Меню Рубрики

С точки зрения социологии человек это

На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.

Этапы становления социологии в России

В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.

Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его разумности.

Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. Человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Купить контейнер 20 футов Хабаровск, ktk

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит) – отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса». Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем «космическом» уровне.

Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы – сансары

. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего

, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пико делла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

Понятие общества в социологии: основные точки зрения

Понятие социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому оно и является основным в этой науке. Общество является предметом и объектом изучения в социологии.

Впервые понятие социология введено в употребление Огюстом Контом, известным французским философом в первой трети XIX века. И вначале эта наука отождествлялась с обществоведением. Позже социология выделилась в отдельную отрасль, более узко и специфически занимающуюся социальными проблемами.

Понятие общества в социологии имеет несколько точек зрения. Этот термин может рассматриваться как объединение людей по интересам, групповое объединение по классовому или родовому признаку, обозначать жителей разных стран или представителей национальностей и народов. Если рассуждать в этом смысле от простого к сложному, то в конечном счете общество – это все люди, проживающие на земном шаре. Самое общее понятие общества в социологии, таким образом, включает в себя ту часть мира, в которой главными являются люди, их взаимодействие друг с другом, а также формы их объединений. Итак, рассмотрим данное положение поподробнее.

Широкое понятие общества в социологии предполагает его отделение от природы как сознательной части, обладающей волей и сознанием. В отличие от природы общество не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они зависимы друг от друга. А общество от природы – в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды обитания возвращаются к нему в виде экологического кризиса, угрожающего гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.

Таким образом, понятие общества в социологии рассматривает свой объект изучения как универсальную самодостаточную и развивающуюся систему, уровень которой оценивается именно по тому, как оно относится к окружающей среде, как в процессе взаимодействия различные сферы общественной жизни взаимно влияют друг на друга.

Понятие человек в социологии также рассматривается с трех точек зрения. Первая касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.

Человек – дитя природы. Поэтому его много связывает с животным миром. Но в отличие от своих меньших собратьев он резко выделяется среди них такими признаками, как прямохождение, умение добывать пищу с помощью орудий труда, создание для себя комфортных условий для существования, что свидетельствует о сложном строении мозга человека. Сознательная жизнь – это самое главное, что не дает ставить знак равенства между человеком и животными.

Далее, социология уделяет внимание вопросу о человеке как индивиде. В этот термин вкладываются особенности человеческого обличия, его характер, темперамент, степень развитости интеллекта, то есть те самобытные черты, отличающие его от себя подобных в социуме.

Но главное понятие человек в социологии раскрывается в термине «личность» и связывается с его деятельностью в обществе, выделяя как основные социально значимые черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению к происходящему вокруг него. Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в процессе взаимодействия с людьми и в том, насколько хорошо он с ними справляется.

Таким образом, делаем вывод о том, что в социологии человек и общество – единое целое.

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, так как показывает индивидуальность проявления в нем социальных качеств.

Тема 4. Понятие личности в социологии

Общество представляет собой многоуровневую социальную систему, включающую в себя множество переменных, основной из которых является личность.

Человек как автор социального действия и взаимодействия выступает непосредственным объектом социологического анализа. Понятие личности водится в науку для выделения неприродной сущности человека (отличие от животного: человек – существо общественное, мыслящее, духовное, творческое), подчёркивания его социального начала.

Человек – родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей вида homosapiens, воплощающего высшую ступень развития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие указывает на качественные отличия людей от животных, но не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.

Индивид – отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, т.е. темпераментом, характером, способностями, спецификой памяти, чувств и др.

Личность–относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

В социологии личность определяется как:

1. системное качество индивида, определяемое его включённостью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2. субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

3. социально-исторический тип способности к деятельности.

Социальные качества – это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах (достоинство, мужество, доброта, зависть, подозрительность).

Наиболее значимые социальные качества личности (по Е.М. Бабосову):

1. Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий.

2. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей.

