Меню Рубрики

С точки зрения науки кто пост

Пост, с точки зрения верующих, диетой не является. Но прежде чем поститься, необходимо учесть рекомендации врачей.

Понятие «пост» присутствует во многих религиях: в православии, в католицизме, в исламе, в иудаизме. Сейчас едва ли не каждый ресторан или кафе предлагают постное меню.

В обществе пост во многом воспринимается как своеобразная диета, которая в последнее время стала довольно модной. Это не лишено смысла: с точки зрения медицины Великий пост — очищающая организм диета, выводящая шлаки и укрепляющая иммунитет.

По данным некоторых исследований, организм зимой и летом по-разному усваивает пищу, пишет портал Art.thelib.ru. Для зимы характерен белково-жировой обмен, для лета — белково-углеводный. Поэтому природный смысл поста заключается в том, чтобы переключиться с одного типа обмена на другой, не ослабив организм.

Диета Великого поста исключает все продукты животного происхождения, в том числе молочные продукты, сдобную выпечку и сладости, сливочное масло, яйца, майонез, белый хлеб. Можно есть только растительную пищу, например соления, грибы, орехи, каши на воде, несдобную выпечку, черный и серый хлеб, кисели и чай.

Подобные ограничения могут быть полезны при избыточной массе тела, ожирении, жировой болезни печени, нарушении липидного обмена, желчнокаменной болезни, при синдроме раздраженного кишечника с запорами, гиподинамии, пищевой аллергии, подагре.

Растительная пища содержит клетчатку — натуральный сорбент, что способствует улучшению работы желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря. «В самой идее поста есть глубокий смысл: ограничение каких-либо излишеств в различных сферах жизни (как подразумевается при соблюдении поста), как правило, благотворно влияет на организм», — отмечает гастроэнтеролог-диетолог Юлия Асанина, врач клиники «Скандинавия».

Однако нужно очень хорошо понимать, в чем смысл поста, и не применять его для потери веса, например. «Если у вас возникают сомнения относительно пользы изменения рациона для вашего здоровья, то не стоит оставлять их без внимания, — комментирует Юлия Асанина, — появление боли, дискомфорта, каких-либо жалоб — это сигнал организма о неблагополучии, и ни одна религия не призывает к этому!»

И все-таки прежде чем пытаться поститься в строгом соответствии с церковными канонами, стоит в течение года постепенно готовить себя к таким серьезным изменениям в рационе. Например, выбирать 1-2 дня для ограничения в пище или соблюдать менее строгие постные дни — в православном календаре их насчитывается около 200.

При этом врачи-гастроэнтерологи советуют внимательнее относиться к посту людям с проблемами желчного пузыря, желудком. Им пост грозит обострением хронических заболеваний этих органов.

Противопоказан пост при анемии, людям с дефицитом массы тела, страдающим панкреатитом, холециститом, сахарным диабетом.

Еда — не роскошь

При строгом соблюдении поста могут возникнуть осложнения, связанные с изменением даже не столько рациона, сколько режима питания, с длительным перерывом в приеме пищи, считает Юлия Асанина. Правда, если православный пост голодовки не требует, то у мусульман, например, пост в священный месяц Рамадан предполагает употребление пищи только после захода солнца, что также может быть причиной осложнений.

Конечно, в период поста организм не получает белков и жиров, содержащихся в мясе и рыбе, а отказ от молочных продуктов лишает кальция. Недостаток этих веществ можно восполнить, добавляя в рацион растительный белок и жиры. Ценным источником растительного белка являются фасоль и бобы. С точки зрения жиров рацион хорошо дополнят сухофрукты, орехи и семечки. Ну а витаминов и микроэлементов хватает в различных овощах и фруктах.

Однозначную поддержку медиков встречает тот факт, что церковь разрешает послабление больным, людям, занимающимся тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам, детям. В этих случаях необходимо повышенное потребление белка, который является строительным материалом для клеток, витаминов и минеральных элементов. Ведь цель поста — победа над страстями, а ни в коем случае не причинение вреда здоровью. В любом случае надо помнить, что пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения тела, сосредоточиться и подумать о своей душе, а если такой потребности нет, то лучше придерживаться какой-либо другой диеты, благо их сотни.

«Но и самое пребывание в раю есть образ поста, не по тому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении Ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и по тому, что жившим в раю не приходило на мысль, что в последствии изобретено человеческим примышлением; там не было ни употребления вина, ни заклания животных, ни всего, что делает мутным человеческий ум».

Свт. Василий Великий
«О посте. Беседа 1-ая»

Наступает Великий Пост. С одной стороны, каждый православный верующий ждет пост, как время очищения тела и души, покаяния, примирения с родными и близкими, времени прекрасных, проникновенных богослужений, время подготовки к величайшему празднику Пасхи. С другой же – возникает масса вопросов и, как принято говорить в церковной среде, искушений. Редкий приходской священник не сталкивается с ситуацией, когда верующие просят дать благословление на послабление поста. Как правило, священники руководствуются врачебными рекомендациями, данными конкретному прихожанину: «Если врач запретил поститься – значит, поститься нельзя!» Однако, представления о влиянии поста на организм здорового и больного человека, о питании в пост и у прихожан, и у священнослужителей, да и, что греха таить, у врачей – далеки от научных и обоснованных конкретными данными и наблюдениями, то есть, скорее мифические, чем реальные.

Когда настоятель Свято-Иннокентьевского прихода попросил меня выступить перед прихожанами в качестве врача и рассказать им о посте, я задумался о том, что же говорить. Ведь тема поста настолько широко освещена в Церковном Предании, пастырской литературе, проповедях, что вряд ли врач может что-то прибавить к этой сокровищнице. Однако вскоре в голову пришла мысль помочь разобраться и себе, и людям в том, как же влияет на организм ограничение в приеме животной пищи. Т.е. попытаться вынести за скобки, насколько это возможно, духовную сторону поста и обсудить его телесный аспект.

Современный «просвещенный», как он любит именовать себя, мир очень уповает на науку. Даже говоря о вещах церковных, проповедники и миссионеры широко используют данные современной науки: истории, если речь идет о Библейском повествовании, физики, если речь заходит о чудесах и вероятных их механизмах, астрономии, когда обсуждаются события времен Ветхого и Нового Заветов и так далее. Современный человек верит науке и ученым. Поэтому грешно не воспользоваться данными медицинской науки и, в частности, диетологии и эпидемиологии, для прояснения некоторых фактов, связанных с особенностями питания в пост.

Ведь что такое православный пост с научной точки зрения, как не строгое вегетарианство, или, как его еще называют, «веганство»? То есть питание исключительно растительной пищей. Общедоступная база данных медицинских публикаций medline, расположенная на сервере американской национальной медицинской библиотеки по адресу http://www.pubmed.gov/ по запросу «вегетарианство» выдает 2232 источника, датированных 1890-2008 годами! При этом 294 источника – это подробные научные обзоры, основанные на данных множества клинических и ретроспективных исследований.

Вегетарианство – достаточно распространенный вид диеты среди населения Земли. Даже среди древних людей целые народы в определенных регионах употребляли преимущественно растительную пищу, а некоторые были настоящими вегетарианцами! Это позволил узнать анализ содержания изотопов углерода и азота в волосах останков древних людей, ибо содержание более тяжелых изотопов выше при большем содержании в рационе животных продуктов.

