Меню Рубрики

С точки зрения позитивизма истинное знание должно быть

Позитивизм в своей программе подчёркивал, что имеет смысл только то знание, которое проверено в опыте, причём опыт понимался как описание явлений, переживаемых, осознаваемых человеческой психикой, т.е. речь шла о чувственном опыте субъекта. «Чистый опыт», по Авенариусу, — это содержание человеческого сознания, «очищенное» от объективной действительности как его источника, от причинных связей, от ценностных и антропоморфических представлений. Основание подобной позиции строится на том утверждении позитивистов, что знания, научные законы – всего лишь фиксация сосуществования, зависимостей между явлениями в наших ощущениях. Как говорил родоначальник позитивизма О. Конт, наука и её законы отвечают не на вопрос «почему», а только на вопрос «как», субъект не должен стремиться к познанию скрытых глубин действительности, а анализировать, сопоставлять знания с данными своего сознания.

Неопозитивизм продолжил эмпирическую традицию позитивизма, пытавшегося свести (редуцировать) всё наше знание к элементам опыта, только видоизменил свою программу. Он разделил предложения на аналитические и синтетические. Синтетические предложения в отличие от аналитических описывают структуру внешнего мира и оцениваются на истинность. Однако внешний мир понимался в духе позитивизма как содержание наших органов чувств. Поэтому истинность предложения выводилась из соответствия его чувственным данным субъекта, или «факту». Этот процесс в неопозитивизме получил название «принцип верификации».

Возвращаясь к тем изменениям, которые претерпевает гносеология с конца XIX века и по сегодняшний день: переосмысление субъект – объектного отношения, самого субъекта и его активной роли в познании, становится понятным перевод проблемы истины с объективного плана — в субъективный. Примером тому служит и прагматическая концепция истины – истина – это полезность знания, его эффективность.

Основатель прагматизма Ч. Пирс ввёл принцип – теорию значения, согласно которой значение всякого знака (знания) заключается в совокупности практических последствий работы с ним. Такое знание считается истинным. Для его достижения необходима в первую очередь психологическая убеждённость, верование субъекта, причём, вопрос о соответствии этой веры реальности оказывается второстепенным. Последователи Пирса У. Джемс, Д. Дьюи свели реальность лишь к содержанию сознания субъекта, его опыту. Внешний мир – это всё то, что дано в опыте, что осмысливается и оценивается с точки зрения практической полезности.

Идеи конвенционализма и прагматизма широко вошли в постмодернизм. Постановка в центр мира субъекта, определение реальности через субъекта привело к пониманию истины как субъективной: истина для данного субъекта, полученная средствами этого субъекта в его опыте. Истина плюралистична, релятивна, зависит от целей и интересов субъекта, насколько успешна в его практической деятельности, в том числе и в конструировании им реальности. Поэтому истина есть скорее характеристика наиболее адекватного способа деятельности как её регулятор, а не слепок объекта. Поскольку способов деятельности много, постольку истин также много, необходимо лишь следовать определённым сообществом (коллективным субъектом) процедурам и правилам.

Вопрос о субъективном и объективном содержании истины представляет проблему, т.к. с одной стороны, истина субъективна, не существует помимо субъекта, зависит от него. С другой стороны, истинное знание неизбежно содержит объективную составляющую, которая не зависит от человека и связывает его с реальностью. Вопрос об объективности истины достаточно сложный, если учесть, что содержание зависит не только от объекта, но и от субъекта. Отсюда следует —объективность истины понимается с учётом ряда моментов:

  1. Первичность материального, которое объект представляет, по отношению к знанию как идеальному, в котором материальное представляется.
  2. Истина всегда относится к направленному отношению «субъект – объект», из которого объект никогда не может быть элиминирован (изгнан).
  3. Субъективные моменты, которые содержатся в истине, составляют не столько личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного субъекта – общества. Эти качества уже закрепились в данной культуре, в том числе и в способах взаимодействия субъекта и объекта.

Учёт этих обстоятельств позволяет характеризовать истину с точки зрения её объективности.

Другие характеристики истины – это её абсолютный и относительный характер. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о предмете.Возможность такой истины понимается как:

— результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);

— окончательное знание определённых аспектов действительности;

— то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

— полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.

