Меню Рубрики

С точки зрения монтеня бог это

История философии. Тест 12

1. С точки зрения Монтеня, бог — это
строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей
идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества
непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей
некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека

2. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой
изолированный шар в лоне абсолюта
бесконечно расширяющийся шар, центр которого — Земля
бесконечный шар с центром везде и нигде
бесконечный шар без центра

3. Для Парацелъса главной и универсальной наукой была
медицина
философия
астрономия
алхимия

4. В философской системе Телезио все вещи
материальны, но сама материя пассивна
материальны, и материя активна
нематериальны, но кажутся материальными и подвижными
нематериальны, но мы их в своем воображении воспроизводим как материальные

5. Франческо Патрици, развивая итальянскую линию философии природы, в своих «Перипатетических исследованиях»
переосмыслил основы оригинального учения Аристотеля
преодолевал средневековый схоластический аристотелизм
защищал основные идеи Платона
поддерживал учение неоплатоников

6. По мысли Джордано Бруно, «оно само является …бесконечным, неподвижным, субстратным, …жизнью, ду­шой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него
божественное
единое
материальное
духовное

7. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль
космос — одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог)
бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом
космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом)
космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры

8. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у
киников
эпикурейцев
стоиков
скептиков

9. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как
божественную волю, реализуемую через поступки людей
своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки
автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии
систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства

10. В философии политики Жана Бодена (1530-1596) государство рассматривается как
гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом
форма осуществления власти церкви над обществом
власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики
политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган

11. Термин «утопия» означает буквально
удаленный остров
идеальное государство
несуществующее место
великая мечта

12. Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи
Сократа
Платона
Аристотеля
Мора

13. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки — это
развитие человеческого духа и знаний о мире
достижение славы и власти
общественная польза и улучшение жизни людей
окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины

14. По Ф. Бэкону, эмпирия — это
опыт, опирающийся на эксперимент
изолированное чувственное восприятие
форма, присущая самой вещи
мыслительный образ вещи, отраженный в сознании

15. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это
анализ
синтез
дедукция
индукция

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592)

Мишель Монтень не был профессиональным ученым, философом или богословом, но в процессе своей деятельности (был мэром города Бордо), он обратился к проблеме человека, поставив в центр внимания анализ его личности.

«Опыты». Главное произведение, книгу своей жизни – «Опыты» – Монтень начал писать в начале 70-х годов, удалившись от дел и уединившись в башне родового замка. После первого издания книги в 1580г. он продолжал работать над ней всю жизнь.

В своей книге философ продолжает традиции гуманизма, когда главной проблемой является человек, поднятый на пьедестал наукой и культурой эпохи Возрождения. Но здесь он рассматривается не как центральное звено космической иерархии, а как живое природное существо со своими достоинствами и недостатками. Монтень особенно исследует внутренний мир человека вплоть до анализа собственной личности – в этом и заключается смысл его философской системы. Он рассуждает о человеческой жизни и ее смысле, о смерти и ее неизбежности, о трусости и мужестве, о труде и праздности, о правдивости и лжи, о счастье и несчастье, о богатстве и умеренности, о совести и бесчестии. Кроме того, по жанру книга Монтеня противостоит официальной учености того времени: написана не на латыни, а на французском языке, а значит предназначена широкому кругу читателей.

Критика прежней философии и теологии. В своем философском произведении Монтень выступает против «общепринятой» схоластической философии, которая доходит до уровня пустых словопрений, и потому является, по его мнению, бессмысленной и бессодержательной. Причина такой ситуации – власть привычки, традиции, авторитета, и это приводит к тому, что «люди идут одной дорогой…, изучение наук ведется по распоряжению властей, все школы на одно лицо и придерживаются одинакового способа воспитания и образования». Подлинные же истоки разумного философствования можно найти, считал он, лишь в свободе мнений, господствовавших в античности, когда человек сам мог выбирать между различными подходами и школами.

Главный порок схоластики – власть философского авторитета, поэтому Монтень отвергает даже культ Платона и Аристотеля (но не сами их учения), выступая за исторически конкретный подход к оценке мыслителей. Сейчас же, – пишет он, – «Платону приписывают и у него находят все новейшие взгляды, какие только существуют на свете, его противопоставляют ему самому». Подлинная философия, – утверждает автор «Опытов», – в отличие от схоластической, требует свободного и непредвзятого отношения к учениям прошлого.

В учении о человеке Монтень критикует теологический подход, согласно которому человек – венец творения. С точки зрения схоластики, он – бессилен и ничтожен, и будучи греховен, нуждается в божественном искуплении для достижения вечного спасения. Также автор «Опытов» подвергает критике позицию, когда человек является центром мироздания, главным звеном космической иерархии.

Этой критикой Монтень не принижает человеческого достоинства. Он отказывается видеть в человеке объект божественного промысла и призывает понять, что человек – часть природы, ее порождение. И потому истинное достоинство человека – не в возвышении его от природного до божественного состояния, а в осознании себя частицей величественной, вечной и постоянно изменчивой природы. Человек подчинен «общим законам» природы, и свобода его может осуществиться лишь в том, чтобы признавая законы природы, действовать согласно понятой естественной и неизбежной необходимости, а не «случайной и безрассудной свободе».

Такой подход ведет к пересмотру всей картины мира, к новому пониманию бога: по мнению Монтеня нельзя не только обожествлять человека, но и очеловечивать бога, то есть приписывать ему человеческие черты. Не выступая явно против религии, так как, по его мнению, это данность, с которой нужно считаться, философ направляет свою критику на ортодоксальное католическое богословие. По его мнению, бог не имеет никакого отношения к делам и поступкам людей, а божественный промысел существует лишь в виде самого общего природного закона. Поэтому Монтень слова «бесконечное могущество бога» часто заменяет словами «бесконечное могущество природы», как бы уточняя формулировку своей позиции.

Считая, что религия является обычаем страны, общественной традицией, Монтень особенно подчеркивает нравственный смысл христианских идей и пишет, что действительным признаком истинной веры может быть христианская добродетель, нравственное учение христианства.

Проблемы познания в философии Монтеня

В теории познания Монтень отводит центральное место принципу скептицизма и сомнения, возрождая философскую традицию рассмотрения сомнения как одной из предпосылок достижения истинного знания. Подвергнув критике схоластику и теологию за забвение этого принципа, Монтень считает, что «новая философия» должна быть основана на скептицизме – то есть на стремлении все проверить, все подвергнуть самостоятельной оценке разума, не доверяясь никаким догмам и общепринятым положениям. И чем более традиционны эти положения, тем больше они нуждаются в проверке, так как раньше в них никто не сомневался.

Обоснованию скептицизма у Монтеня посвящена специальная XII глава 2-ой книги «Опытов», которая называется «Апология Раймонда Себона». Этот испанский теолог XV века пытался обосновать истины католической веры естественным, рациональным путем, а не доводами Священного писания. Монтень приходит к выводу, что своей цели он не мог достигнуть, так как разум не может дать нам убедительные и неоспоримые доказательства истин веры, но иного пути познания, кроме деятельности разума, у нас нет. Философ утверждает, что не существует также сверхразумных или внеразумных (интуиция, сон, религиозный, мистический экстаз) доказательств божественных истин, так как и они в конечном счете связаны с человеческим разумом. А иного орудия познания у человека нет.

Монтень задается вопросом, как же разум, признанный непригодным в качестве орудия познания бога, окажется состоятельным в процессе познания мира? Пытаясь ответить на него, автор «Опытов» предлагает использовать скептицизм для проверки всех человеческих знаний, и утверждает, что разум должен подвергнуть анализу сам себя. В этом суть знаменитого сомнения Монтеня, направленного на достижение достоверности наших знаний о мире.

Сомнению подвергается прежде всего знание существующее, наличное, именно оно подлежит контролю разума. Это связано с тем, что общепринятое знание никогда не проверяют, «никогда не добираются до основания, где коренится ошибка или слабое место», а «уверенность в несомненности есть вернейший показатель неразумия и крайней недостоверности».

Сомнение в изначальной достоверности знания есть изначальное «незнание», которое устанавливает ограниченность знаний о мире до тех пор, пока они не прошли строгой критической проверки разума. Это говорит о том, что в наших повседневных знаниях существует много предрассудков и непроверенных положений, к которым и необходимо относиться с сомнением. Незнание есть, таким образом, не отказ от разумного познания, а его предпосылка: только признав свое незнание, мы можем что-то познать, отбросив предвзятые и принятые на веру представления.

В то же время незнание у Монтеня есть также итог познания мира, который нельзя воспринимать как данность и как совершенный конечный результат. Он пишет: «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом незнание». Констатируя ограниченность, несовершенство нашего знания на каждом конкретном этапе познания, Монтень приходит к выводу, что познание – это процесс, а процесс познания бесконечен.

