Меню Рубрики

Согласно современной точке зрения наука появляется в

1.Когда и где появляется европейская наука, каковы критерии научного мышления?

Существует несколько точек зрения на время возникновения науки. Согласно одной из них она появилась еще в эпоху каменного века, около 2 млн. лет назад, как первый опыт по изготовлению орудий труда. Ведь для создания даже примитивных орудий требуется некоторое знание о различных природных объектах, которое практически используется, накапливается, совершенствуется и передается из поколения в поколение. Согласно другой точке зрения наука появилась только в эпоху Нового времени, в XVI — XVII вв., когда начали широко применяться экспериментальные методы. Кроме того, к этой эпохе относится и возникновение первых общественных научных организаций — Лондонского Королевского общества и Парижской академии наук. Наиболее распространенной точкой зрения на время появления науки является та, по которой она зародилась приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции, когда мышление начало становиться все более критическим, т.е. стремилось в большей степени опереться на принципы и законы логики, а не на мифологические предания и традиции. Ее родоначальниками считаются греки, потому что они первыми обратили внимание не только на окружающий мир, но и на сам процесс его познания, на мышление.

— развитость понятийного аппарата (категориальность);

— рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

— высокий уровень обобщения;

— универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Или: (что вам будет понятней)

— Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).

— Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.

— Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.

— Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам (система — совокупность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).

— Проверяемость (верифицируемостъ). Научные знания должны быть проверены на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

— Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей проявляется необходимость создания системы особых методов.

— Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически — когда человек включается в жизнь общества и различные сферы деятельности.

2. В чем заключается основной смысл апорий Зенона?

Апории Зенона — внешне парадоксальные рассужденияна тему о движении имножестве, автором которых является древнегреческий философЗенон Элейский(V век до н. э.). Апория – логически противоречивое суждение, приводящее к абсурдному выводу. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие. Как из допущения бесконечной делимости пространства (наличия бесконечного количества «точек» в любом отрезке), так и из допущения неделимости отдельных «моментов» времени Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении. Впервые в истории человеческого мышления в апориях обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Зенон сформулировал вопрос о природе континуума (непрерывного), который является одним из «вечных вопросов» для человеческого ума. Итак, в понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

3. Как различаются обыденное и теоретическое мышление?

Обыденное мышление — отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой; повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного мышления невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное мышление являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное мышление становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей.

Теоретическое мышление представляет собой отражение существенных связей и закономерностей общественного бытия и находит свое выражение в науке и других своих формах, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредованного теоретического познания. Теоретическое мышление делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

4.почему и как возможны различные концепции об одном и том же явлении?

Соперничающие теории, претендующие на истинность, называются «концепции».Наука может развиваться лишь в результате противоборства разных теорий-концепций. Важнейшие научные концепции, предопределившие развитие науки и определяющие ее развитие поныне, являются предметом курса КСЕ.

5. что означает понятие «парадигма»? как происходит смена парадигм?

Научная теория, претендующая на господство в науке. Развитие науки приводит к расширению знаний о окружающем мире. Но каждое новое знание порождает –новые загадки, вопросы и проблемы. Количество вновь возникающих вопросов(по мере ответа на старые) в каждой науке возрастает стремительно. Научная парадигма, с помощью которой наука разрешала прежние научные проблемы, оказывается бессильной для решения вновь возникающих проблем. Поэтому должна появиться- и появляется!- новая теория, которая в состоянии ответить, на вновь возникшие вопросы. Новая теория становится парадигмой. Смена одной парадигмы- другой называется научной революцией. Таким образом, наука развивается не эволюционно( постепенно), а революционно(скачкообразно)

6. Что означает понятие «гипотеза»? Каково значение гипотезы в науке?

— когда проблема сформулирована отчетливо и ясно для ума , разные ученые предлагают разные варианты решения проблемы. Такие умозрительные предположения , варианты решения проблемы, называются «научные гипотезы».Из разных предлагаемых гипотез , истинной может быть лишь одна. Поэтому из числа претендующих на истинность и соперничающих гипотез выбираются лишь две самые правдоподобные. их, как правило, в конце дискуссии остается только две. Но лишь одна из них, в конце концов, признается истинной, поскольку отвечает на большинство вопросов, относящихся к однородным явлениям, дает ключ к решению большинства проблем некоторой 7 области явлений. Объяснение совокупности множества явлений из одного принципа, совокупность знаний, основывающихся на одной гипотезе, называется научная теория.

7) В чем заключается различи рационализма и эмпиризма как научных методов?

Эмпиризм — это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы ни было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. 8) Чем отличаются «алгоритмический» и «эвристический» методы в науке?

(Здесь я не уверена, взяла с интернета) Алгоритм — действия поступенные (поступательные), одинаковые, план. Эвристическая процедура (от эврика — понял) решение задачи новым. способом, иногда подходящим только для неё, сокращение пути в разы. 9) Что характеризует позитивистский стиль мышления?

(с учебника Рузавина) Огюст Конт: «Положительная философия указывает на однообразный приём рассуждения, приложимый ко всем предметам, подлежащим человеческому исследованию». Для Конта именно позитивные, или положительные науки, к которым он относил прежде всего науки о природе, не нуждаются в какой-то особой философии, стоящей над ними и указывающей им приёмы и методы исследования. Основное свойство науки, которую Конт называет позитивной философией, состоит, по его мнению в том, что «положительную философию можно считать единственной прочной основой общественного преобразования». Современный позитивизм унаследовал не только многие черты старого, но и добавил к ним ряд новых. Наряду с провозглашением лозунга о всеобщем, едином, универсальном методе познания для всех наук, он подчёркивает особое значение логики для построения системы научного знания, его унификации. В связи с этим современный позитивизм часто называют логическим позитивизмом. Идеалом для всех наук они провозглашают математическую физику. Отличительной особенностью современного позитивизма является ориентация на эмпирическое обоснование полученных в науке результатов. Всё, что не может быть таким путём обосновано, объявляется ненаучным, метафизическим и спекулятивным. В связи с таким требованием современный позитивизм нередко называют позитивизмом эмпирическим.

10)Чем различаются понятия эксперимент и опыт?

Современная наука использует метод, впервые примененный Галилео Галилеем. Этот метод называется экспериментальным. Суть его заключается в следующем: выдвигается гипотеза об истинной, а не кажущейся связи или причине явлений, а потом эта гипотеза проверяется посредством тщательно организованного опыта – эксперимента.

Эксперимент – важнейший метод эмпирического исследования, который специально ставится так, чтобы можно было наблюдать процессы и явления в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов.

