Меню Рубрики

Семья с точки зрения психологии и педагогики

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Содержание

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Как музыка влияет на психику человека? Читай далее.

Основные функции ↑

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная. Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая. Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная. Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная. Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная: изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная: наличие только одного родителя;
3) распавшаяся: развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная: низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Секреты идеальной семьи ↑

Традиционно семья строится на взаимной любви и терпимости. Счастливое существование невозможно без умения людей ладить между собой, находить общие точки соприкосновения.

Как научиться контролировать свои эмоции? Читай в статье.

Что такое волюнтаризм в психологии? Ответ здесь.

Важно, чтобы все члены малой группы чувствовали себя морально удовлетворёнными от совместного проживания друг с другом. Коллективное планирование и решение трудных семейных задач только сплачивает близких людей.

Видео: Как создать гармонию

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

1. Психологическое содержание понятия «семья»

1. Психологическое содержание понятия «семья»

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия « семья » раскрывается через ряд положений.

Семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия – объединять удовлетворение различных потребностей.

? Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

? Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

? Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

? Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

? Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

? На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

? « нормальная – аномальная семья »;

? « идеальная – реальная семья ».

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие « идеальная семья » определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной. Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Семья как субъект педагогики

Ориентация семьи на воспитание духовных и общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Принципы государственной политики в интересах семьи. Рассмотрение стилей воспитания и взаимодействия в семье. Проникновение педагогических методов в семью.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.03.2015
Размер файла 55,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Семья как субъект педагогики

1. Понятия семьи, педагогики и субъекта

2. Внутрисемейные педагогические процессы

3. Роль педагогики в семье

1. Понятия семьи, педагогики и субъекта

Для того чтобы начать говорить о семье, как о субъекте педагогики, надо разобрать понятия: семья, педагогика и субъект.

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.

Так же семью можно определить как социокультурный фактор, когда это союз мужчины и женщины, связанный определенными обязательствами по воспитанию детей и решению бытовых проблем.

С точки зрения психологии — семья это тонкий механизм взаимодействия между всеми членами семьи, который уже уникален по своей природе происхождения.

С точки зрения педагогики — семья ориентирована на воспитание духовных и общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.

Субъект — человек, индивид, личность, взгляд исходящий от себя, внутри, себе принадлежащее. Субъект общественен, по форме (средствам, способам) взаимодействия. Семья — субъект, а все что взаимодействует с семьей — это объект.

Таким образом, мы видим, что семью, как субъекта педагогики можно рассматривать с нескольких сторон.

А в частности: о роли педагогики в семье и о роли педагогики для семьи.

Структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей — ещё не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.
Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
«Семья есть микрокосм того общества, которое её создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, — писал русский общественный деятель, публицист и философ Н. В. Щелгунов (1824-1891), — каждая семья настолько дурна или настолько хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание».

Читайте также:  Очки похожие на очки для зрения

Исходя из выше изложенного можно что семью, как субъекта педагогики можно рассматривать с нескольких сторон.

А в частности: о роли педагогики в семье и о роли педагогики для семьи.

2. Внутрисемейные педагогические процессы

Говоря о роли педагогики в семье, нельзя не затронуть правовые вопросы, а в частности «Национальную доктрину воспитания», в частности о разделе, который устанавливает ответственность социальных партнеров — государства, общества, семей, работодателей в вопросах качества образования. Федеральном законе об образовании, в котором закреплены права и обязанности родителей и детей, Федеральный Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка. Именно в этих документах, с правовой точки зрения, наше государство описывает взаимодействие внутри семьи взаимодействие с семьей различных социальных институтов. Исходя их правовых аспектов, разработаны различные механизмы взаимодействия с семьей, которые помогают регулировать сложные отношения внутри семьи и за ее пределами. Государственная политика в интересах семьи основана на следующих принципах:

· Законодательное обеспечение прав

· Ответственности юридических, должностных лиц, граждан.

Таким образом мы видим, что педагогические механизмы необходимы.

Какова же роль педагогики в семье? Традиционным институтом формирования, развития и воспитания личности является семья.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья — это основа чувства защищенности. Оно развивается на основе тех привязанностей, у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, т. к. семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок научается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни.

