Меню Рубрики

С точки зрения теории з фрейда социализация это

Теория развития личности (теория социализации личности), разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом.

Согласно Фрейду, биологические, и в частности сексуальные, побуждения противоречат нормам культуры, а социализация ни что иное, как процесс, призванный обуздать эти побуждения.

Теория личности Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид или другими словами «Оно», Эго или другими словами «Я», Суперэго или другими словами «сверх – Я».

Ид, «Оно» – источник энергии, который направлен на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас не только к сексу. Эта энергия сподвигает к осуществлению таких функций организма, как приём пищи и реализация естественных потребностей.

Эго, «Я» контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает ему употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго, «сверх – Я» – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование и дальнейшее развитие личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определённым участком тела – той или иной эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.

В самом начале жизни ребёнка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот – не только от приёма пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребёнка является рот. Данный период жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, анальной стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их просится на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической стадией. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию – подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

Чарльз Хортон Кули: Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.

Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Другие люди — это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное Я как некую сумму зеркальных Я, отражающих личностный мир других.

Таким образом, человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. «Зеркальное Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я.

С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения.

Джордж Герберт Мид развил дальше и систематизировал теорию «зеркального Я»,Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.

Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. В ходе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним.

Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду.

Процесс формирования личности, как считает Дж. Мид, проходит три различные стадии:

· Первая стадия — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его.

· Вторая стадия — ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т. д. В процессе игры они воспроизводят эти роли. На этой стадии у детей развивается способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества.

· Третья стадия — коллективные игры. Дети учатся осознавать ожидания членов группы, оценивать свое поведение в соответствии с правилами, стандартами, установленными в группе, обществе, выраженных в социальных нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. С этого момента индивид начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я. Он становится активным членом группы, участвующим в решении общих проблем, разделяя общие заботы и интересы группы.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.
В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»).

Ид («Оно») — это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид — источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.

Эго («Я») — та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Следующая часть структуры личности — Суперэго («Сверх-Я»). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность.

Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами,

Принятыми в обществе, т.е. с коллективным сознанием.
Эти три компонента структуры личности активно воздействуют на формирование личности ребенка. Детям приходится, следуя принципу реальности, ждать случая, когда они могут удовлетворять потребности Ид, в то же время они должны подчиняться моральным требованиям, предъявляемыми родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет, ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, поэтому человек может испытывать чувство либо гордости, либо вины.
Таким образом, человек находится в конфликте с обществом. Личность изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, стремление остаться самим собой, отдаться удовлетворению своих желаний и влияние общества, его требований, законов, запретов, направленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам.

Сторонник психоаналитической ориентации в социологии американский ученый Эрик Хомбергер Эриксон (1902 — 1994) обратил внимание на то, что наряду с описанными 3. Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют и психологические стадии развития человеческого «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Становление личности, по Э. Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, оно растягивается на весь жизненный цикл. На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением эмоциональных кризисов. Согласно теории Э. Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью).

Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. cognitio — знание, познание) развития. Согласно Ж. Пиаже, способность мыслить развивается по мере прохождения четырех последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками. На первой, сенсометерной стадии (от лат. sensus — восприятие, чувство) у детей (до двух лет) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. На второй, предоперациональной стадии (от 2 до 7 лет), ребенок учится различать символы и их значения. На третьей, стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет), дети обретают умение мысленно совершать действия, которые они раньше выполняли только руками. На последней, стадии формальных операций (от 12 до 15 лет), подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Теории социализации личности.

Социализация осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально контролируемых, так и стихийных. Огромное значение в социализации играют первичные группы: семья, друзья. Но не менее важную роль играют и вторичные группы: формальные и неформальные. В настоящее время имеется целый ряд теорий, отражающих те или иные аспекты социализации, процессы становления личности.

Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.)

