Меню Рубрики

Сознание с точки зрения такого философского направления как материализм

1.Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм и др.)

2.Диалектический материализм (материя и сознание)

3.Основные принципы современного материализма

4.Основные подходы к проблеме сознания

Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением: материализма — идеализму, диалектики — метафизике, естествознания — религии. Все, в конечном счете, зависит от того, как те или иные мыслители решают вопрос о природе, сущности мира. Объективный идеализм «отрывает» сознание от материи, от природы, наделяет его сверхприродной сущностью, по существу, обожествляет сознание. Можно сказать, что некоторые представители субъективного идеализма также «отрывали» сознание от материи.

Материализм подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Однако само это свойство и в учениях материалистов понималось по-разному. Например, некоторые из них считали, что сознание — это свойство всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (от греч. gilo — вещество, soi — жизнь). Представителями гилозоизма были нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), французский материалист Дени Дидро. (1713-1784) и др.

Аналогичную позицию занимает и панпсихизм (от греч. раn — все и psyche — душа).

Панпсихизм — это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием.

2. Диалектический материализм (материя и сознание)

Диалектический материализм также решает проблему сознания в его отношении с материей.

Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг, т.е. вполне определенное материальное образование.

Во-вторых, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей основе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др.

В-третьих, диалектический материализм рассматривает сознание как отражение объективного мира, вещей, явлений, процессов, их связей, свойств, отношений. Иными словами, диалектический материализм отрицает «самостоятельное», не связанное с материей, существование сознания. С точки зрения диалектического материализма сознание есть функция мозга, заключающаяся в отражении мира. Следовательно, в этом предельно кратком определении подчеркнуты два самых важных аспекта: во-первых, то, что сознание — это свойство мозга, а не всей материи, а во-вторых, то, что сознание по своему содержанию есть отражение мира.

Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности.

Материя — это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества.

Сознание — субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности.

Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз, сознание — это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете — это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень — желчь, желудок — желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное — противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, — это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания.

Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

избирательно и целенаправленно;

не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

регулирует саму деятельность человека и его поведение;

активно и целесообразно воздействует на мир;

отражает прошлое и устремлено в будущее в виде программирования и выбора средств достижения целей;

обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Вопрос о природе сознания

В первобытном обществе представление о сознании было выражено в представлении о душе. Душа понималась как некое существо в теле человека, способное покидать это тело. Отзвуки этих представлений существуют и поныне. В деревнях существует поверье, что нельзя будить спящего человека. Во время сна душа покидает тело, а сновидения не что иное, как то, что видит душа, покидая тело. Если мы разбудим человека, то душа не успеет вернуться.

Исторически следующим этапом было религиозное представление о сознании. В религии духовная субстанция отождествляется с богом. Бог — центральное понятие в религии. Бог — это абстракция человеческого сознания. У бога все качества — качества человека в гипертрофированном виде. Душа человека — частичка бога, бестелесное, бессмертное, нематериальное начало, самостоятельно существующее в потустороннем мире.

Дуализм: душа — самостоятельное начало, субстанция, которая существует независимо от материальной субстанции. Декарт признает существование двух равноправных и независимых субстанций: материальной и идеальной.

Объективный идеализм. Отрывает сознание от своего носителя, сознание — активное начало, противопоставление сознания материи, отрицание материи как субстанции. Мир есть проявление духовной субстанции, независимой от человека. Дух, идея — единственно верная реальность, которая настолько активна, что способна выступать творцом действительности. Такая точка зрения близка к религиозной, где нематериальный бог творит материальный мир из ничто. Представителями объективного идеализма были Платон (идея как причина и образец вещи, существующая до самой вещи), Гегель (абсолютная идея, развиваясь, порождает из себя все). Однако в объективном идеализме есть рациональное зерно. Объективный идеализм подчеркивает активный и творческий характер сознания, деятельная сторона сознания развивалась идеализмом.

Субъективный идеализм. Есть только сознание, материальный мир только лишь комплекс человеческих ощущений. Получается, что материя не существует объективно. Представителями субъективного идеализма являются Д. Беркли, махисты. Крайней точкой субъективного идеализма является солипсизм. Согласно солипсизму, несомненно, существует только одна реальность моего сознания. Существование же помимо моего сознания внешнего мира и других мыслящих субъектов подлежит сомнению. Сознание другого человека оказывается тоже комплексом ощущений.

Метафизический материализм. Сознание уже не отождествляется с душой. Ставится вопрос как проблема сознания.

Мышление человека способно выполнять только лишь функцию пассивного созерцания реального мира. На такую особенность метафизического материализма указал Маркс в «Тезисах о Фейербахе». Такое понимание сознания направлено против идеализма и религии, которые преувеличивали деятельный характер сознания.

