Меню Рубрики

С точки зрения социальной философии природа

С точки зрения социальной философии ПРИРОДА – непосредственно окружающий человека естественный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм, процессов и состояний.

Природа в отличие от общества не создана человеком и не создаётся им, существуя сама по себе, по своим законам.

Выражение «дикая природа» означает, что к этой части природной среды ещё не прикоснулась рука деятельности человека, не ступала его нога.

Выделившись когда-то из природного («дикого») мира, человек волею своей судьбы оказался быть обречённым на присутствие и существование в нём.

И.Гёте так писал об этом: «Окружённые и охваченные ею, мы не можем ни выйти из неё, ни глубже в неё проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несётся с нами, пока, утомлённые, мы не выпадаем из рук её». Все люди, подчёркивал немецкий мыслитель, находятся внутри её, а она пребывает в каждом из нас.

Известный немецкий философ Л.Фейербах писал: «Мы живём, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своём шаге».

Понятие природы традиционно присутствует в истории философской мысли.

Античная философия Платонрассматривал природу как мать-кормилицу, причину возникновения человека. Естественная гармония природы вызывала у него восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать её, использовать её в качестве объекта наблюдения;
Философия Средних веков религиозно-философское восприятие природы как реальности, созданной в ходе творческого божественного акта. Природа и сам человек рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделённый бессмертной душой, начинает противопоставляться «низкой» греховной природе. Природа и человек противопоставляются, человек возвеличивается над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира;
Философия эпохи Возрождения появляются идеи бесконечности природы. Природа рассматривается как источник красоты, радости, вдохновения и противопоставляется разрушающей, порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества, подражать совершенству природы;
Философия Нового времени утверждается научное понимание природы и в ряде наук (астрономия, механика, математика) формулируются её законы. Формируется новый тип взаимоотношения человека и природы. Его центральная идея – человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы;
Немецкая классическая философия всё более утверждается идея развития, единства и многообразия природы (И.Кант, И.Гёте), идея единства человека и природы (Ч.Дарвин и др.)
Современная философия — опирается на современное естествознание, считая его своим традиционным, последовательным и надёжным союзником. Взгляд на природу как средство достижения каких-либо человеческих целей сохранялся до середины XXв. И лишь в конце века стала очевидной задача немедленно поиска разумного баланса в отношениях человека и природы, и философского осмысления взаимоотношений между ними.

2. Проблема жизни, её конечности и бесконечности в условиях Земли.

В целях познания природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, наука использует следующие понятия:

Географическая среда это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, та часть природы, которая оказалась вовлечённой в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Она либо стимулирует развитие общества (наличие естественных коммуникаций в виде рек, морей), либо сковывает его (пустынные территории, труднопреодолимые горные массивы). Влияние конкретной географической среды на историческое развитие конкретного народа неоспоримо. Климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов;
Окружающая среда это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и её недр, также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две составляющие: естественную и искусственную среду обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы – геосферу и биосферу;
Биосфера это сфера действия всего живого,(«оболочка Земли, наполненная жизнью»), целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животный мир. Биосфера зародилась примерно 3-4 млрд. лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Компоненты биосферы: — литосфера ( с греч. – каменная оболочка) – верхняя твёрдая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли): — создаёт твёрдую основу поверхности; — содержит в себе полезные ископаемые; — имеет особый органический слой – почву, создающую условия для жизни растительных организмов; — атмосфера – газопаровая оболочка вокруг Земли: — защищает Землю от влияния открытого Космоса; — предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создаёт благоприятный температурный режим; — содержит азот (около 80%) – вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) – вещество необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду; — гидросфера – водная оболочка Земли. Вода покрывает около 70% земной поверхности: — благодаря ей осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов; — вода является составной частью растительных и животных организмов (80% организма человека составляет вода); — вода является средой обитания подводных растений и животных и рыб; — существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем перешла на сушу. Жизнь – это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны следующие процессы:обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение; наследственность; борьба организмов между собой; естественный отбор наиболее приспособленных к существованию; способность создавать порядок из хаоса. Большой вклад в изучение биосферы внесли Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие учёные. Жизнь – это постоянное обновление окружающего мира посредством неизбежной смерти, ухода в небытие. Смерть в природе уступает дорогу новой жизни, и тем самым она как бы «оправдывает» себя, своё право на существование.
Искусственная среда обитания «вторая природа» — всё то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера, которая включает многочисленные и разнообразные орудия труда, технику и машины, здания и др. С развитием общества роль данной среды для человека возрастает. Однако динамика роста объёмов искусственной среды обитания, её влияния на окружающую природу настораживают. Объём техномассы (всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов);
«Ноосфера» «сфера разума» — термин был введён в оборот в XXв. (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский). Под ней понимается качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она – закономерная ступень в развитии биосферы. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития и открывает новые перспективы для существования человечества. На этом этапе потребности общества должны быть соизмеримы с возможностями гео — и биосферы. Биосфера и цивилизация должны представлять собой не разнородные и противоречивые части, а составляющие единого целого, одного организма, дополняющие и помогающие друг другу.

Природа и общество.

Несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, человечество является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано, и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего – без окружающей человека среды.