Фрейд один из первых отметил важнейшую роль в жизни человека ранней социализации. Фрейд – основатель современного психоанализа. Главное в его учении – подсознание человека. Фрейд и его последователи не только открыли подсознательный класс человеческой психики, существование которого вообще отрицалось до этого, но и показали, что различные иррациональные явления в поступках человека подчиняются определенным законам, и потому их вполне рационально можно объяснить. Фрейд научил понимать язык снов и несообразности в человеческом поведении, он показал, что эти несообразности, как и вся структура характера человека, представляет собой реакцию на воздействия внешнего мира, особенно на те, которые имели место в раннем детстве. В частности, объясняя феномен вождей – это тоска людей по отцу, который живет в нас в детстве. Фрейд выделил 2 основные потребности, определяющие психическую деятельность человека: сексуальная, агрессивная – но только удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны социума, они вытесняются, образуя область бессознательного, он выделил в структуре личности 3 компонента:

Ид – оно – бессознательное. Ид образует наибольший примитивный компонент, иррациональный носитель инстинктов, который подчиняется принципу удовольствия. Требования ид часто приходят в столкновения с нуждами других людей.

Эго – Я – сознающая часть нашего «Я», которая возникает под влиянием окружающей среды и пытается примирить наше ид с требованиями окружающей среды.

Суперэго – сверхъя – регулирует наше поведение в обществе, осуществляя нравственную оценочную функцию (стыд, совесть). Суперэго представляет культуру внутри нас, нормы и ценности, интернализованные нами из социальных групп.

Т.о. структура личности по Фрейду как бы трехслойна и включает в себя бессознательное, сознательное или проявление коллективного сознания. Эта структура делает личность крайне противоречивость. Ее изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, социальные табу, направленные на подавление ее желаний, подчинение социальным нормам. Это противоречивость внутреннего мира – источник психических расстройств и заболеваний. Фрейд с позиции своей теории сексуального и бессознательного обратил внимание на различные сексуальные нарушения у детей и связанные с ними психические травмы.

По его мнению, в детские годы формируется т.н. Эдипов комплекс, согласно которому ребенок испытывает любовь и половое влечение к родителям противоположного пола. По мере взросления ребенок начинает понимать ошибочность своих представлений, но это чувство в бессознательном виде надолго остается в нем. Согласно Фрейду до 4-летнего возраста в личности закладываются все основные конфликты, которые позже будут лишь модифицироваться и высвечиваться под влиянием обстоятельств. По Фрейду человек по своей природе антисоциален, общество его приручает и очищает от низменных инстинктов. Он отличал, что цивилизация с ее запретами и санкциями с одной стороны – великое благо и необходимость, иначе человечество полностью подчинилось сексуальным и летальным инстинктам, но с другой стороны цивилизация – бремя и опасность для человека, т.к. вытеснение влечений приводит к развитию неврозов, растущей неудовлетворенности, тревоги, деформации характеров и отчуждения.

Читайте также:  Какую таблицу используют для проверки зрения

Социализация. теория социализации Дж. Мид, З. Фрейд, Ж. Пиаже

Социализация — процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего “культурного программирования”, во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться.
Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто таким образом приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, Краткое Краткое содержание

1.Социализация — это процесс, в ходе которого через контакты с другими людьми беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился

2.Зигмунд Фрейд в своих работах выдвигает теорию, что ребенок становится автономным существом в том случае, если ему удается научиться удерживать в равновесии требования окружения и мощные влечения подсознания. Наша способность к самосознанию развивается мучительно, путем подавления бессознательных порывов.

3.Согласно Дж. Г. Миду, ребенок начинает осознавать себя как обособленное существо, наблюдая, как другие ведут себя по отношению к нему. Позднее, участвуя в играх и постигая правила игры, ребенок приходит к пониманию “обобщенного другого” — общих ценностей и культурных норм.

4.Жан Пиаже различает несколько основных стадий в развитии способностей ребенка осмысленно воспринимать мир. Каждая стадия характеризуется приобретением новых познавательных способностей и зависит от успешности предыдущей. Согласно Пиаже, эти стадии когнитивного развития являются универсальными чертами социализации.

5.Агенты социализации — это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах основным агентом социализации ребенка является семья. Кроме того, агентами социализации являются группы сверстников, школа и средства массовой информации.

6.Формальное школьное образование ослабляет влияние, которым обладают семья и группа сверстников в процессе социализации. Давать образование — значит сознательно обучать навыкам и ценностям. Помимо этого, школа воспитывает и менее заметным путем, формируя установки и нормы посредством “скрытой программы”.

7.Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации. Телевидение оказывает особенно сильное влияние, ежедневно вступая в контакт с людьми всех возрастов.

8.В некоторых обстоятельствах индивиды или группы людей подвергаются процессу ресоциализации. Ресоциализация связана с изменением ориентации личности под воздействием угрожающих или стрессовых ситуаций.

