Меню Рубрики

С точки зрения натуралистического подхода мораль

Известный английский философ. Д-Е. Мур считал натуралистическими почти все школы этики, которые предшествовали его концепции морали. Большинство ученых относит к натуралистическим все нерелигиозные концепции морали помимо социально-историческихних.

Согласно натуралистическими концепциями мораль возникла миллионы лет назад как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных. Она необходима для выживания вида в борьбе за существование

Эти концепции были сформулированы в трудах. М-Р. Дар-вина,. Г. Спенсера,. П. Кропоткина т.п.. Например,. М-Р. Дарвин отмечал, что много чувств и способностей, которыми гордятся люди, можно обнаружить и у животных (др.. Нодия достаточно развитыми), среди них есть и эстетические и нравственные чувства. По словам. П. Кропоткина,»Дарвин пришел к выводу, что общественный инстинкт представляет собой общий источник, из которого развивались все нравственные начала»Он описывал, как животные любят быть в обществе, как плохо себя чувствуют в одиночестве, их постоянное общение между собой, взаимное предупреждение об угрозе, взаимную поддержку на охоты нет, взаимное сочувствие в беде. При этом приводил многочисленные факты их поведения, иногда впечатляющие, в частности факты кормления родственниками слепого пеликана и слепого крысы. По его мнению, кроме любви и симпатии, у животных есть и другие качества, тоже находятся в связи с общественными инстинктами, люди назвали бы моральными качествами. Эту мысль он иллюстрировал примерами из жизни животных, в частности указывал на проявления мор ального чувства собак и слонеого почуття собак і слонів.

Абсолютизируя идею. Дарвина, некоторые интерпретаторы его учение о борьбе за существование как движущую силу прогресса утверждали, будто от природы человек мог научиться только зла. Опровергая подобные рассуждения,. Кропоткин писал, что согласно теории. Дарвина»мы видим вместе с взаимной борьбой второй разряд фактов, которые имеют совершенно иной смысл: это факт взаимной поддержки внутри самого вида, и эти факты н. Авив важнее первых, потому что они необходимы для сохранения вида и его процветания»Считая, что»Дарвин не разработал вопрос о общественность у животных и о зародыши в них нравственных чувств тие й степени, в какой это требовалось учитывая важность значения этих чувств в его теории морали», ученый пытался детально проанализировать проблему нравственных начал в природе, обращая особое внимание на факты взаимной поддержки животных внутри вида. Таким образом. П. Кропоткин защищал и развивал концепцию происхождения морали. Дарвина:»этот факт взаимной поддержки внутри самого вида я постарался ро звинуты и подтвердил многочисленными фактами во многих статьях, где я показал огромное значение взаимопомощи для сохранения животных видов и человечества, особенно для их прогрессивного развития, их удоскона лениясивного розвитку, їх удосконалення».

Размышляя над проблемой происхождения морали,. Кропоткин писал:»Взаимопомощь, справедливость, нравственность — такие последовательные шаги восходящего ряда настроений, которые мы познаем при изучении животного с мира и человека. Они представляют собой органическую необходимость, которая несет в себе свое оправдание, что подтверждается всем развитием животного мира. Выражаясь образно, мы имеем здесь всеобщий, мир овый закон органической эволюции, вследствие чего чувства взаимопомощи, справедливости и нравственности глубоко заложишь в человеке со всей силой врожденных инстинктенстинктів.

Эти три инстинкты представляют собой инстинкты самосохранения. Конечно, иногда они могут ослабевать лед влиянием некоторых условий в той или иной группы животных или в том или ином человеческом обществе. Но тогда и эта группа неизбежно терпит поражение в борьбе за существование: она идет к упадку. Такая твердое основание, что дается нам наукой для выработки новой системы этики и ее оправданиеавдання».

Г. Спенсер исходит из идеи эволюции, которая, по его мнению, охватывает как природу, так и общество. Он не отличал нравственных отношений людей от отношений в животном мире, рассматривал их как один из видов в поведения, свойственный всем живым организмам, как высший результат эволюционного развития. В процессе эволюции мораль, по его мнению, является средством смягчения борьбы между эгоизмом и альтруизмом, которыми над. Илен живая природа, в частности и человек. Человеческое поведение исторически преодолевает несколько этапов, в течение которых возникают и совершенствуются нравственные чувства, зло постепенно переходит к добру, от моральных пороков д в добродетелей. Человек, приспосабливаясь к условиям жизни, направляет поведение на сохранение себя как вида. Со временем благо общества и благо личности все больше совпадают. Поэтому человек должен заботиться о особист е счастье в пределах, предписанных общественными условиямумовами.

Мораль основывается на принципах справедливости и добродетели. Справедливостью, за. Спенсером, есть право каждого человека на абсолютную свободу, которая одновременно должна согласовываться со свободой других индивидов;; благотворительностью — действия индивида, которые приносят другим людям наслаждение и не рассчитаны на вознаграждение. Государство ученый считал злом, поскольку она ограничивает свободу индивидда.

Ученые-биологи, которые разделяли натуралистическую точку зрения, доказывали, что в процессе эволюции животных все ощутимую роль играет альтруизм, который способствует сохранению и развитию вида в целом. О инстинктивный х характер морали писала 3. Фрейд и его последователи. Например, швейцарский психолог. Карл-Густав. Юнг (1875-1961) отмечал, что мораль является инстинктивным регулирующим началом действия, началом,»которое впорядкову также совместная жизнь животного стадао стада».

Итак, натуралистические концепции происхождения морали имеют существенные аргументы, однако в целом основываются на ошибочном подходе, который можно определить как редукционизм (лат — возвращение, восстановление) — сведет ения высшего (нравственных отношений между людьми) к низшему (поведения животных). Однако нет сомнения в том, что групповые инстинкты и материнский инстинкт е природными предпосылками возникновения мораллі.

В натуралистических систем происхождении морали относят также гедонизм, эвдемонизм и другие антропологические концепции морали, в которых человеку приписывается определенная неизменная природная склонность. Согласно гедонис соприкасающихся концепцией человек от природы увлекается насолитьд.

Гедонизм — способ обоснования морали, толкование ее природы и назначения, который сводит содержание моральных требований к одной цели — получения наслаждений

Наслаждение он рассматривает как высшее благо и критерий человеческого поведения, а стремление к наслаждению — как главное движущее начало человека, заложенное в ней природой, определяет все его действия есть добром является то, щ который приносит наслаждение, а злом — то, что вызывает страдания. Евдемонисты настаивают на том, что определяющим в человеке есть стремление к счастьютя.

эвдемонизм — способ обоснования морали, толкование ее природы и назначения, при котором достижение счастья считается главной целью жизни и основой нравственных поступков

Сторонники эвдемонизма считали счастливой и добродетельной человека, развивает свои духовные и телесные возможности, доставляет ей удовольствие, положительно сказывается и на ее окружении. Все это является предпосылкой ю ее авторитета и даже посылали.

Несмотря на существенные различия между гедонизмом и эвдемонизм, в процессе обоснования морали их часто недостаточно четко разграничивают, иногда эвдемонизм рассматривают как разновидность гедонизма. Например, типичным сторонником гедонизма считают древнегреческого философа. Аристиппа (ок 435-366 до н.э), утверждая, что он придавал особое значение счастью и считал, что человек не должен становиться рабом наслаждений то. Которого соотечественника. Демокрита объявляют представителем то гедонизма, то эвдемонизма. Этику древнегреческого философа. Эпикура (341-270 до н.э) и эпикуреизм целом рассматривают как развитие эвдемонизма и цитируют явно гедонистическое лозунг, написанный на воротах школы. Эпикура:»Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — наслаждение»Заметим: не счастье, а наслажденийе щастя, а насолода.

