Меню Рубрики

С точки зрения платона понятие эйдос существует в сфере

Платон полагал, что главные причины того, что происходит в социальном мире, находятся за его пределами. Эти причины, или сущности, имеют метафизическую природу и являются чистыми формами, по образцу которых скроено все, что окружает человека. Платон назвал их идеями (эйдосами). Мир идей в содержательном отношении бесконечно богаче социального мира. Последний является всего лишь его бледным подобием, далеким от совершенства и напоминающим плохую копию с шедевра гениального художника.

Сущность объективного идеализма

Учение Платона — идеализм, согласно его утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение — объективный идеализм, т. к., по Платону, «идея» существует сама по себе, существует как общее для всех предметов. У Платона слово «идея» применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида». У него «идея» (или «вид») есть форма, постигаемая не чувствами, а умом — «…неизменные сущности можно постигнуть только лишь с помощью размышления — они безвидны и незримы». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. «Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними». Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаем посредством чувств, является лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них «единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях не подвержена ни малейшему изменению». За эти свойства Платон признает их «подлинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета подлинного истинного познания». Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это «восприемница и как бы кормилица всякого рождения». Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна, т. к. назначение ее «состоит в том, чтобы во всем своем объеме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей», соответственно «быть по природе своей чуждой каким бы то ни было формам».

По Платону «идеи» — истинно сущее бытие, а материя — небытие, и не будь «идей» не могла бы существовать и материя. Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой) существует по Платону «кажущееся бытие» (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир чувственных вещей занимает, по Платону, «срединное» положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он — единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному. Много внимания Платон уделяет вопросу «иерархизации идей». Эта иерархизация представляет собой определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Асмус А. Ф. выявляет следующую классификацию идей у Платона:

  • · Во-первых, «идеи» высших ценностей — «идеи» блага, истины, прекрасного и справедливого.
  • · Во-вторых, «идеи» физических явлений и процессов: огонь, покой, движение, цвет, звук и т. д.
  • · В-третьих, «идеи» существуют и для отдельных разрядов существ, таких как животное и человек.
  • · В-четвертых, иногда Платон допускает существование «идей» для предметов, производимых человеком.
  • · В-пятых, большое значение в платоновской теории «идей» имели «идеи отношений».

Самая высшая идея идей — это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, ее сущность. Когда же человек сумеет «увидеть умом», по выражению Лосева А. Ф., прекрасную отдельную вещь, «он познает, что такое прекрасное многих вещей». Таким образом, можно постепенно подняться до самого общего понятия блага. «Идея блага — вот самое важное знание, — читаем мы в «Государстве», — через него становятся пригодным и полезными справедливость и все остальное». В понятии об идее, замечает Болдырев Н. Ф. у Платона то, что делает «идею» :

  • 1. Причиной или источником бытия вещей, их свойств, их отношений;
  • 2. Образцом, взирая на который демиург творит мир вещей;
  • 3. Целью, к которой как к верховному благу стремится всё сущее».

В своих диалогах Платон давал конкретные опытные образцы построения своего учения об идеях. Учение об идеях объединяется и отождествляется у Платона с мифологией, имеет под собой определенный мистический и социальный опыт. На мой взгляд, Лосев А. Ф. в своей работе «Платон» самым удачным образом кратко резюмирует теорию идей Платона:

  • 1. «Идея вещи есть смысл вещи». Ведь для того, чтобы различать вещи, необходимо относительно каждой вещи ответить на вопрос: что собой представляет данная вещь и чем она отличается от всех прочих вещей? Идея вещи как раз и является ответом на вопрос, что такое данная вещь, следовательно, идея вещи в первую очередь есть смысл вещи.
  • 2. Идея вещи представляет собой цельность всех составляющих ее частей, неделимую на эти части. «Одна сторона треугольника не есть весь треугольник. Так же и другая, так же третья сторона. Тем не менее, из-за определенного объединения этих трех отрезков получается нечто новое, новое качество, а именно треугольник».
  • 3. «Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи». То, что идея вещи есть общий закон, осмысливающий появление и проявление отдельных ее единичных особенностей, видно на любых вещах, и чем сложнее вещь, тем более видна ее общая идейная закономерность. Асмус А. Ф. рассматривает пример часов, механизм которых свидетельствует о том, что составляющие его колесики и винтики расположены согласно некоторой «общей идеи», без которой все эти детали остались бы «чуждыми друг другу и никакого часового механизма не образовалось бы».
  • 4. «Идея вещи невещественна». Очевидно, Что сама вещь может претерпевать всевозможные изменения, однако идея вещи изменяться не может. Один из самых простых примеров — вода. Вода может быть в твердом и жидком состоянии, а также может испаряться. Но идея воды не может изменять свое агрегатное состояние.
  • 5. «Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба».