Опыт, в отличие от эксперимента, — это , как правило, повторение какого – то эксперимента с целью демонстрации. В то время как эксперимент – это обычно новое исследование.(этот абзац из инета)

11) Что означает понятие телеология? Какова специфика телеологического метода?

Телеология – учение о целях – предполагает, что в природе все процессы происходят не случайно, а преднамеренно, целенаправленно, что природа, имея цели, действует осмысленно, руководствуясь мыслью. Попытка объяснить события или явления природы как реализацию цели, поставлено природой, называется «телеологическим методом». Поэтому телеологический метод предполагает замену вопроса «почему так происходит?» вопросом «зачем так происходит?».

12) Что означают понятия «монизм», «дуализм», «плюрализм»?

Противоборство альтернативных концепций, каждая из которых претендует на звание и значение парадигмы, является условим и причиной развития научного знания. Будучи альтернативными, научные концепции не могут быть одновременно истинными. Признание истинности обеих концепций одновременно называется дуализмом, Утверждение истинности одной, единой концепции называется монизм. Признание одновременно истинными многих концепций – плюрализм.

13)Как различаются понятия «революция» и «эволюция»?

Революция – скачкообразное изменения, коренной переворот, кот приводит к ликвидации старого

Эволюция – постепенное развитие, подготавливающее качественные изменение

14) Что означает понятие редукционизм?

Редукционизм – науч метод, при кот непонятное и загадочное пытаются осознать при помощи знакомых и уже объясненных явлений, понятных терминов и категорий, при пом выверенной логики понимания и объяснения (напр, ученые не сразу поняли природу электромагнитных взаимодействий, и судили о них по аналогии с механич. Взаимодействиями – электрич ток течет по проводам)

15) Какова в науке роль негативного опрделения?

Найти атрибут вещи – значит, во многом определить ведь. Определить – значит обозначить пределы этой вещи, понять, чем она не является.

Негативное определение – опред-е через отрицание (человек – не животное)

16)Что означает понятие атрибут в науке?

Атрибут – главное качество вещи среди многих её свойств, качеств, сторон, которое является определяющим во всех проявлениях и взаимодействиях этой вещи. Утратив это основное, главное своё качество, вещь перестает быть собой, становится другой вещью. Найти атрибут вещи – значит, во многом определить вещь. Определить – значит, обозначить пределы этой вещи, понять, чем она не является.

17)В чем заключается проблема континуума?

Одной из вечных проблем является проблема континуума – проблема непрерывности и дискретности. Если пространство непрерывно, то в нем нет пустот. Если же дискретно, то между частицами пространства существует пустота. Пустота есть, или пустоты нет? Возможно ли взаимодействие через пустоту? Минута состоит из секунд, а между секундами есть ли пустота?

18) Чем различаются диалектический и метафизичский методы в науке?

Диалектика считает, что все в мире взаимосвязано, притом, не только внешне, но и внутренне, сущностно, все находится в вечном движении (изменении) и развитии. Считается также (и это очень важно), что источник развития находится внутри самой вещи, явления. Дело в том, что с точки зре­ния диалектики все в мире — любая вещь или явление — имеет в себе две проти­воположные стороны, две тенденции изменений. Стороны обусловливают и в то же время отрицают друг друга. То есть каждая из сторон является условием существования другой стороны, а вместе с этим и целого. Простейший пример диалектического развития: превращение посаженного в почву семени в растение, где борьба двух тенденций — быть или не быть — за­канчивается при соответствующих благоприятных условиях победой жизни, но при этом зерно переходит в новое качественное образование — растение.

Метафизический метод рассматривает вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, как результат дифференциации научного знания, расчленяющий природу на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Все вещи и явления связаны друг с другом только внешне. Никакого внутреннего деления на противоречивые стороны в вещах и явлениях нет и, значит, в них нет не только борьбы, но и движения, а тем более развития как качественного измене­ния. Основным состоянием вещи метафизики считают покой, понимаемый как отсутствие движения. Из состояния покоя вещь может вывести, по мнению метафизиков, лишь какая-либо внешняя сила.

Все, что нас окружает, можно мысленно разделить на две большие сферы: все, не созданное человеком (естественное) и все, им созданное (искусственное). Первую сферу мы, как правило, называем природой, а вторую — культурой.

Как известно, культура, в свою очередь, также делится на две большие группы: материальную и духовную. Духовная культура существует в различных видах, или формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия. Эти формы духовной культуры сходны между собой в том, что с помощью них человек пытается ответить на бесчисленные вопросы, которые он, будучи существом разумным (homo sapiens), со времени появления на земле не устает себе задавать; а различие между ними заключается в том, что они исследуют различные объекты и используют разные методы.

Так, предметом науки является, как правило, естественный (природный, физический) мир, осваивая который, она стремится к высокой степени точности своих знаний, полагает необходимым все доказывать, а также экспериментировать, все глубже проникая в тайны природы, и извлекать из этого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека.

Предметом религии, наоборот, является сверхъестественный (потусторонний, божественный) мир, который, с ее точки зрения, реально существует и определяет все земные события. Понятно, что в этом мире, в отличие от естественного, ничего не поддается эксперименту, а значит, невозможно ни доказать, ни опровергнуть его существование. А что же тогда возможно? Только бездоказательная вера: произвольно, свободно, в силу одного только нашего желания верить в реальность Бога, бессмертной души и вечной жизни. Итак, религия, в отличие от науки, обращена не на естественный, а на сверхъестественный мир, и базируется не на доказательстве, а на вере.

Читайте также:  Средство защиты органов дыхания зрения и кожи лица изделие

Предметом искусства является внутренний, эмоциональный мир человека. В отличие от науки искусство не стремится что-либо доказывать, а в отличие от религии не призывает во что-либо безусловно верить. Оно базируется на выражении и передаче через художественные образы человеческих чувств, настроений, переживаний.

Философия в отличие от науки, религии и искусства не ограничивается какой-либо одной сферой реальности и пытается охватить и естественный, и сверхъестественный и внутренний, эмоциональный мир человека. При этом в качестве средств освоения этих миров она признает и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство, отличаясь, как видим, от других форм духовной культуры более широким масштабом.

Вернемся к науке, которой посвящены данные лекции. Как уже было сказано, наука — это одна из форм духовной культуры, которая направлена на изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Такое определение, несомненно, вызовет некоторое недоумение: если наука представляет собой форму духовной культуры, направленную на освоение естественного, или природного, мира, тогда получается, что гуманитарные науки не могут быть науками, ведь природа не является объектом их изучения. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Всем известно, что науки делятся на естественные (или естествознание) и гуманитарные (также часто называемые социально-гуманитарными). Предметом естественных наук является природа, исследуемая астрономией, физикой, химией, биологией и другими дисциплинами; а предметом гуманитарных — человек и общество, изучаемые психологией, социологией, культурологией, историей и т.д.