Вульгарный материализм. Главная идея вульгарного материализма, что сознание материально. Впервые эта идея появилась у Демокрита. По Демокриту душа человека состоит из тонких, гладких, шаровидных атомов, но Демокрит еще не был вульгарным материалистом. Вульгарные материалисты, пытаясь объяснить духовные явления, сводили их к физиологии головного мозга. Сознание относится к мозгу, как любая функция к своему органу. Мозг материален, следовательно, его функция сознание — материальна. Сознание — это разновидность вещества. К вульгарному материализму относят французского врача и философа 18 века Пьера Кабани, который выдвинул гуморальную концепцию. Согласно этой концепции мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь. В середине 19 века сторонниками этой концепции были физиологи Бюхнер, Фогт, Молешот. Новый всплеск вульгарного материализма наблюдался в 20 веке в связи с появлением кибернетики и выражается в тезисе «машина может мыслить».

Гилозоизм. Одушевление всей природы. Ощущения, духовность — свойства всей материи. Всеобщая одушевленность материи, приписывание ей чувствительности и жизненность.

Гилоноизм. Сознание — свойство всей природы, материи. Спиноза, Дидро.

Материализм. С точки зрения современного материализма, сознание вторично, сознание производно от материи. Сознание есть итог развития материи, сознание появляется на определенном этапе развития материи. Сознание — это свойство высокоорганизованной материи — человека. Этой точки зрения придерживается современная наука.

Современный материализм дает следующие определения сознания. Сознание есть высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высоко организованной материей (человеком). Сознание — это человеческая способность идеального воспроизведения действительности.

Первичное свойство сознания, что оно носит отражательный характер. Отображаемый нашим сознанием объективный мир существует независимо от нашего сознания. В свою очередь сознание не может существовать без отражаемого предмета, который первичен по отношению к отражающему образу. Содержанием сознания являются образы. Другими словами, свое содержание сознание черпает в первую очередь из окружающего мира. Мысль всегда носит предметный характер. Мысли ни о чем быть не может, мысль всегда есть мысль о чем-то. Мысль всегда направлена на предмет. Отсюда вытекает, что сознание обладает относительно самостоятельным существованием, оно всегда существует и развивается в связи с чем-то другим. Во-первых, существует зависимость сознания от объекта (раз сознание черпает свое содержание из окружающей действительности), во-вторых — от субъекта (т.к. сознание всегда есть свойство человека, индивида, сознание нуждается в материальном субстрате для своего существования).

В связи с этим, еще Ленин определял сознание как субъективный образ объективного мира, имея в виду, что в образе есть субъективная и объективная компонента. Что составляет объективное содержание сознания, а что уже является субъективной добавкой? Вопрос о том, что эта субъективная существует не вызывает сомнения, так как один и тот же предмет разные люди воспринимают по-разному. Объективным содержанием сознания является все то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, то есть то, что сходно, тождественно с объективным миром. Субъективная сторона сознания то, что отличает последнее от внешнего мира. Вместе с тем субъективное может выполнять как негативную, так и позитивную функцию. Негативная: неполнота, неточность знания. Позитивная: субъективное есть необходимое условие познания. В связи с этим Ленин писал: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движение, не прервав, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого». Мысль способна расчленять реальность на элементы. Это дает свободу оперирования объективным содержанием сознания. Субъективное существует в форме ощущений, эмоций, представлений, убеждений.

Таким образом, сознание является субъективной реальностью, тогда как материю мы определяли как объективную реальность, данную нам в ощущении. Особенностью субъективной реальности является то, что, она закрыта для внешнего взгляда. Пример: преподаватель не знает, что о нем думают студенты, но и студенты не знают, что о них думает преподаватель. Почему сознание, мысли человека недоступны внешнему наблюдателю? Мысли чувственно не воспринимаемы, в отличие от материальных вещей. Это проявление специфического сущностного свойства сознания — идеальности, присущего только ему. Идеальным сознание называют потому, что образы человека не заключают в себе физических, химических и иных материальных свойств. Что может означать идеальность сознания, кроме того, что оно чувственно не воспринимаемо. Мы не можем мысль потрогать, понюхать, увидеть, услышать, попробовать на вкус. В чем состоит идеальность образов в голове человека. Чем отличается образ предмета от самого предмета? Чем отличается образ стола от самого стола?

Карл Маркс в послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» дает следующее определение идеального: «… идеальное ни что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Орлов дает другое определение: «Идеальное — предмет, лишенный своего непосредственного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувсвенного бытия и существующий на основе особого универсального субстрата — человека». Сознание обладает универсальным характером. Универсальность сознания заключается в том, что оно способно отражать любые материальные предметы. Человек может иметь образ любого материального мира.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ — Материализм, Идеализм, Дуализм, Эмпиризм, Рационализм.

Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и « Что является главным (первичным) в познании — чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм. В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм

МАТЕРИАЛИЗМ(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание — есть продукт материи. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. Сознание — это свойство такой материи, как человеческий мозг. Сознание не является самостоятельной субстанцией, т.е. не может существовать без материи, будучи ее свойством. Знаменитые философы-материалисты: Фалес, Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро, Маркс и многие другие. Философы, представляющие направление материализма, опираются на науку (прежде всего на естественные науки: физику, математику, химию и т.д.), многие положения философов-материалистов логически доказуемы.