Взгляды Монтеня на процесс познания

Обращаясь к процессу познания, Монтень говорит, что всякое знание начинается с ощущений, с показаний органов чувств, но это лишь предпосылка знания. При этом мы не всегда можем установить точность этих показаний: они могут противоречить друг другу, зависеть от физического состояния, сна или бодрствования, здоровья или болезни; кроме того, постоянно изменчив и объект познания. Философ отмечает: «Поэтому нельзя установить ничего достоверного ни в одном предмете на основании другого, поскольку и оценивающий, и то, что оценивается, находятся в непрерывном изменении и движении».

Монтень задается вопросом «Что я знаю?» и приходит к выводу, что не может быть совершенного, абсолютного, полного знания, оно в каждый данный момент относительно. Но это вовсе не должно вести к религиозному смирению или отказу от познания мира. Тем самым философ подчеркивает существование трудностей в процессе познания и необходимость приложения усилий в достижении знания.

Говоря об относительности знания, в качестве примеров Монтень приводит представления о геоцентрической системе мира, которые перевернуты открытием Коперника, и эволюцию представлений о Земле в связи с великими географическими открытиями. Исходя из этого, Монтень убежден, «что то, чего не удалось достичь одному, удастся другому, что то, что осталось неизвестным одному веку, разъяснится в следующем».

Таким образом, по мнению Монтеня, познание представляет собой не готовый результат, а непрерывный процесс, и истина всегда носит относительный характер.

Этика Монтеня

Рассматривая этику как учение о разумной, добродетельной жизни, Монтень предлагает новый гуманистический нравственный идеал, противопоставляя его религиозному, схоластическому, основанному на обычаях и традициях. Целью всякой истинной философии является, по его мнению, добродетель, и она должна быть «прекрасной, торжествующей, любвеобильной, кроткой, но вместе с тем и мужественной, питающей непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету».

В своем учении о нравственности Монтень исходит из единства души и тела, физической и духовной природы человека, что означает счастье человека как целого. Считая, «что бессмертие души обещают нам только бог и религия, ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом», философ убежден, что человек не должен уповать на загробную жизнь, а проявлять свою нравственность, разумное поведение в отведенное человеку короткое время в земной жизни. Человек должен принимать жизнь во всей ее сложности, достойно переносить страдания духа и тела, мужественно исполнять свое земное предназначение, и образцом такого нравственного поведения для него служит жизнь крестьян. Эта позиция Монтеня особенно восхищала Льва Толстого, и «Опыты» были одной из его любимых книг.

Таким образом, главное в этике Монтеня – признание самодостаточности человеческой жизни, прожитой достойно, соединяющей в себе интересы самой личности и других людей, а ее цель и смысл – в самой жизни.

Значение философии Монтеня:

— продолжая традицию античности, рассматривает ряд теоретико-познавательных проблем и подчеркивает важность принципа гносеологического скептицизма и сомнения;

— подчеркивает значимость проблем нравственности, утверждая, что человек должен стремиться к счастью и прожить достойно земную жизнь;

— акцентирует внимание на анализе внутреннего мира личности, подчеркивая его природное, а не божественное происхождение;

— утверждает, что процесс познания должен служить как достижению достоверного знания, так и формированию нравственности человека.

материалы по истории свободомыслия 1 / 07 ренессанс / Монтень

Однако сам Монтень не был столь последовательным скептиком, как пирроники. Его скептические аргументы в основном были направлены против религиозного фанатизма. Как язвительно выражался Монтень, поджаривать человека ради следования некоторым положениям значит придавать им слишком большое значение. Самая большая ценность для Монтеня, конечно же, человек; никакие догматы и положения не могут по своей ценности сравниться с человеческой жизнью. Именно поэтому он и пишет «Апологию», поэтому и распространяет идеи скептиков.

Сомнения Монтеня направлены против общепризнанного, против традиций — т.е. того, что давно уже следовало изжить, преодолеть, что существует не потому, что является истиной, а потому, что люди привыкли в это верить, привыкли не сомневаться. Для того чтобы человек познал истину, необходимо сомнение во всем. Именно самоуверенность порождает все человеческие пороки. Чтобы прийти к истинному знанию, необходимо для начала убедиться в том, что человек ничего не знает.

Именно для этого и используются скептические аргументы. Начиная с того момента, когда человек очистит себя от различных предрассудков, и начинается истинное познание. Поэтому скептицизм для Монтеня — не цель, не конец, а начало истинного философствования. Скептицизм есть средство очищения нас от различных предрассудков, в том числе философских и религиозных.

Но скептицизм есть не только начало познания, но и его результат, потому что чем больше человек познает, тем больше он убеждается в слабости своего знания, недостаточности своих познаний. Поэтому, не отвергая знания вообще, Монтень утверждает относительность знания: человек кое-что знает, но абсолютного знания у него быть не может. Процесс познания, по Монтеню, бесконечен. Знания начинаются от ощущений, но ощущения сами по себе текучи, как показывают тропы Энесидема, да и сам мир текуч, поэтому знание о мире хотя и возможно, но недостоверно.

Антирелигиозная направленность у Монтеня (антирелигиозная — т.е. антисхоластическая) соседствует с антиантропоцентристской позицией, утверждающей, что все, что существует в мире, существует для человека. Монтень же указывает, что человек есть часть природы — разумная, нравственная, но всего лишь часть. Поэтому человек должен признать тот неумолимый факт, что он живет по законам природы и, действуя согласно этим законам, может обрести свободу. Здесь явно повторяется стоический тезис, что свобода есть действие в согласии с необходимым, неумолимым законом природы.

Мишель Монтень возражает и против антропоморфного понимания Бога. Если о Боге и можно говорить, то только как о существе, безмерно превосходящем любые описания. Нельзя говорить о Боге как о человеке, наделяя Его такими категориями, как разум, воля, любовь и т.д. Бог находится выше всего, поэтому Он настолько выше мира, что отношение к нему у Него, как к весьма далекому предмету. Бог ничего не выделяет в этом мире, для Него все одинаково — и человек, и лист на дереве. Человек не должен кичиться своим положением, потому что для Бога все равны. Каждая часть природы для Бога одинакова, и управляет Он всем одинаково.

Читайте также:  Осветитель таблиц для исследования остроты зрения производитель

Разные религии потому и существуют, что они по-разному представляют далекого и непознаваемого Бога. В каждой религии, по мысли Монтеня, есть часть истинной религии, и христианство не должно претендовать на то, что оно есть религия истинная. Он доказывает это тем, что некоторые христиане по своим моральным качествам гораздо хуже, чем многие атеисты и язычники.

Принадлежность человека к той или иной религии определяется, по Монтеню, его национальностью. «Мы католики в такой же мере, как мы французы», — пишет он. Поэтому нравственность нужно строить не на религиозных, а на природных основаниях. Основы нравственности заложены в самой природе, а поскольку природа ничего не говорит нам о бессмертии нашей души, то душа не бессмертна и умирает вместе с телом.

Но это не разрушает нравственность, и Монтень, как задолго до него Пьетро Помпонацци и некоторые аверроисты, повторяет тезис о том, что отсутствие веры в бессмертие души и надежды на загробное воздаяние не устраняют, а вносят истинную нравственность. Не веря в загробное воздаяние, человек лишается эгоистических основ своей жизни и живет по истинно нравственным законам. Эти нравственные законы устанавливаются природой; познавая их, человек живет нравственной жизнью.

Этика Монтеня перекликается с этикой эпикурейской, согласно которой человек, с одной стороны, должен прожить незаметно, довольствуясь благами, которые дает ему природа и не выдумывая излишних роскошеств (Монтень понимает Эпикура в аутентичном его смысле), а с другой — смысл и цель человеческий жизни состоят в стремлении к счастью. Поэтому и этика Монтеня жизнерадостна в эпикурейском смысле слова. Цель жизни может состоять только в самой жизни.

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкемде (28 февраля 1533, замок Монтень в Перигоре, Франция — 13 сентября 1592, там же) — французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, получившей “дворянство мантии” в конце 15 в. Окончил Коллеж в Бордо (1546). В 1558—71 — советник бордоского парламента (судебного учреждения), в 1581—85 — мэр Бордо. В 1588 — депутат Генеральных штатов, на короткое время был заключен в Бастилию, освобожден благодаря Екатерине Медичи; друг Генриха IV. Как общественный деятель Монтень выступал за примирение различных политических сил, сильную центральную власть, единство нации и целостность государства, прекращение гражданских войн, свободу вероисповедания (осудил Варфоломеевскую ночь и преследование гугенотов).

Главным делом своей жизни Монтень считал написание “Опытов” (“Les Essais”, кн.1—2,1580; рус. пер. 1954—60), над которыми работал до самой смерти и выпустил при жизни еще три издания (1582,1587,1588; последние два — в трех книгах). Владея виртуозной техникой интроспекции, Монтень — через описание самого себя — воссоздал в “Опытах” обобщенный образ философствующего аристократа эпохи Возрождения — мыслителя-скептика, гуманиста, моралиста и вольнодумца.

