Меню Рубрики

С точки зрения идеализма мир есть то

ИДЕАЛИЗМ (от греч. ιδέα – идея) – категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г.В.Лейбниц (Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 332).

Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д.Беркли, критический идеализм И.Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.

Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил в философии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как со-вечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух (нус, логос) создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как его формообразователь, демиург. Именно таков идеализм Платона. Его характер связан с той задачей, которую он пытался решить: понять природу человеческого познания и практики на основе признаваемых и сегодня монистических принципов. Согласно первому из них «ни одна вещь не возникает из небытия, но все – из бытия» (Аристотель. Метафизика. М.–Л., 1934,1062b). Из него неизбежно вытекал другой: из какого «бытия» возникают такие «вещи», как, с одной стороны, образы реальных предметов, а, с другой, формы предметов, создаваемых человеческой практикой? Ответ на него гласил: каждая вещь возникает не из любого бытия, а лишь из такого, которое является «тем же самым», что и сама вещь (там же). Руководствуясь этими принципами, Эмпедокл, напр., утверждал, что образ земли сам является землей, образ воды – водой и т.д. Эту концепцию позже назвали вульгарным материализмом. Аристотель возражал Эмпедоклу: «Душа должна быть или этими предметами, или формами их; но сами предметы отпадают – ведь камень в душе не находится». (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 102). Следовательно, из действительности в душу переходит не предмет, а лишь «форма предмета» (там же, с. 7). Но образ предмета идеален. Следовательно, идеальна и «подобная» ему форма предмета. К выводу об идеальности формы вещей приводили и размышления о человеческой практике: форма, которую человек придает вещи – это его идея, перенесенная в вещь и преобразованная в ней. Первоначальный объективный идеализм – это проецирование характеристик человеческой практики на весь космос. Эту форму идеализма необходимо отличать от развитых форм объективного идеализма, возникших после того, как задача вывести материю из сознания была эксплицитно сформулирована.

Объяснив из единого монистического принципа два противоположных процесса – познание и практику, объективный идеализм создал основу для ответа на вопрос о том, способно ли человеческое сознание адекватно познать мир? Для объективного идеализма утвердительный ответ почти тавтологичен: конечно же, сознание способно постичь само себя. И в этой тавтологичности – его роковая слабость.

Внутренняя логика саморазвития привела объективный идеализм к новому вопросу: если никакая вещь не возникает из небытия, то из какого бытия возникают такие «вещи», как материя и сознание? Имеют они независимое происхождение или одна из них порождает другую? В последнем случае какая из них первична, а какая – вторична? В явной форме он был сформулирован и решен неоплатонизмом в 3 в. н.э. Реальный мир понимался им как результат эманации духовного, божественного первоединства, а материя – как продукт полного угасания этой эманации. Только после этого возник последовательный объективный идеализм, и дух-демиург превратился в духа-Бога, который не формирует мир, а творит его целиком.

Объективный идеализм использовал теорию эманации вплоть до 17 в. Еще Лейбниц трактовал мир как продукт излучений (fulgurations) Божества, понимаемого как первичное Единство (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. 1, с. 421). Крупный шаг в развитии объективного идеализма осуществил Гегель. Он истолковал реальный мир как результат не эманации, а саморазвития абсолютного духа. Источником этого саморазвития он считал противоречие, внутренне присущее ему. Но если мир – продукт саморазвития идеи, то из чего возникает сама идея? С угрозой дурной бесконечности столкнулись Шеллинг и Гегель, которые попытались избежать ее путем выведения идеи из чистого бытия – тождественного ничто. Для последнего вопрос «из чего?» уже лишен смысла. Альтернативой обеим концепциям является теория, трактующая мир как изначально имеющий духовную природу и тем снимающая вопрос о выведении его из чего-то иного.

Первоначально объективный идеализм (как и материализм) исходил из существования мира вне и независимо от человеческого сознания как чего-то само собой разумеющегося. Лишь к 17 в. культура философского мышления выросла настолько, что этот постулат был подвергнут сомнению. Именно тогда возник субъективный идеализм – философское направление, зародыш которого можно найти уже в античности (тезис Протагора о человеке как мере всех вещей), но которое получило классическую формулировку лишь в Новое время – в философии Д.Беркли. Последовательный субъективный идеалист-солипсист признает существующим только свое сознание. Несмотря на то, что такая точка зрения теоретически неопровержима, в истории философии она не встречается. Даже Д.Беркли не проводит ее последовательно, допуская кроме своего собственного сознания сознание других субъектов, а также Бога, что фактически делает его объективным идеалистом. Вот аргумент, на котором базируется его концепция: «Для меня достаточное основание не верить в существование чего-нибудь, если я не вижу основания верить в это» (Беркли Д. Соч. М., 1978, с. 309). Здесь, конечно, ошибка: отсутствие оснований признавать реальность материи не является основанием отрицать ее реальность. Более последовательна позиция Д.Юма, оставлявшего теоретически открытым вопрос: существуют ли материальные объекты, вызывающие в нас впечатления. Именно в спорах философов Нового времени начала широко использоваться характеристика взгляда, согласно которому нам даны только представления в качестве объекта, как идеализма. Т.Рид именно так описывал взгляды Д.Локка и Д.Беркли. X.Вольф называл идеалистами тех, кто приписывал телам лишь идеальное существование (Psychol, rat., § 36). И.Кант отмечал: «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответствует никакой вне их находящийся предмет» (Кант И. Пролегомены. – Соч., т. 4, ч. I. М., 1964, с. 105). Кант проводит различие между догматическим и критическим идеализмом, который он называет трансцендентальным идеализмом. Фихте положил начало возрождению объективного идеализма в Германии, соединив гносеологический, этический и метафизический идеализм. Представители абсолютного идеализма Шеллинг и Гегель пытались представить природу как потенцию и выражение мирового духа. А.Шопенгауэр усматривал абсолютную реальность в воле, Э.Гартман – в бессознательном, Р.-Эйкен – в духе, Б.Кроче – в вечном, бесконечном разуме, реализующемся и в личности. Новые варианты идеализма развивались в связи с учением о ценностях, которые противопоставлялись эмпирическому миру как идеальное бытие, воплощающее абсолютный дух (А.Мюнстерберг, Г.Риккерт). Для позитивизма ценности и идеалы – фикции, имеющие теоретико-практическое значение (Д.С.Милль, Д.Бейн, Т.Тэн, Э.Мах, Ф.Адлер). В феноменологии идеализм трактуется как форма теории познания, которая усматривает в идеале условие для возможности объективного познания, а вся реальность трактуется как смыслополагание (Husserl Ε. Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1901, S. 107 и далее). Сама феноменология, возникнув как вариант трансцендентального идеализма, постепенно трансформировалась вместе с принципами конституирования, эгологии в объективный идеализм.

