Меню Рубрики

С точки зрения материалистического понимания общества поступки людей

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Каждый человек сталкивается с разными людьми. В повседневной жизни любого окружают родные люди, коллеги по работе и просто случайные прохожие. И каждый из этих людей уникален. Цвет волос, форма носа, рост и многие другие детали образа делают внешность отдельного индивидуума не похожей на остальных. Это же касается и цвета глаз.У них есть разная форма, разный разрез глаз и так же разный цвет.Диапазон цветовой гаммы человеческой радужной оболочки очень велик. Начиная от практически полностью прозрачной у альбиносов и заканчивая глубокой черной у африканских народов.

От чего зависит цвет глаз?

Постоянный цвет глаз мы получаем практически с рождения. Но это не значит, что малыш, родившийся с темно-синими глазами, что случается чаще всего, с такими и останется. Нет, в среднем до трех лет глаза у ребенка могут поменять свой оттенок, посветлеть или же наоборот потемнеть и стать более насыщенными. Связанно это с тем, что к этому возрасту нормализуется содержание меланина в организме человека. Именно от этого вещества, от его большей или меньшей концентрации в теле, зависит цвет глаз, а также волос и даже количество родинок. Сколько будет у человека этого вещества напрямую зависит от генетики. Как выглядит ребенок связанно с тем, как выглядели его родители и их предки.

Но свойство человека такого, что не все довольны своей внешностью. Каждый хоть раз хотел бы что-то в себе изменить. Люди повсеместно красят и стригут волосы прибегают даже к пластическим операциям для того чтобы выглядеть по-другому. В настоящее время можно изменить и цвет глаз с помощью цветных контактных линз. Применив их можно из голубоглазого человека сделать кареглазого и наоборот. Но под линзами остается все тот же исходный цвет глаз. С помощью операции карий цвет можно превратить в ярко-голубой, но уже навсегда. Бытует мнение, что существуют счастливчики, способные менять свой цвет глаз, не прибегая к современным новациям. Так ли это можно прочитать ниже.

Правда или миф

С древних времен люди приписывали явлениям, которые не могли объяснить, магические свойства. Поэтому человек, у которого не было постоянного цвета глаз, был немедленно записан в маги или ведьмы. От суждений пошло много мифов и несуразицы. К примеру, считалось, что маг или волшебник, смотря на человека поменял свой оттенок глаз, то он наложил заклятие, которое вскоре принесет беду. Таким людям приписывали, что они могут менять не только окрас глаз, но и внешность в целом и не доверяли им, боясь, что они могут погубить. Но все это было в далеком прошлом во времена дремучей смуты. В то время люди верили и не в такие небылицы.

Конечно жизнь в двадцать первом веке рассеивает подобные домыслы. Ведь сейчас все можно объяснить с научной точки зрения. То, что у некоторых людей нет постоянного оттенка глаз — это факт. Данное явление имеет две формы.

— Во-первых, изменение цвета глаз в пределах одного оттенка. То есть радужная оболочка может поменяться от светло-голубой до темно-голубой. Это явление не так заметно в повседневной жизни. Владелец такой особенности может долгое время о ней не знать. И только наблюдательный родной человек может заменить и указать на данные изменения.

— Во-вторых, оттенок глаз меняется кардинально. Например, сейчас глаза могут быть серыми, через несколько минут зелеными, а вечером темно-серыми. Такое изменение сложно не заметить. И оно, конечно же, пугает. Когда человек смотрел одним цветом глаз, а через мгновение другим окружающие могут не на шутку смутится. И на секунду понять аборигенов, веривших в магию.

Почему происходит изменение цвета глаз

Несомненно, в настоящее время наука и медицина хорошо развиты. Прогресс, которого достигли данные отрасли поражает воображение. Но такое явление, как глаза хамелеоны, остается до конца не изученным и отчасти загадочным. Профессора различных академий наук не могут с точностью объяснить от чего происходит смена цвета глаз и почему у одних людей наблюдается это явление, а у других нет. Но все же некоторые факты сопоставлены и получены кое-какие выводы.

Скорее всего, на изменение оттенка глаз у людей, к этому предрасположенных, влияют нервная система и эндокринная система. Такой вывод можно сделать исходя из того, что такое явление встречается часто у тех, у кого существуют патологии в этих системах. Возможно, что и у полностью здоровых людей влияние происходит из той же области человеческого тела. Сейчас точно нельзя сказать, врожденный это навык, передавшийся по наследству, или приобретенный в течении жизни. Хотя многие ученные предполагают, что при желании такую способность можно развить у себя самостоятельно. Ведь существуют техники, с помощью которых можно регулировать свое дыхание и ритм сердцебиения, так почему же нельзя научится менять оттенок глаз если это зависит от человека?

Изменение оттенка глаз происходит в зависимости отсвета, макияжа лица или настроения. Можно надеть скажем кофту другого оттенка, и глаза хамелеоны тут же поменяют оттенок. В солнечные часы такие глаза выглядят светлее, чем в вечерние, и точно так же если человек прибывает в хорошем расположении духа или наоборот в плохом.

Но нужно сказать, что само по себе явление глаза хамелеоны не является патологией. Люди, имеющие такую особенность, не считаются болеющими. Если глаза меняют цвет равномерно и при особых условиях, а также человек не испытывает при этом дискомфорта или болезных ощущений, то причин для волнения, или паники нет. Однако в случае если ранее такого не было, а глаза резко начали менять свой цвет, лучше сходить на прием к офтальмологу для того чтобы исключить и предупредить возможное ухудшение здоровья.

Характеристика человека с глазами-хамелеонами

Есть такая теория, которая утверждает, что по внешним чертам человека можно определить его характер, темперамент и свойственную ему линию поведения. Это схоже с тем, как по лини жизни хироманты рассказывают прошлое и бедующее человека. В этой сфере тоже есть специалисты, которые по наружным признакам могут довольно точно описать его психологические качества. И это вполне реально. Например, наша мимика оставляет неизгладимый след на нашем лице. У улыбчивого человека есть ямочки на щеках и носогубные складки более выражены, а у людей хмурых и злых морщины оставляют характерный рисунок в верхней половине лица. Так и по глазам можно определить внутренний мир людей. Но стоит отметить, что научно эта теория не доказаны, в ее основании лежат, накопленные за историю человека, стереотипы и довольно общие оценки. Поэтому не всегда какие-то ни было черты могут точно описать черту в характере человека.

Не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Например, голубоглазым девушкам приписывают инфантильность. А кареглазым барышням страстность и уверенность. А у людей с глазами хамелеонами черты натуры соответствуют их внешности. Эти люди зависят от своих эмоций, они могут меняться и зачастую импульсивны. Как происходит изменения в цветовой гамме радужной оболочки глаза, так и меняется линия их поведения, настроение, взгляды и высказывания в различных ситуациях.