Провозгласив, что “философствовать — значит сомневаться” (здесь и далее цит. по изд.: Опыты в трех книгах, кн. 2. M., 1980, с. 307), Монтень выступает с критикой схоластики, всякой отвлеченной философии, догматической теологии, притязаний разума на “всеведение”. Однако этот критический скептицизм не мешает ему придерживаться четких позиций натурализма, эмпиризма и эпикуреизма. В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность: вместо “неподкупного разума” человек имеет “инструмент из свинца и воска, который можно удлинять, сгибать и приспособлять ко всем размерам” и благодаря которому легко составить “сто мнений об одном и том же предмете”

Смелый критик исторического христианства с его религиозным фанатизмом, обличитель эмпирических нравов, бытующих в Церкви, Монтень обвиняет современных ему христиан в религиозном нечестии и сетует на то, что “божественное и небесное учение” находится в “столь порочных руках” (кн. 2, с. 383). В 1676 Церковь внесла “Опыты” в Индекс запрещенных книг. Все последующие вольнодумцы опирались на Монтеня в их оппозиции религии и Церкви. Вместе с тем атеизм Монтень считал “чудовищным и противоестественным учением”, обличал “безумие человеческого самомнения”, гордыню “атеистического ума”. Монтень намерен обуздать эти “высокомерные притязания” средствами самого разума, просветленного возвышающей верой в Бога-творца, “великого зодчего” вселенной. Он одобряет замысел испанского богослова Раймунда Сабундского обосновать в “Естественной теологии” (в духе Фомы Аквинского) “все положения христианской религии с помощью естественных доводов и доводов человеческого разума” (кн.2, с. 381).

Монтень видит в философии (не умозрительно-схоластической, а “живой античной мудрости”) “умного наставника”, высвечивающего главные жизненные ценности и дарующего духовное и физическое здоровье человеку. “Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело” (кн. 1, с. 150). Культ “естественного человека”, счастья и радостей жизни — основа гуманизма Монтеня, заостренного против христианского аскетизма, стоицистского нравственного ригоризма (“пугала, устрашающего род человеческий”) и всяческого насилия над личностью. Ему больше по душе “мягкий эпикуреизм”, “этика наслаждения”, в которой он видел средство избавления от страдания и трагизма жизни. Где для человека польза, там должны быть для него и радость, и здравый смысл. Не “ходульный аскетизм”, а жизнь в соответствии с разумом и простыми требованиями нашей “матери-природы” — такова, по Монтеню, основа человеческого достоинства и “естественной добродетели”. Этой “великой простоте”, малодоступной людям высшего света, вращающимся в “зачумленном мире” сословного лицемерия, суеты показной жизни, следует учиться у простых крестьян или даже у “дикарей” Нового Света, живущих в согласии и гармонии с природой. Несовершенному человеку, “полному лжи и слабости”, Монтень противопоставляет идеал “естественного человека”, считая даже, что “уменье достойно проявить себя в своей природной сущности есть признак совершенства и качество почти божественное” (кн. 3, с. 311). Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как “царя природы” и считает его “сыном природы”, как бы “забывая” о его сотворении Богом “по своему образу и подобию”. Отсюда его “естественные размышления” о жизни и смерти (“ни природа, ни разум ничего не говорят нам о бессмертии”), душе и теле и т. д.

Скептицизм не есть отрицание веры . Атеизм , пишет он, является чудовищным и тягостным человеческим предположением . Не имея возможности (при отказе от суждений ) рационально познать Бога , скептик может опираться только на веру «которая обнимает и надежно охраняет высокие тайны нашей религии». Сама же религия исторична : в разное время она принимает форму тех или иных обычаев .

Монтень ополчается против аскетизма стоиков и решительно отвергает спиритуалистически – религиозный идеал жизни . Он заявляет , правда , что отказывается смешивать с обычным человеческим муравейником «высокочтимые души , поднятые жаром своего благочестия и веры в области неизменного глубокомысленного созерцания божественных вещей . Эти души , полные живого и пламенного чаяния вкушать небесные яства, души , устремленные к главной конечной цели всех желаний подлинного христиана , к единственному непресыщенному чистейшему наслаждению , не уделяя внимания мирским нуждам , суетным и приходящим , равнодушно предоставляют телу заботу о потреблении земной материальной пищи» .Но отделавшись таким пышным славословием от этой «привилегированной», как он выражается , кучки подвижников –аскетов , Монтень тут же лукаво замечает : Говоря между нами , я всегда наблюдал удивительное совпадение двух вещей : помыслы превыше небес , нравы – ниже уровня земли».

На этом новом этапе осуждение стоического и религиозного аскетизма занимает важнейшее место в «Опытах»; аскетизму Монтень противопоставляет теперь эпикурейское прославление земных радостей.

Человек должен пользоваться всеми физическими и духовными наслаждениями , даруемыми ему природой – таково одно из основных положений жизнелюбивой философии Монтеня , к которой он пришел , преодолев свое увлечение стоицизмом . Признание примата тела над духом приводит Монтеня к далеко идущим вольнолюбивым выводам . Монтень доказывает , что дух и душа составляют часть человеческого тела. Но если дух целиком зависит от тела , по мнению Монтеня , он и погибнуть должен со смертью тела. Он издевается над теми кто верит в наказание после смерти или ожидает награды в потустороннем мире за безгрешную жизнь на земле, считая что эти наслаждения предназначены духовной части человеческого существования .«Ибо тот,- заявляет Монтень ,- кто будет испытывать это наслаждение , не будет больше человеком , а следовательно , это будем не мы ; ведь мы состоим из двух основных частей , разделение которых и есть смерть и разрушение нашего существа …

«Признаем чистосердечно,- призывает Монтень ,- что бессмертие обещают нам только бог и религия ; ни природа , ни наш разум не говорят нам об этом». Но не только признание зависимости души от тела приводит Монтеня к отрицанию бессмертия души; это подтверждается , убеждает он своих противников ,и изучением законов природы ,согласно которым все рождающееся созревает потом дряхлеет и под конец умирает.Признание бессмертия души равносильно требованию освободить человека от необходимости подчиняться общим законам природы , изъять его из всей системы природы и поставить его над миром.

Монтень использовал свое скептическое оружие при решении такого острого для его времени вопроса , как вопрос о взаимоотношении разума и «откровения», знания и веры . Ополчаясь не против вообще , против разума , поставленногона службу теологии , он доказывал несостоятельность всех попыток рационального объяснения сверхъестественного религиозного « откровения».Догматы религии недоказуемы с помощью разума . Поэтому разум , освобожденный от связи с верой , должен пользоваться свободой и независимостью в земных человеческих делах . Монтень ясно разграничивал области знания и веры. Он раскрепощал , таким образом , философию , которая получала теперь возможность обратиться к проблемам научного познания мира . Этими же положениями скептицизма определялась позиция Монтеня по отношению к традиционным верованиям . Внутренне Монтень был сторонником полной совести , но вовне он требовал подчинения официальной государственной религии и не признавал индивидуальных отклонений от нее . Все эти сверхэмпирические вопросы — как доказывал Монтень в самой обширной главе «Опытов», «Апологии Раймунда Сабундского»- недоступны компетенции человеческого разума, и в них следует руководствоваться обычаем , тем , что принято большинством , иначе общественное спокойствие будет нарушено , как это показывает пример происходящих во Франции гражданских войн. Таким образом ,государственный интерес , забота о сохранении государства , о прекращении гражданских войн , а не стимулы религиозного характера побуждали Монтеня внешне поддерживать официальную католическую церковь.

Подлинное отношение Монтеня к церкви лучше всего характеризуется его неустанной борьбой против государства теологии над умами людей . Весьма показательным в этом смысле является его непримиримый протест против ведовских процессов и веры в колдовство вообще. Между тем , существование колдовства признавали многие выдающиеся умы XVI и даже XVII столетия.

Монтень изучил одной «ведьмы» , много беседовал с ней и пришел к выводу , что подобным субъектам надо скорее давать чемерицу – средство , считавшееся лекарством против душевных болезней, чем цикуту [яд] . И вообще иронически замечает Монтень , «заживо поджарить человека из-за своих домыслов – значит придавать им слишком большую цену» .Осуждение ведовских процессов , разоблачение глубокого суеверия , лежащего в основе всякого допущения колдовства , было тесно связано с резко отрицательным отношением Монтеня к вере в чудеса. Стремясь подорвать корни этого предрассудка , Монтень анализирует весь механизм возникновения веры в чудеса. Не ограничиваясь описанием механизма распространения веры в чудеса в современном ему обществе , Монтень одновременно подчеркивает , что это вера в чудеса насильственно внедряется и наслаждается властями .

Разоблачая веру в чудеса , Монтень подрывал один из важнейших религиозных предрассудков.Эту сторону дела особенно оценили атеисты и вольнодумцы XVII в. И более позднего времени.

