Меню Рубрики

С точки зрения философии развитие присуще

РАЗВИТИЕ – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.

В соответствии с признанием многообразия форм существования материи и сознания различают развитие неорганической материи (ее физической и химической форм), органической материи (ее биологической формы), социальной материи (ее общественно-экономической и политической форм) и сознания (таких его форм, как наука, мораль, идеология, правосознание, религия и др.). Вместе с тем все эти различные типы развития характеризуются рядом существенных общих моментов и признаков касающихся в первую очередь, специфики самих развивающихся объектов. Если процесс изменения схватывает любые объекты, любые их стороны, то процесс развития – далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность функционально связанных друг с другом элементов, отношений и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключений предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о развитии можно говорить лишь применительно к объектам с тем или иным (простым или сложным) системным строением.

Будучи свойством лишь системных объектов, процесс развития сам отличается определенной структурой (механизмом). Рассматриваемый с этой точки зрения он представляет собой определенного рода связи между совокупностью составляющих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих играют роль образующих процесса, другие – его условий. Образующие процесса, отвечающие на вопрос «что развивается?», представляют собой исходный пункт процесса, образующие, отвечающие на вопрос «во что развивается?», – результат процесса. Если механизм развития уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то «отрезок прямой», связывающий исходный пункт с результатом процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, кратчайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в объекте преобразований, и одновременно вектором, указывающим направление этих преобразований. Условия процесса – это те составляющие объекта, которые обеспечивают превращение исходного пункта в результат, споспешествуя или препятствуя такому превращению. В качестве части механизма развития их следует отличать от т.н. конкретно-исторических условий процесса, которые связаны с внешними обстоятельствами «жизни» объекта и определяют внешнюю форму протекания развития.

Развитие представляет собой не всякое, но лишь т.н. качественное изменение в структуре объекта. Если учесть, что любая структура характеризуется тремя параметрами: количеством ее составляющих; порядком их расположения друг относительно друга (ср., напр., структуры линейные и кольцевые) и характером зависимостей между ними (ср., напр., структуры с различными типами отношений по линии «господство – подчинение»), то развитие будет означать переход от структуры одного качества (с одним количеством, порядком и типом зависимостей составляющих) к структуре другого качества (с иным количеством, порядком и типом зависимостей составляющих). Следовательно, процесс развития не совпадает лишь с изменением (ростом или уменьшением) числа элементов структуры объекта и потому не может быть изображен как движение от структуры с n элементами к структуре с n и m элементами. В процессе развития элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определенных границах общее число их может оставаться постоянным. Кроме того, качественное изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения их количества, напр., за счет изменения функций старых элементов, характера отношений между ними и т.д. Главное же, в силу системного характера развивающегося объекта, – возникновение или исчезновение в его структуре какого-либо составляющего никогда не равно только количественному изменению, простому прибавлению или вычитанию «одного», но ведет к возникновению множества новых связей и зависимостей, к преобразованию старых и т.д., т.е. сопровождается более или менее серьезным субстанциональным и/или функциональным преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом.

Структуры объекта в исходном и результирующем пунктах развития суть определенные состояния развивающегося объекта, ограниченные во времени, т.е. исторические состояния. Стало быть, процесс развития, взятый с точки зрения его механизма в целом, есть ряд исторических состояний объекта в их переходах от одного к другому, от предшествующего к последующему. Это означает, что развитие протекает во времени. Вместе с тем оно не тождественно понятию «ход времени». И потому, что в определенных границах течение времени может не сопровождаться качественными изменениями в объекте (ср. ситуации, когда «время остановилось»), и потому, что в одни и те же промежутки времени различные объекты могут проходить в своем развитии неодинаковые «расстояния». Иными словами, развитие того или иного объекта является функцией не объективного хода времени как такового, но жизнедеятельности самого объекта. В отличие от движения, изменения, которые могут вызываться действием и внешних по отношению к движущемуся объекту сил, развитие представляет собой самодвижение объекта – имманентный процесс, источник которого заключен в самом развивающемся объекте. Согласно гегелевской и марксистской философии, развитие является продуктом борьбы противоположностей, борьбы новых и старых составляющих объекта и являет собой процесс преодоления, «снятия» одних противоречий и их замещения иными, новыми.

Процессы развития характеризуются большим разнообразием конкретных видов и форм. Это обусловлено как различной общей природой развивающихся объектов (напр., биологической и социальной), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, развитие может приобретать форму превращения одного объекта в другой (ср. переход политической системы общества от тоталитаризма к демократии), дифференциации объекта (ср. процесс дивергенции в биологии), подчинения одного объекта другим (ср. процесс ассимиляции в истории культуры) и т.д. На предельно высоком уровне генерализации среди всех процессов развития традиционно различают две взаимосвязанные друг с другом формы: эволюцию и революцию. Первая – это медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта; вторые – внезапные, резкие, скачкообразные изменения. При этом, согласно тому же традиционному пониманию вещей, эволюция нередко подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею; а революция, напротив, сменяется новыми эволюционными изменениями. Вместе с тем недостаточность данной дихотомии вполне очевидна. Во всяком случае в нее не вписывается новейший опыт исторических преобразований в России. В этой связи названные формы развития должны быть дополнены, по-видимому, еще одной, отмечающей качественные изменение не просто структуры объекта, но самой его глубинной природы, его сути. В жизни общества – это смена исторических цивилизаций, длительные процессы изменений, включающие в себя как эволюционные, так и революционные формы и потому не могущие быть приравнены ни к тем, ни к другим как таковым.

Наконец, всякое развитие имеет ту или иную направленность. Переход от одного состояния объекта к другому не есть бесконечное повторение пройденного, не есть движение по кругу, хотя исторически позднейшие этапы в жизни объекта, как правило, включают в себя немало моментов, присущих предшествующим этапам. По своему доминирующему вектору развитие может совпадать с поступательным движением к более развитому и совершенному состоянию объекта или с движением в противоположном направлении. В этом смысле говорят о прогрессивном и регрессивном развитии объекта, или о восходящей и нисходящей линиях его развития. Согласно господствующим в философии представлениям, развитие материи и сознания, взятое в целом, представляет собой бесконечное движение по восходящей спирали, движение хотя и противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в принципе отличающееся все же скорее прогрессивной направленностью – идет от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных к системам высшим, высокоорганизованным. Вместе с тем некоторые философские школы не разделяют подобных взглядов, противопоставляя им идеи исторического круговорота (А.Тойнби) или эсхатологическую картину «конца мира» (О.Хаксли). Идея развития находит свое выражение в принципе историзма и в этой связи является одной из центральных идей в истории философии, естествознания и обществоведения.

