Меню Рубрики

С точки зрения гоббса общественный договор

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) – английский философ. Родился в местечке Веспорт на юге Англии, мать – крестьянка, отец – бедный и невежественный приходской священник. В 15 лет поступил в Оксфорд и уже через два года, получив звание бакалавра, преступил к чтению лекций по логике. В 1608 г. Гоббс стал воспитателем сына барона Уильяма Кавендиша (1592 – 1676 гг.), человека, близкого к придворным кругам, и весьма влиятельного. В 1610 г. в качестве «путешествующего наставника» Гоббс на три года уезжает во Францию и Италию. В 1613 г. Гоббс стал секретарем у высокопоставленного политика и философа Френсиса Бекона.

Первый интеллектуальный продукт Гоббса – опубликованный в 1628 г. перевод (с древнегреческого на английский) сочинения великого античного историка Фукидида (ок. 460 – 400 гг. до н.э.) о событиях пелопонесской войны между Афинами и Спартой.

В 1629 г. Гоббс во второй раз на 1,5 года едет во Францию, где сближается с Декартом. В 1639 г. во время поездки в Италию, во Флоренции Гоббс встретился с Галилеем. Томасу уже исполнилось 40 лет, когда ему на глаза попалась геометрия, и он увлекся ею. В 1646 г. Гоббс по рекомендации барона Кавендиша стал преподавать математику проживающему в Париже сыну Карла I принцу Уэльскому (будущему Карлу II). Гоббсу благоволил Кромвель, и это зловеще сказалось на судьбе философа в годы реставрации Карла II, когда роялистская и особенно клерикальная реакция подвергла его бешеной травле, обвиняя прежде всего в атеизме. По тем временам это была опасная характеристика. К тому же его труды «О гражданине» и «Левиафан» были внесены папской курией в «Список запрещенных книг».

Главный философский труд Гоббса – «Основы философии», включает в себя три части: «О теле» (1655 г.), «О человеке» (1658 г.) и «О гражданине» (1642 г.). Изложе

нные во второй и третьей частях этого труда социально-политические воззрения были развиты и дополнены в сочинениях: «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.), «Бегемот или Долгий парламент» (1668 г.).

О человеке и естественном состоянии общества философ рассуждал следующим образом. Человек, по определению Гоббса, – это сумма физических и духовных способностей. В нем, как в фокусе, собираются его биологические и психические, нравственные и политические качества. Биологические и психические качества дают представления о человеке как о «физическом теле, а нравственные и политические – как о политическом теле».

По убеждению Гоббса, люди равны от природы по своим физическим и умственным способностями. Имеющиеся же различия не настолько велики, чтобы кто-то мог претендовать на исключительное превосходство над другими. Различия в способностях людей английский философ объясняет механически, то есть зависимостью «от степени подвижности животных духов» – темперамента. Отсюда, например, у одних преобладает рассудочное мышление, другие склонны к фантазии. Первым он советовал заниматься наукой или философией, вторым – техническим или художественным творчеством. На развитие и проявления способностей человека, по мнению Гоббса, в значительной мере влияют следующие факторы: образ жизни, сложившиеся обстоятельства, самопознание и самокритика, а также авторитеты.

Однако для Гоббса сущность человека заключена не в его способностях, а в тех влечениях, которые определяют его поведение среди других людей, то есть он строит свои учения на изучении природы и страстей человека. «Люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям», они действуют «ради любви к себе, а не к другому».

Эгоизм и стремление к самосохранению – вот два стимула поведения человека, которые выражают подлинную его суть. Гоббс не осуждал людей за эгоизм. Он даже оправдывал их, разъясняя, что эгоизм возникает не в самих желаниях людей, а в результате действий, которыми они наносят вред другим. Эгоизм появляется тогда, когда равенство способностей порождает равенство надежд на достижения цели. «Вот почему, – утверждал Гоббс, – если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами». Отношения между людьми, в которых проявляются влечения к эгоизму и самосохранению, были охарактеризованы им известной формулой – «человек человеку волк». Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех».

Сущность человека во всей полноте его страстей и влечений раскрывается в условиях, которые были названы Гоббсом естественным состоянием. Естественное состояние – это догосударственная форма существования людей, где их отношения строятся на основе естественного права и естественных законов.

