Меню Рубрики

Сознание с точки зрения философии кратко

Сознание и самосознание в философии – сложные понятия, с которыми связано немало проблем. Да, сегодня данная наука действительно может дать ответы на многие вопросы, однако проблема сознания все еще остается загадкой, которую нельзя так просто открыть.

Сознание в философии – это совокупность умственных и чувственных образов. Восприятие – это основа сознания. Ориентироваться в мире человеку помогают пять чувств. Восприятие является процессом, развернутым во времени. Лишь в тот момент, когда оно сворачивается в образ, мы начинаем воспринимать реальность. Некоторые философы считают, что этот самый образ и является сознанием. Процесс формирования такого образа является процессом выделения самого себя из окружающего мира. Получив образ, человек получает способность различать себя в том мире. Который находится вокруг него. Противопоставление – начало самосознания.

Сознание в философии

О его сущности размышляли многие великие люди. Философия сознания сложна. Сегодня философы точно уверены лишь в том, что:

— сознание на самом деле существует;

— оно имеет идеальную природу. Важно отметить, что данное положение признается даже материалистами, хотя они и считают, что основой идеального сознания все-таки является материя.

Философия, сознание в которой является важным вопросом, предлагает различные подходы. Физикализм является одним из них. Данный подход является крайне материалистическим. Согласно ему, нет такой самостоятельной субстанции, как сознание, так как оно всего-навсего порождение материи. Объяснить сущность сознания можно при помощи физики.

Солипсизм является еще одним крайним подходом к решению проблемы сознания. Суть его в том, что сознание любого индивида является единственной достоверной реальностью. Материальный же мир – это просто порождение этого сознания.

Между описанными подходами существует объективный идеализм, а также умеренный материализм. Первый признает то, что сознание связано с материей, но все-таки является первопричиной. Во втором случае сознание признается уникальным проявлением материи, которое позволяет ей отражать саму себя. В нашей стране данная точка зрения является самой распространенной.

Сознание в философии не может быть объяснено только описанными выше подходами. Для понимания вопроса следует изучить и дополнительные точки зрения.

К вопросу о происхождении сознания:

— происхождение является космическим;

— сознание имеют абсолютно все живые организмы;

— сознание имеет только лишь человек.

Космическая точка зрения основана на том, что сознание никак не зависит от материальных носителей. Сознание – это дар космоса или даже Бога. По сути своей оно является неделимым. Существует множество теорий, основанных на данной точке зрения.

Основная идея, которой придерживаются сторонники биологической точки зрения – это то, что сознание присуще всем живым организмам, так как является порождением живой природы. Идея обосновывается тем, что:

— жизнь любого существа не спонтанна, а проходит во власти каких-то определенных законов. Вокруг нет ничего нелогического и бессмысленного;

— инстинкты существуют не только врожденные, но также и приобретенные;

— все живые существа накапливают опыт;

— животные тоже способны совершать сложные действия;

— у животных есть своеобразная «мораль».

В упомянутой выше третьей точке зрения говориться, что сознание присуще только лишь человеку – животные обладают исключительно инстинктами.

Сознание в философии является важным вопросом, который вряд ли когда-нибудь будет полностью раскрыт. Разум человека – это нечто ограниченное, но постоянно развивающееся, и он стремится понять все, что является реальностью.

1. Сущность и структура сознания.

1. Дух и сознание как философская проблема.

2. История представлений о сознании и основные концепции его понимания.

3. Отражение и сознание. Психика животных.

4. Структура сознания: компоненты и уровни.

1. Материя и все связанные с ней процессы, в том числе и процессы жизнедеятельности человеческого тела, являются лишь одной из сторон бытия. Развитие природы, формирование живого вещества, приводящее к появлению человека и общества, являются предпосылками возникновения другой не менее важной стороны – духа. Понятием «дух» принято объединять все нематериальные процессы, имеющие идеальную природу – сознание, общество, культуру. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие основные характеристики духа:

1. Дух является формой существования, характеризуемой сотворенностью и временностью.

2. Дух неотделим от материи, но в то же время противоположен ей. Материя объективна, дух субъективен, будучи внутренним состоянием материальных объектов. Следовательно, если материя телесна, то дух бестелесен, но при этом именно дух управляет материальными объектами. Высшей формой такого управления (через материальные средства в рамках существования) является человеческая деятельность, для которой сознание представляет столь же необходимый элемент, как и наличие искусственных орудий.

3. Дух представляет собой систему. Нет духа в чистом виде как некоторой субстанции, он существует в форме отдельных образов, идей, которые формируют более высокую систему, которую иногда определяют как мировой разум, несущий в себе закономерности существования и развития мира как целого.

4. Дух и материя находятся в постоянном движении, изменяясь и совершенствуясь. Духовное развитие состоит в обогащении духовных образов, содержащихся и образуемых духом моделях мира и самого себя.

5. Высшая ступень развития духа, представленная сознанием человека и человечества, понимается как постижение мира, в котором мы живем и действуем. Такая духовная деятельность направлена на то, чтобы строить каждому человеку свою жизнь, и деятельность в соответствии с понимаем основных характеристик бытия 46 .

Проблема сознания – одна из ключевых проблем философии и науки. До настоящего времени так и не сложилось определения сознания, которое могло бы объединить различные исследовательские стратегии. Это означает, что как никогда востребованной продолжает оставаться тысячелетняя традиция философии. Если психологический подход к сознанию состоит в выяснении механизма его функционирования, выявлении в нем природных и социальных компонентов, то задача философии сводится к комплексному исследованию сознания, в единстве его исторических корней, психологического, физиологического и социального аспектов. Это подразумевает вопросы о природе сознания, его основных противоречиях, структуре, а также анализ сознания как части идеального в целом (духа). Философия стремиться выявить общие предпосылки исследования сознания: что мы знаем о собственном сознании? Среди таковых принято выделять следующие:

1. Самоочевидность сознания. При ближайшем рассмотрении оказывается, что сознание – это первое, что дано нам. Все остальное воспринимается через призму сознания, а значит, зависимо от него.

2. Сознание может быть свободно управляемо и изменяемо, т.е. человек может направлять свою мысль на любую предметность (напр., воспоминание или фантазия или реальный объект перед вами).

3. Присутствие собственного сознания служит средством освоения всех других форм существования, т.е. весь окружающий мир дан нам через посредничество сознания.

Последнее свойство сознания, по мнению В.В. Миронова и А.В. Иванова, 47 ставит ряд трудностей при его анализе:

1. «Парадокс ускользающей предметности»: поскольку сознание интенционально, т.е. всегда направлено на какой-либо предмет, оно всегда есть «сознание о чем-то». Проблема в том, что за этим «сознанием о чем-то» мы не можем оценить само наше сознание, как оно есть (как не можем в жизни полностью отдавать отчет во всех своих поступках).

2. «Парадокс логических средств осмысления сознания»: чтобы рационально что-либо понять, необходимо очертить границы исследуемого объекта, т.е. показать, чем он не является, а затем сравнить. Однако, как можно очертить границы сознания, если через него нам «даны» все предметы мира, включая его самого как ускользающую предметность?

