Меню Рубрики

С точки зрения реляционной концепции время относительно

Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов.

Время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:
1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
• время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;
• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся:

  • объективность и независимость от сознания человека,
  • их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей,
  • количественная и качественная бесконечность,
  • вечность.

Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.
Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо.
Проявление времени и пространства различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время.

  • Так, например, психологическое время связано с его психическими состояниями, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени.
  • Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Считается также, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).
  • Социальное время, связанное с развитием человечества, с историей, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно это ускорение характерно для ХХ века в связи с научно-технической прогрессом. НТР буквально спрессовало социальное пространство и неимоверно ускорило бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было просто немыслимо еще в прошлом столетии.

В ХХ веке на основе открытии в естественных и точных науках был разрешен спор между этими двумя концепциями. Победила реляционная.
Так, Н. Лобачевский пришел к выводу в своей неевклидовой геометрии, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, а они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи.
По теории относительности А. Эйнштейна пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения (т. е. от показателей материи). Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме (300000 км/с), а временные процессы в быстро движущихся системах замедляются. Он доказал также, что вблизи массивных тел время замедляется, как и в центре планет. Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел.
Таким образом, теория относительности А. Эйнштейна показала неразрывную связь между материей, пространством и временем.


movement, dialectics, time, development, relational conception of time, free choice, border, duration, direction, speed

В отечественной философии накоплен богатый опыт исследования проблемы времени — как в рамках субстанциального, так и в рамках реляционного подхода, а также в исследовани субъективного и внутреннего времени [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12] . Придерживаясь реляционной концепции, автор полагает, что общая реляционная концепция времени является достаточно абстрактной, во многом декларативной, опирается лишь на разрозненные разработки с доминированием аргументов из физической теории относительности и некоторыми иллюстрациями из наук о других уровнях организации материи. В теории развивающихся объектов данный подход обретает логическую завершенность и полноту. Кратко изложим его.

1. Определение и общие положения в понимании времени

Время есть интегральное проявление процессуальности бытия конкретного развивающегося объекта (типа объектов), (выражающее, реализующее) комплекс следующих онтических времяобразующих свойств (одновременно параметрических характеристик) всякого процесса: границы процесса (его начало и окончание); длительность (как собственно процессуальность времени, его размерность, последовательность прошлого, настоящего и будущего, включая длительность и последовательность фаз и этапов процесса и всего процесса в целом); направление процесса (включая изменения, колебания, пульсации и флуктуации направления процесса (его времени)); скорость протекания (темп, ритм) (включая изменения, колебания (ритм как периодичность колебаний процесса (его времени)); выбор времени (свобода выбора времени) (в точке бифуркации?), включая выбор границ, выбор длительности, выбор направления, выбор скорости (темпоритма). Качественное и количественное выражение этих параметров процессов в абсолютных и соотносительных (относительных) единицах, следования, чередования событий и состояний в этих системах, связность последующих и предыдущих состояний, ритмичность их наступления и смены является существом времени.

Онтические свойства времени (набор параметрических характеристик) могут быть постоянными в том или ином процессе (типе процессов), могут изменяться в том или ином процессе (типе процессов) на протяжении существования (осуществления) процесса.

Время есть результат изменчивости и не существует самостоятельно, формируясь темпами реальности, появляясь и исчезая вместе с теми или иными объектами реальности в их времяобразующих отношениях.

Измерение времени может быть абсолютным и относительным, качественным и количественным. Количественное измерение времени осуществляется посредством сравнения с рядом периодических однородных и наиболее точно повторяющихся (изотемпных) физических (включая космические) процессов, условно принимаемых за эталон. Это относится в том числе к измерению времени развивающихся объектов. Качественное измерение времени – измерение времени по оценке параметров состояния.

Представления о времени и понятия времени имеют смысл лишь постольку, поскольку мир процессуален, то есть находится в состоянии движения и развития. Если бы мир был вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Разъяснения и комментарии . Феномен времени связан с существованием отдельных (материальных и идеальных) образований. Время не существует как некая надмировая тождественная себе данность; оно есть некий результат (эффект, «продукт», аспект, следствие) процессов, происходящих в конкретных объектах, есть производное процессуальности, развития конкретных объектов, вторичное, есть эффект движения .

