Меню Рубрики

С точки зрения субстанциальной концепции пространства и времени

Время и пространство — основные формы существования материи. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний в процессе развития. Пространство – форма существования материи, к-я характеризует ее протяженность, структуру, порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем: 1) Каков гносеологический статус этих понятий (являются ли они хар-ками матер. бытия или характеризуют устройство нашего сознания)? 2) Каково отношение пространства и времени к материи? 3) Каковы основные свойства пространства и времени?

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Философы-идеалисты отрицают объективный характер времени и пространства, а рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм же, напротив, подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную реальность. Время и пространство неотделимы от материи, они являются ее атрибутами. В этом проявляются их универсальность и всеобщность.

По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения:

1) субстанциальная концепция. Ее сторонники (Демокрит, Эпикур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно, отношения между пространством, временем и материей рассматривались как межсубстанциональные. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Именно этой концепции, вслед за Ньютоном, придерживалось естествознание 18–19 вв. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрита, Эпикура) естествоиспытатели вплоть до 20 века отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время – протекающим равномерно.

2) реляционная концепция (от лат. relatio – отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Вне этого взаимодействия пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Единым содержанием этих форм выступала движущаяся материя, материальные процессы. Соответственно, допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной Вселенной. Теория относительности Эйнштейна, открытая им в середине 20 века, подтвердила правильность реляционной концепции. Эйнштейн достоверно установил, что время и пространство не существуют сами по себе, в отрыве от материи, они находятся в универсальной взаимосвязи, где теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства (т. наз. четырехмерного континуума). Согласно специальной Т.О. (1905), законы природы неизменны только в инерциальных системах, т.е. в системах, находящихся в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства (длина, временной интервал, понятие одновременности), считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически оказались релятивными (относительными) и зависящими от взаимного движения материальных объектов.

Согласно общей Т.О. (1916), течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел; геометрические свойства четырехмерного континуума (пространство–время) зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Свойства П. – протяженность, трехмерность, однородность и изотропность; свойства В. – длительность, необратимость, одномерность, однородность.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

К основным атрибутам материи (атрибут – Неотъемлемое, то есть необходимое свойство) относятся пространство и время, которые представляют собой и особые формы бытия.

Основ точки зрения на время и прост-во.

1) субстанциальная концепция. (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Древнегреческие атомисты и их последователи, философы и ученые, придерживающиеся механистической картины мира, считали, что пространство есть всё то, что остается после того, как исчезнут вещи. В этом случае, по их мнению, в мире не останется ничего, кроме пустоты, которая не обладает никакими другими свойствами, кроме протяжённости и способности вмещать в себя всю существующую в мире материю. Время в этой концепции понималось как безотносительная к чему бы то ни было текучесть, равномерная длительность, в которой всё возникает и исчезает.

И пространство, и время выступали здесь самостоятельными, не зависимыми от материи субстанциями.

2) реляционная. (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Основана на идее взаимосвязи, тесного взаимоотношения пространственных и временных характеристик материи как между собой, так и в зависимости от природы того или иного объекта. Вне взаимодействия пространство и время, согласно этой точке зрения, просто не существуют. Своё естественнонаучное обоснование реляционная концепция получила в теории относительности Эйнштейна и неевклидовых геометриях Лобачевского, Больяи и Римана. Теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материального объекта.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве

ПРОСТРАНСТВУ присущ ряд отличительных свойств.