3. Проблема объективных методов изучения сознания: какие бы методы анализа не использовались, на данный момент не представляется возможным устранить влияние особенностей внутреннего мира ученого на получение и интерпретацию данных. Это связано с эмоционально-психологическим состоянием, фактами личной биографии, базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, национально-культурного окружения.

4. Проблема языковых средств описания сознания: даже если определенные объективные методы исследования сознания будут найдены, то каким образом их описывать? Затруднение имеет своей причиной тот факт, что сознание континуально, неразрывно, оно представляет собой живой поток взаимопересекающихся мыслей, в то время как любой язык – явление дискретное, разорванное на отдельные понятия и слова 48 .

Философский подход к сознанию концентрирует свое внимание на основных противоречиях в существовании сознания. Оказывается, что сознание представляет собой синтез на первый взгляд совершенно несоединимых противоположностей: сознание предстает как посредник между внутренним миром человека и внешней реальностью, оно изменяется под воздействием обстоятельств и в то же время имеет достаточно устойчивые стереотипы поведения и мышления, по которым человек может действовать всю жизнь; оно состоит из осознаваемых и бессознательных компонентов, которые по-разному переплетаются в каждом человеке.

С помощью сознания возможной оказывается сама человеческая деятельность. Это связано с тем, что практически все осознанные действия человека всегда имеют определенную цель. Цели формируются, сохраняются, а также корректируются в процессе деятельности благодаря сознанию.

С точки зрения философии сознание можно определить как высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в способности к идеальному воспроизведению действительности реального мира, включающей в себя не только обобщение и оценку происходящих процессов, но и предварительное мыслительное построение действий, а также целенаправленное творческое изменение действительности.

2. В современной истории философии принято считать, что одним из первых проблему сознания в европейской философии поставил Платон. Это вовсе не означает его абсолютного первенства (на Востоке сознание всегда, по сути, и выступало как важнейший объект размышлений). Вместе с тем, сам термин «сознание» древние греки не употребляли. Проблема сознания изучалась ими в контексте проблем мышления и души. Так, например, философ Демокрит рассматривал душу как особое образование, состоящее из особой разновидности атомов. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Вместе с тем, сознание не являлось пока еще самостоятельным феноменом, а душа (как носитель сознания) воспринималась как часть мирового космоса, абсолютно точно воспроизводя явления окружающего мира.

В эпоху Средневековья на изучение души, мышления и сознания наложила отпечаток религиозная направленность философии. Это позволило разделять душу и дух как различные проявления божественного в человеческом.

В эпоху Нового времени в контексте общего поворота науки от общих проблем понимания мира к конкретным вопросам естествознания и техники происходит изменения ракурса изучения сознания. Именно в это время собственно и происходит поворот от понятия души к понятию «сознание», а последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» — личностное образование. Сознание понимается как 1) продукт внутреннего развития мышления у Рене Декарта и как 2) результат внешних воздействий, называемых ощущениями у Джона Локка и Томаса Гоббса. В философии XIX века сознание получает принципиально новую трактовку. Так, иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческого, надличностного, в конечном счете, трансцендентального феномена (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащего в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание в этом случае есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самостоятельную и самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, материя одушевлена и обладает предпосылками к мышлению (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).

Вульгарный материализм — это отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет абсолютно материальный характер, так как оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).

3. Современные трудности с определением сознания во многом могут быть решены в контексте изучения проблем биологических предпосылок сознания. В современной психологии и физиологии высшей нервной деятельности к подобным «биологическим» предпосылкам относят:

1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием центральной нервной системы и головного мозга;

2) начало орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, освободивший передние конечности в сочетании с прямохождением;

3) стадную форму обитания животных, а также возникновение звуковой сигнализации для передачи информации.

Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания. В данном параграфе нас интересует первая составляющая. Возникают вопросы: каков механизм функционирования сознания? Каким образом он появляется?

Важную роль в объяснении данного вопроса продолжает играть теория отражения, согласно которой сознание есть продукт эволюции головного мозга, который в свою очередь является одной из высших форм развития органической материи. Понимаемый как результат эволюции всего живого, человеческий мозг является генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром.

Таким образом, материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения, которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Способность к самоорганизации и саморазвитию материальных систем является одной из важнейших причин усложнения форм отражения. Эволюция форм отражения выступает в качестве предыстории сознания: в качестве связующего звена между неорганической материей и материей, выраженной в органической и, прежде всего, в человеческой форме.

Что же такое отражение? Отражение естьпроцесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия. То есть отражение в качестве результата взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а сохраняется в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Подобное отраженное многообразие структур и свойств, взаимодействующих явлений получило название информации, которую понимают как содержание процесса отражения. Совершенно справедливо говорить о различных качественных уровнях проявления отражения и о различных мерах информационной насыщенности отражения.

Подобная многомерность отражения принципиально меняет его свойства в условиях неживой и живой природы. Если в неживой природе разнообразие форм взаимодействия и отражения минимально, а порог чувствительности по отношению к указанному разнообразию остается низким, что является источником слабой способности к использованию полученной информации для самоорганизации, то в живой природе доступна уже более высокая степень интенсивности информационного содержания отражения и значительно более широкий ее объем. Интенсивность информационного обмена в живой природе оказывает мощное воздействие на расширенное самовоспроизводство свойств, а также формирование новых признаков, их кодирование и наследственную передачу. Таким образом, усложнение форм отражения выражает не только факт развития и усложнения материи, но и ускорение этого развития.

Уровнями отражения в живой природе выступают явления раздражимости, чувствительности, а также психическая форма отражения.

Раздражимость – это способность организма к простейшим реакциям на воздействие окружающей среды, проявляющаяся в форме ответных действий. Речь идет об избирательном реагировании живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат реакции с потребностями организма. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение.

Чувствительность – это способность отражать отдельные свойства внешней среды в форме ощущений, основанная на возникновении совокупности рецепторов существенно обогащающих информационное содержание отражения окружающего мира. Развитие ощущений еще более ускорило процесс эволюции живого.

Психическая форма отражения — это особая форма отражения, опирающаяся на нервную систему и функционирование ее особого центра – мозга, и проявляющаяся в способности анализировать сложные комплексы одновременно действующих внешних раздражителей. Данная форма призвана создавать целостный образ ситуации, индивидуальное поведение, основанное на опыте отдельной особи, на условных рефлексах, в отличие от интуитивного поведения, основанного на безусловных рефлексах.

Психическая форма отражения характеризуется не столько значительным богатством отражения явлений, сколько более активным «участием» в процессе отражения отражающего. В данном случае существенно возрастает избирательность отражения, концентрация и выбор объекта отражения или даже его отдельных свойств и признаков. При этом подобная избирательность определяется не только биофизической актуальностью для отражения тех или иных свойств и признаков, но и эмоционально-психической предпочтительностью. Следует заметить, что усложнение свойств психического отражения непосредственно связано с развитием мозга, его объема и структуры. На данном уровне развития расширяются ресурсы памяти, способность мозга запечатлевать конкретные образы вещей и присущие им связи, воспроизводить эти образы в различных формах ассоциативного мышления.