Однако следует учитывать, что истина определяется через культуру общества, в зависимости от типов и способов деятельности, которые всегда существуют в определённой конкретно – исторической форме. Поэтому истина всегда относительна как знание неполное, незавершённое, т.к. существует в отношении того конкретного способа деятельности, через который формируется знание. Во – первых, следует учитывать историческую ограниченность человеческой практики, расплывчатость, приблизительность тех или иных знаний, изменчивость социокультурных и мировоззренческих оснований познания. Во – вторых, гносеологическая точность знания как мера адекватности теории носит интервальный характер, т.е. целостна, непрерывна в рамках определённого интервала (времени, теории, парадигмы и т.д.) и прерывна при переходе к другому интервалу. Иначе говоря, истинное знание может и не являться таковым в другом отношении. Например, переход от классической механики к релятивистской. Очевидно, что изменяются и развиваются сами объекты, изменяются навыки и правила деятельности субъекта, совершенствуются приборы и аппаратура исследования.

Из этого обстоятельства вытекает такая черта истины как конкретность. Истина конкретна в зависимости от конкретных связей и взаимодействий, присущих явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Скажем, «вода кипит при 100 градусах Цельсия» правильно при наличии нормального атмосферного давления (760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия. И по отношению к социальным явлениям конкретность истины – непреложное условие в плане познания и регулирования общественной жизнью. Нельзя, например, авторитарно насаждать образцы одной культуры – другой без учёта её специфики, внедрять чуждые какой- либо общественной системе нормы и правила. Всё это может привести к сбоям, разрушению функциональной предназначенности системы.

В свете вышесказанного абсолютность истины имеет проблематичный характер. Абсолютность истины возникает лишь в системах жёсткого закрепления за результатами познания тех способов деятельности, посредством которых они были получены, например, в математике, формальной логике. Употребление абсолютных истин по отношению к внешнему миру должно носить весьма осторожный характер: эти истины могут применяться лишь там, где субъектом уже проделана предварительная работа по определению чётких условий закрепления способов получения и применения этих истин. Способ применения должен находиться всегда в соответствии со способом получения знания. Следовательно, значение абсолютной истины приписывается знаниям в том случае, когда способы получения знания и способы оценки его на истинность совпадают, к тому же если не знаем другой альтернативы и не можем выйти за рамки принятого образца познавательной деятельности.

Истина многообразна и проявляет себя в различных аспектах.

Аксиологический аспект истины раскрывает её нравственно – этическую, эстетическую и праксеологическую сторону, связан с определением смысла жизни человека, значимости для всей деятельности человека. Истина как ценность, полезность.

Праксеологический аспект выделяется особо, в связи со значимостью истины в преобразовательной деятельности человека. Владея истиной, он успешнее осуществляет свою связь с внешним миром.

Помимо гносеологического содержания истина имеет ещё бытийственный аспект — онтологический. В истине фиксируется бытие, через его осмысление истина обретает как бы собственное бытие, значимость.

С понятием истины связано понятие заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Заблуждение вытекает из самого характера поиска истины : выдвижение предположений, догадок, гипотез о неизвестном всегда связано с предварительными представлениями субъекта на основе уже известного. Истолкование же области неизвестного с позиций известного далеко не всегда истинно. Кроме того многогранность самих объектов охватывается не сразу, чаще всего изучение строится односторонне, фрагментарно. Это приводит в дальнейшем к пересмотру знания на истинность, выдвижению новой истины. Предположения и гипотезы, неизбежные в поиске истины, сами по себе ни истинны и не ложны, просто одни более достоверны, другие менее. Субъект в силу своих интересов способен гипотетическое знание возводить в разряд истинного. В познании заблуждение играет различную роль: могут способствовать созданию проблемных ситуаций и служить дальнейшему развитию познания. Пример тому – алхимия. Оказавшись в целом заблуждением, способствовала становлению химии. Заблуждение может и увести в сторону от истины. В конечном счёте, только практика (в её конкретно – историческом развитии) способна отделить заблуждение от истины.

В отличие заблуждения ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Раздел 6.ОСОБЕННОСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Все в мире имеет материальное начало.

Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности.

Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции.

И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу.

Материализм

Субъективный идеализм

Дуализм

Объективный идеализм

Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Противоположное направление – идеализм. Идеалисты считают первичным началом бытия сознание (дух, мышление и т.п.), а материю – вторичной по отношению к сознанию. Первичность сознания может пониматься по-разному. Поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма был Платон, считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, которая развивается в мировой дух (у Г. Гегеля), мировая воля (у А. Шопэнгауэра), воля к власти (у Ф. Ницше). Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название креацианизм. Субъективный идеализм признает первичной реальностью человеческие ощущения и индивидуальное сознание человека.

