Меню Рубрики

С точки зрения медицины способность с

Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. И дело не только в том, что в ситуации глобальных кризисов — экологического, демографического, геополитического, этнического и нравственного, с одной стороны; и беспрецедентных темпов изменений и развития новых структур и элементов, в частности, за счет технико-технологических достижений, значительно усложняющих условия жизни людей, с другой, осуществляется сильный прессинг на человека многих и разных сил, вызывающих психические напряжения, стрессы, и, в результате, — увеличение специфических заболеваний.

В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия здоровья. Многообразие взглядов на сущность понятия здоровья и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно.

Мы остановимся на некоторых определениях и существующих принципиальных подходах к трактовке этого понятия.

Большая Советская Энциклопедия даёт следующее определение: «Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержания состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Определение это не представляется исчерпывающим и достаточно удовлетворительным. Во-первых, потому, что оно слишком общо и основывается на имеющем относительный характер понятии, как «благополучие». Во-вторых, в рамках данного определения здоровый человек рассматривается по существу как статичная система. Между тем человеческий организм находится в постоянном изменении и развитии, причем эта динамика — одно из необходимых условий физического и душевного здоровья. По мнению СВ. Попова определение, данное ВОЗ изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врождённые или приобретённые) физические дефекты, даже в стадии компенсации. Г.Л. Билич, Л.В. Назарова дополняют определение ВОЗ двумя факторами: «здоровье — это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

Столь широкое определение здоровья является несколько спорным, так как социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием. Вообще, понятие «здоровье» является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропологических, клинических, физиологических и биологических показателей, определяемых с учетом поло -возрастных факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье характеризуют не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние противоположное болезни, оно может быть связано с ней различными переходными состояниями и не иметь четких границ.

Академик В.П. Казначеев определяет здоровье индивида как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития психических, физиологических, биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Включенное в определение понятие оптимальной трудоспособности не предполагает автоматически соответствующего высокого уровня реализации этого вида способности человека, его экономической, в том числе производственной, дееспособности и, более того — активности в аспекте поискового поведения в сфере общественного производства.

Академик Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

Конкретная направленность индивидуального смысла жизни всегда приобретает форму идеалов и долга, сколь бы ни было индивидуально их конкретное содержание, всегда выражающие общие аксиологические черты культуры, которую вынужден ассимилировать индивид. Между смыслом жизни, выраженным в идеалах и определенном понимании долга, с одной стороны, и витальной структурой, с другой стороны, вклинивается в качестве опосредующего еще одно структурное звено всякого человеческого характера, которое названо концепцией идивидуальности. Концепция индивидуальности включает в себя определенное решение проблемы бессмертия, модель здоровья и понимание соотношения души и тела.

Рассмотрим основные моменты личностной модели здоровья, предложенной В.Ф. Сержантовым и А.А. Корольковым.

Структура данной модели здоровья представлена как: а) отношение к собственному телу; б) личностное понимание существа здоровья и целей его сохранения; в) знание законов функционирования организма и степень волевой регуляции; г) индивидуальное отношение к болезням (степень развития способности к поиску, активному выходу из состояния болезни); д) выраженность личностных установок (мотивов) в ходе выздоровления.

Все эти моменты взаимосвязаны и характеризуют личностную модель здоровья в совокупности некоторых основных ее проявлений. Прежде всего, в отношении к своему собственному телу. Чем оно определяется? Число факторов такого отношения многообразно и характер их у разных людей несколько различен, но одной из главных детерминант этого отношения является определенное понимание проблемы смерти и бессмертия, и индивидуальная структура интенции бессмертия. Проблема смерти и бессмертия имеет много разных решений, однако все они могут быть разделены на два основных способа. Первый способ решения данной проблемы основан на разделении человека на тело и дух, что в психологии получило название психофизиологической проблемы. Такое решение проблемы обычно обозначается как идеалистическое, религиозное. Второй способ решения проблемы смерти и бессмертия — это материалистическое решение.

Интенция бессмертия есть не что иное, как проявление особой целеустремленности человека и тем самым его высокой жизнестойкости вообще. Феноменологически интенция бессмертия находит свое выражение в такой презумпции поведения и жизни человека, когда последняя мыслится как бесконечно во времени длящаяся.

Стратегия и тактика отношения к своему телу не безразличны к действительному его функционированию, т. е. к тому, что выражается в понятиях здоровья и болезни. Само отношение человека к своему телу имеет существенное мировоззренческое — философское или религиозное опосредование. Существенный момент рассматриваемого отношения есть манифестация (выявление) индивидуальной интенции бессмертия. Но интенция бессмертия приходит в противоречие с тем фактом, что человеческий индивид есть конечное, смертное существо. Поэтому для разрешения этого противоречия создаются человеческой культурой концепции бессмертия. Наиболее доступной сознанию человека является концепция индивидуального бессмертия как бессмертия души и ее обособленной, но благополучной жизни после смерти, связанной с разрушением тела. Эта концепция составляет содержание первобытного анимизма, всех религий и части идеалистических философских систем. Данное представление в качестве своей предпосылки имеет психофизиологический дуализм.

Материализм исключает концепцию индивидуального бессмертия. Личность, поднимающаяся на уровень сущностных сил человека, т.е. таких функций, как познание мира и себя, преобразовательная творческая деятельность, всечеловеческая социабельность (альтруизм, братство, справедливость, любовь), не может иметь в качестве доминирующей интенции стремление к самосохранению любой ценой и при любых условиях. Доминирующим моментом в интенции бессмертия такой личности будет направленность, исходящая из высшего развития когнитивно-праксеологической и социабельной функций. Такой человек видит личное бессмертие в своих социально значимых делах и в своей бессмертной славе среди людей, в памяти поколений своего народа (духовное бессмертие) и в своих потомках (физическое бессмертие). Атеистическая концепция бессмертия состоит в признании когнитивно-праксеологической и социабельной функций человека, признание их сущностными силами человека, в котором представлено высшее развитие природы человека; и истинное бессмертие — это бессмертие его дел, его духа, понимаемое как социальная преемственость бесконечного ряда поколений человечества.