9.Социализация — непрерывный процесс, который продолжается в течение всего жизненного цикла. В каждой фазе существуют переходные периоды, через которые нужно пройти, и кризисы, которые нужно преодолеть. Сюда относится также и смерть как окончание существования личности.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В /95/ какой-то мере они тоже учатся у нас — социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать ее. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г. (Йэо, 1970).

Тем не менее социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека. Например, случайные половые связи с биологической точки зрения вполне возможны, но каждое общество регулирует сексуальное поведение своих членов. Дальше мы рассмотрим, каким образом биологические и культурные факторы воздействуют на социализацию.

Таблица 4-1. Теории развития личности

Теория Теоретик Основная идея
Теория развития личности Чарлз Кули (теория“зеркального Я”) Эффект “зеркального отражения” у людей представлений о том, как их оценивают другие
Джордж Герберт Мид Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием “Я” и “Меня”
Психоаналитические теории Зигмунд Фрейд В своем развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии возникает напряженность между “Оно” и “Сверх-Я”
Эрик Эриксон На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризиса
Теория развития познания Жан Пиаже Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками
Теория нравственного развития Лоренс Колберг Нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимания чувств других людей

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже /102/ палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, тo сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я».

По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» — это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я — сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я — сам» знаю, что люди считают «Я — меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я — меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

ФРЕЙД

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) /103/ противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Три составные части личности. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх-Я»). Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго («сверх-Я») — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела — эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Супер-эго.

В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот — не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником /104/ удовольствия для ребенка является рот. Данный период в жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию — подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

ПИАЖЕ

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой. /105/

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от семи до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполнили только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии (Элкинд, 1968).

Читайте также:  Как подобрать очки для зрения к своему типу лица

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психоаналитическая концепция социализации

Исследователи процесса социализации личности неизбежно останавливались перед проблемой: что есть для человека социальная реальность — нечто объективно существующее, или это — субъективное восприятие человека, предопределенное его социальной позицией? Один из самых убедительных и повлиявших на все последующие научные поиски ответ дал основоположник теории психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Вопреки господствовавшим в науке начала XX в. взглядам на человека как существо разумное и осмысленно строящее свою социальную жизнь, 3.Фрейд выдвинул иную концепцию: кроме сферы сознания, человек обладает не менее значимой сферой психической жизни — бессознательным. Отвергнутые сознанием импульсы, желания, порывы подавляются по этическим и социальным соображениям и «опускаются» в область бессознательного. Если человек подавляет свои желания в глубинах сознания, специально сдерживая и блокируя свое поведение, он, как считает 3.Фрейд, обрекает себя на невроз. Если человек, напротив, не сдерживает силы инстинктов своим рассудком, он обрекает себя на серьезные социальные трудности: он окажется в позиции аутсайдера или крайнего радикала.

Поведение человека, его социальную активность 3.Фрейд объясняет проявлениями энергии инстинктов, среди которых самыми важными он считал сексуальные. Энергию сексуальных инстинктов 3.Фрейд обозначил понятием либидо (от лат. «хотеть», «желать»). А социализацию он определил как процесс обуздания энергии либидо в соответствии с традициями культуры и социальными нормами общества.

Важным моментом, объясняющим механизм социализации в психоаналитической теории 3. Фрейда является его структурная модель личности, где он рассматривает три основные структуры: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

«Оно» — это область бессознательного, где функционируют исключительно биологические инстинкты, подчиненные принципу получения удовольствия.

«Я» — это рациональная структура, возникающая как эволюция «Оно» в процессе социальной жизни, так как «Оно» постоянно «делает выбор» между психическими потребностями и событиями внешнего мира. «Я» в своих проявлениях подчиняется принципу реальности:

человек способен обдумывать ситуацию, сдерживать свои желания в рамках социальных требований и ограничивать их ради безопасности себя самого и других людей.

«Сверх-Я» — структура, необходимая для эффективной жизни в обществе. Это система норм, установок, ценностей, осваиваемая в процессе социализации во взаимодействии ребенка с родителями, учителями, значимыми взрослыми. «Сверх-Я» функционирует как идеальный «голос совести», который постоянно контролирует «Я» с позиции социальной морали, некоего абсолютного совершенства.

