Меню Рубрики

С точки зрения семейного статуса в римской семье

«Все право, – говорили римляне, – относится или к лицам, или к вещам (объектам), или искам» (Гай, 1.8).
Право, относящееся к лицам, делилось на статусное и семейное право. Статусное представляло собой собрание правовых установлений, регулирующих правовое положение (status) отдельных лиц (persona) и целых категорий населения Римского государства.
Субъектами права (persona) выступают прежде всего физические лица (люди). Однако римское право признавало субъектами права и юридические лица – организационно оформленные коллективы людей.
Правовое положение разных категорий лиц было различно в зависимости от статуса, который имели эти лица в обществе. Римскому праву были известны три статуса: статус свободы (status libertatis), статус гражданства (status civitatis) и семейный статус (status familias).
С точки зрения статуса свободы, все люди делились на свободных и рабов. Это разделение в праве римляне считали главным. Рабы, не обладая статусом свободы, не признавались субъектом права, а были его объектом, «говорящим орудием». Рабство римляне относили к установлениям ius gentium, так как, с точки зрения естественных законов природы, все люди свободны. Этими законами они обосновывали другой институт ins gentium – manumissio (освобождение из рабства).
Из свободных людей одни – свободнорожденные, другие – вольноотпущенные. Последние даже в праве Юстиниана не сравнялись полностью в правах со свободнорожденными.
С точки зрения статуса гражданства, подданные Рима делились на римских граждан и неграждан. По объему только римские граждане обладали всей полнотой прав. Некоторые неримляне приближались к ним по объему своих прав и легко становились римскими гражданами – это латины.
Остальное свободное население Римского государства – Перегрины – вначале было лишено всяких прав, и лишь постепенно его правовое положение стало приближаться к положению римских граждан. Законом Каракаллы 212 г. всем подданным Римской империи было дано римское гражданство, и хотя в праве появилась абстрактная личность с равным объемом прав, никогда правовое положение римского населения не было равным. Более того, период домината усилил сословное различие, появилась новая категория полубесправных лиц – колоны, прообраз крепостных феодальной Европы.
С точки зрения семейного статуса, в римской семье был один отец семейства (глава, домовладыка – paterfamilias) и его подвластные. Только отец семейства обладал всей полнотой прав, он был лицом самостоятельным (sui iuris), а остальные члены семьи – подвластные, лица чужого права (alieni iuris) обладали весьма ограниченным кругом прав, находились в полной зависимости от paterfamilias.
Таким образом, в римском обществе всей полнотой власти могли обладать свободные, самостоятельные римские граждане. Для оспаривания или установления статуса были установлены статусные суды и давались специальные иски.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8158 — | 6643 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте также:

  1. Комментарий
  2. Комментарий
  3. Комментарий
  4. Комментарий
  5. Комментарий
  6. Комментарий
  7. Комментарий
  8. Комментарий
  9. Комментарий
  10. Комментарий
  11. Комментарий
  12. Комментарий

Три аспекта правоспособности по римскому праву

Понятие лица и элементы его правоспособности; проблемы юридического лица.

Лицо (persona) – это правоспособное существо, носитель правоотношений, субъект права. Таким образом, юридическое понятие личности совпадает с понятием правоспособности.

На первый взгляд, только человек может быть субъектом права (т.е. лицом). Однако все древние правовые системы (в том числе и римское право) отчасти ограничивали этот принцип, отчасти его расширяли. Так, римское право не признавало правоспособности за рабами. С другой стороны, оно пришло к идее т.н. юридических лиц, когда некоторые организации признавались в гражданском обороте и в гражданском процессе субъектами права, т.е. как бы отдельно взятыми личностями (еще один пример юридической фикции).

В римском праве правовое положение человека в обществе, его правоспособность рассматривалась в трех аспектах, или, иначе, с трех точек зрения:

1) с точки зрения его СТАТУСА СВОБОДЫ – status libertatis.

В аспекте статуса свободы человек может быть либо свободным (liber), либо рабом (servus). Изменение статуса (превращение свободного в раба) называется capitis deminutio maxima (дословный перевод «максимальная потеря головы», но поскольку в слово caput имеет специальное значение «правоспособность», эту фразу следует переводить как «наибольшая утрата правоспособности»).

2) с точки зрения его СТАТУСА ГРАЖДАНСТВА – status civitatis.

В аспекте статуса гражданства человек может быть либо квиритом (полноправным римским гражданином), либо латином (обладателем латинского гражданства), либо перегрином (чужаком). Изменение статуса (например, утрата квиритом римского гражданства) называется capitis deminutio media – «средняя утрата правоспособности».

3) с точки зрения его СТАТУСА В СЕМЬЕ – status familiae.

В аспекте семейного статуса римлянин мог быть либо «лицом своего права» (persona sui juris) либо лицом чужого права (persona alieni juris). Переход из одного статуса в другой в этом случае назывался capitis deminutio minima – «наименьшая утратой статуса».