Семья — как модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых. Это бывает как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем. Это является одним из необходимых элементов — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. родители часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Существуют стили воспитания и взаимодействия в семье:

· авторитарный (основан на подавлении самостоятельности, инициативы ребенка, требовании послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний как основных способов воздействия);

· либеральный (или попустительский, провозглашающий абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентации, поступков, действий);

· демократический (предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражает оптимизм по поводу его потенциальных возможностей, стимулирует его самостоятельность и активность).

В практике известны факты пагубности первого и второго подхода и позитивное влияние подхода демократического.

· Демократический стиль семейного воспитания определяется: высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

· Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:

· степень протекции и контроля;

· удовлетворенность потребностей ребенка;

· предъявляемые требования и способы общения с ним;

· применяемые санкции по отношению к ребенку;

· степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.

Можно затрагивать тему педагогики насилия, но это отдельная тема для рассуждения.

Итак, мы видим, что педагогические линии в семье складываются по своим направлениям и не зависят от внешних проявлений. Это то, что заложено внутрисемейном круге общения, устоев, обычаев и тд. Каждая семья развивается и формируется по своему сценарию. Каков будет этот сценарий зависит от социального статуса каждой, отдельно взятой семьи.

Полные и неполные семьи, деструктивные, поликультурные, монокультурные и тд. И вот в каждой такой семье формируется тонкий механизм взаимодействия и воздействия. Каждая, отдельно взятая семья опирается на свой, индивидуальный, педагогический субъективный опыт. Какой он, и какую этносоциокультурную нагрузку несет, будет зависеть от выбранной стратегии развития семейного института. Нельзя забывать о воздействии внешних факторов (экономических, географических и политических) на формирование внутрисемейных ценностей.

Главным объектом прямого действия семьи становятся, конечно, дети, поговорим теперь о том, кто же такой ребенок в системе института семьи.

Первая задача родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) — взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

Таким образом, мы видим, что отношения в семье совершенно различны, и в зависимости как к человеку относились с раннего детства в семье, таков и будет дальнейший сценарий его жизни и построения своей собственной семьи в будущем.

Существуют определенные законы для успешного воспитания «не социального инвалида.»

В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

— Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.

— Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.

— Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

— Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

— В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.

— Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.

Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Таким отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют некоторых педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, то есть всеобщего образования в отрыве от семьи. Назовем наиболее распространенные негативные факторы воспитания детей в семье.

— Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.

— Ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке.

— Две стороны одной медали — безнаказанность и авторитаризм — также не идут на пользу воспитанию детей в семье. У ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.

— Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.

— Тяжелый психологический климат в семье — к сожалению, явление настолько распространенное, что этот фактор даже не считают нужным упоминать. Тем не менее, воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.

— Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо-педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.

Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни.

Что же, все таки, нужно, чтобы семья получила максимально положительный сценарий становления и развития? На этот вопрос мы постараемся ответить в следующей главе.

3. Роль педагогики в семье

Для улучшения качества семейного воспитания, в помощь для семьи создана такие науки, как педагогика и психология. На современном этапе развития педагогические технологии позволяют плавно выстраивать различные стратегии воспитания в семье, развития семьи, как социального института. Ранее, мы уже говорили, о том, что существуют правовые формы отношения и регулирования, применимые для семьи в целом. Существует огромное количество педагогических трудов, теорий, методов, технологий и тд., направленных в помощь по созданию оптимальной среды развития в семье.

Чтобы говорить о роле педагогики в семье, рассмотрим само понятие педагогика и чем эта наука занимается.

Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

Читайте также:  Как называются очки с простыми стеклами не для зрения

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине.

В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

Объект педагогики. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики.Предмет педагогикиэто образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.[1]

Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

· Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

· В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педагогической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся — неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Однако, любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпретации. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние.

· К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.

· Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКУ.

Категориальный аппарат. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики — обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образования отождествлялось с формированием человека. Сейчас огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Понятие «формирование» считается еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия — развитие.Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Посмотрите, как четко и доступно раскрывает педагогика основные этапы и закономерности развития человека на разных жизненных этапах.

Все это было разработано в помощь человеку, так как только в семье закладывается все то, что человек будет нести всю жизнь. С помощью механизмов педагогического воздействия будет «формироваться», преобразовываться взгляд на семейное воспитание, будет идти процесс переоценки ценностей. Можно сказать, что на данном этапе, современная семья уже подверглась новым, качественным изменениям. Через различные социальные окружения, которые применяют современные педагогические технологии при взаимодействии с семьей.

Мы видим, как педагогические методы, технологии проникают в семью, создают в ней качественно новые подходы по формированию полноценных членов современного общества. Предотвращают сценарии развития деструктивных семей.