Под естественным правом понималась основанная на эгоистическом влечении человека, свобода делать все, что ему угодно, против кого угодно для самосохранения. Произвол действий в конечном счете превращал жизнь людей в естественном состоянии в «войну всех против всех».

Пагубность «состояния войны всех против всех» заставляет людей искать путь к прекращению естественного состояния, Этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право – свобода делать все для самосохранения; естественный закон – запрет делать то, что пагубно для жизни). Самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему (чтобы прекратить войну всех против всех).

Производным от этого закона является второй естественный закон. Отказ каждого от своих прав в той, мере в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Отказ от права совершается перенесением его по договору на определенное лицо или группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выпо

лнять заключенные ими соглашения. Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они регулируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

В естественном состоянии законы как нравственные предписания разума не носили обязательный для исполнения характер. Чтобы естественные законы стали всеобщими и обязательными, они должны были приобрести статус законов гражданских. Преобразование естественных законов в гражданские возможно только с помощью силы государства. Абсолютная власть государства – вот гарант мира и реализации естественных законов.

Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданскиеопираются на силу. Однако по содержанию они одинаковы, так как гражданские законы – суть естественных законов, только подкрепленных силой государства.

Согласно представлениям Гоббса, переход к общественному, государственному состоянию совершался с помощью общественного договора, но он допускал и возможность «естественного способа происхождения государства», то есть завоевания власти с помощью силы. Однако предпочтительнее для него был общественный договор. Отказываясь от естественного права (то есть свободы делать все для самосохранения), люди переносят его на государство, сущность которого определяется как единое лицо, ответственное за заключение взаимного договора о мире и общей защите.

Таким образом, общественный договор заключался не между народом и носителями верховной власти, а между людьми (каждый соглашается с каждым) по поводу вручения государству их естественных прав (за исключением права самозащиты). Общественный договор предполагал, что люди доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой и обязуются признавать все решения действия государства.

Согласно общественному договору государство становилось абсолютным носителями всех властных отношений, независимых от своих подданных и требующих от них полного и беспрекословного подчинения. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы. Прерогативы суверена неделимы и непередаваемы никому: «Делить власть государства – значит разрушать его». Государство, по образному выражению Гоббса, превращалось в Левиафана – мифическое чудовище, которое благодаря своей невероятной силе подчиняло себе всех.

Главный довод в пользу наделения государства такой властью в том, что отсутствие такой власти (оборачивающейся непрерывной «войной всех против всех») чревато значительно худшими последствиями. Из этого вытекает главное предназначение государства в поддержании с помощью гражданских законов и государственных институтов власти мирных отношений. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять не только полицейско-охранительные функции. Его задача поощрять всякого рода промыслы, такие как судоходство, земледелие, рыболовство и все отрасли промышленности, принуждать к труду физически здоровых людей. Одной из задач государственной власти является сохранение частной собственности. Частная собственность является условием общежития «необходимым средством к миру».

В произведениях Т. Гоббса говорится об обязанностях суверена, долг которого – хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан. В трудах Гоббса содержится понимание свободы, как права делать все то, что не запрещено законом. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в

том, чтобы дать им правильное направление. Законы, подобно изгородям на краю дороги, поэтому лишние законы вредят и не нужны. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных (свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать место пребывания, свою пищу, свой образ жизни и т.д.).

Гоббс обосновал ряд конкретных требований в области права:

· равный для всех суд присяжных,

· гарантии прав на защиту,

· соразмерность наказания преступлению и т.д.

Гоббс, как и его предшественники, рассматривал три основные формы государственного правления:

· монархию, где власть принадлежит одному лицу;

· демократию, где власть принадлежит собранию и любой гражданин имеет в нем право голоса;

· аристократию, где власть принадлежит собранию, но право голоса в нем имеет лишь определенная часть граждан;

Тирания, анархия, олигархия, по мнению Гоббса, не являются самостоятельными формами, эти термины могут быть использованы для обозначения негативных проявлений названных основных форм.