Status libertatis свободный (liber) capitis deminutio maxima => раб (servus)
Status civitatis квирит, римский гражданин (Quiritus, Romanus) capitis deminutio media => латин или перегрин
Status familiae лицо своего права (persona sui juris) capitis deminutio minima => лицо чужого права (persona alieni juris)

(I) Status libertatis. Принципиально «лицом» (persona) мог быть только свободный: servi res sunt – «рабы являются вещами». Рабы рассматривались только как объект права. Но в реальной жизни все сложней. Названный принцип часто оказывается весьма неэффективным с хозяйственной точки зрения. Он, конечно, эффективен в каменаломне, на галере, на хлопковой плантации (где нужно организовать очень примитивный труд людей, желая от них получить только их физическую энергию). А как быть в таких отраслях, как виноградарство, пашенное земледелие, коммерческая деятельность? Если в этих сферах к рабу относиться как к вещи, экономический эффект будет крайне низким. Раб имеет не только физическую, но еще и умственную энергию и – по крайней мере потенциально – личную предприимчивость. А все это при действии принципа servi res sunt остается не только незадействованным, но иногда даже направляется против интересов хозяина. Гораздо выгодней как то использовать эту умственную энергию. Но как? Постепенно за некоторыми сделками раба стали признавать юридические пос­лед­ствия, гл. обр. по поводу пекулия(имущество, выделенное господином рабу в не­по­средственное управление). Это находит отражение и в научной доктрине: рабст­во стали рассматривать как институт ius gentium, который противоречит основам ius naturale. Тот же самый Ульпиан сказал совершенно иную фразу: quod at ius naturale attinet – omnes homines aequales sunt – что касается естественного права – все люди равны.Отсюда возникает понятие persona servi.

(II) Status civitatis. Полной правоспособностью на территории Рима обладали лишь cives-romani-Quirites (римские граждане, Квириты).Первоначально чужеземцы вообще рассматривались как враги – hostes => были лишены вообще всякой правоспособности. Но из этого проистекали большие неудобства прежде всего для самих римлян неудобства => постепенно происходят некоторые изменения, как, например, следующие:

(1) развивается институт патроната/клиентелы;

(2) латины – не имели полит. прав, но имели ius conubii (право заключать законный римский брак) и ius commercii (право заключать законную римскую сделку с последующей защитой по ее поводу на римском суде); в исторической перспективе к «латинам» относились различные категории населения:

(a) древние латины – члены древней Латинской федерации (до IV в.); но в I в. все жители Италии получили римское гражданство, и таким образом эта категория прекратила свое историческое существование, слившись с исконными квиритами [lex Plautia Papiria 89 г. до н. э.: инициаторы закона – трибуны Марк Плавций Сильван и Гай Папирий Карбон];

(b) жители некоторых колоний вне Италии, выводившиеся Римом, но получавшие не римское, а только латинское гражданство (т.н. латинские колонии);

(c) т.н. юниановы латины ­– бывшие рабы, отпущенные на волю своими римскими хозяевами без соблюдения необходимых формальностей (если формальности были соблюдены, такие вольноотпущенники приобретали права римских граждан).

(3) перегрины – постепенно признается их правоспособность в частноправовой сфе­ре, но не на основе ius civile, а на основе ius gentium (по сути это личный прин­цип подсудности). Они могут совершать сделки, но только не цивильные (квиритские). Их будет защищать суд в Риме, но не квиритский legis actio. Их брак будет приз­на­вать­ся в Риме, но без юридических последствий законного квиритского брака. Специально для этих целей возникает должность pretor peregrinus.

В 212 г. был издан эдикт Каракаллы (т. н. «Антонинова конституция»), в силу которого римское гражданство было распространено на все свободное население Римской империи (за некоторыми исключениями). С этого времени для них нацио­нальная принадлежность и место проживания перестала играть сколько-нибудь важную роль в вопросах правового статуса. Все свободные подданные великой империи стали гражданами ее «вечного Города». Но это не означает, что с данного момента status civitatis утратил всякое значение. Во-первых, в качестве перегринов теперь рассматривались все те, кто не был под­­дан­ным империи. Во-вторых, capitis deminutio media (утрата римского граж­данства с переходом в статус перегрина) использовалась судами как мера нака­за­ния в отношении определенных видов преступлений. В-третьих, на положе­нии латинов оказывались некоторые категории вольноотпущенников – Юни­а­но­вы латины (latini Iuniani, по имени Юниана автора закона от 19 г. н. э.), рабы, отпущенные на сво­боду без положенного обряда манципации (например, приг­лашение хозяином своего раба к столу во время званого обеда автоматически означало, что раб отпущен на волю, хотя и без необходимых формальностей); они не имели политических прав, а в частноправовой сфере были лишены завещательной правоспо­собности. О них говорили: «Живут как свободные, умирают как рабы».

(III) Status familiae. Нужно сказать, что у римских юристов различие между правоспособностью и де­е­с­пособностью объяснялось очень невнятно. Только немецкие ученые-рома­нис­ты, основываясь на римском праве лиц, досконально разработали эту проб­ле­му. Что же касается собственно римской концепции, status familiae по сути своей относился именно к дееспособности. В древнейшие времена только домовладыка (отец семейства – патерфамилиас, paterfamilias) был полностью дееспособен в области част­ного права, ибо он являлся persona sui iuris. Другие члены семьи, вступая в имущественные от­но­шения с 3-ми лицами, создавали права не для себя, а для домовладыки – они оставались лицами чужого права (personae ali­eni juris). Интересно, что при этом они не создавали длядомовладыки никаких обязанностей.

