Меню Рубрики

С точки зрения тгп общество это

  • Теория государства и права в системе наук
  • Формы правления и государственного устройства
  • Государство и право

Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого «класса чиновников» посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство — только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Вопрос №2 «Место ТГП в системе общественных и юридических наук. Функции ТГП»

Вопрос № 1 « Предмет ТГП. Ее место в системе юридических наук».

Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее.

Характерные черты предмета ТГП:

Ø общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));

Ø основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);

Ø общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);

Ø единство науки (ТГП — единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).

Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

§ закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;

§ сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;

§ основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.

Система юридических наук включает в себя 3 основные группы юридических наук:

1. Теоретико-исторические науки : История государства и права (России и заруб. стран) , история политических и правовых учений.

2. Отраслевые и межотраслевые науки- они изучают либо отдельные отрасли права, либо формируются на стыке 2 или нескольких отраслей права. К ним относятся :

Административное право, уголовное, гражданское, международное права и т.д

3. Прикладные (специальные) юридические науки: криминалистика, криминология, судебная медицина, психиатрия и т.д.

ТГП самым тесным образом связана с историческими науками о государстве и праве. Также тесно она связана с отраслевыми и межотраслевыми науками. В системе юридических наук ТГП по отношению к другим юридическим наукам выступает как наиболее общая наука о государстве и праве, а все остальные юрид. науки по отношению к ТГП носят более частный характер. ТГП выступает теоретической и методологической базой для других юридических наук, однако в свою очередь ТГП опирается на положения и выводы других юрид. наук и использует эти положения и выводы для более широких теоретических обобщений.

Таким образом связь ТГП с другими юридическими науками носит двусторонний характер.

Вопрос №2 «Место ТГП в системе общественных и юридических наук. Функции ТГП».

С точки зрения предмета изучения все науки делятся на:

ü естественные — изучают процессы, протекающие в человеческом обществе;

ü общественные — в зависимости от предмета делятся на разные отрасли знаний — социологию, психологию, политологию, а также те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование — юридические.

ТГП наиболее тесно связана с такими гуманитарными науками как философия, политология, экономическая теория, социология, история.

ТГП, являясь частной наукой по отношению к гуманитарным наукам, при изучении своего предмета нередко опирается на положения и выводы, разрабатываемые этими науками. В свою очередь ТГП обогащает гуманитарные науки, глубоко изучая государственно – правовые явления.

В системе общественных наук ТГП тесно взаимосвязана с:

философией — наукой о мире и его закономерностях. ТГП смотрит на проблемы более узко, изучает закономерности развития и функционирования государства и права, но в контексте мирового развития;

экономикой — наукой, изучающей производственные отношения и экономические законы. ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику;

политологией — наукой, изучающей политику и политические системы современного мира. ТГП рассматривает политические системы общества с точки зрения места в них государства. ТГП основывается на данных о политической системе общества (место и роль государства в ней) Политология использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, политического режима и так далее;

социологией — наукой, изучающей все проблемы общества в целом. ТГП рассматривает все социальные явления в более узком ракурсе (виды социальных регуляторов и так далее).

Связь ТГП и других гуманитарных наук носит двухсторонний характер.

ТГП и историко-юридические науки:

Ø рассматривают ГП в целом;

Ø изучают ранее существовавшие ГП; исследуют причины их возникновения и закономерности развития.

v история — процесс развития ГП конкретных стран в хронологическом порядке;

v ТГП — исторический процесс в обобщенном виде, теоретическое обобщение процессов.

ü изучение исторического материала необходимо для всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем;

ü история опирается на выводы и обобщения ТГП.

ТГП и отраслевые юридические науки:

o ТГП изучает общие закономерности независимо от конкретной области общественной жизни — это общеправовая наука по отношению к отраслевым;

o отраслевые юридические науки изучают части государства, его определенные органы, отдельные группы правовых норм. Они дают фактический материал для ТГП.

Функции — основные направления исследовательской деятельности. В дисциплине теории государства и права (ТГП) выделяют следующие функции:

1. Онтологическая — (онтология — учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.

2. Гносеологическая — (гносеология — учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

3. Эвристическая — ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

4. Прогностическая (предсказательная) — на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

5. Методологическая — разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

6. Прикладная (политическая) — консультация «политики», разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

7. Политико-управленческая. ТГП призвана формировать научные основы внутренней и внешней политики, обеспечивать научность государственно-правовых явлений.

ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Лекция 1. общество, государство и право

2.Понятие и виды Органов государственной власти.

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, связанной с производством, обменом и потреблением жизненных благ.

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы:

1. Отдельные личности.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государствоесть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Признаки государства – власть, территория, население, флаг, гимн, налоги, суверенитет.

1. Власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества, который опирается на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. Представляет собой группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве.

В современном обществе большое внимание уделяется разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь самостоятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила-нормы поведения людей и их объединений. Исполнительная – призвана к строгому соблюдению законов. Судебная – рассматривает правовые споры.

2. Взимание налогов и сборов. Т.к. государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества.

3. Разделение населения на территории, это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления.

4. Флаг и гимн – это атрибуты, которые отличают вообще одно государство от другого.

5. Государство обладает как внешним, так и внутренним суверенитетом. Т.е. независимостью от других государств в международных отношениях и независимостью от всякой иной власти внутри страны. (Т.е. государство это не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе, есть политические партии, профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д.).

Под функциями государствапонимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние(основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государствапоказывает особенности устроения и функционирования государства, включает в себя три элемента:

1. Форма правления – характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства – характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима – совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, антидемократический).

Россия – республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

Право — особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с 2 диаметрально противоположных точек зрения:

1. появление права связывается с появлением государства, признаются в качестве правовых норм те, которые фиксировались в нормативных правовых актах государственных органов и должностных лиц.

2. право существовало и существует до и вне деятельности государства, государство само является порождением права.

Суть третьего подхода заключается в том, что право и государство неразделимы, они обоюдно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

2.Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат– это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задачгосударственные органы подразделяются на следующие виды:

1. Законодательные органы.

2. Исполнительные органы.

3. Правоохранительные органы.

Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, агентства, федеральные службы.

Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий. Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8923 — | 6985 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

С точки зрения тгп общество это

1.2 Соотношение теории государства и права с другими науками
Теория государства и права в системе общественных наук
В системе научных знаний есть три группы наук:

  1. естественные науки (физика, химия, математика, геометрия);
  2. общественные науки (философия, социология, политология, экономика, история);
  3. технические науки (инженерные, технологические, динамические, баллистические).

Государство и право изучается общественными науками. Каждая общественная наука изучает государство и право под своим углом зрения, то есть в той мере, в какой это способствует исследованию ее собственного предмета.
Так, философия представляет собой науку о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Она определяет сущность, природу, назначение и значение государства и права в системе социальных явлений, составляет основу государственно-правовых явлений. В теории государства и права имеют важное научное значение такие философские категории, как форма и содержание, целое и единичное, общее и особенное, система и структура, причина и следствие.
Социология — это наука об обществе и социальных процессах. Она рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право. Например, влияние общества и общественных отношений на процесс формирования государственных и правовых институтов.
Политология — наука о власти и политических процессах, которые непосредственно касаются государственного и правового устройства общества.
Экономика — наука о процессах производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг, созданные людьми. Теория государства и права определяет пределы зависимости государства и права от экономики, способы правового управления экономическими отношениями в обществе.
История — наука о конкретных фактах происхождения (возникновения) и формирования общества, общественных отношений и институтов, государства и права.
Таким образом, теория государства и права не обладает монополией изучения государства и права, но у нее свой объект и предмет познания. Следовательно, теория государства и права имеет равное значение в системе общественных наук.

Все юридические науки подразделяются на:

  • теоретико-исторические (теория государства и права, история отечественного государства и права, история зарубежного государства и права, история политических и правовых учений),
  • отраслевые (конституционное, муниципальное, гражданское, уголовное, административное, финансовое (бюджетное, налоговое), трудовое, семейное, экологическое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, таможенное, земельное право),
  • международные (международное публичное право, международное частное право, космическое право, международное морское право, дипломатическое право, право международных договоров, европейское право)
  • прикладные науки (юридическая психология, криминалистика, судебная медицина),
  • специальные науки в рамках государственно-правовой, гражданско-правовой и уголовно-правовой специализации.

