Меню Рубрики

С точки зрения философско правового рационализма правовая реальность это

История философско-правовой мысли показывает, что не только в определении статуса этой сферы знаний, ее места среди наук, но и в понимании объекта, который она изучает, существовали разные мнения.

Так, Гегель считал философию права философской наукой, а объектом ее — идею права, являющуюся частью или формой бытия абсолютной идеи.

В трактовке объекта философии права близок к Гегелю русский философ Семен Людвигович Франк (1877—1950), который считал, что философия права «есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, “нормальный” строй общества» [1] .

Сегодня наиболее распространенным определением является следующее.

Объектом философии права является взаимодействие человека со сложной системой правовой реальности.

С учетом этого определения оказывается, что наиболее близкой к философии права по своему содержанию является юридическая дисциплина «теория государства и права», которая изучает процесс возникновения и развития юридических норм, их функции.

Обе эти системы знаний — философия права и теория государства и права — вместе служат основой для конкретных, частных юридических наук.

Теория государства и права дает им непосредственные, конкретные методы изучения правовой реальности, а философия права предлагает общую методологию исследования той же реальности.

Как философская дисциплина философия права формирует свою структуру в соответствии с общим содержанием философского знания.

В ее структуре обычно присутствуют пять следующих разделов:

  • 1. Онтология права — учение о сущности правовой реальности, ее нормах и законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других проявлениях конкретной правовой реальности.
  • 2. Антропология права — рассматривает личностное значение (ценность) права, права человека, их объем в конкретном социуме, в том числе в современном обществе.
  • 3. Гносеология права — учение о методах познания правовой реальности, о соотношении эмпирических и теоретических, рациональных и иррациональных методов в процессе познания права.
  • 4. Аксиология права — учение о ценности права, о соотношении научного и идеологического в праве, о праве как общем благе.
  • 5. Философско-правовая праксиология — учение о правовой деятельности, практическом законотворчестве и правоприменении.

Но какой же из вопросов является главным, основным? Это, конечно, вопрос онтологии права, вопрос о том, что есть право, какова его сущность, каково его соотношение с другими формами бытия, прежде всего с человеческим бытием.

От ответа на этот вопрос зависит решение всех других правовых проблем, в том числе и проблем законотворчества и правоприменения. Но вариантов ответа на этот вопрос много. Обычно выделяют следующие 6 концепций права:

  • 1. Философско-правовой идеализм. Согласно идеалистической концепции право есть порождение духа, идеи, а основным понятием права является категория инобытия идеи. Таким образом толковали сущность права Платон, Фома Аквинский, Гегель, В.С. Соловьев.
  • 2. Философско-правовой материализм выражает точку зрения, противоположную идеалистической: право есть отражение в человеческом сознании материального бытия, способа производства. Так считали К. Маркс, В.И. Ленин. По словам Маркса, в его учении о праве «критика неба превращается в критику земли».
  • 3. Философско-правовой рационализм считал, что правовая реальность, так же как и нравственные нормы людей, определяется уровнем их знаний, образованностью. Такова была позиция Сократа, И. Канта, французских философов-просветителей.
  • 4. Философско-правовой иррационализм полагал, что основой права является желание осуществить присущие людям иррациональные, бессознательные импульсы, влечения, побуждения, которые немецкий философ Фридрих Ницше называл «волей к власти», австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд «сексуальными инстинктами», а французский социолог Эмиль Дюркгейм «чувством солидарности, взаимосвязи».
  • 5. Философско-правовой позитивизм выступает за толкование права как совокупности единичных фактов, событий, «прецедентов», «кейсов» (случаев), существующих независимо от каких-либо скрытых сил — от идей, материальных условий, психологических импульсов, рациональных или иррациональных. По мнению французского философа-позитивиста Огюста Конта, немецкого юриста Г. Кельзена (1881 — 1973), существует только позитивное «чистое право», представляющее собой совокупность единичных норм.
  • 6. Философско-правовой либерализм, или гуманизм усматривает в качестве основы права либеральные ценности в виде изначально данных человеку природой естественных прав на жизнь, свободу, собственность. Основы этой концепции были заложены английским философом Дж. Локком, французским философом-просветителем Ж.Ж. Руссо и далее развиты всеми либералами XIX — начала XXI в.

Естественно, что из этого разнообразия толкований сущности права возникли и разные типы правовых теорий, существующих в современной правовой реальности. Среди них выделяются следующие три основные концепции:

  • • Естественное право.
  • • Позитивное право.
  • • Гуманистическое право.