Для Гоббса приемлема любая из трех форм государственного правления в том случае, если она носит абсолютный характер. Для Англии он считал монархию удобнее остальных видов государств. Она, с его точки зрения, наилучшим образом обеспечивает непрерывность возникновения верховной власти, внутреннюю концентрацию воли в государстве, единство всех ветвей власти. Он считал, что в абсолютном государстве все виды власти должны быть сосредоточены в одном верховном субъекте.

Левиафану как образу абсолютной власти Гоббс противопоставил другое мифическое чудовище – Бегемота как символа гражданской войны и революции. Необходимость в этом чудовище появляется там и тогда, где и когда абсолютная власть не в состоянии выполнить возложенную на него обязанность – защищать граждан от проявления их эгоизма и сохранять мирные отношения между людьми. Тогда народ имеет право на восстание против данной власти. Так же возможно восстание тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы – закон самосохранения. Закон этот не вправе переступать и суверен, иначе он рискует потерять власть.

Желание Т. Гоббса поставить изучение государства на рельсы объективного научного анализа было обусловлено применением аналогии государства с человеческим организмом:

· государство – это великий Левиафан, искусственный человек или земной Бог;

· верховная власть – это душа государства;

· судьи и чиновники – суставы;

· законы – разум и воля;

· награды и наказания – нервы;

· благосостояние граждан – сила;

· гражданский мир – здоровье;

гражданская война – смерть.

Основную методологическую нагрузку несут, однако, не эти биологические параллели. Главную роль играет подход к государству как к «искусственному человеку», т.е. как целесообразно, искусно сконструированному людьми механизму.

Читайте также:  Определение информации с научной точки зрения

Таким образом, понимание Гоббса политических и социальных функций государства является ответом на вопросы организации жизни формирующегося общества с новой системой ценностей, иным стилем мышления, общества, расстающегося со средневековьем. Учение Гоббса о естественном состоянии и общественном договоре имело большое значение для последующих просветителей Европы, России и Америки.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате «Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (то есть основывающейся на аргументах разума) форме. По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях.

Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех». Абсолютная свобода человека — стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу, чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, то есть, независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

4. Дж. Локк об общественном договоре

общественный договор государство руссо

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704). В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается Общественный договор между людьми, так возникает государство. Основная цель государства — защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы — люди вправе бороться против такого государства. Джон Локк исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в известной работе «Два трактата о правлении» по поводу того, что «с государствами происходит одно и то же, что и с отдельными людьми: они обычно не имеют никакого представления о своем рождении и младенчестве», Локк вместе с тем обстоятельно развивал идеи относительно того, что » объединение в единое политическое общество» может и должно происходить не иначе, как посредством «одного лишь согласия». А это, по мнению автора, и есть «весь тот договор, который существует или должен существовать между личностями, вступающими в государство или его создающими». Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал — английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Взгляды Локка нашли яркое выражение в «Декларации независимости США» и в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции.

Теория общественного договора Т. Гоббса (1588-1679)

Читайте также:

  1. I. Теория моментов
  2. Labeling — теория стигматизации
  3. V1:Теория
  4. Vi ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  5. А. МАСЛОУ И ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
  6. Августа 2014 г. вступили в силу изменения порядка оформления договора между организатором и участником игр
  7. Анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки и настроение граждан
  8. Аналитическая теория личности
  9. АНГЛИЙСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ. ТЕОРИЯ УТИЛИТАРИЗМА И.БЕНТАМА. ДЖ.МИЛЛЬ О СВОБОДЕ
  10. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
  11. Вдругой формулировке, резюмирующей, по мнению Гоббса, основной смысл всех естественных законов, данное правило гласит: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
  12. Виды индивидуалистических функций общественного благосостояния.

Основные особенности социально-философской мысли Нового времени; теории общественного договора

Эпоха Нового времени была представлена разнообразными социально – политическими учениями. Одной из центральных тем исследований этого периода была разработка различных вариантов теории «общественного договора».

Теория общественного договора (ТОД)это философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния, к состоянию гражданскому. Предпосылки этой теории есть уже в буддизме, у Эпикура, Фомы Аквинского, однако своего подлинного расцвета она достигли в эпоху Нового времени.

