Меню Рубрики

Социальное развитие понятие точки зрения на процесс развития общества

Читайте также:

  1. II. Экономическое развитие Европы и России в 16-17 веках
  2. II.Историческое развитие языков
  3. III.Социально-политические изменения
  4. Абсолютные и относительные показатели изменения структуры
  5. Аграрная реформа П.А. Столыпина и развитие фермерского предпринимательства
  6. Активное развитие промышленности
  7. Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
  8. Англия. Развитие ассоциативной психологии
  9. Аномалии, вызванные структурными изменениями хромосом.
  10. Антагонизм — это форма взаимоотношений между организмами, когда одни из них выделяют вещества (антибиотики, фитонциды, токсины) отпугивающие развитие других.
  11. Антропогенные изменения в биосфере.
  12. Биологическое и биосоциальное направление.

Социальное изменение – происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» не содержит оценочного компонента, т.е. безразлично к направленности, в отличие от социального развития.

Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид).

Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения,т.е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – государства, корпораций, сословно‑классовых образований, социальных слоев, массовых общностей, малой группы, семьи и т.п.;

2) процессуальные изменения,т.е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;

3) функциональные изменения,касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.;

4) мотивационные изменения,происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционнымиизменениямипонимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества – экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Под революционнымиизменениямипонимают относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества от одного качественного состояния в другое. Эволюционные и революционные изменения, по мнению ряда социологов, представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Социальное развитие– изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

В научной литературе существует три основных точки зрения на процессы развития общества:

1.Развитие общества имеет линейно‑восходящий характер. Предполагается, что общество в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, А. Тоффлера, Д. Белла и др.

2.Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом (период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т.д.) и природой (смена дня и ночи, смена времен года и т.д.). Одним из примеров циклических процессов в жизни общества можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода развития общества – Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.

3.Нелинейное развитие общества. Сторонниками данного подхода являютсяМ. Хечтер, Д. Коулмэн и др., которые считают, что общество как социальная система обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных субъектов создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития.

Учение о нелинейном развитии самоорганизующихся систем представлено в новом движении современной науки – синергетике. Понятие «синергетика»древнегреческого происхождения, означает «сотрудничество, совместное действие» и по определению ее создателя, немецкого физика Германа Хакена,– это наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

Под влиянием поступающих в систему ресурсов и складывающихся внешних условий в ней медленно накапливаются количественные изменения, ситуация постепенно обостряется: между ее отдельными элементами рвутся старые связи и возникают новые, разрушаются некоторые старые элементы и зарождаются новые. Происходящие изменения иногда бывают столь масштабны и значительны, что система может оказаться в неустойчивом состоянии. Этот поворотный момент в ее жизни называют точкой бифуркации (от лат. bifurcus – раздвоенный, вилка). Это состояние, хотя и неустойчиво, но имеет перспективу в плане обновления системы, это точка «выбора» дальнейшего пути развития. Его определяет соотношение между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, ресурсные потоки провоцируют повышение неустойчивости системы, что ведет к нарастанию хаоса и, в конечном итоге, может привести к ее разрушению. С другой – система стремится сохранить устойчивость за счет переструктурирования и формирования нового порядка и таким образом снизить напряженность. Какая из них будет преобладать, зависит от множества случайных факторов и во многом определяется внешними и внутренними условиями, а также качеством поступающих ресурсов.

Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого, субъективного и объективного составляет основу развития социальных систем.

Ярким примером осуществления процесса самоорганизации в обществе является механизм, посредством которого поддерживается соответствие между спросом и предложением, производством и потреблением в рыночной экономике. Рынок в данном случае можно рассматривать как самоорганизующуюся сложную систему.

В неравновесных системах напряженность усиливается, и система не может вернуться к исходному состоянию. Тогда рыночный механизм ищет новые формы и способы существования в изменившихся условиях. Результатом процесса самоорганизации является новый спонтанный порядок в системе, который образуется самопроизвольно, только под воздействием внутренних факторов.

Однако процессы самоорганизации в рыночной экономике дополняются, как правило, государственным регулированием, выступающим в данном случае как внешняя сила. Несмотря на широко известную позицию представителей монетаризма, которые считают рыночную экономику способной выходить из кризисных ситуаций самостоятельно, в особых ситуациях экономического спада, депрессий, а также при выполнении функции социальной защиты роль государства нельзя недооценивать. Государство выполняет также функцию прогнозирования с целью не допустить обвальных кризисных явлений.

Если говорить о мировой социальной системе, то на современном этапе множество обществ, связанных с нацией и государством, хотя и не равным им, объединяются в мировое сообщество, которое также называют квазиобществом и для которого характерен процесс глобализации.