Благодаря изучению останков человека из Отцталерских Альп, расположенных на территории современной Австрии, стало известно, что жили там вегетарианцы. По разным данным от 4 до 5% жителей США и Канады, а также Западной Европы – вегетарианцы. Кроме того, употребление исключительно растительной пищи свойственно адептам некоторых мировых религий и сект: кришнаизм, буддизм, индуизм, а также некоторые неопротестантские общины (например, адвентисты седьмого дня) – все они предписывают питание исключительно или преимущественно растительной пищей.

Крайне интересно было бы узнать о том, какой эффект оказывает на организм употребление только, или в основном растительной пищи в течение длительного периода. На эту тему существует масса исследований, первые из которых были проведены еще в 1930-х годах. Так вот, основные выводы их таковы:

Продолжительность жизни людей, придерживающихся диеты с редким употреблением мяса (умеренных вегетарианцев) выше, чем в среднем в популяции.

Риск внезапной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний у людей, употребляющих в пищу преимущественно растительную пищу меньше, чем у людей с обычным питанием.

Чем дольше человек придерживается преимущественно растительной диеты, тем более значительно уменьшается риск внезапной смерти, и тем больше увеличивается в среднем продолжительность жизни.

Заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями и смертность от них у вегетарианцев ниже.

Смертность от заболеваний органов пищеварения и дыхания меньше в два с лишним раза у вегетарианцев, в сравнении с популяцией с обычным питанием.

Смертность от злокачественных опухолей в группе вегетарианцев приблизительно на 50% меньше у мужчин и приблизительно на 25% – у женщин, при этом отмечается не только уменьшение количества злокачественных опухолей пищеварительной системы (толстой и прямой кишки, поджелудочной железы, желудка), но и тенденция к уменьшению опухолей других систем (эндокринных органов, печени, мозга).

Масса тела у вегетарианцев в среднем меньше, чем у не вегетарианцев, при этом повышенная масса тела достоверно связана с развитием артериальной гипертензии, сахарного диабета, атеросклеротического поражения сосудов.

Заболеваемость и смертность строгих и умеренных вегетарианцев отличаются: так, у строгих смертность от заболеваний в среднем выше на 24%, что позволяет сделать вывод о большей пользе для организма умеренного (без полного исключения животных продуктов из рациона) вегетарианства.

Употребление преимущественно растительной пищи уменьшает риск заболевания сахарным диабетом 2-го типа и улучшает его течение и прогноз.

Вегетарианство – строгое и не очень

Что касается не строгого вегетарианства, при котором употребляются молоко и яйца, то выводы ученых настолько однозначны, что вопрос о пользе или вреде подобного питания уже давно снят. Выводы, например, Американской диетологической ассоциации звучат так: «Правильно спланированная вегетарианская диета является здоровой, адекватной с точки зрения поступления в организм нужных питательных веществ и имеет множество преимуществ, так как позволяет предупредить и лечить определенные болезни». Среди этих болезней – сердечно-сосудистые, такие, как атеросклероз, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и сосудистые заболевания мозга, ожирение, диабет, мочекаменная болезнь, а также, вполне вероятно (происходит накопление научных фактов в данном направлении), – болезнь Паркинсона и ревматоидный артрит.

Кстати, православный верующий, соблюдающий церковные установления о питании, включая ограничения в среды и пятницы, а также четыре календарных поста – Великий, Петровский, Успенский и Рождественский – достаточно легко может быть отнесен к группе нестрогих вегетарианцев. Что, таким образом, делает православный календарь практически идеальным как с точки зрения медицинской профилактики, так и для лечения массы заболеваний. Особенно это будет так с учетом принятого в Православной Церкви неодобрения злоупотребления пищей, как в плане количества, так и качества (переедание или чревоугодие, лакомство или гортанобесие являются грехами), отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и предпочтения употребления вина в случае отсутствия полного воздержания от употребления спиртного.

Строгое вегетарианство, при котором полностью исключаются продукты животного происхождения (подобный устав питания используется монахами Валаамского монастыря, монастырей Святой горы Афон в Греции) тоже давно находится под пристальным вниманием медицинской науки. Особенно давно изучаются индуистские общины, в связи с тем, что Британское присутствие в Индии, а также связанное с ним переселение индийцев в Великобританию продолжаются уже более 200 лет. Имеются определенные проблемы, связанные с соблюдением строгой растительной диеты. Это, во-первых, дефицит витамина В12, во-вторых, недостаток кальция и, в-третьих, недостаток белка в пище. Именно с этими дефицитами связаны, как считается, худоба индийцев, меньшая продолжительность беременности у индийских матерей и более низкие показатели массы тела и роста новорожденных.

Однако учеными было также показано, что при условии компенсирования недостатка этих элементов в питании, разница в состоянии здоровья строгих и нестрогих вегетарианцев нивелируется и проблемы разрешаются.

Так, дополнительное введение витамина В12 предотвращает развитие анемии, добавление в рацион зерновых и бобовых, в частности, сои компенсирует недостаток белка. Это достигается употреблением в пищу печеного хлеба грубого помола и широкого спектра продуктов, содержащих сою.

Изучение состояния здоровья общин адвентистов седьмого дня, которые из продуктов животного происхождения употребляют только молочные и яйца, показало, что наряду с уменьшением массы тела, снижением частоты сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, чрезмерное употребление молочных продуктов и, возможно, сои, может быть связано с более высоким риском возникновения рака яичников у женщин, а также рака предстательной железы у мужчин.

Ученые связывают это с наличием в сое фитоэстрогенов, веществ, сходных по структуре с женскими половыми гормонами. Отрицательное же влияние избыточных количеств молока и его продуктов хотя и прослеживается статистически, однако, подтверждается не всеми исследователями и не имеет удовлетворительного теоретического объяснения, что требует дальнейших изысканий.

Но уроки, извлеченные из исследований, связанных с адвентистскими общинами, заслуживают внимания. Вегетарианская диета, будучи сбалансированной, полезна для здоровья, но при этом она должна быть именно сбалансированной!

«Батюшка, у меня диабет, благословите не поститься!»

Одним из наиболее распространенных заблуждений является мнение, что соблюдение поста противопоказано при сахарном диабете. Однако научные данные демонстрируют совершенное обратное. Наоборот, существует достаточное количество свидетельств, подтверждающих профилактический, противодиабетный характер растительной диеты.

То есть, употребление преимущественно растительной пищи снижает риск заболевания диабетом. Это касается в основном диабета 2-го типа, который возникает преимущественно в зрелом возрасте и при высокой массе тела, и встречается чаще, чем диабет 1-го типа. Кроме того, уже при возникшем диабете преимущества вегетарианской диеты неоспоримы, и тому масса свидетельств.

В общем, можно сказать, что использование целых злаков, круп и бобовых связано с уменьшением содержания сахара в крови у диабетиков. Долговременные исследования однозначно показали уменьшение риска возникновения диабета и сердечно-сосудистых заболеваний при питании немолотыми злаками. Употребление орехов, богатых растительными волокнами продуктов, таких, как овес и ячмень, а также сои, имеет значительное положительное влияние на состояние сердца и сосудов и предупреждает развитие сосудистых осложнений сахарного диабета, уменьшая содержание холестерина и жиров в крови.

Кроме того, замена животных белков (мяса, птицы, молочных продуктов) на растительные способствует уменьшению чрезмерной почечной фильтрации, прекращению выделения белка с мочой и образованию камней в мочевыводящих путях, предотвращая тем самым поражение почек при диабете. То есть, вегетарианская диета содержит в себе целый комплекс мер, способствующих нормализации углеводного и жирового обмена при диабете и может с успехом использоваться для его предотвращения, лечения, а также снижения риска возникновения его осложнений.

