Меню Рубрики

Семья с духовной точки зрения это

Кризис, переживаемый сегодня Российским обществом, непосредственно связан с общим глобальным кризисом нравственности и безрелигиозности подавляющей части современного общества.
——————————
Кризис общества неразрывно связан и с кризисом семьи. Они неотделимы друг от друга. Распад семьи как основной ячейки общества, одного из основных социальных институтов общества создает нестабильность государства, невозможность воспитания подрастающего поколения духовно, нравственно и физически здоровым.

Многие исследователи отмечают, что если члены семьи не осознают своей ответственности за создание духовной атмосферы единения и сопричастности, то семья обречена на распад, на разрыв, ибо больная клетка, поврежденная в самом ядре, будет плодить и рождать только больные в духовном отношении организмы. Духовная поврежденность, сформированная отношениями конфликта и раздора между близкими людьми, если она вовремя не осознана и раскаяна, обязательно перейдет в следующие поколения, только уже в усугубленном виде. Значит, если мы какую-либо семейную проблему отодвигаем от себя и не хотим решать вовремя, когда мы еще располагаем для этого временем и силами, то мы фактически перекладываем ее на плечи своих детей, только в виде уже более тяжелой ноши.

В кризисных ситуациях истории России русского человека спасали твердая духовная опора, вера, надежда и любовь. Эти высочайшие ценности всегда концентрировались именно в семье.

Нарисованная выше картина не внушает оптимизма. Имеет ли сегодняшнее общество ту основу, на которой оно могло бы выстроить путь в будущее?

Один из возможных, на наш взгляд, выходов из сложившейся ситуации это возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций. Тем более, что сейчас в обществе происходит постепенное возвращение к вере.

Христианство решительным образом повлияло на все взаимоотношения между людьми. Хотя в эпоху, которую многие называют «пост-христианской», образ жизни наших современников вряд ли соответствует христианским идеалам, многие понятия и взгляды на жизнь произрастают из христианского корня.

Исследования религиозности современной молодежи, проводимые НИИКСИ в последние годы, свидетельствуют, что в той или иной степени религиозными, верующими людьми в Петербурге себя считает более 50% молодежи в возрасте от 18 до 30 лет (в 2002 г. — 52,6%). Причем к православным христианам среди верующих себя относят 95%. Понятно, что по-настоящему воцерковленными (постоянное посещение храмов, регулярные молитвы, соблюдение постов и т. п.) среди молодых петербуржцев можно считать не более 2-3%. Весьма характерно, что среди петербургской молодежи доля религиозных меньше, чем среди молодежи по всей России (по данным исследований 2001 г., соответственно, — 55 и 80%).

В Петербурге сегодня работает широкий спектр молодежных общественных и политических движений.

Это объединения, выражающие православно-российский менталитет: «Санкт-Петербургский округ витязей», «Молодежный земский союз», «Благовест», Молодежный православный фонд «Реставросъ», «Движение юных скаутов-разведчиков» (ОРЮР), центр «Покров», СПб. отделение Всецерковного православного молодежного движения, Православный музыкальный центр «Галактическая федерация» и некоторые другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодняшнее общество может и готово воспринять те ценности, которые предлагает православное учение о семье и браке.

Церковь сама по себе, без участия воли человека не может изменить семью. Речь идет о влиянии веры и церкви на семью через воспитание личности в покаянии, работе над собой и общении со святыней.

Семья, по учению Православной церкви, есть первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни. Поэтому Господь Спаситель в начале Своей открытой проповеди прежде всего благословил Своим посещением брачную чету. И апостолы, имевшие своей задачей, проповедовать Слово Божие народам, прежде всего, вносили его в дома семейств.

В православной семье существует четкая и неизменная иерархия. Бесспорное главенство мужа и отца в семье налагает на него большую духовную ответственность, как на кормчего «малой Церкви», которой является христианская семья. Глава семьи подобен пастырю, ответственному за судьбу своих духовных детей. На трудах мужа основывается благосостояние семьи. И семья — его первый долг. О тех, кто не заботится о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но достаточно вразумительно: «Если кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).

