- Философия бытия и его формы
- Категория бытия в онтологии
- Сущность и формы бытия
- Философия природы
- Философия жизни
- Сознание и бытие
Название | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2010/2011. Школьный этап. 11 Класс |
страница | 8/9 |
Дата публикации | 31.03.2013 |
Размер | 0.65 Mb. |
Тип | Документы |
userdocs.ru > Экономика > Документы
12. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными. «Адам Смит был английским экономистом и философом семнадцатого века (1), одним из основателей классической политэкономии. В своем основополагающем труде «Опыт о народонаселении» (2) обобщил многолетнее развитие экономической мысли, рассмотрел экономическую историю Западной Европы, изложил свои взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. (3) Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость расширения государственной регламентации экономики (4) для ускорения развития хозяйства. При этом Смит считается автором теории о «невидимой рукой рынка» (5), согласно которой экономика саморегулируется на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения, цен. Полемизируя с меркантилистами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии (6), Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он утверждал, что труд выступает и в качестве мерила стоимости товара. (7) В соответствии с этой теорией Смит разделял общество на классы буржуазии и пролетариата – наемных работников. (8) 2. Нет, «Исследование о природе и причинах богатства народов». 4. Нет, необходимость освобождения экономики от государственного регулирования. 6. Нет, отождествляли богатство с накоплением драгоценных металлов. 8. Нет, на производительный и непроизводительный классы. 20
Критерии для оценивания:
Всего за работу баллов 153 балла. ^ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС. 1. Выберите верный ответ (один или несколько): ^ 1.2. С точки зрения рационалистов, критерием истины является а) теоретическое доказательство; 1.3. Эмиссией называют: ^ 1.4. Какой правовой институт не входит в систему гражданского права: 1.5. Какой источник богатства называл А.Смит б ) разделение труда; 1.6. К отраслям публичного права относятся а) конституционное право; б) уголовное право; г) финансовое право; ^ 1.7. Голландский юрист Гуго Гроций обосновал идею: в) естественного права; 1.8. К вербальному общению относятся (-ится): а) беседа по телефону; г) диалог драматических персонажей; 7
По баллу выставляется за каждый правильный ответ, всего 7 баллов. 2 3.1. Полития, монархия, аристократия (правильные формы правления у Аристотеля). 3.2. Предписанный, смешанный, главный (социальные статусы) . По баллу выставляется за каждый правильный ответ, всего 2 балла. ^ 4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение. 4.1. Христианство, буддизм, иудаизм , ислам (иудаизм, остальные – мировые религии) 4.2. Зарплата, рента, алименты, гонорар (факторные доходы) По баллу выставляется за определение лишнего элемента и по 2 балла за пояснение, всего 6 баллов. ^ 5. Заполните пропуски в ряду. 5.1. Массовая культура, ___________, народная культура. (элитарная) 5.2. Физиологические потребности, __________, духовные (идеальные) потребности. (социальные) 10 «Ролью называется ожидаемое __5___, ассоциируемое с определенным __9___. Совокупность ролей, соответствующих данному ___9__, называется __7___. Наши роли определяются ожиданиями других ___10__. Некоторые из этих ожиданий, например, законы являются __1___, а другие, вроде умения вести себя за столом, — ___11__. Когда ___5__ человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные ___2__ (такие как деньги или __4___)». (Н. Смелзе, современный американский социолог). 6. Предписанный статус. | 7. Ролевой набор. 10. Член общества. 12. Социальная мобильность. |
По баллу выставляется за каждый правильный ответ, всего 10 баллов.
12
7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
^ Перевод латинского и греческого термина | Общественные явления | Термины и их значения | ||||||
«Подлежащее распространению | Идеология | _______________________ — __________________ ____________________________________________ | ||||||
«Отдельный» | Национальные отношения | _______________________ — __________________ ____________________________________________ | ||||||
«Состояние» | Социальные отношения | _______________________ — __________________ ____________________________________________ | ||||||
«Ни тот, ни другой» | Внешняя политика государства | _______________________ — __________________ ____________________________________________ Пропаганда, сепаратизм, статус, нейтралитет ^ По баллу выставляется за каждый правильный термин и по 2 балла за определение этого термина, всего 12 баллов. 6 8.1. Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына. А. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи свидетельских показаний? 8.2. В детскую поликлинику одного из районов г. Тамбова подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось. А. Гражданином какого государства будет являться мальчик? Б. Свой ответ обоснуйте. 8.1. Да, может отказаться. На основании конституции никто не должен свидетельствовать против себя и своих близких родственников. 8.2. Гражданином РФ. Право приобретения гражданства определяется правом почвы (местом рождения). По баллу выставляется за правильный ответ в позиции А и по 2 балла за полное правильное объяснение. Всего 6 баллов 10 ^ С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения: Закон (А), подзаконный акт (В), Конституция Российской Федерации (С), распоряжения министра финансов(D), Уголовный кодекс Российской Федерации (Е), Нормативно-правовые акты (G). Выставляется 10 баллов за полностью правильно выполненную схему. G
А6; Б3; В1; Г5; Д9; Е8; Ж2 ^ Выставляется по 2 балла за каждую установленную пару соответствия. Всего 14 баллов. 9
