Меню Рубрики

С точки зрения конвенционализма основным критерием истины

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Сущность и формы бытия
  • Философия природы
  • Философия жизни
  • Сознание и бытие

Главная цель познания — достижение научной истины.

Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.

Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Например, Платон считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мыслей действительности совпадает с понятием “адекватность”. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.

Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. Правда, при этом возникал другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться в достоверности их ясности и отчетливости? На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью.

Так, И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума. Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм).

Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.

Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). В соответствии с этим принципом всякое высказывание (научное утверждение) только тогда является осмысленным или имеющим значение, если возможна его проверка. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую. К примеру, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, идущие в центре Земли. Но посредством предположений, опирающихся на законы логики, можно выдвинуть соответствующую гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивы, то ее следует признать истинной. Нельзя не принять во внимание и другие попытки выявить критерий истины с помощью логики, характерные в особенности для философского направления, именуемого логическим позитивизмом.

Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины. Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить — не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Именно последняя, выступая в качестве основной ценности человеческих знаний, достойна именоваться истиной. И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд. Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но только когда речь идет о его познании.

Относительная и абсолютная истины

Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.

Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе). Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина” и “относительная истина”. Понятие “абсолютной истины” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Еще раз напомним, что прежде всего материальная деятельность человека оказывает воздействие на материальный мир. Но когда речь заходит о научном познании, то имеется в виду, что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, что составляют исторически обусловленный предмет познания. Вот почему практика, впитавшая в себя знания, является формой непосредственного их соединения с объективными предметами и вещами. В этом и проявляется функция практики как критерия истины.

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Билет№8. Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики». 2 страница

П. Гольбах придерживается философской позиции, как …

«Причина – это тело или явление природы, приводящее в движение другое тело или производящее в ней какое-либо изменение. Следствие – это изменение, произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения… Всякая причина производит следствие, не может быть следствия без причины… А так как все движения или способы действия тел и существ зависят от некоторых причин и эти причины могут действовать лишь согласно своему способу бытия или свои существенным свойствам, то отсюда следует заключить, что вся явления необходимы и всякое существо или тело природы при данных обстоятельствах и присущих ему свойствах не может действовать иначе, чем оно действует».

Автор текста выделяет следующие элементы, присущие детерминизму …

«Причина – это тело или явление природы, приводящее в движение другое тело или производящее в ней какое-либо изменение. Следствие – это изменение, произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения… Всякая причина производит следствие, не может быть следствия без причины… А так как все движения или способы действия тел и существ зависят от некоторых причин и эти причины могут действовать лишь согласно своему способу бытия или свои существенным свойствам, то отсюда следует заключить, что вся явления необходимы и всякое существо или тело природы при данных обстоятельствах и присущих ему свойствах не может действовать иначе, чем оно действует».

Онтологическая позиция, противоположная высказанной в данном отрывке П. Гольбахом, называется …

Установите соответствие между разделами философии и проблемами, которые ими изучаются.

1. Общие принципы, формы и методы познания.

2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира.

3. Проблема природы и сущности человека.

4. Проблемы добра и зла.

3 философская антропология

Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, называется …

Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется …

Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется …

Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является …

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является …

С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется …

Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе …

Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» …

Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется …

В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как …

субъективный образ объективной реальности

Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название …

Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется …

Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является …

Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется …

К основным формам теоретического знания относятся …

Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется …

Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано …

Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был …

Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в …

Изображение идеального общественного строя, как уже существовавшей или существующей где-то страны, получило название …

История – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций, считают представители ____________ подхода.

Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название …

«Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса – огонь, Эмпедокл же – четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного».

Разделом философии, объединяющим взгляды мыслителей на поиск первоначала мира, является …

«Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса – огонь, Эмпедокл же – четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного».

Наряду с плюрализмом как философским учением, в онтологии выделяют …

«Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса – огонь, Эмпедокл же – четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного».

Эмпедокл принадлежит к _____________ как философскому направлению.

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них «Материя исчезает» – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже, исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, – существовать вне нашего сознания».

Автором приведенного отрывка является …

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них «Материя исчезает» – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже, исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, – существовать вне нашего сознания».

По мнению автора отрывка, перестали быть абсолютными такие свойства материи, как …

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них «Материя исчезает» – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже, исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, – существовать вне нашего сознания».

Материальность, по мнению автора текста, проявляется в независимости от …

Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …

Попытка синтеза философии и искусства была предпринята представителем немецкой классической философии …

Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме …

По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия.