Отношение человека к своему телу, особенно отчетливо проявляющееся в экстремальных ситуациях, является не частным моментом, не случайной и ни с чем не связанной чертой, а существенным проявлением структуры личности, чертой, которая мировоззренчески опосредована. Эта существенная личностная особенность индивида с учетом знаний человека о своем теле и способности к волевой регуляции своей жизнедеятельности определяет и другие особенности, которые включены в понятие личностной модели здоровья, т.е. выраженность личностных мотивов выздоровления и способность к активному выходу из состояния болезни.

Иную трактовку понятия здоровья предлагают С.Я. Чикин и Г.И. Царегородцев. «Здоровье как «состояние полного физического и социального благополучия» (Устав Всемирной организации здравоохранения) зависит от сложного взаимодействия между организмом человека и социально-экономическими, биологическими, природно-экономическими и рядом других факторов. Здоровье — это такое состояние, когда человек, может оптимально осуществлять все общественные и биологические функции, присущие ему как социально-биологическому существу. Здоровье является выражением и проявлением целостности индивида. Это не сводится лишь к физическому состоянию, а предполагает одновременно психоэмоциональную уравновешенность, т.е. психическое здоровье. В этой связи уместно подчеркнуть, что английское слово «здоровье» (healht) происходит от англо-саксонского слова «whole» — целый. Состояние здоровья населения врачи оценивают по ряду основных комплексных показателей: заболеваемости, нетрудоспособности, смертности, физическому и психическому развитию и др.». В связи с определением понятия «здоровье» указанные авторы рассматривают также содержание понятий «норма» и «болезнь».

В работе П. Пенчу, 3. Павдид и Ю. Дорованту «Санитарное просвещение как комплексная научная дисциплина» в основе трактовки понятия «здоровье» лежит определение, содержащееся в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения. В понимании данных авторов здоровье считается качеством жизни, предполагающим диалектическое взаимодействие и взаимозависимость между физическим состоянием индивидуума, его психическими проявлениями, эмоциональными реакциями и социальной средой, в которой он живет. В этом смысле три компонента здоровья относятся, с физической точки зрения, и к структуре и хорошему функционированию организма, а с психической и социальной точки зрения — к модели поведения личности, приспособленной к гармонично интегрированному комплексу отношений и влияний между личностью и обществом. Как здоровье и гармоничное развитие организма, так и заболевание зависит от эндогенных и экзогенных факторов.

Понятием, противоположным здоровью, является понятие «болезнь», которое определяется как «процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующееся понижением приспособленности живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, снижением на время болезни трудоспособности человека и выражается в возникновении побочных (неадекватных) реакций».

Из этих определений, которые мы привели почти в полном объеме с целью сохранить как можно больше содержательно-смысловых нюансов каждого из них, видно, насколько они различны. Но вместе с тем, в каждом из них содержатся общие для всех положения. Первое — это то, что здоровье характеризуется как состояние. Второе — подчеркивается обусловленность здоровья внутренними и внешними факторами и в первую очередь, социальными. И третье — отмечается качественно-количественная степень здоровья как состояние уравновешенности организма со средой.

Таким образом, в отечественных исследованиях преобладает либо имплицитное определение здоровья как отсутствие объективной болезни, прямо вытекающее из биомедицинской модели, либо ориентация на определение ВОЗ, в центре которого находится понятие субъективного благополучия, т.е. отсутствие субъективной болезни.

Здоровье и способы его сохранения (и развития) небезразличны к структуре личности. По-другому и не может быть, ибо структура личности есть система высших уровней интеграции индивида. Поскольку такие уровни связаны с общественно значимыми ценностями, то само здоровье оказывается ценностью. Ценностью в том смысле, что всякий человек рассматривает его как наиболее желаемое и ни с чем не сравнимое состояние, но и в том смысле, что здоровье как ценность принимает надличностную форму, зависимую от функционирующих в данном обществе систем ценностей, основу которых составляет мировоззрение. Этим определяется еще одна функция философии здоровья — быть интегрирующим началом в структуре личности, обуславливая все ее направления.

Читайте также:  Эффективные капли для глаз для остроты зрения

Отечественные авторы ориентированы в определении и болезни, и здоровья на модель адаптации (Ю.А. Александровский употребляет термин «психическая дезадаптация», Ф.Б. Алмазов — «психическая средовая адаптация», Ф.В. Березин — «психофизиологичекая адаптация», Г.А. Балл — «психическая адаптация», П.С. Граве, Н.Л. Коновалова, А.А. Начальджан — «социально-психологическая адаптация» и др.). Адаптация соотносится с реакциями или структурными изменениями в организме, через расстройство вновь приходящего к внутреннему равновесию и равновесию со средой. Адаптированные реакции или изменения направлены на выживание организма и эффективное функционирование в конкретном окружении. Поскольку адаптация может быть определена в терминах объективных характеристик среды, эта концепция имеет биологическую основу.

Под психической адаптацией следует понимать процессы и явления, происходящие на уровне психической деятельности, возникающие в процессе решения задач, связанных с проблемными психическими ситуациями. «Изучения феномена психической средовой дезадаптации, исходят из известного предположения, что в многомерном пространстве многообразных факторов, определяющих взаимодействие личности и среды, полностью адаптирован может быть лишь абстрактный человек, тогда как реальные люди вынуждены постоянно тратить силы на преодоление разного рода затруднений, угрожающих их стабильному состоянию». С позиции экзистенциального подхода, никто не может принуждать человека к трате сил, а «стабильное состояние» для него обозначает прекращение духовного роста и развития личности.