Под естественным правом (лат.углу naturale) понимается такое представление о праве, которое видит его основу в некоторых правах, изначально данных природой. Справедливыми, согласно этой концепции, являются только те нормы, которые соответствуют этим правам. В основе естественных прав человека лежат его базовые потребности, которые являются необходимыми условиями его жизни и благополучия. Естественное право противопоставляется положительному праву, существующему в обществе в виде различных юридических норм, совокупность которых лишь приближается к тому правовому идеалу, который ищет естественное право.

Положительное право разрабатывается людьми. Идеал права, его абсолютный образец, который ищет естественное право, создается природой, или, по убеждению верующих людей, дается Богом и регулирует жизнь людей в Царстве Небесном, в раю.

Английский философ Томас Гоббс считал, что естественное право есть «. свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни» [2] .

Сегодня эта доктрина активно используется ее сторонниками для обоснования и защиты прав и свобод человека.

Позитивное право — это толкование права как совокупности реально действующих правовых решений, законов, без учета воздействия на него каких-либо внешних факторов, земных или небесных.

Гуманистическое право, не обращаясь к глубокой древности подобно теории естественного права, трактует правовую реальность как совокупность норм, ориентированных на потребности современного человека в эффективных законах, действующих на основе демократических принципов свободы, равенства и справедливости.

Из приведенной краткой характеристики основных концепций, определяющих функционирование современной правовой реальности, следует, что:

  • естественное право сопрягается — в его безрелигиозном варианте — с материалистической философско-правовой концепцией’,
  • позитивное право обосновывается философией позитивизма’,
  • гуманистическое право связано с философско-правовым либерализмом.

Обеспечивая философское осмысление права на уровне всеобщего, философия права тем самым выполняет ряд важных теоретических и практических задач, функций:

  • онтологическая функция способствует определению места ее объекта — правовой реальности — в социальной жизни, основных форм, в которых существует эта реальность;
  • методологическая функция состоит в разработке алгоритма исследования правовой реальности — системы методов исследования и преобразования правовой реальности;
  • аксиологическая задача сводится к обоснованию представлений о правовых ценностях — свободе, равенстве, справедливости, о правовом идеале и формированию на этой основе объективных представлений о существующей правовой реальности.

Таким образом, философия права необходима профессиональному юристу как для проведения исследовательской работы, так и в его практической деятельности по совершенствованию правоотношений, для выработки умений и навыков глубоко, на философском уровне обосновывать принимаемые решения.

Основные классификации развития философско-правовой мысли

Типология философско-правовых концепций по исходным теоретическим основаниям

Философия права имеет множество аспектов. Доминирование того или иного аспекта в интерпретации правовой реальности предопределяет и обусловливает необходимость выделения в целостном философско-правовом знании его концептуальных разновидностей.

Философско-правовой идеализм объединяет представления о правовой реальности как порождении Духа, инобытии Идеи, понятий и т.п. (Фома Аквинский, Г. В. Ф. Гегель, В. С. Соловьёв).

Философско-правовой материализм выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отраженного в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско- правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т.п. (Ш. Монтескьё, Т. Гоббс, К. Маркс).

Философско-правовой рационализм заключается в обосновании знания как основополагающей составляющей правовой реальности и главного условия существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант, Г. В.Ф. Гегель).

Философско-правовой иррационализм основывается на представлении о формировании и существовании правовой реальности на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами, – воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм), интуиции или «жизненных порывов» (А. Бергсон).

Философско-правовой позитивизм ориентирует на рассмотрение правовой реальности как совокупности единичных фактов, «очищенных» от морали, политики и психологии, верифицируемых или фальсифицируемых, а самого права – как совокупности норм (О. Конт, Д. Остин, Г. Кельзен).

Философско-правовой персонализм отводит определяющую роль в правовой реальности личности (persona). Именно личность в этой концептуальной установке является целью и ядром правовой реальности (Н. А. Бердяев).

Разнообразие философско-правовых концепций обусловлено не только тем, что существует много аспектов философии права, но и тем, что различаются три основных вида права – естественное, позитивное и гуманистическое.

Такой подход позволяет рассматривать природу права в трех основных концепциях: 1) как естественного; 2) как позитивного; 3) как естественного и позитивного. В этих концепциях содержание и предметное поле философии права определяется различением и соотношением естественного и позитивного права (термин jus positivum – «позитивное право» возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции). Для сторонников юснатурализма (от jus naturale – естественное право) естественное право – это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) – право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное. Поэтому философия права у юснатуралистов – это по сути философия естественного права.

Естественное право (право повседневного мира человека) в историко-юридической науке рассматривается как притязания человека, следующие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном законе. Естественное право непреложно, категорично, неподвластно ситуации, и последствия его нарушения неотвратимы.

Позитивное право (право системного мира человека) – фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе. Философия позитивного права – это своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.

Гуманистическое право (право жизненного мира человека) представляет собой регулятивы взаимоотношений человека в обществе, которые ориентированы в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.

