Меню Рубрики

Социальное назначение государства с точки зрения права

Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений.

До возникновения государства такими регуляторами, обеспечивающими существование людей в условиях присваивающего хозяйства, являлись правила поведения (нормы) первобытного, доклассового общества, выступающие в форме родовых, племенных обычаев, которые никем специально не устанавливались. Они постепенно складывались естественным путем в процессе жизни общества, были обязательны только для членов данного рода, племени, выражали их общие интересы и поэтому соблюдались добровольно. В случае же их несоблюдения к нарушителям применялись меры общественного воздействия вплоть до изгнания из рода (племени), что в тех условиях было равносильно смерти, так как в одиночку человек не смог бы выжить.

Однако в результате длительного перехода от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция») и как следствие этого возникновения государства и социального расслоения ранее однородного общества (см. подробнее 1.1), родовых обычаев становится уже недостаточно для того, чтобы поддерживать в обществе порядок, так как с их помощью было невозможно согласовать интересы различных социальных групп, а также урегулировать новые, не известные первобытному обществу процессы производства, обмена, распределения произведенных продуктов. В итоге возникла объективная, т.е. не зависящая от воли и сознания отдельных людей, общественная потребность в регуляторах поведения нового вида – юридических (правовых) правилах, которые называются нормами права, или правовыми нормами.

Их основное отличие от норм (правил) первобытного общества заключается в их тесной связи с государством. Нормы права – это такие правила поведения людей в обществе производящей экономики, которые не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов, называемых правотворческими, поскольку они «творят», т.е. создают, нормы права.

Эти правила являются велениями государства, так как в них выражена воля государства, поэтому они обязательны для всех, кто находится на его территории, независимо от принадлежности к тому или иному роду или племени. Соблюдение правовых норм обеспечивается возможностью применения к тем, кто их нарушает, специальных мер государственного воздействия вплоть до принуждения, применяемых созданными для этого государственными органами, которые называются правоохранительными (полиция, прокуратура, жандармерия, органы государственной безопасности).

Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Его называют также позитивным правом, или правом в объективном смысле. Таким образом, объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов.

Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Поскольку нормы права устанавливаются государством, то, в конечном счете, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества в целом, а также защищать интересы каждого человека, но только таким образом, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определенный компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не повредить другим людям. Например, и автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий. А эти правила, обязательные для всех, устанавливаются компетентными государственными органами, следовательно, являются нормами права. Их соблюдение гарантируется тем, что соответствующие органы (милиция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД) могут применить к нарушителям меры государственного воздействия, определенные в тех же правилах (например, оштрафовать их).

Роль права в жизни общества

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее даже в эти эпохи право имело прогрессивное значение, являясь своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством, подробная характеристика которого будет дана ниже, в соответствующем разделе (см. гл. 6).

Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

Исторически сложилось так, что в русском языке одним и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в других языках обозначаются двумя разными словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения индивидуального характера, т.е. установленные для конкретных лиц (их называют также субъектами права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

Для иллюстрации указанного различия можно привести следующий пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина Н. возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: «Н. имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

Теории происхождения государств

Так же, как существует множество теорий происхождения государства (см.1.1), на сегодняшний день известно и много теорий происхождения права. Согласно теологической теории право – это вечное явление, созданное богом. Представители этой теории считают, что существует божественный высший закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Известна также историческая школа права, объясняющая возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. В праве находит свое выражение народный дух. Право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.

Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный договором срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.

Социальное назначение государства.

Государство – исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

1. Территориальный принцип организации власти в обществе (власть государства распространяется на определенную территорию (территорию этого государства), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (строилась по кровнородственному признаку)).

Читайте также:  Нормальная толщина роговицы для коррекции зрения

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда).

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество (неразрывная связь государства и позитивного права). С одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

5. Универсальность государственной власти (власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства).

6. Суверенитет (государственная власть суверенна, т.е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами).

Государство – суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.

Социальное назначение государства. Многие государства характеризуют себя социальными (они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях).

Ст.39 КРФ: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п.2 ст.41 КРФ).

Социальное назначение государства:

– соединение всех социальных групп населения (гражданского общества);

– обеспечение защиты и интересы всего общества в целом;

– признание прав, свобод и интересов человека высшей ценностью;

– наличие парламента (равноправно представлены все социальные группы);

– выполнение традиционных охранных функций:

– внутренние (хозяйственная, налоговая, управление образованием, наукой, культурой, забота о личности, поддержка социально незащищенных слоев населения, защита прав и свобод, интересов граждан, охрана правопорядка);

– внешние (защита границ, дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, культурный, научный, информационный обмен, борьба за мир, участие в международном контроле за обеспечением прав, межгосударственные программы – экологические, культурные, социальные).