Позиция, согласно которой мир состоит из бесчисленных психических субстанций – монад, принадлежит …

Специфическим свойством времени является …

Основные законы диалектики были сформулированы …

Под активностью сознания понимается его …

избирательность и целенаправленность

Формой рационального познания является …

Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания.

Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание.

Одним из принципов неклассической науки является …

Основной чертой сциентистского направления в философии является …

вера в безграничные возможности науки

Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются …

Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был …

Мыслителем, рассматривающим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов, является …

Совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа, получило название …

«Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно – и тоже в высшей степени – наше тело».

Автор приведенного отрывка является представителем …

«Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно – и тоже в высшей степени – наше тело».

В основе идеализма Платона лежит учение о двух мирах …

«Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно – и тоже в высшей степени – наше тело».

Признавая наличие в человеке души и тела, Платон является представителем ____________ как философского учения.

В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …

Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию.

Позиция, исходящая из признания равноправности и несводимости друг к другу двух первоначал бытия (духа и материи), называется …

К философам, которые занимались разработкой классификации философских школ в Древнем Китае, относятся …

Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________».

В философии Просвещения высшей исторической ценностью человечества считается …

Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение …

Отстаивая самобытность и самостоятельность исторического пути России от Запада, славянофилы указывали в качестве основы русского типа мировоззрения …

Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит …

Развитие – это процесс, характеризующийся изменением …

Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются …

всеобщая связь и развитие

Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется …

Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для …

Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется …

Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется …

Основными методами эмпирического исследования являются …

Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является …

Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками.

Автором психоаналитической типологии характеров человека (экстраверт-интроверт) является …

Подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики, называется …

Важнейшей социальной ценностью является …

Мыслителем, развивающим теорию общественного договора происхождения государства, является …

Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители _____________ подхода.

Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира.

1. Все в мире имеет материальное начало.

2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности.

3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции.

4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу.

2 субъективный идеализм

4 объективный идеализм

Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется …

В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название …

Становление классической логики как науки осуществляется в творчестве древнегреческого философа …

По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная

Центральное место в философской системе В.С. Соловьева занимает идея …

Экзистенциализм рассматривает бытие как …

Междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, называется …

Направленные, необратимые качественные изменения системы называются …

Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется …

C точки зрения прагматизма основным критерием истины является …

Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является …

Совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве, называется …

Наиболее общие законы и ценности общественного бытия изучает …

Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …

Философское учение о нравственности и морали называется …

Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется …

Определение человека как «политического животного» было сформулировано …

Для средневековой философии, связанной с христианской религией, характерен …

Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в …

отчуждении человеческой сущности

Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является …

Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется …

Позиция, согласно которой отрицается всеобщий характер причинности, называется …

Философом, приравнявшим пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции, был …

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …

Основоположником новоевропейского эмпиризма является …

C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является …

соглашение между учеными

Характерной чертой научного знания является …

Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является …

Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется …

Коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни называются …

Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются …

Мыслителем, отстаивающим приоритетность демографического фактора в общественном развитии, был …

Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является …

Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется …

Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к …

Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _____________ роль философии.

Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что …

человек создает Бога по своему образу и подобию

Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал …

проект воскрешения мертвых

В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) …

Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был …

Материалистическая диалектика была разработана и обоснована …

Направление в теории познания, согласно которому истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, называется …

Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ».

В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …

Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит …

Автором произведения «Государство» является …

Автором произведения «Смысл и назначение истории» является …

Постиндустриальное общество в контексте «информационной революции» характеризуется понятием …

В основе современной биологической картины мира лежит принцип …

Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был …

Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма и расположенного в «месте, которого нет», был создан философом …

Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ …

Философская позиция И. Канта, утверждавшего невозможность полного и достоверного постижения сущности «вещей в себе», может быть охарактеризована как …

Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает …

Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к …

Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется …

С позиций креационизма источником движения является …

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется …

Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется …

Взаимообусловленное, взаимостимулирующее развитие науки и техники называется …

Самобытность конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы, называется …

Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии, называется …

Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был …

Автором произведения «Первобытная культура» является …

Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется …

Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии.

Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется …

Воздерживаться от суждений призывала античная школа …

Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции …

В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является …

В философии ХХ века идею конца истории развивает американский философ …

Течение русской общественно-политической мысли 40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название …

Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется …

Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон

В основе современной научной картины мира лежит …

Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является …

В мышлении выделяются следующие уровни:

Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является …

Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем …

Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется …

Понятие «ценность» появляется в трудах …

История раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций, считают представители ____________ подхода.

«Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? – Разум. Любви? – Любовь. Воли? – Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно, совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого. Таковы любовь, разум и воля. Божественная «троица» проявляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли. Нельзя сказать, чтобы разум (воображение, фантазия, представление, мнение), воля и любовь были силами, принадлежащими человеку, так как он без них – ничто, и то, что он есть, он есть только благодаря им. Они составляют коренные элементы, обосновывающие его сущность, не являющуюся ни его непосредственным достоянием, ни продуктом. Это силы, оживотворяющие, определяющие, господствующие, это божественные, абсолютные силы, которым человек не может противостоять».

Автором приведенного отрывка является …

«Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? – Разум. Любви? – Любовь. Воли? – Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно, совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого. Таковы любовь, разум и воля. Божественная «троица» проявляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли. Нельзя сказать, чтобы разум (воображение, фантазия, представление, мнение), воля и любовь были силами, принадлежащими человеку, так как он без них – ничто, и то, что он есть, он есть только благодаря им. Они составляют коренные элементы, обосновывающие его сущность, не являющуюся ни его непосредственным достоянием, ни продуктом. Это силы, оживотворяющие, определяющие, господствующие, это божественные, абсолютные силы, которым человек не может противостоять».

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 2817 | Нарушение авторских прав

Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира.

Все в мире имеет материальное начало.

Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности.

Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции.

И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу.

Материализм

Субъективный идеализм

Дуализм

Объективный идеализм

Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Противоположное направление – идеализм. Идеалисты считают первичным началом бытия сознание (дух, мышление и т.п.), а материю – вторичной по отношению к сознанию. Первичность сознания может пониматься по-разному. Поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма был Платон, считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, которая развивается в мировой дух (у Г. Гегеля), мировая воля (у А. Шопэнгауэра), воля к власти (у Ф. Ницше). Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название креацианизм. Субъективный идеализм признает первичной реальностью человеческие ощущения и индивидуальное сознание человека.

Дуализм – это учение, утверждающее, что материя и дух являются двумя самостоятельными, независимыми друг от друга субстанциями мира, существующими параллельно друг другу.

Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками.

Изучает всеобщие законы развития мира

Основано на вере в сверхъестественное

Знания отражены в виде художественных образов

Философия

Религия

Искусство

Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами.

Объективность, рациональность

Рефлексивность, критичность

Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам

Опора на здравый смысл, бесписьменный характер

Научное знание

Философское знание

Религиозное знание

Обыденное знание

Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками:

Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы.

Бог и природа отождествляются.

Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции.

Все в этом мире материально.

Гилозоизм

Пантеизм

Дуализм

Материализм

Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира.

Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей».

Мир состоит из бесконечного множества монад.

Бог создал мир из ничего.

Существуют два рода субстанций: материальная и духовная.

Платон

Г. Лейбниц

Августин

Р. Декарт

Первый этап развития философского мировоззрения получил название …

Космоцентризма

Первый этап развития философского мировоззрения получил название космоцентризма, для которого было свойственно объяснение явлений природы и развитие человека и общества через могущество и бесконечность внешних сил – Космоса. История понималась как цикл и рассматривалась по аналогии с движением космических тел (со сменой времен года, фаз луны, дня и ночи). Космоцентризм был характерен для философии Древней Греции, Древнего Китая и Древней Индии.

Основной чертой религиозного мировоззрения является …

Теоцентризм

Основной чертой религиозного мировоззрения является теоцентризм, который предполагает, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

Установите соответствие между разделами философии и проблемами, которые ими изучаются.

Общие принципы, формы и методы познания.

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира.

Проблема природы и сущности человека.

Проблемы добра и зла.

Гносеология

Онтология

Философская антропология

Этика

Философия очень многообразна и в ней выделяются отдельные отрасли, каждая из которых имеет свой круг проблем:

онтология – учение о бытии (о существовании), изучает основные принципы бытия, определяющие устройство мира; гносеология (эпистемология) – учение об общих принципах, формах и методах познания; философская антропология – наука, ставящая задачу понять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия; философия истории – основная проблема которой считается проблема смысла истории, ее предназначение; социальная философия – есть теория общественной жизни; эстетика (теоретическая часть) – учение о прекрасном и безобразном; этика (теоретическая часть) – учение о нравственности, о добре и зле; логика – наука о формах правильного мышления, позволяющих высказывать истинные суждения.

Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии.

Философия – «служанка богословия».

Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира.

Распространение света разума есть главное дело философии.