Дуализм – это учение, утверждающее, что материя и дух являются двумя самостоятельными, независимыми друг от друга субстанциями мира, существующими параллельно друг другу.

Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками.

Изучает всеобщие законы развития мира

Основано на вере в сверхъестественное

Знания отражены в виде художественных образов

Философия

Религия

Искусство

Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами.

Объективность, рациональность

Рефлексивность, критичность

Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам

Опора на здравый смысл, бесписьменный характер

Научное знание

Философское знание

Религиозное знание

Обыденное знание

Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками:

Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы.

Бог и природа отождествляются.

Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции.

Все в этом мире материально.

Гилозоизм

Пантеизм

Дуализм

Материализм

Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира.

Читайте также:  Может ли от пива садиться зрение

Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей».

Мир состоит из бесконечного множества монад.

Бог создал мир из ничего.

Существуют два рода субстанций: материальная и духовная.

Платон

Г. Лейбниц

Августин

Р. Декарт

Первый этап развития философского мировоззрения получил название …

Космоцентризма

Первый этап развития философского мировоззрения получил название космоцентризма, для которого было свойственно объяснение явлений природы и развитие человека и общества через могущество и бесконечность внешних сил – Космоса. История понималась как цикл и рассматривалась по аналогии с движением космических тел (со сменой времен года, фаз луны, дня и ночи). Космоцентризм был характерен для философии Древней Греции, Древнего Китая и Древней Индии.

Основной чертой религиозного мировоззрения является …

Теоцентризм

Основной чертой религиозного мировоззрения является теоцентризм, который предполагает, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

Установите соответствие между разделами философии и проблемами, которые ими изучаются.

Общие принципы, формы и методы познания.

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира.

Проблема природы и сущности человека.

Проблемы добра и зла.

Гносеология

Онтология

Философская антропология

Этика

Философия очень многообразна и в ней выделяются отдельные отрасли, каждая из которых имеет свой круг проблем:

онтология – учение о бытии (о существовании), изучает основные принципы бытия, определяющие устройство мира; гносеология (эпистемология) – учение об общих принципах, формах и методах познания; философская антропология – наука, ставящая задачу понять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия; философия истории – основная проблема которой считается проблема смысла истории, ее предназначение; социальная философия – есть теория общественной жизни; эстетика (теоретическая часть) – учение о прекрасном и безобразном; этика (теоретическая часть) – учение о нравственности, о добре и зле; логика – наука о формах правильного мышления, позволяющих высказывать истинные суждения.

Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии.

Философия – «служанка богословия».

Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира.

Распространение света разума есть главное дело философии.

Средневековье

Новое время

Просвещение

Главная черта средневековой философии в Европе – ее глубокая связь с господствовавшим в обществе христианским религиозным мировоззрением. Об этой философии принято говорить, что она превратилась в «служанку богословия», то есть стала религиозной философией. Философия Нового времени сформировалась в условиях становления классического капитализма в Европе. Развитие новой общественной формации поставило перед наукой и техникой новые задачи. Важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимых для прогресса науки, техники и материального производства. XVIII середина XIX вв. называется «Веком Просвещения», к основным чертам философии данного периода можно отнести: прогрессизм, просветительство, историзм, радикализм, антиклерикализм и др. Просветители считают, что главными препятствиями на пути прогресса являются невежество, заблуждения, предрассудки. Отсюда одна из главных задач Просвещения – перестроить общественные отношения в соответствии с требованиями разума.

Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении …

Мышления к бытию

Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении мышления к бытию. Данный вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом в произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В зависимости от решения вопроса об отношении бытия к материи Энгельс противопоставляет материализм и идеализм как подходы и ставит противоположность между материей и сознанием, а бытие разделяет на бытие идеального и материальное бытие.

Проблема истины

C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является …

Соглашение между учеными

C точки зрения конвенционализма основным критерием истины, является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями ученых. Критериями выбора являются удобство использования, простота аксиоматической системы. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи.

«Истина – это соглашение», – считали представители …

Конвенционализма

«Истина – это соглашение», – считали представители конвенционализма. C точки зрения конвенционализма, основным критерием истины является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи.

С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …

Опытом

С точки зрения позитивизма, истина – это «опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено опытом, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Такая позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ».

