Меню Рубрики

С точки зрения дж беркли все качества познаваемых объектов

Субъективный идеализм Дж. Беркли — раздел Философия, Философия, ее предмет и метод Философия Дж. Беркли (1685–1753 Гг.) Имеет Своим Исходным Пунктом Критику .

Философия Дж. Беркли (1685–1753 гг.) имеет своим исходным пунктом критику непоследовательности сенсуализма Дж. Локка. В частности, его концепцию первичных и вторичных качеств.

Согласно Локку, в ощущениях мы получаем информацию о качествах воспринимаемых вещей: теплое, плотное, сладкое, прямое, кривое, движущееся, покоящееся и т. п. Но эти качества различны.

Первичные качества, которые мы получаем через ощущения, – объективны. Они объективны в том смысле, что существуют в самом объекте, вне нас и нашего сознания и не зависят от воспринимающей способности субъекта.

Вторичные качества – субъективны, т.е. зависят от органов чувств воспринимающего субъекта. Это субъективные состояния человеческой чувственности, как сказал бы И. Кант, которым в объективном мире ничего не соответствует.

К первичным качествам Локк относил такие качества, как плотность, протяженность, вес, форма, движение или покой, число. Вторичные качества – цвет, сладкое, теплое, соленое, холодное и т.п. Ощущения, воспроизводящие нам эти вторичные качества, не являются отражением самих вещей. Сами объекты не обладают ни теплом, ни холодом, ни сладостью, ни горечью, ни чем-нибудь еще подобного рода. Эти качества зависят только «от воспринимающей способности. человеческих органов» (Локк). Именно в этом и состоит непоследовательность Локка как материалиста: он допускает, что не все ощущения, восприятия и т. п. являются отражениями вещей.

С точки зрения Дж. Беркли, все качества, наличествующие в наших ощущениях, – только вторичны, т.е. зависят от воспринимающей способности наших органов чувств. Поэтому и протяженность, и вес, и движение, и покой, и форма, и число — зависят от самого воспринимающего, существуют не объективно (сами по себе), а субъективно, т.е. лишь будучи воспринимаемыми и только в процессе восприятия.

Что же такое тогда вещь и мир вещей? Согласно Беркли, вещи есть комплексы ощущений субъекта. Пока длится процесс восприятия, они существуют. С прекращением восприятия исчезает мир вещей. Наши ощущения и восприятиякритерий существования чего бы то ни было: существовать значит быть воспринимаемым. Отсюда можно сделать две важные экспликации.

Во-первых, субъект и объекттождественны.

«На самом деле объект и ощущение одно и то же (are the same thing) и не могут поэтому быть абстрагируемы одно от другого» (Дж. Беркли. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения. – М., 1978. – С.173)

Без субъекта нет объекта. Верно и обратное. Но само это тождество не есть равенство сторон. Существование вещей зависит от субъекта. Тождество существует на основе субъекта, его индивидуального сознания.

Во-вторых, получается, что ощущения и восприятия непосредственно достоверны и истинны, раз они рассматриваются в качестве критерия существования вещей.

Именно с этих позиций Беркли критикует понятие материи.

Материя вообще (как таковая) – есть нечто лишенное конкретных качеств. Но такая материя не может быть воспринимаема. Следовательно, она не существует.

Материя есть субстрат вещественных качеств и свойств. Все качества и свойства – вторичны, т.е. субъективны.

Они существуют только в сознании воспринимающего субъекта. Следовательно, материя как всеобщий субстрат чувственно воспринимаемых качеств и свойств – всего лишь фикция.

Таким образом, Беркли отвергает объективное существование телесной субстанции и вещей, внешнего мира. Единственной субстанцией, существование которой признает Дж. Беркли, является индивидуальное сознание субъекта. Мир есть мое сознание, мое восприятие, мое представление, моя воля. Эта позиция и есть субъективный идеализм.

Слабость этой позиции обнаруживается, прежде всего, в неспособности исходя из предпосылки «мир есть мое сознание» объяснить, почему то, что воспринимается нами в ощущениях, не зависит от нас, т.е. имеет значение объективно данного. Беркли понимает это: «Когда я открываю глаза при полном дневном свете, то не от моей воли зависит выбрать между видением и невидением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные ими идеи не суть создания моей воли».