Вот видите, мы привыкли думать так, а реалии оказываются совершенно противоположными! Искренне надеемся, что количество диалогов: «Батюшка, у меня диабет, благословите не поститься! – Конечно, какой может быть пост при диабете, благословляю!» значительно уменьшится, и верующие, которые болеют диабетом, получат возможность и здоровье поправить, и возрасти духовно.

Пост при панкреатите: вред или польза?

Еще одно сомнение, достаточно распространенное в среде верующих в преддверии поста – это невозможность соблюдать пост при болезнях поджелудочной железы. Некоторые прихожане прямо говорят, что стоит начать поститься, как начинает «болеть поджелудка»…

Однако, во-первых, для того, чтобы сделать вывод о том, что это действительно «поджелудка», необходимо проконсультироваться с врачом, т.к. боли в животе могут быть не связаны с этим органом, а во-вторых, главным способом уменьшения болей при остром и обострении хронического панкреатита является ОГРАНИЧЕНИЕ объема пищи, вплоть до полной ее отмены, на срок от 3 до 7 дней, и, прежде всего, снижение количества жиров и клетчатки в пище.

Читайте также:  Рассказ о мире с точки зрения астронома

То есть, пост (первоначальное значение этого слова – именно НЕупотребление пищи) – один из главных способов лечения панкреатита. Что же касается употребления при панкреатите животных либо растительных продуктов, то вне обострения панкреатита, если он не сочетается с сахарным диабетом, какой-то специфической диеты, во всех случаях позволяющей предотвратить обострение, не существует.

Главным условием является недопущение переедания, уменьшение приема веществ, способствующих повышению выделения сока поджелудочной железы (жареное, острое, кислое) и применение ферментов поджелудочной железы, что с успехом предотвращает обострения у примерно 80% пациентов. А что может лучше предотвратить переедание, как не сознательное ограничение себя в пище, требуемое постом?

И напоследок, заканчивая тему панкреатита, следует сказать, что любые нарушения здоровья, связанные с приемом пищи – это повод для обращения к врачу. Здоровый человек не может болями реагировать на перемены пищи с животной на растительную! Появление болей с началом поста – свидетельство наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и пост, скорее всего, тут не при чем. Точно так же, как появление болей в сердце при ускорении ходьбы не значит, что вам отныне нужно просто ходить медленнее. Нужно, прежде всего, проконсультироваться с кардиологом, а не вынуждать себя двигаться ползком. Быстрая ходьба – не причина болей в сердце, а провоцирующий их фактор, а причина – заболевание артерий сердца или что-то еще.

Точно так же пост – не причина болей, а провоцирующий фактор, следовательно, необходимо обследоваться и выяснить причину болей. В этой связи интересно будет привести слова моего друга, который не считает себя верующим. У друга – тяжелейшая форма панкреатита, связанная с перенесенным описторхозом, так что он вынужден тщательно следить за тем, что он ест и в каких количествах. Так вот, на мой вопрос, может ли человек с хроническим панкреатитом соблюдать пост, он ответил: «Конечно! Более того, я сам соблюдал пост (из интереса и, добавим мы, может быть и из солидарности с верующими друзьями?). Единственная сложность – это то, что сложнее придумать, чем и как питаться. Однако при разумном подходе и искреннем желании соблюсти пост можно и больному панкреатитом, а если ввести в питание рыбу – то проблема вообще отпадает полностью.

А самое интересное, что он сказал следующее: «Если у тебя панкреатит, и тебе тяжело соблюдать пост, то ты определись с тем, что для тебя более важно: Божия заповедь или личный комфорт. Если первое – то никаких препятствий, кроме необходимости чуть-чуть потрудиться и подумать, нет. Ну а если второе – то задумайся, действительно ли ты верующий».

Все еще боитесь анемии?

Еще одним из проявлений пищевой недостаточности при вегетарианстве является так называемая анемия, или, как говорили в старину, малокровие. Анемия при чисто растительном рационе возникает, как уже говорилось выше, из-за недостатка витамина В12. Основным пищевым источником этого витамина являются говяжьи субпродукты: печень, сердце, почки, в меньших количествах он содержится в рыбе, сыре, яйцах, курятине, в наименьшем – в молоке. Поэтому строгим вегетарианцам рекомендуется принимать этот витамин дополнительно. Он всасывается в кишечнике и может приниматься через рот, и только тем, у кого нарушено всасывание этого витамина (заболевания кишечника либо врожденный недостаток особенного вещества в кишечной стенке, которое способствует всасывания этого витамина), необходимо пользоваться инъекциями этого препарата.

Но самое приятное для православных христиан – это то, что витамин В12 накапливается в печени про запас, и только 2-3 года строгого вегетарианства могут привести к развитию В12-дефицитной анемии! Нам, соблюдающим церковный устав, подобное осложнение, значит, точно не грозит.

В народных разговорах, да и в медицинской литературе имелись указания на наличие связи между вегетарианством и нарушениями менструального цикла у женщин. Однако при сбалансированной растительной диете подобных нарушений не отмечается, что позволило сделать вывод о влиянии именно недостаточности белка на возникновение данных состояний, а не собственно растительной пищи, что лишний раз свидетельствует в пользу необходимости достаточного содержания нужных веществ в растительной диете, в данном случае – белков.

Пост для беременных женщин и детей

Еще один животрепещущий вопрос – вопрос соблюдения поста беременными и кормящими женщинами. В общем, беременная женщина является ЗДОРОВЫМ человеком, беременность – это физиологическое состояние, и все, необходимое ребенку и самой матери содержится и в постной пище.

Многочисленные наблюдения за беременными вегетарианками выявили лишь незначительное уменьшение массы плода и, у строгих вегетарианцев, более раннее наступление родов, при отсутствии серьезных отклонений как у матери, так и у ребенка. Умеренные вегетарианцы (а, как мы уже подчеркивали, ими можно считать соблюдающих посты православных) вынашивают и рожают детей нисколько не хуже, а подчас и лучше, чем женщины не постящиеся. А лучше – потому что гораздо легче для женщины и безопасней для ребенка, если его вес меньше, тем более что беременность крупным плодом вообще считается патологической и требует от акушера пристального внимания.

И, наконец, следует остановиться на воздействии растительной диеты на растущий организм ребенка. Мы специально говорим лишь о диетологической стороне дела, хоть и понимаем, что пост является свободным выбором человека и навязывать его силой – ни к чему. Однако, тем не менее, соблюдая, пусть не полностью (хотя в некоторых семьях – и полностью), пост, дитя с раннего возраста проникается этой благочестивой традицией и у него не возникнет проблем понимания того, почему он раньше пил кефир и ел творожок, а потом вдруг ему это стало неполезно.

Научные наблюдения свидетельствуют о том, что при соблюдении некоторых условий, даже постоянная вегетарианская диета не оказывает вредного воздействия на детей. То, что мы уже сказали про дефицит белка, кальция, витаминов, сбалансированности пищи – касается и детей. Кроме того, следует уделять внимание употреблению растительных масел с пониженным содержанием линоловой и линоленовой кислот (например, соевое и рапсовое масла), так как их избыток может приводить к нарушениям зрения. Однако опять повторимся, что все это касается семей, где дети ПОСТОЯННО находятся на вегетарианской диете, но знаменательно, что и в этом случае можно избежать вредного воздействия такого питания на ребенка.