Относительная истина

Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в такой категории, как «относительная истина» – неполное, неточное знание о действительности, которое по мере дальнейшего развития познания может углубляться, дополняться, уточняться либо признаваться заблуждением (несоответствием знания действительности). Истина внутренне противоречива: она относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются; при этом в каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится часть абсолютной истины, выступающей предельной целью, идеалом познания.

Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как ____________ истина.

Относительная

Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется …

Конкретностью

Одной из характеристик истины является …

Конкретность

Характеристикой истины является конкретность. Каждую идею или теорию нужно рассматривать в определенных условиях, в рамках определенной предметной реальности, в определенном языке и контексте. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Например, атомистическая теория прошлого истинна в том отношении, что материальные тела действительно состоят из атомов, но оказывается заблуждением в определении абсолютной неделимости атомов. Не следует полагать, что существуют раз и навсегда данные, неизменные положения. Необходимо также избегать и другой крайности – признания всякой истины условной, не имеющей отношения к объективной реальности.

Автором произведения «Истина и метод» является …

Х.-Г. Гадамер

Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является …

Практика

В основе классической концепции истины лежит принцип …

Соответствия

Несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом называется …

Заблуждением

Несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом называется заблуждением. Заблуждения неизбежны в познании. Перед познающим субъектом всегда имеется область неизвестного, что почти всегда связано с формулированием проблемного, вероятностного, гипотетического знания.

С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются …

Абсолютная и относительная

С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются абсолютная и относительная. Под абсолютной истиной понимается полное, исчерпывающее знание об объекте, которое рассматривается как цель познания. Конкретные достижения науки оцениваются как относительные истины – неполное знание предмета.

C точки зрения прагматизма основным критерием истины является …

Успех

C точки зрения прагматизма основным критерием истины является успех, полезность. Основы прагматической концепции истины были заложены Ч. Пирсом, У. Джеймсом. Так, У. Джеймс считал, что истинным можно считать то знание, которое ведет к успешному действию, к достижению поставленной цели.

К формально-логическим критериям истины относится принцип …

Непротиворечивости

Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется …

Априоризмом

Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина.

Абсолютная

Знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как абсолютная истина. Такая истина – это окончательное знание определенных аспектов действительности. Это научный идеал.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы

Диалектическим материализмом

09.64 С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …

Диалектикой

09.65 Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется …

Жизнью

09.66 Позиция, согласно которой отрицается всеобщий характер причинности, называется …

Индетерминизмом

09.67 Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется …

Бесконечностью

09.68 Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

Устойчивостью

09.69 Превращенная форма бытия называется …

Инобытием

09.70 Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются …

Сознательный

Бессознательный

Тема 10. Теория познания

10.01 Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности — ….

Категория

10.02 Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественных изменений :

Скачок

10.03 Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события -…

Причина

10.04 Форма чувственного познания :

Восприятие

10.05 Форма рационального познания:

Теория

10.06 Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания —

Истина

10.07 Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области — …

Обобщение

10.08 Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы

Анализ

10.09 Сущность вещей .

Скрыта

10.10 Вид духовного производства, осуществляющий систематизированное познание действительности -…

Наука

10.11 Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок —

Разум

10.12 Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект …

Субъект

10.14 Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением — …

Представление

10.15 Прагматической трактовки истины придерживались(несколько вариантов)…

Ч. Пирс

У. Джемс

10.16 С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое…

может успешно применяться на практике

подтверждается новыми теориями

Имеет положительные последствия для человеческой жизни

10.17 Расчленение предметов на составляющие их элементы — .

Анализ

10.18 Объединение элементов в единое целое — .

Синтез

10.19 Мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений предмета — .

Абстрагирование

10.20 Мысленное объединение существенных признаков предметов — .

Обобщение

10.21Соответствие между понятиями и их определениями:

анализ — расчленение предметов на составляющие их элементы

идеализация — понятие об объектах, которые имеют прообразы

индукция — умозаключение от частного к общему утверждению

10.22 Соответствие между понятиями и их определениями:

синтез- объединение элементов в единое целое

Читайте также:  Сколько стоят очки для зрения магазин

анализ -разделение целого на составные части

дедукция- умозаключение от общего к частному

10.23 Систему приемов, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют…

Методом

10.24 В структуру сознания включается(-ются)…

Воля и эмоции

10.25 Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с…

Сознанием

10.26 С диалектической точки зрения, … (несколько вариантов)

истина абсолютна, а заблуждения относительны

Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций в процессе поиска истины

Так как заблуждения присущи человеческой природе, невозможно обрести истинное знание

заблуждение абсолютно противоположно истине

10.27 К формам чувственного познания не относится…

умозаключение

10.28 Познавательной процедурой, состоящей в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений, является…

Понимание

10.29 Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии — …

Познание

10.30 Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств — …

Чувственная

10.31 Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования — …

Вещь

10.32 Частичное, неполное знание об объекте — … истина.

