Меню Рубрики

Смерть человека с точки зрения религии

Что происходит с душой после смерти человека?

Что такое смерть, и куда девается душа человека после этого знаменательного события? Если вспомнить, что душа – это частица Бога, то становится очевидным, что она не может умереть, так же как не может умереть и сам Бог, Творец, Создатель. Арабский поэт-суфий Умар ибн Али аль-Фарид в своей знаменитой «Большой Касыде» (перевод Зинаиды Миркиной) писал: «Я буду, есмь, я был еще тогда, Когда звездою не была звезда». Что это может означать?

Тема бессмертия души и жизнь после смерти волнуют человечество на протяжении всего существования. Никакие учения, решения и атеизм не в состоянии запретить человеку считать себя вечной и бессмертной частью целого, другими словами — никто не в состоянии заставить душу забыть себя и свое единение с Богом.

Естественно, люди, помнящие свои прошлые жизни хотя бы частично – большая редкость, информация о прошлых воплощения хранится в мозгу, но мозг смертен, и умирает вместе с телом. Однако у души имеется собственная память, которая время от времени дает о себе знать.

Как религии мира относятся к теме бессмертия души, какие представления о загробном мире имеются у них? Давайте посмотрим, что говорится по этому поводу в наиболее популярных мировых религиях.

Посмертный опыт души в христианстве

В Библии нет упоминания о переселении душ в новые тела, так же как нет и термина «реинкарнация». Однако прямо или косвенно в Писании встречаются указания на то, что человек уже имел опыт предыдущих жизней, и заработал, заслужил там блага или страдания нынешней жизни.

Сам Иисус Христос сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:30-32).

Видимо, слова: «ни в сем веке, ни в будущем» можно истолковать, как: ни в этой жизни, ни в следующей. И таких моментов в Евангелии немало, заметны они даже обычному читателю, далекому от богословия.

Изначально христианство признавало идею перевоплощения душ, поскольку эта концепция была присуща всем мировым религиям и учениям, существовавшим во времена его становления. Достаточно вспомнить легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима, Восточные религии и учение Платона.

Но на Пятом Вселенском соборе, который состоялся в Константинополе в 553 году от рождества Христова, учение о предсуществовании душ – оригенизм (учение пресвитера Оригена) было осуждено и признано ересью.

Реинкарнация в христианстве была заменена ожиданием Страшного Суда. С тех пор душам христиан после смерти было предписано идти несколько иным путем. Согласно христианской концепции, душа человека, освободившаяся от тела, испытывает радости или страдания, в зависимости от того, сколько добрых или злых дел она совершила при жизни в теле.

Душа не разрушается после выхода из тела, у нее остаются те же чувства – надежды, страхи, скорби и радости, и идентифицирует себя с тем человеком, которым она была до смерти. В первые два дня она испытывает большую радость и облегчение, поскольку становится легкой и невесомой, наслаждается новыми ощущениями — свободой и способностью перемещаться в различные места на Земле, где бывала при жизни. И в то же время, душа скорбит о том, что ей приходится разлучаться с телом и людьми, которых она привыкла считать родными.

На третий день, после похорон и отпевания, она получает от Ангела облегчение от скорби, связанной с разлучением с телом, и в его сопровождении возносится к Престолу Бога для поклонения ему.

После этого до девяти дней душа посещает райские места, где может встретить души праведников, в том числе и души ранее умерших родственников, которые при жизни вели благочестивую жизнь. Эти шесть дней являются переходным периодом, который позволяет душе забыть о боли, вызванной расставанием с близкими людьми на Земле. К тому же, это своеобразный отдых перед Судом, который происходит на сороковой день после смерти.

С девятого по сороковой день душа посещает ад, наблюдает за тем, как мучаются души грешников, и скорбит о собственных грехах, опасаясь справедливого божьего суда. Примечательно, что на посещение рая душе достаточно 6 дней, а для исследования адских мест нужно больше времени – 31 день. Видимо, грешников среди нас гораздо больше, чем праведников, и рай, при всей своей многомерности, меньше ада.

В сороковой день душа вновь возвращается к Престолу Бога, где ей выносят приговор, и определяют постоянное место, в котором она будет находиться до Страшного Суда.

Поэтому церковь предписывает поминать усопших на третий, девятый и сороковой день после смерти, а затем в полгода и год. И желательно поминать не спиртным, а молитвами.

Католики немного расширили потусторонний мир, создав в нем Чистилище. Согласно католическим учениям, Чистилище проходят те души, которые жили и умерли в согласии с Богом, однако от некоторых грехов им все же необходимо очиститься. Официально концепция чистилища была утверждена в 1563 году в ходе Тридентского собора. Православие и некоторые другие направления христианства идею Чистилища не поддерживают.

Реинкарнации нет и в исламе

Ислам, так же как и христианство, по своей сути является одной из ветвей иудаизма. Однако в отличие от него не признает переселения душ. Согласно догмам Ислама, загробная жизнь – ахирет – существует. Настоящий мусульманин постоянно должен помнить о ней, и в жизненных ситуациях поступать так, чтобы после смерти не мучиться в преисподней. Таким образом, земная жизнь – это всего лишь подготовка к ахирету – вечной загробной жизни.

Душу умирающего забирает Ангел Смерти Азраил, исполняющий волю Аллаха. При этом праведники умирают легко и безболезненно, как «вытекает вода из кувшина», а грешники и неверные — мучаются и страдают.

Шахиды – мученики, погибшие за веру, не чувствуют агонии, и не знают, что умерли. Они перемещаются в лучший мир без Суда, и блаженствуют там вечно. К сожалению, шахидами в наше время стали называть убийц и самоубийц, которые якобы совершают угодное Аллаху действие, взрывая себя вместе со своими жертвами.

Встречая праведников, Аллах говорит им, что жизнь дается только один раз – пишут исламские богословы. Поэтому понятно, что ни о какой реинкарнации мусульман речи не идет.

Тем, кто жил правильной жизнью, нечего бояться смерти, после отделения от тел их души приходят к вечной жизни в лучших местах. Сначала они ожидают Суда Аллаха в месте, с названием барзах – преграда, а затем, после Суда, обретают вечное блаженство в райском саду – аль Джанна.

Души грешников и неверных ожидают справедливого Суда в колодце Барахут в Хадрамауте. А после Суда получают справедливое воздаяние за свои дела в аду, который называется Джаханнам. Страдания в аду ужасны, по счастью, он многоуровневый, грешники с разной степенью тяжести грехов находятся на разных его кругах, и получают различные наказания. Тогда как рай одинаково хорош для всех, и все в нем имеют один возраст – 33 года.

