Меню Рубрики

С точки зрения господствующей в государстве системы ценностей

6. С точки зрения господствующей в государстве системы ценностей государства подразделяются на
восточное и западное
рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое
(*ответ к тесту*) полицейское, правовое и социальное
древнее, средневековое и современное
7. В соответствии с учением Ж. Бодэна носителем суверенитета являются
(*ответ к тесту*) верховные органы государства
все граждане государства (народ)
монарх и народ
все подданные государства
8. Правила поведения людей, вошедшие в привычку в результате многократного повторения, называются
(*ответ к тесту*) нормами обычаев
корпоративными нормами
нормами морали
правовыми нормами
9. Сущностные характеристики права, которые отличают его от других регуляторов общественных отношений и в своей совокупности образуют понятие права, называются
элементами права
(*ответ к тесту*) признаками права
функциями права
свойствами права
10. Внешнее и внутреннее насилие рассматривается в качестве причины появления государства сторонниками теории
органической
(*ответ к тесту*) завоеваний
расовой
нормативистской
11. Из перечисленных признаков государства, к внешним признакам относятся
(*ответ к тесту*) флаг
(*ответ к тесту*) гимн
аппарат принуждения
право
(*ответ к тесту*) герб
12. Происхождение государства вследствие раскола общества на антагонистические классы объясняется приверженцами
патриархальной теории происхождения государства
(*ответ к тесту*) материалистической теории происхождения государства
органической теории происхождения государства
теории насилия
13. Из перечисленных авторов, государство как объединение и общность людей понимали
(*ответ к тесту*) Ж. Бодэн
К. Маркс
(*ответ к тесту*) Цицерон
(*ответ к тесту*) Аристотель
(*ответ к тесту*) И. Кант

Ответов: 1 | Категория вопроса: Юридические дисциплины

Приход гражданина на политический митинг будет являться примером политического участия в случае, если это …

Участие населения в манифестациях, забастовках или выборах характерно для _____________ конфликтов.

По мнению ряда исследователей, вовлечение широких масс в политику чревато установлением ____________ режимов, вызывающих хаос и беспорядок.

Статья 31 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, дает возможность гражданам страны выражать политический протест в ___________ форме.

Политическое участие, имеющее принудительный характер и осуществляемое под воздействием определенных стимулов, называется …

Взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти — это __________ отношения. — политические

Согласно теории рационального выбора, человек в политической жизни ориентируется на рациональные соображения и …

Убеждение в том, что политические предпочтения и электоральное поведение индивида формируются в соответствии с его интересами, свойственно …

— теории рационального выбора

Открытое и гласное обсуждение общественных проблем, в котором участвуют профессиональные политики, государственные чиновники, представители политических партий и общественных организаций, экспертных сообществ, СМИ, характеризует сферу _____________ политики.

Интегративная функция политики имеет своей целью …

— обеспечение единства и сплоченности людей в рамках политической системы

Политические взгляды, ценностные ориентации и установки индивидов относятся к такому элементу политики, как …

По мнению Макса Вебера, бюрократия должна …

-оставаться политически нейтральной

Новые виды политического участия, появившиеся в процессе модернизации, связаны с …

— расширением участия массовых групп и категорий населения

Процесс осознания и формирования интересов индивидами и малыми группами, основным субъектом которого выступают группы интересов, называется …

Регулирование межгосударственных отношений и связей государств с международными институтами (ООН, Евросоюзом, НАТО, ОБСЕ и др.) отражает __________ организации политики.

«Легитимность» как фундаментальная характеристика политической власти свидетельствует о том, что …

— общество добровольно принимает существующую власть, проявляет готовность подчиниться ее воле

Отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач – составления бюджета и распределения политических функций среди элиты, свидетельствует о(об) …

К нормативным ресурсам власти относят …

— политические традиции, законы и подзаконные акты

Карл Дойч видел во власти аналог _______ в экономической жизни, который в политике срабатывает там, где нет добровольного согласования действий.

Теория обмена Питера Блау, основанная на идее неравного распределения ресурсов между индивидами и группами, принадлежит к ______________ концепциям власти.