Влияние природной среды на жизнь общества особенно наглядно выражено в сфере производства. Всё материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется исключительно на том, что даёт природа. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда – всё это взято человеком из природы.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства.

Поэтому природа – это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях, люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи, первопричины, зависимости общества от природы – насущная необходимость.

Зависимость материально производства и жизни общества от природы накладывает определённые ограничения на деятельность человека.

В последние годы популярным в нашем лексиконе стало слово «экология». В строгом смысле слова ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов со средой обитания.

Организмы – это всё живое на нашей планете, а среда обитания – это то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Экология провозглашает принцип органического единства человека и природы как двух сторон мироздания. В этой науке имеются такие отрасли, как экология человека, социальная экология, глобальная экология и др.

Социальная экология исследует отношения в системе «общество – природа» и в настоящее время является актуальным и перспективным направлением научного познания. Социальная экология изучает также экологические проблемы, т.е. негативные последствия деятельности человека в окружающей среде.

Значение природы для человека и общества: природа – это наша мать («рождающее начало»): — в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь, эфир), из которых якобы произошёл и состоит мир; — породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил; — разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в её лоне. «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть», — К.Маркс. -человек – органическая часть природы, и этот тезис является основой современной философии и науки.
природа – источник всех потребительских благ, «питающее начало»: — пища, одежда, жильё, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые – всё это получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека; — природа – источник физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.); — природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда; — истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей.
природа выступает как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения: -природа – гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице; — образ природы неизменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства; — общение с природой облагораживает человека, развивает в нём лучшие качества – чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Природа – это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Домом для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка.

Взаимоотношения между обществом и природой в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности.

Собирательская (присваивающая) цивилизация: — самый ранний период в истории человечества, когда человек не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней, к её стихиям и капризам. Следы его деятельности были практически незаметны и носили локальный характер; — но человек уже обрёл первую власть над силами природы, сумел создать простейшие орудия труда, научился пользоваться огнём; — однако природа всё ещё воспринималась человеком как таинственная и часто враждебная сила, поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и ранних религиях;
Аграрная (земледельческая) цивилизация: природа ещё противостояла человеку как внешняя и слепая сила; — космоцентризм требовал от человека жить в согласии и гармонии с природой. Считалось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека; — но масштабы практической деятельности человека значительно расширились, появилось земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий; — формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противопоставляли его окружающей природе как чему-то низшему, объекту практической деятельности; — в Средние века христианство уже провозгласило человека «царём» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, которые населяют планету;
Промышленная (индустриальная) цивилизация: завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противопоставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека; — всё больше утверждалась претензия человека, как «венца» природы, на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов; — природа стала рассматриваться, прежде всего, как гигантская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы не следует ждать милостей, и поэтому её надо подвергать настойчивому штурму; — формировалась психология покорения природы, а на саму природу стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко любым путём; — в итоге сложился «системно – преобразовательный» тип природоиспользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды;
Постиндустриальная цивилизация: — человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив её в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчёта; — к такой ситуации привели бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также сама психология «пользования» природой; — произошло резкое превышение допустимой меры вмешательства человека в природу, что чревато катастрофическими последствиями; — позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему якобы «всё дозволено». Между человеком и природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть; — природа со своей стороны «отомстила» человеку, преступившему рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный экологический кризис, который наряду с гонкой ядерных и иных вооружений стал самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человека, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном сознании. Оказалось, что за каждую победу человека над окружающей природой она «мстит» в форме тех или иных негативных последствий для своего покорителя.
Читайте также:  Кредитно денежная политика наиболее эффективна с точки зрения

Т.о., история взаимоотношений между обществом и природой свидетельствует о наличии отчётливой тенденции – нарастающей экспансии (вторжения) человека в природную среду. Человек стремится к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению тотальной (всеобъемлющей) власти над природой. Эта тенденция, если её не остановить, может принести с собой катастрофические последствия и для природы, и для человека.

Дата добавления: 2016-12-28 ; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав

Понятие природы.

В широком философском смысле природа – это все су­щее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом случае понятие «природа» совпадает с понятиями «материя», «реаль­ность», «космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человека, которая является объектом изучения конкретных наук, но при этом не исключает философского рассуждения о ней. В данной теме природа рассматривается именно во втором, узком смысле.

Специфика философского анализа природы.

Физика, химия, биология изучают конкретные виды движения и взаимодействия частиц и тел. Философия же рассматривает любые изменения, ищет законы, общие для живой и неживой природы. В этом смысле взгляд философа на природу шире, чем взгляд ученого. Наука изучает природу в основном с помощью приборов и экспериментов, но ряд природных явлений оказался за пределами возможностей наблюдения. В таких вопросах, как происхождение мира, модель природного мира как целого, будущее человечества, жизнь и разум во Вселенной, наука вынуждена искать помощи у философии. Эта помощь дается в каждую эпоху в виде принципов познания и общей картины мира. Философия также ставит вопрос об отношении человека и природы.

Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Философское размышление о природе как едином, целостном мире носит название натурфилософии (от лат. natuга – природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с наукой исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских пред­ставлений о мире. В древности силы природы представлялись в образах богов, а человек ощущал свою слабость перед ними. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо по­следний мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя кра­соту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея бы­ла далее развита в эпоху Нового времени. Считалось, что человек творение приро­ды, он существует в ней и подчинен ее законам. В то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен изменить к лучшему окружающую среду и самого себя. Со временем натурфилософские взгляды устарели по сравнению с развивающимся естествознанием, но философия сохранила не утратила своего значения для науки.

Современные научные теории происхождения, организации и эволюции Вселенной.

В конце XX века возникла концепция глобального эволюционизма, объединяющая идеи системного и эволюционного подходов к изучению природы. В природе происходят процессы зарождения порядка из хаоса, а затем постепенной эволюции, самоорганизации этих упорядоченных систем. Например, согласно современной теории «раздувающейся» Вселенной, существует Большая Вселенная в виде вечного хаотичного электромагнитного поля, в котором возникают случайные изменения напряжения (флуктуации). В точки флуктуации стекается бесконечная энергия поля Большой Вселенной, которая превращается в бесконечные массы вещества Малых Вселенных. Часть из них может «выжить» и перейти к развитию, усложнению своей внутренней организации. В результате возникло представление об одновременном существовании большого чис­ла эволюционирующих Вселенных, одна из которых – наша Метагалактика.

Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграла биология. В 20-е гг. XX века в биологии на­чало формироваться новое направление эволюционного учения – уче­ние об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого, заложившего основы нового научного направления — биогеохимии. Биосфера, по Вернадскому, является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими услови­ями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь пред­стает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую кос­мическую эволюцию.

Природа как среда обитания человека. Экологические ценности современной цивилизации.

Общество представляет собой один из высших этапов эволюции и усложнения природного мира. В истории можно вы­делить три типа взаимодействия общества и природы: аграрный, промышленный, современный. На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию промышленностии науки, человек почувствовал себя освобожденным от этой зависимости. Но это способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному экологическому кризису –ситуации нарушения равновесия между обществом и внешней средой. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается изменение сознания людей. В нем должны преобладать экологические ценности и культура.

Проблема коэволюции общества и природы.

Идея коэволюции (т.е. согласованной эволюции общества и природы) ставит акцент не на покорение природы, а на процессы сотрудничества с ней, взаимного обмена энергией. Коэволюция предполагает достижение динамического равновесия с природой и стабильного развития человечества. В связи с этим возникла проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью чело­века и сохранением целостности природной среды. Согласован­ное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве — таков путь выживания и раз­вития человечества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8923 — | 6985 — или читать все.

С точки зрения социальной философии природа

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – автономная исследовательская область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий.

В истории философской мысли выделяются два типа социальной философии, исходящие из разного понимания своих целей и задач.

Ценностная социальная философия исходит из понимания философии как мудрости бытия в мире, призванной ответить на вопрос о смыслах человеческого существования в обществе и истории. Соответственно, задачей социальной философии становится обсуждение желаемых форм общественного устройства, возможного предназначения истории и норм достойного существования в ней, которые соответствуют высшим (с точки зрения философа) ценностям человеческого бытия.

Ценностная социальная философия – от платоновских воззрений на государство до идеологем «Коммунистического манифеста», историософии Ф.Ницше, Н.А.Бердяева – альтернативна научному познанию общества, выступает как своеобразная форма «социального проповедничества». Ее суждения основаны на ценностных предпочтениях, которые могут быть квалифицированы как истинные или ложные лишь в том случае, когда касаются «ценностей – как средств», но не конечных «ценностей – как целей», свободно избираемых людьми. Общезначимость подобных целей, их адекватность задачам выживания не дает оснований для признания их гносеологической истинности, взаимосведéния должного к сущему.

Альтернативность науке – не недостаток, а достоинство ценностной социальной философии, которая обосновывает «суперсистемы человеческой культуры», состоящие из знаний, верований, образов и норм, осуществляет рефлексию ценностей существования и поэтому предстает как ценностное самосознание эпох человеческой истории.

В отличие от ценностной рефлективная социальная философия исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия, которая не зависит от ценностных предпочтений субъекта и является объектом верифицируемого знания.

Задача рефлективной социальной философии – анализ сущности и существования социальной реальности как подсистемы целостного мира.

Изучая сущность общественной жизни, социальная философия рассматривает ее как социум или надорганическую реальность – многообразный в своих проявлениях мир человека, выделенный из природы и отличный от нее. Практически все течения социальной философии связывают коренное отличие homo sapiens с наличием у него сознания – способности к эвристическому символическому моделированию мира путем абстрактно-логического, вербального мышления. Становление этой способности означает преобразование биологической активности живых систем в деятельность человека.

Важнейшая проблема социальной философии – субстанциальная основа общественной жизни, которая придает социе-тальные свойства ее разнообразным субъектным, объектным, организационным проявлениям, обусловливает их качественную самотождественность и внутреннюю системную целостность.

Проблема субстанции социальной жизни вызывала и вызывает острые разногласия между философами. Одни считают такой субстанцией трансцендентальное сознание, другие – посюстороннее сознание, выступающее как система смыслов (идей, образов, ценностей, норм), которая интегрирует многообразие их носителей в социокультурные системы. Человеческая деятельность в подобном понимании выступает как модус идеальной субстанции, процесс объективации смыслов и их последующей социализации.