Иудаизм не против реинкарнации

Иудеи считают, что после жизни не происходит ничего, потому что жизни нет конца. Просто со смертью она переходит на новый уровень, новый виток. Душа вышла из тела и направилась к своей основе, своему источнику – Богу, и таким образом, стала еще ближе к нему.

В Торе сказано, что Авраам после смерти отправился на отдых к своим дедам и прадедам. Талмуд приводит случаи, когда души путь от земного воплощения к небесному, проделывали несколько раз.

Душа, любившая земные наслаждения, страдает не потому, что ее за это наказывают, а потому, что уже больше не имеет возможности их получить. Но эти страдания для нее полезны, так она понимает, что находиться рядом с Божественным источником гораздо приятнее, чем вкушать земные плоды и радости. При этом добрые и мудрые поступки человека при жизни, становятся защитой для души перед Богом.

Однако не все души стремятся вернуться на грешную землю. Часть из них становится посредниками между людьми и Богом, и без их работы мир не смог бы долго существовать – говорится в книге «Зоар». Так, умершие родственники наблюдают за теми, кого оставили, и помогают в сложных ситуациях, удерживая от неблаговидных поступков, которые приводят к страданиям в ином мире.

Буддисты и индусы – сторонники реинкарнации

Буддисты не просто верят в перерождение душ, но даже определили для этого 6 миров, в которые можно вернуться еще раз – в мир людей, богов, полубогов, животных, голодных духов, адских существ.

И все это благодаря заработанной карме. У лингвистов есть мнение, что слова «карма» и «карман» являются однокоренными словами общего языка — санскрита. Буквально, что человек насобирал в карман, то и имеет в вечности – и хорошее и плохое, каждый приходит в этот мир со своим собственным «карманом». В санскрите вообще немало слов, одинаковых со словами русского и украинского языков.

Перерождение происходит постоянно, по кругу Сансары, а поскольку жизнь на Земле в плотном теле полна болезней и страданий, великим благом является вырваться из этого круга перерождений, избавиться от необходимости возвращаться в этом мир, и таким образом, избавиться от страданий и тягот этого мира.

Однако закрепиться в ином, более светлом мире, не так уж просто, для этого нужно заниматься медитацией, буддистскими практиками, отказаться от многих удовольствий и соблазнов, и достигнуть просветления. Только так можно полностью освободиться от закона кармы.

Аналогичные представления о смерти и у индуистов – они так же не боятся смерти, и не очень долго оплакивают умерших, считая, что те просто пошли своим, отдельным от них путем в новых мирах. Смерть и рождение для них являются такими же естественными явлениями природы, как весна и осень.

Согласно тибетской Книге мертвых Бардо тходол, дух после смерти некоторое время находится в свободном состоянии, и в это время ищет место для повторного воплощения. У душ, познавших просветление еще при жизни, есть выбор, они могут сами распоряжаться собой, определяя места, которые больше соответствуют качествам их души.

Так, человек, практикующий медитации, и стремившийся в высокие, тонкие миры, получает возможность родиться в благоприятном в мире Боддхасатвы, или защитника, который помогает им покинуть колесо Сансары.

Но даже медитирующий человек после смерти не всегда может воспользоваться помощью Боддхисатвы, поскольку тот появляется в устрашающем для него виде – с ярким светом и сильным грохотом. Душа боится этого, и прячется. В таком случае, она впадает в беспамятство, и находится в нем около трех месяцев.

Не имея больше возможности воплотиться на тонком плане, такая душа ищет новое место для следующего появления на свет. В этот период дух в состоянии видеть процесс зачатия новой жизни и остаться рядом со своими будущими родителями. Так круг Санасары продолжает вращаться, и вырваться из него очень сложно.

Однако в каждой новой жизни человек может становиться лучше, может расти духовно, очиститься от земной скверны, и достичь, наконец, свободы от круга Сансары, достичь освобождения – мокоши.

Представления о загробной жизни 15-ти религий мира (16 фото)

За тысячи лет развития нашей цивилизации возникли разные верования и религии. И каждая религия в том или ином виде сформулировала идею о жизни после смерти. Представления о загробной жизни сильно отличаются, однако, есть и общее: смерть не является абсолютным концом человеческого существования, а жизнь (душа, поток сознания) продолжает существовать после смерти физического тела. Вот 15 религий из разных частей света, и их идеи о жизни после смерти.

15. Античная эпоха

Самые древние представления о загробном мире не имели разделения: все умершие люди уходят в одно и то же место, независимо от того, кем они были на Земле. Первые попытки связать загробный мир с воздаянием зафиксированы в египетской «Книге мертвых», связанной с загробным судом Осириса.

В античные времена еще не существовало четкого представления о рае и аде. Древние греки считали, что после смерти душа покидает тело и отправляется в мрачное царство Аида. Там продолжается ее существование, довольно безрадостное. Бродят души по берегам Леты, нет им радости, они грустят и сетуют на злой рок, что лишил их солнечного света и прелестей земной жизни. Мрачное царство Аида было ненавистно всему живому. Аид представлялся ужасным свирепым зверем, который никогда не отпускает свою добычу. Лишь самые отважные герои и полубоги могли спуститься в мрачное царство и вернуться оттуда в мир живых.

Древние греки были жизнерадостны, как дети. Но любое упоминание о смерти вызывало печаль: ведь после смерти душа уже никогда не узнает радости, не увидит животворящего света. Она будет только стонать в отчаянии от безрадостной покорности судьбе и неизменного порядка вещей. Только посвященные обретали блаженство в общении с небожителями, а всех остальных после смерти ожидали только страдания.

14. Эпикурейцы

Эта религия приблизительно на 300 лет старше, чем христианство, и сегодня имеет определенное число последователей в Греции и других частях мира. В отличие от большинства других религий на планете, эпикуреизм верит во многих богов, но ни один из них не обращает внимания на то, чем человеческие существа станут после смерти. Верующие считают, что все, в том числе их боги и души, состоит из атомов. Кроме того, согласно эпикуреизму, нет никакой жизни после смерти, ничего подобного перевоплощениям, переходу в ад или рай — вообще ничего Когда человек умирает, по их мнению, душа также растворяется и превращается в ничто. Просто конец!

Религия Бахаи собрала под своими знаменами примерно семь миллионов человек. Бахаи считают, что душа человека вечна и прекрасна, и каждый человек должен работать над собой, чтобы приблизиться к Богу. В отличие от большинства других религий, где есть свой собственный бог или пророк, Бахаи верят в единого Бога для всех религий в мире. По мнению Бахаи, рая и ада нет, и большинство других религий ошибаются, считая их некими физически существующими местами, в то время как их следует рассматривать символически.

