Меню Рубрики

Социальная реабилитация детей инвалидов по зрению

Связаться с Нами

Социальная реабилитация инвалидов по зрению

Одним из основных направлений работы Центра реабилитации слепых является социальная (элементарная) реабилитация инвалидов по зрению.

Задачи курса социальной реабилитации: восстановление у обучающихся навыков самостоятельной жизни, навыков самообслуживания, пространственной ориентировки, чтения и письма, элементарных трудовых навыков, т.е. таких навыков и личных качеств, которые позволили бы им реализовать свои возможности в современном обществе, вернуться к полноценной активной жизни.

На отделение социальной реабилитации принимаются, по заявкам региональных правлений ВОС, нуждающиеся в реабилитации, инвалиды I группы по зрению и слепоглухие – члены ВОС. В исключительных случаях могут быть приняты инвалиды II группы по зрению. Ежегодно в ЦРС курс социальной реабилитации проходят около 200 человек.

Учебно-реабилитационный процесс проводится в соответствии с учебным планом и программами, разработанными нашими специалистами под руководством кафедры тифлопедагогики РГПУ им. Герцена и утвержденными Центральным правлением ВОС.

Социальная реабилитация инвалидов по зрению в ЦРС осуществляется квалифицированными тифлопедагогами по следующим направлениям:

1. Пространственная ориентировка.

В процессе социальной реабилитации инвалидов по зрению одно из важных мест занимает обучение их самостоятельной ориентировке в пространстве, т.к. интеграция инвалидов по зрению в современное общество напрямую связано с возможностями слепого человека самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах. Занятия проводятся в специально оборудованных учебных кабинетах, где слушатели получают теоретические знания по ориентировке. Практические занятия проводятся непосредственно на улицах г. Волоколамска.

2 . Домоводство и самообслуживание.

Бытовая самостоятельность — необходимое условие социальной адаптации незрячего человека. На занятиях по домоводству незрячие обучаются самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства без контроля зрения.

Обучение чтению и письму по системе Брайля–важная составляющая в социальной реабилитации инвалидов по зрению. Рельефно-точечный шрифт Брайля был создан французским педагогом в 1825 году, и с тех пор остается единственной универсальной системой чтения и письма для слепых.

4. Основы персонального компьютера.

Особое место в реабилитации инвалидов по зрению занимает обучение адаптивным информационным технологиям. Овладение навыками пользования персональным компьютером дает незрячим возможность расширить доступ к информации, решить проблему общения, расширить сферу своей профессиональной деятельности. Курс «Основы ПК» входит в программу социальной реабилитации и включает в себя первоначальные знания о компьютере, методах работы со специальным программным обеспечением. После прохождения ознакомительного курса есть возможность пройти обучение по основному курсу «Пользователь ПК».

5. Трудовая (допрофессиональная) подготовка.

Трудовая (допрофессиональная) подготовка является составной частью социальной реабилитации. В программу трудового обучения включены следующие предметы: деревообработка, металлообработка, электросборка (для мужчин), рукоделие (для женщин). Главная задача курса-выработка у реабилитантов уверенности в своих силах и способности к полезной трудовой деятельности.

6. Адаптивная физическая культура.

Важную роль в реабилитации инвалидов по зрению играет обучение адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура-это физкультура ориентированная на возможности инвалидов по зрению. Занятия адаптивной физической культурой, проводимые в спортивных и тренажерных залах, в плавательном бассейне способствуют повышению мобильности незрячих, помогают снять скованность в движениях, поднять жизненный тонус, развивают силу, выносливость, воспитывают привычку к систематическим физическим упражнениям.

Предмет «Адаптивная физическая культура» включен в курс и социальной реабилитации, и профессиональной подготовки.

Кроме основной (обязательной) программы обучения проводятся факультативные занятия и кружки по интересам. В Центре работает около 30 кружков и факультативов (компьютерный, ориентирование с помощью GPS – навигации, флористика, «оригами», психологический, спортивный, кулинарный и др.)

Продолжительность курса социальной реабилитации – 2,5 месяца.

Основной организационной формой обучения является занятие (урок) продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся в группах по 4-5 человек по учебному расписанию. При необходимости используется и индивидуальная форма обучения.

Занятия проводятся в форме лекций, бесед, семинаров, контрольных и выпускных работ. Значительная часть учебного времени отводится практическим занятиям.

Формирование умений и навыков проводится в специально созданных учебных кабинетах, мастерских, оборудованных необходимыми учебно – наглядными пособиями и современными тифлотехническими средствами реабилитации.

Итогом работы слушателей является дифференцированный зачет по основным предметам с выдачей им удостоверения о прохождении курса социальной реабилитации.

Эффективная работа по обучению и реабилитации инвалидов по зрению обеспечивается квалифицированным коллективом специалистов Центра.

Педагогический коллектив Центра – это 35 высокопрофессиональных, преданных своему делу тифлопедагогов, которые используют в своей работе весь арсенал современных методов реабилитации инвалидов. Большинство из них имеют высшее тифлопедагогическое образование, I и высшую квалификационную категорию, большой стаж педагогической работы с инвалидами по зрению. Примечательно, что некоторые из преподавателей (10 человек) сами являются инвалидами по зрению, что помогает им быстрее установить контакт со слушателями и своим личным примером положительно влиять на процесс реабилитации.

В целях повышения качества обучения слушателей преподаватели занимаются поиском новых форм и методов обучения, делятся своим опытом на педсоветах, заседаниях методических секций, проводят открытые уроки, мастер – классы, принимают участие в научно – практических конференциях. В 2012 году все педагогические работники Центра прошли обучение на курсах повышения квалификации в институте специальной педагогики и психологии г. Санкт – Петербурга по программе «Инновационные методы обучения слепых и слепоглухих».Все это позволяет им проводить занятия на современном методическом, профессиональном уровне и добиваться высоких результатов в обучении и реабилитации инвалидов по зрению.

Руководство отделением социальной реабилитации осуществляет первый заместитель генерального директора по учебной работе Сорокина Маргарита Сергеевна.

8.1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями зрения

Собирательным термином «инвалид по зрению» обозначаются слепые и слабовидящие люди. Слепота и слабовидение — тяжёлые расстройства зрения — относятся к группе сенсорных нарушений. В медицине слепоту определяют, как полную потерю способности при помощи зрения воспринимать не только форму предметов, грубые очертания их, но и ощущать свет.

Зрение обеспечивает более 90 % информации о внешнем мире. Полная или частичная утрата зрения создаёт большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности.

В разных странах нормативы отнесения людей к категории слепых и слабовидящих отличаются друг от друга. В США слепыми считают тех, чьё центральное зрение меньше нормального в 10 раз и поле зрения меньше 20-ти градусов. Во Франции к слепым относят людей, у которых острота зрения не достигает двадцатой части нормы. В Великобритании к инвалидам по зрению относят людей, которые не способны распознать с расстояния шести метров знаки, которые люди с нормальным зрением распознают с 18-ти метров. В ряде стран слепыми считаются люди, не различающие пальцы рук на расстоянии одного метра. В России для отнесения людей к категории инвалидов по зрению критерием является не только острота зрения, но имеет значение и поле зрения. Нормой считается, когда глаз охватывает 150 градусов горизонтального плана, оба глаза — 180, по вертикали поле зрения составляет примерно 105 градусов. Людей, имеющих хорошие показатели остроты зрения при резком сужении поля зрения, относят к слабовидящим. Слепые — это люди, у которых поле зрения сужено до 10-ти градусов.

Контингент инвалидов по зрению неоднороден как по возрасту, так и по характеру и тяжести глазной патологии. Существуют несколько видов классификации, в основе которых лежат разные критерии.