Читайте также:  Восстановление зрения по методу профессора олега панкова

Вульгарный материализм. В философском материализме выделяется особое направлениевульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фохт, Молешотт) чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной; сознание считают такой же материей как и серое вещество человеческого мозга.

ИДЕАЛИЗМ (так называемая«линия Платона»)– направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир — это производная от идеи (нематериального).

В идеализме существуют два самостоятельных направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективный идеализм.(Платон, Лейбниц, Гегель и др.) Основатель — Платон.Согласно концепции объективного идеализма: идея является началом всех вещей и явлений материального мира. У Платона мир делится на два мира — «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» — материальный мир создан «миром идей». Каждая единичная вещь является воплощением идеи: например, живая, реальная лошадь – это воплощение идеи лошади, реальный, материальный дом – это воплощение идеи дома, реальные добрые и красивые люди — это воплощение идей добра и красоты и т.д.). «Мир идей» существует всегда, вечно, никогда не меняется; меняется только «мир вещей». Этот «мир идей» существует вне сознания человека, независимо от человека.

Субъективный идеализм. (Беркли, Юм и др.). — Идеи существуют только в сознании человека. Идеи материальных вещей также существуют только в сознании человека. Вне сознания отдельного человека идеи и материальные вещи не существует.

Идеализм как философское направление господствовал в древней Греции, в средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) — философское направление, которое допускает одновременное существование двух независимых первых начал мира (субстанций) — материальной (обладает свойством протяжения) и духовной (обладает свойством мышления). Материальная субстанция производит материальные вещи, а духовная субстанция — идеи. В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная. Материя и дух существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria — опыт) — в философии представляет одновременно и философское направление и метод в познании. Основатель эмпиризма — английский философ 17 века Ф.Бэкон. Важнейшими его представителями в 17-18 вв. были также Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Представители эмпиризма убеждены, что только чувственный опыт есть единственный источник знания, только органы чувств дают человеку надежное знание. Человеческий разум лишь обобщает материал, полученный органами чувств из опыта. Научный метод эмпиризма — индукция.Истинное знание мы получаем только из опыта, т.е. когда идем от частного к общему. Например, опыт показывает, что многие отдельные металлы (частное) плавятся, следовательно все металлы обладают свойством плавления (общее). Конечная цель познания — господство человека над природой. Характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, которое получено посредством органов чувствнашла выражение в различных формах позитивизма 19-20 вв. Позитивисты проводили резкую границу между теоретическим и эмпирическим знанием.Например, представители логического позитивизма, считали достоверными только так называемые протокольные предложения, которые являются концентрированным выражением чувственного опыта: «Корова — травоядное животное» , «У квадрата равные углы», «Все металлы плавятся», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Все подлинные научные теории и предложения могут быть сведены (редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено к протокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считали лишенным познавательного значения и попросту бессмысленным.

Эмпиризм является противоположностью рационализма.

Рационализм(от лат. ratio – разум) – философское направление и метод в познании. Основатель рационализма –французский философ 17 векаР.Декарт. Важнейшими его представителями в 17 в. были также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Представители рационализма убеждены в том, что истинное знание можно получить только из разумабез влияния опыта и ощущений. Научныйметод рационализма– дедукция.Истинное знание мы получаем только из разума, т.е. когда идем от общего (идей) к частному ( к опытным, чувственным фактам). Существуют истины, которые очевидны для разума (аксиомы) и не нуждаются в доказательстве посредством опыта, например, — бог, число, воля, тело, душа, «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Подобного рода истины дают возможность познавать эмпирический, чувственный мир. Разумрасширяет и углубляетзнаниячеловекаоб окружающем мире. Рационализм является противоположностью эмпиризма, иррационализма, философии жизни и др.

Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный) — особое направление и метод в философии. Важнейшие представители — Ницше, Шопенгауэр. Представители иррационализма отрицают возможность рационального (разумного) познания действительности. Иррационализм выдвигает на первый план нерациональные аспекты познавательных способностей человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. С их точки зрения сама жизнь, мир имеют алогичный характер, потому разум бессилен их познать.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а — отрицательная приставка, gnosis — знание, agnostos — недоступный познанию). Представители агностицизма убеждены в том, что мир непознаваем. Важнейшие представители — философы Нового времени (17 в.) — Д. Юм и И. Кант. И.Кантпризнает, что независимо от нас существует внешний мир — «вещь в себе». «Вещь в себе» — источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения и понятия дают нам представления — «вещи для нас». Но вопрос о том, похожи ли наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы видим алый цвет вишни, ощущаем ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все эти наши субъективные переживания наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только сквозь призму своей чувственности. Поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. После Канта каждый философ уже проводит границу между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей агностицизма в философии 20 в. был К. Поппер. Этот философ был убежден в том, что познавая мир человек получает не истинные знания, а лишь обнаруживает ложь в своих воззрениях. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании заблуждений.