Относительная

10.33 Критерий истины, в марксистской философии — …

Практика

10.34 Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:

Практическая

10.35 Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием…

«закон»

10.36 Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для …

Рационализма

10.37 Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для ____________ познания.

Религиозного

10.38 С позиции диалектического материализма основной формой познания и его целью является …

Практика

10.39 Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания.

Рациональной

10.40 Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ».

Относительная истина

10.41 Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется …

Конкретность

10.42 Наряду с научным познанием, можно выделить (несколько вариантов) …

Обыденное

Религиозное

10.43 Основным принципом диалектического метода является …

Историзм

10.44 Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является …

Мышление

10.45 Установите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами.
1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм — мифологическая картина мира
2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения — философская картина мира
3. Креационизм, провиденциализм — религиозная картина мира

10.46 Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется …

Ложью

10.47 В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют …

Волю

Эмоции

10.48 Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть …

Наука

10.49 Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части называется…

Анализом

10.50 Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется …

Агностицизмом

10. 51 «Истина – знание, которое способствует творческой самореализации личности», – считали представители …

Экзистенциализма

10. 52 Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для …

Эмпиризма

10. 53 Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина.

Абсолютная

10.54 С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …

Опытом

10.55 Результатом процесса познания является …

Знание

10. 56 Согласно теории отражения, сознание – это …

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

Знание с точки зрения позитивизма

Позитивизм— Убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний; с его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые связаны с применением научных методов. Самым характерным примером позитивистского подхода в психологии является бихевиоризм — изучение наблюдаемого поведения. Один из вариантов позитивизма, логический позитивизм, низводит все методы познания, которые нельзя подтвердить строго научными средствами, в разряд бессмысленных эмоций и верований. Так, с точки зрения логического позитивизма теория психоанализа будет неприемлемой, так как ее нельзя подтвердить с помощью наблюдений.

С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …

Основные идеи классического позитивизма получили развитие на рубеже XIX–XX вв. в эмпириокритицизме (букв. критика опыта) – позитивизме второй волны. Наиболее известными представителями этого направления являются австрийский физик и философ Э. Мах, немецкий философ Р. Авенариус. К идеям второго позитивизма были близки английский философ, биолог и физик К. Пирсон и французский математик А. Пуанкаре. Также как и основатели позитивизма, эмпириокритики полагали, что наука призвана отвечать на вопрос, как происходит то или иное событие, а не вопрос, почему оно происходит. Задача научного познания, сформулированная таким образом, вытекала из понимания науки как описания опытных данных. Взявшись отвечать на вопрос почему, наука, с точки зрения позитивистов, непременно покинет твердую почву опыта, займется метафизическим словоблудием и, тем самым, перестанет быть наукой. Э. Мах поднял проблему специфики науки, ее отличия от других форм духовной деятельности, сопоставляя научное и обыденное мышление. Слова обыденного языка можно соотнести с окружающими предметами, как, например, слово «дерево» с каким-либо деревом, увиденным из окна. Поступить подобным образом с научными терминами невозможно. Понятия силы, массы, скорости, ускорения нельзя сопоставить с каким-либо из окружающих нас предметов. Теоретические понятия не отображают действительности, они соотносятся только с опытом субъекта. При этом опыт понимался предельно узко, в конечном счете, он сводился к совокупности, или комплексу ощущений. Э. Мах и его последователи утверждали, что ощущения не являются образами объективного мира. Опыт мыслился как «нейтральное», не объективное и не субъективное. Научные термины – это знаки, значениями которых являются комплексы ощущений. Знак не похож на то, что он обозначает, он лишь условно связан со своим значением. Исходя из изложенного понимания теоретических терминов, Э. Мах выдвигает программу пересмотра научной терминологии с целью определения, какие из научных понятий имеют значение. Если понятие можно сопоставить с комплексом ощущений, оно имеет значение, в противном случае, это понятие – пустая фикция, которую следует удалить из арсенала научной терминологии. Поскольку второй позитивизм отрицал связь научного знания с объективной действительностью, с его точки зрения, невозможно выделить какую-либо научную концепцию на основании того, насколько точно она отображает реальность. В связи с этим был выдвинут принцип экономии мышления, согласно которому выбирать следует ту теорию, которая наиболее просто описывает ощущения – исходный материал научного познания. Таким образом, если первый, классический, позитивизм, объявлял позитивным научное знание, опирающееся на опыт, и устранял внеопытное, метафизическое знание, то второй позитивизм уже внутри научного знания находит позитивные, имеющие значения термины и пустые, фиктивные понятия, которые подлежат удалению из сферы науки.

