Меню Рубрики

Согласны ли вы с точкой зрения вернадского о том что человек стал не просто

Прочтите мнение В.И. Вернадского о независимости человека от других форм жизни.

«Но в последние века человеческое общество все более выделяется по своему влиянию на среду, окружающую живое вещество. Это обще­ство становится в биосфере, то есть в верхней оболочке нашей плане­ты, единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени все более увеличивающейся быстротой. Оно одно изменя­ет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самых основ биосферы. Оно становится все более независимым от других форм жизни, и эволюционирует к новому жизненному проявлению» [Вернадский В.И. Автотрофность человечества./ В.И.Вернадский . – М.: Педагогика- Пресс, 1993. С.288].

Ответьте на вопрос: к какому «новому жизненному проявле­нию», с вашей точки зрения, эволюционирует человеческое обще­ство?

2. Рассмотрите подход В.И. Вернадского к проблеме самозарож­дения жизни.

«Ф. Реди утверждал: всякий живой организм происходит от друго­го живого же организма. Западное человечество последовало по пу­ти, раскрытому для мысли Ф. Реди и Л. Пастером, лишь неохотно и с большим усилием.

Идеи о вечности жизни, отрицание ее начала, мысль о непереходи-мом — в аспекте известных физико-химических явлений — различии, существующем между косной и живой материей, были в полнейшем противоречии с навыками его мысли, с его мировоззрением. Идеи о начале и конце видимого космоса, всего материального мира, так же как о реальном единстве всего существующего, оставили глубокий след на его умственном складе.

Самозарождение, то есть генезис живого организма за счет косной материи, без посредства другого живого организма, многим ученым все еще кажется логично необходимым. Конечно, возможно, что они соответствуют реальности. Нельзя их считать научно опровергнутыми. Но ничто не указывает на их вероятность. Ничто также не указывает на то, что проблема самозарождения не принадлежит к тому же ряду ис­каний, как и задача о квадратуре круга, о трисекции угла, о регрешит тоЫ1е, о философском камне. Стремление разрешить все эти пробле­мы было не бесплодно, оно имело очень важные последствия. Оно привело к великим новым открытиям, но самые проблемы оказались нереальными.

Оставаясь на почве науки, мы должны признать, что:

1) нигде и ни в каких явлениях, происходящих или когда-либо имевших место в земной коре, не было найдено следов самозарожде­ния жизни;

2) жизнь, какой она нам представляется в своих проявлениях и в своем количестве, существует непрерывно со времени образования самых древних геологических отложений, со времени архейской эры;

3) нет ни одного организма среди сотен тысяч различных изучен­ных видов, генезис которого не отвечал бы принципу Реди» [Там же, с.289— 290].

Ответьте на вопрос: допускаете ли вы вслед за В.И. Вернад­ским «идеи о вечности жизни, отрицание ее начала, мысль о непереходимом. различии, существующем между косной и живой ма­терией»?

3. Ознакомьтесь с мнением В.И. Вернадского о жизни как косми­ческом явлении.

«Немецкий физиолог В. Пфеффер назвал организмы, обладающие этими свойствами, автотрофными, потому что они в своем питании ни от кого не зависят. Гетеротрофными он назвал те организмы, которые в своем питании зависят от существования других организмов, пользу­ются их химическими продуктами.

Зеленые автотрофные организмы, зеленые растения, образуют главную основу единого монолита жизни. Бесконечно различный мир грибов, миллионы видов животных, все человечество могут существо­вать только в силу биохимической работы зеленых растений. Эта рабо­та возможна лишь благодаря врожденной способности этих организ­мов превращать излученную Солнцем энергию в химическую энергию.

Очевидно, что жизнь не есть простое, исключительно земное явле­ние, но, насколько принцип Реди соответствует реальности, должна рассматриваться как космическое явление в истории нашей планеты. И также очевидно, что монолит жизни в целом не есть простое собрание отдельных неделимых, случайно собранных, но есть сложная органи­зованность, части которой имеют функции, взаимно дополняющие друг друга и содействующие одна другой» [Там же, с.293—294].

Ответьте на вопрос: согласны ли с мнением В.И. Вернадского о том, «что жизнь не есть простое, исключительно земное явление, но. должна рассматриваться как космическое явление в истории нашей планеты»?

Изучите точку зрения В.И. Вернадского о роли физико-химических наук в решении социальных вопросов.

«Для решения социального вопроса необходимо подойти к осно­вам человеческого могущества — необходимо изменить форму пита­ния и источники энергии, используемые человеком. Разрешение этих проблем рисуется как результат успехов физико-химических наук. Сила приливов и морских волн, радиоактивная, атомная энергия, теп­лота Солнца могут дать нужную силу в любом количестве.

Введение этих форм энергии в жизнь есть вопрос времени. Он за­висит от проблем, постановка и разрешение которых не являются не­исполнимыми.

Непосредственный синтез пищи, без посредничества организован­ных существ, как только он будет открыт, коренным образом изменит будущее человека. Его создание освободило бы человека от его зави­симости от другого живого вещества. Из существа социально гетеро­трофного, он сделался бы существом социально автотрофным» [Там же, с.300—302].

Ответьте на вопросы: Действительно ли решение социального вопроса «рису­ется как результат успехов физико-химических наук»?

5. Ознакомьтесь со взглядами В.И. Вернадского на феномен «ноо­сферы».

«В XX в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земли, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым це­лым. Все это результат. роста человеческого мозга и направляемого им его труда.

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творче­ские возможности» [Там же, с.308—309].

Ответьте на вопросы: что означает понятие «ноосфера»? Со­гласны ли вы с мнением о том, что переход к ноосфере позволит человеку осуществлять активную эволю­цию?

6. Ознакомьтесь с суждением К.Э. Циолковского об обитаемости планет с газовыми оболочками.

«Всё же вывод такой: большинство крупных планет, или, вернее, планет с газовыми оболочками, или есть, или было, или будет обитае­мо» [Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. / К.Э.Циолковский.- М.: Педагогика-Пресс, 1993. с.270].

Ответьте на вопросы: можно ли приведенное высказывание К.Э Циолковского назвать научным? Согласны ли вы с мнением философа об обитаемости (в том числе потенциальной) планет с газовыми оболочками?

Насчёт намеренного уничтожения окружающего мира. Это наша природа. Мы живём разрушая, а разрушая продолжаем жить. Мы не можем создать для себя комфортные условия не вырубив лес для создания домов и других «необходимых» в быту вещей. мы не можем создать комфортные условия не испортив землю асфальтом, не перегородив реки дамбами, не производя тонны веществ, опасных не только для нас, но и для всего живого. Это цена нашей разумности! И это является её показателем. Нас от животных отличает то, что они приспосабливаются, а мы приспосабливаем.

Объясните точку зрения В. И. Вернадского о том, что человечество, как живое вещество, неразрывно связано с биосферой

Биосфера-это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими.
Человек связан с окружающей его природой, ведь без растений и их выделяемого кислорода мы не смогли жить, без некоторых бактерий человек тоже не сможет жить, есть полезные и вредные бактерии и те и другие должны существовать в организме. Человек-может есть как растительную, так и животную пищу. и каждый продукт полезен по-своему.например, белок он содержится как в мясе и в растительных продуктах. В биосфере существует цепь питания и человек вносит свой положительный и отрицательный вклад в это.

Другие вопросы из категории

Нужно вставить предложения\слова.
1.Количество получаемого солнечного тепла и осадков,зависит от _________ _______
2.В Южной Америке,Африке,Австралии преобладают высокие температуры на большей части территории,потому что ____________
3.Расположение Антарктиды __________ обуславливает суровость ее природы.
4.Горы _____ и ________ являются новой,или молодой областью склатчетости.
5.В основании Австралии лежит ___________
6.Все южные материки богаты практически одинаковым набором __________________,таким как ____________
Заранее спасибо.
P.S.В интернете можете не искать..Не знаю как Вы,но я не нашла.

Читайте также

путевом журнале в этот день сделана следующая запись?