Скептицизм в сочетании с эпикуреизмом порождают новое философское умонастроение Монтеня , иное восприятие жизни.

В противовес схоластическим измышлениям огреховности природы , Монтень выдвигает учение о жизни согласно природе , согласно велениям нашей физической и духовной натуры. Природа говорит Монтень , по- матерински позаботилась о том, чтобы действия ,к которым она понуждает нас , для удовлетворения наших потребностей , сопровождались также наслаждениями, и несправедливо нарушать ее права. Идея матери- природы играет теперь ведущую роль в философском мировосприятии Монтеня, причем понятие «природы» так тесно переплетается с понятием «бога», что не всегда ясно , где начинается одно , и кончается другое, ( бог , иначе говоря природа).

Примеры такой «жизни согласно природе» Монтень ищет у туземцев Нового света , которые еще не испорчены цивилизацией и живут под властью естественных законов.Монтень все время обращается к природе , а не к богу, как первопричине вселенной.Не выступая впрямую против основных догматов христианского вероучения, Монтень как бы выносит «за скобки» подлинного человеческого существования. Надо жить согласно природе , а не согласно воле божьей ; надо руководствоваться не мечтами о потустороннем мире , а материальными отношениями реальной действительности. Человек сам должен выстраивать свою жизнь, быть творцом ее , пользуясь духовными и телесными наслаждениями, даруемыми ему природой. Это был протест против религиозно- аскетического идеала жизни , который вытесняла в «Опытах» реалистическая земная этика человека нового нарождающегося общества. В этом культе природы и призыве повиноваться ее благим велениям Монтень – истинный сын Возрождения; он продолжает великие традиции французского гуманизма .

Суждение результат опыта ,возникающего из соприкосновения разума с действительностью . Суждение представляется Монтеню главной способностью человека. Доказательством может служить глава «О воспитании детей». Монтень рассматривал воспитание как могучее средство развить , укрепить , усовершенствовать человеческую природу. В этом пафос новой педагогической программы, выставляемой Монтенем , основная цель которой – воспитание людей здоровых ,честных , простых, близких к природе, к естественности. Эта программа воспитания , в которой ни единым словом не упомянута религия , отвергала культивировавшиеся католической церковью схоластические штампы и тем самым отвечала передовым запросам нового времени .

Догматизм средневекового мышления, исключавший всякий критический подход, всякое исследование, безмерно тормозил рост человеческого знания .Вместе с развитием в недрах феодализма нового способа производства , которому оказалась необходима наука , человеческая мысль устремилась на поиски путей ,которые могли бы привести ее к овладению силам природы , к подлинному знанию.

Учение«О каннибалах», Монтень предупреждает нас , что следует остерегаться общепринятых мнений «судить о чем бы то ни было надо опираясь на разум , а не на общее мнение».

Вот к каким заключениям пришел Монтень : В этих народах нет ничего варварского и дикого , если только не считать варварством то, что нам непривычно … Они дики в том смысле , в каком дики растущие на свободе , естественным образом плоды, которые человек искусственно исказил , изменив их природные качества». Своими искусственными выдумками , по мнению Монтеня , «мы заглушили богатство и красоту природы». Народы Нового Света живут под властью , законов природы и мало пока затронуты и испорчены нашими законами. Эти народы не знают ни какой торговли …,никакого знакомства со счетом …,никаких признаков власти или превосходства над остальными , никаких следов рабства , Никакого богатства, и бедности, никаких наследств , никаких разделов имущества, никакого земледелия, никакого употребления металлов, вина, хлеба .В их языке нет такого понятия как ложь, предательство, лицемерие, скупость, зависть. Но скажут эти каннибалы убивают своих пленных , потом жарят и едят их! На это Монтень отвечает, что нечего негодовать поэтому поводу и вопить о варварстве , когда кругом совершаются поступки , куда более жестокие и обращаясь прямо к своим соотечественникам , свидетелям и участникам происходивших в это время во Франции гражданских войн , Монтень пользуется случаем , чтобы излить свое возмущение по поводу такого варварства , как Варфоломеевская резня и другие зверства излодеяния, совершавшиеся у них на глазах. Я нахожу заявляет- Монтень, что гораздо большее варварство пожирать человека заживо, раздирать на части пытками, чем пожирать его мертвым. Это противопоставление используется Монтенем для критики современной ему политической действительности Франции, для протеста творившихся под флагом религии насилий и злодеяний. Цель Монтеня –показать, что во всякого рода варварстве его соотечественники превзошли народы Нового Света.

Читайте также:  Точки зрения на проблему социального неравенства обоснуйте свою позицию

Философия | Вопросы с ответами

Вопросы с ответами по дисциплине «Философия».

Древний Восток.

[q] 31:Основателем даосизма в Китае был:
[a][+] Лао Цзы; [q]3:1:Недеяние в даосизме — это:
[a][+]внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности; [q][+]Согласно китайской философии, духовным центром человека является:
[a][+] сердце; [q]3:1: Кому принадлежит изречение: «Обучить нельзя только самого умного и самого глупого».
[a][+]Конфуций; [q]Автор произведения «Лунь – Юй»:
[a][+]Конфуций; [q]3:1: Понятие «Жень» в китайской философии означает:
[a][+] человеколюбие; [q]3:1:Невидимый, вездесущий закон природы, общества, поведения и мышления человека:
[a][+]дао; [q]3:1:Среди основополагающих принципов учения Конфу­ция нет следующего:
[a][+]формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления; [q]3:1: Управление обществом в конфуцианстве сравнива­ется с отношениями:
[a][+] отца и сына; [q]3:1: Кому из нижеследующих китайских мыслителей принадлежат слова: «Я подражаю старине, но не создаю; я верю в древность и люблю ее»?
[a][+]Конфуций; [q]3:1: Среди постулатов легизма отсутствует следующий:
[a][+] человек от природы добр; [q]3:1: Школа “Фа-Цзя” исходит из признания:
[a][+]Эгоистической природы человека; [q]3:1: Школа “Фа-Цзя” считает законопослушность следствием:
[a][+] Насаждения страха в души людей; [q]3:1:Автором изречения «Не делай людям того, чего не желаешь себе» является:
[a][+]Конфуций; [q]3:1:Древнекитайская школа, воспевающая всеобщую любовь и отрицающая предопределенность судьбы:
[a][+]моизм; [q]3:1: Древнекитайская школа утверждавшая, что природа человека изначальна зла.
[a][+]легизм; [q]3:1:Образ «благородного мужа», обладающего «человеколюбием» встречаем в учении:
[a][+]Конфуция; [q]3:1:Центральной проблемой конфуцианства является:
[a][+] проблема человека и общества; [q]3:1:Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие,…
[a][+]долг [q]3:1:Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вэй»:
[a][+]даосизм. [q]3:1:Карма в древнеиндийской философии— это:
[a][+]закон воздаяния; [q]3:1: Дхарма в древнеиндийской философии—это:
[a][+] понятие долга и предназначения; [q]3:1: Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:
[a][+] страдание; [q]3:1: Два вечных начала сущего— пракрити и пуруша — рассматриваются в классической системе индийской фило­софии:
[a][+] санкхья; [q]3:1: Письменный источник философии буддизма:
[a][+]Трипитака; [q]3:1:Кто из перечисленных представителей философии Индии является автором учения о четырех истинах?
[q][+] Гаотама Сидхартха Будда; [q]3:1:В какой философской системе Индии основной задачей является разработка комплекса приемов, позволяющих достичь освобождения?
[a][+]йога; [q]3:1: Основателем классической школы джайнизма является:
[a][+] Вардхамана (Махавира, Джина); [q]3:1:Школа в древнеиндийской философии, признающая существование двух субстанций дживы (живое) и адживы (неживое):
[a][+]джайнизма; [q]3:1: Школа в древнеиндийской философии, признающая принцип ахимсы — непричинения вреда:
[a][+]джайнизма; [q]3:1: «Жизнь есть страдание»- леймотив учения:
[a][+]буддизма; [q]3:1:Концепция переселения душ в древнеиндийской философии именуется:
[a][+] сансара; [q]3:1: Состояние души в древнеиндийской философии, в котором достигается полное освобождение:
[a][+]нирвана; [q]3:1: Первый письменный древнеиндийский источник философии:
[a][+] Веды; [q]3:1: Основной целью «Восьмеричного Пути Освобождения» в буддизме является:
[a][+] нирвана; [q]3:1:Даосский мудрец предпочитает:
[a][+]Молчать; [q]3:1:Материалистическая школа в древнеиндийской философии:
[a][+]чарвака. [q]3:1: Письменный источник древнеиндийской философии, относящийся к эпической стадии ее развития:
[a][+]«Веданта-сутра». [q]3:1: Как называются ортодоксальные философские системы Индии:
[a][+]астика; [q]3:1:Как называются неортодоксальные философские системы Индии:
[a][+]настика; [q]3:1:В переводе с санскрита означает действие, дело, жребий:
[a][+] карма; [q]3:1: В переводе с санскрита означает вечный закон, долг, которому надлежит следовать:
[a][+]дхарма; [q]3:1:Какая из нижеследующих ортодоксальных философских систем индии является дуалистической:
[a][+]санкхья;

