Меню Рубрики

Современная точка зрения в понимании общества

Общество– это самодостаточная, самовоспроизводящаяся социальная группа, общность людей. Оно способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать необходимые условия собственного существования. Костяк общества составляет система общественных отношений, в рамках которых осуществляется человеческая деятельность.

Философские концепции общества, характера его существования и развития в мировоззренческом планеопираются на то или иное решение основного вопроса философии применительно к социальной действительности. В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Идеалистическая концепцияисходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей.

Идеалистическое понимание общества имеет определенные основания. Бесспорным фактом является то, что все действия, поступки людей происходят при участии сознания.

1 вариант материалистического понимания общества -географическое направление в социологии («географический детерминизм»), утверждающее, что на специфику и историю общественной жизни определяющее воздействие оказывает географическая среда.

2-ой, основной вариантматериалистического понимания истории предложен в марксизме. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т. д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т. п., а для этого необходимо трудиться.Труд — основа общественной жизни.

Если иметь в виду структуру общества, включающую в себя соотношение четырех сфер общественной жизни, то выстраивается иерархия: экономическая — социальная — политическая — духовная сферы.

В философском понимании общества используются категории общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытиехарактеризуется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят: способ производства материальных благ, экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена, материальные стороны жизни семьи, классов, наций и других форм общности людей.Общественное сознаниехарактеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.

Идеалистическое понимание истории утверждает первичность общественного сознания относительно общественного бытия, аматериалистические — первичность общественного бытияотносительно общественного сознания.

Кроме того, известны натуралистическая и технократическая концепции:

Натуралистическая— объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество — рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культура, отличающая человека, — лишь их модификация;

Технократическая — возникла и развилась в связи с бурным ростом науки и техники; постулирует главенствующую роль техники для развития общества и техноморфность самого общества.

Общественный идеал – это совершенное общество. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Этотакое общество, где обеспечены максимальные свобода, равенство и общечеловеческая солидарность.

Важным вопросом является вопрос об осуществимости общественного идеала. На этот вопрос есть основных три ответа.

1. Социальный утопизмсчитает, что идеал осуществим в любых условиях, достаточно убедить в нем большинство населения. На практике утопические действия ведут к насилию над реальностью.Слово «утопизм» происходит от названия романа Томаса Мора «Утопия», которое дословно означает «место, которого нет».

2. Социальный пессимизмсчитает, что идеал непостижим и недостижим, поэтому не стоит даже пытаться его реализовать. Пусть все идет само собой.

3. Практический идеализмсчитает, что, хотя полностью осуществить общественный идеал невозможно, все же следует стараться его познать и по мере созревания условий частично воплощать в реальность.

Важен вопрос: каков общественный идеал по содержанию? Можно выделить несколько основных вариантов ответа на эту проблему.

1. Теория идеального государства Платона.По Платону, идеальное государство должно отличаться единством, быть единым организмом. Главная ценность идеального государства справедливость и единство(сплоченность). Высшая справедливость состоит в том, что каждый занимается своим делом и получает по заслугам. В идеальном государстве должно быть три класса населения. Правят самые мудрые – философы. Второй класс общества – воины. Третий класс – ремесленники, крестьяне, торговцы, которые занимаются материальным производством и обменом. Такое общество, по мысли Платона, является самым сплоченным и справедливым.

Советское общество тоже ориентировалось на коллективистский идеал. Главной провозглашаемой ценностью было социальное равенство.

2. Либеральный общественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственность и т.д. Либералы так решают парадокс свободы: свобода одного не должна нарушать свободу другого человека. В экономике должны господствовать частная собственность, свободный рынок и конкуренция. Либералы считают, что государство не должно вмешиваться в экономику. Оно только должно охранять порядок и собственность граждан. Государство должно быть правовым, главной целью его существования должна быть защита прав и свобод человека. Чтобы сама государственная власть не могла нарушить свободу человека, она должна быть демократически избираемой, подконтрольной обществу. Власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Такой идеал отчасти реализован на Западе.

3. Социалистический общественный идеал. Социалисты считают, что надо сделать обстоятельства человечными. Главные ценности для социалистов – это социальная справедливость (понимаемая как равенство) и солидарность между людьми. Общество должно помогать каждому его члену, но и каждый индивид должен сознательно заботится об общественном благе.

Социализм утверждает необходимость социальных прав человека – на труд, отдых, охрану здоровья, жилье, образование и др. Это невозможно сделать без вмешательства государства в экономику и перераспределения средств от обеспеченных слоев к необеспеченным. Основное противоречие капитализма, противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов, может быть разрешено путем установления общественной собственности на средства производства и личной собственности на предметы потребления. Плановая экономика.