Выставляется по баллу за каждую правильно определенную позицию. Всего 9 баллов. 20 13.1. Самостоятельно определите позиции. 13.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках. § 22. Истина и ее критериикак в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании? Категорию «истина», наряду с понятиями «добро» и «красота», можно отнести к основным ценностям общества. Как писал русский философ В. С. Соловьев, человеку важно, «чтобы предмет его воли. был объективным благом. предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». Вопросы о том, какое знание следует считать истинным, в какой мере оно доступно познающему человеку и какими способами достигается, были и остаются предметом обсуждения в философии и науке. Вы уже знаете, что некоторые философы утверждали принципиальную непознаваемость мира. Их назвали агностиками. Но и те, кто признают возможность получения истинного знания, дают различные трактовки категории «истина», по-разному видят ее критерии. Объективность истиныПриведем два классических определения истины. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом, истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Такая трактовка истины восходит к Аристотелю. Он критиковал позицию философа Протагора, отрицавшего объективность истины и заявлявшего: «Что каждому кажется, то и достоверно». Если прав Протагор, рассуждал Аристотель, значит, «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны». Но «придавать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом людей нелепо: ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны». В дальнейшем, как уже отмечалось, все более отчетливо выявлялась роль субъекта в процессе познания, его влияние не только на средства, но и на результат познавательной деятельности. Однако главным оставался вопрос о том, как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете, если собственно сам предмет дан ему в опосредованных формах — чувственном представлении и рациональном осмыслении. Вот здесь и возникает проблема тех показателей, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания. Особенно строго к отбору и проверке критериев, способов обоснования истины относится наука. Критерии истиныВ истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании. Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. В своей крайней форме это направление выражалось в сенсуализме (от лат. sensus — чувство, ощущение) — философском течении, согласно которому ощущения являются единственным источником и основанием знания. Идеалистический сенсуализм само человеческое «Я» сводил к комплексу ощущений, рассматривая мышление как производное от ощущений. Ограниченность эмпиризма сегодня достаточно очевидна. Во-первых, как уже отмечалось, на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний, кроме того, наш чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности. Во-вторых, многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем. Кроме того, сам опыт не есть нечто изначальное, мы «видим» действительность под определенным углом зрения, концентрируем внимание на отдельных объектах, по тем или иным значимым для нас причинам, — словом, чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации. Для представителей другого направления —рационалистов — критерием истины выступал разум. За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. Вместе с тем само определение этих фундаментальных и безусловных оснований познания оставалось для рационализма серьезной проблемой. Декарт считал их «врожденными идеями», немецкий исследователь Лейбниц полагал, что такими основаниями являются «врожденные интуиции». Свойственные рационализму представления об интуитивных очевидностях познания пошатнулись в связи с открытием неевклидовой геометрии (геометрия Евклида долгое время считалась идеалом теоретически обоснованного знания). Поскольку каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной. Многие исследователи критиковали рационализм за необоснованные, на их взгляд, претензии на исключительную роль разума в деятельности человека и развитии общества. Некоторые ученые предложили считать, что в определении того, что принято считать истинным научным знанием, лежит соглашение между исследователями — «конвенции». Так, французский математик, физик и философ А. Пуанкаре (1854—1912 гг.) писал: «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны». При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще неактуален. Однако то, как упорно возвращаются к нему философы разных школ и направлений, говорит о том, что и сегодня он сохраняет свое значение. В попытках снять односторонность указанных подходов родился еще один взгляд на главный критерий истины. Возьмем элементарный пример. Допустим, что человек видит темное пятно на белом фоне. Однако существует ли оно реально? Да, сразу скажут некоторые, при условии, что его видят другие люди. Но, может быть, дело в том, что у всех людей одинаковый психофизиологический механизм восприятия? Как выйти за рамки чувственного опыта? Это возможно разными путями. Во-первых, поставить эксперимент, используя специальные приборы. Во-вторых, осуществить практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим. В зависимости от того, получили ли мы ожидаемый эффект, можно судить об истинности первоначального суждения. Оба эти пути укладываются в понятие «практика», которая и рассматривается как критерий истины. При этом данное понятие трактуется широко: в него включаются и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент. Вряд ли можно оспаривать значительную роль практики в познавательной деятельности людей. Практические нужды вызвали к жизни многие отрасли научного знания. Из курса истории вы знаете, как потребности земледелия и мореплавания стимулировали развитие астрономии, геометрии. Производство создает приборы и аппараты для научного исследования, существенно расширяющие познавательные возможности человека. И наконец, опыт всего человечества в его историческом развитии является «верховным судьей» достоверности наших знаний. С точки зрения этого подхода знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью мы можем сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразные преобразования. Вместе с тем многие философы считают, что признание практики в качестве критерия истины не является окончательным решением проблемы. Во-первых, практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. К примеру, ученик сопоставляет результаты, полученные при решении задач, не с реальной действительностью непосредственно, а с теоретическими познаниями (законами, правилами, аксиомами, ранее доказанными положениями), полученными им в процессе обучения. Ученый в ходе своей научной деятельности для подтверждения выдвинутых идей во многих случаях опирается не только на эксперимент, но и на соответствующую теорию. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений выступает теория. Во-вторых, если рассматривать практический успех как показатель правильности выдвигаемых теорий, значит, придется отказаться от принципа развития знания: если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута, получена полная истина. Здесь мы подходим к проблеме различения абсолютных и относительных истин. |
- http://uchebana5.ru/cont/3238714-p4.html
- http://studopedia.su/12_113616_kriterii-istini.html
- http://userdocs.ru/ekonomika/13027/index.html?page=8
- http://studfiles.net/preview/3858675/page:82/