3. Активность – способность человека самостоятельно и энергично производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместной деятельности, в творчестве.

4. Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности.

5. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

6. Убеждения – личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности.

7. Установка – социальная характеристика личности, которая отражает ее готовность к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение цели.

8. Ценностная ориентация – совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей в жизни основных средств их достижения и приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.

9. Идентичность – социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального отождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом. Идентичность является результатом процесса идентификации. Выделяют социальный тип идентификации и ролевой.

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, так как показывает индивидуальность проявления в нем социальных качеств.

Для личности как системы характерны следующие свойства:

Типология личности в социологии представляет собой сложную проблему из-за отсутствия чётких критериев типологизации, что заставляет учёных прибегать к помощи других наук (в т.ч. и околонаучных теорий):

Читайте также:  Схемы для зрения в детском саду

1. Поведение, жизненная энергия (Л.Н.Гумелёв): нормальный тип (достаточно жизненной энергии); «пассионарий» (избыток энергии); «субпассионарий» (недостаток энергии).

2. Реальные условия жизнедеятельности (Р.Линтон, В.А.Ядов):

идеальный (нормативный) тип (модель будущего существования, идеализированная личность);

базисный тип (наилучшим образом отвечает современным общественным условиям; наиболее часто встречающийся в обществе на определенном этапе развития социальный портрет индивида, их личностные характеристики, формируемые господствующими типами культуры);

модальный (реально господствующий статистически, эталон) тип личности.

3. Признак принадлежности к социальной групп: интеллигенция, рабочие, военные, студенты.Вводится понятиемаргинальнойличности, обозначающей разрыв со своей социальной средой и неадаптированность к новой среде.

4. Характер отношений с другими людьми в обществе: конформистский –нонконформистский тип личности (Э.Фромм и Р. Мертон).

5. Типы социальных характеров Э. Фромма, в основе которыхлежат социологические факторы (политических, экономических, религиозных и антропосоциологических): непродуктивные, или нездоровые (рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий), рыночный, и продуктивные, или здоровые (продуктивный тип — это психически идеально здоровый тип).

6. Типы невротических личностей К.Хорни: 1. Уступчивый тип (движение к людям). Этот тип личности отличается выраженной потребностью в любви и одобрении и имеет особую потребность в друге, любовнике, жене или муже. 2. Агрессивный тип (движение против людей). У людей этого типа доминируют агрессивные склонности. Если уступчивый тип склонен фанатично считать всех людей хорошими, то данный тип напротив, видит во всех своих знакомых недоброжелателей. Отсюда реальность воспринимается как борьба всех со всеми. 3. Обособленный (отстраненный) тип (движение от людей). Для людей такого типа типичны стремления избегать общения с людьми, самоотчуждение (нечувствительность к эмоциональным внутренним переживаниям), потребность самодостаточности.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ

2. Социологические теории личности

В социологии наиболее известны следующие теории личности.

Теория зеркального «Я» (Чарльз Хортон Кули). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект.

Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я — это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. «Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку», 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ», 3) вытекающее из этого специфическое «чувство Я» вроде гордости или унижения – «самоуважение». Все это складывается в человеческое «зеркальное Я».

Джордж Герберт Мид (1863-1931) продолжил разработку идей Ч.Кули.Дж.Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям.Внутренне мы принимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъектом – наблюдателем и объектом – наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.

Психоаналитические теории (З. Фрейд). Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества.

Сфера психики человека включает в себя:

1) (Id – Оно) бессознательное (природные инстинкты:питание, сексуальность, избегание опасности и смерти, агрессивность);

2) (Ego – Я) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций;пред­ставляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рациональности (разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире.

3) (SuperEgo – Сверх-Я) –формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совес­ти, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида (запреты, нормы, правила).

Личность – человек, стремящийся к удовольствию, общество – система запретов на пути этого стремления. Основной потенциал и источник активности личности – бессознательное (либидо и танатос). Поведение – вечный поиск компромисса между желанием и табу, постепенные невротический рост.

