Меню Рубрики

Совесть с точки зрения этики это

Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

Категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме . Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.

Какую категорию считать главной, функциональной? Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастья. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант – категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. Но можно с уверенностью сказать, все категории этики тесно связаны между собой , что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит таким образом, что содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других.

Например, категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, тщеславие, порядочность, правдивость и т.д. Категория мужества раскрывается через использование категорий: великодушие, самоотверженность, терпение, смелость, храбрость и др. Категория справедливости не может быть понята без таких категорий, как человеколюбие, правдивость, милосердие, почтительность, трудолюбие, беспристрастность, признательность и т.п.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

— достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Добро и зло – центральные категории этики. Они представляют собой наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное, без чего, собственно, нет морали. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.

Добро и зло не только этические категории, с помощью которых строится общая теория этики, но и понятия морального сознания личности, класса, общества, т.к. они представляют собой формы отражения непосредственного общественного бытия, способов взаимодействия и взаимоотношений между людьми. Именно поэтому добро и зло не могут выступать как абстрактные и вечные понятия, они меняются вслед за изменением общественного бытия людей.

Этика рассматривает добро как объективное моральное качество (значение) поступка: добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; наконец, добро может выступать и как добродетель, как моральное качество личности. Такое многозначное определение добра вытекает из самой природы нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Важной стороной понятия добра является, как уже говорилось, то, что оно служит средством моральной оценки поступков, действий, отношений людей. Моральная оценка складывается из оценки мотива, оценки самого действия и его результата.

Таким образом, оценивая моральное качество поступка, можно сказать, что нравственным является такой поступок, в котором мотив и результат, цель и средство были добрыми. Такого рода гармония достигается не случайно, а является результатом большой внутренней работы личности по формированию собственного нравственного сознания, и выражается эта гармония в поведении.

Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

В обыденной жизни благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

Вот как описан в послесловии к роману Э. М. Ремарка «Тени в раю» (М., 1972. С. 428-429) своеобразный нравственный кодекс положительных героев. «Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, власти, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство».

Человек по природе своей ни добр, ни зол. Он одинаково способен на добро и на зло. Добрым или злым можно назвать лишь действующего человека.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.

Зло противостоит добру. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Одним из проявлением социального зла является преступность, правонарушения. Без преодоления этого зла нельзя утверждать добро. Для юристов делать добро – это значит активно, беспощадно бороться со злом, бороться со всеми его проявлениями, умея видеть зло, в какие бы красивые и модные фразы, поступки оно не рядилось и проявлялось.

Зло, как правило, не выступает от своего имени, оно прикрывается личиной добра. Даже самый отъявленный преступник стремится представить свою деятельность – и перед другими и перед самим собой — в благовидном свете, оправдать ее с точки зрения морали, добра. Это же относится и к социальным силам, даже самые реакционные из которых всегда прикрывали свою деятельность пышными фразами. Вспомним: разве был в истории такой захватчик, который не стремился бы оправдать свой разбой моральными мотивами?! Все воевали ради мира, ради блага тех, кого уничтожали или вели на убой.

Итак, добро и зло – это способы оценки противоположные друг другу в зависимости от той точки зрения, на которую становится высказывающий суждение человек (Ф. Ницше).

Часто мораль отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло соответственно рассматривается как аморальность, безнравственность. Такое понимание имеет свои веские основания, хотя добро и зло являются противоположностями, они не могут существовать друг без друга, как свет не может существовать без тьмы, верх без низа, плюс без минуса, они тем не менее не равнозначны.

Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом. Свободный и сознательный выбор человек может сделать только тогда, когда он знает что такое добро и зло, когда он относится положительно к добру и отрицательно ко злу, и когда он, стремясь поступать по линии добра, имеет для этого объективные условия и возможности.

Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы умножить добро и уменьшить зло. Делать добро – это значит и активно, беспощадно бороться со злом, бороться со всеми его проявлениями, умея видеть зло, в какие бы красивые и модные фразы оно ни рядилось.

“Доброе так же легко превратить в злое, как и злое в доброе” (Якоб Беме).

“Добро” возникло лишь тогда, когда возникло “зло”, и падает с падением “зла” (Николай Бердяев).

Борьбу со Злом ведет Добро добром, Но злому недругу всяк отвечает злом. (Мануэль Хуан)

“Добро – это то, чего все желают” (Фома Аквинский)

“Созидай добро, делай это не ради своей славы, а ради славы того, кому ты обязан возможностью делать добро. От своего лица ты способен делать лишь зло; добро, которое ты творишь, – от Бога” (Августин Блаженный)

“Если Бог есть, то откуда зло? Если его нет, откуда добро?” (Ансельм Кентерберийский)

“Делать добро другим людям по мере нашей возможности есть долг независимо от того, любим мы их илИ нет . ” (Иммануил Кант).

Категории добра и зла тесно связаны с другими важнейшими категориями морали – счастье, совесть, долг не могут быть правильно поняты и тем более не могут стать актуальными принципами поведения, если у личности не воспитано правильное понимание добра и зла, если она не осознала сложность и трудность пути по дороге борьбы за добро, если у нее не сложилось убеждения о том, что добрый поступок – это не рефлекторный акт, а сознательное усилие, становление человека в человеке, борьба за самого себя против себя самого.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Справедливость – этическая и правовая категория. Эта категория подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как специфически правовая

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), в которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Служебный долг юриста, будучи составной частью общественного долга, является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг юриста – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними побуждениями.

Нравственный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечение прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед профессией; сознательность и ответственность юристов при выполнении возложенных на них задач по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и общества, прав и свобод его граждан; готовность и способность каждого сотрудника осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, определить свое внутреннее отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллектива сами по себе, если они не вполне совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, еще не могут быть прочной гарантией того, что в процессе профессиональной деятельности юрист сохранит твердость характера.

Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

“Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга” (Иммануил Кант)

“Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении долга” (Цицерон)

“Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим” (Гегель)

“Проще говоря, человек может делать добро помимо и вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону” (Вл. Соловьев)

Нравственная потребность – быть верным долгу – большая сила. Однако один долг не может регулировать всю нравственную практику людей. Почему?

Дело в том, что долг ориентирует на исполнение таких нравственных норм, которые представляют собой как бы извне предложенную человеку программу поведения; он выступает как обязанность человека перед обществом, коллективом. В требованиях долга невозможно предусмотреть и учесть все богатство рождаемых жизнью задач и ситуаций. Действительная мораль шире, многообразнее, многостороннее.

Многие отношения между людьми касаются только их самих; они скрыты от общества и поэтому не могут ни направляться, ни регулироваться им далее. При столкновении различных уровней долга между собой человек вынужден самостоятельно оценивать каждый из них и принимать правильное решение. Ситуации в поведении людей настолько многообразны, что общество не в состоянии выработать требования на все случаи жизни. Наконец, у нравственно развитого человека возникает необходимость делать добро не только по велению общества, но и из внутренних потребностей. Например, человек, спасая другого, гибнет сам. Долг – помочь другому в беде – существует. Но общество не обязывает человека погибать, помогая другому. Что же заставляет человека идти на такой подвиг?

