Меню Рубрики

С точки зрения прагматизма истинное знание должно быть подтвержден

Принцип недеяния является основным в философии даосизма.

Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе … прагматизма

Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются … принцип объективности, принцип системности

Принципами философской системы Н. Бердяева являются … волюнтаризм\антропологизм

Природа и сущность человека является предметом изучения философской антропологии

Природа как инобытие Абсолютной идеи предстает в философии Г.Гегеля.

Проблема социокультурной детерминизации развития научного знания становится центральной для постпозитивизма.

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытие.

Проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды, классифицируются как _____________ проблемы…природно-социальные

Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___ проблемы. интерсоциальные

Прогностическая функция философии выражается в следующем: предсказывать будущий ход событий.

Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется … антропогенезом

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …эволюцией

Проявлением божественного начала в человеке с позиции философии Возрождения является творчество.

Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется … алхимией

Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …Вера

Психологическое (перцептуальное) время связано с __________________ времени индивидом…восприятием и переживанием

Работу «Феномен человека» написал…. Пьер Тейяр де Шарден

Равнозначность бытия и небытия, выраженную в принятии двух начал всего сущего – атомов и пустоты, постулирует …Демокрит

Равноправность всех возможных направлений пространства называется …изотропностью

Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о … свободе воли

Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется … антропологией

Раздел философии, изучающий научное знание, называется эпистемологией.

Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется … гносеологией

Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется … ..Онтологией

Разделами, занимающимися вопросами познания в философии, являются… эпистемология\гносеология

Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является …гносеология

Разделом философии, занимающийся исследованием сферы прекрасного и искусства называется эстетика.

Распространение принципов материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы было осуществлено … Ф. Энгельсом

Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры. массовой

Рационально-теоретическое знание, содержащее самые общие, универсальные представления о мире, называется философским.

Реализация единственной возможности в определенных условиях называется … необходимостью

Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется … политическим пространством

Результатом отчуждения в явлении массовой культуры является ее …низкий художественный уровень

Результатом познания является …знание

Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как ____________ истина. Относительная

Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни …спасение души

Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл … труд

Родиной религиозно-философской системы зороастризма является Ближний Восток.

Родоначальником идеологии гуманизма является Франческо Петрарка.

Родоначальником французского Просвещения является философ …Ф. Вольтер

Родоначальником французского рационализма является …Р. Декарт

Роль критической функции философии закл-ся: подвергать сомнению\расширять границы познания

С позиции диалектического материализма основной формой познания и его целью является …Практика

С позиции идеализма сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способные творить и конструировать действительность.

С позиции объективного реализма Платона, сущностью познания является припоминание душой идей.

С позиций диалектического материализма источником движения является … противоречие

С позиций креационизма источником движения является … Бог

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …диалектикой

С точки зрения аксиологического подхода, культура – это … система ценностей

С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты технических наук

С точки зрения деятельностного подхода, культура – это … способ жизнедеятельности человека

С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются … абсолютная и относительная

С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются …

С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт … общественный

С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется … естественным человеком

С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется … мегамашиной

С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено … опытом

С точки зрения прагматизма основным критерием истины является … успех

С точки зрения Фомы Аквинского, вера и разум находятся в состоянии …гармонии

С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация … противопоставляются друг другу

Самобытность конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы, называется …индивидуальностью

Свойствами Добра, по мнению В. С. Соловьева, являются … Чистота, Самозаконность, действенность

Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется …Конкретностью

Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется … культурой

Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется … предметом исследования

Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется … диалектическим материализмом

Системность, обоснованность, логичность характерны для __________ познания. Научного

Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют методом исследования.

Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в … самой жизни

Смысл понятия «деизм» заключается в представлении о том, что дух творит материю и предшествует в ней.

Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является … соединение душ людей в космическом Христе

Совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве, называется …добродетелью

Совокупность всех форм существования материи, Вселенная во всем ее многообразии называются …миром

Совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции, называется … культурой

Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется … глобалистикой

Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, называется …структурой

Совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа, получило название …модернизации

Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется … системой

Современная философия и наука считает человека … биосоциальным существом

Современные социологи и философы для характеристики специфических черт современного общества употребляют понятие … «массовое общество»

Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является …игра

Согласно буддийскому учению, цель человеческой жизни заключается в том, чтобы достигнуть … нирваны

Согласно В. Дильтею, науки можно разделить на два класса … «науки о природе», «науки о духе»

Согласно идеям К. Г. Юнга, основными психологическими типами людей являются … Интроверты, Экстраверты

Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением … Софии

Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется …экстравертом

Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется … интровертом

Согласно концепции научных революций Т.Куна, смена парадигм в науке является революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму.