На основании остроты зрения Диянская Г. П., специалист в области тифлобиблиотековедения, среди слепых различает незрячих, ослепших, частично зрячих и слабовидящих. Незрячие — это люди, потерявшие зрение ещё до развития речи, зрительно не воспринимавшие предметы и явления, в связи с чем у них практически нет зрительных представлений. Ослепшие — это люди, у которых зрение нарушено после достаточного развития речи (после трёх лет). Они потеряли возможность зрительно воспринимать предметы и явления, но в некоторой степени сохранили зрительные представления. Частично зрячие — это люди, сохранившие ограниченные возможности зрительного восприятия предметов и явлений и имеющие зрительные представления. У слабовидящих затруднены зрительные восприятия мелких и отдалённых объектов [11, с. 77-78].

Отечественный тифлопедагог Л. И. Солнцева предлагает следующую дифференциацию людей с проблемами зрения:

а) тотально слепые;

б) слепые со светоощущением;

в) слепые с остаточным зрением;

г) глубоко слабовидящие;

По времени и степени расстройства зрения можно выделить людей, потерявших зрение:

в раннем дошкольном возрасте;

в старшем дошкольном возрасте;

в младшем школьном возрасте;

в зрелом возрасте.

Чем раньше появляется сенсорный дефект, тем большие сложности и трудности возникают у человека при ориентации в окружающем мире.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

глубокое нарушение зрения обоих глаз;

глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;

среднее нарушение зрения обоих глаз;

глубокое нарушение зрения одного глаза.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

С. Н. Ваньшин выделяет шесть групп инвалидов по зрению с учетом группы инвалидности, уровня реабилитированности и адаптации, давности потери зрения, возможности приёма информации об окружающей среде.

Шапошников А. Е. проводит классификацию инвалидов по зрению с учётом нескольких характеристик.

Первый критерий — степень расстройства зрения,

второй — деление инвалидов на группы, принятое в официальном порядке. К инвалидам первой группы (или слепым) он относит тех людей, которые не могут читать обычный шрифт, поскольку острота их зрения находится ниже допустимой нормы. У одних слепых этой группы полностью отсутствуют зрительные ощущения, у других — сохраняется светоощущение, у третьих — имеется остаточное зрение. Инвалиды второй группы — это слабовидящие. Они не могут свободно читать обычный шрифт, но им доступны крупношрифтовые издания. Имеет значение время возникновения дефекта. Слепые от рождения или потерявшие зрение в раннем возрасте в большинстве своём овладели навыками чтения и письма по системе Брайля, навыками самообслуживания, ориентирования в пространстве. Они легче переносят слепоту, их личность развивается без коренных ломок, существенных перестроек и острых конфликтов, присущих людям, которые потеряли зрение в зрелом возрасте.

Согласно классификации Медико-социальной экспертизы выделяются три группы инвалидов по зрению. МСЭ дифференцирует инвалидов по зрению с тем, чтобы определить основания для назначения пенсии, предоставления льгот, а также для учёта состояния незрячего при осуществлении мероприятий и индивидуальной программы реабилитации.

Таким образом, главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей её влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основными из которых являются острота и поле зрения.

При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможности обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения.

Абсолютная, или практическая слепота, приводит к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию, физической независимости и социальной активности.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей информацией становится акустическая, тактильная, кинестетическая, светоцветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов — язык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. В связи с этим при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания незрячих.

Компенсаторная способность организма наделяет слепого человека фоточувствительностью кода, которая даёт возможность различать не только контуры, но и цвета крупных предметов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие, может судить о размерах и материале объекта.

Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является ограничение способности к ориентации, т. е. способности определяться во времени и пространстве. Способность к ориентации осуществляется путём прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.

Способность к ориентации включает в себя:

способность к определению времени по общепринятым признакам (время суток, время года и др.);

способность к определению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам и звукам;

способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам;

способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различении правого и левого и др.;

способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию (вербальную / невербальную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путём обоняния и осязания), пониманию связей между предметами и явлениями [55, с. 241].

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров — осязательных (тактильных), слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы здания и этажей; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями (поворотами, лестницами, подъёмами, входами).

Под слуховыми ориентирами имеют в виду звуковые маяки при входах, а также радиотрансляцию.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т. п. Обучение пространственному ориентированию преследует цель сформировать навыки и умения пространственного ориентирования, развить мобильность незрячего. Задачами обучения пространственному ориентированию являются:

научить использовать различную (звуковую, обонятельную, осязательную) информацию для компенсации утраченной зрительной функции;

научить использовать остаточное зрение, позволяющее воспринимать светлоты, цвета, силуэты предметов;

помочь выработать способы и приёмы оценки формы, величины предмета, расстояния между предметами, взаимного расположения и направления их движения;

научить использовать тифлотехнические средства пространственного ориентирования;

сформировать социально значимые качества личности.

Для реализации мер социальной реабилитации инвалидов со зрительными расстройствами необходимо обеспечение их вспомогательными тифлотехническими средствами: для передвижения и ориентировки; для самообслуживания; для информационного обеспечения, обучения; для трудовой деятельности.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определённые трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.). Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

При определённых ситуациях слепому или слабовидящему человеку нужна помощь зрячего. Однако не всякий человек, особенно тот, кто не имеет опыта общения с незрячими, может умело и правильно оказать нужную помощь. Необходимы элементарные знания тифлопсихологии.

При определённых условиях незрячий может хорошо трудиться и обслуживать себя, организовывать свой быт, ориентироваться в пространстве. Но для этого ему нужна элементарная помощь зрячего [19, с. 85-87].

Самые различные формы социальной реабилитации, способствующие интеграции инвалидов по зрению, осуществляются Всероссийским обществом слепых (ВОС). Эта общественная организация, основанная на членстве незрячих граждан России, создана для социальной защиты, реабилитации и обеспечения равных с другими гражданами прав инвалидам I-й и II-й групп по зрению.

Основными целями ВОС являются: защита прав и интересов; социальная реабилитация и интеграция; приобщение к труду, образованию, культуре и спорту; развитие общественной активности инвалидов по зрению; содействие удовлетворению их материальных нужд.

Основные задачи ВОС:

1) выявлять слепых граждан, вести учёт и вовлекать их в члены своей организации;

2) осуществлять мероприятия по социальной защите и интеграции инвалидов по зрению в общество;

3) участвовать в формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и обеспечении беспрепятственного доступа слепых к социальной инфраструктуре;

4) организовывать рациональное трудоустройство слепых на предприятиях, в хозяйственных обществах ВОС, содействовать индивидуально-трудовой деятельности слепых, трудоустройству их на государственных, а также иных форм собственности предприятиях и организациях;

Читайте также:  Что делать чтобы не падало зрение в домашних условиях

5) осуществлять мероприятия по улучшению бытового обслуживания и жилищных условий членов Общества; организовывать и координировать разработку технических приборов и специальных приспособлений, облегчающих труд слепых, расширяющих сферу его применения, улучшающих бытовые условия, ориентировку слепых в пространстве и информационное обеспечение;

6) содействовать медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов по зрению, участвовать в разработке комплексных и индивидуальных программ реабилитации слепых, оказывать содействие в их реализации;

7) создавать условия для развития личности и удовлетворения духовных запросов слепых людей, осуществлять нравственно-эстетическое и правовое воспитание, экономическое просвещение членов ВОС;

8) осуществлять производственное и профессиональное обучение, повышение квалификации; способствовать повышению образовательного уровня взрослых слепых и организовывать их обучение чтению и письму по Брайлю; шествовать над школами-интернатами для слепых и слабовидящих детей;

9) помогать органам здравоохранения в улучшении медицинской помощи инвалидам по зрению и проведению работы по профилактике слепоты, сохранению остаточного зрения , а также осязания и слуха.

В системе этой организации имеются:

производственные предприятия и объединения, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих;

институты по подготовке и переподготовке кадров ВОС, реабилитационные центры, ДК и клубы, редакции, издательства и типографии, санатории и базы отдыха, библиотеки.