Из этих, самых общих, характеристик видов права становится очевидным, что естественное право неизбежно сопрягается с материалистическими и натуралистическими философско- правовыми концепциями. Позитивное право обосновывается преимущественно рационалистическими и позитивистскими концепциями, а гуманистическое право неразрывно связано с философско-правовым персонализмом и либерализмом.

10. Философско-правовой материализм, идеализм, радикализм, иррационализм.

Материализмфилософское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм — философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Философско-правовой идеализм – объединяет представления о правовой реальности как о порождении Духа, инобытии Идеи, понятий и т.п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, B.C. Соловьёв).

Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отражённого в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т.п. (Ш. Монтескье, Т. Гоббс, К. Маркс).

Читайте также:  Что такое душа с точки зрения первобытного человека

Философско-правовой рационализм – заключается в обосновании знания как основополагающей составляющей правовой реальности и главного условия существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант).

Философско-правовой иррационализм – основывается на представлении о формировании и существовании правовой реальности на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами, – воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм), интуиции или «жизненных порывов» (А. Бергсон). Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.

Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не примиряясь ни с какими компромиссами»

Формы материализма и идеализма

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит — огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит — атомы и пустота.)

2. Метафизический — материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма — вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века — Дидро, Ламетри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм ( Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2. Субъективный идеализм ( Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.

Иррационализм – это философское направление, которое отрицает возможность рационального постижения мира и выдвигает на первый план инстинкты человека, его интуицию и бессознательные эмоционально-волевые процессы, то есть неразумные начала. Эти начала провозглашаются основной характеристикой как самого мира, так и его понимания человеком.

Иррационализм создает картину мира, центром которой становится бытие человека. Критикуя гегелевскую философию за игнорирование ею жизненных проблем реальных людей, за привнесение в жертву живого человека холодному рационализму, бесстрастному абсолютному духу, он стремился пересмотреть проблему смысла человеческого существования. Иррационализм утверждает, что смысл человеческого бытия нельзя свести к рассудочным правилам, оно не вписывается в рамки линейного исторического процесса.

В иррационализме окружающий человека мир предстает не как нечто упорядоченное и законообразное, а как нечто абсурдное, стихийное и неподвластное человеку. С такой трактовкой мира связано отрицание иррационализмом познавательной и деятельно-преобразовательной активности субъекта. Поэтому иррационалистическая философия акцентировала внимание на субъективном мире личности, на выработке эмоционально-нравственных установок человека.

Иррационалистическая тенденция в западноевропейской философии Х1Х века была представлена творчеством А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Кьеркегора.

В атмосфере духовно-нравственного подъема и идейного возбуждения, в какой формировалось славянофильство, зарождается и русский радикализм, прошедший в своем развитии три основных этапа:

1) декабризм; 2) разночинство и 3) народничество.

При всем различии их тактических установок относительно специфики революционной борьбы, они выражали одно общее стремление – преобразование России на началах общинной поземельной собственности, осуществление идеала «русского социализма». Эта тенденция в равной мере характеризует воззрения всех виднейших деятелей русского освободительного движения – декабристов Пестеля и Фонвизина, разночинцев Герцена и Чернышевского, народников Бакунина и Ткачева. Лишь с возникновением русского марксизма в 80-е годы XIX в. идеологический процесс смещается в сторону пропаганды «научного», пролетарского социализма, ведущими провозвестниками которого становятся Плеханов и Ленин

политическое, экономическое и философское учение Бентама, Джеймса Милля и Стюарта Милля (Англия, I половина XIX в.), придерживавшихся в политике парламентского способа правления, в экономике — принципов свободного обмена, в морали — утилитаризма и в философии — теории ассоциации идей как источника познания. Другой смысл термина «радикальная философия» — это философия «радикального основания», которая заново, без опоры на предшествующие учения, поднимает все те вопросы, которыми издавна задается человек в отношении себя и мира: таковы «Метафизические размышления» Декарта, берущие за основу радикальное, или абсолютное сомнение; таковы философские системы Фихте и Гегеля. Радикальная рефлексия противоположна историко-философской рефлексии, а также размышлению о религиозных мифах или государственных политических структурах. Здесь стоит прочесть работу Лекье, посвященную «радикальному основанию» в философии. См. Утилитаризм.