В условиях развивающегося гражданского оборота это оказалось крайне неудобно. Постепенно си­ту­а­ция менялась, претор стал признавать юридическую силу за сделками под­власт­ных. Но это очень длительный процесс. Подробнее о том, как он происходил, мы узнаем позднее, в вопросе о правовых отношениях между отцом и подвластными.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 570 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Конспекты юриста

Семейный статус в Древнем Риме

Семейный статус касается только свободных лиц, которые обладали jus connubii — квиритов и латинов.

Семья в Риме была основана на двух видах родства:

  • 1. Кровное родство (членами семьи считались кровные родственники до 6-й степени родства)
  • 2. Агнатское родство (базировалось на подчинении власти одного лица – домовладыки (pater familias), обладающего отцовской властью (patria potestas). Это только мужчина, обычно старший по возрасту, в данной семье.
Читайте также:  Классный час на тему зрение в 1 классе

Древнейшая римская семья являлась патриархальной. По словам Энгельса это хозяйственная организация известного числа лиц, подчиненных отцовской власти главы семьи. Сущность патриархальной семьи заключается в том, что она представляет собой большую семейную общину, которая охватывает несколько поколений потомков общего предка старшего по мужской линии вместе с их женами, детьми и рабами.

Патриархальная семья была основана на началах абсолютной власти домовладыки над женой, детьми и их потомством, боковыми родственниками и их имуществом. Структура внутрисемейных связей (родство) в патриархальной семье была основана не на кровной общности, а на принципе подчинения старшему мужчине. Такая система родства называется «агнатской системой». Формальной основой этой системы являются отношения юридического подчинения, которые называются «отцовская власть».

За непослушание в доюстиниановом праве (до императора Юстиниана) домовладыка мог продать подвластного за непослушание в рабство. Подвластные должны были получать согласие при заключении сделок, согласие на вступление в брак, на развод. Подвластными оставались и после достижения 25-летнего возраста. Если домовладыка умирал, его сыновья сами становились домовладывками. Т.е. не все подвластные выходят из-под власти отца. Дочери – уходят из-под власти. Пережившая супруга – под опеку сыновей, а если их нет, то под опеку 3-го лица по решению претора.

С развитием имущественного оборота власть домовладык ослабевает.

В I в. н.э. появляется институт военного пикулия – сын мог уйти из-под власти по достижении совершеннолетия, уйдя на военную службу, а нажитое имущество принадлежит только ему. При Юстиниане это право распространили на все виды государственной гражданской службы.

При Юстиниане запрещается продавать подвластного в рабство за непослушание, что привело к тому, что подвластные члены семьи де факто смогли самостоятельно заключать сделки и вступать в брак.

Как попадали под власть домовладыки:

  • — рождение ребенка в законном браке – попадает под власть отца или домовладыки отца;
  • — узаконение внебрачного ребенка;
  • — усыновление чужих детей (могли только мужчины)
  • — женщина, свободная от отцовской власти, вступает в брак с властью мужа, попадает либо под власть мужа, либо домовладыки мужа (для женщин)

Прекращение отцовской власти:

  • — смерть домовладыки;
  • — потеря домовладыкой свободы (юридическая смерть)
  • — потеря статуса гражданина;
  • — по воле самого домовладыки (emancipatio) – освобождение подвластного;
  • — мужчина мог уйти на военную, а потом и на гражданскую службу;
  • — подать жалобу на владыку за жестокое обращение — на решение претора (при Юстиниане)

4. Семейный статус (status familiae)

Семейный статус делил всех римских граждан на две категории: personae sui iuris (лица своего права) и personae alieni iuris(лица чужого права). К первым относились главы семейств или домовладыки (patres familiarum), которым при надлежала вся власть над имуществом семьи и всеми домочадцами. Ко вторым соответственно относились все члены семьи, находившиеся в отеческой власти. Абсолютная власть домовладыки (pater familias) называлась manus. Конкретное ее проявление — власть над сыном — называлась patria potestas. Первоначально единство семьи основывалось на агнатическом родстве, т.е. родстве по отцовской линии. Этот институт имел весьма широкое применение в том смысле, что распространялся не только на кровно-родственные отношения. Во все времена в Риме был весьма распространен институт усыновления двух типов: 1). Arrogatio или quasi adgnatio — для усыновления лиц своего права, и 2). Adoptio — для усыновления лиц чужого права. С течением времени все большее значение стало получать когнатическое родство, т.е. родство по крови, по материнской линии. Общее развитие системы родства шло от абсолютного преобладания агнатического родства (в законах XII таблиц) до полного признания на основе ius gentium (права народов) когнатического родства. В VI в. Юстиниан сделал когнатическое родство преобладающим.

Лекция 5. Лица: изменение и умаление правоспособности, дееспособность, юридические лица

5. Изменение гражданской правоспособности (capitis deminutio)

Изменение (или умаление) гражданской правоспособности в соответствии с тремя основными статусами делилось на три вида: величайшее, среднее и минимальное.

1) величайшее (capitis deminutio maxima) — влекло за собой утрату всех трех статусов — свободы, гражданства и семейного статуса. Это происходило в случае плена, продажи в рабство, смертной казни. Подвергшийся capitis deminutio maxima терял все личные и имущественные права, его имущество переходило или к государству, или к кредиторам.