Если три подсистемы личности функционируют согла­сованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к ок­ружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с дру­гими людьми в соответствии с нормами морали, права, социаль­ными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоре­чия, это приводит к внутриличностным конфликтам, с которыми индивид не всегда оказывается в состоянии справиться собствен­ными силами. В таком случае он способен на отклоняющееся по­ведение, проявляющееся в психических расстройствах, наркома­нии, алкоголизме, преступности и т.п.

| следующая лекция ==>
Требования к выполнению курсовой работы | Поведенческая концепция (бихевиоризм) рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы.

Дата добавления: 2018-10-18 ; просмотров: 74 | Нарушение авторских прав

Социология

Вопрос № 1 Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Определение личности в социологии.

Общество представляет собой чрезвычайно сложную систему, включающую множество переменных. Основной среди них, без которой существование общества невозможно, является личность. Чтобы ответить на вопрос, что такое личность, необходимо выяснить различия в терминах человек, индивид, индивидуальность, личность.

Понятие «человек» – это родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни. Человек – существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности.

Понятие «индивид» характеризует человека, как единичного (отдельного) представителя всего человеческого рода, конкретного носителя всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Под «личностью» в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений, относящихся к сущности данного общества.

Личность – это своеобразный итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность представляет собой результат становления индивида путем преодоление трудностей и накопления жизненного опыта. Данный термин употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность представляет собой относительно поздний продукт развития общества.
Общество и социальная среда могут влиять на личность в двух направлениях – подавляя ее, либо, напротив, развивая. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность.

На процесс формирования личности влияют как биологические, так и социальные факторы.

Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки формирования социальных черт личности, а, во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В. Плеханова, историка Л.Н. Гумилева и др. – групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических, географических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.

Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы.

Человек — индивид — личность

онятия «человек», «индивид», «личность» тесно взаимосвязаны. В обыденной речи они часто употребляются в одном и том же значении. Но в науке эти понятия используют в разных контекстах, наделяя их различным смыслом.

Человек: 1) высшая ступень развития живых организмов на Земле; 2) представитель вида Человек разумный (Homo sapiens), по своей природе сочетающий социальные и природные качества и выступающий в качестве целостной, многосложной биопсихосоциальной системы; 3) продукт общественного бытия и само общественное бытие; 4) субъект обществен но-исторической деятельности. Это наиболее общее понятие, которое используется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей, способа жизнедеятельности, сформированного культурой в ходе исторического развития.

Словом индивид (от лат. individuus — неделимое, особь) обозначается: 1) единичный представитель человеческого рода или социальной группы; 2) обладатель специфических, уникальных с биологической точки зрения особенностей; 3)

неповторимое сочетание природных и социальных свойств; 4) конкретный носитель социальных и психологических черт человечества: разума, воли, сознания, деятельности.

Отличие понятия личность от понятия «человек» заключается в том, что «понятие человек есть понятие природно-общественное, а понятие личность есть понятие социальное» (В.П. Тугаринов, 1978).

Интересно происхождение слова личность. Древнегреческое кроаюяоо первоначально обозначало маску, которую надевал актер в греческом театре. Маска позволяла исполнителю «стать» другим человеком или даже богом. Каждой роли соответствовала особая маска. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой — соотносил себя с определенной социальной группой. Затем актера и его роль стали называть персонажем. Позднее это слово получило значение «личность», став эквивалентным латинскому слову persona. У римлян слово «личность» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли — личность отца, царя, обвинителя. В русском языке получило распространение слово «личина», однокоренное со словами «лик», «лицо», «личность». С точки зрения социологии личность олицетворяет человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности в процессе взаимодействия с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество» (К. Маркс).

Понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее); с другой стороны, личность понимается как социальное свойство человека, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающими его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения (И.С. Кон, 1967).

