Меню Рубрики

Сознание с точки зрения идеализма и материализма

В первобытном обществе представление о сознании было выражено в представлении о душе. Душа понималась как некое существо в теле человека, способное покидать это тело. Отзвуки этих представлений существуют и поныне. В деревнях существует поверье, что нельзя будить спящего человека. Во время сна душа покидает тело, а сновидения не что иное, как то, что видит душа, покидая тело. Если мы разбудим человека, то душа не успеет вернуться.

Исторически следующим этапом было религиозное представление о сознании. В религии духовная субстанция отождествляется с богом. Бог — центральное понятие в религии. Бог — это абстракция человеческого сознания. У бога все качества — качества человека в гипертрофированном виде. Душа человека — частичка бога, бестелесное, бессмертное, нематериальное начало, самостоятельно существующее в потустороннем мире.

Дуализм: душа — самостоятельное начало, субстанция, которая существует независимо от материальной субстанции. Декарт признает существование двух равноправных и независимых субстанций: материальной и идеальной.

Объективный идеализм. Отрывает сознание от своего носителя, сознание — активное начало, противопоставление сознания материи, отрицание материи как субстанции. Мир есть проявление духовной субстанции, независимой от человека. Дух, идея — единственно верная реальность, которая настолько активна, что способна выступать творцом действительности. Такая точка зрения близка к религиозной, где нематериальный бог творит материальный мир из ничто. Представителями объективного идеализма были Платон (идея как причина и образец вещи, существующая до самой вещи), Гегель (абсолютная идея, развиваясь, порождает из себя все). Однако в объективном идеализме есть рациональное зерно. Объективный идеализм подчеркивает активный и творческий характер сознания, деятельная сторона сознания развивалась идеализмом.

Субъективный идеализм. Есть только сознание, материальный мир только лишь комплекс человеческих ощущений. Получается, что материя не существует объективно. Представителями субъективного идеализма являются Д. Беркли, махисты. Крайней точкой субъективного идеализма является солипсизм. Согласно солипсизму, несомненно, существует только одна реальность моего сознания. Существование же помимо моего сознания внешнего мира и других мыслящих субъектов подлежит сомнению. Сознание другого человека оказывается тоже комплексом ощущений.

Метафизический материализм. Сознание уже не отождествляется с душой. Ставится вопрос как проблема сознания.

Мышление человека способно выполнять только лишь функцию пассивного созерцания реального мира. На такую особенность метафизического материализма указал Маркс в «Тезисах о Фейербахе». Такое понимание сознания направлено против идеализма и религии, которые преувеличивали деятельный характер сознания.

Вульгарный материализм. Главная идея вульгарного материализма, что сознание материально. Впервые эта идея появилась у Демокрита. По Демокриту душа человека состоит из тонких, гладких, шаровидных атомов, но Демокрит еще не был вульгарным материалистом. Вульгарные материалисты, пытаясь объяснить духовные явления, сводили их к физиологии головного мозга. Сознание относится к мозгу, как любая функция к своему органу. Мозг материален, следовательно, его функция сознание — материальна. Сознание — это разновидность вещества. К вульгарному материализму относят французского врача и философа 18 века Пьера Кабани, который выдвинул гуморальную концепцию. Согласно этой концепции мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь. В середине 19 века сторонниками этой концепции были физиологи Бюхнер, Фогт, Молешот. Новый всплеск вульгарного материализма наблюдался в 20 веке в связи с появлением кибернетики и выражается в тезисе «машина может мыслить».

Гилозоизм. Одушевление всей природы. Ощущения, духовность — свойства всей материи. Всеобщая одушевленность материи, приписывание ей чувствительности и жизненность.

Гилоноизм. Сознание — свойство всей природы, материи. Спиноза, Дидро.

Материализм. С точки зрения современного материализма, сознание вторично, сознание производно от материи. Сознание есть итог развития материи, сознание появляется на определенном этапе развития материи. Сознание — это свойство высокоорганизованной материи — человека. Этой точки зрения придерживается современная наука.

Современный материализм дает следующие определения сознания. Сознание есть высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высоко организованной материей (человеком). Сознание — это человеческая способность идеального воспроизведения действительности.

Первичное свойство сознания, что оно носит отражательный характер. Отображаемый нашим сознанием объективный мир существует независимо от нашего сознания. В свою очередь сознание не может существовать без отражаемого предмета, который первичен по отношению к отражающему образу. Содержанием сознания являются образы. Другими словами, свое содержание сознание черпает в первую очередь из окружающего мира. Мысль всегда носит предметный характер. Мысли ни о чем быть не может, мысль всегда есть мысль о чем-то. Мысль всегда направлена на предмет. Отсюда вытекает, что сознание обладает относительно самостоятельным существованием, оно всегда существует и развивается в связи с чем-то другим. Во-первых, существует зависимость сознания от объекта (раз сознание черпает свое содержание из окружающей действительности), во-вторых — от субъекта (т.к. сознание всегда есть свойство человека, индивида, сознание нуждается в материальном субстрате для своего существования).

