Меню Рубрики

Слово с точки зрения звукового состава

Продолжение. Начало см. № 1, 5, 10/2010

Фонетика

гласный безударный (редуцированный);

согласный сонорный (сонант);

фонетический разбор.

Фонетика (от греч. phone – “звук”, phonetikos – “звуковой, голосовой”) – звуковой строй языка во всех его проявлениях и функциях.

Язык реализуется, материально воплощается, физически выражается в звучащей речи. Речевой поток делится при помощи пауз, интонации и ударения на речевые единицы. Самой крупной единицей звучащей речи является фраза. Фразы разделяются в речевой цепи паузами и оформляются интонацией, то есть они имеют особый мелодический рисунок (повышение или понижение голосового тона).

Фраза делится на более мелкие фонетические единицы – фонетические слова, или такты. Фонетическое слово – это группа слогов, объединенная ударением (выделением гласного звука одного из слогов более интенсивным или длительным произношением). Иногда несколько отдельных грамматических слов могут объединяться общим ударением в одно фонетическое слово: три го’да, нe для чего и т.п.

Фонетическое слово делится на слоги. Слог состоит из одного звука (гласного) или из сочетания нескольких звуков (гласного и согласных), при этом гласный звук является вершиной слога или, другими словами, выполняет слогообразующую функцию. Произнести слог для говорящих значительно проще, чем отдельный звук, поэтому слог считается минимальной произносительной единицей.

Слог делится на звуки. Основная единица звучащей речи (минимальный сегмент звучащей речи) – это отдельный звук, который обладает определенными артикуляционными и акустическими свойствами. Звуки речи отличаются друг от друга различными фонетическими характеристиками: звуки могут быть звонкими или глухими, долгими или краткими и т.п.

В потоке речи различные звуки сочетаются друг с другом, образуя слоги, морфемы, слова, при этом они приспосабливаются друг к другу, влияют друг на друга, существенно меняя фонетические характеристики своих “соседей”. Кроме того, звуки могут чередоваться друг с другом в составе слова или морфемы, меняя значения слов (например, кит и кот; сух и сушь и т.п.) – правила таких чередований обусловлены звуковой системой современного языка и особенностями исторического развития языка (см. Чередование звуков).

Ударение и интонация – просодические средства языка, они организуют звучащую речь, выделяют и оформляют фонетические единицы. Например, перенос ударения в русском слове с одного слога на другой может изменить лексическое значение слова (му?ка – мукa, зaмок – зам?к) или грамматическое значение слова (рукu – рyки, насы?пать – насыпaть). Разное интонационное оформление также может поменять значение всей фразы: “Какой сегодня день!” (интонация восхищения) или “Какой сегодня день?” (вопросительная интонация). Расстановка пауз внутри фразы также может кардинально изменить значение всего высказывания: “Казнить нельзя – помиловать” или “Казнить – нельзя помиловать”.

Фонетическое слово и фраза не бессмысленный набор звучаний, они связаны со смыслом, имеют значение. Своим значением единицы языка отражают мир понятий, то есть представление говорящих об окружающей действительности, а их форма (материальная оболочка) относится к миру произнесений и звучаний. Звуки самостоятельного значения не имеют. Тем не менее нельзя сказать, что эти фонетические единицы являются всего лишь средством материального воплощения языка и никак, даже опосредованно, не связаны со смыслом. Звуки направлены на значение, при помощи звуков происходит изменение значения слов и морфем: дом – том – ком – сом – лом, дом – дым – дум – дам, дом – дол – док, дома – дому и т.п. Такая минимальная смыслоразличительная единица звукового строя языка называется фонемой.

Звучащая речь является исходной, основной формой речевой коммуникации, однако часто в обществе используется еще и графическое изображение звучащей речи. Таким образом, с учением о звуках тесно связаны вопросы письма.

Звуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи (кратчайшие отрезки звучащей речи), которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками.

Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук – минимальная, кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц (морфем, слов, предложений) звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков составляются (складываются) морфемы и слова, кроме того, звуки могут различать разные слова.

Звучащая речь производится говорящим и воспринимается слушающим. Звук – артикуляционно-акустическое единство. С точки зрения говорящего, звук представляет собой результат работы органов речи (артикуляционного аппарата), то есть артикуляционный жест. Сложное устройство артикуляционного аппарата человека позволяет образовывать бесконечное множество разнообразных звуков, представленных в различных языках мира. С точки зрения слушающего, звук речи характеризуется физическими параметрами (акустическими) – высотой, силой, длительностью и тембром.

Артикуляционные и акустические характеристики звуков тесно взаимосвязаны. Звуки речи образуются при выдохе воздуха из легких. Струя воздуха в гортани проходит сквозь голосовую щель, образуемую голосовыми связками. Если голосовые связки напряжены и колеблются – образуется голос; при расслабленных голосовых связках голос не образуется. В первом случае источником образования звука является голос, который характеризует гласные звуки, сонорные и звонкие согласные.

Специфические характеристики звуков зависят от размера и формы ротового резонатора (см. Гласные звуки), от места образования препятствия и способа его преодоления струей воздуха (см. Согласные звуки).

Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает препятствия на пути воздушной струи.

С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Таким образом, если в образовании звука участвует только голос – это гласный, а если шум (только шум или голос и шум) – это согласный.

Итак, при произнесении гласных звуков в результате колебания напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и придают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, его качество зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолончели и контрабаса; домры, балалайки, гитары), то и тембр гласных звуков формируется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.