Муж должен любить жену и проявлять эту любовь. Апостол Павел говорит: «Мужие, любите своя жены». Чтобы побороть в жене стремление преобладать над мужем, он объясняет, почему она должна повиноваться супругу: «Хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог. Мужчина есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа» (1 Кор. 11; 3, 7–9).

Ни в коем случае жена не должна занимать место главы семьи, что, к сожалению, в наше время, увы, не редкость. «Жене не позволяю властвовать над мужем» (1 Тим. 2, 9-12).

Рождение детей и забота о них в семье — естественный плод любви мужа и жены, наибольший залог их союза. В этом смысле брак становится человеческим выражением творческой и заботливой Божьей любви. Люди, не любящие детей и отказывающие им в опеке, не могут иметь истинной любви в своем браке. Рождение ребенка является новой ступенью в преодолении эгоизма: двое учатся жертвовать собой для третьего. Ребенок является живой, особо светлой иконой, так как в детях образ Божий менее поврежден, чем у взрослых. Детские простота, доверчивость, незлопамятность и беззащитность могут поучать и утешать. Недаром Господь призывал умалиться наподобие детей, ибо таковых, по словам Его, есть Царствие Божие. Поэтому ребенок является особым благословением Божиим и радостью семьи.

Духовная жизнь в любви должна проявляться в семейном быту настолько полно, насколько это возможно. Каждый член семьи должен жить для блага другого, нося «бремена друг друга» и исполняя таким образом «закон Христов» (Гал. 6,2). В семье должно царить милосердие, прощение и взаимное духовное обогащение, а также все возможные проявления истинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4–7).

Семейная жизнь, основанная на такой любви, будет радостной. По словам св. Иоанна Златоуста, брак — это «малая церковь» в доме, где Божья благодать и Божья свобода дает возможность для спасения и более полной жизни человека.

Еще в Ветхом Завете первой заповедью о любви к человеку была заповедь о почитании родителей. За это человеку Господом обещались всяческие блага и долголетняя жизнь. Апостол Павел учит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, — это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 1–3).

Семья, согласно христианскому учению, это крепость, на которую «враг человеков» не устает нападать. Страшно разделение семьи. Спаситель говорит: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 25).

Главным условием целости семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная связь, любовь членов семьи. Семья христианина — отец, мать, дети — это образ Святой Троицы на земле. И как Святая Троица одно целое, так спаянная любовью истинно христианская семья должна в духе и любви быть одним целым. В этом ее сила и счастье и здесь, на земле, и в этом залог ее бесконечной радости в вечности.

Участие в церковной жизни не просто приносит в семью знание христианских норм, закона. Через участие в таинствах человек располагается искренне следовать этим нормам, располагается к добру, терпению, милосердию. Включение семьи в традиционную православную культуру воспроизводит традиционные нравственные качества и ценности.

Опросы показывают, что воцерковление пробуждает историческую память семьи, ее гражданские чувства. Семья укореняется в истории. Люди осознают себя как часть рода, часть церкви, как звено в цепи поколений, чувствуют свою причастность к истории России, неравнодушно относятся к ее судьбе.

Многие семьи отмечают, что с приходом к вере стали интересоваться своей родословной. Наблюдается снижение или полный отказ от ориентации на эмиграцию у людей, пришедших к глубокой вере.

Россия почти тысячу лет прожила в условиях доминирования христианских православных ценностей, и именно эти ценности сформировали традиционную семью как добровольный союз мужчины и женщины, вступивших в законные брачные отношения с целью совместного проживания, рождения и воспитания детей. И союз этот построен на принципах любви, взаимоуважения и взаимопомощи.