В истории две основные формы реализации на практике социалистического идеала. Это советский коммунизм и социал-демократия в Европе.

Основной конфликт нашей эпохипроисходитмеждунаходящимися сегодня у власти во многих странахнеолибералами, которые стремятся вернуться к классическому капитализму образца 19 века исторонниками сохранения социального государства.

5.4. Философские концепции общества

Философские концепции общества, характера его существования и развития в мировоззренческом плане опираются на то или иное решение основного вопроса философии применительно к социальной действительности. В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Во взглядах на общественную жизнь, историю общества длительное время господствовала, да и в настоящее время продолжает, идеалистическая концепция. Идеалистическая концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история – лишь внешнее проявление абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе является прусская монархия. В другом случае мы встречаемся с тезисом о том, что «мнения правят миром». Деятели движения французского Просвещения, исходя из того, что главная основа и причина изменений общества – в идеях, борьбе мнений, утверждали, что для изменения общества в прогрессивном направлении нужно просветить людей, ввести в их сознание идеи добра, истины, справедливости и т. д. Позитивисты XIX в. говорили о том, что миром управляют идеи.

Идеалистическое понимание общества имеет определенные основания. Бесспорным фактом является то, что все действия, поступки людей происходят при участии сознания. В начале существования человечества сознание было «вплетено» в практическую жизнь ладей. Затем важным историческим фактом стало отделение умственного труда от физического. Выделение умственного труда в относительно самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, будто сознание, идеи не зависят от материальной жизни общества, развиваются совершенно самостоятельно. С отделением умственного труда от физического господствующие слои общества монополизировали умственный труд, физическим трудом занимаются народные массы. А господствующие классы руководят производством и обменом, берут в свои руки управление государством, определяют политику, право, идеологию и т. д.

Первым вариантом материалистического понимания общества можно считать географическое направление в социологии («географический детерминизм»), утверждающее, что на специфику и историю общественной жизни определяющее воздействие оказывает географическая среда. Об этом подробнее речь пойдет в следующем разделе.

Второй, основной вариант материалистического понимания истории предложен в марксизме. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т. д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т. п., а для этого необходимо трудиться. Труд – основа общественной жизни.

Если иметь в виду структуру общества, включающую в себя соотношение четырех сфер общественной жизни, то выстраивается иерархия: экономическая – социальная – политическая – духовная сферы.

В философском понимании общества используются категории общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие характеризуется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят: способ производства материальных благ, экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена, материальные стороны жизни семьи, классов, наций и других форм общности людей. Общественное сознание характеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.

Идеалистическое понимание истории утверждает первичность общественного сознания относительно общественного бытия, а материалистические – первичность общественного бытия относительно общественного сознания.

Когда в общефилософском плане рассматривается соотношение сознания и бытия, то материализм понимает первичность бытия прежде всего в генетическом аспекте. Это означает, что было такое время, когда материальное бытие, природная среда (в частности, на Земле) существовала, а сознания не было, и оно возникло на основе эволюции природной среды. А в обществе не может быть такого положения, что материальная сторона общественной жизни уже есть, а общественного сознания еще нет. Социальная действительность – единство материального и идеального. И тогда вопрос не в том, что существует раньше или позднее, а в том, играет ли материальная сторона жизни общества, материальные условия определяющую роль по отношению к духовной жизни, или же духовная сторона жизни общества определяет материальную.

Материальная и духовная стороны жизни общества находятся во взаимодействии. Но во взаимодействии есть активная и реактивная связи. Тогда с точки зрения материалистического понимания общества активная связь будет ориентирована от материального к идеальному, а реактивная – наоборот. С позиции идеалистического понимания общества ситуация будет обратной.

Понимание общества в современных философских концепциях

Читайте также:

  1. I. Понимание отношений индивида и общества
  2. I. Философия в жизни человека и общества.
  3. III. Изучив материал, заполните схему философских школ древнего мира и их особенностей
  4. III.Влияние общества и отношение к обществу
  5. R — 1), обслуговуваного населеними пунктами рівня r (Хагнет 11. Географія: синтез современных знаний. М., 1979).
  6. Акционерные общества
  7. Акционерные общества
  8. Акционерные общества
  9. Акционерные общества.
  10. Анализ современных методов распознавания спама
  11. Аналогичные процессы создания и использования агрокалендарей наблюдаются и в других раннеземледельческих обществах во всех регионах Земли.
  12. Базисное эмпатическое слушание и понимание
Читайте также:  С точки зрения деятельностного подхода педагогическую технологию определяют как