В случае, когда власть не осознается людьми как чье-то персональное господство, а воздействует методами ________, речь идет о «четвертом лице» власти.

С точки зрения ___________, стремление к власти и обладание ею может выступать в качестве компенсации физических или духовных недостатков индивида.

Способом доступа к политической власти не является(-ются) …

Правом на легальное использование принуждения и насилия обладает только _________ власть.

Наряду с явной (публичной), полутеневой формами власти, есть и теневая (скрытая) форма, которая получила название …

Согласно двухмерному подходу к пониманию власти, к «ликам (лицам) власти» относят …

— побуждение к действию и предотвращение нежелательных действий

Согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть осуществляет …

— Правительство Российской Федерации

Вид власти, влияние индивида (института), обусловленное добровольным признанием другими чьего-то права вводить нормы и установления либо распоряжаться, рассчитывая на повиновение, называется …

Политическая система, согласно определению Д. Истона, — это …

-саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на импульсы извне (модель «вход-выход»)

Структурный компонент политической системы, который характеризует устоявшийся в обществе тип принятия решений, отражает господствующие методы политического принуждения, называется …

Подсистема политической системы, которая выступает интегрирующим фактором и способна с помощью системы ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую жизнь, называется …

Термин «тоталитаризм» в политике означает …

— «полный контроль» государства над обществом

Признаком тоталитарного режима является __________ ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.

По определению Ханы Арендт, внешнюю политику тоталитарных режимов отличает …

— открытая ориентация на мировое господство

Одним из признаков авторитарного политического режима является …

Политический порядок, который характеризуется высокой терпимостью к оппозиции и достаточно широкими возможностями участия общества в принятии социально значимых решений, называется …

Понятие «полиархия», введенное в оборот американским политологом Робертом Далем, применяется для характеристики ______________ политической системы.

К современной конституционной демократии относят принцип …

-взаимной ответственности государства и общества

___________ имеет целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима.

Процесс осознания и формирования интересов индивидами и малыми группами, основным субъектом которого выступают группы интересов, называется …

Референдум – инструмент __________ демократии, предполагающий вынесение какого-либо принципиального вопроса (принятие конституции или внесение в нее изменений, согласование важных законов и т.п.) на всенародное обсуждение.

Стабильность политического режима, прежде всего, предполагает отсутствие ___________, господства не признаваемых обществом сил.

Власть, которая имеет полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, называется … — суверенной

С юридической точки зрения, необходимыми признаками государства являются …

— государственная территория, государственный народ (гражданство), государственная (публичная) власть

Согласно теории _____________ государство было создано суверенным народом, согласившимся передать правителям определенные полномочия. В ответ правительство приняло на себя обязательства, невыполнение которых могло привести к восстаниям против власти.

К реализации внутренних функций государства не относят …

-участие в решении глобальных проблем

К основным видам форм правления относят …

— монархия и республика

В ___________ монархии монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями. Кроме того, монарх сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска.

Государство, в котором правительство ответственно перед парламентом, является …

— парламентской монархией или парламентской республикой

Отличительным признаком __________ является выборный характер высших органов государственной власти. — республики

Характерным признаком парламентской республики является …

— формирование исполнительной власти правящей партией или коалицией парламентского большинства

Согласно Конституции, Россия является …

— демократическим, правовым, социальным государством, федерацией, республикой

Классическим примером президентской республики является(-ются) ________, где впервые и была установлена эта форма правления.

Устойчивый союз государственно-территориальных образований, обладающих в пределах разделенных с центром компетенций самостоятельностью, — это …

Потенциальный политический конфликт, заложенный в системе федерализма, связан с …

— отношениями «центр – регионы»

В __________ государстве административные единицы не обладают дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Например, такими государствами являются Великобритания, Франция, Испания, Дания.

Государство с развитой системой социального обеспечения, гарантирующей снижение социального риска для наемных работников, и нормативно закрепленными минимальными стандартами жизни, характеризуется как …

Существенным признаком правового государства является …

Основным отличительным признаком партии от иных общественно-политических организаций является …

— борьба за власть и притязания на политическое лидерство

Партия выполняет функцию ____________, что означает придание множеству и разнообразию различных запросов граждан однородности и их иерархизация.

