Меню Рубрики

С точки зрения о конта философия должна быть любовью к мудрости

Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием. Проявляется эта связь, прежде всего, в языке философии. Он богат словами, фиксирующими жизненный опыт индивидов; их назна­чение — обеспечивать повседневную практику людей, непосредствен­ные контакты с окружающей действительностью, в том числе с социумом. Анализ языка философии в его сопоставлении с обыденным языком показывает, что «язык философии в целом ближе к живому естественному языку, чем язык специальных наук. Философские категории формируются в развитии культуры и воплощаются в струк­турах обыденного языка. Философия эксплицирует, систематизирует, углубляет смысл своих понятий, но не устраняет их и общий, обыден­ный смысл» (Пукшанский Б. Я. «Обыденное знание. Опыт философ­ского осмысления». Л., 1987. С. 78).

Содержание философского знания включает в себя установку здра­вого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явле­ний, их познание и использование в повседневной практике.

Именно в обыденном знании, в его глубинах происходит кристал­лизация того драгоценного феномена соборной человеческой жизни, проявляющегося не столь уж редко, который называется «мудрость». Специализированному знанию о природе этот феномен не свойственен: говоря «знающий специалист», мы никогда не скажем «мудрый чело­век». Если к тем или иным ученым все же применяют данное понятие, то оно касается не предмета их изучения и результатов его познания, но их общего отношения к жизни. В. И. Вернадский говорил: «Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой ученой подготов­ки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всем окру­жающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, «от сохи», которые без всякой другой подготовки оказываются философами. В самом деле, в размышлении над своим Я, в углублении в себя — даже вне событий внешнего [для] личности мира — человек может совершать глубочайшую философскую работу, подходить к огромным философ­ским достижениям» («Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление». Кн. вторая. М., 1977. С. 73). Философские раз-

мышления, свойственные индивидам, не являющимся профессионала­ми-философами, и формируют то, что принято называть мудростью. С другой стороны, специалисты-философы, размышляя над проблемами своей области знания, способны (конечно, далеко не все философы) достигать такого уровня отношения к бытию, который соотносится с

О содержании понятия «мудрость» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова говорится: «Мудрость. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл.Даля поясняется: Мудрость — это «соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умствен­ного и нравственного совершенства». «Философский словарь», издан­ный в ФРГ, поместил в соответствующей статье фрагмент из книги Н.Гартмана «Этика» с раскрытием существа мудрости. Мудрость, по Н.Гартману, — это «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического созна­ния его связь с ценностью» (М., 1974. С. 700).

Любопытным представляется буквальное значение слова «филосо­фия» = от греч. phileo — люблю 4- sophia — мудрость, — любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к понима­нию», «стремление к знанию», «жажду знания». В этом смысле оно употреблялось Фукидидом, Сократом и др. представителями античной культуры. До нас дошло как предание, будто Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость (как и знание) дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (к знанию). Отсюда и «философия» как любовь (или стрем­ление) к мудрости. Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания

впервые употребил Платон.

В последние десятилетия слово «философия» только в его букваль­ном переводе соотносилось с мудростью. Существо же его не прини­малось во внимание. Некоторые поборники философии как науки снисходительно замечали: такое значение этого термина «устарело», оно «архаизм», дискредитирующее современную философскую Науку.

Мы, однако, не видим сколь-нибудь веских причин отказываться от давней традиции, от философии как любви к мудрости. Во-первых,

в нем отражен определенный этап становления философии, причем — как научного знания (См. об этом подробнее в главе III); это «истори­ческое» не ликвидировано последующим развитием человеческой куль­туры, но ассимилировано и сохранено, хотя и в несколько модифицированном виде. Во-вторых, как только что мы видели, бли­зость философского знания к житейскому опыту, к личностному и обыденному знанию обусловливает включение в его состав также и мудрости как определенного, ценностного отношения к бытию. Может даже стоять вопрос: а не является ли мудрость, или мудрое философ­ствование той осью координат, на которой «завязаны» все другие разновидности философских размышлений?

Итак, мы рассмотрели отношение философского знания к ряду других видов человеческого знания. Мы обнаружили, что философское знание имеет сущностные признаки, свойственные: 1) естественнона­учному знанию, 2) идеологическому знанию (общественным наукам), 3) гуманитарному знанию, 4) художественному знанию, 5) трансцен-дирующему постижению (религии, мистике) и 6) обыденному, повсед­невному знанию людей. В философском знании эти виды знания представлены как стороны, ипостаси, компоненты его внутреннего содержания. Они внутренне взаимосвязаны между собой, причем на­столько, что порой оказываются слитыми, неразделимыми. Почти невозможно отграничить друг от друга художественную сторону, глу­боко связанную с личностью, от стороны, базирующейся на трансцен-дировании и мудрости. Мудрость же, в свою очередь, основывается на знании, получаемом не только из жизненного опыта, но и из тех или иных научных источников, среди которых большое место занимают наиболее общие представления естественнонаучного и гуманитарного знания.

В философском знании представлены все имеющиеся в человече­ской культуре виды знания; они переплетены здесь и дают единое интегральное целое. M. M. Бахтин отмечал: Философию «можно опре­делить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)» («Эстетика словесного творчества». М., 1986. С. 384).

Можно утверждать, что философское знание есть комплексный, ин­тегральный вид знания.

Его «комплексность» подчеркивает соединенность в нем различно­го, друг к другу несводимого, а интегральность — единство, не исклю-

чающее превалирования в нем какого-то объединяющего начала; тако­вым является, по-видимому, его рационалистичность.