Глобализация – многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.

В науке существует два основных подхода к процессу глобализации:

1) Глобализация – процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития и предполагает изучение глобальной проблематики (например, проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, решение проблемы болезней, парниковый эффект и т.д.).

2) Глобализация – процесс вестернизации, т.е. распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. В плане оценки вестернизации нет единодушия, т.к. она рассматривается как положительная (развитие и усвоение достижений), так и отрицательная тенденция (культурный империализм).

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой «полупериферии» – вредным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран, т.к. на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств.

| следующая лекция ==>
Основные признаки и типология обществ | Сущность и основные функции культуры

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1661 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Найдено 9 определений термина Социальное развитие

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

social development) — см. Экономическое и социальное развитие.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

англ. development, social; нем. Entwicklung, soziale. Совокупность экон., соц., полит., духовных процессов, развертывающихся в обществе.

Социальное развитие

прогрессивный сдвиг или изменение, накопление положительных качеств в системе, явлении, институте, обществе и др.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах — социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.д. Не всякие изменения в социальных явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие, при которых одни социальные явления заменяются явлениями более высокого уровня или переходят на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо, напротив, заменяются явлениями, переходят на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие).

Социальное развитие

процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или в отдельных ее компонентах – социальных отношениях, общностях, организациях, институтах. Не все они представляют собой развитие. Последнее возможно, если социальные явления заменяются другими (более высокого уровня) или происходит нарастание количества последних, либо вся система переходит на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие). В случае когда эти явления полностью или частично заменяются иными, более низкого уровня, системы переходят на более низкие ступени (регрессивное развитие). С.р. осуществляется путем эволюции, при постепенном отмирании старых элементов прежней социальной системы, их вытеснении и накапливании новых. Др. форма С.р. – революционные преобразования, социальные революции, когда происходят относительно быстрое и единовременное разрушение всех элементов ранее существовавшей системы и замена их сразу же возникающими в системном единстве новыми элементами. Социальная революция принимает характер политической революции, если происходит смена власти, изменение политического строя. Социальное государство (результат длительного развития социальных процессов, социальной эволюции) выступает мощным средством, обеспечивающим прогрессивное развитие общественных систем без насилий и потрясений.

Развитие социальное

направленное необратимое изменение социального объекта в сторону его усложнения и совершенствования (прогрессивное развитие) либо движение вспять (регрессивное развитие); трансформация простых структур в сложные, социальная модернизация. Различают эволюционное и революционное, экстенсивное и интенсивное развитие. Источником его выступают социальные противоречия в процессе их разрешения (Гегель). Изучением проблем социального развития занимались О. Конт (социальная динамика), Г. Спенсер (теория социальных эволюций), Э. Дюркгейм (механизм социального развития в теории разделения труда), Т. Парсонс, П. Штомпка и др. В отечественной науке значимый вклад в формирование теории социального развития внесли С. Булгаков, Н. Бердяев, Г. Федотов, П. Сорокин, 3. Голенкова, Т. Заславская, В. Ядов и др. При разработке теоретико-методологических основ социальной работы термин «социальное развитие» приобрел новое звучание в работах В. Емельянова, Ф. Пайве, Ж. Тощенко, Д. Джонса, Р. Пандея, Д. Сандерса, Г. Мааса. Социальное развитие стало рассматриваться как процесс повышения способностей людей, личностных улучшений, которые в конечном счете приведут к развитию всего общества. В последние годы разработка проблем социального развития все более углубляется, рассматриваются новые его аспекты (например, социальные аспекты устойчивого развития в работах В.К. Левашова), проблема приобретает большую значимость в становлении социального менеджмента [43, 107, 116].