Самая активная фаза деятельности партии – это фаза …

-выборов и избирательной кампании

Правящей партией в демократическом обществе, как правило, называют партию, которая …

— формирует правительство или участвует в его формировании

Представитель французской политологической школы, основоположник современной теории политических партий, который сформулировал «социологические законы» о взаимосвязи избирательных и партийных систем, — это …

Французский политолог М. Дюверже в своей классификации современных политических партий выделяет три группы, а именно …

— массовые, кадровые и «партии ярых сторонников»

Согласно типологии, отражающей изменения в современных партийных системах Запада, __________ являются универсальными, утратившими идеологическую определенность и ориентирующиеся на максимальную мобильность электората, вне зависимости от его социальной принадлежности и политических ориентаций.

-партии «хватай всех»

В Италии до 1993 года в парламенте было представлено восемь партий. По классификации Джованни Сартори, такая партийная система называется системой … — крайнего плюрализма

Совокупность всех политических партий, действующих на легальной основе в государстве, называют …

Консервативная партия Великобритании не имеет программы и устава, строится на основании избирательных округов, в ней не оформляется официальное членство, власть сосредоточена в руках парламентской фракции. Она является …

Одной из тенденций развития партийных систем в современности является …

— сглаживание противоречия по линии «левые – правые»

В США, Великобритании, Канаде установилась ____________ модель политической системы.

Межпартийная конкуренция формируется под влиянием __________, то есть краткосрочных объединений партий для решения строго определенных задач, где главную роль берут на себя партийные элиты.

В харизматических партиях люди объединяются вокруг …

В случае создания партии на базе парламентских групп, сегментов политических элит, групп давления, а также в результате партийного раскола говорят о способе образования партии … — «сверху»

Согласно Федеральному закону «О политических партиях», обязательным требованием для регистрации партии является.

— наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ

Совокупность неполитических отношений граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности и самоорганизации, является характеристикой …

Гражданское общество формируется на основе развития __________ связей и взаимоотношений и выступает в форме активности различных организаций и объединений граждан. — горизонтальных

В западной концепции гражданского общества, берущей начало в творчестве Джона Локка, гражданское общество рассматривается неразрывно с идеей …

Сферу общественной жизни, находящуюся между семьей и государством, Г. В. Ф. Гегель определял как …

Согласно марксистской традиции дальнейшая трансформация гражданского общества приведет к установлению …

— бесклассового и безгосударственного коммунистического общества

Одним из факторов, способствующих активности общественных организаций, является …

— повышение образовательного уровня населения

К социально-экономическим правам, призванным создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, относят …

-право на участие в культурной жизни

Основной политической предпосылкой существования гражданского общества является(-ются) …

-права и свободы человека

Гражданское общество является признаком ___________ политического режима. — демократического

Муниципальная власть и другие органы местного самоуправления относятся к …

— институтам гражданского общества

Экономической основой формирования гражданского общества являются …

-частная собственность и свободный товарообмен

К институтам гражданского общества не относят …

— парламент и парламентские фракции

Согласно Конституции Российской Федерации, основные права и свободы человека неотчуждаемы и _____________.

— принадлежат каждому от рождения

Положение Конституции Российской Федерации о том, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них», гарантирует …

— свободу мысли и слова

Всеобщая декларация прав человека определила политические и гражданские права: на жизнь, равную защиту законом, свободу перемещения и выбора места жительства, __________, свободу мысли, свободу совести и др.

Основателями элитологии (учения об элитах) как научного направления считаются …

— Г. Моска и В. Парето

Внес значительный вклад в разработку теорий элит и сформулировал «железный закон олигархии» итальянский социолог …

Основные причины политических изменений Вильфредо Парето видел в … — циркуляции элит

Идею активного участия всех граждан в управлении государством не разделяют сторонники

Привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно принимает участие в принятии политических решений, называется …

Для обозначения правящей элиты советского государства в политологической литературе используют термин …

Под рекрутированием политической элиты понимают …

— способ (механизм) формирования и ротации элитарных групп во властных структурах

Гильдейский способ рекрутирования политической элиты (лидеров) является __________ способом отбора руководящих кадров.