Согласно концепции Ф. Энгельса, основными формами движения материи, являются … физическая, химическая, биологическая\механическая, социальная

Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется … материей

Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является возможность его сведения к протокольным предложениям.

Согласно теории отражения, сознание – это … форма отражения действительности, продукт мозга

Согласно теории П.Фейерабенда, рост научного знания происходит в процессе пролиферации идей.

Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является … личностью

Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между телом и душой.

Создателем классического психоанализа является: Фрейд

Создателем концепции абсолютных пространства и времени является И.Ньютон.

Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _____________ роль философии. Конституирующую

Состояние и условие совершенства называется … благом

Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению ______________ проблем. Мировоззренческих

Социально-философская концепция, преувеличивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и жизни общества в целом, называется …..технократизмом

Специфика диалектических идей Николая Кузанского состоит в: сочетании противоположностей; диалектики Бога, мира, истины.

Специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества, называются ….Ценностями

Специфическим свойством времени является … необратимость

Способ определения и метод философии называется … рефлексией

Способ проявления активности системы философского знания называется …Функцией

Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется …интуицией

Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется …воображением

Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как … креационизм

Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был …Фома Аквинский

Стандартизация и унификация производства культурных образов характерны для ___________ культуры. массовой

Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой …Софистов

Становление классической логики как науки осуществляется в творчестве древнегреческого философа …Аристотеля

Столкновение цивилизаций как сценарий ближайшего будущего мировой истории описывает философ … С. Хантингтон

Стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов является характерной особенностью: научной картины мира; философской картины мира.

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека — его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая — нравственные устои жизни и третья — служение ценностям искусства.

В основании прагматизма находится то положение кантианской философии, которое утверждает, что подлинное знание о сущности вещей изначально недоступно человеку, т. е. принцип агностицизма. Познание неразрывно связано с субъектом и его мнением. Именно субъективное мнение субъекта определяет представление о том, что истинно, а что ложно и подтверждает эту истинность ложность успешность практических действий человека. прагматизм истина философский

Читайте также:  Событие с точки зрения хозяйственного права

В качестве истины, которая может быть принята, У. Джемс признает лишь то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью нашего опыта.

Истина по Джемсу — это то, что помогает ассимилировать свой новый опыт с запасом старых убеждений. Сторонники прагматизма утверждают, что истиной является то, что лучше работает на нас. Ее добиваются только для практики, а не для самоцели. Этот подход резко отличает философию прагматизма от господствовавшей на протяжении многих десятилетий европейской философской традиции искания истины ради нее самой.

Понятие прагматизма

Прагматизм (греч. pragma — дело, действие) — философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности.

Представителями прагматизма являлись Пирс (автор термина), Джемс, Дьюи (версия прагматизма — инструментализм).

Истоки прагматизма восходят к 70-м годам XIX века, когда были написаны работы американского философа, логика, естествоиспытателя Чарльза Пирса (1839-1914).

Пирс выделяет две доктрины:

  • 1. «Теория сомнения веры»
  • 2. «Теория значения»

«Теория сомнения веры», согласно ей — это не отражение реальности в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т. е. биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать на окружающие условия, — эта привычка составляет верование. А достижение устойчивого верования — есть единственная цель мышления. Движение идет не от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому верованию, которое является основной функцией познающего мышления. Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета — опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма — общие верования, обоснованные безличными доопытными началами.

«Теория сомнения веры» обосновывает отказ от понимания познавательной деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность, которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т. о. достижение веры влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера с точки зрения прагматика — это привычка действовать.

«Теория значения» — Пирс решал задачу установить значение понятий не в словарном смысле, а в практических действиях человека, т. е. понять идею какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с человеком. Без этого нельзя говорить о «значении» в философском смысле. Значение — это, что содержание понятия значит для человека как сообщества людей, т. е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с практическими последствиями действий.

Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина, по его мнению — это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т. е. разделяться всеми заинтересованными в нем.

Главный принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека — своя философия. Основатель этой философии Уильям Джеймс (1842-1910), считал, что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира. У каждого человека свои, свойственные только ему способы философствования, ибо с его точки зрения, «философствовать означает иметь индивидуальный способ восприятия и чувствования биения пульса космической жизни», а сама философская направленность обусловлена врожденным темпераментом человека. С точки зрения сторонников прагматизма, философия является методом улаживания споров философов, основанном на практических последствиях наших действий.

В основании прагматизма находится то положение кантианской философии, которое утверждает, что подлинно знание о сущности вещей изначально недоступно человеку, т.е. принцип агностицизма. Познание неразрывно связано с субъектом и его мнением. Именно субъективное мнение субъекта определяет представление о том, что истинно, а что ложно и подтверждает эту истинность-ложность успешность практический действий человека.

В качестве истины, которая может быть принята, Джемс признает лишь то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше приспособлено к любой части жизни позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью нашего опыта.

Истина помогает ассимилировать свой новый опыт с запасом старых убеждений. Сторонники прагматизма утверждают, что истиной является то, что лучше работает на нас. Ее добиваются только для практики, а не для самоцели. Этот подход резко отличает философию прагматизма от господствовавшей на протяжении многих десятилетий европейской философской традиции искания истины ради нее самой.

Отношение прагматизма к практике как к совокупности чувственных последствий, вытекающих из нашего понимания, позволило историкам философии сближать теории познания прагматизма и марксизма. Единственное различие между этими двумя гносеологиями они видели только в том, что марксизм признавал критерием истины общественно-историческую практику, а прагматизм — индивидуальный опыт, успешность действий познающего субъекта.

Исследуя проблемы познания, другой представитель прагматизма Джон Дьюи (1859-1952) разрабатывает центральное понятие прагматизма — опыт, который он понимает как все формы как все формы жизнедеятельности людей и все проявления их жизни. Прагматизм не интересуется проблемами онтологии, утверждает Дьюи, т.к. философия должна быть связана с разрешение реальных потребностей людей, их интересов, тех напряжений, которые и заставляют их философствовать.

Центром философии, по мнению Дьюи, является гносеология. Начало философии — это всегда затруднение в деятельности и философская методология подчинена обеспечению успешности действий человека. Именно поэтому каждому человеку необходимо иметь ни один единственный, а множество методов или способов познания мира, тех инструментов, которые способствуют эффективности действия и его успешности.

Исходя из этого принципа, прагматизм обращает внимание на то, что любая истина — условна и неоднозначна. Этот принцип был подхвачен и распространен представителями естествознания XX века, объявившими о конвенциалистской (договорно-условной) концепции истины как основополагающей особенности естествознания и философской гносеологии.

Исследуя проблемы познания, Дьюи подчеркивал, что мышление начинается тогда, когда ситуации оказалась проблематической, когда мы находимся в затруднении и не можем придумать ничего лучшего. Мышление целиком подчинено потребности в непосредственном действии и сама наука призвана помочь человеку сделать что-либо. Возникшая проблемная ситуация, побуждающая человека начать познание, по мнению Дьюи, проходит пять этапов своего решения:

  • 1. ощущение затруднения, тревожности, вызванное затруднениями в действиях, заставляет человека искать источник затруднений и сформулировать проблему;
  • 2. неопределенность в последующих действиях уточняет формулировку проблемы, иногда первый и второй этапы проходят вместе, особенно в случае опытного познающего субъекта;
  • 3. формирование гипотезы решения проблемы, этот этап зависит от собственного мышления человека, а также от знаний которыми он обладает;
  • 4. критическое рассмотрение гипотезы и ее теоретических основ с предвидением успехов и неудач, связанных с реализацией гипотезы;
  • 5. экспериментальная проверка гипотезы — наиглавнейшая часть прагматистской теории познания, которая позволяет определять эту философию как разновидность эмпиризма и позитивизма, близкого материализму.