С астрономической точки
зрения лето наступило здесь два дня тому назад, ибо начиная с 21-го числа
солнце достигло тропика Козерога и его пребывание над горизонтом ежедневно
сокращалось на несколько минут. Таким образом, новое
путешествие Гленарвана должно было совершиться в самое жаркое время года и под
почти тропическими лучами солнца.

Задания содержат 4 варианта ответа. Только один из них верный. (10 баллов)

1.Этот материк можно назвать самым жарким:
А. Африка Б. Южная Америка В. Австралия Г.Северная Америка

2. Самая полноводная река мира
А.Амазонка Б. Конго В. Миссисипи Г. Енисей

3. Высочайшая вершина Земли — это гора:
А. Аконкагуа Б. Килиманджаро В. Джомолунгма Г. Эльбрус

4.Чем объясняется высокая соленость Красного моря?
А. Сильным испарением в условиях пустынного тропического климата
Б. Особенностями подводного мира
В. Соседством с пустыней Сахара
Г. Сильным загрязнением вод

5.Пассаты в Южном полушарии отклоняются влево и дуют с юго-востока на северо-запад, так как на их направление влияет:
А. Обращение Земли вокруг Солнца
Б. Вращение Земли вокруг своей оси
В. Изменение количества осадков в тропических и экваториальных широтах
Г. Направление крупных горных хребтов

6. Главное значение озонового слоя для Земли состоит в том, что он:
А. Защищает Землю от падения космических тел
Б. Задерживает ультрафиолетовое излучение Солнца
В. Предохраняет Землю от перегревания
Г. Способствует круговороту воды в природе

7. В субэкваториальном климатическом поясе Северного полушария зимой действуют воздушные массы:
А. Экваториальные В. Умеренные В. Тропические Г. Арктические

8. Направление ветров на климатической карте показывают:
А. Изолинии Б. Стрелки В. Цветовой фон Г. Цифры

9. В какой части Африки расположены горы Атлас?
А. Северной Б.Южной В. Западной Г. Восточной

10. Какой климатический пояс есть в Южной Америке в отличие от Африки?
А. Тропический Б. Субэкваториальный В. Субтропический Г. Умеренный
ЧАСТЬ – 2 (8 баллов)

В1.Установите соответствие между морем и океаном, к которому оно относится
1. Атлантический океан А. Балтийское море
2. Тихий океан Б. Чукотское море
3. Индийский океан В. Красное море
4. Северный Ледовитый океан Г. Японское море

В2. Выберите три верных ответа, характеризующих природную зону — степь
1. Зона состоит из хвойных лесов
2.На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук
3.Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички
4.Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки
5.Растительность довольно скудная, местами отсутствует, типичное растение саксаул
6.Растительность почти отсутствует, встречаются только лишайники и мхи
7. Почвы преимущественно черноземы
8. В основном распахана

В3. Вставьте по смыслу пропущенные слова в тексте и запишите их по порядку:
Северная Америка полностью расположена и в _________ , и в________полушариях. На востоке материка протянулись горы ________. Самая высокая точка материка находится в горах _________, это -________.

В4. . Установите соответствие между материком и обитающим там животным
1.Африка А. Коала
2.Австралия Б. Скунс
3.Южная Америка В. Горилла
4.Северная Америка Г. Лама

ЧАСТЬ – 3 (4 балла)

С.1 Почему Баренцево море значительно теплее, чем Белое?
С.2. Почему в Сахаре велики суточные амплитуды температур?

Вопросы:
1)Территория России расположена в 11 часовых поясах. Какую максимальную разницу в поясном времени могут иметь населенные пункты,расположенные на ее территории?
2)В котором часу 1 мая в Москве отмечается наиболее высокое положение солнца над горизонтом? объясните собственную точку зрения
Я буду безмерно благодарен если найдется гений,который ответит на эти вопросы

можно определить, где живёт гиппопотам. Объясните эти понятия. В чём географические неточности Гумилёва, и в каких четырёх местах земного шара по его описанию одновременно живёт один и тот же гиппопотам? Где гиппопотамы живут на самом деле?

Согласны ли вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.

Владимир Иванович Вернадский. По мысли Вернадского, мир — един, жив и вечен. Природа порождает человека с его разумом, и этот разум сам становится решающей космической силой. «Человек должен понять, — утверждал философ, — что он не есть случайное, независимое от окружающего его и свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

По убеждению Вернадского, «под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу». Это понятие — ноосфера (от греч. нус — разум) — ключевое в учении Вернадского. Что же такое ноосфера? «Ноосфера — это биосфера, переработанная научной мыслью», она включает в себя поток информации, знаний, теорий, изобретений — это новая специфическая «оболочка» Земли, оказывающая на биосферу все большее преобразующее воздействие. В ноосфере преобладает духовное начало, материализующееся в усовершенствованной природе, машинах, орудиях, творениях искусства.

Вернадский подчеркивал несовершенство человека, его промежуточный характер (эта мысль созвучна идеям Ницше о сверхчеловеке): человек «служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее». Человек — высшая точка эволюции бессознательной, стихийной и, вместе с тем, начало, исходный пункт разумной, направленной дальнейшей эволюции.

Однако человек, создавший мощную науку и технику, оказывается способен к хищническому отношению к природе, чреватому экологической катастрофой, самоуничтожением себя как вида. Гибель человечества означала бы и падение, гибель всей космической эволюции, породившей жизнь и человеческое сознание. Поэтому Вернадский проповедовал «сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели».

Нравственное преображение человека должно идти параллельно с его физическим преображением и его победой над болезнями и смертью. Проповедуя активную работу человека над преодолением его собственной нынешней «промежуточности» и несовершенства, Вернадский выдвигает как ориентир идею автотрофности (от лат. самопитание) человека. Сейчас люди для поддержания своего существования вынуждены поедать других существ, тогда как растения автотрофны — строят свой организм на основе мертвого вещества (газы, соли), при помощи солнечного света делая неживое живым. Цель, поставленная Вернадским перед человечеством и тесно связанная с освоением космоса, — изменить доступные людям формы питания и источники энергии путем творческого самосозидания.

9. «Человек — единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть. Проблема в том, чтобы знать, не может ли такой отказ привести лишь к уничтожению других и самого себя, должен ли всякий бунт завершиться оправданием всеобщего убийства или, напротив, не претендуя на невозможную безвинность, он поможет выявить суть рассудочной невинности…»

а) В какой мере в бунте отражается природа человеческого бытия?

б) В какой мере существование человека определяется его бунтом?

Метафизический бунт — это восстание человека против своего удела и против всего мироздания. Этот бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели человека и вселенной. Раб протестует против участи, уготованной ему рабским его положением; метафизический бунтарь протестует против удела, уготованного ему как представителю рода человеческого. Восставший раб утверждает, что в его душе есть нечто не мирящееся с тем, как обращается с ним господин; метафизический бунтарь заявляет, что он обделен и обманут самим мирозданием. Для обоих речь идет не только о простом голом отрицании. И действительно, и в том и в другом случае мы сталкиваемся с суждением о ценности, во имя которой мятежник отказывается принять собственную участь.

Заметим, что восставший раб отрицает господина не в качестве себе подобного человека. Он отрицает его в качестве господина. Раб отрицает, что господин имеет право отрицать его, раба, и требует отмены такого права. Господин лишается власти в той мере, в какой он пренебрегает этим требованием и не удовлетворяет его. Нели люди не могут сослаться па общую ценность, признаваемую всеми и каждым, тогда человек человеку непонятен Восставший требует, чтобы эта ценность была недвусмысленно признана в нем самом, поскольку догадывается или знает, что без этого принципа в мире будут царить произвол и преступление. Бунтарский порыв возникает у него как требование ясности и единства. Самый заурядный бунт парадоксальным образом выражает стремление к порядку.