Читайте также:  Что такое язык с точки зрения семиотики

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

процесс, в ходе к-рого происходят существенные количественные и качественные изменения в соц. сфере обществ. жизни или отдельных ее компонентах — соц. отношениях, соц. ин-тах, соц.-групповых и соц.-организационных структурах и т. д. Не всякие изменения в соц. явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие, при к-рых одни соц. явления переходят на более высокие (по объективным критериям соц. прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо, напротив, на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие). Р.с. осуществляется путем эволюции, когда постепенно отмирают старые элементы определенной системы социальной (см.) и вытесняются постепенно накапливающимися новыми элементами. Др. форма — революционные преобразования, соц. революции, когда происходят относительно быстрое и единовременное разрушение всех устаревших элементов системы и замена их новыми элементами, сразу же возникающими в системном единстве. Соц. революция принимает характер политич. революции — если осуществляются смена власти, изменение политич. строя. Как эволюционное, так и революционное Р.с. происходит не только в масштабах об-ва в целом, но и в рамках отдельных его звеньев и ячеек, а также тех или иных общностей социальных (см.). Р.с, как и экономическое развитие может быть экстенсивным и интенсивным. Впервом случае в тот или иной соц. процесс вовлекаются все более широкие массы населения (напр, быстрое и широкое повышение образовательного уровня масс) или расширяется система соц. связей, складывающихся между людьми. Второй путь заключается в упрочении соц. связей и отношений, в совершенствовании условий и образа жизни людей. Важной характеристикой Р.с. является быстрота протекания соответствующих процессов. В силу конкретных объективных и субъективных причин они могут развиваться или ускоренно или замедленно, даже почти вообще останавливаться. См. также: Теории социального развития. Лит.: Социальное развитие: теория и практика. М, 1982; Социальное развитие как предмет философско-социологического анализа. Томск, 1983; Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Ю.Е. Валков.

Развитие социальное

такой тип изменений в обществе, который определяет переход всех общественных отношений к качественно новому состоянию. Р. с. является результатом взаимодействия большой совокупности социальных процессов, основу которых составляет целенаправленная деятельность людей субъектов этих процессов. В зависимости от их активности различают две основные формы Р. с.эволюционную и революционную. Первая это медленные, постепенные количественные изменения в социальной системе или ее элементах. Вторая качественные сдвиги во всех общественных структурах, осуществляющиеся путем радикальной перестройки прежде всего экономических, социальных и политических отношений. Обе эти формы развития диалектически соединяются. Эволюция подготавливает революцию и завершается ею. Далее качественно новые общественные отношения предполагают этап количественных сдвигов и т. д. Существенной характеристикой Р. с. является время социальное, в котором проявляется направление развития. Учет времени обязательное методологическое требование социологического исследования. Речь идет не о фиксации хронологии событий, а об учете конкретно-исторического уровня, состояния и темпов развития производительных сил и производственных отношений, детерминант конкретных социальных ситуаций, всей совокупности их слагаемых. Следует сказать, что в последнее время термин «Р. с.» употребляется и в более узком смысле-для характеристики собственно социальных процессов в обществе (развитие социальной структуры, ее институтов) в отличие от процессов экономического, технического, производственного развития и др. Однако такое толкование свидетельствует о неразработанности понятия «социального» в отличие от «общественного». Важную роль в обеспечении устойчивости Р. с. играет его планирование. В СССР была осуществлена первая попытка ускорить Р. с. путем планирования. Природа общественных отношений социализма обеспечивает такую возможность. Планирование Р. с. в СССР стало утверждаться как объективная закономерность социализма и принесло немалые успехи. Однако этому процессу в условиях культа личности помешало постепенное перерождение демократического централизма в бюрократический. Именно поэтому улучшение системы социального управления на основе развития демократии и гласности КПСС рассматривает ныне как условие перестройки всех сфер общественного развития.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