С этим можно примириться, если учесть условный характер многих классификаций

Другой подход к вопросу о происхождении морали состоит в том, что она рассматривается как выражение и развитие природных тенденций, как выражение на более высоком уровне тех же самых закономерностей, которые складываются в процессе эволюции в животном мире. Согласно такой, натуралистической точке зрения, мораль иными средствами (социальными, культурными) решает те же задачи, которые решаются благодаря биологическим механизмам на более низких ступенях развития жизни. Продолжение рода, забота о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность, — все эти черты широко встречаются в мире животных, в особенности высших и «общественных» (то есть живущих в стаде, стае).

Эта точка зрения легко встречает сочувствие и понимание среди ученых-естественников и естественнонаучно сориентированных обществоведов, а также в среде образованных людей. Хотя философы и утверждают, что моральные суждения и решения опосредствованы разумом, сознанием, чувством ответственности, — в индивидуальном опыте мораль дана как бы непосредственно, она не требует размышлений, специальных решений, она как будто известна с самого начала, почти от рождения; она кажется лишь дремлющей в человеке и пробуждающейся в нужный момент.

Что питает эти представления? Отметим два момента. Первое: сколько бы ни говорили о роли воспитании в формировании личности, процесс нравственного развития личности остается неуловимым и, скорее, даже противоречащим тем усилиям, которые предпринимаются с целью воспитания, и, по крайней мере во многом независимым от них. Второе: в поведении животных, особенно домашних, диких, живущих в сообществах, наблюдается множество явлений и устойчивых зависимостей, которые легче всего «объясняются» с моральной точки зрения — как действия, как поведение, обусловленные совместной жизнью, направленные на поддержание этой совместности.

Эволюционный подход в этике сформулировал английский философ Герберт Спенсер. Но основные идеи этого подхода были высказаны английским ученым-биологом Чарльзом Дарвином, специально посвятившим проблемам морали и ее возникновения две главы своего фундаментального труда «Происхождение человека». В них положение о природных, биологических предпосылках морали действительно вытекает из эволюционной теории, базирующейся на обширнейшем эмпирическом материале. Основные идеи Дарвина относительно условий развития и существования морали:

1. Общество существует благодаря социальным инстинктам, которые животное и человек удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним. Дарвин замечает, что услуги у животных никогда не распространяются на всех особей своего вида и ограничиваются только членами одной общины.

2. Социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; поэтому не только инстинкты, но и возникающие на их основе образы всех прошлых действий и выполняют, если так можно сказать, контролирующую роль, побуждая человека к поступкам, направленным на поддержание совместной (общественной) жизни, и препятствуя доминированию каких-либо иных инстинктов над социальными.

3. У человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения (требования общины); но и здесь одобрение и неодобрение определенных поступков покоится на симпатиях, непосредственно обусловленных общественным инстинктом.

4. Привычка играет важную роль у каждой особи; социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

В этих четырех положениях Дарвин сформулировал существенные постулаты биологического подхода к объяснению предпосылок и происхождения морали:

а) природная основа,

б) высокое, по сравнению с животными, развитие психики и интеллектуальных функций,

в) способность к членораздельной и развитой речи,

г) подкрепительная роль социальных механизмов (к которым следует отнести и способности к обучению и воспроизведению).

В видоизмененной форме современные биологические теории морали, основанные на достижениях этологии (науки о поведении животных) и эволюционной генетики, принимают все эти постулаты.

Идея, объединяющие все этик теории, несмотря на различие применяемых конкретных теоретических моделей, заключается в том, что человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности, на альтруизм.

Альтруизм — это такое индивидуальное поведение, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы, при том, что соответствующие шансы индивида могут уменьшиться.

Речь идет о приспособленности не группы вообще, но группы родичей. Иными словами необходимо различать, как настаивают многие эволюционисты и этологи, групповой отбор и отбор родичей. Таким образом, в ходе эволюции происходит отбор на альтруистичность: выживают те группы, у индивидов которых появляется и закрепляется генетическая структура, определяющая альтруистическое — помогающее, самоотверженное, жертвенное — поведение.

Однако концепция совокупной приспособленности не решает всех вопросов. К примеру, особь, обладающая «геном альтруизма», жертвует собой, обеспечивая приспособленность своих родичей, в большей или меньшей степени обладающих этим геном; однако это не исключает возможности того, что в данной группе есть особи, которые будут пользоваться «альтруистами», обеспечивая себе лучшие возможности для выживания и размножения, а носители «альтруистического гена», таким образом, оказываются подверженными большему риску.

Многочисленные данные конкретных дисциплин, изучающих человека, подтверждают, что человека нельзя понять вне его природы, вне его биологических характеристик. Значимость результатов научных поисков в русле эволюционной генетики и этологии заключается в том, что они позволяют увидеть много общего в поведении животных и человека и, следовательно, по-новому взглянуть на специфику человеческой социальности. Человек — с момента своего рождения является носителем специфически человеческой биологии, он биологически подготовлен к усвоению культурно-исторических достижений общества. Причем проблема не исчерпывается тем, что природа «очеловечивается», «социализуется», наполняется общественным и культурным содержанием; само это содержание, как показывают биологи, вытекает из длительного процесса эволюционного развития.

Тема 8. Мораль. Нравственная культура

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.


Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos – обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.


Важнейшие функции морали в обществе

Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

Конститутивная (от лат. constitus– утвердившийся, установленный) – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личностистепень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления(умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.


Таким образом, нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

Натуралистический и эволюционный подходы

Теории, которые основаны на натуралистическом и эволюционном подходе к обоснованию морали также относятся к гетерономной этике. Натуралистический подход ставит мораль в зависимость от природы человека, от его инстинктов, в первую очередь, от инстинкта самосохранения. Эволюционный подход – это развитие классического натуралистического подхода на основе теории биологической эволюции. Эволюционный подход в этике связывает феномен морали как с развитием человека в качестве биологического вида, так и с процессом индивидуального взросления.

Читайте также:  Гимнастика для детей для сохранения зрения

Натуралистический подход к этике можно обнаружить в античности, в частности, в философии стоицизма. Основателем стоицизма является Зенон из Китиона (ок. 333 – 262 до н. э.). Согласно стоикам, цель жизни человека состоит в том, чтобы жить в согласии с природой. Основу природы живого существа составляет стремление к самосохранению. Поэтому живое существо стремится к тому, что служит этой цели и избегает того, что ей противоречит. Человек как живое существо действует тоже согласно этому принципу. Чувство удовольствия и неудовольствия служит свидетельством того, поступает ли человек в соответствии с принципом самосохранения или нет. Если животное стремится к самосохранению инстинктивно, то человек, как существо обладающее разумом, способен следовать этому стремлению сознательно. Разум помогает человеку следовать тем желаниям и совершать те поступки, которые способствуют самосохранению. Жить разумно, следовать своей природе и быть добродетельным для стоика одно и то же.

Натуралистический подход к морали получил распространение в философии Нового времени. В частности, данный подход лежит в основе этической концепции нидерландского философа Бенедикта Спинозы. Согласно Спинозе основу человеческой природы составляет эгоизм и стремление к самосохранению. Не существует «добра» и «зла» самих по себе. Мы стремимся к чему-то не потому, что предмет нашего стремления ассоциируется с добром, а мы называем добрым то, к чему стремимся. «Добро» – это то, что поддерживает наше существование. «Зло» – это то, что препятствует нашему выживанию. Поэтому мы его и избегаем.

