Меню Рубрики

С точки зрения философии закон это

ЗАКОН – (1) необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение; (2) утверждения, претендующие на отображение указанных связей и, как правило, входящие в состав научных теорий; (3) аксиомы и теоремы теории, предметом рассмотрения которых являются объекты, смысл и значение которых задается и эксплицируется самими этими теориями; (4) некоторые, вырабатываемые и определенным образом поддерживаемые человеческим сообществом и его институтами требования и нормативные предписания, которые должны выполнять физические, юридические лица и иные субъекты морали и права.

Под законом в смысле (1) имеют в виду объективные связи явлений и событий, существующие независимо от того, известны они кому-нибудь или нет. Эти законы, чтобы отличать их от законов в смысле (2), часто называют объективными закономерностями. Законы же в смысле (2), которые представляют собой утверждения, отображающие эти закономерности в естественном или искусственном языке, называются просто законами или законами науки. Законы в смысле (3) – это главным образом утверждения логических и математических теорий. Такие теории эксплицируют специфическую терминологию своего собственного языка, объявляя некоторые исходные положения своих теорий истинными (и тем самым своими законами). К законам таких теорий относятся также все следствия исходных положений (что именно может быть признано следствием, обычно так или иначе оговаривается). Напр., арифметический закон a + b = b + a верен не потому, что так устроен мир, а потому, что операция «+» вводится в арифметику как операция, удовлетворяющая принципу коммутативности. Другое дело, что именно наличие закона коммутативности для данной операции позволяет интерпретировать ее как сложение. Логико-математические теории при экспликации своей терминологии до известной степени конвенциональны, так что в одной теории некоторое утверждение (напр., исключенного третьего закон [ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОН]) является истинным, а в другой – нет. Степень конвенциональности ограничивается, как правило, возможностями интерпретации и практического использования закона. Скажем, для неевклидовых геометрий с нетрадиционным пятым постулатом, в которых оказываются неверными многие Евклидовы законы, удается найти подходящую и практически значимую интерпретацию для прямых и плоскостей на сферических поверхностях. При этом сама Евклидова геометрия оказывается частным случаем таких геометрий.

Законы типа (4) – это вырабатываемые человеческим сообществом или принимаемые имеющими на это право государственными или международными институтами нормы и установления, регулирующие поведение, права и обязанности субъектов морали и права (нравственные законы, государственные законы, уголовные законы, международные законы).

Представляется возможным выделение в особую группу законов прекрасного [ПРЕКРАСНОЕ]и законов гармонии, имеющих как объективную, так и историко-социальную компоненту. Специфическое место в ряду законов, по-видимому, занимают интегральные законы экологии.

В общефилософском плане наибольший интерес представляет отношение между объективными закономерностями и законами науки, претендующими на их отображение. Очевидно, уже сам вопрос о существовании объективных закономерностей как таковых зависит от занимаемой философской позиции. При положительном ответе на него возникает проблема, чему такое существование обязано. В истории философии, да и сейчас, эти вопросы решались и решаются по-разному. В существовании законов как объективных закономерностей сомневались многие. Д.Юм [ЮМ]полагал, что утверждения об их существовании есть следствие человеческой привычки считать повторяющиеся события необходимо связанными, тогда как для этого не может быть достаточных оснований. Действительно, законы науки в логическом смысле всегда говорят нечто большее, чем формально позволяет эмпирическое исследование. В этом, однако, не недостаток, а достоинство законов науки. Кстати, сам Юм не был против того, чтобы то, что называют законами, использовалось на практике, напр., в целях предвидения. Он только предупреждал, что все в любой момент может измениться. Сторонники объективного существования закономерностей, возможно, могли бы, если не принять, то по крайней мере не вступать в противоречие с точкой зрения Юма, понимая (как это делали, напр., Коперник и Кеплер) законы науки как гипотезы, которые имеют в рамках принятой теории системный характер и до сих пор практически подтверждались. Законы науки всегда представляют собой обобщения, а любое обобщение, как отмечал А.Пуанкаре, всегда есть гипотеза. Чтобы предвидеть, считает он, надо обобщать. «Как бы робок ни был исследователь, ему необходимо делать интерполяцию; опыт дает нам лишь некоторое число отдельных точек: их надо соединить непрерывной линией, и это – настоящее обобщение. Этого мало: проводимую кривую строят так, что она проходит между наблюденными точками – близ них, но не через них. Таким образом, опыт не только обобщается, но и подвергается исправлению, а если бы физик захотел воздержаться от этих поправок (. ), то ему пришлось бы высказывать очень странные законы. . Любой закон обычно считается простым, пока не доказано противоположное» (Пуанкаре А. О науке. М., 1983, с. 92–95).

Позицию, аналогичную юмовской, хотя и по другим соображениям, занимал И.Кант [КАНТ], считавший, что законы не извлекаются рассудком из природы, а предписываются ей. Выдающийся естествоиспытатель Э.Мах [МАХ]полагал, что законы субъективны и порождаются нашей психологической потребностью найтись, определиться, не заблудиться среди явлений природы.