Логика рассуждений в рамках материалистической версии реляционной концепции времени такова. Поскольку материальный (и идеальный) мир состоит из разделенных объектов, то процессы, происходящие в этих объектах (движение вообще и развитие в частности), создают последовательность (в том числе периодичность, повторяемость) смены состояний и наступления событий, одни из которых наступают раньше (одновременно либо позже) других. Это порождает феномен темпов, ритмов (темпоритмов) бытия конкретных объектов, организует посредством этого длящийся характер бытия, порождая интегральный феномен длительности . Длительность есть результирующий эффект последовательности смены состояний – нет смены состояний в наборе их качеств (ритмов, темпов), нет длительности. Характер последовательности наступления событий, характер ритмов (темпоритмов) бытия данного объекта определяют длительность фаз и этапов его бытия. В свою очередь, эти эффекты (вместе и/или по отдельности) составляют существо времени как следствия рядоположенности состояний и процессов. В этой связи, времяобразование есть процедура. Время создается, формируется точно так же, как формируются галактики (пространства), как отдельные развивающиеся объекты в их пространственной (в первой части растущей) организации. Время рождается, живет и умирает вместе с конкретным объектом. Причем, пока слабо исследованы взаимосвязи исторического (генетического) типа, познание которых может внести существенные новации в познание времени. Поскольку, если в индивидуальное развитие заложено изменение времени (по крайней мере темпоритмов бытия) на разных этапах его развертывания, то историческое развитие осуществляется, во-первых, как отбор на основе конкуренции времени (темпоритмов), а во-вторых, имеет собственную незапрограммированную динамику смены времени.

Создание нового объекта (системы, подсистемы) есть создание нового времени (как и нового пространства). Нет нового объекта (подсистемы в объекте) – нет нового времени, нового темпа и ритма бытия объекта и его окружения, есть новый объект (тип объектов0 есть новое время (тип времени). Возникновение нового объекта или новой подсистемы в нем – есть возникновение нового темпоритма бытия, нового времени, которое, в свою очередь, становится атрибутом бытия, ответственным за его формирование, темпом осуществления его внутренней логики, а потому и его окружения, воздействуя на другие объекты, их темпоритмы через себя и посредством себя, то есть изменяя бытие в целом. Объект и его структура порождают развитие, все его характеристики, включая процессуальность и время.

Сущностью всякого движения как последовательности состояний является процесс взаимодействия, которое является и сущностью времени. Каждый конкретный развивающийся объект «вяжет (плетет) » время в процессе и вследствие осуществления взаимодействий (в организации, развитии, интеграции, дезинтеграции и т.д.). Причем, каждый развивающийся объект как элемент мироздания «плетет» свое время.

Действительно, в локальных объектах как системах, которые посредством связей и взаимодействий соединяют (связывают) элементы, в таких связанных состояниях время протекания реакций иное, чем в свободном состоянии элементов. Например, химические реакции в биологических системах протекают в сотни раз быстрее, чем в свободном состоянии. Следовательно, под воздействием системного эффекта (то есть, воздействия системообразующей связи, взаимодействия) формируется новое время, изменяются параметры (характеристики) времени элементов. Время стягивается к иным организационным формам, одновременно «связывается» в смысле вяжется в новое время, время данного (системного) объекта. Время компонентов как бы отбирается в пользу времени системы, целостного объекта. Время жизни элементов жертвуется во имя времени жизни системы. Из системного эффекта следует закон ускорения темпоритмов времени при вхождении в организованные структуры. Но при этом иначе изменяются другие параметры времени, в том числе границы (продолжительность).

Примечание 1 . Стационарные и развивающиеся объекты имеют различные характеристики времени, точнее – развивающиеся объекты, взятые за периоды времени краткие относительно темпов их развития, имея разные характеристики процессов, формируют время, различающееся по нескольким параметрам.

Примечание 2 . Мир в его процессуальной реальности и время неразрывны, не существуют отдельно друг от друга. При этом, лишь понимание времени как самостоятельно сущей субстанции позволяло бы двигаться во времени, посещать прошлые и будущие миры в единстве материально-энергетически-информационной природы. Поскольку же время есть результат этапности материальных и идеальных процессов, то путешествия во времени в указанном смысле, переходы во времени в буквальное прошлое или будущее конкретного развивающегося объекта в его материально-энергетически-информационном тождестве себе – невозможно. То есть, невозможно и создание «машины времени» в таком – механистическом – виде.

Однако это не означает невозможности практического освоения времени и управления временем в научно обоснованным границах – в его целостности либо в отдельных его параметрических характеристиках (см. далее). Причем, освоение времени – это качественно более сложная задача, чем освоение пространства. А ведь человек всего лишь несколько веков назад начал овладевать всеми тремя измерениями пространства – научился устойчиво отрываться от поверхности земли, погружаться под землю и под воду, преодолевать большие пространства, но и здесь пока лишь мечтает «летать меж звезд». Освоение времени, по всей видимости, будет занимать существенно большие исторические периоды.