это развитие человеческих сообществ, малых и больших этносов, народностей, государств и их союзов, а также цивилизаций и культур, которые созданы или сформированы человеком. Социальное развитие вобрало в себя всю совокупность экономических, социальных, политических и духовных процессов. Это процесс, в котором происходят количественные и качественные изменения в социальной сфере, общественной жизни или отдельных его компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.п. Социальное развитие – это следствие взаимодействия большой совокупности социальных процессов, в основе которых – целенаправленная деятельность людей – субъектов социальных процессов. Общий механизм Социальная оабота состоит в возникновении новых потребностей в разных сферах общественной жизни и поиске возможностей из удовлетворения. Новые потребности возникают как следствие производственной и другой продуктивной деятельности человека, а поэтому связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, расширением и углублением объема научного знания, усложнением механизма творческой и потребительской деятельности человека. Однако не все изменения в социальных явлениях и процессах являются их развитием, а только те, вследствие которых одни социальные явления сменяются другими более высокого уровня или переходят на высокую (за объективными критериями социального прогресса) ступень своего состояния (прогрессивное развитие) или, наоборот, их меняют явления, которые свидетельствуют о переходе на ступень низшего уровня (регрессивное развитие). Социальное развитие осуществляется в двух основных формах – эволюционной и революционной. Эволюционная форма – это медленные, поэтапные количественно-качественные преобразования в социальной системе или ее элементах или постепенное отмирание старых элементов определенной социальной системы и их вытеснение новыми элементами, которые постепенно накапливаются. Революционная форма – качественные изменения во всех общественных структурах, которые осуществляются путем коренной перестройки общественных отношений и социальных институтов, разрушением всех застарелых элементов системы и замене их новыми элементами, которые возникают в системном единстве. Две формы социального развития диалектически соединены. Социальная эволюция готовит социальную революцию и завершается ею. Термин социальное развитие используется и в более узком значении – как совокупность теоретических концепций и практических действий, законодательства и политики современного государства относительно укрепления и расширения социального благосостояния населения. Во второй половине ХХ – начало ХІХ вв. современное государство осуществляло активный курс на реализацию не только традиционных исторически обусловленных функций, связанных с обеспечением в стране порядка, безопасности, благоприятных внешних условий, но и на содействие социальному благосостоянию всего населения, через политику централизованного планирования или использования определенной модели развития и управления экономикой. В рамках выбранной модели поддерживается производство и потребление, осуществляется содействие полному, рациональному и эффективному использованию рабочей силы, успешно разрабатывается законодательство в экономике и социальной сфере, утверждаются и реализуются программы, которые обеспечивают получение всеми гражданами образования и медицинского обслуживания, достаточного дохода в кризисных ситуациях. Важную роль в обеспечении социального развития играют социальные реформы и социальное планирование. Природа общественных отношений такова, что позволяет использовать эту возможность для определенных социальных институтов. Предполагаемые изменения, нововведения и преобразования, которые приводят к деструктивным изломам существующего порядка, стимулируют социальное развитие. Именно поэтому улучшение системы социального управления на основе демократизации общественных отношений обеспечивают лучшие результаты в усовершенствовании общества и ускорении социального развития. Как показывает мировая практика, успешное применение странами политики социального развития позволяет им решать политические проблемы консолидации общества, снижения социального напряжения. Все это значительно укрепляет позиции государства, его позитивную роль в развитии институтов прав человека, семьи и решении социальных проблем отдельных маргинальных (уязвимых) групп населения. Существенную роль в разработке и распространении концепций социального развития государств играет ООН. В ее структуре успешно действует межправительственная комиссия Соуиальной работы, которая ориентирует страны на необходимость усовершенствования форм и методов деятельности правительств относительно осуществления политики социального развития. Комиссия решает много социальных проблем, которые имеют международное значение (международное социальное положение, семья, дети, молодежь, люди пожилого возраста, инвалиды и т.п.), готовит проекты международных программ и конвенций, предоставляет правительствам эффективную помощь в реализации политики социального развития. Комиссия инициирует международные конференции и семинары, объявляются международные тематические годы и десятилетия (например, ребенка, молодежи, людей пожилого возраста, семьи и т.п.). Одним из основных документов комиссии является Декларация о социальном благополучии, прогрессе и развитии (1969 г.), которая стала основой политики государств в этом направлении. В Декларации подтверждено, что государства члены ООН должны нести ответственность за проведение внутренней и внешней политики, направленной на содействие социального развития во всем мире. Основными целями политики социального прогресса и развития должны быть постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и соблюдении прав человека и основных свобод, в том числе: ликвидация голода и недоедания; ликвидация бедности, достижение высокого уровня охраны здоровья по возможности бесплатного; искоренение неграмотности, обеспечение права на общий доступ к культуре, на бесплатное обязательное начальное образование и на бесплатное образование (обучение) на всех уровнях, повышение общего уровня образования на протяжении всей жизни. В Декларации также детально изложены и зафиксированы основные и главные цели с точки зрения защиты прав отдельных групп населения: обеспечение прав матери и ребенка, обеспечение благосостояния людей пожилого возраста и инвалидов, воспитание молодежи в духе идеалов справедливости и мира. В Декларации также признано, что все народы и все люди имеют право жить в достойных условиях свободы, пользоваться плодами социального прогресса и со своей стороны содействовать ему. Особенную роль в дальнейшем продвижении и утверждении концепции социального развития сыграла Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшаяся в марте 1995 года в Копенгагене и принятая на ней Копенгагенская декларация. В ней подчеркнуто, что люди планеты разными способами заявляют о потребности решения глубоких социальных проблем, особенно, бедности, безработицы и социальной изоляции. На высоком уровне опять было высказано, что социальное развитие и социальная справедливость необходимы для обеспечения и поддержки мира и безопасности как внутри стран, так и в отношениях между ними. Был также подтвержден факт взаимозависимости между экономическим, социальным развитием и охраной внешней среды. В принятой на встрече в Копенгагене программе действий особенно актуальным явился тезис о том, что конечная цель социального развития – повысит и улучшить качество жизни всех людей. Все положения программ направлены на достижение конкретных, связанных с условиями жизни и здоровья людей, показателей социального развития.

Читайте также:  Сколько стоят мужские очки для зрения

Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса.

Тема 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис

1 Проблема интерпретации исторического процесса: модели
социодинамики общественного развития. Социологические школы о развитии общества и культуры.

Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса.

Противоречия в развитии общества. Кризис как стадия развития социальных систем. Преодоление кризиса.

1 Проблема интерпретации исторического процесса: модели
социодинамики общественного развития. Социологические школы о развитии общества и культуры.

С момента возникновения социологии ученые, изучающие общество, стремились ответить на вопросы о том, откуда и куда движется общество во времени, чем сегодняшний мир человеческой жизни отличается от предшествующих веков, какова направленность социальных изменений и социального развития, каковы возможные формы социальных изменений и социального развития, каково вероятное будущее человечества.

Исторический процесс как движение общества во времени включает в себя множество изменений, вся совокупность которых может быть обозначена понятием социальная динамика (социодинамика – процесс изменения общества во времени).

Нужно различать процесс развития общества и разные способы его понимания. Проблема общей периодизации истории по-разному ставилась и решалась различными учеными. В современной социологической науке существует множество концепций, теорий, учений, объясняющих логику и закономерности общественного развития. Самыми известными из них являются формационный подход (К. Маркс), концепция постиндустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл), локально-культурный или цивилизационный подход (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), миросистемный анализ (И. Валлерстайн) и др.

Среди множества подходов к определению характера и направленности исторического процесса условно можно выделить линейные модели общественного развития (их еще называют теории линейного прогресса или стадиальный подход) и нелинейный подход (культурологический и цивилизационный).

С точки зрения линейного подхода история общества развивается как единый последовательно разворачивающийся процесс, при котором определенные стадии (или этапы) сменяют друг друга. Для деления общества на стадии используются разные критерии, но смена выделяемых этапов строго последовательна, закономерна и одинакова для всего человечества, т. е. развитие общества идет по одним и тем же законам.

Если линейный подход содержит акцент на общих и универсальных моментах истории, то нелинейные подходы выделяют особое и неповторимое в истории. С точки зрения цивилизационного подхода развитие разных обществ может идти по-разному, т. е. утверждается, что не существует единой линии развития человечества. Это означает, что каждый народ создает свою уникальную культуру, достижения которой проявляются в разных областях: религии, искусстве, государственном строительстве и т. п. Никакой единой истории не существует, но есть история отдельных, независимо друг от друга возникающих и развивающихся локальных культур или цивилизаций; иными словами, признается множественность моделей развития общества (множество историй).Такой подход отрицает существование человеческого общества в целом и всемирной истории как особого процесса, а значит, и стадий развития общества.

Рассмотрим кратко теории, содержащие линейный подход. Свой вариант интерпретации истории предложил К. Маркс. Он рассматривал исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций: на смену первобытнообщинной формации приходит рабовладельческая, которую последовательно сменяют феодальная, а затем и капиталистическая. Сам К. Маркс жил в эпоху капитализма и очень детально описал современное ему общество. Выступая идеологом рабочего класса, он осуждал эксплуатацию, угнетение и другие негативные явления капиталистического общества, предположив, что в будущем рабочему классу удастся взять власть в свои руки и создать справедливое общество, и наступит новый этап, который он назвал коммунизмом.

К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и формацию будущего – коммунистическую. Согласно Марксу, общественно-экономическая формация представляет собой определенную ступень развития производства и соответствующий ей общественный строй. Другими словами, общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития.

Основу общественно-экономической формации составляет способ производства материальных благ (производительные силы и производственные отношения). Семья, религия, наука, искусство, государство и другие социальные отношения составляют так называемую надстройку.

Общественное развитие в марксизме объясняется так: на определенном этапе развития общества производительные силы, т. к. они развиваются быстрее, вступают в конфликт с производственными отношениями, которые сдерживают их развитие. Для того чтобы производительные силы (то есть люди с их умениями и навыками трудиться) могли развиваться, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется общественно-экономическая формация. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция – это коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Каждая последующая общественно-экономическая формация является выше предыдущей и рассматривается как последовательная ступень исторического прогресса.

Современные исследователи теории К. Маркса указывают на то, что в его теории духовная жизнь общества и культура рассматриваются как вторичные факторы общественного развития, производные от способа производства материальных благ, то есть от экономических факторов.

В середине ХХ в. появляются теории индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу и др.), которые продолжают рассматривать общественное развитие как линейное, как процесс изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, но при анализе исторического процесса учитывают и экономические, и социокультурные его составляющие. Согласно этим концепциям, в историческом развитии можно выделить такие последовательные стадии, как традиционное (доиндустриальное) и индустриальное общество. В 70-е гг. ХХ в. эта теория получает свое развитие в теории постиндустриального общества (Д. Белл, А. Тоффлер и др.). Указанные теории предполагают прохождение обществом определенных стадий (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное) на основе технических и технологических нововведений, которые влекут за собой перевороты в различных сферах общественной жизни и сочетаются с психологическими изменениями в мотивах деятельности: духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д.