Антрепренерский способ рекрутирования политической элиты (лидеров) представляет собой по преимуществу способ _________ отбора, в том числе с использованием процедуры выборов.

Одной из современных ценностных концепций элит, согласно которой к элите принадлежат наиболее одаренные, способные к компетентному управлению обществом люди, является …- меритократия

Проигравшая на выборах, но оставшаяся в сфере публичной политики элитарная группировка называется «______________».

Эмоциональным воздействием на членов группы, которое побуждает их к достижению высоких целей и результатов, даже если сам лидер не имеет официального статуса и полномочий, характеризуется ________ стиль лидерства.

Особый институт власти, позволяющий отдельному лицу (группе лиц) за счет обладания решающими полномочиями в принятии решений в масштабах государства (партии, движения, региона) и наличия авторитета проводить определенную политическую линию, называется …

Функция политического лидера, связанная с принятием значимых политических решений, называется … — инструментальной

Власть политического лидера, основанная на законе или иных правовых нормах, относится к _____________ типу легитимности.

В типологизацию лидерства по способу легитимации власти, предложенную М. Вебером, входит ____________ лидерство.

Читайте также:  Исторический город с точки зрения искусства

Согласно типологии политических лидеров, предложенной Маргерет Херманн, лидер – «___________» старается откликнуться на все происходящие события, способен эффективно действовать в экстремальных ситуациях. -пожарный

Термин «политическая культура» был введен в научный оборот.

— Иоганном Готфридом Гердером

Совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о целях развития мира политического, называют политической …

Воспринятые индивидом нормативные представления, выражающие положительную или отрицательную значимость явлений, идей, установок, являющиеся целями его политических действий и основных средств их достижения, называются …

— ценностными ориентациями личности

Функция политической культуры, выражающая потребность человека в приспособлении к окружающей среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий, называется функцией …

Интегративная функция политической культуры …

— характеризует процесс объединения людей через систему ценностей

Система ценностей, установок, норм, стереотипов, способов поведения определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, называется … — субкультурой

Патриархальная политическая культура характеризуется …

— ориентацией на локальные ценности – общину, род, клан

Заинтересованность и активность граждан в политическом участии характеризует _______________ политическую культуру.

______________ политическая культура характеризуется главенствующей ролью государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.

В ____________ обществах массовая политическая культура носит обычно фрагментированный, а не гомогенный характер.

Процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества, — это …

Под политической социализацией понимают процесс …

— усвоения индивидами и группами норм, правил и моделей поведения, позволяющих реализовывать свои интересы и исполнять политические роли в рамках политической системы, обеспечивать воспроизводство политической жизни

Способ политической социализации, предполагающий заимствование от родителей или других родственников самоидентификации с определенной политической партией или идеологией, называется …

В основе модели социализации лежит утверждение о том, что способность вырабатывать суждения о политике осуществляется путем накопления познавательных единиц вне связи между информацией и психологическими установками, обусловленными в том числе возрастными особенностями ребенка

В отличие от восточных норм и традиций для политической культуры Запада свойственна ориентация на главенство …

— законов и конституции

Ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется крайними, силовыми методами, называется …

К особенностям политической культуры российского общества относят наличие …

Упорядоченная совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти – это политический (-ая) …

Развитие местного самоуправления относится к политическому процессу ___________ уровня.

Способ политических изменений, характеризующий такие модификации черт и параметров политических явлений, которые предполагают их дальнейшую политическую эволюцию, называется …

Основными формами осуществления изменений в обществе является(-ются) …

— реформа и революция

По мнению Питирима Сорокина, одним из четырех условий успешного осуществления социально-политических реформ является …

-экспериментальная проверка в более мелком масштабе последствия крупных преобразований

______________ тип политических процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как свершаемых, так и планируемых действий.