Все это относится и к путешествиям во времени. Невозможность оказаться в буквальном прошлом или будущем не означает невозможности информационных (идеальных), а возможно, и энергетических «путешествий во времени». Но необходимо научно корректно понять природу и возможности «машины времени» и лишь затем создавать «аппарат» для того, чтобы «летать» во времени, причем, сначала в моделируемом формате в различных сценариях, при разных заданных условиях, лишь затем – в реальности. Нужно сначала научиться «летать» во времени, парить, чувствовать себя свободно при перемещениях в нем. Лишь затем, поняв природу перемещения во времени, можно переходить к реальным «полетам».

Примечание 3 . Существуют материальные, идеальные и материально-идеальные объекты и им соответствуют различные типы времени. Время материальных объектов – это то время, которое понимается в традиционном смысле. Время идеальных объектов – это время в идеальных мирах, которые создаются идеальными объектами (языком, научной теорией, мировоззрением и т.д.). Его параметры и свойства типологически описываются теми же параметрическими характеристиками, что и время материальных объектов, но оно обладает содержательной спецификой, требующей специальных подходов и исследований. Время идеально-материального типа объектов сочетает в себе свойства времени материальных и идеальных объектов.

2. Диалектика параметрических характеристик времени

В материальной и идеальной природе существует диалектика времени , которая охватывает собой все его параметрические характеристики: границы процесса (его начало и окончание), направление всякого процесса, продолжительность (длительность), скорость протекания (темп, ритм), выбор. Некоторые из диалектических моментов времени уже обсуждаются в философской и научной литературе, другие требуют исследования.

Границы времени (начало и окончание процесса) в их диалектике временности (ограниченности во времени) и вечности бытия, существуя как абсолютное (ибо нет бесконечных процессов) и одновременно как относительное (в том числе субъективно воспринимаемое), могут варьироваться в больших промежутках посредством изменений в содержании системы и процесса – например, может изменяться (сокращаться) продолжительность жизни объекта (абсолютное время его бытия), быстрее или медленнее (абсолютно либо относительно) оканчиваться какие-либо процессы и т.д. Однако границы времени, отражая временность (конечность) бытия всякого конкретного объекта, имманентно включают в себя вечность – как посредством отсутствия границ при внутреннем взгляде, когда границ не существует и единичное бытие есть вечность для самого данного объекта, так и посредством бесконечности сочлененных процессов, исходящих из вечности и уходящих в вечность.

Границы времени объекта определяются совокупностью внутренних и внешних обстоятельств. Есть возможность влиять на границы времени изнутри и извне, в том числе запускать (начинать) и останавливать время.

Длительность времени как собственно процессуальность времени, его размерность, этапность, последовательность прошлого, настоящего и будущего, историчность, включая длительность и последовательность фаз и этапов процесса и всего процесса в целом процессов. Его диалектической противоположностью является отсутствие длительности (отсутствие времени) – безвременье , которое есть либо а) сжатие времени в точку «ноль», остановка времени – которая есть одновременно бесконечность ибо абсолютная неизменность, «стабильность», постоянство, вечность, жизнь вне времени либо б) бесконечное «вращение по кругу», которое возможно как вечность лишь в потоке («вечный» двигатель при «вечном» потоке) либо в) «консервация» во времени (как предельное замедление времени).

Возможны различные типы разрушения внутреннего времени системы (безвременья). Первый связан с разрушением (гибелью) системы и, естественно, уничтожением связей, формирующих время и самого времени. Второй – с изменением структуры системы, характера ее времяобразующих связей и самого времени. Третий – с исчезновением той или иной связи, например, такой важнейшей как связность последовательных событий. В разных случаях предполагается или бесконечный по длительности (разрушение системы), или относительно краткий (переструктурирование системы) период безвременья, период небытия собственного внутреннего времени системы.

Направление времени есть траектория процесса в «пространстве» обретения свойств (качеств, параметров, количеств), которая осуществляется в пространстве векторов времени, которое включает в себя сочетание различных направлений (тенденций) – вперед, назад, вращение (движение по кругу), нахождение в стабильных (метастабильных) состояниях без направленного движения, колебания, пульсации направлений. Как следствие системного характера организации мира, в процессуальности любого конкретного объекта всегда присутствует доминантный тренд времени «вперед», поглощающий, но не уничтожающий иные направления.

Схема траекторий времени при движении из точки А в точку В (состояния объекта) многообразна -прямая линия, кривая линия, циклическая линия, волнистая линия. Характер изогнутости траектории времени свидетельствует о характере процесса – выпуклая траектория времени соответствует развитию-росту, вогнутая – развитию-старению.