С этой точки зрения Платон проповедует три разновидности бытия. Во-первых, что небесные идеи, вечные и неподвижные. Они представляют собой «предельное совершенство всякой отдельной вещи и всего бытия в целом». Во-вторых, есть наш земной мир, полный неустойчивости, «несовершенства, хаоса рождения и смертей». И, в третьих, есть космос в целом, который состоит из вечного круговращения, при этом небесный свод постоянно возвращается к одной и той же устойчивой картине, так, что «все небесное круговращение есть наилучшее осуществление высших идей и потому наиболее совершенная красота, то есть необходимый предмет нашего созерцания и постоянного подражания». Учение Платона об идее как о принципе осмысления вещей, об их общей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений, не может подвергаться сомнению какие бы изменения ни происходили в природе и в обществе.

Основные свойства идей:

  • 1) обладают сверхчувственной природой, лишены материальности, не воспринимаются человеческими органами чувств, а только лишь умопостигаемы;
  • 2) являются причинами всего сущего и должного, что составляет жизнь космоса, государства и человека; если воспользоваться позднейшей аристотелевской типологией, то идеи — это формообразующие причины, сами ни от чего не зависящие, но распространяющие свое влияние на социум и людей; с их помощью хаотическая бесформенность земных стихий обретает необходимую оформленность и упорядоченность;
  • 3) являются первосущностями всех вещей и явлений природно-социальной жизни, находящимися с последними в отношениях вертикальной генетической детерминации; то, как осуществляются эти отношения, — для людей непостижимая тайна, проникнуть в которую человеческий разум не в состоянии;
  • 4) имеют онтологический характер, то есть пребывают не в человеческом сознании, а сами по себе, независимо от чего-либо; они буквально царят над миром, в котором живет человек; на них невозможно воздействовать каким-либо образом, ни одну из них невозможно уничтожить;
  • 5) находятся в отношениях изоморфизма с реалиями социальной сферы, в которой не может появиться ничего из того, что отсутствовало бы в мире идей или радикально отличалось от них; этот изоморфизм относителен, но он позволяет говорить о метафизическом и социальном мирах как о родственных, а не чужеродных;
  • 6) выступают в качестве универсалий для всех единичных вещей или явлений данного вида; любое, например, конкретное проявление справедливости отмечено воздействием идеи справедливости;

7) отличаются неизменностью содержания, что мешает социальным реалиям слишком далеко и радикально уклоняться в опасные стороны; будучи ничем не замутненными в их идеальности и стабильными в своем совершенстве, идеи стоят как бы на страже и не дают производным от них вещам демонстрировать капризное непостоянство и беспредельное своеволие;

  • 8) характеризуются атемпоральностью и атопологичностью бытия, пребывают вне времени и пространства, то есть в вечности; перед их невозмутимо-величавыми ликами меркнет все, что отмечено печатью суетности, бренности, неминуемости грядущей гибели;
  • 9) выступают в качестве образцов наивысшего совершенства, в которых сконцентрированы все идеалы порядка, меры, гармонии и которые дают надежду на то, что у земного мира имеется возможность быть не самым несовершенным; в них сосредоточено все лучшее, что имеет шанс осуществиться в бытии социума, государства и человека; они выступают метафизическим гарантом того, что злу никогда не удастся полностью подчинить себе социальный мир и навсегда превратить его в гнездилище мрака, пороков и преступлений;
  • 10) несут в себе эталонную нормативность, принуждая земные вещи стремиться культивировать в себе те свойства и качества, которыми обладают породившие их идеи; Кьеркегор перевернул все с ног на голову, полагая, что в истории практического воплощения идей, в превращении духовного в материальное, высокого в низкое присутствует логика деградации идей;
  • 11) непостижимы для усилий непосвященного рассудка; только философы, способные к интеллектуальному созерцанию, метафизическому умозрению могут прикоснуться к ним своим умственным взором;
  • 12) каждая идея — это конкретное единство номоса (высшей нормативности), этоса (высшей ценности) и логоса (высшего смысла).

Мир идей иерархичен, и наивысшее положение среди них занимает идея блага. Это абсолютная первонорма — первоценность, от которой производны все социальные формы добра, справедливости, нравственности, правопорядка. Через ее посредство заявляет о себе творец мироздания. Являясь Демиургом, Мастером, Художником и пожелав создать природно-социальный мир, Бог ориентировал свои усилия на идею блага. Платон сравнивает эту идею с солнцем высшего, невидимого мира. В ценностном и нормативном отношении она — альфа и омега всего. В ней сосредоточены и исходная причина, и желаемая цель, и вероятный результат практически-духовной, морально-правовой жизни человеческого рода. Устремляясь к ней, руководствуясь ею, люди рано или поздно достигнут обозначенных ею уровней нравственности и состояния правопорядка.

