Меню Рубрики

С точки зрения материалистической философии сознание это

1. Понятие и структура сознания. Сознание представляет собой фундаментальную научную, философскую и, в целом, мировоззренческую проблему. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сознание неразрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения, как человек. Отсюда следует, что конструктивное решение проблемы сознания играет определяющую роль в постижении проблемы человека.

В силу своей исключительной сложности и многогранности сознание является предметом интереса со стороны многих наук и вненаучных форм познания. Философия, используя и обобщая их достижения, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных проблем, как сущность, происхождение, функционирование и структура сознания, возможности и пути его познания. Вопросы эти с древности и до наших дней остаются дискуссионными, не имеющими однозначного решения.

С точки зрения философского идеализма сознание (дух) есть некая изначальная данность в мире, предстающая в виде субстанции — основы всех вещей и процессов. Сознание первично по отношению к материи. Сторонники дуализма (или психофизиологического параллелизма) рассматривают сознание и тело как независящие друг от друга начала и отрицают тесную взаимосвязь психических и физиологических процессов в организме.

В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это, в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время, не всеобщее. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи — человеческому головному мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем человек в единстве с системой — природной, социальной, культурной, в которую он включен как активно действующий элемент (Ф.В.Лазарев).

Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. С материалистической точки зрения, вторичность сознания рассматривается в трех аспектах:

  • 1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе её эволюции);
  • 2) психофизиологическом (сознание — функция головного мозга человека);
  • 3) гносеологическом (сознание — высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).

В современной философии и науке к числу наиболее перспективных относятся инструменталистские, интенционалистские и кондиционалистские программы исследования сознания.

Сторонники интенционалистского (от лат intentio — направленность) подхода сводят сознание к знанию, для них сознание тождественно знанию. По их мнению, сознание функционирует в модусе «сознание о…», т.е. оно всегда направлено на определенные предметности мира. «Жизнь сознания» рассматривается в корреляции с противостоящей ему предметностью, которая рационально осмысливается и переживается в опыте сознания.

Дальнейшее развитие эта позиция получила в инструментализме: сознание — это своего рода «личный компьютер», функциональное назначение которого (по аналогии с «искусственным интеллектом») извлечение и преобразование информации, распознавание образов, вычисление и координация операций. Подчеркивается, что всё это исключительно важно при анализе и планировании, управлении и принятии решений в практике, познании и общении людей, так как любая человеческая деятельность нуждается в познавательно-информационном обеспечении.

В рамках кондиционалистских (от лат. conditio — условие) программ акцентируется внимание на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти разнородные условия и детерминанты влияют не только непосредственно, но и опосредовано (скрытно), что весьма ощутимо сказывается на активности сознания, творческом потенциале личности. Исследование этого разнообразия воздействий позволяет раскрыть, в том числе, механизмы бессознательного и характер их влияния на все процессы сознания. Итак, кондиционализм дает более широкое толкование содержания феномена сознания, не отождествляя его со знанием.

Каждая из этих упомянутых программ, с учетом своих исследовательских приоритетов, нацелена на то, чтобы приоткрыть глубинные тайны механизмов сознания. Однако более плодотворной является позиция сторонников кондиционалистских программ. Проводимое изучение проблем сознания в зависимости от внутренних и внешних условий и факторов сознательной деятельности позволяет обеспечить всесторонний подход в осмыслении сложнейшего феномена сознания. Полученные в рамках этого подхода результаты имеют не только научное, но и практическое значение, в первую очередь, для практики образования. Односторонняя ставка образования и, в целом, культуры на рациональность сознания приводит к созданию модели образования, которая ориентирует лишь на процессы усвоения и использования знаний. В результате этого межчеловеческие отношения и, даже, такие интимные проявления сознания как любовь, выстраиваются на основе рационального расчета, что приводит к снижению культуры чувств, духовно-нравственной деградации личности.

Необходимо учитывать, что сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существования. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: чувства (ощущение, восприятие, представление), мышление (понятийные формы), эмоции, воля, память, интуиция, внимание.

Надо иметь в виду, что сознание — системное образование, целостно-связная совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемических (процессы памяти) процессов, каждая из которых выполняет свои собственные функции. Вместе с тем, сознание есть целостный процесс, так как все его составляющие находятся в закономерных связях и отношениях друг с другом.