Для сомнений в существовании объективных закономерностей, а значит, и в объективном характере законов науки можно приводить веские аргументы. Вместе с тем большинство естествоиспытателей, занимаясь научным исследованием, явно или неявно принимает (действует так, как будто принимает) существование объективных закономерностей как некоторую данность, стараясь постичь, объяснить и описать их. Эта позиция может иметь как материалистический, так и объективно-идеалистический характер, будучи связана, напр., с признанием некоторого присущего природе мирового разума (концепция, наиболее последовательно развитая Гегелем [ГЕГЕЛЬ]). Часто такая позиция касается только природы и не переносится на историю, общество, общественную жизнь, где события протекают в виде сознательной и осмысленной деятельности людей. Спектр взглядов на существование объективных исторических закономерностей весьма широк: от полного непризнания таковых и, как следствие, волюнтаристских, предельно фаталистических (Августин [АВГУСТИН]), от не имеющих ничего общего с природными закономерностями до отождествления с ними. Общество может уподобляться некоторому биологическому организму (Конт [КОНТ], Спенсер), когда на общественные взаимоотношения переносятся некоторые положения естественно-научных теорий (напр., социальный дарвинизм) и т.п.

Обычно специфика общественной жизни при уравнении исторических и природных закономерностей все-таки осознается. Их коренное отличие состоит в том, что вторые действуют стихийно, тогда как первые проявляются через деятельность людей, ставящих перед собой осознанные цели и задачи. Существование определенных общественных закономерностей признавали уже древние, напр., Аристотель с определенными этапами развития общества связывал различные формы государства. В 18 в. существовала теория исторического круговорота Вико [ВИКО]. В работах представителей французского и немецкого просвещения [ПРОСВЕЩЕНИЕ]большое значение придавалось идее исторического прогресса и его движущим причинам. Для Гегеля история выступала как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха представляла собой необходимое звено в развитии человечества. Необходимость при этом прокладывала путь через множество случайностей. Веру в то, что одно состояние общества закономерно сменяется другим в силу объективных причин, разделял Дж.Милль [МИЛЛЬ], полагавший, что законы этих изменений может дать социальная психология.

Проблема объективности общественных закономерностей стала одной из центральных в марксизме,в концепции материалистического понимания истории. Основополагающим в ней стало выделение производственных отношений как экономической основы общественной жизни, так или иначе определяющей все другие общественные отношения и закономерности развития. Методологическим критерием выделения общего (без чего невозможно осуществление теоретических обобщений и выявление закономерностей) на различных этапах общественного развития стало понятие общественно-экономической формации. Закономерности общественного развития понимаются как объективные тенденции, которые не зависят от людей и их желаний, определяют основную линию развития и реализуются, не предопределяя множества случайностей и отклонений. Так, по аналогии, если некоторая река течет на север, то это совсем не исключает, что на каких-то участках она может течь и на восток, и на запад, и даже на юг.

Вместе с тем даже признание объективности тенденций общественного развития, по мнению ряда авторов, не является достаточным, чтобы говорить о законах истории. К.Поппер [ПОППЕР]прямо говорит о «нищете историцизма», о том, что тенденции не дают возможностей для точных выводов и что теоретические обобщения в истории достаточно рискованны и ненадежны.

Признание существования объективных закономерностей в исследуемой предметной области, будь то природа или общество, или некоторая новая предметная область, созданная интеллектом человека, снимает некоторые философские проблемы. Это во всяком случае позволяет понять, почему история развития науки демонстрирует нам последовательную смену формулировок законов и целых теорий, которая в результате приводит к все более точному постижению и отображению закономерностей. При этом надо иметь в виду, что законы науки всегда являются концептуальными реконструкциями закономерностей, связанными с принятием определенного понятийного аппарата, разнообразных идеализаций [ИДЕАЛИЗАЦИЯ]и абстракций [АБСТРАКЦИЯ]. Теория, представляя собой связанную систему законов, отображает совокупность закономерностей. Такое положение не требует и не предполагает однозначного отношения между закономерностями и законами. Закономерности одной и той же предметной области могут отображаться различными теориями, с различным концептуальным аппаратом.

При классификации законов их различают по предметной области, по степени общности; разделяют на законы функционирования (описывающие связи между существующими в пространстве объектами) и законы изменения и развития (отображающие закономерности процессов перехода объектов из одного состояния в другое). Одни законы имеют точный количественный характер и выражаются с помощью математических формул, другие являются качественными (законы познания, законы дарвинизма). В случаях, когда законы позволяют по начальному состоянию системы точно предсказать ее последующие состояния, говорят о динамических законах. Когда же состояние системы или какие-то ее параметры, исходя из законов, могут быть указаны лишь с некоторой степенью вероятности, то такого рода законы называют вероятностными, или статистическими.