Прагматистская философия способствовала созданию самокорректирующего метода познания, характерного для современной науки. С точки зрения людей науки, именно прагматизм учит действовать, а не рассуждать втуне, именно прагматизм позволяет правильно понимать вечную проблему философии — что есть истина? — как пользу и как успех в действиях.

По мнению Дьюи, познаваемые вещи всегда и везде неотделимы от познающего субъекта, те и другие всего лишь два аспекта одного и того же.

Субъект и объект означает не реальные порядки или виды существования, а самое большее — некоторые различия, устанавливаемые для определенной цели внутри опыта.

В этом смысле вещь становиться делом нашего произвола, опираясь на который мы делим потоки чувственного опыта на вещи. Опыт является исходным понятием философии, поэтому Дьюи называет свою философию радикальным эмпиризмом, т.к. опыт охватывает все сферы жизни человека и все виды его деятельности

Дьюи справедливо называют создателем принципиально новой педагогики, которую сам автор называл прогрессирующим образованием, а практики школьной работы называли ее школой действия Джона Дьюи.

Главная идея Дьюи — школа не подготовка к жизни, а сама жизнь в ее особой форме. Задача школы — не набить голову ребенка какими-либо знаниями, а пробудить и развить те собственные задатки и способности, которыми уже располагает ребенок.

Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий.

При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — «полезность».

Философия прагматизма проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека. С их точки зрения оно детерминировано верой, привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек.

Прагматизм оказал огромное влияние на общественное сознание. Но он ограничивает кругозор человеческими нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.

Философия Тест

6. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется …

Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется ложью. Феномен лжи имеет четыре основных аспекта: гносеологический, логический, нравственный и политический. Так, гносеологический аспект лжи основывается на условиях познания, при которых происходит искажение информации. Последнее может происходить по объективным причинам – в силу природы физических объектов, и по субъективным причинам – в силу природы человеческого сознания и мышления.

7. Автором произведения «Истина и метод» является …

Гадамер К. Поппер Т. Кун К. Маркс

Автором произведения «Истина и метод» является Гадамер – немецкий философ, основоположник философской герменевтики. По убеждению Гадамера, человеческое познание «неметодично», к тому же научнотеоретическое освоение реальности есть лишь один из вариантов отношений человека к миру. Труд Гадамера в известном смысле продолжает «реабилитацию» гуманитарных наук (восходящих к немецкому романтизму «наук о духе»), начатую в конце ХIХ века В. Дильтеем.

8. С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …

С точки зрения позитивизма, истина – это «опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено опытом, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Такая позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

9. В основе классической концепции истины лежит принцип …

В основе классической концепции истины лежит принцип соответствия. Согласно этому принципу истина определяется как соответствие знания об объекте самому объекту. В этом смысле классическая концепция истины является положительным ответом на вопрос о познавательности мира. Классическое понимание истины обычно соответствует образцовой, устойчивой концепции, ведущей свое начало от Аристотеля и выдержавшей испытание временем.

Читайте также:  Легко ли высказать свою точку зрения

10. «Истина – это соглашение», – считали представители …

«Истина – это соглашение», – считали представители конвенционализма. C точки зрения конвенционализма, основным критерием истины является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи.

11. Одной из характеристик истины является …

Характеристикой истины является конкретность. Каждую идею или теорию нужно рассматривать в определенных условиях, в рамках определенной предметной реальности, в определенном языке и контексте. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Например, атомистическая теория прошлого истинна в том отношении, что материальные тела действительно состоят из атомов, но оказывается заблуждением в определении абсолютной неделимости атомов. Не следует полагать, что существуют раз и навсегда данные, неизменные положения. Необходимо также избегать и другой крайности – признания всякой истины условной, не имеющей отношения к объективной реальности.

12. Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является …

Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является практика. Под практикой понимается целенаправленная, предметночувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем и самого себя.

13. Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ».

относительная истина абсолютная истина заблуждение ложь

Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в такой категории, как «относительная истина» – неполное, неточное знание о действительности, которое по мере дальнейшего развития познания может углубляться, дополняться, уточняться либо признаваться заблуждением

(несоответствием знания действительности). Истина внутренне противоречива: она относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются; при этом в каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится часть абсолютной истины, выступающей предельной целью, идеалом познания.