Альтернативная точка зрения рассматривает как социальную субстанцию предметную деятельность общественного человека. В качестве идеально-регулятивной подсистемы деятельности (совокупности ее мотивов, целей, программ) сознание обусловливает процесс целереализащш и существенно влияет на его результаты, диверсифицируя их в соответствии с присущей субъекту «свободой воли». Однако эта свобода не является абсолютной, поскольку содержание человеческих желаний, влечений, целей обусловлено системой материальных факторов деятельности. Прежде всего речь идет о потребностях человека как первопричин его активности.

Альтернативные трактовки социальной субстанции ведут к разному пониманию многих важнейших проблем социальной философии, начиная с вопроса о существовании специфических для общества форм пространства и времени и кончая проблемами социального детерминизма. Так, способность к прогностическому моделированию виртуальных состояний среды, присущая человеку, связана с вопросом о специфике причинно-следственных зависимостей (в условиях, когда причиной действия становится представление о его возможных последствиях). Способность сознания ранжировать детерминирующие его потребности ставит вопрос о соотношении необходимости и свободы, случайности и вероятности в человеческом поведении.

Особое значение обретает проблема закономерности социального процесса, наличия в нем объективных, устойчиво воспроизводимых, сущностных связей. Точке зрения, отрицающей сам факт существования законов в социальном процессе, творимом субстанциально свободной человеческой волей, противостоят концепции, в которых сфера закономерности не ограничена лишь царством природы. В одном случае социальную регулярность пытаются редуцировать к универсальным законам системной самоорганизации (синергетика), биологии (социобиология) или рассматривать ее как следствие детерминирующего воздействия внешней среды (географический детерминизм). В другом – вывести ее из имманентных регулярностей сознания (индивидуального или коллективного). В третьем – из факторов социального процесса, действующих помимо сознания и независимо от него (материалистическое понимание истории).

Читайте также:  С точки зрения тролля датлоу эллен

Анализ социальной реальности как подсистемы окружающего и охватывающего нас мира, не исчерпывает всей проблематики социальной философии, которая видит в обществе необходимую организационную форму воспроизводства социальности.

Осуществляя такой подход, рефлективная социальная философия пересекается с теоретической социологией.

Разные течения социальной философии предлагают разное понимание природы человеческого общества. Сторонники номиналистической точки зрения фактически отказывают обществу в онтологической реальности, отличной от суммарной жизнедеятельности индивидов. Представители альтернативной точки зрения (социологический реализм) понимают общество как надындивидуальную систему, которая, складываясь во взаимодействии людей, обладает интегральными свойствами, отсутствующими у индивидов. Социальная реальность включает в себя устойчиво воспроизводимые системы отношений общественных, возникающих в процессе распределения труда, собственности и власти; безличные роли и статусы, фиксирующие место индивидов в подобных отношениях; системные совокупности ролей, образующие социальные институты (см. Институт социальный); надындивидуальные стереотипы культуры – шаблоны мышления и чувствования и т.д.

Некоторые философы и социологи (Э.Дюркгейм и его последователи) «субъективируют» матрицы социального взаимодействия, превращая общество в самостоятельного интегра-тивного субъекта с собственной системой потребностей, интересов, целей, отличных от потребностей и целей индивида. Это стремление вызывает резкую критику сторонников «методологического индивидуализма» (от М.Вебера до К.Поппера), отвергающих идею коллективного субъекта. Такой «индивидуализм» не отрицает наличие социокультурных структур, нередуцируемых к индивиду и влияющих на его поведение; он лишь настаивает на том, что эти структуры не могут действовать сами по себе, что способность к целенаправленной деятельности дарована только людям, а не обществу, государству или социальным законам.

Важнейшей задачей социальной философии является построение системно-структурной модели «общества вообще», которая должна свести воедино универсальные, исторически инвариантные признаки общественной организации, независящие от пространственно-временных форм ее существования. Это достижимо лишь при помощи системного анализа объектов с органическим типом целостности. Исходной задачей становится структурный анализ общества – установление реестра образующих социальную систему частей, выделение уровней структурной организации общества (его подсистем, компонентов и элементов), находящихся в отношениях иерархического соподчинения.

Оставляя конкретный анализ общественной структуры на долю социологии, социальная философия обсуждает вопрос о наиболее общих принципах «социальной статики», в частности – принципах выделения подсистем общества или сфер общественной жизни. Можно выявить различные подходы к вычленению различных сфер общества: 1) субъектный подход, при котором подсистемами общества считаются крупные группы людей (этносоциальные общности, экономические страты, политические союзы и пр.); 2) организационный подход, исходящий из институализированных систем общественных отношений (типа «базис» и «надстройка»); 3) деятельностный подход, который связывает подсистемы с типами совместной деятельности людей. Определение этих типов связано с установлением элементов совместной деятельности, без которых невозможно ее воспроизводство. К ним относятся человеческие индивиды, предметы практического назначения или вещи, создаваемые в материальном производстве; опред-меченная в символах и знаках информация, создаваемая в духовном производстве; наконец, субъект-объектные и субъект-субъектные связи и отношения. На правах компонентов в структуру общества входят различные социальные группы и стоящие за ними институты, связанные с распределением профессиональных, экономических, властных и культурных ролей-статусов между носителями соответствующих общественных отношений.