Примечательно, что 3. Фрейд считал: либидо проявляется уже у детей. Они тоже испытывают сексуальные желания, но уо никак не свидетельствует об их испорченности. Детское бессознательное «Оно» существует с первых минут появления на свет, в то время как «Я» и «Сверх-Я» включаются гораздо позже. Целомудрия человек достигает только к концу жизни, если примирит «Оно» с «Я» и «Сверх-Я», а вовсе не в детстве. Эти утверждения 3. Фрейда, несомненно, разрушали в западной культуре образ ребенка как носителя невинности и чистоты в духе новозаветного христианского учения.

Поэтому такой шокирующей представляется у 3. Фрейда картина стадий психического и социального развития ребенка:

§ «оральная» (0-18 месяцев);

§ «анальная» (1,5-3 года);

§ «фаллическая» (3-6 лет);

§ «латентная» (6-12 лет);

§ «генитальная» (12-18 лет).

Каждая стадия определяется своей «зоной» либидо и особенностями взаимодействия между инстанциями «Оно», «Я», «Сверх-Я». Личность любого взрослого человека всегда несет в себе весь опыт обуздания энергии либидо в детстве.

3. Фрейд оптимистично считал, что силы «Сверх-Я» смогут укротить примитивные проявления «Оно». Личность хорошо социализированная, по 3. Фрейду, способна к самоконтролю и саморегуляции своего поведения, способна стать социальным субъектом.

В поле зрения сторонников психоаналитической концепции попадают проблемы социальной идентичности личности. Статус самостоятельной научной категории понятию «социальная идентичность» дал в работе «Детство и общество» известный американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994). Он утверждал, что социальная идентичность — это особая личностная структура, которая определяется представлением человека о самом себе на соматическом, личностном и социальном планах одновременно. Социальная идентичность, с одной стороны, осознается и переживается человеком как потребность принадлежать к определенному сообществу людей, избегать одиночества, и одновременно, с другой стороны, как индивидуальная неповторимость.

По мысли Э.Эриксона, социальная идентичность несет в себе неразрывную связь человека с окружающей его социальной средой. Становление социальной идентичности является важнейшей задачей социализации и воспитания и представляет собой процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное «Я»». Поэтому, в понимании Э.Эриксона, психосоциальное развитие человека происходит на протяжении всей его жизни и определяется этим своеобразным и противоречивым единством социальной и персональной составляющей его социальной идентичности.

Вслед за 3.Фрейдом Э.Эриксон понимает социальное становление личности как стадийный процесс. Он описывает «восемь возрастов человека». Это — своеобразный универсальный «план личности», который наследуется генетически. Каждая стадия характеризуется свойственной только ей проблемой психосоциального развития: общество предъявляет определенные требования к человеку в конкретные возрастные периоды, навязывает ему определенные социальные роли и функции, отношения с окружающими людьми. А индивид, стремясь сохранить социальную идентичность, действует: воспринимает происходящее, познает, включается в предлагаемые обстоятельства или преодолевает их. Но эти действия зависят, с одной стороны, от возможностей психомоторного развития личности, а с другой стороны от отношения ее с окружающим социокультурным контекстом (близкими людьми: для ребенка — родителями, учителями; для взрослого — родственниками, начальником, сослуживцами).

Каждая возрастная стадия у Э. Эриксона — это своеобразный психосоциальный кризис: личность делает выбор, происходит смена социальных ролей и позиций, ломка отношений к окружающим и к самой себе. В этом выборе и осознается своя самотождественность, а кроме того, конкретный человек всегда ищет «выходы» из таких кризисов своими способами, которые отвечают его жизненному опыту и принятыми к той культуре, в которой он живет.

Успешное решение психосоциальных проблем на каждой стадии позволяет личности обогатиться новым положительным социальным опытом, адаптироваться в социуме. Если конфликт получает неудовлетворительное разрешение, складывается негативный социальный опыт, возникает недоверие к окружающим людям, стыд, сомнения, комплексы неудачника. Но в новой возрастной стадии, в условиях нового кризиса, адекватно разрешенный предыдущий кризис не гарантирует успеха и легкости выбора линии поведения, и наоборот. У Э.Эриксона нет фрейдовского фатализма, он убеждает, что человек в любом возрасте может справиться с жизненными проблемами и возвыситься в своем социальном развитии, стать социально успешным.

Каждая стадия психосоциального развития у Э.Эриксона именуется понятиями, характеризующими как бы два альтернативных результата, на которые может «выйти» личность в своей социализации, преодолевая очередной возрастной кризис.