Реабилитационная деятельность сосредоточена в трёх центрах реабилитации, которые находятся в Волоколамске, Санкт-Петербурге и Бийске.

Важную роль в реабилитации инвалидов по зрению играют специальные библиотеки для слепых, цель которых — предоставление инвалидам по зрению возможности относительно независимого и полного доступа к информации по всему тематическому диапазону национальной и общечеловеческой культуры. В систему специализированного библиотечного обслуживания входят библиотеки специальных школ-интернатов; библиотеки средних специальных учебных заведений для слепых; библиотеки реабилитационных центров для слепых; библиотеки домов-интернатов и религиозных организаций.

Специальная библиотека для слепых — это общественный институт, выполняющий определённый социальный заказ. Такой заказ выражается в реализации специальными библиотеками информационной, образовательной и культурной функций. Приоритетной является реабилитационная функция. Участие специальных библиотек в процессах социальной реабилитации носит как непосредственный, так и опосредованный характер.

К числу непосредственных обязанностей специальных библиотек относятся обеспечение литературой и информацией на доступных носителях, обучение системе Брайля, обучение библиографической грамотности, обучение пользованию компьютером и вспомогательными приставками к ним и др. Опосредованное участие специальных библиотек в реабилитации инвалидов по зрению предполагает выполнение библиографических и фактографических справок о реабилитационных, медицинских, образовательных и других учреждениях; рекомендацию и подбор литературы профессионального характера в помощь образованию, самообразованию и досуговой деятельности незрячих. Кроме того, специальные библиотеки предоставляют своим читателям для самостоятельной работы тифлотехнические средства и увеличительные приборы, помощь зрячих чтецов.

Особое значение специальных библиотек состоит в информационном обеспечении деятельности специалистов — дефектологов, реабилитологов, тифлопедагогов различных учреждений.

Тесное сотрудничество специальных библиотек с организациями слепых (местными, международными), реабилитационными учреждениями и службами социальной защиты способствует совершенствованию системы библиотечного обслуживания инвалидов по зрению, улучшению их финансирования и в конечном счёте повышению их роли в реабилитационном процессе. Однако в деятельности специальных библиотек имеется ряд недостатков объективного характера. В частности, их информационные ресурсы оказываются недостаточно востребованными; имеются диспропорции в обслуживании инвалидов по зрению, проживающих в городской и сельской местности.

Интересен опыт библиотечного обслуживания незрячих за рубежом. Там инвалидов по зрению обслуживают не только специальные библиотеки, но и публичные, а также библиотеки школ, колледжей, университетов. Например, Национальная библиотечная служба для слепых при Библиотеке Конгресса США направляет в местные публичные библиотеки издания специальных форматов. В США почти каждая владеет хотя бы небольшой коллекцией «говорящих книг», изданий крупного и рельефно-точечного шрифта. Незрячим предоставляется право выбора библиотеки и формы обслуживания: обслуживание по почте, обслуживание передвижной библиотекой, посещение публичной библиотеки и др.

В России с середины 90 х гг. предпринимаются шаги по введению смешанной формы обслуживания. Идёт процесс постепенного превращения специальных библиотек в информационно-ресурсные центры, которые будут комплексно заниматься проблемами обучения и реабилитации людей с ограниченными возможностями. При специальных библиотеках функционируют кружки по изучению системы Брайля, иностранных языков, создаются образовательно-информационные, реабилитационно-досуговые и культурно-реабилитационные центры.

Главным тормозом на пути становления системы специальных библиотек как информационных, ресурсных, научных центров являются недостаточное финансирование, дефицит научной и профессиональной литературы на специальных носителях, неприспособленность зданий публичных библиотек для инвалидов по зрению.

Участие социального работника в реабилитации инвалидов по зрению носит многоаспектный характер, предполагает не только разностороннее образование, правовую компетентность, но и наличие определённых личностных качеств, позволяющих инвалиду по зрению доверительно относиться к этой категории субъектов реабилитации. Его профессиональные знания, умения и навыки актуализируются в процессе наставничества, консультирования, оказания методической помощи.

Конкретная деятельность социального работника определяется характером патологии у инвалида по зрению, его реабилитационным потенциалом, а также местом пребывания — в семье или доме-интернате. Последний критерий не следует воспринимать формально, поскольку он напрямую связан с морально-психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы незрячего. Для осуществления адекватной социальной деятельности в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений. Социальному работнику принадлежит ведущая роль по созданию благоприятной среды жизнедеятельности, организации социально-бытовой и социально-психологической адаптации инвалидов по зрению, оказанию помощи в трудоустройстве, которое может быть осуществлено либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, и содействию в поступлении инвалида по зрению в учебное заведение. При осуществлении реабилитации слепых и слабовидящих инвалидов, находящихся в семье, значение приобретает морально-психологическая поддержка. В этом случае роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации, попытке устранить или смягчить воздействие её на психологическое состояние инвалида и его семьи.

Реабилитация инвалидов зрения

Важнейшей задачей медико-социальной экспертизы является реабилитация инвалидов.

Реабилитации незрячих уделяется очень большое внимание. Реабилитация включается в систему государственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной или стойкой утрате трудоспособности и на возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.

При освидетельствовании больного ВТЭК формирует индивидуальную программу реабилитации инвалида. В планировании и проведении реабилитационных мероприятий должны участвовать не только учреждения медицинской и социальной помощи, но и предприятия, а также сами инвалиды и их семьи.

Созданная научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению включает комплекс медицинских, психологических, социологических, педагогических, профессионально-трудовых программ, поэтапное и взаимосвязанное применение которых способствует восстановлению здоровья, трудоспособности и социальной интеграции незрячих. В комплексе реабилитационных мер ведущую роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям современной офтальмологии, особенно офтальмохирургии, многим тысячам слепых возвращено зрение.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых — развитие мобильности, сенсорного восприятия, овладение навыками ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации 6 выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (от греч. typhlos — слепой, techne — искусство — отрасль техники, разрабатывающая приспособления, приборы и системы, компенсирующие частичную или полную потерю зрения, облегчающие преодоление психологического комплекса неполноценности).

Для проведения элементарной реабилитации существуют специальные школы, а также специальная служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых. Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение незрячих осуществляется в специальных техникумах, профессионально-технических училищах, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых, где они приобретают доступные им профессии.

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строится с учетом своеобразия развития детей при разных формах нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах отечественной тифлопедагогики. В школах-интернатах осуществляется также трудовая подготовка, имеющая политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо на других предприятиях.

Часть выпускников продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании их работают в различных отраслях народного хозяйства по специальности. Важнейшим, завершающим этапом реабилитации является возвращение инвалида к профессиональному труду. Разработанная научно обоснованная система трудового устройства слепых обеспечивает предоставление работы, соответствующей функциональным возможностям слепого и не оказывающей отрицательного влияния на состояние его здоровья. Производственное обучение и трудовая деятельность слепых и слабовидящих — инвалидов I и II групп осуществляются на учебно-производственных предприятиях обществ слепых, где созданы необходимые условия труда, учитывающие функциональные возможности инвалидов. Инвалиды III группы, а также определенная часть инвалидов I и II групп работают в общих условиях производства.

При определении видов, условий и режимов труда необходимо учитывать доступность профессиональной деятельности, а также (что особенно важно) противопоказанные факторы условий труда. В табл. 25 приведены основные факторы условий труда, противопоказанные инвалидам с различными формами глазной патологии, которые объединены в восемь категорий.

Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению подросткового и старшего школьного возраста: современные технологии Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Загорская Любовь Михайловна, Назаркина Валерия Александровна

В статье рассматриваются проблемы социально-культурной реабилитации незрячих подростков и детей старшего школьного возраста. Методологическим основанием проведённых исследований является социально-культурный подход к проблемам адаптации личности ребенка-инвалида. Определяется связь этого подхода с культурно-досуговой деятельностью, показана роль досугового пространства личности ребенка как необходимого условия его полноценного развития. Авторами рассматривается понятие «социально-культурная реабилитация» детей-инвалидов и раскрывается его сущность, выявляется роль творческих технологий в работе с такими детьми и эффективность использования социально-культурной анимации, а также дается анализ практики использования театральной анимации на примере проектной работы студентов по направлению «Сервис» и определяется её целесообразность в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов по зрению. В статье описан опыт применения метода картирования к сфере культурно-творческих услуг конкретной территории и приводятся результаты картирования театральных студий г. Новосибирска, предоставляющих услуги по театральному обучению для детей старшего школьного возраста, что позволило выявить небольшой набор услуг, направленных на привлечение детей с ограниченными возможностями. Кроме того, анализируются результаты исследований детей-инвалидов по зрению г. Новосибирска в отношении театрального искусства, а также молодых актеров, зрителей на предмет возможности интеграции детей-инвалидов по зрению в совместную театральную деятельность. Авторами определяются особенности технологии театральной анимации как средства адаптации и социализации этой категории детей и необходимые условия для её использования в театральных школах и студиях, что позволило сделать выводы о необходимости комплексного использования культурно-творческих и социально-защитных технологий на основе принципа комплиментарности как наиболее эффективного способа решения проблем социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Загорская Любовь Михайловна, Назаркина Валерия Александровна,

SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF ADOLESCENT AND SENIOR SCHOOL-AGED CHILDREN WITH VISION DISABILITIES: MODERN TECHNOLOGIES

The article deals with the issues of socio-cultural rehabilitation of adolescent and elder school-aged children with vision disabilities. The socio-cultural approach to the adaptation problems of the indiv >theatrical animation in the socio-cultural rehabilitation of children with vision disabilities by the example of the project work of the students studying on training program «Service». The article describes the experience of applying the method of mapping to the sphere of cultural and creative services of a particular territory and shows the results of the mapping of Novosibirsk theater studios prov >technology features of theatrical animation as a means of adaptation and socialization of this category of children and the necessary conditions for its use in theatrical schools and studios. Based on the foregoing, the authors make conclusions about the need for the integrated use of cultural and creative and social-security technologies on the principle of complementariness as the most effective way of solving the socio-cultural rehabilitation of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению подросткового и старшего школьного возраста: современные технологии»

DOI: 10.12737/ 21200

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ ПОДРОСТКОВОГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

Загорская Любовь Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры маркетинга и сервиса, lubaz@mail.ru,

Назаркина Валерия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и сервиса, valeria71@bk.ru

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск, Российская Федерация

В статье рассматриваются проблемы социально-культурной реабилитации незрячих подростков и детей старшего школьного возраста. Методологическим основанием проведённых исследований является социально-культурный подход к проблемам адаптации личности ребенка-инвалида. Определяется связь этого подхода с культурно-досуговой деятельностью, показана роль досугового пространства личности ребенка как необходимого условия его полноценного развития. Авторами рассматривается понятие «социально-культурная реабилитация» детей-инвалидов и раскрывается его сущность, выявляется роль творческих технологий в работе с такими детьми и эффективность использования социально-культурной анимации, а также дается анализ практики использования театральной анимации на примере проектной работы студентов по направлению «Сервис» и определяется её целесообразность в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов по зрению.

В статье описан опыт применения метода картирования к сфере культурно-творческих услуг конкретной территории и приводятся результаты картирования театральных студий г. Новосибирска, предоставляющих услуги по театральному обучению для детей старшего школьного возраста, что позволило выявить небольшой набор услуг, направленных на привлечение детей с ограниченными возможностями. Кроме того, анализируются результаты исследований детей-инвалидов по зрению г. Новосибирска в отношении театрального искусства, а также молодых актеров, зрителей на предмет возможности интеграции детей-инвалидов по зрению в совместную театральную деятельность. Авторами определяются особенности технологии театральной анимации как средства адаптации и социализации этой категории детей и необходимые условия для её использования в театральных школах и студиях, что позволило сделать выводы о необходимости комплексного использования культурно-творческих и социально-защитных технологий на основе принципа комплиментарности как наиболее эффективного способа решения проблем социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.

Ключевые слова: социально-культурная реабилитация инвалидов, досуговое пространство, социализация, ресоциализация, технология картирования услуг, социально-культурная адаптация, технология театральной анимации, принцип комплиментарности

В последнее время в России все больше внимания стало уделяться проблемам детей-инвалидов и внедрению инновационных технологий их реабилитации и адаптации к жизни в обществе. Как показывает опыт уже имеющихся исследований в этой сфере, существовавший в социальной политике нашей страны в прошлом столетии медико-социальный подход показал свою неспособность, поскольку не затрагивал духовную сферу личности, являющуюся стержнем её жизненной устойчивости. Данный подход сформировал у многих инвалидов потребительскую установку к обществу, иждивенчество, нежелание и неумение трудиться, стремление переложить на других ответственность за организацию своей собственной жизни, досуга, развития себя как полноценной личности. В результате инвалиды, как отмечают исследователи, имеют огромный психологический барьер при взаимодействии с социальной микросредой, барьер, состоящий из страхов, а также незнания как своих собственных сил, так и той общественной среды, с которой они общаются [9]. В настоящее время становится актуальным социально-культурный подход, затрагивающий духовную сферу личности, включающий технологии социокультурной анимации, которая оказывает на человека непосредственное психоэмоциональное, культурно-развивающее и социализирующее влияние. Поэтому в качестве методологического основания для проведения данного исследования нами выбран именно социально-культурный подход, а в качестве метода — социально-культурная анимация.

Социально-культурная анимация ориентируется на реабилитацию духовного мира инвалидов, стремится вернуть им ощущение полноценной духовной жизни даже при ограничениях по здоровью. Однако до сих пор эта социальная практика в нашей стране остается недостаточно изученной, отсутствует четкое понимание методологических и теоретических основ такой деятельности, нет методических разработок и мало проектов по использованию социокультурных технологий в работе с инвалидами.

Читайте также:  С чем связаны особенности строения органов зрения рыб

В рамках обозначенной проблематики становится актуальной тема социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями, особенно детей, подростков и молодёжи, т.к., помимо медико-социального восстановления, именно социально-культурная реабилитация позволяет подготовить таких детей к нормальным полноценным коммуникациям в обществе, способствует повышению качества их жизни, самореализации в разных сферах деятельности.

Остановимся на обзоре точек зрения, наиболее распространенных в научной литературе по данной проблематике.

В научно-исследовательской литературе проблема адаптации детей-инвалидов с различными нарушениями к жизни в социуме ставится и анализируется с разных сторон, исходя из узкого или более широкого методологического основания. Традиционно исследователи рассматривают эту проблему с точки зрения медицины, педагогики и психологии или социальной помощи, считая, что именно специализированная помощь наиболее эффективна в налаживании коммуникативных связей таких детей и формированию у них адаптивных качеств к социуму. Например, Лоторева Е.В. считает, что преодоление барьеров отчуждения незрячих инвалидов необходимо решать с помощью создания новых или адаптации существующих компьютерных технологий, позволяющих получать необходимую информацию в специализированных библиотеках для слабовидящих и посредством таких технологий налаживать коммуникацию [6]. Исследователь Нефедовская Л.В., анализируя качество жизни незрячих и слабовидящих детей, приходит к выводу, что оно ниже по сравнению со здоровыми детьми по таким параметрам, как физическое, социальное и школьное функционирование [11]. Качество досуга, занятий творчеством, как и результаты, сказывающиеся на адаптивности таких детей, не рассматривается в рамках педагогического подхода, что не дает более полной картины изучаемой проблемы. Речь в таких исследованиях идёт главным образом о социальной реабилитации, не включающей адаптацию в сфере культуры и досуга. Несмотря на положительные результаты исследований в рамках такого подхода, он слишком традиционный и не столь эффективный на практике, как ожидалось, и потому необходимо активное применение альтернативных социокультурных технологий, практик, взятых из культурно-творческой среды развития личности здорового ребенка, подростка. Подобной позиции придерживаются такие исследователи, как Мацукевич О.Ю., Тарасов Л.В., Хуснутдинова А.Ю., Татарицкая Я.В. [4, 10, 12, 13, 14]. Эта позиция наиболее перспективна, поскольку, в отличие от социальной, социально-культурная реабилитация детей-инвалидов с разными отклонениями от нормы здоровья позволяет существенно расширить предметное поле и найти новые способы решения проблем. На стыке нескольких областей — социальной, психолого-педагогической и социально-культурной — появляются новые исследования, раскрывающие возможности адаптации

детей-инвалидов по зрению посредством приобщения их к разным видам художественного творчества [5, 14].

