Меню Рубрики

С точки зрения педагогической антропологии развитие происходит

б) нивелирует и социализирует ребёнка;

в) развивает его отличия.

6. Воспитание для психолого-педагогической антропологии – это прежде всего

а) воздействие старшего поколения на младшее;

б) взаимодействия старших и младших;

в) индивидуальные совершенствования.

7. С точки зрения психолого-педагогической антропологии развитие происходит

а) только в детстве;

б) только в молодости;

8. Человек – существо

9. Развитие ребёнка

а) реализация генетической программы;

б) процесс взаимодействия с культурой, социумом;

в) качественные и количественные изменения в процессе взросления и социализации.

10. Ребёнок всегда

а) объект воспитания;

б) субъект воспитательного процесса;

в) результат воздействия взрослого человека.

а) закономерная особенность развития;

б) аномалия развития;

в) случайность в процессе развития.

12. В процессе развития происходят

а) противоречивые изменения колебательного характера;

б) преимущественно приобретения количественного характера;

в) преимущественно траты качественного характера.

13. Процесс развития ребёнка

в) жестко детерминирован обстоятельствами.

14. Для культуры характерна

15. Культура с точки зрения антропологии

а) интегративное качество личности;

б) сфера деятельности личности;

в) содержание жизнедеятельности человека.

16. Человек в культуре выполняет

а) функцию её творца;

б) разнообразные функции;

в) функцию потребителя.

17. Эффективность овладения ребёнком культурой зависит преимущественно от

а) богатства культуры;

б) активности ребёнка;

в) активности воспитателя.

18. Культура – это явление

19. Термин «антропология» предложен впервые

20. Приведите соответствия

б) педагогическая антропология;

г) культурная антропология.

1) знание о человеке, наука о человеке;

2) социоцентрическая антропологическая школа культурологии;

3) пед. антропология теоретической и практической направленности;

4) педагогически ориентированная философская теория.

21. Термин «педагогическая антропология» впервые употребил

22. Человек – существо

а) имеющее одну природу с Космосом;

б) совсем не связанное с Космосом;

в) мало значащее для Вселенной.

23. Духовность – это

а) бытие во времени и пространстве;

б) потребность в ориентации на высшие ценности;

в) способность воспринимать искусство.

24. Креативность – это

а) способность к созданию нового;

б) способность к занятиям в области искусства;

в) творческое развитие.

25. Найдите несоответствие. Взрослый человек – это существо, соединяющее в себе

а) биологическую и социальную сущности;

б) разум, чувства и интеллект;

в) хаотичное функционирование организма.

26. Найдите несоответствие. Личность – это

а) непохожесть на другого человека;

б) носитель определённой системы общественных отношений;

в) носитель социальных ролей и статусов.

27. Найдите несоответствие. Индивидуальность – это

а) сторонник индивидуального образа жизни;

б) непохожесть самореализации;

в) уникальная целостность человека.

28. Филогенез человека – это

а) процесс развития, социализации личности;

б) развитие человека как вида;

в) фронтальный процесс изменения всех структур.

29. Онтогенез человека – это

а) развитие отдельного индивида;

б) эволюционный процесс развития человечества;

в) процесс сохранения человека как вида.

30. Субкультура – это

а) этнические, групповые, возрастные образования внутри господствующей культуры;

б) многослойность культуры;

б) технологический пласт культуры.

31. Термин «антропология» расшифровывается как

а) логика развития;

б) знание, наука о человеке;

в) история человечества.

32. Прагматическая часть антропологии помогает понять

а) происхождение человека;

б) как воспитывать потомство;

в) что может для себя сделать сам человек.

33. Физиологическая часть антропологии помогает понять

а) как формируется физическая культура человека;

б) какое возможности заложила в человеке природа;

в) чем отличается физиология человека от животных.

34. Физическая антропология изучала

а) параметры внешнего облика представителей различных народов;

б) физические возможности человека;

в) физические реакции человека на раздражение внешней среды.

35. Философская антропология разъясняет

а) единство объективного и субъективного миров человека;

б) философию современного человека;

в) историю развития человечества.

36. Теоретическим фундаментом вальдорфской педагогики является

а) философская теория Л. Фейербаха;

б) религиозные антропософские взгляды Р. Штайнера;

в) христианская философская антропология Н.А. Бердяева.

37. Культурная антропология рассматривает человека как

а) творца мира культуры;

б) совершенное творение Бога;

в) слепок формирующих культурных условий (этноса, семьи, социальной группы).

38. Определите несоответствие. Педагогическая антропология выполняет функции

а) теории педагогического знания о развитии человека;

б) основания гуманистических новаций в педагогике;

в) основы традиционного воспитания.

39.Физической антропологией человек рассматривается как

а) драгоценное творение, духовное существо;

б) представитель homo sapiens, организм;

в) продукт культурных условий.

40. Психологической антропологией человек рассматривается как

а) драгоценное творение, духовное существо;

б) представитель homo sapiens, организм;

в) индивидуальность, личность.

41. Активность человека определяется

а) способностью воспринимать, отражать любые воздействия;

б) набором физических свойств;

в) скоростью реакции организма.

42. Пластичность человека выражается в

а) физической возможности двигаться;

б) адаптивной способности к изменяющимся условиям жизни при сохранении видовых способностей;

в) многопластовой его структуре.

43. Динамичность человека это

а) способность к изменениям в процессе развития;

б) сила волевой сферы;

в) возможность двигаться.

44. Найдите несоответствие. Человек – это существо

в) механическая единица общества.

45. Найдите несоответствие. Под разумностью человека педагогическая антропология понимает способность

а) осознавать свой мир и себя в мире;

б) действовать согласно цели сохранения себя как вида;

в) понимать свое бытие во времени и пространстве.