В основном женщины с глазами, которые способными менять оттенок нестабильные и многогранные натуры. Какой поступок совершит в следующий момент такая особа сложно предугадать. Они редко доводят начатое дело до конца, связанно это с тем, что у таких девушек часто меняются приоритеты и цели поэтому-то они редко добиваются поставленной задачи. Но у такой слабой половины человечества есть и свои плюсы. Подстроится под изменившуюся обстановку для них не составит труда. Такие девушки легки на подъем и с радостью хватаются за новые идеи. Умение быстро приспособится к самым различным условиям позволяет таким личностям легко найти свое место в обществе и подстроится под окружающих их людей. Нередко они стараются держаться в тени, но несмотря на это достигают успешных результатов в отличии от тех, кто постоянно был на виду.

Женщины больше привыкли слушать свои эмоции, чем логичные доводы и для них такое поведение вполне свойственно и приемлемо. Но от мужчин всегда ожидается другое поведение. В обществе не принято видеть мужчин, как романтичных, наивных так и эмоциональных. Но тем не менее мужчинам с глазами хамелеонами присущи такие черты. От мужской половины, конечно же ожидают постоянства и стабильности, но это не значит, что каждый может быть таким. Мужчины с глазами хамелеонами преграды на жизненном пути могут пройти с легкостью, но какой-то особой стабильной цели они видят в своем будущем крайне редко. Их действия редко имеют четкую последовательность. И со стороны кажется, что живут они довольно не организованно. Но когда приходит такая ситуация, когда нужно изменить кардинально свое поведение, принять неординарное решение или полностью изменить свое мнение, именно на таких мужчин можно положится.

Макияж для глаз хамелеонов

Как подобрать макияж женщине, у которой оттенок глаз нестабилен? Понятное дело, что с этим возникают свои сложности. Как же подобрать тени для век если окрас глаз нестабилен и в любой момент они могут его изменить. Выход довольно просто и очевиден.

Оттенки нужно использовать не яркие и не слишком насыщенные, чтобы не рисковать. Мягкая и светлая цветовая палитра макияжа – максимально универсальна. Выбрав из числа естественных тонов цвет волос, можно опереться на него и тон кожи и подобрать необходимые цвета. Такой способ позволит выглядеть превосходно в любой ситуации. Он позволяет быть женственной и привлекает только восхищенные взгляды. Ведь из любой своей особенности нужно извлекать только пользу.

Все люди на свете разные у каждого есть свои недостатки и достоинства. Поэтому несмотря на то, чем наградила матушка природа надо любить и ценить себя.

Читайте также:

  1. A) Общественный интерес к выражению мнений
  2. B) Общая оговорка об общественной безопасности
  3. C) Коммерческие проявления, преследующие общественный интерес
  4. II. Исходное фундаментальное представление: деятельность — система
  5. III. Любовь и ее распад в современном обществе.
  6. Адаптация индивида в массовом обществе
  7. Административно-правовой статус общественных и религиозных объединений.
  8. Административно-правовой статус общественных объединений.
  9. Активное взаимодействие научной и религиозной сферы общественного сознания..
  10. Анализ доходов в общественном питании.
  11. Анализ и прогнозирование товарооборота организаций общественного питания как части розничного товарооборота
  12. Анализ недостатков в проектах и экспертизы как процедуры. Общественные экспертизы

С материалистической точки зрения общество, со всей своей сложностью и многообразностью, представляет собой отражение основного стремления человека удовлетворить свои потребности посредством материальных благ. Весь общественный строй как бы ни был различен он по стилю, всегда воздвигается на экономическом фундаменте. Весь духовный склад каждого человека определяется условиями производства хозяйственных благ в окружающей его среде. Экономические отношения обуславливают не только государство и право, но и области, казалось бы, совершенно далекие от материальных запросов, науку, искусство, религию. «Социолог не ошибается, — говорит Лориа, — когда глазом рыси открывает в самых высоких, самых заоблачных стремлениях человеческого ума таинственные подмигивания и дьявольскую улыбку экономического фактора». Все творит экономика, дух является только продуктом, но никогда не бывает фактором.

С этой точки зрения понимание общественной жизни чрезвычайно упрощается. Общественное сотрудничество, созданное некогда для лучшего обеспечения материальных интересов, продолжает носить тот же элементарный характер, несмотря на все усложнение как индивидуальной психики, так и общественного взаимодействия. Как бы ни сплетались различные факторы наблюдаемых общественных явлений, но с материалистической точки зрения они легко могут быть сведены к одному первичному. Достигается ясное и простое представление об обществе.

Экономический материализм был поставлен в науке Марксом и Энгельсом. В предисловии к «Критике политической экономии «, вышедшей в 1859 году, находится знаменитое место, формулирующее точку зрения экономического материализма. «В сфере общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, независящие от их воли отношения, — отношения производственные, соответствующие данной ступени развития их материальных производительных средств. Совокупность этих производственных отношений образует экономическую структуру общества, реальный базис, на котором воздвигается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного самосознания. Способ производства материальных жизненных благ обуславливает процесс жизни социальной, политической и духовной». Следует признать, что материалистическое представление, выставленное его творцами как тезис, осталось необоснованным с их стороны и составило задачу для последователей доктрины. Но как сложилось оно у самих творцов?

He подлежит никакому сомнению связь материалистического воззрения с философией Гегеля. Маркс пользуется диалектическим методом Гегеля, чтобы построить миросозерцание прямо противоположное гегелевскому. Напрасно Маркс уверяет, что его диалектический метод не только в основе отличается от метода Гегеля, но является его прямой противоположностью. «Для Гегеля процесс мышления, который он под именем идеи превращает даже в самостоятельный субъект, является демиургом действительности, составляющей только его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, превращенное и перемещенное в человеческом мозгу». Но именно метод то и остается тем же. Дело не в том, что у Гегеля «диалектика стоит вниз головой» и ее пришлось перевернуть, а в том, что Маркс взял иной исходный момент, и отправившись от него диалектическим методом, пришел, конечно, к иным выводам.

С другой стороны, на материалистическое представление оказала огромное влияние натурфилософия Дарвина, которого сочинение «О происхождении видов» вышло в один год (1859) с «Критикой политической экономии » Маркса. Об этом слиянии течений мысли свидетельствует Энгельс в речи, произнесенной над могилой Маркса в 1883 году. «Как Дарвин открыл закон развития органической природы, так Маркс открыл закон развития человеческой истории»*(137). «Можно сказать, — говорит Плеханов, — что марксизм есть дарвинизм в его применении к обществознанию»*(138).

На родоначальников материалистического представления оказал значительное влияние Морган с его исследованием (1877 г.) первобытного общества, в котором он доказывал, что общественное развитие обуславливается потребностью размножения и распространения*(139). Под этим новым влиянием расширилась формула экономического материализма, не без ущерба для ее чистоты. Энгельс признал, что решающим моментом в развитии и строении общества являются «производство и воспроизведение», т.е., с одной стороны способы удовлетворения материальных потребностей питания, одеяния, а с другой — способы удовлетворения половых потребностей.