Поскольку к счастью путь только через революцию, то нужно готовить себя к жертвоприношению. Ставка на революцию и самопожертвование вели к тому, что теоретический гуманизм трансформируется в практический терроризм (антигуманизм). Если декабристы мечтали осчастливить народ, не рассматривая его в качестве силы общественного развития; если революционные демократы обосновывают теорию революции и практику терроризма, то народничество делает попытку сблизиться с народом и сделать его ударной силой революции. Философия народу не нужна. Он должен следовать за критически мыслящими вождями. Идеологию философского нигилизма лучше всех выразил Дмитрий Иванович Писарев (1840-1869). Критически мыслящие личности должны помочь массам осознать свои интересы. Если «мыслящие реалисты» не выполнят эту задачу, они никому не нужны. В духе философского нигилизма рассуждал и Петр Никитич Ткачев (1844-1886). Право на существование имеет только та философия, которая ориентирует на захват власти. Более лоялен к философии Петр Лаврович Лавров (1823-1900), автор субъективного метода в социологии, идеолог народничества. Если культура — это среда человеческой мысли, ее бытие, то цивилизация — сознательное начало, обнаруживаемое в прогрессивной смене форм культуры.

Носителями цивилизации являются «критически мыслящие личности». Мера критического сознания является критерием общественного прогресса.

МАТЕРИАЛИЗМ(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание — есть продукт материи.

ИДЕАЛИЗМ (так называемая«линия Платона»)– направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир — это производная от идеи (нематериального).

Иррационализм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.

Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не примиряясь ни с какими компромиссами»[1].

Типология философских концепций права

В зависимости от того, как философия права интерпретирует правовую реальность, выделяют следующие философские концепции права:

· Философско-правовой идеализм. Представители этой концепции считают, что правовая реальность есть порождение Духа, инобытие Идеи, понятий и т. п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, В.С. Соловьёв).

· Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отраженного в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т. п. (Ш. Монтескьё, Т. Гоббс, К. Маркс)

· Философско-правовой рационализм – обосновывает положение о том, что знания являются основополагающей составляющей правовой реальности и главным условием существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант)

· Философско-правовой иррационализм – считает, что правовая реальность формируется и существует на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами: воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм)

· Философско-правовой позитивизм – рассматривает правовую реальность как совокупность единичных фактов, «очищенных» от морали, политики, психологии, а право – как совокупность норм (О. Конт, Дж. Остин, Г. Кельзен).

· Философско-правовой либерализм – провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жесткой предопределенности, зависимости от необходимости (на этой позиции стояли почти все просветители 18-20 вв., от Ж.-Ж. Руссо до Б.Н. Чичерина).

Многообразие философско-правовых концепций обусловлено и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического.

Под естественным правом, как правило, подразумевается идеальные первоосновы права. Это притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном законе и характеризуется непреложностью, категоричностью, неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения.

Понятие «естественного права» выражает глубинную сущность права, а его «идеальность» проявляется в том, что оно: во-первых, существует в сознании (правосознании) как его установка (хотя и находит выражение в формах поведения) во-вторых, представляет собой идеал, т.е. очищенную от случайностей форму должного в отношениях между людьми).

Кроме того, естественное право определяет исходные принципы, на основе которых принимаются (во всяком случае, должны приниматься) действующие правовые нормы и на основе которых происходит их оценка. Такая оценка осуществляется на основе иерархии ценностей, которую задает философия, решающая вопрос об отношении человека к окружающему миру, в том числе и ценностном отношении.

Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Это фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе.

Читайте также:  С геометрической точки зрения роль базисных переменных

Гуманистическое право (человека) – представляет собой регулятивы взаимоотношений в обществе, ориентированные в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.

Уже из этих, самых общих характеристик видов права становится очевидным, что естественное право неизбежно сопрягается с материалистическим и натуралистическим философско-правовыми концепциями, позитивное право обосновывается преимущественно рационалистическими и позитивистскими теориями, а гуманистическое право неразрывно связано с философско-правовым персонализмом и либерализмом.

Функции философии права.Как и любой другой философской дисциплине философии права присущ ряд функций.

Важнейшая из них – онтологическая. Суть её проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, её способы и формы существования.

Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия; она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности, значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.

Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика её структуры и состояний.

Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

Значение философии права в подготовке будущих юристов.Философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.

Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формировании которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации.

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан.

Контрольные вопросы.

1. Что является объектом и предметом философии права?

2. Что изучает философия права?

3. Чем отличается предмет философии права от предмета общей теории права?

4. Перечислите основные философские концепции права.

5. Какое место занимает философия права в системе философских наук?

6. Какое место занимает философия права в системе юридических наук?

7. Как бы вы сформулировали основной вопрос философии права?

8. Назовите основные функции философии права как научной дисциплины.

9. Почему необходимо изучать философию права будущему юристу?

Рекомендуемая литература.

1. Алексеев С.С. Философия права. — М.: 1997 – С. 10-46.

2. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права – М.: 2001. С. 5-15.

3. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). – М.: 2000. – С. 6-15.

4. Керимов А.Д. Основы философии права. — М.: 1992. С.3-15

5. Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций – Новосибирск: 2004. С.5-11.

6. Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: 1997 С. 8-16.

7. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. — М.: 1997. С. 11-46.

8. Философия права: Учебник. Под редакцией О.Г. Данильяна. — М.: 2005 С. 9-19.

Лекция 2. Философско-правовые взгляды Древнего мира
и Средневековья

Вопросы: 1. Философско-правовые идеи в Древнем Мире.

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 1475 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Введение в философию права лекции и тестовые материалы

Название Введение в философию права лекции и тестовые материалы
страница 2/12
Дата публикации 19.06.2013
Размер 1.93 Mb.
Тип Учебное пособие

exam-ans.ru > Философия > Учебное пособие


1.2. Виды права в философских концепциях
Поскольку философский подход к постижению сущности права предполагает выход за узкие юридические рамки и сопоставление права с принципами, ценностями и основаниями человеческого бытия в целом, то в философских трудах встречается обращение не просто к праву, но к его различным видам:

1. ^ Естественное право . Чаще всего под ним подразумеваются притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей. Оно не обязательно фиксируется в писаном праве и выступает по отношению к действующим юридическим законам как внешний критерий (законы оцениваются с точки зрения их соответствия или несоответствия естественным правам). Вплоть до XIX века концепция естественного права отождествлялась с философией права вообще. Даже в современных изданиях встречаются суждения, согласно которым, философия права начинается с обращения к проблеме естественного права.

Заметим, что не существует однозначного понимания естественного права. Дело в том, что для определения и перечисления естественных прав человека, нужно определить его природу, а это извечная философская проблема. Поэтому выделяют различные виды естественного права, например:

а) ^ Божественное естественное право , исходящее из утверждения, что существуют некие божественные законы, определяющие изначально главные принципы жизни людей. Например, если перед Богом все люди равны, то право на равенство перед законом юридическим – естественное.

б) ^ Антропологическое естественное право , когда критерием выступают специфические особенности человеческой природы. (Остается дело за «малым» – определить их.) Современные теоретики антропологической концепции естественного права, опираясь на данные антропологии и этнографии, выделяют нравственные нормы, сходные у большинства народов. Это запрет на убийство, запрет кровосмешения. Их конституируют в качестве естественных прав как критерия современного законодательства.

2. ^ Позитивное право – фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженная в законах. Это именно то видение правовой действительности, которое характерно для подавляющего большинства юристов-практиков.

3. ^ Гуманистическое право – совокупность принципов, регулирующих взаимоотношения между государством, различными социальными институтами и индивидами, исходя из принятого в обществе понимания свобод, прав и обязанностей отдельной личности. Сегодня чаще говорят о так называемом демократическом идеале гуманистического права, именно в его русле работают те, кого у нас принято называть правозащитниками. Чаще всего проблема прав человека в современном европейском понимании – это сфера именно гуманистического права.
^ 1.3. Многообразие философского правопонимания.
Оценивая и обосновывая право с точки зрения его соотнесения с основными принципами бытия человека, философия по своей природе не может исключить субъективно-личностный характер этой оценки. Поэтому не может быть единой философской концепции права, их множество. В связи с этим необходимо уяснить понятие философского правопонимания 6 .

^ Философское правопониманиетолкование сущности и способов существования права, исходящее из определения его главного источника, понимаемого в качестве субстанции.

Субстанция — философская категория, обозначающая внутреннее, устойчивое, порождающее начало, формирующее сущность данного явления, определяющее его целостность и качественную определенность.

^ Источник права — понятие теории права, обозначающее: во-первых, правообразующие факторы — экономические, социально-политические, социально-психологические, духовные; во-вторых, внешнюю форму выражения и существования норм права (нормативный акт, прецедент, договор).

Как видите, в понятии философского правопонимания налицо синтез философии и теории права.

Многообразие философского правопонимания возможно именно потому, что мыслители по-разному определяют, что является «источником-субстанцией» права. Классификация типов философского правопонимания — это достаточно трудоемкая работа, результаты которой в значительной мере зависят от авторского взгляда на историю философии и историю права. Представим два возможных варианта такой классификации 7 .

^ Классификации основных типов философского правопонимания

Философско-правовой идеализм. Объединяет представления о правовой реальности как о порождении Идеи, Духа (Гегель, Соловьев).

^ Философско-правовой материализм обосновывает вторичность права как отраженного в общественном сознании материального бытия человечества. В частности, становление правовых отношений выводится из отношений вокруг производства и распределения материальных благ (К. Монтескье, К. Маркс).

^ Философско-правовой рационализм . Обосновывает разум и знание как главный, и даже единственный источник права (Сократ, Спиноза, Кант).

Философско-правовой иррационализм. Выводит правовую действительность из явлений, до конца разумом необъяснимых, таких как «воля», «чувство солидарности», «жизненные порывы» (Ф. Ницше, Э. Дюргейм, А. Бергсон).