ОГЮСТ КОНТ рассматривал общество как целостный организм и систему, которая определяет развитие и деятельность составляющих ее субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общества и социальная динамика для объяснения процессов функционирования общества. Его философия позитивна, так как опирается только на научные наблюдения. Сформулировал великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества. Общество и история прошли через три стадии: первая —теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе которого формируется мораль, решаются обыденные проблемы и т.д. Вторая — метафизическая, когда больше используется не воображение, а понятия, метод познания ориентируется на познание реальных явлений. Третья, позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений. Проблема прогресса решается на основе биологических и астрономических законов и интеллектуальной эволюции человека. Развитие общества есть закономерное и прогрессивное явление. Особая роль — разделение труда и позитивная политика. Решение проблем гармонизации и достижение стабильности в обществе. Гармония есть гармония между частями и различными сферами жизни общества, наилучшее сочетание интересов отдельных личностей и социальных слоев.

СПЕНСЕР. Органическая школа в философии. Проблема соотношения биологического и социального. Особая роль государству как мозгу и церкви (душа). Торговля — кровь, телеграф — нервы. В эволюции момент интеграции (развитие от простого к сложному), дифференциации (от однородного к разнородному), возрастание порядка (от неопределенного к определенному). В ходе эволюции развивается значение коллективной деятельности и корпоративности. При этом общество должно служить интересам индивида, а не поглощать его. Решал вопросы гармонизации и стабильности. Распад общества есть явление, обратное гармонии. Неэффективность правительства, армии ведет к возрастанию дезинтегративных тенденций.

ДЮРКГЕЙМ. Продолжатель. Проблема взаимодействия человека и его социальной среды. Выступал против индивидуалистического и психического объяснения социальных явлений. Исходным моментом анализа поведения людей считал научный метод в исследовании социальных явлений. Изучал коллективное сознание в феноменах религии, права, морали. Поставил проблему социального здоровья общества и критерий, позволяющий отличать болезненные состояния от здоровых. Коллективность есть основной фактор социальности, из которой напрямую вытекает общественная природа и сознание.

ЛЕСТЕР УОРД. Отец социологии США. Социальные силы есть психологические. В качестве изначальной причины выступают желания субъекта, философия желаний. Первичные — пища, тепло, продолжение рода. Вторичные — моральные, творческие, эстетические, религиозные, формируются на основе первых. Желания— двигатель общества, действуют неосознанно, стихийно. Даже если они осознанны, то плохо контролируются. Основной носитель коллективных стремлений есть государство. Сознательное воздействие на психические силы дает возможность придать развитию обществу более совершенный характер. Психологический эволюционизм.

ГАБРИЭЛЬ ТАРД. Проблема взаимодействия общества и личности. Полемика с Дюркгеймом. Для него основой всего является не общество, а человек. Движущие силы в индивидуальной и групповой психике людей. Социальный организм есть по своей сути подражательный, подобно наследственности в биологии. Самые лучшие изобретения и деяния приобретают множество повторений в геометрической прогрессии. Три основных закона общества: 1) закон повторения, то есть усвоения и воспроизведения новшеств; 2)закон оппозиции, борьба старого и нового; 3) закон приспособления, то есть адаптации к изменениям. Изменения ведут не к унификации, а к обогащению.

ПАРЕТО. Логическо — экспериментальный способ исследования социальных явлений. Все должно базироваться на точных эмпирических данных. Роль социологии в обосновании социальных связей и зависимостей социальных явлений. Социальные действия делятся на логичные и нелогичные, неосознанные и инстинктивные. Они более естественны и составляют основное содержание социальных явлений. В психических импульсах Парето видел источник социальной жизни. Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития общества. Экономика должна изучать сторону жизни общества, связанную с частной или коллективной собственностью, другие науки — другие стороны и законы, затем все соединяется и получается представление о путях совершенствования общества. Теория элит —социальное неравенство обусловлено психологическим неравенством людей и их способностей. Элита добивается права руководить и управлять. Например, в политической элите есть львы и лисы, нужные каждый в своей ситуации. В обществе существует постоянная циркуляция элит.

НАРОДНИКИ: ЛАВРОВ И МИХАЙЛОВСКИЙ. Субъективный метод, Единственный смысл истории в развитии нравственного идеала. Основная задача в изучении целей и нравственных идеалов личности. Социология фиксирует и изучает факты солидарности между людьми, условия ее упрочения и ослабления. Правда-истина и правда-справедливость. Основной двигатель истории — герои, толпа легко подчиняется вождям, теряет независимость. Личность определяет развитие культуры и общества.