Политический процесс, главная задача которого состоит в обеспечении представительства различных групп, общин, слоев и классов во властных структурах, называют …

Отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач – составления бюджета и распределения политических функций среди элиты, свидетельствует о(об) …

По мнению Артура Бентли, динамика политического процесса определяется борьбой и взаимным давлением ______________ в конкуренции за власть.

Окончательной стадией революции является стадия …

Под политическими отношениями понимается …

-взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти

К экстремальному виду политического процесса относят …

Согласно марксизму основные причины политической динамики обусловлены …

Политические кризисы, неустойчивость, незавершенность политических процессов характеризуют …

Роль и место СМИ в политическом управлении и менеджменте определяются …

Скрытое воздействие на политическое сознание электората с целью побудить избирателей к выгодным для субъекта политики действиям, называется политическим …

Вследствие использования агитации и пропаганды коммуникации вырождаются в _____________, то есть стиль общения, игнорирующий свободу человека и его право на выработку собственных политических убеждений.

Политическая реклама – это форма аргументированного обращения к покупателям политического товара, предназначенная для создания __________ в условиях конкуренции.

Способы и методы политической рекламы зависят, прежде всего, от …

Тактика информирования агитационно-пропагандистского типа, предполагающая прямой обман, использование лжи, клеветы, полуправды, искажение содержания фактов и даже их сокрытие, называется …

Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их ______________ и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата называется избирательными технологиями.

Главная особенность __________ – нацеленность на включение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям и чаяниям.- избирательных технологий

Модели воздействия в виде совокупности приемов, способов и процедур, которые используют субъекты политической деятельности для достижения желаемого результата на выборах, называются …

К стратегиям поведения государства на информационном рынке не относится …

— формирование социальных механизмов власти и влияния в обществе

Важнейшей функцией политической коммуникации является …

— распространение и передача политической информации в рамках политической системы

____________ – способ одностороннего информирования, контроля за людьми и придания их политическим действиям строгой социальной направленности.

На ____________ уровне информационно-коммуникативных связей раскрывается способность языковых средств (знаков, символов, изображений) передавать смысл сообщения и обеспечивать его адекватную интерпретацию получателем.

Средства массовой информации, выполняя лоббистскую функцию в политике, обеспечивают …

— представительство интересов различных групп влияния

Совокупность приемов, способов и процедур, посредством которых субъекты политики реализуют свои интересы и цели в рамках политических процессов, называют политическими …

Совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет подчинена вся избирательная кампания, называется …

С точки зрения господствующей в государстве системы ценностей

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и моральные нормы человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование мировоззрения личности и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные потребности, идеалы, личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, интересах, убеждениях и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Формы Ценности
социальные коллектив, группа, семья, реальные ценности индивида и социума
предметные литература, масс-медиа, искусство, субкультура и т.д.
личностные потребности, мотивы, желания, идеалы, убеждении и т.д.

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.
Читайте также:  Существует точка зрения что московские князья

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление альтруизма и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Типология ценностей

Классификация ценностей в философии.

Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.

Первой (и основной) ценностью является сам человекво всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и другого, возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Богом, Духом), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.

Понятие ценности человека – универсальное и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества. Ценность человеческой личности в каком-то смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Ее нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей.

Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты.

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Одна из наиболее древних установок на эти ценности – гедонизм.

Гедонизмутверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Аскетизмидеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Утилитаризмвеличайшей ценностью и основой нравственности считает пользу.

Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает духовное наслаждение от наблюдения гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п.

Религиозные ценностизанимают особое место в иерархии человеческих целей и ценностей. В той или иной степени к ним причастно большинство населения нашей планеты. Так было на протяжении всей истории человечества, так обстоит дело и сейчас, в начале XXI века. Хотя это не означает, что неверующие, свободомыслящие и атеисты не имеют отношения к религиозным ценностям.

На процесс формирования ценностей и ценностное восприятие оказывают влияние все значимые факторы человеческого бытия – биологические, социальные, психические и т. д. Сочетание индивидуальных ценностей определяет личностный характер ценностей человека, Однако он не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности – это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которой призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение, и с этим связана иерархия ценностей.