Поскольку законы носят объективный характер, часто произносимые утверждения о нарушении законов следует считать метафорическими. Когда закон имеет вид: «А влечет В» и при этом В имеет нежелательный характер, то про допустившего А и в результате получившего В говорят обычно, как о нарушившем закон. На самом деле никакого нарушения закона не происходит, о чем и свидетельствует наступление В. Содеявший А не нарушил закон, а не знал или не учел его. Даже закон в смысле (3) вида: «Совершивший такое-то и такое-то действие подлежит такому-то и такому-то наказанию», о нарушениях которого говорят особенно часто, также нельзя нарушить. Совершение действия, за которое полагается наказание, есть совершение действия, подпадающего под данный закон, а не его нарушение. И если наказания по каким-либо причинам не следует, то нарушается не закон, который этого наказания требует, а не работают механизмы, которые призваны такого рода законы реализовывать. Законы в данном случае не нарушаются, а не исполняются.

Литература:

1. Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980;

2. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975;

3. Маркс К. «К критике политической экономии». – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13;

4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Там же, т. 21;

5. Плеханов Г.В. К развитию монистического взгляда на историю. – Избр. филос. произв., т. 1. М., 1956;

6. Философия и методология истории. М., 1968;

7. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978;

8. Рузавин Г.И. Научная теория. М., 1978;

9. Субботин А.Л. Понятие естественнонаучного закона: мнимые и реальные проблемы. – В кн.: Логика научного познания. М., 1987;

10. Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1–2. М., 1992;

11. Popper К. The poverty of historicism. N. Y.–L., 1967.

Закон — выражение существенной необходимой связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обусловливающей определённое закономерное развитие явлений. В вопросе о законе борются между собой две противоположные линии в философии: линия субъективно-идеалистическая, волюнтаристская и линия материалистическая, научная.

С точки зрения субьективного идеализма (см.), волюнтаризма (см.) законы природы и общества не имеют объективного характера, не существуют независимо от сознания людей; законы создаются самими людьми, поступающими по своему произволу. Рассудок диктует свои законы природе, говорил Еант (см.). Современные философы империализма не жалеют сил, чтобы «доказать», будто в природе и обществе господствует полнейший хаос и что от желания людей зависит упорядочение этого хаоса. В. И. Ленин исчерпывающе определил классовый смысл отрицания бурл(уазпой философией объективных законов: «Изгнание законов из науки есть на деле лишь протаскивание законов религии». Отрицание объективных законов в развитии общества буржуазными философами преследует цель скрыть от трудящихся масе законы, с неизбежностью определяющие гибель капитализма и победу социализма, опутать их сознание ложными, идеалистическими представлениями.

Читайте также:  Таблица для проверки детского зрения распечатать

В противоположность идеализму марксизм исходит из того, что законы природы и общества имеют объективный характер, что природа и общество развиваются по собственным законам, существующим независимо от воли и сознания людей. «Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность».

В « Экономических проблемах социализма в СССР» (см.) И. В. Сталин подверг критике субъективистские взгляды на экономические законы социализма, имевшие распространение среди части советских экономистов и философов. «Марксизм понимает законы науки,— всё равно идёт ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии,— как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить их или отменить их. Тем более они не могут сформировать или создавать новые законы науки» (с. 4). Так, например, наследственность растений формируется под влиянием среды, в которой они существуют. Это — объективный закон, который люди не в силах отменить или изменить.

Люди могут только познать этот закон и, опираясь на него, приспосабливать развитие растений к своим нуждам. Создавая необходимые объективные условия существования растений, мичуринцы добиваются изменений в их природе, выращивают лучшие сорта и т. д. Точно так же и в общественной жизни действуют законы, независимые от сознания людей. Например, люди не могут ввести тот или иной общественный строй по своему желанию. Марксизм доказал, что главной силой в обществе является способ производства материальных благ. Каков способ производства, таков и общественный строй. Социализм немыслим был в средние века или в XVIII в., ибо социализм базируется на высоком уровне развития производства. Следовательно, одного желания людей мало для введения того или иного общественного строя. Нужны определённые объективные условия, прежде всего условия материальной жизни, уровень производительных сил, чтобы возник определённый общественный строй.

В период строительства социализма в СССР Коммунистическая партия учила народ, что без индустриализации страны невозможно построение социализма в нашей стране, невозможно создание той высокой технической базы, которая необходима для социализма. В современный период Постепенного перехода от социализма к коммунизму партия, продолжая развивать основу основ народного хозяйства — тяжёлую промышленность, вместе с тем организует крутой подъём производства предметов народного потребления, подъём лёгкой промышленности и сельского хозяйства. Необходимость решения этих задач вытекает из требований объективных законов социализма, особенно из требований основного экономического закона социализма (см.).

Показывая объективный характер законов природы и общества, марксизм не принижает тем самым роли сознательной активной деятельности партии, классов, отдельных лиц. Люди не бессильны перед лицом законов, как это изображают всякого рода вульгаризаторы и противники марксизма. Марксизм ничего общего не имеет с фетишизацией законов.

Люди являются рабами природы, пока они не знают её законов. Но, познав их и действуя в соответствии с их требованиями, они заставляют природу служить удовлетворению своих потребностей. Познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, люди могут ограничить сферу их действия, дать разрушительным силам природы другое направление, обратить разрушительные силы природы на пользу общества. Стихийная сила воды действовала разрушительно, пока люди обладали небольшими знаниями, не умели строить плотины, гидростанции и т. д. Познав же законы природы, они оседлали разрушительную силу воды и заставили её служить себе, используя её для орошения полей, для получения энергии и т. п.