Во-первых, пространство обладает свойством протяженности, которое обнаруживается в том, что у каждого материального объекта есть свое .местоположение: один объект существует рядом с другим. Во-вторых, пространство реального бытия трёхмернои в этой трехмерности пространства проявляются его бесконечность и неисчерпаемость. В -3, пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений

Длительность и последовательность времени проявляются в том, что все предметы и явления обладают способностью сменять друг друга, существовать одно после другого или изменять свои состояния. Одномерность времени проявляется в том, что некоторое зафиксированное сознанием событие, оказывается, всегда можно связать с двумя другими событиями, одно из которых предшествует данному, а второе — следует за ним. Зафиксированное событие оказывается всегда между 2мя другими событиями. Так, «сегодня» — это то, что находится между «вчера» и «завтра», и иначе быть не может. Необратимость и асимметричность времени состоят в том, что все протекающие в мире процессы невозможно повернуть вспять. Они осуществляются только в одном направлении: от прошлого — к будущему.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8923 — | 6986 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Субстанциональная концепция пространства и времени

Субстанциональная концепция предполагает, что время есть самостоятельное явление природы, существующее наряду с пространством, веществом и физическими полями. Современная физика не дает оснований для предпочтения ни одной из этих концепций.
Субстанциональное время определяется как количество замененных в системе элементов

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство «соседства» материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

Реляционная концепция пространства и времени

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство «соседства» материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

концепция отрицает существование времени как самостоятельного явления и трактует его как специфическое проявление свойств самих физических тел и происходящих с ними изменений

48. Проблема реальности течения времени. Статическая и динамическая концепция времени

Любой человек имеет чувственный опыт течения времени осознания его в понятиях прошлого,настоящего и будущего,а с другой-испытывает большие затруднения при определенныз сенсорных механизмов восприятия этого течения

Раскрывая сущность психологических проблем,связанных с восприятием времени,Х.Шиффман пишет:»Восприятие времени-странная прецепция в том числе,что он имеет в видукогнитивную нежелифизическую или нейронную основу.Действительно,нет ни очевидных сенсорных рецепторов или органов,предназначенных для восприятия времени,ни каких либо непосредственных,наблюдаемых ощущений,вызываемых специфическими стимулами,связанными со временем.

статическая концепция времени.

Она сводится к тому, что все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и, всегда будут существовать. Это лишь иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно. Эту картину мира можно сравнить с кинолентой: каждый кадр ее существует заранее, до того как увеличенным попадет на экран; но зритель видит его именно в этот и только в этот момент.

В нашем сознании динамическая концепция времени явно господствует. Каждый из нас исходит из того, что прошлого уже нет (хотя оно и скрыто в возникшем на его основе настоящем), а будущего еще нет (хотя оно в определенной степени в настоящем заложено).

Статическая и динамическая модели времени сосуществовали много веков. Еще Платон совмещал обе концепции, полагая, что статическое время царит в единственно реальном вечном «мире идей», время же динамическое – в «мире вещей», где все «возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле». Средневековые схоласты приписывали высшему бытию свойства статической модели, к реальности же применяли динамическую концепцию.

Время естественно-научного описания и время человеческого бытия

естественнонаучного описания, ко­торое характеризуется определенными величинами измерения, деле­ния и счета; время человеческого определения, которое характеризу­ется величинами изменения, определения и связи и время социально-исторического бытия, считая его самым фундаментальным и значи­мым для нас. Оно не равномерно — это время начала и конца. С точки же зрения современного постмодернизма, к которой склоняемся и мы, более значимым является время человеческого определения, так как именно оно задает мировосприятие субъекта.

Читайте также:  Права инвалидов по зрению в украине

В. П. Яковлев определяет социальное время как время человеческо­го бытия, время человеческой деятельности. Именно на социальном уровне время обретает глубину и полноту своего содержания. В цен­тре его теории времени — понятие события, которое проходит через сознание людей [11]. Мы полностью согласны с этой трактовкой. Цепь событий, застывая, опредмечивается, и тем самым опредмечивается само время человека. В. П. Яковлев соглашается со своими коллегами в том, что вечная проблема времени предстала в новом измерении, ко­гда началось стремительное движение социального прогресса. Линия жизни человека приобрела больший динамизм, что обнаруживается в формах духовного и практического освоения мира. Субстанция соци­ального времени, с точки зрения российского философа, — это соци­альная материя и изучение самого разума.

50. Время и вечность.