Причем, в разных объектах (даже одного типа) процессы могут идти в разном направлении, тем самым формировать время разного направления (пока не говоря о темпах). Само же время объектов – может воздействовать на время граничащих объектов (тормозить, как стены трубы течение жидкости) и на время интегральных структур, включающих данный как компонент, на его направление (как и темп).

Многомерный поток времени в итоге организуется в однонаправленное линейное время, в «стрелу времени» (например, в нашем мире, нашем измерении, при наших скоростях времени).

Скорость времени (темп, ритм ) отражая скорость протекания процессов, может являться постоянной и непостоянной величиной, то есть, в определенных объектах, процессах, при определенных условиях может изменяться, то есть ускоряться либо замедляться, включая различные разновидности изменения и колебания ритма времени и организующего его процесса. Например, ускорение времени биологических и социально-исторических систем («сжатие» времени, «уплотнение времени» на фоне астрономического времени) известно уже по крайней мере с XVII-XVIII веков. Другой пример – замедление субъективного времени через выход в «параллельные» идеальные миры (релаксация, общение, химические средства – например, алкоголь).

Удлинение (замедление) времени в одном отношении происходит за счет сокращения (ускорения) времени в другом отношении, и наоборот – это еще один эффект самоорганизации. Так, химические средства, способные приводить к эффекту изменения темпа субъективного идеального времени через влияние на те или иные характеристики процессуальности, при этом воздействуют на темпы обмена, влияют на продолжительность биологической жизни. Аналогично – другие (нехимические) способы. Обратный эффект – ускорение идеального времени приводит к его замедлению в ином отношении. Существуют и примеры инверсии времени – так, время бездельника тянется, как резина, но слагается в «пустые» года, неразмеченные и сжатые в миг, а также сокращают время биологического бытия; у трудящегося человека «летят» трудовые дни, сжимаемые нехваткой времени, но они вытягиваются в размеченные делами годы, а также (при определенной мере труда) продлевают биологическое бытие.

Таким образом, существуют эффект, обстоятельства, причины замедления времени, удлинения промежутков времени и ускорения времени, сокращения промежутков времени в конкретных объектах, а также механизмы, ответственные за ускорение и замедление времени –акселераторы и «замедлители» времени. Существуют и эффект, обстоятельства, причины, а также механизмы, ответственные за равномерное течение времени, его «изотемпность». Важно обратить внимание на следующее – ускорение времени (в том числе через ускорение процессов, его образующих, но не только) есть сокращение длительности перехода в новое состояние, сокращение длительности промежутков времени, сокращение длительности бытия объекта. Замедление времени (в том числе через замедление процессов, его образующих, но не только) есть увеличение длительности перехода в новое состояние, увеличение длительности промежутков времени, увеличение длительности бытия объекта. Кроме того, одновременно существует несколько накладывающихся эффектов организации времени, которые взаимовлияют друг на друга, создавая своеобразную «интерференцию» эффектов, одним из следствий чего является нивелирование некоторых эффектов, коль скоро они происходили бы в «чистом виде».

В связи с этим есть возможность создания искусственных условий для управления временем конкретного объекта, которое (управление временем объекта) может быть поставлено на научно-методическую основу как элемент управления будущим. Естественно, что результатом такого управления может быть как позитивные эффекты, оптимизирующие время объекта, так и негативные, в том числе разрушающие либо поглощающие время объекта. В отношении управления биологическим временем человека возможен целостный комплекс, основанный на сочетании духовных компонентов, физической подготовки, медицины, химических и медикаментозных средств, искусственных органов и т.д. В отношении социальных организмов также возможны условия, трансформирующие время. Один из типов – мобилизационные условия. Наиболее точно сжатие, напряженность времени как эффекта мобилизации деятельности людей воспроизведено в сюите Г.В.Свиридова «Время, Вперед».

В обсуждении этого противоречия лежит основание поиска ответа на вопрос (решения проблемы): возможно ли нагнать упущенное время при отставании в развитии? Как это сделать? А также буквального прочтения вопроса «где взять дополнительное время?».