1. Асмус В.Ф. Очерки истории диалектики в новой философии. М.–Л., 1930;

2. Он же. Маркс и буржуазный историзм. М.–Л., 1933;

3. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М., 1961;

4. Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии 19–20 вв. М., 1962;

5. Материалистическая диалектика как общая теория развития, кн. 1–2. М., 1982.

Развитие – необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В древней философии не существовало понятия развития как такового, и прежде всего это было связано с циклическим пониманием времени. Предполагалось, что все изменения совершаются с постоянными возвращениями к исходному состоянию и возобновлением движения по кругу. Любая начальная точка движения, т.о., становилась одновременно и его конечной точкой. Такому движению не свойственны ни необратимость, ни поступательность, поэтому оно не может характеризоваться как развитие. К циклическому образу движения древние мыслители прибегали с целью вычленить порядок в природном мире (вращения небесных светил, смена времен года, биологические циклы) и с целью привнести аналогичный порядок в духовный и социальный мир человека. Предполагалось, что все процессы и в природе, и в обществе совершаются по некоторой единообразной, неизменной программе.

В Новое время понятие линейного времени и соответственно понятие развития стали доминирующими, что было связано с утверждением философии, обосновывавшей саму возможность научного мышления (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте). Научное мышление предполагает движение мысли от субъекта к все более глубокой сущности предмета, который противостоит субъекту, существует независимо от него. Поэтому знание о нем должно быть максимально освобождено от всего субъектного, случайного, связанного с личностью ученого, с ситуацией генезиса знания. Содержание научного знания (в идеале) определяется исключительно предметом исследования, именно этим обеспечивается его объективность и истинность. Достижения отдельного ученого включаются в дедуктивный ряд развития научного знания, которое происходит поступательно, прогрессивно, необратимо, причем каждая последующая ступень включает в себя предыдущую в снятом виде. Философское осмысление возможности такого рода движения в наиболее завершенной форме дается в философии Гегеля, в его диалектической концепции. Понятие «снятие» является для Гегеля одним из наиболее важных, в нем предполагается, с одной стороны, преодоление, устранение прошлого, а с другой – сохранение его как момента более развитого нового целого. В позитивизме 19 в., прежде всего у О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера, обосновывается научный подход к изучению процесса развития. Вслед за А.Тюрго, М.Кондорсе, К.Сен-Симоном позитивисты подчеркивают прежде всего прогрессивность развития человеческой мысли и общества. Причем за образец берется развитие научного знания, где особенно отчетливо просматриваются такие характеристики развития, как поступательность, необратимость, прогрессивность. Особенности развития науки переносятся и на развитие общества в целом.

В 19 в., прежде всего благодаря эволюционной теории Ч.Дарвина, идея развития стала доминирующей и в естествознании. Проблема вида лежит в основе теории эволюционного развития. Дарвин констатирует факт случайной изменчивости, причины которой остаются неизвестными, но которая делает возможным естественный отбор. Вид, реальная стабильность которого не отрицается, может изменяться под давлением среды. Однако для того, чтобы изменения вида могли произойти, нужен длительный период времени, история Земли должна быть достаточно долгой. К моменту опубликования Дарвином «Происхождения видов» (1859) знания о времени возникновения Земли и Вселенной были весьма смутными, их возраст определялся где-то в несколько тысяч лет. Но геологи уже начинали говорить о больших сроках существования Земли, и Дарвин воспользовался этими данными. Прежде всего он опирался на теорию геологической эволюции Ч.Лайеля, где Земля была представлена в ее достаточно длительном историческом развитии.

К концу 19 в. идея развития (прежде всего в ее эволюционной форме) прочно внедрилась в концепции истории общества, научного знания, органического и неорганического мира. Особенностью эволюционных концепций 19 в. было отсутствие интереса к началу, источнику процесса развития, к проблеме его генезиса. В теории Дарвина нет объяснения источника возникновения изменений, которые делают возможным естественный отбор. В эволюционной геологической теории Лайеля отсутствует интерес к точке возникновения Земли, главное внимание обращено на факт изменения геологических пластов в ходе исторического развития. В истории общества подчеркивается преемственность и традиции, эта история «списывается» с развития научных идей, где их генезис, источник возникновения, творческий акт, связанный с личностью ученого, выносится за пределы развития и не анализируется логически. Революционные ситуации если и признаются как некоторый эмпирический факт, то в концепцию развития включаются в качестве эволюции: или как «поглощаемые» эволюцией путем поиска все новых и новых предшественников, или как убыстренное во много раз эволюционное развитие, или как начало развития, но отодвигаемое в бесконечно далекое прошлое. В области истории науки особенно искусным в деле логического «выравнивания» процесса развития естествознания и исключения из него революций был П.Дюгем. Такое отсутствие потребности в логическом анализе силы, порождающей развитие, сродни понятию силы в механике Ньютона, где сила порождает движение, но рассчитывается только по своему результату. Точно так же творческая сила ума ученого включается в развитие научных идей только своими результатами, сама по себе она остается за пределами логического анализа; и появление биологических изменений создает возможность естественного отбора и возникновения новой линии развития, но генезис новых признаков как таковых не анализируется, важен результат, наличие изменчивости.