46. Что не относится к понятию «духовность»?

а) стремление к идеалу, высоким ценностям, знаниям в поисках истины;

б) способность жить в нематериальном мире искусства, верить в добро и справедливость;

в) наличие душевного здоровья.

47. Что не относится к критериям духовности?

а) вера в Бога и в существование духа вне физического тела;

б) способность испытывать чувства: собственного достоинства, раскаяния, ответственности, стыда;

в) получать удовольствие от тяжелой работы, имеющей социально-личностный смысл.

48. Целостность человека это –

а) комплекс личностных качеств;

б) способность проявлять себя как организм, личность и индивидуальность одновременно;

в) система функционирования физических особенностей человека.

49. Человек как организм представляет собой

а) только анатомо-физиологические особенности;

б) физиологические процессы;

в) носитель генотипа, хранитель здоровья как личной и общественной ценности.

50. Индивидуальность – это

а) интеграция уникальных особенностей организма и личности конкретного человека;

б) индивидная непохожесть;

в) тип особой нервной деятельности.

51. Сущность противоречивости человека выявляется в

а) потребности жить по законам Добра, Совести, а действовать в соответствии с условиями и обстоятельствами;

б) говорить одно, а делать другое;

в) способности к великой жертве и жестокости, жить в социуме и не раствориться в нем, сочетать стереотипы и креативность, сохранять традиции и разрушать устои.

а) наделен видовыми особенностями человека с рождения;

б) приобретает видовые особенности в процессе развития;

в) становится человеком в процессе воспитания.

а) имеет возможность активного вмешательства в земную и космическую природу;

б) более чувствителен к космическим и природным явлениям, чем взрослый;

в) минимально активен в освоении природы и окружающего мира.

54. Найдите несоответствие. Духовность ребенка проявляется в способности

а) получать удовольствие от человеческого нравственного поведения;

б) ориентироваться на идеал и следовать ему продуктивно;

в) осознавать ценности искусства.

55. Чем подтверждается социальная сущность ребенка?

а) зависимостью его развития от внешних условий среды;

б) признанием им социальных ценностей;

в) врожденностью его потенциала к освоению внешнего мира.

56. Какие характеристики не соответствуют понятию «ребенок»?

а) пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии;

б) личность, созидающая общественно-исторический опыт;

в) индивид, проявляющий себя как органическая противоречивая целостность.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов РФ по педагогическому

образованию е качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 031000- Педагогика и психология

Лекция первая. Введение в педагогическую антропологию. 7

История понятия «антропология» . 7

Дифференциация антропологического знания . 10

История понятия «педагогическая антропология» и его современное толкование . 14

Лекция вторая. Человек как предмет педагогической антропологии . 20

Человек как живое биоэнергетическое существо . 21

Социальность и разумность человека. 22

Духовность и креативность человека. 24

Целостность и противоречивость человека. 25

Ребенок как человек . 30

Лекция третья. Развитие человека как научная проблема. 33

Филогенез человека. 33

Особенности онтогенеза человека. 35

Анализ различных концепций онтогенеза. 39

Пространство и время развития человека . 43

Педагогические выводы из теоретического анализа проблемы развития человека . 46

Лекция четвертая. Культура как антропологический феномен. 49

История понятия «культура» . 50

Культура как явление . 52

Культура и человек. 59

Лекция пятая. Воспитание как антропологический процесс . 63

Воспитание как человеческий способ бытия . 64

Воспитание как специальная деятельность. 69

Характеристика антропологически безупречных педагогических систем . 70

Требования к современному воспитателю . 71

Лекция первая введение в педагогическую антропологию история понятия «антропология»

Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», нач­нем с термина «антропология». Он расшифровывается как «зна­ние о человеке», «наука о человеке» и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом (1724—1804) для обозна­чения особой автономной области знаний, новой науки — науки о человеке, которой до того времени не было.

Понятно, что знания о человеке давно накапливались челове­чеством, но достаточно долго европейская наука признавала сво­им основным объектом природу в целом, в единстве с которой, одним из элементов которой рассматривался и человек. Перво­начально его изучали «извне»: из Космоса, из общества, из при­роды.

Поворот к изучению человека «изнутри» — постижению его телесного, эмоционального, нравственного, духовного, социаль­ного бытия — произвел Сократ (469—399 до н. э.). Он и его «кол­леги» — софисты, его ученики Аристотель (384—322 до н. э.), Пла­тон (428—327 до н.э.), Протагор (481—411 до н.э.) способствовали разделению науки на физику, предмет которой природа, и фило­софию, предмет которой этико-правовые, социально-политичес­кие, гносеологические, психологические и другие проблемы, так или иначе связанные с человеком. Именно названные мыслители заложили основы современных научных представлений о челове­ке как особом роде сущего, но их размышления о нем носили абстрактный, умозрительный, софистический характер, а кон­кретного человека никто пристально не изучал, объективных дан­ных о человеке не было.

Несмотря на то, что ещё Протагор провозгласил: «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих», именно И.Кант был первым, кто утверждал следующее: человек — са­мый главный предмет науки, конечная цель науки — именно по­знание самого человека; более того, познание человека является важнейшим условием понимания мира в целом. Такой взгляд можно считать поворотным в науке, так как в то время более принятой была иная позиция: путь к познанию человека лежит через позна­ние мира, познание мира есть условие познания человека. Кант

даже считал, что науку, которая станет изучать родовые признаки людей «как земных существ, одаренных разумом», стоило бы на­зывать мироведением, «несмотря на то, что человек — только часть земных созданий». И все же науку, которая станет изучать человека как самостоятельный феномен, предметом которой ста­нет сам человек, Кант назвал не мироведением, он дал ей другое название — антропология.