Попытка человека адаптироваться к социальному окружению может быть связана с флуктуациями в состоянии здоровья. Однако многие нежелательные виды поведения, имеющие и определенную конституционально-биологическую основу — переедание, алкоголизация и наркотизация, даже ювенильная делинквентность и различные невротические проявления — вполне могут рассматриваться как вид адаптированных реакций в современном мире.

«Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, — считает Ю.П. Лисицын. — Оно — состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Подход к здоровью как состоянию, не сводящемуся к отсутствию болезни, получил название позитивной концепции здоровья (Г.И. Царегородцев,; А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев и др.). Ее развивают А.В. Сахно, О.И. Даниленко, В.В. Горинов и др. Концепция А.В. Сахно основана на аксеологическом подходе и характеризуется выделением наряду с психическим здоровьем, здоровья морального. Последнее определяется как иммунитет к различным видам социального зла, нравственная чистота поступков и помыслов и т.п. О.И. Даниленко говорит о душевном здоровье как не о медицинском, а философско-психическом понятии. Он основывается на представлении о душевных заболеваниях, называя их противоположным полюсом континуума невроз, а промежуточной точкой — депрессивные состояния. Психические болезни, за исключением истерических психозов, исключаются из понятия душевных болезней, однако включают в себя задержки психического развития и расстройства личности. Обе концепции содержат культурально-историческую «ось» рассмотрения здоровья, а концепция О.И. Даниленко — ещё и «ось» жизненного цикла. В.В. Горинов, основываясь на психодинамических моделях, выделяет в качестве признаков психики здорового человека свободу, независимость, активность личности в различных социально-психологических ситуациях.

Из приведённых определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных, социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Опубликовано в журнале по прикладной эстетике
«Новости эстетики» вып.№4 2015 год.
Автор: Дин Светлана

Стремление людей оставаться молодыми и красивыми естественно. Эликсир молодости искали еще средневековые алхимики, поиски средств и способов, продляющих молодость, не прекращались во все века и продолжаются сегодня.

Несмотря на то, что эликсир молодости так и остается мечтой, в процессе его поиска были найдены различные способы сохранить красоту и здоровье или хотя бы скрыть следы увядания. Со временем не поспоришь, с годами появляются морщинки, отекают и становятся не такими эластичными веки, овал лица постепенно утрачивает свои четкие очертания…. Физиологические изменения, к сожалению, остановить пока не удается. Тем ни менее их можно замедлить, в том числе и используя методы китайской медицины.

Одним из замечательных качеств китайской медицины является то, что она позволяет предсказать заболевание, не дать ему развиться, устранив причину. Эта ее профилактическая составляющая очень востребована в эстетике лица и тела. Возрастные изменения внешности постепенно начинаются со снижения энергетики органов, ускоряясь болезнями. Красота теряется из-за постепенного подтачивания здоровья: морщины, отеки, сосудистая сетка на лице и ногах и т.д. – все это — выражение сбоев в работе систем организма. Костно-мышечные изменения в теле могут возникать независимо от работы внутренних органов (падения, ушибы, переломы, эмоциональные всплески и т.д.), тело приспосабливается к новым условиям бытия (срабатывает компенсационный механизм), обычно вовлекая и органы. Или же наоборот – заболевания органов приводят к изменениям в мышцах и костях.

Сравнивая восточную и западную медицину, врачи-западники, практикующие китайскую акупунктуру, отмечают только одну точку соприкосновения – пациента. Даже одинаковые названия внутренних органов их не сближают, так как западная медицина упор делает на анатомическое строение и механические функции, в китайской же рассматриваются в единстве как анатомическое строение органа, так и его эмоциональная и ментальная составляющие. Поэтому в западной литературе органы китайской медицины часто пишут с большой буквы.

Основные постулаты китайской медицины

Китайская философия и медицина в своей основе имеют три главных составных части, «три кита»: концепцию Ци, концепцию Инь-Ян и теорию У-син.

Концепция ЦИ

Концепция Ци пронизывает всю китайскую философию. Китайцы считают, что Ци – это все, что окружает человека: материальное и нематериальное. Поэтому европейцу очень трудно было перевести, что же такое «Ци». Это слово переводили как «жизненная энергия», «материальная сила», «материя», «эфир». Дело в том, что Ци находится в состоянии постоянного течения и в различных агрегатных состояниях. Когда Ци конденсируется, энергия трансформируется и переходит в физическую форму; когда Ци рассеивается, она порождает более тонкие формы материи.

Применительно к медицине Ци является материальным и психо-духовным основанием человеческой жизни. Тело и душа – лишь формы Ци. Все остальные жизненные субстанции являются проявлением Ци различной степени материальности от вполне материальных (например, Кровь), до полностью нематериальных (например, Разум – Шэнь).

На уровне антропологическом Ци обозначает некий наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением. Чтобы отличать Ци человека от от окружающего его пространства, ее называют «внутренней» или «истинной» Ци. Истинную Ци можно разделить на наследственную и приобретенную. Наследственная (Изначальная, Пред-небесная, Юань) Ци передается по наследству от родителей, находясь еще на стадии эмбриона. Приобретенная (Пост-Небесная) Ци образуется в теле в процессе жизнедеятельности организма сразу же после рождения.

Приобретенная Ци постоянно пополняется с помощью еды, питья, воздуха. Этим объясняется способность человека ежедневно восстанавливать свои силы.