На уровне осознаваемых состояний психики механизм самосохранения дает о себе знать в виде соответствующих эмоциональных переживаний (аффектов). Те из них, которые соответствуют самосохранению, проявляются как ощущения радости и удовольствия. Те же, которые не соответствуют, – как ощущения печали и неудовольствия. Так потому, что аффекты радости способствуют благосостоянию физического организма, а аффекты печали препятствуют этому. Натуралистически понимает Спиноза и добродетель. Добродетель заключается в увеличении индивидуальной мощи, так как это содействует самосохранению. Добродетельным является человек, который обладает мощным и крепким телом, а также сильным умом, который в силу отчетливости и ясности своих представлений способен контролировать аффекты.

С точки зрения Спинозы, человек не обладает полной свободы воли. «Свобода» есть разновидность природной необходимости. У человека есть две возможности. Первая – это слепо подчиняться аффектам и быть, в полном смысле этого слова, несвободным. Вторая возможность предполагает относительную свободу, которая достигается через познание своей природы и действие в соответствии с ней. Первая возможность делает человека рабом, ибо аффекты – это страдательные и смутные состояния души, которые связаны со страдательным состоянием тела, вызванным влиянием внешних сил. Вторая возможность – это, как уже было сказано, путь к свободе. Свободной является душа, которая зависит только от решений собственного разума, свободно только тело, которое действует независимо от других тел.

Дорога к свободе связана с активностью разума, она трудна и немногие способны пойти по ней. «Золотое правило» Спинозы гласит: «Всякий, следующий добродетели, желает другим того же блага, к которому сам стремится» [233] . Благодаря своей мощи сильный человек стремится поддерживать в других, более слабых людях, то, что является полезным для него и для них.

Отзвуки этики Спинозы нетрудно обнаружить в работах немецкого философа Фридриха Ницше, который прямо говорил о противоречии морали раба и господина. С точки зрения Ницше, исторически сложившаяся европейская мораль – это мораль рабов, ибо она зиждется на стадном инстинкте повиновения. В основе этого типа морали лежит представление о том, что всё, что поддерживает существование общины – это доброе, полезное; всё, что угрожает её существованию – злое. Для существования стада угрозу представляет избыток жизненной силы сильного человека, который благодаря этому способен возвысить над стадной посредственностью, заодно, завладев ею.

Мораль раба нормативна и требует безусловного подчинения. Мораль раба, или стадная мораль – это мораль слабых, нищих, убогих, и поэтому такие качества, как сострадание, терпение, кротость являются здесь добродетелями. Однако стадная мораль не способна подавить жизненную силу, или «волю к власти». Воля к власти есть и у рабов и у господ. Воля к власти рабов выражается в их стремлении навязать сильному свои ценности и нормы, уравнивая его со всеми остальными людьми. Воля к власти господ – это утверждение ценности силы как безусловной ценности, это абсолютная свобода от каких-либо внешних принципов, которые заранее предопределяют, что такое «добро» и «зло». По сути своей, мораль господина – это мораль сверхчеловека, сверхморальная мораль. Сверхчеловек способен создавать свои ценности и поэтому быть выше исторически складывающегося противоборства добра и зла. Добродетель сверхчеловека является продолжением его силы и заключается в способности самоутверждаться, подчиняя тех, кто не обладает достаточной силой. Ницше довел до логического конца идею Спинозы о том, что сильный человек способен стать не только свободным во всех отношениях, но и имеет право устанавливать нормы морали для остальных.

В XIX веке возникла научная теория эволюции, что оказало влияние и на развитие этики. Наглядным примером использования эволюционного подхода к этике, является концепция английского философа и социолога Герберта Спенсера (1820 – 1903). Он рассматривает мораль и нравственность в контексте естественной эволюции живого. Согласно Спенсеру, мораль возникает на определенном этапе развития человечества в качестве силы, которая регулирует взаимодействия между отдельными людьми и определяет существование общества в целом. Эгоизм, изначально определявший жизнь человека, постепенно трансформировался и привел к появлению альтруизма, который способствует мирному и взаимовыгодному сосуществованию людей в обществе. Характеризуя современный этап моральной эволюции человека можно даже говорить о том, что сейчас существует врожденная абсолютная нравственность, которая определяет существование относительной нравственности, т.е. той, которая связана с конкретной оценкой поведения человека с точки зрения пользы и вреда, причиняемых как ему самому, так и обществу в целом. По мнению Спенсера, «наилучшее поведение есть то, которое приводит к наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни» [234] , а «конечной нравственной целью является удовольствие, или счастье» [235] .

С точки зрения Спенсера, становление нравственности трудный и долгий процесс, который носит неинтеллектуальный характер. Начиная с первобытного состояния человека вплоть до наших дней, у людей постепенно формируется две группы психологических ассоциаций. Одна группа ассоциаций связывает состояния удовольствия с определёнными действиями, которые их вызывают. Другая группа связывает состояния неудовольствия с соответствующими действиями. Изначально человек совершает те или иные действия, чтобы снова вызвать то состояние удовлетворения, которое сопровождало эти действия раньше. Чувство удовольствия напрямую связано с одобрением окружающих, а чувство неудовольствия с порицанием. Поэтому человека от плохих поступков удерживает «не чувство долга или какая-нибудь определённая доктрина о полезности, но мучительная ассоциация, установившаяся в нём» [236] . Такой опыт со временем подвергается сознательному обобщению и появляется стремление получить сочувственное удовлетворение. А потом, согласно Спенсеру, приходит осознание того, что «должное уважение к другим ведет, в конце концов, к личному благополучию, а невнимательное отношение к другим – к личному горю» [237] . В итоге, гармонизация альтруизма и эгоизма становится отличительным признаком прогрессивного общества.

В настоящее время эволюционный подход к этике развивается в рамках этологии и социобиологии. Создатель науки о поведении животных, которая называется этологией, Нобелевский лауреат К. Лоренц считает, что нравственность и мораль имеют эволюционный характер и не являются привилегией человека. Моралеподобное поведение можно наблюдать уже у высших видов животных. Цель этого поведения состоит в том, чтобы сдержать внутривидовую агрессию, предотвращая ранения и убийства сородичей. У хищных животных механизмы, тормозящие внутривидовую агрессию имеют врождённый характер и существуют наряду с тем арсеналом средств для уничтожения (клыки, длинные и острые когти), которым наградила их природа. Человек произошёл от нехищных животных, поэтому он не имеет подобных механизмов торможения внутривидовой агрессии.

Существует традиция, согласно которой поведение, направленное на благо общества, на сохранение вида имеет нравственный характер, а все, что связано с эгоистическими мотивами и противоречит социальным требованиям, вырастает из «животных» инстинктов. Лоренц предлагает взглянуть на это с другой стороны. Если человек задаст себе категорический вопрос Канта: «Имеет ли норма моего поведения силу естественного закона и не противоречит ли это разуму?», то ответ на него состоит в том, что всё поведение, в том числе и инстинктивное, окажется разумным, если оно служит сохранению вида. Получается, что противоразумным будет такое поведение, которое не способствует сохранению вида. Таким образом, мораль имеет биологическую основу.

Моральные каноны и правила являются ритуализацией переориентированной внутривидовой агрессии, которая составляет основу существования любого живого существа, в том числе и человека. В животном мире взаимодействуют эгоизм и альтруизм. С одной стороны, осуществляется внутривидовая борьба за область обитания, с другой стороны, формируются союзы для выращивания потомства и защиты от врагов. И тот и другой процесс являются необходимым условием для сохранения вида.