Заслуга агностицизма перед философией заключается в том, что он опроверг позицию «наивного реализма» — веру в то, что внешний мир именно таков, каким мы его себе представляем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.

Различие философии и мировоззрения можно наблюдать, например, в ситуациях политических выступлений, где есть второе, но, как правило, нет первого. Это связано, прежде всего, с принципиальной идеологизированностью мировоззрения, с тем, что, по словам В. Бибихина, «мировоззрение – это всеобщее мобилизационное предписание». В то время как философия – свободная критическая мысль.

Вывод. «Философия не есть мировоззренческая проповедь». (М. Хайдеггер) Можно говорить о философском мировоззрении, но нельзя говорить, что философия это мировоззрение.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии выделяет следующие типы мировоззренческих установок: 1. Космоцентризм — свойственнен Античной философии; в центре размышлений упорядоченный мир — космос; 2. Теоцентризм — характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос);3. Антропоцентризм — философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человекастановится центральной для философских размышлений;4. Эгоцентризм — философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, вцентре отдельное «Я», субъективность.5. Эксцентризм — современная философия; дословно — не центризм, эго ирациональное начало определено вне человека.

Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит — огонь, Фалес-вода, Анаксимен- воздух, Демокрит — атомы и пустота.)

2. Метафизический — материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма — вульгарный.«Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь».Метафизические материалисты конца 18 века — Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют самосознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVIIв.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона»)— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея, она первична;

• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

• «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

4.Понятие метода философии:диалектика и метафизика , их разновидности. Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико- познавательной и практической деятельности. Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность. В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии.

Читайте также:  Рост числа людей с плохим зрением

Методы подразделяются на 3 группы: 1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.) 2. Общие( применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика). Метафизика — система знаний о «зафизических» явлениях. Диалектика — система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений — развитие (изменение не только количественное, но и качественное). 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики: 1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклически. Циклически происходящие изменения не изменяют качество. 2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь — внешняя. 3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения — внешний. Метафизики признают только внешние силы.( метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

Что есть сознание?

Природа сознания интересовала ещё древних философов, а в наше время к изучению данного феномена подключились и психологи. Но на вопрос, что есть сознание, до сих пор однозначного ответа так и не было получено. В статье мы рассмотрим сознание как с психологической, так и с философской точки зрения, причём не будем утверждать, что какая-либо из описанных теорий наиболее верна, — выводы каждый сделает сам.

Что есть сознание с точки зрения психологии

Сознание и психика

Старейшее психологическое определение сознания заключается в том, что оно приравнивается к человеческой психике или душе. Психологи далёкого прошлого считали, что есть только осознаваемая психика, и лишь намного позже сознание человека было отделено от психики. Точнее говоря, выяснилось, что психика — это не только сознание: в конце XIX – начале XX вв. психологи стали интересоваться и содержанием бессознательного психики. Хотя надо признать, что и по сей день многие учёные не уделяют достаточного внимания исследованиям бессознательного, предпочитая заниматься тем, что лежит на поверхности, то есть сознательными проявлениями человеческой психики.

Сознание и мышление

Следующее психологическое определение сознания человека заключается в том, что оно представляет собой мысли и переживания, которые человек имеет возможность описать доступным для других языком. То есть это не только речь, но и, например, мимика и жестикуляция, а также символические изображения. Таким образом, сознание представляется как некое коллективное знание о природе человека, передаваемое из поколения в поколение.

Ещё одна похожая точка зрения определяет сознание как исключительно вербальный, языковой факт. Иными словами, сознанием, как считают некоторые психологи, может обладать лишь тот, кто владеет речью. Получается, что человеческое сознание выступает здесь в качестве, опять же, коллективного знания об окружающих человека объектах, то есть фактически приравнивается к языковому мышлению. Кстати, на любопытные размышления о формах сознания читателя может навести следующая интересная статья.

Сознание и бессознательные состояния

И последнее психологическое определение сознания непосредственно связано с периодами сна и бодрствования. Когда человек бодрствует, говорят, что он находится в сознании, то есть адекватно воспринимает происходящее, а когда спит или находится в бессознательном состоянии, сознание отключается. Здесь структура сознания предстаёт перед нами как сочетание активной части нашей психики — собственно сознания, и пассивной — то есть бессознательного или подсознания, которое управляет нами во сне и в периоды, когда сознание отключается в результате травм или заболеваний, либо в результате специальных воздействий — например, гипноза.

Философская суть сознания

На первый взгляд, в философии немало путаницы относительно того, что же такое сознание. Однако некоторые философские системы уже давно и с кристальной ясностью формулируют то, чего не удавалось многим психологам на протяжении нескольких последних веков. Впрочем, перечислять и объяснять определения сознания с точки зрения той или иной философской школы — это тема не одной статьи, поэтому обозначим основные идеи.