Социальное государство – институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни.

Социальное назначение государства – инструмент социального компромисса, смягчения противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечение общесоциальной направленности в его функциях.

Социальное назначение государства

Государство – исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Признаки государства:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе (власть государства распространяется на определенную территорию (территорию этого государства), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (строилась по кровнородственному признаку)).

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда).

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество (неразрывная связь государства и позитивного права). С одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

5. Универсальность государственной власти (власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства).

6. Суверенитет (государственная власть суверенна, т.е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами).

Государство – суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.

Социальное назначение государства.Многие государства характеризуют себя социальными (они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях).

Ст.39 КРФ: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п.2 ст.41 КРФ).

Социальное назначение государства:

– соединение всех социальных групп населения (гражданского общества);

– обеспечение защиты и интересы всего общества в целом;

– признание прав, свобод и интересов человека высшей ценностью;

– наличие парламента (равноправно представлены все социальные группы);

– выполнение традиционных охранных функций:

– внутренние (хозяйственная, налоговая, управление образованием, наукой, культурой, забота о личности, поддержка социально незащищенных слоев населения, защита прав и свобод, интересов граждан, охрана правопорядка);

– внешние (защита границ, дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, культурный, научный, информационный обмен, борьба за мир, участие в международном контроле за обеспечением прав, межгосударственные программы – экологические, культурные, социальные).

Социальное государство – институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни.

Социальное назначение государства – инструмент социального компромисса, смягчения противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечение общесоциальной направленности в его функциях.

  1. Понятие типа государства. Типология государств.

В настоящее время выделяют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной общественно – эк-кой формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производственных сил и производственных отношений), который в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Формационный подход присущ марксистскому учению о гос-ве. Марксистская теория различает 4 типа гос-в: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, и социалистическое гос-во.

Особенности формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи гос-ва и права с другими социальными явлениями.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при хар-ке развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы.

К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в т.ч. религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.п.

В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

В юр. лит-ре отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию. Выделяют этапы цивилизации:

локальные цивилизации — существуют в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.).

особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.

всемирная цивилизация – охватывающая все человечество. Формируется в наст. время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения челов-кой духовности.

В лит-ре выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-во этих цивилизаций отличается по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Гос-во первичной цивилизации – явл. частью базиса, а не только надстройки (древнеегипетское, шумерское, японское, сиамское и др.).

Гос-во вторичной цивилизации – оно не составляет элементы базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское и др.).

В типологии гос-в выделяют гос-ва переходного состояния (переходные гос-ва — (от феодального к буржуазному).

В учебной юр. литературе используются и др. классификации гос-в: например, демократические и недемократические, гос-ва западной и восточной цивилизации.

Классификация гос-в по их отношению к религии: светские ( все виды религиозных организаций отделены от гос-ва — РФ, Германия, Франция, все гос-ва СНГ), клерикальные (где та или иная религия официально имеет статус гос-ой и занимает привилегированное положение –Великобритания, Щвеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.), теократические (гос. власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют основной источник законодательства, глава гос-ва явл. высшим религиозным деятелем – Иран, Пакистан, Марокко и др.), атеистичекие гос-ва (сдесь религиозные организации преследуются властями – были Советское гос-во, а ткже некоторые бывшие социалистические гос-ва).

  1. Формационная типология государств.

Исторический тип государства – совокупность общих признаков, характеризующих государство на определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений.

Формационный подход. Выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства.

Тип государства – конкретизация, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

В процессе смены общественно-экономических формаций происходит переход от одного типа государства к другому.

Минус теории – заданное программирование на длительную перспективу однолинейной конструкции движения истории.

Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.

Признаки общественно-экономической формации:

– способ производства (основной существенный признак) (4 способа производства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический);

– на основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т.н. восточное (отсутствие частной собственности на землю, община, бюрократический аппарат, застойность);

– уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, определяющие характер государства.

  1. Цивилизационная типология государств.