[a][+]Ведические философские тексты

Античная философия

[q]3:1:«Греческим богам пришел конец с тех пор, как Фалес посмотрел на . », — писал Герцен
[a][+]воду;

[q]3:1:»Огонь» в качестве субстанции мира признавал:
[a][+]Гераклит; [q]3:1:Изречение «Человек есть мера всех вещей» высказал:
[a][+]Протагор; [q]3:1:.Кто является основоположником материализма:
[a][+]Демокрит; [q]3:1:Фалес, Анаксимен, Анаксимандр представляют школу:
[a][+]милетскую; [q]3:1:Изречение «Все течет, все изменяется» принадлежит:
[a][+]Гераклиту; [q]3:1:Кто считал, что первоначалом мира является воздух:
[a][+]Анаксимен; [q]3:1:Что лежит в основе бытия, по мнению Демокрита:
[a][+]атомы; [q]3:1:Древнегреческий философ Пифагор утверждал:
[a][+] «Числу все вещи подобны»; [q]3:1:Кто дал первичные основания закона единства и борьбы противоположностей:
[a][+]Гераклит; [q]3:1:Что означает понятие «апатия» в философии стоиков:
[a][+]бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни; [q]3:1:Космос, природа, логос, эйдос, душа — основные категории:
[a][+]Античности; [q]Фраза «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит:
д) Аристотелю; [q]3:1:О рабовладельческой демократии он говорил: «Худ­шее— это большинство»:
[a][+]Сократ; [q]3:1:По мнению этого философа, знание — высшая доб­родетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот фило­соф?
[a][+]Сократ; [a]3:1:Стоики признавали три вида движения: простран­ственное перемещение, изменение качеств и —
[a][+]напряжение пневмы; [q]3:1:Философ делает добро, чтобы быть добродетель­ным, а не добродетелен, чтобы делать добро, — считали:
[a][+]стоики; [q]3:1: Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует под­чиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:
[a][+]Пиррон; [q]3:1:Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир:
[a][+]множества конкретных предметов и вещей; [q]3:1:Платон создал философскую школу под названием:
[a][+]Академия; [q]3:1:По Аристотелю, человек— это:
[a][+]политическое животное; [q]3:1:Кто подразделял мир на «мир идей » и » мир чувственных вещей»:
[a][+]Платон; [q]3:1:»Я знаю, что я ничего не знаю» — провозгласил:
[a][+]Сократ; [q]3:1: Метод Сократа, способствующий » рождению» истины:
[a][+]майевтика; [q]3:1: Автор трактата «О природе», утверждавший, что все состоит из геометрий-семян.
[a][+] Анаксагор; [q]3:1: Автор трактатов «Аналогия Сократа», «Государство», «Законы»:
[a][+]Платон; [q]3:1: Автор трактатов «Метафизика», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «Органон»:
[a][+]Аристотель; [q]3:1:Сторонник атомизма, автор писем «К Геродоту», «К Пифоклу», «К Манекею»:
[a][+]Эпикур. [q]3:1: Основная цель философии Сократа:
[a][+] самопознание; [q]3:1:Добродетель – сдержанность по Сократу:
[a][+] умение укрощать свои страсти; [q]3:1:Добродетель – мужество по Сократу:
[a][+]способность преодолевать опасность; [q]3:1:Добродетель – справедливость по Сократу:
[a][+]стремление соблюдать законы; [q]3:1: Знание по Сократу:
[a][+]высшее благо. [q]3:1:Учение о логической дедукции, созданное Аристотелем называется:
[a][+] силлогистика; [q]3:1: Автор Идеального государства – иерархии трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники:
[a][+]Аристотель; [q]3:1: Платоническая любовь – это:
[a][+]любовь красоты и добра; [q]3:1: Нет материи без формы, формы без материи. Мысль:
[a][+] Аристотеля; [q]3:1: Анамнезис – это:
[a][+]теория воспоминаний Платона; [q]3:1: Основные законы формальной логики открыл:
[a][+]Аристотель; [q]3:1: Презрев все земные блага, человек должен жить как собака. Мысль:
[a][+]Диогена Синопского [q]3:1: Наслаждение по Эпикуру означает:
[a][+] отсутствие страданий; [q]3:1: Круговорот политических форм (3 правильн. и 3 неправ.) открыл:
[a][+]Аристотель; [q]3:1: Эманация – это понятие в неоплатонизме, означающее:
[a][+] истечение единого; [q]3:1: « Человек не должен бояться смерти, ибо когда жив, он еще не умер, а когда умер, он уже не жив.» Эта мысль принадлежит:
[a][+] Эпикуру; [q]3:1: Мир объединяет Любовь, а разъединяет Вражда. Это мысль:
[a][+]Эмпедокла; [q]3:1: Что такое гомеомерии Анаксагора:
[a]мельчайшие семена веществ; [q]3:1: Мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), “довлеющий себе” (автаркия) — идеал:

[a][+] Стоиков;

Средневековая философия

[q]3:1:Что НЕ относится к характерным чертам философии средневековой Европы:
[a][+]иррационализм. [q]3:1:Одно из основных философских произведений Фомы Аквинского —
[a][+] «Сумма теологии»; [q]3:1:Креационизм объясняет возникновение жизни:
[a] творением; [q]3:1:Принцип «бритвы Оккама»:
[a][+] «Не следует умножать сущности сверх необходимого»; [q]3:1: Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
[a][+]томизмом; [q]3:1:Исторический период развития схоластики:
[a] IX—XV вв.; [q]3:1:Кто из нижеследующих представителей христианской философии средних веков является автором произведений «О троице», «Исповедь», «О граде Божьем»?
[a]Августин Аврелий;
3:1:Теоцентризм, креационизм, эсхатология, провиденциализм, вера выше разума — основные черты философии:
[a]Средневековья; [q]3:1:Крупный теологический философ, выдвинувший пять доказательств существования Ьога в мире.
[a]Фома Аквинский; [q]3:1:Термин «патристика» означает:
[a][+]догматизация учений «отцов церкви» утверждавших несовместимость религиозность веры с античной философией; [q]3:1:Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму:
[a][+] апологетика; [q]3:1:Догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией:
[a][+]патристика [q]3:1: «Схоластика» — это:
[a][+] оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания; [q]3:1:Теоцентризм – это:
[a][+]Учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог; [q]3:1:Под «универсалиями» в средневековой философии понималась:
[a][+]природа общих понятий [q]3:1:философского мировоззрения был распространен в средневековой Европе:
[a][+]теоцентризм; [q]3:1:Вторым этапом развития западной средневековой философии является:
[a][+]схоластика; [q]3:1: В западной средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был:
[a]Бог[+]; [q]3:1:Теология – это:
[a][+]Учение о Боге; [q]3:1: Реализм – это:
[a][+]правление в теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими, не сами вещи, а их общее понятие -универсалии; [q]3:1:Номинализм– это:
[a][+]правление в теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия- универсалии, воспринимали как имена вещей: [q]3:1:деизм это:
[a][+]правление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который по их мнению единый раз сотворив мир, в дальнейшем не участвует в его существовании и не влияет на жизнь и поступки людей. [q]3:1:Концепция о сотворении мира Богом за один день:
[a][+]Крееационизм; [q]3:1:Учение о конце света:
[a][+]эсхатология; [q]3:1 Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что:
[a][+]Душа есть чистая форма без материи, она бестелесна; [q]3:1:Исторический период, когда философию принято было считать «служанкой богословия»:
[a][+]Средневековье; [q]3:1:причину зла Августин Блаженный видит:
[a][+]порочности человеческой воли; [q]3:1: Систематизатор ортодоксальной схоластики, отрабатывающий догматы христианского вероучения в формах здравого смысла:
[a][+]Эразм Роттердамский; [q]3:1: Прошлое — это наша память, настоящее – миг, будущее – напряженное ожидание чего-то. Эта мысль принадлежит:
[a] А.Августину; [q]3:1: Этот мир порожден злым Богом. Это точка зрения:
[a][+] гностиков; [q]3:1:“Фабрикация” в философии А.Августина означает:
[a] сотворение человеком какой-то вещи; [q]3:1:Как решал вопрос о соотношении истин веры и разума Ф.Аквинский:
[a][+] вера выше разума; [q]3:1: Учение о граде земном и граде небесном создал:
[a][+] А.Августин; [q]3:1: Вся полнота бытия в Боге. Мир имеет всего лишь причастность к бытию. Эта мысль принадлежит:
[a][+] Ф. Аквинскому; [q]3:1:В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена: [a] Боэцием