Итак, антропология — это специальная наука о человеке как слож­ном и чрезвычайно значительном феномене.

Антропология, по мнению Канта, должна была черпать зна­ние из трех источников: из других (самых различных) наук; из художественной литературы; из практического общения иссле­дователя с разными людьми, находящимися в разных обстоя­тельствах. Мы видим, таким образом, что антропология пред­ставлялась Канту особой — комплексной — сферой познания, интегрирующей разнообразную научную информацию и те зна­ния, которые не укладываются в научные формулы, которые, с одной стороны, связаны со здравым смыслом, стереотипами, традициями, творческими способностями людей (что проявля­ется в обыденной жизни реальных, живых, конкретных людей, в их практическом бытии), а с другой стороны, не только с сознанием, но и с эмоциями, подсознанием (именно это отра­жает, именно в эту область человеческого бытия проникает ис­кусство). Кроме того, методы познания, которыми должна была пользоваться антропология, не могли быть, по замыслу Канта, сугубо теоретическими; общение, может быть, впервые, оцени­валось им как серьезный исследовательский метод, необходи­мый для новой науки.

Читайте также:  Масло это с точки зрения химии

Он представлял себе антропологию как науку, состоящую из двух взаимопроникающих структурных компонентов: физиологи­ческой и прагматической частей. Первая должна была ответить на вопрос, что делает из человека природа, а вторая — что делает или может и должен делать из себя сам человек. Такая структура новой науки предлагалась Кантом неслучайно: она соответствова­ла его пониманию человека.

Человек для Канта — двуединое существо, которое одновре­менно принадлежит и миру природы, и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, а в мире свободы он нравственно самоопределяется и исполняет свой прирожденный долг — воспитывает себя и свое потомство. Раз­витие человека, по Канту, принципиально отличается от при­родной эволюции живых и неживых тел, поскольку человек — не просто живое существо, но существо нравственное, стремя­щееся к труду и счастью. Он не идеализировал человека, но при­стально изучал самые разнообразные его проявления: эгоизм и искренность, фантазирование и ясновидение, активность и нравственность и многое другое. Очевидна определенная «педагоги­ческая направленность» философии, И.Канта. Она проявляется не только в том, что воспитание и самовоспитание он считал прирожденным долгом человека, но еще и в том, что видел необ­ходимость создания теории педагогики, т.д. превращения её из сферы практической деятельности в науку. Теоретической же ба­зой педагогики должна была, по его мнению, стать именно ант­ропология.

Однако, получив имя собственное, знание о человеке еще дол­гое время не оформлялось в самостоятельную научную дисципли­ну. Рассуждать о человеке по-прежнему продолжала главным об­разом философия.

Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное человековедение, антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину (1809—1882) лишь в середине XIX в. Свои представления о чело­веке, его развитии, изучающей его науке — антропологии Ч.Дар­вин изложил в различных публикациях, прежде всего, в основ­ном труде своей жизни «Происхождение видов путем естествен­ного отбора» (1859). Целью антропологии, по Дарвину, являлось полное постижение особенностей уникального вида Хомо Сапиенс — человека разумного, являющегося высшим звеном в эволю­ции живого. Для реализации этой цели стали интенсивно прово­диться исследования морфологических, анатомических, физио­логических особенностей людей, живущих в разных климатических условиях, представляющих разные (преимущественно примитив­ные) культуры, народы и расы. Антропологи тщательно измеряли параметры внешнего облика представителей различных племен и народов, из-за чего новую науку стали называть физическая ант­ропология. Но для них было важно и изучение ритуалов и тради­ций, в том числе и воспитательных, способов организации быта, включения отдельного человека в жизнь сообщества, взаимосвязи его членов между собой и многих других вопросов, без которых невозможно понять происхождение и особенности Хомо Сапиенс. В результате антропология стала интегратором различных наук, занимавшихся человеком. Уже к концу XIX в. антропологи иссле­довали:

естественную историю человека (его эмбриологию, биологию, анатомию, психологию);

палеонтологию (предысторию и первобытность человека);

этнологию (распространение вида на Земле, поведение и обы­чаи разных племен и народов);

мифологию (историю возникновения, развития и взаимодей­ствия религий);

социологию (отношения людей между собой в различных груп­пах и объединениях);

демографию (закономерности воспроизводства человека);

медицинскую географию (воздействие на человека климата, атмосферных явлений, а также географическую и этнографиче­скую патологию);

лингвистику (образование языков и их связи между собой, ле­генды, мифы, фольклор) и многое другое.

Проводя свои исследования, антропологи активно использо­вали данные археологии, истории, психологии, этнографии и других наук, выявлявших прошлое и настоящее человека.

Комплекс разнообразных человековедческих знаний, который очень быстро накопила антропология, объективно сделал ее уни­версальной наукой о человеке — одновременно синкретичной и динамичной.

Чрезмерное обилие разнообразной информации, полученной антропологами во всех концах света, привело как к дифферен­циации внутри самой науки о происхождении видов, вычлене­нию из нее самостоятельных научных направлений, так и к воз­растанию интереса к человеку со стороны других гуманитарных наук и возникновению в них собственных антропологии. Сегод­ня существуют философская, религиозная, культурная, соци­альная, психологическая и другие антропологии. А бывшая уни­версальной антропология стала лишь одной из человековедческих наук естественно-научного направления. Она включает в себя ра­соведение, морфологию человека, антропогенез и, как ни стран­но, педагогическую антропологию. Прилагательное «педагогиче­ская» появилось в одном из разделов антропологии потому, что этот раздел изучает антропологический облик не взрослых, а детей. Она отрабатывает способы фиксации этого облика и его изменений под влиянием различных факторов — природных, со-циокультурных, экологических; описывает типичную для конк­ретного этноса возрастную динамику облика детей. Определяет зависимость антропометрических показателей от режима и содер­жания жизни конкретных образовательных учреждений, от спе­цифики организации дидактических и воспитательных систем. Очевидно, что этот раздел антропологии дает весьма поучитель­ную информацию для человековедения, в том числе и для педа­гогики.