Подводя итоги, можно лишь порадоваться, что в наше время проблем с приобретением постных продуктов, в том числе недорогих, нет. И любой, для которого Божия заповедь дороже собственных вкусовых пристрастий, и кто не хочет лишиться великой духовной и телесной пользы поста – может поститься, поститься постом приятным, и не бояться мифических вредностей этого благодатного времени!

Для сомневающихся мы сочли целесообразным привести список использованной в процессе подготовки материала литературы, которая вся является научной и опубликованной в серьезных медицинских журналах. Наш личный с супругой опыт позволяет абсолютно ответственно заявить о том, что затраты на питание в пост не только не увеличиваются, но уменьшаются на 20-25%. Кроме того, выносив и родив трех здоровых детей, моя супруга с полным правом теперь говорит о том, что пост и беременность – вещи абсолютно совместимые, и остается только привести слова нашего правящего архиерея, чтобы поддержать мать моих детей: «Пост не предназначен для того, чтобы нанести вред своему здоровью. Пост – это источник телесного здоровья, при условии, конечно, соответствующего к нему отношения. А пост беременной женщины – это залог здоровья и ее будущего ребенка».

Во время наших бесед с прихожанами большинство, а точнее будет сказать, все согласились с приведенными аргументами, и даже испытали облегчение, ведь понимание, что и наука – на нашей стороне, воодушевляет! Однако люди говорили о сложности составить постное меню на каждый день. Моя супруга с удовольствием согласилась поделиться опытом кормления нашей семьи в пост вот уже на протяжении пяти лет, результатом явилось составление таблички, которая призвана помочь хозяйке кормить своих любимых детей и супруга вкусно и в пост тоже.

Дорогие братья и сестры! Мы от всего сердца желаем, чтобы время, потраченное нами на поиск и доведения да вашего сведения всей этой информации, не оказалось потраченным впустую. Мы всегда готовы к общению и к вопросам, самым каверзным, которые могут возникнуть по прочтении этого материала. При возникновении их – милости просим к нам в храм святителя Иннокентия Московского, расположенного по адресу г. Екатеринбург, улица Главный проспект (ныне Ленина) 11а, или звоните по телефону (телефон автора статьи) 8-902-87-11-660.

ПРИМЕРНОЕ НЕДЕЛЬНОЕ ПОСТНОЕ МЕНЮ
Без употребления животных продуктов, но не по строгому монастырскому уставу

Понедельник
Завтрак – Каша на воде (любая – овсяная, пшенная, рисовая и т.д.). В тарелку можно добавить мед, варенье, джем, сахар. Кофе, чай, компот, овсяное печенье, фрукты, хлеб.
Обед – Суп – борщ без мяса, постный майонез по вкусу. Салат грибной (вареный картофель, маринованные грибы (свои или купленные в магазине), репчатый лук, ароматное подсолнечное масло), хлеб. Чай с сахаром, медом, фрукты.
Ужин – Вареники с вишней, капустой, картофелем (свои или купленные в магазине). Салат из краснокочанной капусты, моркови и (необязательно) сладкого перца с растительным маслом. Чай, мармелад.

Вторник
Завтрак – Каша. Чай или кофе, овсяное печенье.
Обед – Суп – борщ без мяса, постный майонез по вкусу. Салат из редьки и картофеля с растительным маслом. Чай с медом или вареньем, фрукты, хлеб.
Ужин – Макароны с соусом (кетчуп, или томатный соус собственного приготовления). Овощной салат (помидоры, огурцы, зелень, листовой салат, редиска, ароматное растительное масло), чай (компот, сок), хлеб.

Среда
Завтрак – Мюсли или хлопья с соком. Чай или кофе, печенье, фрукты.
Обед – Суп гороховый без мяса с гренками. Винегрет. Хлеб, чай.
Ужин – Каша гречневая с жареным луком, грибы тушеные (шампиньоны или любые сушеные, а также замороженные), соевый соус. Овощи: крупно порезать помидоры, сладкий перец, огурцы, редиску и т.д. Чай (компот, сок), хлеб.

Четверг
Завтрак – Бутерброды с кабачковой или баклажанной икрой. Чай (кофе), фрукты.
Обед – Суп гороховый без мяса с гренками. Винегрет. Хлеб, чай.
Ужин – Рис с овощами (на сковороде соединяются вареный рис и обжаренные вместе морковь, лук, помидоры, сладкий перец, после чего тушатся 2-3 минуты). Зеленый горошек консервированный. Чай или компот.

Пятница
Завтрак – Мюсли или хлопья с соком. Чай или кофе. Печенье, фрукты.
Обед – Грибной суп (из замороженных, сушеных или свежих (шампиньоны) грибов), постный майонез по вкусу.
Ужин – Вареный картофель с зеленью, чесноком и подсолнечным маслом, тушеная цветная капуста (свежая или замороженная). Чай, компот, хлеб.

Суббота
Завтрак – Каша на воде любая. Чай или кофе. Печенье, хлеб.
Обед – Грибной суп, постный майонез по вкусу. Салат из морской капусты с подсолнечным маслом. Чай, компот, хлеб.
Ужин – Овощное рагу (картофель, капуста, морковь, свекла и мелкая вермишель – тушатся с добавлением подсолнечного рафинированного масла). В готовое блюдо можно добавить постный аналог сливочного масла, например «Покровское». Чай, компот, хлеб.

Воскресенье
Завтрак – Каша на воде любая. Чай, кофе или сок. Фрукты, хлеб.
Обед – Щи постные, по вкусу – постный майонез. Котлеты картофельные с грибами (можно купить полуфабрикаты, они бывают морковные, свекольные, капустные). Чай, сок, хлеб.
Ужин – Пироги с капустой, картофелем (тесто можно сделать самим, можно приобрести
готовое – дрожжевое, либо замороженное слоеное бездрожжевое). Пирожки с яблоками, вишней, любыми другими фруктами и ягодами. Чай или компот.

Великий пост с точки зрения диетолога

Многие наши соотечественники в марте соблюдают Великий пост. Что же несет с собой 40-дневное строгое ограничение в питании? Полезно это или вредно для организма? Мнения на этот счет существуют очень разные. Однако, как всегда, истина находится где-то посередине

Наиболее опасно соблюдение строгого поста для людей, которые в течение года не придерживаются общего графика постов и ограничений существующих у верующих. Люди, соблюдающие эти ограничения, подобных проблем практически не испытывают, так как Великий пост для них — не единственный, а всего лишь самый главный и самый строгий в регулярных воздержаниях.

В большинстве случаев эти люди воздерживаются от употребления животной пищи еще в среду и в пятницу в течение всего года. Поэтому их организм более приспособлен к таким испытаниям. Кроме того, за неделю до поста верующие уже не едят мяса, а выход из поста — это отнюдь не обжорство, как думают некоторые, а употребление небольших порций определенных непостных продуктов.

Кстати, именно на Пасху приходится всплеск различных заболеваний, связанных с перееданием скоромной пищи. За время длительного поста организм перестраивается на другой тип обмена веществ, перестает вырабатывать ферменты, необходимые для расщепления жиров и белков. И тут в один прекрасный день обрушивается мощный «пищевой удар». Поджелудочная железа в шоке, желудок в шоке Какая уж тут польза для здоровья!

Ну а для людей, все же отважившихся на соблюдение поста, возможно впервые в жизни, позволю привести ряд рекомендаций для того, чтобы пост пошел на пользу, а не во вред.