Читайте также:  Работа связанная с напряжением по зрению

С каждой строкой мое описание все ближе подходит к теме метафизического бунтаря, поднявшегося над разрозненным миром, чтобы потребовать его единства. Присущий ему принцип справедливости он противопоставляет принципу несправедливости, который, как он видит, правит миром. Короче говоря, бунтарь хочет только одного — разрешить это противоречие, построить, если это возможно, единое царство справедливости или царство несправедливости, если он доведет свой принцип до последнего предела. А пока он изобличает противоречие. Протестуя против незавершенности человеческих устремлений, обусловленной смертью, и против разрозненности людей, объясняющейся злом, метафизический бунт является мотивированным требованием блаженного единства, антипода страданий жизни и страха смерти. Если всеобщий смертный приговор определяет человеческую жизнь, то в некотором смысле бунт возникает одновременно с ней. Протестуя против своей смертной природы, взбунтовавшийся человек отказывается признать силу, которая принуждает его жить в подобных условиях. Метафизический бунтарь вовсе не обязательно атеист, как можно было бы предположить, но это богохульник поневоле.

Сходным образом, если метафизический бунтарь восстает против силы, существование которой он вместе с тем утверждает, то полагает он это существование как реальность именно в то время, когда его оспаривает. Тогда он вовлекает высшее существо в такую же унизительную авантюру, в какую вовлечен человек, и таким образом делает его бесплодную власть тождественной нашему тщетному уделу. Метафизический бунтарь подчиняет высшее существо силе нашего отказа, заставляет его в свою очередь склониться перед той частью человеческой души, которая не желает склоняться, насильственно втягивает его в наше абсурдное существование, выводит его, наконец, из вневременного убежища, чтобы вовлечь в историю весьма далекую от вечной неподвижности, которую можно обрести лишь в единодушном согласии людей. Бунт утверждает таким образом, что на его уровне всякое высшее существование по крайней мере противоречиво.

Последовательный метафизический бунт в прямом смысле слова возникает лишь в конце XVIII века. Начало Нового времени ознаменовалось грохотом рушащихся стен. С этого момента последствия метафизического бунта следуют друг за другом непрерывной чередой, и не будет никакого преувеличения в мысли о том, что именно они-то и определили историю нашего времени. Значит ли это, что до названной даты метафизический бунт не имел смысла? Первые образцы его относятся к давним, далеким от нас временам: недаром наша эпоха любит именовать себя прометеевской. Но так лн это?

Первые теогонии показывают нам Прометея прикованным к скале где-то на краю света. Вечный мученик навек лишен милости богов, о которой он отказывается просить. Эсхил * придает еще большее величие фигуре героя, приписывая ему дар ясновидения («Все, что предстоит снести, мне хорошо известно»), заставляет Прометея громогласно заявлять о своей ненависти ко всем богам и, погружая его «в бушующее море неизбывных мук», дает ему возможность кончить трагедию громом и молнией: «Без вины страдаю — глядите!»

Следовательно, нельзя сказать, что античности был неведом метафизический бунт. Еще не зная Сатаны, древние создали благородный и страдальческий образ Бунтовщика и одарили нас величайшим мифом о мятежном разуме. Неисчерпаемый греческий гений, сотворивший немало мифов о простоте и согласии, сумел, однако, создать и свою модель восстания. Бесспорно, некоторые прометеевские свойства обрели вторую жизнь в той разбушевавшейся истории, в которой мы живем: борьба против смерти («Я племя смертное от гибели в Аиде самовольно спас»), мессианизм («Я их слепыми наделил надеждами»), человеколюбие («Да, я ненавистен Зевсу. потому что меры не знал я, смертных любя»).

Но нельзя забывать, что эсхиловский «Прометей-огненосец» провозгласил царство простительного бунта. Греки ни в чем не ожесточались. В самых смелых своих дерзаниях они остаются верны чувству меры, которое боготворили. Они восстают не против всего мироздания, а только против Зевса, который всегда был лишь одним из богов, дни которого измерены. Прометей сам полубог. Речь идет о своего рода сведении счетов, о споре по поводу добра, а вовсе не о вселенской борьбе добра и зла

Невозможно понять этот новый язык без представления о личном боге, которое начинает постепенно формироваться у современников Эпикура и Лукреция. Именно личному богу бунт может лично предъявить свой счет. С началом его владычества подымается в своей безоглядной ярости бунт и выкрикивает свое решительное «нет». У Каина первый бунт совпадает с первым преступлением. История бунта, которой мы живем сегодня, является скорее историей детей Каина, нежели учеников Прометея. В этом смысле энергию бунта мобилизует прежде всего Бог Ветхого Завета. И наоборот, надо подчиниться Богу Авраама, Исаака и Иакова, когда, как у Паскаля завершена история взбунтовавшегося ума. Душа в сомнении больше всего стремится к самому ярому янсенизму *.

С этой точки зрения Новый Завет можно воспринять как попытку заблаговременно ответить на вопросы всех каинов мира, являя более мягкий образ Бога и создавая посредника между ним и человеком. Христос пришел разрешить две важнейшие проблемы — проблемы зла и смерти, а это и есть проблемы взбунтовавшихся. Решение Христа состояло прежде всего в том, что он принял на себя и зло, и смерть. Богочеловек тоже смиренно терпит страдания. Истерзанный, отданный во власть зла и смерти, он умирает. В человеческой истории ночь, проведенная Христом на Голгофе, имеет столь глубокое значение потому, что Бог, подчеркнуто лишенный своих традиционных привилегий, пережил во тьме до конца отчаяние и даже ужас смерти. Этим объясняется Lama sabactani * и страшное сомнение агонизирующего Христа.

Агония была бы далеко не столь мучительной, если бы его поддерживала надежда на жизнь вечную. Богу нужно отчаяться, чтобы стать человеком.

Христос являются грешниками, поскольку они испытывали страдание. Идея не совсем обычная, ставящая целью отнять у страдания его несправедливость. Гностики хотели заменить всемогущество и произвол благодати греческим понятием инициации, которая оставляет человеку все его возможности. Множественность сект у второго поколения гностиков передает разнообразие и напряженность греческой мысли, силящейся сделать христианский мир более приемлемым и лишить оправданий бунт, рассматриваемый эллинизмом как худшее из всех зол. Но морковь осудила это усилие, а осуждая его, она множила бунты.

По мере того как из века в век каиново племя все больше и больше торжествовало, появлялись новые основания заявить, что бог Ветхого Завета обрел неожиданную судьбу. Как это ни парадоксально, богохульники воскресили ревнивого бога, которого христианство хотело изгнать из истории. Одним из их самых смелых дерзаний была попытка привлечь Христа на свою сторону; завершением истории был для них крест и горький крик агонизирующего Христа. Так было продлено существование неумолимого бога ненависти, более соответствующего мирозданию, каким его представляли себе мятежные умы. Вплоть до Ницше и Достоевского бунтарская мысль обращается только к жестокому своенравному божеству, которое без всякого убедительного довода предпочитает жертву Авеля дарам Каина, и тем самым провоцирует первое в истории убийство. Достоевский в воображении, а Ницше на деле безгранично расширят поле бунта и предъявят счет самому богу любви. Ницше полагал, что Бог умер в душах его современников. Подобно своему предшественнику Штирнеру *, он посягает на иллюзорное представление о Боге, которое под личиной морали сохранилось в умах его современников. Но вплоть до этих философов вольнодумство ограничивалось, например, тем, что отрицало историю Христа («этот плоский роман», по выражению Сада *) и самим своим отрицанием поддерживало традицию грозного бога.

Напротив, пока Запад был христианским, Евангелия играли роль толмача между землей и небом. В каждом крике бунта миру был явлен образ величайшего страдания. Поскольку Христос добровольно претерпел муки здесь, на земле, никакое страдание отныне не было несправедливым, любая боль оказывалась необходимой. В известном смысле горестные воззрения христианства и его оправданный пессимизм относительно человеческого сердца заключаются в том, что всеобщая несправедливость так же утоляет человеческую душу, как и тотальная справедливость. Только жертва безгрешного бога могла оправдать многовековые и повсеместные истязания, которым подвергалась невинность. Только страдание Бога, притом самое унизительное, могло облегчить агонию людей. Если всё без исключения — от земли до неба — обречено на муки, становится возможным это странное счастье.