НЕОКАНТИАНСТВО. Риккерт и Вильденбанд. Суть социальной философии в изучении столкновения исторических событий. Утверждали, что наука об обществе и культуре сильно отличается от естественных наук. Естественные ищут общие законы развития природы, отрицают наличие законов в обществе. Задача же науки объяснить отдельные факты, каждый из которых имеет причину и следствие, в том числе и в обществе. Но социальные отношения это уникальные явления, которые не повторяются. Науки о природе — обобщающее мышление, общественные науки — мышление идеографическое, индивидуализирующее, уникальное. Историк есть в некотором смысле художник. В качестве руководящего принципа объяснения могут выступать ценности, надысторический и социальный характер, сущность которых образует трансценденциальный мир. При этом по мере осознания исходящих от них идей, люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми руководствуются в повседневной жизни. Абсолютные ценности — путеводная звезда. Они воплощаются в общественном сознании. Основа истории общества— духовное начало.

ВЕБЕР МАКС. Социальная философия изучает прежде всего деятельность и поведение людей. Схема социального действия это система осмысленного и целенаправленного взаимодействия людей. Каждый частично запрограммирован социальными установками, но имеет альтернативы, оценивает их и выбирает. 4 типа социального действия: 1)аффективное — стремление к удовлетворению страсти; 2)традиционное — подражание образцам поведения; 3)ценностно-рациональное — ориентируется на веру в самодостаточность некоторых ценностей, на основе чего вырастает программа действий, сами ценности могут приниматься некритически; 4) целерациональность — ясность осознания цели. Ценность есть не надысторическое, а сложившееся в результате исторической эпохи направление интереса. Концепция идеальных типов. Это есть модель того, что наиболее полезно и отвечает его интересам в данный исторический момент. Это и есть религия, эстетика и другие ценности. Сущность оптимальных общественных состояний. Своеобразный ориентир или критерий, исходя из которого вносятся изменения в общественную жизнь, но он не совпадает, иногда противоречит реальному состоянию дел. Идеальные типы есть социально значимые явления. В ходе исторического процесса возрастает осмысленность и рациональность действий людей.

ТЕОРИЯ КРУГОВОРОТА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ШПЕНГЛЕР, ТОЙНБИ. Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. Нет ничего общечеловеческого, в том числе исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Цивилизация есть смерть культуры. Тойнби — нельзя сравнивать экономические и другие системы в современных странах. Единство истории – ложная посылка о линейности развития. Проблема в личности и обществе в центре любой цивилизации. Развитие осуществляется благодаря порывам гениев, преодолевающих инертность и враждебность социального окружения. Распад общества — вертикальный (на мелкие общества и государства) и горизонтальный (классы и соц. группы). В этом случае поток социальной жизни становится неконтролируемым, спасение в гении и законе бога, который он реализует.

ПИТИРИМ СОРОКИН. Строит социологию по принципу естественных наук. Нельзя вмешиваться субъекту с моральной или нравственной установкой. Надо изучать реальное взаимодействие. Выступил против монизма духовного или материального. Делил социологию на социальную аналитику (структура социального явления), соцмеханику (или социальную физиологию, изучающую процессы поведения и взаимодействия людей), социогенетику (развитие социальной жизни, ее структур и институтов). Все может быть разложено на взаимодействие двух или большего числа людей. Это и есть непосредственный предмет изучения, т.е. изучение малых групп. Кроме того, все общество делится на социальные слои — страты, различающиеся по доходам, образу жизни и т.д. Переход из слоя в слой — социальная мобильность, горизонтальная – из города в деревню, профессия и уровень доходов – это то же. Вертикальная -высший слой в низший и наоборот. Проблема социального равенства, соотношение доходов с трудом. Противник революций, решение вопросов на уровне разумного управления. Западное общество переживает кризис при рождении новой культуры. Идея когеренции капиталистического и коммунистического обществ.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СТРУКТУРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Эмпирическая психология исследует частные стороны, дает практический советы в области малых групп. Климат в коллективе и т.д. Анализ на основе эмпирики рассматривает общество как целый организм и исследует возможности стабилизации общества. Введен термин — отклоняющее поведение. Уровни организации общественных систем: 1) отдельные человеческие индивиды ( теория социального действия Вебера); 2)коллективы, где все организованно в соответствии с социальными ролями; 3) социнституты; 4) общество как целостная система. Для равновесия недопустима резкая классовая дифференциация.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМЕНИЗМ. Наука и техника стали основным и доминирующим фактором в развитии общества. Теория единого индустриального общества, стадий роста, нового индустриального общ, постиндустриального общества, сверхиндустриального общества, технотронного общества. 1 технологическая революция — открытие пара, вторая — электричество и химия, третья — компьютер. Соответственно доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии развития общества. Сейчас сосуществуют все. Соответственно разная психология и культура.