Структурный анализ общества дополняется его функциональным рассмотрением, которое должно установить способы и механизмы воспроизводства социальной целостности. В ходе такого рассмотрения социальная философия стремится вскрыть систему опосредований, которые возникают между элементами, компонентами и подсистемами общества в процессе их взаимодействия.

При обсуждении этой проблемы возникают острые споры между сторонниками монистического и плюралистического течений в социальной философии. Первые убеждены в том, что функциональные опосредования в обществе имеют субординационный характер, поскольку на каждом «этаже» социальной структуры можно выделить такие элементы, компоненты и подсистемы, которые наиболее важны для общества и оказывают постоянное детерминирующее воздействие на иные структурные уровни. Примером монистического подхода к обществу является марксистская социальная философия. Сторонники плюралистического подхода исходят из координационной природы функциональных связей, утверждают принципиальное равноправие между типами человеческой деятельности, социальными институтами и пр.

Еще одним аспектом социальной философии является социальная динамика, которая рассматривает общество как саморазвивающуюся систему, способную сохранять свою идентичность, изменяя свои качественные состояния. Различные направления соцальной философии по-разному решают вопрос об источниках социальных изменений, некоторые усматривают их в сфере духовных смыслов, считая изменение социальных систем (систем практического взаимодействия) следствием имманентного изменения культурных систем. При таком подходе становление, напр., капиталистической экономики понимается как результат изменения религиозно-этических установок (М.Вебер) или философских воззрений на окружающую действительность (П.А.Сорокин). Альтернативная точка зрения ищет источник социокультурных трансформаций в неидеальных факторах деятельности (как это делал К.Маркс, считавший источником социальной динамики самовозрастание человеческих потребностей, а механизмом изменения – противоречие между производительными силами общества и его производственными отношениями).

Разная трактовка дается и инициирующим субъектам социокультурных изменений (проблема «героя и толпы», «классов и классовой борьбы»), их оптимальных, наиболее эффективных форм (эволюционное изменение или социальная революция) и т.д.

К проблемам социальной динамики примыкают проблемы философии истории, в которой предметом рассмотрения становится не общество, а история. Споры вызывает вопрос о принципах типологизации исторически конкретных форм общественной организации. Позиция философов, основывающих такую типологию на факторах культуры (социокультурные суперсистемы Сорокина и др.), альтернативна точке зрения, связывающей эту типологию с производственно-технологическими (У.Ростоу, Д.Белл и др.) или экономическими факторами (общественно-экономические формации Маркса). Острые споры вызывает и проблема направленности исторического развития или проблема общественного прогресса. Одни специалисты по социальной философии настаивают на исключении идеи прогресса из социальных теорий, полагая, что ученый обязан констатировать факт социокультурных изменений, но не имеет права оценивать их с позиций «лучшего» или «худшего». Другие считают, что функциональные институты, могут быть оценены по степени совершенства или несовершенства, по их соответствию собственному назначению. Третьи говорят о конкретном характере исторической эволюции человечества, выбирая между альтернативами прогресса, регресса или циклического изменения.

Прикладным аспектом философии истории является разработка методологических проблем исторического познания – таких, как вопрос о различении исторических «структур» и «событий», о природе исторического факта, о соотношении но-мотетических и идиографических процедур в познании истории, «объяснения и понимания» в нем и др.

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993;

2. Бердяев H . Смысл истории. М., 1990;

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, – Избр. произв. М., 1990;

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991;

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Они же. Соч., т. 3;

6. Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1–2. М., 1992;

7. Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908;

8. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991;

9. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992;

10. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990;

11. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993;

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991;

13. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. N. Y., 1962, v. 1–4.

Социальная философия Природа и общество

Социальная философия – это философское учение об обществе, которое явля­ется закономерным результатом на пути поступательного развития природы.

Природа – это всё существующее в бесконечном много­образии своих проявлений. В этом смысле понятие природы выступает синонимом поня­тий Вселенная, материя, мир. Природа – это совокупность явлений, процессов и отношений, которые существовали до возникновения человека, вне и независимо от его сознания и не являются результатом его деятельности. На Земле в процессе взаимодействия неорганической геосферы с энергией космического пространства формируется сфера жизни (биосфера планеты), представляющая собой совокупность живых организмов и растений, которые в процессе своей эволюции создали качественно новое образование – человеческое общество.

Философы долгое время не могли определить место общества в системе материального мира. Они либо абсолютизировали факт единства природы и общества, либо непомерно раздували их качественное различие. Научный подход в определении взаимосвязи природы и общества предполагает учитывать как их единство, так и их различие. Общество – это качественно определенная часть природы, характеризующаяся системой материаль­ных и духовных отношений, основу которых составляет материальное производство. Общество в своем развитии постоянно взаимодействует с природой и развитие его немыс­лимо без естественных предпосылок, к числу которых относится географическая среда и народонаселение.