Читайте также:  Игры для тренировки зрения для детей

В 20 в. ситуация радикально меняется. И в философии, и в естествознании первостепенное значение придается анализу оснований, начал развития. В связи с этим тщательному анализу подвергаются революции в истории, прежде всего в истории науки. Если раньше то или иное понимание эволюции предопределяло и соответствующее истолкование революции, то теперь наоборот: в зависимости от того, как понимается революция, дается та или иная интерпретация эволюционного периода в развитии науки. Если в ходе научной революции новая парадигма создается полностью и целиком (Т.Кун), то на долю эволюции приходится деятельность нетворческая, реализуемая строго в рамках господствующей парадигмы. Если в ходе революции возникает лишь проект новой теории или научно-исследовательской программы (И.Лакатос), то в эволюционный период реализуются заложенные в ней возможности по ее реализации, совершенствованию, и научная деятельность вполне может носить творческий характер. Переосмысление понятий эволюционного развития и революций связано и с трансформациями в понимании времени. В экзистенциализме, феноменализме, постпозитивизме толкование времени как линейного и поступательного в своем течении отступает на задний план и первостепенное значение приобретает понятие «теперь», включающее в себя и прошлое, и будущее. По словам М.Хайдеггера, «присутствие «есть» свое прошлое по способу своего бытия, которое. всякий раз «сбывается» из его будущего» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 20); «сущее в его бытии схвачено как «пребывание», т.е. оно понято в виду одного определенного модуса времени, «настоящего»» (там же, с. 25). При таком понимании времени понятие развития как движения от прошлого через настоящее к будущему даже в истории отступает на задний план. Научное знание (эволюция которого в 19 в. служила некоторой моделью для написания истории общества в целом) во 2-й пол. 20 в. истолковывается не столько как выстроенное в дедуктивный ряд развития, сколько как образующее некоторую целостность вместе с социальными, личностными, психологическими, экономическими и прочими моментами в рамках конкретного, индивидуального события. Это событие втягивает в свое «теперь», в свое настоящее, как в воронку, и прошлое, и будущее. Развитие некоторой научной идеи, в том его понимании, как оно сложилось в 19 в., присутствует в качестве одной из составляющих изучаемого события.

Аналогичные процессы происходят и в биологическом знании. Внимание исследователей обращается на факт возникновения изменений как начала, генезиса любой трансформации видов. К середине 20 в. создается синтетическая теория (Э.Мэйер, Т.Добжанский, Г.Симпсон), которая в центр своего внимания ставит генетические изменения, мутации. Мутационные изменения происходят случайно, непредсказуемо и, чтобы лучше понять их природу, авторы теории переходят от морфологической концепции вида, основанной на понятии типа, к биологической концепции, основанной на понятии популяции. Популяция образуется совокупностью индивидов, живущих в одном и том же месте, в одинаковых условиях внешней среды и способных к воспроизводству. Внимание обращается не на линейное воспроизводство представителей одного и того же вида из поколения в поколение, а на совокупность особей, сосуществующих в рамках популяции и способных накопить незначительные, случайные генетические изменения, передающиеся по наследству. Мутации и изменчивость встречаются в таких популяциях достаточно часто, и при случайности спаривания создается неистощимое генетическое разнообразие, что позволяет говорить о тенденции к уникальности каждой особи. Линейное развитие во времени как предмет исследования уступает место точке мутационного генетического изменения.

В физике и космологии 20 в. все более пристальное внимание уделяется моменту начала Вселенной. Огромное значение имеет установление самого факта расширения Вселенной на базе космологических уравнений Эйнштейна и данных красного смещения в спектрах галактик. Учеными проводятся интенсивные исследования, теоретические и экспериментальные, касающиеся первоначального состояния материи. Новые открытия в области физики тесно связаны с космологией, прежде всего с исследованием самых ранних этапов эволюции Вселенной. Физики и космологи все ближе подходят к началу Вселенной, наука продвинулась далеко в пределы первых двухсот секунд, в течение которых должен был осуществиться синтез водорода, дейтерия, трития и гелия. Как и в истории и биологии, в физике и космологии внимание исследователей переключается на начало эволюции, на генезис Вселенной. В отличие от 19 в., интерес представляет не столько сам процесс развития, сколько его генезис, причина, источник.

Такого рода тенденции нашли отражение и в синергетике. И.Пригожин вводит понятие бифуркаций – точек, вблизи которых в системах наблюдаются значительные флуктуации, изменения; осуществляется переход от равновесных систем к неравновесным, от повторяющегося и общего к уникальному и специфичному. Вдали от равновесия наблюдаются процессы самоорганизации. «Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986, с. 56). Внимание в синергетике сосредоточено на точке начала, возникновения, генезиса эволюционного процесса, при этом то или иное толкование начала порождает и соответствующее понимание развития.

1. Айламазян А.К. Стась Е.В. Информатика и теория развития. М., 1989;

2. Князева Е.Я., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994;

3. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986;

4. Сокулер З.А. Эволюционное учение Ч.Дарвина в системе научной и вненаучной рациональности. – В кн.: Исторические типы рациональности, т. 2. М., 1996;

5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;

6. Ruse M. The Darwinian Paradigm: Essays on its History, Philosophy and Religious Implications. L–N. Y., 1989;

Автор работы «Государственность и анархия» — …

«Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе

первичных влечений с целью получения удовольствия

импульсов, исходящих из области сознания

Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека с точки зрения …

Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал …

В бунте против абсурда видел смысл жизни человека…

В индивидуальности человека выражается

неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств

его гражданский статус в единстве прав и обязанностей

его принадлежность к человеческому роду

его принадлежность к определенной социальной группе

В качестве характеристики материи не выступает

В основе всех философских построений славянофильства лежала идея…

Справедливого общественного устройства

Истинной веры и истинной церкви

Ориентации на лучшие достижения европейской мысли

В основе пантеистической картины мира лежит принцип

отождествления Бога и природы

противопоставления Бога и природы

отождествления Бога и человека

противопоставления Бога и человека

В основе современной научной картины мира лежит принцип…

В центре размышлений П.Я.Чаадаева находится (-ятся)…

Внутренний мир человека

Проблемы религиозной веры

Философское осмысление истории

Верным относительно связи философии и мировоззрения является суждение

«философия – это тип мировоззрения»

«философия и мировоззрение существуют независимо друг от друга»

«философия и мировоззрение – это одно и то же»

«философия шире мировоззрения»

«Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности», – заявляли

Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями

Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть…

Вся совокупность существующих на Земле живых организмов называется…

Искусственная среда, образованная совокупностью технических средств

Среда обитания человека

Искусственная среда, созданная преобразовательной деятельностью человека

Гносеология – это учение о

Гносеология — это раздел философии, изучающий…

Природу познания, его возможности, отношение знания к реальности

Предельные и неизменные основания бытия

Направленность и смысл исторического процесса

Природу ценностей, их структуру и место ценностей в жизни общества

Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как…

Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин

Сократ, Платон, Аристотель

Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо

«Естественное состояние», по Т.Гоббсу, — это…

Примирение с действительностью

Война всех против всех

Равновесие любви и ненависти

Любовь к ближнему

Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…

Как хаотический процесс

В виде круговорота

В виде волнового процесса

Закон, с точки зрения философии, — это

необходимая устойчивая повторяющаяся связь

письменно зафиксированное доказательство

принятое в науке правило

Идеалистический взгляд на природу пространства и времени выражен высказыванием

«Пространство и время есть формы человеческого восприятия мира»

«Пространство и время есть объективные сущности»

«Пространство и время есть коренные условия бытия»

«Пространство и время есть свойства реальных объектов»

Идеалом для этики ненасилия является…

Принцип всеобщего равенства

Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли

Платон и Аристотель

Парменид и Зенон

Фалес и Анаксимен

Левкипп и Демокрит

Истинное бытие, по Платону, есть

Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества, характерно для _____ материализма.

К духовной культуре можно отнести…

К глобальным проблемам, вызванным техногенной цивилизацией, относятся…

Проблема религиозных воин

Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования орудия массового уничтожения

К глобальным экологическим проблемам относится…

Угроза распространения ВИЧ-инфекции

Современный энергетический кризис

Преодоление контраста в развитии разных стран

К диалектическим законам Г.Гегеля не принадлежит закон…

Единство и борьба противоположностей

Перехода количественных изменений в качественные

К материальной сфере общества относятся

К методам эмпирического уровня познания не относится…

К методам теоретического уровня познания не относится…

К методам теоретического уровня познания не относится…

К негативным последствиям глобализации можно отнести…

Исламизацию мировой культуры

Распространение новых технологий

Рост международной преступности

Взаимозависимость финансовых систем отдельных стран

К свойствам времени не имеет отношения…

К существу научной революции не относится

исследование истории предмета

создание новых исследовательских программ

построение новых теоретических концепций

создание новых методов исследования

К теоретическому познанию относится…

К числу людей, предвосхитивших на рубеже XX века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести

К.Маркс говорил о человеке, как о животном, производящем…

Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть

Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является…

выражает идею единства бытия

выражает априорные формы человеческого рассудка

обозначает чувственно воспринимаемый мир

обозначает духовный мир человека

Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть

система необходимых свойств предмета

то, что никогда не изменяется в предмете

внешние признаки предмета

то, что можно измерить

Книга И.Канта «Критика практического разума» посвящена…

Концепция социализации личности предполагает

стремление индивида к коммуникации с др. индивидами

трактовку личности как индивида

субъективность индивидуального человека, общественное значение его «внутренних ресурсов»

объединение индивидов понятием «соборности»

Л.Н.Толстой, М.Ганди и А.Швейцер считали, что…

Моральное оправдание насилия невозможно

Насилие может быть нравственно оправдано только в рамках общего отрицательного отношения к нему

Насилие есть жертва во имя будущего

Насилие выражает красоту и мощь духа

Ликвидация неграмотности, эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, решение проблемы здравоохранения относится к группе глобальных проблем…

Читайте также:  Какой герой романа тургенева отцы и дети является по сути выразителем точки зрения автора

Личное спасение является смыслом жизни в

Человек с развитыми индивидуальными способностями, направленными на решение социальных задач

Человек, подчиняющий свое поведение требованиям общества

Человек с положительными чертами характера

«Материя существовала не всегда и был такой момент, когда ее не было вовсе», — утверждают…

Мировоззренческий принцип, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется

Множество, объединенное силой любви в свободное и органическое единство, противоположное индивидуализму, обозначалось в славянофильстве понятием

На эмпирическом уровне научного познания…

Выявляются внешние связи между преметами

Натуралистический подход к человеку характерен для

философии И. Канта

Необязательность предварительной системы доказательств, опора на здравый смысл отличает _____ знание

«Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», — утверждали представители…

Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть…

Обоснование ценности личности, ее достоинства, прав и свобод, связано с __________ функцией философии

Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются

Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределённостью состава, называется

Онтологией в философии называется учение о…

морали и нравственности

Оправдание насилия характерно для взглядов…

Ф.Ницше, Е.Дюринга, Ж.Сореля

Определяя специфику научного знания, К. Поппер выдвинул принцип

Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными…

Основы доктрины «Москва – Третий Рим» были сформулированы в посланиях

Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть…

Первоначало, первопричина и носитель всего существующего, — это …

Переход от биологических форм регуляции жизни к социальным произошел в процессе __________ революции.

По З. Фрейду, развитие культуры предполагает

развитие неврозов и страданий людей

прогресс всех сфер общественной жизни

духовное совершенствование человечества

рост материального благополучия

По мнению древнегреческого философа Эпикура, философия …

Является деятельностью по выявлению смысла высказываний

Служит средством познания добра и зла

Исследует первые начала и причины всех вещей

Способствует достижению счастья посредством разума

По мнению _______ материя обладает атрибутами и протяженности, и мышления

По мнению _______, человек – это существо, которое изначально, по самой своей природе, предназначено для общественной жизни

Под обществом в философии понимают…

Единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волею всех

Продукт взаимодействия людей

Совокупность биологических существ, организованных с целью выживания

Полезность и истинность знаний

Совпадают далеко не всегда

Никогда не совпадают

Противоположны друг другу

Положительная значимость чего-либо для человека называется…

По мнению представителей __________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом»

По убеждению П.С. Лапласа, все известные явления объясняются действием закона

Единства и борьбы противоположностей

Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем…

Понятие «глобальные проблемы» появилось:

Во второй половине 20 в.

Понятие «научная картина мира»…

Не характерно для современной философии

Выражает образные представления о мире

Претерпевает историческую эволюцию

Является абсолютным и неизменным

Позиция скептицизма характеризуется высказыванием:

«Разум, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи»

«Постичь то, что есть, — вот в чем задача философии»

«Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или дедукции»

«Всякому положению можно противопоставить другое, равное ему»

Понимание движения как механического пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии естествознания

Понимание человека как микрокосма характерно для философии

Прагматизм считает истиной

Знание, ведущее к успешному действию

Соответствие знаний об объекте самому объекту

Очевидные и достоверные факты

Общезначимость коллективных представлений

При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ____________ взгляда на сознание

Принцип детерминизма свидетельствует о том, что…

Любое явление самопроизвольно

Следствие может опережать причину

Причина всегда предшествует следствию

В иррациональном мире нет ни причин ни следствий

Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии как проблема

Соотношения объекта и субъекта познания

Пространственно-временные параметры Вселенной описывают _______ мифы.

Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого созерцания с позиции

Противопоставление культуры и цивилизации характерно для …

Неклассической философии XIX-XX вв.

Философии средних веков

Философии эпохи Возрождения

Психическая деятельность человека отличается от психической деятельности животного тем, что она…

Носит социальный характер и направлена на преобразование мира

Носит инстинктивный характер

Служит регулятором адаптивного поведения

Обусловлена биологическими закономерностями

Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии…

Родоначальником либерализма в философии Нового времени является..

Роль философии в научном познании связана с…

Утверждением альтернативного способа мировосприятия

Разработкой умозрительных схем

Уточнением абстрактных понятий

Разработкой методологии познания

С точки зрения диалектического материализма, критерием истины является

Практика, взятая в процессе своего развития

Полезность результатов познания

С точки зрения философии, развитие

Присуще природе, обществу и сознанию

Наблюдается только в живых системах

Характерно только для материальных систем

Характерно только для социума

Самым универсальным признаком личности является

Активная социально-полезная деятельность

Высокий уровень культуры

Свободное действие человека всегда предполагает…

Соответствующий уровень образования

Его ответственность перед обществом за свой поступок

Его уверенность в собственных силах

Свойство истины, характеризующее ее независимость от познающего субъекта

Серьезное философское значении имел вывод теории относительности А. Эйнштейна о

Единстве движения, пространства и времени

Предельной скорости света

Зависимости размеров тела от скорости его движения

Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в

Умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

Стремлении бороться за справедливый общественный порядок

Стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

Умении наслаждаться жизнью

Современный этап в развитии культуры характеризуется

Созданием глобальной коммуникационной сети

Медленными темпами смены систем ценностей

Расцветом локальных культур

Отсутствием опоры на традиции

Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, то есть философом, был…

Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является

Согласно субстанциальной концепции, время…

Является самостоятельной, ни от чего не зависящей сущностью.

Зависит от отношений между материальными объектами

Является психологическим переживанием человеком реальных процессов

Зависит от человеческого существования

Согласно учению Канта, время – это …

Априорная форма чувственности

Содержание ____________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов.

Создателем учения об «идеальном государстве» был

Сознание выступает как сопричастное разуму, носящему космический характер, и является обобщеннием действительного мира в философии

Италии эпохи Возрождения

Европы Нового времени

Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в таком философском направлении как

Соотнесите имена знаменитых философских сочинений и имена их авторов

Критика чистого разума

Августин Блаженный – 3

Соотнесите имена философов и выделяемые ими детерминанты развития общества.

Саморазвитие абсолютной идеи — 1

Экономические отношения — 2

Соотношение массы и меньшинства — 3

Соотнесите имена философов и выделяемые ими критерии истинности знания

Совокупность ощущений субъекта — 1

Ясность и самоочевидность идей – 2

Согласие в опытом, понимаемым как планомерно организованный эксперимент — 3

Соотнесите имена философов и выделяемые ими критерии истинности знания

3. К. Маркс, Ф.Энгельс

Совокупность ощущений субъекта — 1

Ясность и самоочевидность идей – 2

Историческая практика — 3

Соотнесите имена философов и их высказывания по проблемам истины:

Любое мнение является истинным, так как о каждой вещи возможны два противоположных суждения – 1

Для овладения истиной вещей следует прибегнуть к правильному методу работы с опытом – 2

Все, что есть истинного, великого и божественного в жизни становится таковым через идею — 3

Соотнесите имена философов и их высказывания по проблемам истины:

Истина совершается в событии, в переживании бытия. Только там она и есть. – 1

Развитие — основополагающая категория гуманитарных наук. Исторические науки изучают процесс развития общества во всей его конкретности и многообразии. Исследуя на базе исторических источников факты, события, процессы, исторические науки выявляют общие тенденции и закономерности исторического развития.

Идеи развития формировались в человеческом сознании и научном мировоззрении на протяжении веков. Большую роль в разработке идеи развития сыграла философская мысль. Задолго до того, как конкретные науки о природе и обществе сумели подойти к исследуемым ими вопросам с позиций развития, философия обосновывала положение о развитии, как важнейшем принципе бытия.

Античные философы-диалектики, рассматривая космос единым целым, анализировали процесс возникновения и превращения одних явлений в другие. Они создали концепцию великого круговорота. Мир признавался вечным и несотворимым, с постоянной циклической повторяемостью явлений, по образному выражению Гераклита, “воспламенений” и “угасаний”.

В эпоху средневековья в христианской мысли на идеалистической, религиозной основе возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни.

В философии Просвещения, отразившей эпоху буржуазных революций, появляется идея исторического развития, непрерывного прогресса, движущими силами которого являлись духовные факторы.

Немецкая классическая философия представила целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма. По словам Ф.Энгельса, Гегель “первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории”. В развитии явлений, обладающих конечной субстанциональностью, Гегель различал ступени неопределенного, определенного, наличного, реального и действительного бытия. В этих ступенях Гегель зафиксировал изменение, новое качество. На ступени неопределенного бытия происходит становление нового как единства бытия и небытия. На ступени определенного бытия новое уже является ставшим новым в синкретическом единстве со старым. Наличное бытие символизирует отдельное бытие, но на основе старого. Ступень реального бытия показывает существование нового на собственном основании, но в условиях, доставшихся от старого. На ступени действительного бытия новое функционирует как саморазвивающаяся субстанция, продуцирующая необходимые условия бытия, достигает зрелости, самодостаточности (1).

Современная философская мысль под развитием понимает прежде всего особый тип изменения. Из огромной массы изменений выделяются такие, которые связаны с обновлением системы, ее структурного и функционального содержания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его структурно-функциональной сущности. С точки зрения философии информационной цивилизации под развитием понимается процесс накопления структурной информации. Развитие рассматривается в координатах энтропии — информации, где под энтропией понимается мера беспорядка, а под информацией — мера упорядоченности в координатах уровня организации или дезорганизации систем (2).