В. И. Вернадский, много внимания уделявший, как сказали бы некоторые, «иррациональному» началу философии, отмечал, однако: «Философия всегда основана на разуме», «размышление и углубленное проникновение в аппарат размышления — разум, неизбежно входит в философскую работу. Для философии разум есть верховный судья; законы разума определяют ее суждения» («Размышления натуралиста».

Другой «иррационалист» и, как нередко его квалифицируют, «ан-тисциентист» К.Ясперс заявляет: «Наука — обязательное условие фи­лософствования» («Философская вера». С. 506).

На эту сторону философии обращают внимание, конечно, и сами сторонники философии как науки. Сравнивая философию с областью научного знания, Гегель, например, подчеркивал, что область науки «родственна философии благодаря своему формальному свойству са­мостоятельности познания» («Сочинения». Т. IX. «Лекции по истории философии». М., 1932. С. 61). Философия есть «в себе и для себя сущий разум. Отношение философии к своему предмету принимает форму мыслящего сознания» (Там же. С. 62).

Одно из определений философии таково: Философия — это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи (Соколов В. В. «Философия в исторической перспективе» // «Вопросы философии». 1995. № 2. С. 137). В данном определении выражено именно интегративное, ведущее начало философского зна­ния, не ликвидирующее своеобразия других его сторон (В. В. Соколов даже считает философию определенной системой верознания, в которой нерасторжимо соединены в самой различной пропорции компоненты

Представление о комплексном характер философского знания дав­но уже вызревает в философии. Но внимание обращается, по преиму­ществу, на два или три вида знания, взаимодействующих в творчестве философов. Как нечто необычное, но «в духе буржуазности», было встречено на XV Всемирном философском конгрессе (1973 г.) выступ­ление швейцарского философа Андре Мерсье «Философия и наука», в котором обосновывался тезис «Философия не есть наука». И хотя А.Мерсье значительную часть своего выступления посвятил лишь объ­яснению выдвинутого тезиса, он, между прочим, коснулся и общего взгляда на философию. Он сказал, что предпочел бы описывать фено-

мен философии, обращаясь к модусам познания. Всего таких моду­сов (или способов, установок) четыре. Это следующие: объективный способ, объективность, которая характеризует науку, затем субъек­тивный способ, или субъективность, характеризующая искусство, затем способ общительности (коммуникативный способ), свойствен­ный морали, и только морали, и, наконец, созерцательность мисти­ческого свойства (или контемплативный способ мышления). «Каждый из этих способов, — отмечал А. Мерсье, — является родовой формой аутентичных суждений. Он соответствует точно четырем кардинальным подходам — науки, искусства, морали и мистики. » (Mercier A. «La philosophic et la science» // «Proceedings of the XV World Congress of Philosophy». Vol. 1. Sofia, 1973. P. 29). «Философия могла бы быть определена как интегральное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, морали и мистики. Но это соединение не означает ни чистого и простого приращения, ни присоединения, ни даже наложения одного на другое. Она в таком случае является, если хотите, квинтэссенцией, встречей этих модусов, в которой все споры разрешаются в пользу разума и в тотальное удовлетворение думающего и действующего человечества: короче, в полную гармонию мысли и действия согласно всем есте­ственным способам, где сотрудничают наука, искусство, мораль и созерцание (мистика). Но это еще не делает из философии сверхна­уки или сверхморали, сверхискусства или сверхсозерцания. » (Там же. Р. 30). Философ должен иметь корни в составных частях этого феномена. Но нет философа, который был бы всем этим одновре­менно.

Выступление А.Мерсье было расценено некоторыми приверженца­ми сциентистского взгляда на философию как попытка ограничить научную основу философии и предоставить почву в философии для религиозной мистики.

Прошло с тех пор, как выступил А.Мерсье, ‘немногим более 20 лет. Уже многое изменилось в нашей стране во взглядах на философию. Некоторым изменениям подверглось и представление о философии как виде знания. Все больше стало философов, с сомнением относящихся к положению, что философия есть наука и только наука (см., например, дискуссию в журнале «Философские науки» по поводу статьи А. Л. Ни­кифорова «Является ли философия наукой?» — 1989, №№ 6, 12; 1990, №№ 1, 2).

И все же надо признать: в сознании значительной части интелли-

генции, да и в представлениях студентов, изучавших в недалеком прошлом обществоведение или философию, философия по-прежнему

Причиной тому является, прежде всего, учебная и справочная литература по философии, издававшаяся у нас на протяжении несколь­ких десятков лет. Вот как представлялась сущность философии в философских словарях: «Философия — наука о всеобщих закономер­ностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания» («Философский словарь». М., 1975. С. 435; это же определение имеется в «Философском словаре» 1986 г.); даже в «Словаре иностранных слов», призванном давать краткое объяснение слов иноязычного происхождения, говорится, что филосо­фия — это «наука о наиболее общих законах развития природы, чело­веческого общества и мышления» (М., 1984. С. 529; это значение слова «философия» оказалось здесь единственным). Такое понимание специ­фики философского знания неверно потому, что редуцирует всю мно­гогранность философии как знания лишь к одной ее стороне — к науке. Спрашивается, однако, а почему же тогда в «Философском словаре», в учебниках, книгах и статьях по философии занимают большое место сторонники «иррационализма» и «антисциентизма», у которых мы не находим «науки о наиболее общих законах развития»? Зачем же тогда их подвергать «критическому анализу», зачем вообще вести с ними диалог (тем более с «буржуазными идеологами»), если ни по предмету, ни по проблемам, ни по характеру знания «наша» философия с их концепциями даже не соприкасается? Такая «неувязка» свидетельствует прежде всего о непригодности выдвинутого общего определения фи­лософии. Кроме того, даже в рамках научной рациональности, которая, как мы убедились, играет большую роль в философском познании, приведенное определение игнорирует множество собственно философ­ских проблем (проблему смысла жизни, проблему истины и др.) и целые философские дисциплины (например, общую этику и теоретическую эстетику), искони входящие в состав философского знания. Приведен­ное определение касается лишь диалектики, да и из нее почему-то взято лишь развитие, причем в марксо-энгельсовой его трактовке, но упуще­ны уровни связей, отношения и движения. У К.Маркса и Ф.Энгельса, кстати, более широкое понимание философии, да и диалектики. При­знание философии как рационализированного, или научного, знания вовсе не обозначает ее признания как «науки о наиболее общих законах развития». Последняя формулировка есть действительный архаизм, подлежащий устранению из современного философского языка.