В определениях понятия «личность» особый акцент делается на социальных качествах человека, его социально-культурных, моральных, волевых, интеллектуальных особенностях, которые находят выражение в поведении и мышлении индивида, делающих его неповторимым и уникальным. Личность рассматривается как продукт социальных отношений, как некая характеристика индивида, формирующаяся в результате взаимодействия с окружающими людьми. Рассмотрим специфику социологических подходов подробнее.

Во-первых, личность трактуется как набор свойств человека. В соответствии с этим выделяются следующие признаки личности: 1) разумность, способность мыслить; разум характеризуется способностью образовывать понятия, это регулятор его поведения, его поступков, это есть основание ответственности; 2) ответственность, т.е. способность человека предвидеть результаты своей деятельности и определять ее исходя из того, какую пользу или вред она может принести обществу; это моральная сторона практического применения разума, способность человека решать и приводить решения в исполнение; 3) свобода как возможность мыслить или действовать не по внешнему принуждению, а согласно своей воле; 4) индивидуальность — совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия на самых разных уровнях (психологическом, социальном и др.); 5) личное достоинство, т.е. осознание человеком высокого значения личностных качеств, характер поведения человека, связанного с охраной своих прав и осуществлением своих обязанностей и выражающегося в достойном личности образе жизни

Читайте также:  Строение атома с точки зрения квантовой химии

(В.П. Тугаринов, 1978). Такой подход дополняется трактовкой сущности личности в психологической литературе: личность — это «некое неповторимое единство, некая целостность, высшая интегрирующая инстанция, управляющая психическими процессами» (А.Н. Леонтьев, 1965).

Во-вторых, личность определяется как набор характеристик — первичных (статус, роли, ценностные ориентации) и вторичных (мотивация поведения, структура общественного поведения).

В результате взаимодействия первичных и вторичных свойств формируется характер человека, его склонности. «Основная форма развития личностных . свойств человека — его жизненный путь в обществе, социальная биография» (П.И. Смирнов, 2001). Это коррелирует с трактовкой личности в западной социологии как «конкретной совокупности характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека» (С. Мадди, 2002).

В-третьих, личность определяет- ся через диалектику общего, особенного и единичного, вследствие чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте. Преимущество этого подхода в том, что он позволяет избежать противоречий, связанных с делением людей на личности и неличности. Все люди обладают определенными общими — биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения в обществе. Если соотнести общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его

жизнедеятельности, с его индивидуальными особенностями, то получается особенное, т.е. личность. С этой точки зрения, понятие личности применимо ко всем людям без исключения, поскольку каждый человек является носителем индивидуальных и общих признаков (Г.В. Осипов, 1995).

В-четвертых, специфика социологического подхода к определению понятия «личность» заключается в ее рассмотрении не в качестве неповторимой индивидуальности, а как устойчивой целостности социально-типических и индивидуальных свойству потенций\ способности к активному действию, ее самосознания, реализуемых в практический деятельности (В.А. Ядов, 2000). Причем личность является как объектом, так и субъектом социальных отношений. С одной стороны, на формирование личности оказывают влияние общие социальные условия: социокультурные особенности общества, включая исторические традиции, политические и идеологические отношения; социальная стратификация, определяющая специфику интересов различных социальных слоев общества; состояние социальных институтов (например, образования) — это наиболее важные компоненты общих социальных условий развития личности. С другой стороны, специфические социальные условия, к которым относятся характер, содержание, условия труда и быта, ближайшее социальное окружение, которое обучает человека ролевому поведению. Общие и специальные социальные условия, а также такие характеристики, как пол и возраст (стадия жизненного цикла) определяют социальное положение индивида — принадлежность к определенной социальной группе и его место в системе социальных позиций и общественных связей. Социальное положение индивида задает социальные функции- роли в конкретной социальной ситуации. Социальные условия формируют поле возможностей для самореализации личности, которая действует, руководствуясь своими определенными интересами, потребностями, связанными с общественным положением и социальным окружением.