Сознание с точки зрения дуализма

Прежде всего, рассмотрим дуалистическую точку зрения: дуализм говорит нам о том, что есть физические объекты и есть сознание, которое их воспринимает и познаёт. Таким образом, сознание отождествляется с духом человека, а тело (объект) — с материей. Но ошибочно предполагать, что дуалисты превозносили сознание и принижали сущность материи. Напротив, они считали эти субстанции равными и одинаково важными, не способными существовать друг без друга.

Восточные учения и бихевиоризм

На первый взгляд, просто подходят к определению сознания бихевиористы — они воспринимают его лишь как поведение человека, либо его склонность к определённому поведению. То есть сознание с точки зрения бихевиоризма представляет собой набор склонностей и привычек, реализуемых человеком в поведении. Казалось бы, какое упрощение! Но если читатель знаком с такой восточной философской системой, как адвайта-веданта — одним из самых радикальных проявлений индуизма, то он вряд ли удивится.

Что же говорит нам адвайта? Человек в своём поведении несвободен, так как оно (поведение) определяется целым рядом факторов — воспитанием, жизненным опытом, реакциями на действия окружающих и даже на собственные мысли. Да и даже мысли — разве возникают они по нашей воле? Впрочем, не будем углубляться в адвайту, а продолжим знакомство с философскими определениями сознания.

Сознание с точки зрения идеализма, материализма и функционализма

Противоположные точки зрения на природу сознания представляют идеалисты и материалисты (что естественно). Последние считают, что всё, что нас окружает, должно иметь физическую природу, то есть так или иначе быть проявлено. Поэтому сознание с точки зрения материалиста — это просто качество материи. Идеалисты же считают сознание первичным, отождествляя его с восприятием. С точки зрения идеализма материя не существует вне восприятия.

Наконец, функционалисты воспринимают сознание как инструмент для выполнения определённых действий, то есть выводят его за рамки духа и материи, ведь с точки зрения этой теории любое психическое состояние также выполняет определённую функцию.

Таковы основные философские теории, в которых описывается феномен сознания. Конечно, существует немало и других определений природы и формы сознания, однако все они так или иначе пересекаются с уже рассмотренными нами.

Материализм и идеализм в понимании общества и его истории.

Идеализм в социальной философии основывается главным образом на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной, ибо прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности — духовной, экономической, политической и т.д. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению (материализации) в какой-либо практический результат.

вывод: сознание первично, все остальное в обществе вторично, производно от сознания, определяется им. Материалистический подход к пониманию общества также заключается в признании объективных основ его существования и развития. Это последовательно обосновывается в социальной философии марксизма. Однако объективные основы развития общества усматриваются в материальных условиях развития общества. меняется исходное начало и вся система координат в рассмотрении явлений общественной жизни, их природы, сущности, характера их взаимодействия. Создается иная картина причинно-следственных взаимозависимостей внутри общества.

Данный подход составляет сущность современной диалектико-материалистической социальной философии как философской теории развития общества

Таким образом, развитие общества предстает как «естественно-исторический процесс», развивающийся по своим объективным законам. Подчеркивается, что его развитие носит противоречивый характер. Многообразные социальные противоречия, прежде всего в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники происходящих в нем изменений и развития.

Вопрос 19. Философия о природе и сущности человека. Общество и личность. Свобода и ответственность личности.

Человек – высшая ступень развития жизни на Земле; социально-природное существо, обладающее сознанием и способностью к творчеству; субъект и одновременно продукт общественно-исторической деятельности и культуры.

Природа человека – философское понятие, выявляющее место человека в структуре окружающей его действительности, наличие у него общих с ней и специфических только для него признаков.

Сущность человека – философское понятие, выражающее качественную определенность человека как рода, основное отличие, выделяющее его из окружающего, прежде всего животного мира.

1) Личность — уникальная духовно-телесная целостность человека,набор социально значимых черт, превращающих человека в личность

Свобода-относительная независимость личности от окружающей среды, способность и возможность выбора своих целей и поступков в пределах познанной ею природной и социальной необходимости (закономерностей). Другой стороной свободы является ответственность личности, проявляющаяся в ее отношении к природе и обществу, к своим социальным обязанностям, социальным нормам и ценностям.

Детерминизм (лат. «детерминере» — определять, ограничивать) – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинно-следственную обусловленность всех явлений и на это основе отрицающая в мире всякую случайность, а значит и проявление какой-либо свободы

Индетерминизм – противоположная детерминизму философская концепция, отрицающая всеобщую причинную зависимость и закономерность в мире, абсолютизирующая случайность и на этой основе рассматривающая действия личности как абсолютное проявление ее воли.

Фатализм (лат. «фатум» — судьба, предопределенность) – вера в неотвратимость событий, в то, что все в мире предопределено некоей таинственной силой (роком, судьбой).