Примером использования объективных законов в интересах общества служит вся деятельность Коммунистической партии. Опираясь на знание объективных экономических законов, в частности на закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил (см.), партия готовила и организовывала массы рабочих и крестьян России на штурм отжившего свой век буржуазно-помещичьего строя в России. Победа Великой Октябрьской социалистической революции была выражением использования Коммунистической партией объективных законов, требовавших уничтожения старого строя, тормозившего развитие производительных сил, и замены его новым, социалистическим строем.

Совершив революцию, рабочий класс России под руководством Коммунистической партии привёл производственные отношения в соответствие с характером производительных сил, создал социалистическую промышленность, помог крестьянству встать на социалистический путь развития. Если в странах капитала ещё существует капиталистический строй, то это объясняется лишь тем, что там ещё не нашлось, как в России, такой силы в лице союза рабочих и крестьян, которая сумела бы осуществить насущные требования объективного закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил и преодолеть сопротивление этому закону со стороны эксплуататорских классов. Марксизм учит, что в отличие от природы, где открытие и применение законов осуществляется более или менее гладко, в общественной жизни действию законов прогрессивного развития сопротивляются отживающие классы. Стремясь продлить своё существование, они подавляют передовые силы общества, препятствуют их деятельности по осуществлению требований объективных законов.

Поэтому использование экономических законов в классовом обществе имеет классовую подоплёку, причём знаменосцем использования экономических законов в интересах общества является передовой класс, тогда как отживающие классы сопротивляются этому. Будучи в своё время передовым классом, буржуазия в борьбе против феодализма использовала закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Ныне, будучи реакционным классом, она использует свою политическую власть для борьбы против пролетариата, заинтересованного в уничтожении капиталистического строя. Но, как бы ни сопротивлялись отживающие классы объективным законам и тем общественным силам, которые борются за осуществление этих законов, передовые, прогрессивные классы в конце концов одержат полную победу.

Одной из особенностей общественных законов в отличие от законов природы является их недолговечность. Каждый способ производства имеет свои специфические законы, которые действуют, пока существует этот способ производства. С уничтожением данного способа производства и возникновением нового старые законы теряют свою силу и сходят со сцены, уступая место новым законам. Так, с уничтожением капитализма и победой социализма в СССР сошли со сцены и перестали Действовать закон конкуренции и анархии производства, всеобщий закон капиталистического накопления, закон прибавочной стоимости и др.

Возникли новые законы — основной экономический закон социализма (см.), закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.) и др. Помимо специфических экономических законов, действующих лишь в определённые исторические периоды, существуют общие экономические законы, действующие во всех общественно-экономических формациях. Так, закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил—это всеобщий закон. В силу действия этого закона в недрах существующей общественной формации созревают объективные условия, которые делают необходимым ликвидацию старой и возникновение новой, более прогрессивной формации. Действие общих законов связывает все формации в единый закономерный процесс поступательного развития — от низшего к высшему.

Учение марксизма о законах имеет огромное значение для практической деятельности Коммунистической партии. Познание законов общества позволяет партии видеть не только настоящее, но и предвидеть будущее, строить политику на прочном научном фундаменте, уверенно направлять активность трудящихся масс по пути, ведущему к победе коммунизма.

Коммунистическая партия враждебна оппортунистическим теориям самотёка, автоматического действия законов развития и т. п., обрекающим людей на пассивное созерцание хода событий. Особенно опасны теории самотёка в социалистическом обществе, где экономическое развитие происходит не стихийно, как при капитализме, а направляется народнохозяйственными планами, создаваемыми руководящими органами в соответствии с требованиями объективного экономического закона планомерного развития народного хозяйства. Чтобы правильно планировать, нужно изучить этот экономический закон и овладеть им, нужно научиться применять его с полным знанием дела, нужно составлять такие планы, которые полностью отражают требования этого закона.

Опираясь на требования экономических законов социализма, Коммунистическая партия уверенно ведёт советский народ по пути строительства коммунистического общества. (См. также Социализм и коммунизм.)

Автор работы «Государственность и анархия» — …

«Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе

первичных влечений с целью получения удовольствия

импульсов, исходящих из области сознания

Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека с точки зрения …

Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал …

В бунте против абсурда видел смысл жизни человека…

В индивидуальности человека выражается

неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств

его гражданский статус в единстве прав и обязанностей

его принадлежность к человеческому роду

его принадлежность к определенной социальной группе

В качестве характеристики материи не выступает

В основе всех философских построений славянофильства лежала идея…

Справедливого общественного устройства

Истинной веры и истинной церкви

Ориентации на лучшие достижения европейской мысли

В основе пантеистической картины мира лежит принцип

отождествления Бога и природы

противопоставления Бога и природы

отождествления Бога и человека

противопоставления Бога и человека

В основе современной научной картины мира лежит принцип…

В центре размышлений П.Я.Чаадаева находится (-ятся)…

Внутренний мир человека

Проблемы религиозной веры

Философское осмысление истории

Верным относительно связи философии и мировоззрения является суждение

«философия – это тип мировоззрения»