Семья это не то, что обычно считают семьей. Что такое семья, сейчас знают немногие

Почти все мы выросли в семьях, хотя и не всегда – в полных. Казалось бы, все должны знать, что это такое – семья. Однако наши психологи, которые работают с различными кризисами семьи, утверждают, что, на самом деле, почти никто из современных не знает, что такое на самом деле семья. И именно это не позволяет людям создавать прочные, счастливые семьи.
Мы не претендуем на полное раскрытие такой области как психология семьи, отношения в семье, но постараемся раскрыть самое важное в этой области – что такое семья, в чем корень трудностей отношений в семье, что является основой счастливой семьи, брака.

Читайте также раздел Гражданский брак

Поскольку счастливая семья возможна только между настоящим мужчиной и настоящей женщиной, читайте на сайте Реалисты:

Семья с точки зрения религии

Семья с точки зрения религии. Сегодня модно быть верующим. Модные «здезды» и «звевдочки» разъезжают по монастырям, ставят свечки в церквях, со всех экранов говорят о своей искренней вере и при этом их жизнь не имеет ничего общего с тем, какой она должна быть у верующего человека. Давайте посмотрим на отношения в семье с точки зрения Библии. Думаю, для многих это будет не только открытием, но и средством как сделать свою семью крепче.

Любой родитель, независимо от того, сколько ему лет, должен понимать, что его ребенок – это бесценный дар Бога для него. Это его благословение, а не просто еще один человек на этой Земле. И самую прочную связь родителям и детям дает ни что иное, как любовь. Отношения, построенные на любви, никогда не разрушатся, но будут лучшими на протяжении всей жизни. Вы скажете: “Конечно же, родители любят своих детей, как же иначе?”. Но, к сожалению, люди очень часто не имеют правильного представления о любви.

Нельзя найти лучшее определение любви, чем написанное в Библии.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Согласитесь, трудно быть таким человеком. Таков только Иисус Христос. Но главное – это желание стать таким. Этого вполне достаточно. И это лучшее, что может быть в любых отношениях, в первую очередь в семье. Просто проявите любовь ко всем членам вашей семьи, не ожидая взаимности. Начните с себя. И результат не заставит себя ждать.
Покройте свою семью вашей любовью. Тогда ваш дом станет вашей крепостью, и никто не одолеет его.

Дети, повинуйтесь своим родителям в любви, потому что этого требует справедливость. Родители – это власть от Бога для детей. В Библии также сказано: “Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и злословящий отца или мать смертью да умрет”. Злословие – чувство, отвергающее любовь. Оно, конечно же, ничего хорошего не принесет. Напротив, оно несет смерть человеку. Любовь к родителям должна быть безоговорочной. Никаких “А если…” не должно быть.

Жены должны слушаться своих мужей в любви. “Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом”.

Мужья должны любить своих жен, заботиться о них и оберегать. “Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни”. “Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы”. Следует знать, что муж и жена созданы друг для друга, и вместе они – одно целое. “Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть”.

Любовь – это то, что вы должны дать своим родным прежде всего. С этого начинаются и этим живут правильные отношения в семье. Это то, чего ждут ваши родные: доброго слова, совета, улыбки и внимания. Порой искренняя улыбка лучше многих слов ободряет и вселяет счастье в сердце человека. Говорите своим родным, что вы их любите.

И пусть ваш дом станет вашей крепостью – тем местом, где вы чувствуете себя окруженным заботой и любовью, которые защитят вас от любых напастей этого мира.

Брак и семья в христианстве

Брак с точки зрения христианства, символизирующий собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью. Отношение между мужем и женой в семье в христианском обществе. Семья как наследница и хранительница духовно-нравственных традиций, духовное возрастание детей.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.11.2014
Размер файла 25,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Аккредитованного образовательного частного учреждения

высшего профессионального образования

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»

Реферат по дисциплине:

Тема: «Брак и семья в христианстве»

Преподаватель: Шустров А.Г.