Основная причина – падение в этот период веры в божественную природу монархической власти. Таким образом, основная задача ТОД — обосновать властные права государства по отношению к человеку в условиях падения представлений о божественном характере власти монарха, а также выявить границы полномочий государства в отношении к человеку, определить возможности допустимого неповиновения и даже свержения народом той или иной власти.

Любой вариант ТОД предполагает наличие определенного представления о естественном состоянии человечества, предшествующем заключению договора.

Эта концепция встречала резкую критику со стороны мыслителей, рассматривающих государство в качестве естественного образования (Вольтер). Для них общественное состояние тоже естественное, поэтому оно не требует никакого договора. С другой стороны, среди ее сторонников были и те, кто придерживался представления о естественном возникновении общества, а в заключении общественного договора видел переход общества на более высокую и упорядоченную ступень развития (Гроций). С точки зрения этого автора, существуют универсальные нормы, укорененные в самой человеческой природе.

Наиболее известные концепции общественного договора были созданы Гоббсом, Локком, и Руссо.

Основное социально-политическое произведение Гоббса — «Левиафан».Естественное состояние человечества Гоббсрассматривал как «войну всех против всех». В этом состоянии все равны, нет никаких законов и норм, однако жизнь каждого человека находится под постоянной угрозой. С целью обеспечения собственной безопасности, люди вступают в соглашение, в результате которого на государя переносятся права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Самым опасным состоянием Гоббс считал состояние первобытной анархии, которое возникнет тотчас, как только будут поколеблены основы государственного строя. Именно поэтому он не допускал не только никакой революции, но даже какой-либо критики существующего государства. Договор, следовательно, заключался один раз и без права расторжения. В соответствии с этими представлениями Гоббс даже преобразовывает аристотелевскую классификацию форм государственного устройства: из нее удаляются все искаженные формы, ибо, уже само определение какого–либо государственного устройства как искаженного, является особой формой его критики. Кроме того, для своей эффективности договор должен базироваться на устрашении, и не случайно философ сравнивает государство с легендарным чудовищем Левиафаном. Идеалом Гоббса была монархия, он был противником разделения властей. С критикой теории Гоббса выступил Локк.

18.3.2. Теория общественного договора Дж. Локка (1632-1704)

Основное социально-философское произведение Дж. Локка – «Два трактата о правлении».В отличие от Гоббса, видевшего в естественном состоянии лишь всеобщую «войну всех против всех», Локк считал, что и в ту эпоху действовало некое, врожденное каждому человеку «естественное право», согласно которому «никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого». Однако в локковском естественном состоянии это право является лишь нравственным императивом, и каждый оказывается сам судьей в собственном деле. Поэтому люди также заключают общественный договор и учреждают государство, но, в отличие от концепции Гоббса, делают они это не столько ради безопасности, сколько ради защиты собственности и свободы. В итоге, основной задачей государства является защита естественного права, и, в случае невыполнения этого условия, договор может быть расторгнут, в том числе с помощью революции. Поскольку в концепции Локка договор заключается между гражданами и правительством, за его выполнением следит третья сторона – независимая судебная власть. Таким образом, Локк одним из первым поставил вопрос о путях защиты человека от произвола всесильной государственной власти.

Учение Локка о естественном праве легло в основу современных представлений о неотчуждаемых правах человека.

18.3.3. Взгляды на общества Ж..Ж.. Руссо (1712 –1778)

Основные социально-философские произведения Руссо – «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми»).Подобно Локку, он стоял на позициях естественного права и общественного договора и признавал право народа оказывать сопротивление и свергать любую антинародную власть. Однако он критически относился к якобы достижениям цивилизации, видя в развитии наук и искусств источник большинства бед человечества. Социальное неравенство между людьми он объяснял частной собственностью. Руссо романтизировал первобытное состояние, призывал к «простой», безыскусной, естественной жизни.

Все рассмотренные в данной теме концепции относятся к разряду социально-философских учений. Однако в середине 19 века в качестве самостоятельной дисциплины возникает социология, которая изначально четко противопоставляет себя социально-философским учениям.

Дата добавления: 2014-11-16 ; Просмотров: 3462 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Томас Гоббс и его теория общественного договора.

Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате «Левифиан», или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» впервые изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т. е. основывающейся на аргументах разума) форме.

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех «. Абсолютная свобода человека — стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу, чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется «общественным договором».

Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса ,должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

Читайте также:  Проблемы с позвоночником из за этого проблемы со зрением

Джон Локк об общественном договоре.

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704).

В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается «общественный договор» между людьми , так возникает государство.

Основная цель государства — защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу.

Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами . Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы — люди вправе бороться против такого государства.

Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал — английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Взгляды Локка нашли яркое выражение в «Декларации независимости США» и в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции.

Локк стал основателем классического либерализма. Он поддерживает идею о том, что государство — это результат общественного договора. Исходя из эмпиризма, он считает, что человек изначально ни добр и ни зол, а каждый человек — результат опыта. Поэтому дальнейшее развитие человека и общества зависит от опыта, от того, как общество будет организовано.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 7656 — | 7304 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Теория общественного договора Томаса Гоббса

Томас Гоббс как типичный представитель механистического мышления. Краткая биография английского философа, анализ его главного труда «Основы философии». Основные направления философской концепции Гоббса. Учение Томаса Гоббса о праве и государстве.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.10.2017
Размер файла 21,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Украины

Одесская национальная академия пищевых технологий

Кафедра социологии, философии и права

«Теория общественного договора Томаса Гоббса»

Студентка IIІ курса

В XVII — XVIII вв. в Европе были заложены основы нового видения человека и общества, становления и развития их жизненных сил. В этот период возникли предпосылки социально-исторического и духовно-культурного прозрения, осмысления происходящего с человеком и обществом. гоббс философ право государство

Во время постепенного и длительного умирания феодализма, первых буржуазных революций и раннего капитализма в Европе по-новому встали вопросы о том, что же такое общество, по каким законам оно возникает и развивается. Отвечая на них, мыслители той поры активно использовали идеи предшественников об обществе как аналоге государства и создали учение об общественном договоре, призванное раскрыть суть общества.

Томас Гоббс был типичным представителем механистического мышления. Даже духовную жизнь людей он сводит к движениям и усилиям, рассматривая их как сложные механизмы, определяемые внешними воздействиями. Как впоследствии сетовали основоположники диалектического материализма, у Гоббса «физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению; геометрия провозглашается главной наукой». Качественное разнообразие природы Гоббс сводил к восприятию механического различия вещей.

Как мыслитель, Гоббс проявил смелость утверждением материализма не только в общей философии. Он распространил его и на социальную сферу, где потеснил своей теорией общественного договора традиционно теологический подход. Впоследствии эта теория стала общей основой для многих, даже резко расходящихся, взглядов. Гоббс считал, что известное выражение древнеримского поэта Плавта «человек человеку — волк» было изначальной сутью межлюдских отношений. Общественный договор стал вынужденной мерой для того, чтобы избежать войны всех против всех. Такой договор предопределил появление государства.

Теория общественного договора Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588 — 1679 гг.) — английский философ. Родился в местечке Веспорт на юге Англии, мать — крестьянка, отец — бедный и невежественный приходской священник. В 15 лет поступил в Оксфорд и уже через два года, получив звание бакалавра, преступил к чтению лекций по логике. В 1608 г. Гоббс стал воспитателем сына барона Уильяма Кавендиша (1592 — 1676 гг.), человека, близкого к придворным кругам, и весьма влиятельного. В 1610 г. в качестве «путешествующего наставника» Гоббс на три года уезжает во Францию и Италию. В 1613 г. Гоббс стал секретарем у высокопоставленного политика и философа Френсиса Бекона.

Первый интеллектуальный продукт Гоббса — опубликованный в 1628 г. перевод (с древнегреческого на английский) сочинения великого античного историка Фукидида (ок. 460 — 400 гг. до н.э.) о событиях пелопонесской войны между Афинами и Спартой.