Г. Проблема бытия и небытия.

9. По своей сути метод Сократа является

А. Диалектическим;

10. В чем заключалась деструктивная часть метода Сократа?

А. Сократ показывал невозможность достижения истины;

Б. Сократ демонстрировал относительность истины как ее единственное свойство;

В. Сократ приводил собеседника к противоречию;

Г. Сократ доказывал возможность невозможного.

11. Метод Сократа называется

А. Майевтика;

12. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассуждения?

Б. Сократ;

13. Философ, ученик Сократа:

А. Платон;

14. Философия Платона – это:

Б. Субъективный идеализм;

Г. Объективный идеализм.

15. Какова природа платоновской идеи?

А. Идея нематериальна и неумопостигаема;

Б. Идея материальна, но неумопостигаема;

В. Идея материальна и умопостигаема;

Г. Идея нематериальна, но умопостигаема.

16. С точки зрения Платона, понятие (эйдос) существует в сфере

Читайте также:  Что такое объект с точки зрения педагогики

17. Какой вклад в появление и развитие науки внес Платон?

А. Платон полагал необходимым познание неизменных законов бытия;

Б. Платон доказал невозможность познания чувственного мира;

В. Платон разработал систему методов фундаментальных наук;

Г. Платон создал теорию временных модальностей.

18. Кто из античных мыслителей считал высшей идеей идею «Блага»:

В. Платон;

19. Как Платон обосновывает бессмертие души?

А. Исходя из ложных знаний своего времени, о которых он не знал, что они ложны;

Б. Иначе душа не могла бы знать вечных идей;

В. Исходя из знаний древних мудрецов;

Г. Исходя из веры в Бога.

20 Кто из философов характеризует бытие как бестелесные идеи?

Г. Платон.

21 Платон считал, что познание мира – это:

А. Воспоминания бессмертной души;

Б. Познание чисел;

В. Познание себя.

22 Идея – «эйдос» стала центральной категорией учения этого философа:

В. Платон.

23. Кто признавал переселение душ?

Б. Платон;

7. Философские тексты:

1. Платон. Государство. Книга седьмая.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

3. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003.

Дополнительная:

1. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

Тема № 8: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ

1.1. План семинарского занятия:

1. Аристотель: ученый – энциклопедист.

2. Критика «теории идей» Платона.

3. Аристотель о движении материи, о соотношении материи и формы.

4. Эллинизм: скептицизм, стоицизм, эпикурейство.

5. Научные достижения эллинизма.

6. Значение античной философии.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Аристотель: ученый – энциклопедист.

2. Логика Аристотеля.

3. «Платон мне друг, но истина дороже».

4. Философско-этическое учение Эпикура.

Тематика докладов:

1. Учение Аристотеля о Вселенной.

2. Философские идеи стоиков.

3. Философские идеи Скептиков.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Выделите основные положения метафизики Аристотеля.

2. Раскройте вклад Аристотеля в развитие науки.

3. Дайте характеристику этическим идеалам античности, представленным в различных философских учениях.

4. Что объединяет философские школы эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм?

5. Приведите примечательные факты биографии Аристотеля.

6. Какие основные группы наук выделяет Аристотель?

7. Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона?

8. Как, по Аристотелю (в отличие от Платона), происходит процесс познания?

9. Почему Аристотель назвал человека существом «политическим»?

10. В чем главное отличие «Политики» Аристотеля от «Государства» Платона?

11. Что из логики Аристотеля осталось нам в наследство?

12. В чем, по Аристотелю, назначение жизни человека?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

физика, метафизика, субстанция, телеология, логика, категория, универсалия.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты?

В. Демокрит.

2. «Человек – мера всех вещей» так считал

В. Протагор;

3. Философ, ученик Сократа:

А. Платон;

4. Кто из античных мыслителей считал высшей идеей идею «Блага»:

В. Платон;

5. Кто первым определил философию как учение о первопричине?

В. Аристотель.

6. Какому философу принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»

А. Аристотель;

7. Автор «Трактата о душе», выделил три «уровня» души – растительный, животный и разумный:

Б.Аристотель;

8. Какой философ рассматривал логику как главное орудие познания?

В. Аристотель.

9. Аристотель разработал основные законы:

А. Атомистического материализма;

Б. Логики;

10. Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о

А. Умопостигаемом бытии;

Б. Природе;

11. Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает

Б. Перводвигатель;

12. С точки зрения Аристотеля, человек является «политийным животным», поскольку

А. Люди могут добиться блага только сообща;

Б. Человек реализует свой потенциал в политической борьбе;

В. Вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных;

Г. Политика определяет ход истории.

13. Есть три вида души: разумная, животная и растительная, считал философ

Б. Аристотель;

14. Найдите правильное определение материи по Аристотелю:

А. Это начало, носящее потенциальный характер и образующее чувственно воспринимаемую реальность;

Б. То же самое, что и небытие;

В. Это видимость, иллюзия наших органов чувств;

Г. Это сущность, субстанция.