Понятие географической среды охватывает не всю бесконечную природу, а ту ее часть, с которой непосредственно или опосредованно соприкасается человек. Элементами географической среды являются: рельеф, климат, почва, природные богатства земных недр, флора, фауна, естественные пути сообщения и т.д. Географическая среда необходима для жизни общества и оказывает непосредственное влияние на его развитие. В XVI веке в связи с великими географическими открытиями и на их основе французский социолог Боден по­ложил начало теории географического детерминизма. Географический детерминизм, направление, обосновывающее положение об определяющей роли природной среды в развитии общества (Монтескье, Мечников, Гумилёв). Так, по мнению Монтескье, ре­шающую роль в жизни людей играет такой природный фактор, как климат. Монтескье по­лагал, что нравственные принципы общества, государство и законодательство определяются климатом. В частности, жаркий климат, обуславливает ленность, малодушие людей и неизбежно приводит к возникновению рабства. Холодный климат, наоборот, придает уму и телу людей известную силу, делает их трудолюбивыми и отважными.

Географическая среда, конечно, не является решающим условием или причиной обще­ственного развития, но заслуга теории географического детерминизма состоит в том, что она впервые поставила вопрос о влиянии географической среды на развитие общест­ва Географическая среда не может определять развитие общества и тем более политику государства, но она может ускорить или замедлить темпы развития стран и народов. По мере прогрессивного развития общества усиливается власть человека над природой. Одна­ко вместе с расширением масштабов деятельности человека растет и опасность его не­управляемого воздействия на природную среду. Географический детерминизм является философской основой геополитики. Геополитика – направление, объясняющая внешнюю и внутреннюю политику государства действием природных факторов. Она была официально признана фашистской Германий для реализации идей «борьбы за чистоту расы и жизненное пространство».

Кроме географической среды необходимым условием существования и развития обще­ства является народонаселение. Народонаселение – это совокупность людей, прожи­вающих в пределах определенных территорий. Наука о народонаселении и закономерностях его развития называется демографией. В конце XVIII в. английский священник Томас Мальтус сформулировал «великий закон природы», согласно которому народонаселение растет в геометрической прогрессии, в то время как общественное богатство – в арифметической. Поэтому в обществе всегда есть определённое число людей, которых оно не может содержать, что является объективной основой нищеты. Перенаселение, по Мальтусу, может сдерживаться посред­ством войн, эпидемий, ограничения браков и регулированием рождаемости.

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, утверждают, что ныне проис­ходящий демографический взрыв не менее опасен, чем взрыв атомной бомбы и что уже в ближайшие десятилетия на Земле возможны новые очаги голода. Они предлагают осмыс­лить ряд чрезвычайных мер по предотвращению «людского муравейника» – от детоубийст­ва и эвтаназии до применения «пилюль», ограничивающих рождение девочек и производ­ства по преимуществу мужского потомства.

Общество не просто приспосабливается к природе, а активно изменяет её в соответствии со своими потребностями, создавая в природной среде особое место своего обитания – жилище, дом, что по-гречески звучит как «экос». Поэтому проблемы взаимодействия общества и природы принято называть экологическими. Принято различать естественную и искусственную природу. В процессе своей преобразующей деятельности человек коренным образом меняет облик планеты: создаёт новые элементы естественной природной среды, а также формирует искусственную оболочку планеты – техносферу (оболочка планеты, созданная материальной деятельностью человека) и ноосферу (идеально-информационная оболочка планеты, созданная его разумной деятельностью). Человечество изменяет поверхность Земли, создаёт новые виды растений и животных, а также творит объекты, которые не имеют естественный природных основ – их принято называть искусственной или второй природой. Если естественная природа – это природа, не тронутая человеком, то искусственная – это «вторая» природа, т.е. естественная природа, включённая в сферу человеческой деятельности. И хотя в процессе своего развития человечество всё больше отдаляется от естественной природы, тем не менее, в основе его жизнедеятельности всегда ежат природные факторы.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПРИРОДА КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Одним из объектов исследования философии выступает общество в его непрерывном изменении и развитии. Но общество не существует само по себе. Выделившись из природы, оно взаимодействует с ней. Природа выступает как среда существования, постоянное условие бытия человека. Поэтому понятен теоретический и практический интерес человека к природе, которая стала предметом изучения многих наук (космологии, географии, биологии, физики, химии и др.). Философия исследует природу под особым углом зрения, выделяя ряд социально-философских и собственно социологических проблем, а именно: в чем заключаются сходство и различия природы и общества, каков характер взаимосвязи между ними, каковы основные направления и перспективы такой взаимосвязи? Эти проблемы, а также другие (современные демографическая и экологическая ситуации, методы и пути их разрешения) предлагается рассмотреть в данном разделе.

Читайте также:  Понятие предприятия с экономической точки зрения

ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ. ОБЩЕСТВО КАК ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

Важной особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в природной иерархии. Что такое природа? В каком отношении с ней находятся человек, общество? Ответы на эти и другие вопросы в разные эпохи давались по-разному.

Одно из первых упоминаний о природе сохранили и донесли до нас памятники античности. В то время формировалось общее представление о Вселенной, ее строении, месте Земли во Вселенной, роли человека и общества, его связи с Космосом. От пифагорейцев идет представление о Земле как о шарообразном теле. Евдокс и Аристотель представили Вселенную как совокупность взаимосвязанных сфер, вращающихся вокруг Земли. Природа здесь не противопоставлялась человеку, а трактовалась как центр логоса, эталон организации, источник порядка и гармонии.