В связи с этим, еще Ленин определял сознание как субъективный образ объективного мира, имея в виду, что в образе есть субъективная и объективная компонента. Что составляет объективное содержание сознания, а что уже является субъективной добавкой? Вопрос о том, что эта субъективная существует не вызывает сомнения, так как один и тот же предмет разные люди воспринимают по-разному. Объективным содержанием сознания является все то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, то есть то, что сходно, тождественно с объективным миром. Субъективная сторона сознания то, что отличает последнее от внешнего мира. Вместе с тем субъективное может выполнять как негативную, так и позитивную функцию. Негативная: неполнота, неточность знания. Позитивная: субъективное есть необходимое условие познания. В связи с этим Ленин писал: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движение, не прервав, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого». Мысль способна расчленять реальность на элементы. Это дает свободу оперирования объективным содержанием сознания. Субъективное существует в форме ощущений, эмоций, представлений, убеждений.

Таким образом, сознание является субъективной реальностью, тогда как материю мы определяли как объективную реальность, данную нам в ощущении. Особенностью субъективной реальности является то, что, она закрыта для внешнего взгляда. Пример: преподаватель не знает, что о нем думают студенты, но и студенты не знают, что о них думает преподаватель. Почему сознание, мысли человека недоступны внешнему наблюдателю? Мысли чувственно не воспринимаемы, в отличие от материальных вещей. Это проявление специфического сущностного свойства сознания — идеальности, присущего только ему. Идеальным сознание называют потому, что образы человека не заключают в себе физических, химических и иных материальных свойств. Что может означать идеальность сознания, кроме того, что оно чувственно не воспринимаемо. Мы не можем мысль потрогать, понюхать, увидеть, услышать, попробовать на вкус. В чем состоит идеальность образов в голове человека. Чем отличается образ предмета от самого предмета? Чем отличается образ стола от самого стола?

Карл Маркс в послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» дает следующее определение идеального: «… идеальное ни что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Орлов дает другое определение: «Идеальное — предмет, лишенный своего непосредственного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувсвенного бытия и существующий на основе особого универсального субстрата — человека». Сознание обладает универсальным характером. Универсальность сознания заключается в том, что оно способно отражать любые материальные предметы. Человек может иметь образ любого материального мира.

СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, обозначающее человеческую способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. В диалектиче­ском материализме С. рассматривается как осознанное бытие, как субъек­тивный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному. В более узком смысле С. — высшая форма психического от­ражения, свойственная человеку и связанная с речью. С. возникает и функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с ре­альностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, общест­венно-исторической практики. Идеализм исходит из того, что С. развива­ется имманентно и может быть понято исключительно из самого себя как самостоятельная сущность, не зависимая от внешнего мира. По мнению восточной философии, С. есть энергия, наиболее мощная из всех видов энергий в космосе, обладающая огромной разрушительной и созидательной силой, и как вид энергии С. материально.

Трактовки сущности сознания:

1) Объективный идеализм

2) Субъективный идеализм (солипсизм)

3) Физикализм (материализм)

4) Умеренный материализм

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направ­лениями) находятся:

1)Объективный идеализм— признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (твор­ческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»,сознание-дао,абсолютный дух,богословие,с.-искра Божия.

2)Солипсизм— другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная дос­товерная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.). Реальность только в восприятии.

3)Физикализм (материализм)-крайне материалистический подход к про­блеме сознания, согласно которому сознания как самостоятель­ной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно­научных достижений, и, в частности, на следующих фактах: •головной мозг человека действительно является слож­нейшим «механизмом» природы, высшим уровнем органи­зации материи; *сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; *человечество получило возможность создавать искусст­венный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект; *медикаментозное влияние на организм человека может отра­жаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов – это идеальность сознания:*образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы; *сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; *никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм(в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются: • «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождеств­ляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) — пытается дока­зать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

*теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»). ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ(от лат. vulgaris — обыкновенный, простой) — течение в буржуазной философии середины XIX в., представи­тели которого (У. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) крайне упрощали мате­риалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания как обще­ственного по своей природе, отождествляя его с материей (мозг выделяет мысль также, как печень желчь).

Сенсуализмсознание из ощущений.