Большой интерес современной науки вызывает теория сложных систем, или, как ее еще называют, теория хаоса. Теория занимается сложными явлениями, которые не подчиняются вневременным законам. До появления теории хаоса естественные науки, следуя логике аналитического подхода, для изучения пытались изолировать явления друг от друга и открывать общие правила универсального и вневременного характера. Выведенные правила использовались и для объяснения, и для предсказания. Тот факт, что правила не обладали временной ограниченностью, давал возможность их проверять. Теория хаоса поставила под вопрос многие принципы казалось бы апробированного научного метода, в частности верифицируемость и предсказуемость. Эксперимент нельзя повторить и нельзя предсказать результат. Это необычно.

Научный мир неоднозначно относится к теории, многие даже почувствовали в ней прямую угрозу привычным основам. Но теория хаоса действительно проливает свет на многие явления. особенно на такие сложные и ранее не подвластные науке, как, например, погода. Она дает представление о недетерминированной вселенной, где все уникально и неповторимо.

Обратимся к рассуждениям философа М.В.Раца — участника знаменитого Московского методологического кружка, содружества философов, известного своими оригинальными работами (3). Отталкиваясь от теории хаоса, он выстраивает следующую логическую конструкцию понятий для определения развития, вкладывая в известные термины несколько иной смысл. Традиционно развитие понимается в двух формах: эволюционной и революционной. Соответственно термином “эволюция” обозначаются медленные, постепенные, количественные изменения. Рац, следуя теории хаоса, интерпретирует эволюцию как полипроцесс, как совмещение множества элементарных процессов, направление течения которых, характер взаимосвязей между ними меняются во времени. В результате “законы эволюции” сами оказываются изменчивыми, выступают как часть эволюционирующей системы, и эволюция оказывается незаконосообразной. В координатах такой эволюции существует живая и неживая природа, частично первобытное общество. Это так называемая эволюция-1 , или естественная эволюция (Е) .

Но ситуацию радикально меняет общество. В нем появляются источники искусственного возмущения — рефлексирующие, мыслящие и действующие личности. Их активность существенно влияет на эволюцию общественных систем, выводя их из естественной эволюции. Эволюция общества носит уже не чисто естественный (Е) , но естественно-искусственный (Е/И) характер. Это качественно иной полипроцесс — эволюция-2 .

Читайте также:  Как в армии стрелять с плохим зрением

Традиционно эволюция понималась как законосообразный, детерминированный процесс. Эволюционное развитие предполагало по существу пассивное следование за естественным ходом вещей, направляемым “законами природы и общества”. Человек и его деятельность тоже считались детерминированными законами. Так постоянно возникал вечный вопрос о свободе воли. Ведь даже простое приспособление к условиям предполагает возможность выбора разных способов действия.

Выведенные из теории хаоса категории эволюция-1 и эволюция-2, по-иному понимают действительность. Термин эволюция-1 считает действительность незаконосообразной, термин эволюция-2 — направляемой активными элементами.

В заслугу Московского методологического кружка Рац ставит введение категории развития, расходящейся с традиционным пониманием. Развитие интерпретировалось как искусственно-естественный процесс (И/Е) в противоположность естественно-искусственной (Е/И) эволюции-2 . В отличие от преобразований, реформ развитие связано с внутренними, присущими системе силами. В качестве таких сил рассматривается мышление и деятельность участников. Получается так, что субъект развития как бы мысленно вынимается из эволюционирующей системы и формирует свой собственный полипроцесс — развитие. Таким образом под развитием можно понимать способ существования мышления и мыследеятельности.

Второе шире первого

( ) их соотношение меняется в зависимости от уровня материи

( ) они одинаковы по своему объему

67. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

«ИДЕАЛЬНОЕ» КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ВЫРАЖАЕТ

( ) нематериальную сущность психики

( ) первичность сознания по сравнению с материей

68. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ТАКОЙ РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИ, КАК ОНТОЛОГИЯ ЗАНИМАЕТСЯ

( ) бытием мира и человека

69. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

( ) природа и общество

( ) окружающий нас мир

70. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

МАТЕРИАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ — ЭТО

( ) утверждение первичности материи

71. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ, РАЗВИТИЕ

( ) присуще природе, обществу и сознанию

( ) характерно только для материальных систем

( ) наблюдается только в живых системах

( ) характерно только для социума

72. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ОНТОЛОГИЯ ПЛАТОНА, УТВЕРЖДАЮЩАЯ, ЧТО В ОСНОВЕ БЫТИЯ ЛЕЖИТ ИДЕЯ БЛАГА, ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАК

( ) объективный идеализм

73. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

УЧЕНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА БОГОМ ИЗ НИЧЕГО НАЗЫВАЕТСЯ

( ) креационизмом

74. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

К ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ ЗАКОНАМ Г. ГЕГЕЛЯ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗАКОН

( ) исключенного третьего

( ) перехода количественных изменений в качественные

( ) единства и борьбы противоположностей

75. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

КАК ИДЕАЛ ГАРМОНИИ И СОВЕРШЕНСТВА ПРИРОДА ПОНИМАЕТСЯ ФИЛОСОФАМИ

( ) Античности

76. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ЕДИНСТВО КАЧЕСТВА И КОЛИЧЕСТВА ЕСТЬ

( ) мера

77. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

УТВЕРЖДЕНИЕ ФОХТА О ТОМ, ЧТО «МОЗГ ВЫДЕЛЯЕТ МЫСЛЬ, КАК ПЕЧЕНЬ ЖЕЛЧЬ», ОТРАЖАЕТ ТЕОРИЮ

( ) вульгарных материалистов

78. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

К ЧИСЛУ ЛЮДЕЙ, ПРЕДВОСХИТИВШИХ НА РУБЕЖЕ ХХ ВЕКА ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ

( ) В.И. Вернадского

79. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СОГЛАСНО Ф. АКВИНСКОМУ, БЫТИЕ И СУЩНОСТЬ

( ) совпадают в Боге

( ) никогда не совпадают

( ) совпадают в природных явлениях

( ) совпадают в человеке

80. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА, ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