По отношению ко всем юридическим наукам теория государства и права является обобщающей наукой, имеющей важное значение. Это объясняется тем, что теория государства и права синтезирует научные результаты и выводы отраслевого уровня, разрабатывает общие юридические понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.
По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права является фундаментальной наукой, поскольку она раскрывает основополагающие связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся, например, научные разработки понятий государства и права, формы государства и ее элементов, правовой системы и ее структуры, норм и источников права, правового отношения и его структуры и т.д.
Таким образом, теория государства и права имеет важное, основополагающее, методологическое значение в системе юридических наук.

2. Объект, предмет и структура теории государства и права

  • государство и право;
  • юридические явления, институты и учреждения, которые непосредственно связаны с государством и правом (правовая культура, правосознание, правовая идеология, правовые отношения, правомерное и противоправное поведение);
  • политические, экономические и иные факторы, которые имеют непосредственную связь с государственно-правовыми и другими опосредуемыми ими явлениями, институтами и учреждениями и которые оказывают на них прямое влияние.2

Объект теории государства и права – это взаимообусловленные явления государственно-правовой действительности, которые проявляются в реально происходящих в обществе юридических процессах (в деятельности правотворческих, правореализационных, правоприменительных, правоохранительных, судебных и правоисполнительных органов публичной власти и иных субъектов реализации норм права), а также выражаются (отображаются в сознании субъектов) в правовых категориях, формах, институтах и закрепляются в соответствующих источниках права.

  • происхождение права, право древнего мира (право первобытного общества и древнего государства),
  • понятие и виды правовых систем,
  • понятие и предназначение права,
  • формы (источники) права,
  • правотворчество,
  • нормы права,
  • система права,
  • система и действие нормативных правовых актов,
  • правовые отношения,
  • реализация юридических норм,
  • толкование норм права,
  • правовое сознание и правовая культура,
  • правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность,
  • законность и правопорядок.

3. Методология и виды методов теории государства и права

Подводя итог сказанному, можно предположить, что методы теории государства и права – это совокупность интеллектуальных приемов и способов, посредством которых человек познает (исследует, изучает) государственно-правовые явления.
Следовательно, методология теории государства и права – это система взглядов, подходов, учений о интеллектуальных приемах и способах познания государственно-правовых явлений.

3.2 Виды методов теории государства и права
Ученые называют следующие виды методов теории государства и права: философские (общенаучные) и частнонаучные (специальные, правовые, юридические) методы.
I.Философские (общенаучные) методы научного познания – это система научных способов, приемов, посредством которых познаются явления окружающего нас мира (философия – гр. фило – любовь + софия – мудрость, дословно любовь к мудрости).
Философия как система включает в себя:
1) теорию познания – диалектику;
2) метафизику;
3) логику;
4) философию права;
5) философию искусства;
6) натурфилософию;
7) философию истории и культуры;
8) социальную и экономическую философию;
9) религиозную философию;
10) психологию.

К философским методам познания государства и права относятся:
1) Диалектика
2) Метафизика
3) Логические приемы познания

Диалектика включает в себя два научных направления изучения окружающего мира:
1) материалистическую диалектику и
2) идеалистическую диалектику.

Материалистическая диалектика основывается на тезисе – первична материя, вторично сознание, а также включает в себя такие основные социальные законы как:
1) закон единства и борьбы противоположностей (единство и противоречивость регулируемых общественных отношений – интересы личности, общества и государства, они могут совпадать или не совпадать);
2) закон перехода количественных изменений в качественные (количество проблем, которые требуют правового регулирования);
3) закон отрицания отрицания (новые общественные отношения меняют прежние, а вновь принятая юридическая норма, регулирующая эти отношения, отрицает старые, предшествующие ей правовые предписания).

К категориям материалистической диалектики относятся:
1) единичное (орган государства, закон) и общее (механизм государства, система законодательства);
2) причина (общественные отношения, правонарушение) и следствие (норма права, юридическая ответственность);
3) необходимость (правотворчество, законодательный процесс, регулирование общественных отношений) и случайность (мнение депутата, различные варианты проекта закона, возникновение различных жизненных ситуаций);
4) содержание (характеристика функций государства, норма права) и форма (внутренние и внешние функции государства, источники права, нормативный правовой акт),
5) сущность (характеристики государства и права, их цели и предназначение) и явления (государство и право);
6) возможность (правовой статус субъектов права, юридические права и обязанности, правовое регулирование) и действительность (деяния субъектов права, реализация норм права, юридические факты).