В 1629 г. Гоббс во второй раз на 1,5 года едет во Францию, где сближается с Декартом. В 1639 г. во время поездки в Италию, во Флоренции Гоббс встретился с Галилеем. Томасу уже исполнилось 40 лет, когда ему на глаза попалась геометрия, и он увлекся ею. В 1646 г. Гоббс по рекомендации барона Кавендиша стал преподавать математику проживающему в Париже сыну Карла I принцу Уэльскому (будущему Карлу II). Гоббсу благоволил Кромвель, и это зловеще сказалось на судьбе философа в годы реставрации Карла II, когда роялистская и особенно клерикальная реакция подвергла его бешеной травле, обвиняя прежде всего в атеизме. По тем временам это была опасная характеристика. К тому же его труды «О гражданине» и «Левиафан» были внесены папской курией в «Список запрещенных книг».

Главный философский труд Гоббса — «Основы философии», включает в себя три части: «О теле» (1655 г.), «О человеке» (1658 г.) и «О гражданине» (1642 г.). Изложенные во второй и третьей частях этого труда социально-политические воззрения были развиты и дополнены в сочинениях: «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.), «Бегемот или Долгий парламент» (1668 г.).

Гоббс разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию, изучающую природные законы, и гражданскую философию, изучающую так называемые искусственные тела, то есть человеческое общество. Гоббс был первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека.

Кроме того, он разработал концепцию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества. Естественное состояние человечества — война всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудничеству. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо, которое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рамках общества. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в результате чего и появилось гражданское общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражданина (например, право собственности). По Гоббсу, гражданское общество предполагает отказ человека от части своей свободы в пользу защищенности, которую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство [1].

Гоббс выделял три типа правления:

В книге «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.) он представляет общество как:

· «смертного бога Левиафана»;

· материальную субстанцию, «искусственное тело», состоящее из более мелких тел — людей, которые одновременно суть и искусственные тела (в качестве граждан общества-государства) и естественные (как организмы, представители живого мира).

В связи с этим Т. Гоббс различает естественное, то есть догосударственное состояние людей и искусственное. В естественном состоянии люди равны друг другу в физическом и умственном отношениях, имеют равные желания, способности и права к захвату одних и тех же вещей. Поэтому естественное состояние людей — это война «всех против всех», право каждого делать все для самосохранения (вплоть до убийства другого человека).

Такое состояние никому не желательно, так как грозит взаимоуничтожением. Ради установления всеобщего мира и порядка люди вынуждены идти на взаимное ограничение своих естественных прав, то есть заключение своеобразного договора, гарантирующего взаимную безопасность, мир и порядок. О реальности этого договора свидетельствуют нормы нравственности, традиции, обычаи, а также право. Результатом этого общественного договора является переход людей в искусственное состояние гражданства, превращение в социальное существо, образование общества. «Общественный договор, — пишет Т. Гоббс, — больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему право управлять собой при условии, что ты таким же образом передашь ему твое право и будешь санкционировать все его действия»[2].

Не трудно заметить, что взаимосогласие (договор) людей об ограничении своих естественных прав должно вести к созданию государства с монархическим политическим устройством и именно монарх, по мнению Гоббса, имеющий неограниченные права, может гарантировать права граждан[3].

Гоббс отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его лишь продуктом человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей. В учении о знании он критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт, или знание единичных фактов, дает лишь вероятные истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком, то есть способностью имен становиться знаками общих идей.

В учении о праве и о государстве Гоббс отбросил теории божественного установления общества и защищал теорию общественного договора. Лучшей формой государства он считал абсолютную монархию. Его идея — не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер буржуазной по своей политике государственной власти. Права государственной власти, по Гоббсу, вполне совместимы с интересами тех классов, которые осуществили в середине XVII века в Англии буржуазную революцию. В теории общества и государства Гоббса были зародыши материалистического понимания общественных явлений [4].

Создается государство в результате договора каждого с каждым, таким образом, конструируется некая общая власть. «Это реальное единство, — пишет Гоббс, — воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия.

Читайте также:  Западный мир с разных точек зрения

Если это совершилось, то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой.

В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты»[5].