Тема № 26 Культура и цивилизация.

Культура как предмет философского анализа. Слово «культура» — одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение. ). Существуют несколько различных определений того, что можно назвать культурой, множество подходов к ее изучению, моделей культуры. В основе становления понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытие человека, которые начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе, обществу, к самому себе.

Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, в науке, искусстве, праве, в морали.

Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры: 1) натуралистическая модель. Представители этой модели видели в культуре человеческое продолжение природы, что благодаря культуре человек не исключается из природы, а образует ее высшее звено (Вольтер, Руссо); классическая модель. Представители этой модели считали, что человек есть субъект культуры и выступает творцом культуры. Под предметом познания они понимали надиндивидуальную реальность, из которой выводится культура отдельного человека. Кроме того, эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития есть духовное творчество; неклассическая (модернистская) модель. Представители ориентируются на повседневную жизнь человека. Рассматривается культура личности, этноса, социума как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемые человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия; 3)постмодернистская. Суть — философское осмысление культуры без субъекта.

Читайте также:  Все о пиве с медицинской точки зрения

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности признаков. Следовательно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:

1) аксеологический (ценностный) подход: Происходит выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и применимо понятие «культура». Культура понимается как итог всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей.

2) деятельный подход. Культура выступает специфическим способом человеческой деятельности, в которой реализуется единство субъективного и объективного. Здесь культура это способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, основа творческой активности человека.

3) структуралистический подход. Культура это совокупность социальных элементов, носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычай, тексты, символы. ), но без учета личных факторов.

4) социологический подход. Культура — социальный инструмент, который позволяет рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.

5) гуманитарный подход. Внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры.

Все эти подходы взаимно дополняют друг друга. Однако, сохраняется потребность в формировании обобщенного понимания культуры. Философия рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек находит себя.

Понятие «цивилизация». Процесс становления цивилизации. Основные концепции цивилизации в историософии ХХ века.

Цивилизация есть совокупность материальных и духовных достижений общества. В истории философской мысли цивилизация фигурирует в контексте всемирно-исторического процесса. Французские просветители называли цивилизованным общество, если оно основано на разуме и справедливости, подчеркивая важность факторов, обеспечивающих общественную гармонию. В современной западной философии цивилизация рассматривается с точки зрения трех основных компонент: техника, социальная организация и философия, причем техника определяет остальные компоненты. Марксизм: становление цивилизации в историческом аспекте связано с появлением антагонизмов между сословиями и классами, с углублением разделения труда, появлением законов. Цивилизация есть та ступень общественного развития, на которой разделение труда, вытекающее из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот в прежнем обществе. Понятием цивилизация охватывается природа и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты социально-культурной деятельности общества, его роль в решении глобальных проблем человечества. В настоящее время цивилизацию понимают как нечто единое, стоящее вне рамок социальных систем. Теория круговорота локальных цивилизаций Шпенглера. Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. Нет ничего общечеловеческого, в том числе и исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Развивает учение Данилевского. Он рисует образы 8 существовавших на земле культур: египетской, вавилонской, индийской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магический (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры. Во введении к его книге «Закат Европы» он говорит, что из названных культур продолжает существование только западноевропейская, которая вступила в фазу завершения и упадка, заката. Рассуждает о продолжительности культур и темпах их развития. Культуры суть организмы. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа. Она расцветает на почве ограниченной местности, к которой и остается привязанной, подобно растению. Культура умирает после того, как душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук, таким образом вновь возвратиться в первичную душевную стихию. Когда культура умирает, ее кровь свертывается и становится похожей на засохшее дерево. Это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, и деградация искусств, народ превращается в безликую массу, массовая культура, политика, спорт. Цивилизация идет за культурой как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, никакие революции и классы дело не спасут. Тойнби. Дает характеристику 21 независимой цивилизации, при этом говорит, что более детальный анализ может уменьшить их число. Остальные — побочные, недоразвитые. Нельзя сравнивать экономические и др. системы в современных странах. Единство истории – ложная посылка о линейности развития. Каждая цивилизация проходит этапы возникновения, роста, надлома и распада. Сейчас сохранилось 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, западная и русская. Говорит о прерывистом потоке человеческой жизни, который прерывается от одной цивилизации к другой. Цивилизации приходится отвечать на вызовы природной и социальной среды. В ответах на вызовы истории проявляется ее стабильность и жизнеспособность. Цивилизация развивается благодаря порыву, который ведет ее от вызова к новому вызову. Проблема взаимодействия личности и общества в центре любой цивилизации. Человек есть существо социальное, и общественная жизнь есть необходимое условие его формирования как личности. Развитие цивилизации осуществляется благодаря порывам гениев, преодолевающих инертность и враждебность социального окружения. Следовательно, развитие общества есть дело творческих личностей. Своеобразную концепцию исторического развития и существования общества предложил немецкий экзистенциалист Ясперс. В отличие от Тойнби, он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры, т.е. объясняет историю с точки зрения религии. История имеет свое начало и конец. Ее движение определяется силой Провидения. Линейная схема истории. Вера — основа и смысл истории. Возможна ли общая для человечества вера, которая бы объединила народы и цивилизации? Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто философская вера. Она всегда существует в союзе со знанием. Безграничное познание и наука — основной элемент философствования. Исторические эпохи отличаются друг от друга ситуациями, возможно формирование близких ситуаций, тогда они порождают родственные эпохи и процессы. Такое совпадение ситуаций произошло 800-200 гг. до н.э., в этот промежуток возникло в Китае, Индии, Персии, Палестине и древней Греции духовное движение, сформировавшее тот тип человека, который существует и по ныне. Это осевое время истории. Время рождения философской веры, мировых религии. Одновременно на Земле независимо друг от друга образуются несколько духовных центров. Главный результат и характеристика осевого времени — прорыв мифологического созерцания, которое было характерно для доосевых культур. Человек пробудился к ясному мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту. Перед человеком встали вопросы о его сущности и существовании. Пробуждение духа стало началом общей истории, которое до того было разбито на локальные культуры. Человечество обречено на общность судьбы и единую веру, иначе оно погибнет. Установление взаимопонимания, открытость обществ, культур и религий —необходимое условие существования человека.