4)умеренный материализм (дуализм)— считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним ка­чество идеальности) — точка зрения, наиболее распро­страненная в российской философии. Включает в себя духовное и материальное.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой вмире существует огромное количество неделимых бессмертных монад — первичных духовных единиц, в ко­торых заключена энергия Вселенной и которые явля­ются основой сознания и порождаемой им материи; *теория Тейяра де Шардена, согласно которой сознание — надчелове­ческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи; *теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигант­ский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю; •теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с чело­веческим мозгом и «заряжает» его разумом; •теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, оду­шевленность — свойство материи.ГИЛОЗОИЗМ— философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную). Согласно Г. материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух — без материи. Г. характерен для ранней древнегреческой философии. *Основная идея другой, «биологической» точки зрения:сознание — порождение живой природы и присуще всем

живым организмам. *Согласно «человеческой» точке зрениясознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Интенциональность— направленность на предмет. Соз­нание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие:

*предмета сознания (что «видит» сознание);*формы (как оно воспринимает предмет).

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка.Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. ЯЗЫК — является специфически социальным средством хранения и передачи информации. Как система знаков Я. служит средством выраже­ния и объективизации идеального, он материальная оболочка мысли. Я. возникает из потребностей, из настоятельной необходимости общения лю­дей. Благодаря Я. и с помощью Я. осуществляется специфически человече­ская форма передачи социального опыта, культурных ценностей и тради­ций. Материализм считает, что наряду с общественным характером труда определяет специфику сознания и человеческой психики в целом.

Читайте также:  Два признака которые с точки зрения вебера

ОТРАЖЕНИЕ— всеобщее свойство материи, которое заключается в способности одних материальных тел, систем, объектов в результате их взаимодействия с другими, специфически воспроизводить особенности по­следних в своем внутреннем состоянии. Иными словами, эта своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. О выступает в качественно различных формах в зависимости от уровня орга­низации материи: неорганическая материя; органическая материя (расти­тельный мир, животный мир), человеческое общество. Каждому виду материи соответствует и форма О.: в неорганической материи — механическая, физическая, химическая; в органической — пси­хическая (раздражимость, чувствительность), социально-психическая, со­циально-кибернетическая. Все формы О. взаимосвязаны, высшие формы возникают на основе низших, но не сводятся к ним.

Ключевыми понятиями теории отражения являются: *отражение; *раздражимость; •чувствительность;

•психическое отражение; •сознательная форма отражения.Формами биологического отражения(присущего живым организмам) являются:*раздражимость;• чувствительность;• психическое отражение.

Раздражимость— простейшая форма биологического от­ражения реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример — высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем».

Чувствительность— следующая, более высокая форма биологического отражения — способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение— систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, осо­бенно высших) моделировать поведение в целях приспособ­ления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, нахо­дить из них правильный выход.

Сознание— высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание-наиболее полное отражение окружающего мира и его осмыс­ление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности созна­ния на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные подходы к проблеме сознания в философии

1.Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм и др.)

2.Диалектический материализм (материя и сознание)

3.Основные принципы современного материализма

4.Основные подходы к проблеме сознания

1. Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм)

Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением: материализма — идеализму, диалектики — метафизике, естествознания — религии. Все, в конечном счете, зависит от того, как те или иные мыслители решают вопрос о природе, сущности мира. Объективный идеализм «отрывает» сознание от материи, от природы, наделяет его сверхприродной сущностью, по существу, обожествляет сознание. Можно сказать, что некоторые представители субъективного идеализма также «отрывали» сознание от материи.

Материализм подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Однако само это свойство и в учениях материалистов понималось по-разному. Например, некоторые из них считали, что сознание — это свойство всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (от греч. gilo — вещество, soi — жизнь). Представителями гилозоизма были нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), французский материалист Дени Дидро. (1713-1784) и др.

Аналогичную позицию занимает и панпсихизм (от греч. раn — все и psyche — душа).

Панпсихизм — это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием.

2. Диалектический материализм (материя и сознание)

Диалектический материализм также решает проблему сознания в его отношении с материей.

Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг, т.е. вполне определенное материальное образование.

Во-вторых, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей основе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др.

В-третьих, диалектический материализм рассматривает сознание как отражение объективного мира, вещей, явлений, процессов, их связей, свойств, отношений. Иными словами, диалектический материализм отрицает «самостоятельное», не связанное с материей, существование сознания. С точки зрения диалектического материализма сознание есть функция мозга, заключающаяся в отражении мира. Следовательно, в этом предельно кратком определении подчеркнуты два самых важных аспекта: во-первых, то, что сознание — это свойство мозга, а не всей материи, а во-вторых, то, что сознание по своему содержанию есть отражение мира.

Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности.

Материя — это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества.

Сознание — субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности.

Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз, сознание — это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете — это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень — желчь, желудок — желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное — противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, — это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания.

Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

избирательно и целенаправленно;

не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

регулирует саму деятельность человека и его поведение;

активно и целесообразно воздействует на мир;

отражает прошлое и устремлено в будущее в виде программирования и выбора средств достижения целей;

обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Что есть сознание?