Обратим внимание на то, что естественные науки, в отличие от гуманитарных, часто называют точными. И действительно, гуманитарным наукам не хватает той степени точности и строгости, которая характерна для естественных. Даже на интуитивном уровне под наукой подразумевается, в первую очередь, естествознание. Когда звучит слово «наука», то, прежде всего, на ум приходят мысли о физике, химии и биологии, а не о социологии, культурологии и истории. Точно так же, когда звучит слово «ученый», то перед мысленным взором сначала встает образ физика, химика или биолога, а не социолога, культуролога или историка.

Кроме того, по своим достижениям естественные науки намного превосходят гуманитарные. За свою историю естествознание и базирующаяся на ней техника добились поистине фантастических результатов: от примитивных орудий труда до космических полетов и создания искусственного интеллекта. Успехи же гуманитарных наук, мягко говоря, намного скромнее. Вопросы, связанные с постижением человека и общества, по крупному счету, до настоящего времени остаются без ответов. Мы знаем о природе в тысячи раз больше, чем о самих себе. Если бы человек знал о себе столько же, сколько он знает о природе, люди, наверное, уже добились бы всеобщего счастья и процветания. Однако все обстоит совсем иначе. Давным-давно человек вполне осознал, что нельзя убивать, воровать, лгать и т.п., что надо жить по закону взаимопомощи, а не взаимопоедания. Тем не менее вся история человечества, начиная с египетских фараонов и заканчивая нынешними президентами, — это история бедствий и преступлений, которая говорит о том, что человек почему-то не может жить так, как он считает нужным и правильным, не может сделать себя и общество такими, какими они должны быть по его представлениям. Все это — свидетельство в пользу того, что человек почти нисколько не продвинулся в познании самого себя, общества и истории. Вот почему под понятиями «наука», «научное познание», «научные достижения» и т.п., как правило, подразумевается все, связанное с естествознанием. Поэтому, говоря далее о науке и научном познании, будем иметь в виду естественные науки.

Обрисованные выше различия между естественными и гуманитарными науками обусловлены, конечно же, тем, что те и другие направлены на различные, несопоставимые друг с другом объекты и используют совершенно разные методы. Человек, общество, история, культура представляют собой неизмеримо более сложные для изучения объекты, чем окружающая нас неживая и живая природа. Естествознание широко и повсеместно пользуется экспериментальными методами, постоянно на них опирается. В области же гуманитарных исследований эксперимент является скорее исключением, чем правилом. В силу всего этого гуманитарные науки невозможно построить по образу и подобию естественных, равно как и нельзя обвинять их в недостаточной точности, строгости и малой, по сравнению с естествознанием, результативности. Ведь это, образно говоря, равносильно упреку, адресованному ручейку, в том, что он не водопад. Тем не менее наукой в полном смысле слова обычно считается естествознание.

Существует несколько точек зрения на время возникновения науки. Согласно одной из них она появилась еще в эпоху каменного века, около 2 млн. лет назад, как первый опыт по изготовлению орудий труда. Ведь для создания даже примитивных орудий требуется некоторое знание о различных природных объектах, которое практически используется, накапливается, совершенствуется и передается из поколения в поколение.

Согласно другой точке зрения наука появилась только в эпоху Нового времени, в XVI — XVII вв., когда начали широко применяться экспериментальные методы, и естествознание заговорило на языке математики; когда увидели свет работы Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Х. Гюйгенса и других ученых. Кроме того, к этой эпохе относится и возникновение первых общественных научных организаций — Лондонского Королевского общества и Парижской академии наук.

Наиболее распространенной точкой зрения на время появления науки является та, по которой она зародилась приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции, когда мышление начало становиться все более критическим, т.е. стремилось в большей степени опереться на принципы и законы логики, а не на мифологические предания и традиции. Чаще всего можно встретить утверждение о том, что колыбель науки — Древняя Греция, а ее родоначальники — греки. Однако мы хорошо знаем, что и задолго до греков их восточные соседи (египтяне, вавилоняне, ассирийцы, персы и другие) накопили немало фактических знаний и технических решений. Разве смогли бы египтяне построить свои прославленные пирамиды, если бы не умели взвешивать, измерять, вычислять, рассчитывать и т.д., т.е. если бы не были знакомы с наукой? И все же ее родоначальниками считаются греки, потому что они первыми обратили внимание не только на окружающий мир, но и на сам процесс его познания, на мышление. Не случайно наука о формах и законах правильного мышления — логика Аристотеля — появилась именно в Древней Греции. Греки навели порядок в хаосе накопленных их восточными соседями знаний, решений, рецептов, придали им систематичность, упорядоченность и согласованность. Говоря иначе, они стали заниматься наукой не только практически, но и, в большей степени, теоретически. Что это значит?

Египтяне, например, не были чужды науке, но занимались ей практически, т.е. измеряли, взвешивали, вычисляли и т.п. тогда, когда необходимо было что-либо соорудить, или построить (плотины, каналы, пирамиды и т.п.). Греки же, в отличие от них, могли измерять, взвешивать и вычислять ради самого измерения, взвешивания и вычисления, т.е. безо всякой практической нужды. Это и означает заниматься наукой теоретически. Причем практический и теоретический уровни отстоят друг от друга слишком далеко. Для иллюстрации этой мысли приведем пример-аналогию.

Каждый из нас практически начал пользоваться родным языком примерно в 2—3 года своей жизни, а теоретически мы стали его осваивать только со школьного возраста, занимаясь этим приблизительно 10 лет, и все равно в большинстве своем так и не освоили до конца. Мы практически владеем родным языком и в 3 года, и в 30 лет, но насколько разным является его использование в том и в другом возрасте. В 3 года мы владеем родным языком, не имея ни малейшего понятия не только о склонениях и спряжениях, но также о словах и буквах, и даже о том, что язык этот русский, и что мы на нем говорим. В более старшем возрасте мы по-прежнему практически пользуемся родным языком, но уже не только благодаря интуитивному знакомству с ним, но и, в большей степени, на основе его теоретического освоения, что позволяет нам использовать его намного более эффективно.