Брак с точки зрения христианства

Семья с точки зрения христианства

Дети в христианской семье

Семья-это зародыш Церкви, это место максимального единства. Именно с семьи начинается жизнь. Если муж и жена — одна плоть, они непобедимы. Христианская Семья — это Святое место. Бог-Творец семьи. Семья-это Божие установление, это Божий план жизни человека Как Создатель, Он имеет право быть частью каждого брака. Мы должны посвятить свою семью Господу, и по праву завета, Он хочет жить в каждой семье. «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом» . Когда Бог живет в семье, семья становится святым местом. На примере взаимоотношений Христа и Церкви Бог показывает какими должны быть отношения мужа и жены. «Мужья, любите своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова».

Брак с точки зрения христианства

Бог сотворил человека в виде мужчины и женщины, поэтому существование двух полов является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно христианским взглядам, женщина и мужчина не могут существовать друг без друга. Разница между ними это особый, драгоценный дар, не только определяющий биологическое развитие, но и различное призвание, и способ существования человека. Мужчина и женщина должны быть отцом и матерью “всего сущего” и тем самым воплощать волю Бога о творении. Половое различие не должно служить причиной вражды между людьми или тирании мужчины над женщиной. Недопустимо стремление женщины сделаться мужчиной и выполнять его функции в жизни. Наоборот, половое различие должно способствовать созданию гармонии и единства между мужчиной и женщиной.

Читайте также:  Что происходит с душой после смерти с научной точки зрения

Половые особенности людей оказывают огромное влияние на их духовную жизнь. Поэтому половые отношения должны проявляться согласно воле Божьей и быть вдохновенными Святым Духом. Человек должен заботиться о том, чтобы предохранить свою половую жизнь от извращений и от того, чтобы секс не стал орудием греха. Поэтому человек, узаконивая свои половые отношения с женщиной, должен венчаться, а затем не допускать ни прелюбодеяния, ни разврата, и жить только со своей женой, чтя её и любя.“Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог”.

Считается, что брак людям дан Богом и является таинством церковным. Таким образом, брак есть таинство, основанное на свободном обещании мужчины и женщины во взаимной верности и любви друг к другу. Венчание освящает супружеский союз и дает благодать Божию для мира, любви и согласия в христианской семье и для рождения, и христианского воспитания детей. Брак был установлен самим Господом Богом в раю. После того как были сотворены Адам и Ева «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».

Иисус Христос Своим присутствием на брачной церемонии в Канне Галлилейской освятил таинство брака. А на вопрос фарисеев и книжников ответил, что брак людям дан Самим Господом Богом, сказав при этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Брак между мужчиной и женщиной символизирует собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью. Этот священный союз основывается, с одной стороны, на любви Иисуса Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви Воле Христовой с другой стороны. Поэтому муж должен любить и уважать свою жену. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь». А жена обязана добровольно чтить и повиноваться своему мужу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви».

Поэтому муж и жена должны совместно идти по жизни, сохраняя друг к другу взаимную преданность, любовь и уважение. Хорошая семья является основой Церкви Христовой и источником личного блага и общественной пользы. Однако, несмотря на то, что люди бывают повенчаны, их отношения могут быть безбожны и грязны. Так как венчание не освобождает их от греховных страстей и извращений. По словам Святого Иоанна Златоуста даже языческий брак может отличаться чистотой и святостью, если в супружеских отношениях присутствует любовь и верность. Так как там, где соблюдается чистота брака, там присутствует Бог.

Семья с точки зрения христианства

Когда человек решает обратиться к вере в Бога, то он, почти во всех случаях, меняет свою прежнюю жизнь и выбирает, что делать дальше, стать монахом и жить в монастыре, или вести мирской образ жизни и создать христианскую семью. Часто можно видеть очень успешных деловых людей, (бизнесменов, предпринимателей), или людей, которым удалось создать счастливую семью, но они не хотят больше идти по мирскому пути и всерьёз задумываются о жизни в монастыре.

В христианской семье наиболее важная добродетель — это бескорыстная любовь. Все члены семьи, любя друг друга и руководствуясь заповедями, находят способы для предотвращения или разрешения ссоры в семье, изучают на деле, что такое доброта, порядочность, терпение и другие добродетели, которые позволяют найти душевный покой и обратиться к вере в Бога.