Критика идеализма в его разных формах развернута (конечно, с разных позиций) в работах Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Иодля, В.Крафта, М.Шлика, П.А.Флоренского и др.

Однако вопрос о том, как обосновать существование мира вне нас, остается открытым и в современной философии. Разработано множество способов как решить, так и обойти его. Наиболее курьезный – утверждение, что один и тот же объект, в зависимости от точки зрения, может быть представлен как существующий и вне сознания, и внутри него, наиболее же распространено утверждение, что выбор между субъективным идеализмом и реализмом (под которым понимаются объективный идеализм и материализм), подобен выбору между религией и атеизмом, т.е. определяется личной верой, а не научным доказательством.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Они же. Соч., т. 3;

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. – Там же, т. 21;

3. Флоренский П.А. Смысл идеализма. Сергиев посад, 1914;

4. Willmann О. Geschichte des Idealismus, 3 Bde. Braunschweig, 1894;

5. Jodl F. Vom wahren und falschen Idealismus. Münch., 1914;

6. Kraft V. Wfeltbegriff und Erkenntnisbegriff. W., 1912;

7. Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. W., 1918;

8. Kronenberg M. Geschichte des deutschen Idealismus. Bd. 1–2. Münch., 1909;

9. Liebert A. Die Krise des Idealismus. Z.–Lpz., 1936;

10. Ewing A.С. Idealist tradition from Berkeley to Blanshard. Chi., 1957.

Существует множество различных философских направлений и течений. Однако среди них выделяют несколько основополагающих, в основе которых лежит, как правило, то или иное определенное отношение к миру или к его первоосновам.

Монизм (греч. монос – один) – направление в философии, согласно которому мир имеет только одно начало (субстанцию): материальное или идеальное.

В основе мира лежит материя (материальные причины);

Основой мира является Бог, который все создал и всем руководит.

Соответственно, теории, утверждающие, что в основе мира лежит какое-либо одно начало, называют монистическими.

В отличие от монизма (монистической точки зрения) есть теории, полагающие в основе мира равноправное существование двух начал (дуализм) или даже множества независимых начал первоначал — плюрализм (атомизм, монадология, персонализм).

Дуализм (лат. дуа – два) – направление в философии, признающее наличие двух равноправных начал (причин).

в онтологии: причинами возникновения и развития мира являются два равноправных начала: и материальное, и идеальное (материя и сознание);

в гносеологии: признание двух разных методов познания действительности.

Плюрализм (плюраль – множественность) – признание множественности начал (причин) в мире.

— в онтологии: в основе мира лежит несколько самостоятельных начал (причин);

— в гносеологии (в познании) – признание множественности методов познания.

Среди монистических теорий уже со времен Древней Греции выделились в свою очередь два основных направления (течения): материализм и идеализм. Соответственно, их сторонников называют материалистами и идеалистами.

Материализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что мир возник и развивается благодаря материальным причинам (началам). Все идеальное вторично и возникло благодаря материальному (например, сознание человека).

Например, природа возникла из вечно существующей материи, а развитие общества определяется в первую очередь развитием материальной основы общества – экономики.

Вариант: в основе мира лежат материальное начало (причины): например, материя, атом, земля, воздух, и т.п. Оно являются решающими для возникновения и существования идеального (духовного).

— в природе материальной основой материалисты считают материю. В результате последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое сознание).

— в обществе материалисты главными движущими силами развития соответственно считают материальную силу общества (экономику), которая определяет все остальное идеальные (духовные) сферы – культуру, образование, науку и т.п.

Исторические формы материализма:

Материализм древних: стихийный и наивный. Природа состоит из материальных частиц и существует независимо от сознания. (VI век до н.э – VI в. н.э. Фалес, Демокрит, Гераклит)/

Метафизический (механистический) материализм: упрощенное понимание первичности материального на основе количественного, механического перемещения тел. (Новое время в Европе. 16-17 века).

Диалектический материализм: материализм и диалектика в органическом единстве. (19-й век. Маркс, Энгельс).

Кроме того, есть еще :

Последовательный материализм: принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм).

Непоследовательный материализм – признание материализма в природе и отрицание его в обществе и в истории (Фейербах)

Вульгарный материализм – все сводится к материальному, в т.ч. идеальное, сознание человека.(Бюхнер, Фогт, Моллешот).

Идеализм – направление в философии (в отнологии), полагающее, что в основе мира лежит идеальное начало (причины), которое являются главной движущей силой развития. Оно определяют и обеспечивают развитие материальной сферы.

Например, в природе идеальное начало – это Бог, абсолютный разум, понятия и т.п. В обществе – это идеи, культура, образование.

Какое значение имеет вера в материализм или идеализм? В соответствии с данным теоретическим выбором (веришь ты в материализм или в идеализм) могут быть и вполне конкретные практические последствия – усиленное внимание к материальным или идеальным факторам.

Например, если главной движущей силой считать материальные причины, то естественно главное внимание в политике государства будет уделяться развитию экономики, а если ты сторонник идеализма – то больше внимания достанется, скажем, науке, образованию, развитию в людях духовного.