Это затруднение заставляет Беркли в дальнейшем существенно изменить свои взгляды. В результате чего он отходит от основной предпосылки субъективного идеализма, согласно которой «мир есть мое сознание» (солипсизм), и переходит на позиции объективного идеализма.

Что же остается в философии Беркли от прежних позиций?

Беркли признает, что:

1) дух есть единственная субстанция, но дух не субъективный, а объективный;

2) содержанием того, что дано в ощущениях и восприятиях воспринимающего субъекта, являются не объективно существующие качества вещей, а идеи;

3) идеи, которые даны нам в ощущениях, имеют своим источником Абсолютный Дух, т.е. Бога.

Дж. Беркли (1685 – 1753) – английский философ. Учился в одной школе с известным сатириком Джонатаном Свифтом, который впоследствии стал его другом.

Основной труд Беркли – «Трактат о началах человеческого знания» (1710 год).Философ стремился быть понятным даже малообразованным людям, предлагая им рассуждать просто, верить только в то, что видишь, слышишь, ощущаешь и не верить в то, что ощутить невозможно, например в материю. Кроме того Беркли хотел сокрушить «гидру атеизма и материализма», доказать их ложность. Для решения этой задачи мыслитель использовал:

— идеи номинализма, одного из философских учений средних веков. Номинализм утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия или универсалии реальным существованием не обладают.

— принципы сенсуализма, разработанного Локком: источником знаний человека о мире является чувственный опыт.

Созданная Беркли философия получила название «субъективный идеализм», который утверждает, что вещи существуют не сами по себе, независимо от сознания, а лишь потому, что люди их воспринимают чувствами, ощущениями.

Стараясь выполнить свою главную задачу — сокрушить материализм и атеизм — Беркли предлагает следующее учение о вещах. Что же такое вещь?

  1. Это совокупность ощущений человека, который эту вещь воспринимает. То есть любой предмет – книга, яблоко, дом, стол — существует только потому, что он воспринимается субъектом познания (человеком) чувственно.«Существовать – значит быть воспринимаемым» – вот одна из главных истин, предлагаемых Беркли.
  2. Отсюда вывод: если существует только то, что мы ощущаем, то ВНЕ СУБЪЕКТА НЕТ ОБЪЕКТА. Получается, что ощущения человека первичны, а вещи вторичны: «Вещи — это комбинации ощущений».

3. Если вещи существуют лишь тогда, когда они воспринимаются субъектом познания, человеком, то с исчезновением людей должен исчезнуть и мир вещей. Кроме того: окружающие нас люди, также как и вещи, есть ни что иное, как совокупность наших ощущений. Следовательно, они существуют лишь тогда, когда их воспринимает другой субъект. Но считать, что существует только человек и его сознание, а весь мир и другие люди – лишь комплекс его ощущений, и если исчезнут люди, то исчезнет и весь мир — это абсурд. Однако именно к этому пришел Беркли. Такая точка зрения называется солипсизм. Естественно, что философа это не устраивало. Для выхода из подобного тупика Беркли предлагает следующие два рассуждения:

1) В мире существует не один воспринимающий субъект, людей много. Поэтому вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другими.

2) Если представить, что исчезли бы все субъекты, то вещи при этом все равно не исчезли бы. Они продолжали бы существовать, поскольку есть такой субъект, который никогда исчезнуть не может. Это Бог. Следовательно, не может исчезнуть и весь сотворенный им мир. Этот вывод приближает Беркли к объективному идеализму.

Философия Беркли стала яркой иллюстрацией того, что даже самые лучшие замыслы могут привести к абсурду. Идеи Беркли сыграли значительную роль в дальнейшем развитии философии. На их основе возникли взгляды позитивистов и неопозитивистов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

К теме № 4 «Философия марксизма и ее историческое значение».

Кто считается основателем материалистической линии в античной

философии:

4. Кому принадлежит авторство термина «диалектика»:

5. С точки зрения Аристотеля подлинной сущностью вещи является:

6. С точки зрения Гераклита, первоосновой всего сущего является:

7. Понятие, обозначающее в античной философии беспредельное первоначало мира:

8. С точки зрения Пифагора, сущностью всех вещей являются:

9. Воззрения софистов опирались на:

10. Платон характеризует мир чувственно воспринимаемых вещей и явлений как:

11. Форма в философии Аристотеля:

Является производной от первой материи.

12. Материалистическое направление в эллинистической философии:

13. Материалистическая и идеалистическая линии сформировались:

Когда шел классический этап развития античной философии.