Часто люди, желая сказать, что они не сделали ничего больше, чем требовалось от них данной ролью в конкретной ситуации, говорят: «Мы просто выполнили свой долг». И когда о ком-то говорят, что он человек долга, – это большая честь, похвала, свидетельствующая о том, что этот человек надежный, что на него можно положиться, что он сделает все, что от него потребуется. Быть человеком долга – ценно, почетно, важно.

И все же человек часто делает больше, чем содержится в требованиях долга, делает то, что, казалось бы, не обязан. Кто же заставляет человека делать добро сверх обязанности?

Читайте также:  Помогает ли аппаратное лечение зрения у детей

Нравственная жизнь общества выработала институты, действующие и регулирующие поведение человека там, где долг становится недостаточно действенным. Среди таких регуляторов важное место принадлежит совести.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Итак, главная функция совести – осуществление морального самоконтроля. Самоконтроль вообще есть такая деятельность человеческого сознания, посредством которой оно следит за собой и отмечает правильность или неправильность собственных операций.

Основные формы проявления самоконтроля:

1) чувство довольства собою иди досады на себя;

2) чувство гордости и стыда;

3) «чистая совесть» или угрызения совести.

Совесть – наиболее совершенная форма самоконтроля. А.С. Макаренко отметил, что истинная ценность личности обнаруживается в «поступках по секрету» – в том, как она ведет себя, когда ее «никто не видит, не слышит и никто не проверяет».

Муки «нечистой совести» – одно из величайших несчастий, которые человек взваливает на свои плечи. Чем серьезнее проступок, тем сильнее угрызения совести. Измена, предательство, бесчестный, аморальный поступок, обман, нажитое нечестным путем богатство – все эти деяния тяжким грузом ложатся на совесть, бывает так, что преступник предпринял казалось бы все, чтобы замести следы, не оставил ни единого свидетеля, ни одной улики и может спокойно радоваться жизни. Но не тут-то было! Собственная совесть становится его злейшим врагом и обличителем. Она постоянно напоминает ему о содеянном, иногда доводя преступника до умопомешательства.

Моральные страдания, которые приносят поступки, совершенные вопреки совести, бывают очень сильны. Они не только наказание за уже совершенную вину, но и предостережение от других поступков.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Итак, мы уже знаем, что человек соблюдает требования долга потому, что к этому его принуждает общество, а служить обществу у него есть потребность. Верен голосу совести он потому, что испытывает внутреннюю потребность в поведении нравственном, справедливом, человечном.

Однако жизнь показывает, что человек соблюдает требования долга и совести также и потому, что это нужно ему самому как члену общества. Дело в том, что поведение человека всегда на виду у людей. Оно получает оценку в глазах общественного мнения всех уровней (от семейного до мнения человечества, в зависимости от значения поступка). Эта оценка определяется верностью или нарушением долга, требованиями голоса совести, а также качеством исполнения человеком поступка. И общество, будучи заинтересованным в выполнении человеком общественного долга, выработало различные формы общественного признания: оно окружает таких людей почетом, славой. Нарушителей же морали общество осуждает, клеймит позором.

Общественное мнение заставляет человека соблюдать и такие требования, которые по своему содержанию противоречат его интересам.

Для таких случаев нравственная жизнь общества породила специфически человеческий интерес – потребность человека в общественном одобрении и уважении, сознание и чувство чести, достоинства.

Достоинство и честь – показатели моральной ценности человека. Это своеобразные эталоны для определения нравственности человека, который представляет определенную социальную группу. Ни один человек не может избежать социальной оценки во мнении коллектива или общества. Поэтому бывает и так, что отдельные люди пытаются ввести общество в заблуждение, приукрасить свои поступки, чтобы получить общественное признание. Тонкий нравственный инструмент – чувство собственного достоинства – помогает правильно регулировать ценностные отношения между человеком и обществом.

Подлинно нравственному человеку важна не только оказываемая ему обществом честь, но и внутреннее осознание своей порядочности, своей нравственной ценности. Высокоразвитое чувство собственного достоинства предостерегает человека от обмана им общества, лишает такой обман смысла. И если человек еще может на какое-то время обманным путем добиться общественного уважения, то себя-то самого ему обмануть не удастся. Имея развитое чувство собственного достоинства, такой человек не может получить нравственного удовлетворения от незаслуженных наград и похвал — они будут напоминать ему о его непорядочности. Чувство и сознание собственного достоинства как бы дополняют сознание и чувство чести, корректируют его.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Достоинство – это объективная, общественно-нравственная ценность личности, а также потребность человека в сознании своей высокой нравственной ценности.

Достоинство – это потребность человека в одобрении своих поступков самим собой, гордость за свои поступки.

Сознание собственного достоинства, конечно же, необходимо каждому. Любой человек, независимо от его положения в обществе, испытывает потребность в том, чтобы его ценили и уважали. Утрата собственного достоинства, которую можно условно назвать униженностью, представляет собой один из наиболее неприглядных нравственных пороков. Однако и чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека в глазах окружающих.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент: созидается он столетьями, а утрачивается в момент, под бомбежку ли, под гармошку ли, под красивую ль болтовню иссушается, разрушается, сокрушается на корню. Чувство собственного достоинства – вот таинственная стезя, на которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя, потому что без промедления, вдохновенный, чистый живой, растворится, в пыль превратиться человеческий образ твой. Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви. Я люблю вас, мои товарищи, – боль и нежность в моей крови. Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего не придумало человечество для спасения своего. Б. Окуджава.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя. ).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцировано.

Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства — это прежде всего дело самой личности.

Честь — это признание обществом, коллективом, окружающими общественной ценности человека, одобрение его поступков и действий. Честь — это потребность человека в одобрении его поведения общественным мнением.

Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация — мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс чести судьи Российской Федерации обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.

Честь юриста – это выражение осознания им своего долга перед обществом и признание людьми его общественной ценности, одобрение его поступков и поведения.

Законность во всех действиях и поступках – первая их добродетелей, которая поддерживает честь.

Основные черты чести:

– осознание, ответственное отношение к своему долгу и обязанностям,

– признание обществом реальных заслуг юриста;

– наличие у юриста волевой готовности выполнить служебный долг в любое время и в самых трудных условиях.

Дорожить честью – это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по-государственному. Этому надо постоянно учиться.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью.

Скромность выражается в отсутствии стремления набить себе цену, внушить окружающим представление о собственной незаменимости. Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства: они и так видны всем. Выдающаяся личность, будь то герой труда, писатель, ученый или композитор, целиком поглощена своим делом, и ей просто нет необходимости подчеркивать свою значимость особыми манерами и заявлениями.

Л.Н. Толстой отмечал, что значимость человека измеряется арифметической дробью, в числителе которой находятся его достоинства, а в знаменателе – самомнение: чем выше у человека самомнение, противоположное скромности, тем меньше его подлинная величина даже при наличии несомненных достоинств.

