Меню Рубрики

Семья с точки зрения разных авторов

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Содержание

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Как музыка влияет на психику человека? Читай далее.

Основные функции ↑

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная. Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая. Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная. Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная. Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная: изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная: наличие только одного родителя;
3) распавшаяся: развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная: низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Секреты идеальной семьи ↑

Традиционно семья строится на взаимной любви и терпимости. Счастливое существование невозможно без умения людей ладить между собой, находить общие точки соприкосновения.

Как научиться контролировать свои эмоции? Читай в статье.

Что такое волюнтаризм в психологии? Ответ здесь.

Важно, чтобы все члены малой группы чувствовали себя морально удовлетворёнными от совместного проживания друг с другом. Коллективное планирование и решение трудных семейных задач только сплачивает близких людей.

Видео: Как создать гармонию

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Анализ понятия «семья» с позиций различных социальных наук.

Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браков или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки.

Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала ХХ столетия П.А. Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей». В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г. Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Таким образом, с точки зрения социологии, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

Согласно современным исследователям семьи в русле социальной философии, именно наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обусловливает существование семьи в ее традиционной форме.

Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи .

Психологический подход к семье понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.Пространственная и временная ограниченность.Закрытость, межличностная интимность.Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Представители культурфилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Следует подчеркнуть, что семья выполняет не только задачу воспроизводства, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве.

Исторические формы брака и семьи.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений:

1. Неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы. 2. Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей.

3. Индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Групповой брак, форму брака, при которой целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и которая оставляет очень мало места для ревности. И далее, на более поздней ступени развития мы находим такую представляющую собой исключение форму, как многомужество, которое в еще большей степени находится в вопиющем противоречии с каким-либо чувством ревности и потому не известно животным. Развитие семьи в первобытную эпоху состоит. в непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сначала более близких, затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников, всякий вид группового брака становится в конце концов практически невозможным, и в результате остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та молекула, с распадением которой брак вообще прекращается. Первый результат установившегося единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме – патриархальной семье. Моногамная семья. Она возникает из парной семьи, как показано выше, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа – один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению.

Современные формы брака и семьи.

Незарегистрированный брак. Вся жизнь впереди! Это довольно распространенная форма семьи во всех странах. Особенно популярен он у тех, кому 25 — 35 лет. Гостевой брак. В таком браке дружат домами очень многие европейские мужья и жены. Они живут отдельно друг от друга даже в зарегистрированном браке. Неполная семья. Семья из мамы и ребенка — самое обычное явление во многих странах. Ограниченная временем семья. В такой семье брак заключается на определенное время, по истечению которого он считается автоматически расторгнутым. Прерывающийся брак. В таком браке супруги живут вместе, но оставляют для себя возможность разъехаться на любой оговариваемый срок. Открытая семья. В такой семье супруги в той или иной степени по обоюдному согласию, допускают увлечения и связи вне семьи. Шведская семья. Обычная семья, в которой живут несколько мужчин и несколько женщин. По существу, это небольшая коммуна, основанная на дружбе, сексе и хозяйственных делах. Мусульманская семья. Как известно, по Корану мужчине разрешается иметь одновременно четырех жен, но он обязан распределить между ними свое внимание поровну. Серийные супруги бесконечно меняют своих жен и мужей «как перчатки». Традиционная семья. Эта форма семьи, оформленная гражданским или церковным браком, которая защищает права детей, но одновременно содержит много запретов для супругов.

Читайте также:  Какой иконе молится при плохом зрении

Изменение семьи в современном обществе происходит в двух направлениях:

Связано с возрастанием утилитарно-экономического элемента в брачно-семейных отношениях.

Связано с эмансипацией женщин, преобладанием равноправных отношений между полами, превращением брака в добровольный союз мужчины и женщины, свободный от свойственных частнособственнической моногамии антагонизмов.

Модели современных советских семей в рамках социалистической семьи как исторического типа: (4 типа охватывают около 90% лиц, проживающих в семьях).

Семьи с одной брачной парой и ее малолетними или взрослыми детьми, поддерживающие постоянные контакты с родителями.

С одной брачной парой без детей (семья молодоженов, супружеская пара после отделения взрослых детей, имеющих собственное хозяйство).

С одной брачной парой, ее детьми, бабушками и дедушками (представители трех поколений).