Но как только христианство миновало свой триумфальный период, оно подверглось критике со стороны разума. Точно в той мере, в какой отрицалась божественность Христа, муки снова стали участью человека. Обездоленный Христос лишь один невинный среди многих, которых представители ветхозаветного Бога прилюдно казнили. Пропасть, отделяющая господина от рабов, разверзается снова, и бунт по-прежнему вопиет перед каменным лицом ревнивого Бога. Мыслители и художники — либертины предуготовили этот новый распад связей, с обычными предосторожностями нападая на мораль и божественную ипостась Христа. Вселенная Жака Калло * довольно верно представляет этот мир галлюцинирующих оборванцев, чьи насмешки, сначала прикро- венно, а потом открыто посягнут на небо, бросая ему вызов вместе с мольеровским Дон Жуаном. На протяжении двух столетий, когда подготавливались общественные потрясения конца XVIII века, одновременно революционные и святотатственные, все усилия вольнодумства были направлены на превращение Христа то ли в блаженного, то ли глупца, чтобы вернуть его в мир людей с их благородством или ничтожеством. Так будет подготовлен плацдарм для великого наступления против враждебного неба.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Согласны ли вы с точкой зрения вернадского о том что человек стал не просто

Творческое наследие В.И. Вернадского обширно. Значительная часть этого наследия посвящена философским проблемам. По его мнению, философия способна предвосхитить новые области развития науки, обеспечить мировоззренческую ориентированность исследователя и методологическую направленность научного поиска. Наука для него не самоценность, а средство обеспечения равновесия в системе «природа — общество — человек».

Эту принципиальную установку Владимир Иванович сформулировал еще на физико-математическом факультете Петербургского университета, где светила отечественной науки: Докучаев, Менделеев, Сеченов и многие другие излагали свои теории, делились своими сомнениями, ориентировали студентов на поиск истины.

В.И. Вернадский не довольствуется поиском истины в одной из отраслей науки. Его больше интересует синтез знаний о тайнах Земли и жизни, о чем свидетельствует его знаменитая монография «Биосфера» (1926), где впервые сфера жизни, в диапазоне от бактерий до человека, была рассмотрена как единое целое [1].

Временной интервал от статьи «Биосфера» до статьи «Несколько слов о ноосфере» [2] составляет 18 лет, в течение которых Владимир Иванович продуктивно участвовал в работе 4-х (!) отделений Академии наук: геолого-географическом, химическом, физико-математическом и биологическом. Неслучайно, в докладе, посвященном 80-летию отечественного мыслителя, академик Н. С. Берг сказал: «Владимир Иванович в своем лице как бы представляет всю академию».

К своим философским размышлениям Вернадский приходит в зрелом возрасте, рассматривая их как пропедевтику систематизации и обобщения полученного знания, а также как базу для вычленения фундаментальных принципов мироздания. С точки зрения этого незаурядного мыслителя, человек не созерцатель природы, удовлетворяющий жажду познания и самопознания, а ее творец, призванный занять место у штурвала эволюции мира. Переход от биосферы в ноосферу (царство разума) не локальный эпизод развития вселенной, а естественно-исторический этап, закономерный и неизбежный. Он знаменует собой включение в биосферу человеческого разума как особого фактора развития вселенной. Вернадский, как естествоиспытатель и философ, объединил естествознание и обществознание, биосферу и социосферу, придав этому единству характер органической, взаимосвязи, а не механического соединения.

Утверждая свободу мысли, ученый одновременно предостерегал от излишнего увлечения общими идеями, а также от скоропалительных претензий на непреложную истину. Призывая ценить эмпирические основания науки, на которой расцветают эфемерные создания разума: версии и гипотезы, концепции и теории, Владимир Иванович ориентировал исследователя на необходимость философских обобщений. С его точки зрения, эти обобщения взламывают изоляционизм, профилактируют абсолютизацию эмпиризма, и преодолевают ограниченность науки.

Ноосферное мышление В. И. Вернадского обеспечило его учению о биосфере и ноосфере тот уровень, когда оно заложило основания ко-эволюционной стратегии развития в системе «природа — общество — человек», обеспечило парадигму антропокосмизма. Разделяя мнение Ф.И. Тютчева на природу:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык. »

Владимир Иванович акцентировал внимание на глубочайшую связь косного и живого вещества.

Различные идеи о жизни и о биосфере высказывали: Ж. Ламарк и Э. Зюсс, Л. Окен и X. Стеффенс. Но учение Вернадского по этому является наиболее совершенным и завершенным. Он, один из первых, уяснил и обосновал, что биосфера не тончайшая «пленка жизни», а сама земная жизнь в многообразии своего проявления в диапазоне от верхнего предела, где лучистая энергия исключает присутствие жизни, до нижнего предела, где высокие температуры делают жизнь невозможной. Специфика жизни, по Вернадскому, заключается в том, что жизнь освещена внутренним светом человеческого разума и человек является одной из составляющих биосферы. Он принадлежит ей телом, и душой; прошлым и будущим, выступая инструментом самопознания биосферы и средством ее преобразования.

По Вернадскому биосфера — это особое «тело», строение и функции которого определяются спецификой Земли. Как планета Солнечной системы, Земля выполняет роль аккумулятора и трансформатора солнечной энергии. Все живое вещество в многообразии своего проявления представлено формами и уровнями организации биосферы, находящейся в непрерывном становлении и развитии. Живое вещество активно регулирует геохимическую «миграцию» атомов. Оно трансформирует солнечную энергию в химическое молекулярное движение, которое, в свою очередь, обеспечивает способ существования биологических структур, как одного из уровней бытия в мире, имеющего свои формы проявления и свои формы осуществления.

Что касается человека, то это особая составляющая биосферы, ее мыслящий тростник» [3]. Одно из наиболее слабых творений природы, человек становится «чудом», способным силой мысли объять всю Вселенную. Разум человека меняет планету, и здесь напрашивается вывод, о том, что геологической силой является не Ноmo Sapiens, а его разум, научная мысль всего человечества.

Пристальное внимание к геологической и геохимической деятельности человечества привело В.И. Вернадского к философским размышлениям об инверсии биосферы в ноосферу. [4] Этот процесс, с точки зрения мыслителя, есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем вся человеческая история. Человек не является самодостаточным существом. Он часть природы и существует внутри ее. Природа делает человека. Человек преобразует природу. Но это взаимодействие носит опосредованный характер. Посредником между природой и человеком выступает общество. Общество не только кардинально меняет среду обитания, но и востребует определенный тип личности, закладывая предпосылки трансформации человека как биологического организма в ипостась социального существа.

Опираясь на организованный научно-технический прогресс, человек обретает силу планетарного масштаба. Он начинает осознавать свою необходимость мыслить и действовать. Человек выходит далеко за пределы интересов семьи, рода, государства. Он заявляет о себе как планетарное существо, включенное в единый историко-геологический процесс, охвативший всю планету. Но это особое существо. Это существо обладает неугасимым разумом, жаждой познания и освоения мира, масштабы которого расширяются до масштабов Вселенной. Его мощь определяется не столько телесностью, сколько его разумной жизнедеятельностью, которая отныне проходит по реестру наиболее значимой геологической силы планеты,

В.И. Вернадский верил не только в мощь разума, но и в разумную волю людей, способных осваивать мир по канонам разума, добра, красоты. Но, говоря о разуме, мыслитель имел в виду не разум вообще, а его определенное состояние в форме научного познания, которое многократно усиливает возможности человека и делает его деятельность приоритетной по сравнению с геологическими изменениями.

С точки зрения Вернадского разум существовал десятки тысяч лет, а разум в форме научного познания заявил о себе только с момента становления науки. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу» [5, с. 26]. История научного знания выступает одновременно как история создания в биосфере новой геологической силы — научной мысли, благодаря которой биосфера трансформируется в ноосферу.