Возвращаясь к вопросу о родине науки и времени ее возникновения, отметим, что переход от ее интуитивно-практического состояния к теоретическому, который осуществили древние греки, был настоящей интеллектуальной революцией и поэтому может считаться отправной точкой ее развития. Также обратим внимание на то, что первый образец научной теории — геометрия Евклида — появилась, как и логика Аристотеля, в Древней Греции. Евклидова геометрия, которой 2,5 тысячи лет, до сих пор не устаревает именно потому, что представляет собой безупречное теоретическое построение: из небольшого количества простых исходных утверждений (аксиом и постулатов), принимаемых без доказательства в силу их очевидности, выводится все многообразие геометрического знания. Если все признают исходные основания, то и логически вытекающие из них следствия (т.е. теория в целом) тоже воспринимаются как общезначимые и общеобязательные. Они уже представляют собой мир подлинного знания, а не просто мнений — разрозненных, субъективных и спорных. Этот мир обладает такой же неотвратимостью и непререкаемостью, как ежедневный восход солнца. Конечно, теперь мы знаем, что и очевидные основания геометрии Евклида возможно оспаривать, однако в пределах истинности своих оснований-аксиом она по-прежнему несокрушима.

Итак, по наиболее распространенному утверждению наука появилась задолго до нашей эры в Древней Греции. В этот период и последующую за ним эпоху Средних веков она развивалась крайне медленно. Бурный рост науки начался приблизительно 400—300 лет назад, в период Возрождения и, особенно, Нового времени. Все основные научные достижения, с которыми имеет дело современный человек, приходятся на последние столетия. Однако успехи науки в период Нового времени все же являются весьма скромными по сравнению с теми высотами, на которые она поднялась в XX в. Мы уже говорили о том, что если бы можно было каким-нибудь чудом переместить средневекового европейца в нынешнюю эпоху, он не поверил бы своим глазам и ушам, счел бы все, что видит, наваждением, или сном. Достижения науки и базирующейся на ней техники (которая представляет собой прямое практическое следствие научных разработок) на рубеже веков являются действительно фантастическими и поражают воображение. Мы привыкли не удивляться им именно потому, что слишком тесно и часто с ними соприкасаемся. Для того, чтобы по достоинству оценить последние, надо мысленно перенестись всего на 400—500 лет назад, когда не было не только компьютеров и космических кораблей, но даже примитивных паровых машин и электрического освещения.

Наука XX в. характеризуется не только небывалыми результатами, но еще и тем, что ныне она превратилась в мощную общественную силу, и во многом определяет облик современного мира. Сегодняшняя наука охватывает огромную область знаний — около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В XX в. научная информация за 10—15 лет удваивается. Если в 1900 г. выходило около 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на XX в. 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, — наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу XX в. достигло свыше 5 млн. человек.

Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы, однако вопрос о том, в лучшую или худшую сторону, является остро дискуссионным. Одни безоговорочно приветствуют успехи науки и техники, другие считают научно-технический прогресс источником многих несчастий, обрушившихся на человека в последние сто лет. Правоту тех или других покажет будущее. Мы же только отметим, что достижения науки и техники — это «палка о двух концах». С одной стороны, они многократно усиливают современного человека по сравнению с людьми прошлых столетий, но, с другой стороны, так же многократно ослабляют его. Современный человек, лишенный привычных ему технических благ, мягко говоря, намного уступает по силам и возможностям (как физическим, так и духовным) своим отдаленным и недавним предшественникам из предыдущего столетия, эпохи Нового времени, Средних веков или Древнего мира.

Вопросы для самопроверки

Каковы основные формы духовной культуры? В чем они сходны между собой и чем отличаются друг от друга?

Что такое наука? Какое возражение может вызвать ее определение как формы духовной культуры, направленной на изучение естественного, или природного мира?

Каковы различия между естественными и гуманитарными науками? Почему под наукой в первую очередь обычно подразумевается естествознание? Почему гуманитарным наукам не хватает той степени точности и строгости, которая характерна для естественных?

Каковы основные точки зрения на время возникновения науки? Какая из них является наиболее распространенной?

Почему родоначальниками науки обычно считаются древние греки, несмотря на то, что их восточные соседи (египтяне, вавилоняне и другие) задолго до них накопили немало научных знаний, решений, рецептов и т.п.? Чем отличается интуитивно-практическое состояние науки от теоретического? Что явилось первым в истории образцом научной теории?

Как развивалась наука в эпоху Древнего мира и Средних веков? Когда начался ее бурный рост? Чем характеризуется наука XX в.? Как Вы думаете, в лучшую или худшую сторону изменил научно-технический прогресс жизнь человечества и окружающей его природы?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Человеческое сущест­вование исторично, т.е. эволюционировало от простейших со­стояний к более сложным и совершенным, то и наука прошла такой же путь эволюции.

Существует несколько точек зрения о времени возникнове­ния науки.

Наука как опыт практической деятельности людей нача­лась с каменного века (около 2 млн лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практически значимое знание.

Как доказательный вид знания, отличающийся от мифо­логического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древ­ней Греции.

Наука появилась в период расцвета поздней средневеко­вой культуры, когда была осознана высокая значимость опыт­ного знания в творчестве таких деятелей церкви в Англии, как Р.Гроссетест, Р. Бэкон.

Самая распространенная точка зрения: наука возникла в XVI-XVII вв., когда появились работы И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и других ученых. Признаками науки выступают: построение математических моделей объектов, эмлирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. К этой эпохе относится и создание социальных условий науки: возникают Лондонское Королевское общество (первое научное объедине­ние ученых), Парижская академия наук.

Читайте также:  Колбочки отвечают за цветное зрение у человека

Есть и такая точка зрения: время возникновения науки — конец первой трети XIX в., когда произошло совмещение ис­следовательской деятельности и высшего образования, объе­диненных на основе общей научно-исследовательской про­граммы. И создатели науки — немецкие естествоиспытатели В. Гумбольдт и Ю. Либих.

В целостном культурном творчестве человечества указанные точки зрения на возникновение науки раскрывают особенности ее эволюции от исходных «преднаучных» состояний к полно­ценному самостоятельному феномену. В собственном смысле наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в V в. до н.э., а как полноценное социально-духовное образование — с XVII в.

Современная наука охватывает огромную область знаний — около 15 тыс. дисциплин, которые в различной степени отда­лены друг от друга. В XX в. научная информация за 10—15 лет удваивается. Если в 1900 г. существовало около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Бо­лее 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на XX в. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, — наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу XX столетия достигло свыше 5 млн человек. Сего­дня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы. По мнению ряда ученых, в том числе академика В.И. Вернадского, началась но­вая антропогенная эра Земли. Формируется ноосфера — оболочка Земли, преобразующаяся на основе науки в положительно зна­чимое для человека и живого вещества состояние. Пока такой уровень не достигнут, но прогресс позволяет это сделать.

Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дис­циплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических.

1. Когда и где появилась наука?

1. Когда и где появилась наука?