Состоящая из матери (отца) и ребенка (детей) независимо от того проживают с ними или нет дедушка или бабушка, свояки, чаще всего это семьи матери-одиночки.

Функции современной семьи.

Репродуктивная. Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Но роль семьи не сводится лишь к роли биологической фабрики, ибо само воспроизводство населения не тождественно его биологическому воспроизводству. Человек приобретает ценность для общества, для других людей только тогда, когда он становится личностью, а становление личности требует специального воспитания.

Сексуальная функция семьи по отношению к обществу выполняет функцию контроля за сексуальным поведением. В семье происходит удовлетворение потребностей супругов. Она предполагает взаимопонимание, альтруизм, доверие, искренность, взаимную верность, признание взаимной исключительности и единственности друг друга.

Хозяйственно-экономическая функция состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хоз. вещи.

Коммуникативная (сфера семейного общения). Компоненты: организация внутрисемейного общения (сфера общения сужаются до бытовых проблем), посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой, искусством.

Досуговая (рекреационная) Организация рационального досуга, восстановление трудоспособности. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

психотерапевтических функциях:1. Это функция «поглаживания» (подобно детям супруги ждут и оказывают внимание, ласку друг другу). 2.«Резонирование» (понимания и помощи друг другу в оценке позиций по важным проблемам), поддержка другого в самореализации и личностном развитии. Новизна этих функций семьи заключается не в самих функциях, а в их осознании, не только как критерия оценки супружеских отношений, но и как психологического инструмента регуляции этих отношений.

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «семья», «молодая семья»

1.1.Теоретические подходы к определению сущности категорий «молодая семья» и «студенческая семья»

Семья, ее роль в обществе, всегда привлекали внимание исследователей: философов, социологов, демографов, психологов, историков, а также представителей других наук. Вместе с тем проблема молодой семьи, это одна из наиболее сложных и актуальных проблем, поэтому, междисциплинарное изучение семьи жизненно необходимо для нормального развития общества и государства.

Современная наука рассматривает семью одновременно, как форму человеческого бытия, социальную общность, малую группу и один из первых, а, по мнению некоторых ученых, и самый древний социальный институт, состояние которого во многом определяет деятельность других социальных институтов в различных сферах общественной жизни.

С точки зрения известных российских фамилистов А. И. Антонова и В. М. Медкова, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи 1 .

Одним из видов семей, так называемых этапов развития семьи, является молодая семья.

С точки зрения перспектив развития общества, его обновления особую социальную роль имеет молодая семья, представляющая собой мощный фактор перемен. Между тем потребовалось немало усилий и стремления исследователей, чтобы в мире и, особенно в нашей стране, утвердилось это понятие и закрепилось его значение.

Изучение молодой семьи как отдельной категории началось сравнительно недавно.

Быстрый темп жизни порождает дефицит времени, отчего можно с уверенностью сказать, что процесс налаживания и выстраивания отношений слишком трудоемок для современной молодежи и особенно студентов.

Молодая семья сегодня оказалась под влиянием нескольких тенденций, которые по-своему влияют на весь институт семьи и брака, поэтому актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.

Однако, важно выделить теоретический аспект понятие «молодая семья».

Итак, Е.М. Черняк в своих работах посвящённых изучению семейных вхаимоотношений, определяет молодую семью как точку пересечения всех социальных явлений, происходящих в нашем обществе, отражение процессов происходящих в нем, симбиоз воздействия всех средств массовой информации 2 .

Холостова Е.И : «Молодая семья – это особая малая социальная группа, имеющая особый как интегральной, целостной характеристики совокупных качеств и возможностей, формирующихся под воздействием внешних условий и внутренних ресурсов и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие общества и государства» 3 .

П. Д. Павленок, автор учебника «Основы социальной работы», даёт следующее определение молодой семье: молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет. 4

В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации молодой семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по семейному быту и укладу, по типу потребительского отношения и др.

Современные молодые семьи также можно классифицировать, например, по структуре – полные и неполные семьи.

По мнению Ф.А. Мустафаевой, молодая семья — это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Также существует три типа молодых семей.

Первый тип – традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.

Второй тип – супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий тип – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим 5 .

Более содержательной классификацией, является деление молодых семей на благополучные семьи и семьи социального риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу.