2) среднее (capitis deminutio media) — влекло за собой утрату лишь гражданства и семейного статуса. Это обычно происходило в случае осуждения на изгнание. Осужденный на capitis deminutio media терял все гражданские права, в том числе и права агнатского родства, сохраняя лишь когнатическое родство. Его имущество также конфисковалось государством с учетом интересов кредиторов.

3) минимальное (capitis deminutio minima) — влекло за собой лишь изменение семейного статуса. Различаются три основных случая capitis deminutio minima: а) Лицо чужого права переходит из-под власти одного домовладыки под власть другого. б) Лицо своего права попадает под власть домовладыки (например, свободная от опеки вдова выходит замуж, взрослый свободный усыновляется другим, становясь лицом чужого права (alieni iuris). в). Освобождение сына из под власти отца

6. Умаление гражданской чести

1). INTESTABILITAS — в законах XII таблиц существовала санкция improbus intestabilisque esto (“пусть будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем”), налагавшаяся за некоторые виды преступление (прежде всего лжесвидетельство). Санкция первоначально имела сакральную окраску и влекла а собой полную юридическую недееспособность: а). Осужденный не мог заключать сделки, сопровождавшиеся клятвой, б) не мог составить завещания, в). не имел гражданских прав.

2). INFAMIA — бесчестье, имелось два вида:

— infamia immediata — налагалось без судебного решения за некоторые бесчестные виды деятельности (сводничество, ростовщичество).

— infamia mediata — налагалось в силу судебного приговора.

Последствия инфамии: 1). осужденный не допусался к ходатайству и свидетельствованию за других, 2). по закону Юлия Октавиана Августа лишался избирательных прав

3). TURPITUDO — умаление чести за занятие некоторыми профессиями (актер, гладиатор, проститутка), что препятствовало занятию государственных должностей и несколько ограничивало имущественную правоспособность (например, при разделе завещанного имущества).

Семейно-правовые отношения. Римская семья и степень родства.

Помимо изложения правового положения (status) римских граждан, латинов, перегринов, рабов, вольноотпущенников, в отделе частного права (jus quod ad personas pertinet), юрист Гай изложил и вопросы отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris: sequitur de jure personarum alia divisio. Nam quaedam personae sui juris sunt, quaedam alieno juri sunt subjectae (113). Изложение отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris охватывало в основном три группы вопросов: во-первых, вопросы отношений между мужем и женой (брачное право); во-вторых, вопросы отношений между отцом как носителем patria potestas и детьми, т. е. лицами, находящимися под patria potestas (отцовское право); в-третьих, вопросы возмещения недостигшим дееспособности лицам sui juris, которые, в связи с возрастом, полом или психическими, моральными или физическими недостатками, были полностью или частично недееспособными (опекунское и попечительское право).
Установления брачного, отцовского, опекунского и попечительского права составляли содержание изложения римских юристов при изучении правового положения лиц с точки зрения их положения в семье, или с точки зрения их семейного статуса (status familiae). Согласно предписаниям римского права, status familiae, или положение лиц в семье, кроме status civitatis и status libertatis, имело чрезвычайное значение для утверждения право- и дееспособности римских граждан. Поэтому развернутые правила организации семьи и взаимоотношений ее членов представляли собой особую ветвь римского частного права и изучались под наименованием «семейного права». Согласно с этим, римское семейное право представляло собой собрание правовых положений, регулирующих отношения в римской семье, а именно: отношения между мужем и женой, отношения между отцом (pater familias) и лицами alieni juris, а также отношения между опекуном (tutor) или попечителем (curator) и их подопечными (pupilli). Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.
Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов.
Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» – «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.
Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.
В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.
Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.
Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.
Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.
Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.
Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.
Римское право признавало два вида родстваагнатическое и когнатическое.
К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство – законное родство.
Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.

Правовые статусы лица в Древнем Риме

Правосубъектность лиц в Риме, помимо вышеперечисленного, зависела от трех основных статусов:

• Libertatis – либертатис, статус свободного;

• Civitatis – цивитатис, статус гражданства;

• Familiae – семейный статус.

СТАТУС ЛИБЕРТАТИС.

Статус свободного – главный, базовый статус римской правосубъектности. Субъектами права в Риме являлись только свободные лица – лица, имеющие статус либертатис. Все остальные лица, не имевшие такого статуса – это рабы. Они являются не субъектами, а объектами права, весьма ценными. (Существовала классификация вещей римского юриста Варрона (1 век до н.э.), который делил вещи на три группы: неодушевленные (золото, дерево, ткань, камень, земля), одушевленные (домашние животные, скот), инструментум вокале (вещи одушевленные и говорящие – это рабы). Причем рабы относились к категории ценных, манципируемых вещей, для отчуждения раба требовался обряд манципации. Раб являлся одушевленной говорящей манципированной вещью.)

Читайте также:  Лексика с точки зрения сферы употребления таблица

Источники рабства:

А) (1)Рождение ребенка от рабыни. Если ребенок рождался вне брака, он получал статус матери, а рабыня не может вступать в брак. (2) А свободная женщина сама обращалась в рабство за связь с рабом.

Б) Взятие в плен Римской армией.

В) Подвластный член семьи мог быть продан в рабство домовладыкой за непослушание, это не было распространено, но допускалось юридически.

Г) Вольноотпущенный раб мог быть обращен обратно в рабство за неблагодарное отношение к патрону (бывшему господину). Это решалось претором по справедливости.