Выбор времени (свобода выбора времени) конкретного объекта является ключевым свойством развивающихся объектов, основанием обладания собственным внутренним временем и фундаментальным признаком отнесения объекта к типу развивающихся объектов в их самодостаточности и целостности. Известно, что существует объективная диалектика (и сочетание) свободы и необходимости (хаоса и порядка), субъективная диалектика (свободы выбора и отсутствие выбора либо свободы выбора) и мировоззренческие интерпретации этого диалектического отношения. Эта диалектика своеобразно преломляется в диалектике свободы времени развивающегося объекта как в объективном аспекте, так и в субъективном, в том числе в субъектных реализациях индивидами (свобода и долг) и социальными организациями как разновидностями развивающихся объектов. Первый аспект диалектики свободы и необходимости в отношении времени: у развивающегося объекта образуется свое внутреннее время, которое во многом самостоятельно и не подчиняется внешнему (свобода), но во многом соотносится с ним и подчинено ему (необходимость). Второй аспект диалектики свободы и необходимости в отношении времени: в моменты перехода из одного состояния в другое (в точках бифуркации) развивающийся объект вновь осуществляет выбор времени. Этот выбор есть диалектическое сочетание его внутренней необходимости и свободы, а также внешней необходимости, диалектика выбора нового времени как формы организации нового порядка. В эти периоды время становится (может становиться) сильно нелинейным. Третий аспект: выбор осуществляется и входит органическим компонентом во все компоненты времени как процессуальности – граничность, длительность, направленность, скорость времени. То есть, существует выбор границ времени, выбор длительности, выбор направления и выбор скорости (темпоритма). Они могут осуществляться как врозь, так и в различных комбинациях. При этом диалектика противоположностей выбора времени пронизывает каждый параметр. Четвертый аспект: именно свобода выбора формирует время, историю как необходимость и порядок, поскольку одним из важнейших следствий диалектики свободы и необходимости является то, что свобода выбора является ключевым компонентом эффекта необратимости времени . Пятый аспект: в свободе выбора времени диалектически сочетается «плохо» и «хорошо» («добро» и «зло») для развивающегося объекта и его окружения. Более того, понятие «свобода» отражает ту же реальность, что и «хаос», «отсутствие порядка», но при этом «свобода» и «хаос» несут различную ценностную и смысловую нагрузку – «свобода» несет позитивное наполнение, а «хаос» отрицательное наполнение. Причем, в традиционных культурах (особенно восточных) этот феномен предпочитают называть именно «хаос», а не «свобода», справедливо полагая, что деконструктивные, разрушительные компоненты этого феномена («зло») превышают (особенно на первых порах) созидательные, конструктивные («добро»).

Время любого конкретного развивающегося объекта включает все параметры. Однако при определенных ракурсах позиционирования объекта в реальном мире или предмета исследования в науке, рассмотрения вообще, время может «утрачивать» (можно абстрагироваться) от одного, двух, трех, четырех параметрических характеристик. Так, время имеет одно измерение в стационарных объектах изотемпного типа – направление. Это объекты, «работающие» на физико-химических взаимодействиях (астрономическое время). Поскольку все процессы (длительность) здесь равномерны, повторяемость жесткая (в пределах флуктуаций), время имеет постоянную скорость, не обладает выбором в пределах небольших интервалов времени (десятки миллионов лет), границы не существуют (фактическая вечность). Время имеет два измерения в стационарных объектах анизотемпного типа – направление и темп (ритм). Три параметра, например, в масштабах времени, соизмеримых с временем бытия объекта, когда появляются границы времени. И так далее. Точно так же, как происходит «выпрямление» искривленного пространства Н.И.Лобачевского, Б.Римана, А.Эйнштейна до плоскости Евклида и изотропного, однородного, стационарного пространства Галилея-Коперника-Ньютона, происходит «выпрямление» времени из многомерного в одномерное и двумерное при определенных параметрах объекта (процесса или ситуации).

Примечание 1 : Возможно моделирование времени как многопараметрического «фазового пространства», в котором время имеет 2-3-4-5 измерений. Развивающиеся объекты будут расположены в некоторых кластерах этого «фазового пространства» по близким наборам параметров. Возможно также рассуждать о фазовой траектории внутреннего времени, о «топологии» времени и т.д.

Примечание 2 : Понять развитие – значит понять диалектику времени, понять, что время изменяется и что оно может изменяться сознательно. Так, темпоритмы, востребуемые для формирования будущего, сама возможность и проектирования существования будущего должны рассматриваться не только в пространственных, но и во временных характеристиках конкретных развивающихся объектов, применительно к каждому объекту (типу объектов), к человеку и человеческим сообществам в отношении будущего.

Примечание 3 : Диалектика природы времени развивающихся объектов допускает новое, смыслонаполненное, имеющее не только фантастическое и метафорическое, но и реалистическое значение и прочтение таких формул, как «пульсирующее время», «флуктуации времени», «колебания времени», «циклы времени», «развивающееся время», «параллельное время», «стационарное время», «изовременность», «раскачать лодку времени» и т.д. Однако необходимы их вдумчивые интерпретации и исследования, защищенные от спекуляций.