Читайте также:  Определение зрения по таблице сивцева метод

В И. Вернадский полагает, что, научное познание — это особая область, где непрерывно осуществляется процесс систематизации и обработки информации о различных явлениях и объектах реальной действительности. Благодаря этому процессу, в жизни человечества наступил период, когда научная мысль как планетарная сила выступает на первый план, изменяя не только мир предметной действительности, но и всю духовную сферу человеческого общества. Она охватывает политику и право, мораль и искусство, философскую мысль и религиозную жизнь. Биосфера трансформируется в новое состояние — ноосферу. Ноосфера — это биосфера, переработанная научной мыслью, историческим опытом бытия планеты, а отнюдь не кратковременное, преходящее явление.

Научная жизнь становится мощным геологическим фактором. Порождая новую технику, наука помогает общественному производству. А производство, техника и технология непосредственно и властно изменяют природу. Неявно и не сразу наука обогащает человечество, делая его более знающим и умелым. Идет постоянный процесс накопления знания, усиливается свет общественного разума, как «фонаря Диогена», укрепляется преемственность мыслящего «тростника». Все это составляющие ядра ноосферы, когда разум заявляет о себе как космический феномен, как фактор освоения и преобразования мира.

Человек изменяет лик Земли. Поверхность планеты превращается в города и окультуренную почву. Изменяя характер химических процессов и химических продуктов, человек совершает работу космического масштаба. Биосфера превращается в ноосферу. И этот процесс, прежде всего, обеспечивается научным познанием и практикой научно обусловленного производства.

Ноосфера заявляет о себе как преобразованная биосфера, ее новое качественное состояние. Об этом новом качественном состоянии В.И. Вернадский оставил свои размышления в незавершенной работе «Научная мысль как планетное явление». Основная идея этой работы заключается в обосновании тезиса о том, что ноосфера не утопия, а стратегия реального выживания человечества, разрешения глобальных проблем, в условиях, когда человечество становится «вселенской» категорией.

Последующее развитие социума показало, что ноосфера – это не только средство разрешения проблем, но и сама проблема. Мощь разума может трансформироваться во благо, а может обернуться злом. Отсюда необходимость овладевать искусством «очистить бочку с медом, не тронув ложку с дегтем». Чем больше дано человеку, тем больше спрос с него.

Истощение недр, изменение климата, существенное изменение биосферы, перенаселение планеты, деформация отношения культуры и цивилизации, торжество некрофилии в форме научно-технического прогресса – это далеко не полный перечень проблем современности. Эти проблемы обусловливают необходимость «ноосферологии» как учения о разумном отношении к миру.

Это учение в форме образовательной дисциплины могло бы стать заключительным актом школьного, средне-специального и высшего образования. Объектом ноосферологии является обобщенное, систематизированное представление, вобравшее в себя все «крохи» наработанного знания о мире.

Предметом ноосферологии выступают отношения человека (общества) к миру в диапазоне от политических до религиозных, включая правовые, этические, эстетические, научные и философские. Каждое отношение не без основания претендует на норму, освоение которой вызывает у индивида желание определить свою меру. Еще древнегреческий мыслитель Протагор не без основания определял «человека как меру всех вещей мира». Но другой мыслитель, также не без основания заявляет о том, что положение человека обязывает человека быть челом своего века, нести «крест» ответственности за свое место в этом мире и за свое отношение к миру.

Ноосферология воплощает в себе возможность переступить через абстрактную любовь к миру, учит любить свою ойкумену, свою Родину, свое Отечество, свой дом.

Совокупное представление о мире и о системе отношений к миру позволяет на индивидуальном уровне проводить сравнительный анализ между тем, что есть и что должно быть. А также искать пути-дороги решения проблемных ситуаций, выстраивать проекты, а не прожекты желаемой действительности; заявлять о готовности их осуществлять, принимая всю меру ответственности за свою реальную деятельность в системе реальных общественных отношений с ориентиром не только на долг, но и на свою совесть.

Стратегия выживания, о которой говорил В.И. Вернадский, принимает во внимание предельную заселенность планеты. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Демографическая характеристика населения планеты — это не только разрешение старых проблем, но и приумножение новых.

Резкий рост коммуникаций формирует возможности, о которых недавно можно было только мечтать. Коммуникации создают условия для осуществления политики глобализма, которая ориентированна на две модели: американскую и естественную. Первая предполагает осуществление глобализации как одномерной «американизации». Вторая демонстрирует возможность глобализации как многомерной интеграции человечества. В первом случае мы имеем диктат и монолог, а во втором – диалог и доверие, компромисс и толерантность.

Рост и развития сети Internet, совершенствование вычислительной и коммуникационной техники, посрамляющие любое воображение, аналогично возможностям биологического размножения со всеми вытекающими последствиями, в том числе и негативными.

Человеческий фактор в своем осуществлении демонстрирует мощь, превышающую силу геологического фактора, что также имеет свои достоинства и свои недостатки. Феномен Чернобыля красноречиво говорит об этом. В предисловии к книге «Очерки и речи» Вернадский писал: «сумеет ли человек воспользоваться этой силой (атомной энергией — И.К.), направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука?» [6].

Осуществилось предвидение В.И. Вернадского и по вопросу о выходе человека в космос, а также об открытии новых источников энергии. Хотя и в первом, и во втором случае есть свои проблемы.

В.И. Вернадский предупреждал, что процесс инверсии биосферы в ноосферу не исключает собственных проблем и временных отступлений. Этот процесс объективный и не зависит от воли и сознания отдельных людей и даже целых народов. Торжество биосферы является предпосылкой и гарантией торжества ноосферы. Он верит в будущее человечества. И эта уверенность основана на совместных общечеловеческих действиях в условиях формирования единых ценностных ориентиров в рамках естественного процесса глобализации мира.

Многие идеи ученного и философа оказались пророческими и в этом косвенное подтверждение ноосферного мышления незаурядного мыслителя.

Задолго до обострения глобальных проблем современности В.И. Вернадский отмечал, что перед человеком открывается великое будущее, если человек поймет свою перспективу, и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление, ибо судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба.

Устремленность в будущее — характерная черта учения В.И. Вернадского о ноосфере, но соседствует она не с мифотворчеством, а с научным предвидением планетарного масштаба. И в этом величие В.И. Вернадского и значение его идей для современности. Для нас наследие Вернадского — это то прошлое, которое редактирует настоящее и проектирует будущее.

1.См.: Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М. «Наука», 1994, с. 437-464

2.См: Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере //Научная мысль как планетное явление М «Наука», 1994. С.235-244.

3.См.: Паскаль Б. Мысли. М;, 1994. С 74-80

4.См.: Назаров А.Г. Вернадский и ноосферная реальность // Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации (межгосударственная конференция в Крыму 23-25 мая 2001 г.). М., 2001, с 29-50.

5.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., Наука, 1991.

6.Вернадский В.И. Очерки и речи / РСФСР. Научное отделение В.С.Н.К — Пг., 1922.

В.И. Вернадский о роли культурного человека в эволюционных процессах перехода от биосферы в ноосферу

Владимир Иванович Вернадский, великий учёный-естествоиспытатель, разработал учение о биосфере. Во всём мире оно стало основой для понимания общих закономерностей развития нашей планеты, от которых зависит дальнейшее существование человечества. Защита атмосферы, вод, живой природы планеты Земля строится на знании этих закономерностей.
Биосфера, с точки зрения В.И. Вернадского, — единственная область жизни. Человечество — «дети Земли», в сущности, биосферы. Биосфера — среда жизни человека. Вся эволюция человечества связана с биосферой, и отделить его от неё невозможно.
Биосфера, как и вся планета Земля, создавалась и земными, и космическими силами. И человек как часть биосферы — творение сил земных и космических. Но он, человек, внёс в биосферу разум и труд и существенно повлиял и продолжает влиять на все обменные процессы в природе, он стал мощным геологическим фактором, что и определило эволюционный переход биосферы в новую фазу — в ноосферу (от греческого «ноос» — разум).
В этой новой ноосферной фазе развития решающую роль должно сыграть «культурное человечество», осознающее своё единство с Природой, с живым миром биосферы, чтобы не разрушать, а созидать и приумножать его силой позитивной разумной деятельности.
В этой связи следует говорить об эволюционном (ноосферном) образовании, которое ставит перед собой определённые цели — воспитывать человека духовного, нравственно чистого, осознающего свою роль и свою ответственность за состояние биосферы и в период перехода в новое эволюционное состояние — в ноосферу.
Цель статьи — раскрыть сущность, задачи и содержание эволюционного образования, которое на новом эволюционном витке развития будет способствовать становлению культурного человечества.