Д) При проигрыше в легисакционном процессе выигравший кредитор мог продать должника в рабство за долги

Правовой статус. В архаическом праве рабы правосубъектностью не обладали вообще. Однако в период Империи ряд законов ограничивает права господина на личность рабов: LexPetronia(начало н.э.) запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине I в. н.э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого он покинул в старости или болезни; во II в. н.э. установили такую же уголовную ответственность за убийство своего раба без причины, как за убийство чужого.

С развитием имущественного оборота рабов наделили определенными элементами правосубъектности. Это выражалось в том, что:

• Появляется институт рабского пекулия (peculium) – определенное имущество, земля и инвентарь, в фактическое владение и пользование, которое владелец давал рабу с условием, что часть урожая раб мог оставить себе. Юридически собственником урожая был господин, который давал честное слово, что раб может удерживать 10% урожая, остальное – господину. Обманывать раба не было выгодно господину: в итог происходило повышение эффективности труда раба.

• Некоторые доверенные лица господина получают право заключать сделки от имени господина (например, торговать в лавке господина). По идее, такие сделки можно заключать только после договора поручения, но здесь – исключение: некоторым позволяли. При этом действовал принцип, что раб не может ухудшить правовое положение господина. Заключенная рабом сделка в таком случае считалась действительной, но частично натуральной. Права покупателя не защищались исками.

• Если раб причинял 3 лицу вред, ответственность нес господин, но если господин впоследствии отпускал раба, то ответственность – на вольноотпущеннике.

Какие способы освобождения рабов? Просто отпустить на свободу было нельзя,

Римское государство не было заинтересовано в вольноотпущенниках, они были политически ненадежными. Порядок освобождения регулировался законом, существовали следующие способы:

С помощью завещания. Господин мог указать в завещании, что он дарует рабу свободу. Раб должен быть в собственности завещателя как при составлении вещания, так и при смерти. Не оперативно.

Внесение в цензовый список. Раз в 4-5 лет в Риме проводили перепись населения, и если господин указывал раба как вольноотпущенника, раб получал свободу.

• Если освободить раба нужно было срочно, использовалась сделка с фикцией – манумиссио вендикто MANUMISSIO VINDICTA, специальная процедура освобождения раба. Для этого требовалось участие двух домовладельцев. В качестве исца выступал приглашённый домовладыка; в роли ответчика – собственник раба. Предмет спора – раб, которого хотели отпустить на свободу. Истец заявлял виндикационный иск, в котором утверждал, что по праву квиритов данный раб принадлежит ему, ответчик в ответ молчал (не заявлял exceptio) – вроде бы соответствует действительности. Судья решал спор в пользу истца, который сам без личных формальностей выпускал раба на свободу, так как не являлся его собственником.

• При Юстиниане — упрощенный способ — господин мог обратиться в магистрат с заявлением об освобождении раба. Магистрат вносил раба в список вольноотпущенников.

Свободные лица сами делились на группы в зависимости от второго статуса.

СТАТУС ЦИВИТАТИС

Статус гражданства. Этот статус касался только свободного населения Рима. С точки зрения этого статуса, все свободное населения Рима делилось на пять категорий:

Квириты, или цивис романос (cives Romanus) – граждане Рима. Исконно римские граждане. До возникновения Римского государства на территоририи Рима находился лациум – латинский союз 19 племен. При создании Римского государства племя квиритов проявило наибольшую активность, наибольшие заслуги, и они получили статус граждан республики (или цивис романус). Правовое положение квиритов характеризуется следующим образом:

o Они обладали публичными правами. Имели пассивное и активное избирательное право – мужчины с 25 лет могли избирать и быть избранным, также могли назначаться на государственные должности и служить в регулярной римской армии.

o Помимо этого, они обладали правами в частно-правовой сфере. Это

• Юс коммерции (ius commercii) – право заключать любые сделки, заниматься любой предпринимательской деятельностью.

• Юс коннуби (ius connubii) – право вступать в законный римский брак; дети, рожденные в таком браке, приобретали статус квиритов.

Латины. Делились на три разновидности.

o Древние. Существовали с самого начала. Это лица, которые относились к Римской республике, но не имели статус гражданина. Изначально они относились к другим племенам латинского союза, не имевших особых заслуг. Их условно можно сравнить с категорией «неграждане» в Латвии. В области публичных прав были лишены пассивного избирательного права и не входили в регулярные войска. В области частных прав их права аналогичны правам квиритов. Они могли даже вступать в смешанные браки с квиритами — статус детей определялся по статусу отца.

o Провинциальные. Впоследствии, в связи с расширением Римского государства, возникает новая категория латинов – провинциальные латины. Это древние латины, которые уехали на предоставленный им государством земельный участок в провинции. Они утрачивали право голосования в народном собрании. Если они возвращаются в Рим – это право восстанавливается.

o Юниани — особая категория граждан, появившаяся с законом Юния Норбана (Lex Iunia Norbana, изданный при Тиберии). Её составляли вольноотпущенники древних и провинциальных латинов: «Живут как свободные, умирают как рабы». При жизни они не имели публичных прав, частные были ограничены: обладали (а) юс комерции (кроме сделок на землю) и (б) юс коннуби (но в брак вступали только с подобными себе), (в) не имели права завещать имущество (в круг наследников по закону входил патрон (он имел преимущество)). Все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину всегда (iure peculii), без обременения господина имущественными обязательствами умершего.