Цивилизационный подходориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей

Направления цивилизационного подхода:

технологическое направление (тип государства связывается со стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство). Теория стадий экономического роста (Ростоу):

– традиционное общество (низкий уровень науки, преобладание с/х);

– переходное общество (закладываются основы преобразований);

– общество в процессе сдвига (НТ развитие в промышленности и с/х);

– созревающее общество (превышение выпуска продукции над ростом населения);

– общество уровня народного потребления (высокий уровень массового потребления, производство предметов длительного пользования);

теория конвергенции (Сахаров) (сближение и воплощение лучшего из того, что содержат обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира);

концепция цивилизации (Тойнби) (замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В мировой истории выделяется более 20 цивилизаций, не связанных общими закономерностями развития, существующих рядом друг с другом).

  1. Понятие «форма государства»

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.

Форма государства — это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.

Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и с населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства — это устройство государственной власти и ее организация.

Исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.

Форма государства — это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения, т. е. форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, идеологических) она всегда развивается и изменяется.

За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы к решению этой проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они друг от друга отличаются.

Читайте также:  Что делать если падает зрение как его восстановить

Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон (427—347 г. до н.э.) исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» — царская власть и «незаконная» — олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свои формы.
Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, может вырождаться в свою противоположность — тиранию. Это самая худшая форма государства, считал Платон, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Тиран всегда захватывает власть «от имени народа» или «как ставленник народа».

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах, причем не только на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, но и в последующие столетия. Значительное внимание исследованию формы государства уделяется юристами и в настоящее время. Также как среди их предшественников, между современными авторами нет единого взгляда о видах форм государства. Высказываются самые разные точки зрения, имеют место различные подходы к определению понятия и содержания форм государства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60—70 гг. было представление о форме государства, как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Существует два подхода к форме государства:

1. Элементный подход Форма государства — это единство трех ее основных элементов:

— формы государственного устройства,

Однако такой подход не дает синтезированного представления о форме государства в целом.

2. Системный подход

Форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

В науке форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. На форму государства серьезно влияют культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другими организациями.

Форма государства индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда содержательна и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма государства изменчива, она соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. Однако наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

В последние годы в отечественной литературе (например, в работах Чиркина) предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы).

1. Монократическая (единовластная) форма государства. Главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарха), либо в руках определенной группы (партии, военно-революционного совета и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп» отсутствует.

2. Выделяют следующие подвиды монократической формы государства:

— теократическая (Саудовская Аравия).

— милитаристская (правление военного центра).

— монократическая в условиях тоталитарного социализма.

3. Поликратическая (многовластная) форма государства. Главным признаком является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют.

Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:

— традиционная (США, Англия).

— постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).

4. Сегментарная (смешанная) форма государства. Это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.

Рассмотренные три элемента формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, обладают внутренним единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в своих признаках.

Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон его проявления, устройства и организации.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых прежде всего определяла форма правления. Более того, таких форм, как форма правления государственного устройства или политический режим не существовало. Необходимость в классификации по форме государственного устройства появилась в XVII—XVIII вв. Категория же «политический режим» возникла и вовсе в начале XX в.

Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире. Так, в некоторых государствах Древнего мира существовали институты демократии, хотя чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные режимы.

С появлением федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным и достигает современного уровня.

В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. В результате форма претерпевает изменения в соответствии с новыми потребностями действительности.

  1. Понятие формы правления. Факторы, влияющие на форму правления.

Форма правления раскрывает 3 главные хар-ки гос-ва:

— организацию высших органов гос-ва, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

— взаимоотношения высших органов друг с другом и с населением;

— компетенцию этих органов.

Форма правления показывает кто правит в гос-ве, кто осуществляет верховную власть.

Различают 2 основные формы правления: монархическую и республиканскую.

Монархия— это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Признаки монархической формы правления: — наличие единоличного правителя; — наследование власти; — пожизненность правления; концентрация в руках монарха всей полноты власти; — отсутствие отв-ти монарха. Он несет отв-ть только перед Богом и Историей.

В свою очередь монархия делится на:

— абсолютную; — ограниченную; — дуалистическую

— теократическую; — парламентарную (или конституционная).

Перечисленные признаки хар-ны неограниченной (абсолютной) монархии, которая была присуща рабовладельческим или феодальным обществам. Это такая форма правления, при которой верховная гос-ная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

При дуалистической монархиигос. власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Парламентарная или конституционная – где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности

Для парламентарной монархии характерны след. черты:

— власть монарха органичена во всех сферах гос. власти;

— исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом; — правительство формируется на представителей партии, победивших на выборах в парламент; — глава правительства лидер партии; — законы принимает парламент, их подписывает монарх, правом вето он не обладает.