^ Философско-правовой позитивизм . Рассматривает право только как совокупность норм и законов, установленных властью (сувереном, государством). Его представители призывают очистить юриспруденцию от морализирования, этической оценки. Нормы права должны быть либо верифицируемы, либо фальсифицируемы как единичные факты социальной действительности. Наиболее известной разновидностью современного правового позитивизма является концепция австрийского юриста Ханса Кельзена (1881-1973), разработавшего нормативную концепцию права. Основанием права по Кельзену должна быть «основная норма», из которой в иерархическом порядке выводятся все остальные правовые нормы. Основная норма – конституция. Но мы в нашей стране являемся свидетелями столь частой смены положений конституции, что засомневаться в правомерности такой легитимации права вполне можем.

Говоря о юридическом позитивизме можно отметить следующее – он привязан к действующему законодательству (поэтому их работы особенно ценят юристы-практики), но в случаях, когда необходимо оценить ранее не кодифицированную норму с точки зрения оснований человеческой культуры, оказывается бессильным.

^ Философско-правовой либерализм . Провозглашает в качестве единственного основания права свободу. Соответственно, главными философскими проблемами у его представителей были проблема свободы, соотношения государства и свободной личности, свободы воли и необходимости и т.д. (Просветители XVIII в., в России – Б.Н. Чичерин.) Эта позиция достаточно ярко проявилась в работах современного исследователя – В.С. Нерсесянца, который усматривает сущность права в единстве «трех подразумевающих друг друга сущностных свойств (характеристик) права – всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости» 8 .

^ Надприродное, глобально-мистическое правопонимание . Субстанция права с этой точки зрения находится вне природы и человеческого понимания. Свойственно мифологии (законы Хаммурапи, Ману), религиозному мировоззрению (взгляды Фомы Аквинского на государство и законы). Наконец, такое понимание характерно для философского объективного идеализма (Платон, Гегель).

^ Естественно-природное правопонимание. Характеризуется утверждением о местонахождении субстанции права в природе. Сюда относятся концепции естественного права, концепции «правового инстинкта» (З. Фрейд), коллективного бессознательного как источника правовых установлений (К. Юнг), концепции «народного духа» как главного творца любой системы права (историческая школа права).

^ Социальное правопонимание. Субстанция права коренится в общественных явлениях, таких, например, как: семья (Конфуций, Аристотель), государство (множество мыслителей от Демокрита до современных юристов-теоретиков).

^ Личностное правопонимание . Субстанция права базируется в индивидуальных человеческих свойствах: способности к Договору (Эпикур, Руссо), наличию интереса (Бентам), психологических установках (Петражицкий), человеческой экзистенции (экзистенциалисты).

^ Рационалистическое правопонимание . Субстанция права — в человеческом разуме. Право понимается как результат разумной целеустремленности деятельности человека (легизм, позитивизм).
Лекция 2. Антропологические основания права.
^ 2.1. Антропология философская и правовая
Изучение феномена права теснейшим образом связано с исследованиями природы человека, иначе говоря, антропологическими изысканиями. Обращаясь к антропологической проблематике, философия права активно использует данные двух динамично развивающихся отраслей гуманитарного знания: философской антропологии и антропологии права (юридической антропологии).

^ Философская антропология — совокупность учений о человеке, его сущности, происхождении и призвании во вселенной. Обращение к проблеме человека характерно для творчества многих известных философов во все времена истории философской мысли, достаточно назвать Сократа, Платона, Канта, Фейербаха, Кассирера, Бердяева, Ницше, Бубера, перечисление можно продолжать долго. Но в качестве самостоятельного философского направления она выделяется относительно недавно. Это связано с именами немецких философов и социологов Макса Шелера, Арнольда Гелена, Хельмута Плеснера, заявивших о возникновении философской антропологии как самостоятельного направления в двадцатых годах XX века. Раскрывая биологическую природу человека, они попытались применить полученные открытия к изучению собственно человеческого, культурного мира, стремясь создать универсальную теорию человека. Поставленная ими задача остается программной для нынешних исследователей в области философской антропологии. У нас есть естественнонаучная, философская, теологическая антропологические концепции, которым нет друг для друга дела. Единой же идеи человека нет 9 . В последние десятилетия XX века философская антропология из специфического направления начинает превращаться в самостоятельную учебную дисциплину, задача которой та же — сформировать в сознании учащихся образ целостного человека, объединяя при помощи философской рефлексии данные различных наук, концепций о человеке.

В правоведении антропологическая проблематика стала главным предметом особой отрасли знания и учебной дисциплины — антропологии права.

^ Антропология права — научная и учебная дисциплина, изучающая правовое бытие человека на всех стадиях его развития, от архаических до современных.