Идеалистическая диалектика основывается на тезисе – первично сознание, вторична материя, а также включает в себя:
1) объективный идеализм – объясняет факт существования государства и права объективным разумом, чем-то наподобие божественной силы;
2) субъективный идеализм – государство и право существуют благодаря сознанию человека.

2) Метафизика (греч. после физики) – философское учение о наиболее общих основаниях бытия, в том числе существования человека, выраженных в отвлеченных, непосредственно не выводимых из опыта, понятиях (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 374-375). Метафизика включает в себя:
1) учение о самом сущном (онтология),
2) учение о сущности мира (космология),
3) учение о человеке (философская антропология) и
4) учение о существовании и сущности Бога (теология) (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 265).
При метафизическом подходе государство и право исследуется вне связи между собой и другими явлениями и факторами (экономическими, политическими, социальными, нравственными, психологическими), а посредством объяснения самих этих явлений как таковых. Именно такой подход применил в своем исследовании австрийский ученый, профессор, юрист Ганс Кельзен (1881-1073) создавая свою «чистую теорию права».

3) Логические приемы познания

  • Индукция
  • Дедукция
  • Анализ
  • Синтез
  • Законы логики:
    • Закон тождества
    • Закон непротиворечия
    • Закон исключенного третьего
    • Закон достаточного основания

Индукция — (лат. наведение) – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 179); Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, т.е. общему утверждению, это логический прием, заключающийся в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения. Например, выявив признаки государства, исследователь может сделать вывод о том, что такое государство (См.: Пиголкин А.С., Головистикова А.Н. Метод науки теории государства и права // Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2005. С. 42.).

Дедукция (лат. выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 126); Дедукция – посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Например, изучив вначале понятие государства, затем можно перейти к изучению его органов (См.: Пиголкин А.С., Головистикова А.Н. Метод науки теории государства и права // Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2005. С. 42).

Анализ – разделение явлений на части и их последующее раздельное изучение. Например, в категории «система права» выделяются и исследуются понятия отрасли, подотрасли, институты и нормы права; норма права – ее структурные элементы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Синтез – изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей.
Понятие государства формулируется из таких основных его свойств как: система государственных органов, государственная власть, суверенитет, территория, бюджет, население по отношению к которому осуществляется государственная власть.
Например, когда речь идет о праве, то оно исследуется с точки зрения единства его форм и содержания, поскольку форма права не может существовать без содержания, а содержание права должно иметь определенную форму.

Законы логики:
Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Закон тождества выражается формулой – А есть А, или А = А, где под А понимается любая мысль. Его требование: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 113).
Например. Право – есть система норм, закрепленных в определенных формах (источниках – НПА)

Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них ложно. Этот закон выражается формулой: неверно, что А и не А, т.е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 117).
Например. Право – есть система норм, закрепленных в определенных формах (источниках – НПА)
Право – есть абсолютная свобода

Закон исключенного третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них истинно. Этот закон выражается формулой – А есть либо В, либо не В. Два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными и не могут быть вместе ложными, одно из них истинно, другое ложное. Рассуждение ведется по формуле «или – или» («либо – либо»), третьего не дано (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 120).
Например. Право – есть система норм, закрепленных в определенных формах (источниках – НПА)
Право – есть абсолютная свобода
Абсолютной свободы не бывает, в противном случае это анархия, а не право. Значит право есть система норм.

Закон достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Формула закона – если есть В, то есть и его основание А. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт человека (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 123).
Например. Является ли право системой юридических норм. В жизни, исходя из практического опыта, отношения людей регулируются нормами права. Если бы не было этих норм, то на основе каких тогда правил регулировались бы отношения между людьми? Следовательно, реально существующие нормы права являются достаточным основанием для того, чтобы попытаться определить абстрактную категорию под названием «Право». Однако существуют и иные трактовки понятия «Право». Но есть ли для них достаточные основания. Например, когда право определяется как мера свободы, равенства и справедливости, или когда право определяется как юридическая практика, правовые отношения между людьми?