14. C точки зрения прагматизма основным критерием истины является …

C точки зрения прагматизма основным критерием истины является успех, полезность. Основы прагматической концепции истины были заложены Ч. Пирсом, У. Джеймсом. Так, У. Джеймс считал, что истинным можно считать

то знание, которое ведет к успешному действию, к достижению поставленной цели.

15. C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является …

соглашение между учеными практика успех

C точки зрения конвенционализма основным критерием истины, является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями ученых. Критериями выбора являются удобство использования, простота аксиоматической системы. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи.

16. Классическая концепция истины основана на принципе …

Классическая (образцовая, устойчивая) концепция истины, ведущая начало от Аристотеля, основана на принципе соответствия, или корреспонденции, согласно которому истина определяется как соответствие знания об объекте самому объекту. Существует несколько определений классического понятия истины: как соответствие мыслей действительности, как соответствие понятия или представления предмету, как соответствие суждения факту и др.

17. Согласно классической концепции, истина – это …

адекватное отражение объекта субъектом процесс познания объекта субъектом мнение субъекта об объекте фрагмент объективной реальности

Согласно классической концепции, истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Истина субъективна по форме, поскольку является характеристикой знания, существующего в сознании субъекта (в виде чувственного опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира) и объективна по содержанию, поскольку отражает действительность. Категория истины характеризует результат процесса познания.

18. К критериям истины относится принцип …

К критериям истины относится принцип непротиворечивости знания. Данный принцип позволяет провести проверкуправильности теории.

19. Истинное знание, согласно прагматизму, …

ведет к успешному действию соответствует действительности

исходит из сомнения подтверждено путем

20. В качестве основного критерия истины в диалектическом материализме выступает …

очевидность чувственный опыт

21. С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются …

абсолютная и относительная априорная и апостериорная теоретическая и практическая абстрактная и конкретная

22. Гносеологический релятивизм отрицает существование _______ истины.

Гносеологический релятивизм (лат. relatives – относительный) отрицает существование объективной, то есть независимой от мнения отдельных людей, истины. Он объявляет условным всякое знание, одинаково приемлемыми любые суждения. Впервые реляционная концепция истины была представлена софистом Горгием, который считал знания относительно правильными, обусловленными состоянием познающего и конкретными обстоятельствами. В данном случае система логической аргументации используется не с целью адекватного постижения объективной действительности, а с целью обоснования субъективного мнения.

4.4.Сознание и познание

1. Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются …

Дж. Беркли Д. Юм Маркс Гегель

Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются Дж. Беркли и Д. Юм. Д. Юм считал, что материальные объекты не могут существовать вне зависимости от человеческого сознания. Беркли выдвинул основное положение субъективного идеализма: «существовать – значит быть в восприятии». Тем самым субъективный идеализм занимает антиреалистическую позицию, сомневается в существовании (вещей, идей) вне сферы опыта. Бытие совпадает с опытом, являющимся единственной реальностью.

2. Согласно идеям К. Г. Юнга, основными психологическими типами людей являются …

К. Г. Юнг – швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии, ученик З. Фрейда. В своем фундаментальном произведении «Психологические типы» Юнг выделяет два психологических типа людей: «экстравертов» и «интровертов». Интроверты обращены в себя, все самое важное в их жизни происходит у них внутри. Интроверты спокойны, вдумчивы, рассудительны. Экстраверты, напротив, активны, деятельны, безрассудны и неосмотрительны. В хорошем своем проявлении экстраверты – общительны, оптимистичны, легки на подъем. По Юнгу, существование этих базовых типов личности присутствовало во все времена и во всех культурах.

3. Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются …

Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются сознательный и

бессознательный пласты. З. Фрейд считал, что бессознательное («Оно») представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. Сознание (разумное «Я» человека, память, мышление) осуществляет цензуру желаний бессознательного, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Свои идеи З. Фрейд развил в психоанализе.

4. К проявлению «бессознательного» в человеческой психике относятся …

Проблемой бессознательного занимались З. Фрейд, К. Г. Юнг и др. Так, З. Фрейд считает, что от сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно сопротивляется попыткам бессознательного проникнуть в сознание. К

проявлению бессознательного в человеческой психике относятся сновидения, обмолвки, юмор, автоматизмы, гипноз, а также явления психической патологии. Анализу сновидений З. Фрейд посвятил свое произведение «Толкование сновидений».