Между временем и вечностью существует бесконечное различие, ибо время, имеющее статус реальности, физическое значение, образуют, а потому во времени существуют лишь конкретные, конечные материальные объекты; объективно-реальное, но несубстанциональное функциональное время (другого времени, на наш взгляд, в природе нет), прежде чем существовать, должно возникнуть, иметь начало отсчета.

Несотворимая и неуничтожимая, вечно существующая глобальная Вселенная не возникает и не исчезает как таковая (Вселенной безразлично, какие в ней происходят изменения, процессы – независимо от них она всегда остается Вселенной), а потому своего собственного, единого времени не образует. Семантика же слова «вечность» означает лишь то, что несотворимая и неуничтожимая Вселенная, в отличие от материальных объектов, ее составляющих, существует постоянно, всегда. Иными словами, Вселенная в целом существует постоянно, вечно по причине своей несотворимости и неуничтожимости, а не потому, что существует в бесконечном времени.

51 Природа сознания. Онтологический и гносеологический аспекты.

Онтологический аспект заключается в том, что содержание философии является объективным по своему происхождению Он является отражением объективно существующего отношения \»человек — мир\» А потому философия, как специфическая форма усви идомлення человеком своего бытия, как форма общественного сознания, претендует на то, чтобы дать человеку знания о мире и о самом человеке в их бытии, то есть она по своему содержанию претендует на то, чтобы отв овисты на вопрос: \»Что же такое мир? Какова его природа? Что такое человек по своей природе и сути Какое место она занимает в мире? Как устроен мир, в котором живет человек? Какие общие порт ки и законы природы, общества, мышления? городе, состоящем независимо от желания и воли людей Это отражение может быть и истинным, и ложным Объективная обусловленность содержания философии превращает ее в особый феномен духовной жизни человека, выступает не только как результат ее жизнедеятельности, но и как ее предпосылка, становясь фактором, активно влияет на характер отношения человека к самому себе, на осознание им смысла своего Буттуття.

Гносеологический аспект отражения предмета в теории заключается в том, что мир отражается в сознании человека не зеркально, не как результат созерцательного восприятия действительности, а через призму практ политически-деятельного отношения человека к миру и к самому себе, через призму потребностей и интересов Именно познавательное отношение человека к действительности является практическим по своей природе В основе отношения человека к мира лежат ее потребности и интересы Они могут быть удовлетворены только в процессе практического освоения человеком действительности.

52. источники сознания

Важным источником формирования сознания является внешний мир. Он выступает в качестве онтологической основы психической деятельности человека. Одного мозга, следовательно недостаточно для функционирования сознания. Независимо от воздействий окружающего мира мозг не может мыслить.

источником сознания является социальная среда. Сознание не может функционировать вне мозга человека и воздействия на него реальных вещей, но оно не проявляет и вне общения людей, практической деятельности.

53. Эпистемические формы сознания (мнение,сомнение,вера…)

Мнение человека или группы людей отражает их точку зрения по тому или иному вопросу и основано на жизненной позиции, мироощущении, мировосприятии, мировоззрении субъекта, оно тесно связано с индивидуальным опытом отдельной личности и коллективным опытом всего социума, а также с памятью человека и человечества.

Другая эпистемистическая форма сознания – это сомнение, оно включает в себя те данные, ту информацию, в истинности, достоверности и полезности которой субъект уверен не до конца, у него нет твердых знаний и убеждений по поводу этих данных.

В противоположность сомнению, убеждение – это форма сознания, которая внутренне воспринимается субъектом как верная, истинная, достоверная и логически непротиворечивая. Только глубоко осмысленное, внутренне переработанное, освоенное самим субъектом знание становится его действительным и устойчивым убеждением. В убеждениях личности в единстве находятся идеи, чувства и воля субъекта, направленные на практическое достижение поставленной им цели.