Спесивость, надменность, нескромность, где бы они ни проявлялись: в политике, на производстве, в бытовых отношениях, – сходны в одном, в том, что они прикрывают ничтожность, ограниченность лица, которому они присущи. Отсутствие скромности в человеке не только некрасиво. Оно может быть весьма вредным для дела. Теряя скромность, человек приобретает иллюзию собственной непогрешимости. Тот, кто ставит себя выше всех, перестает прислушиваться к мнению окружающих.

Точнее, он слышит только то, что приятно для его ушей: лесть и восхваления. Обычно такой человек не видит своих недостатков, не признает критики в свой адрес. Критикующих он считает завистниками и своими врагами, цель которых – принизить его достоинство. Он готов преследовать их, если может, или же молчаливо презирать. Если этот человек и соблюдает нормы морали, то не ради людей, а ради себя, чтобы иметь возможность восхищаться своим моральным превосходством над другими людьми. Такой нравственный облик человека — одна из разновидностей морального уродства личности.

Мы видим, что в категориях морали имеем дело с удивительными по своей силе и значению регуляторами нравственной жизни общества, благодаря которым человек сам находит в себе силы оставаться нравственным, даже если это и очень трудно. У подлинно нравственного человека все регуляторы нравственного поведения — долг и совесть, честь и достоинство — развиты гармонично, так как только все вместе они и могут предостеречь личность от нравственных срывов.

Рассматриваемые нравственные потребности формировались по мере становления человека как нравственного существа. Вероятно, общественная мораль сначала предстала перед человеком в виде долга – человек обязан был выполнять то, что было необходимо обществу, если он хотел жить в нем. Постепенно глубокое внутреннее приобщение человека к морали, освоение ее требований и осознание их как собственных и необходимых для личности порождает совесть. Соблюдение долга поддерживалось общественным мнением, нарушение – осуждалось. У человека собственно возникает потребность в общественном одобрении – честь, а затем – и в самоуважении – достоинство.

В какой-то степени эта же история повторяется с каждым человеком в процессе его индивидуального развития и становления как нравственной личности.

Содержание нравственных норм менялось. Одни из них заменялись другими. Но сам механизм долга, совести, чести и достоинства сохранялся, совершенствовался, и общество вложило много усилий и забот с тем, чтобы он функционировал все более и более доброкачественно.

Вывод:

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

Набор категорий этики достаточно велик. Мы остановились на анализе самых существенных из них, поскольку они занимают большое место в деятельности юристов.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

  • Что такое совесть как моральная категория
  • Что скрывается за понятием «моральные ценности»
  • Как воспитать нравственного человека

Среди моральных категорий совесть, безусловно, находится на первом месте. Это самая загадочная нравственная категория. Она тогда лишь ценна, когда является не только внешним проявлением этических особенностей, навязываемых обществом, но когда переходит во внутреннюю необходимость человека.

Человек издревле пытался найти объяснение феномену совести. Ее считали врожденным качеством, не подлежащим изучению, и даже божественным озарением, нисходящим на человека как благодать или в результате каких-то событий.

Однозначно присутствие совести внутри человека невозможно без его чувственного отношения к миру. Кроме того, к понятию совести как основной моральной категории примыкают понятие добра и зла. Человек руководствуется определением «что такое хорошо и что такое плохо». Если он совершает все же какие-то действия, отклоняясь от ориентира «хорошо-плохо», то его начинает мучить совесть. Таким образом, понятие совести невозможно без переживания. Еще Гегель называл совесть «моральным светильником, освещающим хороший путь».

Таинственность совести в том, что она относится не только к категории сознательного, но и бессознательного. Порой человек хочет уйти от моральных принципов, отступиться, но ему мешает совесть, то есть эту морально-нравственную категорию чаще нельзя контролировать разумом. По мнению психологов, совесть развита не у всех. Она характерна для людей, наделенных богатым внутренним миром, относительной свободой, способностью сочувствовать и сострадать, высоким уровнем требований к себе. Без этого невозможно формирование совести как нравственной категории.

В мировой этике известны разные определения совести. По мнению Хайдеггера, совесть – это призыв свободы. Она заставляет человека вернуться из мира потерянного в реальный мир, основанный на категории «ничто». Интересен взгляд на совесть казахского ученого Шакарима, который считает, что для изменения мира и человека в целом нужно прививать совесть. Это необходимо делать с молодых лет и на протяжении всей жизни, чтобы человек умел видеть свои пороки. Осознав их, он сможет стать лучше.

Таким образом, совесть – это важнейшая категория этики, которая определяет моральную ответственность человека перед самим собой и перед обществом. В ней соединяются рациональный и эмоциональный компоненты человека. Если какие-либо поступки вызывают дисгармонию внутри человека, стыд, можно говорить, что совесть в нем наличествует, и это хорошо.

Совет 2 : Что такое совесть с точки зрения нравственности

Содержание статьи

В чем заключается феномен совести

Суть совести в том, что с ее помощью, ориентируясь на нравственные ценности и моральные обязанности, человек может регулировать свое нравственное поведение и осуществлять самооценку. Таким образом, совесть является контролирующим сознание психологическим механизмом, который позволяет индивиду взглянуть на свои поступки с точки зрения других людей.

Феномен совести состоит в том, что изучать его сложно. В истории этики было множество разных трактовок: божественное озарение, врожденное человеческое качество, внутренний голос… Гегель называл совесть «светильником, который освещает правильный путь», а Фейербах – «микроскопом», призванным сделать вещи более заметными «для наших притупленных чувств».

Превалирующая точка зрения относительно совести гласит, что ее возникновение обусловлено потребностью человека получать хорошее отношение со стороны других людей и способностью сострадать их проблемам. Кроме того, зачастую человек испытывает двойственные чувства – например, одновременно сочувствие и иронию, или любовь и ненависть. Чтобы разобраться в амбивалентной природе этих чувств и решить, какое из них «правильнее», как раз и нужна совесть. Во всяком случае, так решено социумом.

О нравственном значении совести

Человек способен прислушиваться к себе, к своим душевным процессам, и за всем этим «наблюдает» совесть, помогая человеку разобраться в себе. С другой стороны, испытывать угрызения совести можно и тогда, когда хочется избежать чего-либо. Это можно объяснить тем, что за долгие века социального существования совесть стала действовать не только на уровне сознания, но и на уровне подсознания. То есть нравственные ориентиры и моральные нормы стали для человека чем-то большим, чем видимость. Они стали на самом деле органическим фактором внутреннего контроля поведения каждого.

В свою очередь, это подразумевает, что совесть может быть сформирована только у такой личности, которой гарантирована свобода выбора. Именно этот выбор приводит к тем настройкам, правилам, общественным ценностям, которые становятся для человека системой внутреннего регулирования общественного и личного поведения. Воспитание и социализация каждого члена общества начинается с запретов и разрешений, которые поступают от некоего авторитетного лица или структуры (родителей, политических деятелей, религии). Со временем система ценностей, характерная для внешнего авторитета, принимается индивидом и становится его личной системой ценностей. Совесть в этом случае выступает в качестве морального саморегулятора.