Язык – самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.

Различная степень поднятия языка к небу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема (и, ы, у), среднее положение – гласные среднего подъема (е, о), а нижнее – гласные нижнего подъема (а). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема – открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные и, е, а, мы можем почувствовать движение языка по вертикали.

Тело языка может также смещаться горизонтально – придвигаться ближе к зубам или глубоко отодвигаться назад, к корню языка, формируя гласные переднего ряда (и, е), среднего (а) и заднего (у, о). Если мы произнесем последовательно гласные и, ы, у, мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.

В образовании гласных также могут участвовать губы. При произнесении огубленных гласных (у, о) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.

При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее произносим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки – ртораскрыватели.

Функциональное отличие гласных от согласных состоит в их роли в словообразовании. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а согласный обычно сопутствует гласному.

Гласный ударный – гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный более долгий и интенсивный, произносится с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способствуют тому, что индивидуальная окраска звука, его тембр становится более определенным, четким. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в котором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например: сом – сам, лес – лис.

Гласный безударный (редуцированный) – гласный, произносимый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безударном положении гласные характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Эти качества безударных гласных называются редукцией. Гласные, которые произносятся с редукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без ударения является слабой, так как в этом положении гласные, произносимые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: я сама [самa] поймала сома [самa] или я в лесу[л’ису] увидел лису [л’ису].

Согласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из соотношения тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воздушной струи.

С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шкале сонорности (звучности) согласные делятся на сонорные (больше тона и меньше шума), звонкие (тон и шум) и глухие (только шум).

С точки зрения артикуляции важнейшим признаком согласных звуков является наличие препятствия на пути воздушной струи. При образовании согласных напряжение локализовано в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду, образуя шумы, которые и составляют акустическую характеристику согласного.

Поскольку преграда является главной артикуляционной характеристикой согласных звуков, основные признаки согласных связаны с местом образования преграды и способом ее преодоления.

Согласные отличаются друг от друга местом образования преграды. Место образования (согласного) – место в полости рта, где образуется преграда (смычка) или щель на пути выдыхаемого воздуха при произнесении того или иного звука. Преграда может образовываться в разных местах ротовой полости, при этом один из органов речи, формирующих преграду, активен, а другой – пассивен. Так, например, нижняя губа может образовывать смычку с другой губой – при этом образуются губно-губные звуки (м, б), а может приближаться к верхним зубам – губно-зубные звуки (ф, в). Язык – самый активный орган артикуляции, поэтому важно учитывать, какая именно часть языка – передняя, средняя или задняя – работает при произнесении звука. В зависимости от этого звуки бывают переднеязычными (т, н, л), среднеязычные (й) и заднеязычные (к, г, х).

Согласные отличаются друг от друга не только местом образования преграды на пути воздушной струи, но и способом преодоления этой преграды. По способу образования все согласные можно разделить на щелевые и смычные. Щелевые (или фрикативные) согласные образуются путем сближения органов артикуляции, в результате чего образуется щель, сквозь которую с шумом и трением проходит струя воздуха. В зависимости от конфигурации щели (щель может быть круглая или плоская) и места ее образования в ротовой полости образуются свистящие (с и з) или шипящие (ш и ж) звуки.

У смычных согласных на пути воздушной струи образуется полная смычка, которая преодолевается струей воздуха. Смычные согласные, в свою очередь, различаются тем, как именно происходит преодоление преграды. При артикуляции взрывных согласных (т, к, п) происходит резкое размыкание органов артикуляции, “взрыв”. Аффрикаты (звуки сложного образования – ц, ч) представляют собой смычно-щелевые согласные, так как струя воздуха сначала преодолевает препятствие, как у взрывных, а затем образуется щель, как у щелевых. При артикуляции носовых согласных (м, н) преграда в ротовой полости не преодолевается, а воздух проходит в носовую полость, при произнесении дрожащих звуков (р) попеременно образуется и преодолевается смычка кончика языка с небом, образуя вибрацию.

Читайте также:  Нормальная семья с точки зрения психологии

В образовании любого согласного участвует шум, однако соотношение голоса и шума у разных типов согласных неодинаково. В зависимости от этого согласные делятся на сонорные, звонкие и глухие.

Чтобы более интенсивно произнести согласный звук, нужно увеличить напряжение органов артикуляции, образующих препятствие, то есть согласные звуки – ртосмыкатели.

Согласный сонорный (сонант) – согласный звук, в образовании которого преобладает или значительное место занимает голос. Сонорные согласные, как и все согласные звуки, образуются с участием шумов, однако сонорные характеризуются преобладанием музыкального тона над шумами. Эта особенность акустически сближает сонорные согласные с гласными звуками.

Сонорные не только акустически, но и функционально близки к гласным звукам – также как гласные, сонорные выполняют слогообразующую функцию.

При образовании сонорных звуков струя воздуха встречает препятствие, но находит различные пути обхода этого препятствия – проходит через носовую полость (м, н), или обходит смычку по бокам (л), или смычка многократно образуется и прерывается (р), что позволяет воздуху относительно свободно проходить сквозь полости рта или носа. Однако наличие преграды на пути воздушной струи создает дополнительные шумы, которые накладываются на основной тон звука.

Сонорный согласный й по образованию похож на гласный и, однако при образовании согласного звука наблюдается большее сужение на пути воздушной струи, что способствует образованию незначительного шума, и локализация мышечного напряжения в месте образования согласного.