Помните, что весна — это период общего ослабления организма, или как говорят врачи — астенизации. Одна из ведущих причин таких нарушений в организме это серьезный авитаминозный стресс. А исключение из рациона продуктов животного происхождения — приводит к еще более глубокому дефициту витаминов.

Поэтому в период поста организовывать питание следует так, чтобы максимально насытить организм витаминами и микроэлементами. Для этого, прежде всего, следует снизить в рационе долю овощей и фруктов прошлого урожая. Они не только практически не содержат витаминов, но некоторые из них могут быть вредны для организма. Их следует заменить фруктами и овощами нового урожая. Сейчас они в достаточном количестве импортируются из южных стран. Целесообразно увеличить употребление цельных круп, орехов, добавлять ко всем блюдам отруби. Таким образом, будет ликвидирован дефицит витаминов группы В.

Для поднятия общего тонуса можно ввести в рацион продукты, особо богатые магнием, витаминами и микроэлементами (спаржа, шпинат, бобы) и магниевые минеральные воды.

Основной принцип приготовления пищи в этот период это минимальная термическая обработка. Те продукты, которые можно употреблять в сыром виде, лучше есть сырыми. Так мы сохраним максимум витаминов.

И, все-таки даже при правильном питании, будет не лишним дополнительный прием поливитаминов. Подойдут любые препараты, в состав которых входят основные витамины и микроэлементы.

Как диетолог, часто сталкиваюсь с тем, что многие люди рассчитывают в период поста сбросить лишние килограммы. Так вот, хочется сказать: Великий пост, как впрочем, и любой другой пост — это не диета, и предназначен он для другого. Для глубоко верующих людей это, прежде всего, период покаяния, очищения души. А лишние килограммы — это к диетологу.

Читайте также:  С точки зрения козера конфликт может быть

И кстати, особенно похудеть в пост, скорее всего, не получится. Исключая из рациона пищу животного происхождения, люди, как правило, налегают на углеводы. А 100 граммов лишних углеводов — это обычно около 10 граммов отложенного жира. Кроме того, судьба лишних килограммов зависит не только от состава, но и от количества пищи. А злоупотреблять можно и постной пищей. Вот только один пример предлагаемого рациона во время поста, взятый из реальной жизни:

Завтрак: чай, лаваш.
Обед: картофель по-деревенски, 2 порции.
Полдник: лаваш, картофель фри.
Ужин: сухарики, поп-корн.

С точки зрения диетологии такая пища приведет только к прибавке в весе, и опять же, авитаминозу. Поэтому, если Вы действительно решили поститься исходя из религиозных соображений, делайте это без слепого фанатизма, соблюдая правила рационального питания. А если пост используется с целью снижения веса, то не надо мучиться. Лучше сходите к диетологу — будет больше пользы.

Е. В. Александрова,
врач эндокринолог, диетолог

Достоинства и недостатки поста с точки зрения медицины

Основная цель соблюдения поста – это духовное и физическое очищение с целью совладения со своими желаниями. Современный человек должен входить в пост мягко, стараться поститься только в течение первой и последней недель поста, отказавшись в остальное время хотя бы от молочного и мясного, в силу и так активного ритма жизни и высоких энергозатрат. Ведь пост совсем не является диетой; поститься с точки зрения верующего человека необходимо в первую очередь для души.

«Постный» рацион

Питание во время поста подразумевает исключение мяса и мясных продуктов (сала, колбасы, сосисок), молока и молочных продуктов (кефира, йогурта, ряженки, сливочного масла), сдобной выпечки, птицы, дичи, яиц, а также всех блюд, включающих в свой состав эти продукты.

Список продуктов, которые можно употреблять во время поста, включает любые фрукты и овощи, грибы и зелень, все мучные изделия за исключением сдобных, кукурузу и крупы, орехи и семечки, бобовые, миндаль, растительное масло, рыбу и икру, пряности и специи, морепродукты. Из сладкого разрешено употреблять мед и черный шоколад.

С точки зрения медицины, временное ограничение в некоторых продуктах несет в себе некоторую пользу:

1. В общем и целом, временное и разумное ограничение в некоторых пищевых продуктах способствует общему «обновлению» организма человека за счет перехода его на так называемое эндогенное питание. Оно представляет собой осуществление основных процессов жизнедеятельности не за счет веществ, поступающих извне, а за счет расхода и сжигания накопленных им резервов, а также шлаков обменного происхождения. В медицине на этом основан один из основных принципов лечения – лечебное голодание, которое назначает только врач.

2. Антиоксиданты, содержащиеся в значительном количестве в пище растительного происхождения, предотвращают старение организма на клеточном уровне.

3. Пост несет несомненную пользу при таких заболеваниях желудочно – кишечного тракта, как:

  • синдром раздраженного кишечника – заболевание, точная причина которого не установлена, однако к предрасполагающим факторам относят не только стресс, но и систему питания с недостаточным количеством клетчатки и избытком жирной, пряной пищи;
  • хронические запоры – клетчатка обладает «послабляющим » действием, улучшает эвакуаторно – моторную функцию ЖКТ, стимулируя перистальтику;
  • дискинезии желчных путей – улучшается дренажная функция желчного пузыря и нормализуется отток желчи;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — еще российским ученым Певзнером полвека назад была разработана лечебная диета, включающая двенадцать лечебных столов. Стол №1 – диета, предназначенная для лечения язвы. Подразумевает под собой ограничение продуктов, раздражающих поверхность язвы и не дающих ей зарастать. Классический пример – исключение жирной, острой пищи. Ярким примером является ничтожно малое количество зарегистрированных в блокадном Ленинграде случаев язвы 12 – перстной кишки и желудка;
  • панкреатит — классическое лечение панкреатита подразумевает соблюдение 3- ех основных принципов: холода, голода и покоя. То есть, в этих случаях элементы поста будут только на пользу.

4. Несомненную пользу оказывает пост и мочевыделительной системе: продукты «утилизации» животных белков мочевина и мочевая кислота в большом количестве выводятся из организма. Это, в свою очередь, благоприятно влияет на работу суставов и позвоночника. Ведь ограничение поступления животного белка в организм – основной принцип, на котором базируется диета при подагре.

5. Конечно же, велика и психологическая польза поста. При правильном его соблюдении человек концентрируется на духовной стороне и очищении, при этом не ставит рацион во главу угла. Положительные эмоции, возникающие при этом, нормализуют и улучшают сон, являются своеобразной профилактикой возникновения заболеваний.

Однако существуют определенные группы людей, пост которым абсолютно противопоказан. К ним относятся:

1. Дети

Поститься детям крайне противопоказано.

Период интенсивного развития, как умственного, так и физического, требует непрерывного поступления в организм полного списка витаминов и микроэлементов, а это невозможно без полноценного питания. А содержащиеся в мясе незаменимые аминокислоты, которые невозможно получить из других продуктов, — лизин, триптофан, изолейцин, аргинин и гистидин, — необходимы для полноценной умственной работы не только ребенка, но и взрослого человека.

Особенно противопоказано поститься девочкам-подросткам. Их организму просто необходимо постоянное поступление витаминов группы В, С, микроэлементов, важнейшим из которых является железо. А, как известно, достаточное количество железа содержится только в мясе, в частности, в говядине; ни один из продуктов растительного происхождения не является полноценной заменой.

Кроме того, согласно статистике, при получении до беременности девушкой витаминов В2 и фолиевой кислоты, риск развития пороков нервной системы снижается в 2 раза.

2. Беременные женщины и кормящие матери

На сегодняшний день медициной доказан факт, что беременные не должны ограничивать себя ни в углеводах, ни в белках, ни в жирах, так как в первую очередь при таком питании страдает плод.