Наследственная Ци представляет собой запас жизненных сил, переданных от родителей и, в большой мере, определяет продолжительность жизни. Этот вид Ци поддерживается за счет Приобретенной Ци, растрачивается при недостатке Приобретенной Ци. Поэтому Наследственную Ци надо всячески сохранять. Именно уменьшение Наследственной Ци влечет за собой возрастные изменения внешности, ускоряет старение организма. И неслучайно основными причинами, снижающими продолжительность и качество жизни, китайская медицина считает заболевания, особенно хронические, и физическое или интеллектуальное переутомления, при которых растрачивается Наследственная Ци организма.

Изначальная Ци (Юань Ци) зарождается в Почках. Там же располагается Огонь Врат Жизни (Мин Мэнь), являющийся физиологическим огнем, обеспечивающим организм теплом, необходимым для всех видов функциональной активности. Чем больше Ци в Почке, тем жизнеспособнее человек, поэтому ей уделяется так много внимания в китайских практиках.

Концепция Инь-Ян

Концепция Инь-Ян является одной из основополагающих концепций китайской философии и медицины. Она некоторым образом близка по смыслу к закону Единства и борьбы противоположностей в западной философии. Инь и Ян представляют собой противоположные и дополняющие друг друга качества. Инь всегда содержит в себе семя Ян и наоборот, что полным образом отражено в известном нам символе — Монаде. Этот символ еще в Китае называют Верхним пределом (Тай цзи), олицетворяющим взаимозависимость Инь и Ян.

Инь может трансформироваться в Ян, а Ян – в Инь. Философская школа, которая развила теорию Инь-Ян до высокого уровня называлась Школой Инь-Ян и была сформирована во времена Сражающихся царств в 476-221 гг. до н.э. Вероятно, изначально концепция Инь-Ян зародилась в результате наблюдений крестьян за сменой дня и ночи. День соответствует Ян, ночь – Инь. Следовательно, к Ян относятся деятельность, свет, Солнце, яркость, Юг, Восток (солнце всходит на востоке), тепло, разреженность, подъем. Инь соответствуют ночь, отдых, спокойствие, Луна, тень, Запад (солнце заходит на западе), Север, холод, плотность, спуск.

Хотя Инь и Ян являются противоположностями, но они не могут существовать друг без друга, постоянно находясь в состоянии динамического баланса, в результате движения сменяя друг друга: ночь сменяет день, времена года сменяют друг друга. Не может быть активности, если не было отдыха, не может быть сжатия без расширения, не может существовать энергии без материи… Ослабление Инь ведет за собой увеличение Ян и наоборот. Инь и Ян являются противоположными агрегатными состояниями вещества, так при нагревании воды (Инь), образуется пар, который поднимается вверх (Ян).

Однако, противоположность Инь и Ян относительна, так как не существует абсолютно полного Ян и абсолютно полного Инь. Так например, в соответствии с китайской диетологией овощи в целом являются Инь, а мясо – Ян. Однако, внутри каждой категории есть различные степени качеств Инь и Ян. Так, например, курица по отношению к капусте будет Ян, однако, по отношению к мясу ягненка – Инь.

Теория У-син

Третья наиважнейшая часть китайской философии и медицины – теория У-син (теория Пяти Первоэлементов). Теория У-син зародилась приблизительно в те же времена, что и теория Инь-Ян. С появлением этих теорий китайские целители больше не искали сверхъестественных причин болезней. Они стали изучать Природу, определяли синдром и объясняли болезнь.

Пять элементов: Дерево, Огонь, Металл, Земля и Вода являются основными составляющими, из которых создан окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования.

При помощи этих пяти элементов, их взаимодействий восточная философия описывает Вселенную и все протекающие в ней циклы. Буквальный перевод слова «элемент» — это нечто стабильное, неподвижное, но китайское слово «синь» означает движение и перемены, поэтому более точный перевод – «пять стихий» («У» — переводится как «пять»).

Эти пять элементов находятся в циклической взаимосвязи, чем объясняются функциональные процессы, происходящие в природе, в человеческой жизни. Все явления мира укладываются в представление о пяти первоэлементах. Модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации – от вращения планет до работы внутренних органов.

Эти пять элементов и человеческая культура сплетены друг с другом сложной паутиной. В соответствии с этими принципами велись государственные и общественные дела, строились дома и города, определялось время свадеб и зачатий, время посева и жатвы. И также совершенствовались методы сохранения здоровья. Человек в ходе своей жизни проходит циклы, подобные временам года.

Читайте также:  Дальнозоркость это зоркость зрения или дефект оптики

Дерево. Начало жизни – рождение. В годовом цикле – это весна с ее бурями. В мире растений зеленый побег символизирует начало нового цикла роста. Дерево – это элемент, которому свойственны эластичная упругость и безудержное стремление ввысь.

Огонь. К этому элементу относится детство и юность, горящий интерес и любопытство, способность восхищаться и фантазировать. В суточном цикле Огонь символизирует полдень, а в годовом – лето, наполненное теплом и зноем.

Земля. Человек находится в зрелом возрасте, все вокруг созрело и укоренилось, все на своем месте. Послеполуденное время, позднее лето, напоенное влагой, золотисто-желтый свет и покой.

Металл. Человек стареет, его волосы седые. В жизни начинается период, когда пожинаешь посеянное. С этим элементом связаны вечерние сумерки и осень, как период жатвы.

Вода. Цикл завершается, человек находится в старческом возрасте, приближается конец жизни. Темная ночь, становится холодно, все живое исчезает, чтобы вновь возродиться в воде и потом весной прорасти новой жизнью.

Внутренние органы в теле человека соответствуют определенным элементам. Легкие и Толстый кишечник относятся к элементу Металл; Селезенка и Желудок – к элементу Земля; Печень и Желчный пузырь – к элементу Ветер; Почки и Мочевой пузырь – к элементу Вода; Сердце, Перикард, Тонкий кишечник и Тройной обогреватель – к элементу Огонь. По теории У-син можно проследить, как стимуляция деятельности каждого органа оказывает непосредственное влияние на течение всех внутренних процессов жизнедеятельности.