Две разновидности (формы) идеализма:

Идеализм имеет две разновидности: объективный и субъективный. Мы уже выше определили, что термин «объективный» означает в философии «независимый от человеческого сознания», следовательно «субъективный» означает как «зависимый от человеческого сознания».

И та, и другая разновидность идеализма (объективный и субъективный) признает наличие идеального начала в мире. Однако объективный идеализм говорит, что это начало не зависит от человеческого сознания, а субъективный – что зависит. Итак:

Объективный идеализм – точка зрения о том, что мир творит (создает) объективное идеальное начало (причина), не зависящая от человеческого сознания.

Например, Бог (в религии), абсолютная идея (у Гегеля), идеи (у Платона), числа (у Пифагора) и т.п.

Субъективный идеализм – точка зрения, полагающая, что мир зависит от человеческого сознания, создается им.

При этом его сторонники даже утверждают (англ. философ 18 века Джордж Беркли, субъективный идеалист), что фактически «мир есть комплекс ощущений человека» и мир не существует вне человеческого сознания (англ. Философ Дж.Беркли, 1685-1753).

Если убрать все вкусовые, осязательные и другие ощущения вишни, то ее фактически не будет, она исчезнет.

Следовательно, мир всецело зависит от человеческого восприятия, от человеческих ощущений, он субъективен, как субъективно восприятие мира каждым человеком. Действительность есть результат духовного творчества субъекта.

Примером субъективно-идеалистического подхода на практике может служить мнение о том, что мир, общество изменяется и зависит от идей великих личностей. Идеи способны править миром. Это – точка зрения субъективного идеализма. (Пока мы не говорим, правильно это утверждение или нет).

Т.о. субъективный идеализм подчеркивает значимость человеческого сознания, идей, их способность преобразовывать мир, объявляет сознание человека главным фактором развития мира.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ — Материализм, Идеализм, Дуализм, Эмпиризм, Рационализм.

Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и « Что является главным (первичным) в познании — чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм. В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм

Читайте также:  Что такое харизма с точки зрения психологии

МАТЕРИАЛИЗМ(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание — есть продукт материи. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. Сознание — это свойство такой материи, как человеческий мозг. Сознание не является самостоятельной субстанцией, т.е. не может существовать без материи, будучи ее свойством. Знаменитые философы-материалисты: Фалес, Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро, Маркс и многие другие. Философы, представляющие направление материализма, опираются на науку (прежде всего на естественные науки: физику, математику, химию и т.д.), многие положения философов-материалистов логически доказуемы.

Вульгарный материализм. В философском материализме выделяется особое направлениевульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фохт, Молешотт) чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной; сознание считают такой же материей как и серое вещество человеческого мозга.

ИДЕАЛИЗМ (так называемая«линия Платона»)– направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир — это производная от идеи (нематериального).

В идеализме существуют два самостоятельных направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективный идеализм.(Платон, Лейбниц, Гегель и др.) Основатель — Платон.Согласно концепции объективного идеализма: идея является началом всех вещей и явлений материального мира. У Платона мир делится на два мира — «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» — материальный мир создан «миром идей». Каждая единичная вещь является воплощением идеи: например, живая, реальная лошадь – это воплощение идеи лошади, реальный, материальный дом – это воплощение идеи дома, реальные добрые и красивые люди — это воплощение идей добра и красоты и т.д.). «Мир идей» существует всегда, вечно, никогда не меняется; меняется только «мир вещей». Этот «мир идей» существует вне сознания человека, независимо от человека.

Субъективный идеализм. (Беркли, Юм и др.). — Идеи существуют только в сознании человека. Идеи материальных вещей также существуют только в сознании человека. Вне сознания отдельного человека идеи и материальные вещи не существует.

Идеализм как философское направление господствовал в древней Греции, в средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) — философское направление, которое допускает одновременное существование двух независимых первых начал мира (субстанций) — материальной (обладает свойством протяжения) и духовной (обладает свойством мышления). Материальная субстанция производит материальные вещи, а духовная субстанция — идеи. В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная. Материя и дух существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria — опыт) — в философии представляет одновременно и философское направление и метод в познании. Основатель эмпиризма — английский философ 17 века Ф.Бэкон. Важнейшими его представителями в 17-18 вв. были также Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Представители эмпиризма убеждены, что только чувственный опыт есть единственный источник знания, только органы чувств дают человеку надежное знание. Человеческий разум лишь обобщает материал, полученный органами чувств из опыта. Научный метод эмпиризма — индукция.Истинное знание мы получаем только из опыта, т.е. когда идем от частного к общему. Например, опыт показывает, что многие отдельные металлы (частное) плавятся, следовательно все металлы обладают свойством плавления (общее). Конечная цель познания — господство человека над природой. Характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, которое получено посредством органов чувствнашла выражение в различных формах позитивизма 19-20 вв. Позитивисты проводили резкую границу между теоретическим и эмпирическим знанием.Например, представители логического позитивизма, считали достоверными только так называемые протокольные предложения, которые являются концентрированным выражением чувственного опыта: «Корова — травоядное животное» , «У квадрата равные углы», «Все металлы плавятся», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Все подлинные научные теории и предложения могут быть сведены (редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено к протокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считали лишенным познавательного значения и попросту бессмысленным.

Эмпиризм является противоположностью рационализма.

Рационализм(от лат. ratio – разум) – философское направление и метод в познании. Основатель рационализма –французский философ 17 векаР.Декарт. Важнейшими его представителями в 17 в. были также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Представители рационализма убеждены в том, что истинное знание можно получить только из разумабез влияния опыта и ощущений. Научныйметод рационализма– дедукция.Истинное знание мы получаем только из разума, т.е. когда идем от общего (идей) к частному ( к опытным, чувственным фактам). Существуют истины, которые очевидны для разума (аксиомы) и не нуждаются в доказательстве посредством опыта, например, — бог, число, воля, тело, душа, «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Подобного рода истины дают возможность познавать эмпирический, чувственный мир. Разумрасширяет и углубляетзнаниячеловекаоб окружающем мире. Рационализм является противоположностью эмпиризма, иррационализма, философии жизни и др.

Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный) — особое направление и метод в философии. Важнейшие представители — Ницше, Шопенгауэр. Представители иррационализма отрицают возможность рационального (разумного) познания действительности. Иррационализм выдвигает на первый план нерациональные аспекты познавательных способностей человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. С их точки зрения сама жизнь, мир имеют алогичный характер, потому разум бессилен их познать.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а — отрицательная приставка, gnosis — знание, agnostos — недоступный познанию). Представители агностицизма убеждены в том, что мир непознаваем. Важнейшие представители — философы Нового времени (17 в.) — Д. Юм и И. Кант. И.Кантпризнает, что независимо от нас существует внешний мир — «вещь в себе». «Вещь в себе» — источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения и понятия дают нам представления — «вещи для нас». Но вопрос о том, похожи ли наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы видим алый цвет вишни, ощущаем ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все эти наши субъективные переживания наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только сквозь призму своей чувственности. Поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. После Канта каждый философ уже проводит границу между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей агностицизма в философии 20 в. был К. Поппер. Этот философ был убежден в том, что познавая мир человек получает не истинные знания, а лишь обнаруживает ложь в своих воззрениях. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании заблуждений.

Заслуга агностицизма перед философией заключается в том, что он опроверг позицию «наивного реализма» — веру в то, что внешний мир именно таков, каким мы его себе представляем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Контрольная работа: Материализм и идеализм: понятия и особенности

Тема: Материализм и идеализм: понятия и особенности

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.34K | Скачано: 52 | Добавлен 13.04.13 в 19:40 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Барнаул 2012

Содержание
Введение 3
1. Материализм и идеализм 4
2. Исторические формы материализма 8
3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом 11
Заключение 14
Список литературы 15

ВВЕДЕНИЕ

Философы хотят знать, в чём смысл жизни человека. Но для этого нужно ответить на вопрос: что такое человек? В чём его сущность? Определить же сущность человека – значит показать его принципиальные отличия от всего остального. Главное отличие – это разум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с активностью его духа, мысли.

История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания.[1, с. 98]

Если философ утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, а от них родилось всё многообразие реального мира, то это значит, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения по основному вопросу философии. Идеализм есть такой тип и такой способ философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу; лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное начало.

С точки зрения сторонников материализма, материя, т.е. основа всего бесконечного множества существующих в мире объектов и систем, первична, поэтому справедлив материалистический взгляд на мир. Сознание же, присущее лишь человеку, отражает окружающую реальность. [2, с. 122]

Цель данной работы – изучить особенности материализма и идеализма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) изучить понятия материализм и идеализм; 2) рассмотреть основные формы материализма в историческом развитии философской мысли; 3) сравнить и выявить различия между метафизическим и диалектическим материализмом.

1. Материализм и идеализм.

1)Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления. Таким образом, в его содержании заключено то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с его формой связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма. [1, с.144]

В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоёв общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, он способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков, и неоспоримо доказывается его истинность.

Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г.В. Лейбниц)для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые дали Карл Маркс и Фридрих Энгельс.[3, с.252]

2) Идеализм — это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального. Идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад. Термин «идеализм» появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Дидро назвал идеализм «. самой абсурдной из всех систем».

Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения. Буржуазными философами термин «идеализм» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. В условиях классового общества идеализм возникает как наукообразное продолжение мифологических и религиозно-фантастических представлений. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем, отдельные представители идеализма, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьёзно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.[4, с.252]

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, он возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры.[3, с.256]

Историческими истоками идеализма являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализму дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. [2, с.177]

3) Различие между материализмом и идеализмом. Эти два философских направления конкурируют между собой на протяжении практически всей истории философии.

Материализм — философская ориентация, которая в противоположность идеализму исходит из того, что:

  1. мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания;
  2. материя первична, а сознание — свойство материи;
  3. предметом познания является познаваемая объективная реальность.

По своим социальным корням идеализм в противоположность материализму выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия.

Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики.[1, с. 101]

«Философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы. составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

Читайте также:  Синдром дауна с точки зрения эзотерики

Исследуя разницу между материализмом и идеализмом полезно обратиться к учениям известных философов, особенно тех, которые стали «отцами» основных направлений данных течений. Демокрит считается родоначальником философского материализма. Суть его учения состоит в том, что мир состоит из атомов, т.е. материальных вещей.Платонсчитается родоначальником идеализма. Главная мысль его учения: идеи вечныи неизменны, а материальные предметы изменяются и гибнут.[3, с.233]

2. Исторические формы материализма.

1) Античный материализм.Античный материализм– это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.

Уже философы милетской школы стояли на позициях стихийного материализма. Наиболее чётко материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер. Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения первоначал – атомов (бытие) ведут к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов – переходу их в пустоту (небытие). Атомы — вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Движение — важнейшее свойство атомов и всего реального мира Пустота: не имеет плотности, едина, бесформенна. Бытие: абсолютно плотно, множественно, определено своей внешней формой. Атом — абсолютно плотный, не имеющий в себе пустоты, не воспринимаемый чувствами из-за маленьких размеров. Материалистические идеи Демокрита плодовито разрабатывал его младший соотечественник Эпикур, а также последователь двух великих греков римский философ Лукреций Кар.[4, с.196]

Атомисты-геоцентристы считали, что земля удалена одинаково от всех точек оболочки космоса, неподвижна. Живое на земле возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. Главный закон мироздания: «ни одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи и необходимости».