С нашей точки зрения, социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению включает в себя комплекс специфических технологий, мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, например, заниматься посильной работой, учёбой, выполнением несложных дел в быту, находить и использовать нужную для практической деятельности и организации собственного досуга информацию, заниматься творчеством, приобщаться к ценностям культуры, задействуя иные каналы восприятия. Также немаловажно, что социально-культурные технологии помогают налаживать дружеские и деловые коммуникации и адекватно участвовать в них, не испытывая при этом страхов и комплексов, развивать и проявлять свои способности в разных видах деятельности, в т. ч. в досуговом пространстве.

Досуговое или социально-культурное пространство как нельзя лучше подходит для решения задач адаптации детей-инвалидов, т.к. именно здесь происходит формирование и корректировка культурных потребностей личности, выработка и фиксация необходимых для нормальной жизни социально-культурных реакций на вызовы среды [3]. Основное содержание понятия «социокультурное пространство» личности сводится к тому, что оно включает весь комплекс освоенных знаний и умений не только в границах образовательно-воспитательных учреждений, но и в рамках таких социальных институтов, как семья, клубы и кружки по интересам или центры культурно-досуговой деятельности. Сотрудничество всех субъектов социокультурной деятельности активизирует потребность в самореализации, обретении навыков разнообразного ролевого поведения, влияет на формирование потребностей в творческой деятельности и развитии творческого потенциала личности [3]. По нашему мнению, именно в досуговом пространстве происходит формирование и корректировка культурных потребностей личности, досуговых интересов.

Исходя из актуальности темы исследования, в качестве методологического основания мы остановимся на социально-культурном подходе, включающем анализ влияния культурно-творческих технологий на процесс восстановления личности детей-инвалидов по зрению. Именно такой подход к проблеме реабилитации позволяет задействовать более широко потенциал организаций социально-культурного сервиса и

на этой основе расширять возможности интеграции детей-инвалидов в обычную социокультурную жизнь со всеми ее инвариантами.

Особенности такой реабилитации и используемых для её целей технологий состоят в том, что в её основе лежит не медицинский, а, прежде всего, социально-психологический и культурный подходы. Это подразумевает и уровень социальной адаптации инвалида в социальной среде, и культурные интересы, потребности, духовные ценности личности ребенка-инвалида, развитие способностей его к разным видам творческой деятельности. Другая особенность социально-культурной реабилитации связана с тем, что её технологии обязательно должны быть увязаны с психосоматическими особенностями и состоянием здоровья инвалида. Это детерминирует содержание программ по реабилитации детей-инвалидов и выбор социально-культурных технологий, что требует соблюдения простого правила: в индивидуальной программе реабилитации могут быть рекомендованы только те занятия, которые доступны и посильны ему по состоянию здоровья. Поэтому при выборе конкретных видов культурно-досуговой деятельности и форм занятий первостепенное значение приобретает состояние здоровья. Так, для детей с нарушениями осанки и проблемами с опорно-двигательным аппаратом нужны спортивно-реабилитационные технологии, например, танцевальная терапия, для детей с нарушениями зрения — другие способы реабилитации, такие как технологии театральной и игровой анимации.

С точки зрения социально-культурного подхода как базовой методологии, прежде всего, следует рассмотреть типологию тех реабилитационных технологий, которые имеют социально-культурное содержание. Обратимся к научным наработкам в этом вопросе. Из всех представленных ближе всего к теме данной работы подходит типология, предложенная Мацукевич О.Ю. [9]. Классификация технологического обеспечения социально-культурной реабилитации личности, по её мнению, включает: технологии арт-терапии, социально-культурной реабилитации, формирования социально-культурной активности, анимационные технологии, которые обеспечивают ресоциализацию личности в её стремлении к полноценным отношениям с другими людьми.

Объектом нашего внимания является технология театральной анимации. Её потенциал для целей адаптации недостаточно изучен, и в отечественной литературе существуют разные точки зрения. Так, известным специалистом в области коррекционной педагогики Кантор В.З. возможности приобщения инвалидов по

зрению к актерскому мастерству подвергаются сомнению, что, на наш взгляд, не совсем оправдано [5]. Театральная анимация как социально-культурная технология в работе с детьми-инвалидами исследуется в основном западными специалистами, и там же получены хорошие результаты, свидетельствующие об её перспективности. Например, в мире широко распространена практика театральной анимации в виде проводимых различных театральных фестивалей. Обобщенно в литературе выделяют четыре типа задач такой анимации:

-«работать для» конкретной аудитории; -«работать при» участии актеров-любителей; -«работать над» преодолением трудностей социализации;

-«работать с помощью» зрителей, вовлекая их в процесс театрального действа [10].

В контексте данного исследования нас интересует в первую очередь эффективность реализации третьей задачи — «работать над», поскольку именно её решение напрямую связано с темой социально-культурной реабилитации личности детей-инвалидов.

В рамках нашей темы с учётом специфики социально-культурных сервисных организаций, мы считаем наиболее перспективным рассмотрение второй, третьей и четвертой групп технологий. Являясь комплиментарными по отношению друг к другу, они наиболее подходят для использования в рамках проектной деятельности студентов. Именно такие технологии возможно увязать с программой подготовкой специалистов по сервису, т. к. в компетентностную модель заложены требования, которые включают следующие положения:

-профессиональная компетентность; -высокое мастерство в оказании досуговых услуг;

-способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность;

-культура внешнего вида и общения с окружающими;

-умение пользоваться современными социально-культурными технологиями; -умением самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

— уметь применять социально-культурные технологии в работе с разными социальными группами, в т. ч. и с инвалидами и другими социально незащищенными группами населения.

Проблемы адаптации подростков и детей старшего школьного возраста к требованиям современной социальной среды являются сегодня актуальными не только с точки зрения медицины, педагогики, но и социально-культурного сервиса, который обладает нераскрытым пока потенциалом в использовании творческих технологий в различных территориальных и социальных средах.

Наиболее эффективны в сфере возрождения нравственной культуры молодёжи действующие программы, связанные с движением милосердия и клубами социальной помощи, которые возникли в связи в образовавшимся в обществе дефицитом добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе. И такие программы как раз можно создавать уже на этапе подготовки будущих специалистов по сервису в рамках исследовательской и проектной деятельности [2, 7].

Действенным способов решения данной проблемы является участие студентов, обучающихся по направлению подготовки «Сервис», в разработке социально значимых проектов для этой целевой группы, а также создание волонтёрских групп для оказания помощи молодым инвалидам.