Обратимся к характеристике основных элементов сознания. Прежде всего, отметим: чувства и мышление являются основными поставщиками информации в структуре сознания. Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. В философской литературе устоялось представление о разделении мышления на два основных типа: рассудок и разум.

Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни; как житейское расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.

Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины.

Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, восхищении, любви, ненависти и т.д. Отдельные философы и особенно психологи порой отождествляют сознание с вниманием.

Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Разделяют эмоции позитивные (радость, восторг), негативные (горе, гнев, тревога, страх), а также состояние эмоционального безразличия (например, равнодушие). Эмоции также выражают настроения (веселое, грустное, подавленное). Природа эмоций двуедина: их познавательные свойства сливаются с ценностно-оценочными (аксиологическими), взаимно коррелирующими друг друга. Эмоции обнаруживают себя в свойствах переживаний. Суть переживаний заключается в творческих способностях человека к перевоплощению. Аксиологическая роль переживаний реализуется в творческой деятельности человека. Эмоции принимают на себя функции оценки и выбора. Ничто не совершается в человеческой жизни без эмоциональной окраски.

Воля — это обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность совершать действия, направленные на достижение цели, преодолевать препятствия, возникающие затруднения на пути к искомым целям. Воля как сила жизни, по словам Ф.Ницше, утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.

Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.

Огромный познавательный потенциал несет в себе интуиция. Интуиция — это способность непосредственного постижения истины путем прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки» сознания) проявляется в неожиданности, эвристичности решения проблемы, в неосознанности путей и средств её решения. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения и т. п.

Достаточно конструктивный вариант решения проблемы сознания содержится в теории З.Фрейда. Им выделены и описаны следующие структурные уровни сознания: осознаваемое, бессознательное, подсознательное, сверхсознательное.

Осознаваемое («Я») — всё то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить всё вокруг (логика, разум). Осознаваемое — это сфера нашей психической жизни, которая находится в фокусе сознания, выступает как непосредственно открытая для индивида, как актуально протекающее сознание. Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования.

Бессознательное («Оно») — совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). Это глубинный пласт сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов и т.п. З.Фрейд видел в бессознательном источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, что обусловило впоследствии неоднозначное толкование принципов его учения.

Подсознательное — все то, что уже было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это не только хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки (например, навыки игры на музыкальном инструменте, рутинные трудовые навыки), но и глубоко усвоенные субъектом, ставшие его убеждением социальные нормы, регулятивная функция которых переживается как «веление долга», «зов сердца» и т. п. Эти так называемые автоматизмы и интуитивные представления могут порождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. На примерах автоматизмов проявляется охранительная функция подсознательного, благодаря чему уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Сверхсознательное или «Сверх-Я» («Я-идеал») — верхний уровень функционирования сознания, который представляет социум в структуре индивидуального духовного опыта — социокультурные установки, требования общественной морали, принятые в обществе нормы поведения и регулирования. «Сверх-Я» — высшая инстанция в структуре сознания (душевной жизни), выполняющая роль внутреннего цензора, совести. Сверхсознание — особый уровень психической активности, присущей и процессам творчества. Одной из самых важных функций работы сверхсознательного является сублимирование, т. е. переведение энергии, накопленной в мире инстинктов, на культурное созидание, творческую активность.

Таким образом, единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов, учет условий становления сознания и характера его функционирования позволит глубже осмыслить природу человека.

2. Происхождение и сущность сознания. Многие философы не без оснований рассматривают сознание как дар человеку, чудо из чудес мироздания. При этом отмечается, что сознание есть не только благо, но одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую) на время отключают сознание с помощью наркотических средств или алкоголя.

Вместе с тем, тайна происхождения сознания так и останется тайной, если не подходить к этой проблеме исторически, без учета того, что сознание, как свойство материи, возникло на определенном этапе ее эволюции. История возникновения сознания — одна из составляющих общего процесса развития материи, в ходе которого возникает и развивается жизнь, всё многообразие живой природы, а затем и мыслящий человек.

Сознание есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи — отражения. Отражение — это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.