Российское государство законодательно предоставляет молодой семье самостоятельный социальный статус и обеспечивает соблюдение прав семьи в процессе экономического и социокультурного развития общества: «Молодая семья это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 35_летнего возраста» 6 . Подобное определение соответствует целям и задачам современной социальной молодёжной политики и опирается на возраст супругов и стаж семейной жизни, суть же его сводится к описанию признаков молодой семьи.

Таким образом, современной молодой семьи: это комплексная социальная общность, представляющая собой: 1) подинституциональную общность, выступающую в качестве необходимой составляющей института семьи в целом; 2) гендерную общность, основанную на социальных различиях полов внутри семьи; 3) поколенческую общность, обладающую определенным возрастным статусом (молодежь).

Положение семьи, ее состояние являются своего рода социальным индикатором, раскрывающим как общее состояние дел в обществе, так и реальные перспективы его развития. Особое значение в данном процессе отводится молодой семье, остающейся малоисследованным объектом в современной социологии семьи. Исследователи традиционно апеллируют к понятию «молодая семья», если нужно обозначить возраст семьи, либо выделить её типологию, а между тем молодая семья — это социальная группа, которую характеризуют особые социальные качества и свойства, она играет особую социальную роль в обществе и имеет большое значение в системе социальных связей и взаимоотношений.

По данным на 1 декабря 2013 года число молодых семей составляет довольно значительную часть от общего количества семей в РФ – 32% от общего числа российских семей 7 .

Молодая семья выступает активным элементом и агентом социальных изменений. Формирование инновационного социокультурного потенциала общества связано с потребностью активной жизненной позиции молодой семьи, которая как сложный социокультурный феномен, характеризуется специфическим набором ценностных приоритетов и жизненных стратегий ее членов. В условиях современных социальных трансформаций, молодая семья, в первую очередь, испытывает на себе как позитивные, так и негативные последствия таких изменений, что влияет на социальное самочувствие молодых супругов, на их самореализацию в профессиональной деятельности. В этой связи наше внимание акцентируется на необходимости всестороннего изучения всех аспектов жизнедеятельности молодых семей. Студенческая семья с точки зрения социально-экономического положения и интеллектуального потенциала выступает специфической.

Читайте также:  Если мужчина не называет женщину по имени с точки зрения психологии

Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обуча­ются более 5 млн. студентов, в том чи­сле на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляютженщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время до­ля семенных студентов возрастает.

Этот процесс соответствует общей тенденции омоло­жения брака, кинетика свидетельствует, что к воз­расту 25 лет в брак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответст­венно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в на­иболее благоприятные для этого годы 8 .

Студенчество – это специфическая общность людей, организационно объединенных системой высшего образования. Студенческий возраст (17-22 лет) представляет собой период в жизни человека как начальное звено в цепи зрелых возрастов. Качество приобретенных студентами знаний, моральные, социокультурные навыки оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие семьи, формируемой из молодежи, как поколения людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие функции в зависимости от конкретных исторических условий. Современные российские студенческие семьи – это семьи, обладающие специфическими особенностями и проблемами, вследствие временности социального положения супругов – образовательного статуса.

По мнению С.М. Барсукова, студенческая семья – это нуклеарная семья, однодетная или бездетная, с любой ориентацией на детность. Она характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья, так как супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу 9 .

Долбик-Воробей T. A. под студенческой семьей понимает такую семью, в которой оба супруга — студенты дневного отделения высшего учебного заведения, гомогенная (временно однородная) по социальному положению, малая социальная группа. Это молодая семья, в которой супругам мужу и жене не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 3–5 лет. Исследование T. A. Долбик-Воробей семейно-брачных ориентаций студенческой молодежи в московских и самарских вузах (ноябрь 2001 – апрель 2002 гг.) выявило, что 61% студентов состоят в законном браке, а 39% респондентов — в фактическом союзе 10 .

Специфика студенческого брака заключается и в осо­бенностях деятельности супругов — учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре­деление на работу, в перспективе любимая работа — это составляющие духовности студенческого брака.

Основной момент специфического зарактера студенческой семьи обуславливается схожестью перспективных целей — изменение социального статуса произойдёт у обоих супругов по окончании университета.