| следующая лекция ==>
Понятие общества в немарксистских философских концепциях | Тема № 27. Основы философской антропологии

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 180 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Инклюзия в понимании современного общества

Секция: Психология

XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Инклюзия в понимании современного общества

Инклюзия – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь, позволяющий каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни, благодаря разработке и применению конкретных решений [1].

Инклюзия предусматривает не ограничиваемое участие и свободу выбора человека с особыми потребностями меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. В науке инклюзия рассматривает как форма совместной жизни обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, по отношению к участию в котором все члены общества имеют право свободного выбора и которое развивает общество [8].

Невозможно не заметить актуальность данной темы, ведь сейчас, к сожалению, в нашем мире количество людей, и зачастую детей, с ограниченными возможностями здоровья, растёт. Важно отметить, что идеи гуманизации, переосмысления человеческих ценностей, уникальности человеческой личности являются основными составляющими идеями инклюзивного миропонимания. Данной проблемой занимались многие психологи, философы, социологи. Большой вклад в развитии данной темы внесли Е.И. Пурыгина, М.С. Староверова, Т.В. Тимохина. Авторы отмечают, что инклюзия достижима в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи [4;5; 6].

Каждый человек в нашей стране имеет право на образование, в том числе и человек с ОВЗ. Успешное введение инклюзии в учебный процесс возможно лишь в социуме, имеющем разумную нравственную основу. А готов ли сейчас наш социум к инклюзии? Отношение общества к человеку с особенностями всегда ли основано на принятии, терпимости, толерантности? Этими и многими другими вопросами задаются исследователи, что говорит нам о повышенном интересе к данной теме. Исходя из вышесказанного, мы поставили цель – выяснить понимание проблемы инклюзии среди современного общества.

Процесс инклюзии людей с особыми потребностями предусматривает обеспечение социальной помощи и поддержки, равных возможностей для самореализации в обществе и получения образования на должном уровне[7].

Инклюзивное образование не есть лишь фактическое присутствие детей с ограниченными возможностями здоровья рядом со сверстниками. Создание соответствующих условий в их образовании и воспитании охватывает такие аспекты, как физическое, позиционное и другие. Среда и возможности в такой системе должны охватить всех детей с различными ограниченными возможностями [5].

Инклюзия основана на понимании личной свободы человека, его возможностей выбора и доступа, его прав, имеет глубокое влияние на развитие человека как индивидуума. Инклюзивное образование создает условия для наибольшего раскрытия потенциальных возможностей и независимой жизни и самореализации людей с особенностями [7].

За последнее время можно наблюдать, как происходит поворот социального интереса к людям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного. Идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием [6].