Формой сознания, объединяющей, синтезирующей в себе содержание таких форм, как мнение, убеждение и сомнение, является знание, являющееся идеально выражающее объективные свойства и связи мира, уже известные объекту, изученные и познанные им. Провозвестник науки и философии Нового времени средневековый английский мыслитель Роджер Бэкон сформулировал замечательную сентенцию: “Знание – сила”. Действительно, истинное, точное знание – это квинтэссенция, сгусток человеческой практики, коллективный опыт, накопленный человечеством за всю многовековую историю его развития.

Противоположной стороной знания выступает вера. Если знание придает человеку уверенность, вооружает его убеждениями, то вера предстает как высшая ступень убеждения, хотя и не является проявлением знания. Вера имеет глубоко личностное значение для человека, выражает его глубокую убежденность в правоте высказанных положений, в том числе и таких, которые не опираются на объективные доказательства.

Между верой и знанием существует глубоко принципиальное различие. Если в вере акцент делается на субъективную убежденность человека, то в знании на первый план выступают объективная особенность, истинность и достоверность. Вместе с тем, в знании присутствует элемент веры – высокий авторитет науки, внедрение множества ее результатов в повседневную жизнь, служит базисом такой веры. В то же время на уровне веры знания догматизируются, омертвляются и тогда опора на веру становится консервативным началом, тормозом творчества и познания личности.

55. Язык и мышление

Два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышле­ние — высшая форма активного отражения объектив­ной реальности, целе­на­прав­лен­ное, опосред­ство­ван­ное и обобщён­ное позна­ние суще­ствен­ных связей и отношений предметов и явлений. Процессы мышления проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном взаимо­дей­ствии, — практически-действенном, нагляд­но-образном и словесно-логическом. «Орудием мышле­ния является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, например математических, так и конкретно-образных, например язык искус­ства)» (там же). Язык — это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспе­чи­ва­ю­щая материальное оформление мыслей и обмен информа­ци­ей между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык — это явление по своей первичной природе физическое, материально

56. проблема бессознательного в психоанализе

С точки зрения Фрейда, чем культурнее становится человек, тем больше вероятность того, что его внутрипсихические конфликты, возникшие на основе угрызений совести и чувства вины, будут способствовать его «бегству в болезнь».
Общая теория психоанализа получила у Фрейда название метапсихологии. По Фрейду, она описывает психические явления в энергетическом (экономическом), топическом (топографическом) и динамическом планах.
Энергетику (экономику) психики, по Фрейду, определяет борьба двух противоположных инстинктов, глубоко заложенных в самой сущности жизни: эроса — инстинкта продолжения жизни, рода, толкающего живое существо к воспроизводству сексуальных раздражений, заряжающего всю психику сексуальной энергией — либидо; и танатоса — инстинкта, влекущего живое существо к покою, к устранению раздражений, восстановлению равновесия и, в конечном счете, к смерти. В зависимости от баланса между эросом и танатосом формируются влечения, которые могут толкать психику в сторону пассивного устранения сексуального раздражителя, так и к его активному разрушению, что может проявиться в виде агрессии и садомазохистского поведения.
Топику (в развернутом виде — структуру) психики образуют области бессознательного, предсознания и сознательной перцепции и соответствующие им структуры: Оно, Эго, Супер-Эго, подчиненные действию трех взаимосвязанных принципов: удовольствия, постоянства и реальности.

57. Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом.Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

59. Проблема возможности познания мира

В истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая, и не всегда в активе первой было чуткое улавливание реальной сложности проблемы.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира; по мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта и не устанавливаемы также и логическим выведением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность – наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем

Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это – главный признак агностицизма. Таким образом, агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины и т.п.

1. Классическая (истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании).

2. Когерентная (истина, как соответствие одних знаний другим).

3. Прагматическая (истина – то, что полезно).

4. Конвенциальная (истина – то, что считает большинство).

5. Экзистенциалистская концепция (человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир).

6. Неатомистическая концепция (истина – божье откровение). Общая черта различных концепций истины в современной западной философии – отрицание объективности содержания знания.

Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Истина всегда конкретна.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 237 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Понятие пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени

Неотъемлемыми свойствами материи являются пространство и время.