Тесно взаимодействуя с физиологией, медициной, школьной гигиеной, эта естественно-научная дисциплина является практи­ка-ориентированной педагогической антропологией.

Тест по педагогической антропологии

Тест по педагогической антропологии

1.Термин «антропология» впервые ввел в научный оборот:

а/Ч. Дарвин б/И. Кант в/Л. Фейербах

2.Термин «педагогическая антропология» возник:

а/в Германии б/в Англии в/В России

3.Термин «педагогическая антропология» впервые ввели в научный оборот:

4.В современном человековедении термин «педагогическая антропология»:

а/встречается в разных науках

б/принадлежит только одной, непедагогической, науке

в/принадлежит только педагогике

5.Предметом педагогической антропологии должны являться:

а/отношение человека и общества б/отношение человека к себе самому

в/отношение человека с человеком

6.Цель педагогической антропологии:

а/ «полностью постичь особенности «человека разумного»»

б/ «совершенствовать человеческое в человеке»

в/обосновать единство человеческой природы

7.Центральными понятиями педагогической антропологии являются:

а/педагогика и философия б/человек и воспитание в/педагог и воспитанник

8.С точки зрения педагогической антропологии ребенок – это:

а/ будущий человек б/объект воздействий (воспитанник)

в/личность и индивидуальность

9.Исчерпывющее знание о человеке:

а/находится в процессе становления б/невозможно в/уже достигнуто

10.Человек – это существо:

а/имеющее одну природу с Космосом б/не связанное с Космосом

в/мало значащее для Вселенной

а/повелевать природой Земли б/подчиняться природе

в/находиться с природой в динамическом равновесии

а/полностью определяется социумом б/полностью свободен от общества

в/является самым существенным элементом общества

а/двойственное б/идеальное в/материальное

а/закономерная особенность ребенка б/аномалия развития в/случайность

а/является только объектом воспитания, культуры, общества

б/является только субъектом воспитания, культуры, общества

в/реализует одновременно разные функции в воспитании, культуре, обществе

16.Развитие ребенка – это:

а/только реализация его генетической программы

б/процесс его взаимодействия с историей и культурой

в/только адаптация его к культуре

17.В процессе развития ребенка происходят:

а/противоречивые изменения колебательного характера

б/преимущественно приобретения в/преимущественно траты

18.Процесс развития ребенка:

19.Процесс развития ребенка:

а/ фронтален б/хаотичен в/жестко детерминирован обстоятельствами

20.С точки зрения педагогической антропологии развитие происходит:

а/в молодости б/в детстве в/всю жизнь

21.Культура с точки зрения педагогической антропологии – это:

а/содержание жизни каждого человека б/нечто, противоположное природе

в/специфическая сфера деятельности человека

22.Для культуры характерна:

а/монолитность б/многослойность в/непротиворечивость

23.Человек в культуре выполняет:

а/функцию ее творца б/функцию ее творения в/разнообразные функцию

24.Эффективность овладения ребенком культурой зависит преимущественно от:

а/богатства культуры б/активности ребенка в/активности воспитателя

а/консервативно-динамическое б/новаторское в/традиционное

26.Воспитание для педагогической антропологии:

а/процесс индивидуального совершенствования

б/воздействия старшего поколения на младшее

в/взаимодействия, диалога старших и младших

а/осуществляется только профессионалами

б/является специфически человеческой деятельностью

в/осуществляется не только человеком

а/прежде всего, делает детей похожими друг на друга

б/главным образом развивает их отличия друг от друга

в/социализирует и индивидуализирует ребенка

29.Воспитание с позиций педагогической антропологии, прежде всего:

а/готовит детей к жизни б/ «спасает человеческую сущность общества»

30.Автор труда «Человек как предмет воспитания»:

Реферат — Антропологические представления о развитии ребенка — файл 1.rtf

Доступные файлы (1):

1.rtf 465kb. 03.12.2011 15:27 скачать

содержание

    Смотрите также:
  • Физическое развитие ребенка до 3 лет[ реферат ]
  • роль игры в развитии ребенка[ реферат ]
  • Роль детского фольклора в духовном развитии ребенка[ реферат ]
  • Презентация — Использование средств физического воспитания в развитии восприятия аутичного ребенка[ реферат ]
  • Хореография, как одно из средств эстетического воспитания. Роль хореографии в развитии ребёнка[ реферат ]
  • Готовность ребенка к школе[ документ ]
  • Буклет — Конвенция о правах ребенка[ документ ]
  • Антропометрия человека[ реферат ]
  • Модели представления данных в СУБД[ документ ]
  • Правильное произношение ребенка 6 лет[ стандарт ]
  • Боков В.А. и др. Общее землеведение[ документ ]
  • Значение зрения и слуха в развитии ребенка[ документ ]

Реферат на тему:

«Антропологические представления о развитии ребенка»

Введение


  1. Понятие педагогической антропологии

  2. Антропологические представления о развитии ребенка

  3. Этапы периода развития

  4. Интегративная антропология о соматическом и физическом развитии детей и подростков

Заключение

Современное педагогическое мировоззрение основывается на антропологическом знании и принципиально меняет подход к ребенку и его воспитанию. Это знание, имеющее педагогическую направленность, накапливалось в течение длительного времени и привносится в современную педагогику благодаря усилиям целого ряда исследователей: И. Канта, К.Д. Ушинского и других мыслителей прошлого; современных отечественных (А.Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, И.А. Колесникова, А.И. Мещеряков, В.А. Сластенин и др.) и зарубежных ученых (О. Больнов, М. Бубер и др.)