Способность к отражению и его характер зависит от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных и, наконец, у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе — это механические деформации, физико-химические изменения, появляющиеся в результате взаимодействия.

Читайте также:  С точки зрения творческого начала в решении задач логистика это

С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в природе является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных.

Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раздражимостью, являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции и возникают психические формы отражения, отличающиеся избирательностью и активностью. Рефлекс — это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, которая осуществляется при участии центральной нервной системы.

По мере морфологического усложнения организмов в процессе органической эволюции наряду с безусловными (или врожденными) рефлексами и на их основе у животных появляются и условные (или приобретенные) рефлексы, возникает высшая нервная деятельность.

Дальнейшее развитие присущего материи свойства отражения происходило у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода биологической формы движения материи к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она способствовала формированию абстрактного мышления и возникновению высших, сугубо человеческих мыслительных форм отражения.

Сознание — это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.

Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное — свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах.

Идеальное есть характеристика сознания как противоположности материи. В этом плане оно предстает как субъективная реальность, противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространственности, временности идеальное обозначает непротяженность, невещественность, невесомость, содержательное сходство образа и соответствующего предмета.

Иными словами, сознание двухполюсно. С одной стороны, оно опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки. И в этом смысле оно вторично. С другой стороны, оно устремлено на новое материальное, опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступая в этом плане как первичное. Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека. Это понятие применяется также и для характеристики исторического процесса. Оно указывает на наличие в действиях людей высокой духовной компоненты, например, сознательность политического процесса, отношения к природе и т.д. Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность в деятельности людей, ее неразумность. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны осуществлять свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Наличие сознания характеризует человека как существо, способное действовать разумно и творчески.

3. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта. Изучая третий вопрос, необходимо раскрыть сущность и значение языка как важнейшей характеристики сознания.

Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и самом себе, которое с помощью слов, математических символов, художественных образов может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям и другим эпохам в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты, мимику. Сознательное — это событие, обработанное и оформленное средствами языка.

Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных — это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека — открытая саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.

Конечно, свои мысли и чувства человек может выразить и другими, достаточно разнообразными средствами. Так, мысли и чувства музыканта выражаются в звуках, художника — в рисунках и красках, скульптора — в формах, конструктора — в чертежах, математика — в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства могут быть выражены в действиях, поступках человека. Но надо иметь в виду следующее: какими бы средствами не выражались мысли, они, в конечном счете, переводятся на словесный (вербальный) язык — универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем. Это особое свойство языка вызвано его связью с мышлением.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. Вспомним народную мудрость: «Кто ясно думает, тот ясно говорит».

Сущность языка выражается в основных его функциях:

  • · номинативной (способность языка называть вещи, явления — «давать имена»);
  • · познавательной (участие в процессе познания: мы не только говорим так, как мыслим, но и «мыслим так, как говорим» (Ли Уорф));
  • · информативной (способность хранить, передавать, воспроизводить информацию);
  • · коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях);

Язык — такой же необходимый искусственный посредник в отношении человека к миру, как и орудие его преобразования — техника. Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками — орудием труда и языком — не становится человеком в полном смысле этого слова. В то же время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено.

Отметим, что коммуникативное происхождение сознания обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания (рефлексии).

Самосознание — это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает, во-первых, выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает, а во-вторых, способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе. Самосознание возникает не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования, — оно скорее возникает в ответ на вызов общественных условий, которые всегда жестко требовали от людей умения оценивать свои поступки, слова, мысли с точки зрения определенных социальных норм.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия — это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего внутреннего духовного мира (например, изживает дурные привычки и т.п.). Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Проблема сознания и языка с появлением компьютерных технологий оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллекта. Сам термин «интеллект» в современной философии трактуется как высшая познавательная способность мышления, которая отличается творческим, активным характером от пассивно чувственных форм познания. Впервые данный термин в отечественной философской традиции использовал Н.В.Гоголь, обозначая им способности человека к познанию, постижению чего-либо.

Искусственный интеллект есть метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления.

Приоритетная область использования искусственного интеллекта — компьютерные экспертные системы. Изучающие проблему искусственного интеллекта специальные дисциплины изначально ориентированы на всестороннее комплексное осмысление данной проблемы, призваны разрабатывать правила конструирования таких алгоритмов работы компьютерной техники, которые имели бы характер разумной, целенаправленной деятельности.