В 212 г. н. э. был принят закон Каракаллы. Он уравнял в правах древних и провинциальных латинов с квиритами.

Перегрины (peregrini), или иностранцы. В цивильном праве иностранцы субъектами права вообще не являлись. Правосубъектность получили благодаря юс генциум – праву народов. Они не имели публичных прав вообще. (Но могли служить в армии могли только в наемном легионе — не регулярной армии). В частной сфере они (а) обладали юс комерции, но в ограниченном объеме (они не могли приобретать в собственность исконно римскую землю (земли бывшего лациума)), но все остальное – могли. (б) Юс коннуби иностранцы не имели – вступать в законный римский брак не могли. (Если сожительствовал, то статус ребенка определялся по статусу матери).

Вольноотпущенники (libertini). Это лица, отпущенные на свободу. Главное правило гласит – статус либертина зависит от статуса лица, отпустившего его на свободу. Кто и как мог отпускать? Квириты, латины и перегрины (по закону Юния Норбана — письмом, в кругу друзей, на пиру). Ни один из видов либертинов публичных прав вообще не получал (он лицо, нелояльное римскому государству), что касается частных прав – либертин квирита и древнего латина имел юс коммерцио, имел ограниченный юс коннуби (мог вступить в брак только с другим вольноотпущенником квирита или древнего латина, но не лицом, свободным от рождения (если скрывал это, происходила реституция статуса – опять возвращали в рабство)). У вольноотпущенника древнего латина такое же положение. А вот вольноотпущенник иностранца имел только юс коммерцио, но в ограниченном объеме – приобретать исконно римскую землю он не мог.

При этом вольноотпущенник сохранял некоторую юридическуюзависимость от патрона, в силу того, что тот дал ему жизнь как субъекта права. Он из вещи превратился в персону. В чем заключалась эта юридическая зависимость? Было несколько форм.

• Вольноотпущенник мог принимать родовое и личное имя своего патрона; должен был алиментировать (платить алименты) патрону, если тот попадал в затруднительное материальное пложение;

• Вольноотпущенник обязан был вести себя благодарно: оказывать почтение и уважение патрону, не мог выступать против него с обвинением по уголовным делам и чинить бесчестящие иски. Иначе патрон мог обратиться к претору и лишить либертина его статуса, превратив обратно в раба.

• Патрон являлся наследником по закону после либертина, будто был его отцом.

Колоны (colonus). Появляются в Риме в постклассическом праве, в период Империи (в 4 веке). В Риме тогда начался кризис рабовладельческих отношений и начали формироваться феодальные отношения, признак этого – появление феодального института колоната. Первоначально колоны – это лица, которые арендовали землю у крупных латифундистов. Была экономическая зависимость, они должны были платить арендную плату. Но в 322 году в Риме издается конституция. Римская казна испытывала дефицит бюджета, и был введен налог для собственника земли – не только за недвижимость, землю, но и за каждого лица, который работал на участке. Но конституция этим не ограничилась. Была установлена мера обеспечения. Конституция предусматривала, что собственник земли не может расторгнуть договор с арендатором, а те не могут уйти с земли. Если колоны покидали земельный участок, для собственника де юре это хуже – налог все равно брали. Но для возврата собственнику предоставили виндикационный иск для колонов, хотя их нельзя было продавать и наказывать.

В эту группу попали (а) те, кто арендовали землю 30 лет, (б) их дети, а также (в) за нищенство и бродяжничество на его земле. Колоны формально сохранили личную свободу, но при этом утратили свободу передвижения.

СТАТУС ФАМИЛИА

Семейный статус. Он касается только квиритов и латинов – то есть лиц, которые имели IUS CONNUBII – юс коннубии, право на вступление в законный римский брак.

Familia – римская семья. Она строилась на основе принципа подчинения членов семьи власти одного лица, на основе принципа строгой субординации. Это лицо называлось домовладыкой, или главой семьи (paterfamilias) – это мужчина, чаще всего старший по возрасту. Все остальные лица, входившие в его семью – жена, дети и остальные – назывались подвластными членами семьи. Домовладыка обладал особой отцовской властью (patria potestas) – патриа потестас. Это выражалось в том, что он (а) давал согласия на сделки, (б) выступал инициатором брака дочерей, (в) давал разрешение на поступления сына на государственную службу. За непослушание можно было продать в рабство, хоть это и не было распространено.

Читайте также:  Что такое ложь с точки зрения психологии

После смерти домовладыки семья распадалась. Сестры и иные женщины становились лицами, свободными от отцовской власти, свободными (эмансипированными) женщинами. А вот вдова попадала под опеку сыновей, если сыновей не было — под опеку третьего лица. Мужчины же сами становились домовладыками, даже если у них собственной семьи не было. Их патриа потестас считалась потенциальной, они ее еще не реализовали.

Впрочем, отношения авторитета постепенно ослабевали с тем, как общество становилось более цивилизованным.

Уже в 1 веке до н.э. появляется институт военного пекулия. Сын мог без согласия домовладыки мог уйти на военную службу. Имущество, которое он заработал там, становилось его собственностью, а не домовладыки – это имущество называлось военным пекулием. Домовладыка посягать на него не мог. При Юстиниане это право распространилось на любые виды государственной службы.