Читайте также:  Понятие общение с точки зрения психологии

Пространство выражает порядок одновременно существующих предметов и характеризуется протяженностью.

Время выражает последовательность следующих друг за другом явлений и характеризуется длительностью.

Учение Аристотеля о пространстве

Пространство понимается как то, где находится вещь, её местонахождение.

Место – это то, в чем находится тело, ближайшим образом объемлемое.

Первая неподвижная граница объемлющего – это место.

Место или пространство имеет силу, поскольку тела, если им не препятствуют, тянутся к своему месту.

Философ Декарт наделяет материю признаком протяженности, пространства. Таким образом, все материальные вещи оказываются познаваемыми, пространство становится геометрическим. Сила изучается, если её можно пространственно выразить.

Ньютон в механике воплотил особое представление о пространстве и времени, которое получило название субстанциальная концепция. Эта концепция утверждает абсолютное существование пространства и времени, независимо от материи. Субстанции: пространство и время.

Основными свойствами пространства, которые закреплялись классической наукой были:

· равноправность всех направлений (изотропность);

В классической науке основными свойствами времени стали:

В 19-20 веке произошли перемены, которые заставили пересмотреть мнения пространстве и времени. В связи с чем стали выделять понятие метрика. Все пространства, рассматриваемые в науке, различаются способами задания расстояния между двумя точками.

В 20-м веке появляется специальная теория относительности и общая теория относительности Эйнштейна. В этих теориях воплотилось представление о пространстве, которое получило название реляционная концепция.

Реляционная концепция – относительная концепция. В этой концепции утверждается, что пространство и время не могут существовать без материи. Они взаимосвязаны.

Общая теория относительности Эйнштейна. Пространство и время зависит от движения.

В философии время рассматривалось и отдельно, и связанно с пространством. Возникли представления о вечности и временности еще в древности. Вечное – это божественное, это образ отображения вечности, подвижный образ вечности. Время – это отражение подвижности, вечности.

Учение Аристотеля о времени

Время связанно с движением. Время определяется движением, движение определяется временем.

Время – это не характеристика движения тел, а связано с душой. Нет души – нет времени.

3 вида времени (разные состояния души):

1) Прошлое – это то, что мы припоминаем.

2) Будущее – это то, что мы ожидаем.

3) Настоящее – это то, что мы видим, воспринимаем.

В конце 20 века благодаря теории Дарвина начинают применяться эволюционные подходы. Эволюционный процесс – необратимый процесс. Время становится необратимым.

Время – это переживание реальной длительности.

Длительность – это процесс творческого становления, поток, в который нельзя войти вновь.

10. Рационализм: философия Декарта.

Рене Декарт – французский математик и философ, поставил на первое место разум.

Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Рационализм (от лат. – разум) – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием истинности.

Воззрения Декарта на природу носили чисто механический характер: Вселенная – это огромный механизм. Первоначальный импульс дает Бог, но в последствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Мировая материя беспредельная, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется органический мир: животные – это сложные машины. Познание живой и неживой природы исходит из принципов, которые мы обнаруживаем в разуме интуитивным путем. Более сложные высказывания мы получаем дедуктивным путем.

Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механическое, явления внутреннего, духовного мира как рассудочного самосознания. Он отвергал одушевленность животного мира, душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Связь души и тела осуществляется с помощью особого органа – шишковидной железы.

Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция. Субстанция как сущее вообще, которое самодостаточно. По сути, под субстанцией он имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто твореное, т.е. созданное богом. Декарт разделил мир на два рода субстанций – духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Таким образом, духовный мир есть нечто врожденное. Однако причиной этих двух субстанций выступает Бог, как бесконечная субстанция.

Первым вопросом философии для Декарта был вопрос о возможности достоверного знания и получении метода, посредством которого оно будет достигнута. Природа познаний состоит в том, что именно требование сомнения приводит к достоверному знанию. Поняв, что, быть может, меня обманывает злой и хитрый демон, я начинаю во всем сомневаться. Но при этом я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. Отсюда: “Я мыслю, следовательно, существую”. Истинность этого суждения определяется существованием Бога, который не может быть обманщиком и который наделил человека «естественным светом» разума.