Читайте также:  Плохое зрение у ребенка спортивная секция

Отношение бахаи к смерти характеризуется оптимизмом. Бахаулла говорит: «О сын Высочайшего! Я сделал для тебя смерть вестником радости. Что же ты печалишься? Я повелел свету излить на тебя своё сияние. Что же ты укрываешься?»

12. Джайнизм

Приблизительно 4 миллиона последователей джайнизма верят в существование многих богов и реинкарнацию душ. В джайнизме главным считается ненанесение вреда всему живому, цель — получить максимальное количество хорошей кармы, что достигается через добрые деяния. Хорошая карма поможет душе освободиться, а человеку — стать в следующей жизни девом (божеством).

Люди, которые не достигнут освобождения, продолжают вращаться в цикле перерождений, и при плохой карме некоторые из могут даже проходить через восемь кругов ада и страданий. Восемь кругов ада ужесточаются с каждым следующим этапом, и душа проходит через испытания и даже пытки перед тем, как получить еще одну возможность для реинкарнации, и еще один шанс достичь освобождения. Хотя это и может занять очень много времени, освобожденные души получают место среди богов.

11. Синтоизм

Синтоизм (神道 синто — «путь богов») — традиционная религия в Японии, основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

Странность синтоизма состоит в том, что верующие не могут публично признаться, что они являются приверженцами этой религии. По некоторым старым японским легендам, связанным с синто, мертвые попадают в мрачное подземное место под названием Йоми (Yomi), где река отделяет мертвых от живых. Это очень похоже на греческий Аид, не так ли? Синтоисты имеют крайне негативное отношение к смерти и мертвой плоти. В японском языке глагол «сину» (умирать) считается неприличным и используется только в случае крайней нужны в нем.

Последователи этой религии верят в древних богов и духов, называемых «ками». Синтоисты считают, что некоторые люди могут стать ками после того, как умрут. Согласно синто, люди чисты от природы и могут сохранить свою чистоту, если станут держаться подальше от зла и пройдут через некоторые ритуалы очищения. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Храмы синто, кстати, всегда органично вписаны в природный ландшафт (на фото — «плывущая» тории храма Ицукусима в Мияджиме).

10. Индуизм

В большинстве индийских религий распространено представление о том, что после смерти душа человека перерождается в новое тело. Переселение душ (реинкарнация) происходит по воле высшего миропорядка и почти не зависит от человека. Но в силах каждого – повлиять на этот порядок и праведным путем улучшить условия существования души в следующей жизни. В одном из собраний священных гимнов описывается, как душа попадает в утробу матери только после того, как долго пропутешествует по миру. Вечная душа перерождается снова и снова – не только в телах животных и людей, но и в растениях, воде и всем, что сотворено. Причем её выбор физического тела обусловлен желаниями души. Так что каждый последователь индуизма может «заказать», в кого бы он хотел перевоплотиться в следующей жизни.

9. Китайская традиционная религия

Все знакомы с понятиями инь и янь, весьма популярной концепцией, которой верны все последователи китайской традиционной религии. Инь — отрицательный, темный, женского рода, в то время как янь — позитивный, яркий и мужского рода. Взаимодействие инь и янь очень сильно влияет на судьбу всех сущностей и вещей. Те, кто живет в соответствии с традиционной китайской религией, верят в мирную жизнь после смерти, однако, человек может достичь большего путем выполнения определенных ритуалов и оказывая особую честь предкам. После смерти бог Чэн Хуан определяет, был ли человек достаточно добродетельным, чтобы попасть к бессмертным богам и жить в буддистских райских кущах, или ему дорога в ад, где следует немедленное перерождение и новое воплощение.

Сикхизм является одной из самых популярных религий в Индии (примерно 25 миллионов последователей). Сикхизм ( ਸਿੱਖੀ) — монотеистическая религия, основанная в Пенджабе гуру Нанаком в 1500 году. Сикхи верят в Единого Бога, Всемогущего и Всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи решают так: они считают неверными все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Чучхе — одно из новых учений в этом списке, и государственная идея, стоящая за ним, делает его, скорее, социально-политической идеологией, нежели религией. Чучхе (주체, 主體) — северокорейская национал-коммунистическая государственная идеология, разработанная лично Ким Ир Сеном (руководителем страны в 1948—1994 годах) в противовес импортному марксизму. Чучхе подчеркивает самостоятельность КНДР и отгораживается от влияния сталинизма и маоизма, а также дает идеологическое обоснование личной власти диктатора и его преемников. Конституция КНДР закрепляет руководящую роль чучхе в государственной политике, определяя его как «мировоззрение, в центре которого — человек, и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс».

Приверженцы чучхе поклоняются лично товарищу Ким Ир Сену, первому диктатору Северной Кореи, который управляет страной как вечный президент — сейчас в лице своего сына Ким Чен Ира, и Ким Чен Соко, жены Ира. Последователи чучхе верят, что когда они умирают, они попадают туда, где навсегда останутся со своим диктатором-президентом. Непонятно только, рай это или ад.

6. Зороастрийцы

Зороастризм (بهدین»‎ — благая вера) — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (زرتشت‎, Ζωροάστρης), полученном им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Они верят в Ахура Мазду — «мудрого бога», благого творца, и в Заратустру, как единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.

Учение Заратустры было одним из первых, готовых признать личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь — мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, язаты ведут душу в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти). Распространена также концепция Моста Чинвад, ведущего в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад.

В исламе земная жизнь – лишь подготовка к вечному пути, а после начинается главная его часть – Ахирет – или жизнь загробная. С самого момента смерти на Ахирет значительно влияют прижизненные деяния человека. Если человек при жизни был грешником, его смерть будет тяжелой, праведник – умрет безболезненно. В мусульманстве также существует представление о посмертном суде. Два ангела – Мункар и Накир – допрашивают и наказывают мёртвых в могилах. После этого душа начинает готовиться к последнему и главному Справедливому суду – суду Аллаха, который случится только после конца света.

«Всевышний сделал этот мир средой обитания для человека, «лабораторией» для испытания душ людей на верность Творцу. Уверовавший в Аллаха и в Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение), должен верить и в наступление Конца Света и Дня Суда, ибо об этом говорит Всевышний в Коране».