Семья уже не является отдельной частью общества, она выступает как социальный институт в системе различных социальных окружений. Как субъект педагогики. семья воспитание педагогический ценность

Сегодня все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решению важнейшей задачи современности — поиску оптимальных путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельно члена общества. И важнейшим средством на этом пути является воспитание в семье. В связи с этим этот социальный институт как субъект педагогического взаимодействия имеет особую важность в обществе.

Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций. Социолог выделяет следующие функции социальных институтов:

— функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

Нельзя отделять семью от общества, нельзя ставить отдельно педагогику в образовательных организациях на позицию внешнего наблюдателя, можно говорить и рассматривать семью как полноценного участника педагогического процесса.

5. Список используемой литературы и источников

1. Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. М.; Педагогика-Просвещение, 1987г.

2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.; Просвещение, 1999г.

3. Замыслова, А.И. Семья как фактор воспитания/Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность, 20-Окт-2005г.

4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.; 2000г.

5. Лукина А.С. Социальная педагогика. Учебное пособие. Красноярск.; КГУ, 1996г.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.; Издательский центр «Академия», 2002г.

7. Пазова, Л.М.Роль семейных отношений в развитии личности младших школьников / Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность, 20-Окт-2005.

8. Педагогика: пед. теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2008г.

9. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова и др. М.; 1996г.

10. Психологические тесты. В 2 т. / под ред. А.А.Карелина. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.

11. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2001.

12. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Семья как институт социализации, особенности ее воспитательного потенциала. Методические основы семейного воспитания. Характеристика педагогических условий воспитания детей в семье. Взаимодействие семьи и школы. Воспитание младших школьников в семье.

курсовая работа [84,7 K], добавлен 16.05.2013

Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения — важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

Читайте также:  Падает зрение при сахарном диабете что делать советы врачей

контрольная работа [26,4 K], добавлен 30.01.2011

Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющие воспитательного потенциала семьи: семейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи.

контрольная работа [52,2 K], добавлен 22.06.2012

Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей. Выделение функций и задач взаимодействия педагогов и родителей. Анализ содержания, форм и методов работы педагога с родителями. Характеристика сотрудничества семьи и школы и его форм.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 02.05.2017

Сущность семьи и брака. Формирование супружеской пары. Теории выбора брачного партнера. Классификация супружеских конфликтов. Секреты семейного счастья. Воспитание детей в семье. Родительские ссоры и детский сон. Сущность полового воспитания в семье.

курсовая работа [37,1 K], добавлен 07.06.2010

Влияние воспитания в семье на формирование культуры поведения дошкольника. Формирование культуры поведения в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Организация взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам формирования культуры поведения у детей.

дипломная работа [130,7 K], добавлен 20.04.2016

Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. Основные вопросы совместной работы семьи и школы в сфере воспитания учащихся. Организационно-педагогическая работа школы с родителями.

доклад [27,4 K], добавлен 10.04.2014

Цели и задачи, формы и методы трудового воспитания в современной семье. Содержание интереса к труду у ребенка, стимулирование трудовых усилий детей родителями. Педагогические условия и взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания.

курсовая работа [35,4 K], добавлен 02.06.2010

Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

курсовая работа [61,0 K], добавлен 30.11.2010

Сущность понятия «религиозное воспитание», его основа. Задачи и средства формирования мировоззрения. Рациональный и мистический уровень воспитания. Влияние религиозного учения на воспитание ребенка в семье. Изучение уровня религиозного воззрения семьи.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 07.10.2010

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Жить в браке. всю жизнь – это большой, ни с чем не сравнимый труд. Духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.

В. Л. Сухомлинский

Семья как первичная ячейка общества и социокультурная сфера человека

Семья – это первичная ячейка общества, в которой межличностные отношения основаны на любви, привязанности и интимности. Выдающийся социолог П. А. Сорокин (1889–1968) считал вопрос об устройстве семьи гораздо более важным, чем вопрос о формах правления. Анализируя типы семьи у разных народов, с точки зрения воспитательного механизма он выделил три основных типа семьи (1923).