Декарт – дуалист, он признает существование двух независимых друг от друга субстанцией – мыслящей и материальной (телесной). Мыслящая субстанция открывается человеку непосредственно, материальная – опосредованно, через познание отдельных вещей. Обе субстанции сотворены Богом и обладают неотъемлемыми качествами – атрибутами.

У мыслящей субстанции – непротяженность,

Атрибут телесной – величина (протяженность в длину, ширину и глубину).

Метод Декарта (дедуктивный) называется аналитическим или рационалистическим. Метод в четырех правилах:

Первое, нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным.

Второе требует делить исследуемую проблему на множество частей.

Третье, от простого к сложному.

Четвертое требует постоянно составлять детальные перечни и обзоры исследуемого явления.

Вопросы теории познания в учении Канта.

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.

Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.

В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.

В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сила суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.

Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.

12. Философия Средних веков: Схоластика, учение Аквинского.

Схоластика (греч. sholasticos – школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которых схоластика приспосабливала к своим целям).

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225—1274).

Он различал следующие виды бытия: потенциальное, актуальное (реальное). Особенностью актуального бытия является ограниченность, определяемая его формой. Каждая вещь потенциально становиться другой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим. В любой реальной вещи заложена потенция для ее изменения, следовательно, полнота бытия не может быть определена материальными вещами. Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени (трансцендентное — все то, что нельзя познать органами чувств).

Познать сущность Бога человеку не дано, но углубляясь в существо мира, он приходит к постижению Высшего существа. Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные.

Косвенные доказательства существования Бога:

1. доказательство от движения — все движущееся так или иначе имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира — нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог.

2. доказательство от конечной причины — любое явление имеет свою причину. Первопричина явления — Бог.

3. доказательство от необходимости — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

Читайте также:  Упражнения по м норбекову на позвоночник и зрение

4. доказательство от совершенства — все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство — Бог.

5. доказательство от цели — у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог.

Принцип гармонии веры и разума. У человека есть два способа познания: способность к мышлению и интуиция (сверхчувствительный способ). Мышление всегда направлено на познание земного мира, физической реальности, мышление является необходимым условием возникновения и развития науки. Интуиция («божественное озарение») – это способность видеть истину непосредственно, результатом и одновременно источником такого откровения является вера. Отсюда следует, что религия и наука не могут соперничать друг с другом по определению – у них разные объекты познания! Однако наука не в силах объяснить все существующие явления, так же, как религия бессильна в поле деятельности реальности и не может подменить науку. Соединение этих способов познания обеспечивает гармонию мировоззрения.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 2562 | Нарушение авторских прав

Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени

Концепция пространства и времени. ВАРИАНТ НОМЕР 1

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время — это формы бытия материи.

Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют. Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. Встречалась она и в древней философии. Так представление древнегреческих философов-атомистов (Демокрита, Эпикура) о пустоте неявно предполагало концепцию субстанциальности пространства. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с И. Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

ВАРИАНТ НОМЕР 2!

В обосновании классической механики большую роль играли введен­ные И. Ньютоном понятия абсолютного пространства и абсолютно­го времени. Эти понятия лежат в основании субстанциальной кон­цепции пространства и времени, в соответствии с которой материя, абсолютное пространство и абсолютное время — три независимые друг от друга субстанции, начала мира.

Абсолютное пространство — это чистое и неподвижное вместили­ще тел; абсолютное время — чистая длительность, абсолютная равно­мерность событий. Ньютон считал, что вполне возможно допустить существование мира, в котором есть только одно абсолютное про­странство и нет ни материи, ни абсолютного времени; либо же суще­ствование мира, в котором есть пространство и время, но нет мате­рии; либо же существование мира, в котором есть только время, но нет ни пространства, ни материи. По мнению Ньютона, абсолютное пространство и абсолютное время — это реальные физические харак­теристики мира, но они не даны непосредственно органам чувств, и их свойства могут быть постигнуты лишь в абстракции; возможно, только в будущем физика сумеет найти реальные системы, соответст­вующие абсолютному пространству и абсолютному времени. В своей же повседневной действительности человек имеет дело с относитель­ными движениями, связывая системы отсчета с теми или иными конкретными телами, т.е. имеет дело с относительным пространст­вом и относительным временем.