Самым известным аспектом ацтекской религии являются человеческие жертвоприношения. Ацтеки почитали высшее равновесие: по их мнению, жизнь не была бы возможна без предложения жертвенной крови силам жизни и плодородия. В их мифах боги пожертвовали собой ради того, чтобы созданное ими солнце могло двигаться по своему пути. Возвращение детей богам воды и плодородия (жертвоприношение младенцев, а иногда и детей до 13 лет) считалось платой за их дары — обильные дожди и урожаи. Помимо принесения «жертвы крови», сама смерть тоже была средством поддержания равновесия.

Перерождение тела и судьба души в загробной жизни зависят в значительной степени от социальной роли и причины смерти умершего (в отличие от западных убеждений, где лишь личное поведение человека определяет его жизнь после смерти).

Люди, которые поддались болезням или старости, попадают в Миктлан — темную преисподнюю, где правят бог смерти Миктлантекутли и его супруга Миктлансиуатль. В рамках подготовки к этому путешествию мертвеца пеленали и привязывали к нему узелок с различными дарами богу смерти, а затем кремировали вместе с собакой, которая должна была служить проводником через подземный мир. Пройдя множество опасностей, душа достигала мрачного, заполненного сажей Миктлана, откуда нет возврата. Помимо Миктлана был ещё один загробный мир — Тлалок, принадлежащий богу дождя и воды. Это место предназначено тем, кто умер от удара молнии, утопления или определенных мучительных заболеваний. Кроме того, ацтеки верили в рай: туда попадали только самые доблестные воины, которые жили и умерли как герои.

3. Растафари

Это самая юная и жизнерадостная из всех религий в этом списке. Никаких жертвоприношений, только дреды и Боб Марли! Последователей растафари становится все больше, особенно среди общин, которые выращивают марихуану. Растафарианизм зародился на Ямайке в 1930 году. Согласно этой религии, император Эфиопии Хайле Селассие когда-то был богом воплощенным, и его смерть в 1975 году это утверждение не опровергла. Раста считают, что все верующие будут бессмертны, пройдя через несколько реинкарнаций, и райский Эдемский сад, кстати, по их мнению, не на небесах, а в Африке. Отличная трава у них, похоже!

Главная цель в буддизме – освободиться от цепи страданий и иллюзии перерождений и уйти в метафизическое небытие – нирвану. В отличие от индуизма или джайнизма, как такового переселения душ буддизм не признает. В нем говорится лишь о путешествии различных состояний сознания человека по нескольким мирам сансары. И смерть в этом смысле – всего лишь переход из одного места в другое, на исход которого влияют деяния (карма).

1. Христианство

В двух самых многочисленных мировых религиях (христианстве и исламе) взгляды на жизнь после смерти во многом похожи. В христианстве полностью отвергли представление о реинкарнации, о чем вышло специальное постановление на Втором Константинопольском соборе.

Вечная жизнь начинается после смерти. Душа переходит в другой мир на третий день после погребения, где затем готовится к Страшному суду. От божьей кары не может уйти ни один грешник. После смерти он попадает в ад.

В Средние века в католической церкви появилось положение о чистилище — временном месте пребывания грешников, пройдя через которое душа может очиститься и потом отправиться на небеса.

Часть 1 Смерть с точки зрения религии

Смерть с точки зрения религии

Смерть в христианстве

В христианстве осознание смысла жизни, гибели и вера в вечную жизнь происходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» и новозаветной заповеди Христа: «Я имею ключи от ада и рая». С одной стороны, смерть – это вечная кара, которую каждый из нас вынужден нести за совершенный когда-то проступок. Но с другой стороны, гибель – это избавление человека от цепей смертного тела, от земных печалей, выпускающих на волю его нерушимую душу. «Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха». Личность делается бессмертной – дорога к бессмертию открыта искупительной жертвой Христа через распятие и последующее вскрешение.

Земная жизнь, полная горечей и печалей, не ценится в христианстве высоко, но именно она приготовляет человека к вечной жизни. Идея бессмертия души и воскресения заполняет возвышенным значением существование христианина и дает ему силу пройти через невообразимые сложности и испытания, поскольку короткая жизнь человека – всего лишь подготовка к существованию за гробом.

Бессмертие души стало догматом на Никейском храме в 325 году, когда при утверждении знака веры в него было включено положение о вечной жизни. Древняя христианская гностическая церковь в целом не отбрасывала мысль переселения душ – по крайней мере, относилась к ней терпимо, но в 553 году, на Втором Константинопольском соборе было постановлено: «Тот, кто будет защищать легендарную доктрину о предсуществовании души и следуемое из нее бессмысленное предсказание о ее возвращении, тому анафема».

Христианство говорит как о том, что ужас смерти естественен и необходим человеку, так и о том, что «Первым известным знаком того, что жизнь Божия начала действовать в нас, будет наша воля от чувства смерти и ее страха. Человек, живущий в Боге, познает большое ощущение, что он – сильнее гибели, что он вышел из ее тисков. Даже умирая, он не будет чувствовать этого – наоборот, в нем будет сильное чувство непрекращающейся жизни в Боге» (христианский философ О. Матта эль-Мескин.) «Перестань плакать о гибели и плачь о проступках своих, чтобы исправлять их и войти в Жизнь Вечную. Христианин, ты борец и постоянно стоишь в строю, а воин, тот, что опасается гибели, никогда не осуществляет ничего благородного». Архиепископ Таврический и Херсонский Иннокентий отмечает: «Те, кто были при кончине людей праведных, наблюдали, что они не умирают, а как бы засыпают и уходят с миром куда-то от нас. Напротив, гибель греховодников мучительна. У праведников есть надежда и вера, у грешников – ужас и отчаянье». По образному выражению одного из иерархов: «Умирающий человек – заходящее светило, свет какой уже сияет над иным миром».

Читайте также:  Можно ли делать коррекцию зрения после 45 лет

После смерти дух уходит из туловища, ни на минуту не прекращая собственного бытия. Но уже без туловища. Но с мыслями и эмоциями, со всеми добродетелями и изъянами, превосходствами и дефектами, какие были характерны ему на земле. «Жизнь души за гробом есть обычное развитие и следствие ее существования на земле», – отмечает священнослужитель Антоний Женевский. «Когда человек при жизни был правдивым христианином (исполнял заповеди, ходил Церковь, молился), то душа почувствует наличие Всевышнего и приобретет покой. Ежели же человек был великим греховодником, то дух его будет скучать по Богу, ее станут грызть желания, к каким приобвыкла тело, т. к. ублажить их будет нельзя, будет страдать от приближения злых духов».

Душа, выйдя из туловища, способна думать, впитывать, осмысливать, но она лишена оболочки и следственно не имеет возможности совершать поступки, она уже не сумеет что-то поменять, приобрести то, чего она не имела, будучи в теле. «За гробом нет покаяния. Дух обитает там и прогрессирует в том направлении, которое начал на земле», – пишет Антоний Женевский.