На западе антропология права получает достаточно широкое распространение в 50-х — 60-х годах XX века. Первый учебник по юридической антропологии, появившийся в современной России — это переводное издание известного французского юриста-антрополога Норбера Рулана «Юридическая антропология», вышедшее в 1999 году (французский оригинал опубликован в 1988 году) 10 . Первый российский учебник выходит в свет в 2002 году 11 . Так что дисциплина эта молодая и динамично развивающаяся. Обозначившийся на сегодняшний день круг ее проблем следующий.

1. Изучение архаических (первобытных) и традиционных сообществ с целью выявления закономерностей становления первых форм правового порядка («примитивного права»).

2. Исследование этапов и закономерностей процессов изменения правовых систем в зависимости от изменения и усложнения социальной организации общества.

По поводу проблематики, обозначенной в 1 и 2 пунктах можно привести суждение известного американского антрополога Эдварда Адамсона Гобеля. «Антрополог как бы встречается с юристом и оба заявляют: наше современное международное право есть первобытное право в мировом масштабе; создание реалистической системы мирового права предполагает провести чистку базовых постулатов многих правовых систем современности с тем, чтобы вывести общие постулаты, на которых можно выстроить мировой правовой порядок» 12 . Другими словами, изучение примитивного права позволит уточнить фундаментальные основы современного права, так как первое в большей степени связано с природой человека.

3. Сравнительный анализ правового бытия человека в различных цивилизациях мира, в частности, Востока и Запада, а также в системе традиционного права.

4. Изучение всех аспектов феномена прав человека, причем не только в западно-либеральном толковании, но и с точки зрения традиционного мышления.

Касаемо 3 и 4 пунктов, приведем суждение А. И. Ковлера: «Для юриста, ничего иного в стадии студенчества не изучавшего, кроме римского и европейского права, это особенно важно: антропологическое видение права дает ему шанс увидеть все удивительное разнообразие правовых систем в мире. Неизвестно еще, чей внутренний мир богаче — европейского (американского) клерка, живущего по схеме метро — работа — телевизор — постель, либо мир африканского охотника, ежедневно рискующего жизнью и потому особо остро воспринимающего ее. . Признать право другого быть другим, понять логику этой «инаковости». »,- вот задача антрополога-юриста 13 .

5. Исследование выходящих за государственные рамки современных форм правового бытия. Например, различных регулятивных и нормативных систем, характерных для отдельных субкультур: армейской, молодежной, криминальной и т.д. Анализ так называемых «альтернативных» процедур, регулирующих взаимоотношения между людьми помимо рамок официального (позитивного) права: профессиональный арбитраж, согласительные комиссии, товарищеские суды, суды для семейных конфликтов, институт омбудсмена (в России появился с 1993 года) и т. д.

6. Наконец, в качестве отдельной проблемы выделяют изучение становления и дальнейшего развития феномена «человека юридического». Правда здесь следует отметить, с данной проблемой тесно связаны по содержанию все предыдущие.
^ 2.2. Права человека как объект антропологии права.
Важнейшей проблемой правовой антропологии и философии права является обоснование идеи прав человека. Данное обоснование — это, по сути, ответ на вопрос: почему правовой порядок обязательно подразумевает соблюдение прав человека и возможен ли вообще правопорядок, не включающий в себя данную норму?

Обоснованный ответ на данный вопрос предполагает описание самого феномена прав человека и толкование содержания идеи, лежащей в основе этого феномена.

^ Описание феномена прав человека.

В самом широком смысле дается следующее определение.

Права человека — это сочетание неотъемлемых возможностей, обеспечивающих каждому индивиду условия существования в качестве личности и индивидуальности.

В современной классификации выделяют следующие группы прав человека 14 .

Первая группа — «негативные права», гражданские и политические. Их называют негативными потому, что для их реализации государство должно лишь не препятствовать их осуществлению отдельными людьми, и не обязано предпринимать каких-либо конкретных действий. В число этих прав входят:

— запрещение пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания;

— запрещение рабства и подневольного состояния;

— наказание исключительно на основании закона;

— право на свободу и личную безопасность;

— право на свободу передвижения;

— право на справедливое судебное разбирательство;

— право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции;

— право на вступление в брак;

— свобода мысли совести и вероисповедания;

— свобода выражения мнений;

— свобода собраний и объединений;

— право на доступ к начальному образованию;

— право на собственность;

— право на эффективное средство правовой защиты;

— равенство перед законом;

— другие сопутствующие права (право выступать в качестве физического или юридического лица, право на фамилию и имя, право на гражданство и гарантии прав в случае отсутствия гражданства).