14. Первой древнегреческой философской школой считается:

15. Первых древнегреческих философов называли:

16. Кто считается основателем идеалистической линии в античной философии:

17. Кто считается основателем диалектического мышления:

18. С точки зрения Платона подлинным бытием является:

19. С точки зрения Парменида, в основе сущего:

20. Составные части философского метода Сократа:

Ирония и майевтика

К теме No 3 «Философия нового времени (ХVI–XVIII вв.). Классическая немецкая философия»

1. Основателем эмпиризма как направления в теории познания считается:

2. Высказывание «Мыслю, следовательно существую» принадлежит:

3. С точки зрения Дж. Беркли, все качества познаваемых объектов:

а) Существуют только в сознании воспринимающего субъекта.

4. К числу субъективных идеалистов в философии нового времени принадлежал:

5. С точки зрения Дж. Локка, основой познавательной деятельности человека является:

б) Чувственный опыт, сознательно организованная практика.

6. Высказывание «Природа побеждается только подчинением ей» принадлежит:

7. Кто является родоначальником немецкой классической философии:

8. Метафизический материализм является системой философских взглядов:

9. В основу философской концепции Г. В. Ф. Гегеля положен принцип:

б) Развития абсолютного идеального начала бытия.

10. В философии И. Канта априорные формы рассудка:

в) Пространство и время.

11. Мир непознаваемых сущностей – «вещей в себе» – И. Кант характеризовал как:

12. В философии И. Канта апостериорные формы сознания:

г) Являются результатом чувственного опыта и позволяют постигать материальный мир.

13. В работе «Критика чистого разума» изложены основы:

б) Эстетики И. Канта.

14. «Критический период» в философии И. Канта завершился выходом в свет работы:

в) «Критика чистого разума».

15. В философии И. Канта главный фактор, определяющий возможность познания:

в) Специфика познающего субъекта.

16. С точки зрения И. Канта, человеческая деятельность обусловлена такими императивами, как:

б) Эмпирический, практический и категорический.

17. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек определяется как:

а) Синтез идеального и материального начал.

18. В философии Г. В. Ф. Гегеля развитие Абсолютной идеи проходит три ступени:

в) Тезис – Антитезис – Синтез.

19. Философская система Л. А. Фейербаха утверждает:

в) Существование материального мира в беспрерывном движении и развитии.

20. Л. А. Фейербах наиболее совершенной частью вечной природы называет:

К теме № 4 «Философия марксизма и ее историческое значение».

1. Философия К. Маркса характеризуется как:

а) Диалектический материализм.

2. В качестве источника марксистской философии рассматривается:

а) Гуманистическая философия эпохи Возрождения.

3. В основу философской концепции К. Маркса положен принцип:

в) Саморазвития природы и общества на основе объективных законов.

4. По мнению К. Маркса, основа всех социальных, духовных и политических процессов в обществе:

г) Способ производства материальных благ.

5. Диалектическими противоположностями, конфликт между которыми обусловливает развитие общества, К. Маркс называл:

б) Производительные силы и производственные отношения.

6. По К. Марксу, производительные силы представляют собой единство:

в) Предметов труда и средств труда.

7. По К. Марксу, средства производства – это:

б) Единство предметов труда и средств труда.

8. Базисом общества К. Маркс называл:

а) Производительные силы.

9. К. Маркс характеризует общественно-экономическую формацию как:

Читайте также:  Жданов полный курс упражнений для восстановления зрения

а) Конкретно-исторический тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства материальных благ.

10. По К. Марксу, в справедливом обществе необходимо:

б) Преодолеть отчуждение работника от произведенного им продукта.

11. По К. Марксу, переход к новой общественно-экономической формации возможен:

б) Только эволюционным путем, путем реформ.

12. Раздел марксистской философии, рассматривающий объективные закономерности развития человеческого общества, характеризуется как:

а) Исторический материализм.

13. Идейную основу для становления марксистской философии составили:

а) Идеализм Г. В. Ф. Гегеля и метафизика Л. Фейербаха.

14. К. Маркс назвал общество:

б) Осознанной необходимостью.

15. В философской концепции К. Маркса основной фактор развития общества – это:

г) Материальное производство.

16. По К. Марксу, способ производства материальных благ – это:

а) Диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

17. По К. Марксу, производственные отношения, складывающиеся между людьми, зависят от:

б) Степени социальной активности людей.