В русском языке сонорными согласными являются звуки м, н, л, р, й. Звуки л и р – плавные, а звуки м и н – носовые. Сонорные согласные не имеют глухой пары.

Согласный звонкий – согласный звук, в образовании которого наряду с шумом участвует голосовой тон. Колеблющиеся голосовые связки создают тон, на который наслаивается шум, образуемый различными преградами в полости рта. Звонкие согласные: г, б, д, з, ж, в. Звонкие согласные имеют глухую пару, то есть, если при произнесении звонкого согласного мы сохраним место и способ артикуляции, но произнесем звук без голоса (без работы голосовых связок), мы получим глухой звук. В русском языке 11 пар согласных по признаку звонкости-глухости: 6 пар твердых согласных г – к, д – т, з – с, б – п, в – ф, ж – ш и 6 пар соответствующих мягких согласных.

Согласный глухой – согласный звук, который образуется без голосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: к, п, т, с, ш, ф, х, ц, ч, щ. Некоторые глухие согласные имеют парные звонкие, то есть согласные, произносимые с участием голоса. Например: к – г, п – б и другие (6 пар твердых и 6 пар мягких согласных). Однако среди глухих согласных есть звуки, которые не имеют парного звонкого. Это звуки х, ц, ч, щ.

Согласный мягкий – согласный звук, при образовании которого язык продвигается вперед и средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Этот артикуляционный жест является дополнительной артикуляцией, которая сопутствует основной – месту и способу образования согласного звука.

Согласные в русском языке образуют 15 пар, противопоставленных по твердости/мягкости: б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к – к’, л – л’, м – м’, н – н’, п – п’, р – р’, с – с’, т – т’, ф – ф’, х –х’. Непарными мягкими являются звуки ч, щ, й, а также долгий звук ж’, который может произноситься в словах дрожжи, вожжи.

Кроме того, мягким непарным согласным является й [j]. Ведь при образовании мягкого согласного язык занимает положение, близкое к тому, в котором он бывает при произнесении и или й. Поэтому у согласного й мягкость является не дополнительной, а основной его артикуляцией.

Согласный твердый – согласный звук, при образовании которого тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу. Это дополнительная артикуляция – движение, которое сопровождает основную артикуляцию согласного звука – место и способ образования конкретного согласного звука. В русском языке 15 твердых согласных имеют парный мягкий звук (см. Согласный мягкий) и непарные твердые согласные: ц, ш, ж.

Чередование звуков – взаимозамена звуков в составе одной и той же морфемы.

Чередования обнаруживаются при сопоставлении различных звучаний одной и той же морфемы (корня, суффикса, префикса или окончания) или одного слова. Например, последний согласный звук в слове дуб оглушается, и мы слышим [дуп], а при изменении формы слова тот же корень звучит иначе [дубы]. В данном случае представлено чередование звонкого и глухого согласных (б/п). Или в слове во’ды под ударением мы слышим звук [о], а в безударной позиции в том же корне – звук [а]: [вадa]. Причем оглушение согласных в конце слова, как и редукция гласного звука в безударном положении, происходят всегда, без исключений. Это правило русской орфоэпии. Такие чередования звуков зависят от позиции, в которой встречается звук. Фонетическая позиция – это условия употребления звуков в речи: на конце слова или в середине, перед каким-либо звуком или после него, под ударением или без ударения и т.д.

Чередования звуков, которые в определенном положении осуществляются без исключений (зависят от позиции), называются позиционными чередованиями. Звуки, которые в русском языке представляют собой результат позиционных чередований, объединяются в одну фонему (см. Фонема).

Чередования звуков, которые происходят не всегда, спорадически, называются непозиционными. Например, друга – дружу, рука – ручной, дух – душа – душевный. Большинство таких чередований возникли в предшествующие периоды развития языка, их можно понять, учитывая исторические изменения звуков языка, то есть это пример исторических чередований.

Иногда чередования звуков в составе морфемы могут изменять грамматическое значение слова: собирать – собрать (звук [и] чередуется с нулем). При этом изменяется значение вида глагола: собирать – глагол несовершенного вида, собрать – глагол совершенного вида. Такие чередования называются грамматическими.

Фонема – минимальная единица языка, способная различать слова и морфемы (звуковые оболочки слов и морфем).

Звучащая речь состоит из огромного количества разнообразных звуков. Эти звуки имеют тончайшие оттенки произношения, однако мы часто этих оттенков не замечаем, а если и слышим их, то не обращаем внимания, потому что такие оттенки звуков не считаются важными, не различают слова и морфемы в языке (не являются смыслоразличительными). Но есть другие различия звуков, которые осознаются говорящими как чрезвычайно важные, они не смешиваются друг с другом, четко противопоставляются в системе языка, позволяют говорящим отличать слова друг от друга (смыслоразличительные).

Как видно, не каждый звук может различать значения слов. Те звуки, которые способны в данном языке выполнять смыслоразличительную функцию, называются фонемами.

Например, звучание слов дом и том отличаются первым согласным звуком: звонкий [д] в слове дом и глухой [т] в слове том. Также слова кон и конь отличаются последним согласным звуком: твердый [н] и мягкий [н’]. В русском языке звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные – разные звуковые единицы, которые способны различать значения слов. Это разные фонемы.

Важно отметить при этом, что произношение звонкого или глухого, твердого или мягкого звука в данном случае не зависит от позиции, в которой употребляется звук (не зависит от окружения или ударения), потому что в словах дом и том одинаковые контексты употребления начальных звуков.