2) Метафизический материализм Нового времени. Метафизический (или механический) материализм – это материализм: 1) противоположный диалектическому материализму; 2) отрицающий качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.[2, с. 250]

Метафизический материализм 17—18 века характеризуется тем, что наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой; в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Метафизический материализм (Л. Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное существование материи и её непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом.[1, с.124]

Метафизический материализм наиболее последователен и наименее противоречив из всех разновидностей материализма. Его представителями обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В общем виде смысл этой доктрины следующий: материя есть бытие, принципиально непознаваемое. («Кто говорит, что материя — не вещь в себе, тот тем самым идеалист» (Шопенгауэр)). Сущности не может быть без сознания, а потому материя — не сущность, а только неидеальная субстанция. Движение, время и пространство — субъективно. Сознание — либо атрибут, либо модус материи. Наше знание о мире (сущности) не суть знание о материи (субстанции). Субстанция действительно не зависит от нашего знания, но сущность ни в коем случае не атрибут материи. Материя — это вещь в себе.[3, с. 350]

3)Диалектический материализм. Диалектический материализм («диамат») — учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой. Для него характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. В диалектическом материализме материализм и диалектика органически воссоединяются, так, что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.

Сильной стороной диалектического материализма стала ориентация на диалектику, что проявилось в признании принципиальной познаваемости мира. Оно было основано на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания.

«Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение конца девятнадцатого столетия; название «материализм» часто употребляют при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания).

Диамату характерна строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость понятий; неразрывная связь научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными.[1, с. 156]

3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом.

Характеризуя марксистский диалектический метод, классики марксизма-ленинизма выделяют борьбу противоположностей как главную черту всего диалектического процесса развития. «Движущее начало всякого развития, — писал Энгельс, — разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Признание внутренних противоречий в предметах и явлениях природы В. И. Ленин считал ядром всей марксистской диалектики как науки. [4, с. 200]

В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия. Марксистский диалектический метод рассматривает явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы — как результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных сил.

В противоположность идеализму и метафизике диалектический материализм видит источник развития во внутренней борьбе противоположностей, объективно присущих каждому предмету, явлению.

Процесс развития от низшего к высшему в природе и обществе протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, в порядке борьбы противоположностей.

Раскрытие процесса развития как борьбы противоположностей позволяет более конкретно и глубоко познать сущность всех основных черт марксистского диалектического метода. Борьба противоположностей есть особый вид взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, взаимодействие противоположных сил в природе и обществе.[5, с.218]

С точки зрения материалистической диалектики сама природа заключает в себе источники и причины своего развития. Марксистский диалектический метод опровергает утверждения идеалистов о том, что действительные причины развития предметов и явлений надо искать будто бы не в материи, а вне её, т. е. в духе, в сверхъестественной силе. Метафизическое отрицание внутренних противоречий в природе и в обществе ведёт к антинаучному, идеалистическому признанию сверхъестественных, нематериальных источников движения. Метафизически мыслящие философы рассматривают наличие противоречий в познании как довод в пользу утверждений о непознаваемости мира, как признак бессилия человеческого разума. Метафизический метод ведёт к идеализму. Данные истории философии и науки полностью подтверждают это. Так, например, древнегреческий философ Аристотель искал источник движения реальных вещей не в самой материи, которую он считал инертной, а в чистой форме, т. е. вне материи. Это привело Аристотеля к признанию божественного перводвигателя, т. е. к отступлению от материализма и сторону идеализма.

Немецкий философ И. Кант утверждал, что все противоположные силы в природе нейтрализуют друг друга, и в результате этого в природе нет будто бы внутреннего источника движения. Из этого метафизического положения Кант сделал идеалистический вывод: мир в его целом сам по себе есть ничто, и лишь по воле другого он есть нечто. Кант рассматривал противоречия конечного и бесконечного в природе не как объективно существующие, а как свидетельство бессилия человеческого разума познать мир и стремился подчинить науку религии, принизить знание, чтобы расчистить место вере.[4, с. 234]

Не только философы, но и естествоиспытатели делали идеалистические выводы, не понимая внутренних противоречий в предметах и явлениях природы. Так, Ньютон, открыв объективные законы механического движения, метафизически подошёл к вопросу об источнике движения планет вокруг Солнца. Ньютон видел этот источник не во взаимодействии противоположных сил в природе, а в нематериальной силе, т. е. в боге, якобы сообщившем миру, в частности телам солнечной системы, первый толчок.

Буржуазные учёные-биологи XIX — XX вв., не умея найти действительно двигательные силы изменения организмов, говорят о мистической, нематериальной жизненной силе (так называемые виталисты).

Метафизики сводят процесс развития к уменьшению или увеличению того же самого, к повторению пройденного, отвергая возникновение нового и его борьбу со старым.

Материалистическая диалектика понимает развитие как возникновение нового, как переход к высшему качественному состоянию и видит источник развития в борьбе противоположностей.

Диалектический материализм ведёт борьбу против метафизического подхода к природе и к обществу. Разоблачение метафизики по вопросу о противоречиях процесса развития означало удар и по идеализму.[3, с.320]

Классики марксизма-ленинизма, подвергнув беспощадной критике метафизический подход к явлениям природы и общества, показали, что метафизический метод, отрицая внутреннюю противоречивость предметов и явлений, ведёт, в конце концов, к идеалистическому истолкованию мира.[5,с. 144]

Собранный за многие столетия истории естественных наук материал о строении и движении тел, о развитии растений и животных неопровержимо доказывает, что природе свойственны объективные внутренние противоречия, существующие независимо от сознания людей. Все предметы и явления имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, отживающее и развивающееся, старое и новое.

Борьба противоположностей, внутренне присущих предметам и явлениям природы, является объективной закономерностью всего материального мира — двигательной силой процесса развития. Это доказано всей историей науки и опытом развития общества. [2, с.220]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания работы мы изучили понятия материализм, идеализм, ознакомились с основными формами материализма в историческом развитии философской мысли.

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.

Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.[1, с.146]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА — М, 2012. – 313с.

2. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.

3. Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. — 402с

4. Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.

5. Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. 1998. – 398с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Лекции по философии науки проф. Семенова Юрия Ивановича

Лекция 2, семестр 10, 18. 2.2006

Введение и Теория познания

Продолжение предыдущей лекции

В прошлый раз мы начали с вами курс философии, а конкретно теории познания, разобрали материализм, субъективный и объективный идеализм, убедились в том, что материализм и идеализм — это противоположные направления, которые по-разному решают основной вопрос философии. И в то же время между материализмом и идеализмом есть общее: и материалисты и идеалисты признают, что есть вещи и есть мысли, что есть бытиё и сознание, есть два вида реальности — идеальная реальность, материальная реальность. И в тоже время все они считают, что существует только один единый мир; две реальности, но только одна из них образует мир, другая же является производной от первой. И в этом смысле материализм и идеализм являются формами монизма.

Для лучшего понимания понятия монизма и иных понятий, которые мы будем проходить, вспомним понятие субстанции, которое у некоторых философов лежало в основе построения. Оно наиболее ярко выступало в философии Спинозы. Субстанция – это вполне самостоятельно бытие, бытие, которое не обязано своему существованию никакому другому бытию. Как говорил Спиноза: «Субстанция — принина самого себя». Это бытие совершенно независимо, кстати, другого-то и нет. Акциденция – это различное проявление субстанции. Субстанция – вечна, а акциденция – временная. В материализме субстанция – материя, а сознание – производная от материи. А с точки зрения идеализма, есть только одна духовная субстанция. Вещи есть, но они все производные от духовной субстанции.

Кроме материализма и идеализма существуют еще несколько направлений, но они не являются основными.

Материя и сознания – два самостоятельных бытия, они существуют рядом и ни про одну из них нельзя сказать, что она первична. Такое течение называется дуализм. Представитель – Рене Декарт(главный и практически единственный представитель). Но надо сказать, что дуалистическую точку зрения Декарт до конца последовательно выдержать не мог. В его философии есть материальная субстанция — мир, где нет никаких чудес, нет никаких вмешательств духовной субстанции, и есть субстанция духовная, которая выступает в роли временной духовной субстанции — душа человека. Также есть постоянная духовная субстанция — Бог, душа — это производная от Бога. Бог породил мир. То есть есть духовная субстанция, которая порождает и материальное и духовное, а значит это монизм.

  • Ещё одно направление – отказ от основного вопроса философии, основателем считается Давид Юм. Раскрыть, что первично, а что вторично абсолютно не возможно. Эту ветвь начали называть агностицизмом(а — не, гносис — знание, «не знание»). Этот термин впервые ввел Генрих Гексли. Мы знаем мир, как он является в нашем сознании. То есть мы не можем решить вопрос, есть ли объективная реальность. Мы знаем только явления, но не знаем сущность. Позднее эту точку зрения назвали феноменализм(от лат. фенОмен — явление). Сейчас это господствующее направление в западной философии современности – позитивизм.
  • Еще один вопрос о соотношении философии и религии. Из материализма вытекает, что нет никаких сверхъестевенных сил, в том числе и Бога. Другое дело, что не всегда все материалисты были до конца последовательны, были среди них и пантеисты(пример: Спиноза)(мир и Бог — одно и то же) – это была попытка избавиться от религии, сохраняя старую терминологию. Вообще говоря, суть религии она в теизме – то есть вере в то, что есть некое верховное существо, которое сотворило мир, которое наблюдает за ним, и постоянно подправляет действия людей. Построения объективных идеалистов во многом напоминает построение религиозное, нередко приходит вывод, что идеализм и религия – суть одно и тоже. Это точка зрения абсолютно не верна. > Религия имеет существенную практическую составляющую – культ. Целая система действий, чтобы эта сила помогала, а не пакостила. Вера проявляется в делах, если нет дел, то и веры нет — разве можно назвать верующим человека, который ходит в церковь только чтобы венчаться, окрестить детей? Многие идеалисты были атеистами, например ученики Гегеля – младогегельянцы. С точки зернения юмистов опровергнуть или доказать существование Бога не возможно, а поэтому заниматься этим и не имеет смысла. Все работы Юма были признаны запрещенными, а сам он считался еретиком. Религия и идеализм, совершенно разные вещи. Религия требует веры. Но ни одна система идеализма не аппелировала к вере, а всё доказывали разумом.

    Читайте также:  Отделение реабилитации для инвалидов по зрению

    Теория познания

    Тема 1. Проблемы природы знания и познания

    Мы будем заниматься познанием о познании, умозрением об умозрении.

    Эмпиризм и сенсуализм

    Юм был эмпириком и сенсуалистом, что привело его в агностицизм. Значит ли это, что эмпиризм и сенсуализм всегда ведёт к агностицизму? Ничего подобного, может привести как к субъективному идеализму, так и к материализму.

    Эмпиризм – от греческого эмпирея – опыт, это точка зрения, согласно которого единственным источником знаний о мире является опыт. Эмпирики делят знания на две категории; одна категория — это знания, полученные в опыте (a posteriori — апостариорное) и априорные (a priori) знания(существующее без опыта и до опыта). С их точки зрения, всякое знание является апостериорным, априорного знания нет и быть не может. Но что же такое опыт? В целом, под опытом понимается какая-то деятельность. Нет деятельности — нет знаний. Пока деятельность не началась – нет знаний.

    > Кстати, деятельность не обязательно осуществляется руками, также она может осуществляться головой

    Это направление определилось в начале Нового Времени и первым представителем эмпиризма был Бекон(16-17 век). Дальше эту линию подхватил Томас Гоббс. Надо сказать, что они были эмпириками, но не занимались исследованием познания. Т.е. детально не обосновывали положение о том, что все знание апостериорно. Впервые этим занялся Джон Локк(17 век). Он детально исследовал процесс эмпирического познания. Он детально доказывал, что знания следуют только из опыта, что пока нет опыта, наше сознание представляет собой чистый лист бумаги. А в процессе опыта оно заполняется знанием. Локк подверг критике концепцию рационализма, доказывал, что никаких врожденных идей нет и быть не может, не может быть никакого априорного знания.