«Человек — мыслящий
тростник биосферы»

В.И. Вернадский на основе научных, строго аргументированных доказательств раскрыл роль биосферы в обеспечении жизни на нашей планете Земля. Не случайно первая часть книги «Биосфера» (книга была напечатана в 1926 году) получила название «Биосфера в Космосе».
Биосфера, согласно его суждениям, включает земную тропосферу, океаны, тонкую плёнку в континентальных областях, уходящую в глубину менее чем на три километра.
Эта очень сложная жизненная среда сразу же создалась на нашей планете как нечто целое в догеологический период; и это единственная область земной коры, занятая жизнью. В ней находятся все организмы, начиная от мельчайшей инфузории, от крохотной травинки до огромных животных, мощных деревьев.
В книге «Биосфера» В.И. Вернадский пишет о «всюдности жизни», повсеместно разлитой. Он абсолютно согласен с точкой зрения Ч. Дарвина, «что все страны света доступны для жизни. Озера с пресной водой, подземные озера, скрытые в недрах вулканических гор, источники горячих минеральных вод, глубины океанов, верхние области атмосферы, поверхность самих вечных снегов, всюду мы находим организованные существа».
Организованные существа, живое вещество биосферы, это совокупность всех организмов Земли, находящихся на ней в данный период времени. Оно, это живое вещество, растёт, питается, размножается и тем самым прогоняет через свои тельца гигантские массы и объёмы энергии.
Это живое вещество выполняет огромную работу. Живое вещество биосферы — это особое тело, строение и функции которого определяются спецификой Земли. Как планета Солнечной системы Земля выполняет роль аккумулятора и трансформатора солнечной энергии, переводящих космические излучения в действенную земную энергию — электрическую, химическую, тепловую, механическую и т.д.
Биосфера — это живая оболочка, в которой происходят изменения, вызванные приходящим солнечным излучением. Биосфера находится в безпрерывном становлении и развитии: биологическая миграция химических элементов стремится в биосфере к её максимальному проявлению. Но вот что важно: утверждение В.И. Вернадского о том, что вся совокупность живых организмов — это единая, слаженная, согласованная до тончайших взаимодействий система, это единая в информационном отношении система, в которой все элементы (от клетки до организма) взаимодействуют между собой.
Не случайно В.И. Вернадский эпиграфом к очерку «Биосфера в космосе» выбирает стихотворение Ф. Тютчева:
Невозмутимый строй во всём,
Созвучье полное в природе.
Биосфера не случайно окружает нашу планету, она составляет её необходимую закономерную часть. Биосфера — это сама жизнь. «Именно жизнь является великим, постоянным и непрерывным нарушителем химической косности поверхности нашей планеты», — писал В.И. Вернадский. Цитируя стихотворение Ф. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык, — он, учёный, находил в поэтических строках любимого им поэта подтверждение своим мыслям о великой роли биосферы.
Лик Земли лепится Космосом при помощи биосферы.
«. Своеобразным, единственным в своём роде, отличным и неповторимым в других небесных телах представляется нам лик Земли — её изображение в космосе, вырисовывающееся извне, со стороны, из дали безконечных небесных пространств.
В лике Земли выявляется поверхность нашей планеты, её биосфера, её наружная область, отграничивающая её от космической среды. Лик Земли становится видным благодаря проникающим в него световым излучениям небесных светил, главным образом Солнца», — писал В.И. Вернадский.
Биосфера находится в постоянном движении развития. Мощным фактором, влияющим на эту живую оболочку Земли, являются космические процессы. За миллионы лет своего существования биосфера претерпела огромные изменения, связанные и с движением материков (опускание в морскую пучину одних и поднятие других), и смену полюсов в результате процессии равнодействия, и многое другое. Живой мир планеты в этих условиях вынужден вырабатывать такую систему адаптации, которая поможет выжить в изменяющихся условиях.
Однако не менее важным фактором, вызывающим изменения в биосфере, являются информационные процессы. А они связаны с сознанием человека.
Человек — часть биосферы, её «мыслящий тростник». Разум человека пытливо изучает законы развития и функционирования биосферы, проникает в познание тончайших взаимодействий в живых системах биосферы.
Разум человека и его деятельность меняют лик биосферы. В.И. Вернадский, размышляя над результатами проводимых исследований, пришёл к выводу, что именно сознание человека (а разум — его составная часть) влияет на все обменные процессы в природе, оно является движущим фактором или эволюционных процессов, или разрушающих (инволюционных) в зависимости от «качества» информации.
Информационная среда формирует человека как индивидуальную и социальную личность. Если ребёнок от зачатия до рождения и далее по мере взросления живёт в информационном негативизме (отсутствие любви, поддержки), а в школе, в вузе и далее в социальных отношениях испытывает на себе негативные действия административных структур, то в результате общество получает агрессивного, неуправляемого гражданина или тихого, потерянного внушаемого, не уверенного в себе. В зависимости от типа нервной системы поведение человека может быть разным.
Чувствование такого неполноценного человека, строй его мыслей, реакции на окружающих и, наконец, его поступки разрушающе действуют, согласно утверждению В.И. Вернадского, на все обменные процессы в природе.
В биосфере всё едино, потому В.И. Вернадский, провозгласив вместе с такими учёными — естествоиспытателями, как Э. Леруа, Терьяр де Шарден, неизбежность перехода биосферы в ноосферу (сферу разума), тем самым обозначил роль разума человека как «природного космического явления» в системах «человек — природа», «человек — общество», «человек — природа — планета Земля — Космос».
Исследования современных учёных-естествоиспытателей подтверждают провозглашённый В.И. Вернадским принцип Вселенского единства. Доказательством его реальности являются новые знания о воде.
Вода — это сама идея жизни. Любое свойство воды уникально. Но наиболее впечатляющее открытие учёных гласит: у воды есть память. Вода запоминает любое воздействие, только соприкоснувшись с объектом, но, запечатлевая информацию, она приобретает новые свойства, оставаясь по химическому составу всё той же водой — Н2О. Вода, считают учёные, это безценный компьютер, в молекуле воды содержится 440 тыс. панелей, каждая из которых отвечает за свой вид взаимодействия с окружающей средой.
Исследования показали (Эмото Масару), что эмоции человека, его мысли и слова воздействуют на молекулу воды. Слова любви, нежности, благодарности повышают энергетичность воды, сохраняя структуру её молекулы; страх, ненависть, злоба, раздражение разрушают структуру молекулы воды, такая «гнилая» вода поглощает энергию у растений, животных и человека.
Наша планета Земля — сосуд с водой и всё живое, в том числе и человек — сосуд с водой. В человеке её от 70% до 90%. Вода объединяет всё и вся. Доктор Эмото Масару, изучающий состояние молекул воды в разных условиях воздействия на неё, пришёл к выводу, что в основе всего сущего находится единая резонансная волна, которая может переносить эмоции людей на объекты окружающего мира.
Гениальность прозрения В.И. Вернадского состоит в том, что он предвосхитил открытия учёных — наших современников, утверждая, что не что иное, как разум человека, определяет развитие основных составляющих биосферы — природы и общества.
• Много на свете дивных сил,
но сильней человека — нет.
Софокл.