– это система научных способов, приемов, посредством которых познаются государственно-правовые явления.
Профессор Морозова Людмила Александровна полагает, что «частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук». К ним автор относит:
1) метод конкретно-социологических исследований (анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики, приемы: а) анализ документов, официальных сообщений; б) устные и письменные опросы – интервью, собеседования, анкетирование; в) изучение материалов судебной практики, общественного мнения о деятельности правоохранительных органов);
2) метод моделирования (состоит в изучении государственно-правовых процессов в моделях, т.е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений);
3) статистический метод (получение количественных показателей государственно-правовых процессов);
4) метод социально-правового эксперимента (способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, по вопросу охраны общественного порядка, при установлении так называемых свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в Калининградской области, на Северном Кавказе);
5) математический метод (способ оперирования с количественными характеристиками, одни из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется в криминалистике, криминологии, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений);
6) кибернетический метод (прием, с помощью которого осуществляется систематизированный учет источников права, получение, обработка, хранение и поиск правовой информации);
7) синергетический метод (означает совместнодействующий, эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию. Этот метод помогает изучать саморегулирующие системы – местное самоуправление, рыночные и корпоративные отношения т.д.).

Л.А. Морозова также утверждает, что «среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические методы».
К ним она относит:
1) сравнительно-правовой (состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления сходства и различий между ними);
2) формально-юридический (позволяет изучать внутренне строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления).3

По мнению профессора Пиголкина Альберта Семеновича, частнонаучные методы это такие методы, «которые используются лишь в рамках определенной науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знания по вопросам государства и права».
По мнению автора, такие методы можно классифицировать на:
1) специально неюридические методы;
2) специально юридические методы.

1) специально неюридические методы:
а) статистические (основаны на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления, например, преступности, уровень законности. «Он включает наблюдение за явлениями, сводную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явления, отличающихся массовостью и повторяемостью);
б) методы структурного анализа;
в) общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, эксперимент. «Используется для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью);
г) кибернетические методы (приемы, связанные с использованием понятий и технических средств кибернетики, например, понятий «управление», «обратная связь». «Данный метод используется для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации»;

2) специально юридические методы:
а) формально-логический или догматический (позволяет формулировать понятия, отражающие отдельные, общие стороны, выявлять свойства правовых явлений, например, «субъект права». «Этот метод позволяет найти несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой. И, следовательно, дает возможность на научной основе поставить вопросы о принятии новых законов, изменении или отмене действующих правовых актов»);
б) сравнительный метод («приемы сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или раздельно в известном периоде времени. Различаются макросравнение – сравнение правовых систем и микросравнение – сравнение элементов правовых систем»);
в) исторический метод (позволяет познать государство и право с точки зрения их возникновения и развития).

тгп общество

1. Понятие общества

Системный подход к анализу общества

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

2. Основные подсистемы общества

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки.\

Поэтому неудивительно, что в разных социальных теориях существуют различные подходы к выделению подсистем общества. Так, в рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учреждения.

С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации.

При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредственно (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.

При этом идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.

Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.

Однако марксистский подход к выделению подсистем общества не является единственным. Если в советской социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.

Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.

Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.

Возникновение политической власти обуславливается четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.

Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.

Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:

1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;

2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.

Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.

Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние.

Несмотря на то что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества.

Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.

Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.

Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.

3. Типологии обществ

В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.

Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.

Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.

4. Гражданское общество, его признаки и основания

Термин «гражданское общество» восходит к идее полиса Аристотеля. У него гражданское общество равнозначно понятию политического общества и противопоставляется понятию «семья», с одной стороны, и понятию «этнос» – с другой. Таким образом, изначально значение термина «гражданское общество» можно определить словами Гегеля как «дифференциацию, которая выступает между семьей и государством». Сегодня понятие «гражданское общество» приобрело более конкретное значение, получило научную определенность, и его можно охарактеризовать как совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от государства и способных на него воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов.

Автономия гражданского общества от государства не отменяет их взаимосвязи, а наоборот, способствует взаимоконтролю и взаимоограничению государственных и негосударственных структур. В результате этого стимулируется движение к правовому государству, согласующему свою деятельность с законом, и ответственному обществу, учитывающему объективные потребности государства.

Одна из важнейших задач гражданского общества – добиться, чтобы государство не вторгалось в частную жизнь, а наоборот, охраняло ее.

Степень воплощения этого императива в реалиях публичной жизни – важный показатель существования гражданского общества. Гражданское общество имеет признаки, отличающие его от других негосударственных образований: церкви, общественных объединений, традиционной общины. Среди этих признаков можно выделить следующие:

1) комплексность, переплетенность хозяйственно-экономических, организационно-политических, социально-демографических и культурно-национальных отношений;

2) децентрализованный характер, т. е. невозможность создания гражданского общества централизованными органами государственной власти;

3) динамизм, подвижность различных ассоциаций при свободе их возникновения, ликвидации, деления, перегруппировки, переориентации;

4) демократизм, который определяется самостоятельностью и самодеятельным характером гражданских ассоциаций;

5) зависимость от образа жизни людей, генетическая и функциональная связь с материальной жизнью общества.