  • 1. Семья патриархальная, воспитывающая молодые поколения для жизни в общине или коммуне. Здесь весь уклад семейного воспитания давит всякую индивидуальность, личную инициативу, требует «не высовываться», жить как все, «как положено»; действовать, мыслить, веровать по обычаю и полагаться не на себя, свои знания, труд, энергию и волю, а на «общину», на «мир», на «коммуну». Жизнь индивида в таком типе семьи полностью регламентирована. Из лона такой семьи выходят личности без воли, без инициативы, привыкшие вести себя во всем по общей норме.
  • 2. Семья ложноиндивидуалистическая. Всем своим укладом она приучает молодые поколения полагаться не на себя, не на общину, а на государство. Сообразно с этим все воспитание здесь ведется применительно к официальным программам. Главное – выдержать официальный экзамен, получить диплом и «тихо и плавно качаться» в качестве чиновника. При такой системе в людях не воспитывается ни инициатива, ни подчинение авторитету, которое имеет место в первом типе семьи, и люди получаются неустойчивые, безынициативные – «бумажные формалисты», как их характеризует П. А. Сорокин. Соответственно и общество, имеющее такой тип семьи, – неустойчивое, бюрократическое, с централизацией, обширным объемом вмешательства власти, с разбухшим государственным аппаратом и поглощением личности государством. Человек во всем полагается на государство и считает, что от его усилий почти ничего не зависит.
  • 3. Семья индивидуалистическая. Ее уклад с малых лет приручает молодые поколения полагаться только на себя, свои знания, волю и энергию. Здесь обучают детей тому, что им действительно понадобится в жизни (а не тому, что требует община или государство). Простор дается личной инициативе, развитию индивидуальности. С малых лет за детьми признаются права, которые неотделимы от исполнения обязанностей. Из такой семьи выходят люди сильные, инициативные, энергичные. По мнению Сорокина, народы, имеющие такой тип семьи, – «победители других народов». Такой тип семьи представлен в англосаксонских и скандинавских странах.

Русская семья, полагает ученый, занимает среднюю линию между семьей патриархальной и ложноиндивидуалистической. Молодые поколения в ней воспитывались или как будущие чиновники государства, или как «общинники», члены «мира», обязанные во всем походить па пего и считаться с ним. Индивидуальности и личной инициативе не давалось простора [1] .

Основным вопросом взаимоотношений семьи и государства является вопрос отношений семьи и школы, воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и труду.

Из работ В. О. Ключевского (1841 – 1911), Б. А. Рыбакова (1908–2001) мы знаем, что Древняя Русь стремилась утвердить школу у домашнего очага и включить ее задачи в число обязанностей семьи. Характерно, что в древнерусском воспитании главное внимание обращалось не на научные знания, а на житейские правила. «Наука о христианском жительстве«, этот своеобразный кодекс сведений, чувств и навыков, необходимых для усвоения указанных правил, состояла из трех частей:

  • 1) строение(наука)душевное – учение о долге душевном, или о спасении души;
  • 2) строение мирское – наука о гражданском общежитии;
  • 3) строение домовое – наука хозяйственного домоводства.

Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в Древней Руси.

Воспитание в семье осуществлялось через живой пример, совместную деятельность (никто никого специально не воспитывал, дети вместе со взрослыми участвовали во всех делах: приготовление пищи, сенокос, уборка урожая, уход за скотом и т.п.) и наказание. Говоря о наказании, Ключевский, в частности, проводит соответствующее место из «Науки о христианском жительстве»: «Любя сына, учащай ему раны, не жалей жезла, ибо от жезла твоего он не умрет, а еще здоровее станет».» Известно, – комментирует историк, – что любящая рука бьет небольно и, во всяком случае, больнее бьет того, кому принадлежит, чем того, на кого поднимается».

Особенностью русского национального воспитания был примат воспитания над образованием. Грамотность не входила в состав общеобязательного воспитания, а причислялась к техническим промыслам и рукоделиям. Даже в азбуках писалось: «Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит». Эта некнижная мудрость Древней Руси была поколеблена преобразовательным движением XVII–XVIII вв. В частности, во второй половине XVII в. была предпринята попытка оторвать школу от семьи и даже сделать их соперницами. Эта попытка связана с именем Ивана Ивановича Бецкого (1711 – 1795), президента Академии художеств. В его докладе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» предлагалось ввести не школы, а воспитательные училища, в коих питомец безысходно остается до 20 лет, не имея ни малейшего общения с внешними людьми, даже с родственниками, с которыми можно было видеться лишь изредка на глазах у начальства. Главное воспитательное средство в системе Бецкого состояло в том, чтобы «питомец непрестанно взирал на подаваемые ему примеры и образцы добродетелей». Ставилась задача: в юности научить тому, что должно делать в зрелых летах. Задача, как мы понимаем, бессмысленная. Позднее Π. П. Блонский страстно и категорично выскажется по поводу величайшей педагогической лжи о том, что «школа должна готовить своих питомцев к жизни»: «Что значит “готовить к жизни”? Какова будущая жизнь ребенка? Откуда мы это знаем? Мы – самоуверенное пошехонье – по крайней мере в педагогической области. Всякая школа, кроме высшей, должна одинаково иметь в виду одну и ту же цель: воспитание человека как человека» [2] . Однако идеи, сформулированные и реализованные Бецким, оказались чрезвычайно привлекательными, в том числе и для тех, кто, скорее всего, не только не читал его работ, но даже не догадывался об их существовании.