Американский социобиолог Эдвард Уилсон (р. 1929) считает, что моральные каноны и правила могут быть поняты только в том случае, если рассматривать деятельность эмоциональных центров, связанных с нравственностью, как проявление биологической адаптации. Уилсон придерживается теории морального плюрализма, согласно которой нельзя применять единую этическую систему ко всем человеческим популяциям, за исключением классов, которые образованы по половозрастным признакам в рамках каждой популяции. У человека на разных стадиях его развития изменяются представления об эгоизме и альтруизме как возможных моделях поведения, что является проявлением действия механизма биологической адаптации. В частности, превосходство эгоизма над альтруизмом у маленьких детей обеспечивает им определённые преимущества. По мере взросления человека соотношение эгоизма и альтруизма меняется в пользу последнего. С точки зрения Уилсона, эволюционно-генетическое изучение морали это тот способ, с помощью которого знание о морали можно привести к строго научной форме.

Религиозная мораль

Религиозная этика существенно отличается от автономной и гетерономной этики как направлений философской этики и не может быть отнесена ни к одной из них. В рамках философской этики важен процесс осознания тех норм и установлений, которые составляют основу морали. Особенно это видно на примере автономной этики. В ней источником морали являются неизменные, изначально данные и существующие до и независимо от человека нормы, которые в обязательном порядке требуют своего осознания. Результатом этого осознания является внутреннее убеждение человека в том, что этим нормам необходимо следовать. В религиозной этике источником морали является Бог. В данном случае человек беспрекословно и не пытаясь осознать, подчиняется тем правилам морали, которые даны ему Богом. Поэтому религиозную мораль нельзя отнести к автономной этике. Религиозная этика также не является разновидностью гетерономной этики. В гетерономной этике тоже важную роль играет момент осознания. Здесь источником морали является природа человека, а моральным поведением является разумное следование своей природе. Согласно религиозной этике человек не в состоянии осознать свою природу и должен полностью положиться на волю Бога.

Полная зависимость человека от Бога раскрывается в учении о свободе воли. Например, в христианстве проблема свободы воли хотя и предполагает различные решения, но в итоге эти решения различным путем приводят к одному выводу: настоящей свободы воли у человека нет.

Согласно Августину, человек вроде бы обладает свободой воли, и наделил ею человека Бог. Наличие свободы воли у человека объясняет существование зла в сотворённом Богом мире. Свобода воли человека заключается в возможности выбора между добром и злом. Обладая этой свободой, первый человек, Адам выбрал зло, совершив грехопадение, и тем самым лишил людей способности к различению добра и зла. Эта способность имеет большое значение для человека, так как, в конце земной жизни человека ожидает Страшный Суд, после которого праведники обретут вечную жизнь в Граде Божием, а не праведники будут лишены такой возможности. Стать праведником и обрести спасение возможно только путём обращения к добру. Но самостоятельно, без помощи Бога человек это сделать не в состоянии. Человек, конечно, обладает свободой воли, но она, как правило, направлена в сторону греха, а для того чтобы устремится к добру, необходима Благодать. Благодать представляет собой силу, посредством которой Бог направляет избранных по праведному пути, определяя тем самым их последующее пребывание в Граде Божием. Причем намеренное стремление человека заслужить милость Бога, совершая благие деяния, не становится достаточным основанием для обретения Благодати. Бог как творец предопределил судьбу мира в целом и судьбу каждого человека в отдельности. Человек является орудием Бога.

Грешит человек вроде бы сам, но склонность к добродетели определяется Богом, и все поступки человека совершаются в соответствии с замыслом последнего. Бог заранее определил избранных и только их наделяет Благодатью. Получается, что свобода воли человека не имеет никакого смысла без вмешательства воли Бога. От человека ничего не зависит, он не знает предопределения Бога. Однако человек может надеяться и стремится к божественной Благодати. Исходя из учения Августина, можно увеличить шансы обретения Благодати, пройдя обряд крещения и признав Священное писание как источник нравственных установлений. У тех, кто принадлежит церкви, больше надежды на спасение, в то время как у еретиков её практически нет. Но и среди принадлежащих церкви не все являются избранными, а только те, которых определил к спасению Бог.

Основатель протестантизма Мартин Лютер (1483 – 1546), в отличие от Августина, полностью отрицает наличие у человека свободной воли. Свобода воли есть только у Бога. Жизнь человека предопределена Богом, и человек не может ничего в ней изменить. Человек совершает добрые дела и грешит по необходимости, основу которой составляет воля Бога. От человека не зависит, спасётся он или нет. Зато это зависит от Бога. Как в такой ситуации возможна надежда на спасение, которое является целью жизни человека? Надежда на спасение возможна, утверждает Лютер. Спасения невозможно достичь посредством принадлежности к церкви, однако его можно обрести посредством горячей, искренней и не рассуждающей веры. Вера, согласно Лютеру, является основой непосредственного, личного общения человека с Богом. Вера помогает познать сущность милости Бога и обрести надежду на спасение. Кто верит, тот уже наделён Благодатью. Вера также помогает принять как должное те нравственные установления, которые содержит Библия.

Не зная то, что предопределено Богом, человек, тем не менее, может по некоторым знакам уловить намерение Бога относительно его избранности. Кроме того, что Бог своей волей направляет человека по пути греха или добродетели, он ещё предопределяет каждого человека к определённому виду деятельности. Долг человека заключается в усердном и добросовестном исполнении своих каждодневных обязанностей. В этом состоит служение человека Богу. Знаком избранности и божественной Благодати является успех в том виде деятельности, которым занимается человек. Причем Лютер подчёркивает момент бескорыстности в деятельности человека, которую он осуществляет, прежде всего, во имя служения Богу и на благо ближним. Сознательное стремление исключительно к материальной выгоде является признаком отсутствия благодати. Тот, кто достиг материального благосостояния, не стремился к нему как к таковому, он добросовестно исполнял волю Бога как свой долг, и поэтому получил воздаяние за свои труды.

Таким образом, Августин и Лютер, по-разному определяя способность человека обладать свободой воли, в результате приходят к схожим выводам. А именно, обладает человек свободой воли или не обладает, в любом случае, окончательное решение зависит не от него, так как он полностью зависит от воли Бога. Человек лишен возможности рационального анализа божественных установлений, он не должен сомневаться, он должен верить и подчиняться. Как ребёнок подчиняется воле родителя лучше знающего, что такое хорошо и что такое плохо. В этом и заключается своеобразие религиозной морали.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит различие между автономной и гетерономной этикой?

2. Какой поступок согласно И. Канту является моральным?

3. Почему с точки зрения Н. Гартмана мораль априорна?

4. В чём различие между отрицательным и положительным эвдемонизмом?

5. Каковы предпосылки и критерии морали с точки зрения сторонников утилитаризма и прагматизма?

6. Каковы критерии добра и зла в этической доктрине Б. Спинозы?

7. Что такое мораль рабов и мораль господ у Ф. Ницше?

8. Какова связь между адаптацией и нормами морали с точки зрения сторонников эволюционной теории морали?

9. Какую роль согласно Лоренцу в формировании морали играет внутривидовая агрессия?

10. В чем состоит специфика религиозной морали?

Вопрос 1. Понятия мораль, нравственность и этика: их соотношение. Натуралистическая и религиозная теории происхождения морали

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
теологическийподход — мораль дарована человеку Богом;
— социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
культурологическийподход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека.