Сотрудниками материалистического направления являются в настоящее время Лякомб и Лябриоля — во Франции, Лориа и Гроппали — в Италии, Меринг, Каутский — в Германии, из русских Плеханов*(140).

При оценке материалистического представления необходимо иметь ввиду, что это не только признание преобладающего значения за экономическим фактором среди других факторов, но это сведение всех факторов общественности к одному, экономическому. Это монистическое учение, и именно с этой стороны оно подлежит критике, даже при полном признании выдающегося значения экономики в общественной жизни. Но, при оценке экономического монизма, необходимо отбросить те карикатурные преувеличения, какие допущены многими последователями и которые дискредитируют самое учение. В развитии всякой мысли могут проникнуть неправильности, которые однако не уничтожают верности самой мысли. Необходимо также оставить в стороне возражения, которые вытекают из нравственного протеста против низведения высоких побуждений к низким источникам. При оценке учения следует прежде всего определять соответствие его истине: если оно верно, то с ним должны примириться самые благородные идеи, если оно ложно на нем нельзя строить идеалов.

Можно ли приложить материалистическое представление ко всякому состоянию общества? Всегда ли экономический фактор определял и всегда ли будет определять общественные отношения? Нельзя утверждать, как это сказано в коммунистическом манифесте, что «история всего предшествующего общества представляет историю борьбы классов», потому что на первоначальных ступенях общественного развития классов не существовало. При водворении социалистического порядка классов не будет. Каким образом тогда экономический фактор будет определять, со всей присущей ему полнотой власти, склад общества и миросозерцание составляющих его индивидов? Мы должны предположить одно из двух: или общественная жизнь остановится в своем развитии, или продолжит свое развитие под влиянием иных факторов. Первое предположение невероятно, потому что остановка общественного развития была бы смертью общества; второе предположение уничтожает значение материалистического представления об обществе, потому что общество оказывается мыслимым и вне экономического фактора.

Читайте также:  Какие ощущения после лазерной коррекции зрения

Но и в современном обществе, при всей его классовой физиономии, невозможно свести все проявления общественности к одному экономическому фактору. Под влиянием чего складываются самые производственные отношения? Можно ли допустить, что рост производительных сил является самопроизвольным, находящим причину в самом себе? Очевидно изменения в условиях производства вызываются успехами техники. А что дает успехи техники? Конечно, развитие идейной стороны в человеке. Далее, в основе экономики лежит ничто иное, как психика. Причиной, побуждающей к накоплению капитала, служит не материальная нужда, а тщеславие, властолюбие, — факт не экономический, а психический. При обмене благами оценка производится на психической основе. Над потребностями, вызванными необходимостью пить, есть, иметь жилище и одеваться для поддержания своего организма, стоят в несравненно большем количестве потребности, созданные взаимодействием людей.

В утверждении, что государство и право составляют лишь пассивное отражение экономических отношений, упущено, что сама экономика, и прежде всего условия производства, определяются государством и правом. Чтобы могла наступить капиталистическая эра, необходимо было, чтобы право признало институт частной собственности, а государство решилось поддерживать его всеми своими силами. Если государство есть организация для подержания господства меньшинства над большинством, то что же сдерживает это большинство в повиновении государственной власти? Если мы даже признаем, что государственный механизм дает возможность меньшинству располагать его силой, играя на материальных интересах большинства, то как объяснить, что сама мораль, держащаяся силой общественного мнения, складывается к невыгоде большинства?

Допустим, что экономическими отношениями вызваны новые общественные явления в виде государства и права. Но, утвердившись в сознании людей, государственные и правовые отношения стали самостоятельным фактором, способным вызывать не только новые явления, которые никогда не были бы вызваны экономикой, но даже изменять самый склад экономических отношений, в результате чего могут создаться еще новые общественные явления. Что достигается в понимании современного общества сведением всех причин к экономическому фактору, как первопричине? Способен ли такой прием уяснить нам явления общественности, когда приходится учитывать действие не только экономического фактора*(141).

Экономический фактор не есть единственный активный фактор общественности. Взгляд на общество с единой материалистической точки зрения односторонен и неверен. Тем не менее огромной заслугой исторического материализма остается то, что он выдвинул выдающееся значение экономического фактора, что он указал возможность связать «в конечном счете» даже высокие идеи и благородные чувства человека с материальной стороной его существования. Но сам экономический материализм выдвинулся в половине XIX века под влиянием идейного стремления индивида к освобождению от экономической зависимости. Во всяком случае экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений.

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 621 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Раздел V. Субъекты и движущие силы социального развития. Человек и исторический процесс.

1.Движущие силы общества с материалистической точки зрения – это:

 прогрессивная историческая деятельность,

 любая человеческая деятельность,

* классы и классовая борьба.

2.Индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении, – это … истории. субъекты

3.С точки зрения материалистического понимания общества поступки людей определяются:

4.Содержание понятия «интерес» с позиций материалистического объяснения общества – это:

 желания, склонности, расположения, испытываемые людьми,

 причина, стимулирующая деятельность индивидов, общностей, обусловленная прежде всего их положением в системе общественных отношений,

 субъективное отношение человека к предметам и явлениям действительности,

 польза, выгода, корысть.

5.С позиций идеалистического взгляда на движущие силы исторического процесса верным является суждение о том, что:

+ народ играет решающую роль в истории,

* определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,

 народ – противоречивая общность,

* народ — пассивная толпа,

 ход истории зависит от божественного начала,

* решающая роль в истории принадлежит выдающимся личностям.

6.С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что:

 роль народа в процессе общественного развития возрастает,

 народ – творец истории,

 народ – прогрессивно мыслящие классы общества.

7.Возможности народа в социальной деятельности:

8.Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что:

* исторический процесс совершается закономерно,

 научное познание общества невозможно,

 общественная жизнь не имеет объективных законов,

* научное познание и предвидение исторических событий возможно,

 развитие общества невозможно,

 ход истории заранее предопределен и неизбежен,

* общественная жизнь — случайный процесс.

9.Народ как социальная общность с позиций материалистического подхода – это:

 все население данной страны,

* те классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу,

 те классы и слои общества, которые создают материальные ценности,

 прогрессивно мыслящие слои общества.

10.Субъективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность, — это:

 содействие общественному прогрессу,

 создание материальных ценностей,

 общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность,

 создание материальных и духовных ценностей.

11. С точки зрения идеалистической модели общества верным является положение о том, что:

 народ играет решающую роль в истории,

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

 определяющую роль в обществе играет “элита”,

* роль народа в истории возрастает.

12.С позиций материалистического взгляда верным является суждение о том, что:

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

* народ играет решающую роль в истории,

* возрастание роли народа в истории – непрерывно расширяющийся, ускоренный процесс,

 определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,

* возрастание роли и активности народа – тенденция общественного развития,

 народ – противоречивая общность.