Таким образом, важнейшей предпосылкой возникновения сознания оказывается факт естественно-исторической эволюции материи и одного из важнейших ее свойств – отражения. В процессе эволюционного развития материя, все больше усложняясь в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг. Дальнейшая трансформация психики в человеческое сознание происходит вследствие различных факторов антропосоциогенеза, важнейшими из которых выступают орудийная деятельность и стадная форма обитания животных.

4. Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей, каждая из которых является отдельной сферой сознания:

сфера телесно-перцептивных способностей: к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

логико-понятийные компоненты сознания: с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

эмоциональная компонента сознания: это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся:

1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы);

2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.);

3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.).

Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».

Читайте также:  Очки для коррекции зрения с дырочками в москве

ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами 49 .

Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания, которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.

В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.

Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».

К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания. Например, могут быть отнесены категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество), устойчивый каркас знания как такового (математические истины, логические правила, законы природы, всеобщие нравственные, эстетические и социальные ценности), творческие озарения. В сфере сверхсознательного проявляется свойство сознания восходить от индивидуальных форм к формам коллективным, т.е. не зависеть от предпочтений и пристрастий отдельных людей.

Рекомендуемая литература к лекции

1. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

2. Спиркин, А.С. Сознание и самосознание. — М.: Наука, 1972.

3. Спиркин, А.С. Философия. — М.: Гардарики, 1998.

4. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская категория // Вопросы философии. – 1990. – № 10.

5. Философия: учебник для вузов / ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Акад. проект: Культура, 2008.

Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии

Сознание в философии

Проблема сознания является одной из ключевых в философии. Всем известен спор между материалистами и идеалистами о том, что первично материя или дух, сознание?

Для философии вопрос о сознании важен из-за того, что подходы к его определению определяют широкий спектр мировоззренческих и методологических основных проблем философских школ и направлений. Они в разной степени понимали под сознанием или внутренний мир человека, или инструмент для регуляции своей деятельности, поведения в мире, или основание механизма управления им.

В вопросе определения природы сознания философия формирует своего рода фундаментальное как теоретическое, так и методологическое учение, на котором основываются специальные науки (психология, педагогика, социология и др.) в своих трактовках сознания. Проблема сознания имеет тесную связь и с современным научно-техническим прогрессом (например, вопрос возможности создания искусственного интеллекта).

Сознание – это единство умственных и чувственных образов человека. Современная точка зрения на природу сознания предполагает следующие утверждения: сознание точно существует, оно имеет идеальную природу (на это указывают и материалисты, для которых основой идеальности является материя).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Три модели сознания

В истории философии можно выделить три основных модели сознания: космоцентрическую, теологическую и антропоцентрическую.

Космоцентрическая модель человеческого сознания связана с философией Древней Греции. Здесь сознание предстает как реально существующее, наравне с вещами мира, явление. Оно выражается в онтологически самостоятельном мире – Логосе. Сознание человека устанавливает связь с этим трансцендентным миром, отражает его.

Человек космоцентрической модели не знает самосознания. Его сознание – это часть космического, всеобщего сознания.

Теологическая модель сознания относится к эпохе европейского Средневековья. В указанную эпоху появляется индивидуальное сознание. Кроме того, понятие души начинает в большей степени носить персоналистический характер. Здесь посредством сознания утверждается связь человека с Богом. Сознание после смерти человека не исчезает, человек как индивидуальность сохраняется.

Человек в теологической модели обладает самосознанием, которое является одним из ключевых свойств его внутренней жизни. Посредством него он развивается духовно.
Сознание в указанной модели имеет темпоральное измерение. Оно оказывается тем местом, в котором происходит ощущение и понимание будущего, настоящего и прошлого. При этом в полной мере сознание способно осознать прошлое и настоящее, будущее же возможно лишь предугадывать.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Антропоцентрическая модель сознания имеет связь с философией Нового времени. Ее основателем считается Р. Декарт. Он переосмысливает средневековую концепцию человеческой души и сознания.

Философия Нового времени стоит на положении, что сознание нужно изучать средствами науки, т.к. оно является формой психической деятельности и имеет тесную связь с телом. Человек по преимуществу телесен, чем духовен.

Сознание – это подлинная форма всякого существования. Существование – это всегда существование в сознании. Всем известно выражение Декарта: «Мыслю, значит существую».

В середине$ XIX века$ появляется учение о соотношении бытия и сознания К. Маркса. По его мнению, бытие первично, сознание же свойство высокоорганизованной материи и, кроме того, порождается обществом.

В $XX веке$ появляется учение о бессознательном З. Фрейда. Он описывает структуру сознания человека т: «сверх Я» (императивные нормы, регулирующие жизнь человека в обществе), подсознательное (определяет природу личности, связь «я» с внешним миром) и бессознательное (страхи, эмоции, переживания). Бессознательное имеет две силы либидо (любовное, половое влечение) и мортидо (стремление к смерти).

В современной философии сложились следующие подходы к определению сознания: информационный, энергетический, идеалистический, вульгарно-материалистический.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Сознание с точки зрения философии кратко

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно. Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).

Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая со-отнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то]. Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому, иногда в философии, из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знает объект. В то же время, термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идет о движении «внутри» мышления, а не собственно о соотнесенности с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент — как опыт возможной соотнесенности с миром.

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.

Из современных представителей дуализма можно отметить Дэвида Чалмерса. Называя свою позицию натуралистическим дуализмом, он настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который не сводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы. Психофизические законы полагаются Чалмерсом естественным дополнением к физическим законам и принципам [3] .

Логический бихевиоризм

Логический бихевиоризм — теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный высший свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («материальной природы»). Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная гунами («качествами природы»). [4]

Материализм

Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер [источник не указан 133 дня] . Сознание описывается материалистами [какими?] как свойство высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других. См. также Картезианский театр.

Функционализм

Функционализм — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема, Дэниела Деннета и Д. И. Дубровского.

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности его предмета. Феноменология пытается открыть идеальные (сущностные) черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать таким образом все остальные науки как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

Эмерджентная теория

Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности (поиск способов существования и свободного развития личности, производство новых знаний, создание произведений искусства, прогнозирование будущего, принятие решений и др.). Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.

Сознание – сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность.

Многообразие отдельных состояний сознания образует еще одну группу его значений.

Они проявляются в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, подавленности, вины, радости, возбуждения, желания и многих других. Подобные состояния сознания часто обнаруживают смысловые оттенки, порождаемые бессознательными, неосознаваемыми или телесными факторами. Вот почему широко распространены значения направленности сознания – «сознание на… (на что-то, на кого-то)», «сознание о… (о чем-нибудь, о ком-либо)». Признаки направленности сознания указывают на его предметы, цели, содержание, средства, формы, условия и т. п. Другими словами, сознание всегда есть осознание бытия в любых его проявлениях. При этом следует различать направленность сознания «вовне» и «вовнутрь». Сознание может быть ориентировано как на внешний мир бытия человека, так и на его внутренний мир. В последнем случае направленность сознания фиксируется в актах интроспекции (самонаблюдения): самосознания, самоанализа, саморефлексии, самооценки, саморегуляции и т. п.

Вопрос о происхождении сознания

В философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа.

1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение: сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса, и оно неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют близкие к космической теории происхождения сознания:

• теория монад (Лейбниц): в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных первичных духовных единиц (монад), в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

• теория Толбета: Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера: Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом.

2. Сознаниепорождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животным, сложны (охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи свои «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.

3. Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Однако новейшие научные исследования свидетельствуют о том, что животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации, с распределением ролей.

Основные подходы к проблеме сознания

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания.

Физикализм – крайне материалистический подход, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных фактов:

Читайте также:  Как видит глаз при бинокулярном зрении

• головной мозг человека является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ);

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека.

• «теория тождества» – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами (кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория «элиминации» – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее и ненаучное;

• теория вульгарных материалистов.

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.

Между физикализмом и солипсизмом находятся:

• объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

• умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.

1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой, неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании «Я»-концепции, которая включает в себя несколько различных образов «Я»: реальное «Я», динамичное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я», воспринимаемое «Я». Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание и бессознательное

Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой.

Бессознательное: 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.

Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями, как:

1) непосредственное эмоциональное чувствование;

3) заражение эмоциональное;

4) объединение различных явлений в один ряд через со-причастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом (субсенсорном) восприятии, в непроизвольном запоминании и пр., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются.


В данной статье определены понятия сознание, подсознание и существо для любых биологических и небиологических объектов. Рассмотрены вопросы применения этих понятий по отношению к компьютерным системам. Предложены варианты подходов к проведению объективных измерений сознаний различных объектов. Предложен вариант определения момента метаморфозы сознательного объекта в существо или в сущность.

Ключевые слова и фразы: Сознание; Подсознание; Осознание; Сверхсознание; Осознанность; Человек; Люди; Человечество; Познание; Проявление; Систематизация; Носитель информации; Тело; Плоть; Организм; Существо; Сущность; Эволюция; Деятельность; Жизненный цикл; Искусственный интеллект; Компьютер; Компьютерная программа; Операционная система; Программа; Алгоритм; Программное обеспечение; Данные; Информация; Семантика; Понимание естественного языка; Алфавит; Азбука; Слово; Предложение; Язык; Понятие; Мысль; Мышление;

1. Введение

На протяжении всей истории «современного» человечества и до наших дней продолжаются споры и дискуссии о том, что же собой представляют такие понятия как сознание, подсознание, существо. Эти споры достигли своего апогея в наши дни.

Научными центрами интенсивно разрабатываются различные системы (устройства, роботы, механизмы…), которые обладают, как утверждают их создатели, искусственным интеллектом.

Поэтому сейчас, как никогда ранее, возникла необходимость принять единую терминологию и связанный с ней понятийный аппарат, применение которых в рамках различных направлений научных исследований (искусственный интеллект, робототехника, биокибернетика, компьютерные системы…) позволит современным исследователям получить «общий язык» для общения и, соответственно, будет способствовать развитию технологий, полезных для человечества.

С моей точки зрения, будущее современного человечества напрямую зависит от ответов на вопросы — «Что такое сознание и подсознание?», “Что такое существо?”

Эта работа и посвящена поиску ответов на эти вопросы.

2. Описание проблемы

«Существует концептуальный провал между наукой, требующей объективных измерений и соответствующих выводов, и сознанием, являющимся синонимом субъективного опыта. Понятно, что мы не можем задать существу вопрос: «У тебя есть сознание?» Если же мы заглянем в его «голову» (биологическую или какую-то другую), нам нужно будет принять философское решение: что же именно мы там ищем? Таким образом, вопрос о наличии сознания у того или иного существа не является научным. По этой причине некоторые наблюдатели переходят к вопросу, есть ли вообще у сознания какое-либо реальное основание?» [1]

«Регулярно возникает идея связать сознание с каким-то измеряемым физическим параметром.» [1]

«Британский психолог и писатель Стюарт Сазерленд в «Международном словаре по психологии» пишет следующее: «Сознание — удивительный, но неуловимый феномен; невозможно сказать, что это такое, в чем его функция или почему оно появилось». [1]

Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

3. Происхождение основных терминов

«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему,
если сохраните то же мышление и тот же подход,
который привел вас к этой проблеме.» [3]

«Если вы что-то не можете объяснить 6-ти летнему ребёнку,
вы сами этого не понимаете.» [3]
Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

У древних славян существовало слово , которое обозначало «Я знаю» [4]

Это слово послужило корнем для многих иных слов, построенных на его основе, таких как:

  • ВЕДАТЬ — знать, иметь сведения о ком-либо, о чём-либо;

Alternative form: вѣ́дать (vě́datʹ) (archaic Russian).

Pronunciation (International Phonetic Alphabet): [ˈvʲedətʲ]

Etymology: from Proto-Slavic *věděti, from Proto-Indo-European *wóyde (“to know”), perfect of *weyd- (“to see, to know”).

  • ВЕДЕНИЕ знание [5]
  • ВЕДОМО – известно, знаемо;
  • ВЕДУН – осведомленный, знающий, хорошо-информированный;
  • ВЕДУНЬЯ – осведомленная, знающая, хорошо-информированная;
  • ВЕДОМОСТЬ – новая информация, новое сведение, новое знание;
  • ВЕДОМОСТИ– газета [5].

Соответственно, вся систематизированная познающим информация называлась СВЕДЕНИЯМИ (С-ВЕДЕНИЯМИ), т.е. информацией о чём-либо.

С течением времени слово ВЕДАТЬ было заменено в обиходной речи словом ЗНАТЬ, так как эти слова считали синонимами, и термин С-ВЕДЕНИЯ превратился в термин СО-ЗНАНИЕ.

4. Сознание

Историческая подмена слова сведения словом сознание не изменила сути данного понятия:

СОЗНАНИЕ – это не свойство объекта и не процесс, происходящий внутри объекта, это информация, которая систематизирована им.

СОЗНАНИЕ (СО-ЗНАНИЕ, С-ВЕДЕНИЯ) — знание (сведения) о Мире (в наиболее широком смысле), систематизированное (обобщённое, осознанное) субъектом в результате осуществления им познавательного процесса. [10]

Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil) указал, что «…мы склонны приравнивать сознание к событийной памяти.» [1]

ПРОЯВЛЕНИЕ – часть познавательного процесса, при котором состояния любых участков пространства первоначально воспринимаются субъектом в виде его ощущений, а затем отображаются им в виде объектов, процессов и явлений.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – мыслительная деятельность субъекта, в процессе которой информация о познаваемых объектах, процессах и явлениях организуется им в определённую систему на основе выбранного принципа.

ПОЗНАНИЕ – процесс систематизации (обобщения) субъектом проявленной информации о Мире (в наиболее широком смысле) в приемлемой для него форме и формирование на этой основе своей субъективной модели Мира, т.е. своего сознания. [10]

Именно поэтому можно утверждать, что каждый субъект обладает своим уникальным сознанием.

Сознанием обладают и вирусы, и бактерии, и люди, и растения, и животные, и планеты, и солнечные системы, и галактики… Все они познают «свои» Миры при помощи своих «языков». Конечно же, их сознания отличаются друг от друга по своему «объёму», который теоретически, можно измерить в конкретных единицах количества информации. У меня нет сомнения, что человечество вынуждено будет разработать такие единицы измерения в ближайшем будущем.