«философия и мировоззрение существуют независимо друг от друга»

«философия и мировоззрение – это одно и то же»

«философия шире мировоззрения»

«Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности», – заявляли

Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями

Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть…

Вся совокупность существующих на Земле живых организмов называется…

Искусственная среда, образованная совокупностью технических средств

Среда обитания человека

Искусственная среда, созданная преобразовательной деятельностью человека

Гносеология – это учение о

Гносеология — это раздел философии, изучающий…

Природу познания, его возможности, отношение знания к реальности

Предельные и неизменные основания бытия

Направленность и смысл исторического процесса

Природу ценностей, их структуру и место ценностей в жизни общества

Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как…

Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин

Сократ, Платон, Аристотель

Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо

«Естественное состояние», по Т.Гоббсу, — это…

Примирение с действительностью

Война всех против всех

Равновесие любви и ненависти

Любовь к ближнему

Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…

Как хаотический процесс

В виде круговорота

В виде волнового процесса

Закон, с точки зрения философии, — это

необходимая устойчивая повторяющаяся связь

письменно зафиксированное доказательство

принятое в науке правило

Идеалистический взгляд на природу пространства и времени выражен высказыванием

«Пространство и время есть формы человеческого восприятия мира»

«Пространство и время есть объективные сущности»

«Пространство и время есть коренные условия бытия»

«Пространство и время есть свойства реальных объектов»

Идеалом для этики ненасилия является…

Принцип всеобщего равенства

Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли

Платон и Аристотель

Парменид и Зенон

Фалес и Анаксимен

Левкипп и Демокрит

Истинное бытие, по Платону, есть

Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества, характерно для _____ материализма.

К духовной культуре можно отнести…

К глобальным проблемам, вызванным техногенной цивилизацией, относятся…

Проблема религиозных воин

Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования орудия массового уничтожения

К глобальным экологическим проблемам относится…

Угроза распространения ВИЧ-инфекции

Современный энергетический кризис

Преодоление контраста в развитии разных стран

К диалектическим законам Г.Гегеля не принадлежит закон…

Единство и борьба противоположностей

Перехода количественных изменений в качественные

Читайте также:  Льготы инвалидам по зрению в израиле

К материальной сфере общества относятся

К методам эмпирического уровня познания не относится…

К методам теоретического уровня познания не относится…

К методам теоретического уровня познания не относится…

К негативным последствиям глобализации можно отнести…

Исламизацию мировой культуры

Распространение новых технологий

Рост международной преступности

Взаимозависимость финансовых систем отдельных стран

К свойствам времени не имеет отношения…

К существу научной революции не относится

исследование истории предмета

создание новых исследовательских программ

построение новых теоретических концепций

создание новых методов исследования

К теоретическому познанию относится…

К числу людей, предвосхитивших на рубеже XX века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести

К.Маркс говорил о человеке, как о животном, производящем…

Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть

Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является…

выражает идею единства бытия

выражает априорные формы человеческого рассудка

обозначает чувственно воспринимаемый мир

обозначает духовный мир человека

Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть

система необходимых свойств предмета

то, что никогда не изменяется в предмете

внешние признаки предмета

то, что можно измерить

Книга И.Канта «Критика практического разума» посвящена…

Концепция социализации личности предполагает

стремление индивида к коммуникации с др. индивидами

трактовку личности как индивида

субъективность индивидуального человека, общественное значение его «внутренних ресурсов»

объединение индивидов понятием «соборности»

Л.Н.Толстой, М.Ганди и А.Швейцер считали, что…

Моральное оправдание насилия невозможно

Насилие может быть нравственно оправдано только в рамках общего отрицательного отношения к нему

Насилие есть жертва во имя будущего

Насилие выражает красоту и мощь духа

Ликвидация неграмотности, эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, решение проблемы здравоохранения относится к группе глобальных проблем…

Личное спасение является смыслом жизни в

Человек с развитыми индивидуальными способностями, направленными на решение социальных задач

Человек, подчиняющий свое поведение требованиям общества

Человек с положительными чертами характера

«Материя существовала не всегда и был такой момент, когда ее не было вовсе», — утверждают…

Мировоззренческий принцип, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется

Множество, объединенное силой любви в свободное и органическое единство, противоположное индивидуализму, обозначалось в славянофильстве понятием

На эмпирическом уровне научного познания…

Выявляются внешние связи между преметами

Натуралистический подход к человеку характерен для

философии И. Канта

Необязательность предварительной системы доказательств, опора на здравый смысл отличает _____ знание

«Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», — утверждали представители…

Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть…

Обоснование ценности личности, ее достоинства, прав и свобод, связано с __________ функцией философии

Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются

Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределённостью состава, называется

Онтологией в философии называется учение о…

морали и нравственности

Оправдание насилия характерно для взглядов…

Ф.Ницше, Е.Дюринга, Ж.Сореля

Определяя специфику научного знания, К. Поппер выдвинул принцип

Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными…

Основы доктрины «Москва – Третий Рим» были сформулированы в посланиях

Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть…

Первоначало, первопричина и носитель всего существующего, — это …

Переход от биологических форм регуляции жизни к социальным произошел в процессе __________ революции.