Архимандрит Киприан отмечает: «Помимо страданий и власти ада, опять нечто тревожит нас в гибели: это неясность той нашей жизни. С фактором физической смерти для души перерыва не будет: душа, как проживала до последней минуты земной жизни, так и будет продолжать жить до Страшного Суда. (…) В Православии нет гибели, ибо гибель – лишь тесная граница между существованием тут и гибелью в будущем столетии, гибель – это только временное разлучение души и тела. Нет гибели ни для кого, потому как Христос воскрес для всех. Там вечность, вечный покой и вечная память у Бога и в Боге».

После того как человек гибнет, его дух уходит из тела. Став свободной, душа приобретает иное – духовное – чувство. Она способна водиться с миром ясных духов – ангелов-хранителей, и духов темных – бесов, а еще – с прочими душами. Душа после физической смерти тела не находится в полном покое, а продолжает прогрессировать, и последующее становление души, по мнению Церкви, будет зависеть от того, в какую сторону она пойдет в момент гибели: к Свету или Тьме. Вот поэтому Церковь так высоко ценит таинство покаяния, особенно – перед смертью, вследствие чего человек даже в последние часы своей жизни в силах очень многое поменять, если, конечно, признание было чистосердечным и целым. По суждению Церкви дух после смерти тела еще 2 дня относительно свободен и находится возле тела, и лишь на третий день, после захоронения тела, переходит в иной мир.

При переходе в загробный мир душа обязана повстречать злых духов и пройти их испытание. Иисус Христос промолвил перед смертью: «Теперь князь мира этого прибывает, но он ничего не имеет во Мне». В данном случае Церковь рекомендует не поддаваться ужасу, а надеяться на Всевышнего, не забывая, что судьбу души решают не злые духи, а Бог. «Если в нас будет ужас, мы не пройдем свободно мимо владыки мира сего», – произносит архимандрит Серафим Роуз. Выходит, что дух проделывает определенный путь после смерти тела и проходит к престолу Страшного Суда не таким, каким оставил тело. Данный промежуток подъема нужен, по суждению одного из святых, так как «он не перенесет царящего там света». В финале осуществится Страшный Суд: «Ибо прийдет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами собственными и тут воздаст всякому по делам его». Не всех грешников ожидает идентичная участь – нераскаянные и великие окажутся в аду, а остальные имеют все шансы надеяться на благодеяние Божье и вечную жизнь. Церковь предписывает, что помочь греховной душе смогут молитвы Церкви, а также мольбы родных и близких.

Согласно церковному вероучению души многих грешников по пути на небо попадают в ад, от того что не обрели при жизни отпущения наказания за проступки (не исполнили епитимью). Время нахождения в чистилище может быть укорочено мольбами близких, а еще добрыми делами, совершенными в память об усопшем. Представления о чистилище начали складываться с I веке н. э., а ученье о чистилище было детально создано в произведениях Фомы Аквинского. Положение о чистилище принято на Флорентийском соборе в 1439 и подтверждено в 1562 Тридентским храмом.

Смерть человека с точки зрения религии

Жизнь после смерти: точки зрения четырех основных религий

Представим себя на месте некоего несчастного, родившегося и прожившего всю жизнь в тайге в обществе ежиков и медведей и внезапно оказавшегося в агрессивной и воняющей выхлопными газами цивилизации. Если он не задохнется в первые же дни, то ему наверняка захочется выбрать религию, ведь в нашем социуме до сих пор часто нужно, как и стиральную машину и телевизор, обязательно иметь религиозную ориентацию. Церковные волонтеры, ничем не уступая менеджерам по продажам тех же стиральных машин, завалят его самыми разнообразными предложениями и бонусами. Естественно, вместо гарантийного ремонта предлагается жизнь после смерти. И вот основной выбор, который, кстати, без шуток описывает взгляд основных религий на существование после смерти.

Христианство. Начнем с наиболее близкого и знакомого. Интересно, но многие верующие с равным успехом убеждены в том, что у них были прошлые жизни. Некоторые даже готовы об этом рассказать на основе собственных ощущений и того, что им где-то кто-то нагадал. Однако прочтите постановление второго Константинопольского собора: «Тот, кто будет защищать мифическую доктрину о предсуществовании души и следуемое из нее нелепое предположение о ее возвращении, тому анафема». О как! Никогда не креститесь, если верите в то, что существовали прежде, иначе вы тогда противоречите самим себе.

Также многие убеждены, что после жизни нас ждет ад или рай, то есть продолжение жизни, а на самом деле в христианстве земная жизнь вообще едва ли заслуживает внимания и вообще может называться жизнью, поскольку это только лишь подготовка к настоящей жизни в другом мире, поэтому и смерти как таковой нет.

После непосредственной смерти еще два дня душа свободна и находится возле тела, а на третий день, после погребения, переходит в другой мир. Этот факт породил множество мифов и предрассудков, а также послужил источником для фантастических романов и фильмов.

Что касается ощущения себя самого в загробном мире, на небесах, то в христианстве вам предлагают сохранить полноту своих мыслей и осознания без перерыва ни на миг, но уже без тела. Тем не менее в это не так легко поверить, зная опыты нейрофизиологов, которые, лишь только отключая какие-либо зоны работы мозга, заставляли человека перестать помнить свое имя, названия вещей, уметь идентифицировать предметы и т.д. И как же себя осознавать после смерти, когда мозг вообще не будет работать, если даже небольшие изменения способны привести к полной потере себя?

Утверждается, что после смерти вы сможете общаться с миром ангелов, демонов и другими душами. Душа будет продолжать развиваться, причем это зависит от степени духовности и греховности. Но, чтобы попасть в загробный мир, нужно еще пройти Страшный суд. Он по-настоящему страшен для нераскаявшихся и очень больших грешников, которые попадут в ад. Другие могут рассчитывать на вечную жизнь в раю. У католиков функции ада выполняет чистилище, время пребывание в нем определяется степенью тяжести грехов и тем, как за человека молятся родственники на земле. Правда, чистилища можно избежать, если при смерти отпустили все грехи. Если нет, то даже праведнику придется там побывать. Злые языки называют чистилище «изобретением», поскольку изначально его не было. Оно начало формироваться лишь в первом тысячелетии. Идею отшлифовал и окончательно оформил Фома Аквинский. А полностью догмат о чистилище был принят лишь в XV веке на Флорентийском соборе.