Если мышление животных, их «язык» остаются на уровне элементарного мышления (у животных есть память, им свойственны зачатки анализа, синтеза и других мыслительных операций относительно предметных образов, но не понятий), а сознание человека связано с абстрактным понятийным мышлением, то искусственный интеллект «думающей» машины оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся компьютеры). Однако это «научение» особого рода. Так, компьютер, запрограммированный только на доказательство математических теорем, не сможет играть в шахматы или решать иные задачи. Иллюзия «разумности» достигается не только быстродействием, но и удачной комбинацией последовательно и параллельно работающих процессоров, осуществляющих формализованные процедуры. Но все же заменить полностью человека компьютер не может. И, прежде всего, потому, что он работает по программе, заложенной в него человеком, и поэтому находится в его власти.

Следует учитывать, что проблема искусственного интеллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем копирования, имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:

  • — воспроизводство творческих способностей человека;
  • — применение диалоговых форм «общения» человека с компьютерными системами (например, с целью перевода формализованных текстов на естественные языки);
  • — создание робототехники, важнейшим элементом которой является «искусственный интеллект».

Таким образом, человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее выступает партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным» усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.

Подводя итоги рассмотрению проблемы сознания, следует отметить, что сознание представляет собой открытую систему, в которой имеются не только сфера рационального (точные понятия, теоретические знания), но и чувственно-эмпирические, эмоционально-волевые средства отражения мира. Все они, вместе взятые, открывают новые возможности человека как существа творческого и самосозидающего.

С точки зрения диалектико-материалистической философии, материя находится вечном и непрерывном движении. Нет материи без движения и движения без материи. Движение есть способ существования материи.

С точки зрения идеализма, сознание первично, а материальный мир рассматривается как производный от сознания, вторичный по отношению к нему.

Марксистская философия решает проблему соотношения бытия и мышления, природы и духа, материи и сознания – диалектико-материалистически.

К.Маркс и Ф.Энгельс твердо исходили из того, что мир познаваем, что объективные явления и процессы материального мира более или менее правильно отражаются в сознании людей. Ранее о возможности познания мира писал Гегель, который решал эту проблему с позиций идеалистических представлений о тождестве мышления и бытия. А так же Энгельс отнес Д.Юма и И.Канта к агностицизму.

Указывая на существующие формы агностицизма, т.е. разного рода взгляды о непознаваемости мира, марксистская философия опровергает их. При этом она опирается на достижения современного естествознания, общественных наук и общественную практику, которые убедительно показывают, что люди узнают о мире все больше, постигают сущность явлений и законы их развития. Благодаря этому общество может существовать и развиваться. Особенно это относится к современному обществу.

С точки зрения марксистской философии, мир в целом непреходящ, он существует вечно и бесконечно во времени и пространстве. В этом смысле он обладает вечным бытием. Взаимный переход «бытия» в «небытие» и обратно характеризуется понятием «становление».

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения в уфе казакбаева

Бытием обладают как материальные, так и духовные явления в том смысле, что они существуют. В этом положении нет расхождений между материализмом и идеализмом, понятие «бытие» употребляется в предельно широком смысле. Однако они принципиально расходятся, когда решается вопрос о соотношении материального и духовного.

С точки зрения материализма, сознание есть отражение материального мира.Оно реально существует, но в то же время оно вторично по отношению к бытию материального мира, производно от него. В данном случае «бытие» употребляется в узком смысле как то, что противостоит сознанию.

Марксистская философия придерживается последовательно материалистического взгляда на соотношение бытия и сознания, бытия и мышления.

Бытие, понимаемое в узком смысле, первично, сознание мышление вторичны, производны от бытия, определяются им, хотя в свою очередь, могут оказывать на него активное и существенное воздействие. В этом случае понятие «бытие» равнозначно понятию «материя».

Бытие, понимаемое в широком смысле, намного шире понятия «материи», т.к. указывает на бытие сознания, мышления, духа, на их существование.

Одно из проявлений движения материи есть развитие как выход за пределы какого-либо данного состояния и появление нового.