В.И. Вернадский ввёл в науку понятие биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией. «Геологически мы переживаем выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и её облик, и её строение — ноосферы», — таков строй мыслей учёного. Разум человека (позднее он пришёл к заключению, что разум — это сознание) — Космическая сила, она образует вокруг Земли идеальную, мыслящую оболочку, которая и названа ноосферой. Ноосфера, по мнению В.И. Вернадского, — «область сознания (разума), неразрывно связанного со сферой бытия естественным ресурсом жизнедеятельности человека. В понятие «ноосфера» уже заложена информационно-энергетическая взаимосвязь между духом и материей, поэтому неизбежность перехода планеты в новое энергетическое состояние диктует необходимость по-новому взглянуть на все аспекты развития человеческого сообщества как формы единой системы мироздания».
Человек создаёт силой своего сознания новую физическую реальность — ноосферу.
В.И. Вернадский подчёркивал в своих работах значение творческих функций живых систем в эволюции Земли. Разум, по его утверждению, выходя из лона жизни, принимает эту творческую функцию и становится реальной геологической силой, преобразующей облик Земли.
В условиях научно-технического прогресса деятельность каждого человека, по мнению В.И. Вернадского, выступает в качестве геологического фактора: «…отдельная личность иногда ярко проявляется и отражается на крупных явлениях планетарного характера… такое проявление индивидуальности в процессах огромного биогеохимического значения есть новое планетарное явление».
Человек разумный обязан знать силу влияния собственного сознания (мысли, слова, чувства, воли) на все процессы на Земле и в Космосе и не засорять информационное поле негативом, путём постоянной рефлексии очищать своё сознание, чтобы войти в высокие вибрации Тонкого мира, в ноосферу. На этом этапе перехода возрастает личная индивидуальная ответственность человека. Об этом предупреждает учёный: «Вдумываясь в окружающую будничную жизнь. можем видеть постоянное стремление человеческой мысли покорить и поработить себе факты совершенно стихийного на вид характера. Быстро исчезает человеческая личность, но часто чрезвычайно долго в круговороте текущей, будничной жизни оказывается её мысль и влияние её труда…».
«Человечество достойно ноосферной цивилизации. Ноосферная цивилизация — путь спасения Человечества от уничтожения», — провозглашает ноосферная этико-экологическая Конституция человечества. Однако условиями создания такой цивилизации является организация жизни человечества в строгом соответствии с законом Вселенского Единства.
Следование этому Закону и создание ноосферной цивилизации может обеспечить «культурное человечество», духовно, нравственно поднявшееся до осознания своей ведущей роли во всех процессах на планете Земля и в Космосе.
«Мы подходим к очень ответственному времени — коренному изменению нашего научного мировоззрения. И в его основе — познание человеком самого себя, писал В.И. Вернадский — Научное мировоззрение есть сознание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением этой же работы служит религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль и созерцание. Подобно этим крупным отражениям человеческой личности, и научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы измерения и определенные ясные формы проявления».
Научное мировоззрение (сознание) конца ХХ и начала XXI в.в. стремится к рассмотрению явлений и фактов в их целостности, в их взаимосвязи со всем комплексом аналогичных явлений и фактов, им сопутствующим, а также о месте этих явлений и фактов в едином процессе проявленной живой материи.
Устаревшие догмы образования медленно, но уступают место новым эволюционным идеям. Образование, образовательный процесс и в связи с этим его задача на современном этапе — возродить продуктивные образовательные идеи прошлого, привнести знания о человеке как целостной биоэнергоинформационной системе, строить образовательный процесс на основе Закона Вселенского Единства духа и материи.
Движение — это и есть эволюция, «ибо всякая эволюция состоит из развивающей жизни, переходящей из одной формы в другую и накапливающей в себе опыты, добытые при посредстве этих форм». Никакая эволюция невозможна без культуры.
Культура — исторически определённая ступень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной, духовной жизни людей, в создаваемой ими «второй природе».
«В самом широком смысле термин «Культура» охватывает всё то, что определяет специфику человеческого существования в мире. в более узком смысле им обозначают только сферу духовной жизни людей».
Духовная культура — это:
• сфера производства;
• распространение и потребление результатов духовной деятельности;
• различные виды духовного творчества;
• образование, просвещение, воспитание, деятельность средств массовой коммуникации — печать, радио, телевидение.
С этим суждением согласуется и утверждение «Культура есть синтез утончённых и возвышенных достижений. Вне культуры не может существовать ни одна сфера человеческой деятельности. Мы говорим о культуре политической, экономической, и о культуре речи, мысли, чувств».
Культура «по своему внутреннему содержанию есть процесс развития самого человека как целостной и гармонической личности, способ существования человека как субъекта деятельности, мера его индивидуального, творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического совершенствования». Каждая эпоха вносит плоды своего развития в культуру.
«В современную эпоху закладываются основы всемирной, общечеловеческой по своему характеру культуры».
Само назначение культуры приобретает новое значение: «Культура есть синтез, это знание основ Бытия, космических законов, сотворение своей жизни на основе этого знания…».
Культура призвана пронизать все сферы жизни, ибо «там, где Культура, там и правильное решение социальных проблем. Культура — единственная панацея от разложения. Культура — это просвещённое светом высоких истин знание».
Основы всемирной общечеловеческой культуры может создать эволюционное (ноосферное) образование. Культура должна царить в сфере образования.
«Эволюционное образование» — это живая система самоусовершенствования, которая призвана создать человека могучей воли, чистых побуждений, благородных стремлений и активных общеполезных дел».
Образование — духовная составляющая культуры. Оно может и должно стать мощным средством развития культуры, если в основу образовательных систем будут заложены идеи Единства Мира, высокие идеи служения эволюции. Культура (в узком смысле) в образовании и образование в Культуре (в широком смысле этого понятия) будут способствовать гармонизации отношений «человек — человек», «человек — природа», «человек — планета Земля», «человек — Космос» при условии развития нравственного чувства, заботы о себе, как заботы о своей душе, а значит, и заботы о других. Венец таких устремлений — Богочеловек, духовно развитый, совершенный.
Эволюционное образование должно развиваться на основе принципов:
— единства всего сущего;
— с принципом единства неразрывно связан принцип единства сознания человека и Сознания Вселенной;
— принцип энергоёмкости мысли и слова и на основе его осознания — возрастание ответственности человека за все принимаемые решения и за последствия принятых решений.
Из этих принципов вытекают основные задачи эволюционного (ноосферного) образования:
• развивать планетарно-космическое мышление, в основе которого ответственность человека за все процессы на планете Земля;
• способствовать духовному развитию личности, цель которой — служение общему Благу;
• способствовать становлению гармоничной личности, не нарушающей Законы Природы, Мироздания;
• гармонизация работы больших полушарий мозга;
• познание начинается с чувствования. Роль образного правого полушария в познании.