15. Характерные черты философии античности:

А. Примат веры над знанием;

Б. Эстетическое мировоззрение;

В. Логика.

16. Эпоха эллинизма началась после:

А. Массового переселения граждан греческих полисов в области Италии в VIII-VII вв до н.э.;

Б. Пелопоннесской войны 431-404 г до н.э.;

В. Завоевательных походов Александра Македонского.

7. Философские тексты:

1. Аристотель. МЕТАФИЗИКА.

2. Аристотель. Никомахова этика.

3. Аристотель. Политика. Книга первая.

4. Из письма: «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ МЕНЕКЕЯ».

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная:

1. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

Философия Платона. Элементы учения

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

1.Какие мифологические системы лежат в основе предфилософии древней Греции?

г) все перечисленные выше ответы верны

д) верны первые два ответа

2.Каковы гомеровские представления о мире, развившиеся далее в древнегреческой философии?

а) Гомер анализирует соотношение формы и содержания

б) в гомеровском космосе ничего не возникает и ничего не уничтожается

в) мир у Гомера представлен сотворенным согласно изначальному прасимволу

г) мировое развитие у Гомера направлено к определенной благой цели

3.Какую этическую и социально-философскую проблематику поднимает Гесиод?

а) Гесиод рассматривает проблему социального равноправия

б) Гесиод рассуждает о необходимости

в) Гесиод пытается решить проблему имущественного расслоения

г) Гесиод ставит вопрос о роли труда, справедливости и благозакония в обществе

4.Мифологема Хаоса, которую рассматривает Гесиод, приводит к идее

а) самозарождения мира

б) верховного творца сущего

в) судьбы как упорядочивающей силы

г) материального единства мира

5.Мировоззрение какого социального слоя выражено в мифологии Гомера?

а) критских басилеев

б) спартанских илотов

в) микенских аристократов

г) афинских ремесленников

6.Чьи взгляды отражаются в произведениях Гесиода?

б) демоса

7.Основной темой афоризмов семи античных мудрецов было

а) представление о мере

б) понятие бытия

в) попытка решить проблему рока

г) отрицание возможности познания

8.Внимание первых философов древней Греции было сосредоточено на проблеме

а) архе

9.Как называют первых греческих философов?

в) «физиками»

10.Каким образом первые философы понимали природное первоначало?

а) как физическое вещество

б) как определенную стихию

в) как тело первожертвы

г) как овеществление первоначальной идеи

11.В чем прослеживается связь с мифологией у первых греческих философов?

а) они принимали традиционные формы знания, но давали им рациональное истолкование

б) они опирались в понимании мира на представление о судьбе

в) они ставили развитие мира в зависимость от воли богов

г) они обожествляли мировое первоначало

12.В чем состоит отличие первых теоретических построений древней Греции от знаний Древнего Востока?

а) в разных предметах исследования

б) в древней Греции впервые появляется систематическая связь доказательств

в) в мифологических корнях изысканий Древнего Востока

13.В чем сущностная специфика понимания числа Пифагором?

а) Пифагор видел в числе средство для математических построений

б) Пифагор употребил число для исследования музыкальной гармонии

в) Пифагор опирался на эзотерические восточные источники

Читайте также:  The elder scrolls v skyrim ночное зрение

г) Пифагор сделал число целью исследования

14.Каким образом учение о метемпсихозе пересекалось у ранних пифагорейцев с исследованием числовых отношений?

а) постигая число, которое есть первоначало сущего, можно было избавиться от перерождений

б) считалось, что изучение числовых соотношений подготавливает ум к познанию высшей истины

в) развитие математических способностей было необходимо для вычисления судьбы, назначенной душе

15.Какую проблему поднимал спор элеатов с Гераклитом?

а) онтологическую проблему единого и многого

б) проблему свойств пространства и времени

в) проблему противоречивости реальности

г) проблему конечного и бесконечного

д) проблему истины и мнения

е) все ответы верны

ж) верны первые два ответа

16. Каким образом понималась бесконечность в античной философии?

а) как бесконечность пространства

б) как бесконечность времени

в) как возможность бесконечного деления

г) как бесконечность божественного бытия

17.По какой причине Парменид называл Гераклита «двухголовым человеком»?

а) Гераклит утверждал равнозначие причин и следствий

б) Гераклит понимал бытие и небытие как одновременные состояния предмета

г) Гераклит настаивал на тождестве знания и мнения

д) Гераклит подчеркивал субъективизм и относительность истины

18.Чьи взгляды приводились к абсурду в апориях Зенона Элейского?

д) Гераклита

19.Что стремился продемонстрировать Зенон в своих апориях?