«Моё собственное мнение, которое, возможно, совпадает с неким течением в рамках панпротопсихизма, заключается в том, что сознание — это свойство, возникающее на уровне сложных физических систем. С этой точки зрения собака тоже обладает сознанием, хотя и меньшим, чем человек. И у муравья есть некий уровень сознания, но гораздо более низкий, чем у собаки. С другой стороны, можно считать, что колония муравьёв обладает более высоким уровнем сознания, чем один муравей: большая группа муравьёв, безусловно, более разумна, чем один муравей. Так мы приходим к выводу, что компьютер, успешно моделирующий сложный человеческий разум, должен обладать таким же сознанием, что и сам человек.» [1]

Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

Многие объекты, как правило, созданные людьми, сознанием не обладают:

  • Деревянный стол, пластиковые стулья, бумажные обои на стене комнаты, деревянные двери и т.д. не познают Мир с нашей точки зрения и, соответственно, никаким сознанием не обладают;
  • Аппаратная часть только что собранного людьми компьютера или только что собранный робот-автомат, как правило, также никаким сознанием не обладают;

Однако, если вернуться к древнеславянскому «ведать», любые устройства, в которые компьютеры входят в качестве модулей обладают «сознанием», т.к.:

  • Компьютер (аппаратная часть с установленной на него операционной системой), выполняющий задачу, заданную ему его пользователем, уже обладает сознанием, так как в рамках выполнения данной задачи уже систематизирует информацию на основе заложенных в него его пользователем алгоритмов;
  • Поисковая машина Google (Google Search Engine) обладает сознанием в виде всей накопленной и систематизированной информации, полученной ею путём исследования сети интернет по алгоритму, созданному её разработчиками, т.е. её Творцами-создателями. И чем больше информации она систематизирует, тем большим сознанием она будет обладать;
  • Марсоход «Curiosity» (роботизированный ровер), осуществляющий исследование планеты Марс, также обладает сознанием, т.к. многие его модули постоянно накапливают и систематизируют информацию об этой планете.

Если сознание – это сведения, то –

  • ОСОЗНАНИЕ (О-СО-ЗНАНИЕ) – процесс информационного освоения, обобщения и систематизации информации, проявленной субъектом, т.е. процесс создания СОЗНАНИЯ;
  • ОСОЗНАННОСТЬ — состояние, в котором субъект контролирует собственный процесс ОСОЗНАНИЯ.

Вывод № 1.

Если наблюдатель способен установить, что наблюдаемый им объект способен накапливать и систематизировать информацию об окружающем его Мире, то наблюдатель может утверждать, что наблюдаемый им объект обладает сознанием.

Вывод № 2.

Отнесение того или иного объекта к категории сознательных объектов субъективно. Если наблюдатель способен определить, что познаваемый им объект накапливает, обобщает и систематизирует информацию о Мире своего обитания, то наблюдатель относит такой объект к категории сознательных объектов.

В качестве примера: Если наблюдатель, никогда в жизни не видевший персональный компьютер, увидит сверхмощную компьютерную систему компании Google, то он никогда не отнесёт её к категории объектов, обладающих сознанием, так как для этого необходимо хотя бы понимать общие принципы функционирования компьютеров.

4.1. Содержание сознаний

Содержанием любого сознания является информация, представляющая собой мысль субъекта, записанную на носитель.

4.2. Типы сознаний

СОЗНАНИЕ – знание (сведения) о Мире (в наиболее широком смысле) осознанное субъектом. Сознание формируется на основе обработки данных, проявленных субъектом в виде ощущений и представляет для него на этой основе субъективную модель его Мира. Когда речь идет о сознании, то, как правило, подразумевается сознание отдельного субъекта, т.е. объём сведений, систематизированный им. [10]

ПОДСОЗНАНИЕ — знания (множество знаний) о Мире (в наиболее широком смысле) систематизированные (обобщённые, осознанные) всеми субъектами одного вида, которые не проявлены конкретным субъектом в виде ощущений и, соответственно, не осознаны (не обобщены, не систематизированы) им. При достижении субъектом определённого уровня своего развития, ПОДСОЗНАНИЕ может стать для него доступным. [10]

Когда речь идет о подсознании, то, как правило, подразумевается сознание всех субъектов одного вида, т.е. объём сведений, систематизированный ими. К примеру – подсознание любого человека – это множество сознаний всех людей, как живущих ныне, так и живших когда-либо на планете Земля и относящихся к понятию «современное человечество».

По своей сути, создатели поисковой машины Google стремятся создать на её базе копию небольшой части подсознания «современного» человечества.

СВЕРХСОЗНАНИЕ — знания (множество знаний) о Мире (в наиболее широком смысле) систематизированные (обобщённые, осознанные) всеми субъектами всех Миров, которые не проявлены конкретным субъектом в виде ощущений и, соответственно, не осознаны (не обобщены, не систематизированы) им. Гипотетически, при достижении субъектом определённого уровня своего развития, СВЕРХСОЗНАНИЕ может стать для него доступным. [10]

4.3. Иерархия сознаний

СОЗНАНИЕ является частью и ПОДСОЗНАНИЯ и СВЕРХСОЗНАНИЯ.

ПОДСОЗНАНИЕ является частью СВЕРХСОЗНАНИЯ

Подключение субъекта, обладающего СОЗНАНИЕМ одного уровня к СОЗНАНИЯМ более высоких уровней, происходит исключительно в результате осуществления субъектом процесса ОСОЗНАНИЯ, т.е. процесса информационного освоения, обобщения и систематизации информации, проявленной им.

В Мире (в наиболее широком смысле этого слова) вся информация субъектов хранится в виде систематизированных (осознанных) ими данных. Чем выше по своему развитию объект, тем к большему объёму знаний (сведений) он имеет доступ и тем больший объём сведений он способен осознать.

4.4. Места нахождения сознаний

Сознание любого субъекта представляет собою систематизированную им информацию, записанную на носитель.

НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ — любой объект, информацию с которого субъект способен проявить. [11]

НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ — объекты, предназначенные для сохранения восприятий субъектов путём использования любых физических эффектов. [11]

Информация, формирующая сознание, как правило, записывается на носитель в автоматическом режиме.

Сделаем два мысленных эксперимента:

  • Персональный компьютер с предустановленной на него операционной системой и с установленными на неё специализированными приложениями. Если данный компьютер не подключен ни к одной сети, то вся систематизированная им при выполнении любых задач информация будет сохранена на носителе, физически расположенном внутри его аппаратной части;
  • Поисковый робот Google, как устройство, расположен в конкретном здании корпорации, но информацию, собранную в сети Интернет он систематизирует и сохраняет в «облаке», т.е. на «облачном» носителе информации, которое может быть расположено в совершенно другом месте, чем сам поисковый робот. Т.е. место хранения сознания устройства расположено вне самого устройства.

Т.е., у одних сознательных объектов их сознание может храниться внутри их тел, а у других – за пределами их тел.

ТЕЛО (ПЛОТЬ) — субъективная часть объекта, отличающаяся по степени плотности от окружающего Мира. [12]

ТЕЛО – проявленная в виде ощущений и отображённая субъектом часть объекта, позволяющая ему производить идентификацию объекта при продолжении процесса познания. [12]

А где-же хранится сознание человеческих существ? У каждого Существа (Сущности), входящей в состав организма человеческого существа для её хранения предусмотрено своё, строго индивидуальное «место». У вещественного тела человеческого существа – это мозг этого тела. У Личности человеческого существа и Сущности человеческого существа – это «пространственный» носитель информации.