13.Природа человека определяется:

 исключительно его принадлежностью к миру живого,

 взаимодействием биологического и социального начал,

 только социальными факторами,

14.Сущность человека состоит в том, что:

 его поведение определяется биологическими законами,

 это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение,

 решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты,

 человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы,

 его поведение полностью предопределено генотипом.

15.Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют:

16. …. – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального. индивидуальность

17. Динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социальных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности – это…? личность

18. …. – это более или менее ограниченная группа лиц или скопление людей по любому поводу, для которых характерны такие черты как возбудимость, непредсказуемость и неустойчивость действий, иррациональность поведения. толпа

19. Согласно материалистическому объяснению общества под «исторической личностью» понимается личность, которая:

+ способствует прогрессивному развитию общества,

* оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,

 ставит целью служение Богу,

 определяет ход истории.

20. Решающая роль в появлении исторической личности с позиций материалистического объяснения общества принадлежит:

 незаурядным качествам личности,

 социальным условиям, общественным потребностям,

+ генетическим особенностям личности,

21. Фактор, являющийся случайным в появлении исторической личности, — это:

+ индивидуальные качества личности.

22. Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах, — это:

23. Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе:

24. Соотношение понятий «человек» и «личность» правильно выражается суждением:

 это тождественные понятия,

 человек – антропологическое понятие, личность – социальное,

* человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью,

 главным свойством личности является наличие у неё мировоззрения и самосознания,

 личность – это общественно развитый человек.

25. Согласно материалистическому взгляду на общество выдающаяся личность – это личность, которая:

 оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,

+ способствует социальному прогрессу,

 определяет ход истории,

 ставит целью служение Богу.

26. Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для:

27. Основные экзистенциальные проблемы, то есть проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире, — это:

28.Направление философии XX в., сделавшее проблемы бытия человека, его переживания объектом специального анализа, — это:

29. ….. – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступки в соответствии со своими целями, идеалами и оценками, соотнося их с интересами и целями общества. свобода

30. Свобода – это:

* полная независимость от обстоятельств,

* вседозволенность, возможность действовать без ограничений,

 осознанная и практически освоенная необходимость,

 деятельность, опирающаяся на разум и волю,

 способность субъекта принимать решения со знанием дела,

* возможность действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7964 — | 6581 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Материализм и идеализм в понимании общества и его истории.

Идеализм в социальной философии основывается главным образом на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной, ибо прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности — духовной, экономической, политической и т.д. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению (материализации) в какой-либо практический результат.

вывод: сознание первично, все остальное в обществе вторично, производно от сознания, определяется им. Материалистический подход к пониманию общества также заключается в признании объективных основ его существования и развития. Это последовательно обосновывается в социальной философии марксизма. Однако объективные основы развития общества усматриваются в материальных условиях развития общества. меняется исходное начало и вся система координат в рассмотрении явлений общественной жизни, их природы, сущности, характера их взаимодействия. Создается иная картина причинно-следственных взаимозависимостей внутри общества.

Данный подход составляет сущность современной диалектико-материалистической социальной философии как философской теории развития общества

Таким образом, развитие общества предстает как «естественно-исторический процесс», развивающийся по своим объективным законам. Подчеркивается, что его развитие носит противоречивый характер. Многообразные социальные противоречия, прежде всего в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники происходящих в нем изменений и развития.

Вопрос 19. Философия о природе и сущности человека. Общество и личность. Свобода и ответственность личности.

Человек – высшая ступень развития жизни на Земле; социально-природное существо, обладающее сознанием и способностью к творчеству; субъект и одновременно продукт общественно-исторической деятельности и культуры.

Природа человека – философское понятие, выявляющее место человека в структуре окружающей его действительности, наличие у него общих с ней и специфических только для него признаков.

Сущность человека – философское понятие, выражающее качественную определенность человека как рода, основное отличие, выделяющее его из окружающего, прежде всего животного мира.

1) Личность — уникальная духовно-телесная целостность человека,набор социально значимых черт, превращающих человека в личность

Свобода-относительная независимость личности от окружающей среды, способность и возможность выбора своих целей и поступков в пределах познанной ею природной и социальной необходимости (закономерностей). Другой стороной свободы является ответственность личности, проявляющаяся в ее отношении к природе и обществу, к своим социальным обязанностям, социальным нормам и ценностям.

Детерминизм (лат. «детерминере» — определять, ограничивать) – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинно-следственную обусловленность всех явлений и на это основе отрицающая в мире всякую случайность, а значит и проявление какой-либо свободы

Индетерминизм – противоположная детерминизму философская концепция, отрицающая всеобщую причинную зависимость и закономерность в мире, абсолютизирующая случайность и на этой основе рассматривающая действия личности как абсолютное проявление ее воли.

Фатализм (лат. «фатум» — судьба, предопределенность) – вера в неотвратимость событий, в то, что все в мире предопределено некоей таинственной силой (роком, судьбой).

Волюнтаризм (лат. «волюнтариус») – противоположная фатализму позиция, приписывающая воле человека неограниченные возможности управления его поступками.

Вопрос 20. Духовная жизни общества. Общественное сознание и его структура.

Общественное сознание – духовная сторона общественной жизни людей, представляющая собой систему социально распространенных чувств, настроений, представлений и идей, отражающих в различных формах все разнообразие общественного бытия людей.

Эмпирический уровень общественного сознания — отражение действитель­ности в непосредственном опыте масс, целостное ­восприятие, переживание и понимание мира со стороны его явлений и, прежде всего, в эмоционально-рассудочных формах.

Теоретический уровень общественного сознания— от­ражение концептуальной форме существенных связей и закономерностей действи­тельности и находит свое выражение в науке, а также на уровне идеологии в других фор­мах общественного сознания.

Общественная психология – Эмпирический уровень осознания людьми окружающей их социальной действительности, включающий в себя, ее оценку, а также чувства, переживания, настроения со­циальных групп людей (народов, наций, классов, возрастных и профессиональных групп и т.д.).

Идеология – система теоретических идей, установок и принципов, отражающая интересы определенных социальных слоев и групп, вырабатываемых специально подготовленными их представителями (идеологами).

Формы общественного сознания – специфические способы отражения в общественном сознании различных сфер природного и общественного бытия людей, различающиеся по предмету и характеру отражения, по времени и условиям своего происхождения, по выполняемым социальным функциям. К формам общественного сознания традиционно относят нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное сознание, политическое и правовое сознание, философию и науку.

1. Раскройте содержание понятия «идеальное» с точки зрения диалектического материализма.

Согласно Диалектическому материализму, сознание- функция мозга, отражение объективного мира. Процесс осознания мира и психическая деятельность вообще возникают и развиваются из реального взаимодействия человека с миром через его общественные отношения. Т. о., за пределами гносеологии сознание не противостоит материи и «различие идеального от материального. не безусловно, не überschwenglich (чрезмерно. — Ред.)», (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 104). Предметы, их свойства и отношения, будучи отражёнными в мозгу, существуют в нём в форме образов — идеально. Идеальное же — это не особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира.