Читайте также:  Институт филатова в одессе коррекция зрения

Как уже было показано, философское знание имеет целый комп­лекс сторон: это шестигранник, в котором каждая из сторон специфич­на, несводима ни к какой другой стороне. Все виды духовной деятельности человека реализованы в философии, все они представле­ны и воплощены в ней. И если будут обнаружены еще какие-то познавательные способности человека или еще какие-либо предметные сферы, подлежащие освоению человеком (помимо уже выделенных и созревших до уровня, сопоставимого с ними), то и философское познание обретет, как мы полагаем, новые стороны, новые грани.

Вся человеческая культура, если посмотреть на нее как на целост­ность, оказывается состоящей из частей, или сегментов, соответству­ющих познавательным способностям человека и специфическим предметным областям действительности. Ее общая структура подобна структуре философского знания. Философия — средоточие культуры, ее ядро. И насколько целостным оказывается это ядро, настолько, по-видимому, будет целостной вся духовная культура человечества. Во всяком случае, от процессов синтезирования и интегрирования, кото­рые происходят и будут в дальнейшем происходить в философии, в немалой степени будет зависеть и развертывание интегративных связей внутри культуры.

Отмеченные выше шесть граней, или ипостасей философского знания, что важно иметь в виду, находятся между собой отнюдь не в гармонии. Они не исключают друг друга, но взамодополняемы вплоть до слитности; все это — «в принципе». На деле же мы имеем в фило­софии разные философские системы (концепции), базирующиеся за­частую на одной, или двух сторонах философского знания и ведущие порой бескомпромиссную борьбу со всеми остальными концепциями. Основание для этого есть, оно — в разных исходных началах, в разных подходах, в своеобразии каждой из сторон философского знания. Реальные противоречия между сторонами философского знания есть, а живые философские личности способны доводить эти противоречия вплоть до антагонизмов и конфликтов. Но у философски мыслящих личностей есть и другой путь: достижение синтеза и гармонии сторон (подчеркнем: синтеза как единения, как объединения разного). Встает еще несколько вопросов. Каковы условия достижения гармонии между сторонами (или ипостасями) философского знания? Возможна ли вообще философская концепция, основывающаяся на согласованном единении всех сторон философского знания, или удел философии — иметь, как и в прошлом, лишь конкурирующие друг с другом концеп-

ции с пустой претензией на максимально полное выражение много­гранности философского знания? Возможен ли синтез (или объедине­ние разного) на уровне философии в целом? Мы предлагаем студентам самостоятельно продумать ответы на эти вопросы. Материал для таких размышлений, разумеется, частичный, уже имеется в данной главе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Уже более ста лет назад наш замечательный философ Владимир Соловьев сделал вывод о том, что человечество подошло к значительному рубежу в своем развитии. На основе общих законов развития и их применения к общественной жизни он показал, что человеческое общество должно вступить в эпоху объединения или погибнуть. Преддверием такого объединения, когда все обособившиеся и враждующие части свободно подчинятся высшим началам, должна явиться мыслительная работа по преобразованию отвлеченной философии в цельное знание. Сам философ много потрудился в этом направлении и наметил пути для такого преобразования. Так не пришла ли пора для продолжения начатой работы, прерванной годами социальных катастроф, через которые проходила Россия, чтобы очиститься и подготовиться к выполнению исторической миссии, предначертанной ее величайшими умами?!

Как известно, философия возникает в Древней Греции в качестве любви к мудрости; она включает в себя как теоретические представления о Боге, Вселенной, Человеке, так и практическую этику, описание духовного пути совершенствования человека. Любовь к мудрости предполагает существование Мудрости как таковой, чем была Теософия, целостное знание познавших Истину Сынов Божьих, которые, находясь на более высокой ступени развития, руководят эволюцией человечества. Владыки Мудрости, Великие Учителя, давали знание или сами, воплощаясь на земле, или через своих ближайших учеников, Посвященных и Адептов. Откровение, получаемое человечеством из Высшего и Единого Источника, лежало в основе древней культуры, определяя ее синкретичный характер. Сокровенное знание выражалось символическим языком, смысл которого раскрывался человеку только после того, как он своей нравственной чистотой и напряженным стремлением к Истине доказывал, что заслужил право Ее созерцать.

С развитием общества целостное знание распадается на части, отстаивая свою самостоятельность и необходимость, каждая их них игнорирует остальные. Законы мира земного, плотного, изучает наука, абсолютизируя эмпирические знания, получаемые с помощью органов чувств, она отрицает духовные явления и принимает внешние изменчивые формы за единственную реальность. Религии, первоначально основанные на данных Откровения, утрачивают истинный смысл символов и искажают заветы Учителей, не человеческая природа возвышается до Божественной, а Божественное низводится до человеческого. Поскольку знание о Божественном искажается, обессмысливаются и действия, приобщающие человека к тонким воздействиям Высшего мира, благодатный дух покидает религиозные мистерии и таинства.