Волюнтаризм (лат. «волюнтариус») – противоположная фатализму позиция, приписывающая воле человека неограниченные возможности управления его поступками.

Вопрос 20. Духовная жизни общества. Общественное сознание и его структура.

Общественное сознание – духовная сторона общественной жизни людей, представляющая собой систему социально распространенных чувств, настроений, представлений и идей, отражающих в различных формах все разнообразие общественного бытия людей.

Эмпирический уровень общественного сознания — отражение действитель­ности в непосредственном опыте масс, целостное ­восприятие, переживание и понимание мира со стороны его явлений и, прежде всего, в эмоционально-рассудочных формах.

Теоретический уровень общественного сознания— от­ражение концептуальной форме существенных связей и закономерностей действи­тельности и находит свое выражение в науке, а также на уровне идеологии в других фор­мах общественного сознания.

Общественная психология – Эмпирический уровень осознания людьми окружающей их социальной действительности, включающий в себя, ее оценку, а также чувства, переживания, настроения со­циальных групп людей (народов, наций, классов, возрастных и профессиональных групп и т.д.).

Идеология – система теоретических идей, установок и принципов, отражающая интересы определенных социальных слоев и групп, вырабатываемых специально подготовленными их представителями (идеологами).

Формы общественного сознания – специфические способы отражения в общественном сознании различных сфер природного и общественного бытия людей, различающиеся по предмету и характеру отражения, по времени и условиям своего происхождения, по выполняемым социальным функциям. К формам общественного сознания традиционно относят нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное сознание, политическое и правовое сознание, философию и науку.

1. Раскройте содержание понятия «идеальное» с точки зрения диалектического материализма.

Согласно Диалектическому материализму, сознание- функция мозга, отражение объективного мира. Процесс осознания мира и психическая деятельность вообще возникают и развиваются из реального взаимодействия человека с миром через его общественные отношения. Т. о., за пределами гносеологии сознание не противостоит материи и «различие идеального от материального. не безусловно, не überschwenglich (чрезмерно. — Ред.)», (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 104). Предметы, их свойства и отношения, будучи отражёнными в мозгу, существуют в нём в форме образов — идеально. Идеальное же — это не особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира.

2.Английскому философу Дж. Локку принадлежит утверждение: «В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах», — а Готфриду Лейбницу — «в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах кроме самого разума». Сопоставьте философские позиции авторов. В чем вы видите причину их философского спора? Свой ответ аргументируйте.

В гносеологии рационалист Лейбниц искал компромисс между рационализмом, эмпиризмом и сенсуализмом. Он подверг критике идею Дж. Локка о «чистой доске». К тезису Локка «в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах» Лейбниц добавил слова «кроме самого разума». Таким образом, Лейбниц пришел к выводу о прирожденной способности разума к познанию ряда идей, например, «тождества», «бытия», а также истин логики и математики. Однако такая прирожденная способность не подобна «врожденным идеям» Декарта, а выступает скорее «предрасположенностью» разума

3.Дайте определение понятию «сознание» с точки зрения такого философского направления как материализм.

– высшая, свойственная только человеку способность целенаправленно отражать действительность в обобщенно-абстрактных мыслительных формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Важнейшей характеристикой С. является также способность к рефлексии, т.е. к самосознанию.

4. Раскройте содержание понятия «материя» с точки зрения философской системы Г. Гегеля.

Материя(лат.: «материа» — вещество) – центральная категория материалистической философии, выражающая субстанцию и субстрат всех реально существующих в мире вещей и явлений. В истории материализма содержание понятия М. неоднократно изменялось и углублялось. В современном материализме М. определяется как «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существую независимо от них» (В.И.Ленин).

Читайте также:  Как можно сохранить зрение и слухи

разум, по мнению Гегеля, не особенность человека, а первооснова мира, природы, человека, всемирной истории. Из этого следует, что мир в основе своей ЛОГИЧЕН и развивается по законам, внутренне при­сущим разуму.

5. Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения материализма.

. Возвращаясь к понятию бытие, к рассмотрению бытие с точки зрения диалектического материализма, бытие как таковое есть материя. Это бесконечное многообразие вещей, находящихся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, представляющих собой единство многообразного, есть ничто иное как материя. Доводы диалектического материализма подкреплены открытия в области естественно-научного и гуманитарного знания.

6. Раскройте содержание понятия «бытие» с точки зрения объективного идеализма.

. Бытие с точки зрения Объективного идеализма – мир , в кот. духовное начало первичное , определяющее картину мира, а материальное лишь производное от духовного.

7. Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения субъективного идеализма.

Бытие с точки зрения Субъективного идеализма – мир , в кот. духовное начало первичное , материальное либо отрицается , либо ставится под сомнение. Единственная реальность кот. признает – ощущение объекта.

8. Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии Г. Гегеля.

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике.

9. Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии марксизма.