Наша цельность зависит от пропорций и ритма каждой из пяти фаз внутри нас, регулирующих бодрствование и сон, активность и отдых, возбуждение и торможение. Вот почему так важно достижение равновесия, что означает подвижность, разнообразие, умеренность и гармонию с собственными ритмами и потребностями.

Энергетическая структура тела в китайской медицине

Согласно китайской медицине, тело человека пронизывают десять парных каналов (симметричных с левой и с правой сторон), проходящие через внутренние органы: Легкие, Селезенку, Печень, Почки, Сердце, Тонкую кишку, Толстую кишку, Желудок, Желчный пузырь, Мочевой пузырь. Еще два парных канала проходят через виртуальные органы: Перикард и Тройной обогреватель. Перикард определяется, как оболочка Сердца, укрывающая его от воздействия наружных патогенных факторов. Тройной обогреватель включает в себя все внутренние органы тела. И еще два меридиана – впереди Жень-май и сзади Ду-май делят тело на две равные части.

Меридианы (каналы), проходя через органы, имеют свои ходы. Причем, различают поверхностный и внутренний ход меридианов. Схемы с изображением меридианов передают их поверхностный ход, дающий возможность через определенные точки воздействовать на организм. Внутренний ход меридианов пролегает внутри организма, через него происходит соединение меридианов с внутренними органами и между собой.

Ян и Инь-каналы соединяются между собой через соединительно-переходные точки (или ЛО-пункты). От ЛО-пунктов отходят коллатерали для соединения меридианов, представляющие собой сеть мелких горизонтальных ответвлений в поверхностной части тела в пространстве между основными каналами и кожей. Благодаря этим точкам осуществляется поверхностно-внутренняя связь двух внутренних органов и связанных с ними каналов. В поверхностно-внутренней связи находятся: меридианы Легких и Толстой кишки; Селезенки и Желудка; Сердца и Тонкой кишки, Перикарда и Трех обогревателей, Почек и Мочевого пузыря, Печени и Желчного пузыря. Благодаря этому воздействием на соединительно-переходную точку можно лечить и заболевания внутреннего органа, и поражения кожного покрова.

Все это составляет единую энергетическую сеть человека.

Итак, плотные внутренние органы: Легкие, Сердце, Селезенка, Печень и Почки, а также и Перикард, способные накапливать энергию, называются Инь-органами. А полые органы: Толстая кишка, Тонкая кишка, Желудок, Мочевой пузырь, Желчный пузырь, в которых в основном происходит перемещение веществ, являются Ян-органами. К Ян-органам относят и Тройной обогреватель, в функции которого входит контроль над перенесением и проникновением Ци и за переработку, перенесение и выведение жидкостей тела во всех полостях и органах. Значение Тройного обогревателя огромно еще и потому, что именно он является двигателем того, чтобы Юань Ци активизировала все физиологические функции тела и обеспечивала теплом для пищеварения и обработки пищи. Быть на поверхности и защищать – функция Ян, быть внутри и питать – функция Инь. Поэтому по спине проходят только меридианы Ян, а по грудной клетке – только меридианы Инь (за исключением меридиана Желудка).

Внутренняя часть туловища – грудь и живот относятся к Инь. Поэтому они могут повреждаться такими внешними патогенными факторами природы Инь, как Сырость и Холод.

Голова легко подвергается воздействию внешних патогенных факторов природы Ян, таких как ветер и Летний жар. Через точки головы можно укреплять энергию Ян организма.

Лицо – место, где начинаются и заканчиваются, связываясь между собой, все каналы Ян. Поэтому косметология в Китае, будучи тесно связанной с китайской медициной, рассматривает проблемы на лице совместно с проблемами в организме. Проводя процедуры на лице, китайские косметологи обязательно дополнительно воздействуют на определенные точки или зоны на теле.

Диагностические методы в китайской медицине

Казалось бы, диагностические методы китайской медицины (осмотр, опрос, пальпация, аускультация) весьма примитивны. Ни томографов, ни анализов на биохимию, ни УЗИ. Тем ни менее они не с худшей, а иногда и с лучшей точностью позволяют определить текущее состояние организма, спрогнозировать отрицательное развитие событий, пока человек еще не чувствует недомогания, и устранить их.

Старейшими методами диагностики в китайской медицине являются пульсовая диагностика и диагностика по языку.

Пульсовая диагностика, о которой стало известно еще в 5 веке до нашей эры, является классикой китайской медицины. И это неспроста. Ведь в Китае пациент платил лекарю гонорар не за лечение, а за здоровье. Известны случаи, когда со смертью высокопоставленного больного врача убивали. Особенно это касалось императора, к которому прикасаться было запрещено. Единственное, на что имел право врач – прикоснуться к лучевой артерии руки, прощупать пульс и сделать заключение о состоянии здоровья. Мера наказания за ошибочный диагноз и неправильно проведенное лечение явилось сильным стимулом для превращения пульсовой диагностики в высочайшее искусство.

Метод пульсовой диагностики основан на исследовании волновых процессов, отражающих функциональное состояние внутренних органов. Необходимо их определенное соотношение по силе удара, ритму, скорости и т.д. Отклонение от нормы этих показателей позволяет провести диагностику широкого спектра нарушений и изменений состояния систем организма. Интересно, что это исследование возможно проводить чуткими пальцами целителя, прикасающимися к лучевой артерии в области запястья на обеих руках пациента.