Мораль (от лат. moralitas – традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. Чтобы стало яснее, что такое мораль, обратимся к правилу, которое, как нам достоверно известно из исторических, религиозных и литературных источников, получило распространение во всех относительно развитых культурах и у всех народов. Речь идет о так называемом золотом правиле нравственности. В наиболее известной форме оно гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31). Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом. С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него. Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т.е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся. Понятие «мораль» — это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Понятие «нравственность» — это принципы реального практического поведения: людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение.
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Читайте также:  Какие из утверждений являются верными с точки зрения теории маслоу

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7958 — | 6574 — или читать все.

Реферат: Происхождение и развитие морали

Глава IПонятие морали

§ 1.1 Определение морали

§ 1.2 Мораль в современном обществе

Глава II. Происхождение и развитие морали

§ 2.1 Религиозный подход к морали

§2.2 Натуралистический подход к морали

§2.3 Социальный подход к морали

Добро и зло являются центральными и основополагающими понятиями морального сознания. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали – добродетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.

В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. Чаще же, точнее в подавляющем большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека. Открытым остается вопрос, откуда берется стремление человека содействовать благу других, помогать и заботиться.

§ 1.1 Определение морали

Мораль — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни

В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное – это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит внеморальное – к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно, по крайней мере, знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.

Мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.

§1.2 Мораль в современном обществе

Всякое сильное социальное движение формулирует свое отношение к морали, — отмечают И.Л. Зеленкова и Е. В. Беляева, — и пролетариат XIX века также выработал свой взгляд на вещи. Сам образ жизни рабочего, вытекающий из совместного труда, диктует коллективистскую ориентацию. Здесь отчетливо понимают, что счастье можно обрести только сообща и что нравственность – это соединяющая сила. Пролетарий лишен собственности, равен в этой нищете со всяким себе подобным и потому солидарен с ним. Он не связан с землей, что делает его интернационалистом, а преодоление в морали национального барьера – существенное достижение. И в противовес буржуазному стремлению к покою пролетариат имеет героическую жизненную ориентацию, аналогичную рыцарской. Отсюда – решимость, твердость характера, преданность делу и товарищам.

На эти нравственные принципы оказали влияние и буржуазные стандарты (ибо, как водится, всякий заимствует у предшественников), и эталоны профессиональных революционеров. Однако судьба пролетарской морали оказалась плачевна.

С победой Октября в массовом сознании возникли определенные иллюзии относительно роли морали в обществе. С одной стороны, были нетерпеливые попытки внедрить коллективистскую и вообще «новую» мораль во все слои населения путем «пролетаризации», «взрыва старого быта» и т.п. С другой – фантастическое желание «отменить» мораль вообще как буржуазную выдумку, а заодно этикет, порядочность, любовь и прочее. Эти тенденции быстро продемонстрировали свою нежизнеспособность. Но достаточно долго в идеологии держалось мнение, что мораль исчерпывается политикой, и морально все то, что служит делу социализма. А поскольку социализм есть замечательный строй, при котором все будет делиться для блага человека, то в его целях мы будем делать все только самое хорошее и доброе. Однако на практике эта своеобразная моральная установка выполнена не была. Иногда кажется, что этап с 30-х до 80-х годов был периодом полного беззакония и аморализма. Но общества без нравственности, к счастью, не бывает, в таких ситуациях складывается «двойная» мораль. Одна для социального употребления: то ли псевдореволюционная, то ли личной преданности вождю, то ли моральный кодекс строителя коммунизма. Другая же опирается на индивидуальную совесть. Когда на уровне общественных институтов господствуют извращенные моральные стандарты, то только личность проявляет усилия, направленные на поддержание гуманизма, чувства собственного достоинства. Идет «героическое противостояние», которое не дает умереть совсем.

Современная нравственная ситуация в нашей стране вызывает всеобщие сетования. Упадок нравов и потеря ориентиров распространилась повсеместно. Когда исчезло идеологическое давление, масса людей оказалась не в состоянии решать свои нравственные задачи. Одни в силу полного бескультурья и полудикости; другие – из-за приверженности к «официозной» морали; третьи – потому, что противостоять им уже нечему, а положительной программы нет. Кроме того, общая обстановка нестабильности, когда каждая нация, класс и слой «тянут одеяло» на себя», когда каждый считает себя самым обиженным, а заочно и самым лучшим, трудно предположить, что идея нравственного равенства привлечет многих.

Оздоровить же духовные тенденции предлагают самыми разными способами. Во-первых, необходимо стабилизировать экономику – основу всякого благополучия. Иногда даже считает, что это решит все проблемы – исчезнет большинство пороков, связанных с бедностью и неустроенностью. Отчасти это верно, но следует помнить, что предприимчивость и конкуренция могут стать источником как новых добродетелей, так и новых пороков. Да и нравственное благополучие никогда не сводится к сытости, ибо «не хлебом единым жив человек». Во-вторых, надо преобразовать всю систему воспитания, перейти от догматического «вдалбливания» правил к подготовке людей свободных, имеющих нравственное понятие о долге. На деле, между тем, за нравственное воспитание выдаются морализаторские проповеди. Содержанием воспитания большинство предлагает сделать общечеловеческие ценности как непреходящую основу всякой нравственности. Признание их приоритета над национальными и групповыми интересами объединяет ныне нравы всего мира.

Таким образом, в ХХ веке усиливается общечеловеческое начало в нравственности. Экономика столь интегрирована, в политике мы все так зависим друг от друга, средства коммуникации столь прочно связали все части света между собой, что человечество смогло, наконец, осознать себя единой семьей. А значит, моральная история у нас на всех одна. Никому не заказано внести вклад в общее нравственное движение, никто не может устраниться от него и объявить «новый» путь. Ведь считать себя «избранным народом», отдельно взятой страной» — значит унижать достоинство других, что несовместимо с нравственностью. Поэтому выиграть в плане добра человечество может только целиком.

Что же общее можно найти в различных моральных системах? В первую очередь, одинаково у всех устроено моральное сознание, все мы пользуемся одними и теми же понятиями (добро, честь, долг), эти слова есть в языке любого народа во все времена. Переживание стыда и вины, муки совести и раскаяние одинаково выражены и у славянина, и у азиата. В этом – основа нашего психологического сочувствия друг другу.

Наконец, есть ряд общечеловеческих норм и представлений. Для всех очевидны ценность сострадания, вежливости, великодушия, всегда актуальна забота здоровых, старших и сильных о больных, младших и слабых. Все народы сформулировали заповеди: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги». Содержание их со временем обретает все большее глубокий смысл. Современные представления о достойной человека жизни сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, хотя само по себе расширение социальной свободы не тождественно усовершенствованию нравственному.

Всеобщие законы нравственной жизни исторически преломляются через классовые, национальные, личные воззрения. Различные социальные группы, созидая свои моральные нормы, в свое время становились выразителями интересов человечества. Каждый народ имеет свою психологию, свою судьбу, обогащая этим нравственные представления. Личный опыт делает людей подвижниками, создает «авторскую мораль». Разнообразие моральных систем так же необходимо, как и всяких других. Одна мораль не может «победить» другую, нельзя найти также и «среднюю», приемлемую для всех моральную систему. Нравственные представления сосуществуют, и основа взаимопонимания их – это диалог. В его процессе шлифуется индивидуальное воплощение ценностей, дорогих каждому, совершенствуется гуманизм нравственной позиции.