В последнее десятилетие в условиях активного развития информационных и адаптивных технологий совершенствуются формы инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс представляет собой активное укрепление чувства принадлежности индивида или группы к сообществу [2].

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, досуг. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная среда, преодолены барьеры общественного сознания [3].

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения в новом уренгое

На наш взгляд, система инклюзивного образования, с точки зрения социокультурных возможностей, образовательного пространства, нравственных принципов общества расширяется с каждым днем. В связи с этим, на предмет изучения уровня готовности общества к инклюзии и осмысления проблемы отношения людей к человеку с ограниченными возможностями здоровья, нами было проведено исследование. Экспериментальную базу составили студенты и преподаватели «Череповецкого государственного университета». В анкете предлагалось ответить на вопросы по блокам:

· Как вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья

· Какие положительные черты личности Вы можете отметить у таких людей

· Какие отрицательные черты Вы можете отметить у них

· Как вы относитесь к тому, что бы человек с ограниченными возможностями здоровья был (ваш учитель, родственник и др.)

· В какой школе лучше всего было бы учиться детям с ОВЗ?

· Нужны ли людям с особыми потребностями льготы?

· Как Вы относитесь к созданию государственной программы трудоустройства инвалидов, созданию для них рабочих мест?

По результатам исследования, которое мы провели были получены следующие данные: опрос показал, что все респонденты положительно относятся к лицам с ОВЗ, в том числе с интеллектуальной недостаточностью; отмечались такие положительные черты характера как работоспособность, упорство в достижении цели, доброжелательность, терпение. Однако опрашиваемые выдели и отрицательные черты, которые возможны у всех людей с особенностями: завистливость, чрезмерное чувство жалости, недовольство окружающими. Многие опрашиваемые люди видели людей с ограниченными возможностями здоровья своими соседями по дому, но затруднялись ответить, если это будут их родственники. Не желательно, с точки зрения респондентов, если люди с ограниченными возможностями будут их коллегами, подчиненными, врачами, учителями, представителями власти. Некоторые респонденты считали, что детям с нарушениями в развитии необходимо проходить обучение в специальных классах массовых школ, в специальных школах. Необходимость льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов признаются практически всеми опрашиваемыми людьми.

Полученные нами данные свидетельствую о заинтересованности общества в проблеме инклюзии в нашем мире. В настоящее время не каждый готов принять человека с ограниченными возможностями. Осознание того, что это проблема есть здесь и сейчас, закладывает новый мировоззренческий фундамент, в центре которого стоит новый взгляд на социокультурную реальность.

Такая этическая концепция утверждает безусловное право на полноценную жизнь любого человека вне зависимости от того, есть у него дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему.

Инклюзия в понимании современного общества

Инклюзия в понимании современного общества. Пахолкина Т.М., Елина Д.Д., Задумкина Е.А., ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Вологодская область, Россия.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос инклюзии. Подчеркивается актуальность проведенного исследования на эту тему.

Ключевые слова: инклюзия, гуманность, инвалиды, ограниченные возможности.

В современном обществе остро стоит проблема понимания инклюзии. Главное не то, как люди с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в обществе, а как человечество относится к таким людям. Ведь каждый человек нуждается в принятии и поддержке. В данной статье мы поднимаем вопрос о том, как современное общество относится к человеку с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [1].

Инклюзия предусматривает для человека с особыми потребностями не ограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций [6].

Невозможно не заметить актуальность данной темы, ведь сейчас, к сожалению, в нашем мире количество людей, и зачастую детей, с ограниченными возможностями здоровья, растёт. Важно отметить, что идеи гуманизации, переосмысления человеческих ценностей, уникальности человеческой личности являются основными составляющими идеями инклюзивного миропонимания.

Данной проблемой занимались многие психологи, философы, социологи. Большой вклад в развитии данной темы внесли Е.И. Пурыгина, М.С. Староверова, Т.В. Тимохина. Авторы отмечают, что инклюзия достижима в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи [3, 4, 5].

Каждый человек в нашей стране имеет право на образование, в том числе и человек с ОВЗ. Успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. А в данный момент, сложилась ли такая нравственная основа в нашем обществе? Готово ли сейчас молодое поколение к такому ответственному шагу, как инклюзия? Данными вопросами задаются многие социологи, психологи, педагоги, что говорит нам о повышенном интересе к данной теме. Исходя из вышесказанного, нами была поставлена цель – выяснить понимание проблемы инклюзии среди современной молодёжи.