Совесть как категория этики

Этика как учение о морали, основе нравственного в человеческой реальности. Точки зрения на природу совести. Профессиональная честь. Моральные принципы в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Гуманизм как принцип уважения, человечности.

Рубрика Этика и эстетика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.05.2016

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИКИ И КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

1.1 Понятие этики и категории этики

1.2 Совесть как основная категория этики

ГЛАВА 2. РОЛЬ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

2.1 Значение совести в формировании мировоззрения сотрудников ОВД

2.2 Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Наука «этика» рассматривает социальные отношения, в основе которых лежит нравственные начала. Поведение человека в обществе определяют его нравы, так как здесь он тесно контактирует с другими людьми. Так происходит, потому что нравственные ценности требуют воплощения на практике. Это не просто указания, которые можно выполнять или нет, это требования к совершению определенных действий. Долгом каждого человека является следование этим нравственным ценностям. Муки совести и чувство вины — вот в чем выражается неисполнение долга надлежащим образом.

Советь — это своего рода нравственный регулятор поведения человека, который может уберечь от дурных и порочных поступков. Когда внешний контроль со стороны общества ослаблен или затруднен, он имеет достаточно мощную силу, которая необходима в момент нравственного выбора личности. Можно полагать, что человека далеко не свободен от мнения окружающих, основанного на силе авторитета. Но это не основание для того, чтобы думать, что общественное мнение является, всегда более истинно, чем мнение индивида. Часто общество давит на человека лишь для того, чтобы сохранить неактуальные привычки, законы, традиции.

Актуальность работы заключается в том, что данный вопрос интересует науку, по сей день, ведь совесть присуща каждому человеку, в том числе и сотрудникам органов внутренних дел (далее ОВД).

Объектом данной курсовой являются моральные и нравственные отношения сотрудников ОВД в их профессиональной деятельности, а так же в повседневной жизни.

Цель работы — изучение понятия «совесть», как категории этики, а так же ее влияние на деятельность сотрудников ОВД.

Предмет работы — профессиональная деятельность сотрудников ОВД и влияние на нее нравственных начал.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «этика»;

2. Рассмотреть основные категории этики;

3. Определить характерные признаки совести как категории этики;

4. Проанализировать влияние совести на профессиональную деятельность сотрудников ОВД;

5. Выделить моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД.

Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, каждая из которых характеризует отдельную часть рассматриваемой темы. Четыре подраздела, в которых раскрывается общая характеристика этики и категории этики, придается значению профессиональной деятельности в формировании личности сотрудника ОВД, его мировоззрению и нравственным составляющим его поведения, заключение и список литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИКИ И КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

1.1 Понятие этики и категории этики

«Этика» — это понятие происходит от древнегреческого слова «этос». Изначально термин понимается как место проживания, потом как порядок или обычай, а позже как нрав.

Аристотель впервые вводит термин «этика» со значением нрав в IV веке до нашей эры. По Аристотелю «этика» — это некая сумма знаний и поучений, которая затрагивает духовные качества человека. В научном смысле данный термин закреплен Стоиками, то есть, философской школой III века до нашей эры. Именно они начинают считать этику, как науку и одну из трех частей философии [2, с.7 — 11].

Интересным является и то, что понятие «мораль» почти зеркально повторяет смысловое понятие «этика». В I веке до нашей эры именно в таком варианте и использует этот термин Цицерон при переводе текстов Аристотеля.

В русском же языке в XVIII появляется такой термин как «нравственность», который по этимологии аналогичен своим прототипам, именно поэтому мы и употребляем их как синонимы [2, с.7 — 11].

Обычно под «этикой» понимаются теоретические знания, наука, тогда как мораль и этика — это предмет науки, особая форма общественного сознания, человеческой деятельности.

Этика — учение о морали, основе нравственного в человеческой реальности. Именно поэтому Аристотель говорил, что цель этики — не знания, а поступки людей. Этика призвана решать нравственные проблемы, которые возникают в повседневной и профессиональной жизни людей: как правильно сделать выбор, что нужно называть добром, в чем смысла жизни. Исходя из этого, можно назвать этику «практической философией» в отличие от чистой теории.

В этике начали выделять два вида проблем:

· Теоретические проблемы происхождения и сущности морали;

· Вопросы о том, как должен поступать человек, какими идеалами, принципами и нормами поведения ему руководствоваться[3, с.22 — 27].

Философия включает в себя: онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Этика — это дисциплина в философии, которая в какой то мере решает многие ее вопросы, в том числе онтологию и теорию познания. Если рассматривать категории этики, то ими являются: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, честь, достоинство, смысл жизни и счастье.

Добро и зло — общие формы нравственной оценки, которые разграничивают нравственное и безнравственное. С древности они толковались, как две силы правящие над миром и противостоящие друг другу. Добро — категория этики, которая объединяет все, сто связанно с положительным значением, противостоящим злу. Зло — категория этики, противоположная добру, обобщающее всего безнравственного, противоречащего морали. Благо — все, что помогает в человеческой жизни, все, сто служит для удовлетворения человечески материальных и нематериальных потребностей, то, к чему стремятся. Существуют природные блага и духовные (образование, знание, культура и т.д.). Например, добро — это духовное благо. В этике — добро это синоним добра.

Справедливость — это положение вещей, которое принимается как должное, то что можно рассматривать, как вознаграждение за добро и зло, воздаяние по заслугам. Это то, чем можно соотнести все содержание поступка с оценкой, которое дает общество. «Общий принцип справедливости, — писал. Вл. Соловьев, — требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим» [5, с.3 — 6]. Справедливость сейчас является одним из важнейших признаков демократии, правоохранительной, судебной и законодательной деятельности. В юридической, судебной и правоохранительной деятельности просто необходимо соблюдать данный принцип, только потому, что решения данных органов должны быть не иначе как справедливыми.

Долг — это нравственная обязанность по отношению к личности, обществу в определенных условиях. Так же можно понимать, как задачу нравственности, которую человек ставит перед собой с целью предъявления нравственных требований к своим поступкам.

Совесть — категория этики, способность человека к саморегулированию поступков на основах нравственности, умение нравственной самооценки своего поведения, формулирование задач и стремление к их выполнению[5, с. 3 — 6]. Это своеобразное осмысление человеком своей ответственности, обязательств, долга человека перед обществом[6, с.1 — 11].

Ответственность — это следование человека к выполнению нравственного долга. Между тем ответственность в этике и ответственность в праве достаточно тесно связаны, так как являются философско-социологическими понятиями.

Достоинство — категория этики, которая показывает отношение человека к самому себе, осознание собственных ценностей для конкретного человека. Достоинство можно рассматривать как форму самореализации и самоутверждения человека.

Честь — это непосредственное отношение человека к самому себе, то что связанно с какими — то человеческими заслугами, его положением в обществе [7, с.114 — 118].