В марксизме диалектика — это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

Материализм и идеализм о причинах возникновения сознания

Этапы

Античная философия.( Натурфилософский этап,(занимается поиском научных ответов на философские вопросы, заним. изуч. таких. фил. понятий как материя,сила,жизнь,пространство,время,закон природы; главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала;) Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу. Школа софистов, Сократ) Классический.(Платон, Аристотель); Эллинистически-Римский Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; Неоплатонизм (философия сближается с религией)

1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками («физис» — природа). Этот интерес был обусловлен арактером древнегреческой мифологии, которая была «религией» природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнефеческой мифологии — проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос «кто родил космос, то философия — «из чего он произошёл?
2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и антологизм.
Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир — сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека; Антологизм. Антология — учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только
значится существующим;
3. Стихийная диалектика мышления. Космос — главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит — огонь, Даллес — вода. Демокрит — атом, Платон — идея),неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.

Средневековая философия — IV-XIV вв.; Мировоззр. эпохи средневековья – теоцентризм(философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) (Этапы: Патристика(2-7вв)-учение отцов церкви, которые соединяли античную философ. и религиозные положения (Августин Блаженный произв. «Исповедь»); Этап становления схоластики (7-12вв) (Боэций,Эриуген,Абеяр); Расцвет схоластики (13 век)(Бэкон,Альберт Великий,Фома Аквинский) – философия которая преподавалась в шк. Обоснование религ. догматов логическим путем. Представиинтель – Фома Аквинский)

Харак. черты: 1)Идеализм(дух первичен); 2)Догматизм(беспрекословная вера); 3)Креационизм(Бог создал все из ничего

Эпоха возрождения (XIV-XVII)Представители: Николай Кузанский, Э.Роттердамский, Макиавелли, Монтень.

Харак. черты: адропоцентризм(человек-центр вселенной), гуманизм(признание прав и свобод человека), эстетическое восприятие действительности, реформация(возникн. протенционализма,у католич отним позиции),

Пантеизм(Бог во всем),секуляризация(ослабление влияния церкви на все сферы жизни)

Основной философ. вопрос средневеков. эпохи – вопрос об универсалиях. Общие понятия – это предметы и их свойства, а единичное – это конкретный предмет. Спор об общих понятиях разделил философов на:

реалистов(считали, что общие понятия существ. реально, как дух. сущности вещей) и

номеналистов(считали что общ. понятий не сущ., сущ. реальный предмет, а общие понятия – это их наименования) Номеналист Оккам окончательно разделил область веры и область знания.

Философия «Нового времени» — XV-XIX вв.;Мировоззр. эпохи нов. времени – механицизм (в основе всех явлений лежит механика), Деизм – Богу отводиться только роль первотолчка: создал, запустил и все. Ярко выражена материалистическая тенденция. В поисках истиного метода познания мира философия делится на 2 направления: эмпиризм(в основе истиного познания лежит опыт и чувственные данные; главный научный метод – индукция(от частн.к общ.) представит: Френсес Бэкон, Д.Локк) и рационализм(главный источник познания – разум и логика представит: Р.Декарт,Спиноза,Лейбниц. «Мыслю, следовательно существую» — Р.Декарт. Главный метод рационализма – дедукция (от общ. к частному). Декарт – дуалист, он создал учение о врожденных идеях.

Софисты –термин, котор. в древнегреч литературе обозначали учителей мудрости, красноречия, философов 2ой пол. V- 1ой половины IVвв до н.э. Они впервые в Греции стали преподавать свое искусство за плату. В наше время термин «софист» употребл. в значении «ученого, искусно вводящего в заблуждение» Значения слова изменилось благодаря противникам софистов (Сократ,Ксенофонт,Платон,Аристофан), которые высмеивали софистику и считали, что софисты заблуждаются и выдают желаемое за действительное.

Сократ –(469г до н.э – 399г Афины). Древнегреч. философ. «Сократич. метод» — метод последовательно и ситематически задаваемых вопросов, имеющ. своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и признанию собствен. невежества. «Индукция Сократа» — установление общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения. Метод Сократа – «майевтика». Сократ считал главным пороком невежество, знания для него – высшая добродеятель

Онтоло́гия — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем»

Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Мате́рия — объективная реальность, существующая вне человеческого сознания и отображаемая им.

Формы существования материи:

1)Пространство (форма существования выражающая протяженность объектов, их строение. ; Свойства: протяженность, однородность, трехмерность, изотропность(одинаковость физических свойств среды по всем направлениям)

2)Время (форма существования материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояния ; Свойства: длительность, одномерность, однородность, необратимость)

3)Движение — философская категория, отражающая любые изменения в мире. (св-ва неуничтожимость , вечность)

Формы движения: механическая,физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная), химическая,биологическая.,социальная,географическая

Сознание –высший уровень психологического отражения действительности.

Материализм и идеализм о причинах возникновения сознания

С точки зрения материалистов причина возникновения сознания – длительная биологическая эволюция материй.