Разработка проблем научного знания была продолжена третьим позитивизмом – неопозитивизмом. Его основы закладывались в 30-х гг. XX в. так называемым Венским кружком, сложившимся на кафедре философии Венского университета вокруг преемника Э. Маха М. Шлика. Видными представителями неопозитивизма были О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель. Философия Венского кружка часто называется логическим позитивизмом, поскольку анализ научного знания, с точки зрения неопозитивистов, должен проводиться с помощью логических средств. Позитивисты третьей волны продолжили линию классического и второго позитивизма: они также рассматривали науку как описание эмпирических данных. Задачи философии они сводили к логическому анализу языка науки. На основании этого анализа предполагалось в рамках научных теорий выявить протокольные предложения, описывающие чувственный опыт. Эти предложения рассматривались в качестве фундамента, на котором путем индуктивного обобщения строились общие положения научной теории. Обострив классическую для позитивизма проблему разграничения науки и ненаучного знания, неопозитивисты вплотную подошли к разработке критериев научности. В качестве такого критерия в неопозитивистской философии выступал принцип верифицируемости, согласно которому научное знание обязательно характеризуется эмпирической подтверждаемостью. Занимаясь почти исключительно проблемами науки, второй и третий позитивизм, наряду с неокантианством, способствовал выделению философии науки в особую отрасль философского знания. Позитивизм отстаивал кумулятивистскую модель развития научного знания.

Отчетливо эта модель представлена в работах французского историка науки Пьера Дюгема. Развитие науки представляется поступательным возрастанием доказанных, эмпирически обоснованных истин. Научная картина мира только расширяется, но не изменяется коренным образом. Заблуждения должны быть выброшены из истории науки как не имеющие к ней отношения. Поэтому центральной проблемой эпистемологии считалась проблема обоснования, а не генезиса научных знаний.

Позитивистская философия науки делала акцент на анализе готового знания и осуществляла этот анализ формально-логическими методами. Однако новые открытия на рубеже веков поставили под сомнение понимание процесса познания как зеркального отражения действительности. Оказалось, что наука развивается не путем постепенного накопления энциклопедической информации, а движется значительно более сложным путем, включающим и кумулятивное накопление знаний, и коренные преобразования системы научных знаний.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав

Философия Тест

6. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется …

Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется ложью. Феномен лжи имеет четыре основных аспекта: гносеологический, логический, нравственный и политический. Так, гносеологический аспект лжи основывается на условиях познания, при которых происходит искажение информации. Последнее может происходить по объективным причинам – в силу природы физических объектов, и по субъективным причинам – в силу природы человеческого сознания и мышления.

7. Автором произведения «Истина и метод» является …

Гадамер К. Поппер Т. Кун К. Маркс

Автором произведения «Истина и метод» является Гадамер – немецкий философ, основоположник философской герменевтики. По убеждению Гадамера, человеческое познание «неметодично», к тому же научнотеоретическое освоение реальности есть лишь один из вариантов отношений человека к миру. Труд Гадамера в известном смысле продолжает «реабилитацию» гуманитарных наук (восходящих к немецкому романтизму «наук о духе»), начатую в конце ХIХ века В. Дильтеем.

8. С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …

С точки зрения позитивизма, истина – это «опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено опытом, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Такая позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

9. В основе классической концепции истины лежит принцип …

В основе классической концепции истины лежит принцип соответствия. Согласно этому принципу истина определяется как соответствие знания об объекте самому объекту. В этом смысле классическая концепция истины является положительным ответом на вопрос о познавательности мира. Классическое понимание истины обычно соответствует образцовой, устойчивой концепции, ведущей свое начало от Аристотеля и выдержавшей испытание временем.