2.Английскому философу Дж. Локку принадлежит утверждение: «В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах», — а Готфриду Лейбницу — «в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах кроме самого разума». Сопоставьте философские позиции авторов. В чем вы видите причину их философского спора? Свой ответ аргументируйте.

В гносеологии рационалист Лейбниц искал компромисс между рационализмом, эмпиризмом и сенсуализмом. Он подверг критике идею Дж. Локка о «чистой доске». К тезису Локка «в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах» Лейбниц добавил слова «кроме самого разума». Таким образом, Лейбниц пришел к выводу о прирожденной способности разума к познанию ряда идей, например, «тождества», «бытия», а также истин логики и математики. Однако такая прирожденная способность не подобна «врожденным идеям» Декарта, а выступает скорее «предрасположенностью» разума

3.Дайте определение понятию «сознание» с точки зрения такого философского направления как материализм.

Читайте также:  Как понять что у тебя садиться зрение

– высшая, свойственная только человеку способность целенаправленно отражать действительность в обобщенно-абстрактных мыслительных формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Важнейшей характеристикой С. является также способность к рефлексии, т.е. к самосознанию.

4. Раскройте содержание понятия «материя» с точки зрения философской системы Г. Гегеля.

Материя(лат.: «материа» — вещество) – центральная категория материалистической философии, выражающая субстанцию и субстрат всех реально существующих в мире вещей и явлений. В истории материализма содержание понятия М. неоднократно изменялось и углублялось. В современном материализме М. определяется как «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существую независимо от них» (В.И.Ленин).

разум, по мнению Гегеля, не особенность человека, а первооснова мира, природы, человека, всемирной истории. Из этого следует, что мир в основе своей ЛОГИЧЕН и развивается по законам, внутренне при­сущим разуму.

5. Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения материализма.

. Возвращаясь к понятию бытие, к рассмотрению бытие с точки зрения диалектического материализма, бытие как таковое есть материя. Это бесконечное многообразие вещей, находящихся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, представляющих собой единство многообразного, есть ничто иное как материя. Доводы диалектического материализма подкреплены открытия в области естественно-научного и гуманитарного знания.

6. Раскройте содержание понятия «бытие» с точки зрения объективного идеализма.

. Бытие с точки зрения Объективного идеализма – мир , в кот. духовное начало первичное , определяющее картину мира, а материальное лишь производное от духовного.

7. Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения субъективного идеализма.

Бытие с точки зрения Субъективного идеализма – мир , в кот. духовное начало первичное , материальное либо отрицается , либо ставится под сомнение. Единственная реальность кот. признает – ощущение объекта.

8. Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии Г. Гегеля.

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике.

9. Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии марксизма.

В марксизме диалектика — это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

С точки зрения материалистического понимания общества, поступки людей определяются

б) религиозными взглядами;

в) природными условиями;

г) божественным предопределением;

5. Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что …

а) исторический процесс совершается закономерно

б) общественная жизнь не имеет объективных законов

в) развитие общества невозможно

г) ход истории заранее предопределен и неизбежен

6. Сущность человека состоит в том, что:

а) его поведение определяется биологическими законами;

б) это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

в) решающее влияние на поведение человека оказывает инстинкт;

г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;

д) его поведение полностью предопределено его генотипом.

7. Суждение, наиболее полно раскрывающее содержание понятия «личность»:

а) человек и личность – это тождественные понятия;

б) человек – это антропологическое понятие, а личность – социальное;

в) человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью;

г) главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание;

д) личность – это общественно развитый человек.

Субъективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность, — это

а) содействие общественному прогрессу

б) создание материальных ценностей

в) общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность

г) признание общих авторитетов.

9. Возможности народа в социальной деятельности:

10. Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе:

а) служения Богу;

г) иррациональности поведения.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Борисова В., Джохадзе Н. Социальная философия. — Учебное пособие. — М., 2000.

3. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. М., 2004.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2003.

5. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. – М., Московская финансово-промышленная академия, 2009.

1. Алексеев П.В. История философии: – Учебник. – М., Проспект, 2005.

2. Анокова Н.В. История религий — Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007.

3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. — М., 1993.

4. Васильев Б.В. Идея общественного прогресса в философии русского неолиберализма // Социально-гуманитарные знания. — 2005. — № 2.

5. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

6. Владимиров В.В. Смысл русской жизни. – М., 2006.

7. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

8. Галактионов Л.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. — Л., 1990.

9. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов на Дону, 2004.

10. Дугин А.Г. Философия политики. — М., 2004.

11. Дугин А.Г. Философия традиционализма. — М., 2002.

12. Замалеев А. Курс истории русской философии. — М, 1996.

13. Западная философия XX века. — М., 1994.

14. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.

15. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х тт. — Л., 1991.

16. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. — М., 2000.

17. История философии. Россия – Запад – Восток. Кн. 1-4. — М., 1995.

18. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. — М,. 1989.

19. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. — М., 2005.

20. Крапивенский С. Общий курс философии. — Волгоград, 2004.

21. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. — М., 1990.

22. Леонтьев К.Н. Избранные письма. — СПб., 1993.

23. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. — М., 1991.

24. Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. – М., 2003.

25. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. — М., 1989.

26. Матюхин А.В. Общественная мысль России XIX – начала XX века // Социально-гуманитарные знания. — 2009. – № 2,3.

27. Мир философии: В 2-х томах. — М., 1991.

28. Никифоров А. Философия науки: история и методология. — М., 1998.

29. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. — М., 1991.

30. Новикова Л.И, Сиземская И.Н. Русская философия истории. — М., 1999.

31. О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990.

32. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX — начала XX века. — М., 1994.

33. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. — М., 2002.

34. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. — М., 1998.

35. Радугин А. Философия. Курс лекций. — М., 2004.

36. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. – СПб., 1997.

37. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. — М., 1995.

38. Современная западная философия. Словарь. — М., 1998.

39. Соколов С.В. Социальная философия — Учебное пособие для вузов. – М, 2003.

40. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992.

41. Толстой Л.Н. Путь жизни. — М., 1993.

42. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

43. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. — М., 1975.

44. Философия истории. Антология. — М., 1995.

45. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.

46. Философия. — Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, 2005.

47. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007.

48. Чичерин Б.Н. Философия права. — СПб., 1998.

1. http://citforum.creator.dr.ua/cfin/articles/inf theory.shtml.

ГЛОССАРИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Абстракция — отвлечение от ряда свойств в изучаемом явлении и актуализация внимания на рассматриваемом признаке. Данный термин введен римским философом Боэцием в процессе перевода сочинений Аристотеля с греческого на латинский язык.

Абсолют— духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.