Однако часто различное произношение звуков зависит от позиции, в которой встречается данный звук, то есть от соседних звуков или ударения. В этом случае говорящий объединяет, отождествляет разное звучание в одной языковой единице.

Например, в потоке речи может оглушаться сонорный согласный на конце слова моль (хотя по правилам сонорные не должны оглушаться – они даже не имеют глухой пары). Звонко или глухо мы произнесем сонорный [л’] – неважно, говорящие по-русски объединят два этих звучания в одну единицу. Такое же отождествление звонкого и глухого произойдет в сознании говорящих при произнесении дуб [п] и дуба [б]. Это чередование звуков обусловлено позицией (см. Чередование звуков).

Позиционно чередующиеся звуки объединяются в сознании говорящих в одну фонему, которая может быть представлена в речи разными звуками. Язык предупреждает: не обращай внимания на то, что слышишь разные звуки, перед тобой одна языковая единица.

Но может быть наоборот. Разные фонемы в определенной позиции могут звучать одинаково. Например звучание [ко’т] будет соответствовать двум словам кот с конечной фонемой и код (с фонемой ), потому что в позиции конца слова звонкий согласный оглушается. Услышав звучание [кот], мы не можем узнать, какое слово произнесено. Две фонемы и совпали в едином звуке [т]. Чтобы определить фонему, нужно изменить форму слова: кота – кода. В позиции перед гласным звуком согласные четко противопоставлены по глухости – звонкости. Эта мена звуков происходит независимо от позиции (звуки находятся в одинаковом окружении). Язык предупреждает: не обращай внимания на одинаковое звучание, за ним скрываются разные единицы, способные различать слова, то есть разные фонемы.

Слог – один гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей – при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги (скандирование).

В слове столько слогов, сколько гласных звуков (в одном слоге не может быть нескольких гласных). Именно гласный является вершиной слога или слогообразующим (слоговым) звуком, все остальные звуки в слоге – неслоговые. Вершина слога – это пик звучности (сонорности), поэтому слоговыми являются гласные как самые звучные, однако иногда вершиной слога могут выступать сонорные согласные (если рядом нет гласного звука). Например, Кре-мль или жи-знь:

Поцелуями в детстве считал
Я счастливую жизнь свою…

Ритмика стиха показывает, что слово жизнь произносится со слоговым сонорным согласным.

Слоги бывают ударные и безударные (см. Ударение).

Деление слова на слоги производится с учетом особенностей структуры слога в данном языке. В русском языке большинство слогов оканчивается на гласный звук (открытый слог). Однако встречаются и закрытые слоги: ва-гон. Если закрытый слог встречается в середине слова, то слогоделение регулируется особыми правилами: вой-на, лам-па, бу-дка. Фонетический слог не всегда совпадает со слогом для переноса при письме. Например, нельзя переносить или оставлять на строке одну гласную букву, хотя иногда эта гласная буква представляет собой фонетический слог: я-ма [jа-ма] или э-ра.

Ударение – выделение одного из слогов в звучащей речи – произнесение одного из слогов (а именно гласного звука в слоге) с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое (усиление мускульного напряжения и напора воздушной струи) и количественное (длительное произнесение).

Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. Если вершиной слога является ударный гласный, то и весь слог называется ударным, если вершина слога – безударный гласный, то и слог называется безударным. В потоке речи обычно на один ударный слог приходится несколько безударных слогов. Такое фонетическое выделение одного слога на фоне других безударных слогов формирует фонетическое слово, способствует ритмическому оформлению звучащей речи.

В русском языке ударение разноместное и подвижное. Если ударение может падать на любой слог в слове, то оно разноместное: до’мики, доро’га, молоко’. Если ударение в формах одного слова может перемещаться с основы на окончание, то оно подвижное: но’ги – ногu.

Читайте также:  Когда женщина исчезает из поля зрения мужчины

В русском языке перенос ударения с одного слога на другой может менять лексическое или грамматическое значение слов (см. Фонетика).

Орфоэпия – (от греч. orthos – “прямой, правильный” и epos – “речь”) совокупность, система правил произношения, соответствующих нормам литературного произношения, обеспечивающих единство звукового оформления языка.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, особенности произношения заимствованных слов, вопросы правильного ударения в словах.

Некоторые основные правила русского литературного произношения:

1) аканье, то есть произношение звука [а] на месте буквы о в безударных слогах: в[а]дa, с[а]ро’ка;

2) оглушение звонких согласных в конце слова, а также перед глухими согласными: сне[к], ло[т]ка, [ф]торник”

3) согласные ж, ш, ц произносятся всегда твердо, а ч’ и щ’ всегда мягко: [цы]фра, [жы]знь, [шы]на, ово[щ’]ной.

Правила орфоэпии регулируют постановку ударения в русских словах (поскольку ударение в русском языке подвижное и разноместное), например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звонuшь, звонuт.

С течением времени произношение некоторых слов может существенно меняться, что приводит к изменению правил орфоэпии.

Транскрипция – запись устной речи, которая строится на строгом соответствии между звуками языка и специальными обозначениями этих звуков. При этом транскрипция отражает особенности произношения звуков, позиционные изменения звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция позволяет более или менее точно зафиксировать на письме звучащую речь.