Ценности личностискапливаются в систему ценностных ориентаций. Под ценностными ориентациями понимается совокупность важных качеств структуры личности, которые являются для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие.

Социализация личности – это усвоение социального опыта благодаря социальной активности личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и становятся источником, побуждающим к действию и поступкам.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т. д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек – это самоценность, абсолютная ценность.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности.

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т. д.

Философское учение о ценностях и их признаках называется аксиологией.В период ее выделения в самостоятельную область философских исследований сформировались несколько теорий ценностей. Рассмотрим две из них.

Аксиологический трансцендентализм(В. Виндельбанд, Г. Риккерт) раскрывает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие. Они независимы от человеческих желаний. Это такие ценности, как добро, истина, красота, имеющие самодостаточное значение. Они – цели сами по себе – не могут служить средством для иных целей. Таким образом, ценность – это не реальность, а идеал, носитель ее – «сознание вообще», т. е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Ценности, в этой концепции рассматриваются как нормы и образуют базу конкретных ценностей и культуры.

Основателем социологической концепции ценностей является М. Вебер. Он ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. Также он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

В литературе существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Ценность рассматривалась как предмет, приносящий пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека. Это реальная сторона ценностей. Их надо рассматривать как взаимодополняющие общую концепцию ценностей.

Читайте также:  Если вас обманули с точки зрения кармы

В широком смысле слова ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т. д. Это предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и природные явления.

Ценностное отношение человека к миру – это центр проблемы, сторонами которой и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности». Неокантианцамиотрицался закономерный характер развития общества и его культуры. Проблема опережения социальной значимости тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человеческой культуры решается неокантианцами путем обращения к проблеме ценностей. Ни в коем случае не законы, но всегда лишь ценности, утверждал Риккерт, должны применяться в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений. Ценности истолковывались как своего рода идеалы и тем самым ориентиры социально-культурного развития общества.

По мнению В. Виндельбанда и Г. Риккерта, ценности носят надисторический характер и образуют в общем идеальный и трансцендентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят идеи. По мере осознания ценностей люди вырабатывают установки, которыми руководствуются в жизни, поведении.

М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. Он трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». То есть он подчеркивает земную, социально-историческую природу ценностей. Это имеет важное значение для реалистического поведения и деятельности.

Существуют различные критерии классификации ценностей. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные, по виду удовлетворяемых потребностей – на материальные и духовные, по принципу иерархичности – на ценности-цели и ценности-средства, выступающие промежуточные ценности, подчиненные высшим целям.

Различают два типа ценностей: предметные ценности и ценности сознания. Предметные ценности — это то, что является объектами человеческих потребностей, интересов, устремлений. Сюда войдут природный пейзаж, полезные ископаемые, человеческие поступки, явления общественной жизни, произведения искусства: картина, стихотворение, танец. Это все то, что существует в чувственно-предметной форме, может созерцаться органами чувств: зрением, слухом, осязанием и т.п., может потребляться в той или иной форме.

Ценности сознания — это потребности и интересы, выраженные в субъективной форме, т.е. на языке мыслей, образов, понятий, суждений, норм и образцов. Например, рассматривая чей-либо поступок, мы исходим из понятий добра и зла, справедливости. Оценивая человеческую жизнь, мы исходим из представления о счастье. Говорим, что вот эта жизнь не удалась, так как не соответствует представлению о счастливо прожитой жизни. Но счастье, счастливо прожитая жизнь есть некая норма, т.е. ценность сознания.

Сравнивая оба типа ценностей, подчеркнем, что ведущими являются ценности сознания, так как именно они определяют, что является значащим и важным в предметном мире, в действиях человека, его поступках.

Иерархия ценностей исходит из структуры самого человека как особого типа бытия в мире. В иерархии ценностных ориентаций, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе. Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель, тот или иной способ деятельности.

В человеке различают природную, социальную и духовную основы. Соответственно, различаются такие ценности, как природа, социальные ценности и ценности духовные, или высшие, которые выражают собственно человеческое в человеке.