Ислам. Многие уверены, что из-за своей продолжающейся агрессивной политики самораспространения и сохранения, в то время как другие конфессии относительно пассивны, ислам через несколько десятилетий будет основной религией на Земле, если не единственной, поэтому можно сразу готовиться к его познанию. Начнем с отношения к смерти.

Если вы не верите в ахирет, или загробную жизнь, то являетесь злостным отступником от Аллаха. Так же, как в христианстве, в исламе земная жизнь рассматривается лишь как подготовка к ахирету. Решать, когда вам умереть, будет прерогативой Аллаха, после чего вы попадете на своеобразный Страшный суд, где ваше будущее разъяснят Мункар и Накир: кто в рай, кто в ад.

В исламе даже сама смерть, ощущения во время нее сильно зависят от наличия веры и грехов. Чем больше веры и меньше грехов, тем приятнее и незаметнее смерть, и наоборот. Однако после первого суда и распределения по заслугам предстоит пережить еще один – суд Аллаха, высший и справедливый. Причем до этого момента у души сохраняются даже чувства. Но есть одна небольшая проблема. Еще никто до суда Аллаха не дошел. Дело в том, что он настанет только в тот момент, когда разрушится и сгинет вся Вселенная. И вот тогда будет окончательное распределение: кому в рай – ал-Джанну, кому в ад – Джаханнам. Сунниты (мусульманское ответвление) считают, что если человек мусульманин, то его пребывание в аду не будет вечным, как у неверного и атеиста.

Буддизм. Для настоящего буддиста вопрос жизни и смерти является если не запрещенным, то второстепенным точно, поскольку он относится к 14 вопросам, определенным Буддой как нежелательные для рассмотрения. В буддизме нет души, и ей придается только назывательная функция. Существует только ощущение, представление, желание и познание. А если идет речь о теле, то и его тоже нет изначально, и описывается оно теми же аспектами плюс телесность. Вот и все, казалось бы. И о чем дальше говорить?

Но нет. Все ломают понятия реинкарнации и нирваны. Если нет души, то что же тогда переселяется в другие тела после смерти или попадает в нирвану? Ответ на этот вопрос найти трудно. Предполагается, что загвоздка лежит в том, что учение Будды наложилось на древние индийские религиозные традиции, существовавшие до него. Поэтому если вы сейчас станете адептом сего глобального религиозного течения, то нужно готовиться к прерыванию цепи бесконечных реинкарнаций путем осознанного умирания и входа в нирвану, что и считается конечным итогом, что непонятно для устремленного европейского разума, к примеру. Если вы не сможете попасть в нирвану, то придется снова перерождаться в разной форме на земле. Это считается дурным тоном для буддиста, хотя наверняка вам знакомы люди, которые, наоборот, так бы и перерождались до бесконечности, испытывая все прелести и несчастья плотского бытия.

Иудаизм. Поскольку в иудаизме изначально внимания смерти и тому, что за ней следует, практически не уделялось, а четкие акценты в этом направлении до сих пор не установлены, отношение к смерти в этой религии представляет собой зачастую заимствованные идеи из других течений, смешанные и адаптированные. Причем одновременно существует несколько вариантов, во многом противоречащих друг другу. По отдельности все это описывать нет смысла. Достаточно сказать, что наряду с адом, раем и чистилищем существует и возможность реинкарнации, что происходит по желанию и при наличии необходимого опыта, полученного в жизни на небесах.

Однако особенное внимание уделяется Воскрешению. Каждый иудей верит, что наступит момент, когда придет Мессия и настанет Воскрешение мертвых. Однако, чтобы быть воскреснувшим, нужно несколько обязательных условий. Во-первых, должна остаться хотя бы одна кость, поскольку она будет служить основой для восстановления тела. Во-вторых, воскреснувшие тела поднимутся из могил только в «Земле обетованной». Но если тело иудея захоронено в другой стране, то помочь этому призваны туннели Мехиллот, поэтому у евреев принято на голову усопшего сыпать землю из Израиля.

Бесспорно, важный момент жизни после смерти в религиозных и мистических течениях, прежде всего для рационального ума представителей западной цивилизации, обуславливается собственными страхами перед этим малоизученным и понятным обстоятельством. Люди инстинктивно стараются верить в то, что позволит им меньше бояться таких событий.

Мало того, поскольку, кто бы что ни говорил, любая религия мало чем отличается от мистики; если она начнет отрицать наличие загробной жизни, то она как бы будет оторвана от привычных сверхъестественных вещей. Кто станет верить религии, если ее пророки начнут говорить, что после смерти ничего нет и не может быть? Очень много определяет в этом направлении страх человека. На нем играют и его используют. Наверно, вам интересно, насколько сильно вы боитесь смерти и что будете думать в моменты ее переживания. Поэтому предлагаю вам тест, позволяющий взглянуть правде в глаза.

Что происходит с человеком после смерти по разным вероучениям мира

Что происходит с человеком после смерти — один из главных вопросов, которые мы задаём себе при жизни. Версий и теорий скопилось великое множество, от теологических до эзотерических. Какие основные подходы к посмертию создало человечество за существование…

Что случается с человеком после смерти

Основная причина такого любопытства проста и ясна. Каждый имеет страх перед тем, что ждёт за последним порогом. Мы существуем под постоянным гнетом осознания того, что жизнь закончится. Усугубляется это тем, что никто не даст определённый ответ. Да, имеется множество объяснений, но какое из них верно…

Каждый ответит на этот вопрос сам. Это дело личного выбора — во что верить. Большинство из таких теорий выглядят правдоподобно. Да и есть мнение, что каждая из них — точная по-своему. К какому верованию обратится, которое учение выбрать: текст ниже не ответит. Но он расскажет о тех основных вещах, к которым пришло человечество за свою историю.

Читайте также:  Почему падает зрение после 40 лет дальнозоркость

Но единственное исследователи говорят точно, что Жизнь после смерти существует. Хотя, само понятие «жизнь после смерти» работает не всегда и не везде. Не все религии, или учения, говорят о перерождении и новом начале. Преобладающая часть из них рассказывает о том, что за последним порогом нас будет ждать другое существование. Не жизнь в нашем привычном понимании, а тоже перерождение, но духовное. Так что решайте, какую трактовку данной фразы использовать.

Как исследователи узнали, что происходит с душой человека после смерти… Начало этим размышлениям положила обычная логика, ничто не исчезает. Растение умирает, сгнивает, попадает в почву и становится частью, из которой потом появляются новые цветы. Но с душой так не может быть.