10. «Истина – это соглашение», – считали представители …

«Истина – это соглашение», – считали представители конвенционализма. C точки зрения конвенционализма, основным критерием истины является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи.

11. Одной из характеристик истины является …

Характеристикой истины является конкретность. Каждую идею или теорию нужно рассматривать в определенных условиях, в рамках определенной предметной реальности, в определенном языке и контексте. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Например, атомистическая теория прошлого истинна в том отношении, что материальные тела действительно состоят из атомов, но оказывается заблуждением в определении абсолютной неделимости атомов. Не следует полагать, что существуют раз и навсегда данные, неизменные положения. Необходимо также избегать и другой крайности – признания всякой истины условной, не имеющей отношения к объективной реальности.

12. Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является …

Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является практика. Под практикой понимается целенаправленная, предметночувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем и самого себя.

13. Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ».

относительная истина абсолютная истина заблуждение ложь

Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в такой категории, как «относительная истина» – неполное, неточное знание о действительности, которое по мере дальнейшего развития познания может углубляться, дополняться, уточняться либо признаваться заблуждением

(несоответствием знания действительности). Истина внутренне противоречива: она относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются; при этом в каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится часть абсолютной истины, выступающей предельной целью, идеалом познания.

14. C точки зрения прагматизма основным критерием истины является …

C точки зрения прагматизма основным критерием истины является успех, полезность. Основы прагматической концепции истины были заложены Ч. Пирсом, У. Джеймсом. Так, У. Джеймс считал, что истинным можно считать

то знание, которое ведет к успешному действию, к достижению поставленной цели.

15. C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является …

соглашение между учеными практика успех

C точки зрения конвенционализма основным критерием истины, является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями ученых. Критериями выбора являются удобство использования, простота аксиоматической системы. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи.

16. Классическая концепция истины основана на принципе …

Классическая (образцовая, устойчивая) концепция истины, ведущая начало от Аристотеля, основана на принципе соответствия, или корреспонденции, согласно которому истина определяется как соответствие знания об объекте самому объекту. Существует несколько определений классического понятия истины: как соответствие мыслей действительности, как соответствие понятия или представления предмету, как соответствие суждения факту и др.

17. Согласно классической концепции, истина – это …

адекватное отражение объекта субъектом процесс познания объекта субъектом мнение субъекта об объекте фрагмент объективной реальности

Согласно классической концепции, истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Истина субъективна по форме, поскольку является характеристикой знания, существующего в сознании субъекта (в виде чувственного опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира) и объективна по содержанию, поскольку отражает действительность. Категория истины характеризует результат процесса познания.

18. К критериям истины относится принцип …

К критериям истины относится принцип непротиворечивости знания. Данный принцип позволяет провести проверкуправильности теории.

19. Истинное знание, согласно прагматизму, …

ведет к успешному действию соответствует действительности

исходит из сомнения подтверждено путем

20. В качестве основного критерия истины в диалектическом материализме выступает …

очевидность чувственный опыт

21. С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются …

абсолютная и относительная априорная и апостериорная теоретическая и практическая абстрактная и конкретная

22. Гносеологический релятивизм отрицает существование _______ истины.

Гносеологический релятивизм (лат. relatives – относительный) отрицает существование объективной, то есть независимой от мнения отдельных людей, истины. Он объявляет условным всякое знание, одинаково приемлемыми любые суждения. Впервые реляционная концепция истины была представлена софистом Горгием, который считал знания относительно правильными, обусловленными состоянием познающего и конкретными обстоятельствами. В данном случае система логической аргументации используется не с целью адекватного постижения объективной действительности, а с целью обоснования субъективного мнения.

4.4.Сознание и познание

1. Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются …

Дж. Беркли Д. Юм Маркс Гегель

Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются Дж. Беркли и Д. Юм. Д. Юм считал, что материальные объекты не могут существовать вне зависимости от человеческого сознания. Беркли выдвинул основное положение субъективного идеализма: «существовать – значит быть в восприятии». Тем самым субъективный идеализм занимает антиреалистическую позицию, сомневается в существовании (вещей, идей) вне сферы опыта. Бытие совпадает с опытом, являющимся единственной реальностью.