5. Формами общественного сознания являются …

инстинкты личностное сознание

Формами общественного сознания являются мораль, наука, религия. Общественное сознание – возникающая из общественной практики совокупность идей, теорий, нравственных установок, религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

6. Согласно теории отражения, сознание – это …

форма отражения действительности продукт мозга

субстанция, которая может существовать вне тела человека жидкость, которая образуется при мыслительном процессе

Теория отражения была разработана в рамках концепции и связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно теории отражения, сознание – это высшая форма отражения действительности. Сознание – форма высокоорганизованной материи (то есть продукт мозга). Мозг является материальной базой сознания. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека.

7. Формами рационального познания являются …

Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Рациональное познание называют второй ступенью познания, основанной на разумной способности человека осмысливать окружающий мир и самого себя.

8. Согласно теории отражения, сознание – это …

форма отражения действительности продукт мозга

субстанция, которая может существовать вне тела человека жидкость, которая образуется при мыслительном процессе

Теория отражения была разработана в рамках концепции и связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно теории отражения, сознание – это высшая форма отражения действительности. Сознание – форма высокоорганизованной материи (то есть продукт мозга). Мозг является материальной базой сознания. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека.

9. Согласно теории отражения, сознание – это …

форма отражения действительности продукт мозга

субстанция, которая может существовать вне тела человека жидкость, которая образуется при мыслительном процессе

Теория отражения была разработана в рамках концепции и связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно теории отражения, сознание – это высшая форма отражения действительности. Сознание – форма высокоорганизованной материи (то есть продукт мозга). Мозг является материальной базой сознания. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека.

10. К познавательным способностям человека относятся …

К познавательным способностям человека относятся восприятие, осмысление окружающего мира и самого себя. Познавательные способности – это индивидуальные качества человека. Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого). Осмысление – постижение действительности в определенных практических, теоретических, культурных, личностных контекстах. Результатом осмысления является выработка знаний (житейских, научных, философских).

11. Наряду с научным познанием, можно выделить …

Наряду с научным познанием, можно выделить обыденное и религиозное познание. Обыденное познание ориентировано на то, чтобы его результаты позволяли сделать более эффективной каждодневную жизнедеятельность людей. Оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Религиозное познание догматично и основано на вере человека в идеальный духовный мир.

Теория познания прагматизма

Прагматизм в XX веке

«Прагматизм» в переводе с греческого означает буквально: «дело», «действие». В философии под «прагматизмом» понимают течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США. Основателем его считают Чарльза Пирса, изложившего идеи прагматизма в работах: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными». Затем взгляды Пирса были развиты Уильямом Джемсом, после публикаций которого прагматизм стал предметом широких дискуссий в англосаксонской литературе. Известность в качестве теоретиков прагматизма получили такие имена, как Дж.Дьюи, У.Куайн, Г.Гудмен.

В середине XX века прагматизм получает новую «жизнь» за счёт синтеза с аналитической философией. С начала 70-х годов интерес к прагматизму в американской философии вновь возрождается в работах Ричарда Рорти, считающегося «живым классиком» современной философии, а также в творчестве С.Розенталь и Р.Бернстайна. Некоторые считают прагматизм ранней версией постмодернизма — самого модного направления в западной философии конца ХХ столетия.

Читайте также:  Детский сад с точки зрения науки

Сущность философии прагматизма

Прагматизм выступил с программой реконструкции философии, полагая, что классическая её форма слишком оторвана от жизни, абстрактна и созерцательна. Чтобы быть полезной, философия должна превратиться в науку, объясняющую человеческое действие. Действие — это главная форма жизнедеятельности человека. Поскольку прагматизм интересуется прежде всего вопросом об эффективном и полезном человеческом действии, то философия прагматизма сосредотачивается на структурах и механизмах сознания, обеспечивающих такое действие. Акцент переносится на внутренние, психологические механизмы мышления.