Природа сознания интересовала ещё древних философов, а в наше время к изучению данного феномена подключились и психологи. Но на вопрос, что есть сознание, до сих пор однозначного ответа так и не было получено. В статье мы рассмотрим сознание как с психологической, так и с философской точки зрения, причём не будем утверждать, что какая-либо из описанных теорий наиболее верна, — выводы каждый сделает сам.

Что есть сознание с точки зрения психологии

Сознание и психика

Старейшее психологическое определение сознания заключается в том, что оно приравнивается к человеческой психике или душе. Психологи далёкого прошлого считали, что есть только осознаваемая психика, и лишь намного позже сознание человека было отделено от психики. Точнее говоря, выяснилось, что психика — это не только сознание: в конце XIX – начале XX вв. психологи стали интересоваться и содержанием бессознательного психики. Хотя надо признать, что и по сей день многие учёные не уделяют достаточного внимания исследованиям бессознательного, предпочитая заниматься тем, что лежит на поверхности, то есть сознательными проявлениями человеческой психики.

Сознание и мышление

Следующее психологическое определение сознания человека заключается в том, что оно представляет собой мысли и переживания, которые человек имеет возможность описать доступным для других языком. То есть это не только речь, но и, например, мимика и жестикуляция, а также символические изображения. Таким образом, сознание представляется как некое коллективное знание о природе человека, передаваемое из поколения в поколение.

Ещё одна похожая точка зрения определяет сознание как исключительно вербальный, языковой факт. Иными словами, сознанием, как считают некоторые психологи, может обладать лишь тот, кто владеет речью. Получается, что человеческое сознание выступает здесь в качестве, опять же, коллективного знания об окружающих человека объектах, то есть фактически приравнивается к языковому мышлению. Кстати, на любопытные размышления о формах сознания читателя может навести следующая интересная статья.

Сознание и бессознательные состояния

И последнее психологическое определение сознания непосредственно связано с периодами сна и бодрствования. Когда человек бодрствует, говорят, что он находится в сознании, то есть адекватно воспринимает происходящее, а когда спит или находится в бессознательном состоянии, сознание отключается. Здесь структура сознания предстаёт перед нами как сочетание активной части нашей психики — собственно сознания, и пассивной — то есть бессознательного или подсознания, которое управляет нами во сне и в периоды, когда сознание отключается в результате травм или заболеваний, либо в результате специальных воздействий — например, гипноза.

Философская суть сознания

На первый взгляд, в философии немало путаницы относительно того, что же такое сознание. Однако некоторые философские системы уже давно и с кристальной ясностью формулируют то, чего не удавалось многим психологам на протяжении нескольких последних веков. Впрочем, перечислять и объяснять определения сознания с точки зрения той или иной философской школы — это тема не одной статьи, поэтому обозначим основные идеи.

Сознание с точки зрения дуализма

Прежде всего, рассмотрим дуалистическую точку зрения: дуализм говорит нам о том, что есть физические объекты и есть сознание, которое их воспринимает и познаёт. Таким образом, сознание отождествляется с духом человека, а тело (объект) — с материей. Но ошибочно предполагать, что дуалисты превозносили сознание и принижали сущность материи. Напротив, они считали эти субстанции равными и одинаково важными, не способными существовать друг без друга.

Восточные учения и бихевиоризм

На первый взгляд, просто подходят к определению сознания бихевиористы — они воспринимают его лишь как поведение человека, либо его склонность к определённому поведению. То есть сознание с точки зрения бихевиоризма представляет собой набор склонностей и привычек, реализуемых человеком в поведении. Казалось бы, какое упрощение! Но если читатель знаком с такой восточной философской системой, как адвайта-веданта — одним из самых радикальных проявлений индуизма, то он вряд ли удивится.

Что же говорит нам адвайта? Человек в своём поведении несвободен, так как оно (поведение) определяется целым рядом факторов — воспитанием, жизненным опытом, реакциями на действия окружающих и даже на собственные мысли. Да и даже мысли — разве возникают они по нашей воле? Впрочем, не будем углубляться в адвайту, а продолжим знакомство с философскими определениями сознания.

Сознание с точки зрения идеализма, материализма и функционализма

Противоположные точки зрения на природу сознания представляют идеалисты и материалисты (что естественно). Последние считают, что всё, что нас окружает, должно иметь физическую природу, то есть так или иначе быть проявлено. Поэтому сознание с точки зрения материалиста — это просто качество материи. Идеалисты же считают сознание первичным, отождествляя его с восприятием. С точки зрения идеализма материя не существует вне восприятия.

Наконец, функционалисты воспринимают сознание как инструмент для выполнения определённых действий, то есть выводят его за рамки духа и материи, ведь с точки зрения этой теории любое психическое состояние также выполняет определённую функцию.

Таковы основные философские теории, в которых описывается феномен сознания. Конечно, существует немало и других определений природы и формы сознания, однако все они так или иначе пересекаются с уже рассмотренными нами.