Различие между ценностями можно основывать также на том, в какой степени данная ценность способна рассматриваться и как предмет оценки, т.е. являться элементом отношения “человек-вещь”, или “субъект-объект”, в противоположность субъект-субъектному ценностному отношению.

Итак, природа как ценность. До сих пор господствующим является оценочное отношение к природе, т.е. ее рассматривают с точки зрения полезности для конкретных человеческих практических целей. Так, нефтяные залежи, безусловно, важнее и более ценны, чем песок пустыни Сахары, кедровое дерево ценнее осины и т.д. Но экологические проблемы, возникшие в ХХ веке, вдруг показали, что нельзя и невозможно противопоставлять одни природные явления другим, так как они являются частями единого целого. Частью этого целого являются и сами люди.

Оказывается, нельзя относиться, например, к тайге как некоторой вещи, которую можно механически расчленять, прорубать просеки, прокладывая линии электропередач. Потому что тайга — живой организм, тончайшее единство флоры и фауны. И к ней уместнее относиться не как к объекту, т.е. предмету оценки, но как живому существу, или субъекту, т.е. как к ценности. То есть человек и тайга должны сосуществовать в рамках субъект-субъектного отношения.

Известный случаи, когда уничтожение миллионов личинок таежного гнуса, который мешал геологам ходить по тайге в поисках полезных ископаемых, привело к заболоченности рек и остановке работы гидростанций.

Особым аспектом нормальной жизни человека в обществе является наличие социальных норм. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества: поддерживают порядок, подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться. Видами социальных норм являются: нормы морали, нормы группы, коллектива, специальные нормы и нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов. Специальные нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков отличаются от норм поведения дипломатов). Нормы права отличаются от специальных тем, что

— устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами,

— имеют общеобязательный характер,

— регулируют четко определенный круг общественных отношений,

— подкреплены принудительной силой государства.

Политические ценности имеют исторический характер и меняются от эпохи к эпохе. В ХХ веке — это права человека, правовое государство, демократия, мир как безусловная ценность, нерушимость границ, даже несправедливых.

Необходимо различать политические ценности (на них ориентируются конкретные личности) и сферу политики как сферу действия социальных групп- партий, государства, классов. Сфера политики всегда есть сфера оценки, т.е. отчуждения. Суть политики: борьба за власть одних социальных групп над другими.

В это же время государство, политика есть жестокая необходимость. Любое государство лучше, чем анархия. Революция же не ценность, не локомотив истории, не праздник трудящегося, но трагедия и беда общества. Она отбрасывает общество назад экономически, политически, нравственно. После любой революции приходится десятилетиями восстанавливать хотя бы тот уровень, который был до революции.

Демократия как сфера политики есть власть большинства, сфера оценочных отношений. Часто приводит к диктатуре: так, Гитлер пришел к власти, победив на демократических выборах. Но демократия как ценность есть учет мнения меньшинства, диалог личностей, обеспечивающий право каждого на участие в управлении обществом. Слова английского политического деятеля У. Черчилля: демократия всегда плоха и несовершенна, но любой другой строй еще хуже.

Партия, причем любая, как политическая организация есть сфера оценочных отношений. Человек выступает не как личность, но как член партии, солдат партии, исчисляемая единица.

Духовными ценностями являются нация, семья, любовь, личность. Нация есть духовно-родственная связь, внутренняя и добровольная. Каждый человек относится к определенной нации, семье. Это связь передается через многие поколения, нравы, обычаи и она носит генетический характер. Это природно-духовная связь, основа человеческого в человеке. Нет народа вообще, но есть нация как совокупность семей; каждый не вообще человек, или пролетарий, буржуа, интеллигенция, но чей-то отец, сын, мать, сестра, невеста, жена, муж. Выше деления на классы, социальные группы, профессиональные и др.

Личность и нация являются соотносительными понятиями. Их психические структуры тождественны. Семья — сфера интимных связей. Она несводима к регулированию сексуальных отношений, воспроизводству человеческого рода и хозяйственной единице. Все это может быть, а может и не быть (например, в неполной семье). Но каждый дорог таким, какой есть, каждый для другого неповторим, выступает безусловной ценностью, как вот этот неповторимый мужчина и вот эта неповторимая женщина.