Церковью, в свою очередь, также предусмотрены послабления в диете, не только на рыбу и молочные продукты, но и на мясо. А все те же витамины и микроэлементы являются основными активными компонентами ферментов, которые необходимы растущему плоду в первую очередь в течение первого триместра беременности, когда формируется закладка основных органов и систем.

3. Люди с хроническими заболеваниями в стадии обострения

Неполноценное питание со снижением количества незаменимых аминокислот более чем на 40 процентов приводит к серьезному ослаблению иммунитета и еще большему усугублению стадии обострения.

Сюда можно отнести и категорию людей, длительно и часто болеющих: соблюдение поста может привести к более тяжелому течению банальных гриппа, простудных заболеваний, пневмонии и других инфекционных заболеваний.

4.Люди с заболеваниями сердечно – сосудистой системы (гипертония, ИБС)

Не стоит увлекаться в этом случае, так как неполноценное постное питание с недостаточным количеством незаменимых аминокислот может привести к развитию белковой дистрофии, дисбактериоза, усугубить течение атеросклероза, что «бьет» по сердцу.

Вроде бы, должно быть наоборот: за счет ограничения поступления в организм главных источников холестерина — мяса и жира, мы снижаем количество вредных липопротеинов в крови. Однако не все так просто — при ограничении холестерина организм синтезирует его сам, причем идет синтез «агрессивного» холестерина.

5. Другие категории лиц

  • лица тяжелого физического труда;
  • лица с нервно – психическими расстройствами;
  • лица с легочным туберкулезом в острой стадии;
  • лица с базедовой болезнью в выраженной форме (с увеличением щитовидной железы, резким повышением обмена веществ, учащением пульса, пучеглазием);
  • люди со злокачественными опухолями;
  • люди со злокачественными заболеваниями крови;
  • лица с циррозом печени и/или почек;
  • лица в стадии глубокого истощения.

Если говорить насчет пожилых людей, то им пост не противопоказан. Единственное послабление для них — это включение в рацион молочных продуктов. Они богаты кальцием, который полезен в отношении профилактики развития остеопороза.

Что касается выхода из поста, то следует сказать, что организму очень сложно перестроиться в одночасье, поэтому переход к привычному режиму питания должен быть очень плавным.

Пост с точки зрения врача-аллерголога

Антонина Владимировна Осипова,
врач-аллерголог

В Евангелии от апостола Марка рассказано об отношении Господа Иисуса Христа к посту. «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? – говорил Спаситель ученикам Иоанновым и фарисейским. – Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни» ( Мк. 2:19-20 ).

Для понимания этих иносказательных слов Иисуса Христа необходимо вспомнить о понятии христианского аскетизма, – то есть, в переводе с греческого, упражнения, подготовления к борьбе. С развитием христианства аскетизм понимается как упражнение духа и тела на пути к спасению, навык управления волей и помыслами, религиозная и церковная самодисциплина. Мера аскетичности жизни человека всегда определялась словами Христа Спасителя: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:12 ). Так, перед совершением важных дел, накануне предстоящих испытаний и Сам Иисус Христос, и его ученики, и все православные христиане постились, готовясь к предстоящим подвигам.

Посты телесные, в том числе предусматривающие ограничения в потреблении определенных видов пищи, рассматриваются как один из видов аскетизма.

В атеистической литературе и в сознании многих людей пост зачастую трактуется всего лишь как выполнение временных запретов Православной Церкви, налагаемых на употребление некоторых видов продуктов; то есть, суть поста сводится к понятию банального «голодания». Это воззрение противоречит как терминологической, так и глубинной, метафизической сути христианского поста.

Ограничение в питании – это только одна, хотя и очень важная, сторона поста, формы воздействия которого на организм человека многообразны. Напомним, что пост предусматривает всестороннее воздержание: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство Браковенчания, а зачатие ребенка в постное время считалось великим грехом, последствия которого накладывали тяжкий отпечаток на будущее ребенка. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приемов.

Поучительны мысли святителя Иоанна Златоустого о сущности поста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда… Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

В этих мыслях Златоустого отца Церкви открывается высокая духовная значимость поста. Не углубляясь в богословский аспект рассматриваемого понятия, попробуем проанализировать медицинское значение поста как аскетического упражнения с точки зрения его целительного воздействия на организм человека. При этом ни на мгновение не забудем, что оздоровительный эффект поста есть не самоцель говеющего, но своеобразное очищение самоисцеляющегося организма действием благодати Божией, по вере самого постника.

Правильно соблюдаемый пост является психологическим средством для создания особого состояния физической природы человека в первую очередь ради его духовного обновления. Одновременно пост становится испытанием для верующих в стойкости при нападении искушений и соблазнов, в терпении и в смирении.

В «Основах Православия» подчеркнуто, что христиане постятся не потому, что Богу приятно, когда Его рабы не едят. Цель поста – овладение собой и победа над страстями плоти, освобождение себя от зависти миру сему, укрепление души против искушения и греха.

Хотя деление животных и продуктов, годных к употреблению в пищу, на «чистое» и «нечистое» существовало еще на заре Священной Библейской истории (животные, взятые Ноем в ковчег; пункты Синайского законодательства и т.д.), Иисус Христос перенес основной смысл подобного деления на новый уровень человеческой ответственности: «Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека… Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» ( Мф. 15: 10-11, 17-19 ).

Апостол Петр в видении услышал предписание Господне, которое имело как образный, прообразовательный, так и вполне конкретный, буквальный смысл. На слова апостола: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», – Господь ответил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10:10-23 ). В этом предписании состоит ответ на вопрос, почему в христианстве нет абсолютных и постоянных запретов на какие-либо отдельные пищевые продукты, кроме единственного условия: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» ( Деян. 15:28-29 ). О запрете употребления в пищу крови говорится многократно в Божественном законе, данном Моисею на горе Синай: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» ( Втор. 12: 16 ; 23; 15: 23; Лев. 3: 17; 7: 26; 17: 14 ).

В подходе Православной Церкви к питанию прослеживается принцип разумной умеренности с отказом от крайностей: чревоугодия и небрежения о насыщении плоти ( Кол. 2:23 ).

Древние источники донесли до нас благословения опытных духовников, церковных писателей и проповедников: «…потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телесного и духовного»; «вина горячего не держати и не пити»; «обжорство с пиянством – наипачий грех». Святой Максим Исповедник подчеркивает: «Не пища зло, а чревоугодие». Эти простые слова найдут полное согласие любого здравомыслящего профессионального врача-диетолога, гастроэнтеролога, аллерголога.

В дальнейших размышлениях нам необходимо строго разграничивать такие понятия, как «пост» и «питание во время поста».

По пищевым предписаниям православные посты можно разделить на 5 категорий:

  • Строжайший пост: запрещена любая пища, допустима только вода (в аллергологии и медицине это соответствует понятию о полном голодании).
  • Пост с «сухоядением»: разрешена невареная растительная пища без употребления постного масла (в медицине это близко понятию о строго вегетарианском питании в форме сыроядения, но не равнозначно последнему, так как в дни такого поста вкушают хлеб).
  • Пост «с ядением сварения»: разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного масла (этот тип питания в медицине почти полностью соответствует строгому вегетарианству).
  • Пост «с ядением сварения с елеем» соответствует предыдущему, но допускается использование постного масла в натуральном виде и для приготовления пищи из растительных продуктов.
  • Пост «с ядением рыбы», когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.
  • Кроме указанных предписаний, в церковном уставе о постах оговорены дни однократного принятия пищи
Читайте также:  К чему во сне потерять зрение

Рассмотренные пищевые предписания позволяют очертить круг продуктов, составляющих постную пищу. Это зерновые (хлеб, крупы), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мед, растительные масла, рыба и рыбные продукты. К понятию «скоромная пища» относится мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их продукты (кондитерские изделия с добавлением молока или яиц.