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республиканской формы правления: — верховная власть осущ. выборными органами; — источник власти – народ; срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); — исполнение институтов демократии в разнообразных формах; — юр. и политическая отв-ть главы гос-ва и др. должностных лиц.

В настоящее время республиканская форма правления самая распространенная.

Различают 2 основных вида республиканской формы правления: — президентскую и парламентарную республики.

Президентская республика имеет особенности – соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы правительства; — выборы президента на основе всеобщих выборов; — президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет отв-ть перед президентом (США, Мексика, Бразилия, Аргентина).

Парламентарная республика – правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет отв-ть перед парламентом. – верховная власть принадлежит парламенту; — президент избирается не всенародно, а парламентом; — глава правительства не президент, а лидер правящей партии (Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия).

  1. Монархическая форма правления.

Монархия – форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх (его власть не зависит ни от одного другого органа государства, он никому неподотчетен и неподконтролен).

Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

Юридические признаки:

– суверенитет исходит от монарха;

– монарх – глава государства;

– имеет неограниченный срок полномочий;

– не несет юридической ответственности за свои действия;

– легитимизация узаконенной власти (путем династического механизма замещения)

Социально-психологические признаки:

– сакрализация (обожествление власти монарха);

– патернализм (монарх – отец);

– поддержание консерватизма (не дает развиваться).

Виды монархической формы правления:

абсолютная(неограниченная) (власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством);

ограниченная (власть монарха ограничена парламентом или конституцией):

а) сословно-представительная (ограничение власти сословий);

б) дуалистическая (в руках монарха вся исполнительная власть и значительная часть законодательной власти);

в) парламентарная (монарх лишен возможностей в области законодательной и исполнительной власти, выполняет представительские функции, выполняет роль главы государства;

г) конституционная (власть монарха ограничена конституцией).

  1. Республиканская форма правления.

Республика – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Среди высших органов власти в республике выделяют: парламент, правительство и президент

Юридические признаки:

– существование единоличного и коллегиального главы государства;

– выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

– осуществление государственной власти по поручению народа;

– юридическая ответственность главы государства;

– обязательность решений верховной государственной власти;

– народ – источник суверенитета;

– рациональный, разумно обоснованный, целесообразный характер власти.

Виды республик:

парламентарная (правительство формируетсяпарламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственностьза свою деятельность перед ним. Парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства);

президентская (глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства);

полупрезидентская или полупарламентарная (либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или снижается роль президента).

  1. Форма государственного устройства: понятие и классификация

Форма государственного устройства — правовое понятие, характеризующее законодательное или конституционное оформление отношений между центром (высшими органами государственной власти и управления) и периферией (территориальными органами власти и управления). С более теоретических позиций, речь идет о правовом оформлении взаимодействия между государством и иными — территориальными — субъектами публичной власти, или между нацией (народом) и территориальными сообществами.

Читайте также:  Понятие информации с точки зрения бытовой информации

Классическая теория права различает три формы государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство. Практика публичного управления в ХХ в. уточняет и дополняет эту типологию:

1) конфедерации становятся исторической, не существующей в современном мире формой государственного устройства;

2) понятие унитарного государства существенно меняется за счет внутренней дифференциации (различий в степени централизации, наличия или отсутствия автономных территориальных образований и т.д.);

3) федеративные государства также трансформируется, приобретая несвойственные классическим федерациям черты и становясь все более разнообразными;

4) появляются новые формы территориальной организации публичной власти, от надгосударственных образований (Европейский Союз) до регионализованных государств (государств автономий).

  1. Унитарное государство.

Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Различают две основные формы государственного устройства:

– унитарные государства (простые по составу, единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения);

– федеративные государства (имеют в составе административно-территориальные или национальные образования, обладающие самостоятельностью или суверенитетом).

Унитаризм – государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных государственных образований.

Признаки унитарного государства:

1) полное территориальное единство государства (административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью);

2) один центр властных полномочий;

3) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

4) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

5) единая система законодательства для всего государства;

6) одноканальная система налогов (все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются);

7) каждая составная часть государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства

Виды унитарных государств:

– децентрализованные (центральные органы власти имеют ограниченные права вмешательства в решение местных проблем) (основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти).