Так, Фридрих Энгельс в «Принципах коммунизма» (1847) говорит об общественном воспитании детей, вследствие чего, но его мнению, уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью: зависимость жены от мужа и детей от родителей [3] . В ответе на 18-й вопрос Энгельс пишет: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет. Соединение воспитания с фабричным трудом» [4] .

Тоталитарное государство целенаправленно разрушало институт семьи, чтобы у человека не оставалось никакой отдушины, ниши, ничего личного и он бы полностью принадлежал государству. В те годы широко практиковались свидетельствования по делу родственников, доносы на родственников, причем недоносительство наказывалось чрезвычайно строго. В советское время широкое развитие получают школы-интернаты, где воспитанники были освобождены от всех хозяйственных забот.

Итак, семья, в одних случаях сознательно сопротивляясь попыткам ее разрушения и огосударствления, в других случаях – неосознанно, несмотря ни на что, пыталась сохранить свою сущность, свой относительно суверенный мир. Тем не менее в наше время отчетливо раздаются голоса о кризисе семьи. В самом деле, трудно утверждать обратное в условиях, когда буквально все сферы жизни в России подпадают под понятие «кризис», однако разделить точку зрения о кризисе современной семьи не представляется возможным по меньшей мере по двум причинам. Первая видится в неубедительности аргументации тех, кто фиксирует кризис семьи как некую данность. Довод один – снижение детородной функции семьи. На наш взгляд, это отражает общую социологическую закономерность: чем выше уровень развития общества и образования женщины, тем меньше детей в семье. Вторая причина, по которой нельзя согласиться с утверждениями о кризисе современной семьи, видится в том, что в системе ценностей современной молодежи семья, дети, семейное благополучие занимают одно из первых мест.

На наших глазах происходит изменение парадигмы отношений семьи, школы, государства в сторону утверждения приоритета семьи в воспитании. Если прежде парадигма отношений выглядела следующим образом: семья помогает школе, государству воспитывать детей, то сегодня она прямо противоположна – государство, школа помогают семье воспитывать ребенка.

Взаимодействие семьи и школы

В свое время С. Т. Шацкий теоретически обосновал социальную роль школы и выделил три подхода взаимодействия школы со средой. Поскольку в понятие среды входит в том числе и прежде всего семья, то с некоторыми оговорками можно использовать обозначенные Шацким подходы к взаимоотношениям семьи и школы. Разумеется, понятие среды шире понятия семьи, которая, являясь одним из элементов среды, в вопросах воспитания и социализации играет ведущую роль.

По Шацкому, первый вариант взаимоотношений школы с семьей состоит в том, что школа выполняет свои образовательные функции, а семья мешает педагогическому коллективу делать свое дело эффективно. Такая точка зрения ориентировалась на память ребенка как высшую школьную ценность, а следовательно, на сопутствующую ей дисциплину тишины и послушания. Эта точка зрения и сейчас имеет немало сторонников, она проявляется в ориентации на знания учеников, возможно большую автономию от родителей и родительской общественности. Второй вариант имеет в виду интерес к семье с точки зрения ее полезности для школы. Сегодня это проявляется прагматически: что можно получить от родителей для решения первоочередных школьных нужд – на ремонт, охрану, пополнение библиотеки, учебники, на питание и т.п. Третий тип характеризуется единством школы с семьей как частью социальной среды. Школа здесь воспринимается и существует как открытая социальная система – открытая влиянию, воздействию, в частности, семьи и, в свою очередь, влияющая на семью.

Источники:
  • http://psy.wikireading.ru/30681
  • http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00531280_0.html
  • http://studme.org/38959/psihologiya/pedagogika_psihologiya_semi