Разграничение постного и скоромного стола, изолирование одних продуктов от других и недопущение их смешивания в дни поста в итоге приводит к упрощению всего рациона питания (что весьма близко к медицинским принципам раздельного питания).

В православном календаре около двухсот дней в течение года – постные; причем, в прошлом большинство населения соблюдало пищевые предписания в период поста. Отсюда – обилие в старинной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья: зерна (каша), бобовых, овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива, сныть, лебеда и др.), лесных ягод. Множество забытых ныне блюд делали, например, из гороха: горох, битый, тертый, гороховый сыр (твердо сбитый мелкий горох с растительным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и многое другое.

В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое, только в середине XIX века появилось подсолнечное. Вкусовое разнообразие постной пищи достигалось употреблением пряных овощей, пряностей, уксуса. В большом количестве ели лук, чеснок, хрен, укроп, петрушку. Уже с X – XI веков на Руси применяли анис, лавровый лист, черный перец, гвоздику, а с XVI века их дополнили имбирь, шафран, кардамон и другие пряности.

Иллюстрацией исполнения пищевых предписаний для разных категорий поста может служить «Столовая книга Патриарха Филарета Никитича» (Романова), написанная в 1632 году по ходу Великого поста.

В понедельник «у Великого Государя, Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея Руси кушанья не было вовсе и яствы не держано», – строжайший пост. Во вторник Патриарху подавали «в столовое кушанье капустку крошеную студеную», – пост с сухоядением.В среду на патриаршем столе были: взвар с пшеном сорочинским (рисом), шафраном и перцем, капуста, горох зобанец (очищенный горох), ядра миндальные, орехи грецкие, ягоды винные (инжир), хрен, гренки, «горшочек каши» с имбирем. В четверг, как и в понедельник, «кушанья не было вовсе и яствы не держано». В пятницу Патриарху подавали щи из квашеной капусты с луком и перцем, грибы, горох зобанец, лапшу гороховую, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медовый квасной с пшеном сорочинским, изюмом, шафраном и перцем, горшочек каши с имбирем, нарезанную ломтиками пареную репу с уксусом и хреном, ягоды винные, яблоки, – пост с употреблением вареной пищи, но без растительного масла. В субботу и воскресенье у Патриарха было 2 приема пищи. В праздник Благовещения, когда единожды в течение Великого поста разрешено вкушение рыбы, на обед подавалась икра паюсная, белуга и осетр сухие и пресносольные, кашку из стерляди, уху из карасей, пироги с рыбой и другую рыбную пищу, капусту, редьку, хрен, грибы, лапшу гороховую, горошек, орехи. Сходным был и ужин.

Таким образом, мы видим сочетание в течение седмицы Великого поста всех видов постного питания.

Но и в потреблении постной пищи должно соблюдать умеренность. Смягчение пищевых предписаний допускается для болящих, для занятых тяжелым физическим трудом и для тех, кто находится в пути. Пост также не распространяется на грудных детей. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет непрестанную молитву, да имеет большую готовность к служению Слову Божьему. В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примирится с врагами своими; всякое злопамятство да отгонит от души своей».

В недавнем прошлом в советской атеистический и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма. В настоящее время именем христианского поста пытаются называть различные искусственные методы питания, голодание, разгрузочные диеты, вегетарианство и тому подобное. Бытует мнение, что православные посты имеют не только религиозно-обрядовое, но и диетическое значение. Это совершенно не верно! Прагматичная дието-профилактическая идея искусственно увязывается с духовной идеей поста как явления из области аскетики.

Так, сторонник нетрадиционного питания Г.Шаталова в своей книге «Формула здоровья и долголетия» (1992) рекомендует строгое соблюдение постов как разгрузочных дней, рассматривая пост как составную часть так называемого видового питания (вегетарианства с элементами сыроядения и разгрузочного питания. А врач Е.Рудова (1994) пишет: «В профилактике пост занимает центральное место, далеко опережая другие методы общественного оздоровления. Тот, кто постится, выигрывает дважды: сохраняет здоровье и экономит средства». Такой потребительский подход к посту просто игнорирует его основную суть и духовный смысл.

В 1992 году вышла книга Г.Малахова «Целительные силы», где он пишет: «Под постами подразумевается отказ от принятия любой пищи на определенный период времени. Употребление постной пищи во время поста есть нарушение этого понятия». Далее автор и вовсе начинает увязывать даты Великого поста с астрологией и «огненными знаками зодиака». Подобная мешанина из псевдонаучных рассуждений и грубых извращений сущности поста встречается, к сожалению, во многих книгах и статьях.

Как уже говорилось выше, количество постных дней в течение года превышает число дней скоромных. А поскольку большая часть постных дней допускает к употреблению только растительную пищу, то становится понятно, почему в старину русские, белорусы и украинцы не считали мясо основой своего рациона, в отличие от наших современников, оценивающих качество питания по мере доступности и ассортимента мясных и колбасных продуктов с их пищевыми добавками, консервантами, красителями и тому подобной химией.

В целом для здоровых трудоспособных людей оптимальным является именно смешанное питание с широким использованием свежих овощей, плодов и различных вегетарианских блюд, а также с весьма умеренным потреблением мясомолочных продуктов. Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов православных христиан.

Перейдем к медико-биологической оценке системы постного питания с позиций аллергологии.

В православном календаре дни строжайшего поста, когда не вкушается никакая пища, кроме воды, редки. Но их медико-биологическое значение для организма человека весьма благоприятно. По последним данным, именно одно- двухдневное воздержание от пищи становится своеобразным положительным стрессом, вследствие которого мобилизуются защитные силы организма, включаются его адаптационные и компенсаторные резервы. В результате активируются иммунная и эндокринная система, особенно деятельность надпочечников; вырабатываются собственные глюкокортикостероидные гормоны, подавляется аллергическое воспаление, усиливается регенерация тканей. Таким образом, при разгрузочно-диетическая терапия имеет место не «отдых» или «очищение» организма, а, скорее, его «встряска». В аллергологии кратковременное воздержание от пищи применяют при всех видах аллергических заболеваний.

При этом православный строжайший пост не имеет никакого отношения к системе голодания по П.Брэггу, Г.Шелтону или йоге. Всякое совпадение здесь может обнаружиться исключительно на терминологическом уровне, потому что ни мотивация, ни цели, ни приоритеты соблюдения поста и «чуда голодания» не имеют ничего общего. Каких только методик так называемых «входа в голод и выхода из голода» сейчас не предлагается! Но верующие люди проводят дни строжайшего поста без каких-либо подготовительных приемов, а по их завершении так же просто переходят к обыкновенной пище. При многодневных постах, включающих дни строжайшего поста, за такими днями обычно следует день поста с сыроядением (например, первая, Крестопоклонная и Страстная седмицы Великого поста).