В «Гражданине» Гоббс кроме термина «civitas» использует также термины «гражданское общество» и «гражданское лицо», а в «Левиафане», кроме того, «общее благо» — английский аналог латинского слова «республика». Гоббс, различая понятия народа и толпы, отождествляет народ и государство: «Народ есть нечто единое, обладающее единой волей и способное на единое действие»[6]. Представляет же народ-государство суверен — носитель верховной власти, и именно он реализует все права, необходимые для поддержания мира и безопасности, он олицетворяет единство воли. В этом смысле понятия суверен и народ у Гоббса совпадают. Однако одновременно с народом, воля которого выражается сувереном, в каждом государстве продолжает существовать и толпа, масса. Вот как это объясняет сам Гоббс: «Народ правит в каждом государстве, ибо и в монархическом государстве повелевает народ, потому что там воля народа выражается в воле одного человека. Масса же — это граждане, то есть подданные. При демократии и аристократии граждане — это масса, но собрание — это уже народ. И при монархии подданные — это толпа, а, как это ни парадоксально, царь есть народ»[7]. Поэтому для Гоббса государство, по сути, представляет собой систему отношений между сувереном (народом), носителем абсолютной власти, и массой — подданными, обязанными беспрекословным подчинением.

«Отказ от права» и «перенесение права» — важнейшие категории философии права Гоббса. «Отказ от права» означает отказ от права совершать какие-либо действия или «лишиться свободы препятствовать другому пользоваться выгодой от права на то же самое». Отказ от права совершается либо в форме простого отречения, когда получающий право не указывается, либо в форме перенесения права, когда право достается конкретному лицу. Самое главное заключается в том, что отказ от права в любой форме не может быть односторонним. «Когда человек переносит свое право или отрекается от него, то он это делает или ввиду какого-нибудь права, которое взамен переносится на него самого, или ради какого-нибудь другого блага, которое он надеется приобрести. В самом деле, такое отречение, или отчуждение, является добровольным актом, а целью добровольного акта всякого человека является какое-нибудь благо для себя»[8].

Отказ от права предполагает добровольность и взаимность и может произойти только по договору. Договором (contractus) называется «действие двух или более лиц, взаимно переносящих друг на друга свои права». Договоры могут заключаться только по обоюдному волеизъявлению, основываются на взаимном доверии и имеют в виду то или иное благо. Поэтому договоры не могут требовать от одной из сторон невозможного: причинять вред себе, брать на себя вину, свидетельствовать против себя самого и близких и т.д. Получается, что основные принципы обязательственного права Гоббс относит к естественным законам. Он так и назвал соответствующую главу в «Гражданине» — «О законе природы применительно к договорам».

Гоббс не согласен с хорошо известным в истории политической мысли тезисом Аристотеля о том, что человек есть общественное животное и не может жить вне общения. Напротив, Гоббс убежден, что люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в обществе и заставить людей жить вместе и в мире друг с другом способна только верховная власть, держащая всех в подчинении[9].

Гоббс убежден, что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. В этом естественном состоянии нет места для трудолюбия, поскольку никому не гарантированы плоды его труда. Следовательно, нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества. Зато в естественном состоянии есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна.

Верховная власть, согласно Гоббсу, может быть учреждена двумя путями. Во-первых, силой и, во-вторых, по добровольному соглашению. Учрежденное по добровольному соглашению государство называется политическим, или основанным на установлении. В истории политической мысли Гоббс, наряду с Локком и Руссо, является представителем так называемой договорной теории происхождения государства. Следует иметь в виду, что у Гоббса мы не найдем напрямую словосочетания «договорная теория происхождения государства», но вместе с тем эту теорию он развивает, когда говорит о «договоре по согласованию».

Если мы попытаемся проанализировать и осмыслить все проблемы и вопросы затронутые Томасом Гоббсом в своих произведениях и в своей философской системе в целом, то нам этого, наверняка, не достичь, поскольку спектр проблематики философских изысканий Гоббса чрезвычайно широк и разнообразен. В нем отражены те насущные проблемы того времени, и даже современности, без которых невозможно дальнейшее развитие философской мысли и различных философских систем.

Современники и последователи теории Гоббса ценили его чрезвычайно высоко, так Д. Дидро в своих изысканиях не раз хвалил высокую четкость и определенность в трудах Гоббса, он сравнивал его с тогдашним корифеем сенсуализма Локком и даже ставил Гоббса выше его.