Наука – это одна из форм духовной культуры, которая направлена на изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Такое определение, несомненно, вызовет некоторое недоумение: если наука представляет собой форму духовной культуры, направленную на освоение естественного, или природного мира, тогда получается, что гуманитарные науки не могут быть науками, ведь природа не является объектом их изучения. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Всем известно, что науки делятся на естественные (или естествознание) и гуманитарные (также часто называемые социально-гуманитарными). Предметом естественных наук является природа, исследуемая астрономией, физикой, химией, биологией и другими дисциплинами; а предметом гуманитарных – человек и общество, изучаемые психологией, социологией, культурологией, историей и т. д.

Обратим внимание на то, что естественные науки, в отличие от гуманитарных часто называют точными. И действительно, гуманитарным наукам не хватает той степени точности и строгости, которая характерна для естественных. Даже на интуитивном уровне под наукой подразумевается в первую очередь естествознание. Когда звучит слово «наука», то прежде всего на ум приходят мысли о физике, химии и биологии, а не о социологии, культурологии и истории. Точно так же, когда звучит слово «ученый», то перед мысленным взором сначала встает образ физика, химика или биолога, а не социолога, культуролога или историка.

Кроме того, по своим достижениям естественные науки намного превосходят гуманитарные. За свою историю естествознание и базирующаяся на ней техника добились поистине фантастических результатов: от примитивных орудий труда до космических полетов и создания искусственного интеллекта. Успехи же гуманитарных наук, мягко говоря, намного скромнее. Вопросы, связанные с постижением человека и общества, по крупному счету, до настоящего времени остаются без ответов. Мы знаем о природе в тысячи раз больше, чем о самих себе. Если бы человек знал о себе столько же, сколько он знает о природе, люди, наверное, уже добились бы всеобщего счастья и процветания. Однако, все обстоит совсем иначе. Давным-давно человек вполне осознал, что нельзя убивать, воровать, лгать и т. п., что надо жить по закону взаимопомощи, а не взаимопоедания. Тем не менее, вся история человечества, начиная с египетских фараонов и заканчивая нынешними президентами, – это история бедствий и преступлений, которая говорит о том, что человек почему-то не может жить так, как он считает нужным и правильным, не может сделать себя и общество такими, какими они должны быть по его представлениям. Все это – свидетельство в пользу того, что человек почти нисколько не продвинулся в познании самого себя, общества и истории… Вот почему под понятиями наука, научное познание, научные достижения и т. п., как правило, подразумевается все, связанное с естествознанием. Поэтому, говоря далее о науке и научном познании будем иметь ввиду естественные науки.

Вышеобрисованные различия между естественными и гуманитарными науками обусловлены, конечно же, тем, что те и другие направлены на различные, несопоставимые друг с другом объекты и используют совершенно разные методы. Человек, общество, история, культура представляют собой неизмеримо более сложные для изучения объекты, чем окружающая нас неживая и живая природа. Естествознание широко и повсеместно пользуется экспериментальными методами, постоянно на них опирается. В области же гуманитарных исследований эксперимент является скорее исключением, чем правилом. В силу всего этого гуманитарные науки невозможно построить по образу и подобию естественных, равно как и нельзя обвинять их в недостаточной точности, строгости и малой, по сравнению с естествознанием, результативности. Ведь это, образно говоря, равносильно упреку, адресованному ручейку, в том, что он не водопад… Тем не менее наукой в полном смысле слова обычно считается естествознание.

Существует несколько точек зрения на время возникновения науки. Согласно одной из них она появилась еще в эпоху каменного века, около 2 млн. лет назад, – как первый опыт по изготовлению орудий труда. Ведь для создания даже примитивных орудий требуется некоторое знание о различных природных объектах, которое практически используется, накапливается, совершенствуется и передается из поколения в поколение.

Согласно другой точке зрения наука появилась только в эпоху Нового времени, в 16–17 вв., когда начали широко применяться экспериментальные методы, и естествознание заговорило на языке математики; когда увидели свет работы Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Х. Гюйгенса и других ученых. Кроме того, к этой эпохе относится и возникновение первых общественных научных организаций – Лондонского Королевского общества и Парижской академии наук.

Наиболее распространенной точкой зрения на время появления науки является та, по которой она зародилась приблизительно в 5 в. до н. э. в Древней Греции, когда мышление начало становиться все более критическим, т. е. стремилось в большей степени опереться на принципы и законы логики, а не на мифологические предания и традиции. Чаще всего можно встретить утверждение о том, что колыбель науки – Древняя Греция, а ее родоначальники – греки. Однако мы хорошо знаем, что и задолго до греков их восточные соседи (египтяне, вавилоняне, ассирийцы, персы и другие) накопили немало фактических знаний и технических решений. Разве смогли бы египтяне построить свои прославленные пирамиды, если бы не умели взвешивать, измерять, вычислять, рассчитывать и т. д., т. е. если бы не были знакомы с наукой? И все же ее родоначальниками считаются греки, потому что они первыми обратили внимание не только на окружающий мир, но и на сам процесс его познания, на мышление. Не случайно наука о формах и законах правильного мышления – логика Аристотеля – появилась именно в Древней Греции. Греки навели порядок в хаосе накопленных их восточными соседями знаний, решений, рецептов, придали им систематичность, упорядоченность и согласованность. Говоря иначе, они стали заниматься наукой не только практически, но и, в большей степени, теоретически. Что это значит?

Египтяне, например, не были чужды науке, но занимались ей практически, т. е. измеряли, взвешивали, вычисляли и т. п. тогда, когда необходимо было что-либо соорудить, или построить (плотины, каналы, пирамиды и т. п.). Греки же, в отличие от них, могли измерять, взвешивать и вычислять ради самого измерения, взвешивания и вычисления, т. е. безо всякой практической нужды. Это и означает заниматься наукой теоретически. Причем практический и теоретический уровни отстоят друг от друга слишком далеко. Для иллюстрации этой мысли приведем пример-аналогию.

Каждый из нас практически начал пользоваться родным языком примерно в 2–3 года своей жизни, а теоретически мы стали его осваивать только со школьного возраста, занимаясь этим приблизительно 10 лет, и, все равно, в большинстве своем, так и не освоили до конца… Мы практически владеем родным языком и в 3 года и в 30 лет, но насколько разным является его использование в том и в другом возрасте. В 3 года мы владеем родным языком, не имея ни малейшего понятия не только о склонениях и спряжениях, но также – о словах и буквах, и даже о том, что язык этот русский, и что мы на нем говорим. В более старшем возрасте мы по-прежнему практически пользуемся родным языком, но уже – не только благодаря интуитивному знакомству с ним, но и, в большей степени, на основе его теоретического освоения, что позволяет нам использовать его намного более эффективно.