( ) реализуются только в живой природе

( ) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

( ) отражают саморазвитие абсолютного духа

( ) имеют универсальный характер

81. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В ОСНОВЕ НАТУРФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЕЖИТ

( ) пантеизм

82. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СЛОВО «ДИАЛЕКТИКА» ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИСКУССТВА ВЕСТИ СПОР ВПЕРВЫЕ ПРИМЕНИЛ

( ) Сократ

83. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

( ) слово, которое понятно

( ) мысль, фиксирующая сущностные свойства класса предметов

( ) то, что само собой разумеется

84. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СУЩНОСТНОЙ ЧЕРТОЙ СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ

( ) рефлексивность

85. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

( ) организация знаний в систему

( ) фактическая регистрация данных

( ) проверка знания на истинность

( ) проверка знания на ложность

86. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ГЛАВНЫМ РЕСУРСОМ НООСФЕРЫ ЯВЛЯЕТСЯ

( ) интеллект человека

87. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО

( ) волевые качества личности

( ) эмоциональная сфера человека

( ) совокупность умственных способностей

( ) способность к восприятию

88. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ КАК

( ) способность, отвечающая за чувство реальности

( ) функционирование интеллекта по эталонам и схемам

( ) любая интеллектуальная деятельность

89. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

( ) раздел философии, где осмысливаются проблемы бытия

( ) учение о первосущности

( ) философская дисциплина, в которой исследуется процесс познания

( ) учение об оценки знаний

90. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

К ЧУВСТВЕННЫМ ФОРМАМ ПОЗНАНИЯ ОТНОСИТСЯ

( ) представление

91. укажите последовательность форм чувственного познания

(перетащите из правой части в левую и расставьте в последовательности сверху вниз)

ощущение представление
ощущение
восприятие

92. укажите последовательность форм рационального познания

(перетащите из правой части в левую и расставьте в последовательности сверху вниз)

умозаключение
понятие
суждение

93. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ВЗГЛЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ВЕРА И ЗНАНИЕ СООТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ

( ) похожи друг на друга

( ) отрицают друг друга

( ) дополняют друг друга

94. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ В СВЕТЕ ЕЁ КОГЕРЕНТНОЙ КОНЦЕПЦИИ — ЭТО

( ) внутренняя согласованность

95. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НАУКА (В ВИДЕ КЛАССИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ) ВОЗНИКАЕТ В

( ) Новое время

( ) очагах древнейших цивилизаций

96. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА ОТ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ

( ) искусственными условиями проведения

( ) глубиной изучения объекта

97. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ОСНОВНАЯ ФОРМА ЭМПИРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ — ЭТО

( ) факт

98. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ЗАБЛУЖДЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОШИБКИ

( ) коллективным характером

99. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ

( ) аналогия

100. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО АГНОСТИЦИЗМА БЫЛ

( ) Д. Юм

101. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПЕРВАЯ ФОРМА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ — ЭТО

( ) раздражимость

102. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

К ОСНОВНЫМ ФОРМАМ МЫШЛЕНИЯ НЕ ОТНОСИТСЯ

( ) представление

103. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ» ОТРАЖАЮТ

( ) абсолютность истины

104. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СОЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ В ТАКОМ ФИЛОСОФСКОМ НАПРАВЛЕНИИ КАК

( ) диалектический материализм

105. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СТОРОННИКИ ЭМПИРИЗМА СЧИТАЮТ, ЧТО ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

( ) способность выходить за пределы опыта

( ) есть главный источник знания

( ) не может выходить за пределы опыта

( ) не связано с эмпирическим познанием

106. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НАУКА ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ

( ) деятельности, направленной на познание сущности и законов объективного мира

( ) совокупности всех знаний, накопленных человечеством

( ) формы культуры, способной объяснить все что угодно

( ) совокупности взглядов на мир и место человека в мире

107. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ ПРИСУЩЕ

( ) пассивное отражение действительности

( ) активная творческая деятельность

( ) непосредственное воздействие на действительность

( ) порождение объективной реальности

108. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПЕРЕНЕСЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРИЗНАКОВ, ПРИСУЩИХ ОДНОМУ ПРЕДМЕТУ, НА ДРУГОЙ ПРЕДМЕТ ЕСТЬ

( ) аналогия

109. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

С ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТИНА

( ) есть единство относительного и абсолютного

( ) абсолютна, а заблуждения относительны

( ) всеобща и абсолютна

110. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

( ) истинность знания подтверждается возможностью ее фальсификации

( ) истинность знания определяется его полезностью

( ) между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие

( ) действительность не зависит от мира знания

111. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ЭЛЕМЕНТОМ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ (-ЮТСЯ)

( ) фундаментальные понятия и принципы

( ) описания материальных объектов

112. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СОЗНАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО ЕСТЬ «ЧИСТАЯ ДОСКА», КОТОРАЯ ПОСТЕПЕННО «ПОКРЫВАЕТСЯ ПИСЬМЕНАМИ РАЗУМА,» — ПО МНЕНИЮ

( ) Д. Локка

113. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

«НЕТ НИЧЕГО В РАЗУМЕ, ЧЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНО НЕ БЫЛО БЫ В ЧУВСТВАХ»,

( ) сенсуализма

114. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПОИСК ИСТИНЫ, ПО МНЕНИЮ СОКРАТА, ПРЕДПОЛАГАЕТ

( ) ее экспериментальную проверку

( ) выявление внутренних противоречий в понятиях

( ) ее дедуктивное выведение

( ) диалог

( ) признание ее относительного характера

115. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ФОРМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, СОДЕРЖАЩАЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ И НУЖДАЮЩАЯСЯ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ, ЕСТЬ

( ) гипотеза

116. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В ИРРАЦИОНАЛИЗМЕ ВАЖНЕЙШИМ СПОСОБОМ ПОЗНАНИЯ ПРИЗНАЕТСЯ

( ) интуиция

117. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ТРАКТОВКА СОЗНАНИЯ, ПРИ КОТОРОЙ МЫСЛЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА, ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ

( ) вульгарного материализма

118. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ СВЯЗАНА С

( ) разработкой методологии познания

( ) уточнением абстрактных понятий

( ) утверждением альтернативного способа мировосприятия

( ) разработкой умозрительных схем

119. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКИ ИСТИНЫ ПРИДЕРЖИВАЛСЯ

( ) У. Джемс

120. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СИСТЕМУ ПРИЕМОВ, ПРОЦЕДУР, ПРАВИЛ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОГО ЗНАНИЯ, НАЗЫВАЮТ

( ) методом

121. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СТОРОННИКИ ЭМПИРИЗМА СЧИТАЮТ, ЧТО ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

( ) не может выходить за пределы опыта

( ) способно выходить за пределы опыта

( ) не связано с эмпирическим познанием

( ) есть главный источник знания

122. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПРЕДКИ ЛЮДЕЙ ПЕРВЫМИ ИЗГОТОВЛЯВШИЕ ПРИМИТИВНЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА

( ) Homo habilis

123. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СТОЛЬКО ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД ЗАВЕРШИЛСЯ АНТРОПОГЕНЕЗ И ПОЯВИЛИСЬ ЛЮДИ СОВРЕМЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБЛИКА — КРОМАНЬОНЦЫ

( ) около 100

124. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПЕРВЫЙ СКАЧОК В ХОДЕ АНТРОПОГЕНЕЗА ПРОИЗОШЕЛ С ПОЯВЛЕНИЕМ

( ) кроманьонцев

125. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

АНТРОПОГЕНЕЗ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА СОВРЕМЕННЫХ АНТРОПОЛОГОВ НАЧАЛСЯ в

( ) нескольких районах на разных континентах

( ) Африке

126. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

З. ФРЕЙД ОЦЕНИВАЛ ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ НА ПСИХИКУ КАК

( ) неврогенное

127. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ З. ФРЕЙДА, КОТОРОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО — ЭТО

( ) Карл Юнг

128. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПРИНЦИП ЖИЗНЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ОСНОВЫВАнный НА МОТИВАХ

СЕБЯЛЮБИЯ И СВОЕКОРЫСТИЯ НАЗЫВАЕТСЯ

( ) эгоизмом

129. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

К ВАЖНЕЙШИМ ПРИЗНАКАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА, СОГЛАСНО ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ, СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ

( ) греховность

130. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА ПОЛАГАЛИ, ЧТО СМЫСЛ ЖИЗНИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

( ) самим человеком

131. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОЗДАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ, НАЗЫВАЕТСЯ

( ) трудом

132. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

АКСИОЛОГИЯ — ЭТО УЧЕНИЕ О

( ) ценностях

133. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ СОСТОИТ НЕ В СПАСЕНИИ ДУШИ И СЛУЖЕНИИ БОГУ, А В СЛУЖЕНИИ ОБЩЕСТВУ, ДОКАЗЫВАЛИ

( ) Тертуллиан, Августин, Аквинат

( ) Камю, Сартр, Ясперс

( ) Платон, Гегель, Маркс

( ) Лиотар, Деррида, Рикер

134. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

АНТИЧНЫЙ ФИЛОСОФ, КОТОРЫЙ СВЯЗАЛ ДОБРОДЕТЕЛЬ СО ЗНАНИЕМ, СОЗДАВ КОНЦЕПЦИЮ ЭТИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА — ЭТО

( ) Сократ

135. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ИДЕАЛОМ ДЛЯ ЭТИКИ НЕНАСИЛИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЦИП

( ) человеколюбия

136. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА ОЦЕНИВАТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР И ПОВЕДЕНИЕ ЕСТЬ

( ) самосознание

137. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

«ЖИТЬ — ЗНАЧИТ НАСЛАЖДАТЬСЯ», — СЧИТАЮТ СТОРОННИКИ

( ) гедонизма

138. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

К ЧИСЛУ ТРАДИЦИОННЫХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ ПРОБЛЕМУ

( ) свободы воли

( ) соотношения души и тела

( ) доказательств бытия Бога

139. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЕДИНИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПОНЯТИЕМ

( ) индивид

140. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ

( ) М. Шелера

141. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

«БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ», ПО З. ФРЕЙДУ, ФУНКЦИОНИРУЕТ НА ОСНОВЕ

( ) импульсов, исходящих из области сознания

( ) первичных влечений с целью получения удовольствия

142. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВЫРАЖАЕТСЯ

( ) гражданский статус в единстве прав и обязанностей

( ) принадлежность к определенной социальной группе

( ) принадлежность к человеческому роду

( ) неповторимое своеобразие социальных и природных качеств

143. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ЧЕЛОВЕК ОБРЕЧЕН НА ОДИНОЧЕСТВО И БЕССМЫСЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ЕСТЬ

( ) экзистенциализм

144. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

БУДДИЗМ СЧИТАЕТ ЧЕЛОВЕКА СУЩЕСТВОМ

( ) страдающим

145. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

«ВОЛЯ К ВЛАСТИ, ВЛЕЧЕНИЕ ВСЕГО ЖИВОГО К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ ЕСТЬ ОСНОВА ЖИЗНИ»,- УТВЕРЖДАЛ

( )Ф. Ницше

146. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА В ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА РАЗДЕЛЯЛАСЬ

( ) О. Контом

147. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

АВТОРОМ КНИГИ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПОЛОВОЙ отБОР» ЯВЛЯЕТСЯ

( ) Ч. Дарвин

148. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЯВЛЯЕТСЯ

( ) смена форм собственности

( ) развитие науки и техники

149. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ВОЗНИКАЕТ

( ) в эпоху промышленной революции

( ) в XX веке

( ) вместе с человеческим обществом

( ) в постиндустриальном обществе

150. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ТЕОРИЮ НООСФЕРЫ ПРЕДЛОЖИЛ

( ) В.И. Вернадский

151. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ИСПАНСКИЙ ФИЛОСОФ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ПОЛАГАЕТ, ЧТО РАЗВИТиЕ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

( ) развитием науки и техники

( ) соотношением массы и меньшинства

152. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ РАЗРАБАТЫВАЛИСЬ

( ) Леонардо да Винчи

( ) Николо Макиавелли

153. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС СВЯЗЫВАЕТ С ДОСТИЖЕНИЯМИ НАУКИ

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.045 с) .

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/2244141/
  • http://cih.ru/a1/f43.html
  • http://studopedia.org/7-59512.html