По З. Фрейду, развитие культуры предполагает

развитие неврозов и страданий людей

прогресс всех сфер общественной жизни

духовное совершенствование человечества

рост материального благополучия

По мнению древнегреческого философа Эпикура, философия …

Является деятельностью по выявлению смысла высказываний

Служит средством познания добра и зла

Исследует первые начала и причины всех вещей

Способствует достижению счастья посредством разума

По мнению _______ материя обладает атрибутами и протяженности, и мышления

По мнению _______, человек – это существо, которое изначально, по самой своей природе, предназначено для общественной жизни

Под обществом в философии понимают…

Единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волею всех

Продукт взаимодействия людей

Совокупность биологических существ, организованных с целью выживания

Полезность и истинность знаний

Совпадают далеко не всегда

Никогда не совпадают

Противоположны друг другу

Положительная значимость чего-либо для человека называется…

По мнению представителей __________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом»

По убеждению П.С. Лапласа, все известные явления объясняются действием закона

Единства и борьбы противоположностей

Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем…

Понятие «глобальные проблемы» появилось:

Во второй половине 20 в.

Понятие «научная картина мира»…

Не характерно для современной философии

Выражает образные представления о мире

Претерпевает историческую эволюцию

Является абсолютным и неизменным

Позиция скептицизма характеризуется высказыванием:

«Разум, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи»

«Постичь то, что есть, — вот в чем задача философии»

«Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или дедукции»

«Всякому положению можно противопоставить другое, равное ему»

Понимание движения как механического пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии естествознания

Понимание человека как микрокосма характерно для философии

Прагматизм считает истиной

Знание, ведущее к успешному действию

Соответствие знаний об объекте самому объекту

Очевидные и достоверные факты

Общезначимость коллективных представлений

При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ____________ взгляда на сознание

Принцип детерминизма свидетельствует о том, что…

Любое явление самопроизвольно

Следствие может опережать причину

Причина всегда предшествует следствию

В иррациональном мире нет ни причин ни следствий

Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии как проблема

Соотношения объекта и субъекта познания

Пространственно-временные параметры Вселенной описывают _______ мифы.

Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого созерцания с позиции

Противопоставление культуры и цивилизации характерно для …

Неклассической философии XIX-XX вв.

Философии средних веков

Философии эпохи Возрождения

Психическая деятельность человека отличается от психической деятельности животного тем, что она…

Носит социальный характер и направлена на преобразование мира

Носит инстинктивный характер

Служит регулятором адаптивного поведения

Обусловлена биологическими закономерностями

Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии…

Родоначальником либерализма в философии Нового времени является..

Роль философии в научном познании связана с…

Утверждением альтернативного способа мировосприятия

Разработкой умозрительных схем

Уточнением абстрактных понятий

Разработкой методологии познания

С точки зрения диалектического материализма, критерием истины является

Практика, взятая в процессе своего развития

Полезность результатов познания

С точки зрения философии, развитие

Присуще природе, обществу и сознанию

Наблюдается только в живых системах

Характерно только для материальных систем

Характерно только для социума

Самым универсальным признаком личности является

Активная социально-полезная деятельность

Высокий уровень культуры

Свободное действие человека всегда предполагает…

Соответствующий уровень образования

Его ответственность перед обществом за свой поступок

Его уверенность в собственных силах

Свойство истины, характеризующее ее независимость от познающего субъекта

Серьезное философское значении имел вывод теории относительности А. Эйнштейна о

Единстве движения, пространства и времени

Предельной скорости света

Зависимости размеров тела от скорости его движения

Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в

Умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

Стремлении бороться за справедливый общественный порядок

Стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

Умении наслаждаться жизнью

Современный этап в развитии культуры характеризуется

Созданием глобальной коммуникационной сети

Медленными темпами смены систем ценностей

Расцветом локальных культур

Отсутствием опоры на традиции

Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, то есть философом, был…

Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является

Согласно субстанциальной концепции, время…

Является самостоятельной, ни от чего не зависящей сущностью.

Зависит от отношений между материальными объектами

Является психологическим переживанием человеком реальных процессов

Зависит от человеческого существования

Согласно учению Канта, время – это …

Априорная форма чувственности

Содержание ____________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов.

Создателем учения об «идеальном государстве» был

Сознание выступает как сопричастное разуму, носящему космический характер, и является обобщеннием действительного мира в философии

Италии эпохи Возрождения

Европы Нового времени

Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в таком философском направлении как

Соотнесите имена знаменитых философских сочинений и имена их авторов

Критика чистого разума

Августин Блаженный – 3

Соотнесите имена философов и выделяемые ими детерминанты развития общества.