Теория познания прагматизма

Главное в прагматизме — это понимание им сущности и механизмов познания. Классические понятия и процедуры он заменяет более мягкими, субъективистскими. Вместо познания употребляется такая способность разума, как вера: мы не можем точно знать предмет, а можем только верить, что он такой, каким представляется нам в силу привычки, воспитания, принадлежности к определённому социальному слою. Если в классической философии противоположностью знанию выступает незнание, то в прагматизме говорят о сомнении, как противоположности веры. Процесс познания — это переход от сознания к вере.

Объективного знания, то есть такого, которое не зависело бы от человека, не существует. Если какую-то точку зрения принимает большинство — это и есть истина — общезначимое утверждение. Сущность философии прагматизма выражается и в определении истины: «Истина — это то, что полезно». Прагматизм оценивает познавательные понятия и процедуры в перспективе практических последствий, которые влекут их применение. Ч.Пирс высказался по этому поводу так: «Наша идея какой-либо вещи есть идея её чувствительных последствий».

Уильям Джемс (1842-1910)

Последователь Пирса, Уильям Джемс, считал, что прагматизм можно использовать в качестве метода улаживания споров и конфликтов путём сопоставления практических последствий каждого учения. Спор между материализмом и идеализмом Джемс решал в пользу идеализма, ибо считал, что материалистическая ориентация приведёт к краху человеческой духовности. Истина — это работоспособность идеи.

Джон Дьюи (1859-1952)

Джон Дьюи продолжил традиции прагматизма и в качестве центрального понятия предложил «опыт». Под ним он понимал всю социальную и культурную жизнь людей. Поскольку в таком опыте имеют место различные конфликты, стрессы, напряжения, философия должна взять на себя задачу улучшения опыта, его реконструкции. Средством для этого является прагматический метод: необходимо точно диагностировать проблему, подобрать средства для её разрешения. Идеи, понятия, методы решения проблемы — это инструментарий опыта, и поэтому концепция Дьюи получила название инструментализма. Главное — чтобы средства были адекватны решаемой задаче.

Ричард Рорти (родился в 1931 году)

Современной версией прагматизма считают «контекстуализм» Ричарда Рорти. Суть его состоит в отказе от основополагающих, универсальных идей, принципов, методов, и, вместо этого — ориентация на конкретную ситуацию — контекст — в соответствии с которой и нужно подбирать познавательные и практические средства решения проблем. В определённой мере контекстуализм можно считать разновидностью историзма.

Значение прагматизма

Прагматизм был весьма популярен в Америке в 30-40-е годы прошлого столетия. То, что он появился и привился на американской почве — не случайность: американцы являются конкретными и практичными людьми. Их не могла бы устроить философия гегелевского типа, но и без философии вообще большой нации жить вроде бы неудобно. Прагматизм — максимально адекватен менталитету американцев.

Философия прагматизма (Джеймс, Дьюи, Пирс)

Одним из направления философии в зарубежной литературе можно назвать прагматизм, который сложился в 70-х годах 20 века, благодаря деятельности трех ученых: Пирса — «Закрепление верования, «Как сделать ясными наши идеи»; Джеймса — «Закономерность веры от воли», «Прагматизм — начало психологии»; Дьюн — «Принципы психологии», «Опыт и природа», «Психология и педагогика мышления».

Сегодня прагматизм в США является господствующим философским течением. Прагматизм подчинил себе философию образования, сделался полуофициальной философией американского образа жизни.

Формирование концепции прагматизма американцы сравнивали с «каперникайским переворотом», полной реконструкцией философии, считая, что прагматизм идеальный ключ к решению извечных проблем философии.

Центральная задача прагматизма — опустить абстрактные философские понятия на землю и искать смысл философских проблем в их отношении к человеческой жизни. Именно те философские проблемы значимы, которые имеют прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности.

По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно — это общее понятие этой теории.

В прагматизме выделяются 3 направления:

Пирс — он выделяет 2 доктрины:
а). «Теория сомнения веры»
б). «Теория значения»

«Теория сомнения веры«, согласно ей — это не отражает реальность в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т.е. биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать на окружающие условия, — эта привычка составляет верование. А достижение устойчивого верования — есть единственная цель мышления. Движение идет не от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому верованию, которое является основной функцией познающего мышления. Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета — опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма — общие верования, обоснованные безличными доопытными началами.

Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым обеспечивается единство и всеобщность.