Возвращаясь к вопросу о родине науки и времени ее возникновения, отметим, что переход от ее интуитивно-практического состояния к теоретическому, который осуществили древние греки, был настоящей интеллектуальной революцией и поэтому может считаться отправной точкой ее развития. Также обратим внимание на то, что первый образец научной теории – геометрия Евклида – появилась, как и логика Аристотеля, в Древней Греции. Евклидова геометрия, которой 2,5 тысячи лет, до сих пор не устаревает именно потому, что представляет собой безупречное теоретическое построение: из небольшого количества простых исходных утверждений (аксиом и постулатов), принимаемых без доказательства в силу их очевидности, выводится все многообразие геометрического знания. Если все признают исходные основания, то и логически вытекающие из них следствия (т. е. теория в целом) тоже воспринимаются как общезначимые и общеобязательные. Они уже представляют собой мир подлинного знания, а не просто мнений – разрозненных, субъективных и спорных. Этот мир обладает такой же неотвратимостью и непререкаемостью, как ежедневный восход солнца. Конечно, теперь мы знаем, что и очевидные основания геометрии Евклида возможно оспаривать, однако в пределах истинности своих оснований-аксиом, она по-прежнему несокрушима.

Итак, по наиболее распространенному утверждению наука появилась задолго до нашей эры в Древней Греции. В этот период и последующую за ним эпоху Средних веков она развивалась крайне медленно. Бурный рост науки начался приблизительно 400–300 лет назад, в период Возрождения, и, особенно, Нового времени. Все основные научные достижения, с которыми имеет дело современный человек, приходятся на несколько последних столетий. Однако успехи науки в период Нового времени все же являются весьма скромными по сравнению с теми высотами, на которые она поднялась в 20 веке. Мы уже говорили о том, что если бы можно было каким-нибудь чудом переместить средневекового европейца в нынешнюю эпоху, он не поверил бы своим глазам и ушам, счел бы все, что видит, наваждением, или сном. Достижения науки и базирующейся на ней техники (которая представляет собой прямое практическое следствие научных разработок) на рубеже веков являются действительно фантастическими и поражают воображение. Мы привыкли не удивляться им именно потому, что слишком тесно и часто с ними соприкасаемся. Для того, чтобы по достоинству оценить последние, надо мысленно перенестись всего на 400–500 лет назад, когда не было не только компьютеров и космических кораблей, но даже примитивных паровых машин и электрического освещения…

Наука 20 в. характеризуется не только небывалыми результатами, но еще и тем, что ныне она превратилась в мощную общественную силу и во многом определяет облик современного мира. Сегодняшняя наука охватывает огромную область знаний – около 15 тыс. дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В 20 в. научная информация за 10–15 лет удваивается. Если в 1900 г. выходило около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время – несколько сотен тысяч. Более 90 % всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на 20 век. 90 % всех ученых, когда-либо живших на земле, – наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу 20 в. достигло свыше 5 млн. человек.

Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы. Однако вопрос о том – в лучшую или худшую сторону, является остро дискуссионным. Одни безоговорочно приветствуют успехи науки и техники, другие считают научно-технический прогресс источником многих несчастий, обрушившихся на человека в последние сто лет. Правоту тех или других покажет будущее. Мы же только отметим, что достижения науки и техники – это «палка о двух концах». С одной стороны они многократно усиливают современного человека по сравнению с людьми прошлых столетий, но с другой стороны так же многократно ослабляют его: современный человек, лишенный привычных ему технических благ, мягко говоря, намного уступает по силам и возможностям (как физическим, так и духовным) своим отдаленным и недавним предшественникам из предыдущего столетия, эпохи Нового времени, Средних веков или Древнего мира.

ЛЕКЦИЯ 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ

Проблема возникновения науки

Однозначного ответа на вопрос, когда и где возникла наука, не существует. Трудность ответа на данный вопрос состоит, прежде всего, в определении содержания понятия «наука». Тем не менее, современная наука уходит в своих истоках в глубинные пласты мировой культуры.

Определение даты и места рождения науки – это вопрос открыто дискуссионный, но можно выделить пять радикальных точек зрения.

1. Наука понимается как опыт практической и познавательной деятельности в целом. Тогда отсчет времени возникновения науки надо вести с каменного века, с первобытного общества.

2. Наука понимается как особый вид знания, которое является обоснованным. Тогда родиной науки является античная Греция. Именно здесь в V до н.э. на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Появляются не только первые образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы. Античность дала миру имена выдающихся мыслителей и ученых: Демокрит, Пифагор, Аристотель, Зенон Элейский, Евклид, Гиппократ, Аристарх Самосский, Архимед и др.

3. Наука понимается как опытное знание, опирающееся на эксперимент, наблюдение, а не на авторитет предания или философские традиции. В таком случае наука возникла в XII-XIV вв. (позднее средневековье) в Западной Европе. Родоначальниками науки являются британские ученые монах Р. Бэкон (1214-1292) и епископ Р. Гроссет (1168-1253).

Читайте также:  Что такое долг с точки зрения эзотерики

4. С наукой связывают достижения естествознания. Естественные науки умеют строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мыленного эксперимента. В таком случае наука возникла в XVI-XVII вв. в Западной Европе. Этот период в философии принято называть Новым временем. В этот период в Европе работают гениальные ученые: Р. Гук, Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт и многие другие.

Кроме того, именно в XVII в. наука начинает оформляться как социальный институт. В 1660 г. возникает Лондонское Королевское общество, а спустя шесть лет – Парижская Академия наук.

5. Данная точка зрения существенным признаком науки считает совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Происходит оформление науки в особую профессию. Эти процессы шли наиболее успешно в Берлинском университете под руководством В. Гумбольдта. Следовательно, наука возникла в Германии в середине XIX в.

Не все приведенные точки зрения одинаково авторитетны. Наиболее обоснованной и имеющей большинство сторонников является теоретическая позиция, согласно которой наука возникла в Новое время в Западной Европе[30].

Необходимо подчеркнуть, что великие цивилизации Азии, Вавилона, Египта, доколумбовой Америки также обладали познавательным опытом и внесли свой вклад в становление новоевропейской науки. По своему содержанию наука глубоко наднациональна и способна впитать завоевания любых эпох и народов.

Античная наука

Научные идеи в древней Греции развивались в составе ранних метафизических картин мира.

В истории античной философии и науки принято выделять несколько этапов:

— классический этап (VII-IV вв. до н.э.);

— эллинистический этап (IV – I вв. до н.э.);

— римский этап (I – IV вв.).

Рассмотрим кратко особенности античной науки, исходя из данной периодизации.

Классический этап.

Первые философы одновременно являлись и первыми учеными. Что такое мир, как он устроен, каковы его первоначала – эти вопросы задавали все античные философы.