Каждый знак фонетической транскрипции более или менее точно обозначает определенный звук. Например, оглушение звонкого согласного передается его глухим вариантом: столб [столп], гласные в безударной позиции передаются буквой, которая обозначает звук, похожий по звучанию на безударный гласный: собака [сабaка] или лесной [лисно’й]. В зависимости от того, насколько точно мы хотим передать на письме звучащую речь, используется большее или меньшее количество специальных транскрипционных значков. Если мы хотим, например, указать на то, что заударные звуки в русском языке произносятся с большей редукцией, чем первый предударный слог, мы можем использовать дополнительные значки для гласных переднего и заднего ряда: [ь] (ерь) и [ъ] (ер): собака [сабaкъ]. Также специальным значком (точкой) мы можем обозначать продвижение вперед гласных непереднего ряда под воздействием соседних мягких согласных: тянет [т’aн’эт]. В этом примере над значком а стоят две точки, потому что звук [а] находится между мягкими согласными.

Знаки транскрипции заключаются в квадратные скобки. Мягкость согласного звука обозначается специальным значком – апострофом [’], который ставится после мягкого согласного: [б’] – мягкий согласный б.

Что ж вы упустили лодку?

Фонетический разбор – анализ звучания слова (сочетания слов), а именно: определение звукового состава слова, артикуляционные и акустические характеристики отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв).

Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме:

1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение.

2. В транскрипции проставить знаки слогораздела (дефис или вертикальную черту), определить количество слогов в слове, отметить ударный слог.

3. В столбик выписать буквы сло’ва, рядом – звуки, указав соответствие звуков и букв. Указать количество букв и звуков в слове.

4. Каждому звуку дать фонетическую характеристику: для гласного звука указать ударный звук или безударный; для согласного звука – сонорный, звонкий или глухой звук, твердый или мягкий (с указанием парности).

Яма [j’a-ма] – 2 слога, первый ударный.

я – [j’] – согласный, сонорный, мягкий непарный.

– [а] – гласный ударный.

м – [м] – согласный, сонорный, твердый парный.

а – [а] – гласный безударный.

В этом слове 3 буквы и 4 звука.

10 разделы науки о языке

РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ ОС -10

Раздел науки о языке, который изучает звуковой состав языка

Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрении его правильного произношения

Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его правильного написания

Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его лексического значения, происхождения, употребления

Раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение, их происхождение и употребление

Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения способа его образования и состава

Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи

Раздел науки о языке, который изучает слово в составе словосочетания, предложения, текста

Раздел науки о языке, который изучает правильность постановки знаков препинания

Проблема отбора слов для фонетического анализа

Методические рекомендации к проведению звуко-буквенного (фонетического) анализа в начальной школе

Недельнюк В.В., доцент кафедры

педагогики и методики нач.обучения;

Шкляр И.А., к.п.н., доцент кафедры

педагогики и методики нач. обучения

Понятие звуко-буквенного (фонетического) анализа

В методической литературе и в педагогической практике активно используются термины «фонетический разбор» и «звуко – буквенный разбор». Данные термины называют одно и то же понятие [5, 224; 4, 211; 9, 73 – 76;3, 228 и др.].

Согласно «Словарю — справочнику по методике русского языка», «фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т.д.» [3, 228].

Таким образом, фонетический разбор является одним из важнейших методических приемов изучения фонетики родного языка. Он имеет большое значение при повторении, закреплении и обобщении материала по теме «Звуки и буквы», а также при усвоении морфологии, синтаксиса, орфографии, в ходе словообразовательных наблюдений. Систематическое использование звуко – буквенного анализа способствует усвоению учениками произносительных норм русского литературного языка, является важным условием выразительности чтения и правильной устной речи.

В ходе фонетического анализа учителем решаются следующие специфические задачи:

1. Развивать у школьников фонематический слух.

2. Учить делению слов на слоги.

3. Учить находить ударные и безударные слоги.

4. Выяснять последовательность звуков в слове.

5. Характеризовать звуки (гласные, согласные, гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие).

6. Учить устанавливать соответствие между звуковым и буквенным составом слова.

7. Обозначать звуки буквами.

Содержание и последовательность звуко-буквенного разбора

В методической литературе существует несколько точек зрения на содержание и последовательность фонетического разбора. Рассмотрим некоторые из них.

1.Т.Г.Рамзаева (из кн.: Русский язык. Учеб. для 4 кл. – М.:Дрофа,2008.-С.250-251;Русский язык в нач. кл.: Справочник к учебникам…-М:Дрофа,2000.-С.124-125)

1. Сколько в слове слогов.

2. На какой слог падает ударение.

3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены.

4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены.

5. Количество звуков и букв в слове.

Мор/ковь

1. В слове морковь 2 слога.

2. Ударение падает на второй слог: морк’овь

3. Гласные звуки: первый – безударный [a],обозначен буквой о; второй – ударный [o], обозначен буквой о.

4. Согласные звуки:

[м] – звонкий, твердый, обозначен буквой м (эм); [р] – звонкий, твердый, обозначен буквой р (эр); [к] – глухой, твердый, обозначен буквой к (ка); [ф’] – глухой, мягкий, обозначен буквой в (вэ); мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак).

5. В слове морковь 6 звуков, 7 букв. Буква «мягкий знак» звука не обозначает.

Мор/ковь – 2 слога;

м – [м] – согл., зв., тв.

о – [a] – гл., безудар.

р – [р] – cогл., зв., тв.

к – [к] – согл., глух., тв.

в – [ф’] – согл., глух., мягк.

ь – звука не обозначает.

7 букв, 6 звуков.

2. Т.Г.Рамзаева ( в пособии «Методика обучения русскому языку в начальных классах» — М.:Просвещение,1987. – С.224)

1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) ударный?