Материализм и идеализм о причинах возникновения сознания

Этапы

Античная философия.( Натурфилософский этап,(занимается поиском научных ответов на философские вопросы, заним. изуч. таких. фил. понятий как материя,сила,жизнь,пространство,время,закон природы; главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала;) Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу. Школа софистов, Сократ) Классический.(Платон, Аристотель); Эллинистически-Римский Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; Неоплатонизм (философия сближается с религией)

1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками («физис» — природа). Этот интерес был обусловлен арактером древнегреческой мифологии, которая была «религией» природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнефеческой мифологии — проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос «кто родил космос, то философия — «из чего он произошёл?
2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и антологизм.
Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир — сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека; Антологизм. Антология — учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только
значится существующим;
3. Стихийная диалектика мышления. Космос — главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит — огонь, Даллес — вода. Демокрит — атом, Платон — идея),неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.

Читайте также:  Общество и инвалиды по зрению проблемы толерантности

Средневековая философия — IV-XIV вв.; Мировоззр. эпохи средневековья – теоцентризм(философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) (Этапы: Патристика(2-7вв)-учение отцов церкви, которые соединяли античную философ. и религиозные положения (Августин Блаженный произв. «Исповедь»); Этап становления схоластики (7-12вв) (Боэций,Эриуген,Абеяр); Расцвет схоластики (13 век)(Бэкон,Альберт Великий,Фома Аквинский) – философия которая преподавалась в шк. Обоснование религ. догматов логическим путем. Представиинтель – Фома Аквинский)

Харак. черты: 1)Идеализм(дух первичен); 2)Догматизм(беспрекословная вера); 3)Креационизм(Бог создал все из ничего

Эпоха возрождения (XIV-XVII)Представители: Николай Кузанский, Э.Роттердамский, Макиавелли, Монтень.

Харак. черты: адропоцентризм(человек-центр вселенной), гуманизм(признание прав и свобод человека), эстетическое восприятие действительности, реформация(возникн. протенционализма,у католич отним позиции),

Пантеизм(Бог во всем),секуляризация(ослабление влияния церкви на все сферы жизни)

Основной философ. вопрос средневеков. эпохи – вопрос об универсалиях. Общие понятия – это предметы и их свойства, а единичное – это конкретный предмет. Спор об общих понятиях разделил философов на:

реалистов(считали, что общие понятия существ. реально, как дух. сущности вещей) и

номеналистов(считали что общ. понятий не сущ., сущ. реальный предмет, а общие понятия – это их наименования) Номеналист Оккам окончательно разделил область веры и область знания.

Философия «Нового времени» — XV-XIX вв.;Мировоззр. эпохи нов. времени – механицизм (в основе всех явлений лежит механика), Деизм – Богу отводиться только роль первотолчка: создал, запустил и все. Ярко выражена материалистическая тенденция. В поисках истиного метода познания мира философия делится на 2 направления: эмпиризм(в основе истиного познания лежит опыт и чувственные данные; главный научный метод – индукция(от частн.к общ.) представит: Френсес Бэкон, Д.Локк) и рационализм(главный источник познания – разум и логика представит: Р.Декарт,Спиноза,Лейбниц. «Мыслю, следовательно существую» — Р.Декарт. Главный метод рационализма – дедукция (от общ. к частному). Декарт – дуалист, он создал учение о врожденных идеях.

Софисты –термин, котор. в древнегреч литературе обозначали учителей мудрости, красноречия, философов 2ой пол. V- 1ой половины IVвв до н.э. Они впервые в Греции стали преподавать свое искусство за плату. В наше время термин «софист» употребл. в значении «ученого, искусно вводящего в заблуждение» Значения слова изменилось благодаря противникам софистов (Сократ,Ксенофонт,Платон,Аристофан), которые высмеивали софистику и считали, что софисты заблуждаются и выдают желаемое за действительное.

Сократ –(469г до н.э – 399г Афины). Древнегреч. философ. «Сократич. метод» — метод последовательно и ситематически задаваемых вопросов, имеющ. своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и признанию собствен. невежества. «Индукция Сократа» — установление общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения. Метод Сократа – «майевтика». Сократ считал главным пороком невежество, знания для него – высшая добродеятель

Онтоло́гия — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем»

Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Мате́рия — объективная реальность, существующая вне человеческого сознания и отображаемая им.

Формы существования материи:

1)Пространство (форма существования выражающая протяженность объектов, их строение. ; Свойства: протяженность, однородность, трехмерность, изотропность(одинаковость физических свойств среды по всем направлениям)

2)Время (форма существования материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояния ; Свойства: длительность, одномерность, однородность, необратимость)

3)Движение — философская категория, отражающая любые изменения в мире. (св-ва неуничтожимость , вечность)

Формы движения: механическая,физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная), химическая,биологическая.,социальная,географическая

Сознание –высший уровень психологического отражения действительности.