Кроме того, при Юстиниане вводится ответственность за жестокое обращение с подвластными членами семьи – если они доказывал претору, что с ними жестоко обращались, они могли добиться освобождения от отцовской власти.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Глава 1 Римская патриархальная семья (Familia)

Римская семья (familia) является патриархальной: она характеризуется выраженной властью домовладыки, главы семейства (pater familias) и патрилокальним браком, когда жена приходит в дом к мужу. Цель семьи — самовоспроизводство.

Главенство старшего агната — мужского родственника, считавшегося ближайшим к предкам членом семейства (adgnatus proxi- mus), в семейном культе, его медиативная роль посредника между предками и живыми, только еще идущими к перевоплощению, его ответственность за продолжение семейства фиксируются правом как власть (potestas) над всем комплексом лиц и имущества, объединенным генеалогической идеей, — familia. Состояние свободных домочадцев во власти домовладыки (patria potestas) выражает их принадлежность к семейству. Агнатами считаются лица, связанные совместным состоянием во власти домовладыки; усыновленные и супруга, перешедшая во власть мужа (и тем самым в его семейство), становятся агнатами другим членам familia; эманципированные из-под власти домовладыки покидают familia и утрачивают агнатскую связь с данным семейством.

Уже в предклассическую эпоху — с утверждением идеи отцовства — господствующим типом семейного объединения становится малая патриархальная семья (familia proprio iure — семья по собственному праву), когда со смертью актуального домовладыки все его непосредственные нисходящие оказываются главами собственных семей. Семья этого типа, таким образом, редко объединяет более трех поколений агнатов. Малая семья ориентирована на продолжение существования во времени отдельного мужчины, который воплощается в своих детях, и выражает отказ от ретроспективного мышления и связанной с ним семейной солидарности, но по-прежнему строится на патриархальном принципе и агнатическом родстве.

Представление о первоначальном единстве семейной группы, сохранявшемся независимо от смены домовладык, удержалось в институте capitis deminutio minima — умаления правоспособности в связи с прекращением агнатской связи (Gai., 1,162) и в наименовании агна- тической группы — familia communi iure (omnium adgnatorum) — семья по общему праву (семья всех агнатов), тогда как собственно семьей уже считалась familia proprio iure.

Ulp., 46 ad ed., D. 50,16,195,2: lure proprio familiam dici- mus plures personas, quae sunt sub unius potestate aut natura aut iure subiectae, ut puta pat- rem familias, matrem familias, filium familias, filiam familias quique deinceps тлеет eorum sequuntur, ut puta nepotes et neptes et deinceps. pater autem familias appellatur, qui in do- mo dominium habet, recteque hoc nomine appellatur, quam- vis filium non habeat: non enim solam personam eius, sed et ius demonstramus: denique et pupillum patrem familias appeUamus. et cum pater familias moritur, quotquot capita ei subiecta fuerint, singulos familias incipiunt habere: singuli enim patrum familiarum nomen subeunt. idemque eveniet et in eo qui emancipatus est: nam et hie sui iuris effectus pro- priam familiam habet. communi iure familiam dicimus omnium adgnatorum: nam etsi patre familias mortuo singuli singulos familias habent, tamen omnes, qui sub unius potestate fuerunt, recte eiusdem familiae appeUabuntur, qui ex eadem domo et gente proditi sunt.

Семьей no собственному праву мы называем множество лиц, подчиненных единой [отцовской] власти или по природе, или по праву, как, например, отец семейства, мать семейства, сын семейства, дочь семейства и те, кто далее следуют за ними, как, например, внуки и внучки и так далее. Отцом семейства называется тот, кто имеет в доме господств о, и он правильно называется этим именем, хотя бы он не имел сына; ведь мы показываем [этим словом] не только его лицо, но и право: поэтому и малолетнего называем отцом семейства. И со смертью домовладыки, сколько бы лиц ни находилось у него в подчинении, они получают собственные семьи: ибо отдельные лица принимают титул домовладыки. То же самое происходит и с тем, кто эман- ципирован из семьи: ведь и он, став самовластным, обладает собственной семьей. Семьей по общему праву мы называем семью всех агнатов: ибо хотя со смертью домовладыки отдельные лица получают отдельные семьи, однако всех, кто пребывал под одной властью, будет правильно назвать членами одной семьи, раз они происходят из одного дома и рода. Смена статуса, когда лицо alieni iuris становится persona sui iuris, происходит у ближайших нисходящих со смертью домовладыки без capitis deminutio minima, без утраты adgnatio. Несмотря

на то, что они обладают собственными familia — что фиксирует наличие автономии личности (ius), статуса pater familias250, — они сохраняют права, связанные с принадлежностью к одной агнатс- кой группе, которая в древности только и считалась familia. В условиях господства малой семьи adgnatio становится абстрактной связью, соединяющей всех, кто ретроспективно мог бы состоять под властью общего домовладыки. Это “родство по власти”, говоря словами русского романиста начала XX в. И.Покровского, осмысливается в новых условиях как кровное родство по мужской линии, поскольку женщина не могла быть домовладыкой и не могла репродуцировать агнатскую связь.