Итак, наука этика изучает такие категории как: добро и зло, достоинство, честь, ответственность, долг, справедливость, совесть. Она охватывает все стороны человеческой оценки самого себя. Поэтому это важно, для применения к сотрудником полиции, которым необходимо знать как оценивать свои поступки и разграничивать положительное и отрицательное.

1.2 Совесть как основная категория этики

Постоянный поиск ответов на вопросы человеческого бытия, мышления и действий в правильном направлении, осуществляемый в связи с основами моральных ценностей (нравственными нормами) — это включает в себя моральное сознание. Такое свойство морали хорошо выделяется, как писал Кант «есть необходимость совершения поступка из уважения к закону» [8, с.35 — 39]. То есть, речь идет о сознательных поступках, а не о тех, которые совершаются по принуждению. Эти поступки зависят от моральных обязанностей и ответственности, несущие человеком перед собой и обществом.

Современный этап развития науки позволяет четко разграничить понятие долг и совесть. В осознании долга ответственность возникает перед обществом, в совести же — перед самим собой. Идеальное «я» человека (каким он хочет сам себя видеть) придирчиво оценивает реальное «я», зачастую совершающее множество ошибок [9, с.247 — 249]. Совесть производит анализ всех эмоциональных испытаний человека: мыслей, чувств, поступков и делает вывод исходя из высших ценностей индивида. «Настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственно-сти, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешне-го контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть всегда на чеку, она не дает морально «уснуть» личности, заставляет ее думать, исправлять свои поступки и ценности, которые устанавливает общество, закон, мораль. Особенность заключается в том, что совесть — это как бы кодекс, по которому человек судит себя и свои поступки от своего же имени. Совесть — внутренний судья. От самого себя ничего невозможно скрыть, даже путем самообмана, она всегда с тобой, ты всегда с ней откровенен[10, с.180 — 184].

Нравственное осознание значения совершенных действий не единственное последствие работы человеческой совести, так же ими являются и эмоциональные переживания. Мы всегда знаем, что подвигло нас на совершение того или иного поступка, всегда хорошо знаем, что чувствуем после этого, ведь в русском языке «совесть» — это «себя ведать». Основываясь на этом можно предположить, что совесть это знание о переживаниях, которые сопровождают человека до и после совершенного поступка, действия. Специфика совести — понимание поступка, основываясь на его эмоциональной стороне.

Деятельность разумного проявления совести наступает лишь, когда человек принимает и познает моральные нормы, формирует собственную систему моральных ценностей, до этого говорить о том, что человек может оценить свое поведение и поступки невозможно. В этом и наблюдается связь совести и разума.

Хотя благодаря разуму, человек зачастую может находить всяческие изъяснения и оправдания своему неморальному поведению. Это происходит, когда человек употребляет такие фразы как: «я бы не справился», «это не в моих силах», «мои действии не принесли бы должного результата» и т.д. Человек с помощью разума пытается найти оправдания несовершенству своих поступков.

Именно здесь с самообманом и начинает бороться совесть. Совесть берет верх над разумом и не дает человеку поверить в свои доказательства невиновности, отговорки. Она приходит как укоряющее чувство вины, заставляя говорить себе правду. В таком случае, человек должен либо исправить антиморальное действие, либо жить с постоянным чувством вины и недостаточности[14, с.110 — 115].

Совесть — одно из древних регуляторов поведения людей, иногда ее называют другой стороной долга.

Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения[13, с.322 — 332].

Совесть — осознание человеком своего личностного долга, ответственности перед обществом в целом, перед другими людьми, которые так же имеют долг и ответственность перед самими собой.

Чувство совести отгораживает человека от неморальных, ненравственных поступков, помогает развитию ответственности и нравственности.

Существует мнение, что совесть — это «второе я» человека, носитель высших ценностей. Приведем еще несколько точек зрения на природу совести:

1. В религии совесть — это голос Бога;

2. Во втором подходе совесть — это:

· Систематизация во внутреннем мире человека мнений значимых для него людей.

В процессе социализации, окультуривания человека и формируется совесть.

· Авторитарная совесть формируется на основе мнения авторитетного для индивида человека, она связана со страхом наказания. Воспитатель может требовать от человека соответствовать неким правилам[15, с.42 — 45].

· Гуманистическая совесть основывается на голосе «второго я», она отвечает за ответственность человека перед самим собой. За его честность с самим собой.

Проявление совести как «мук и угрызения», доказывает, что она эмоциональный феномен. Это негативные упреки человека обращенные к самому себе из за неморальности своего поведения[16, с.153 — 156].

В то же время совесть взывает и к разуму, а не только к эмоциям:

· когда человек осмысляет моральные нормы и принимает их, только тогда проявляются моральные угрызения;

· успокоить советь человек может, лишь подыскивая аргументы, которые оправдывают его поведение;

· убедиться в истинности установок может, только согласовав их с разумом.

Когда контроль со стороны окружающих людей невозможен, роль совести приобретает самое важное значение[15, с.42 — 45].

Нередко в сложных ситуациях оказываются юристы, столкнувшись с коллизиями права, они должны принять ответственное решение[17, с.124 — 130]. И лишь работники с развитым чувством совести и долга, могут самоотверженно исполнить свою миссию, подтвердив этим высокий уровень в своей профессии.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

2.1 Значение совести в формировании мировоззрения сотрудников ОВД

Под пристальным вниманием общества всегда находилась деятельность правоохранительных органов, включая деятельность ОВД, все потому, что данная деятельность затрагивает интересы, как отдельных индивидов, так и всего общества. Исходя из специфических целей, мотивов, способов данной деятельности, правоохранительные органы неизбежно сталкиваются с нравственными конфликтами. В современном мире перед правоохранительными органами четко ставятся цели и способы, которые они могут использовать при борьбе с преступностью. Предоставляя правоохранительным органом властные полномочия, а так же санкционируя деятельность по охране прав и свобод граждан, общество налагает на них большое количество ответственности, границ, которые диктуются законом, которые нельзя переступать при выполнении служебных обязательств [18, с.16 — 19].

В настоящее время, в России достигнут достаточный уровень демократизации, чтобы в правоохранительных органах, нравственность, честь, совесть, долг и ответственность сотрудников ставились на первое место[19, с.26 — 28]. Соблюдение законов и дисциплинарных указаний, определяется не только указаниями выше стоящих органов и чинов, но и собственными нравственными ценностями сотрудников. Именно это качество помогает сотрудникам более эффективно справляться со своими служебными обязанностями, а иногда и даже помогает больше, чем профессиональная компетентность. То есть, нравственность и совесть рассматриваются как важные качества сотрудника правоохранительных органов, они зачастую определяют то, как работник будет справляться с поставленными задачами, а эффективность будет зависеть от ответственности, которую сотрудник готов принять на себя.

Профессиональная честь — это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками ОВД высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга[19, с.26 — 28].

Категории профессиональной чести и профессионального долга по своей сути во многом совпадают, но все — таки различны. Честь — это оценка мнением общества. Достоинство — оценка само личности[20, с.90 — 93].