18. По К. Марксу, качественный скачок в процессе развития общества приводит:

а) К развитию производительных сил при сохранении прежних производственных отношений.

19. К. Маркс называл надстройкой:

г) Совокупность государственных и общественных учреждений, все существующие в обществе настроения, теории и учения.

20. По К. Марксу, новая общественно-экономическая формация:

а) Возникает независимо от предшествующей и проходит замкнутый цикл развития.

К теме No 5 «Философия новейшего времени. Главные философские течения ХХ века»

1. Для философии XIX– XX вв. характерен:

2. С точки зрения сциентистов развитие науки:

Позволяет разрешить все проблемы, стоящие перед человеком и обществом.

3. К антропологическому направлению современной философии относится:

4. Позитивизм – это направление в философии:

Признающее единственным источником истинного знания эмпирические науки и

отрицающее ценность философского исследования.

5. Волю к жизни как проявление Всемирной Воли называл:

6. Основные направления экзистенциализма:

в) Религиозный и атеистический.

7. С точки зрения неопозитивизма:

Язык математической логики – наиболее совершенный язык, выражающий

результаты человеческого мышления.

8. Основателем позитивизма считается:

9. К атеистическому направлению экзистенциализма относился:

10. Логический позитивизм является ядром, основой:

11. С точки зрения экзистенциалистов, бытие человека трактуется как:

Переживание бытия в мире, существующее в собственном сознании человека.

12. Принцип фальсификации заключается в том, что:

Знание считается истинным, если его не удается опровергнуть на практике.

13. С точки зрения Ж.-П. Сартра, А. Камю:

Существование человека предшествует его сущности.

14. С точки зрения К. Ясперса, Г. Марселя, смысл человеческого существования:

Заключается в движении к цели, установленной Богом.

15. Неотомизм – это направление в философии, развивающее взгляды:

16. К сциентистскому направлению современной философии относится:

17. Экзистенциализм – это направление в философии:

Исследующее существование человека.

18. Отличительная особенность сциентистского антропоцентризма:

Абсолютизация роли науки и техники в жизни человека и общества.

19. Основные этапы эволюции позитивизма:

Первый позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

20. Герменевтика – это направление в философии, которое занимается:

Истолкованием текстов и прочих видов творческой деятельности человека.

К теме № 6 «Учение о бытии. Концепция развития материальных объектов. Природа человека и смысл его существования».

1. Всякое движение определяется в философии как:

г) Любые взаимодействия между материальными объектами или образующими их элементами.

2. Любое изменение определяется в философии как:

г) Закономерная, необратимая и направленная трансформация существующего материального объекта.

3. Прогрессивное развитие характеризуется:

а) Переходом от низших форм к высшим.

4. Метафизика – это метод философского мышления:

г) Признающий наличие умозрительно постигаемых и неизменных начал всего существующего.

5. Отличительная особенность диалектики как метода философского мышления:

б) Рассматривать все процессы и явления бытия во взаимосвязи друг с другом.

6. Кто считается основателем метафизического мышления:

7. Кто из философов предложил термин «диалектика»:

8. Кто сформулировал законы диалектики:

9. Какой закон диалектики указывает на причину любого развития:

а) Закон единства и борьбы противоположностей.

10. Что отражает категория качества:

б) Совокупность всех свойств и их взаимосвязей, дающих целостную, интегральную характеристику предмета или явления.

11. Категория меры указывает на:

г) Интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

12. Под отрицанием в диалектике понимается:

б) Процесс замены старого новым, при котором сохраняется взаимосвязь между лучшими, сущностными элементами старого и появившимися элементами нового.

13. Категория необходимости указывает на:

б) Однозначно обусловленную связь между явлениями, при которой наступление явления-причины неизбежно влечет за собой закономерное следствие.

14. Категория явления подразумевает:

б) Совокупность внешних признаков, наблюдаемых характеристик, внешнее проявление внутреннего характера материального объекта.

15. Категория содержания подразумевает:

г) Совокупность элементов, определяющую характер предмета или явления.

16. Детерминизм – это:

а) Учение о всеобщей закономерности связей и причинной обусловленности всех явлений действительности.

17. Качественный скачок представляет собой:

б) Процесс замены старого новым, при котором сохраняется взаимосвязь между лучшими, сущностными элементами старого и появившимися элементами нового.