2. Согласно идеям К. Г. Юнга, основными психологическими типами людей являются …

К. Г. Юнг – швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии, ученик З. Фрейда. В своем фундаментальном произведении «Психологические типы» Юнг выделяет два психологических типа людей: «экстравертов» и «интровертов». Интроверты обращены в себя, все самое важное в их жизни происходит у них внутри. Интроверты спокойны, вдумчивы, рассудительны. Экстраверты, напротив, активны, деятельны, безрассудны и неосмотрительны. В хорошем своем проявлении экстраверты – общительны, оптимистичны, легки на подъем. По Юнгу, существование этих базовых типов личности присутствовало во все времена и во всех культурах.

3. Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются …

Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются сознательный и

бессознательный пласты. З. Фрейд считал, что бессознательное («Оно») представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. Сознание (разумное «Я» человека, память, мышление) осуществляет цензуру желаний бессознательного, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Свои идеи З. Фрейд развил в психоанализе.

4. К проявлению «бессознательного» в человеческой психике относятся …

Проблемой бессознательного занимались З. Фрейд, К. Г. Юнг и др. Так, З. Фрейд считает, что от сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно сопротивляется попыткам бессознательного проникнуть в сознание. К

проявлению бессознательного в человеческой психике относятся сновидения, обмолвки, юмор, автоматизмы, гипноз, а также явления психической патологии. Анализу сновидений З. Фрейд посвятил свое произведение «Толкование сновидений».

5. Формами общественного сознания являются …

инстинкты личностное сознание

Формами общественного сознания являются мораль, наука, религия. Общественное сознание – возникающая из общественной практики совокупность идей, теорий, нравственных установок, религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

6. Согласно теории отражения, сознание – это …

форма отражения действительности продукт мозга

субстанция, которая может существовать вне тела человека жидкость, которая образуется при мыслительном процессе

Теория отражения была разработана в рамках концепции и связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно теории отражения, сознание – это высшая форма отражения действительности. Сознание – форма высокоорганизованной материи (то есть продукт мозга). Мозг является материальной базой сознания. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека.

7. Формами рационального познания являются …

Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Рациональное познание называют второй ступенью познания, основанной на разумной способности человека осмысливать окружающий мир и самого себя.

8. Согласно теории отражения, сознание – это …

форма отражения действительности продукт мозга

субстанция, которая может существовать вне тела человека жидкость, которая образуется при мыслительном процессе

Теория отражения была разработана в рамках концепции и связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно теории отражения, сознание – это высшая форма отражения действительности. Сознание – форма высокоорганизованной материи (то есть продукт мозга). Мозг является материальной базой сознания. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека.

9. Согласно теории отражения, сознание – это …

форма отражения действительности продукт мозга

субстанция, которая может существовать вне тела человека жидкость, которая образуется при мыслительном процессе

Теория отражения была разработана в рамках концепции и связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно теории отражения, сознание – это высшая форма отражения действительности. Сознание – форма высокоорганизованной материи (то есть продукт мозга). Мозг является материальной базой сознания. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека.

10. К познавательным способностям человека относятся …

К познавательным способностям человека относятся восприятие, осмысление окружающего мира и самого себя. Познавательные способности – это индивидуальные качества человека. Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого). Осмысление – постижение действительности в определенных практических, теоретических, культурных, личностных контекстах. Результатом осмысления является выработка знаний (житейских, научных, философских).

11. Наряду с научным познанием, можно выделить …

Наряду с научным познанием, можно выделить обыденное и религиозное познание. Обыденное познание ориентировано на то, чтобы его результаты позволяли сделать более эффективной каждодневную жизнедеятельность людей. Оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Религиозное познание догматично и основано на вере человека в идеальный духовный мир.

Читайте также:
  1. I. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.
  2. II Другой формой общественного сознания, возникшей позже обыденного и оказавшей на него сильнейшее влияние, было религиозное сознание
  3. IV Научное познание
  4. IV. Признание доходов
  5. Lt;variant>признание и самоутверждение
  6. MS DOS С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. ФАЙЛЫ И КАТАЛОГИ.
  7. Q находят угол, отложенный от точки весеннего равноденствия, и соединяют с центром Вселенной.
  8. quot;Истинное, благотворное познание Бога достижимо только через
  9. V. Дети индиго и общественное сознание.
  10. А146. Предприятие с точки зрения гражданского права.
Читайте также:  Какие продукты надо есть для зрения
Источники:
  • http://lektsia.com/7x6c50.html
  • http://infopedia.su/9x78ae.html
  • http://lektsii.net/1-176817.html
  • http://studfiles.net/preview/6278463/page:13/