Существенно меняется отношение к природе с утверждением христианства, которое рассматривает ее как воплощение материального первоначала, как «низ», противостоящий абсолютному духовному «верху», т.е. Богу. Схоластическая философия, опираясь на учение древнегреческого астронома, математика и географа Клавдия Птолемея, считала Землю неподвижным центром Вселенной.

В эпоху Возрождения одним из главных завоеваний философской мысли было развитие натурфилософии. Она выдвинула ряд глубоких материалистических и диалектических идей. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473 — 1543) гелиоцентрической системы мира. Он обосновывал, что Земля — одна из рядовых планет и вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Таким образом, была подорвана геоцентрическая система мира. Итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600) развил идею о бесконечности природы и бесчисленности миров. Его соотечественник физик, астроном и математик Галилео Галилей (1564- 1642) подтвердил гипотезу об аналогичности строения Земли и небесных космических тел, открыл спутники Юпитера и т.д.

В Новое время природа впервые стала объектом тщательного научного анализа. Перед наукой была поставлена задача усилить (еще больше закрепить) власть человека над природой. Объектом науки считалась природа, а ее целью — превращение природы в царство человека. Природу начали понимать как объект интенсивной преобразовательной деятельности и кладовую, из которой человек может брать без меры и без конца. Такое мнение высказано в известных словах тургеневского Базарова: «Природа — не храм, а мастерская, а человек в ней — работник».

Во второй половине XXв. под влиянием научно-технической революции значительно возросли масштабы и изменился сам характер взаимодействия природы и человека. Это нарушило относительное равновесие, сложившееся между ними, и привело к возникновению ситуации, которая таит в себе опасность как для природы, так и для человека. Вот почему эта проблема стоит в центре внимания не только естественных наук, но и философии.

Что же такое природа с точки зрения современной философии?

Термин «природа» в научной литературе употребляется в двух значениях — широком и узком (схема 10.1).

В широком понимании, природа — бытие, Вселенная, объективный мир в бесконечном многообразии его форм. В этом значении общество является частью природы. В более узком понимании, природа — часть объективного мира, с которой взаимодействует общество. В философии ее преимущественно называют природной (географической) средой. Понятие «природная среда» имеет важный практический смысл, поскольку акцентирует внимание на той части природы, в центре которой находится человек и которая является средой его обитания.

Схема 10.1. Понятие природы

Объем природной среды не остается постоянным. Он расширяется по мере углубления познания и расширения масштабов преобразующей деятельности человека. Ныне природная среда включает земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос.

Формирование представлений о природной среде, непосредственно окружающей человека, привело к созданию учения о биосфере. Оно было создано трудом многих исследователей природы. Сам термин «биосфера» (от греч. bios — жизнь и sphaira — шар) впервые применил австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831—1914), называя им оболочку Земли, наполненную жизнью. Особый вклад в разработку учения о биосфере внес выдающийся отечественный ученый Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). В 1926 г. он написал книгу под названием «Биосфера». В этой работе В.И. Вернадский показал, что биосфера — оболочка земного шара, в которой существует или существовала жизнь.

Верхняя граница биосферы в атмосфере: 15—20 км, нижняя граница в литосфере: 3,5—7,5 км. Наличие жизни в биосфере предопределяет ряд ее физико-химических, геологических и других особенностей. Изучение биосферы выявило единство химического состава живых организмов и их неорганического окружения, дало возможность установить значение живого вещества для геологических процессов в верхних слоях земной коры, образования почвы, изменений в химическом составе атмосферы и т.д.

С 70-х гг. XX в. в философии формируется система измерений структуры биосферы. Первое измерение — геологическое, второе — геохимическое, третье — экологическое, четвертое — биотическое (схема 10.2).

Схема 10.2. Структура биосферы

Геологическое измерение биосферы охватывает три оболочки: литосферу (твердая оболочка земного шара толщиной до 80 км под континентами и 5—10 км под дном океанов); гидросферу (совокупность вод планеты — 1,6 млрд куб. км); атмосферу (газообразная оболочка Земли).

Геохимическое измерение включает следующие компоненты: био- костное вещество (почва, вода); биогенное вещество (уголь, нефть, торф и др.); живое вещество.

Экологическое измерение охватывает экологические системы, или биогеоценозы (болота, водоемы, поля, луга, леса).

Биотическое измерение структуры биосферы включает следующие компоненты: животный мир (1,5 млн видов), растительный мир (500 тыс. видов).

Все названные компоненты биосферы существуют не изолированно, а во взаимосвязи, образуя единую систему. Зная историю формирования биосферы, законы, которые управляют жизнью природных компонентов, а также учитывая взаимное влияние живого вещества и энергии, ученые с полным основанием рассматривают природу как единую систему. Конечно, биосфера никогда не пребывала в статическом состоянии: растения, животные, биогеоценозы постепенно эволюционировали, меняли свою структуру. Изменения климата и условий жизни приводили к возникновению многих новых видов. С появлением человека в истории биосферы начался новый период.