В философии возникает множество направлений, ибо каждый мыслитель видит и выражает только часть целостного знания. И это явление было бы естественным и положительным, если, в конечном счете, частичные истины не стали претендовать на полные и окончательные, а знания о Высшем не превратились в пустые абстракции, лишенные живого содержания. Каждый человек все больше и больше напрягается в искании новых толкований, удаляясь, все дальше и дальше от Истины. Окончательным результатом такого развития философии явилось отрицание возможности познания Истины, и даже ее существования совсем. Именно в этом процессе В. Соловьев усмотрел кризис классической западной философии.

В настоящее время тот вклад, который внесла русская мысль в возрождение классической философии, не оценен и в должной мере еще не осмыслен. И поныне значимы слова Н. Бердяева о том, что русская интеллигенция не чтит своей национальной мысли и слишком привыкла пасовать перед последними словами мысли европейской; наше сознание слишком загипнотизировано философским модернизмом, в котором мельчает мысль и гибнут философские стремления и традиции прошлого. Вместо преобразования происходит размывание границ философии вообще, ибо этим именем часто называют положительное знание, культурологические, литературоведческие и многие другие изыскания. Человек считается философом, но при этом всю жизнь занимается частной проблемой, не находя времени и не испытывая потребности отдать себе отчет в том целом, куда изучаемое явление входит частью. И для этого нет необходимости осмысливать весь эмпирический материал, для этого важно увидеть сущность и законы, составляющие основу, на которой ткутся узоры частных преходящих явлений. Вычленяя из себя конкретные науки, философия должна делать свое дело, иначе она исчезнет как самобытное явление культуры.

Занимаясь частными проблемами, философия отказывается ныне от ответов на вечные вопросы, считая их неразрешимыми; признавая относительное, она забыла об абсолютном. Философы вместо искания Истины, то есть осознания иерархии принципов и ценностей, утверждают равнозначность и возможность всех точек зрения, полагая, что тем самым утверждают терпимость. Но это неверно, ибо возможны все точки зрения, но не все истинны, но только приобщение к истинным делает человека свободным, а ко всем остальным — наоборот. Ищущему истинного знания преподносятся ныне банальности, завернутые в яркие фантики многословия, бесчисленные комментарии к классическим текстам, которые не проясняют их смысл, а бесконечно его затемняют. Философия становиться видом интеллектуальной игры, постепенно и жизнь превратится в игру, но не придется ли позже искупать такое легкомыслие? Жизнь не игра, а уроки, которые учит человек, находясь на лестнице эволюции. Не учит ли современная философия великий урок: философ ответственен за те мысли, которыми он насыщает пространство, ибо мысль есть зерна будущих деяний и от мыслей будет зависеть, восходит ли человек вверх или опускается вниз?!

Философия снова должна стать любовью к Мудрости, то есть знанием об основах мироздания и путях их постижения. Только познание основ может преобразить человека и привнести смысл в его жизнь, так как он должен, наконец, знать, куда идет и ради чего несет тяжкий крест своей жизни. Человечество зашло в тупик именно потому, что забыло о бессмертии духа, разумности мироздания, Высшем мире, без которого земное существование теряет опору и цель. Основы вечны и непоколебимы, если сознание опирается на них, оно протягивает свое существование в Беспредельность. Философия должна стать целостным знанием, только тогда она сможет возродить и объединить все части культуры; обретши Истину, она одухотворит научное знание и наполнит опытным содержанием догматические положения религии.

Для совершения этой работы дается Великое Откровение, которое кульминирует то, что было получено человечеством за последние тысячелетия. Новое Откровение было принесено в мир Вестниками Великих Учителей, русскими женщинами, имена которых будут вписаны крупными буквами в анналы будущей истории, только мы, почти их современники, не замечаем их величия и даже придаем анафеме. Теоретическая часть Учения была дана через Е.П. Блаватскую, которая в «Тайной Доктрине» и в многочисленных статьях раскрывает основания для построения новой философии путем переосмысления древней, как Солнце, и как Солнце, Единой, Истины. Практическая философия, «Живая Этика», была принята Е.И. Рерих. Но философы пока обходят молчанием Знание, положенное перед человечеством Великими Мудрецами, а иногда с подозрением и опаской без изучения и даже ознакомления отодвигают книги, способные помочь возрождению человека.

Давая Новый Аспект Вечной Истины, Учение очищает древние Заветы от последующих наслоений, оно отмечает все комментарии, оставляя только первоосновы. Знание дается в явной форме; раскрывая смысл древних символов, оно рассчитано не на избранных, но на всех ищущих. И хотя Его глубина и красота раскрывается только по мере духовного роста человека, всякий может начать процесс приобщения к высшему знанию. Поскольку даются Основы, а не завершенное здание, человек может построить на них мировоззрение сообразно своей индивидуальности.

Новое Откровение принесено в мир русскими, и это не случайно, ибо в нем раскрыта роль России в процессе рождения новой цивилизации. Именно россиянам было сказано: «Будьте счастливы сознанием, что можете называть себя сынами Великой Страны, которой суждено вести за собой людей всего мира». Россия предназначена явить миру возрождение науки, религии и философии и их объединение в целостное знание потому, что на этой земле, согласно Космическому Закону и Предопределению, воплотятся души, способные к синтетическому мышлению, души, прошедшие долгие эволюционные пути и готовые к новому этапу восхождения.

Читайте также:  Понятие эмоция с физиологической точки зрения

желание владеть красивым телом.

33) Аристотель разработал основные законы:

4) атомистического материализма;

5) диалектического материализма.

34) Цель человеческой жизни по Эпикуру – это:

1) получение удовольствия;

2) избавление от страданий тела;

3) избавление души от беспокойства;

4) избавление от страха смерти;

5) получение чувственного наслаждения.