Августин Аврелий (Блаженный, 354-430) — христианский богослов и философ. Его мировоззрение подчиняется принципу «Без веры нет знания, нет истины». Августин противопоставлял «Земному граду» (т. е. греховному светскому государству) «град Божий» (всемирное господство Церкви).

Агностицизм — невозможность познания сущности явлений и закономерностей их развития. Данный термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 году.

Алгоритм — совокупность последовательных действий, направленных на решение определенной задачи.

Альтернатива — одно из двух, как правило, противоположных решений; один из многих вариантов.

Анахронизм — пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.

Антиномия — логическое противоречие между утверждениями, каждое из которых имеет свое основание. Смысл этого термина встречается впервые у древнегреческих философов, которые учили об апориях — трудностях и безысходности познания вещей.

Антропоцентризм— воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, и конечная цель всех совершающихся в мире событий.

Апологетика — восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.

Архетип— глубинная порождающая структура, предельное основание.

Аристотель, Стагирит (384-322 до н. э.) – великий философ Древней Греции, основатель собственно научной философии. Сочинения Аристотеля охватывали все области знаний того времени. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» (пассивное начало) к «форме» (активное начало) и наоборот.

Аскеза — воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.

Атеизм — система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное, веру в Бога.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский религиозный философ, писавший о приоритете свободы над бытием; об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории.

Биологизм — мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов.

Благо — добро как благополучие.

БруноДжордано (1548-1600) — итальянский философ, отождествлявший Бога с природой, утверждая тем самым бесконечность самой природы (теория бесчисленности населенных миров). Бруно допускал существование Мировой души, которая находится во всех 6ез исключения вещах, являясь их движущим началом.

Бытие — философская категория, обозначающая все, что существует. Различают бытие природы, общества, человека, его духовного мира. Быть — значит существовать — материально и идеально. Первые рассуждения о сущности бытия и значении этого понятия присутствуют в древнеиндийском философском гимне о творении «Ригведе», где при осмыслении возникновения мира использовались понятия «асат» (небытие) и «сат» (бытие). В древнегреческой философии понятие «бытие» введено Парменидом.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) — английский философ, считавший важнейшими задачами науки покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания природы. Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является опыт.

Верификация — подтверждение истинности какого-либо высказывания логическим или опытным путем. В философии появление этого термина связано с позитивизмом, применившим метод верификации для определения научной состоятельности тех или иных теорий.

«Веды» —философское учение Древней Индии, изложенное во II тыс. до н. э. в древних ритуальных книгах, и воссозданное во II веке до н. э. в «Законах Ману».

Вольтер(1694-1778) — французский писатель и философ эпохи Просвещения, говоривший об отождествлении Бога и природы. В основе его философии истории лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли абстрактного «божества». Высоко оценивал роль культуры в человеческом обществе.

Волюнтаризм — одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве основного принципа Мироздания. Яркими представителями волюнтаризма являются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий философ. Создал систематическую теорию диалектики, где центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности Абсолюта (Мирового духа). Реальный мир, по Гегелю, — это проявление идеи, понятия, духа.

Генезис — происхождение, возникновение.

Геоцентризм — мировоззрение, согласно которому Земля есть центр Вселенной (например, средневековое христианское мировоззрение).

Гераклит Эфесский (ок. 544-483 до н. э.) — древнегреческий философ. Учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Этот «первоогонь» является чистым разумом, логосом, из которого произошло все существующее.

Герменевтика — традиция и способы истолкования текстов.

Глобальный — имеющий дело с миром как целым.

Гилозоизм — философское учение, выдвигающее главным принципом всеобщую одушевлённость материи.

Гносеология — учение о познании (о путях, методах и формах познания окружающего нас мира). Данный термин введен немецким философом Баумгартеном (1714 -1762), однако интерес к проблемам познания возник с древними истоками развития философии. Наряду с этим термином, употребляется равнозначный по смыслу термин «эпистемология» (от греч. epistemеe- знание, наука).

Гностицизм — философское течение, признающее непознаваемое духовное начало (Мировую душу, Софию), противостоящее материи — «источнику зла».

Гуманизм — философская концепция, возникшая в эпоху Возрождения, провозгласившая человека высшей ценностью; совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека.

Даосизм — религиозно-философская школа, возникшая в Китае в VI — V вв. до н.э. Ее основоположником считается Лао-Цзы. Основной целью последователей «дао» («путь») является достижение единства с природой и, в конечном итоге, обретение бессмертия.

Деизм — религиозно-философское учение, которое возникло в эпоху Просвещения. Оно утверждает, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение Мироздания совершается без Его участия.

Декаданс — кризисные, упадочные явления в обществе и культуре (чаще говорят об упадке искусства в конце 19 — начале 20 вв.).

ДекартРене (1596-1650) — французский философ и математик. Основатель современного рационализма. В основе его философии — дуализм души и тела, отождествление материи и пространства.

Демокрит (ок. 460 — ок. 371 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель атомизма. Утверждал, что все происходящее представляет собой движение атомов, благодаря которому оно и возникает.

Детерминизм — учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика— теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Дидро Дени (1713-1784) — французский писатель и философ. Наметил материалистическую теорию психических функций, в соответствии с которой и люди, и животные — инструменты, наделенные способностью ощущать, и обладающие памятью.

Диссидент – инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию.

Дискурс — логически и методически последовательное рассуждение.

Дихотомия — последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.

Догматизм– метод мышления, опирающийся на догмы — непреложные истины, не подлежащие критике, без учета конкретных условий.

Дуализм — философское учение, считающее в противовес монизму, материальную и духовную субстациии равноправными началами.

Закон — устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. В древнегреческой философии впервые идея закона (Логоса) встречается у Гераклита.

Западничество — направление русской социально-философской мысли, объединяющее приверженцев европейского пути развития России. Западники отстаивали необходимость активного использования в России выработанных западной историей политических, экономических и культурных формы жизни. Являлись оппонентами славянофилов.

Идеализм — философское направление, исходящее из первичности сознания (духовного) и вторичности материального. Выделяются две формы идеализма: объективный (основа действительности — некое сверхиндивидуальное сознание) и субъективный (знания о мире сводятся к содержанию индивидуального сознания).

Идеология логически стройный и внутренне законченный комплекс философских, социальных, политических и экономических идей, ориентированный на построение определенного типа общества.

Идея — философский термин, с помощью которого обозначают, смысл, значение, сущность предметов и явлений. Первое учение об идеях создано древнегреческим философом Платоном.

Читайте также:  Как быстро и легко восстановить зрение

Инвариантный — независимый от преобразований, остающийся неизменным.

Индифферентность — равнодушие, безучастность.

Интерпретация— истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь.

Интуиция — непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства.

Иррационализм — философское учение, утверждающее, что интуиция, чувство, инстинкт являются основным видом познания, т.к. познавательные возможности разума ограничены. Действительность считается хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая.