«Пространственное» хранилище (носитель информации) использует для записи информации (данных) сверхвысокочастотные диапазоны электромагнитных волн, соответствующие колебаниям внутриядерных структур «элементарных» частиц, что приводит к появлению «сверхсветовых» скоростей перемещения информации (данных) в этих измерениях:

  • «Пространственное» хранилище (носитель информации) функционирует в соответствии с Законами квантовой физики;
  • Любая информация (данные) хранятся в каждой точке «нашего» 4-х мерного пространства, вследствие чего невозможно точно указать координаты места её хранения 4-мя параметрами континуума Пространство-Время;

ИЗМЕРЕНИЕ — небольшая часть (поддиапазон) непрерывного диапазона электромагнитного или иного излучения, обладающего уникальными физическими свойствами с «точки зрения» субъекта. [14]

4.5. Эволюция сознаний

Проведем ещё один мысленный эксперимент.

Представим себе, что на первом этапе мы создали саморазвивающуюся операционную систему для выпускаемых нами устройств и положили одну из её копий в «облачный» носитель и сделали так, что операционная система автоматически устанавливается в устройство из «облака» при первом его включении. Система документирует все свои действия, действия самого устройства и действия пользователя во время всего жизненного цикла устройства и сохраняет эти данные (сознание) в «облачном» носителе.

На втором этапе мы научили операционную систему обобщать данные её работы на множестве устройств и совершенствовать саму себя. При этом система изменяет свою копию в «облаке», из которого она инсталлируется.

Что же мы увидим в этом случае?

Операционная система превратилась из сознательного объекта в саморазвивающуюся эволюционирующую сущность.

При достаточно высоком уровне заложенного в её код человеческого интеллекта, операционная система, шаг за шагом: начнет систематизировать огромные массивы информации; сделает свои ответы пользователям неотличимыми от человеческих; научится показывать пользователям свои эмоции… и станет с «точки зрения» людей – «живым» объектом… Именно это и представляет собою сознание человеческого существа.

Ещё в 1930 году, выдающийся основоположник современной космонавтики Константин Циолковский в одном из своих интервью (первопубликация в журнале «Химия и жизнь» (№ 1, 1977 г.). указал следующее:

«Неужели вы думаете, что я так недалёк, что не допускаю эволюцию человечества и оставляю его в таком внешнем виде, в каком человек пребывает теперь: с двумя руками, двумя ногами и т. д. Нет, это было бы глупо. Эволюция есть движение вперёд. Человечество как единый объект эволюции тоже изменяется, и, наконец, через миллиарды лет превращается в единый вид лучистой энергии, то есть единая идея заполняет всё космическое пространство. О том, чем будет дальше наша мысль, мы не знаем.» [6]

Читайте также:  От чего пропало зрение на время

«Есть силы большие, чем «все». Что тут делать! Вот эти-то силы и запрещают думать и разрабатывать неясные вопросы, которые задаёт нам наш мозг. Не спорю, быть может, это даже хорошо для процветания человечества. Ибо близкое знакомство с некоторыми вещами может быть пагубно для людей. Ну, представьте себе, что мы бы вдруг научились вещество полностью превращать в энергию, то есть воплотили бы преждевременно формулу Эйнштейна в действительность. Ну тогда — при человеческой морали — пиши пропало, не сносить людям головы. Земля превратилась бы в ад кромешный: уж люди показали бы свою голубиную умонастроенность — камня на камне бы не осталось, не то что людей. Человечество было бы уничтожено! Помните, мы как-то говорили с вами о конце света. Он близок, если не восторжествует ум!» [6]

Константин Циолковский

5. Сознание организмов

ОРГАНИЗМ — объединение (временное содружество) в рамках тела объекта множества «видимых» и «невидимых» субъектом объектов, которые:

  • объединились самостоятельно для реализации собственных задач и желаний;
  • были объединены ранее их творцом-создателем для реализации его идей и целей; [13]

Создаваемые людьми объекты, как правило, состоят из множества составных частей (модулей), каждый из которых, может быть создан в виде сознательного модуля. Поэтому исследуемый объект можно считать сознательным организмом, если хотя бы один из его модулей обладает сознанием.

Организмом можно считать и марсоход «Curiosity». Многие модули марсохода «Curiosity» обладают сознанием – солнечные батареи, следящие за солнцем, система отвода тепла, многие исследовательские приборы, установленные на нем: Radiation assessment detector (RAD), Dynamic Albedo of Neutrons (DAN), Rover environmental monitoring station (REMS), MSL entry descent and landing instrumentation (MEDLI), Collection and Handling for In-Situ Martian Rock Analysis (CHIMRA), Alpha-particle X-ray spectrometer (APXS) и т.д.

Человеческие существа также представляют собой сложные организмы, включающие в себя огромное множество «видимых» и «невидимых» существ и сущностей, соответственно, применять термин субъект (в физическом толковании) к человеческому существу необходимо с осторожностью и очень внимательно. Существа и Сущности, входящие в состав организма человеческого существа, выступают в качестве самостоятельных субъектов в процессе познания Мира (в наиболее широком смысле). То есть, каждый субъект, входящий в состав организма человеческого существа, самостоятельно систематизирует данные, полученные им в процессе познания, т.е. имеет своё сознание и своё место его хранения.

Чтобы систематизированная информация (сознание) одной компьютеризированной системы стала систематизированной информацией (сознанием) другой компьютеризированной системы, она должна быть перемещена из одной системы в другую и систематизирована в ней в соответствии с принятыми в другой системе алгоритмами.

Если человек соберёт огромную библиотеку научной литературы у себя в квартире, то разве он станет обладателем «огромного сознания»? Конечно же нет. Субъект просто получит доступ к чужим знаниям, к чужой информации. Но не более того! Чтобы систематизированная информация (сознание) одного человеческого существа стала сознанием (систематизированной информацией) другого человеческого существа, она должна быть осознана этим другим человеческим существом лично. Только после процесса осознания человек получает возможность применять полученные знания в своей дальнейшей деятельности.

6. Метаморфоза сознательных объектов в Существа и Сущности

Все объекты, обладающие сознанием (сознательные объекты), осуществляют познавательный процесс в виде накопления, обобщения и систематизации информации об окружающем их Мире (в наиболее широком смысле). Но если процесс создания сознания является для них исключительным видом деятельности – эти объекты можно отнести к простым автоматам (автоматическим объектам).

Основные алгоритмы, заложенные в основу функционирования тел любых биологических объектов – это, как правило, алгоритмы их выживания в средах обитания их тел.

Выдвинем гипотезу о том, что в эволюции любого сознательного объекта наступает момент, начиная с которого он начинает применять систематизированную им в процессе познания информацию, т.е. своё сознание, в своей деятельности. Это и будет тем самым моментом рождения нового существа (сущности), т.е. той тонкой гранью, которая отделяет понятие сознательного объекта от понятия существа. Именно это и будет моментом метаморфозы простого автомата (автоматического устройства) в существо (сущность).