35) «Апатия» в философии стоиков обозначает:

1) бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни;

2) отрицание необходимости вести общественную жизнь;

3) презрение к общественным устоям и нормам жизни;

4) поиск рационального в иррациональном;

5) следование традициям.

36) Идеалом стоика-мудреца является:

Философия средних веков и Возрождения

В хронологической последовательности философы средневековья: 2 4 3 1 5

1) Фома Аквинский;

2) Филон Александрийский;

3) Иоанн Скот Эриугена;

4) Аврелий Августин;

38) Философский фундамент теологии Аврелия Августина составляет учение:

3) Платона и неоплатоников;

39) Сущностные атрибуты Бога, согласно Августину – это:

40) Согласно Августину главное благо – это:

2) любовь к себе;

3) любовь к ближним;

4) любовь к дальним;

5) любовь к детям.

41) Для Аврелия Августина человеческое время имеет следующие аспекты существования:

42) Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов:

1) исследовать социальную действительность;

2) исследовать природу;

3) найти рациональные доказательства веры;

4) сформировать христианскую философию в противовес языческой;

5) исследовать бытие.

43) Схоластика провозгласила различие между:

1) верой и разумом;

2) теологией и философией;

3) философией и наукой;

4) наукой и теологией;

5) теософией и наукой.

44) Восполните пропуск: «… — одно из решений средневековой полемики об универсалиях, по которому последние существуют до вещей, являются их причинами»:

45) Восполните пропуск: «… — одно из решений средневековой полемики об универсалиях, согласно которому последние существуют после вещей, только в качестве их названий (имен)».

46) Причины существования зла согласно Фоме Аквинскому:

1) бесформенная материя;

3) утрата рациональности;

4) ошибки в расчетах;

Испорченность духа и свободы.

47) Специфическая черта эпохи Возрождения – это:

48) Гуманисты утверждали:

1) «Верую, ибо это абсурдно»;

2) «Бытие Бога может быть доказано пятью путями»;

3) «Верь, чтобы разуметь»;

4) «Чудо великое есть человек»;

49) «Ученое незнание», согласно Николаю Кузанскому, — это:

1) невежество ученых;

2) непостижимость бесконечности;

3) некачественное обучение;

4) скептическая философия;

5) хитрый софизм.

Философия Нового времени

50) Основатель европейского эмпиризма:

51) Основатель европейского рационализма:

52) Спор рационалистов и эмпириков в философии Нового времени касался:

1) материи и формы;

2) возможности и действительности;

4) роли чувственности и мышления в познании;

5) общего и единого.

53) Философ настолько мало отводил места свободе, что заявлял: «Каждое добровольное действие является вынужденным» – это:

54) Философ-рационалист, он же основатель аналитической геометрии и исследователь свойств уравнений:

55) Ф. Бэкон отдает предпочтение способу получения истинного знания:

56) Согласно Ф. Бэкону, эмпирия – это:

2) изолированное чувственное восприятие;

3) форма, присущая самой вещи;

4) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании;

5) опыт, опирающийся на эксперимент.

57) Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

58) Метод получения истинных и полезных знаний согласно Р. Декарту:

1) созерцательный анализ;

2) эмпирическая индукция;

3) рациональная дедукция;

4) спекулятивный синтез;

59) Философское направление, развивающееся во взглядах Д. Локка:

60) Основа всякого познания по Локку – это:

61) Локк полагал, что душа человека — это:

1) частица мирового духа;

2) порождение объективной реальности;

3) вместилище «врожденных идей»;

4) совокупность «врожденных принципов» мышления, формирующих понятия;

Чистый лист бумаги, получающий знание из чувственного опыта.

62) Джордж Беркли является:

1) субъективным идеалистом;

4) объективным идеалистом.

Немецкая классическая философия

Расположите в хронологической последовательности мыслителей немецкой классической философии: 4 2 5 1 3

64) Соответствие между особенностями философских взглядов и учениями перечисленных философов:

4) религия любви к человеку;

5) безличный мировой разум;

6) автономия морали;

7) критика религии;

65) Наиболее полно диалектический метод разработан в трудах:

Расположите в хронологической последовательности по времени написания работы И. Канта: 2 4 1 3

1) «Критика практического разума»;

2) «Всеобщая естественная история и теория Неба»;

3) «Критика способности суждения»;

4) «Критика чистого разума».

67) Априорные формы чувственности у И. Канта – это:

1) рассудок и разум;

2) пространство и время;

3) «вещь в себе» и категорический императив;

6) ощущение, восприятие, представление.

68) Категорический императив И. Канта гласит:

1) поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех;

2) все поступки человека должны быть ориентированы на общее благо;

3) не делай другим того, чего не желаешь себе;

4) все поступки человека должны быть обусловлены его индивидуальными особенностями;

5) в своих поступках исходи из того, что всякий другой человек является высшей ценностью, его нельзя рассматривать как средство.

Этапы самопознания духа у Гегеля: 5 1 4

1) объективный дух;

3) абсолютная идея;

4) абсолютный дух;

5) субъективный дух.

Западная философия XIX-ХХ в.в.

Расположите в хронологической последовательности философские концепции:2 3 4 1

71) Основатель европейского иррационализма:

72) Позитивизм призывал:

1) искать конечные причины мировоззрения;

2) превратить философию в разновидность религиозного сознания;

3) заниматься логикой и методологией научного познания;

4) признать пантеистическую природу бытия;

5) провести великое метафизическое объединение наук и искусств;

6) ни к чему из вышеперечисленного.