К традиционному типу общества относят все докапиталистические системы. В таком обществе основными производственными ресурсами являются земля и природное сырье, технология примитивна и господствует ручной труд (труд раба или зависимого крестьянина). Продукт производится небольшими партиями для собственных нужд (натуральное хозяйство), а работники находятся во внеэкономической зависимости от собственников земли (рабство, крепостное право). Существует сословная иерархия, образование и культура являются уделом узкого слоя – элиты (рабовладельцев или феодалов). Традиционное общество статично, каждое новое поколение повторяет образ и уклад жизни своих предков. Изменения в нем происходят крайне медленно, и развивается оно преимущественно за счет внешних толчков или за счет изменений внешних условий (например, угроза завоевания). В традиционном обществе существует жесткая регуляция поведения и мировоззрения людей нормами, которые заданы традицией, религией, общиной, семьей, существует коллективистский характер жизни; традиция доминирует над инновацией, низкая социальная мобильность.

На рубеже XVIII–XIX вв. западноевропейские общества вступают в новый для них этап – индустриальный. На этом этапе на передний план выходит крупное машинное производство, вытесняющее ручной труд и во много раз повышающее производительность труда. Осуществляется массовое производство товаров на широкий рынок. Работники получают личную свободу и становятся наемными работниками, общинные связи заменяются гражданскими, происходит рост городов и распространение городского образа жизни, развивается система начального, а потом и среднего образования, в структуре занятости увеличивается доля квалифицированных профессий. Сословная структура общества сменяется классовой. Важными чертами индустриального общества становятся высокий уровень социальной мобильности, светский характер жизни, преобладание инноваций над традицией, рациональное обоснование деятельности, ориентации на ценности личного достоинства, свободы, полагание на собственные силы (инструментальные ценности).

В середине ХХ в. развитые страны вступают в постиндустриальную стадию. Постиндустриальное общество имеет множество наименований: его называют также надындустриальным (Р. Арон), информационным (Д. Лион), электронным (М. Морисима), цивилизацией третьей волны (О. Тоффлер) и др.

Основными ресурсами на этом этапе становятся человеческое знание и информация. Быстрыми темпами развивается производство, основанное на новейших микроэлектронных и компьютерных технологиях, позволяющих создавать, хранить и перерабатывать гигантские массивы данных. Также быстрыми темпами развивается сфера услуг, в которой ныне занято более половины работающего населения и которая включает в себя как производственные (финансовые, банковские, страховые, научно-консультационные, программные и др.), так и непроизводственные услуги (наука, образование, здравоохранение, культура, туризм и т. п.). В социальной структуре общества возрастает удельный вес специалистов с высшим образованием, а доля среднего класса составляет 50–80%. Ключевые позиции в обществе занимают группы, владеющие собственностью, информацией, «человеческим капиталом» или освоенным знанием. В информационном обществе развивается правовая регуляция общественных отношений, формируется стремление к гармоничным отношениям между обществом, государством и личностью, предпринимаются попытки решения разнообразных глобальных проблем человечества.

Как показывает развитие исторического процесса, выделяемые различными исследователями стадии не являются универсальными, их нельзя отнести ко всему человечеству. Линейная, европоцентристская концепция исторического развития не позволяет в полной мере объяснить развитие Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от Западной Европы.

Иной, нелинейный взгляд на развитие исторического процесса предлагают цивилизационные теории. В современной системе социологических знаний под цивилизацией понимается устойчивое культурно-историческое сообщество людей, связанных базовыми культурными ценностями, общей исторической памятью и судьбой. Цивилизации формируются многими столетиями, а создаваемые в них базовые ценности (религиозные, этические, социальные, моральные, политические и др.) не только закрепляются в сознании и поведении людей, но и образуют так называемую «ментальность» или «дух» народа, проникают в глубинные неосознаваемые пласты психики. Понятие «цивилизация» охватывает не какую-то одну сторону общественной жизни, а взаимодействие всех важнейших сторон и проявлений жизнедеятельности общества: материально-экономических, политических, идейных, религиозных, нравственных, культурных, эстетических и др.

Большой вклад в нелинейное понимание истории внесли Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

О. Шпенглер (1880–1936) в своем известном труде «Закат Европы» (1918) выделил восемь культур, все они в разные времена прошли стадии ранней и поздней культуры, а затем вступали в стадию цивилизации. Таким образом, развитие принимает форму цикла, а не линейного прогресса, проходит положенные стадии, а затем вырождается в цивилизацию, стремится к упадку и умирает. Цивилизация – это естественное завершение особой культуры, стадия ее упадка, агонии и старости.