Люди чести — так большинстве случаев представляются нам сотрудники правоохранительных органов. Прежде всего, честь проявляется в том, что и в мирное время при выполнении служебного долга им необходимо мужество и самопожертвование.

Честь сотрудника ОВД неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несёт свою нелёгкую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы своих товарищей по службе. Честь коллектива — это и его честь[21, с.25 — 29].

ОВД в последнее время снизило свой авторитет, по мнению общества, но, тем не менее, считается одной из необходимых властных структур и в целом положительно оценивается среди населения. Долгом каждого сотрудника необходимо понимать — поднятие авторитета правоохранительных органов, получение хороших отзывов от общества и зарождения лучших тенденций службы.

Для того чтобы оправдывать честь сотрудник ОВД должен идти в ногу со временем, овладевать техникой, приемами и методами выполнения профессиональных обязанностей. Для более высокой эффективности выполнения служебного долга, так же необходимо перенимать и опыт зарубежных стран.

Самое опасное для чести сотрудников ОВД — это не сдержать свое слово, отступиться от него, он теряет авторитет, проигрывает на глазах у общества.

Категория чести одна из важнейших в нравственной культуре сотрудника ОВД. Дорожить честью — это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить во благо государству[19, с.26 — 28].

Нельзя забывать и о совести сотрудника ОВД, теряя совесть, личность начинает путь деградации.

Совесть может проявляться:

· В форме удовлетворения при исполнении долга, при помощи человеку, физической защиты, уважения к старшим по возрасту или по званию, забота о недееспособных — все это вызывает у человека, не только чувство удовлетворения, но и некого счастья, радости;

· В форме стыда, за безнравственное деяние, которое стало известно обществу или даже не стало, достаточно просто, чтобы это произошло; этот стыд проявляется в угрызениях совести. И только открытое признание в содеянном, могут погасить такие муки.

· В форме сомнения, то есть, в результате не полного знания, уступок себе; но когда человек задает себе вопрос — правильно ли я поступил? Это уже путь к исправлению и осознанию. Сомнение порождает неспокойную совесть.

Совесть выступает как огромная побудительная сила, это иммунитет от многих нравственных заболеваний. Она не позволяет сотруднику милиции спустя рукава относиться к порученному делу, лгать, обманывать, грубить[19, с.26 — 28].

Нравственная культура сотрудников ОВД играет немаловажную роль в личной культуре. Это объясняется характером их деятельности, так как она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством, что в свою очередь предъявляет к сотрудникам ОВД высокие нравственные требования[22, с.181 — 184]. Риск для жизни — постоянное явление для сотрудников ОВД.

Качества, которые входят в понятие культуры личности играют огромную роль во всех сферах жизнедеятельности человека. Когда Ф.Э. Дзержинский говорил о горячем сердце и чистых руках сотрудника ВЧК, то он имел в виду, прежде всего его высокие нравственные качества[22, с.181 — 184].

Сотрудник полиции постоянно находиться в сфере воздействия нравственных устоев общества. С одной стороны он находиться под пристальным вниманием и указаниями общества, с другой он должен оказывать такое же, воспитательное воздействия на граждан, которых он защищает.

В одной ленинградской газете 8 апреля 1943 г., была напечатана передовая статья «Каким должен быть работник милиции». В ней говорилось: «В нашем милицейском работнике должно сочетаться: высокая бдительность, политическая острота в работе, находчивость, подтянутость, опрятный внешний вид. Нарушение или невыполнение одного из показателей данных условий будет говорить о неполноценности работника и неспособности его выполнить все требования, предъявляемые к органам милиции»[21, с.25 — 29]. Данную статью мы можем проецировать и на современное время.

К сожалению, существует множество фактором: низкая заработная плата, ее постоянные задержки; не самое лучшее техническое обеспечение, отсутствие комфорта в служебных помещениях, это субъективные и объективные причины, которые могут повлиять на моральные устои.

И до тех пор, пока будут сохраняться данные факторы, низкий уровень нравственности не станет высоким, несмотря на всесторонние изучение профессиональной этики.

2.2 Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД

Принципы морали — это общие выражение моральных требований, которые предопределяют нравственное поведение человека.

Роль принципов заключаются в том, что они:

· Социально ориентируют поведение человека;

· Помогают сформировать человеку нравственные требования к поступкам, ситуациям;

· Являются моральной оценкой поступков.

В теории науки этики выделяют огромной количество принципов — около трех десятков. Условно их можно разделить на несколько групп. Некоторые из них дают негативную оценку деятельности личности:

Другие же явно положительные:

· справедливость и т.д.

Последние являются неотъемлемым компонентом профессиональной нравственности сотрудника ОВД, организация их деятельности должна следовать их деятельность. Наряду с этим, оценивая моральный аспект профессий сотрудника органов внутренних дел и медицинского работника, зачастую используют понятие «профессиональный цинизм» [21, с.25 — 29].

Суть заключается в том, чтобы научиться отгораживать собственные чувства и переживания с эмоциями, испытываемыми в профессиональной деятельности. Если врач или сотрудник ОВД будет пропускать через себя всю боль, страдания (как физические, так и психологические), то они будут становиться психически неуравновешенными, что серьезно отразиться на выполнении профессиональных функций. Поэтому необходимо четко представлять грань между «нравственным профессиональным цинизмом» и обычным безразличием к происходящему, по отношению, к человеку, нуждающемуся в помощи. ОВД нуждается в людях, которые в нужный момент могут сопереживать, а в какой то просто отключить эмоции, и не утратить эту способность в течении лет службы.

Если же для представителя органов правопорядка, человек — это не ценность, а всего лишь досадный элемент профессиональной деятельности, то можно констатировать наступление состояния, именуемого профессионально-нравственной деформаций личности [21, с.25 — 29].

Кроме того, нельзя забывать о том, что всякая профессия выполняет определенную социальную функцию, и она же определяет выбор специфической среды общения, накладывающей свой отпечаток на ее представителей, независимо от того, хотят они этого или нет. Среда общения сотрудников органов внутренних дел не всегда благоприятна для развития лучших человеческих качеств. Приходится сталкиваться с грубостью, хамством, ненавистью и т.п. [20, с.90 — 93]. Но если сотрудник ОВД может выработать у себя иммунитет к агрессии, то со временем он может принять облик тех же преступников, с которыми связанна его профессия. Духовный распад личности, ждет такого сотрудника ОВД. Лишь доброжелательно, адекватное, гуманное отношение сотрудников ОВД к лицам, с которыми им приходиться сталкиваться по долгу службы может предотвратить такой исход. Итак, гуманизм — это такой принцип, который необходим органам внутренних дел не только тем лицам, которые выступают объектом их профессионального интереса, но и самим сотрудникам ОВД.

Гуманизм — это принцип уважения, человечности, человеколюбия.

Одно из центральных мест уготовано такому принципу, как гуманизм в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Нравственное содержание принципа гуманизма применительно к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел выражается в целом ряде норм и требований морали[25, с.88 — 93].