Средневековье

Новое время

Просвещение

Главная черта средневековой философии в Европе – ее глубокая связь с господствовавшим в обществе христианским религиозным мировоззрением. Об этой философии принято говорить, что она превратилась в «служанку богословия», то есть стала религиозной философией. Философия Нового времени сформировалась в условиях становления классического капитализма в Европе. Развитие новой общественной формации поставило перед наукой и техникой новые задачи. Важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимых для прогресса науки, техники и материального производства. XVIII середина XIX вв. называется «Веком Просвещения», к основным чертам философии данного периода можно отнести: прогрессизм, просветительство, историзм, радикализм, антиклерикализм и др. Просветители считают, что главными препятствиями на пути прогресса являются невежество, заблуждения, предрассудки. Отсюда одна из главных задач Просвещения – перестроить общественные отношения в соответствии с требованиями разума.

Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении …

Мышления к бытию

Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении мышления к бытию. Данный вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом в произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В зависимости от решения вопроса об отношении бытия к материи Энгельс противопоставляет материализм и идеализм как подходы и ставит противоположность между материей и сознанием, а бытие разделяет на бытие идеального и материальное бытие.

Проблема истины

C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является …

Соглашение между учеными

C точки зрения конвенционализма основным критерием истины, является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями ученых. Критериями выбора являются удобство использования, простота аксиоматической системы. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи.

«Истина – это соглашение», – считали представители …

Конвенционализма

«Истина – это соглашение», – считали представители конвенционализма. C точки зрения конвенционализма, основным критерием истины является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи.

С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …

Опытом

С точки зрения позитивизма, истина – это «опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено опытом, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Такая позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ».

Относительная истина

Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в такой категории, как «относительная истина» – неполное, неточное знание о действительности, которое по мере дальнейшего развития познания может углубляться, дополняться, уточняться либо признаваться заблуждением (несоответствием знания действительности). Истина внутренне противоречива: она относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются; при этом в каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится часть абсолютной истины, выступающей предельной целью, идеалом познания.

Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как ____________ истина.

Относительная

Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется …

Конкретностью

Одной из характеристик истины является …

Конкретность

Характеристикой истины является конкретность. Каждую идею или теорию нужно рассматривать в определенных условиях, в рамках определенной предметной реальности, в определенном языке и контексте. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Например, атомистическая теория прошлого истинна в том отношении, что материальные тела действительно состоят из атомов, но оказывается заблуждением в определении абсолютной неделимости атомов. Не следует полагать, что существуют раз и навсегда данные, неизменные положения. Необходимо также избегать и другой крайности – признания всякой истины условной, не имеющей отношения к объективной реальности.

Автором произведения «Истина и метод» является …

Х.-Г. Гадамер

Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является …

Практика

В основе классической концепции истины лежит принцип …

Соответствия

Несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом называется …

Заблуждением

Несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом называется заблуждением. Заблуждения неизбежны в познании. Перед познающим субъектом всегда имеется область неизвестного, что почти всегда связано с формулированием проблемного, вероятностного, гипотетического знания.

С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются …

Абсолютная и относительная

С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются абсолютная и относительная. Под абсолютной истиной понимается полное, исчерпывающее знание об объекте, которое рассматривается как цель познания. Конкретные достижения науки оцениваются как относительные истины – неполное знание предмета.

C точки зрения прагматизма основным критерием истины является …

Успех

C точки зрения прагматизма основным критерием истины является успех, полезность. Основы прагматической концепции истины были заложены Ч. Пирсом, У. Джеймсом. Так, У. Джеймс считал, что истинным можно считать то знание, которое ведет к успешному действию, к достижению поставленной цели.

К формально-логическим критериям истины относится принцип …

Непротиворечивости

Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется …

Априоризмом

Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина.

Абсолютная

Знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как абсолютная истина. Такая истина – это окончательное знание определенных аспектов действительности. Это научный идеал.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 606;

Читайте также:
  1. B) созылмалыгастритте 1 страница
  2. B) созылмалыгастритте 1 страница
  3. B) созылмалыгастритте 2 страница
  4. B) созылмалыгастритте 2 страница
  5. B) созылмалыгастритте 3 страница
  6. B) созылмалыгастритте 3 страница
  7. B) созылмалыгастритте 4 страница
  8. B) созылмалыгастритте 4 страница
  9. CONTRATO DE LICENÇA E SERVIÇOS 2 страница
  10. CONTRATO DE LICENÇA E SERVIÇOS 3 страница
Источники:
  • http://lektsii.net/1-126258.html
  • http://lektsia.info/7x6c50.html