2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше – почему?)

3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?

4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?

Мальчик

1. В слове 2 слога. Первый слог – ударный.

2. В слове 6 звуков, 7 букв. Мягкий знак звука не обозначает.

3. В слове 2 гласных звука и 4 согласных.

4. [м] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой эм.

[а] – гласный, ударный, обозначен буквой а.

[л’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой эль. [ч’] – согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой че. [и] – гласный, безударный, обозначен буквой и. [к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой ка.

3. В.А.Шукейло(из пособия «Мой родной русский язык» — СПб.:Знание, 1998. – С.111)

1. Количество слогов, ударный слог.

2. Количество звуков, количество букв.

3. Количество гласных звуков.

4. Количество согласных звуков.

5. Характеристика согласных звуков (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие).

6. Несоответствие произношения написанию.

Конь/ки – 5 звуков ([к],[a],[н’],[к’],[и]), 6 букв (к о н ь к и);

2 гласных звука ([a],[и]), 3 согласных ([к],[н’],[к’]);

[к] – глухой, парный, твердый согласный звук; [н’] – звонкий, непарный, мягкий согласный звук; [к’] – глухой, парный, мягкий согласный звук.

Звуков 5, но букв 6, так как ь – показатель мягкости, звука не обозначает.

При сопоставлении представленных выше вариантов звуко – буквенного анализа обнаруживается относительно одинаковая характеристика слова с точки зрения его слоговой структуры и звукового состава. В последнем примере отсутствует характеристика гласных звуков (ударные, безударные). Указанные способы фонетического анализа различаются последовательностью характеристики звуков слова. Так, сначала могут характеризоваться все гласные звуки, потом – согласные (устный разбор в варианте 1).

В каждом из вариантов содержатся примеры характеристики звуков в том порядке, в каком они представлены в слове, независимо от того, гласный звук или согласный.

Попутно возникает вопрос о том, «от чего к чему должен идти ученик»: от звука, его характеристики к обозначению его буквой или от буквы к звуку, который она обозначает, к характеристике звука. Как показывают рассмотренные выше примеры и материал, который будет представлен ниже, сама специфика разбора, его первостепенные задачи, предполагают движение от звука к букве. Также существует мнение, что движение анализа зависит от формы разбора: при устном разборе логично идти от звука к букве, при письменном – наоборот (вариант 1). По нашему мнению, выбор должен зависеть от целей, которые ставит учитель на том или ином этапе обучения, от степени овладения школьниками языковым материалом.

Таким образом, при проведении фонетического разбора учитель, в первую очередь, обращает внимание на решение для себя двух задач:

1) какой объем сведений включает в себя звуко – буквенный разбор;

2) в какой последовательности лучше представить языковые сведения.

Проблема объема решается с помощью программных требований по каждому классу. К концу обучения в начальной школе ученики должны уметь различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами, делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные.

В связи с этим необходимо остановиться на характеристике согласных звуков с точки зрения их парности. В некоторых вариантах эта информация отсутствует (варианты 1 и 2). В 3 варианте указывается на парность по глухости – звонкости. Но уже в период обучения грамоте дети учатся выделять пары согласных звуков не только с учетом их глухости/звонкости, но и твердости/мягкости. Поэтому, характеризуя согласный звук, ученик может дать более полную информацию. Например, звук [м] – согласный, твердый парный, звонкий непарный.

Вопрос о последовательности выполнения звуко–буквенного разбора, на наш взгляд, должен решаться учителем или, при необходимости, методическим объединением учителей начальных классов и учителей-словесников данной школы. За основу могут быть взяты предложенные варианты. Существенным условием при выборе должна стать ориентация на ученика. Последовательность представления тех или иных сведений должна отвечать определенной логике, понятной, в первую очередь, детям.

Читайте также:  Как узнать зрение по таблице зрения

Способ фиксирования сведений также должен быть понятен детям и отражать информацию полностью. Например, при письменном анализе, установив количество слогов, выделив ударный слог, нужно показать это графически: шко/ла – 2 слога, или шко -ла– 2 слога.

В качестве подготовительного этапа к осуществлению фонетического анализа, а также в качестве самостоятельного вида разбора может выступать звуковой анализ слова. План звукового анализа был детально разработан и обоснован П.С.Жедек [1; 13, 94-97]:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови звук и охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

(И т.д. до конца слова)

Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

Такой звуковой анализ может стать исходной ступенью фонетического анализа. Если добавить в указанный выше план еще один пункт: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор – ученик перейдет от звукового разбора к звуко–буквенному.

В методике существует мнение о том, что звуко-буквенный разбор имеет 2 разновидности: фонетико-графический разбор и фонетико-орфографический[8, 94; 8, 118].

Как отмечает П.С.Жедек, задача фонетико-графического разбора заключается в том, чтобы ученик на конкретных словах наблюдал слоговой принцип русской графики [8, 119]. Фонетико-графический разбор включает рассмотренный выше звуковой анализ, дополненный этапом обозначения каждого звука буквой. Данный разбор предполагает ход анализа от звука к букве.

Для характеристики звуков П.С.Жедек предлагает следующие условные обозначения:

гласный звук

согласный, твердый, глухой

согласный, мягкий, глухой

согласный, твердый, звонкий

согласный, мягкий, звонкий

По мнению автора, использование условного значка позволяет экономить время на уроке и место в тетрадях учеников.