Саморазвитие абсолютной идеи — 1

Экономические отношения — 2

Соотношение массы и меньшинства — 3

Соотнесите имена философов и выделяемые ими критерии истинности знания

Совокупность ощущений субъекта — 1

Ясность и самоочевидность идей – 2

Согласие в опытом, понимаемым как планомерно организованный эксперимент — 3

Соотнесите имена философов и выделяемые ими критерии истинности знания

3. К. Маркс, Ф.Энгельс

Совокупность ощущений субъекта — 1

Ясность и самоочевидность идей – 2

Историческая практика — 3

Соотнесите имена философов и их высказывания по проблемам истины:

Любое мнение является истинным, так как о каждой вещи возможны два противоположных суждения – 1

Для овладения истиной вещей следует прибегнуть к правильному методу работы с опытом – 2

Все, что есть истинного, великого и божественного в жизни становится таковым через идею — 3

Соотнесите имена философов и их высказывания по проблемам истины:

Истина совершается в событии, в переживании бытия. Только там она и есть. – 1

Закон (объективный) – существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. Близко к понятию сущности, существенности. Закон не только фиксирует повторяющуюся, устойчивую связь, но и объясняет ее. Существует много видов классификаций законов.

Три основных типа научных законов – динамические, статистические, и законы взаимосоответствия. Историческое и гносеологическое соотношение всех трех типов законов.

Естественные законы, особенно физические, обладают несравненно большей способностью к конкретному предсказанию наступления соответствующих событий. Биологические законы, дают меньшую вероятность, а филсофские или социальные законы дают явно недостаточно определенную характеристику. (Это связано с разным влиянием различных условий.) В связи с этим все законы классифицируемы по их типам. (Сущетсвует еще огромное кол-во классификаций: по предметам иссл-я (естественные, технические, общественные), по отношению к человеку, как к субъекту отношений (7 групп))

Классификация законов по типам:

1. законы динамические (законы действия сил)

2. законы статистические (вероятностные)

3. законы взаимосоответсвий (законы-тенденции)

1) Динамичсекие законы(ДЗ) – такие закономерности, которые выражают строгоопределенную и однозначную взаимосвязь между какими-либо параметрами.

ДЗ, в силу своей простоты, явились в науке исторически и генетически первыми, и исходными. (Впервые в классической механике Ньютона, во время научной революции 17века). ДЗ развивались в непосредственной близости с теорией чисел и основой ДЗ является мат. аппарат. Потому физика невозможна без математики.

Долгое время, вплоть до 19 века, поянтие «з-ны науки» отождествлялись с ДЗ, а всякие другие закономерности исключались из числа научных. Вследствие этого понятие «наука» распространилась только на механику, физику и математику.(Хотя на самом деле в мат-ке действуют логико-математические законы, не являющиеся ДЗ, но внешне похожие). Понятие «точные науки» также происходит от ДЗ. Причинно-следственная связь четко определена и однозначна.

2) Статистические законы(СЗ)— закономерности, носящие вероятностный характер. (выражаются чаще графически (распр-е Максвелла по скоростям))

Ко второй половине 19 века в естествознании стала очевидной (в социальных науках это осозналось еще раньше) неспособность ДЗ объяснить характер связей в случае систем. (т.е когда влияет не один фактор, а мн-во, и рассматривать нужно не эл-ты по отдельности, в случае их большого кол-ва, а всю совокупность, как единое целое). Здесь приходилось оперировать не дискретными, а скорее непрерывными величинами, а их отразить посредством чисел было гораздо труднее.

Ярче всего это сказалось

· в области экономических отношений

· во многих сферах физического мира (прежде всего это касается жидкостей, где хотя и можно с пом-ю ДЗ описать дв-е отдельных молекул, но описание именно жидкости, а не множества молекул, становится невозможным ( у жидкости есть свои св-ва не присущие отдельной молекуле); то же самое стало обнаруживаться при исследовании газов и плазмы.)

Читайте также:  Нужно ли выделять с точки зрения

Кроме того, стало выясняться и другое, огорчившее горячих поклонников ДЗ как единственно и подлинно научных. Оказалось, что ДЗ являются скорее лишь идеализированными абстракциями, чем существующими процессами. (Например в законе Бойля-Мариотта речь идет об идеальном газе, а не о реальном, сильно отличающимся от идеального). Законы нового типа, сформировавшиеся на базе исследования сложных и по своему содержанию непрерывных объектов, стали называться статистическими законами (законами нелинейных отношений) (многофакторный хар-р). (Приемы статистического анализа зародились с возникновением государствоведения, возникла необходимость в данных о состоянии населения, земель, ресурсов). Причинно-следственная связь неоднозначна. СЗ оказались ориентированны не на бесполезный анализ всех одновременнно действующих сил, а на анализ их результата, формирующего в итоге соответствующее состояние системы в целом. Т.о. СЗ явились з-нами состояний, а не з-нами сил, как ДЗ.