Согласно антропологическим представлениям каждый ребенок — человек, т.е. сверхсложное, неисчерпаемое, во многом загадочное явление. Ему с самого рождения присущи все видовые особенности: он — живое, целостное и противоречивое, динамичное и активное существо, обладающее даром речи и мысли, социальностью и разумностью, духовностью и креативностью, потребностью и способностью воспитывать и быть воспитанным.

^ 1. Понятие педагогической антропологии

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — это положение Константина Дмитриевича Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании.

«Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны», — справедливо утверждал К.Д. Ушинский.

Читайте также:  Каковы движущие силы истории с точки зрения

Воспитание человека человеком изучается целостно, системно — как педагогико-антропологическая наука. По природе своей педагогическая антропология есть средоточие высокой культуры, «золотого фонда» знания человека о самом себе. Это знание выверялось и накапливалось тысячелетиями. Присвоить себе хотя бы начала этих знаний значит приобщиться к культурным ценностям, вносящим высший смысл в жизнь человека. Успех психолога-практика, консультанта, социального работника, любого воспитателя и преподавателя зависит от степени учета исторически накопленных успехов педагогического человековедения.

Для родителей и учителей оно незаменимо во всех отношениях. Им жизненно важно знать, к какому миру они готовят ребенка, что ждет их питомцев в обозримом будущем, когда воспитанникам придется обходиться без помощи воспитателей. Это заинтересованное внимание к устройству, духовному облику и тенденциям развития сегодняшнего мира ради понимания мира завтрашнего означает, в частности, что педагогическая антропология может ответить на ожидания воспитателя только в качестве целостного учения о жизни — педагогического жизневедения, человечествоведения и человековедения, в качестве педагогического осмысления мира.

Педагогическая антропология не просто изучает человека как воспитателя и воспитуемого (чаще всего — одновременно), но и сама воспитывает того, кто систематически и серьезно изучает ее. Педагогическая антропология — зеркало, полезное решительно каждому человеку. Ведь мудрость нужна без единого исключения всем, не желающим разрушать этот мир, себя, других.

Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях.

Предметом педагогической антропологии является объект педагогики — человек развивающийся.

Педагогическая антропология выделяется в структуре педагогики как фундаментальная и, вместе, вспомогательная наука («базовая»), составляющая «цокольный этаж» в здании педагогики, т.е. снабжающая все ее области целостным знанием об их объекте.

Это знание необходимо для решения крайне важной методологической проблемы — перехода с уровня на уровень в изучении человека, например, с биохимического, молекулярного уровня — на поведенческий через многократно опосредствующие этот переход звенья. Это знание может помочь в периодизации онтогенеза человека, наконец, в построении теории личности, при решении вопросов о структуре, сторонах и признаках (симптомах) развития личности, о границах изменений этих признаков и факторах, регулирующих эти изменения.

Одна из важнейших целей педагогики — профилактики и коррекции девиантного, разрушительного поведения — в принципе недостижима вне и помимо человековедения. Педагогическая антропология вскрывает «технологию» становления и воспитания преступников. В основе ее лежит тысячелетняя практика эксплуатации низменных побуждений, коренящихся в человеческой природе. Люди, злоумышляющие против отдельной личности, групп людей, а то и против всего человечества, суть продукты не только обстоятельств социального бытия, но и особого типа воспитания и обучения, увы, широко распространенного. Родившись, человек постепенно присваивает культуру быта, а ранее всего — удовлетворения своих ближайших, непосредственных потребностей. На этом фундаменте строится всё остальное, поэтому он так важен. Именно в первые месяцы жизни дитя может незаметно для себя присвоить элементы агрессивности. Если младенца никто никогда, даже в шутку, не ударил, не сделал вид, что бьет, ему не придет в голову «идея битья». Если же он хоть раз столкнулся с какими бы то ни было шлепками-пинками, он непременно «даст сдачи» и до лучших времен (если они настанут) будет убежден, что это в порядке вещей.

Педагогическая антропология представляет собой фундамент, основание педагогики. Она изучает природу ребенка, детей, их групп, а также среды, в которой взрослеют дети. В ней решаются вопросы о сущности человека как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуется сущность воспитания, обучения, образования, взятых в их взаимодействии с окружающим их миром.

^ 2. Антропологические представления о развитии ребенка

Без понимания ошибочности стереотипов педагогического сознания невозможно овладеть технологией превращения образовательного процесса в воспитательный, технологией организации такой жизнедеятельности школьников, которая станет прочным и достойным фундаментом их будущей жизни. Эффективность воспитания зависит от осознания взрослым смысла своей деятельности, ее целей, адекватного оценивания ее хода, конечного и промежуточного результатов, своевременности конкретных действий и пр. Но, прежде всего, оказывается, важно обладать современным педагогическим мировоззрением, которое:

• включает в себя интегрированные научные представления о сущностных особенностях человека, природе ребенка, его развития и воспитании;

• ориентировано на гуманистические ценности;

• реализуется в самостоятельной, творческой, личностно ориентированной педагогической деятельности.

Всякий ребенок органически связан с земной природой и обществом. Он рождается биологическим организмом, индивидуальностью, членом общества, потенциальным носителем культуры, создателем межличностных отношений. В этом смысле любой ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, — это не «будущий», а вполне «настоящий» человек, личность, имеющая определенные права и обязанности перед собой и другими, активно включающаяся в социальные процессы в качестве их субъекта, а не только объекта заботы взрослых. В этом смысле ученик и учитель, взрослый и ребенок равны между собой.