И наконец, в трактовке сущности личности внимание уделяется социальному механизму ее формирования двумя взаимосвязанными процессами: с одной стороны, общество формирует личность, оказывая непосредственное влияние на ее становление и развитие, а с другой — личность во взаимодействиях с окружающими людьми, социальными группами формирует общество. В этом случае личность определяется как «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса» (Б.Г. Ананьев, 2000).

Таким образом, социология рассматривает личность, прежде всего, как деятельное существо, в контексте определенной среды, которая обусловливает не только ее сущность, но и структуру. В соответствии с этим подходом выделяются две структуры личности: функциональная, включающая в себя компоненты деятельности и компоненты отношений, и социальная, содержащая объективные (статусы и роли) и субъективные (диспозиции и ожидания) черты. Социальный статус обозначает место личности в системе общественных отношений, а также наделяет ее конкретными правами и обязанностями.

Если обобщить имеющиеся определения, то понятие личности используется в социологии, по крайней мере, в двух основных значениях. Согласно первому, под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его цен- ностно-нормативным стандартам. Часто, говоря о человеке как о личности, подразумевают совокупность черт поведения, включают некоторые стереотипы, такие, например, как трудолюбие или веселый, общительный нрав, деловитость, коллективизм и т.д. Второе определение личности сугубо социологическое. Оно анализирует человека как члена социальной группы, общества, коллектива, организации, т.е. посредством своей деятельности, включенного в различные виды социальных отношений. Здесь личность рассматривается в неразрывной связи с социальной системой, которая без него не может существовать, так же как и личность не может быть полноправным человеческим существом вне социальной группы, общности, слоя.

Личность человека формирмуется постепенно: человеком рождаются, индивидуальность проявляется в раннем возрасте, но личностью становятся в процессе социализации. Поэтому личность — это социализированный индивид. Личность как объект общественных отношений может рассматриваться как результат успешной первичной социализации ребенка.

Условиями развития личности являются: биологически и генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, культуры; уникальный индивидуальный опыт.

Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре данной среды. Личность как субъект социальных отношений обладает характеристикой относительной автономности, степенью независимости, способной в определенных ситуациях противопоставить свою позицию обществу. Творческая личность обладает особыми способностями и качествами для инновационной деятельности, харизматическая личность — для деятельности в качестве лидера в управлении, власти.

Социально значимые черты личности — это качества индивида, отражающие его включенность в общественные отношения и проявляющиеся в совместной деятельности и общении. К таковым сегодня относят: знания, навыки, привычки, убеждения, интересы, установки, ценности и др. Одной из важнейших черт личности является развитое чувство самоконтроля — внутренний контроль, с помощью которого человек сам регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

Основная проблематика социологии личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием социальных групп, общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и среды, с исследованием регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

К основным теориям личности относят статусную, ролевую, нормативную, диспозиционную. Согласно статусной теории различают приписанный статус (по этническому и социальному происхождению, положению в обществе) и приобретенный, достигнутый статус (который приобретается в процессе социальной деятельности людей и воплощается в должности, профессии, месте человека в социальной организации общества). Большое значение при трактовке личности с этих позиций имеет стартовая социальная позиция личности, наличие власти и богатства. Основоположниками этой теории были Т. Знанецкий и Ч. Томас, которые полагали, что социолог должен понимать индивида не только так, как он «действительно есть органически и психологически», а то, как он «сделан» другими и самим собой и его собственным опытом.

Ролевую теорию личности разрабатывали Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон, в отечественной социологии — И.С. Кон. Согласно этой теории личность есть функция от совокупности социальных ролей, исполняемых индивидом в обществе. Личность предстает как драматический актер в театре общества, и его деятельность определяется ролевым набором. Человек играет различные роли как на разных этапах своей жизни, так и в зависимости от пространственной, социально-экономической, социально- политической и культурной ситуации. Выполнение ролей тесно связано с мотивационной характеристикой и нередко жестко регламентировано (роль военнослужащего, пожарного, охранника).