От рождения до 1 года — «доверие — недоверие».

Согласно Э.Эриксону, восприятие социального мира младенцем первого года жизни складывается на основе того, как (какими способами, в какой обстановке, с какими ощущениями) удовлетворяются его основные физиологические потребности в еде, свежем воздухе, в движении, в общении. Младенец, за которым организован хороший уход, с которым много играют, разговаривают, окружают вниманием и любовью, чувствует, что мир хорош, добр, безопасен. Такой малыш рано ощущает себя защищенным и «доверяет себе», не боится какое-то время оставаться без взрослых. Дети, обделенные вниманием родителей, в первую очередь матери, воспринимают окружающий мир как ненадежный, у них развиваются психосоциальные установки страха, ожидания опасности, формируется устойчивое чувство недоверия как к отдельным взрослым, так и к внешнему миру в целом. В различных формах чувство недоверия может проявляться и в последующие возрастные периоды.

От 1 года до 3 лет — «автономия, или стыд и сомнение».

Это возраст, когда ребенок учится ходить, осваивает пространство дома, двора, много прыгает, лазает. Ему предоставляется свобода в определенных границах, и он стремится реализовать новую социальную установку «Я сам». Если ребенка не торопят, не ограничивают его действия резко и жестко, не наказывают за промахи, он осваивает доступную ему степень свободы и обнаруживает способность к автономии: может самостоятельно занять себя игрой, проявляет самоконтроль в «туалетном поведении» и поэтому больше участвует со взрослыми в поездках, семейных праздниках, не вызывая лишних хлопот и неудобств. Дети, плохо освоившие установки автономного поведения, капризны, часто раздражают родителей, и те или еще более опекают ребенка, чтобы не стыдиться за него, или упрекают, наказывают.

С 3 до 6 лет — «инициатива или чувство вины».

Этот кризис разражается в период активной игровой жизни ребенка. Игра побуждает его проявлять инициативу, принимать на себя новые роли, активно действовать, пусть и в условных обстоятельствах. Дети, чья игровая активность и творчество поощряется взрослыми, энергично осваивают социальный мир, они любознательны и инициативны. Дети, игровая инициатива которых ограничивается или, в силу экономических обстоятельств жизни семьи, не поддерживается, опасаются действовать самостоятельно, чувствуют свою ненужность окружающим.

С 6 до 12 лет — «трудолюбие или чувство неполноценности». В этом возрасте развивается способность к познавательной деятельности, интерес к организованным и регламентированным занятиям, в первую очередь в условиях школы. Если дети успешно осваивают познавательные технологии в своей культуре, если их познавательные интересы получают удовлетворение по мере приобретения новых учебных навыков, складывается «чувство трудолюбия». Э.Эриксон трактует это понятие как глубокое переживание успеха и своей компетентности, на основе которых рождается любовь к труду, а он в свою очередь обеспечивает компетентность. Поскольку в большинстве современных культур учебные успехи детей этого возраста определяются в оценках школьной успеваемости, то здесь есть опасность, что ребенок, по разным причинам отстающий в учебе, накапливает опыт некомпетентности, неуспешности и живет с устойчивым «чувством неполноценности».

С 12 до 19 лет — «эго-идентичность или смешение ролей». Это период отрочества и юности. У взрослеющего человека возникает интерес не только к действиям и поступкам, но и к мыслям других людей. Начинается поиск идеала, «значимых взрослых», объекта влюбленности. Встает задача понять самого себя, в том числе в разных социальных ролях (сына, школьника, друга, члена футбольной команды) и в отношениях с разными людьми. Если подросток успешно справляется с этими мучительными раздумьями и поисками, если состоится его психосоциальная идентификация, то у него появляется ощущение того, что он в ладу с самим собой, определяются цели «как жить» и «для чего жить». Опасность этой стадии в метаниях подростка в многообразии социальных ролей: то он идентифицирует себя с панком, то с пай-мальчиком, то кидается на поиски вечной любви, то отрицает любовь и впадает в цинизм. Психосоциальное развитие в этом возрасте, как ни в каком другом, требует общения и долгих, нескончаемых разговоров о жизни, ее ценностях, о дружбе, любви. Молодой человек ищет, пытается добиться четкого определения своей личностной идентичности.

С 20 до 25 лет — «близость или изоляция».