*сложные (в зависимости от наличия в их составе автономий)

  1. Федеративное государство.

Федерация – государственное устройство, при котором государство состоит из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Признаки федеративного государства:

1) территория состоит из территорий субъектов;

2) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

3) возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

4) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

5) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

6) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

– построенные по национальному и территориальному признакам;

– жесткие и мягкие (субъекты имеют право выхода);

– с точки зрения правового статуса субъекта – ассимметричные (у некоторых субъектов прав больше) и симметричные (субъекты равны в правах).

  1. Понятие «региональное государство»

РЕГИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором обеспечивается конституционное признание и гарантирование региональной (территориальной) автономии. Р.г. создается при условии осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию. Соответственно региональным является государство, в котором гарантирована политическая самостоятельность территориальной автономии. Являясь следствием регионализации, Р.г., в отличие от федеративного государства, образуется на иных принципах. Оно создается путем преобразования унитарного государства, при непосредственном и решающем участии центральной власти этого государства. К признакам Р.г. относятся: 1) право территориальной автономии законодательствовать, т.е. принимать в пределах свой компетенции законы. При этом в условиях Р.г. автономиям не предоставляются учредительные полномочия. Хотя органы власти и принимают акт (устав), сходный с конституцией, тем не менее он утверждается решением общенационального парламента; 2) разграничение полномочий между центральной властью (центром) и автономиями (регионами). При этом применяемый в федеративных государствах принцип резервирования остаточной компетенции за регионами не применяется (остаточная компетенция остается за центром); 3) предоставление разным регионам различной степени автономии, т.е. признание за ними юридического неравноправия; 4) осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти органами конституционного уровня — Конституционным судом, правительством и др.; 5) отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, невозможность участия в пересмотре конституции страны, отсутствие полномочий в сфере судоустройства. (В.Ч.)

  1. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации)

Конфедерация– международно-правовое объединениесуверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (политических, экономических, оборонительных), без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию.

Содружество – организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Объединяющие их признаки могут касаться (экономики, права, языка, культуры, религии). Содружество – объединение независимых государств. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Содружество как объеди­нение государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

Сообщество государств. В основе сообщества лежит межгосударственный договор. Сообщество в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в него, и эволюционирует в сто­рону конфедеративного объединения. В сообщество могут входить ассоциированные члены — госу­дарства, принимающие те или иные правила, действующиё в сооб­ществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из от­числений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных цепей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры, (вплоть до их от­мены).

Ассоциации – объединения государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов).

  1. Политический режим: понятие и классификация

Политический (государственный) режим –совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Две основные разновидностиполитических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

Недемократические политические режимы: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим.Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализмво всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Виды демократических политических режимов:

– социально-демократический (равенство, государственная поддержка нетрудоспособных);

– либерально-демократический (свобода, равенство, государственное невмешательство в экономику);

  1. Демократический режим

Понятие «демократия«(от греч. demos – народ и kratos – власть) означает народовластие, власть народа.

Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Характерные черты:

? избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании;

? наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

? разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

? многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почвесуществующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

? принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

? отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Условия функционирования демократического режима:

? наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

? отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;

? наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

? наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

? гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

Под демократией понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы политический режим, построены ни принципах народовластия, свободы и равенства. Формирование демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества.

В реальной политической борьбе прошлого, демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических нрав и свобод. Развитие представительной демократии идет по двум направлениям:

1) расширение избирательных прав от сословных до всеобщего права и увеличение числа представительных органов;

2) создание системы гарантий демократии процесс формирования гражданского общества и правового государства.

Важнейшей составной частью развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур, которые характеризуют и современную демократию: избрание народом высшего законодательного органа; равенство избирательных прав; всеобщность избирательного права; ограничение прав меньшинства решением большинства; непрерывный общественный контроль и др.

Демократия – это не просто многообразие взглядов и мнений, это – система правления. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты нрав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии. Следует раскрыть такие важнейшие принципы демократии, как парламентаризм; выборность, сменяемость органов власти; их ответственность перед обществом; власть закона, равенство всех перед законом; разделение властей; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии; политический плюрализм и др.

  1. Авторитарный режим

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия ) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Авторитари́зм как форма политической власти часто сочетается с Автократией (Форма отношения к власти) и Диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9116 — | 6863 — или читать все.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5551711/page:10/
  • http://studopedia.ru/10_227183_sotsialnoe-naznachenie-gosudarstva.html