Неизбежное искажение при таком взгляде — эманципированный из семьи родной сын домовладыки не является агнатом (Gai., 1,163) — связано с тем, что идея кровного родства — cognatio (со-рождение: “cognati” — “рожденные вместе”) чужда древней патриархальной семье: ее члены мыслят себя как группу лиц, связанных общностью принадлежности к единому организму и общностью происхождения от прародителя (ex eadem domo et gente proditi), а не от актуального домовладыки.

Ретроспективная ориентация агнатской связи отражала ирре- левантность отцовства и нисходящей линии (stirps, колено) от любого актуального домовладыки. Ближайшим агнатом (adgnatus proximus), который становился преемником на посту домоадады- ки, опекуном по закону и куратором в случае безумия домовладыки, считался ближайший к предкам, к прародителю, то есть обычно представитель того же поколения, к которому принадлежал и актуальный домовладыка, а в случае отсутствия такого лица — старший в следующем поколении. С утверждением малой семьи агнатический принцип искажается, поскольку точкой отсчета при определении степени близости выступает конкретное лицо (singulus), значимое при индивидуалистическом подходе к отношению. Теперь ближайшим агнатом домовладыки считается сын (“Filius patri adgnatus proximus est”, — Pomp., 30 ad Q.Muc., D.38,16,12), а на практике — брат данного лица (Gai., 3,10—11; Ulp., 26,1), поскольку агнатская связь как таковая получала значение при отсутствии нисходящих в данной малой семье.

Преобладающее значение кровного родства в социальном сознании получило юридическое выражение в деятельности претора, призывавшего к наследованию ближайших когнатов в ущерб агнатам (скажем, эманципированных из семьи детей), и в законах Августа о судопроизводстве, запрещавших когнатам быть судьями по делам своих родственников. В правосознании классической эпохи cognatio занимает центральное место, так что adgnatio стала мыслиться как особая cognatio (по мужской линии), гражданское родство (Gai., 1,156; PauL, D.38,10,10,4; Mod. D.38,10,4,2).

Vocantur autem agnati, qui Агнатами называются me, кто legitima cognatione iuncti связаны законным родством. За- sunt. legitima autem cognatio конным же родством является то, est еа, quae per virilis sexus которое составляется посредст- personas coniungitur. вом лиц мужского пола.

Соотношение между двумя видами родства — законным и естественным — конструировалось по схеме “genus — species” (род — вид): кто является агнатом, является и когнатом, но не наоборот (D.38,10,10,4). Даже усыновление стало считаться способом создания cognatio, которая — в отличие от нефиктивной cognatio — рушилась с выходом из семьи усыновителя, поскольку основанием для уподобления оставалась adgnatio (D.1,7,23; 38,8,1,4).

Основанная на идее принадлежности агнатическая семья в древности объединяла в основном кровных родственников, и adgnatio исчерпывала собой социальный опыт осмысления отношений родства. Эта двойственность сказалась на специфике усыновления, к которому предъявлялись требования подражания природе (скажем, младшему по возрасту запрещалось усыновлять старшего, — Gai., 1,102; 106), но в то же время усыновлять могли кастраты (Gai., 1,103; D.1,7,2,1; 1,7,40,2) и холостяки (D.1,7,30). Неправомочность усыновления со стороны женщин (позже отмененную рескриптом принцепса, — D. 1,7,21) Гай объясняет тем, что они не могут иметь in роtestate и естественных детей (Gai., 1,104).

Усыновление осуществлялось двумя способами: или по решению народа, или властью магистрата (“aut populi auctoritate aut imperio magistratus”, — Gai, 1,98). Древнейший вид усыновления — adrogatio — заключался в переходе одного домовладыки во власть другого (как если бы он был им порожден в законном браке, — Gell, 5,19,9) с соответствующим поглощением его familia семейством усыновителя, когда дети усыновленного становились внуками усыновителя (D.1,7,15 рг; Gai., 1,107). Акт разворачивался в куриатных коми- циях и утверждался всем коллективом квиритов.

Перед магистратом совершается adoptio251 — усыновление чужого подвластного, который таким образом переходил из своей familia в familia усыновителя. Процедура строилась на основе разработанного понтификами способа вывода подвластного из-под власти домовладыки посредством трех манципаций третьему лицу — emancipatio (см. ниже). На последнем этапе, когда трижды манципированный подвластный выходил из-под власти своего домовладыки, усыновитель заявлял перед претором свои права на подвластного. Ответчик — сам домовладыка, которому вышедший из-под его власти подвластный передавался in mancipio, или третье лицо, у которого тот находился in mancipio после третьей манципа- ции, — не возражал, и магистрат подтверждал (addicere) претензию усыновителя на стадии in iure (Gai, 1,134). Если в усыновление отдавался внук или подвластная женского пола, для вывода которых из- под patria potestas было достаточно одной манципации, виндикация усыновителя следовала после первого же фидуциарного отчуждения лица, предназначенного в усыновление.

Источники:
  • http://studopedia.su/17_73054_kommentariy.html
  • http://law-student.ru/733-semeynyy-status-v-drevnem-rime.html
  • http://studfiles.net/preview/5661852/page:13/
  • http://xstud.ru/83425/rimskoe_pravo/semeyno_pravovye_otnosheniya_rimskaya_semya_stepen_rodstva
  • http://cyberpedia.su/6x87fc.html
  • http://uchebnikfree.com/rimskoe-pravo/rimskaya-patriarhalnaya-semya-26896.html