Историзм — принцип познания вещей и явлений в их развитии в связи с конкретными историческими условиями. Признается необратимый и преемственный характер изменения вещей.

Кант Иммануил (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник классического идеализма. Утверждал, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещь в себе»), принципиально недоступна человеческому познанию; оно возможно только относительно «явлений», т.е. способов, посредством которых вещи обнаруживаются в нашем опыте.

Картезианство — философия последователей Декарта. Исходным пунктом предполагается самодостоверность сознания («мыслю — следовательно существую»), а также дуализм тела и души. При доказательствах использовался рационалистический математический метод.

Категория — предельно общее понятие, отражаю­щее существенные стороны действительности.

Классический— идущий из прошлого (первоначально – из античности), традиционно-образцовый.

Контекст — законченное в содержательном отношении многообразие, определяющее значение входящих в него элементов.

Конфуций (552-479 до н.э.) — китайский философ, основатель конфуцианства, представляющего собой философию морали. В основе его учения пять добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество.

Концепция — основная мысль, представленная системно.

Корректность — правильность, точность.

Космополитизм – теория «человека — гражданина мира», преодолевающего национальные и цивилизационные особенности своего социума.

Критерий— мерило оценки.

Критицизм — изначально название философии Канта, который считал основной ее целью критику познавательной способности человека. Также это понятие обозначает учения, ограничивающие человеческое познание и признающие его источником только опыт.

Кьеркегор Серен (1813-1855) — датский философ, предшественник экзистенциализма. По его мнению, подлинная философия должна носить глубоко личный, мистический характер, поэтому он отвергает научный способ философствования. Важнейшей категорией учения Кьеркегора является категория «парадокса». Отвергал любую попытку соединения мира божественного и мира человеческого.

Лао-Цзы (кит. — «старый учитель») (604 до н. э. — ?) — почетное имя китайского философа Ли Эра, основателя даосизма. Учил, что человек должен следовать естественности вещей, отказаться от «мудрствования». Основой учения Лао-Цзы было сверхземное «дао», первопричина всего бытия.

Логос— слово, закон, нечто, лежащее в основании.

Локк Джон (1632-1704) — английский философ, разработавший теорию эмпирического познания. Утверждал, что все человеческое познание проистекает из опыта, отвергал существование врожденных идей. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Локк считал, что о возможности божественного откровения может судить только человеческий разум, а не церковная догма.

Маргинальность — положение вне структуры или системы, обочина общественной жизни.

Марксизм — философское, экономическое и политическое учение, созданное немецкими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм рассматривает общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения и формы собственности, обусловливающие все сферы общественной жизни. Движущей силой истории считается борьба господствующих и угнетенных классов, высшим проявлением которой является социальная революция.

Материализм— философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность сознания, духовного начала. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, доказывая тем самым познаваемость природы.

Ментальный— умственный, мысленный, психический, душевный.

Метафизика ( с греч. — «то что идет после физики») – термин, введенный издателем сочинений Аристотеля Андроником Родосским. Так он назвал группу аристотелевских трактатов, в которых рассматривается «бытие само по себе», «первая философия» (по терминологии Аристотеля). Первоначально под метафизикой понималось все философское знание о мире в целом, его первопричинах и первоосновах. В то же время еще от Платона идет традиция рассматривать метафизику как самостоятельный метод познания. В XIX веке под метафизикой стали понимать метод познания неких вечных и неизменных сущностей. Она была противопоставлена диалектике — методу познания мира в его бесконечном движении и развитии.

Методология — учение о методах познания.

Меценатство – покровительство какому-либо делу, науке, культуре, оказание материальной и иной помощи.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека в нем.

Мистицизм — религиозно-идеалистический взгляд на вещи, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Мистики считают высшей формой познания мистическую интуицию, «духовный опыт», в котором исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность Бога — духовной первоосновы мира.

Монархия– форма правления государством, при которой у власти находится один человек – монарх.

Монизм — философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало (материя, дух и т. д.).

Монтень Мишель (1533-1592) — французский философ, утверждавший, что человек имеет право на сомнение. Отвергал религиозное учение о бессмертии души, понимая сознание как специфическое свойство материи.

Народники – представители российской радикальной социальной философии (А. Герцен, П. Лавров П. Ткачев и др.). Считали, что Россия придет к социализму через революцию и крестьянскую общину, минуя стадию капитализма.

Натурализм — философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем в понятие «природа» включаются так же дух и духовные творения.

Натурфилософия — совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из личного опыта познания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук).

Национальное самосознание – осознание представителями народа своего духовно-политического единства.

Неогегельянство — неоднородное философское течение, возникшее во второй половине XIX в. Для неогегельянцев характерны отказ от диалектики или перенесение ее только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни. Представители: Брэдли, Ильин и др.

Неокантианство — идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX в. в Германии. Неокантианство воспроизводит и развивает идеалистические и метафизические элементы философии Канта.

Неоплатонизм — форма греческой философии, разновидности которой существовали в период с середины III в. — до середины VI в. Возник в результате попыток соединения учения Платона, Аристотеля, а так же стоического, пифагорейского и других учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христианской мистикой и религией.

Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей.

Нирвана — блаженное состояние отрешенности от жизни.

Ницше Фридрих (1844-1900) — немецкий философ. Универсальной движущей силой развития считал «борьбу за существование», перерастающую в «волю к власти». Стремился обосновать основные качества «сверхчеловека», призванного уничтожить все лживое и враждебное жизни. Боролся против христианства и буржуазной морали.

Номинализм — направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Обскурантизм — враждебное отношение к просвещению и науке.

Онтология — учение о бытии, об основных началах всего сущест­вующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, разви­ваемая с самых истоков развития философии.

Оппортунизм— соглашательство, приспособленчество.

Пантеизм — философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, не находящееся за пределами природы, а тождественное ей.

Парадигма — образец, или схема, задающая способ видения того или иного предмета; идеальная теория, определяющая способ объяснения изучаемых явлений.

Паритет – равенство, равноправие сторон в чем-либо.

Пацифизм – осуждение любых войн, требование соблюдения мира.

Перманентный — постоянный, непрерывно продолжающийся.

Персонализм — философское течение, появившееся в конце XIX в. Высшей духовной ценностью и первичной реальностью признает «личность», которая понимается как духовный первоэлемент бытия.

Пифагорейцы(Пифагор, Диоген Лаэртский, Алкмеон и др.) – древнегреческая философская школа, заложившая основы развития математики и геометрии. Используя теорию чисел и принципы арифметики, пифагорейцы применяли математический подход к объяснению природы, общества, политики, религии.

Платон (427-347 до н. э.) — великий древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, т. е. «идей», которые он отождествлял с бытием. В центре космологии Платона учение о «Мировой душе». Единственное верное познание — это воспоминания бессмертной души человека о мире «идей». О чувственных вещах и явлениях возможно только вероятное «мнение».