Физики долгое время полностью придерживались субстанциаль­ной концепции Ньютона, повторяли его определения понятий абсо­лютного пространства и времени. Только некоторые философы критиковали понятия абсолютного пространства и абсолютного време­ни. Так, Г.В. Лейбниц, «вечный оппонент» Ньютона, выступил с кри­тикой субстанциальной концепции и отстаивал принципы реляционной теории пространства и времени, считая «пространство, так же как и время, чем-то чисто относительным: пространство — поряд­ком существований, а время — порядком последовательностей. Ибо про­странство. обозначает порядок одновременных вещей, поскольку они существуют совместно, не касаясь их специфического способа бытия» *. Однако в XVIII в. критика субстанциальной концепции Нью­тона и философская разработка реляционной теории пространства и времени не оказали существенного воздействия на физику. Естест­воиспытатели продолжали пользоваться представлениями Ньютона об абсолютном пространстве и времени, различаясь между собой лишь признанием или непризнанием наличия пустого пространства.

Проблема пространства — особая проблема, объединяющая физи­ку и геометрию. Долгое время молчаливо предполагалось, что свой­ства физического пространства являются свойствами евклидового пространства. Для многих это была само собой разумеющаяся исти­на. «Здравый смысл» был философски воплощен И. Кантом в его взглядах на пространство и время как неизменные априорные «формы чувственного созерцания». Из этого взгляда следовало, что те представления о пространстве и времени, которые выражены в геометрии Евклида и механике Ньютона, вообще являются единст­венно возможными.

Впервые по-новому вопрос о свойствах пространства был постав­лен в связи с открытием неевклидовой геометрии. Безуспешность попыток ряда ученых многих поколений доказать пятый постулат Евклида привела к мысли о его недоказуемости, а вместе с тем и о возможности построения геометрии, основанной на других постула­тах. Одним из первых пришел к этой мысли К.Ф. Гаусс, который еще в начале XIX в. начал размышлять над вопросом о возможности создания другой, неевклидовой, геометрии. Гаусс высказал мысль, что представления о свойствах пространства не являются априорными, а имеют опытное происхождение. Однако он не пожелал втягиваться в острую дискуссию и скрывал от современников свои идеи о возмож­ности неевклидовых геометрий.

Родиной неевклидовых геометрий стала Россия. В 1826 г. на засе­дании физико-математического факультета Казанского университета Н.И. Лобачевский сделал сообщение об открытии им неевклидовой геометрии, а в 1829 г. опубликовал работу «Начала геометрии», в которой показал, что можно построить непротиворечивую геомет­рию, отличную от всем известной и казавшейся единственно возмож­ной геометрии Евклида *. При этом Лобачевский считал, что вопрос о том, законам какой геометрии подчиняется реальное пространст­во — евклидовой или неевклидовой геометрии — должен решить опыт, и прежде всего астрономические наблюдения. Он полагал, что свойства пространства определяются свойствами материи и ее дви­жения, и считал вполне возможным, что «некоторые силы в природе следуют одной, другие своей особой геометрии» **, а вопрос о выборе той или иной геометрии должен решать астрономический опыт.