Итак, в христианском обществе отношение между мужем и женой в семье, а также рождение и воспитание детей в семье, получают благословение Всевышнего. В заключении пожелаем всем семейным парам жить в соответствии с законами Божьими и освящаться светом евангельских, православных истин.

Дети в христианской семье

Выражение»семья — малая Церковь» мы встречаем на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и приветствует их «и домашнюю их Церковь» . В разговоре о Церкви мы почти всегда употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюшкой», себя считаем «духовными детьми» своего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?

Церковь — это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал:». где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них». Епископы и священники — не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божиего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь «свидетелями», то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой Церкви».

Семья даже в самые трудные времена — это «малая Церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни.

Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать их трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, должны сочувствовать им, когда в силу необходимости они умалчивают, скрывают свои убеждения, чтобы избежать конфликта. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что верить. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре — надо быть добрым! Можно не показывать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о нем как можно больше и стараться жить по Христовым заповедям.

Рассматривая семью как «Домашнюю Церковь», можно понять природу национальной особенности Церкви. «Домашняя Церковь» по своей природе воплощает религиозные ценности и верования в повседневном быту, в поведении, в праздниках, застольях и других традиционных обычаях. Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья — это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами.

Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле — источник не только тепла и питания, но еще и осознанной любви и духовного понимания. Сама идея «родины» — лона моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи.

Брак — просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в браке возможно полное познание человека, видение другой личности. В браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это познание дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.

Эта полнота еще более углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего — их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства. Но если между родителями существует непобежденный разлад, противоречие, то и ребенок будет порождением этого противоречия и продолжит его.

Через таинство брака даруется благодать и на воспитание детей, которой христианские супруги в своей родительской деятельности лишь содействуют, как сказано у апостола Павла: «Не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности, Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого крещения.

Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей.

Нельзя насильно удержать, внушить, заставить ребенка быть таким, как этого хотят отец или мать. Потому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими истинной духовной жизнью и освященными любовью.

Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о христианском воспитании. Родительская любовь — особая любовь, это любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов семьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней.»Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Это подлинная аскеза семейной жизни — трудная и мучительная. «Я» каждого из родителей ущемляется, ломается, подавляется нуждами других членов семьи. Бессонные ночи, физическая усталость, скованность, беспокойство — всего этого не избежать. Отец может почувствовать себя заброшенным из-за того, что жена стала больше внимания уделять материнским обязанностям. Христианство учит, что добровольная жертва хотя бы частью гипертрофированного «я» может стать началом созидания нового, лучшего человека. Наряду с готовностью принести в жертву часть своего «я» развивается не менее сильное желание познать «я» других, понять потребности их личностей, взгляды на жизнь, их способности.

Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений — любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и стремлении понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, и образец этому — любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта. Образы Авраама и Исаака и сегодня образец для родителей, которые жаждут посвятить жизнь ребенка Богу — не прервать его жизнь, а подчинить ее больше Богу, чем самим себе. Это прекрасно выражено на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе.

Человек начинает свою жизнь в семье, которую он не создавал, это семья его отца и матери, и он входит в нее через рождение, задолго до того, как ему удастся осознать самого себя и окружающий мир. Ребенок получает эту семью как особый дар судьбы. В основе брака лежит выбор и решение, а ребенку не приходится выбирать и решать. Отец и мать как бы образуют судьбу, которая выпадает на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить — ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, в лоне семьи. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями, и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей семьи, как бы живым символом ее семейного духа.

Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень, и это возможно только в воцерковленной семье. Дети с помощью родителей и благодати Божией побеждают в себе зачатки тех грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наследству. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей есть основная цель христианского воспитания в семье. Пусть дети опережают нас не только в физической, интеллектуальной и других сферах, но главное — чтобы они совершили прорыв в духовной сфере бытия.