Материализм и идеализм о причинах возникновения сознания

С точки зрения материалистов причина возникновения сознания – длительная биологическая эволюция материй.

Вульгарный материализм (представители Бюхнер, Фохт, Молешотт) – считают «мозг предназначен для машления, как печень для выделения желчи».

С точки зрения идеализма сознание развивается по своим собственным законам и дано нам свыше. Объективный идеализм считает, что мир существует независимо от сознания человека. Субъективный идеализм считает первичным сознание человека. Крайнее проявление субъективного идеализма – солипсизм («нет меня – нет мира»)

1)Разум – главная часть сознания, условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Может иметь форму фантазии, воображения, логики. Обеспечивает взаимопонимание людей, необх для их общения и совместной деятельности.

2)Чувства – условие и следствие избирательного отношения к миру. Все что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. В результате у человека формируется богатый эмоц. мир.

3)Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поствленных целей за счет мобилизации сил необходимых для их достижения. Воля нужна для противостояние неблагоприятным воздействиям, для обеспечения псих. устойчивости.

2)Связывание вновь поступившей инф-ии с имеющимися знаниями.

3)Выделения себя из окружающего мира и противопоставления себя ему как субъект объекту.

5)Мысленное моделирование и учет возможных последствий

Самосознание – есть форма сознания, это осознание человеком своих действий,чувств,мыслей,мотивов поведения, интересов,своего положения в обществе. Самосозн. – это сознание направл. на самого себя.

Включает в себя: 1)Самонаблюдение, 2)Самоконтроль, 3)Самоанализ

Язык и мышление.Мышление – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Язык – это знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общ-ва. Виды языка: естественный, искусственный, язык жестов, мимика, вербальное общение (речь), письменность, музыка.

3 закона диалектики.Закон – связь которая характеризуется всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

1)Закон единства и борьбы противоположности. Этот закон раскрывает источник движущей силы развития и дает ответ на вопрос «почему?» Суть закона в том, что в любом предмете существуют противоположные стороны – противоположности (это стороны системы имеющ. противоположн. тенденции изменения). Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимодополнять друг друга. Для того, чтобы противоположности образовали противоречия, они должны находиться во взаимодействии. Противоречия – это поцесс, его этапы: 1)гармония, 2)дисгармония, 3)конфликт. Чтобы стать источником развития, противоречия должны разрешаться. Противоречия – это ядро диалектики.

2)Закон перехода количества в качество и обратно. Этот закон раскрывает общий механизм развития и даёт ответ на вопрос «как совершается развитие?». Суть закона: в процессе развития количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности количественных изменений. Качество – это совокупность существенных свойств, выражающих определенность вещи. Количество характеризует яления со стороны его величины, интенсивности и т.д. Мера – это единство качественной и количественной опредиленности. Скачок – это процесс перехода от старого качества к новому.

3)Закон «отрицания отрицания». Этот закон харак. развитие со стороны его направленности и результата и дает ответ на вопрос «Каков характер поступательного развития ?». Суть: в процессе развития каждая последующая ступень является с одной стороны отрицанием предшествующей ступени, а с другой отрицанием этого отрицания т.к. воспроизводит в изменившемся предмете некоторые св-ва и кач-ва отрицаемого предмета.

В процессе развития сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, т.е. сохранение св-в старой системы обогащенных новым качеством. Напр. почка > цветок > плод

Отрицание бывает метафизическим (ведет к разрушению системы) и диалектическим (ведет к возникновению новой качественной ступени (уровня), которая базируется на предыдущей)

Формы познания мира:

Обыденная – констатирует, как протекает то или иное событие, рождается с опытом повседневной жизни.

Мифологическая – происходит на основе представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

Религиозная – основано на вере в существование сверхъестественных сил и существ, которые являются предметом поклонения.

Художественная – дает целостное отображение мира и человека в нем на основе художественного образа.

Философская – рассматривает мир с точки зрения его предельных оснований, стремясь выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия.

Научная – высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой.

Социальная – включенность человека как социального существа в общественную жизнь, которую он изучает; общество познает себя.

3 формы чувственного познания:

1)ощущение (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др) – под этим понимают отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состяний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

2)восприятие – это отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы.

3)представление – это возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.

3 формы рационального познания:

1)понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов реальной действительности.

2)суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями.

3)умозаключение – это рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Умозаключения формируются на базе суждений и понятий.

Рациональное познание отличается от чувственного своим опосредованным характером.

| следующая лекция ==>
|

Дата добавления: 2017-03-18 ; просмотров: 915 | Нарушение авторских прав

Проблема сознания в философии. Материализм и идеализм о природе сознания.