Платонизм– 1). Разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2). Включение платоновской философии, особенно теории идей, в другие философские системы.

Плюрализм — философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из множества самостоятельных сущностей, несводимых к единому началу. Термин употребляется часто также как «многообразие мнений и точек зрения».

Позитивизм — философское направление, считающее единственным источником истинного действительного знания конкретные науки, и отрицающее познавательную ценность философского исследования (О. Конт, Г. Спенсер и др.).

Понятие — способ обобщения предметов и явлений, направленный на вы­явление их общих признаков.

Постмодернизм— мировоззренческо-методологическая установка, резко рвущая с традицией (Разумом, Истиной, Целым).

Постулат— положение, принимаемое без доказательства.

Прагматизм — философское течение, определяющее значение истины ее практической полезностью.

Предикат — логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, т. е. о субъекте.

Престиж — авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.

Прецедент — случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

Проблема— вопрос, на который можно ответить, только прибавив что-то новое к уже имеющемуся, наличному знанию.

Психологизм — воззрение, согласно которому индивидуальная и коллективная психика являются основой философии.

Раскол – разделение русской православной церкви на сторонников и противников (старообрядцев) церковной реформы патриарха Никона.

Рационализм — философское направление, считающее, что научное (т.е. объективное, всеобщее) знание достижимо только посредством разума, который одновременно является и источником знания, и критерием его истинности. Родоначальники современного рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

Рациональное — разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.

Редукция — сведение сложного к простому.

Релятивизм — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Релятивизм утверждает, что в любых знаниях нет абсолютно точного отражения объективного мира.

Республика – форма правления государством, при которой власть принадлежит выборному народом органу.

Ретроспектива — обращение к прошлому.

Рефлексия — самоанализ, мысль о мысли, самоотчетное рассуждение.

Розанов Василий Васильевич (1856-1919) — русский религиозный философ и писатель. Критиковал христианство ради «живой» религии. Считал, что духовное возрождение России должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, в основе которого лежит понятие семьи.

Руссо Жан Жак (1712-1778) — французский писатель и философ. Наряду с существованием Бога, признавал и существование бессмертной души. Руссо рассматривал материю и дух как два вечно существующих начала. В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей.

Секта – религиозное течение (община), отделившееся от господствующей церкви и противостоящее ей.

Сенсуализм — философское направление, выводящее познание из чувственных ощущений, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений.

Сепаратизм– стремление к отделению, обособлению.

Силлогизм — умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

Синергия — сотрудничество, содружества, эффект согласованных, солидарных действий.

Скептицизм — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Славянофильство — направление русской социально-философской мысли, отстаивающее идеи национальной самобытности, культурно-политических традиций и особого исторического пути развития России, принципиально отличного от западного. Являлись оппонентами западников.

Сократ (469-399 до н. э.) — древнегреческий философ, считавший, что строение мира и физическая природа вещей непознаваемы, познать мы можем только самих себя. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая — искусство жить. Является основателем философской диалектики..

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) — русский философ. Центральной в его учении является идея «всеединого сущего», которая рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир — как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает Мировая душа). Соловьев выводит единство теологии, философии и науки — «свободную теософию».

Софийное — мудрое, относящееся к мудрости.

Социальный статус — положение человека в системе общественных отношений, определяющее его права и обязанности.

Спецификация — детализация, перечисление специфических особенностей чего-либо.

СпинозаБенедикт (1632-1677) – голландский философ, считавший целью знания — завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он учил, что существует только природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Всю психическую жизнь сводил к разуму и к страстям.

Спонтанный — самопроизвольный, вызванный внутренними причинами.

Стратификация — разделение общества на отдельные слои или группы.

Стоицизм— философское учение, возникшее в конце IV в. до н.э. Главные представители — Зенон и Хрисипп. Основные постулаты: жить надо сообразно природе; счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа; чувства воспринимают действительность как нечто единичное; наука стремится познать общее, но в мире оно не существует.

Сублимация — трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

Субординация — система подчинения низшего высшему, младших старшим.

Субстанция (с лат. — сущность) — нечто неизменное, то, из чего состоят все вещи (например, материя или сознание).

Сущность — внутреннее и наиболее глубокое содержание предмета.

Схоластика— средневековая «школьная» (развивавшаяся в монастырях и университетах) философия, представители которой пытались дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению.

Сциентизм — абсолютизация роли науки в жизни общества, особенно характерное для современной постиндустриальной цивилизации.

Табу — запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово.

Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности и деятельности Бога.

Теория — система идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества и мышления.

Теософия— философское течение, представители которого для понимания божественной сущности предпочитают авторитету официальных религиозных догм непосредственный внутренний опыт человека и мистическую интуицию.

Теоцентризм — характерная особенность средневековой философии: обращение к Богу, его сущности как первопричине и первоосновы мира.

Толерантность — терпимость к разного рода взглядам и нормам поведения, открытость для любых идейных течений.

Томизм — ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским.

Урбанизация – рост городов и городского населения, усиление экономической роли городов в жизни общества.

Утилитаризм — узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу.

Федоров Николай Федорович (1828-1903) — русский религиозный философ. Предложил оригинальную систему — космизм, которая подразумевала воссоздание всех живших человеческих поколений, их преображение и возвращение к Богу.

Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) — немецкий философ, выдвигавший на первый план человека в качестве «единственного, универсального и высшего» предмета философии. Рассматривал религию как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность.

Феноменология — основанное немецким философом Э. Гуссерлем и его учениками во второй половине XIX в. субъективно-идеалистическое направление. Его центральное понятие: «интенциональность» сознания, т. е. направленность на объект. Основной принцип: «нет объекта без субъекта». Основные методические требования: воздержание от любых суждений, выходящих за границы субъективного опыта; сам субъект познания рассматривается не как реальное существо, а как чистое сознание.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) — немецкий философ, считавший основным предметом философии деятельность безличного всеобщего «самосознания» («я»), которое противопоставляется объективному миру природы и материи («не-я»).

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) — русский религиозный философ, пытавшийся совместить научные истины с религиозной верой. Считал, что первичным способом «схватывания» истины может быть только откровение.

Фома Аквинский (1225/26-1274) — первый религиозный философ-схоластик. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Все Мироздание рассматривал как универсальный иерархический порядок внутри бытия, установленный Богом.

Фрейдизм — название теории и метода психоанализа. Его основатель — Зигмунд Фрейд — рассматривал психику как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (бессознательное). Все действия человека, все исторические события Фрейд истолковывает как проявление бессознательных, прежде всего сексуальных, влеч

Источники:
  • http://studopedia.su/13_45237_materialisticheskoe-predstavlenie-ob-obshchestve.html
  • http://studopedia.ru/19_10084_razdel-IV-obshchestvo-kak-samorazvivayushchayasya-sistema.html
  • http://megapredmet.ru/1-31616.html
  • http://lektsia.com/6x998a.html