В организме человека все взаимосвязано, и если нарушается одна его система, то неизбежно происходят изменения во всем организме. Поэтому подтверждения правильно проведенной пульсовой диагностики всегда найдутся при осмотре языка пациента и наоборот.

В ходе диагностики состояния здоровья по языку обращают внимание на его размер, форму, цвет, величину, наличие налета, трещин, язв и звездочек и т.д.

Язык издавна считается индикатором состояния здоровья человека. Иногда его изменения появляются раньше всех других признаков заболевания. Например, в ходе диагностики по языку выясняется, что у человека Жар Желудка (красный язык с желтым налетом в средней части). Если вовремя не провести лечение, через некоторое время человек в самом деле почувствует дискомфорт в Желудке. Причем, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, это может вылиться не только в гастрит, но и в язву желудка, а на лице могут появиться воспаления.

Другой пример: человека беспокоит очень жирная кожа на лице, жирные, быстро пачкающиеся волосы. Скорее всего, доктор увидит отечный язык с белым вязким налетом, красную полоску по краям языка и сделает вывод, что необходимо убрать Сырость из организма, нормализовать функции Печени и Желчного пузыря.

Китайские врачи начинают осмотр больного еще до того, как тот заговорит. Наблюдают, какая у него походка, как он стоит, как садится. Обязательно обращают внимание на его телосложение, на манеру говорить, на тембр голоса. Показательны цвет лица, состояние волос и т.д. В древние времена считалось самым высоким диагностическим искусством и признаком превосходного доктора возможность поставить правильный диагноз, просто осмотрев пациента без всякой потребности задавать вопросы или пальпировать его. Еще в эпоху Мин была известна диагностика болезни по лицу «Сян-Мин — искусство чтения по лицу». Искусство Сян-Мин практиковалось великими мастерами, держалось в строжайшей тайне и передавалось устно самым одаренным ученикам.

Отражение дисбаланса органов и меридианов в коже лица и тела

В «Учении о болезнях кожи» считается, что здоровье и красота кожи в большой степени зависят от притока крови к поверхности кожи и нормального кровообращения.

При недостаточном кровообращении (недостаточность Ци и Крови) происходит нарушение кровообращения во всем организме. А именно кровь доставляет коже необходимую для нее влагу, кислород и питательные вещества.

Сильное переутомление, сильное истощение, недостаточное поступление крови и кислорода в кожу, застой Ци Печени, многофакторный упадок сил организма, результатом в конечном итоге является нарушение нормальной циркуляции крови. Нормальный доступ крови нарушается, возникает застой крови в капиллярах кожи лица. В этом случае клетки кожи не получают приносимых с кровью питательных веществ, воды, кислорода, витаминов, микроэлементов, других элементов роста, теряют жизненную силу, после чего кожа становится сухой и грубой, а то и дряблой, приобретает нездоровый темный цвет.

Осмотр кожи является важным аспектом китайской диагностики. Обязательно отмечаются цвет, текстура кожи, кожных пор и волос на теле, а также выявление любых ненормальных проявлений на коже.

Цвет и состояние лица

Китайский косметолог обязательно обратит внимание на цвет лица клиента. В норме лицу должны быть свойственны «блеск» и «увлажненность». «Блеск» означает, что лицо должно быть блестящим и светящимся. В этом случае говорят, что в лице присутствует дух Шэнь, обозначающий хорошие жизненные силы. «Увлажненность» означает, что на лице присутствует Ци Желудка, то есть видно, что нет недостатка в жидкостях, и лицо хорошо увлажнено и упругое. Если китаец говорит кому-то, что у него или у нее хорошее Ци на лице, это означает высшую степень комплимента внешности.

Нормальный цвет лица должен иметь чуть красноватый оттенок, потому что лицо в целом отражает состояние Сердца. Красноватый оттенок свидетельствует о том, что Сердце в достаточной мере обеспечено кровью. Правда, нормальный цвет лица еще зависит от расовых отличий, поэтому будут присутствовать вариации нормального цвета лица у людей различных рас. Но блеск, увлажненность, красноватый оттенок должны присутствовать в любом случае, как атрибуты хорошего внешнего вида лица. Тусклый желтоватый оттенок указывает на Сырость, а яркий желтый цвет – на Сырость с Жаром.

Довольно часто можно наблюдать вокруг губ кожу зеленовато-желтого оттенка. Губы – «окно» Селезенки. Поэтому в данном случае это говорит о недостаточности Селезенки с Сыростью, внедрившейся из-за дисбаланса Печени.

В целом красный цвет кожи указывает на Жар. Если покраснение появилось внезапно и красный цвет яркий, это Полный Жар, например, прыщи, фурункулы.

Если покраснение развивается постепенно и красный цвет отличается тусклостью и сухостью, то это – Пустой Жар. Так, часто румянец в области скул на бледном лице является отражением Пустого Жара Почек (недостаточность Крови или недостаточность эссенции Почек). Почки считаются самым главным органом, потому что от их силы зависит репродуктивная функция организма, они хранят эссенцию – животворное родительское начало (Юань Ци). Почки принимают участие в образовании головного, спинного и костного мозга. Почки питают органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. Старение организма начинается с ослабления эссенции Почек. В китайской медицине существуют приемы, повышающие энергетику Почек, и таким образом, продлевающие жизнь.

Читайте также:  С точки зрения гедонизма смысл жизни состоит в том чтобы

Сухость кожи

Сухость кожи, волос, ломкость ногтей свидетельствуют о продолжительной недостаточности Крови. В восполнении Крови принимают участие такие органы, как Селезенка, Печень, Почки. Поэтому недостаток Крови свидетельствует о слабости одного или более перечисленных органов. Особенно часто это наблюдается у женщин.