а) дискретность пространства и времени

б) реальность как бытие единого

в) относительность человеческих представлений

г) ограниченность человеческого опыта

20.Что подразумевал Парменид, утверждая, что «небытия нет»?

а) отрицательное экзистенциальное высказывание

б) отсутствие как основную характеристику небытия

в) чувственную природу идеальных представлений

г) мысль может быть тождественной только бытию

21.Проблема единого и многого в древнегреческой философии связана с традиционными представлениями о

а) соотношении целого и части

б) природном происхождении богов

в) замкнутости космоса

г) мире вечного и мире преходящего

22.В чем заслуга элейской школы в сравнении с предшествующей философией древней Греции?

а) элеаты поставили вопрос о том, каким образом можно помыслить бытие

б) элеаты разработали дедуктивную систему доказательств бытия Бога

в) элеаты сформулировали правило исключенного третьего

г) элеаты опровергли мнение о безначальности космоса

23.Какой характер носит бытие у Демокрита?

б) составной

24.Досократики были согласны относительно таких характеристик чувственного мира как

а) конечность и замкнутость

б) иллюзорность и бессистемность

в) неизменность и покой

г) движение и множественность

25.Приведите имена досократических философов в соответствие с двумя принципами: 1.Истинное бытие проявляет себя как множественность; 2. Истинное бытие проявляет себя как единое:

Пифагор, Парменид, Гераклит, Демокрит, Зенон Элейский

26.Социокультурная потребность в софистах возникла в связи с

а) разложением традиционных основ греческой социальности

б) установлением тиранического правления

в) развитием торговых и экономических связей

г) формированием атеистических умонастроений

27.До софистов трансляция авторитетного знания в Греции проходила в сфере

а) преподавания, от учителя к ученику

б) политики, от правителя к подданым

в) религии, от жреца к верующим

г) рода, от родителей к детям

28.Основное умение, которое преподавали софисты – это

а) грамматика и литературоведение

б) навыки построений абстракций

в) умение мыслить по логическим правилам

г) риторическая подготовка к гражданской деятельности

29.В отличие от первых греческих философов, софисты поставили в центр своего внимания

в) человека

30.В гносеологическом отношении софисты утверждали

а) общезначимый характер истины

б) абсолютный характер истины

в) конкретно-исторический характер истины

г) субъективно-индивидуальный характер истины

31.Какую конструктивную роль в гносеологическом плане сыграла деятельность софистов?

а) поиски таких форм знания, которое могло бы противостоять рациональной критике

б) развенчание достоверности любого рода знания

в) развитие эмпирических основ научного познания

г) понимание ценности мистического индивидуального опыта

32.Сократ определял природу рефлексии как

а) надындивидуальную

33.Каким образом гносеологическая сторона учения Сократа переплетается с его этическим учением?

а) Сократ видел в мышлении и деятельности проявление человеческих страстей

б) Сократ утверждал, что работа сознания всегда зависит от образа жизни человека

в) Сократ считал детерминанты сознания основой человеческих поступков

г) Сократ полагал, что мысли и дела человека определяются богами

34.В отличие от софистов, Сократ настаивал на

а) необходимости возвращения к традиционным ценностям

б) общезначимом и рациональном характере ценностей

в) индивидуальной природе ценностей

г) культурно-исторической релятивности ценностей

35. Метод Сократа называется

а) майевтика

36.По своей сути метод Сократа является

а) диалектическим

37.В чем заключалась деструктивная часть метода Сократа?

а) Сократ показывал невозможность достижения истины

б) Сократ демонстрировал относительность истины как ее единственное свойство

в) Сократ приводил собеседника к противоречию

г) Сократ доказывал возможность невозможного

38.Что критикует Платон в философии досократиков?

а) метафоричность

39.С точки зрения Платона, понятие (эйдос) существует в сфере

в) умопостигаемого

40.Что, согласно Платону, способствовало обнаружению истины?

г) анамнесис

41.Какой вклад в появление и развитие науки внес Платон?

а) Платон полагал необходимым познание неизменных законов бытия

б) Платон доказал невозможность познания чувственного мира

в) Платон разработал систему методов фундаментальных наук

г) Платон создал теорию временных модальностей

42.Выделите направления древнегреческой философии, которые были идейно близки учению Платона:

а) натурфилософия и софистика

б) орфики и корибанты

в) пифагореизм и элеаты

г) киники и киренская школа

43.Анализируя высшую реальность, Платон утверждал равнозначие таких ценностей как

а) вера, надежда, любовь

б) власть, семья, государство

в) равноправие, свобода, труд

г) истина, благо, красота

44.Взгляда Платона, изложенные в «Государстве», выражают необходимость

а) разделения труда

б) строгой социальной стратификации

в) власти мудрых

г) упразднения семьи

д) преимущественно государственной собственности

е) запрета театральных представлений

ж) все ответы верны

з) верны первые два ответа

45.Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о

а) умопостигаемом бытии

б) природе

46.Главное отличие Аристотеля от натурфилософов заключается в том, что он

а) выделил новые виды природных стихий

б) основное внимание сконцентрировал на проблеме сознания

в) заменил натурфилософию метафизикой

г) объединил натурфилософию с логической рефлексией

47.Механизм движения в целом определяется Аристотелем как

а) энтелехия

48.Какая причина необходима для осуществления движения у Аристотеля?