3) Законы взаимосоответствия (ЗВ)— выражают максимально общие соотношения между какими-либо процессами или явлениями. (Закон соответствия производственных сил и производственных отношений)

(- это з-ны функциональных взаимоотношений множеств или предметов, обладающих определенным состоянием и находящихся во взаимосвязи с кокретными усл-ями. )

ДЗ и СЗ являются как бы «именными» – з-ны движущихся тел, з-ны газов, з-ны общественных отн-ий, з-ны народонаселения. А ЗB предельно всеобщи и ими охватываются такие связи, которые присущи абсолютно всем процессам и мн-вам (даже идеальным мн-вам (мыслям)). Философские з-ны должны составлять костяк ЗВ. (Основу з-на взаимосоответствия составляет принципдиалектического единства противоположностей с 19 признаками – атрибутами.) В ЗВ отсутствует точность, поэтому можно иронизировать по поводу ЗВ как законов науки, из-за отсутствия в них какой-либо вероятностной «точности» в предсказании наступления событий. Считается что в природе нет никаких другх законов, кроме ЗВ, ибо считается, что все остальные – это лишь разнообразные формы его же сущ-я и действия. Закон взаимосоотвествия зациклен только на однй задаче: Как один эл-т (независимо от своего содержания и самой своей сути) соответствует по своим признакам, свойствам, отн-ям, функциям другого эл-та этой же системы.

Важная особенность: Динамические з-ны являются частным случаем статистических, ДЗ и СЗ являются частным случаем ЗВ.

Законы диалектики.

Диалектика – философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Можно выделить три основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних (заложены идейные основы диалектики), диалектику Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистскую диалектику (материалистическая диалектика). Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: идейный и теоретический. Идейный уровень составляют принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Теоретический уровень образуют законы материалистической диалектики: Первая группа законов, раскрывает структуру развития на уровне описания самого механизма развития (закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие; закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития). Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.

1. Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:

· Тождество – это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность.

· Различие – категория, отражающая разность предметов. Ей характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития, что в результате приводит к их противоположности.

· Противоположность – это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

2. Развития противоречий. Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:

· Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия. Единство и борьба – это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функционировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей – это их постоянное противодействие.

· Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а так же состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последовательным чередованием. Гармония – определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позволяющий системе развиваться. Дисгармония – существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы. Конфликт – столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.

3. Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде; б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:

· Качество – это внутренняя определенность предмета (специфика), а так же совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.

· Свойство – отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.

· Количество – это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.

· Мера – характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

· Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.

· Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета.

· Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.

Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания.

Категории диалектики.

Все, что человек знает об окружающем мире, он знает в форме понятий, категорий (от грч. kategoria – доказательство). Таким образом категории – это научные понятия, выражающие наиболее общие и основные отношения, формы и связи объективной действительности. Каждая область знаний имеет свои научные понятия (категории) физика – «атом», «масса»» и т. д. Категории философии носят универсальный характер, т. к. они используются во всех отраслях человеческого знания. Категории, законы — есть предмет, изучение диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов (часть-целое, общее-индивидуальное, единичное-множественное, возможность-действительность и т. д.). Категорий диалектики бесчисленное множество.

Выделим самые основные:

д) возможность – действительность;

Единичное и общее.

Категории «единичное» и «общее» служат ступеньками познания действительности.

Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость.

Общее — это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.

Общее — (дом, дерево и т. д.) представлено всегда не конкретными предметами, явлениями, а чертами их сходства, подобия.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи.

Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него.

Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты.

Получается, что отдельный предмет — не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть общее.

Диалектика единичного и общего выражается в языке, обладающем мощной способностьюобобщения.

Явление и сущность.

Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях.

Явлениеэто внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений.

Сущностьвнутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу.

Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом.

Гегель подчеркивал, что непосредственное бытие вещей — это кора, завеса, за которой скрывается сущность, а Маркс уточнял: если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя.

Вместе с тем если бы явление и сущность не были бы связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно.

Cущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности.Например, болезни человека (сущности) проявляются через болезненные симптомы (явления). Но вся сложность диагноза болезни в том, что одинаковые явления (температура, головная боль и т. д.) могут быть присущи разным по сущности болезням. Явление может, таким образом, маскировать сущность, вводить в заблуждение.

Познание сущности достигается через познание явления.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности: тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность — по отношению к его собственным проявлениям.

Таким образом, явление и сущность есть понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. А процесс познанияесть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, ко все более глубокому, скрытому — к сущности!

Форма и содержание.

Понятие «форма» обобщенно выражает способы существования различных видов бытия (строение, воплощение, преобразование).

Под содержанием понимают совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Форма — принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Содержание и форма понятия диалектические. Они выражают разные, но неразрывно связанные аспекты одного и того же предмета.

Гегель подметил, что содержание всегда оформлено, а форма содержательна.

Недооценивать форму нельзя. Она организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее. Форма более консервативна, чем содержание.

Реально форма неотделима от предмета. Она есть более или менее устойчивая его организация.

В то же время, она имеет относительную самостоятельность.

Дата добавления: 2017-03-18 ; просмотров: 2096 | Нарушение авторских прав

Источники:
  • http://filslov.ru/136-zakon.html
  • http://studfiles.net/preview/2244141/
  • http://lektsii.org/16-46945.html