«Теория сомнения веры» обосновывает отказ от понимания познавательной деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность, которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т.о. достижение веры влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера с точки зрения прагматика — это привычка действовать.

«Теория значения«- Пирс решал задачу установить значение понятий не в словарном смысле, а в практических действиях человека, т.е. понять идею какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с человеком. Без этого нельзя говорить о «значении» в философском смысле. Значение — это, что содержание понятия значит для человека как сообщества людей, т.е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с практическими последствиями действий.

Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по его мнению — это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т.е. разделяться всеми заинтересованными в нем.

Джеймс — в центр философии ставит человека, а значение всех философских проблем оценивается по той роли, которую они могут играть в жизни индивида.

Философа должно интересовать не устройство мира, а какое значение он имеет для человека, что следует для него из его знания. Склоняемся мы к тому или иному философскому направлению не из-за его истинности, а потому, что оно в наибольшей степени соответствует нашему умонастроению, эмоциональному состоянию, нашим интересам. Истина по Джеймсу — полезность или успех, а прониатизм, и есть метод улаживания споров. Сознание человека — это избирательная активность, направленная на отбор того, что отвечает целям индивида, их чувствам, настроениям и эмоциям.

По мнению Джеймса необходимо отдать предпочтение не доводам разума, а верить в любую гипотезу и идти на риск. В центре его концепции стоит воля к вере: с одной стороны вера настраивает на убеждения, в совершенную иррациональность и непознаваемость окружающего мира, с другой — помогает комфортно жить в хаосе не связанных событий, плюралистической вселенной. Воля к вере определяет успех человека в теории и практике. Т.к. объекты веры — суть, единственные реальности, о которых можно говорить, но объектами они становятся лишь тогда когда в той или иной вере подвергаются напряжениям или усилиям воли в опыте. Опыт характеризуется как некая совокупность ощущений, эмоций, переживаний. В опыте мы не имеем дело с реальностью, поэтому понятие идеи, теории, созданные в процессе опыта лишены объективного содержания и должны оцениваться прагматически, т.е. с точки зрения практических последствий, поэтому истинность понятий и идей в их полезности.

Систематизировал и превратил в универсальное учение, охватившее педагогику, этику, социологию, историю — это был Дьюи. Осуществил он это на основе науки и демократии. Он разработал логику науки, теорию научного исследования и применил созданный им научный метод к человеческим проблемам во всех сферах общественной жизни. Критикуя, существующую до него философию Дьюи настаивал на том, что единственный путь к решению социальных, практических и теоретических проблем состоит в методе разума и науки, который в отношении к природе и технологии дал уже всем известные блестящие результаты. Он рассматривал научный метод ни как метод познания, а как метод, обеспечивающий успешное поведение человека в мире, объективное знание, которое невозможно. Научный метод Дьюи не признает объективную реальность, как предмет исследования. Он утверждает, что она возникает в процессе познания, поэтому знания о предмете расцениваются как создание реальности. С его точки зрения быть объектом научного исследования. Научное исследование ставит человека в проблематические неопределенные ситуации, задача философии состоит в том, чтобы преобразовать неопределенную ситуацию в определенную, нерешенную проблему в решенную. С этой целью и создаются понятия, идеи, законы, которые имеют инструментальное значение. Наука — это комплекс инструментов, которые используются в тех или иных обстоятельствах, поэтому некоторые ученые прагматизм Дьюи называли инструментализмом. Он включает 5 ступеней исследования:
1. чувства затруднения
2. осознание проблемы
3. пометки ее решения (выдвижение ее гипотезы)
4. развитие идеи, решение ее до имперических последствий
5. наблюдение и эксперимент, которые осуществляются ради решения проблемы

Дьюи вывод: истинным является то решение, которое в наибольшей степени обеспечивает успешность действий человека. Дьюи понимает истину как другие представители прагматизма Пирс и Джеймс.

| следующая лекция ==>
Способ (форма) представления (презентации) результата проектной деятельности | Подкрепления или удар Артиллерии при условии наличия рации в инвентаре

Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 2226 | Нарушение авторских прав

Источники:
  • http://studwood.ru/960951/filosofiya/ponyatie_pragmatizma
  • http://studfiles.net/preview/6278463/page:13/
  • http://lektsii.org/10-96016.html