Вторая группа — «позитивные права», экономические, социальные и культурные. Их называют позитивными, так как для их реализации требуется непосредственное участие государства. В Америке и западной Европе длительное время этим возможностям человека никак не хотели придавать статус прав, связанных с юридическими обязательствами государства. Считалось, что это всего лишь некие пожелания или рекомендации. Это было связано с господством либеральной идеи о свободной рыночной экономике, согласно которой государство не должно вмешиваться социально-экономическую и культурную жизнедеятельность граждан. Причем под вмешательством понимались не только ограничения и запреты, но и какая-либо помощь. В последние годы западные страны значительно скорректировали свою позицию по этому вопросу и стали признавать юридическую обязательность для себя в обеспечении некоторых социально-экономических и культурных возможностей своих граждан.

К этой группе прав относят:

— право на справедливые и благоприятные условия труда;

— право на достойный (достаточный) уровень жизни;

— право на здоровье и социальную защиту;

— право на защиту семьи, материнства и детства;

— право на получение среднего и высшего образования;

— право на пользование достижениями культуры;

Третья группа прав — «коллективные права», сюда включаются права связанные с отношением к человеку не только как к индивидуальности и «автономной личности», но и как к части некоего социального целого (этноса, народа, нации). Сюда включают:

— запрет геноцида и апартеида;

— право народов на самоопределение;

— право на развитие;

— право на благоприятную окружающую среду.

^ Проблемы понимания и восприятия понятия «права человека».

Несмотря на огромное внимание, уделяемое правам человека в современном международном сообществе, отношение к этому понятию продолжает оставаться неоднозначным. Обозначим некоторые проблемы, связанные с его пониманием и восприятием.

1. ^ Проблема противоречия между глобализацией прав человека и идеей сохранения национального и культурного своеобразия.

Современное представление о правах человека, закрепленное в международно-правовых документах и декларациях — это продукт западной либерально-правовой культуры. Поэтому, вследствие культурных и ментальных различий, имеющих многовековую предысторию, большинство традиционных стран Востока, а также Африки отвергают концепцию прав человека, как она представлена в официальных документах ООН и общеизвестных декларациях европейских стран.

Основное различие между западным и незападным подходами к правам человека состоит в вопросе о соотношении индивидуального и общественного начал в социуме. Для запада характерен приоритет прав индивида над правами общества в целом и государственными интересами. В то время как в традиционных странах набор социальных прав и обязанностей однозначно доминирует над индивидуальными правами. Хотя многие отмечают, что декларируемые в этих странах права либо формальны, либо предназначены лишь для определенных категорий населения, то есть превращаются в привилегии, что в западном понимании недопустимо.

Так, например, в мусульманском мире господствует убеждение, что в Коране содержатся универсальные и фундаментальные права для всех людей. В частности, называются: право на персональную безопасность, уважение репутации, равенства, братства и правосудия. Европейцев раздражает тот факт, что в мусульманском праве понятие личных прав теснейшим образом связано с верой: ты обладаешь набором прав и обязанностей именно в силу того, что ты мусульманин. Получается, что иноверцы ограничены в правах — они получают лишь гарантии жизни, собственности и свободы вероисповедания. Отмечается также ограничение в правах женщин. Далее европейцам не по нраву приоритет обязанностей перед правами, отмечаемый в исламском праве: только в случае выполнения некоторых обязательств, предписанных шариатом, человек обретает определенные права. Причем набор прав зависит от личного статуса опять же определяемого шариатом, что также неприемлемо для западного понимания прав человека.

Однако, на эти специфические особенности можно взглянуть и с другой стороны. Во-первых, тот факт, что шариат как «закон жизни» мусульман являет собой синтез религии, нравственности и права приводит к тому, что и мусульманское право есть реальный (а не фиктивный) синтез правовых норм, правосознания и поведения. У мусульман нет поговорок типа «закон, что дышло. », правосознание, подкрепленное верой, приобретает характер незыблемости, что воспринимается европейцами как фанатизм. Ведь для европейцев расхождение между «правом юристов» и реальной жизнью — достаточно обычное дело.

2. В западных странах действительно обозначился значительный крен в сторону обеспечения индивидуальных прав, защиты автономии личности. В итоге в сознании населения этих стран сложилось представление о правах человека как о максимуме свободы действий и минимуме ответственности перед обществом в целом. Это выливается в пренебрежение интересами общества, социальными добродетелями. Поэтому о западном обществе все чаще говорят как об обществе эгоистических потребителей, быстро разлагающемся в нравственном отношении.

Читайте также:  При помощи которых защищают точку зрения
Источники:
  • http://studme.org/85212/pravo/genezis_dinamika_razvitie_filosofsko-pravovoy_mysli
  • http://studfiles.net/preview/6860036/page:11/
  • http://helpiks.org/7-92916.html
  • http://exam-ans.ru/filosofiya/3776/index.html?page=2