Да и наука нам подсказывает законом сохранения энергии, что если такая имеется, то она не может просто раствориться. Она переходит к другому предмету, атому. Душа — не энергия, а огонёк, помогающий стать человеком. Она позволяет создавать шедевральные произведения искусства, колоссальные сооружения. Как ещё объяснить те порывы, которые кидают нас на странные действия. Не все из них подходят под понятие инстинкта.

Так что у многих возникает вопрос — что ждёт человека после смерти, поверит в то, что будет ничто, вечная темнота, невозможно. Оно не укладывается в рамки обычной логики и подтверждённые наукой факты. Например, то, что после смерти тело человека легчает на десятки грамм. Такое невозможно объяснить обычным высыханием тканей, не идёт и минуты после смерти.

Ещё один факт — покойник перестаёт смахивать на себя в жизни. Умершие непохожи на тех, кем они были при жизни. Можно подумать, что это другой человек. Банальным отвисанием мышц такое не объяснишь, потому что каждый видит изменения. Чего-то не хватает. Мы смотрим на мертвеца и не можем найти то, что было в нём при жизни. Так мозг подсказывает нам, что всё, в этом теле нет души.

Не забывайте о тех экстрасенсах, которые разговаривают с мёртвыми людьми. Да, среди таких практиков бывают шарлатанов, но как и в любой деятельности, которая набрала популярность. Встречаются неблагонадёжные учёные, которые и делают, что выдают предположения за настоящую науку. Но бывают те, кто говорит с мёртвыми, и каста людей, которые могут это совершать. При общении с родственниками умершего, они выдают такие факты, от которых волосы становятся дыбом. Как он это постиг, и как получил такую информацию, которую ведал покойный. Это ещё одно подтверждение того, что жизнь после смерти существует. Талантливые люди могут напрямую общаться с мертвецами.

Многие скептики воскликнут — как доверять в такое, если мы не можем пощупать это руками. Как верить в нечто настолько эфемерное. Мы полагаемся на любые достижения науки. Большинство из них понятны профессионалам, или специалистам. Энергии, оперируемые ими, невидимы обычному глазу — нужно множество приспособлений. Но мы верим, хотя не зрим и не понимаем.

Не существует прибора, который смог бы зарегистрировать движение души. Древние философские предположения оказывались верны. Атомарная структура веществ, гравитация и многое другое, что придумывали великие философы античности, в будущем подтверждалось научно. А рассуждение о душе как раз и оказывается таким древнейшим учением. У современной науки нет возможности его проверить. Но когда-нибудь…

Что происходит с душой после смерти в разных религиях

Все версии, появившиеся у человечества за целое время бытия, странным образом похожи, что наталкивает на размышления. Имеются сходные и одинаковые моменты. Существуют вечное блаженство, пожизненные муки, грешники и праведники (со сноской на культурные различия). Такая перекрёстная схожесть показывает, что с великой долей вероятности тут есть частица истины. А вокруг крупицы, как говорит народная мудрость, появляются жемчужины.

Что происходит с душой после смерти в разных верованиях и традициях:

  • Христианство. Концепция Рая — Царство Небесное. В представлении христиан это именно царство. У ангелов имеются чины, на Небесах существует что-то, напоминающее инфраструктуру, иерархию и систему управления. Всё спокойно, красиво и упорядочено. Люди, если они достойны попасть сюда, находятся в вечном блаженстве и ни в чём не знают нужды.
  • Иудаизм. Нет целой концепции места, куда человек попадает после смерти. Единственное — оно не похоже на привычное для нас существование:

В мире будущем нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соревнования, но праведники сидят с венцами на головах и наслаждаются сиянием Божества. (Талмуд, Брахот 17а).

  • Античные греки. Да, мировоззрение забыто большинством человечества, но не стоит им пренебрегать. Они верили, что после смерти все мы попадаем на Острова Блаженных, или Елисейские Поля. Хорошая погода, а земля настолько плодородна, что фрукты на этом месте возникнут 3 раза в год. За деревьями ухаживать не надо. По представлениям, Елисейские Поля находились на краю обитаемого мира.
  • Ацтеки. Верования были разнообразны, когда дело касалось смерти и того, что станет после неё. У жителей кончина и кровь занимали центральное место в системе мировоззрения. Они верили, что существует три Рая, куда человек попадает в соответствии с тем, как он отжил жизнь. 1. Тлалокан, Низкий Рай, похож на обыкновенную жизнь, сюда попадают праведники. Они целыми днями распевают песни, вкусно кушают и радуются жизни. 2. Тлиллан-Тлапаллан, Рай для жрецов и просвещённых. Люди ведут полуматериальное существование, и ублажают дух. 3. Тонатиухикан, Дом Солнца. Сюда попадают те, кто достиг полного просветления и постиг дальние края духовной жизни. Они обитают вместе с верховными богами, взирая на материальную жизнь с безразличием.

Нордическая традиция. Всё основано на войне, военные обычаи скандинавов были центральной частью их повседневной жизни. Постоянные битвы привели к рождению мировоззрения, говорящее, что в Рай, Вальхаллу, попадают отважные воины, огнём и мечом доказавшие право. Умерев в битве, туда их доставляли Валькирии. Их ждали верные товарищи, беспрерывный пиршество, красивые девы, вкусная еда и море выпивки, постоянные сражения. Насколько приземлёнными были скандинавы, таков их взгляд на жизнь после смерти.

  • Индийская мифология. Она ярче всего описывает места, где предстоит побывать после смерти. Что случается с человеком после кончины, если верить индийской мифологии. Яма, вождь мёртвых, правит в царстве красоты и света. В этой традиции отмечает, что Рай — место для эстетических удовольствий, ублажения своих чувственных порывов. Отважные герои живут без забот и тревог, услаждая себя всевозможными яствами.
  • Буддизм. Одна из религий, которая, говорит о перерождении. О полном перерождении, с новым телом и амбициями. Но существует у них о понятие Рая, как месте, где человек обитает вместе с богами. Если он был праведником на протяжении большинства прошлых жизней. Высшая точка цикла перерождений. Любые желания, появившиеся у местных праведников воплощаются в реальность:
  • Едва вступят они в воду, она поднимется в соответствии с желаниями: по щиколотку, до колен, по пояс или по горло. Если кто-то захочет, чтобы вода была холодной, она будет холодной, если другому захочется, чтобы вода была горячей, для него она станет горячей, если они пожелают, чтобы она была и горячей и холодной, для них она станет и горячей, и холодной, дабы доставить им удовольствие и т д. (Великая Сукхавативьюха).

    Но это непостоянное место существования, где человек не может развиваться. Похоже на полустанок, точку где ты отдыхаешь перед дальнейшим путём. А потом, исчерпав все хорошие воспоминания, человек перерождается в земном теле.