Входя в зрелую и самостоятельную социальную жизнь, человек испытывает огромную, острую потребность в близости: в дружбе, в любви, в семейных отношениях. В стремлении к близости выражается готовность заботиться о других, проявлять свои нравственные достоинства. Но в этих же отношениях близости и любви кроется настороженный страх «потерять себя», попасть в полную зависимость от близких и любимых. Отсюда возникает установка на изоляцию, уход от контактов, которые обязывают к близости.

С 26-ти до 64 лет — «генеративность или застой».

Генеративностью жизни человека в годы зрелости Э.Эриксон называет заинтересованность в устройстве жизни и воспитании детей. В эти годы человек в полной мере реализует свои общекультурные интересы и профессиональные амбиции. Но его психосоциальная реализованность, как считает Э.Эриксон, определяется тем, насколько эта социально зрелая личность сумеет перейти от сосредоточения забот о себе, от своего «напряженного самосозидания» к глубокой заботе о ребенке.

С 65-ти лет до смерти — «целостность или отчаяние».

Позитивное психосоциальное развитие в старости возможно, если зрелый, реализовавшийся во всех социальных проявлениях человек осознает прожитую жизнь как нечто целое: со всеми ее радостями и невзгодами, ни о чем не жалеет и не испытывает желания прожить ее иначе, если бы можно было все начать с начала. Отчаяние в конце жизни — удел тех людей, которые осознают ее как цепь упущенных возможностей, их одолевает страх, что уже не остается времени что-либо изменить.

Завершая характеристику основных периодов психосоциального развития личности, Э.Эриксон бросает взгляд на две позитивные линии выбора: на первой стадии, у младенца, — это «доверие», а у старика в исходе жизни — «целостность», — и заключает: «. здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти».

Особенно ценно в концепции Э.Эриксона то, что главное внимание он уделяет стадиям детства, рассматривает социализацию ребенка в широкой системе социальных отношений. По его убеждению, психосоциальное развитие человека определяется тем, что от него ожидает общество, к которому он принадлежит, с которым он взаимодействует.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

30. Теории социализации з.Фрейда, э.Эриксона, а.В. Петровского.

Концепция 3. Фрейда о стадиях социализации

Одним из первых выделил механизм социализации ребёнка основатель психоанализа З.Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трёх основных компонентов: «оно», «я», «сверх-я». «Оно» — примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-я» — носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Фрейд понимал социализацию как процесс «развёртывания» врождённых свойств человека, в результате которого происходит становление этих трёх составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 5 стадий, связанных с определёнными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе и охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие. Если младенец не получает должного ухода, любви, то вырабатываемое у него недоверие к миру он переносит в другие стадии своего развития. Вопрос в том, какое начало одержит верх, возникает заново на каждой последующей стадии развития. По Фрейду, вторая стадия, совпадая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотношение между самостоятельностью, с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью — с другой. Ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предоставляют ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. Третья стадия обычно приходится на возраст от 4 до 5 лет. Возраст от 6 до 11 лет — четвёртая стадия, соответствующая латентной фазе. Пятая фаза — это возраст от 12 до 18 лет .

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения в бресте стоимость

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными. А.В. Петровский предложил свою концепцию этапности процесса социализации, в основу которой положена ди­намика пассивной и активной позиции индивида. Так, он выделил три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. I) На стадии адаптации, которая совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлены усилия родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхож­дение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правила­ми поведения, социальными ролями; усвоение простых форм дея­тельности. II) На стадии индивидуализации происходит некоторое обособле­ние индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность — субъект общественных отношений. Индивид подходит к проблеме разрешения противоречия между человеком и обществом, но пока еще это противоречие до конца не решается, поскольку не достигается соответствующего баланса, и личность недостаточно интегрируется в окружающий социальный мир. III) Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе. На этой стадии складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности дан­ного человека к определенной социальной группе. Этот тройной цикл может повторяться на протяжении жизни много раз и связан с необходимостью ресоциализации индивида в меняю­щемся мире. Этот же тройной цикл можно наблюдать в конкретных социальных условиях, требующих адаптации субъекта, например, при вхождении в состав новой социальной группы.