Один из важных технологических принципов социально-культурного проектирования — это принцип проблемно-целевой ориентации. Реализация данного принципа предполагает, прежде всего, целевую ориентацию программ на решение различных проблем, носителями которых является человек, социальная группа, определенная территория или регион, общество, а также их направленность на самореализацию человека в социокультурной сфере. На различных этапах проектирования данный принцип воплощается в виде поиска нестандартных способов и путей решения, просчета необходимых ресурсов и нахождения источников финансирования, вовлечения в процесс реализации проекта всех заинтересованных субъектов социокультурной жизни [1, 8].

Реализация принципа проблемно-целевой ориентации применительно к теме социально-культурной реабилитации требует в первую очередь проведения ряда исследований, таких как картирование рынка услуг для выбранной целевой группы, анкетирование и т.д. Все основные этапы проектирования целесообразно рассмотреть на примере конкретного проекта, созданного и реализованного в рамках конкретной учебной деятельности.

В ходе подготовки и реализации проекта были использованы такие методы исследования, как картирование услуг города (на примере театральных школ г. Новосибирска), опросы в форме группового анкетирования и полуформализованного интервьюирования, методы наблюдения и включённого (непосредственного) наблюдения, сценарно-событийные методы научного анализа, метод локального социального эксперимента, методы социально-культурного проектирования и др.

Анализ опыта проектной деятельности по данному направлению

Рассмотрим пример практической деятельности студентов по созданию проекта, поиску наиболее эффективных технологий и форм социально-культурной деятельности с детьми-инвалидами по зрению. Данный проект можно рассматривать как экспериментальную модель в работе с детьми-инвалидами по зрению. Он был реализован на практике как социальный эксперимент на локальном уровне в г. Новосибирске, на основании которого были получены определенные результаты по использованию метода инклюзии незрячих актеров-непрофессионалов в профессиональную труппу, в арт-терапевтических целях.

Об актуальности проблемы ресоциализации личности незрячих или слабовидящих детей свидетельствует статистика, в частности, по данным межрегиональной общественной организации инвалидов «Ассоциация «Интеграция», в Новосибирской области проживает 2,5 тысячи незрячих и слабовидящих взрослых и около тысячи детей-инвалидов по зрению. Ежегодно в регионе рождается более 200 детей с патологией зрения.

Проблемы адаптации к социуму таких детей традиционно решают специалисты-психологи, дефектологи, «ориентировщики», социальные педагоги, которые работают в коррекционных школах и местных организациях Всероссийского общества слепых. Однако традиционный подход к проблемам адаптации в настоящее время не всегда приводит к достижению ожидаемых результатов. Такие дети зачастую находятся в состоянии «отчуждения» от полноценной культурной жизни и нуждаются в социально-культурной реабилитации.

Поэтому в современном обществе все чаще стали применять нетрадиционные способы адаптации, таким как арт-терапия, танцевальная терапия, театральная анимация и др. технологии, задачами которых являются: помощь в творческой самореализации личности, формирование ситуаций развивающего, оздоравливающего досуга, а также работа над преодолением трудностей социализации и адаптации.

Проектная деятельность по выявлению возможностей технологии театральной анимации как средства адаптации незрячих или слабовидящих детей строилась на анализе имеющихся услуг в данном сегменте рынка в г. Новосибирске. В качестве инструмента исследования была использована технология картирования услуг театральной анимации, театрального обучения, предоставляемых различными культурно-досуговыми учреждениями города. Эта технология, как известно, позволяет выявить широкий диапазон разного рода культурно-творческих услуг, начиная с массовых, наиболее стандартизованных, и заканчивая эксклюзивными и единичными, а также направленность их на разные целевые группы и степень рассредоточения данных услуг по районам города. В ходе исследования были проанализированы информационные источники, такие как справочно-информационная Дубль Гис (г. Новосибирск), сайт НГС (Афиша), сайты театральных школ и студий и др. материалы.

Была поставлена задача — выявить реально существующие услуги и организации на рынке г. Новосибирска, использующие метод включения незрячих детей в театральное творчество. В результате проведённого картирования услуг в г. Новосибирске авторами было выявлено 29 организаций, занимающихся предоставлением разного рода услуг в направлении дополнительного театрального образования, а именно: театральные, школы, студии, центры тренингов, культурно-досуговые учреждения клубного типа, молодёжные центры и т.д. Спектр предоставляемых услуг в данных организациях достаточно обширный — от обучения актерскому мастерству, ораторскому искусству и сценической речи до тренингов по преодолению зажимов и комплексов.

В настоящее время более распространенными услугами являются групповые занятия, где, как правило, сегментирующим элементом выступает возраст потребителей. В программу данных курсов входят различные тренинги и занятия по актерскому мастерству, сценической речи и т. д. Например, курсы актерского мастерства для детей, подростков, взрослых — это совершенно разные группы.

Организаций, предоставляющих эксклюзивные услуги, позволяющие им выделиться на фоне конкурентов, не так много. Например, «Арт-мастерская» под руководством С. Н. Афанасьева проводит курс лекций по истории театра, а театр-школа «Образ» — курс по нанесению грима.

В таблице представлены эксклюзивные услуги, которые предоставляют театральные школы и студии г. Новосибирска.

Таблица — Эксклюзивные услуги театральных образовательных школ (студий) г. Новосибирска

Услуга Название театральной школы (студии)

Тренинг «Умное тело» Театр-студия «Южный полюс»

Курс лекций по истории театра «Арт-мастерская» под руководством С.Н. Афанасьева

Курс лекций по нанесению грима Театр-школа «Образ»

Курсы подготовки режиссёров Санкт-Петербургская Школа Телевидения

Подготовка к вступительным экзаменам в театральные вузы и сузы Театр-студия «Южный полюс»

Семинары по сценографии и истории манер «Арт-мастерская» под руководством С.Н. Афанасьева

Летний театральный лагерь «Арт-мастерская» под руководством С.Н. Афанасьева

Курсы сценического фехтования Театр-студия «Южный полюс»

Курс «Музыкальный театр» «Арт-мастерская» под руководством С.Н. Афанасьева

Актерское мастерство для инвалидов по зрению Театр-студия «Южный полюс»

Результаты картирования показывают, что в Новосибирске эксклюзивные услуги направлены главным образом на профессиональную деятельность специалистов, например, курсы подготовки режиссёров рассчитаны только на людей, получивших высшее актерское образование. Такая эксклюзивная услуга, как курсы актерского мастерства для инвалидов по зрению, представляется одной организацией. В первом случае целевая группа потребителей резко уменьшается, а во втором — имеет место отсутствие обученных специалистов, способных работать с такой сложной группой, как незрячие дети-инвалиды.

В ходе исследования нами была выявлена только одна организация, которая использует данный метод и учит незрячих детей налаживать коммуникацию с миром сверстников и взрослых. Это театр-студия «Южный полюс», где имеется такая услуга, как обучение актёрскому мастерству инвалидов по зрению. Объяснение тому, что предоставление эксклюзивных услуг могут себе позволить далеко не все театральные организации, достаточно простое: эти услуги направлены больше на профессиональную деятельность некоторых групп людей, чем на массовое проведение досуга. Например, как уж было отмечено, на курсы подготовки режиссёров могут поступить только люди, имеющие высшее актерское образование, а для курсов актерского мастерства для инвалидов по зрению необходимы специальные знания у педагогов.

Читайте также:  Рецепт для зрения с корнем аира

Таким образом, результаты картирования услуг театральных школ и студий выявили острую проблему, а именно: в деятельности новосибирских театральных школ

и студий недостаточно использованы социально-культурные технологии в работе с молодёжью, и прежде всего технологии театральной анимации. Это актуально в отношении детей и подростков с ограниченными возможностями. Хотя культурное образование молодёжи с помощью театральной анимации не только является занятием увлекательным, полезным для потребителя и прибыльным для предприятия, но и может решать социально значимые проблемы в обществе, способствуя более быстрой социализации и инкультурации различных групп детей и подростков.