Повышенная жирность кожи

Причиной повышенной жирности кожи западная медицина считает повышенную секрецию кожного сала из-за активности андрогенов. По китайской медицине жирность кожи обусловлена присутствием внутренней Сырости или Флегмы. Часто устранение данного патогенного фактора проводится одновременно с нормализацией работы желудочно-кишечного тракта, гармонизацией меридианов Желчного пузыря и Печени.

Воспаления на лице

Подростковая угревая сыпь, акне возникает в период полового созревания, когда кожа из-за гормональных всплесков становится очень уязвимой к проникновению внешних бактерий с патогенными факторами Ветра-Сырости, Ветра-Жара. Дальнейшее ее развитие, переход в хроническую форму связан с проникновением патогенных факторов глубже в каналы (чаще в желудочно-кишечный тракт – меридианы Желудка, Толстого кишечника, Тонкого кишечника). С позиций западной медицины эта патология желудочно-кишечного тракта находит свое выражение в виде дисбактериоза, гастрита и т.д.

Не заканчивающиеся или возникающие по окончании подросткового периода угревая болезнь, акнэ связаны с заболеваниями внутренних органов и довольно часто — с психоэмоциональными факторами, которые способствуют возникновению ряда заболеваний внутренних органов. Подобным образом кожа сигнализирует о неполадках в работе желудочно-кишечного тракта, а также о гинекологических проблемах, о проблемах в печени и желчном пузыре и т.д.

С точки зрения китайской медицины акнэ на лице в целом бывает обусловлено Сыростью – Жаром (соответствует воспалению на фоне нарушения обмена веществ). При длительных, хронических случаях всегда присутствует недостаточность энергии Ци (соответствует синдрому хронической усталости, эндокринным нарушениям). В тяжелых случаях, когда пустулы становятся очень большими и болезненными, причиной является Токсический Жар (активизация инфекционного воспаления). Если пустулы приобретают темно-фиолетовый цвет, это означает присоединение Стаза Крови (нарушение питания, трофики тканей, регенерации кожи).

Воспаления в верхней части туловища (лицо, шея, плечи) свидетельствуют о присутствии Сырости-Жара с преобладанием Жара, а в нижней части туловища – Сырости-Жара с преобладанием Сырости. При зуде подключается еще один патогенный фактор – Ветер.

Западная медицина для избавления от угревой сыпи, акне предлагает антибиотики и гормоны. В итоге эта проблема может сопровождать человека всю жизнь вместе с возникающими новыми проблемами из-за приема препаратов (сбои в работе желудочно-кишечного тракта, гормональные. ).

Методами китайской медицины можно очистить Жар, остудить и заставить двигаться Кровь, изгнать Сырость, убрать Ветер, гармонизировать состояние внутренних органов. Результатом будет чистая кожа.

Заболевания кожи

Методами китайской медицины успешно излечиваются кожные заболевания. Так, кератоз является утолщением кератина поверхностного слоя с отслаивающимися фрагментами. Они могут быть тонкими, белыми, серебристыми при псориазе или большими, похожими на рыбью чешую, при ихтиозе. Китайская медицина считает, что при хронических кожных болезнях сухие чешуйки обусловлены недостаточностью Крови, а при острых — Жаром. При Сырости — Жаре чешуйки маслянистые.

Экзема – довольно часто встречающееся заболевание. В современной китайской медицине это заболевание называют «сыпь сырости». То есть, имеется в виду обязательное присутствие Сырости, даже если нет мокнутия на коже. Обычно Сырость сочетается с Жаром. Острая экзема характеризуется интенсивным зудом, везикулами, покраснением, отечностью кожи, а хроническая — кожным зудом, отеком кожи, растрескиванием, шелушением, утолщением и огрубением. Хроническая экзема может быть влажной и сухой. Влажная экзема указывает на превалирование Сырости, а сухая – на превалирование Жара.

Крапивницу в китайской медицине называют «ветер, скрытый под сыпью», потому что и при острой, и при хронической крапивнице основным паттерном является Ветер в коже. Ветер в коже, как правило, проявляется интенсивным зудом, часто перемещающимся по всему телу.

Считается, что при острой крапивнице превалирует Ветер-Жар, который вызывает интенсивный зуд с внезапным началом и красные, быстро распространяющиеся высыпания. При хронической крапивнице Ветер может комбинироваться с недостаточностью Желудка и Селезенки и с Сыростью, что обуславливает склонность к пищевым аллергиям. В этом случае высыпания будут с прозрачным экссудатом, а зуд будет менее выражен.

Морщины и складки на лице

Привычка, сжав зубы, преодолевать жизненные невзгоды, создает мышечные зажимы и спазмы на лице и в теле. Это лишь малая толика того, как человек своими действиями и мыслями изменяет свою внешность. Вся эмоциональная жизнь человека находит отражение в возрастных изменениях его внешности. Особенно явно видно это на лице: в жевательных и мимических мышцах запечатлена реакция человека на жизненные события в виде бугорков-спазмов, заломов-морщин, выпуклостей-отеков. Причем сила спазмирующихся мышц настолько велика, что они способны тащить за собой связанные с ними кости: опускать на глаза лобную кость, сдвигать к носу скуловые кости, ощутимо подтягивать нижнюю челюсть к верхней, причем часто преимущественно с одной стороны больше, а с другой меньше…

Китайская косметология считает одной из основных причин появления морщин и складок на лице и шее психо-эмоциональную составляющую. В литературе отмечается: «5 видов душевного волнения (радость, гнев, беспокойство, печаль, страх) и 7 чувств (радость, гнев, печаль, страх, любовь, ненависть, половое влечение) могут проникать в мимические мышцы, запечатлеваясь на лице. C течением времени на этих местах формируются морщины.»