Дети и взрослые взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, можно сказать, что они являются условием взаимного развития. Дети выполняют в обществе, в жизни человечества особую, чрезвычайно значимую функцию: они гуманизируют социальные отношения, обеспечивают человечеству идеальное бессмертие и стимулируют его креативность, психологически поддерживают взрослых (внушают им оптимизм, самоуважение, ответственность и пр.). Следовательно, ребенок, как и взрослый, может сказать о себе словами Г. Р. Державина:

Я — связь миров, повсюду сущих.

Я — крайняя степень вещества.

Я — средоточие живущих,

Черта начальна Божества.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Я — червь, я — Бог!

Но, имея общую со взрослыми людьми природу, дети, в том числе и младшие школьники, проявляют и реализуют ее несколько иначе. Они более чувствительны к природным явлениям. Их организм имеет самый высокий уровень способности к изменению, развитию.

Дети максимально активны в освоении окружающего мира, в овладении физическими и социальными условиями жизни, в созидании своего внутреннего мира. При этом активность ребенка в настоящем сочетается с ярко выраженной и для него субъективно чрезвычайно ценной устремленностью в будущее. Это является одной из движущих сил индивидуального развития ребенка.

Бросается в глаза высокая креативность детей, которая бывает достаточно продуктивной. Довольно долго в детстве сила воображения оказывается большей, чем способность рационально мыслить, но это не мешает детям познавать абстрактные теоретические понятия, усваивать уроки жизни. В силу недостаточной зрелости психических процессов и ограниченности жизненного опыта, научных знаний дети привержены к воображаемому миру, к игре. В то же время они достаточно рано начинают проявлять способность к самоанализу, самокритике, самовоспитанию и одновременно к эмпатии, ориентации на другого, т.е. демонстрировать свою разумную человеческую природу.

Многообразны проявления духовности детей. Это и чувство удовольствия от человеческого (нравственного) поведения, и стремление ориентироваться на идеал и следовать ему более или менее продуктивно, и способность любить не только близких, знакомых, реальных, но и далеких, незнакомых, воображаемых людей, и почти безграничная вера в добро и справедливость, и отзывчивость на воздействие искусства.

Социальность и органическая взаимосвязь разных ипостасей человека в детстве проявляются особенно наглядно. Действительно, поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка, во-первых, обусловливаются не только и не столько внутренними, врожденными особенностями, сколько внешними условиями. Среди них наиболее значимые:

• интенсивное общение со взрослыми;

• интеллектуальная, эмоциональная и ценностная атмосфера окружающей ребенка среды;

• востребованность тех или иных качеств и способностей ребенка;

• насыщенность пространства его жизни разнообразными впечатлениями, творчеством;

• особенности воспитательной системы, в которую он включается.

Антропологическое знание содержит следующие представления о воспитании.

Воспитание — чрезвычайно сложное явление, имеющее, как минимум, социальный, психологический, педагогический, философский, культурологический, естественно-научный аспекты. Сложность воспитания как реального явления обусловлена тем, что оно одновременно:

• характеризует специфически человеческий способ бытия;

• оказывается органической составляющей человеческого образа жизни;

• позволяет каждому человеку реализовать врожденную потребность быть воспитанным, исполнить его прирожденный долг — воспитывать себя и свое потомство;

• представляет собой специальный, отличающийся от других содержанием, методами, технологией, социально ценный вид деятельности.

Воспитание — это процесс, одновременно синкретичный и дифференцированный, направленный не только на детей. В него включены люди любого возраста, процессии, уровня развития. Оно не только влияет на каждого человека, создает условия для существования и развития, но и сохраняет и совершенствует гуманистическую сущность любого сообщества.

В основе воспитания всегда лежит социальное действие, предусматривающее ответное действие партнера. В то же время всякий человек имеет врожденные и более или менее осознанные и развитые потребность и способность к самосовершенствованию, помощи другим. В силу этого каждый воспитатель всегда является воспитанником, и, наоборот, всякий воспитанник — воспитателем, а любой человек — одновременно и субъектом, и объектом воспитания.

Потребность в воспитании удовлетворяется, а способность развивается у человека в течение всей жизни. Более того, происходит смена референтного воспитателя: от взрослого и старших по возрасту детей через ровесников до более молодого человека и даже ребенка. Референтный воспитатель может быть реальным лицом, а может быть вымышленным персонажем, может существовать рядом и быть отделен от человеком пространством и даже временем. Это может быть как отдельный человек, так и группа людей. Функцию референтного воспитателя выполняет по отношению к себе и сам человек, причем с достаточно раннего возраста.

Воспитание конгруэнтно человеку. Оно является процессом целостным, разумным, духовным, креативным, незавершенным, динамичным и противоречивым.

Наиболее эффективным для человека и общества является воспитание, логика которого антропологична, т.е. природо- и культуросообразна.

Изложенные представления о ребенке и воспитании составляют сущность современного педагогического мировоззрения, основу антропологического подхода в воспитании.

Принятие этих представлений позволяет педагогу осознать целостный характер своей деятельности и помогает осуществлять ее в целях развития ребенка как целостной личности, а не только для совершенствования одной из ее сторон (сознания, чувств, воли, организма, духовной сферы и пр.). Эти знания позволяют воспитателю действовать своевременно. За счет этого обеспечивается полноценное проживание каждого периода жизни, детства, прежде всего, последовательное решение развивающимся человеком всех возрастных задач.

Антропологическое мировоззрение позволяет педагогу осознанно и системно организовывать воспитание как природо- и культуросообразный процесс, превращая его в сотрудничество, содействие, диалог, т. е. в процесс, взаимодействующими субъектами которого являются не только взрослые, но и дети. Поскольку воспитание оказывается совместным бытием и содействием друг другу детей и взрослых, постольку у ребенка складываются свои, но при этом приемлемые для взрослых представления о достойном образе жизни, о значимой системе отношений и ценностей; происходит целостное развитие ребенка.