3. Внутреннее и внешнее время

Время применительно к каждому объекту делится на внутреннее и внешнее время. Внутреннее время выступает как характеристика процессуальности собственно динамической сущности развивающегося объекта (типа объектов) и в его полноте является исключительной принадлежностью и имманентной характеристикой развивающегося объекта как целостности. Внешнее время выступает как совокупность характеристик процессуальности иных объектов (типов объектов), которые (объекты) могут быть физически внешними (рядоположенными в пространстве либо иерархически более высокими по уровню организации и включающими данный объект как элемент) и физически внутренними (включенными во внутреннюю иерархию объекта и являющимися элементами его содержания, но одновременно несущими в себе свойства динамической сущности иного объекта). Внутреннее и внешнее время могут совпадать и различаться по тем или иным параметрам.

Каждый развивающийся объект имеет внутреннее время. Внутреннее (собственное) время системы также определяется связями и взаимодействиями, которые формируют феномен времени. Исчезновение какой-либо связи, формирующей время, нарушает ход времени системы, разрушает внутреннее время.

При этом, каждый развивающийся объект также включен либо взаимодействует с другими системами времени, которые представляют собой внешнее время: а) время более обширного объекта, в который включен данный; б) время объекта, несущего в себе предшествующие, базовые отношения и взаимодействия по отношению к данному, в том числе время элементов, составляющих данный объект, находящихся на предшествующем уровне организации; в) время объекта, существующего «параллельно» с данным объектом и взаимодействующего с ним, причем, важно понимание соотношения масштабов объектов.

Базовым временем для всех существующих объектов Метагалактики является астрономическое время как время этого развивающегося объекта, природа которого определяется закономерностями гравитационных взаимодействий и их динамики. Одновременно, астрономическое время в связи с малой скоростью протекания процессов развития в Метагалактике, воспринимаясь как стационарное, стало некоторой идеальной метрической моделью, позволяющей соизмерять время бытия любого объекта известного нам бытия с астрономическим временем. Это – некоторые эталонные часы, относительно которых измеряются темпоритмы всякого бытия, время всякого развивающегося объекта.

Примечание 1 . Возможны рассуждения о времени, опирающиеся на уровни организации материи и соответствующие им типы взаимодействий: физическое время, химическое время, биологическое время, культурологическое время и т.д. Здесь уже возникли интересные идеи. Однако сам по себе такой подход является промежуточным и обладает относительно невысоким уровнем методологического и прагматического потенциала. Концепция существенно усиливается и обретает завершенность при переходе на позиции конкретных развивающихся объектов с учетом их природы.

Примечание 2 . Органичность взаимосвязанности, взаимодействия, взаимной обусловленности различных рядоположенных и иерархически включенных объектов обусловливает органичность связи времен во взаимосвязанных и подчиненных структурах, внутреннего и внешнего времени развивающегося объекта.

Примечание 3 . Наличие множества рядоположенных и включенных друг в друга объектов позволяет рассматривать возможность феномена перехода между мирами во времени, выскакивания (выпадения, выхода) в параллельное время как время реального (не фантастического) параллельного мира одного типа организации (например, духовной, можно и биологической). Например, личность или культура, например, для отдыха, или, наоборот, для работы может выходить в параллельное время других объектов, оказываясь в иных (различных) направлениях времени, темпоритмах и других параметрических характеристиках времени. Это возможно через взаимосвязи, по законам взаимодействия, соответствующим природе миров и закономерностям взаимодействия. При этом, таким способом (с использованием таких технологий) можно непреднамеренно и преднамеренно (осмысленно) менять внутреннее время объекта, регулировать смену темпоритмов и сами темпоритмы, тем самым изменяя время.

Особо отметим недопустимость в осмыслении переходов во времени смешения науки с псевдонаучными, мистическими и иными спекуляциями, а также необходимость различения научной фантастики и научной рациональности.

Примечание 4 . Время есть не только формируемое, организуемое нечто, но и выступает как самостоятельное организующее начало, способное оказывать самостоятельное действие, в том числе обратное действие на порождающие его процессы. Его самость есть результат порядка (гармонии) параметрических характеристик, в том числе темпоритмов бытия, циклов (периодов), который (как элемент формы процесса) может влиять на его (процесса) содержание. То есть, возникая как свойство процесса, время способно выступать как самостоятельное организующее начало по отношению к процессам.

На основании этого свойства может быть основана техника воздействия на объекты и процессы – посредством воздействия на время, через направленное изменение параметрических характеристик темпоральности (времени) объекта и процесса (и по обратной связи – на их время). То есть, ускорение и замедление темпов развития может осуществляться не только через воздействие на содержательные характеристики объекта (его элементной базы и набора взаимодействий) или воздействие на параметры процессов, но и посредством изменения темпоральности (времени) бытия объекта и тем самым (именно тем самым ) придание ему импульса развития либо замедление его процессов и времени.