Отметим, что основными среди них являются следующие:

· отношение к человеку как к высшей ценности;

· уважение его прав и свобод;

· неприемлемость унижения чести и достоинства личности в ходе осуществления правоохранительных и правозащитных функций;

· непримиримость ко всякого рода дискриминации по отношению к лицам — объектам профессионального интереса;

готовность к самопожертвованию[20, с.90 — 93].

Особенно четко можно просмотреть принцип гуманизма в законодательной регламентации к использованию сотрудника ОВД огнестрельного оружия.

Например, запрещается применение таких видов огнестрельного оружия и боеприпасов, которые наносят чрезвычайно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Общим мотивом международных актов является положение о том, что «в любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты от смерти».

О каждом применении огнестрельного оружия должно быть сообщено высшему руководству, обычно это делается в виде рапорта начальству.

В основе нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников органов внутренних дел, заложен принцип справедливости. Справедливость выражает соответствие между трудом и вознаграждением, практической деятельностью людей и их социальным положением, между преступлением и наказанием[20, с.90 — 93].

Но, тем не мание, если справедливость не закреплена в норме права ее нарушение не образует такого явление как «правонарушение». В то же время любое нарушение правовых норм является нарушением равенства, морали и справедливости и поэтому может иметь нравственную оценку со стороны общества.

Выделяют три элемента, которые содержит справедливость:

· мера воздаяния по заслугам;

· меру требования от взятой на себя ответственности;

· правомерность оценки со стороны общества.

Понятие «меры воздаяния» означает вознаграждение или наказание человека со стороны общества за совершенные поступки в соответствии с их моральной значимостью.

Понятие «мера требования» выражает совокупность моральных требований, предъявляемых к личности со стороны общества и представленных в виде норм и правил поведения, традиций, обычаев.

Понятие «правомерность оценки» означает правильность оценки, наличие единого морального критерия, предъявляемого ко всем людям, их действиям и поступкам [24, с.113 — 116].

В нормах права имеет место закрепление принципа справедливости, он признается как измеритель действия людей, как правовое требование, выполнение которого строго обязательно.

Закрепляя в праве, моральные нормы становятся законом. Поэтому всякое нарушение права — нарушение морали [25, с.88 — 93].

Проявлением принципа справедливости являются такие закрепленные в праве нормы, как равенство прав и свобод граждан, а так же равенство всех перед судом и т.д.

Принцип справедливости в правовой сфере говорит о том, чтобы каждый, кто совершил преступление или правонарушение был наказан, а тот что ничего не нарушал не подвергся осуждению. Основная задача правоохранительных органов — неотвратимость наказания для лиц, которые преступили закон.

Следователи и сотрудники криминальной полиции зачастую не видят моральных препон тому, чтобы сознательно пойти на нарушение прав человека в виде обмана допрашиваемого лица, психического принуждения его к даче показаний, фальсификации доказательств его вины и т.д. [23, с.169 — 172]. При этом сотрудники зачастую оправдывают себя тем, что у них закончились методы воздействия на совершившего правонарушение. По их мнению, это полностью оправдывает нарушение справедливости.

В подобных ситуациях важно осознать, что утверждение справедливости должно производиться справедливыми (то есть моральными и, одновременно, правомерными) средствами [23, с.169 — 172].

Правовые акты предусматривают реализацию справедливости, как цели права. Нормы права по своему содержанию должны всегда быть справедливыми, их применение не должно быть связано с ограничением прав человека.

В области уголовного права принцип справедливости проявляется в том, что:

· ответственность всегда носит индивидуальный характер;

· при отправлении правосудия суд ссылается на характеристику субъекта, совершившего преступления;

· наказание должно быть эквивалентно совершенному преступлению;

· при наличие особых обстоятельств назначается более мягкое наказание;

· за одно и тоже преступление невозможно привлечь дважды к ответственности.

Иногда в сознании личности справедливость как принцип права и как моральный принцип противоречит ее субъективному пониманию социальной справедливости [25, с.88 — 93].

Сотрудник ОВД не может адекватно принимать явное общественное неравенство, и как следствие не хочет защищать лиц, чье благополучие не вписывается в его нравственное представление о справедливости. Это влечет так же нарушение Присяги сотрудника, которую они дают, поступаю на работу, а она предполагает соблюдение Конституции РФ и ее законов, выполнение в соответствии с ними служебных обязанностей.

В системе моральных требований сотрудников ОВД на первом месте должны находиться права и свободы человека. Права человека — это ценности, которые неразрывно связаны с человеком, они вытекают из его природы, определяют меру его свободы, гарантируются обществом. В нравственном смысле права человека отражают идею достоинства личности. Достоинство — это наивысшая социальная ценность личности; нет никаких материальных и духовных ценностей выше, чем достоинство. С точки зрения гуманистической теории прав человека все люди, независимо от национальности, расы, вероисповедания, пола, социального положения равны в своем достоинстве, и, следовательно, в своих правах.

Эти принципы положены в основу таких международных документов, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская декларация о полиции от 8 мая 1979 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия 1990 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и др. [25, с.88 — 93]. Кодексы так называемой Полицейской этики провозглашают в качестве одного из важнейших этических принципов правоохранительной деятельности уважение достоинства любого человека, независимо от его происхождения и национальности, его социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений[24, с.113 — 116]. Но на сегодняшний день очень много преступлений совершаются в связи с национальной розней (например, терроризм, массовые беспорядки и т.п.). Поэтому, сотрудник ОВД обязан следить за тем, чтобы не ущемлялись права человека по политическим, национальным или иным признакам, а с другой стороны, должен стараться удержать себя от преследования по названным причинам.

этика совесть честь гуманизм

В науке существует огромное множество взглядов на понятие термина «совесть». И все мнения сходиться к тому, что совесть есть регулятор поведения человека.

Совесть работает по принципу, того, что реализует нравственно значимую информацию в поведение. Эта реализация подразумевает, что необходимо давать постоянную оценку своим намерениям, желаниям, побуждениям, а так же действия необходимо оценивать с точки зрения допустимого не только нормами закона, но и морали. Особая нравственная потребность в таких случаях движет индивидом, которая формируется в процессе воспитания, социализации. Оно проявляется в желании человека, чтобы его поведение и поступки постоянно согласовывались с нормами и требованиями нравственности.

Изучив понятие совести, как этической категории, можно сказать, что на фоне переоценки ценностей, формированию новых ценностей, совесть выступает как основной критерий нравственности человека, определяет его поведение.

Таким образом, советь — это индивидуальный контролер поведения каждого из нас, а так же регулятор нравственности всего общества в целом. Потому что отдельная деятельность каждого индивида в итоге складывается в систему поведения целого общества.