Помимо отличительных признаков, гражданское общество имеет и свою четкую структуру. Его элементы существуют во всех сферах общества, что характеризует его как сложную социальную систему. В экономической сфере элементами гражданского общества являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, потребительские общества, индивидуальные предприниматели и др.

В социальной сфере гражданское общество представлено сельскими общинами, жилищными кооперативами, товариществами собственников жилья, органами местного самоуправления, объединениями по интересам.

В общественно-политической сфере это различные общественные объединения и движения, лоббистские образования, профессиональные союзы, избиратели. В духовной сфере проявления гражданского общества – негосударственные средства массовой информации, религиозные объединения, творческие союзы, культурно-национальные общества и автономии.

Итак, нетрудно увидеть, что гражданское общество является сложным образованием, которое охватывает различные сферы общества. Во многом это обуславливается многогранностью функциональных задач, которые оно выполняет. Среди них:

1) воспроизведение ценностей, обычаев, норм, позволяющих осуществлять комфортное общежитие;

2) формирование и поддержка среды, в которой формируется активный социальный тип гражданина;

3) поддержание моральных устоев общества: порядочности, честности, гуманности, достоинства человека;

4) обеспечение формирования разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;

5) регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, организаций, разрешение конфликтов;

6) осуществление самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;

7) сочетание социальных симметрий и асимметрий в структурах гражданского общества, что позволяет поддерживать социальную справедливость;

8) создание форм демократического оппонирования и демократической конструктивной оппозиции.

Так как гражданское общество имеет выходы во все сферы и активно включается в политическую жизнь, то именно оно способствует формированию интересов и потребностей людей. Интересы и потребности людей нередко осознаются как включенные в социальный статус человека и гражданина. Другими словами они осознаются как сочетание интереса человека с его достоинством. Это сочетание воспроизводится в форме прав и свобод человека и гражданина. Эти права классифицируются в зависимости от включенности человека в те или иные ассоциации на три группы:

1) естественно-антропологические, реализуемые в рамках семьи, местной общины, личного состояния;

2) духовно-культурные, выражающие достоинство человека как мыслящего существа, включенного в сферу мировой культуры, духовных традиций этноса;

3) агентно-профессиональные, реализующиеся как способность человека производить материальные и нематериальные ценности, выступающие как товары и услуги и потребляемые другими людьми.

Формирование гражданского общества в России началось только в начале XX в., когда бурно происходило формирование легальных политических партий, складывался парламентаризм. Однако этот процесс был прерван большевизацией государственной власти.

Следующий этап становления гражданского общества начался лишь в 90-е гг. XX в. Однако этот этап был осложнен значительным ослаблением государства и разрывом между ним и обществом.

Поэтому вместо общественных объединений и организаций силу набирали организованные преступные группировки, коррумпированные чиновники, криминальные финансовые группы.

В итоге посредниками между гражданским обществом и государством стали мощные лоббисты и олигархические элементы. В результате не сложилась нормальная партийная система, ослабли профсоюзные объединения, возрос абсентеизм избирателей, атомизация гражданского общества. Все это указывает на невозможность говорить сегодня об окончательном формировании в России гражданского общества.

Политическая система общества — целостная, упорядоченная

совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,

принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических,

социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим

традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между

обществом и государством, характеризует протекание политических процессов,

включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности,

уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не

институциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем

совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее

подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой,

культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы

наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими,

пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием.

Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и

внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-

контрольной ролью самой политики .

Политическая система конкретного общества определяется его классовой

природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского

и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического

режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-

политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных

либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства

(конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами),

характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе

(сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности

(нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.),

исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически

активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них,

с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Читайте также:  Миссии предприятия с точки зрения потребностей
Источники:
  • http://megaobuchalka.ru/7/19856.html
  • http://studopedia.ru/1_100495_ponyatiya-obshchestva-gosudarstva-i-prava.html
  • http://lexnstu.blogspot.com/2012/06/blog-post_6476.html
  • http://studfiles.net/preview/2094212/