    Это то, что ждёт праведника. Но как древние отличали одного от другого: для этого в каждой культуре существовало множество разнообразных мест, где человек оценивался по делам или осуждался. Суд. Какой он был в разных культурах.

    При приближении к Дуату души должны были пройти через врата, охраняемые полуживотными-полулюдьми.

    Египетская цивилизация. К этой культуре относятся первые источники о Суде, найденные вне христианской системы верований. Существовала «Книга Мёртвых», которая подробно описывала этот процесс. Написана она в 2400 году до н.э. Её считают одним из древних примеров человеческой письменности. Суд происходил в Зале Двух Истин, или, как его ещё называли, в Зале Маат. Его так назвали в честь Богини Маат, которая символизировала праведность и справедливость. Стояли тончайшие весы, на которые ложилось сердце испытуемого и перо самой Маат, которое было легче воздуха. Руководит взвешиванием Анубис, бог подземного царства, а приговор записывает Тот. Грешника пожирает треглавое чудовище, огромный крокодил, носящий имя Амемет. Праведных же забирает с собой Осирис.

  • Буддизм. Судом правит, в разных интерпретациях либо Дхарма Раджа, либо Яма Раджа. В руках у них меч разделения и зеркало истины, отражавшее любой поступок человека, будь он добрый или злой. Отражаются они в виде чёрных и белых камней, которые кладутся на весы. За Великими Судьями изображают шесть путей, кармических дорог. На какую ступит человек — решать Судье. В конце линии его ждёт то перерождение, которое он заслужил.
  • Мусульманство. Здесь нет весов, но схожее — Сират. Тончайший мост, соединяющий мироздание живых и мёртвых. Он тоньше волоса, и острее ножа, способен резать воздух. Когда человек пытается перейти по нему, то дует ветер, который равен силе проступков при жизни. Праведный преступит через мост, а грешник упадёт вниз, в адскую бездну и вечные муки.
  • Зороастризм. Представления о Суде у этой культуры схожи с тем, во что верят мусульмане. Справедливый Рашну взвешивает все поступки человека, праведные и дурные, а потом назначает ему проверку. Мертвец должен перейти Мост Разделения. У праведника получится это сделать, а грешника схватит и утащит демон, носящий имя Визарш.
  • Чинват. Мост, ведущий через пропасть

    Это список представлений человечества о загробной жизни, примечательных его кусочков. Он приведён, чтобы показать схожесть и различия, между каждыми из традиций. Некоторые из них проще, кое-какие — сложные. Имеются приземлённые, что говорят о том, после смерти нас ждут земные удовольствия. Но не в этом суть.

    Смысл в том, что все они схожи в определённых моментах. Сличив их, мы можем построить обособленное понимание того, что бывает с душой после смерти. Все из вышеперечисленных традиций говорят, что после смерти ждёт судилище. Нельзя точно заявить, какая из них права — мы станем опираться на общие факты. Невозможно сказать, как оно будет выглядеть, и какие поступки начнут взвешиваться. Понятно то, что это произойдет.

    Каждая культура придумывала себе загробный мир, опираясь на те вещи, которые их окружали в повседневности. Взгляните на нордическую традицию. А это значит, что в воображении оперируем теми фактами, которые привычны для нас. Вследствие , Суд, который ждёт, станет ничем не похож на то, что описано выше. Там будет такое, на что у нас просто не хватит фантазии. То, что существует там, не опирается на наш мир, а значит и выглядеть будет по-своему.

    После суда мы попадём в иной мир. Многие практики говорят, что в другой мир — в один из параллельных. И это правда. Но если так, то как экстрасенсы умеют общаться с душами покойников… Существует теория, утверждающая, что души, с которыми разговаривают подобные деятели, просто отражение человека в реальном мире. Частица памяти, слепок характера, или его отпечаток на материальном мире. Во время жизни мы незаметно меняем объекты вокруг, искривляем информационное поле, которое подпитывается нашими поступками, действиями, или мыслями. Это отражение и видят те, кто разговаривает с мертвецами. Не самого человека, а часть той памяти, которую он оставил здесь, перейдя в другой мир.

    Участь души человека после смерти — может ли она застрять в этом мире

    При определённых обстоятельствах, душа человека после смерти может затеряться во множестве путей, которые открываются перед ним. И не пойти ни по одному из них. Почему так происходит: никто не способен ответить на это, уж не изучена тема. Но одно понятно точно — оставшись здесь, душа начнёт страдать.

    И это ещё не так страшно, когда она действительно останется на материальном плане. А что будет, если она затеряется — и представить страшно. Подобная потерявшаяся душа обречена на вечные страдания такого масштаба, что ни один священник, рассказывающий нам о муках грешников, и представить себе не получится. Причём, что испытать их может человек, бывший при жизни ярым праведником. Но обо всём по порядку.

    Когда человек умирает, что случается с душой: она на несколько дней отделяется от тела и переходит на духовный план. Или, выражаясь языком церковным, взмывает ввысь. Душа находится некоторое время, пытаясь решить, что дальше, как быть и куда идти. И переходит на следующий план, начиная свой нелёгкий путь по миру эфемерному, невидимому. Но что становится с душой после смерти, когда при жизни человек был нерешительным и вялым… Она сохраняет все те качества, которыми обладает человек.

    Существует опасность того, что она так никуда и не пойдёт. Силы, заставлявшие её двигаться в жизни, вроде потребности кушать, пить, плодится и платить налоги, ушли. Их нет, мёртвому материальное и мотивации никакой. Такая душа имеет огромный шанс остаться между мирозданиями, скитаясь веки вечные. Она начнёт с завистью взирать на мир живых, но не сможет вернуться. Она будет со страхом смотреть на путь следующие планы бытия, но не посмеет туда ступить. Возможно, это древние и называли Адом. Постоянное существование без цели, без мысли, без решения. Просто вечный дрейф по самой границе мира живых, переполненный страданиями, завистью, страхом и злобой. Физическая боль ничто по сравнению с душевной.

    Жизнь после смерти, эта фраза некорректна, но однозначно существует. Да, никто не скажет с точностью, что нас ждёт. Но много фактов, совпадений и наблюдений, которые подтверждают реальность посмертного существования.

    Источники:
    • http://nlo-mir.ru/smert/47712-predstavlenija-o-zagrobnoj-zhizni.html
    • http://esoterics.wikireading.ru/2020
    • http://www.e-reading.club/chapter.php/88785/12/Raduga_-_Zagadki_cheloveka.html
    • http://grimuar.ru/astral/respawn/chto-s-dushoy-posle-smerti.html