Законодатель в России принимает гуманистические идеи и делает из них главную направляющую в текущих нормативных актах, а так же в международных соглашениях. Важно, чтобы сотрудники ОВД понимали всю ответственность именно того, почему нужно соблюдать норм, основанные на совести и гуманизме. Для этого нужно улучшить систему профессионального отбора будущих сотрудников органов охраны правопорядка и их последующей профессиональной подготовки. Введение в их обучение более широкого курса этики, да и вообще дисциплин связанных с основами прав и свобод гражданина.

Рост преступных посягательств, нестабильность политической обстановки в отдельных регионах, низкий уровень жизни миллионов граждан (в том числе и самих сотрудников ОВД) — факторы, действующие негативно, разрушительно на сферу морального сознания как всего общества, так и отдельных его представителей. А ведь сотрудники органов внутренних дел — это часть общества. Чем сложнее условия, в которых им приходится нести службу, тем больше зависимость благополучия каждого гражданина от их порядочности, гуманности, стремления честно выполнять свой долг. А для этого необходимо защищать и самих сотрудников ОВД.

Необходимо сказать, что честь, долг, ответственность характеризуют не только хорошего сотрудника органов внутренних дел, но и достойного человека, Гражданина общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.

2. Антонова Л.Е. Совесть как механизм инкультурации личности. // Культура. Духовность. Общество. — 2014. — № 15. — с. 7 — 11.

3. Блажевич Н.В. Профессиональная честь и достоинство полицейского как методологическая проблема. // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2015. — № 1 (31). — с. 22 — 27.

4. Бурцева Е.В. Нормативно-функциональная модель сотрудника ОВД с высоким уровнем личностного самоуправления. — 2015. — № 4 (63). — с. 7 — 11.

5. Горбач Н.А., Панюкова Ю.Г., Панина Е.Н. Проблемы психологического благополучия сотрудников ОВД в условиях профессиональной деятельности. // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2013. — № 3. — с.3 — 6.

6. Егоров А.В. Совестология как научная область знаний (о культуре совести). // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — 2015. — № 44. — с. 11.

7. Егошин И.В., Зарубина Е.В. Предмет профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. // Достижения вузовской науки. — 2015. — № 14. — с. 114 — 118.

8. Ерошенков Н.В. Воспитание профессиональной нравственности курсантов в ВУЗе МВД России. // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2015. — № 1. -с. 35 — 39.

9. Ефимов А.А. Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД. // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 1 (50). — с. 247 — 249.

10. Зарубина Е.В. Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел: философско-правовые истоки. // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2015. — № 15. — с. 180 — 184.

11. Карданов А.К. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности современного полицейского. // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 14. — с.118 — 119.

12. Кожевников В.В., Кымысова Т.А. Нравственная основа правоприменительной деятельности сотрудников полиции. // Психопедагогика в правоохраниетльных органах. — 2013. — № 3 (54). — с. 3 — 6.

13. Корниенко А.Ф. Природа и психологические механизмы совести. // Филология и культура. — 2014. — № 1 (35). — с. 322 — 332.

14. Курочкина М.Н., Матвеева Т.М. Психологические особенности личности сотрудника органов внутренних дел. // Проблемы и перспективы современной науки. — 2015. — № 8. — с. 110 — 115.

15. Мазур М.А. Реализация программы «Патриотическое воспитание сотрудников ОВД в профессиональной деятельности». // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2011. — № 1. — с.42 — 45.

16. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А. Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 12. — с.153 — 155.

17. Муратшина Н.Ю. Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД. // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2015. — № 3(21). — с.124 — 130.

18. Осинцева А.В., Гарманова О.В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности. // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2012. — № 4. — с.16 — 19.

19. Садикова Р.И. Долг, совесть, справедливость как категории этики. // ФЭН-Наука. — 2014. — № 11 (38). — с. 26 — 28.

20. Самойленко Э.Ю. Особенности структуры адаптивности молодых сотрудников ОВД. // Общество: социология, психология, педагогика. — 2012. — № 2. — с.90 — 93.

21. Сидоров К.Р. О совести. // Вестник Удмуртского университета. — 2012. — № 3-1. — с.25 — 29.

22. Смолькова И.В. Профессиональная этика — нравственная основа профессиональной тайны. // Вестник Удмуртского университета. — 2013. — № 2-2. — с. 181 — 184.

23. Стригуненко Ю.В. Профессионально-нравственная деформация личности сотрудника ОВД как девиантогенный фактор. // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012.- № 4. — с.169 — 172.

24. Цилик В.А. Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД в зависимости от вида профессиональной деятельности. — 2015. — № 3 (62). — с. 113 — 116.

25. Шабанов П.Н., Сыщикова Т.М. Закон совести. // Судебная власть и уголовный процесс. — 2015. — № 4. — с. 88 — 93.

Подобные документы

Природа морального закона и моральные аспекты человеческого поведения. Этика как разновидность духовно–теоретической деятельности. Особенности функционирования морали. Предпосылки развития нравственности. Принцип диктата совести, рефлексивности морали.

реферат [29,1 K], добавлен 24.09.2012

Этика замкнутых и профессиональных систем. Основные категории профессиональной морали. Изучение норм профессиональной морали и определение на этой основе нравственных принципов деятельности сотрудников органах внутренних дел с учетом ее специфики.

контрольная работа [47,5 K], добавлен 14.04.2014

Профессиональная этика как прикладная, специализированная часть этики. Соотношение понятий «этики», «мораль», «нравственность». Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 28.08.2009

Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

реферат [19,4 K], добавлен 05.10.2012

Моральные ценности и нравственные идеалы. Особенности категории этики. Справедливость как нравственный смысл норм права в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Моральные аспекты профессионального риска сотрудников правоохранительных органов.

контрольная работа [26,7 K], добавлен 01.02.2011

Виды совести по Фромму. Совесть как категория нравственного сознания. Соотношение ценностности и императивности моральных суждений. Универсальность как безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам и ситуациям. Значение совести в педагогике.

курсовая работа [30,9 K], добавлен 18.05.2009

Оценка становления этики, основные представители разных течений. Учение о морали. Долг как основная категория этики. Этикет поведения в обществе. Особенности общения с представителями других национальностей. Становление мировоззрения в моральном сознании.

тест [38,2 K], добавлен 10.12.2011

Честь как запрос личности на определенную характеристику. Влияние воспитания человека на становление его моральных принципов. Воздействие общественной морали на формирование критериев совести. Скрытие неблаговидных поступков для сохранения своего имиджа.

эссе [5,3 K], добавлен 27.11.2014

Предмет и основные понятия этики. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Виды профессиональной этики. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Основы судебной деятельности. Генеральные принципы этики адвокатов.

курс лекций [179,3 K], добавлен 05.12.2013

Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов. Профессионально-этические правила поведения сотрудника. Нравственный смысл Кодекса профессиональной этики сотрудников дознания.

реферат [32,9 K], добавлен 25.11.2013

Читайте также:  Когда лишаться девственности с точки зрения медицины
Источники:
  • http://www.kakprosto.ru/kak-889767-chto-takoe-sovest-kak-moralnaya-kategoriya
  • http://stud.wiki/ethics/2c0b65635a2ad79b4c53b89521316c26_0.html