Студенедческие семьи по своему состплаву деплдлятся на две болплдьшие групдлппы: импдлеющие (62,2 %) и не имеюпдщие (37,8 %) детей.Объяснение нежелания молодых пар заводить детей и расширять семью носит объективный характер.Главными из них студенты называют учебу, стесненные жиливрщные услвроовия, матевориальные трудвроности, а также трудвроности связанные с присвпромотром за ребенвроком. Супруги близки социально, эмоционально, чему сппособствует сходство интересов, привычек и социальных установок.

Брак благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студнентов отмечунается более серьеунозное отноуношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше социально ориентированы на достуноижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение способствует формированию правильных ценнуноостных ориеунонтаций студента, развитию интеллектуальных и социальных потребностей. Немалоунважно и то, что семноейным студентам после окончания вуза легче строить трудовую деятельность и карьеру, так как не нужно отвлекатуноься на поискуно партнера. При этом семейныуное люди пуноредпочитают заполнять рабочие социальноместа в городах и районах края, т.к. наличие семьи социально сдерживает желание выпускникуноов уехать из города. Не следует забывать, что во время обучения в вузе создать семунеоью гораздо легче, особенно жуноенщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, изменением места жительства, где контингент социально мужчин или женщин недостаточно подходящий).

Таким образом, студенческая семья — это семья, где оба супруга являются студентами очного отдвреления высшврего учебного заведения, а также как неполная семья с детьми, в котворой мать или отец является студентом дневного отдоеления ВУЗа. Это молодая семья, в которой супругам- мужу и жене не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 3–5 лет. Стуводенческая семья характерипозуется определенной экономической, социально — психологической неуствоойчивостью, и как малая социальная групвопа выйдя на путь брака сталкиваются со множеством различных психолого-эмоцивроональных и социально-экономических трудностей.

Понятие семьи

Социологи, которые уделяют понятию «семьи» достаточно много внимания, трактуют его следующим образом.

Являясь своеобразным социальным институтом, семья, как и любое сложное социальное явление, не поддается однозначной дефинитивной характеристике. Различные ученые делали попытки осветить отдельные аспекты сложного понятия «семья». Предлагались определения с точки зрения социологии (М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г. Харчев, С.Н. Голод), истории (П.Ланслетт П., Ж.-Л. Фландрэн), этнографии (Дж. Мердок, О.А. Ганцкая), культурологии (К.М. Хоруженко, А.А. Радугин), социальной философии (Н.И. Андреева, А.А. Магомедов) – семья выступает объектом комплексного изучения различных наук. Обобщая многочисленные концепции разных авторов, целесообразно выделить два основных подхода к изучению понятия «семья»: историко-социологический и культурно-философский.

Представители историко-социологического подхода занимаются изучением типов социальных отношений, характерных для семьи, связи семьи с другими социальными общностями, динамики и мотивации браков и разводов, исторических типов и форм семейно-брачных отношений, тенденций и перспектив их развития. Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский[1]. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браком или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки. Определение М.М. Ковалевского по своему происхождению восходит к трудам Аристотеля, который считал, что в совершенной семье два элемента: рабы и свободные. Основой такой семьи является совместное хозяйство, а не отношения родства.

Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала XX столетия П.А. Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей»[2]. В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г. Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью[3]. Долгое время это определение семьи считалось в отечественной философии классическим, хотя уже один из последователей А.Г. Харчева С.Н. Голод указывал на неточности данной дефиниции.

Так, по мнению социолога, вызывает сомнение, является ли общность быта собственно семейной характеристикой. Сам С.И. Голод условием существования семьи считает наличие одного из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства[4].

Таким образом, с точки зрения социологии, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи»[5]. В приведенных выше дефинициях общим определяющим критерием формирования и функционирования семьи является родство.

Историки, отечественные и зарубежные, говоря о семье, постоянно возвращаются к понятию «домохозяйство». Так, английский ученый П.Ланслетт в своем труде в качестве основной социальной единицы рассматривает именно домохозяйство («сожительствующая домашняя группа»)[6].

С развитием отечественного семьеведения, характеризуя семью, исследователи используют понятия «социальный институт» и «социальная группа», «социальная система». Таким образом, согласно современным исследователям семьи в русле социальной философии, именно наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обусловливает существование семьи в ее традиционной форме.