    Многие философы сводили весь опыт к чувственному опыту, т.е. к взаимодействию между нашими органами чувств и внешним миром (Внешний мир действует на органы чувств человек, возникают ощущения и восприятия — это и есть чувственный опыт). А значит органы чувств – единственный канал, по которому поступают знания. Это и называется сенсуализмом. Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Они не отрицали мышление, не сомневались, что есть разум, но разум не располагает никаким другим материалом, кроме как материал чувственного познания. Как видите, сенсуалисты – эмпирики, но те, которые сводят опыт к чувственному опыту. Не все эмпирики были сенсуалистами, например Джон Локк считал, что есть два вида опыта, внешний опыт(чувственный опыт) и внутренний опыт — полученный в результате умственной деятельности. Однако это была непоследовательность — ведь если есть источник знаний иной, даже называемый опытом, то откуда берется это знание?(За это его критиковали другие сенсуалисты: Пристли, Гартли, Коллинз, Толланд и пр.) Сенсуалисты говорят, что все наши, даже самые абстрактные построения уходят корнями в чувственныое познание, внутреннего опыта нет. Любой внутренний опыт — лишь результат внешнего.

    Разновидности сенсуализма

    Не трудно понять, что сенсуализм не является единым течением, где все сторонники придерживались одной точки зрения. Вернее, они были едины только в одном: никакого другого источника знаний, кроме чувтсвенного знания, не сущесвтует. а дальше они разделялись на несколько направлений. Беркли, Юм, Локк, Бекон, Гоббс, французские материалисты. Существует по меньшей мере 3 вида сенсуализма – субъективный идеалистический (Беркли), феноменалистический(агностический)(Юм и его последователи, включая позитивистов) и материалистический. Они делятся по отношению к источнику ощущения. Материализм – действие объективного мира на органы чувств (есть объективный мир, который порождает ощущения, порождает восприятия, которые являются образами внешнего мира), берклианец – нет никакого источника, ощущения — единственное, что существует, феноменалисты(Юмисты) – а я не знаю, этот вопрос абсолютно не разрешим. Вопрос об источнике ощущений — это формулировка(разновидность) основного вопроса философии.

    Проблема природы восприятия

    Вопрос этот разбирается не только в философии. Этим занимаются конкретные науки, это и психология, физиология органов чувств. В чем же отличие? По физиологии существует 5 видов ощущений. Ощущения – это отражение объективных свойств предметов внешнего мира в нашем сознании. Все ощущения образуют целостный образ предмета – восприятие предмета. Любое восприятие – комплекс ощущений. Говорить о восприятиях и ощущениях с точки зрения философии – одно и то же. Есть ещё и третья форма чувственного познания. Например, я вспомнил яблоко, образ всплыл у меня в сознании. И вкус, и цвет и т.п. Это называется представление. Возникает своеобразный мозговой отпечаток предмета – энграмма. Представление и восприятие – не одно и тоже.

    Вопрос о том, как происходит процесс восприятия – не философская проблема. Философская проблема – об источнике восприятия с одной стороны, и с другой — о природе восприятия. Здесь вопрос о природе восприятия – это вопрос об отношении между предметом и восприятием этого предмета. А это опять переформулировка основного вопроса философии. Предмет восприятия и восприятие предмета — это одно и тоже или нет? Предмет существует вне сознания, он материален, а восприятие — существует в сознании и оно субъективно, зависит от строения, состояния мозга. В этом смысле восприятие субъективно, а предмет же объективен. Но с другой стороны, что является содержанием восприятия? Объективный предмет, который подействовал на органы чувств. Если восприятие есть образ внешнего мира, то содержанием восприятия является предмет, и в этом смысле предмет восприятия и восприятие — одно и то же. Например, фотография и человек. Это не одно и тоже, однако, восприятие похоже. Вполне понятно, что восприятие может быть одно и то же и не одно и то же. Предмет объективен, а восприятие и субъективно и объективно. Это выражается в понятии субъективный образ объективного.

    Проблемы природы понятий и субъективный идеализм

    Восприятие и предмет восприятие – это одно и не одно. А раз так, мысля по принципу формальной логики, то можно взять одну сторону и постараться не заметить второй стороны. Это называется абсолютизация. Если мы заявим, что предмет восприятия и восприятие – одно и тоже, то получится, что мир существует только в нашем сознании, и другого мира кроме восприятия нет и быть не может. Это точка зрения Беркли, субъективного идеализма. Это заблуждение, но в этом заблуждении есть частица истины. Когда Беркли говорит, что восприятие и предмет — одно и то же, он берет только одну сторону. Здесь истина возведена в абсолют и становится заблуждением. В этом примере можно видеть гносеологические корни идеализма.

    Ни одно явление не возникает без причин. Всегда есть какие-то причины. Когда говорят об идеализме, то выделяют два вида причин. Одна из – социальная. То есть один определённый класс, который заинтересован в искажении взгляда на мир. Есть такие вещи, которые нужны для изменения взгляда на мир. Например, взгляды Коперника, который назвал землю одной из планет, противоречило с представлением церкви о мировоззрении. Интересы церкви требовали сохранения старой гипотезы, для сохранения своего влияния на народ, потому как усомнение в каких-то догмах церкви могло поколебать позиции власти. Гносеологические корни идеализма состоят в том, что процесс познания — чрезвычайно сложный процесс и можно всегда заглядеться и выдернуть только одну сторону, то обязательно получится субъективный идеализм.

    Кант: ноумены и феномены. Вещи в себе и вещи для нас

    Если мы раздуем сходство, превратим его в тождество, то окажемся на позициях субъективного идеализма. Но если пойдём по другому пути, то получится, что между восприятием и предметами не будет никакого сходства, они только и только различны. Появиться два мира – мир восприятия и мир объективных предметов. Между ними нет ничего общего.