Таким образом, природа — это все досоциальные ступени развития материи, а общество — ее наивысшая ступень. Общество — часть материального мира, отделившаяся от природы и представляющая собой форму исторически развивающейся жизнедеятельности людей. Но, став особой формой движения материи, общество не прекращает своих отношений с природной средой. Они пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительной эволюции. Единство природы и общества заключено в самом генезисе общества. Фактически это доказывается принципиальной общностью строения многих органов человека и животного, общностью их биологических и физиологических функций (дыхание, пищеварение, размножение, ассимиляция, диссимиляция и др.). Во-вторых, общество не может существовать отдельно и независимо от природы. Человек живет природой, она — его часть. Человек, чтобы не умереть, должен оставаться с природой в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и общества заключается в их материальности. Материальность выражается в общей связи процессов и предметов: все формы движения материи развиваются в пространстве и времени. Природа и общество существуют объективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы диалектики.

Таким образом, между природой и обществом существует диалектическое единство. Но между ними есть и глубокое отличие. Оно проявляется в том, что общество представляет собой качественно более высокую форму организации материи. Вследствие этого законы природы и законы общества, несмотря на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга, а именно:

  • а) если законы природы действуют как «слепая» необходимость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей;
  • б) если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые — рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций;
  • в) если в природе действуют и динамические, и статические закономерности, то общественные законы имеют только статический характер и представляют собой законы-тенденции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей;
  • г) общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, поскольку они действуют более скрыто, через людей.

Важнейшее различие общества и природы выражается в принципиальном отличии человеческого труда от деятельности животных. Первым и главным здесь является то, что человек активно влияет на природу, а не просто приспосабливается к ней, что характерно для животных. Человеческий труд предусматривает системное использование орудий труда и, самое главное, — производство для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей. Следующее отличие человеческого труда заключается в его целенаправленности. Животное действует так, как генетически побуждает его природа. Человек же сначала моделирует будущий результат творчества в голове, а затем, благодаря труду, переносит его в реальность. Еще одно отличие человеческого труда состоит в том, что он с самого начала имеет общественный характер и немыслим вне общества.

Всю историю взаимодействия общества и природы подразделяют на четыре периода: 1) период присвоения; 2) аграрный; 3) индустриальный; 4) ноосферный.

Первый период — присвоения — определяется способом добывания средств существования; второй и третий соответствуют доминирующему виду производства — сельскохозяйственному или промышленному; четвертый — связывается с возникновением ноосферы. А что такое ноосфера?

Мы выяснили, что биосфера является сферой жизни, т.е. частью Земли, заполненной жизнью или продуктами жизнедеятельности. С появлением человека и общества возникает своеобразное ускорение эволюционных процессов. Разум человека вносит качественные изменения в характер земной эволюции. Человек создает новые технологии, привлекает к жизнедеятельности новые ресурсы планеты и одновременно изымает из круговорота химических элементов в природе все большее количество веществ. Таким образом, человек предстает как геолого-производительная сила, как могучий фактор дальнейшего развития планеты. С появлением человека и его рационально-технологической деятельности биосфера приобретает новое качество — ноосферы, в которой жизненные процессы должны происходить как рациональные, технологически обоснованные, морально выверенные.

Следовательно, ноосфера — сфера разума (греч. noos — разум), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность выступает определяющим фактором развития.

Понятие «ноосфера» впервые ввели в науку французские ученые Эдуард Леру а и Пьер Тейяр де Шарден в 20-х гг. XX в. Важная роль в теоретическом обосновании идеи ноосферы на материалистической основе принадлежит академику Владимиру Вернадскому. Он считал, что к формированию ноосферы приводят два относительно самостоятельных и одновременно взаимосвязанных процесса: эволюция биосферы и эволюция социума. В теоретическом измерении ноосфера предстает как сочетание наук о природе с науками о человеке; в практическом измерении —это сфера бытия природы и человека.

Важнейшими элементами ноосферы являются (схема 10.3):

а) люди и их деятельность, человеческий разум во всех формах проявления; б) техника, транспорт, связь, различные виды электростанций и др.; в) культурно-экономические комплексы; г) часть живой и неживой природы, которая служит объектом вмешательства человека. Например, вмешательство в генофонд растений, животных и самого человека, влияние на изменение климата, изменения течения рек, уровня воды в мировом океане, загрязнение атмосферы, вод и почвы канцерогенными веществами, радиоактивным излучением и т.п.

Как видим, структура ноосферы сложная. Но главный ее элемент — человек, взаимодействующий с многоликой природной средой и изменяющий ее. Несмотря на то, что ноосфера получает начальное развитие в географической среде, она не ограничена рамками нашей планеты. Ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь в структурный элемент космоса.

Схема 10.3. Элементы ноосферы

Из этого можно сделать следующие выводы:

  • 1. Природа — объективная материальная действительность во всем многообразии и единстве ее форм. Она первично дана, не создана человеком, предшествует обществу и человеческой жизнедеятельности, являясь их всеобщей и необходимой предпосылкой.
  • 2. Оболочкой Земли, в которой существует или существовала жизнь, является биосфера. Ноосфера представляет собой высшую стадию эволюции биосферы и связана с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, трансформирует природу в соответствии со своими потребностями. Этот процесс характеризуется возникновением новых форм обмена веществ и энергии между обществом и природой, растущим биогеохимическим и иным влиянием человека на биосферу.
Источники:
  • http://studopedia.ru/5_115845_filosofiya-prirodi.html
  • http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01ccf678463c91b02066b9cc
  • http://studfiles.net/preview/4554272/page:69/
  • http://studref.com/353419/filosofiya/sotsialnaya_filosofiya