73) В неопозитивистской трактовке философия должна быть по преимуществу:

1) исследованием языка;

2) царицей точных наук;

3) разделом математики;

5) поиском истины.

74) Неотомизм представляет собой возрождение средневековой философии:

1) Амвросия Медиоланского;

2) Аврелия Августина;

3) Ансельма Кентерберийского;

4) Пьера Абеляра;

5) Фомы Аквинского;

6) Николая Кузанского.

75) Основатель психоаналитической философии:

76) Термин «экзистенция» ввел в научный оборот:

С. Кьеркегор.

77) Автор высказывания: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»:

78) Согласно К. Марксу, основой развития общества является:

3) материальное производство;

4) духовное производство;

5) линейное развитие.

79) К. Маркс считал сферу материального производства общества:

1) незначительной в развитии человечества;

2) основополагающей, определяющей все другие сферы жизни;

3) вторичной по отношению к политической и социальной;

4) вторичной по отношению к духовной;

5) равнозначной с духовной.

80) Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, К. Маркс называл:

1) общественно-экономической формацией;

2) стадией социальной эволюции;

3) общественным базисом;

4) общественной надстройкой;

5) общественным этапом.

81) Согласно К. Марксу социализм относится:

1) к последней стадии феодализма;

2) к доиндустриальному обществу;

3) к последней стадии капитализма;

4) к начальной стадии коммунизма;

5) к отдельной формации.

82) С точки зрения О. Конта философия должна быть:

1) критикой религии;

2) прислужницей науки;

3) видом искусства;

4) изучением человека;

5) любовью к мудрости.

83) Согласно О. Конту, стадиями исторического развития человечества являются:

1) рабовладение, феодализм, капитализм;

2) фетишизм, политеизм, монотеизм;

3) теологическая, метафизическая, позитивная;

4) дикость, варварство, цивилизация;

5) детство, зрелость, старость.

84) Произведения Ф. Ницше:

2) «Так говорил Заратустра»;

По ту сторону добра и зла».

Русская философия

85) К основным чертам русской философии относятся:

1) идея всеединства;

2) рационалистическая модель человека;

5) идеал потребительства.

86) Славянофильство в русской философии зародилось в:

1) конце XVIII в.;

2) первой трети XIX в.;

87) Философия «всеединства» характеризует взгляды:

2) Н. Чернышевского;

88) Идея Богочеловечества была центральной для философии:

3) Н. Чернышевского;

6) В. Вернадского.

89) В.С. Соловьев в теории познания ставит следующие задачи:

1) объяснить происхождение мира;

2) обосновать главенство религии в познании;

3) разработать методику познания природы и общества;

4) обосновать главенство чувственности в познании;

5) осуществить синтез религии, философии и науки.

90) Последователем антропологического материализма Л. Фейербаха в России был :

Н. Чернышевский

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Телефон для связи с модератором: 8-913-459-56-89

директор дискуссионного философского клуба MEMENTO MORI.

ГУСЕВ Д.А.

Тесты по логике и философии для студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля.

ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.

1. Философия — это

· поиск смысла жизни

· исследование мировых закономерностей

· вид духовной деятельности

· наука о мышлении

· теория, оторванная от практики

2. Первым говорил о том, что можно быть только философом, но не мудрецом

· Платон

· Парменид

· Протагор

· Поликрат

· никто из названных

3. Философия — это

· наука о мудрости

· стремление к мудрости

4. Объект и субъект — это

· два общающихся человека

· философ и его ученик

· окружающий мир и познающий человек

5. Объективное — это

· очевидное для нас

· вне нас находящееся

· от нас зависящее

· кажущееся нам несомненным

6. Идея, по которой мы видим мир только в масштабе собственного восприятия, называется

7. Гносеология — это

8. Идеальное — это

· ничто из вышеперечисленного

· однородное мировое вещество

· все, чувственно воспринимаемое

10. Метафизика — это

· наука о природе

· учение о сверхчувственном

11. Основной вопрос философии:

· Откуда произошел мир?

· Познаваема ли реальность?

· Как устроено мироздание?

· В чем смысл жизни?

· Ни один из вышеперечисленных

12. Брахман — это

13. Нирвана — это

· прекращение земных рождений

14. Аскетизм — это

· направление в философии

· то же, что буддизм

15. Тянь (Небо) в древнекитайской философии — это

16. Естественный путь вещей в древнекитайской философии называется

17. Представление, по которому Бог — это безличное начало, слитое со всем мирозданием, является

18. Перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира называется

19. Гилозоизм — это представление

· об одушевленности материи

· о несотворенности мира

· о бесконечности Вселенной

· о неизменности сущего

· о многообразии жизни

20. Бытие в философии — это

· то, что вечно меняется

· то, что рождается и умирает

· то, что должно быть

· то, что существует

21. Какое представление о Боге может быть и политеистическим и

22. Апейрон — это

· родина Платона

23. Пифагор объявил первоначалом мира Число, потому что

· он был учеником Платона

· очень любил математику

· слишком наивно заблуждался

· все можно посчитать

24. Основателем элейской школы был

· Ксенофонт

· Ксенофан

· Ксенократ

· Ксенофрант

· Парменид

· представительница элейской школы

· греческий культурный центр

· древнее учебное заведение

· философия Зенона

· безвыходное положение мысли

26. Положение «Все течет и ничто не становится» принадлежит

· Гесиоду

· Гераклиту

· Гомеру

Читайте также:  Лечение зрения в домашних условиях медом

· Гераклу

· Герострату

27. Диалектика — это философское учение

· о вечности Бытия

· о всеобщей относительности

· о происхождении мира

· о вечной неизменности

· о всеобщем изменении

28. Положение, в силу которого все в мире относительно, является

· ничем из вышеперечисленного

29. Виртуальностью по Демокриту являются

· атомы и пустота

· предметы физического мира

· неизменные свойства атомов

30. Рассуждение: «Что лучше: вечное блаженство или бутерброд? Конечно — вечное блаженство. Но что может быть лучше вечного блаженства? Ничто! А бутерброд лучше, чем ничто, значит он лучше вечного блаженства», — является