Проблема сознания в философии является одной из традиционных и ключевых. Она постоянно воспроизводится на протяжении всей истории философии, и это воспроизведение .свидетельствует как о неиссякаемом интересе к ней, так и о серьезных трудностях, встающих на пути ее исследователей. О том, какой великой тайной было и остается во многом внутреннее «Я» человека, его мысли и переживания, можно сказать словами создателя теории относительности А. Эйнштейна. Он, по воспоминаниям его друзей, заявил как-то после беседы с крупнейшим исследователем детской психологии Жаном Пиаже, что созданная им теория есть только детская игра по сравнению с настоящей детской игрой. О принципиальных мировоззренческих, методологических и теоретических трудностях свидетельствует вся история развития взглядов на природу и сущность сознания, борьба в ней различных, порой диаметрально противоположных доктрин, без знакомства с которыми, хотя бы самого беглого, нельзя изучить современное состояние исследования этой важнейшей проблемы.

Вопросы о том, что такое сознание, является ли оно привилегией человека, какую роль играет в его жизни, как и на основе чего формируется и функционирует, издавна волновали людей. Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что их поведением руководит некое бестелесное начало – душа, вселяющаяся в человека при рождении и покидающей его либо временно (например, во время сна), либо навсегда (после смерти). Тогда же были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? И с тех пор вокруг сознания возникли споры о сущности и природе сознания, возможности и путях его познания. Одни исходили из познаваемости сознания, другие утверждали, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота.

Разделились и мнения философов. Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм (Платон, Августин, Гегель и др.) вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей. Дуализм (Р.Декарт), рассматривая душу и тело как не зависящие друг от друга субстанции, не может объяснить взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. Основным свойством материи Декарт считал протяженность, а основным свойством духа — способность мыслить. Отсюда он делал вывод, что подобно тому, как идея не имеет протяженности, так и тело не может мыслить.

В отличие от идеализма и дуализма материализм исходит из того, что материя противоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него, тогда как сознание не может существовать вне материи. Материя первична и исторически и гносеологически по отношению к сознанию: она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание же – нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение окружающего мира.

Читайте также:  После коррекции зрения плохо вижу в темноте

Сознаниеэто высшая. свойственная только человека и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Считая сознание вторичным по отношению к материи, современный материализм решительно выступает против искажения природы сознания так называемыми вульгарными материалистами XIX в. К. Фохтом, Л. Бюхнером, Я. Молешоттом, допускавшими, будто мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью, и что мышление в этом смысле материально. Грубость их ошибки заключается в отождествлении мышления, сознания, психики с материей, между тем как мысль не есть вид материи

Можно ли абсолютно противопоставлять сознание материи? В рамках основного вопроса философии – да, за его пределами – нет. Назвать мысль материальной, каким-то (хотя и особым), видом материи – значит отбросить различие первичного и вторичного, субстанции и свойства, а следовательно, отрицать противоположность материализма и идеализма. Нетрудно заметить также, что вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга после того, как она «выделена» им. А это в корне расходится с данными науки.

Противоположность материи и сознания за пределами решения основного вопроса философии теряет абсолютный характер. За этими пределами относительность данного противоположения становится несомненной, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с ней.

Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов практической деятельности человека.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями, – способностью прежде всего отражать действительность в материальных формах языка, знаков, символов и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в его отношении к материи. Идеальное, выражаясь фигурально,— это предмет, «отчужденный» от самого себя, существующий не в своей собственной конкретно-чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга. Идеальное, по меткому выражению К.Маркса, есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг.

Как видим, не только материя (объективная реальность), но и сознание (субъективная реальность) является чрезвычайно сложным объектом философии. И чтобы полнее и конкретнее представить сущность сознания, его обратное воздействие на материю, следует выяснить его предысторию и историю, роль социальных факторов в его становлении и развитии.