Примечание 5 . Субъективное (личностное) время есть разновидность внутреннего времени и потому есть сущее, реальность. Субъективное время выступает в двух взаимосвязанных аспектах: а) внутриличностное духовное метафизически-рациональное отражение объективно сущего (внесубъектного) времени и б) собственное внутреннее время субъекта как разновидности развивающегося объекта материально-идеального типа. Причем, у человека есть уникальное качество – несколько масштабов личного времени – личное-индивидуальное, личное-групповое (коллективное), личное-культурное.

Субъективное время как отражение объективной реальности (первый аспект) не есть «истинное всеобщее время», как это полагали субъективные идеалисты, в особенности, в англосаксонской версии. Это – действительно субъективное отражение объективного мира, а не время, создаваемое личностью для всего окружающего мира. Однако субъективный идеализм верно уловил важный момент – возможность воздействия внутреннего времени личности (и иного субъекта) на время окружающего мира. При этом прагматический аспект субъективно-идеалистической версии интерпретации времени оказался мировоззренчески и идеологически выгодным элитарному типу миростроительства, его лидерам, позволяя свою версию понимания времени и свое направления конструирования времени навязывать миру. Демократическое сообщество должно отчетливо понимать, что вся кутерьма вокруг субъективного времени – не проявление некой универсальной субъективно-идеалистической данности времени, но лишь одна из множества культурных и личностных версий, навязываемая миру в ходе конкурентной борьбы элит с остальным мировым сообществом за власть и ресурсы.

Второй аспект субъективного времени указывает на основания его природы в привязке к личности (и другому субъекту) как разновидности развивающегося объекта. Это внутреннее время конкретного субъекта, которое он волен держать при себе либо пытаться диктовать другим субъектам (концептуально либо практически). Это – в биопсихической природе и сознании конкретной личности (социальной группы) созданная реальность, которая, является основанием метафизических смыслов, будучи осознанной рационально, является основанием культурной деятельности.

Реляционная концепция

Читайте также:

  1. Вопрос 6. Языки манипулирования данными. Реляционная алгебра, языки исчисления предикатов SQL
  2. Вопрос 61. Нормы радиационной безопасности НРБ-99, их обоснование и общая концепция.
  3. Категории пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции.
  4. КОНЦЕПЦИЯ. И МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙУЧЕТА ФАКТОРА РИСКА
  5. Корреляционная рефлектометрия с применением псевдослучайного сигнала.
  6. Корреляционная связь.
  7. Математическая статистика и корреляционная зависимость
  8. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  9. Реляционная алгебра. Операции селекции, тета-соединения, естественного соединения и деления.
  10. Реляционная база данных
  11. Реляционная база данных. Манипулирование реляционными данными.
Читайте также:  Что такое информация с точки зрения живых организмов

Субстанциальная концепция.

В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые не телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности.

Пространство и время в ней рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами.

Физика, как и любая иная наука, дает описание мира, опираясь лишь на те знания и представления, которые она может обобщить на данном этапе. Полнота научной картины мира часто базируется на введении сил и представлений, которые являются не чем иным, как идеальными конструкциями, созданными вследствие недостаточности физического обоснования. Л. Кар утверждал «Так же и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущению того, что происходит теперь и что воспоследствует позже… никем ощущаться не может время само по себе, без движения тел и процесса». Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды. Считалось, что эфир пронизывает все тела, и что им заполнено пространство. С помощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на нем строились физические теории (например, волновая теория света). При этом физики долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался недосягаемым для физического эксперимента. Дабы обосновать реальное существование эфира как особой светоносной среды, возникла идея проверить относительно него скорость Земли. Начиная с 1881 г. Майкельсон, сначала один, а затем, с 1887 г., совместно с Морли, ставит, а этой целью серию опытов («опыты Майкельсона— Морли»). Результат оказался негативным.

Читайте также:  Что делать если у тебя зрение минус три

Отсюда следовало два вывода, которые выглядели парадоксально, так как и тот и другой противоречил науке того времени:

1. Земля неподвижна.

В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира. Из данной теории следовал целый ряд выводов относительно пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений. Главный вывод заключался в том, что пространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. И, наконец, что проблема установления одновременности событий решается через конвенцию — соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала. Таким образом, в философском плане пространство и время суть важнейшие атрибуты бытия, представляющие собой на конкретном уровне системы физических отношений между объектами. Позже в общей теории относительности пространство и время связываются также с другими материальными свойствами, например с тяготением, с распределением массы.