Читайте также:  Жизнь это с точки зрения права

Антропологический подход делает отношения школьника с учителем более содержательными, глубокими, продуктивными и позволяет:

• учить младших школьников без школьной отметки (Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, С. Френе и др.);

• организовать учебную деятельность как совместно распределенную, коллективную (В. В. Давыдов, М. Д. Виноградова, И. Б. Первин и др.);

• превратить внеурочные и внешкольные занятия младших школьников в личностно значимую творческую деятельность (С. Г. Глухова, И. В. Грузина, Е. А. Андреева и др.);

• создать в детском объединении здоровую психологическую атмосферу.

Антропологический подход позволяет педагогу исключить из жизни школьников такое опасное явление, как дидактогения. Дидактогения — устойчивый страх перед школой, утрата интереса к учебной деятельности.

Ребенок, подверженный дидактогении, уклоняется от занятий, теряет возрастной оптимизм и уверенность в себе, испытывает тяжелое чувство полной эмоционально-личностной зависимости от учителя, безысходности. Между тем известно, что подобные отрицательные эмоции в 1,5 раза снижают производительность учебного труда, а отрицательное отношение к учителю в 10 раз уменьшает усвоение младшим школьником учебного материала.

Определим условия, при которых происходит превращение педагогической деятельности в гуманистическую систему воспитания:

1) осознание педагогами, что цель их деятельности — не знания, не развитие интеллекта только, но развитие ребенка как целостного человека;

2) четкая вербализация принципов педагогической деятельности (природосообразность, антропологизм, позитивизм и т. д.) и реализация возрастного, дифференцированного, личностного, деятельностного подхода;

3) владение технологией сотрудничества, содействия, постановки перспектив, создания относительно высокого уровня трудностей, высоконравственной атмосферы, опоры на жизненный опыт ребенка и доверие к нему, организации совместной и индивидуальной творческой деятельности;

4) систематическая фиксация изменений и в коллективных отношениях, и в личности каждого ребенка.


  1. ^ Этапы периода развития

Индивидуальное развитие – онтогенез – разделяется на пренатальный (стадии эмбриона и плода) и постнатальный. В последнем наиболее четко разграничиваются рост и развитие, зрелость и старение, однако в пределах каждой из этих крупных фаз выделяются более дробные, так что их общее число может колебаться от 3 до 24. В основе таких периодизаций обычно лежат комплексные критерии (морфофункциональные, психологические и социологические).

Краткая характеристика основных этапов периода развития, выделяемых в соответствии с возрастной периодизацией, принятой для медико-биологических исследований в нашей стране.

Новорожденность (0-10 дней). Время вскармливания ребенка молозивом. Новорожденный человек в целом менее «зрелый» и более беспомощный, чем новорожденный шимпанзе, который соответствует примерно 4-5 – месячному ребенку. В абсолютных цифрах вес мальчика составляет в среднем 3400-3500 г, девочки – 3250-3400 г.

Грудной возраст (10 дней – 1 год) – от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Наиболее интенсивный рост: за год длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, удвоение веса происходит к 4-5 месяцам.

Раннее детство (1-3 года). Завершение прорезывания молочных зубов, резкое падение интенсивности роста. Замена «детской» речи «взрослой», зарождение самосознания.

Первое детство (4-7 лет). У многих детей наблюдается небольшое ускорение роста («первый ростовой скачок»), появление первых постоянных зубов и к концу периода – еще слабых признаков полового диморфизма. Начало формирования самосознания, половой идентификации (осознание пола), первоначальное становление личности.

Второе детство (8-11 лет у женщин и 8-12 лет у мужчин). Завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости». Начало полового созревания и усиленного роста тела в длину, прежде всего у женщин. Осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти.

Подростковый период (12-15 лет у женщин и 13-16 лет у мужчин). Период интенсивного полового созревания (пубертатный). Характерен пубертатный скачок роста («второй ростовой скачок»), раньше у женщин. Бурные морфофункциональные сдвиги, затрагивающие все основные системы организма. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация.

Юношеский возраст (16-20 лет у женщин и 17-21 год у мужчин). Окончание роста и формирования организма. Период стабилизации личности и самоопределения. Формирование мировоззрения.

Важнейшее значение в биологическом и социальном созревании человека имеют «критические периоды» онтогенеза – раннее детство, на которое приходится начало формирования речи и сознания; препубертас, совпадающий с началом школьного обучения, и пубертас, включающий время наиболее значительных изменений в морфофункциональном и психологическом статусе растущего человека. Эти две стадии вместе составляют самый длительный и ответственный период восходящей фазы онтогенеза – перипубертатный. Его границы до некоторой степени условны; обычно они охватывают второе детство и подростковый период, частично – первое детство и юношеский период.

Специфика этого этапа онтогенеза человека – выделение особой препубертатной стадии – «адренархе». В основе адреналовой фазы – созревание сетчатой зоны коры надпочечных желез, вырабатывающей мужские половые гормоны – андрогены.

В перипубертатном периоде происходит интенсивное созревание основных регуляторов жизненных функций организма, прежде всего нейро-эндокринной системы. Для этого периода считаются характерными усиление подкорковых влияний и ослабление деятельности коры, нарушения вегетативной сферы, повышенная возбудимость и эмоциональность, особенно у женщин.