Представители культурфилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. В рамках культурного подхода исследователи подчеркивается, что семья выполняет не только задачу воспроизводства населения, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве. Некоторые зарубежные культурологи (Л. Уайт) связывают появление собственно человеческой семьи с зарождением феномена культуры:

— трансформация антропоидного сексуального союза в человеческую семью осуществляется под влиянием такого культурного фактора как символизация, нашедшая выражение в членораздельной речи. И как следствие появившейся у людей способности широкой кооперации появляются специфические функции человеческой семьи — взаимопомощь в борьбе за существование и взаимопомощь при обороне и нападении. Более того, организация людей в разнообразные социальные группы есть проявление одной из главных функций культуры, которая рассматривается как внетелесный механизм, применяемый определенным животным видом для сохранения и продления своей жизни[7].

Семья выполняет ряд специфических функций: репродуктивная (продолжение рода); воспитание детей или социализация личности; хозяйственно-экономическая; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха); регулятивная (общественный контроль); коммуникативная (общение). Некоторые исследователи выделяют и другие функции семьи. Так, например, функция защиты предполагает: 1) защиту личности самой семьей; 2) защиту членов семьи (особенно детей) от самой семьи.

Понятию семьи большое внимание уделяют не только социологи, но и юристы. Действующее законодательство не содержит правового определения семьи поэтому с юридической литературе по вопросу о его необходимости существует две противоположные позиции.

Приверженцы первой из них считают нужным дать законодательное определение семьи. Но поскольку различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи, возникают трудности в выработке универсального понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права. По их мнению, нужно выработать и закрепить в законе определение семьи для каждой правовой отрасли, субъектами которой являются члены семьи.

Существует также мнение, согласно которому не стоит на законодательном уровне давать определение семьи. Обосновывается оно тем, что очень многообразны критерии, характеризующие семью, и слишком разнятся условия существования семей. К тому же авторы этого мнения полагают, что семья как таковая субъектом права не является, субъектами являются конкретные члены семьи, более того, семья — это явление не правовое, а социологическое.

Вряд ли можно однозначно согласиться с подобными выводами и предложениями. Прежде всего, сложность и многогранность явления не влечет вывода о том, что в его определении должны быть указаны все присущие ему признаки, достаточно ограничиться основными и относительно постоянными.

Читайте также:  Что делают на мсэ по зрению

Ссылка на социальный характер семьи верна, но это не отрицает возможности ее правового определения. Попав в сферу правового регулирования, семья становится социально-правовым явлением, что дает возможность включить в ее определение как социальные, так и правовые признаки. По меньшей мере два из них отражены в действующем семейном законодательстве:

— наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи (этот признак является обязательным);

— как правило, члены семьи проживают совместно, хотя носителями семейных прав и обязанностей могут быть члены разных семей (например, алиментные обязанности бывших супругов или дедушки и бабушки по содержанию своих внуков).

Вызывает сомнение и утверждение о том, что семья субъектом права не является. Анализ действующего законодательства доказывает обратное. Как самостоятельное понятие “семья” встречается в тексте ряда статей СК РФ (ст. 1, 2, 22, 27, 31, 54, 57 и др.). Таким образом, имеется достаточно оснований, чтобы рассматривать семью в качестве самостоятельного субъекта права. А это приводит к выводу о необходимости правового определения семьи и его отражения в законе.

Встречающиеся возражения авторов по поводу того, что в семейном законодательстве при употреблении термина “семья”, по сути, речь идет о правах и обязанностях ее членов как совершенно отдельных субъектах семейно-правовых отношений, лишь подчеркивают сложность такого социально-правового феномена как семья. Правовая взаимосвязь членов семьи является непременным условием ее существования. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в семейном праве семья выступает как единый коллективный субъект, члены которого также являются самостоятельными субъектами семейных правоотношений.

В научной литературе неоднократно появляются достаточно весомые аргументы в пользу определения понятия «семья», принятия единого нормативного акта, компилирующего все нормы, касающиеся семьи и отношений, непосредственно и опосредованно касающихся данного термина, появляются революционные предложения наделить семью, ввиду ее особой правосубъектности в сфере жилищного права, статусом субъекта жилищных правоотношений. Так, в 1949 г. О.П. Луцевым была опубликована работа «Семья как субъект права на жилплощадь в СССР», принципиально новым тезисом которой было утверждение, о том, что субъектом права на жилую площадь является семья в целом.

