физической культуры и спорта построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных закономерностей и тенденций развития в современном обществе.
Социология физической культуры, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции — теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-управленческие.
Теоретико-познавательные функции состоят в изучении социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Результаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Социология физической культуры и спорта выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция [6].
Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отношению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физи-
ческой культуры и спорта призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической культуры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-экономической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.
Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 1058 | Нарушение авторских прав
Социология физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт в социально-гуманитарном знании
Изучением физической культуры и спорта занимаются такие науки, как философия, педагогика, психология, история и культурология. Каждая из них выделяет для себя один специфический аспект и рассматривает его со своей точки зрения.
- В рамках философского подхода физическая культура и спорт рассматриваются как философско-социологический феномен. Причем, чаще всего в данном контексте выделяется и анализируется метафизический подход.
- В рамках педагогической науки рассматривают весь комплекс целей, задач, содержание и закономерности воспитания при занятиях физическими упражнениями, а также способы управления этим процессом.
- История в основном занимается изучением предпосылок, которые повлияли на возникновение и становление физической культуры и спорта в том или ином регионе, а также на международном уровне. Этот подход к изучению физической культуры и спорта достаточно важен, поскольку история развития данной сферы жизни человека достаточно богата, и насчитывает несколько тысяч лет.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В данной работе необходимо рассмотреть, как понимаются понятия «физическая культура» и «спорт» в социально-гуманитарном знании.
Так, физическая культура – это уникальный феномен, который позволяет воссоединить социальное и биологическое в развитии человеческого организма. Таким образом, физическая культура оказывает влияние не только на состояние всего организма в целом, но также на психику и статус человека в частности.
Существует большое количество определений понятия «физическая культура». Остановимся на следующих. Так, физическая культура является одним из видов собственно человеческой культуры. Ее специфика заключается в том, что этот вид культуры профилирован в направлении (оптимизация физического здоровья индивида, его развитие в единстве с его психическими особенностями).
Физическая культура как часть общей культуры личности и общества — представляет собой совокупность как материальных, так и духовных ценностей, которые создаются и транслируются людям для их физического и психического совершенствования. Также физическая культура – это деятельность, которая происходит под воздействием специфического прогресса, происходящего в общества.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Основная цель физической культуры и спорта – это стремление к созданию физически подготовленных людей, способных выжить в любых условиях и постоянно адаптироваться к новым условиям окружающей среды.
Институциализация спорта
Институциализация спорта всегда являлась важной и актуальной темой а работах ряда исследователей. Самым известным является В. Лукащук, который в своей работе «Трансформация спорта: от забавы к индустрии» отмечает, что еще в 17-18 веках в Англии спорт тесно связывали с показным потреблением, но при этом каждый вид спорта теперь имел свои особые характеристики, и носил более профессиональный характер, нежели зрелищный и развлекательный.
С позиции социологической науки, важным предметом изучения феномена спорта является анализ его как института профессиональной социализации, среды, отрасли становления спортсменов-профессионалов.
На сегодняшний день институт спорта представлен на международной арене следующими организациями, такими, как Международная ассоциация социологии спорта, Международная социологическая организация, Официальный комитет Интернационального совета по спортивной науке и физическому воспитанию, Северо-Американское сообщество социологии спорта и Европейская коллегия спортивной науки.
Все эти организации ведут активное сотрудничество в сфере спорта и физической культуры; они открыты для всех, кто готов разделить их идеи и цели, а также пропагандировать их всему обществу.
Социология физкультуры и спорта и ее основные задачи
Так как спорт и физическая культура заняли важнейшую позицию в жизни современного человека, то для исследования такой сферы была создана отдельная дисциплина – «социология спорта» (sociology of sport). В первую очередь, она концентрируется на отношениях между человеком и спортом с точки зрения ряда социальных институтов, таких, как семья, образование, экономика и политика.
По своей сути социология спорта получает знания о спортивной реальности и накапливает их для достижения следующих целей:
- Изучение роли спорта в жизни человека и общества;
- Анализ функций и значения физической культуры в развитии индивида;
- Популяризация спорта в различных слоях общества;
- Исследования процессов социализации в спорте, а также влияния со стороны глобальных общественных изменений.
Поскольку социология спорта выступает как отрасль социологии, то в основном она использует ее категориальный аппарат. Мы имеем возможность выделить несколько категорий социологии физической культуры, которые являются объектами ее изучения. Во-первых, это непосредственно соматическая (физическая) культура – это тело человека, которое вовлечено в социализацию. Во-вторых, сама физкультурная деятельность, выраженная во всем многообразии форм двигательной активности. В-третьих, все виды соревнований, которые существуют в спорте (основное подразделение происходит на зимние и летние виды спорта).
К основным задачам теории физической культуры и социологии спорта относятся следующие:
- Обоснование средств, которые обеспечивают всестороннее физическое развитие личности;
- Обнаружение связей между общей и физической культурой;
- Поиск средств для гармоничного развития личности, а также на реализацию ее потенциала;
- Непрерывная разработка новых физических упражнений, которые адаптированы под постоянно изменяющиеся условия жизни личности.
Таким образом, в социологической науке физическая культура рассматривается как один из видов собственно человеческой культуры, как часть общей культуры личности и общества и как деятельность, которая происходит под воздействием специфического прогресса, происходящего в обществе.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3870/%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF
- http://www.sites.google.com/site/sportivnaapsihologia/sociologia-sporta
- http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=778
- http://lektsii.org/3-77918.html
- http://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_fizicheskoy_kultury_i_sporta/