Проблема первоначал бытия стала центральной для философов Милетской школы: Фалеса (около 625-547 гг. до н.э.), Анаксимена (около 585-524 гг. до н.э.), Анаксимандра (610-546 гг. до н.э.).

Определенный вклад в развитие античной науки, прежде всего математики, внесла Пифагорейская школа во главе с Пифагором (582-500 гг. до н.э.). Пифагор сформулировал учение о числе как основе Вселенной. Вселенная – это гармония чисел и их отношений. Он считал, что мир состоит из 5 элементов: вода, огонь, воздух, земля, эфир. Пифагор был сторонником геоцентрической модели мира, согласно которой центром мироздания является Земля.

В Афинах, центральном полисе древней Греции, работали такие мыслители, как Эмпедокл, Платон, Сократ. Сократа (469-399 гг. до н.э.) называют первым философским антропологом, потому что его, в отличие от других античных мыслителей, интересовали не онтологические проблемы, а вопросы, связанные с сущностью человека.

Демокрит (около 460-370 гг. до н.э.) ввел понятие «атом» (греч. – «неделимый») и полагал, что все тела состоят из атомов и пустоты. Демокрит утверждал, что Вселенная бесконечна и допускал существование множества миров во Вселенной.

Вершиной развития античной научной и философской мысли можно считать творчество великого философа-энциклопедиста Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он внес вклад в развитие всех наук своего времени: математики, физики, психологии, социологии, философии, метеорологии и других. Он предложил классификацию наук, дал определение «первой философии», создал основы формальной логики. Аристотель является дуалистом, полагая, что любая вещь состоит из материи и формы, создает учение о четырех причинах существования вещи.

Интересны космологические идеи Аристотеля. Он полагал, что Земля является шаром и находится в центре Вселенной. Мир состоит из двух областей: области Земли и области неба. В своей основе область неба имеет эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них – неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недоступны никакому воздействию четырех земных элементов (вода, воздух, земля, огонь). Вселенная является конечной. Аристотель выделяет разум мирового масштаба, полагая, что именно он является «перводвигателем», источником любого движения.

Поэтому для античной науки, особенно ее раннего этапа развития, характерны абстрактность, умозрительность, отвлеченность от конкретных фактов, космоцентризм. При этом космос понимается как окружающий человека мир, природа, огромный организм. Различается макрокосм и микрокосм, под которым понимается человек. Человек является частью макрокосма.

Эллинистический этап.

Эллинизмом называют трехсотлетний период в истории Восточного Средиземноморья и прилегающих к нему континентальных областей в Азии и Африке, оказавшихся вследствие завоеваний Александра Македонского, под военно-политической властью македонской аристократии и под духовным владычеством греческой культуры. Этот период начинается в 338 г. до н.э. (год военной победы Македонии над Грецией) и заканчивается в 30 г. до н.э. (римские войска оккупируют эллинистический Египет).

В этот период философия постепенно утрачивает свой творческий характер, усиливается ее самосознание, начинается эпоха саморефлексии. Утрачивается связь с науками, теоретический уровень снижается. Растет скептицизм и антифилософский мистицизм.

И все же наиболее удивляет в эпоху эллинизма невиданный расцвет наук, которые начинают отделяться от философии и получают предметное определение. Возникают новые центры культуры – Пергам, Александрия, сохранили свое значение Афины. В Афинах преобладала философия, в Александрии – наука. Особенно славятся Александрийская и Пергамская библиотеки.

При этом философы со своей стороны сделали для наук немало. Демокрит был одновременно философом и ученым. Сократ установил, что истинное знание должно выражаться в понятиях. Нет понятия – нет и знания. Платон установил, что научное знание недостижимо без идеализации предмета познания. Как идеалист, Платон такую идеализацию сделал безусловной, выдумав мир идеализированных сущностей-идей. Но если идеализацию понимать условно, как прием исследования конкретно существующих вещей, то такая идеализация в научном знании необходима. Аристотель установил, что научное знание требует знания общего (понятия) и причин.

Таким образом, эллинистическая наука была подготовлена и в теоретическом, и в социальном аспектах развитием древнегреческого интеллекта, логоса. Однако все же подлинный расцвет ряда специальных наук произошел лишь в начале эллинизма, когда реализуется тенденция к «отпочкованию» наук от философии и их дифференциации. Отныне у каждой науки появляется свой предмет, своя история, свои методы.

Рассмотрим кратко творчество наиболее выдающихся представителей эллинистической науки.

Архимед Сиракузский (287-212 гг. до н.э.)

Архимед из Сиракуз был выдающимся инженером, изобретателем, механиком. Он не был философом: его мало интересовали умозрительные проблемы и вопросы. В книге Архимеда «О сфере и цилиндре» мы находим выражение для поверхности сферы: поверхность сферы в четыре раза больше площади большого круга. Архимед исследует параболоиды и гиперболоиды;
тела, образованные вращением эллипсов; определяет число В области механики он создает основы статики и гидростатики. Архимед принимал участие в обороне Сиракуз при осаде города римскими войсками и в ходе данной обороны погиб.

Одним из самых выдающихся ученых не только эллинистического этапа, но и науки в целом является Евклид (первая половина III в. до н.э.).

Основная работа Евклида называется «Начала», она состоит из 13 книг.

В плане философии математики особенно интересна первая книга, которая начинается с определений, постулатов, аксиом. Евклид определяет точку как то, что не имеет частей. Линия – это длина без ширины. Прямая линия равно расположена по отношению к точкам на ней. Из постулатов Евклида видно, что греческий ученый представляет пространство как пустое, безграничное, изотропное, трехмерное.

В «Началах» Евклида мы видим завершение математики как стройной науки, исходящей из определений, постулатов, аксиом и построенной дедуктивно. «Начала» – вершина древнегреческой дедуктивной науки.

Основные постулаты геометрии Евклида сводятся к следующим:

1. От каждой точки до каждой другой можно провести прямую.

2. Ограниченную прямую можно продолжить неопределенно.

3. Из любого центра можно описать окружность любым радиусом.

4. Все прямые углы равны.

5. Если две прямые при пересечении с третьей образуют с одной стороны внутренние односторонние углы, сумма которых меньше двух прямых углов, то эти прямые пересекаются при достаточном продолжении с этой стороны.

В современном звучании пятый постулат выглядит так: «Через данную точку можно провести лишь одну параллельную данной прямой».