Стоит заметить, что философская система Томаса Гоббса обладает все теми же недостатками, что и вся механическая методология в целом, но, как и вся методология, она сыграла очень важную роль в истории развития общественной мысли. Его проницательность позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности.

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех». Абсолютная свобода человека — стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором.

Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

1. Касьянов В.В. Социология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — с.-19.

2. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Просвещение, 1964. — Т. 2. — с. 127.

3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. — М.: ВЛАДОС, 2004. — с.-61.

4. Философский словарь. / Под ред. Фролова И.Т. — М.: Издательство политической литературы, 1994. — с.-96.

5. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. — М.: Мысль, 1988. — Т. 2. — с. — 133.

6. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. — М.: Мысль, 1988. — Т. 1. — с. — 395.

7. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. — М.: Мысль, 1988. — Т. 1. — с. — 395.

8. Цит. по: Козлихин И.Ю. Политико-правовое учение Томаса Гоббса. // Правоведение. — 1998. — № 4.

9. Зотова Л.В. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2003. — № 4 — С. 55-64.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Категория «свобода» как одна из ключевых идей европейской философии. Анализ этого феномена у Томаса Гоббса, осознание его сути Лео Штраусом. Методология Квентина Скиннера и ее применение к исследованию понятия «свободы» в концепции Томаса Гоббса.

реферат [25,2 K], добавлен 08.01.2017

Т. Гоббс как крупнейший английский материалист XVII века. Философская система политики Т. Гоббса. Характеристика основных идей политической философии Гоббса. Роль, функции и специфика философии. Учение о методе у Гоббса. Основные черты политики философа.

контрольная работа [19,4 K], добавлен 28.09.2010

Основные тенденции философии Нового Времени. Биография Томаса Гоббса, вклад в материалистическую психологию, обзор работ. Философская система, предмет и метод, учение о человеке, натуралистическая теория как следствие механистической концепции человека.

реферат [41,3 K], добавлен 27.03.2011

Основные факты биографии философа Томаса Гоббса. Обоснование тезиса о чувстве как начальной стадии познания в работе «О теле». Создание первой законченной системы механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания.

презентация [416,0 K], добавлен 26.09.2013

Исторический очерк учений Т. Гоббса, его политико-правовые идеи. Биография Дж. Локка — классика раннебуржуазного либерализма. Его учение о государстве и праве. Сходства и отличия в трактовании основных идей и правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка.

контрольная работа [30,4 K], добавлен 13.03.2014

Основы идеального государства. Основополагающие цели, задачи и типы государства в учении Платона, его критика демократии. Теория общественного договора Томаса Гоббса. Права и обязанности государственной власти по Т. Гоббсу, преимущества монархии.

реферат [34,1 K], добавлен 06.12.2013

Англійський філософ-матеріаліст Томас Гоббс, його погляди на державу, захист теорії суспільного договору. Погляди Т. Гоббса на право та законодавство, тенденція до раціоналізації державного механізму, політичної влади. Уявлення Гоббса про природу людини.

реферат [22,0 K], добавлен 28.10.2010

Знакомство с биографией Т. Гоббса, анализ философских положений. Характеристика трудов английского философа-материалиста: «О гражданине», «О теле», «О Человеке». Существенная часть системы Т. Гоббса как отрицание существования бестелесных духов или душ.

презентация [2,7 M], добавлен 11.07.2016

Составляющие элементы философской система Гоббса: учения о естественных телах, человеческой природе и государстве. Разработка ученым аналитического и синтетического методов научно-идейного познания. Анализ гносеологического дуализма во взглядах мыслителя.

дипломная работа [141,6 K], добавлен 30.06.2010

Предпосылки становления философии английского эмпиризма. Экономическое развитие Европы в XVI—XVIII вв. Совершенствование методов обобщения в реформе науки, предлагаемой Бэконом, создание им новой концепции индукции. Эмпиризм Джона Локка и Томаса Гоббса.

реферат [48,7 K], добавлен 07.11.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5247381/page:3/
  • http://studopedia.su/12_33577_teoriya-obshchestvennogo-dogovora-t-gobbsa--.html
  • http://studopedia.ru/14_69266_tomas-gobbs-i-ego-teoriya-obshchestvennogo-dogovora.html
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/00845019_0.html