Средневековая арабо-язычная философия

[q]3:1: Как решает вопрос о соотношении истин разума и веры Ибн Рушд:
[a][+] разум выше веры; [q]3:1: В основе арабоязычной средневековой философии лежит:
[a][+] монотеистическая религиозность. [q]3:1:Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе:
[a][+] суфизм; [q]3:1:Кого на Востоке называли «вторым учителем» после Аристотеля:
[a][+] аль- Фараби; [q]3:1: Арабо-испанский философ, представитель восточного перипатетизма.
[a][+] ибн-Рушд; [q]3:1: Автор «Канона врачебной науки»:
[a][+] ибн- Сина; [q]3:Автор «Книги исцеления» и «Книги знания»:
[a][+] ибн- Сина; [q]3:1:Автор трактата «Взгляды жителей добродетельного города»:
[a][+] аль- Фараби; [q]3:1:Автор изречения «Без логики нет науки»
[a][+] аль- Фараби; [q]3:1:Аверроэс— это западное прочтение арабского имени:
[a][+] ибн Рушд; [q]3:1: Авиценна понимал мир как произведение:
[a][+] божественного разума; [q]3:1:По Аверроэсу, материальный мир:
[a][+] вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен; [q]3:1:Крупнейший представитель восточного аристотелизма
[a][+] аль-Фараби. [q]3:1:Труды какого философа аль-Фараби перевел на арабский язык, сопровождая их комментариями:
[a][+] Аристотеля; [q]3:1: Средневековый мыслитель, признававший вечность мира и смертность человеческой души:
[a][+] Ибн-Рушд; [q]3:1: Если люди начинают сажать возле своих домов не фруктовые деревья, а кипарисы – это предвестники кризиса. Ибо они не имеют ни плодов, ни запаха, они всего лишь красивы. Кому принадлежит эта мысль? Некоторые его считают отцом современной социологии и политологии:
[a][+] Ибн-Халдун; [q]3:1: Автор трактата «Опровержение опровержения»:
[a][+] Ибн-Рушд; [q]3:1: Автор трактата «Опровержение философов»:
[a][+]Аль-Газали. [q]3:1:Автор трактата «О достижении счастья», «О значении слова разума», «Большая книга мудрости»:
[a][+]Аль-Фараби; [q]3:1:Автор трактата «О количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии»:
[a][+]Аль –Кинди ; [q]3:1:Автор произведения «Дивани Хикмет» (Книга мудрости):
[a][+] Ясави; [q]3:1:какой путь познания истины характеризует суфизм:
[a][+]Аскетический, мистический; [q]3:1:порядок ступеней совершенствования суфия: [a][+]Шариат, тарикат, акикат;

Философия эпохи Возрождения и Реформации.

[q]3:1:«гуманизм» происходит от лат. Нитапиs, что означает:
[a] [a][+]Человеческий (человечный);

[q]3:1:гумманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:
[a][+]Италии;

[q]3:1:Франциско Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:
[a][+]высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»; [q]3:1:в Христианском учении Петрарку привлекала в пер­вую очередь:
[a][+]этическая проблема человеческой личности; [q]3:1:В учении М. Фичино проявилась новая гуманистиче­ская идея итальянского Ренессанса в учении о человеке:
[a][+]Человек должен творчески совершенствоваться, возносясь к наивысшему сущему (богу); [q]3:1: В каком из понятий человек предстает как центр и высшая цель мироздания:
[a][+]антропоцентризм; [q]3:1:Итальянский гуманист, считавший, что человек -это счастливый, смертный бог:
[a][+]Альберти; [q]3:1:Автор произведения «Утопия»:
[a][+]Томас Мор; [q]3:1:Пико делла Мирандола (1463—1495) в своих знаме­нитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал:
[a][+]Мир возник из высшего бестелесного начала — «хаоса»; [q]3:1:лла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о:
[a][+]особом микрокосме;
. [q]3:1: Пико делла Мирандола
[a][+]Человек — сам творец своего счастья [q]3:1: Термин «реформация» имеет отношение к критике:
[a][+]католической церкви; [q]3:1:Автор произведения «Город Солнца»:
[a][+]Томмазо Кампанелла. [q]3:1:Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:
[a][+]Мартин Лютер; [q]3:1 Мартин Лютер выступал против идеи о том, что:
[a][+]церковь — единственный посредник между богом и че­ловеком; [q]3:1: По Лютеру, спасение человека достигается им:
[a][+]чистой верой, которая является «божьим даром»; [q]3:1:Языческое учение Аристотеля Лютер:
[a][+]категорически отвергал; [q]3:1:В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:
[a][+]предопределении как вечном спасении только по воле бога; [q]3:1: Какое из понятий отождествляются бог и мир:
[a][+]пантеизм; [q]3:1:религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:
[a][+]утоопического коммунизма; [q]3:1:В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469—1563) высмеял:
[a][+]бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов; [q]3:1:Роттердамский подлинное христианство понимал как:
[a][+]этику; [q]3:1:Монтень в античной философии более все­го ценил:
[a][+]ободомыслие и скептицизм; [q]3:1: С точки зрения Монтеня, бог — это:
[a][+]познаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей; [q]3:1:Согласно символике Николая Кузанского, мир пред­ставляет собой:
[a][+]сконечный шар с центром везде и нигде; [q]3:1:Согласно Бернардино Телезио, задачей философии является:
[a][+]исследование природы; [q]3:1:В философской системе Телезио все вещи:
[a][+]материальны, но сама материя пассивна; [q]3:1: По Телезио:
[a][+] природа движется после акта творения ее богом, но по собственным принципам самодвижения; [q]3:1:По мысли Джордано Бруно, «оно само является . бесконечным, неподвижным, субстратным, . жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него:
[a][+]единое; [q]3:1:философия природы Дж. Бруно — это:
[a]+ пантеизм. [q]3:1:е «Единое» Дж. Бруно неразрывно связано с введен­ными им понятиями:
[a][+]»мировая душа» и «всеобщий разум»; [q]3:1:Кто изфилософов был сожжен инквизиторами:
[a] Дж.Бруно; [q]3:1: дипломат и проницательный государствен­ный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:
[a][+]божественную волю, реализуемую через поступки людей; [q]3:1: Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
[a][+]объективизм; [q]3:1:«утопия» означает буквально:
[a][+]несуществующее место; [q]3:1:философов эпохи Возрождения считал целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы, познание её божественности?
[a][+] Н.Кузанский; [q]3:1: мыслители- утописты эпохи Возрождения:
[a][+] Т. Мор, Т. Компаннелла; [q]3:1:Человекк рожден для получения максимального наслаждения от жизни. Эта мысль принадлежит:
[a][+] Лоренцо Валла; [q]3:1:Кому принадлежит идея “совпадения противоположностей”:
[a][+] Н.Кузанскому; [q]3:1:Кто разделил познавательные способности человека на чувства, рассудок и разум:
[a][+] Н.Кузанский; [q]3:1: Кто в истории европейской философии впервые отделил политику от морали?
[a][+] Н.Макиавелли;
Читайте также:  Чем является рецепт приготовления блюда с точки зрения математика ответ
[q]3:1: Смелость и осторожность — необходимые качества политика. Но чему он должен отдать приоритет по Макиавелли?
[a][+] смелости; [q]3:1: Солнце — одно из мириад звезд во Вселенной. Мысль:
[a][+] Д.Бруно; [q]3:1: Солнце – центр Вселенной. Мысль:
[a][+] Н.Коперника; [q]3:1:Званых много, но избранных мало. Кто дал новую интерпретацию этого Библейского положения? [a] [+]Ж.Кальвин

Философия Нового времени

[q]3:1:Наиболее характерная черта философии Нового времени:
[a] [+] наукоцентризм; [q]3:1:Автор высказывания «Я мыслю, следовательно, существую»
[a] Р. Декарт; [q]3:1:»Во всем сомневатьс !» -девиз :
[a] Р.Декарта;

4.Кто является автором учения об «идолах » разума:
с) Ф.Бэкон;

5.Автором «Нового Органона», «О достоинстве и приумножении наук» является:
с) Ф.Бэкон;

6.Трактат «Об общественном договоре » написан:
с) Т.Гоббсом;

7.Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее чувственный опыт и эксперимент источником знаний:
с) +эмпиризм;

8. Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее разум основой процесса познания:
д) +рационализм;

9.Назовите имя французского философа, математика, представителя классического реализма (17 в.), автора таких произведений, как «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начало философии»:
е)+ Р.Декарт.

10.Назовите имя немецкого философа – идеалиста (17 в.), автора произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме»
д)+ Г.Ф. Лейбниц;

11.Назовите имя нидерландского философа 17 в., автора произведений «Богословско-политический трактат», «Политический трактат» и «Этика»
с)+ Б.Спиноза;

12.Укажите, кто из нижеследующих представителей философии Нового времени отрицал существование врожденных идей:
а)+ Дж. Локк;

13.Метод разработанный Фр. Бэконом:
а)+ индукция;

14.Метод разработанный Р.Декартом:
в) +дедукция;

15.Представитель Нового времени, признававший две субстанции – материю и сознание:
е)+ Р.Декарт.