Вульгарный материализм (представители Бюхнер, Фохт, Молешотт) – считают «мозг предназначен для машления, как печень для выделения желчи».

С точки зрения идеализма сознание развивается по своим собственным законам и дано нам свыше. Объективный идеализм считает, что мир существует независимо от сознания человека. Субъективный идеализм считает первичным сознание человека. Крайнее проявление субъективного идеализма – солипсизм («нет меня – нет мира»)

1)Разум – главная часть сознания, условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Может иметь форму фантазии, воображения, логики. Обеспечивает взаимопонимание людей, необх для их общения и совместной деятельности.

2)Чувства – условие и следствие избирательного отношения к миру. Все что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. В результате у человека формируется богатый эмоц. мир.

3)Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поствленных целей за счет мобилизации сил необходимых для их достижения. Воля нужна для противостояние неблагоприятным воздействиям, для обеспечения псих. устойчивости.

2)Связывание вновь поступившей инф-ии с имеющимися знаниями.

3)Выделения себя из окружающего мира и противопоставления себя ему как субъект объекту.

5)Мысленное моделирование и учет возможных последствий

Самосознание – есть форма сознания, это осознание человеком своих действий,чувств,мыслей,мотивов поведения, интересов,своего положения в обществе. Самосозн. – это сознание направл. на самого себя.

Включает в себя: 1)Самонаблюдение, 2)Самоконтроль, 3)Самоанализ

Язык и мышление.Мышление – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Язык – это знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общ-ва. Виды языка: естественный, искусственный, язык жестов, мимика, вербальное общение (речь), письменность, музыка.

3 закона диалектики.Закон – связь которая характеризуется всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

1)Закон единства и борьбы противоположности. Этот закон раскрывает источник движущей силы развития и дает ответ на вопрос «почему?» Суть закона в том, что в любом предмете существуют противоположные стороны – противоположности (это стороны системы имеющ. противоположн. тенденции изменения). Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимодополнять друг друга. Для того, чтобы противоположности образовали противоречия, они должны находиться во взаимодействии. Противоречия – это поцесс, его этапы: 1)гармония, 2)дисгармония, 3)конфликт. Чтобы стать источником развития, противоречия должны разрешаться. Противоречия – это ядро диалектики.

2)Закон перехода количества в качество и обратно. Этот закон раскрывает общий механизм развития и даёт ответ на вопрос «как совершается развитие?». Суть закона: в процессе развития количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности количественных изменений. Качество – это совокупность существенных свойств, выражающих определенность вещи. Количество характеризует яления со стороны его величины, интенсивности и т.д. Мера – это единство качественной и количественной опредиленности. Скачок – это процесс перехода от старого качества к новому.

3)Закон «отрицания отрицания». Этот закон харак. развитие со стороны его направленности и результата и дает ответ на вопрос «Каков характер поступательного развития ?». Суть: в процессе развития каждая последующая ступень является с одной стороны отрицанием предшествующей ступени, а с другой отрицанием этого отрицания т.к. воспроизводит в изменившемся предмете некоторые св-ва и кач-ва отрицаемого предмета.

В процессе развития сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, т.е. сохранение св-в старой системы обогащенных новым качеством. Напр. почка > цветок > плод

Отрицание бывает метафизическим (ведет к разрушению системы) и диалектическим (ведет к возникновению новой качественной ступени (уровня), которая базируется на предыдущей)

Формы познания мира:

Обыденная – констатирует, как протекает то или иное событие, рождается с опытом повседневной жизни.

Мифологическая – происходит на основе представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

Религиозная – основано на вере в существование сверхъестественных сил и существ, которые являются предметом поклонения.

Художественная – дает целостное отображение мира и человека в нем на основе художественного образа.

Философская – рассматривает мир с точки зрения его предельных оснований, стремясь выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия.

Научная – высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой.

Социальная – включенность человека как социального существа в общественную жизнь, которую он изучает; общество познает себя.

3 формы чувственного познания:

1)ощущение (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др) – под этим понимают отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состяний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

2)восприятие – это отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы.

3)представление – это возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.

3 формы рационального познания:

1)понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов реальной действительности.

2)суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями.

3)умозаключение – это рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Умозаключения формируются на базе суждений и понятий.

Рациональное познание отличается от чувственного своим опосредованным характером.

| следующая лекция ==>
|

Дата добавления: 2017-03-18 ; просмотров: 918 | Нарушение авторских прав

Источники:
  • http://studwood.ru/907712/filosofiya/vopros_prirode_soznaniya
  • http://studopedia.ru/15_22834_osnovnie-napravleniya---materializm-idealizm-dualizm-empirizm-ratsionalizm.html
  • http://poisk-ru.ru/s7227t1.html
  • http://elhow.ru/psihologija/psihologicheskie-ponjatija/chto-est-soznanie
  • http://megapredmet.ru/1-31616.html
  • http://lektsii.org/16-44134.html