Инклюзивное образование не считается синонимом лишь физического присутствия детей с различиями и дееспособностью вместе с другими детьми. Создание соответствующих условий в инклюзивном образовании и воспитании охватывает все аспекты, в том числе материального, физического, позиционного аспектов. Среда и возможности в такой системе должны быть на таком уровне, чтобы они охватили всех детей с различными ограниченными возможностями[4].

Многие образовательные учреждения переходят именно на иклюзивное образование, потому что сейчас происходит глобальные изменения в осознании общества с гуманной точки зрения. Гуманистическая идея общественного сознания строится на представлении о том, что современный мир является взаимозависимым и взаимодействующим, в котором признается равноправие всех жизненных взглядов, где уважают традиции и принимают инновации, устанавливаются диалогические и равноправные отношения между людьми вне зависимости от того, какими возможностями (интеллектуальными, физическими и др.) человек обладает.

За последнее время можно наблюдать, как идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием. Происходит поворот социального интереса к людям, не таким как все, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного [5].

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка. Государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека [2].

На наш взгляд, система инклюзивного образования, с точки зрения социокультурных возможностей, образовательного пространства, нравственных принципов общества расширяется с каждым днем. В связи с этим, на предмет изучения уровня готовности общества к инклюзии и осмысления проблемы отношения людей к человеку с ограниченными возможностями здоровья, нами было проведено исследование.

Экспериментальную базу составили студенты и преподаватели «Череповецкого государственного университета». В анкете предлагалось ответить на вопросы по блокам:

  1. Как вы относитесь к инвалидам?
  2. Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов?
  3. Какие отрицательные черты Вы можете отметить у инвалидов?
  4. Как вы относитесь к тому, что бы инвалидом был ваш знакомый (ваш сосед, врач, родственник и др.)?
  5. В какой школе лучше всего было бы учиться детям-инвалидам?
  6. Нужны ли инвалидам льготы?
  7. Как Вы относитесь к созданию государственной программы трудоустройства инвалидов, созданию для них рабочих мест?

По результатам проведенного исследования, мы получили следующие данные: пилотажное исследование показало, что все респонденты положительно относятся к лицам с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями; отмечают такие положительные черты личности как работоспособность, упорство в достижении цели, доброжелательность, терпение.

Многие респонденты видят людей с ограниченными возможностями своими соседями по дому, но затрудняются ответить, если это будет их родственник. Не желательно, по мнению участников опроса, если лица с ограниченными возможностями здоровья будут коллегами, подчиненными, врачами, учителями, представителями власти. Некоторые респонденты считают, что детям с нарушениями в развитии необходимо проходить обучение в специальном классе массовой школы, в школе индивидуального обучения. Необходимость льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов признаются практически всеми участниками опроса.

Полученные нами данные свидетельствую о том, что общество заинтересовано в проблеме инклюзии в нашем мире. Именно с позиций гуманизма и принятия оно ищет решения данной проблемы.

В настоящее время не каждый готов принять человека с ОВЗ. Но осознание того, что люди видят данную проблему, что общество готово говорить, размышлять и действовать, для решения проблемы инклюзии должно мотивировать каждого. Такая этическая концепция утверждает ценность жизни любого человеческого существа, как единственного и неповторимого в этом мире. Его безусловное право на полноценную жизнь вне зависимости от того, есть у человека дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему. Ведь человек с ОВЗ, это не какой – то другой человек, это уникальная личность!

Поэтому процесс инклюзии в современном мире, это не только техническое или информационное внедрение каких – либо изменений в общественной жизни, а прежде всего – это изменение взгляда на жизнь и её ценность.

Ссылки на источники
  1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С.В. Алехина //Психологическая наука и образование. – 2014. — №1.
  2. Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу :библиографический указатель / сост. С. В. Чиннова. — Мурманск : МГГУ, 2012. — 51с.
  3. Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Педагогическое образование в России. — 2014. — № 2
  4. Староверова М.С. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методические пособия / М.С. Староверова и др.; под ред. Староверовой М.С. М.ВЛАДОС, 2011.
  5. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование / Перспективы образования и науки , 2014 , №5 ( 11 )
  6. Юлдасова А.С. Философия взглядов на инклюзивное образование / Познание – 2016

Статья — участник конкурса Лучшая молодежная статья 2017 года

Источники:
  • http://fil.wikireading.ru/5224
  • http://studopedia.su/10_141690_ponimanie-obshchestva-v-sovremennih-filosofskih-kontseptsiyah.html
  • http://nauchforum.ru/studconf/gum/xl/14213
  • http://son-net.info/inklyuziya-v-ponimanii-sovremennogo-obshhestva/