31. Протагору принадлежит положение

· «Бытие есть, небытия же нет»

· «Я знаю, что я ничего не знаю»

· «Человек есть мера всех вещей»

· «Я не мудрец, но только философ»

· «В одну реку нельзя войти дважды»

32. Сочинение «О несуществующем или о природе» написал

· Гераклит

· Гесиод

· Гомер

· Горгий

· Гиппий

· Гипподам

33. Майевтика — это

· ученица Сократа

· учение Аристотеля

34. «Сколько людей, столько и мнений», — считали

35. Анархизм свойственен

· Сократу

· Диогену

· Аристиппу

· Платону

· Фалесу

36. Гедонизм — это

· отказ от желаний

· стремление к удовольствиям

37. «Отойди и не загораживай мне Солнца», — сказал Диоген

· Аристотелю

· Анаксагору

· Антисфену

· Аристиппу

· Александру

38. Философия Сократа является по преимуществу

39. Идея о том, что видимое нами отчасти или полностью не совпадает с подлинной реальностью, принадлежит

· Платону

· Пармениду

· Гераклиту

· Демокриту

· Сексту Эмпирику

· никому из названных

40. Мысль о том, что Боги бессмертны и блаженны, в силу чего

совершенно бездеятельны и потому никак не влияют на

человеческую жизнь, принадлежит

· Экклезиасту

· Эмпедоклу

· Эпиктету

· Эпикуру

· Эроту

41. Учение Секста Эмпирика характеризуется

· ничем из вышеперечисленного

42. Изостения — это

43. Кто из представителей патристики считал, что знание выше веры?

· Климент

· Тертуллиан

· Ориген

· Августин

44. Христиане преследовали язычников

· за все вышеперечисленное

45. Схоластика — это

· направление в древней философии

· синтез религии и философии

· философская деятельность отцов церкви

· отрицание роли философии

46. «Верую, чтобы понимать», — это положение

47. Идея о том, что материя неизбежно стремится к превращению в хаос, и поэтому необходима внешняя нематериальная сила, которая удерживала бы ее от этого, представляет собой одно из доказательств существования Бога, а именно —

48. Положение Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно» надо понимать в том смысле, что

· мир абсурден, знать о нем ничего нельзя, можно только верить во все существующее

· только верить абсурдно, для того и дан человеку разум, чтобы познавать мир

· я верую в совершенно абсурдные вещи и поэтому лучше в них не верить

· предмет моей веры абсурден с точки зрения разума, но это еще более вдохновляет меня верить в него

· надо считать все абсурдным и ни во что не верить.

49.Физический мир в учении Эриугены — это природа

· несотворенная и творящая

· сотворенная и нетворящая

· несотворенная и нетворящая

· несотворенная и творящая

50. Реализм средневековый — это философская идея, утверждавшая

· реальность физического мира

· необходимость реалистичного отображения действительности

· реалистический взгляд на природу разума

· реальное существование общих понятий

51. Томизм — это религиозно-философское учение

· Ансельма Кентерберийского

· Фомы Аквинского

· Томаса Уэльсского

· Климента Александрийского

· Августина Гиппонского

52. Рассуждение: «У всякой вещи есть своя причина, ибо ничто не

происходит из ничего; значит и у нашего мира в целом тоже есть причина, которой может быть только Бог», — представляет собой

· ничто из вышеперечисленного

53. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума», — это точка зрения

54. Онтологический аргумент разработал

· Климент Александрийский

· Ансельм Кентерберийский

· Фома Аквинский

· Иоанн Скот Эриугена

· Пьер Абеляр

55. Фома Аквинский во многом заимствовал воззрения античного мыслителя

· Платона

· Аристотеля

· Сократа

· Пифагора

· Эпикура

56. Сторонником теории двойственной истины являлся

· Ибн Рошд

· Уильям Оккам

· Дунс Скот

· Роджер Бэкон

· Фрэнсис Бэкон

· каждый из названных

· никто из названных

57. «Бритва» Оккама— это презумпция

58. Теория двойственной истины была направлена против

59. В эпоху Возрождения представления о Боге являлись по преимуществу

60. Пантеизм Джордано Бруно является

61. «Ученое незнание» по Николаю Кузанскому — это

62. Индукция — это

· учение Фрэнсиса Бэкона

63. Объяснение происхождения мира механицизм классического естествознания и философии Нового времени видел преимущественно в:

64. Продолжателями бэконовского эмпиризма в философии Нового времени были

· Декарти Картезий

· Спинозаи Лейбниц

· ГоббсиЛокк

· КантиФихте

· ШеллингиГегель

65. Говоря об «идолах театра», Фрэнсис Бэкон выступает прежде всего против

· христианской священной истории

· античного театрального искусства

· эмпиризма Новой философии

· безграничного доверия к ученым авторитетам

· игровых форм человеческой деятельности

66. Представителем эмпиризма в новой философии не являлся

· Бэкон

· Гоббс

· Локк

· Спиноза

· Беркли

· Юм

67. Философская система Декарта представляет собой вариант философского

68. Положение Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» надо понимать в том смысле, что

· мое мышление порождает мое существование

· существует абсолютно все, что можно помыслить

· если бы я не мыслил, я бы не существовал

· я знаю о собственном существовании благодаря мышлению

· если я существую, значит я мыслю

69. Субстанцией в учении Спинозы является

70. Врожденные идеи — всего лишь набросок будущего знания, которое выкристаллизовывается в процессе жизненного опыта, считал