Специфика развития выражается в следующих чертах:

1. Развитие всегда есть внутренне присущий данному объекту процесс, т.е. оно не может определяться внешними для этого объекта факторами, источник развития заключен в нем самом.

2. Для развития характерна необратимость, что означает невозможность полного, абсолютного возврата развивающейся материальной системы к прежним состояниям (н: невозможно превращение старика в молодого человека, и т.д.).

3. Развитие характеризуется преемственностью, которая выражает момент связи сменяющих друг друга качественных состояний, т.е. сохранение, удержание того, что достигнуто на предшествующем этапе развития и что служит дальнейшему развитию. Благодаря преемственности достигается единство прошлого, настоящего и будущего в развивающихся материальных системах.

4. Важной чертой развития является направленность, которая означает, что развитие – это всегда поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному. (А не движение по кругу).

5. Развитию присуща цикличность.

В поле зрения марксистской философии находится и то, что существование материи, движение и развитие ее отдельных образований происходит во времени и пространстве.

Диалектический материализм как философия марксизма исходит из представлений об объективном единстве материи, движения, пространства и времени. Пространство и время истолковываются как свойства самих материальных явлений, как формы их существования. Такая точка зрения опирается на достижения математики и естествознания (н: теория относительности А.Энштейна (1879-1955) с точки зрения которой, значения пространства и времени изменяются в зависимости от системы отсчета и от свойств движущихся материальных систем).

Понятия «бытие» и «материя» соотносятся в философии с понятием «сознание». В философии марксизма «сознание» толкуется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окружающий их мир материальных и духовных явлений. Указывается на естественные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания. К естественным предпосылкам относится, прежде всего, способность человеческого мозга как высоко организованной материи отражать явления действительности. К социальным предпосылкам относится – человеческая предметно-практическая деятельность и речь.

Отражение как возникновение в мозгу человека образов предметов и явлений действительности, которые воздействуют на человека или на которые он воздействует в процессе своей практической деятельности. Речь идет об отражении как осознании человеком предметов внешнего мира, и их осознание может происходить на уровне эмоций и чувств, интеллектуального осмысления и даже на уровне инстинктов и интуиции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные подходы к проблеме сознания в философии

1.Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм и др.)

2.Диалектический материализм (материя и сознание)

3.Основные принципы современного материализма

4.Основные подходы к проблеме сознания

1. Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм)

Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением: материализма — идеализму, диалектики — метафизике, естествознания — религии. Все, в конечном счете, зависит от того, как те или иные мыслители решают вопрос о природе, сущности мира. Объективный идеализм «отрывает» сознание от материи, от природы, наделяет его сверхприродной сущностью, по существу, обожествляет сознание. Можно сказать, что некоторые представители субъективного идеализма также «отрывали» сознание от материи.

Материализм подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Однако само это свойство и в учениях материалистов понималось по-разному. Например, некоторые из них считали, что сознание — это свойство всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (от греч. gilo — вещество, soi — жизнь). Представителями гилозоизма были нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), французский материалист Дени Дидро. (1713-1784) и др.

Аналогичную позицию занимает и панпсихизм (от греч. раn — все и psyche — душа).

Панпсихизм — это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием.

2. Диалектический материализм (материя и сознание)

Диалектический материализм также решает проблему сознания в его отношении с материей.

Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг, т.е. вполне определенное материальное образование.

Во-вторых, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей основе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др.

В-третьих, диалектический материализм рассматривает сознание как отражение объективного мира, вещей, явлений, процессов, их связей, свойств, отношений. Иными словами, диалектический материализм отрицает «самостоятельное», не связанное с материей, существование сознания. С точки зрения диалектического материализма сознание есть функция мозга, заключающаяся в отражении мира. Следовательно, в этом предельно кратком определении подчеркнуты два самых важных аспекта: во-первых, то, что сознание — это свойство мозга, а не всей материи, а во-вторых, то, что сознание по своему содержанию есть отражение мира.

Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности.

Материя — это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества.

Сознание — субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности.

Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз, сознание — это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете — это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень — желчь, желудок — желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное — противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, — это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания.

Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

избирательно и целенаправленно;

не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

регулирует саму деятельность человека и его поведение;

активно и целесообразно воздействует на мир;

отражает прошлое и устремлено в будущее в виде программирования и выбора средств достижения целей;

обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности (поиск способов существования и свободного развития личности, производство новых знаний, создание произведений искусства, прогнозирование будущего, принятие решений и др.). Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.

Сознание – сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность.

Многообразие отдельных состояний сознания образует еще одну группу его значений.

Они проявляются в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, подавленности, вины, радости, возбуждения, желания и многих других. Подобные состояния сознания часто обнаруживают смысловые оттенки, порождаемые бессознательными, неосознаваемыми или телесными факторами. Вот почему широко распространены значения направленности сознания – «сознание на… (на что-то, на кого-то)», «сознание о… (о чем-нибудь, о ком-либо)». Признаки направленности сознания указывают на его предметы, цели, содержание, средства, формы, условия и т. п. Другими словами, сознание всегда есть осознание бытия в любых его проявлениях. При этом следует различать направленность сознания «вовне» и «вовнутрь». Сознание может быть ориентировано как на внешний мир бытия человека, так и на его внутренний мир. В последнем случае направленность сознания фиксируется в актах интроспекции (самонаблюдения): самосознания, самоанализа, саморефлексии, самооценки, саморегуляции и т. п.

Вопрос о происхождении сознания

В философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа.

1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение: сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса, и оно неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют близкие к космической теории происхождения сознания:

• теория монад (Лейбниц): в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных первичных духовных единиц (монад), в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

• теория Толбета: Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера: Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом.

2. Сознаниепорождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

Читайте также:  Где находятся нервы отвечающие за зрение

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животным, сложны (охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи свои «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.

3. Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Однако новейшие научные исследования свидетельствуют о том, что животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации, с распределением ролей.

Основные подходы к проблеме сознания

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания.

Физикализм – крайне материалистический подход, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных фактов:

• головной мозг человека является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ);

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека.

• «теория тождества» – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами (кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория «элиминации» – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее и ненаучное;

• теория вульгарных материалистов.

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.

Между физикализмом и солипсизмом находятся:

• объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

• умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.

1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой, неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании «Я»-концепции, которая включает в себя несколько различных образов «Я»: реальное «Я», динамичное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я», воспринимаемое «Я». Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание и бессознательное

Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой.

Бессознательное: 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.

Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями, как:

1) непосредственное эмоциональное чувствование;

3) заражение эмоциональное;

4) объединение различных явлений в один ряд через со-причастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом (субсенсорном) восприятии, в непроизвольном запоминании и пр., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются.

Духовный мир (сознание)

Материалистическая трактовка. Идеалистическая трактовка. Свойства, формы, структура сознания

Сознание — один из самых неоднозначных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения то, что сознание существует, и можно говорить о том, что оно обладает особым, психическим (или духовным) бытием.

Сознание есть философская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека. В философии сознание, как правило, объясняется с двух разных позиций — материалистической и идеалистической. В первом случае сознание объявляется вторичным и понимается как особое свойство материи — как «инструмент» мозга, его функция. Во втором случае именно сознание объявляется истинным бытием, а ощущаемый материальный мир ставится под сомнение (поскольку он может быть лишь иллюзией, кажимостью и окончательно доказать его реальность не представляется возможным) [1] . Рассмотрим обе точки зрения подробнее.

В материалистической традиции сознание объявляется высшей формой отражения как неотъемлемого свойства материи [2] . Оно есть свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир. Всем живым организмам присуща способность к биологическому отражению. Считается, что оно проявляется в трех формах: о раздражимость — сворачивание цветов в сумерках, листьев в жаруит.д.;

о чувствительность — чувство холода, тепла, ощущение света, звука, боли и т.п.;

о психическое отражение — систематизация ощущений, способность реагировать на сложные нестандартные ситуации.

Сознание есть высокоразвитая форма психического отражения, инструментом которого выступает человеческий мозг. В процессе развития естественных наук в Новое время этот вывод подтверждался данными медицины, физиологии, а затем и психологии. Так, выяснилось, что правое полушарие головного мозга отвечает за эмоционально-чувственные элементы сознания, а левое — за логические; было также доказано влияние патологий головного мозга на поведение человека ит.д.