О. Шпенглер разделяет понятия культура и цивилизация. Культура, по его мнению, представляет собой нечто живое, своего рода «душу», а цивилизация возникает как овеществление, как крайнее состояние культуры.

Читайте также:  Что такое одержимость с научной точки зрения

На стадии агонии и старости проявляются такие черты культуры народа, как космополитизм вместо местной перспективы, городские связи вместо кровных уз, научный подход вместо религиозного, массовые ценности вместо религиозных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия. О. Шпенглер делает пессимистический вывод о том, что западная культура обречена, т. к. являет собой деградацию высших духовных ценностей.

Большую известность в научном мире получила теория цивилизаций А. Тойнби (1889–1975), изложенная в 20-томном труде «Постижение истории» (1934–1961). У него единицей изучения являются не народы, не культуры, не национальные государства, не человечество в целом, а промежуточные образования, которые имеют большее пространственное и временное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человечество. Это цивилизации. Каждая из них включает в себя несколько народов и стран и обладает духовно-культурной самобытностью.

По мнению автора, цивилизации возникают в результате взаимодействия двух факторов, таких как, во-первых, появление творческого меньшинства (элиты) и, во-вторых, неблагоприятных условий, бросающих «вызов» творческому меньшинству. Так называемый «вызов» проистекает из внешнего окружения – как из природной, так и из человеческой среды. Цивилизация – это «ответ» на «вызов» в форме религии, искусства, науки и техники, экономики и т. п.

Стержнем цивилизации, согласно А. Тойнби, всегда является та или иная религия, носителем которой вначале выступает творческое меньшинство, а затем и народ. В процессе исторического развития ученый выделяет двадцать одну цивилизацию, пять из них – это «живые» цивилизации: христианская (западное общество), православно-христианская (Россия, Украина, Беларусь и др.), исламская (Северная Африка, Средний Восток), индуистская (Индия), буддистская (Китай и др.).

Все цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка. Расцвет цивилизации определяется в первую очередь развитием внутренних сил личности. Следует обратить внимание, что, по мнению А. Тойнби, не технический или хозяйственный прогресс является показателем роста цивилизации, а развитие личности.

Линейный и нелинейный подходы имеют свои преимущества и существенно дополняют друг друга. Они дают возможность по-разному увидеть историю. В линейных теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, а в теории локальных цивилизаций – индивидуальное разнообразие исторического процесса. Многообразие теорий исторического процесса подтверждает, что общество – это сложная, многоуровневая, динамическая и нелинейная система и, как следствие, происходящие в нем процессы нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Поэтому происходящие в обществе в разное время и под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами и разными теориями.

Таким образом, для анализа процессов социально-исторического развития общества необходим интеграционный подход, учитывающий достижения различных теоретико-методологических подходов и школ.

Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса.

Весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Интенсивность перемен в социальной действительности постоянно возрастает: при жизни одного поколения возникают, рушатся и рождаются новые формы организации жизни, не только отдельных обществ, но и всего мироустройства.

В социологии для описания социальной динамики применяются понятия социальные изменения, социальное развитие, социальный прогресс и др.

Общество никогда не бывает неподвижным, в нем всегда что-нибудь происходит, случается, меняется. Реализуя свои потребности, люди осваивают новые виды деятельности и общения, приобретают новые статусы, приобщаются к новым социальным ролям, меняют среду, меняются сами в течение жизни и в процессе смены поколений (выросшие дети уже не такие, как их родители и прародители).

Социальные изменения отличаются неравномерностью и противоречивостью. Одни перемены малозаметны, другие существенно меняют общественную жизнь (поразмышляйте над тем, как изменилась жизнь общества после изобретения плуга, письменности, парового двигателя, компьютера). Такие явления, как «человек из пробирки» и «суррогатная мать», из научной лаборатории перешли в общественную жизнь и породили новые социальные связи и взаимодействия, а также показали, что существующие правовые и этические нормы не готовы их регулировать. С одной стороны, в промышленно-развитых странах на протяжении жизни одного поколения происходят грандиозные изменения в общественной жизни и общество меняется до неузнаваемости, а в то же время, с другой стороны, продолжают существовать общества, перемены в которых осуществляются крайне медленно (африканские или австралийские примитивные системы).

Противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими происходящих перемен. Например, потребность достойного материально-обеспеченного существования формирует интерес работника дороже продать свою рабочую силу. Предприниматель, реализуя такую же потребность, стремится приобрести рабочую силу подешевле. Поэтому изменения в организации труда могут быть положительно восприняты одними социальными группами и не вызвать никакого удовлетворения у других.