Примеры фонетико- графического разбора (по П.С. Жедек):

семь мо ю друзья

Как указано выше, рядом с транскрипцией помещается условный значок, характеризующий звук. Справа от условного значка записывается буква, которая обозначает звук (или звуки). После проведённой работы учителю уместно задать вопрос, сколько в слове звуков и букв, поскольку сама запись дает нужный ответ.

Запись сопровождается устным комментированием, например:

— Произношу слово: [c’эм’]. В слове один слог. Ищу первый звук: [c’c’c’эм’]. Звук [c’] – согласный, глухой, мягкий. Обозначаю двумя чертами. Ищу следующий звук: [c’эээм’]. Звук [э] – гласный, обозначаю кружком. Ищу третий звук: [c’эм’м’м’]. Звук [м’] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаю двумя чертами со «звоночком». Проверяю, получилось ли слово. (Ученик проводит указкой вдоль схемы и читает: [c’эм’].)

Первый звук [c’] обозначаю буквой «эс», второй – гласный [э] – обозначаю буквой «е», так как гласный находится после мягкого согласного. Последний звук [м’] обозначаю буквами «эм» и «мягким знаком», так как мягкость согласного на конце слова передается с помощью мягкого знака.

Другой разновидностью звуко-буквенного разбора (по П.С.Жедек) является фонетико-орфографический разбор. Его цель – развитие орфографической зоркости учащихся, усвоение правил правописания. Отличительные особенности фонетико-орфографического разбора следующие: 1) анализ осуществляется от звука к букве, а не наоборот; 2) при характеристике звука указываются не только общепринятые признаки, но и позиция звука в данной словоформе; 3) при переходе от звуков к буквам выделяются и характеризуются орфограммы, объясняется способ решения орфографической задачи.

В качестве примера предлагаем фонетико-орфографический анализ слова «чашка» (устные рассуждения):

Слово [ч’ашка]. В нем 2 слога: [ч’a-шка].[Ч’aшка] – первый слог ударный.

[ч’ч’ч’aшка]: [ч’] – согласный, мягкий, глухой, непарный перед гласным – позиция сильная, обозначается буквой «че». [ч’aaaшка]: [a] – гласный под ударением – позиция сильная, но орфограмма, так как гласный после непарного по твердости – мягкости согласного шипящего; буква «а» — по правилу «ча – ща пишется с а». [ч’aшшшка]: [ш] – согласный, твердый, глухой, парный перед парным ( не [p], [л], [м], [н], [в]), может быть обозначен буквами ш и ж, ставлю вопрос, это орфограмма. [ч’aшккка]: [к] – согласный, твердый, глухой, парный перед гласным – сильная позиция, можно обозначить буквой к. [ч’aшкааа]: [a] – гласный безударный – позиция слабая, сразу писать букву нельзя, ставлю вопрос.

Ищу буквы-орфограммы. Первая – в корне. Подбираю однокоренное слово, чтобы согласный в этом корне был перед гласным – «чашечка». Значит, нужно писать букву «ша». Последняя орфограмма – в окончании. Слово «чашка» — существительное 1 склонения. Подбираю слово 1 склонения с ударным окончанием: «рук`а». Значит пишется буква «а». (В последнем случае также могла быть ссылка на 1 склонение, без проверки).

Рассуждая, ученик оформляет запись:

перед гласным – ч

под ударением после непарного по тв.-м. согласного шипящего — ? (ча – ща) – а

[ш]  перед согласным ( не р, л, м, н, в) -? чашечка — ш [к]  перед гласным — к

безударный — ? рукаа

С опорой на материал статьи Н.Н.Алгазиной и М.Р.Львова об опознавательных признаках орфограмм З.Х.Имамова предлагает еще один подход к осуществлению фонетико-орфографического разбора [2, 35-38]. Автор, вслед за М.Р.Львовым, отмечает, что школьник не может (и не должен!) проверять каждую букву в слове. Для того чтобы сделать действия ученика более рациональными, достаточно обратить внимание на орфограммы. Для письменного разбора автор вводит следующие условные обозначения:

ПМ – парный мягкий согласный;

ПТВ – парный твердый согласный;

НМ – непарный мягкий согласный;

НТВ – непарный твердый согласный;

ПЗВ – парный звонкий согласный;

ПГЛ – парный глухой согласный;

НЗВ – непарный звонкий согласный;

НГЛ – непарный глухой согласный.

Ниже на примере слова «шубка» рассмотрим последовательность фонетико-орфографического разбора и письменную фиксацию выполняемых действий.

1. Записываем транскрипцию с большим интервалом между звуками.

2. Ставим ударение, подсчитываем количество слогов.

3. Подчеркиваем звуки в сильной позиции, т.е. обозначаем буквами в соответствии с произношением.

Подчеркивая звуки, объясняем:

[у] – под ударением; [ш] – перед гласным; [к] – перед гласным.

4. Оставшимся звукам [п], [a] дается подробная характеристика.

5. Звуки обозначаем буквами, записывая под звуками на первой строчке после характеристики.

Содержание приведенных вариантов фонетико-орфографического разбора показывает, что их осуществление возможно при наличии у детей понятия «орфограмма», ученики должны знать и указывать признаки орфограмм, знать сильные и слабые позиции фонем и уметь их определять. В полной мере данные сведения представлены в учебниках В.В.Репкина (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).

Считаем, что все рассмотренные варианты фонетического анализа могут быть использованы в начальной школе.