Нормативная теория личности тесно связана с изучением ценностей и ценностных ориентаций, начало разработке которой положил немецкий философ И. Кант (1724—1804), сопоставляя представления о должном (ценностях и нормах) и о сущем (о том, что есть). Эта концепция трактует характеристики личности как обязывающие и ориентирующие, предписывающие человеку определенные формы восприятия, оценки и поведения в окружающей его действительности. Разработка и обоснование этих идей связано с именами Т. Парсонса, В. Франкла, в отечественной социологии — Н.И. Лапина.

К этой теории примыкает диспози- ционная теория, под которой (в отечественной социологии эту теорию разрабатывал

В.А. Ядов) подразумевают предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях, которые обусловлены предыдущим социальным опытом.

Все существующие концепции личности выходят на общую проблему — социализацию личности, которая, по сути, является специфической формой присвоения человеком общественных отношений и реализуется в процессе его активного взаимодействия с окружающей (макро-, мезо- и микро-) средой.

Личность И Социологическая энциклопедия. Т. 1. М., 2003. С. 567-569.

Осипов ТВ. Социология. М.: Наука, 1995. С. 136-162.

Смирнов П. И. Социология личности. СПб.: Социол. об-во им. М.М. Ковалевского, 2001. С. 288-368.

Тощенко Ж.Т. Социология. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. Гл. «Социология личности».

Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 357-358.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.

Артемьев А.И. Социология личности. М., 2001. С. 7-25.

Кон И.С. Социология личности. М., 1967. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977.

Мадди С. Теория личности: сравнительный анализ: Пер. с англ. СПб., 2002.

Ликунова A.A. Лицо и маска: к генезису понятия «личность». М., 1999.

Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М., 1994. С. 94-129.

Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1995. С. 42-78.

Ядов В.А. Социологические исследования: Методология. Программа. Методы. М. Наука, 1987.

Человек с точки зрения человека

ТЕМА: Человек.

РЕФЕРАТ

По биологии

обучающийся гр. ТЭ-15

В в е д е н и е

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

Социология исходит из того, что человек есть природное существо, но не просто природное, а человеческое природное существо, и что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

Социология, стремясь объяснить человеческое общество как особую часть природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие человека, открывает и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются: творчество, свобода и социальность.

Творчество – характерный признак человека. Посредством его человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности. Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо, которое творит.

Читайте также:  Принимают ли в мвд с плохим зрением

Свобода как существенное свойство человека неотделима от творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь свободный субъект, так же как и свобода заключается в возможности творчества. Свобода состоит в выборе между двумя несколькими возможностями. Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо, которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе психологической свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им духовных творений.

Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение общества и человека, изучает также и возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.

С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.

Основная часть

Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его разумности.

Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. Человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит) – отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса». Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем «космическом» уровне.

Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы – сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пико делла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю – следовательно существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияния сознания, а с другой – способно воздействовать на него.

Для представителя классической немецкой философии ХVIII в. И.Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX в.в. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.

Марксистско-ленинский анализ проблемы человека предполагает выявление социальной сущности, конкретно-исторической детерминации его сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его образа жизни и др.

Общественной истории человеку предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоспособной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Определяющим условие реализации этих предпосылок становления человека марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека. Человек, в отличии от животных, не просто приспосабливается к коренным изменениям в условиях своего существования, а объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психике и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Морфологическая, физическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми.

Проявление биологических закономерностей жизни человека носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входит как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно не запрограммированы. Но это никак нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностей дарования, которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных исторически сложившихся форм деятельности – главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различными рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм.

В процессе приобщения культуры у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.

Источники:
  • http://fb.ru/article/2930/ponyatie-obschestva-v-sotsiologii-osnovnyie-tochki-zreniya
  • http://lektsii.org/17-60170.html
  • http://moodle.ggau.by/mod/page/view.php?id=1033
  • http://texts.news/obschaya-sotsiologiya-knigi/chelovek-individ-lichnost-33452.html
  • http://megaobuchalka.ru/7/38366.html