Все постулаты геометрии Евклида, кроме пятого постулата, были доказаны. Хотелось доказать пятый постулат, но попытки были неудачными. Наконец, К. Гаусс в 1816 г. высказал гипотезу, что этот постулат может быть заменен другим. Эта догадка была реализована в параллельных исследованиях независимо друг от друга Н.И. Лобачевским (1792-1856) и Я. Больяи (1802-1866). Из отрицания пятого постулата возникли неевклидовы геометрии. Б. Риман (1826-1866) своей теорией многообразий (1854) доказал возможность существования многих видов неевклидовой геометрии. Сам Б. Риман заменил пятый постулат Евклида на постулат, согласно которому вообще нет параллельных линий, а внутренние углы треугольника больше двух прямых углов.

В геометрии Евклида основной объект – прямые, а если мы возьмем кривую поверхность, то как на ней будут лежать прямые? Прямая – кратчайшее расстояние между точками А и В. Но что будет на сфере? К. Гаусс вводит понятие «кривизна поверхности». У прямой линии кривизна стремится к бесконечности.

Далее, Ф. Клейн (1849-1925) показал соотношение неевклидовой и евклидовой геометрий. Геометрия Евклида относится к поверхностям с нулевой кривизной, геометрия Лобачевского – к поверхностям с отрицательной кривизной, а геометрия Римана – к поверхностям с положительной кривизной.

Сравним основные показатели разных геометрий с помощью таблицы.

Таблица 1 – Сравнительные характеристики геометрии Евклида, геометрии
Н.И. Лобачевского, геометрии Б. Римана

Основания различия Число прямых, параллельных данной прямой Сумма углов треугольника Отношение окружности к диаметру Мера кривизны
Геометрия Евклида 180°
Гиперболическая геометрия Н.И. Лобачевского ˂180° ˃ ˂0
Эллиптическая геометрия Б. Римана ˃180° ˂ ˃0

Римский этап.

Римский этапизвестен творчеством такого выдающегося ученого, как александрийский математик, астроном, механик Клавдий Птолемей (около 87-165). Он предложил геоцентрическую модель Вселенной, просуществовавшую около 1375 лет и сменившуюся гелиоцентрической системой Н. Коперника только в XV в.

В Центре Вселенной находится неподвижная Земля, ближе к Земле – Луна, далее располагаются Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Данная космологическая модель была математически обоснована и сыграла выдающуюся роль в мировоззрении поздней античности, Средневековья и Возрождения. Кроме того, данная модель обосновывала религиозную картину мира, согласно которой Бог является источником творения мира и человека, а земля является центром мироздания.

5.3. Средневековая наука: основные достижения

И ключевые персоналии

В средние века науке, как и философии, отводилась роль «служанки богословия». Это выражалось в том, что она привлекалась для иллюстрации и подтверждения религиозных истин. Догматические положения христианской философии оказали сильнейшее воздействие на процесс формирования всего концептуального аппарата средневековой науки, начиная с введения целого ряда постулатов (о творении мира из ничего, о существовании первой причины и т.п.) и заканчивая постановкой самих задач научного исследования.

Как показали исследователи средневековой науки, в науке этого периода можно выделить четыре больших направления[31]. Первое – физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. Второе – учение о свете, в рамках которой строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма.

Третий раздел – науки о живом. Они понимались как науки о душе, рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни и содержали богатый эмпирический материал, трактуемый в свете идей Аристотеля.

Четвертый раздел – это комплекс астролого-медицинских знаний, к которому примыкает учение о минералах, а также алхимия.

Философские проблемы, рассматриваемые в этот период, несмотря на их определенную религиозность и метафизичность, оказали большое влияние на дальнейшее развитие философии. К числу обсуждаемых философских проблем можно отнести проблемы универсалий (решение этой проблемы привело к появлению направлений номинализма, концептуализма, реализма). Также важными были вопросы, связанные с соотношением веры и разума, доказательства бытия Бога, философии истории (вспомним Августина и его работу «О граде Божьем»).

Со второй половины VIII в. научное лидерство переместилось из Европы на Восток. В IX в. на арабский язык были переведены «Начала» Евклида, работы Аристотеля, «Математическая система» Клавдия Птолемея. Мы наблюдаем прогресс в области математики, физики, астрономии, медицины. Строятся обсерватории, библиотеки. Научным центром является Багдад, где работает много ученых. переводчиков, мыслителей. Особые успехи достигнуты в астрономии и математике. Известны своими идеями Аль-Фараби (870-950), развивший логическое наследие Аристотеля; Аль-Бируни (973-1048) – энциклопедист-ученый, высказавший предположение о гелиоцентризме впервые на средневековом Востоке.

Известен своим творчеством Омар Хайям (1048-1131) – иранский ученый, философ, поэт. Вместо лунного календаря О. Хайям предложил солнечный календарь.

Известен Улугбек (1394-1449) – среднеазиатский ученый, астроном. Он изложил теоретически основы астрономии, указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет.

На арабском Востоке работает выдающийся мыслитель, ученый, врач Ибн Рушд (лат. Аверроэс) (1126-1198), сторонник философии Аристотеля. Большинство философских сочинений Ибн Рушда представляет собой комментарий к трудам Аристотеля. Он сформулировал концепцию двойственной истины, согласно которой Бога и книгу природы, написанную Богом, можно познавать двумя путями: с помощью рациональной религии (доступна немногим образованным) и с помощью образно-аллегорической религии (доступна всем). Концепция двойственной истины признавала права «естественного разума» наряду с христианской верой.

Необходимо назвать арабского ученого, врача и астронома Ибн Сину (Авиценну), также представителя аристотелизма.

В IX в. страны Европы стали соприкасаться с богатством арабской цивилизации, а переводы арабских текстов на латинский язык стимулировали восприятие знаний Востока европейскими народами.

Таким образом, естествознание в этот период еще не сформировалось, оно находилось в стадии «преднауки». Познавались отдельные явления, которые легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). Средневековую науку отличают тенденция к систематизации и классификации знаний, компилятивный характер научных теорий.

Становление современного естествознания началось с первых двух глобальных научных революций, происходивших в XVI-XVII вв.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные периоды развития греческой науки.

2. Какова роль арабской науки в становлении европейской науки?

3. Каковы особенности стиля мышления средневековой науки?

4. Каковы исторические и социальные предпосылки формирования научного знания?

5. В чем заключается средневековая проблема универсалий? Приведите аргументы сторонников номинализма, концептуализма, реализма.

6. В чем заключается проблема возникновения «научного знания»?

ЛЕКЦИЯ 6. СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ:

ОТ КОПЕРНИКА ДО НЬЮТОНА

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 1470 | Нарушение авторских прав

Источники:
  • http://studopedia.ru/10_84594_kogda-i-gde-poyavilas-nauka.html
  • http://diplomy.narod.ru/analit/KSE6.htm
  • http://fil.wikireading.ru/3252
  • http://lektsii.org/15-64106.html