    Это точка зрения Канта. Есть объективный мир. Эти объективные вещи дейтсвуют на рецепторы организма и возникает восприятие. Всё это пока в рамках материализма. Восприятие не имеет ничего общего с этими предметами, и не несёт никакой информации. Значит, о внешнем мире мы ничего не знаем и ничего не узнаем. Вот эти вещи Кант назвал ноумены – вещи в себе. А вещи, которые мы ощущаем и знаем о них. Эти вещи в нашем сознании Кант называл феноменами – вещь для нас. Ввёл понятия «вещи для нас» и «вещи в себе» ввёл Гегель. Не на пустом месте возникло раздувание, абсолютизация различия между вещами и ощущениями. Термины «вещь в себе» и «вещь для нас» очень трудны для понимания, но очень удобны. Сейчас они понимаются шире, чем понимал Кант. Более широкие определения дали Гегель, Энгельс и Ленин. Что же они понимали по вещью в себе? Вещь в себе – это вещь вне сознания, вещь для нас – вещь в сознании. А Кант имел ввиду под этими терминами вещи, которые существуют только в нашем сознании и только в объективном мире. У Канта и Беркли полностью противоположные точки зрения. Однако, один из миров Канта и мир Беркли – полностью совпадают.

    Взгляды Юма. Агностицизм и феноменализм

    Юм был убедждённым эмпириком и ни на шаг не хотел отступать от сенсуализма, хотя это до конца не получалось. С точки зрения Юма мы живём вне нашего сознания. Единственный источник знаний – наши ощущения. Но откуда берутся ощущения? По Юму существует три гипотезы: есть объективный мир, который воздействует на органы чувств, никакого мира нет (Беркли), и третья точка зрения — есть Бог, который рождает мыслящим духам ощущения. И какое же верное решение? Мир такой, какой он в наших восприятиях. Но выйти за пределы мира восприятий мы не можем. Мы можем знать, что в наших восприятиях, но не можем посмотреть, что с другой стороны. Доказать и проверить мы не можем, так как выйти за пределы этого круга невозможно. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть ни идеализм, ни материализм.

    Великое открытие философии: мир существует в нашем сознании

    Общее у Юма, Беркли и Канта – мир существует в нашем сознании. И с точки зрения материалистов – мир тоже существует в нашем сознании, и это бесспорно. И в этом отношении все философы едины. А существует мир вне сознания – это уже разные ветви философии. Это отличает философа от обычного человека. У обычного человека точка зрения наивного реалиста – мир един и находится вне сознания, что отрицает познание как таковое. И философия сформировалась тогда, когда стало ясно, что мир существует в нашем сознании. Первыми это поняли представители Эллейской школы (Ксенофан 6-5 век, Пармемид и Зенон). Вспомним их точку зрения:

    У Парменида основным понятием было Бытиё, основным положением было – Бытиё есть, а Небытия – нет. Бытиё – вечно и абсолютно цельно. Оно не состоит ни из каких частей, оно вечно, а значит неизменно. И поэтому есть одно единство и нет никакого многообразия. Ничего не возникает и не исчезает, движения нет. Но как эту концепцию совместить с наблюдаемым миром? Мы видим, что все вещи исчезают и возникают,что есть многообразие. Вывод прост: всё это иллюзия, многообразный мир не имеет бытия. Он существует только в нашем сознании. А каким путём мы получаем знание об объективном мире? Умозрением, так как чувства не дают ничего. Реальное бытие — это только умозримый мир. Они оторвали сущность от явлений. Они открыли чувственное и умственное познания, пришли к выводу, что мир существует в нашем сознании. А теперь рассмотрим точу зрения Демокрита. Он был один из создателей атомистического материализма. Демокрит исследовал процесс чувственного познания. Мир – это атомы, атомы образуют вещи, они воздействуют на органы чувств человека и получается восприятие. Есть вещи, котороые обладают цветом, вкусом и запахом. А атомы не имеют ни в вкуса, ни цвета, ни запаха. Получается, что есть мир в нашем сознании, а есть мир атомов. Но нет резкой абсолютной грани. Атомы различны по форме, и мы испытываем разные ощущения. Мир в сознании отличается от мира вне сознания. Есть какая-то связь между мирами и мир для нас не абсолютно субъективен, поскольку характер ощущений определяется характером атомов. Потом идея заглохла, но через какое-то время возродилась. Эту точку зрения отставали Рене Декарт и Томас Гоббс, встречалась она в работах Галилео Галилея. Ну и наконец эта точка зрения получила детальное развитие в трудах Джона Локка, который создал концепцию первичных и вторичных качеств. Предметы внешнего мира, действуют на человека, и возникают в сознании. Предметы, которые появляются в сознании, обладают разными качествами – одни качества такие же как качества реальных предметов: вес, объём и тп. Они присущи реальным вещам и отражаются в нашем сознании. Это первичные качества. А, кроме того, есть вторичные качества у предметов – они существуют только в нашем сознании – запах, вкус и тп. Хотя и есть какие-либо объективные свойства у предметов, которые порождают именно такие ощущения — зеленого, красного. Но в мире нет ни зеленого, ни красного. Мир в сознании отличается от мира вне сознания. Вещи существуют двояко и есть различие между мирами. А дальше развитие пошло в сторону Беркли. Все качества существуют только и только в сознании, а значит они только и только вторичные. Значит, мир существует только в сознании. Философия привела к тому, что мир существет в нашем сознании. Пришел вопрос, что такое знание, что значит знать о какой-то вещи. Знать о вещи — значит эта вещь является содержанием нашего сознания. Это важнейшая вещь.

    Сайт создан с помощью CSS фреймворка Amazium

    Источники:
    • http://studfiles.net/preview/1492281/page:5/
    • http://studopedia.ru/15_22834_osnovnie-napravleniya---materializm-idealizm-dualizm-empirizm-ratsionalizm.html
    • http://studrb.ru/works/entry14088
    • http://philosophy.ivlis.com/lecture/10/2