· Бэкон

· Декарт

· Гоббс

· Локк

· Лейбниц

· Кондильяк

71. «Зло — необходимый элемент мировой гармонии», — считал

· Декарт

· Беркли

· Лейбниц

· Кант

· Руссо

72. Эмпиризм Д. Юма предвосхитил философскую традицию

73. «Естественная религия» по Д. Юму — это

· представление об одушевленности материи

· утверждение о несотворенности мира

· привычки обыденного сознания

74. Трансцендентальное по И. Канту — это

· непознаваемая сущность вещей

· доступные нам явления

· божественный мир идей

· то же, что трансцендентное

· доопытные формы сознания

75. Утверждение Д. Юма о том, что действительность — это поток ощущений, может быть охарактеризовано как

· ничто из вышеперечисленного

76. Рассуждение: «Если бы Бога не было, то он все равно бы был,

потому что мы не можем не верить в него как в вечный источник и незыблемый гарант действительно существующего добра», — принадлежит

· Декарту

· Энгельсу

· Гегелю

· Канту

· Фейербаху

77. Утверждение И. Фихте «весь мир — это Я» характеризуется

78. Материя и дух не могут находиться в причинно-следственной связи, потому что они — различные проявления единой (не материальной и не идеальной в своей основе) природы, полагал

· Энгельс

· Кант

· Шеллинг

· Фейербах

· Гольбах

79. Положение Гегеля «все действительное – разумно, все разумное — действительно» является

80. Физический мир есть инобытие Мирового разума, полагал

· Гоббс

· Гельвеций

· Гольбах

· Гегель

· Горгий

81. В духе ксенофановской идеи о том, что если бы коровы и лошади придумывали себе богов, то их боги были бы коровами и лошадьми, высказывался

· Кант

· Фихте

· Шеллинг

· Гегель

· Фейербах

82. В общий контекст просветительской апологии разума и прогресса не вписываются философские взгляды

* Вольтера

* Монтескье

* Руссо

* Дидро

* Ламетри

* Кондильяка

83. Марксистская философия во многом базировалась на

*сенсуализме Локка

* атеизме Гоббса

* коммунизме Руссо

*материализме Фейербаха

* пантеизме Гегеля

* рационализме Декарта

84. Воля в учениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше — это совокупность

* желаний и инстинктов

* настроений и чувств

* страстей и порывов

85. С точки зрения О. Конта философия должна быть

· любовью к мудрости

86. Позитивизм призывал

* искать конечные причины мироздания

* превратить философию в разновидность религиозного

* признать пантеистическую природу Бытия

* произвести великое метафизическое объединение наук и

* заниматься логикой и методологией научного познания

* ни к чему из вышеперечисленного

87. Проблема смысла жизни является одной из главных тем

· любой философской теории

88. Верификация — это

· сложные метафизические построения

· поиск ответов на вечные вопросы

· проверка суждений на истинность

· преднамеренное запутывание ситуации

· разработка категориального аппарата

89. «Мы имеем право верить на свой собственный риск в любую

гипотезу», — утверждали представители

90. Закон трех стадий исторического развития знания (теологической, метафизической, позитивной) сформулировал

* И. Кант

* О. Конт

* Т. Кун

* Ш. Кулон

* Р. Карнап

* Г. Коген

91. Эмпириокритицизм не продолжает философскую традицию

92. Прагматизм провозглашает отказ от

93. Представителем «философии жизни» не был

· Ницше

· Шопенгауэр

· Дильтей

· Спенсер

· Бергсон

94. Экзистенция — это

* воздержание от догматических суждений

* резюме любого философского трактата

* материальное первоначало мира

* рождение чего-то из ничего

95. В неопозитивистской трактовке философия должна быть по

· царицей точных наук

96. Представителем неопозитивизма являлся

* Риккерт

* Рассел

* Риман

* Руссо

* Ранке

97. Родоначальником прагматизма являлся

* Пирс

* Милль

* Энгельс

* Кант

* Гуссерль

98. Родоначальником экзистенциализма являлся

* Маркс

* Витгенштейн

* Авенариус

* Кьеркегор

* Джемс

99. За видимым разнообразием вещей скрывается некая невидимая, единая и бесконечная их основа, полагали философы

100. Философия несомненно

· является дисциплиной, обязательной для изучения

· помогает людям в повседневной жизни

· служит делу научного освоения действительности

· существует как явление духовной культуры

· изучает бесконечное многообразие окружающего мира

· движет человечество по пути прогресса

· занимается бесполезными вещами и неизвестно зачем существует.

ОТВЕТЫ.

При оценке результатов теста возможно использование следующей схемы:

Количество правильно выполненных заданий Оценка
100-90 89-70 69-50 49-0 Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

1. вид духовной деятельности

2. никто из названных

3. стремление к мудрости

4. окружающий мир и познающий человек

5. вне нас находящееся

7. раздел философии

8. все вышеперечисленное

9. все, чувственно воспринимаемое

10. учение о сверхчувственном

11. ни один из вышеперечисленных

12. пантеистическое божество

13. прекращение земных рождений

14. противоположность гедонизма

15. пантеистическое начало

19. об одушевленности материи

20. то, что существует

22. нечто бесконечное

23. все можно посчитать

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 3014 . Нарушение авторских прав

Источники:
  • http://anthropology.ru/ru/text/emelyanova-lm/filosofiya-dolzhna-stat-lyubovyu-k-mudrosti
  • http://infopedia.su/11x4608.html
  • http://studopedia.info/4-73623.html