Универсальные духовные ценности. Каждая эпоха имеет свои ведущие духовные ценности. До XVIII века высшей ценностью было Благо и Добро, которые отождествлялись с Богом. В XVIII-XIX веках высшими ценностями становятся счастье всего человечества, справедливое общество, где все счастливы. Отсюда борьба против эксплуатации, постоянные революции как попытки перехода к такому состоянию.

В XX веке высшая ценность — свобода личности. По Н. Бердяеву, свобода выше счастья. В XXI веке высшей ценностью становится свобода нации. Поэтому впереди полоса национальных войн и революций, переделка границ.

Существуют в то же время универсальные, так называемые высшие ценности, ценности на все времена. Это нравственные, художественные и религиозные ценности. Всегда будет “не убий”, “не кради”, “не прелюбодействуй”, прекрасное, священное.

Прекрасное в конкретную эпоху прекрасно всегда. Искусство Древней Греции, Древнего Египта, Сикстинская мадонна Рафаэля, импрессионисты всегда будут прекрасны. Универсальные ценности вневременны и внепространственны. Оценочные отношения в принципе противоречат этим ценностям. Бессмысленно спрашивать, что ценнее: “Джоконда” Леонардо да Винчи или “Красный виноградник” Ван Гога. Невыразимо в деньгах. Поэтому их рыночная стоимость только растет со временем, не становится то выше, то ниже.

Следует выделить четыре признака высших, или универсальных, ценностей. Первый — бескорыстие полное и абсолютное. Неутилитаризм, бесполезность. Бессмысленно спрашивать: для чего быть добрым, честным, почему “не убий”. Красота ради красоты, добро ради самого добра. Честь ради чести.

Второй признак — наивысшая целесообразность без конкретной цели. Совершенство вопреки несовершенству всего остального. Даже деталь совершенна и самодостаточна. Рука статуи Венеры Милосской прекрасна даже в виде обломка.

Третий признак — обязательность и необходимость для всех. Не действует: на вкус и цвет товарища нет. Эта обязательность логически невыводима, но действует в нас независимо от нас. Если Сикстинская мадонна не нравится, значит, не дорос.

Четвертый признак — предельная правдивость и искренность. Справедливость выражения “как на духу”. Нельзя создать произведение искусства или совершить нравственный поступок, не веря в то, что делаешь. Нельзя имитировать или захотеть что-то, потому что захотел захотеть, — наступает распад личности. Поэтому искусство, нравственность и религия являются высшим проявлением человеческого в человеке.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении выступают как этические идеалы.

К собственно духовным ценностям можно отнести этические и эстетические ценности. Рассматривая этические ценности, нужно обратить внимание на следующий момент. Специфика этических ценностей заключается в том, что они не имеют своего материального воплощения. Этические ценности объективируются в традициях, обычаях, нормах, идеалах и т.п.В отличие от этических, эстетические ценности содержат в себе два слоя. Первый слой — это чувственная реальность, природные качества, образующие внешнюю форму предмета. Второй слой эстетической ценности предметов искусства составляет результат преломления этих свойств через призму человеческого опыта, независимо от того, идет ли речь об опыте общества в целом, одного из классов или отдельного человека. Они, как правило, не имеют стоимостной формы выражения и в акте потребления не присваиваются в личную собственность. Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как материальные ценности. Их потребление не является пассивным актом, напротив, в процессе их усвоения человек духовно обогащается, совершенствует свой внутренний мир.

Религиозные ценности и свобода совести. Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль — как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности — это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие — такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти. К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу.

Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.

Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций безграничен. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации.

Тема 14. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

1. Общая характеристика проблемы.

2. Немецкая философская антропология.

3. Психоаналитическая антропология.

4. Духовная ситуация нашего времени.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 7000 ; Нарушение авторских прав? ;

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/3934462/page:2/
  • http://psyh.info/article/mirovozzrenie/tsennosti-v-zhizni-cheloveka.html
  • http://studopedia.su/11_77240_tipologiya-tsennostey.html