Коренная гуманизация всего общественного миропорядка в конце ХХ века стала тенденцией. Человек и его жизнь наконец-то объявлены абсолютной ценностью. Перед лицом возможного всеобщего уничтожения жизнь стала считаться безусловным правом человека. Не потому ли постоянно обсуждается вопрос об отмене смертной казни. Не потому ли начинает отвергаться не только убийство, но и всякое насилие как таковое. И если в начале века «непротивление злу насилием» Льва Толстого выглядело едва ли не глупостью, то сейчас, например, движение неприсоединения к военным блокам, охватившее уже более ста государств, является серьёзным фактором мировой политики. Весь мир включился в борьбу с терроризмом, и при этом само собой разумеется, что всякий раз государственными интересами следует поступиться ради жизни заложников. Заповедь «не убий» приобретает глобальный смысл, формируется экологическая этика.

Сфера применения морали расширяется. В этом плане «новое мышление» было связано с применением нравственных критериев в политике. Декларирован такой подход, при котором отвергаются (или хотя бы осуждаются) политически выгодные, но безнравственные решения. Человеколюбивая политика провозглашается и в качестве более целесообразной. Идет речь о справедливом экономическом порядке в мире, т.е. о распространении нравственных представлений на сферу производства и обмена. В целом, если люди и не стали строже соблюдать нормы морали, то они все более остро реагируют на их нарушение.

Наконец, ряд нравственных проблем, специфических для нашего века, обусловлен научно-технической революцией. С одной стороны, совершенствование производства ведет к высвобождению человека от монотонного и отупляющего труда, а, следовательно, к освобождению времени и сил для нравственной жизни. Богатые материальные возможности общества позволяют обеспечить жизнь всякого его члена, проявить практическое сострадание к особенно в нем нуждающимся. Наука позволила избавиться от многих болезней и продлевать жизнь. Развитие средств коммуникации повысило уровень образования, сделало сокровища культуры доступными большинству людей. Возникла иллюзия, что наука – самая главная общественная сила, способная решить любые проблемы, заменить мораль точным расчетом. Однако подобные надежды развеялись чисто практически с созданием атомной бомбы. Актуализировалась проблема моральной ответственности ученых за последствия своих изобретений. Дело не только в последствиях, но и в самой науке. Если свести жизнь человека к познанию мира, то обедняется эмоциональная сфера личности, расцветает прагматизм, когда окружающие люди превращаются в средство для достижения научной цели. Наука, однако, не единственная форма общественного сознания, и в сфере определения ценностей общественного сознания, и в сфере определения ценностей человеческой жизни руководствоваться только ее советами недостаточно.

Материальное производство ныне способно удовлетворить самые прихотливые потребности. При этом производство и потребление образуют замкнутый самодостаточный круг без цели и смысла. Чисто потребительская установка снижает осмысленность человеческой жизни, ее творческую составляющую.

Таким образом, стереотип общества «всеобщего благоденствия» уже осознан Западом как тупик. Человечество ищет новую, достойную самого себя моральную ориентацию.

Глава II . Происхождение и развитие морали

§ 2.1 Религиозный подход к морали

Кант как-то заметил, что “моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже всего чувственно воспринимаемого мира”. Похоже, подобные представления были присущи людям с древнейших времён, когда правила, нормы общения между людьми рассматривались в качестве установления высших существ(духов, позже богов). Последние к тому же поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки. О том, сколько широко было распространено это мнение, свидетельствует то обстоятельство, что его придерживались даже те, религиозность которых порой ставилась под сомнение. Так, древнегреческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) утверждал: «Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь». По его словам, только те люди «любезны богам, которым ненавистна несправедливость». Аналогичные суждения нетрудно обнаружить и у многих других мыслителей античности.

Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде «естественного нравственного закона» (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона.

Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны — и богатый, и бедный, и царь, и президент, и последний холоп. Религиозное учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях

Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра).

Небезынтересно отметить, что идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной.

Много веков спустя (в XVIII в.) французский просветитель Вольтер, резко обличавший католическую церковь, в то же самое время заявлял, что, если Бога не было бы, то его следовало бы выдумать — для того, чтобы обеспечивать выполнение нравственных заповедей: «Я хочу, чтобы мой управляющий, моя жена и моя прислуга верили в Бога. Я думаю, что в этом случае меня будут меньше обкрадывать и обманывать». Даже ярый атеист П. А. Гольбах признавал, что некоторые люди отвергают религию только потому, что она является для них стеснительной уздой, мешает им вольготно предаваться порокам. Но с другой стороны, также с глубокой древности известна и противоположная точка зрения на характер взаимодействия религии и морали.

Надо признать, что характер воздействия религии на нравственную жизнь человека зависит от целого ряда факторов, от содержания самой религии (сравним, например, христианство и религию Древней Греции, боги которой особой моральностью не отличались), от того, какие компоненты религии и в чьих целях используются, от исторической эпохи, культуры народа и т.д.

Сложный, противоречивый характер взаимодействия религии и морали обусловлен и их спецификой, их различиями (хотя иногда пытаются отождествить религию и мораль). В чем они состоят? Прежде всего, в том, что мораль представляет собой путь к добру, высшим нравственным ценностям, к нравственному совершенствованию. А религия есть путь к Богу, скорее почитание Бога. Эти два пути могут совпадать, а могут и не совпадать. Вряд ли верующий будет осуждать Авраама за то, что он готов был принести в жертву своего сына. С точки зрения морали, этот поступок совершенно недопустим. Хотя ангел в последнее мгновение остановил убийство Исаака, и все же намерение у Авраама убить сына было несомненно. Во имя спасения души грешника их сжигали на кострах инквизиции. Этика или добрые дела, а принятие Бога как жизни или сатаны как смерти. В религиозном учении имеются специфические понятия, которые отсутствуют в моральном сознании. Именно: рай и ад, грех (как нарушение заповеди Бога), покаяние пред Богом, искупление вины пред Богом и др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства — любовь к Богу, страх пред Богом, пред муками ада. Религия включает в себя культ (молитва, таинства, обряды), которые вызывают особые нравственные переживания. Наконец, религия имеет свою часто весьма развитую организацию. Мораль же, считается, не имеет своих институтов, а опирается лишь на совесть и на общественное мнение.

Но между религией и моралью имеются не только различия, но и определенное сходство. Это выражается, прежде всего в том, что религии, особенно современные, буквально пропитаны нравственной проблематикой, понятиями морального сознания (долг, стыд, совесть, справедливость, вина и т.д.). К сожалению, лишь немногие религиозные проповедники отмечают тот факт, что религия не может существовать без морали. Впрочем, еще В. Соловьев писал, что «можно с одинаковым правом говорить, что нравственность основывается на религии и что религия основывается на нравственности. Ведь нравственные нормы, вытекающие из чувства стыда, жалости, благочестия суть безусловные выражения самого добра. История знает религии и религиозные учреждения бесстыдные, бесчеловечные и тем самым нечестивые.

Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что не только религиозная, но и нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае — вера в Бога, во втором — вера в торжество добра, справедливости и т.д. Кроме того, и в морали, и в религии значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера. Без глубокого чувства невозможна полноценная религиозная жизнь. Точно так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных переживаний.

Сближает мораль и религию явное стремление к устойчивости своих исходных постулатов (консерватизм), а также назидательность: верь в Бога! — вещает священнослужитель; будь справедливым, честным!

Отправной точкой и религиозного и морального сознания является отдельная человеческая личность. В. Соловьев писал, что религия охраняет безусловное достоинство каждой человеческой личности (как образа божьего). То же самое можно сказать и о морали.

Словом, и мораль, и религия принадлежат к миру ценностей, к тому миру, в котором действует не только и не столько разум, сколько чувства, вера, склонности и привязанности, не сухие «канцелярские» понятия, а образы.