д) все ответы верны

е) верны первые три ответа

49.В грамматическом отношении категории Аристотеля выполняют функцию

а) предикатов

г) логических связок

д) все ответы верны

50.Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает

в) перводвигатель

51.С точки зрения Аристотеля, человек является «политийным животным», поскольку

а) люди могут добиться блага только сообща

б) человек реализует свой потенциал в политической борьбе

в) вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных

г) политика определяет ход истории

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с) .

Найдено 15 определений термина ЭЙДОС

термин древнегреческой философии, означающий вид, образ. У Платона — синоним термина «идея».

смысл сущности, которая не оформляется телесно в мире, но которая воплощает свои смысловые энергии в других вещах, в том числе и телесно оформленных.

греч. eidos – вид, образ, облик, идея) – «чистая» сущность, сущностная структура феномена, которая доступна в сущностном интуировании, в созерцании сущности

в античной философии (особенно у Платона) и далее – идеи, первичные нематериальные прообразы вещей, их духовные смыслы. Мир эйдосов (идей) – особый мир первосущностей – основание бытия по Платону. Учение Платона об идеях – важнейшая часть платоновской философии и философского платонизма, предтеча философского идеализма.

(греч. . лат. forma, species, этимологически тождественно рус. «вид») — термин др.-греч. философии и лит-ры, первоначально (как и «идея») означал «видимое», «то, что видно», «внешность» (у Гомера, по большей части у досократиков), позже — одно из обозначений «атома» (у Демокрита) и «идеи» (у Платона). У Аристотеля Э. — это «форма», «первая сущность» вещи, а в его логике и биологии — «вид» (species) как классификационная единица, подчиненная «роду» (. ). В феноменологии Гуссерля Э. означает сущность (в отличие от факта); т.н. эйдетическая редукция — отвлечение от всех данных в опыте и в науч. познании сведений о предмете и созерцание его чистой сущности. В.И.Полищук

от греч. eidos — образ, вид) — образ, понятие, идея. В феноменологии Гуссерля равнозначно сущности. Эйдетика, или эйдология у Гуссерля, — учение об эйдосе; эйдетические науки — науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах. К феноменологическому методу относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) «мирового существования», т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету научные и ненаучные данные опыта, суждения, положения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой.

от греч. eidos — вид, образ, идея) — в феноменологии Гуссерля обозначает сущность, всеобщее, универсалию. Понятие Э. восходит к идеализму Платона, в котором оно имело значение прообраза, начала, субстанциальной идеи. В гуссерлевском понимании Э. усилены моменты материальной формы, чувственного, процессуального. Если для Платона универсум эйдосов представляет область вечного, неизменного, субстанциального, то для Гуссерля Э. — элемент абсолютного потока, т.е. существует среди структур временного сознания, флуктуаций ноэм и ноэc. Гуссерль также вводит это понятие для того, чтобы разграничить кантовское понятие идеи и всеобщее понятие формальной или материальной сущности. Эйдосы постигаются в ходе так называемой «эйдетической редукции», а сама феноменология ставит задачу разработать «эйдетическую науку». Схватывание Э. предполагает опыт идеации, т.е. «усмотрения сущностей» (Wesenschau), которая мыслится Гуссерлем по аналогии с чувственным восприятием.

греч. eydos, лат. forma, species – вид) – уже в Древней Греции имела место эволюция значения этого термина от внешнего вида (внешняя форма) к классификационной единице (форма как разновидность) и к пониманию Э. Платоном как умопостигаемой формы, существующей независимо от отдельных вещей. Аристотель отвергал платоновское понимание Э., полагая что форма , как организующее начало, находится внутри вещей. В настоящее время в связи с осмыслением информационного аспекта бытия вновь возникает вопрос о возможности существования прообразов сущих независимо от их воплощения в различном содержании-составе (так называемых информационно-энергетических полей). Допущение такой возможности означает, что проектировать сущие в соответствии с их идеальными прообразами способен не только бог или человек, но и другие формы существования субъективной реальности..На онтологическом уровне это не противоречит картине мира, складывающейся в коррелятивной онтологии, но конкретные реализации такой возможности требуют эмпирического исследования и частно-научного теоретического осмысления. — Сагатовский В.Н. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 30-42.