Среди большого количества социальных изменений можно выделить те, которые являются качественными, направленными и необратимыми. Такие изменения принято называть социальным развитием. Социальное развитие – это такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, социальных норм и ценностей. Оно связано с накоплением, приращением и усложнением структур и функций социальной системы, в результате чего система становится более эффективной, повышаются ее возможности удовлетворять потребности людей. Важным показателем социального развития является развитие личностных качеств человека.

Социальное развитие отражает необратимое, направленное и закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние, т. е. изменяется их состав или структура.

Понятие «социальное развитие» по своему объему у́же понятия «социальное изменение». Всякое социальное развитие – это социальное изменение, но не наоборот. Периоды войн, хаоса, кризисов, тоталитаризма, отрицательно влияющие на социальную жизнь, нельзя назвать развитием.

В истории социологии отчетливо прослеживаются два подхода к рассмотрению развития общества. Это социальная эволюция и социальная революция. Под социальной эволюцией обычно понимается постепенное, плавное, поэтапное развитие общества, а социальная революция предполагает радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, изменяющий все стороны жизни общества.

Изменения в обществе происходят не всегда хаотично, они имеют определенную направленность, которая обозначается такими понятиями, как прогресс и регресс. Социальный прогресс – это направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от менее совершенных к более совершенным. Например, такие изменения в социальных отношениях, которые ведут к более полному равенству, росту социальной свободы и социальной справедливости, улучшению условий жизни людей, можно с уверенностью отнести к позитивным и назвать социальным прогрессом.

Ход истории не был всегда ровным и гладким, были повороты, изломы (зигзаги). Локальные конфликты, мировые войны, кризисы, установление фашистских режимов – все это сопровождалось негативными изменениями в жизни общества. Кроме того, социальные явления, которые изначально оценивались, как только положительные, в последствии могли иметь негативные проявления: индустриализация и урбанизация долгое время считались синонимами прогресса, но только относительно недавно заговорили о негативных эффектах загрязнения и разрушения окружающей среды, перенаселенных городах, пробках на автострадах. Если сумма позитивных последствий от происходящих изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе, если наоборот – имеет место регресс.

Регресс противоположен прогрессуи представляет собой обратное движение от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям и т. п. Но общая линия исторического развития в целом имеет положительную, прогрессивную направленность. Прогресс – это глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс только локален: он охватывает отдельные общества и конкретные промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй – революционным. Реформа представляет собой частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Вопрос о критериях социального прогресса является достаточно сложным и дискуссионным. Критерии социального прогресса выделяют люди (ученые философы, историки, социологи и др.), а они могут иметь различные ценностные ориентации и могут неодинаково и даже диаметрально противоположно оценивать одно и то же явление или процесс.

Оценочные суждения такого рода, как «лучше – хуже», «прогрессивно – реакционно», сами по себе действительно субъективны, но если они отражают объективно складывающиеся в реальном обществе социальные связи и взаимодействия, то в этом смысле они не только субъективны, но и объективны.

Критерии социального прогресса у различных ученых далеко не одинаковы. В обобщенном виде общепризнанными являются:

– развитие человеческого разума, уровень знаний;

– совершенствование нравственности людей;

– развитие производительных сил, включая самого человека;

– уровень и характер производства и потребления;

– развитие науки и техники;

– степень дифференциации и интеграции общества;

– степень свободы личности от стихийных сил природы и общества;

– социально-политические права и свободы личности;

– средняя продолжительность жизни.

Однако главным индикатором прогрессивности или регрессивности социальных изменений являетсячеловек, его материальное, физическое, нравственное состояние, свободное и всестороннее развитие личности, возможность раскрыть во всей полноте свою индивидуальность. Таким образом, в современной системе социогуманитарного знания утверждается гуманистическая концепция социального прогресса, т. е. главным критерием и целью социального прогресса является человек.

В 1990 г. специалистами ООН был разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), позволяющий учитывать как экономические, так и социальные составляющие качества жизни населения мира. Это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех показателей:

– ожидаемая продолжительность жизни – оценивает долголетие;

– уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;

– уровень жизни, оценённый через ВНД (валовой национальный доход) на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.

Первая пятёрка стран с самым высоким ИРЧП: Норвегия, Австралия, США, Нидерланды, Германия. В 2013 г. были опубликованы данные за 2012 г., согласно которым Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого развития и занимает 47-е место из 187 стран, а в 2006 г. занимала 67-е место.

Источники:
  • http://voluntary.ru/termin/socialnoe-razvitie.html
  • http://poisk-ru.ru/s42552t7.html