Спустя почти 40 лет после работ Лобачевского, в 1867 г. была опубликована работа Б. Римана «О гипотезах, лежащих в основании геометрии». Опираясь на идею о возможности геометрии, отличной от евклидовой, Риман подошел к этому вопросу с несколько иных позиций, чем Лобачевский. Он вводит обобщенное понятие про­странства как непрерывного многообразия п-го порядка или совокуп­ности однородных объектов — точек, определяемых системой чисел (x1, х2. хn). Используя работы Гаусса по геометрии поверхностей в обычном трехмерном пространстве, Риман вводит для характеристи­ки многообразия n-го порядка понятие расстояния между бесконечно близкими точками ds и понятие кривизны для каждой точки этого многообразия. В искривленном пространстве нет прямых линий, а свойства геометрических фигур другие, чем на плоскости. Прямая заменена здесь линиями, которые являются кратчайшими расстоя­ниями между точками. С точки зрения Римана, вопрос о том, являет­ся ли геометрия нашего физического пространства евклидовой, что соответствует его нулевой кривизне, или эта кривизна не равна нулю, должен решить эксперимент. При этом он допускает, что свойства пространства должны зависеть от материальных тел и процессов, которые в нем происходят.

Кроме того, Риман высказал новое понимание бесконечности пространства. По его мнению, пространство нужно признать неогра­ниченным; однако если оно может иметь положительную постоян­ную кривизну, то оно уже не бесконечно, подобно тому как поверх­ность сферы хотя и не ограничена, но тем не менее ее размеры не являются бесконечными. Так зарождалось представление о разграни­чении бесконечности и безграничности пространства (и времени).

Идеи неевклидовых геометрий первое время имели весьма мало сторонников, так как противоречили «здравому смыслу» и устояв­шимся в течение многих веков воззрениям. Перелом наступил только во второй половине XIX в. Окончательные сомнения в логической правильности неевклидовой геометрии Лобачевского были развея­ны в работах итальянского математика Э. Бельтрами, который, раз­вивая идеи К. Гаусса в области дифференциальной геометрии для решения задач картографии, показал, что на поверхностях постоян­ной отрицательной кривизны (псевдосферы) осуществляется имен­но неевклидова геометрия. Интерес к работам Лобачевского и Рима­на вновь ожил и вызвал многочисленные исследования в области неевклидовых геометрий и оснований геометрии. Здесь следует упо­мянуть «Эрлангенскую программу Ф. Клейна» (1872), которая вплоть до настоящего времени является руководящей не только для постро­ения новых систем геометрии, но и для теоретической физики. По Ф. Клейну, для построения геометрии необходимо задать: некоторое многообразие элементов; группу преобразований, дающую возможность отображать элементы заданного многообразия друг на друга. А геометрия должна изучать те отношения элементов, которые инва­риантны при всех преобразованиях данной группы. С этих позиций геометрические теории могут быть типологизированы следующим образом: геометрия Евклида, изучающая инварианты перемещений; аффинная геометрия; проективная геометрия (геометрия Лобачев­ского трактуется как часть проективной геометрии); конформная геометрия; топология (геометрия групп непрерывных преобразова­ний, т.е. таких, при которых сохраняется бесконечная близость точек), играющая большую роль в современной космологии, кванто­вой теории гравитации и др.

Развитие теории неевклидовых пространств привело в свою оче­редь к задаче построения механики в таких пространствах: не проти­воречат ли неевклидовы геометрии принципам механики? Если механику невозможно построить в неевклидовом пространстве, то зна­чит реальное неевклидово пространство невозможно. Однако иссле­дования показали, что механика может быть построена в неевклидовом пространстве.

И тем не менее появление неевклидовых геометрий, а затем «не­евклидовой механики» на первых порах не оказало влияния на физи­ку. В классической физике пространство оставалось евклидовым, и большинство физиков не видели никакой необходимости рассматри­вать физические явления в неевклидовом пространстве.

2. Научно техническая эпоха НТП и НТР!

Источники:
  • http://studopedia.ru/14_68991_substantsionalnaya-i-relyatsionnaya-kontseptsii-prostranstva-i-vremeni.html
  • http://studopedia.net/4_62798_substantsionalnaya-kontseptsiya-prostranstva-i-vremeni.html
  • http://lektsii.org/3-104849.html
  • http://megaobuchalka.ru/10/868.html