Таким образом, между религией и моралью имеются не только различия, но и немало сходства. Более того, по мере исторического развития религиозное сознание еще больше «отягощается» нравственной проблематикой.

§2.2 Натуралистический подход к морали

Другой подход к вопросу о происхождении морали состоит в том, что она рассматривается как выражение и развитие природных тенденций, как выражение на более высоком уровне тех же самых закономерностей, которые складываются в процессе эволюции в животном мире. Согласно такой, натуралистической точке зрения, мораль иными средствами (социальными, культурными) решает те же задачи, которые решаются благодаря биологическим механизмам на более низких ступенях развития жизни. Продолжение рода, забота о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность, – все эти черты широко встречаются в мире животных, в особенности высших и «общественных» (то есть живущих в стаде, стае).

Эта точка зрения легко встречает сочувствие и понимание среди ученых-естественников и естественнонаучно сориентированных обществоведов, а также в среде образованных людей. Хотя философы и утверждают, что моральные суждения и решения опосредствованы разумом, сознанием, чувством ответственности, – в индивидуальном опыте мораль дана как бы непосредственно, она не требует размышлений, специальных решений, она как будто известна с самого начала, почти от рождения; она кажется лишь дремлющей в человеке и пробуждающейся в нужный момент.

Что питает эти представления? Отметим два момента. Первое: сколько бы ни говорили о роли воспитании в формировании личности, процесс нравственного развития личности остается неуловимым и, скорее, даже противоречащим тем усилиям, которые предпринимаются с целью воспитания, и, по крайней мере во многом независимым от них. Второе: в поведении животных, особенно домашних, диких, живущих в сообществах, наблюдается множество явлений и устойчивых зависимостей, которые легче всего «объясняются» с моральной точки зрения – как действия, как поведение, обусловленные совместной жизнью, направленные на поддержание этой совместности.

Эволюционный подход в этике сформулировал английский философ Герберт Спенсер. Но основные идеи этого подхода были высказаны английским ученым-биологом Чарльзом Дарвином, специально посвятившим проблемам морали и ее возникновения две главы своего фундаментального труда «Происхождение человека». В них положение о природных, биологических предпосылках морали действительно вытекает из эволюционной теории, базирующейся на обширнейшем эмпирическом материале. Основные идеи Дарвина относительно условий развития и существования морали:

1. Общество существует благодаря социальным инстинктам, которые животное и человек удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним. Дарвин замечает, что услуги у животных никогда не распространяются на всех особей своего вида и ограничиваются только членами одной общины.

2. Социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; поэтому не только инстинкты, но и возникающие на их основе образы всех прошлых действий и выполняют, если так можно сказать, контролирующую роль, побуждая человека к поступкам, направленным на поддержание совместной (общественной) жизни, и препятствуя доминированию каких-либо иных инстинктов над социальными.

3. У человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения (требования общины); но и здесь одобрение и неодобрение определенных поступков покоится на симпатиях, непосредственно обусловленных общественным инстинктом.

4. Привычка играет важную роль у каждой особи; социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

В этих четырех положениях Дарвин сформулировал существенные постулаты биологического подхода к объяснению предпосылок и происхождения морали:

а) природная основа,

б) высокое, по сравнению с животными, развитие психики и интеллектуальных функций,

в) способность к членораздельной и развитой речи,

г) подкрепительная роль социальных механизмов (к которым следует отнести и способности к обучению и воспроизведению).

В видоизмененной форме современные биологические теории морали, основанные на достижениях этологии (науки о поведении животных) и эволюционной генетики, принимают все эти постулаты.

Идея, объединяющие все этик теории, несмотря на различие применяемых конкретных теоретических моделей, заключается в том, что человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности, на альтруизм.

Альтруизм — это такое индивидуальное поведение, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы, при том, что соответствующие шансы индивида могут уменьшиться.

Речь идет о приспособленности не группы вообще, но группы родичей. Иными словами необходимо различать, как настаивают многие эволюционисты и этологи, групповой отбор и отбор родичей. Таким образом, в ходе эволюции происходит отбор на альтруистичность: выживают те группы, у индивидов которых появляется и закрепляется генетическая структура, определяющая альтруистическое – помогающее, самоотверженное, жертвенное – поведение.

Однако концепция совокупной приспособленности не решает всех вопросов. К примеру, особь, обладающая «геном альтруизма», жертвует собой, обеспечивая приспособленность своих родичей, в большей или меньшей степени обладающих этим геном; однако это не исключает возможности того, что в данной группе есть особи, которые будут пользоваться «альтруистами», обеспечивая себе лучшие возможности для выживания и размножения, а носители «альтруистического гена», таким образом, оказываются подверженными большему риску.

Многочисленные данные конкретных дисциплин, изучающих человека, подтверждают, что человека нельзя понять вне его природы, вне его биологических характеристик. Значимость результатов научных поисков в русле эволюционной генетики и этологии заключается в том, что они позволяют увидеть много общего в поведении животных и человека и, следовательно, по-новому взглянуть на специфику человеческой социальности. Человек – с момента своего рождения является носителем специфически человеческой биологии, он биологически подготовлен к усвоению культурно-исторических достижений общества. Причем проблема не исчерпывается тем, что природа «очеловечивается», «социализуется», наполняется общественным и культурным содержанием; само это содержание, как показывают биологи, вытекает из длительного процесса эволюционного развития.

§2.3 Социальный подход к морали

Еще один взгляд на природу и источник морали заключается в том, что мораль представляет собой исключительный социальный (социально-культурный) феномен, возникающий в процессе общественного развития как средство удовлетворения определенных потребностей общества. Такой подход к морали можно условно назвать социологическим .

С этой точки зрения, возникновение морали исторически было предопределено и опосредствовано разложением первобытной общины в процессе обособления хозяйственной жизни, социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов. Впрочем, есть и другая точка зрения, согласно которой мораль возникает в недрах первобытной и даже раннепервобытной общины. Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе и принятии решения (а такие способы регуляции поведения формируются относительно поздно, в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Однако рассматривая возникновение морали как этап становления человека и человеческого общества, важно уяснить себе, каким потребностям или целям общества и человека отвечает мораль. Понятно, что ее возникновение было следствием неэффективности существовавших механизмов регуляции отношений и разрешения конфликтов. Но необходимо понять, что лежит в основе этой новации, сохраняется ли преемственность регулятивов, а если нет, то чем опосредствован переход от старых к новым.

В эпоху разложения родового строя и возникновения государственности («строя цивилизации», «классового общества») жизнь социума и индивида меняется по целому ряду параметров. Происходит социальная дифференциация первобытной общины, постепенное разделение труда, индивидуализация общественного бытия человека и т.д. При доминировании экономического подхода к пониманию общества и человека в качестве основы всех изменений рассматривается разделение труда. Выделяя разные моменты в процессе перехода от родового общества к «строю цивилизации», разные авторы по существу предполагают и различные образы морали: при акценте на социальной дифференциации и возникновении классов мораль сближается с политической идеологией, при подчеркивании формирования городов (которые на заре античной цивилизации как правило были городами-государствами, полисами) мораль сближается с правом. Можно допустить и такую точку зрения, согласно которой эта переломная эпоха будет рассмотрена под углом зрения изменений в характере религиозного культа, а именно, трансформации некоторых родовых культов в культы государственные с очевидными последующими привилегиями для соответствующих культов. Тогда мораль сближается с религией и в этом сближении тоже есть свой рациональный смысл.