Основой духовного возрастания детей являются таинства Церкви. В таинстве крещения Господь омывает их от первородного греха, снимая с них проклятие, тяготеющее над падшим человеческим родом. В таинстве миропомазания Господь усыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать. Зародившаяся в крещении духовная жизнь ребенка требует питания для своего поддержания. Господь дарует его питание в таинстве причащения. Невинных младенцев следует причащать как можно чаще. Благодать причащения Тела и Крови Господа необычайна, она взращивает, исцеляет и укрепляет ребенка духовно и физически.

С семи лет младенец становится отроком и считается ответственным за свои поступки. С этих лет необходимо воспитать в нем духовную чистоплотность, воспитать потребность смывать грех в таинстве покаяния через исповедование своих грехов. В таинствах Церкви дети общаются с самим Господом. Ограничивая их участие в таинствах, мы нарушаем заповедь Спасителя:»Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».

брак семья христианство

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть « малая церковь». А церковь не может созидаться «на время» — она создается навсегда. Муж в христианской семье — глава жены на тех же основаниях, что и Христос — глава Церкви. Весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. В христианстве утверждается идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому — «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Целью брака в традиционном понимании является также любовь, спасение и взаимоподдержка мужа и жены.

Читайте также:  Зрение при приеме на работу на высоте

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Регулирование шариатом условий и правил вступления в брак и взаимоотношений и обязанностей между мужем и женой. Брак, семья и разводы в христианской тадиции, взгляд на количество браков, смешанные браки. Буддизм и контроль над деторождением в религиях.

реферат [24,4 K], добавлен 18.06.2008

Особенности счастливого брака. Брак как нерасторжимый союз. Брачный завет как первое установление, утвержденное Богом. Божий план брачной жизни. Брак как договор завета, в котором участвует Бог. Бог как самое главное основание, на котором строится семья.

реферат [12,5 K], добавлен 30.09.2010

Семья как место максимального единства. Сущность христианской семьи, основания для создания крепкого брака с Божьей точки зрения. Характеристика видов любви: эпитумия, сторге, эрос, филео и агапе. Любовь и истина как решающие ценности супружеской жизни.

реферат [20,6 K], добавлен 26.03.2011

Догматическое учение о браке. Христианский брак как образ отношений Христа и Церкви. Супружеская неверность, порнография, проституция, вызовы СМИ. Духовная реакция Церкви на современные вызовы. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

дипломная работа [182,0 K], добавлен 13.05.2008

Возникновение Христианства. Священная книга христианства — Библия. Ветхий и Новый Завет. Второканонические книги Ветхого Завета. Альтернативные объяснения рождения Иисуса. События последних дней земной жизни Иисуса Христа. Иудейские первосвященники.

творческая работа [97,7 K], добавлен 26.02.2009

Авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Численность приверженцев вероучения в разных странах мира. Христианские конфессии и учения. Храмы Иисуса Христа. Палестина — родина христианства.

презентация [2,5 M], добавлен 06.09.2011

Власть, данная людям Богом, и сферы ее использования человеком. Значение слова «авторитет» с точки зрения Библии, соотношение понятий «сила» и «власть». История власти божией, описанная в различных источниках, использование этой власти в духовной войне.

реферат [35,4 K], добавлен 03.08.2009

Возникновение христианства. Иисус Христос, его проповедь. Духовные предшественники христианства. Две школы в понимании личности Христа. Первые христианские общины. Нагорная Проповедь Иисуса Христа. Появление священнослужителей. Епископы и их власть.

реферат [29,7 K], добавлен 09.06.2008

Предвидение страданий Господа Иисуса Христа в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Предсказания о страданиях в Четвероевангелии. Крестные страдания и их добровольность. Значение крестной смерти Господа Иисуса Христа для спасения рода человеческого.

дипломная работа [963,6 K], добавлен 28.04.2015

Характеристика основ и ценностей христианского вероучения. Жизнь и личность основоположника христианской традиции Иисуса Христа, история появления и развития христианского учения в мире. Учение о полном господстве духовного начала над материей.