Если все может быть объяснено тем, что нам открывают в мозговой ткани анатомия и физиология, то к чему мне еще строить какое-то идеальное существо?

Ж. О. Ламетри. Трактат о душе (1745)

Мозг как носитель сознания активно изучается наукой, однако само сознание все еще остается во многом загадкой. Будучи невидимо и неосязаемо, оно недоступно физическим приборам и научным методам, и в целом современное понимание его механизмов предлагает намного больше вопросов, чем окончательных ответов.

В идеалистической трактовке сознание понимается как первичное, достоверное бытие. Понятие материи ставится под сомнение, а окружающие нас веши объявляются существующими только в восприятии и мышлении.

Здравый смысл и жизненный опыт, казалось бы, полностью противоречит идеалистическим представлениям. Однако и у идеализма есть аргументы в пользу своей точки зрения.

1. Вспомним знаменитое изречение Рене Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Французский философ последовательно доказывал, что можно сомневаться в том, что существуют независимый от нас физический мир и материальные вещи, но нельзя сомневаться в том, что существует наше сознание. Таким образом, сознание обладает самоочевидным бытием (можно ли отрицать свои мысли, желания, чувства?). Но можно ли аргументированно доказать, что какая-то конкретная вещь существует, если ее никто не видит и не ощущает? Итак, существование материи не самоочевидно.

I Английский философ Бертран Рассел (1872—1970) говорил: «Мы не можем знать, что случается со столом, когда мы от него отворачиваемся: может, он превращается в кенгуру?» [3]

Мы созданы из вещества того же, Что наши сны. И сном окружена Вся наша маленькая жизнь.

У. Шекспир. Буря (1611)

3. Как уже говорилось выше, естественная наука, добившись успехов в изучении головного мозга, ни на шаг не подошла к пониманию того, что есть сознание и каким образом организована связь сознания и мозга. Наука материалистична и объективна — она отвлекается от личности и направлена только на предметы. Все ее методы и приборы не способны раскрыть духовный мир человека. Ее объяснения слишком поверхностны для объяснения внутренней жизни человека: чувства невозможно описать при помощи химических и физиологических реакций, логику человеческих поступков нельзя поместить в границы причинно-следственных связей. Наука ограничена и одностороння. Она способна «схватить» в своих исследованиях лишь материальную часть мира, и эта часть представляется далеко не самой важной. Идеалистические же учения претендуют на описание и объяснение как сознания, так и вещей (как восприятий), представив цельное знание о мире.

Полемика материализма и идеализма — проблемное поле, на котором до сих пор разворачивается (и, видимо, всегда будет разворачиваться) борьба аргументов, мнений, гипотез. Но в этой полемике (а не во всеобщем признании той или иной точки зрения как единственно истинной) контуры сознания будут приобретать все большую резкость, а человек сможет продвинуться вперед в решении жизненно важной задачи, поставленной на заре развития философии, — «познания самого себя».

Общее представление о свойствах и формах сознания, сложившееся на настоящий момент представлено в табл. 5.3.

«Парное» указание форм сознания не случайно: сознание существует только в единстве индивидуального и общественного, обыденного и научного. Например, очевидно, что общественное сознание не может существовать без конкретных индивидуальных сознаний. Но верно и то, что индивидуальное сознание появляется и проявляется только в обществе (пример этому — дети, воспитанные животными, или необученные слепоглухонемые, у которых сознание как таковое не фиксируется). Таким же образом научное сознание имеет фундаментом здравый смысл, а обыденное — включает в себя полезные элементы научного знания.

Таблица 5.3. Общее представление о свойствах и формах сознания

Сознание невозможно измерить, исследовать при помощи приборов и т.д.

Источники:
  • http://studopedia.ru/3_109138_otrazhenie-odna-iz-form-kotorogo-sostavlyaet-sushchnostniy-priznak-soznaniya-harakterizuetsya-v-marksistskoy-filosofii-kak-vseobshchee-svoystvo-materii.html
  • http://studfiles.net/preview/1002155/
  • http://fil.wikireading.ru/9682
  • http://bstudy.net/686228/filosofiya/duhovnyy_soznanie