Как показывают результаты наших исследований рынка услуг театральных школ и студий, услуги для подростков и молодых людей с какими-либо трудностями адаптации недостаточно распространены, особенно это относится к работе с подростками, имеющими проблемы со зрением.

Сегодня в г. Новосибирске существуют единицы организаций по работе с незрячими:

-Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих;

-Ассоциация «Интеграция» — общественная организация слабовидящих и незрячих Российского Союза инвалидов;

-Новосибирская областная организация общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых»;

-множество филиалов ВОС (Всероссийское общество слепых); -Театр-студия «Южный полюс»;

-Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 39 для детей с нарушением зрения.

Изучая мировой и отечественный опыт, можно выделить следующие театральные организации, работающие со слепыми актерами. -театр слепоглухонемых «№ 1а§аа1» (Израиль); -театр «Комедианты» (Ярославская область); -театр «Прикосновение» (г. Ревда); -театр «Внутреннее зрение» (г. Москва); -театр «Надежда» (г. Иркутск); -театр «Театр равных» (г. Воронеж); -театральный коллектив «Светлячок» (г. Торжок);

-театр «Слова, слова. » (г. Пермь);

-театральный проект «Отдаленная близость» (г. Москва);

-театральный проект «Прикасаемые» (г. Москва);

-театр «Южный полюс» (г. Новосибирск).

Если говорить о Новосибирске, то сегодня наиболее активно взаимодействует с незрячими подростками и детьми старшего возраста театр «Южный полюс». Основным направлением деятельности молодёжного театра является культурное и театральное образование, осуществляющееся при помощи театральных постановок, в которых участники театра могут выразить свой творческий потенциал, не являясь при этом профессиональными актерами.

Театр-студия «Южный полюс» уже несколько лет занимается с незрячими детьми и подростками, адаптирует их к внешней среде посредством культуры и искусства. Цель «Южного полюса» — доказать окружающим, и в первую очередь самим незрячим, что инвалид — это не приговор. Главное, не жалеть себя, двигаться вперед -постоянно работать над собой, не прикрываясь тем, что ты не видишь.

В «Южном полюсе» введена практика интеграции незрячих подростков в спектакли труппы театра. В 2012 году вышел спектакль, созданный совместно театром-студией «Южный полюс» и школой-интернатом для слепых и слабовидящих детей №39, в основу которого легло произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это предшествовало реализации проекта по инклюзии незрячих детей в театральную деятельность.

Экспериментальный проект проходил на базе театральной студии «Южный полюс» в театральном сезоне 2014-2015 гг. и ознаменовался выпуском в июне 2014 года спектакля «Эквиты». В основу спектакля положены два литературных материала: «Повесть временных лет» (в переводе академика Д. С. Лихачева) и циклы стихотворений современного поэта Виктора Сосноры. Главный герой этого спектакля незрячий актер труппы театра «Южный полюс».

В целом проект осуществлялся в течение полугода и включал полный цикл из подготовительного этапа (образовательный курс, состоящий из тренингов, практик актерского мастерства, коммуникации с незрячими актерами) и заключительного этапа (постановка и выпуск спектакля). Тематические тренинги проходили с периодичностью три раза в неделю по пять часов, что позволило сформировать новое социокультурное

пространство, атмосферу доверия и принятия в коллективе и, в конечном итоге, успешно выпустить спектакль с участием незрячего актера.

Для сравнения остановимся на первом масштабном проекте социального театра в России, созданного в сотрудничестве Фонда поддержки слепоглухих «Соединение» и государственного Театра Нации и реализованного в 2015 году премьерой инклюзивного театра «Прикасаемые». Сегодня этот проект характеризуется продвижением в регионы. Концепции проектов несколько похожи — на подготовительном этапе проводятся тренинги, мастер-классы по актерскому мастерству, режиссуре и пр., лаборатории, и всё это с тематикой адаптации, интеграции, развития общих бытовых и профессиональных навыков слепоглухих участников. Главное же отличие спектакля «Прикасаемые» (г. Москва, г. Екатеринбург) от спектакля «Эквиты» («Южный полюс», г. Новосибирск) заключается в том, что московский проект — это спектакль слепоглухих, а не слепых, а следовательно, используемые технологии в работе сильно разнятся, поскольку данные категории инвалидов требуют большей вариативности в подходах, техниках и методиках.

Также в основе спектакля «Прикасаемые» лежит замысел — поднять вопрос о социализации таких людей, в виду чего подробно рассказываются истории слепоглухих, на сцене как зрячеслышащие, так и слепоглухие герои преодолевают страхи, сомнения, трудности взаимопонимания. «Прикасаемые» — это тот спектакль, где зрячеслышащие лишь проводники между миром слепоглухих и миром зрячеслышащих, они использовали сцену как кафедру, чтобы рассказать миру о своей проблеме, о том, как они научились жить, и всё это через спектакль. В новосибирском же проекте всё несколько иначе, и зрячие и слепые на самом спектакле — в равных условиях, делается акцент не на том, что они слепые, а на том, что они полноценные актёры, ведь для искусства неважно, какие у актера имеются ограничения по здоровью. Кроме того, есть отличие и по возрастному составу: если в проекте «Прикасаемые» слепоглухие герои спектакля принадлежат к разным поколениям, то в нашем проекте участвуют только дети-подростки, когда ещё можно скорректировать психоэмоциональные проблемы и комплексы незрячих инклюзивными методами.

В ходе социального эксперимента была поставлена ещё одна задача исследования, а именно: определить отношение здоровых людей к участию таких актеров, включая процесс подготовки и репетиций над спектаклем, понять, какое остается впечатление у зрителей от игры незрячих актеров. В качестве инструмента

решения этой задачи были использованы технологии социологических опросов. Так, были проведены опросы трех категорий респондентов: актеров, которые участвуют в спектакле вместе с незрячим актером, зрителей театра «Южный полюс», незрячих подростков старшего школьного возраста. С незрячими в основном проводилось интервью, а со зрителями и актерами письменное анкетирование с вопросами открытого типа.

В опросе актеров, участвующих в спектаклях с инвалидами по зрению, приняли участие 18 человек. Так, на вопрос о возможных затруднениях актеров в работе с незрячими актерами 14 человек ответили, что не испытывают затруднения вообще, один человек испытывает страх и смущение, а двое — испытывали неудобства вначале и даже боялись с ними работать, но после первого общения появилось осознание того, что это обычные люди и у них можно многому научиться. Все опрошенные актеры считают, что взаимодействие зрячих и незрячих актеров в процессе обучения театральному мастерству и в постановках необходимы, обосновав это тем, что это позволяет зрячим «открыть в себе новые возможности».

В опросе зрителей, посетивших спектакль с незрячим актером, участвовали 27 человек. С помощью опроса стояла задача выяснить, как относится к практике интегрирования в театральные постановки незрячих актеров потребитель — зритель, который приходит на спектакль. Важность именно этого опроса состоит в независимости оценки от личных связей и заинтересованностей.

В процессе опроса было составлено представление о впечатлениях зрителей от спектаклей с участием незрячего актера. В итоге, 21 респондент отметили, что получили положительное впечатление от работы незрячего актера на сцене, а 6 -испытали отрицательные эмоции, обосновав это тем, что они не хотят «смотреть на инвалидов, заплатив деньги за билет в театр». Из числа тех, кого впечатлила работа, практически третья часть и представить не могла, что перед ними на сцене слепой актер, полагая, что это роль актера по сценарию.

Для полноты картины был проведен, наверное, самый важный опрос — опрос среди незрячих старших школьников в количестве 26 человек.

Все респонденты (100%) ответили «Да» на вопрос «Хотели бы стать учениками театральной школы и обучаться вместе со зрячими сверстниками?».

Основные причины положительного ответа были указаны следующие: -желание узнать актерские техники и секреты; -желание красиво выглядеть и быть знаменитым;

-просто ради интереса;

-научиться вести себя на публике;

-желание сделать актерство своей профессией.