Наиболее существенные сдвиги организма подростка происходят под воздействием половых гормонов, которые существенно влияют на рост, обмен веществ, состав тела, пропорции, показатели крови, мозг и поведение.
^ 4. Интегративная антропология о соматическом и физическом развитии детей и подростков

Игнорируя возрастную периодизацию в онтогенезе человека, исследователи произвольно объединяют детей по паспортному возрасту и приводят основные антропометрические и функциональные показатели, скажем для детей 3-4, 6 -7 лет, объединив их в одну группу. Несомненно, такие работы не приносят новых данных и не несут новой информации о развитии соматических и функциональных показателей, 90-е годы показали, что необходимы углубленные исследования развития детей с учетом экологических особенностей жизни, биосоциальных условий с позиций биомедицинской и клинической антропологии и вновь создающейся науки — интегративной антропологии. Нельзя согласиться с заявлением Локтева (1999), что антропометрические исследования — это пустая трата денег. Такие заявления противоречат новым изысканиям биологии человека, конституциональным (соматическим) особенностям роста и развития детей различных соматических типов и вариантов биологического развития. Еще недостаточно изучено компонентное варьирование в возрастном и типическом аспектах. В диссертационных работах Смоленских исследователей (Т. И. Легонькова, 1993; Н. И. Зернова, 1995; Е. В. Чаплыгина, 1996; А. Р. Дорохов, 1993; Н. Р. Дорохов, 1997; С. А. Федоров, 1997; И. М. Короткова, 1998; М. А. Новикова, 1998). четко показаны закономерности ростовых процессов и развития физических качеств по пространственной и временной шкалам развития. Установлены расхождения в развитии ростовых процессов отдельных звеньев тела, а также несоответствие в увеличении длины и мышечной массы конечностей. Показана дисгармоничность в интенсивности роста верхних и нижних конечностей. Выявлены периоды прироста силы 13 мышечных групп, не совпадающие по времени с увеличением объемов звеньев тела. Прирост силы мышц происходит через 3-5 месяцев после снижения интенсивности роста отдельных групп мышц у детей первого детства и через 6-8 месяцев у детей второго детства. У лиц, перешагнувших период полового созревания и занимающихся боди-билдингом прирост силы также происходит нее параллельно с увеличением мышечной массы. Выявлены расхождения в ростовых периодах у лиц укороченного (ВР»А») и растянутого (Вл») варианта развития. Новые данные получены по развитию массы тела и особенно, жирового компонента. Изменение вскармливания детей на первом голу жизни приводит к увеличению массы тела и его длины. Казалось, что это положительные черты акселерации, но фракционирование массы выявило резкое достоверное увеличение жировой массы (по сравнению с детьми 46-60 годов) и снижение мышечной. Параллельно выявлено снижение результатов педагогического тестирования, особенно в тестах, связанных с оценкой выносливости. Снизились достоверно показатели корреляции весо-ростового показателя и силы мышц. Существенно снизились показатели разгибателей силы мышц спины. Выявилась закономерность, свидетельствующая полового диморфизма в силе мышц, особенно плечевого пояса и силы мышц верхних конечностей. Все эти изменения отчетливо связаны с вариантом биологического развития и с габаритным уровнем варьирования. Если в абсолютной силе мышц лица макросомного типа превосходят лиц микросомного типа, то по показателям относительной силы мышц, эти различия недостоверны.

Клинические наблюдения за детьми, страдающими заболеваниями верхних дыхательных путей показали, что лица макросомного типа с хорошо развитой жировой массой достоверно чаще подвержены простудным заболеваниям. У детей с сахарным диабетом в период, предшествующий заболеванию и у детей с гиперплазией щитовидной железы наблюдается высокая интенсивность ростовых процессов, а у детей с врожденным гипотериозом отмечено их снижение.

Выявленные ростовые процессы могут быть положены в основу донозологической диагностики состояния напряженного энергетического и пластического гомеостаза. Выявлено, что у здоровых детей первого детства наблюдается экстремитальный тип расположения жира, у детей с патологией внутренних органов преобладает трункопетальное расположение жира.

Сочетание соматометрии и компонентного варьирования, а также условия вскармливания дают картину предрасположенности к определенным заболеваниям. Соматическое и физическое развитие детей может служить основой предвидения патологии. Оценка длины тела, массы и обхвата грудной клетки могут служить только вспомогательной оценкой физического состояния ребенка, но не его развития. Работы по интегральной антропологии следует активно продолжать, так как они дают новые данные по развитию детей и подростков.
Заключение

От типа, характера, стиля, культуры общения, с которой впервые знакомится новорожденный человек, зависит впоследствии восприятие им более сложных и глубоких пластов культуры. Этот процесс состоит из способов удовлетворения окружающими потребностей ребенка, из адаптации его к миру и аккомодации мира к себе. Процесс постепенно ускоряется как бы под действием сложных процентов: приращенный опыт дает увеличенный процент, тот снова ведет к росту вложенного в человека духовного капитала.

В начальном обучении дети научаются самому учению и развитию силы, от которых зависит успешность образования. Лишь после этого общее образование с его сложной системой основ науки и подготовкой к жизни образует ум как хорошо организованную систему знаний и готовность к самостоятельной деятельности в обществе. При этом надо помнить, что первоначальное и начальное обучение, общее образование — суть ступени единого процесса, питающегося одними и теми же источниками и постоянно воспроизводимыми ресурсами одной и той же природы человека.

Содержание и структура антропологического фундамента педагогики служат важнейшим моментом дифференциации педагогических течений.

Vom Kinde aus — Из природы ребенка! — исходят антропологи при решении всех проблем целей, сущности и путей воспитания и обучения.


  1. Гелен А. О систематике антропологии. – М.: Прогресс, 1988.

  2. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. – М.: ФОН, 1995.

  3. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.

  4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – СПб., 1881.
Источники:
  • http://studfiles.net/preview/6187604/
  • http://pandia.ru/text/78/174/25598.php
  • http://gendocs.ru/v22106/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_-_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0