Проблема отбора слов для фонетического анализа

Эффективность овладения фонетическим анализом во многом определяется систематическим его использованием на уроке. В связи с этим у учителя возникает вопрос: «Какое слово лучше всего использовать?» Безусловно, выбор слова не должен быть хаотичным. Во-первых, необходимо учитывать специфику звукового состава слова. Во-вторых, следует соотносить выбор с уровнем усвоения детьми материала по фонетике и графике. В-третьих, нужно не забывать о связи с изучаемой темой. Например, при рассмотрении темы «Безударные гласные в корне» целесообразно предлагать для фонетического анализа слова с указанной орфограммой.

В действующих программах по русскому языку для начальной школы, как правило, не устанавливаются требования к отбору слов для звуко- буквенного разбора. (В программе Т.Г.Рамзаевой указаны типичные слова, которые целесообразно использовать в том или ином классе.)

Наиболее подробно вопрос об отборе слов для звукового анализа рассмотрен П.С.Жедек [8, 91-93]. Данный подход может быть учтен и при выборе материала для звуко-буквенного разбора. В основу авторской позиции положены фонематические особенности слов. П.С.Жедек отмечает, что все слова русского языка можно разделить на 3 группы:

1. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сон, май, шмель, ель ит.п.

К этой группе условно относятся: а) двусложные слова со звуком [у] в безударном (предударном) слоге: рука, круги, тюльпан и т.п.; б) двусложные слова с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова: краны, горы и т.п.

2. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих с сильными позициями тех же фонем: страна, сок, лиса и т. п.

Т.е. звуковая и буквенная формы этих слов совпадают.

3. Слова, имеющие в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем: дуб, пирожок, снежки, тополь и т.п.

Среди слов 3 группы П.С.Жедек выделяет слова, которые не следует брать для фонетического анализа в начальной школе. К ним относятся двусложные слова с ударением на первом слоге, типа [в’э ч’ьр], [то пъл’]. В таких словах имеется очень краткий гласный, который, по мнению автора, не является вполне доступным для вычленения. Тем не менее, среди двусложных слов с ударением на первом слоге можно предлагать для анализа слова, которые во втором слоге имеют фонему [у] или [и]: окунь, дети и т.п. При выборе трехсложных слов необходимо обратить внимание на то, чтобы во второй слабой позиции (не в первом предударном слоге) находились фонемы [и] или [у]: интерес, уголёк и т.п.

Автор делает особое замечание относительно выбора слов с так называемыми «йотированными гласными». Данные слова необходимо использовать с целью фонетического анализа, поскольку звук [й’] легко вычленяется из любой позиции.

Школьная практика показывает, что в 1 классе для анализа целесообразно отбирать слова из 1 и 2 групп. Начиная со 2 класса, следует вводить слова из 3 группы. Что касается ограничений при выборе слов из 3 группы, то они не всегда соблюдаются составителями учебников.

Таким образом, выбор слов для фонетического анализа должен иметь обоснованный характер. Существенными критериями отбора являются: 1) фонетические особенности слов; 2) уровень владения учащимися материалом по фонетике и графике; 3) связь с изучаемой темой.

Ниже предлагаем возможные для фонетического анализа слова. Данный материал взят из текстов действующих учебников по русскому языку для начальной школы и распределен в три группы согласно позиции П.С.Жедек.

Буквы; воздух; вол; волны; (видел) вьюгу; (сильные) грозы; два; день; дом; дым; ел; ель; (большие) жуки; зал; ивы; корм; коршун; луна; львы; (наши) мамы; май; мел; мель; мир; мой; музей; (пшеничная) мука; (крупные) осы; пурга; рука; ручей; рысь; твой; тень; тигры; туман; туристы; удар; холм; хор; шумел; юла.

Аист; апрель; взмахнуть, взмахнул; вихрь; волк; вьют; глаза; журавли; здесь; игра; красивый; крепкую (дружбу); кричат; ландыш; лиса; лужайки; март; народный; нефть; пальто; паучки; (слышу) песню; пингвин; письмо; привет; расти; сады; свиристель; сеют; синицы; стакан; старик; стихи; страна; съест (рыбу); удирать; хвост; яркий (свет).

Автобус; арбуз; бежишь, бегут, бежит; блестеть; боец; бугорок, бугорки; взглянуть; везде; везти, вез; веселый; вокруг; вода; вопрос, вопросы; вперед; всегда; всего; вставать, встаю, встаешь, встает; высоко; вышина, (в) вышине; глубоко; глядеть, глядел; (несколько) глотков; декабрь; детский, детскую; дрозд, дрозды; дружили; его, ему; енот; желтеть, желтели; (к) животным; жильё; заяц; здравствуй; известный; интерес; интересный; книжки; когти; комбайн; кошачьи (повадки); кувшин; легкий; легко; (из) лесов; летать, летают; медведь; морковь; мороз; муравей, муравьи; нести, несет; ночную (песню); ноябрь; однажды; океан; окрестный (лес); октябрь; отряд; охотничьи (собаки); (допустить) ошибку; (взял) пиявку; повадки; пою, поешь, поет; помощник; портфель; поход; принести; пролезть; рожь; сбежать; свою (песню); семья; сентябрь; снег, (заметает) снежком; сосновый (бор); спешить, спешит, спешишь; (большеглазые) стрекозы; счастливый; съезд; тепло; тетрадь; тишина; трава; тяжелый; ученик; февраль; хищник; цветы; человек; широко; январь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 9491 — | 6697 — или читать все.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/1741685/
  • http://studopedia.ru/18_34329_problema-otbora-slov-dlya-foneticheskogo-analiza.html