16.Представитель Нового времени, признававший одну субстанцию – Бога или природу:
с) +Б.Спиноза;

17.Автор изречения «Свобода есть осознанная необходимость»:
с)+ Б.Спиноза;

18.Автор изречения «Знание — сила»
в)+ Фр. Бэкон;

19.Какое философское направление считает, что единственным источником познания являются ощущения?
а)+ Сенсуализм;

20. Человеческая душа – tabula raza (чистая доска). Так считал:
а)+ Дж.Локк;

21.«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Формула:
а) +Сенсуализма;

22.Монада – понятие:
с)+ В.Лейбница;

23.Автор, признающий две независимые субстанции — мыслящую и протяженную:
а) +Р.Дeкapт;
25.Философ, характеризовавший человека как «мыслящий тростник»
д)+ Б. Паскаль;

26. Кто разделил опытное знание на “плодоносные” и “светоносные”?
с) +Ф.Бэкон;

27. Человек индивидуалист по своей природе. Эта мысль принадлежит:
с)+ Т.Гоббсу;

28.Обнаружив в Библии сотни противоречий, он доказал человеческое, а не божественное ее происхождение. Кто он?
а) +Б. Спиноза;

29. Автор работы: «Трактат о началах знания»:
с)+ Дж.Беркли;

30. Автор работы « Трактат о человеческой природе»:

с)+ Д. Юм;

Немецкая философия

1.Автором произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» является:
в)+ И.Кант;

2.Автор произведений «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства», « Философия и религия» является:
е) +Ф.Шеллинг.

3.Автор произведения «Наукоучение»:
д) +И.Фихте;

4.Автор произведений «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства» является:
с)+Л. Фейербах;

5.Автор произведений «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Феноменология духа» является:
а) +Г.Гегель;

6.Термин «Абсолютный дух» ввел в научный оборот:
е)+ Г.Гегель.

7.Кто разработал основные законы диалектики?
а)+ Г.Гегель;

8.Представителем какого философского течения был Г. Гегель?
а) +объективного идеализма;

9.Кто является представителем объективного идеализма?
д) +Г.Гегель;

10. Кто является автором трёх вопросов, которые исчерпывают по его мнению, все духовные интересы человека: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что могу надеяться?»:
а)+ И.Кант;

11. Диалектический метод познания разработан:
а)+ Г.Гегелем;

12. Соотношение религии и философии по Г.Гегелю.
а)+ Философия выше религии;

13.Категорический императив морали сформулировал:
а)+ И.Кант;

14.+ Стадии “абсолютного духа” по Гегелю:
с) наука, искусство, религия;

15. Что лежит в основании философии И.Фихте?
с) +Я;

16. Априорные формы чувственности по И.Канту:
а)+ Пространство и время;

17. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказа­тельств:
в)+ трансцендентных предметов;

18.По Канту, знание нравственного закона:
д)+ дано каждому доопытно;

19.Автор «категорического императива» «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»:
в)+ И.Кант;

20.Антропологический материализм в философии создал:
д)+ Л.Фейербах;

21.Представитель немецкой классический философии, поставивший задачу критической оценки познавательных возможностей человека:
в)+ И.Кант;

22.Укажите последний элемент триады Гегеля
д)+ синтез;

23.Философское учение Фейербаха есть:
д)+ антропологический материализм;

24.Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения Земли:
е) +И.Кант.

25.За что критикует Фейербах представителей вульгарного материализма?
е)+ за материальность сознания. Западная философия XIX-XX вв.

1. Выдающееся открытие К.Маркса:
а) +Материалистическое понимание истории;

2. Источник развития марксизм видит:
а) +Во внутренних противоречиях;

3. К.Марксом разработан подход к анализу общества:
а) +Формационный;

4. Главная проблема философии по С.Кьеркгору:
а) +Существование человека;

5.Философия – не наука, а искусство. Утверждение:
а)+ А.Шопенгауера;

6. Три стадии человеческого существования по С.Кьеркегору:
а)+ эстетическая, этическая, религиозная;

7.“Мировая Воля” А.Шопенгауера:
в)+ бессознательна;

8.Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О.Конту:
А)+ Теологическая, метафизическая, позитивная;

9. Проверка процедуры истинности в логическом позитивизме:
а)+ верификация;

10.Понятие “Парадигмы” в науку внес:
а) +Т.Кун;

11. Основное философское понятие М.Хайдеггера:
а)+ здесь-бытие,

12. Выдающийся представитель герменевтики:
а)+ Г.Гадамер;

13. Основное средство познания в философии А.Бергсона:
с)+ Интуиция;

14.Основное понятие в философии Ф.Ницше:
в)+ Воля к власти;

15. Основоположник психоанализа:
в)+ З. Фрейд;

16.Кто ввел понятие “архетипа” в психоанализ:
в)+ К.Юнг;

17. Фрейдовское “Либидо” означает:
а)+ бессознательное;

18. “Пограничная ситуация” в экзистенциализме означает:
в) ситуацию между жизнью и смертью;

19. Уровни человеческой психики по З.Фрейду:
а) +бессознательное, сознание, сверхсознательное;

20. Ноосфера является сферой:
а)+ разума;

21. Радиальная составляющая мира по Теяру де Шардену:
в)+ психическая энергия;

22. Какой принцип в познание ввел сэр К.Поппер?
а) +фальсификации;
23.Направление философии, главным предметом является человек:
а)+ экзистенциализм;

24.Основатель экзистенциализма, датский философ:
а) +С. Кьеркегор;

25.Основатель позитивизма:
а) +О. Конт;

26.Для какого философа характерно: идеал добра – Сверхчеловек:
а)+ Ф. Ницше;

27. Иррационализм означает признание ведущей роли:
в)+ интуиции;

28. Понятия «я», «оно», «сверх -я» являются основными в:
в)+ учении Фрейда;

29.Главный тезис этого философа — «Жизнь человека — абсурдна»
е)+ А. Камю.

30.Впервые проблема отчуждения отражена К.Марксом в:
с) +«Экономическо-философских рукописях 1844 года»;

31.»Диалектика природы » написана:
д) +Ф.Энгельсом;

32.Фраза « Жизнь — это грех без Бога» принадлежит:
е) +A. Камю;

33.Автор работы «Человек в поисках смысла»?
е)+Франкл.

34.Кому из ученых ХХ века принадлежит следующее высказывание: «Мы должны также заботиться о том, чтобы научное абстрактное мышление не распространялось на другие области, в которых оно не приложимо»?
е)+ Бор.

35.Перечислите пограничные ситуации по Ясперсу:
а) +смерть, любовь, вина, страдание;

36.Кто из мыслителей-гуманистов ХХ в. обосновал концепцию «благоговения» перед жизнью?
а)+ Швейцер;

37. Ж.Деррида предлагает в своей философии:
в)+ Деконструкцию европейской культуры;

38.Организации знания общества по типу «дерева» Ж.Делез противопоставляет организацию знания по типу
в)+ корневища;

39.Один из перечисленных физиков начала ХХ в. объявил об исчезновении материи.
с)+ Мах;

40.Автор теории «археписьма» в постмодерне:
а)+ Ж. Деррида;

41.Кто написал книгу “Иметь или быть?”:
с) Э.Фромм;

42.“Творческий порыв” является понятием введеным:
а) +А.Бергсоном;

42. Человек играющий” – определение:
а)+ Хейзинги;

43. Автор произведения «Бытие и время»:
с) +М.Хайдеггер;

44.Произведение К. Ясперса:
в)+ « Духовная ситуация времени»;

45. Произведение Ж.П. Сартра:
с) +«Бытие и ничто»;

46. Произведение А.Камю:
д) +«Бунтующий человек»;

47. Автором произведений «Или — или», «Понятие страха», «Болезнь к смерти».
а)+ Кьеркеггор;

48. Автором произведений «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».
а)+ Ф. Ницше;

49.Представителем религиозного экзистенцианализма является:
а) +К. Ясперс;

50.Представителем религиозного экзистенцианализма является:
с) +М.Хайдеггер;

51.Кто автор работы “Закат Европы”:
е)+ О.Шпенглер.

52. Персонализм- это учение о :
д)+ Личности как высшей духовной ценности;

53. Архетип-это:
е)+ Исходные составляющие человеческой психики.

54. Марксизм и психоанализ соединил в своих работах:
с)+ Э. Фромм;

55. Эмпириокритицизм:
а) +субъективно-идеалистическое направление в теории познания;

56. Критерий научной рациональности теории по К.Попперу:
в) +принципиальная опровергаемость;

57.Назовите представителей философии позитивизма:
в) +О.Конт, Э.Мах,Р.Авенариус;

58. Понятие парадигмы ввел:
е)+ Т. Кун.

59. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в….
с) +экзистенциализме

60. Позитивизм- это философское направление:
с) +отрицающее философию как самостоятельную науку;

61.Перечислите основные экзистенциальные категории:
а)+ ответственность, одиночество, выбор, любовь, бытие-в-мире;

62. Какая форма анализа исторического развития общества была разработана К. Марксом:

д)+ формационный;

Отечественная философия

1.Кто из перечисленных мыслителей относится к казахским просветителям
а) +Абай Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин;

2. Автор «Слов назидания»:
а)+ Абай Кунанбаев;

3.Философия этого мыслителя представляет собой спекулятивную теологию
а) +Шакарим;

4.Кто всю жизнь искал “Жеруик” (землю обетованную):
а)+ Асан кайгы;

5. Казахский просветитель, сторонник “географического детерминизма”:
а) Ш.Уалиханов;

6. Представитель религиозной философской антропологии:
с) +Ш.Уалиханов;

7. Назовите основной философский труд Ш. Кудайбердиева.
с) +«Три истины»;

8. Просветитель – деист — по философским убеждениям:
а)+ Шакарим;

9. Просветитель, призвавший народ к интенсивным методам ведения хозяйства:
в)+ А.Байтурсынов;

10. Видный исследователь проблем диалектической логики:
а) +Ж.Абдильдин;

11.“Три истины” Шакарима:
а) +научное знание, религиозное откровение, совесть;

12. Видный исследователь проблем человека в казахстанской философии:
а)+ К.Абишев;

13. Видный исследователь творчества Аль-Фараби:
а) +А.Касымжанов;

14. Казахстан относится:
с) +Евразийской;

15. Автор произведения «Оян, казах»:

г)+ Мыржакып Дулатов;

Русская философия

1.Представителями какого направления были русские философы Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский?
е)+ космизм.

2.Кто писал, что цель жизни есть самосовершенствование?
в)+ Толстой;

3.Автор произведения «Русская идея»
а)+ Н. Бердяев;

4. Представитель персонализма в русской философии
с)+ Н. Бердяев;

5. Представитель западников в русской философии:
а)+ П.Я.Чаадаев;

6. Философия всеединства В.С.Соловьева исходит:
а)+ Из единства Бога и Мира;

7. За общинное развитие Российского общества выступали:
а) +славянофилы;

8.Основное понятие в философии А.Н.Бердяева:
в) свобода;

9. Роль солнца в возникновении и развитии жизни на планете показал:
а)+ А.Л. Чижевский;

10. Автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»:
а)+ А. Радищев;

11. Автор произведения «О воспитании»:
а)+ А. Бестужев;

12. Русские философы экзистенцианалисты:
е)+ Н.А.Бердяев, Шестов.

13. В терминологии В. Соловьева понятие София-мудрость-это:
а)+ вечная божественная идея, «душа мира», связующее звено между Творцом и творением;

14. В терминологии В. Соловьева понятие Историсофия -это:
в)+ соединение человека с Богом в масштабах всего человечества;

15. В терминологии В. Соловьева понятие правда-это:
с)+ реализация христианского идеала;

16. Современный российский мыслитель в поиске способа ненасильственных действии стал автором строк: «мораль – дополнительный мотив к обязанностям, мотивированных и без морали»:
в) +Гусейнов,

17.В своём богословии О.П. Флоренский использует принцип…
е) +антиномизма.

18. Ключевым моментом философских рассуждений Н.Бердяева является:
а)+ антроподицея;

19.Основной тезис философии западников – это:
в) +неизбежность развития России по западному пути;

20. Укажите особенности русской философии, ее отличие от западной:
а) +Религиозное реформаторство, правдоискательство, богоискательство, нравственный элемент — основа философии;

21.Назовите представителей религиозной философии России 19 в:
в) +Соловьев;

22. Категория человека в философии Н. Бердяева, ее особенности:
а)+ Человек преобразует мир в соответствии с принципами свободы и творчества;

23.Какая форма анализа исторического развития общества была разработана Н.А. Данилевским, О. Шпенглером, А. Дж. Тойнби:
в) +культурологический;

24. Какое название получила концепция Теяр-де-Шардена и Н.И. Вернадского?
а) +концепция ноосферы;

Теоретическая философия

1. Герменевтика- это:
в) +Искусство и теория толкования текстов;

2.Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это точка зрения:
а)+ Марксизма;

3. Истина есть внутренне согласованная система знаний. Точка зрения:
а) +когерентной теории;

4. Ценностный аспект истины выражает:
а) +аксиология;

5. “Правда” есть эквивалент истины в аспекте:
а)+ этическом;

6. Сознание – это:
а) +высший уровень психической активности человека;

7. Интуиция – это:
в)+ непосредственное постижение истины без всякого обоснования;

8.Укажите закон диалектики:
д) +закон перехода количественных изменений в качественные различия;

9. Укажите диалектическое понимание отрицания:
д) +отрицание — как момент связи, как момент развития с удержанием положительного;

10.Укажите гносеологическую позицию диалектики:
д) +целое — это устойчивая система взаимодействующих элементов;

11. Что называют отрицанием в диалектике:
д) +«снятие» старого качества с сохранением количества;

12. Укажите закон диалектики:
д)+ закон отрицания отрицания;

13. Что можно отнести к производительным силам общества:
в)+ люди и средства производства;

14.Сферы материи:
е) +биосфера, ноосфера, космос.

15.Материалистическое осмысление бытия:
в) +объективная реальность, данная нам в ощущениях;

16. Суждение, являющееся правильным с позиции материалистической диалектики:
с) +пространство и время – формы бытия материи;

17. Материя определяется как:
в)+ категория для обозначения объективной реальности;

18.Верное определение бытия:
с)+ абстрактное понятие для обозначения многообразного материального и духовного мира;

19.Диалектическое определение материи:
с) +материя — это существующая независимо от человека и отражаемая его сознанием объективная реальность;

20.Понятие движения отражает:
в)+ изменение вообще;

21. Каково взаимоотношение сознания и языка (речи) с позиций диалектики:
д)+ Сознание и язык(речь)возникают одновременно в процессе эволюции человека;

22.Формами логической ступени познания являются:
д)+ понятие, суждение, умозаключение;

23.Философское определение понятия «цивилизация»:
е) +цивилизация – это ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.

24.Концепция, признающая обязательность причины движения, называется:
е) +детерминизм.

25.Феноменология — это учение о:
а)+ феноменах;

Социальная философия.

1.Укажите суждение в котором верно отражена сущность творческого мышления:
с) +творческое мышление – это процесс при котором осуществляется выход за пределы уже известного знания и создается то, чего не было ранее в опыте;

2. Укажите правильную формулировку закона соответствия производительных сил производственных сил производственным отношениям:
е) +Производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил общества.

3. Совокупность тех связей и отношений людей, которые самодостаточны для их жизнедеятельности называется:
с)+ обществом;

4.Историческая общность людей, возникшая в период развития капиталистических отношении:
с) +нация;

5. Учение, в котором превозносится достоинство человека:
е)+ гуманизм.

6. Согласно трудовой теории антропосоциогенеза, на формирование человек повлияли:
в)+ Орудийная деятельность, речь и мышление;

7.Фундаментальная характеристика человека в философии экзистенциализма:
а) +Чувственность;

8. Социальное время обозначает:
с)+ Интенсивность исторических событий;

9. Кто впервые в мировой науке заговорил о пагубности роста населения:
а)+ Мальтус;

10. Первая ступень цивилизации:
в) +аграрная цивилизация;

11. Абсолютизация биологических факторов жизнедеятельности человека происходит:
а)+ в социал-дарвинизме;

12. Нацию образуют в геополитическом смысле:
а) +проживающие в той или иной стране граждане;

13.Религия играет главнейшую роль:
а) +в аграрной цивилизации;

14. Личность есть:
а)+ мера социальности человека;

15.Какая из перечисленных не относится к глобальной проблеме человечества:
в)+ продовольственная;

16. Назовите метод социального прогнозирования:
с)+ экспертные оценки;

17. Что изучает футурология?
е) +будущее.

18. Укажите метод социального прогнозирования:
е) +экстраполяция.

19. Субстратом социальной жизни является:
д) +индивид;

20. Человека как «дырку в бытии» определил:

а)+ Ж. П. Сартр

Самые популярные статьи:

  • Одним из сильнейших по действию и наиболее распространенным химическим загрязнением является загрязнение тяжелыми металлами. К тяжелым металлам относя …

«>Тяжелые металлы — загрязнители природной среды
Утренняя гимнастика – это целый комплекс упражнений, выполнение которых после сна дает заряд энергии и позитивное настроение на весь день. …

«>Экология | Вопросы с ответами
Опасные болезни XXI века — в статье разберем самые опасные заболевания современности. …

«>Опасные болезни XXI века
Экспо-2017 Астана — планируемая специализированная международная выставка, признанная Бюро международных выставок (МБВ), которая состоится в казахстан …

Источники:
  • http://www.solecity.ru/philosophy/montegne
  • http://studfiles.net/preview/4631265/
  • http://yznaika.com/notes/468-philosjph