реферат [22,9 K], добавлен 30.09.2011

Что такое семья

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

В этой статье мы расскажем о том, что такое семья, как она возникает, для чего она нужна, зачем мы стремимся создать союз с любимым человеком, какое значение она имеет в жизни каждого из нас.

Определение слова «семья»: что это такое в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.
  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо. В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу, которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

Что такое семья?

Добрый день!
Слышала мнение, что ” семья – это не другая половина (муж, жена), а родители и дети”. Исходя из этого, получается, что “семья – это люди родственные по крови”. Тогда если есть только муж и жена, то это не семья? И муж “принадлежит” семье своих родителей, а жена – своим родителям? Верно ли это? И как с точки зрения православия понимать семью?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Вы когда что-то слышали, указывайте, пожалуйста, источник, ладно? По-церковному семья – это муж и жена. Они не то что кровные родственники, они ближе, чем кровные, потому что составляют одно целое, потому и степень родства у них самая близкая – нулевая, в том смысле, что между ними никакого расстояния нет, они одно. Даст Бог детей или нет – неважно, семья – это мужчина и женщина, которые венчались и живут вместе, делят друг с другом радости и трудности, любят, помогают друг другу, поддерживают друг друга и так далее. Господь сказал: “оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть” (Книга Бытия, 2:24). А родители и дети – это имеется в виду, что муж и жена – семья, у них рождаются дети, и пока дети растут, то все вместе – одна семья, а потом дети создают свои семьи, не переставая любить родителей и поддерживать их и получать от них поддержку, если это необходимо, но главное уже – не отношения их с родителями, а те союзы, которые они создадут со своими супругами.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Читайте также:  Risen 3 зачем нужно астральное зрение

Семья – это таинство рая

Что такое христианская семья

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни – почерпнув свои знания в «Домострое», другие – в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди, составляющие приход, очень часто смотрят вокруг себя, чтобы найти себе пару, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье; как бы не ошибиться – ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема.

Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий – что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.

Первое признание в любви

В Библии мы видим христианский образ любви и брака.

Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.

В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только восприятие рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства. У Церкви другие задачи.

Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь – страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью – вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию – очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.

Осуществление супружеских отношений – вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн – Бога Воплотившегося – в нашу человеческую природу с некой скверной в отношения, освященных Венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же наоборот добавил вино.

Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

Любовь в браке

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.

Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Церковь должна охранять брак

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

С другой стороны, Церковь имеет право заключать только те браки, которые заключены в ЗАГСе, здесь и получается странная вещь. В итоге некоторые священники говорят странные слова: “Вы распишитесь, поживите немножко, – годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться”. Господи, помилуй! А если разведутся, что не было брака? То есть такие браки как бы не считаются, как будто их не было, а которые Церковь повенчала – это на всю жизнь…

С таким сознанием невозможно жить. Если такое сознание мы принимаем, то и любой церковный брак тоже будет распадаться, – ведь есть причины для расторжения церковного брака. Если таким образом относиться к государственному браку, что он такой “недобрак”, то количество разводов будет только увеличиваться. У брака венчанного и невенчанного одна и та же природа, последствия развода везде одинаковы. Когда допускается странная идея, что можно пожить до венчания, то каким у нас будет сам брак? Что тогда мы понимаем под нерасторжимостью, под “двое – плоть едина”? Что Бог сочетал, человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле, – по-настоящему, глубоко – они все равно осуществляют природу брака, данную Богом.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

Подготовка к браку

Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.

А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.

Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.

При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.

А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.

Ответы на вопросы

Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь

Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?

Брак – ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.

Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.

Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?

Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.

Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то – поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.

А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.

Половина

Есть ли у каждого человека своя половина?

Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут – будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны – человеческая природа искажена грехом, а с другой – у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Источники:
  • http://www.realove.ru/main/family
  • http://www.nicemama.com/?p=958
  • http://otherreferats.allbest.ru/religion/00484280_0.html
  • http://xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/chto-takoe-semya
  • http://foma.ru/chto-takoe-semya.html
  • http://www.pravmir.ru/semya-eto-tainstvo-raya/