Познание, душевная деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. П. слагается из ряда психических актов: ощущения, восприятия, представления и образования понятий (идей) и суждений (см. Индукция, Дедукция,Анализ, Синтез). Основные вопросы теории П. (гносеологии) заключается в признании или отрицании соответствия между нашими представлениями и действительностью, в определении источников и содержания П. Главнейшие направления теории П.: 1) скептицизм (П. относительно и недостоверно; П. абсолютного недоступно); 2) рационализм (источником П. является разум и присущие ему идеи); рационализм есть или догматический, признающий тождество мышления и действительности (Гегель), или критический, усматривающий пределы П. в свойствах наших психич. способностей (Кант); 3) реализм (источником познания служит опыт, внешний: эмпиризм, сенсуализм, Локк или опыт внутренний: спиритуализм; 4) мистицизм (источником П. является сверхчувственное общение с божеством); 5) идеализм (истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума, Беркли, Юм, Фихте; имманентная философия); 6) материализм (истинное бытие признается лишь в веществе); 7) позитивизм (содержанием П. служат лишь предметы опыта); 8) эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем) и др.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира.
Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды.
Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз не только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение реагирует свето- и цветоощущением.
Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а позднее, уже в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта, о чем ранее уже шла речь.
Д.Юм считал, что человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бессмысленным.
И.Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании опять-таки миром своих ощущений.
Позднее очередной рецидив агностицизма был связан с механизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий.
И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Но чем обосновывает диалектико-материалистическая философия положительное решение
вопроса о познаваемости мира?
Это решение базируется на том, прежде всего, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно
отражать природные и социальные объекты. Обращая внимание на это, Л. Фейербах писал, что глаз солнцеподобен. Иными словами, глаз вызван к жизни светом, а значит, способен отражать и свет, и цвет.
Но, пожалуй, не это самое важное. Важнее то, что вывод о способности человека (и человечества) познавать мир есть итог, вывод изо всей истории развития познания, процесса непрерывного превращения непознанных вещей, «вещей в себе» в вещи познанные, в вещи для нас.
Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя
свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, посюсторонность своего мышления, его способность познавать мир.
Познание — сложный, многогранный процесс, исследуемый рядом наук. Теория познания сосредоточивает свое внимание на философских, мировоззренческих аспектах этого процесса, изучает его самые
общие закономерности. На этих мировоззренческих моментах познавательного процесса мы и сосредоточим свое внимание в дальнейшем.
Будут следовательно, рассмотрены объект и субъект познания, роль и место практики в этом процессе, соотношение в нем чувственного и рационального отражения, проблемы истинности знаний, завершает
анализ вопросы науки и научного познания, его методов и форм.
Выше было отмечено, что сущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, о чем говорилось в теме «Сознание», органически
связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой.
Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания субъект черпает не из собственных глубин. Это содержание не произвольно, оно зависит от самой действительности, в силу чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения этой действительности в сознании.
Однако это не пассивное, зеркальное отражение. Оно предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного преобразования.
Объект познания в силу этого не представляет собой чего-то неизменного. Сказать, что объектом познания является природа, значит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке. С одной стороны, объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу
этого стали предметом его познавательного интереса. С другой стороны, те или иные явления превращаются в составляющие объекта познания в меру достигнутого к данному времени уровня знаний. Иными словами, в формировании объекта познания велика роль не только социальной практики, но и достигнутого уровня знаний о мире.
Звезды очень давно стали объектом познания — с тех самых пор, когда по ним стали ориентироваться в пути мореплаватели и купцы. Сегодня они продолжают оставаться объектом познания, но исследуются под иным углом зрения, в силу иных общественных потребностей и на базе иного уровня знаний. Понятно, что в конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности. Если же вести речь об объекте познания общества в определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.
Но познавательное отношение необходимо включает и субъект познания. Что же он представляет собой? Выше мы лишь коснулись этого вопроса, здесь же следует углубить анализ.
Материалист Л.Фейербах справедливо писал, что субъект познания не чистый дух, не чистое сознание, как утверждали идеалисты, а человек как живое, природное существо, наделанное сознанием.
Но для Л.Фейербаха человек как субъект познания — это биологическое, антропологическое существо, человек вообще. И это уже неточно.
В действительности в качестве субъекта познания человек выступает как общественное, социальное существо. Он становится субъектом познания, лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания и т.д.
Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. По сути дела рассмотрение
человечества в качестве субъекта познания акцентирует внимание на всеобщности этого процесса, а выделение индивидов как субъектов познания выявляет неповторимое в реальном развитии познания. При
этом сам индивид как субъект познания формируется в определенной системе социальных связей, так или иначе отражает мир в зависимости от уровня своей теоретической подготовки и от характера своих
потребностей и ценностных ориентаций. Короче: при всей специфике его познавательной деятельности он остается сыном своего времени, общества, своей эпохи. Это во-первых.
Во-вторых, субъект познания исторически конкретен и в том отношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, известным интеллектуальным потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные возможности. К тому же и уровень развития общественной практики, и то, что выше обозначено как интеллектуальный потенциал общества, в большей или меньшей степени детерминируют круг его познавательных интересов в тот или иной исторический период.
Легко заметить, что за последние сто лет серьезные изменения претерпели и объект, и субъект познания. Значительно расширились границы объекта познания, а вместе с тем и круг познавательных интересов, существенно вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности. Таким образом, в диалектике объекта и субъекта познания отчетливо просматривается социально-опосредованное историческое развитие познавательного отношения человека к миру.
Развитие познания определяется в конечном счете потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежит, таким образом, разрушение и возникновение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.
Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.

Источники:
  • http://studopedia.ru/4_14096_soznanie.html
  • http://studfiles.net/preview/1002155/
  • http://elhow.ru/psihologija/psihologicheskie-ponjatija/chto-est-soznanie
  • http://lektsii.org/16-44134.html
  • http://lektsia.com/9x217f.html