Как видно из проведенного опроса, незрячие подростки и дети старшего школьного возраста вполне расположены к культурно-образовательным курсам в театральной школе, а также к более частому посещению спектаклей, что характеризует театральную анимацию не только, как полезную, но и как желаемую, интересную технологию.

Основной результат социального эксперимента — это успешная реализация пилотного проекта в театральном сезоне 2015-2106 гг. Спектакль с участием незрячего актера вошёл в текущий репертуар театра и пользуется повышенным спросом у зрительской аудитории Новосибирска как эксклюзивный феномен театральной жизни города.

Однако следует остановиться на проблемах, которые возникли в ходе дальнейшей реализации проекта. Это, прежде всего, проблема набора в театральную студию новых учеников из числа незрячих подростков из коррекционных школ и обучение их актерскому мастерству. К сожалению, из-за отсутствия дополнительного финансирования на оплату труда специального педагога по программе работы с незрячими детьми-подростками, обучение в театральной студии было приостановлено. Преподавателю, который занимался с незрячими по этой методике, не удалось довести курс обучения в целостный проект, привлекательный для инвесторов, в виду чего организация не может получить полноценное финансирование на дальнейшее развитие целей и задач пилотного проекта.

В результате, в театральной образовательной среде города ситуация с данным видом услуг ухудшилась. Как было выявлено в начале нашего исследования, театральные студии г. Новосибирска не могут предложить незрячим людям свои услуги, объясняя это сложностью работы и отсутствием необходимых условий, в первую очередь финансовых.

Нами была предпринята попытка определить необходимые условия для внедрения услуг театральной анимации в театральные студии и успешной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Для этого необходимы следующие условия.

1. Наличие профессионального педагога, которого отличают следующие черты: творчество, артистизм, общекультурный и эстетический вкус, способность к экспромту и импровизации, ассоциативным связям, доступность в объяснениях. Он должен выступать в роли «переводчика» между «мирами» зрячих и незрячих.

2. Поддержка руководства театральной студии, наличие в репертуаре театра спектаклей, где незрячий актер сможет наиболее полно выразиться.

3. Внимание и стремление зрячих актеров работать с незрячими, с одной стороны, и равная степень прав и ответственности у всех актеров — с другой.

4. Дополнительные источники финансирования на основе грантовой поддержки или фандрайзинга.

Проведённое исследование даёт нам основание говорить о необходимости разработки комплекса технологий, позволяющих заниматься в театральных студиях и школах с незрячими актерами.

Ожидаемый эффект от внедрения комплекса технологий театральной анимации может быть выражен в следующем:

-обширная сеть театральных студий, в деятельности которых используются специальные технологии, привлечёт максимальное количество слабовидящих и незрячих детей, что повысит их шанс интегрироваться в творческую деятельность;

-в результате занятий в театральных студиях дети подросткового и старшего школьного возраста станут более адаптированными к социуму и культурной жизни;

-для театральных студий коммерческий эффект будет выражен в увеличении потребителей и, соответственно, прибыли;

-возрастет значимость «гуманистической», социальной составляющей в оценке деятельности предприятия на рынке театральных услуг, что будет способствует формированию его имиджа как социально ориентированного сервисного предприятия в культурно-досуговой сфере, а в общественном мнении такие организации будут выглядеть как неравнодушные к проблемам молодёжи в целом, и больных детей в частности, что явится, несомненно, конкурентным преимуществом.

Итак, в ходе всех этапов проектной деятельности студентов по данной теме мы можем сделать вывод о характере наиболее эффективных технологий для целей социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

1) специфическая подготовка специалистов по работе с незрячими актерами, что возможно на основе применения ряда образовательных креативных методик и проектов, а именно: совместное обучение в театральной школе студии и т.д.;

2) внедрение креативных (творческих) технологий (развитие пластики, танца, вокала и т. п.) в среду общения таких детей со здоровыми детьми;

3) более активное использование диалогических, коммуникативные (общение в группе здоровых актеров в свободное время) и игровых технологий (проведение игр на тренировку внимания, памяти и реакцию);

4) совмещение социально защитных технологий (например, психологические и педагогические при участии социального педагога) с анимационными технологиями, в частности, технологиями театральной анимации;

5) совместная разработка с незрячими детьми-подростками проектов по проведению культурно-досуговых мероприятий, включающих необходимое условие -умение создавать программу мероприятия и сценарный план.

Экспериментальная модель театральной анимации в работе с незрячими подростками внедрена в практику социально-культурной деятельности г. Новосибирска, она может реально функционировать в условиях современного российского общества, являясь жизнеустойчивой, и быть востребованной другими учреждениями культуры. Предлагаемые нами технологии должны быть нацелены на комплексное решение задач социально-культурной реабилитации детей и подростков инвалидов по зрению и иметь комплиментарный (взаимодополняющий характер). И только в этом случае эффективность реализации подобных проектных моделей будет максимальной. Однако базовым ядром является технология театральной анимации, поскольку она отличается от других тем, что сочетает в себе подходы из разных практик арт-терапии и культурно-творческой деятельности и создает при соблюдении всех обязательных условий синергетический эффект в деле адаптации и социализации и ресоциализации личности ребенка-инвалида. Творческая энергетика людей, особенно в детском и подростковом возрасте, в принципе, считается обычно несовершенной, а детей-инвалидов в особенности, и потому так важно на стадии становления личности получить творческий импульс для её развития, для её успешной социально-культурной адаптации. Инклюзивные технологии театральной анимации, несомненно, имеют в этом плане большие перспективы, о чём свидетельствуют проведенные исследования, но при этом важно соблюдение принципов постоянства и непрерывности и

личностного подхода к процессу театрального обучения детей-инвалидов по зрению старшего школьного возраста.

1. Гозалова М.Р. Проектная деятельность как один из методов развития коммуникативной компетенции // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 2 (49). URL: http://electronic-journal. rguts. ru/index. php?do=cat&category=2014_2 (дата обращения: 25.05.2016).

2. Загорская Л.М. Проектные технологии в подготовке специалистов по сервису и туризму // Сервисные технологии: теория и практика : сб. науч. трудов. Новосибирск, 2009. № 7. С. 33-37.

3. Загорская Л.М. Формирование социально-культурного пространства личности: теоретический и прикладной аспекты // Сервисные технологии: теория и практика: сб. науч. трудов. Новосибирск, 2011. № 3. С. 33-41.

4. Зверев П. А. Особенности анимационной деятельности с подростками: поиск новых технологий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2014. Т.23, № 20 (191). С. 165-171. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-animatsionnoy-deyatelnosti-s-podrostkami-poisk-novyh-tehnologiy#ixzz49hFJy9MD (дата обращения: 25.05.2016).

5. Кантор В. З. Художественный потенциал инвалидов по зрению как проблема реабилитационной тифлопедагогики и тифлопсихологии (методологический аспект) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 104-115. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-potentsial-invalidov-po-zreniyu-kak-problema-reabilitatsionnoy-tiflopedagogiki-i-tiflopsihologii-metodologicheskiy (дата обращения: 15.06.2016).

6. Лоторева Е. В. Интеграция инвалидов по зрению в информационное общество // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 1-2. С. 94-98. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-invalidov-po-zreniyu-v-informatsionnoe-obschestvo (дата обращения: 25.05.2016).

7. Назаркина В.А., Загорская Л.М., Штейнгольц Б.И. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. Новосибирск: НГТУ, 2009. 84 с.

8. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб.: СПГУП, 1997.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/1825536/page:5/
  • http://medbe.ru/materials/obshchee-v-oftalmologii/reabilitatsiya-invalidov-zreniya/
  • http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-reabilitatsiya-detey-invalidov-po-zreniyu-podrostkovogo-i-starshego-shkolnogo-vozrasta-sovremennye-tehnologii