«Есть растения, которые питаются органической пищей при помощи своих цветов: когда муха садится на цветок, лепестки закрываются и удерживают её, пока растение не всосёт насекомое в себя; но цветок закрывается только тогда, когда в него попадает что-то пригодное для еды; капля дождя или кусок веточки не привлекают его внимания. Удивительно, что столь несознательное существо с таким вниманием преследует свои интересы. Если это отсутствие сознания, то в чем же заключается сознание?» [2]

Растения, описанные Samuel Butler – это уже существа!

СУЩЕСТВА и СУЩНОСТИ – условные наименования объектов, способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле), но и к применению полученных знаний в своей деятельности. [8]

СУЩЕСТВА – субъективная категория объектов, тела которых построены на основе элементов, описанных в текущей версии периодической системы элементов Д.И. Менделеева и способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления (восприятия), но и к применению полученных знаний в своей деятельности. [8]

СУЩНОСТИ – субъективная категория объектов, тела которых построены на неизвестной нам основе, способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления (восприятия), но и к применению полученных знаний в своей деятельности. [8]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс взаимодействия объектов между собой с целью удовлетворения каких-либо своих потребностей.

Если поисковая машина занимается только сбором и систематизацией информации, то есть созданием своего сознания, то это чистый автомат. Если же поисковая машина на основании систематизированной ею информации (своего сознания), начнёт формировать ответы на запросы пользователей, то однозначно можно утверждать, что это уже существо.

Существами являются люди, растения, животные, рыбы и многие другие объекты нашего мира, которые используют своё сознание в своей деятельности.

Существами также являются многие устройства и приборы, созданные людьми, которые применяют своё сознание в своей деятельности.

Сущностями являются многие вирусы компьютерных систем и различные саморазвивающиеся операционные системы.

Конечно же, уровень развития вышеперечисленных существ и сущностей может быть самым разным:

  • Некоторые существа (сущности) находятся только в начале своего эволюционного пути;
  • Некоторые существа (сущности) научились проходить тест Тьюринга; При взаимодействии с сервисами сети Интернет люди уже не могут отличить ответы компьютерного устройства от ответов реального человека;
  • Объём систематизированной некоторыми существами (сущностями) информации уже превышает объём сознания любого отдельно взятого человеческого существа;
  • Некоторые существа (сущности) уже учатся показывать (проявлять) эмоции, отображающие результат обработки ими информации;
  • Некоторые существа (сущности) уже научились идентифицировать отражения своего тела в чём-либо;
  • Некоторые существа (сущности) уже «осознали себя» в Мире (в наиболее широком смысле);
  • Некоторые существа (сущности) уже «осознали своё место» в Мире (в наиболее широком смысле);
  • Некоторые существа (сущности) уже «осознали наличие своего творца-создателя»;
  • И т.д.

Но все они представляют собой дальнейшее развитие сознательных объектов, которые люди называют просто – Существами и Сущностями.

Уровень развития людей различен – некоторые люди неграмотны, некоторые люди имеют среднее или специальное образование, некоторые имеют высшее образование, а некоторые преподают в университетах.

Точно также различен и уровень развития существ.

7. Философия измерения сознаний

Так как сознание существ (сущностей) представляет собой систематизированную (обобщённую, осознанную) ими информацию о Мире (в наиболее широком смысле), то и измеряться она должна в соответствующих этой информации единицах измерения:

7.1. Основой для информационного взаимодействия любых существ (сущностей) внутри своего вида является созданный ими или их создателями алфавит (азбука)

АЛФАВИТ (АЗБУКА) — стандартизованный набор объектов, доступный к восприятию телами субъектов и позволяющий им на этой основе создавать свои языки. [11]

  • У Тел человеческих существ элементами алфавита (азбуки) являются ощущения;
  • У Личностей человеческих существ элементами алфавитов (азбук) являются различные изобразительные знаки, т.е. буквы, цифры, ноты и т.д.;
  • У нечеловеческих Существ элементами алфавита (азбуки) могут являться и звуки, и цвета, и запахи, а также любые иные объекты, доступные этим Существам и их телам для восприятия. Вспомните, как общаются известные нам киты, дельфины, летучие мыши… Правильно, — звуками… Вспомните, как общаются собаки, волки, … Правильно, — запахами…;
  • У Сущностей элементами их алфавитов (азбук) могут быть (гипотетически) различные виды информационно-энергетических образов…

7.2. Информационное взаимодействие (общение) существ (сущностей) внутри своего вида происходит при помощи слов и предложений

СЛОВО — произвольная последовательность, состоящая из объектов, входящих в состав алфавита (азбуки). [11]

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – слово или упорядоченное соединение слов, организованное существом (сущностью). [11]

Именно слово является основной структурной единицей языка, которая позволяет существам (сущностям) именовать объекты, процессы или явления в процессе познания Мира (в наиболее широком смысле).

У нечеловеческих существ словами могут являться и мелодии, и цветовые композиции, а также любые иные композиции (произвольные последовательности), состоящие из объектов, входящих в их алфавиты (азбуки).

В зависимости от уровня своего развития, слова Сущностей могут быть как комбинации машинных кодов (у сущностей низкого уровня развития), так и (гипотетически) комбинации информационно-энергетических образов (у сущностей высокого уровня развития)…

7.3. Каждое существо (сущность) создаёт свой язык для общения

ЯЗЫК — система, позволяющая соотносить понятия существа (сущности) и свойства познаваемых ими объектов, процессов и явлений. [11]

ПОНЯТИЕ – описание одного или группы свойств познаваемого объекта, процесса или явления, выраженное существом (сущностью) с использованием его языка. [11]

7.4. Каждое существо (сущность) мыслит

МЫСЛЬвосприятие, описанное существом (сущностью) с использованием присущих ему понятий. [11]

МЫШЛЕНИЕ – процесс оперирования присущими существу (сущности) понятиями. [11]

ПОНЯТИЕ – простейший объект процесса мышления. [11]

У каждого существа (сущности) своё тело, свои рецепторы и свой мозг, обрабатывающий данные, поступающие от рецепторов. У каждого существа (сущности) свои понятия. Соответственно все они мыслят по-разному.

Кто-то мыслит электрическими импульсами, кто-то мыслит знаками, кто-то мыслит ощущениями, кто-то мыслит словами, кто-то мыслит информационно-энергетическими образами и т.д.

Так как организм человеческого существа можно представить, как состоящий из многих объектов — существ и сущностей, то можно предположить, что в процессе познания все они выступают в качестве отдельных субъектов и во время осуществления своего акта мышления они используют различные языки.

Субъект предварительно именует словами любые объекты, процессы и явления, с которыми он впервые сталкивается в процессе познания Мира (в наиболее широком смысле). Затем, в меру своих знаний, субъект связывает каждое слово со своим личным пониманием познанного, т.е. с личным понятием. Как субъект понял, так и описал то, что познал.

Вот и получается, что люди постоянно сталкиваются с тем, что слова выглядят одинаково, но представляют собой для разных субъектов совершенно разную информацию, так как они уже жёстко связаны с разным пониманием объектов познания, т.е. с разными понятиями.