Одновременно существует некая объективная невозможность, которая не позволяет определить понятие «семья». Е.М. Ворожейкин придерживается точки зрения, что «не может быть нескольких определений понятий семьи в праве для разных отраслей, а оно должно быть единым»[8].

Основываясь на законах формальной логики, к такому же выводу приходит Р.П. Мананкова: «Тот очевидный факт, что в отраслях законодательства состав семьи определяется действительно по-разному, еще не означает, что в каждой отрасли существует свое понятие семьи и что вообще можно говорить о нескольких понятиях семьи в праве»[9].
Характеризуя термин «семья» с точки зрения жилищного права, П.И. Седугин называет ее «общностью людей, построенной (основанной) на браке, родстве или свойстве, совместном проживании, как правило, в одном жилище и ведущей с собственником (нанимателем) этого помещения совместное хозяйство» Именно П.И. Седугин является приверженцем точки зрения о необходимости законодательного закрепления понятия «семья», которое имело бы общеотраслевое значение.

С точки зрения семейного права семья — основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства. Если в жилищном праве в основу определения семьи положен существенный для жилищного права признак семьи — совместное проживание, в семейном праве первый план отдается моральной общности, взаимному уважению.

Специфичными чертами семейных отношений являются их особый, лично-доверительный характер, строгая индивидуализация и незаменимость их участников, приоритет личных отношений над имущественными, поэтому вне сферы семейно-правового регулирования остается довольно обширная область отношений между членами семьи.

В определениях семьи, данных в других теоретических источниках семейного права, в основном, также учитывается единство социально-правовых признаков семьи.

Г.К.Матвеев[10] определяет семью как «объединение лиц, связанных между собой браком или родством, моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, взаимными личными правами и обязанностями». А.М.Нечаева[11] понимает под семьей “общность совместно проживающих и ведущих общее хозяйство лиц, обладающих предусмотренными законодательством о браке и семье правами и обязанностями”. В.А. Рясенцев[12] делал акцент только на юридические признаки семьи: «Семья – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений».

Современное правовое понятие «семья» по объективным причинам четче всего разъясняется через призму семейного права, в котором оно является базисным, но и здесь оно остается дискуссионным. Несмотря на то, законодатель не определяет понятие семьи, ее значение и первостепенная важность проводится через абсолютно все положения Семейного кодекса[13].

Понятие семьи имеет более социологический характер, чем правовой. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества[14]. В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.

Значение криминалистики в обеспечении правовой охраны семьи трудно переоценить. Помимо криминалистических методик расследования преступлений против семьи, криминалистика имеет механизмы для разработки алгоритмов расследования. При помощи криминалистики возможно разработать меры по предупреждению и профилактики преступлений против семьи

[1] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности – СПб., 1895. – С. 53. [2] Сорокин П.А. Система социологии. – М., 1998. – С. 64. [3] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979. [4] Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ — СПб., 1998. [5] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996. — С.66. [6] Ланслетт П. Домохозяйство и семья в прошлые времена. – М., 1995. [7] Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. – М., 2004. [8] Ворожейкин Е.М. Правовые основы брака и семьи. — М.: Юрид. лит., 1969. — 160 c. [9] Мананкова Р.П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 232 c. [10] Матвеев Г.К. Советское семейное право. Учебник. – М.: Юридическая литература, 1978. – С.8. [11] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. Нечаевой А.М. – М.:Юрайт, 2011. – С.76. [12] Рясенцев В.А. Семейное право. Учебник. – М.: Юридическая литература, 1971. – С.14. [13] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №1. — Ст. 16. [14] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – СПС «Гарант».

1. Психологическое содержание понятия «семья»

1. Психологическое содержание понятия «семья»

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия « семья » раскрывается через ряд положений.

Семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия – объединять удовлетворение различных потребностей.

? Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

? Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

? Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

? Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

? Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

? На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

? « нормальная – аномальная семья »;

? « идеальная – реальная семья ».

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие « идеальная семья » определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной. Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Источники:
  • http://lektsia.com/9x47fe.html
  • http://studfiles.net/preview/2165315/page:2/
  • http://help-stud.ru/ref_ponyatie_semi.php
  • http://psy.wikireading.ru/30681