Платонически-аристотелианский термин, возрожденный в феноменологии. Эйдос – чистая сущность, a priori, усматриваемое в феноменах путем идеации или свободной вариации в фантазии [68]. Для конкретного уяснения феноменологической специфики этого понятия можно обратиться к примерам, взятым из так называемых эйдетических наук (скажем, математики). Нижеследующий пример отчетливо демонстрирует гуссерлевское понимание эйдоса [69].

Рассмотрим функцию ф(х)=у. Если мы подставим величины на место независимой переменной, мы получим следующие значения для функции в целом: ф(1)=3, ф(2)=5, ф(3)=7, ф(4)=9 и т.д. Каждое из этих значений может быть рассмотрено как парадигма; тогда остальные будут вариантами. Процесс свободной вариации – в данном случае, свободной подстановки – бесконечен. Тем не менее, для контролирования процесса мы должны переключить внимание с отдельных вариантов на инвариантную форму, или правило, позволяющее каждому примеру быть вариантом парадигмы. Это правило – формула: 2х+1=у. Формула работает как эйдос. Именно она дает возможность бесконечному количеству вариантов быть «одним и тем же». При этом сама формула никогда не дана в качестве одного из численных примеров, контролируемых ею; она существует «идеально». Так и эйдос вообще никогда не дан в частных феноменах. Он обнаруживается лишь в новом фокусе внимания, переключенном с частных случаев на правило (идеация).

лат. forma, species, этимологически тождественно рус. «вид»), термин др.-греч. философии. В дофилос. словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фукидида 2,50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду» как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) — одно из обозначений «атома» [собственно «(геометрич.) форма», «фигура»]. У Платона (наряду с дофилос. значениями) — синоним термина «идея», трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, к-рые к ней причастны ,объект достоверного науч. знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосовидей приводит к новому значению «(имманентной) формы», неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гилеморфизм); в логике и биологии Аристотеля Э.- «вид» (species) как классификационная единица, подчиненная «роду». В среднем платонизме осуществляется синтез: платоеич. эйдосыидеи становятся «мыслями бога», аристотелич. эйдосыформы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (нусе), имманентные формы (к-рые Плотин вслед за стоиками называет также логосами] — в душе (псюхе). В феноменологии Гуссерля Э.- чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.

Читайте также:  Тепловое расширение с точки зрения мкт

ермин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков — (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фукидида 2, 50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду», как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) — одно из обозначений «атома», собственно «(геометрическая) форма», «фигура». У Платона (наряду с дофилософскими значениями) — синоним термина «идея» (), трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны (), объект достоверного научного знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманентно) формы», неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гчлеморфизм); в логике и биологии Аристотеля эйдос — «вид» (species) как классификационная единица, подчиненная «роду» (). В среднем платонизме осуществляется синтез: платонические эйдосы-идеи становятся «мыслями бога», аристотелические эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (нусе), имманентные формы (которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами) — в душе (псюхе).

В феноменологии 1уссерля эйдосы — чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.

eidos — вид, форма, образ): 1 ) в греческой литературе — «то, что видно», конкретная явленность, форма; 2) в феноменологии Э. Гуссерля — чистая сущность, отвлеченная от всех фактических различий. Понятие Э. уходит своими корнями в древний анимизм, согласно которому каждая вещь имеет уникальную душу, способную выходить наружу, перемещаться в пространстве и обнаруживать себя через проникновение в другие вещи и людей. Во времена Гомера и досократиков Э. понимался как «внешний вид», «наружность», «видимое», но с V в. до н. э. его значение начало изменяться: у Эмпедокла Э. — это образ, у Демокрита — это фигура атома, у Парменида — это видимая сущность. Софисты добавили к Э. смысл «быть видовым понятием», т. е. отнесли Э. к сверхчувственной реальности сущности. Постепенно Э. все более стал наделяться значением чего-то внутреннего, скрытого (Платон, Аристотель, Плотин), пока в наше время, например, в феноменологии Гуссерля, не превратился в объект интеллектуальной интуиции, в «чистую сущность».

Согласно А. Ф. Лосеву, Э. имеет следующие аспекты: простое, единое, цельное, неизменное, индивидуальная общность, самопрозрачность, смысл, явленный лик; Э. видится мыслью, осязается умом, созерцается интеллектуально. Вначале понятие Э. противопоставлялось понятию идеи: Э. — душа тела и начало дифференциации мира на отдельные предметы, а идея — дух рода, общее в явлениях. Платон и Аристотель по-разному сопрягали внутреннее и внешнее значения понятия Э., а также сблизили содержания Э. и идеи. Поэтому последующие мыслители предпочитали ограничиваться в описании невещественных аспектов мира термином «идея», а об «эйдетическом» стали говорить, скорее, применительно к картинному характеру человеческой памяти, зрительным впечатлениям. Качественное различение видовых и родовых сущностей (Э. и идеи), а также законов частного и общего порядка постепенно вытеснилось их сугубо количественной трактовкой.