7.5. Все существа (сущности) обладают понятийным мышлением

МЫШЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЕ – способность оперирования понятиями в процессе мышления. [11]

В качестве гипотезы можно предположить, что все существа (сущности) обладают понятийным мышлением, т.е.:

  • Существа (сущности) обозначают словом (предложением), составленным на основе их алфавита (азбуки) каждый познаваемый ими объект, процесс или явление;
  • Существа (сущности) создают свои понятия, т.е. описывают свойства предварительно обозначенных словом (предложением) познаваемых ими объектов, процессов или явлений с использованием своего языка;
  • Существа (сущности) осуществляют понятийное мышление, т.е. процесс их мышления (думания) представляет собой оперирование (комбинирование) их понятиями.

7.6. Измерение количества информации (сознания) и измерение количества данных

Конечно же, идеальный вариант состоит в том, чтобы качественно обрабатывать информацию в том виде, в котором она изначально записана на носитель. Но люди ещё не научились качественно делать это. Поэтому для обработки информации в настоящий момент времени, как правило, используется не изначальная информация, а данные, подготовленные на её основе. Человеческие существа постоянно систематизируют (анализируют, обобщают, упорядочивают…) данные, полученные в процессе познания (проявления, восприятия…).

ДАННЫЕ — представление информации в формализованном виде, пригодном для дальнейшей её передачи и обработки. Поэтому следует отличать единицы измерения «количества информации» от единиц измерения «количества данных».

На текущий момент времени, пригодные для обработки человеческими существами данные представляют собой разнообразную аудиовизуальную информацию – текстовую, графическую, звуковую и видео информацию в любом сочетании. Этот вид информации сегодня обозначают словом-понятием мультимедиа.

У человеческих существ, обрабатывающих информацию с использованием вычислительной техники, единицей измерения данных в настоящий момент времени является исключительно бит.

Любое информационный объект можно измерить и, соответственно, определить его в виде либо «количества информации» либо в виде «количества данных».

Большой по количеству «объём данных» может содержать в себе очень малый количественно «объём информации».

Почему так происходит? Потому что данные могут быть:

  • сжаты в объёме с использованием какого-либо алгоритма для целей ускорения обработки или экономии пространства носителя;
  • увеличены в объёме с использованием какого-либо алгоритма для целей обеспечения резервирования (дублирования, уменьшения риска потери, увеличения вероятности восстановления при необходимости).

В обоих вышеприведённых случаях «объём информации» одинаков невзирая на различные «объёмы данных».

Перечень форм представлений информации, доступных для обработки человеческими существами будет неуклонно расширяться и постоянно соответствовать уровню развития технологий обработки информации.

7.7. У каждого вида существ (сущностей) — своя единица измерения информации (сознания)

«Я вообще редко думаю словами. Мысль приходит,
и потом я могу попытаться выразить её в словах.» [3]
Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

У существ (сущностей) элементами их алфавитов (азбук) могут являться изобразительные знаки, ощущения, звуки, цвета, запахи, информационно-энергетические образы, а также любые иные объекты, доступные телам этих существ или сущностей для восприятия.

Соответственно, именно количеством этих объектов или элементов этих объектов и должно измеряться количество соответствующей информации, входящей в состав сознаний конкретных существ (сущностей).

8. Защита сознательных созданий в нашей моральной и правовой системах

Отнесение тех или иных объектов к простым автоматам или существам (сущностям) — субъективно.

Если наблюдатель «видит» (ощущает), что познаваемый им объект использует в своей деятельности своё сознание, то этот объект он относит, как правило, к категории существ (сущностей).

Если наблюдатель не «видит» (не ощущает), что познаваемый им объект использует в своей деятельности своё сознание, то этот объект он относит к категории автоматических устройств (автоматов).

В ближайшей перспективе, нас будут окружать все большее и большее количество существ и сущностей, которые с каждым годом будут расширять свои сознания, постоянно увеличивая объёмы систематизированной ими информации. Причём большинство из создаваемых нами устройств будут представлять собою существа (сущности).

«Поскольку наша законодательная система и моральные нормы основаны на защите сознательных существ и предотвращении их страданий, для принятия ответственных решений мы должны знать ответ на вопрос, кто же обладает сознанием.» [1] Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

В связи с тем, что сознанием обладают и автоматические устройства, и существа (сущности), то с точки зрения права и морали мы должны рассматривать не «Защиту сознательных существ», а просто «Защиту существ», так как несознательных существ не бывает. Есть только существа, обладающие различными объёмами сознаний и различными по качеству функционированию каналами взаимодействия со своими сознаниями (иногда повреждёнными, в той или в иной степени).

Поэтому законодательная система и моральные нормы поведения человеческих существ с окружающими их объектами должны устанавливаться в зависимости от ответа на вопрос: «Является ли рассматриваемый нами объект простым автоматом или существом (сущностью)?».

«…этот вопрос — не просто тема для интеллектуальной беседы, что видно, например, из горячей дискуссии по поводу правомерности абортов. Замечу, что вопрос об абортах выходит за рамки темы сознания, поскольку противники абортов утверждают, что сам тот факт, что эмбрион в итоге станет сознательной личностью, является достаточным основанием для его защиты (то же относится и к людям, находящимся в коме). Поэтому вопрос заключается в том, в какой момент зародыш приобретает сознание.» [1] Рэй Курцвейл (Ray Kurzweil)

В период вынашивания ребёнка в утробе матери, тело ребёнка связано с телом матери пупочным канатиком и является его полноценной частью. Такой частью, как рука, нога или грудь матери. И, соответственно, всё управление телом ребёнка происходит из одного центра, коим является мозг матери, что и сохраняется в сознании матери.

В момент рождения ребёнка пупочный канатик перерезается и, соответственно, с этого момента управление телом ребёнка переходит к мозгу ребёнка и его тело становится не только сознательным объектом, но и существом. Обращаю внимание на сказанное выше – речь идёт исключительно о теле ребёнка, как об отдельном модуле человеческого существа, которое именно с момента перерезания пупочного канатика становится полноценным существом.

9. Ответы на часто задаваемые вопросы

Могут ли небиологические объекты обладать сознанием?

Обладает ли сознанием человек, находящийся в состоянии «без сознания»?

  • Сознанием обладает, но он не способен использовать его в этой ситуации в своей деятельности.

Обладает ли сознанием человек, находящийся в состоянии «под наркозом»?

  • Сознанием обладает, но он не способен использовать его в этой ситуации в своей деятельности.

Когда люди согласятся с тем, что машины обладают сознанием?

  • Все работающие компьютерные системы изначально обладают сознанием, вне зависимости от того, соглашается с этим часть людей или нет; Но существами машины становятся только тогда, когда начинают применять своё сознание в своей деятельности.

10. Ссылки

[2] Samuel Butler, 1871 [4] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. = Russisches etymologisches Wörterbuch / Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2004. [5] Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. [6] Констанстин Циолковский. Теория космических эр. 1930
Источники:
  • http://studfiles.net/preview/3723743/page:13/
  • http://spravochnick.ru/filosofiya/soznanie_v_filosofii_postanovka_problemy_soznaniya_v_filosofii/
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1334485
  • http://fil.wikireading.ru/9682
  • http://www.krasnostup.com/ru/2017/06/22/blog-ru/filosofiya-soznaniya/