В новой физической теории пространство и время трактуются с позиции реляционной модели, как более адекватной современным физическим представлениям. Мы обращаем внимание именно на момент выбора модели для интерпретации, так как в современной физике существуют и представления, базирующиеся на модернизированном понимании субстанциальной концепции. Итак, с реляционныхпозиций время — это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство — форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств.

2 Атрибутивные свойства пространства и времени:

а. Атрибутивные свойства пространства:

— протяженность, т.е. рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или от него отнять другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;

Читайте также:  Зрение для работы в подземных условиях

— непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке и в распространении воздействий посредством полей как процесс передачи материи, энергии, информации;

— относительная дискретность (прерывность), которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;

— трехмерность, которая носит всеобщий характер. Все создаваемые в науке n-мерные пространства есть лишь абстракции, удобные для описания. Реальное пространство трехмерно, и все явления можно отобразить в трех пространственных координатах.

Б. Атрибутивные свойства времени:

-длительность, т.е. последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;

-необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему. Прошлое— все те события, которые осуществились. Оно воздействует на настоящее и будущее. Будущее — те события, которые могут произойти, возникнув из настоящего. Настоящее охватывает все события и системы, которые реально существуют. Следовательно, взаимодействие возможно лишь при одновременном существовании объектов. Объекты, существовавшие в прошлом, недоступны воздействию, так как они перешли в иное состояние. Мы можем лишь менять наши представления о прошлом, что, конечно, может изменить и трактовку некоторых событий дня сегодняшнего. На будущее же воздействовать, возможно, создав систему причин и предпосылок возникновения какого-то события. Существует и статическая концепция, согласно которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, рядоположенно, а, следовательно, между ними возможно и взаимодействие.

В современных концепциях супергравитации, где сильные, электрослабые и гравитационные взаимодействия связываются между собой и рассматриваются как своеобразные расщепления глубинного взаимодействия, в котором они первоначально неразличимы, вводится представление о десятимерном пространстве-времени. Таким образом, пространство и время-это, всеобщие формы существования, координации объектов.

Однако пространство и время — это не только физические понятия, но и особые феномены культуры. Поэтому их понимание в большой степени зависит от исторических и иных социокультурных условий. Как показывает лингвистический анализ, представители разных культур даже воспринимают время по-разному. Различия в понимании пространства и времени существенно влияют не только на специфику их восприятия, но и на специфику их использования даже в физике. Культура, которая выражается через язык, детерминирует образы и представления о мире, в том числе и научные, окрашивает науку в национальные цвета. Так, напри-мер, у Декартапространство — это, прежде всего «распространение — протяжение — растекание некой полноты — жидкости». Для Декарта пространство — это растекание как таковое и вовсе неважно куда. Тогда как для германца важнее понять сам адрес этого растекания. А это разные предпосылки объяснения мира. «Итак, по Декарту, важнее вытяжение, чем куда вытягиваться: само вытяжение и творит себе «место». Ньютон, напротив, пошел по пути разрыва материи-полноты и пространства. Он «собрал ее в сгустки — города частиц: тела с определенными массами. Далее и их упразднил, заменив математическими точками в центре тяжести тел, так, что и понятие массы лишилось совсем своего самостоятельного смысла, а стало лишь коэффициентом». В отличие от мифопоэтического представления мир в физической картине стал бес-смысленным, измеряемым и ограниченным пространством и временем. То же самое и со временем. Разные понимания времени порождают и раз-личные понимания мира. И здесь действительно стоит задуматься, а не был ли прав И. Кант, говоря о пространстве и времени как об априорных формах нашего рассудка, который интерпретирует мир соответствующим образом. Таким образом, пространство и время различаются в куль-турном смысле «по горизонтали», т.е. в разных одновременных культурах.

В разновременных культурах существует «вертикальное различие» пространства и времени. Так, например, в Древнем Китае время трактовалась не как некая последовательность равномерных и направленных в будущее событий, а, напротив, как совокупность неоднородных отрезков. Поэтому историческое время получает свои личные имена, связанные с жизнью конкретных людей, императоров. Соответственно, такое понимание времени требовало и иного пред-ставления о пространстве. Замкнутое пространство и цикличное время — вот модель мира, в которой живет человек. Поэтому будущее рассматривалось в Китае не как нечто стоящее впереди и еще неосуществленное, а скорее как нечто уже бывшее. Поколения уходили в небытие, которое уже обладало реальностью.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 643 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
  • http://e-notabene.ru/fr/article_11954.html
  • http://studopedia.su/15_52817_relyatsionnaya-kontseptsiya.html