Читайте также:  С вашей точки зрения все правила этикета сводятся к простоте

Содержание эволюционного образования

В образование должны войти, прежде всего, Знания о человеке «как мере всех вещей», как микрокосма Вселенной — Человекознание, синтез всех культурных достижений человечества.
В содержание образования необходимо ввести знания о Вселенной, вопросы роли человеческого сознания, психической энергии человека и их влияния на обменные процессы в Природе, в которой человек выступает как биологический вид, наделённый способностью развивать позитивное мышление, расширять сознание, и на этой основе совершенствовать систему взаимоотношений «человек — Природа», «человек — Земля», «человек — Вселенная».
Этимология понятий «культура» и «образование» совпадают.
Культура (лат.cultura) — возделывание, обработка, воспитание, развитие.
Образование — возделывание личности, воспитание как восхождение на новую ступень духовности, развитие как осознание своего единства со всем сущим.
Единство целей Культуры и Образования, стратегий их осуществления дадут ожидаемый результат.
Зов Вселенной
есть повелительный
зов к творчеству,
действию, подвигам.
Реализация идей эволюционного образования непосредственно связана с эволюцией человека. Учёные считают, что эволюция физического тела человека завершена: речь идёт об эволюции сознания человека. «В эволюции человека мы наблюдаем до сих пор развитие третьего аспекта божественности — развитие сознания или разума. Сознание — суть нашей подлинной личности. Сознание не находится в телесном заточении и способно путешествовать в другие времена, места и миры, как реальные, так и фантазийные. Сознание движется быстрее скорости света и способно доставлять нам любую желаемую или необходимую информацию… это та наша часть, что никогда не устаёт и знает обо всём, что есть в творении».
Наше сознание — это электромагнитная энергия, потому оно (сознание) присутствует на всех уровнях реальности, а потом через электромагнитные импульсы сообщает информацию ДНК, которая тоже обладает электромагнитным полем, которое расположено между целями в спирали ДНК и вокруг неё и работает на определённых частотах. Наша ДНК говорит со всем творением, передавая информацию от человека во Вселенную и от Вселенной к человеку. И с этой точки зрения «Сознание — Космический разум».
Средствами проявленности сознания выступают «свойства души человека, высший уровень духовной активности, чувства, мысли, общение со Всевышним…».
Человек явился в этот мир для выполнения сложнейшей вселенской функции поддержания гармонического единства в природе. Поэтому В.И. Вернадский считал, что «человек, должен «интегрировать» все живые процессы в биосфере, вырабатывая разнообразные энергии, главными из которых являются тонкие, духовные энергии». Энергия в переводе с греческого — это действие, деятельность. Мысль — это энергия. И сегодня эволюция сознания напрямую связана с энергией мыследеятельности человека. В одной из своих работ Н.К. Рерих писал: «…мысленная нервная энергия находится в контакте с космическими явлениями величайшего масштаба», потому «велика ответственность человека за мысль», а люди должны быть «очень духовно сгармонизированы и вообще сознательно утончены в высших восприятиях». Академик Г.И. Шипов подтверждает: сила мысли огромна «она… может влиять сама на себя, то есть представляет собой самоорганизующуюся структуру, способную жить своей жизнью».
Разъединяющим началом в человеке есть интеллект (от лат.intellectus) — «разумение, понимание, постижение, относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». Интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем». В чём проявляется разъединяющее начало интеллекта?
А. Безант пишет: «Он различает «Я» от «не — Я», он сознаёт только себя, а всё остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. Это начало борющееся, враждующее, самоутверждающееся, и, с точки зрения интеллекта, весь мир является ареной всевозможных столкновений, ожесточающихся в той мере, в какой интеллект участвует в них. В человеке лишь его интеллект по природе своей наклонён к вражде, ибо он утверждает себя как величину отдельную от всех остальных и именно в нём заключается корень разъединения, вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека».
Эту же мысль развивает Анри Бергсон, французский философ-идеалист. В книге «Непосредственные данные сознания» (1889 г.) он пишет: «. интеллект …не в состоянии постичь движение и прежде всего творческую стихию длительности — атрибута «жизненного порыва», сверхсознания, творящего реальность. Она может быть постигнута лишь в акте непосредственного переживания, иррациональной интуиции, аналогичной инстинкту животных. Будучи безкорыстной, интуиция открывает действительность более полно, чем интеллект, обременённый практицизмом и замечающий в мире лишь полезные для человека свойства».
Интуиция (англ. intuition) — чутье. Интуиция есть мысль, идея, родившаяся из развитой способности «слышать» внутренний голос. Интуиция (лат. — intueri) — пристально, внимательно смотреть.
Чутьё, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях.
В иррациональной идеалистической философии — мистическое постижение «истины» без помощи научного опыта и логических умозаключений».
Интуиция — образное предметное решение (Ж. Пиаже), она представляет дологическую стадию развития интеллекта.
Фактически все пишущие об интуиции настаивают на одном и том же: интуиция есть акт озарения, открытие «образа истины», потому что чисто логических открытий не существует, открытие всегда происходит на безсознательном уровне после предварительной сознательной работы (Азамар), интуиция есть способность не только видеть цель, но и видеть путь, ведущий к цели (Пуанкаре). Наконец, интуиция — это. акт творчества, открытия, импровизации, вдохновения, который предшествует логическому представлению идей, рождённых на этапе 1-м (Маслоу).
В книге «Творческая эволюция» Анри Бергсон предсказывал, что интеллект, предназначенный для выполнения определённой роли и являющийся лишь частью сознания (1-я составляющая сознания — мысль и слова, мышление как внутренний диалог души самой с собой, по Платону), должен гармонично воссоединиться с той сферой, из которой он выделился, — интуицией для исполнения безконечных задач познания.
По А. Бергсону — первичны впечатления, ощущения, чувства (2-я составляющая сознания).
С этим суждением абсолютно совпадает точка зрения П. Флоренского. В письмах к детям он настоятельно советовал обогащать себя впечатлениями. Именно впечатления (наблюдения за явлениями природы, за растениями, собирания сведений о живом мире природы), затем их классификация, обобщение полученного жизненного опыта благодаря обогащению посредством впечатлений и создадут, по утверждению П. Флоренского, почву для серьёзной научной работы, разовьют способность научного мышления. Без такого предшествующего опыта мысль научная будет мертва.
Чувствование, а не интеллект — начало познания. Строгий логик Э. Кант считал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления». Разум, согласно утверждению Э. Канта, обрабатывает «материалы созерцания», эти материалы созерцания и умозаключения разума создают единство, целостность мышления.
Эволюционное (ноосферное) образование ставит своей задачей становление духовности сознания человека, одним из средств этого процесса есть становление целостного (гармонического) типа мышления, что непосредственно связано с гармонизацией работы больших полушарий мозга. Развитие интуиции, а значит, творческого потенциала человека — это функции правого полушария. В процессе обучения на ноосферном занятии (со студентами), на ноосферном уроке (в школе) происходит гармонизация работы больших полушарий мозга благодаря Rеа1-методике, которая предусматривает создание поля любви, введение релаксационных текстов, включение всех пяти биологических антенн (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), использование музыки, цвета и ароматерапии. Однако главным фактором является сознание педагога, уровень его духовности, та нравственная модель поведения, которая и способна формировать адекватную модель у воспитанников. Такой педагог понимает свою ответственность за «качество» психической энергии, которую он продуцирует мыслью, словом, чувством, действием. Ответственность — основа позитивного мышления. Оно предполагает осознание мощи собственной психической энергии, то есть:
• врачую себя мыслью и словом;
• врачую других мыслью и словом;
• очищаю информационное поле Земли от негативных мыслей, слов, чувств;
• помогаю биосфере Земли быть здоровой и эволюционно созидающей;
• гармонизирую пространство Космоса силой позитивной психической энергии.
Культура позитивного мышления — это культура планетарного мышления, которое предполагает совершенное согласие, единство Духа и материи.

Эволюционные процессы перехода биосферы в новое состояние — в ноосферу — требуют участия в нём «культурного человечества», которое силой своего сознания способно содействовать этому переходу. В этот период особенно возрастает индивидуальная ответственность каждого человека за «качество» его сознания.
Отличительными особенностями сознания является нравственность, любовь ко всему сущему, жизнь не только разумом, но и чувством, сердцем, ибо «в сердце вся мудрость». Духовность сознания человека, созидателя, понимающего и принимающего Закон Вселенского Единства и способствующего его реализации, формируется системой эволюционного образования, которое «выдвигает на первый план воспитание духовных идеалов, наличие высокой эволюционной идеи — Мир через Культуру» (Г.С. Горчаков).
Эволюционное (ноосферное) образование строится на позитивных идеях образовательных систем прошлого и настоящего. Оно устремлено в будущее, оно призвано вести человечество в духовную ноосферную цивилизацию.

Источники:
  • http://otvet.mail.ru/question/199338017
  • http://geografia.neznaka.ru/answer/953418_obasnite-tocku-zrenia-v-i-vernadskogo-o-tom-cto-celovecestvo-kak-zivoe-vesestvo-nerazryvno-svazano-s-biosferoj/
  • http://infopedia.su/1x1841.html
  • http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo_03_2008/2719-v.i.-vernadskijj-i-ego-noosfernoe.html
  • http://znamyamaytreyi.ru/articles/nauka-i-religiya/vi-vernadskij-o-roli-kulturnogo-cheloveka-v-evolyuczionnyx-proczessax-perexoda-ot-biosfery-v-noosfer