Для большинства постных дней, установленных Православной Церковью, характерен «с ядением сварения с елеем» и пост «с ядением сварения», то есть вегетарианское и строго вегетарианское питание. Однако, во-первых, вне постных дней не запрещено есть мясо-молочные и иные продуктов животного происхождения. Кроме того, в течение постов существует немало дней, когда разрешается вкушение рыбы и рыбных продуктов. Таким образом, вегетарианское питание в практике православного поста не является постоянным, а только временным и прерывистым, что в свою очередь становится прообразом сбалансированного и гипоаллергенного питания.

Православное население славяно-русских республик редко страдало железодефицитной анемией, остеопорозом и другими заболеваниями, которые могут развиться у тех, кто совершенно исключает из рациона своего питания мясо и мясопродукты. Для пищевых рационов строгих вегетарианцев характерен недостаток полноценных белков и соответственно незаменимых аминокислот, витаминов B2, B12 и D, хотя содержание Ca, Fe, Cu, Zn количественно может быть достаточным, но усвояемость этих веществ из растительной пищи низкая. Однако эти же вещества прекрасно усваиваются с рыбой.

Рыба обладает высокой пищевой ценностью и по ряду показателей превосходит мясо животных. Это важный источник полноценного белка со сбалансированным составом незаменимых аминокислот. Метионина – аминокислоты, играющей большую роль в регуляции жирового обмена в печени, в рыбе больше, чем в твороге, – признанном источнике метионина. Сравнительно с мясом животных в рыбе почти в 5 раз меньше соединительной ткани. В этом причина того, что рыба быстрее, чем мясо, варится, жарится и легче переваривается в пищеварительном тракте. Белок рыбы усваивается лучше, чем мясной: в среднем на 95 % против 88 %. Содержание витамиов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе животных, а витаминов А и D больше, особенно в печени рыб. В рыбе содержатся разнообразные минеральные вещества. Особенно богата рыба йодом, F1, Zn и другими микроэлементами. Особого внимания заслуживают рыбные жиры, которые в отличие от жиров животных легче перевариваются и обладают особой биологической ценностью, так как содержат специфические полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), которым придают большое значение в диетологии, аллергологии, диетопрофилактике атеросклероза и ишемической болезни сердца.

В жирах рыб содержатся такие ПНЖК, которых нет в подсолнечном, кукурузном и других широко употребляемых растительных маслах. ПНЖК рыб нормализуют некоторые стороны жирового обмена при атеросклерозе; положительно влияют на свертывающую и противосвертывающую системы крови, что важно в диетотерапии ишемической болезни сердца и атеросклероза сосудов головного мозга; способствуют снижению атопического дерматита при гипертонической болезни, нормализуют гормональных фон. Биологически активными ПНЖК богаты сельдь, скумбрия, ставрида, сардина, нототения, мойва, тунец, лосось, печень тресковых.

По пищевым предписаниям Церкви рыба и растительные масла относятся к постной пище. В медикобиологическом аспекте такое сочетание продуктов способствует сбалансированности разных ПНЖК в пище. Учение о сбалансированном питании сохраняет свое значение и в настоящее время., но некоторые его положения в последние годы подвергнуты пересмотру и уточнению. Это относится прежде всего к вытекающему из теории сбалансированного питания представлению об «идеальной пище», которая наиболее полно возмещает используемые организмом пищевые вещества и расход энергии. Признано, что постоянное питание «идеальной пищей» способствует метаболической гиподинамии – своеобразному снижению активности систем, обеспечивающих обмен веществ. Это явление можно условно сравнить с мышечной гиподинамией, связанной с низкой физической активностью и ведущей к детренированности мышц.

По мнению академика А.М. Уголева (1991), идеально сбалансированное питание создает такие комфортные условия для обмена веществ, которые не являются эволюционно подготовленной основой для оптимальной жизнедеятельности человека. В пределах коротких периодов времени (недель) отступления от сбалансированного «идеального питания» могут быть не только физиологичны, но и необходимы для поддержания высокого уровня активности органов и систем, обеспечивающих усвоение пищи. При этом правило равенства расхода и поступления пищевых веществ сохраняют свое значение для длительных периодов времени, что предупреждает возникновение болезней недостаточного и избыточного питания. Таким образом, с одной стороны, соблюдение пищевых предписаний постов вызывает отклонение от сбалансированного питания, а с другой, – для многих людей (например, больных крапивницей) эти отклонения не только не наносят ущерба здоровью, но являются целесообразными с учетом современных взглядов на значение периодической разбалансировки питания.

Научный сотрудник Института питания РАМН М.М. Гуревич (1990) пишет, что «посты грамотно готовили весь организм к смене времени года: Великий пост готовил его к лету, к переходу на новые продукты. Успенский пост – переход к осени, Рождественский – к зиме».

Согласно последним исследованиям Национальной академии питания США и, в частности, Аризонского центра питания и пищевой аллергии под руководством профессора Уильяма Джонсона, единственной рациональной системой питания на сегодняшний день признано именно система перемежающегося приема мясной и вегетарианской пищи, поскольку таким образом и пищеварительная, и иммунная системы человеческого организма получают естественную тренировку и комплексное оздоровительное воздействие. Но, в таком случае, можем ли мы назвать какую-нибудь иную более совершенную систему такого питания, чем постовые предписания Православной Церкви, вырабатывавшиеся в течение тысячелетий по Божественному откровению и апробированные миллионами христиан во все времена по всей земле? Воистину знаменательны слова Боговидца Моисея, запечатленные в книге Второзаконие: «заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» ( Втор. 30:11-14 ).

Пищевые предписания во время поста напоминают гипоаллергенную диету. Учитывая, что большинство дней в году – постные, то и система православного постного питания в целом носит гипоаллергенный характер. По статистике аллергическая заболеваемость была в России крайне низкой. Согласно данным первого русского аллерголога В.П.Силича (1868 год) заболевание рецидивирующей крапивницей и атопическим дерматитом – казуистика; бронхиальная астма – 2-3 случая на 100 000 населения; полиноз – 2-4 случая на 100 000 населения, экссудативно-катаральный диатез – казуистика у детей. В настоящее время только лишь в Минске насчитывается около 50 000 случаев бронхиальной астмы.

По наблюдениям, из 200 моих пациентов, страдающих бронхиальной астмой всех форм, только 15 являются православными христианами. И у всех них во время постов наблюдается уменьшение количества приступов, нет четко очерченных приступов. Приведу очень знаменательный пример: практически все специалисты-аллергологи единодушно опасались ухудшающего влияния дыма, возникающего от сгорания ладана во время каждения в церкви, на больных бронхиальной астмой. Но тщательнейшие наблюдения показали, что приступов удушья в этих случаях не бывало никогда! Более того: для больных всегда наступало облегчение их состояния. Также и среди православных подростков, страдающих атопическим дерматитом, ухудшение состояния в дни поста не наблюдается.

Как Православие наиболее полно и отражает первозданную полноту христианства, так и православные пищевые предписания на время поста содержат все позитивные элементы разнообразных современных методик очищения, лечения и оздоровления организма в медицине и, в частности, в аллергологии. Любая попытка выделить из православного поста некую медико-биологическую особенность и провозгласить на ее основании новую «систему» или «методику» будет вторична и бездуховна. Потому что строгое соблюдение христианами постов и постных дней – это нечто гораздо большее, чем правила приема пищи.

Источники:
  • http://orthodox-magazine.ru/numbers/at413
  • http://www.stomed.ru/lechenie/dietologiya/velikiy-post/
  • http://medportal.org/articles/dostoinstva-i-nedostatki-posta-s-tochki-zreniya-mediciny.html
  • http://azbyka.ru/post-s-tochki-zreniya-vracha-allergologa