греч. . – вид, образ) – термин антич. философии и лит-ры, первоначально обозначавший «видимое» или «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл – «конкретная явленность», «телесная или пластич. данность в мышлении». Уже у Гомера термин обозначал «наружность» и по преимуществу «прекрасную наружность». В антич. натурфилософии Э. понимался почти исключительно как «образ» (Эмпедокл – В 27, I, ср. 22, 7; 23, 5; 115, 7; Демокрит – А 82). Однако уже у Парменида Э. выступал не просто как то, что видно, но как сущность, правда, так или иначе видимая (29 А 15), а у Гиппократа Э., по-видимому, есть то, что мы могли бы назвать сконструированной сущностью (87В I). У софистов, кроме традиционного внешнего понимания (Георгий В 22), встречается еще формально логич. понимание Э. как видового понятия или разновидности сущности (Протагор А 16). У Платона перемешиваются различные значения Э. – внешнее и внутреннее (напр., R. Р. IV 434 d, 435 с), внутренне-внешнее, мифолого-натурфилософское (кубич. Э. Земли, Tim. 55 е, пирамидальный Э. огня – 56 в и пр.) и т.д. вплоть до значения субстанциальной идеи, к-рое считается для него особенно характерным (см. учение об идеях в ст. Платон). У Аристотеля, кроме популярных значений, Э. употреблялся и в значении «формы». Для стоицизма и неоплатонизма также характерны разнообразные значения Э. (начиная с «наружности тела» и кончая самостоятельной субстанциальной идеей). Т. обр., изучение этого термина свидетельствует о том, что в антич. философии самые абстрактные понятия связаны с телесно-пластич. интуициями. В философии 20 в. у Гуссерля и представителей его школы этот термин, отчасти в лат. переводе species, означал наивысшую мыслит. абстракцию, к-рая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно. Здесь это тот же платоновский Э., но чисто мыслит. природы и исключающий к.-л. намек на субстанциальность (E. Husserl, Logische Untersuchungen, Bd 2, Tl 1, Halle, 1922, S. 216–24; Tl 2, S. 165–80; его же, Ideen zu einer reinen Ph?nomenologie und ph?nomenologischen Philosophie, Bd 1, Halle, 1922). Лит.: Лосев ?. . Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 533–36; его же, Очерки антич. символизма и мифологии, M., 1930, с. 135–281; его же, Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры, «Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та», 1954, т. 83, вып. 4, с. 128–30; Rittеr С., Neue Untersuchungen ?ber Platon, M?nch., 1910, S. 228–336; Cassirer . Eidos und Eidolon. Das Problem des Sch?nen und der Kunst in Platons Dialogen, «Vortr?ge der Bibliothek Warburg», 2, 1922–1923, Lpz., 1924, S. 1–27; Else G. F., The terminology of the ideas, «Harvard studies in classical philology», 1936, v. 47, p. 17–55; Hartmann . Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, В., 1941. А. Лосев. Москва.

греч. e обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности.

греч. eidos — вид, образ, образец) — термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. с понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином «Э.». Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea — вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно — материнским) началом, то источник Э. — с отцовским, мужским — см. Идеализм). Если в рамках досократической философии под Э. понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия «Э.» существенно трансформируется: прежде всего, Э. понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или — синонимично — мир Э. как совокупность

абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с «Бытием» у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (Э. как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. как вид) его образ (Э. как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный Э., — субъективный Э. объективного Э. (Парменид). В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин «Э.» употребляется также в значении «вид» как классификационная единица («вид» как множество объектов определенного «вида» как способа организации) — в соотношении с «родом» (genos). В аналогичном значении термин «Э.» употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало («сперматический логос»). В рамках неоплатонизма Э. в исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его «мыслей» (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) — продуктам эманации. Семантика Э. как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии: archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера); Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ — лат. эквивалент Э.) в позднем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др. В позднеклассической и неклассической философии понятие Э. обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о «мире разумных идей»; эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета «интеллектуальной интуиции»; концепция «идей» Э.И.Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином «эйдетизм» обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности. В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками «постметафизического мышления» и «постмодернистской чувствительности» (см. Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие Э. оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. Метафизика, Логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (см. Симулякр, Симуляция) и конституируемой постмодернизмом «метафизики отсутствия»: так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию «наличия вещи» со «взглядом на нее как на eidos». (См. также Гилеморфизм.)

Источники:
  • http://poisk-ru.ru/s66428t1.html
  • http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/Uchenie_Plato/
  • http://studopedia.org/7-93233.html
  • http://terme.ru/termin/eidos.html