31. Понятие механизмов социализации. Механизм единства имитации, подражания, идентификации. Механизм полоролевой идентификации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации

Институциональный механизм социализации Стилизованный механизм социализации

Межличностный механизм социализации

Одним из первых был выделен механизм, который можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Очень многие социальные отношения могут быть представлены в виде модели «учитель – ученик». Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других. Ведущее значение данный механизм имеет в процессе взросления человека. Механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для лиц определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Ребенок сначала осознаёт свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери или отца), и наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения, трансформируя первоначально «идеальную» модель в конкретную через включение собственных личностных особенностей. Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, подражание, конформизм и др.

32. Механизм конформности. Механизм социальной оценки. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия – страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности. То есть присутствие одних стимулирует, присутствие других тормозит либо вообще блокирует деятельность человека. Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм, то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Социальный конформизм рассматривается прежде всего как феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется проявление индивидуальности и преобладают ценности коллективистского характера. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Таким образом, конформность можно рассматривать как механизм социализации, действующий на уровне всего общества. В то же время конформность выступает и как индивидуализированный феномен. В демократичном обществе конформизм связан с факторами давления не всего общества, а конкретных социальных групп. В этом случае конформность выступает как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. Конформность можно определить и как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения. Такое поведение вызвано необходимостью избежать негативных санкций со стороны окружающих. Конформность выступает побочным эффектом существования социального контроля и поэтому в той или иной степени присуща различным индивидам и социальным группам. Мера развития конформности может быть разной у разных людей. Существует внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. Данный уровень конформности является вполне адаптивным, поскольку человек сохраняет собственную точку зрения на предмет.

33 . Понятие агентов социализации и культурной трансмиссии. Агенты первичной и вторичной социализации. Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация — процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Первичными агентами социализации выступает ближайшее окружение индивида — родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных групп, спорт, а в современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ, в том числе Интернет и т.д. Среди агентов первичной социализации особую роль играют родители и друзья-ровесники. Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения, а ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию: облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими, т.е. тому, чему родителям трудно научить. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние в процессе социализации своих детей. Агенты вторичной социализации — это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и т.д. Если агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя их воздействие сохраняется всю жизнь, то агенты вторичной социализации (их называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции (например, у СМИ это — информация и идеологическая обработка). КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСМИССИЯ, процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. На базе К.Т. формируется такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы. В противном случае происходит разрыв культурной цепи. Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Благодаря К.Т. каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству.

34. Роль системы образования в социализации человека. Социализацию личности в современной педагогике можно рассматривать на всех возрастных уровнях с двух позиций. Во-первых, изучая процесс воспитания (принципы, содержание, формы и методы), во-вторых, исследуя общество и определяя его воспитательные возможности в качестве положительных влияний на человека.

При изучении роли образования в процессе социализации представляется возможным выделить два подхода: социологический подход – со стороны общества, и психологический – со стороны личности. В первом случае средствами социализации являются системы общества, воздействующие на своих членов. Отсюда социологический подход к социализации в качестве средств влияния использует воздействие общества на личность. Психологический подход социализации указывает на то, каким образом происходит переход общественного во внутренние структуры индивида.

Необходимо обратить внимание на то, что возникают определенные трудности, с которыми сталкивается личность при разрешении различных жизненных проблем. Иногда появляется желание отказаться от использования известных путей решения задачи и обратиться непосредственно к своему опыту.

Следует отметить, что особенности развития зрелой личности представляют интерес в связи с учетом влияния социализации и индивидуализации личности. Важной отличительной чертой этого процесса становится обращенность его в глубинные процессы, происходящие с человеком, т. е. зрелость представляется в качестве эпизода наполнения жизни смыслом, что означает единение, слияние процессов социализации и индивидуализации в единый процесс развития личности.

Значительную роль в этом процессе взаимодействия социализации и индивидуализации имеет образование. Его роль отличительна, значительна и заметна. Восприятие личностью окружающего мира, в котором она развивается, формируется под влиянием следующих потоков информации.

1. Окружающие социальные условия.

2. Знания, нормы, требования, усвоенные в процессе обучения и воспитания.

Источники:
  • http://lektsia.com/8x5d4e.html
  • http://xstud.ru/92991/sotsiologiya/teorii_sotsializatsii_lichnosti
  • http://studopedia.ru/14_52626_sotsializatsiya-teoriya-sotsializatsii-dzh-mid-z-freyd-zh-piazhe.html
  • http://cyberpedia.su/5x9885.html
  • http://studfiles.net/preview/5826915/page:12/