Выделяют образование динамических морщин в молодом возрасте из-за усиленной мимики (в частности, морщина «гордецов» при гневливости характера) и морщины старости в пожилом возрасте, чему способствуют также недостаточность крови и жидкостей в организме по причине слабости Селезенки, Легких и Сердца. Особо отмечается роль Печени в образовании морщин: «Печень ведает открыванием путей воды, свободным устремлениям души и способствует перевариванию и впитыванию. Как правило, печень накапливает неспокойные устремления души; грусть или волнение легко переходят в гнев, проходя в мимические мышцы, сокращают их, образуя в этих местах морщины. Печень без свободы оказывает влияние на Селезенку и Желудок и пути воды тройного обогревателя, которые в свою очередь влияют на образование секреторных жидкостей, крови и жидкостей организма. Мышцы лица без Ци, Крови, секреторных жидкостей, без увлажнения и питания легко рождают морщины.»

Также отмечается, что несбалансированное питание, голодание приводят к недостаточному питанию мышц лица, а, следовательно, к раннему увяданию кожи, возникновению морщин. К причинам преждевременного появления морщин относят переутомление как физическое, так и умственное, так как в этом случае увеличивается нагрузка на Селезенку и на Сердце.

Гиподинамия тоже способствует увеличению морщин, так как отсутствие физического движения затрудняет циркуляцию энергии Ци и Крови, препятствуя снабжению мышц и кожи всем необходимым.

Отечность на лице

Отечность на лице тоже является серьезной проблемой. Утренняя общая отечность лица является дисфункцией Печени. Это означает, что в организме присутствует Жар Печени, который восходит вверх (Жар, Огонь всегда стремятся наверх) и тащит за собой жидкость. При работающих лимфоузлах к середине дня отек сходит.

Казалось бы, безобидные ОРЗ, ОРВИ блокируют токсинами лимфоузлы, провоцируя образование отеков на лице и на шее.

Отечность век приносит немало неприятностей как визуальных, так и сигнализирует о наличии проблем с внутренними органами.

Так, долгое время существующий отек в районе бровей и верхних век образует нависшие надбровные дуги и нависшие верхние веки (усугубляемые нависающей лобной костью); на нижних веках, со временем собираются, образуя «мешки», концентрируясь в кисты. В итоге визуально увеличивается западение и уменьшение размера глаз.

Если рассматривать состояние органов и систем тела, то дряблость круговых мышц век в целом свидетельствует о недостаточности Селезенки. «Мешки» непосредственно под глазами на нижнем веке свидетельствуют о проблемах с Почками. «Мешки» чуть ниже нижнего века – о кишечных заболеваниях, а «мешки» еще ниже – о проблемах с мочевым пузырем. Методы китайской медицины для решения эстетических проблем Для решения эстетических проблем лица и тела основой акцент делается на устранение причин через нормализацию работы внутренних органов.

Ручные массажи тела и лица: китайский классический, туйна; акупрессура (надавливание на точки акупунктуры), акупунктура иглами, мануальный лимфодренаж тела, гуаша тела (массаж специальными скребками из рога буйвола), гуаша лица (деликатный массаж скребками из рога буйвола или из нефрита), прогревание полынными сигарами, массаж стоп, ванны, обертывания, маски, фитотерапия, китайская диетология, рекомендации по упражнениям гимнастики тайцзицуань – вот приблизительный перечень способов сохранения красоты и здоровья в Китае.

Религия, наука, жизнь

Интересно и познавательно

Любовь с точки зрения медицины

Для каждого из нас понятие «любовь» означает что то свое, для кого то боль, для кого то романтику, для кого то тепло домашнего очага. Мы привыкли рассуждать о любви как философской категории, рассматривать ее в призме психологических отношений, обращаться к ней как к одному из социальных факторов. Однако, давно известно, что черты характера, душевные порывы, как возвышенные так и низменные, эмоции, их сила и частота, напрямую связаны с физическим состоянием нашего тела и химическими процессами, в нем происходящими.

Возможно, переход из области метафизики в область наук более точных и «приземленных» поможет некоторым нашим читателям по-новому осознать свое состояние и легче пережить некоторые эмоциональные кризисы, ему сопутствующие.

Итак, что же такое любовь с точки зрения медицины? Какие механизмы запускаются в нашем организме? С точки зрения беспристрастной науки любовь – это набор химических реакций, происходящих в нашем мозгу. Есть несколько этапов любви. Рассмотрим их под микроскопом.

Первой фазой любви традиционно считается влюбленность. Главные гормоны, управляющие нами в этот момент – тестостерон и эстроген, под влиянием которых возникает желание постоянно видеть рядом объект своего обожания, пропадает сон и аппетит, отключается способность критически воспринимать реальность и логически анализировать достоинства и недостатки партнера. В мозгу бурно вырабатываются серотонин, норадреналин, допамин, которые приводят нас в состояние эйфории. Такая стадия может длиться от месяца до двух лет, и это хорошо, потому как постоянное пребывание мозга в состоянии стресса сильно истощает его.

На определенном этапе, пресытившись эйфорией, мозг начинает вырабатывать окситоцин и вазопрессин. Возникает чувство привязанности. Гормон окситоцин контролирует процесс оргазма. Чем больше секса у влюбленных, тем крепе их привязанность друг к другу. Количество же вазопрессина в организме неразрывно связано с верностью партнеру.

Проходит время, проходит и страсть. Со временем установившееся прочное чувство уже не требует активной гормональной подпитки. Их заменяют уверенность в своем партнере, уют, спокойствие и счастье.

Любите и будьте любимы, и пусть не смущают вас никакая физика и химия!

Источники:
  • http://www.meimi.ru/article/kosmetologicheskie-problemy-s-tochki-zreniya-kitayskoy-mediciny-1-87.html
  • http://fideviva.ru/lyubov-s-tochki-zreniya-meditsiny