В истории зарождения цивилизации имели место и социальная дифференциация, и формирование городов как социально-экономических и политических центров, и постепенный процесс универсализации культов, вылившийся в возникновение мировых религий. С этической точки зрения, в этом многослойном процессе перехода от одного типа общества к другому важно выделить определяющий фактор в формировании морали. Ведь это эпоха возникновения не только морали, но и других, можно сказать, всех основных институтов общества.

Ключевым для понимания морали является именно разложение рода и изменение (в сторону расширения) масштабов социального бытия человека. Именно разложение родового общества само по себе, выразившееся в снижении значения кровнородственных и приравнивавшихся к ним уз как фактора общественной жизни, стало определяющим условием возникновения того, что мы называем моралью.

Социализация, переход от естественно сложившихся связей к социально формируемым, целесоответствующим связям, который был обусловлен изменением, усложнением условий жизнедеятельности сообщества первобытного сообщества, вела к его разложению. В процессе решения новых, встающих перед сообществом задач происходит его дифференциация и иерархизация.

На уровне рода и фратрии это изменение характера связей выразилось и в том, что членами этих общностей могли становится чужаки, пришлые, кровно не связанные с родом люди. Специальный закон, допускающий это, был принят в Афинах в VI в. до н.э., но, очевидно, закон лишь закрепил уже давно существовавшую практику. Глубоко закономерно, что к этому же времени исследователи относят появление в виде наставлений заповедей, которые последующей этической и философской мыслью были восприняты как основополагающие императивы морали, выражавшие ее существенное, универсальное и абсолютное содержание. Речь идет о золотом правиле и заповеди любви.

Анализ этих формул показывает, что они возникают не просто как следствие разложения традиционных общественных связей, но как компенсация этого разложения. В целом то же можно сказать и о морали: в своей основе она имеет систему ценностей и социальных механизмов, отвечающих тем потребностям индивида, которые в первобытную эпоху удовлетворялись благодаря родовым связям. Эти нравственные формулы без сомнения были обращены к полноправному члену родовой организации и определяли его отношение к новому чужеродственному члену общины.

Необходимо отметить, что уже в эпоху раннеродового общества сложились нормы, регулирующие отношения между чужими, между неродичами. Таков опыт отношений между различными фратриями, между представителями различных племен и союзов (лиг). Законы Моисея как раз и были даны для регуляции отношений между обособленными родами, имущественная общность у которых полностью упразднена и, наоборот, четко зафиксировано различие между моим и твоим. В какой-то момент странствований по Палестине Авраам говорит своему племяннику Лоту: «Да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами твоими и пастухами моими, ибо мы ведь родственники. Не вся ли земля перед тобою? Отделись же от меня» (Быт. 13:8–9). Эти слова отражают обычное для родового общества явление разделения рода при избыточной его численности и при возможности освоения новых пастбищ или пахотной земли. Но они указывают и на осознававшуюся необходимость законного различения между нашим и чужим, согласно которому запрет на вторжение в жизнь других подкреплялся заповедями: не убий, не укради, не прелюбодействуй, которые и предполагали уничтожение права всех на все. Характерно, что золотое правило изначально вырабатывается в отношениях между группами – родами, затем племенами, и лишь в период дифференциации общества и трансформации родов в семьи оно переносится и на отношения между индивидами.

В условиях фиксированной обособленности между чужими их отношения регулировались особыми обычаями, а именно: обменом дарами и гостеприимством.

Задумаемся: какой смысл говорить о зарождении морали в процессе разложения структур родового общества и одновременно связывать ее с такими идеями, которые даже не будучи осознанными, органично вплетались в качестве стереотипов обычного поведения в ткань жизни родоплеменной общины? Или, другими словами, почему поведенческие нормы, которые в архаическом обществе воспроизводились силой естественной необходимости, с возникновением цивилизации оказываются предметом специальной регламентации, более того, ритуализируются освящаются религией?

Дело в том, что для общины сплоченность, взаимоподдержка, коллективизм, равенство – это не вопрос доброй воли или воспитанного характера, а вопрос ее жизни и смерти, это вопрос общинного «производства» и воспроизводства. С обособлением индивида, с расщеплением его интересов, с вытеснением родственных отношений на периферию общественной жизни, образуются два плана человеческой жизни – частный, в кругу семьи или для себя, и общественный, публичный, в кругу соратников, партнеров, для надличной организации. При доминировании обособленных интересов и с позиций обособленного интереса, сплоченность и взаимоподдержка как будто оказываются лишними, если не вредными. Однако в том или другом виде эти поведенческие формы необходимы в любом обществе не только для решения общественных задач, но и для удовлетворения собственно индивидуальных потребностей личности быть включенной в разного рода общности. Вот здесь и возникают специфические духовные образования, которые способствуют единству и сплоченности людей, хотя бы начиная с признания, что в социальной реальности нет сплоченности и единства, и их отсутствие осложняет, если не отравляет жизнь людей.

Итак, мораль возникает в процессе разложения родового общества и взаимообособления людей внутри общины. Эти установления были призваны компенсировать утрату роли изначальных родовых уз и одновременно восстановить и установить в условиях такую общность между людьми, которая бы не зависела от экономических, социальных, политических и других преходящих факторов. В отличие от родового общества, общность, единство между людьми (независимо от их социальных ролей) не порождались самим порядком вещей нового общества; потребность в единении осознается как таковая именно потому, что единства уже нет, и отсутствие единства переживается как неполнота, как несовершенство общественных связей. Поэтому идея единства, как бы они ни осознавалась и ни формулировалась, изначально оказывается противоположной социальному порядку.

Принимая во внимание эти условия формирования морали, можно понять, какую важную функцию выполняют представления о добре и зле как центральные этические и моральные понятия. Они указывают на то, что в жизни есть что-то ценное помимо приятного и полезного. Это – симпатия, солидарность, родство душ, забота, любовь. Именно через них и осуществляется единение человека с другими людьми. Однако этим не исчерпывается мораль и к этому не сводится все содержание добра. Идеалом единения утверждается еще и верность человека самому себе и в этом смысле единство с самим собой. Симпатия, солидарность или любовь оказываются действительным благом, когда они соединяют цельные души и искренние натуры. Идеалом единения утверждается и преданность человека самому этому идеалу как высшему стандарту. Симпатия, солидарность или любовь действительно оказываются благом, когда человек, влекомый этими чувствами, стремится воплотить их в совершенных отношениях с другим человеком.

Это качество существования человека в мире дается с трудом и никогда не дается раз и навсегда. Каждый человек, в той мере, в какой он признает для себя высший критерий совершенства и принимает его в качестве практического принципа, должен утверждать это качество своей жизни в каждом своем решении и в каждом своем поступке. Только так и осуществляется добро – в противостоянии злу.

1. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФРАН, 1995. С. 32–97.

2. Дробницкий О.Г. Понятие морали. С. 143–165;

3. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика

4. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека)

5. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум. – 2- изд., испр. и доп. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс»

Название: Происхождение и развитие морали
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат Добавлен 06:14:00 20 января 2011 Похожие работы
Просмотров: 4801 Комментариев: 8 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать
Читайте также:  Брачное состояние с точки зрения социологии это
Источники:
  • http://studbooks.net/600955/etika_i_estetika/naturalisticheskiy_podhod_morali
  • http://soociety.ru/egje-2018-po-obshhestvoznaniju/tema-8-moral-nravstvennaja-kultura.html
  • http://cyberpedia.su/14x10655.html
  • http://studopedia.ru/7_98154_vopros--ponyatiya-moral-nravstvennost-i-etika-ih-sootnoshenie-naturalisticheskaya-i-religioznaya-teorii-proishozhdeniya-morali.html
  • http://www.bestreferat.ru/referat-199674.html