18. Кумуляция – это элемент диалектического отрицания, который представляет собой:

г) Формирование нового качества в результате качественного скачка.

19. Категория формы подразумевает:

а) Внешнее проявление внутреннего характера предмета или явления, совокупность его наблюдаемых характеристик.

б) Внутреннюю, глубинную сторону предмета или явления, которая определяет его природу.

в) Способ упорядоченного существования бытия, организующий фактор для существующего содержания.

г) Совокупность элементов, определяющую характер предмета или явления.

20. Индетерминизм – это:

а) Учение об однозначной, жесткой связи между причиной и следствием.

21. Антропосоциогенез – это процесс:

б) Происхождения человека и общества как двуединый процесс.

22. Теория эволюции утверждает, что:

а) Человек произошел от высших приматов под влиянием естественного отбора.

23. Процесс исторического развития человеческого вида называется:

24. Понятие «homohabilis» означает:

в) Человек умелый.

25. Автор тезиса о труде как о решающем факторе для становления человеческого мышления:

26. Древнейшим прямоходящим антропоидным предком человека считается:

27. Фактор, НЕ связанный с появлением человека разумного:

б) Развитие лобных долей головного мозга.

28. Под распредмечиванием понимается:

г) Превращение характеристик предмета в деятельностныеспособности человека.

29. Бытие человека предопределено:

а) Его телесными потребностями.

30. Продукты духовной деятельности человека:

б) Могут продолжать свое существование и после смерти человека.

31. Светская концепция смысла жизни заключается в том, что:

б) Смысл жизни определяется самим субъектом в процессе земного бытия.

| следующая лекция ==>
ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ | В средневековой христианской философии подлинное человеческое бытие – это

Дата добавления: 2018-11-11 ; просмотров: 568 | Нарушение авторских прав

Субъективный идеализм Дж. Беркли. Принцип «существовать — значит быть воспринимаемым».

Беркли,полемизируя с Локком, утверждает, что разделение на первичные и вторичные качества ошибочно, так как фактически все качества вторичны и их существование сводится к способности быть воспринятыми. Соответственно и понятие «материя» в смысле ее существования как чего-то объективного, субстанционального не имеет смысла, так как нет ничего вне нашего сознания. Существует лишь духовное бытие, в котором Беркли выделяет идеи как некие восприни­маемые нами качества. Они пассивны, существуют в человеке в виде страстей и ощущений и не являются копией предметов внешнего мира. Кроме того, в духовном бытии имеются «души», которые выступают в качестве активного начала, в качестве причины. Сходную позицию в области гносеологии занимает Д. Юм, который усиливает агностицизм Беркли.

Свою философскую систему Беркли начал создавать еще в колледже, где на него оказали большое влияние работы Декарта, Гоббса, Бэкона и Локка. Основные усилия Беркли были направлены на то, чтобы «изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится».

Философия Беркли запутана и противоречива. Подчас в ней присутствуют взаимоисключающие точки зрения и парадоксы, которые он сам не смог разрешить. Каждый человек, согласно системе Беркли, живет в своем собственном мире, который совершенно непохож на мир другого человека. Объекты в этом мире существуют до тех пор, пока он их воспринимает. На вопрос, что же происходит с ними, когда они выходят из внимания человека, Беркли так и не смог дать убедительного ответа.

Такие понятия, как материя, пространство и расстояние для Беркли не существуют, более того, в их применении он видит одну из главных проблем науки, порождающую массу всевозможных затруднений.

Являясь человеком глубоко религиозным, Беркли в своих работах уделяет большое внимание религии и богу, сделав их неотъемлемой частью своей философской системы и, подчас, используя их для объяснения слабых мест в ней.

Человек острого ума, он, тем не менее, часто подменяет понятия одно другим, доводя многие ситуации до абсурда. Нередко заведомо ошибочные предположения и выводы являются отправной точкой его рассуждений.

В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения — относительно духа, а вещественные объекты — относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.

Основное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть воспринимаемыми — esse est percipi. В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще, так как нельзя, к примеру, представить себе абстрактный треугольник, который был бы одновременно и остроугольным и тупоугольным и равносторонним. Вместо абстракций он вводит так называемые общие идеи, единичные образы однородных вещей.

Вместе с этим, Беркли критикует точку зрения Локка, подразделявшего все качества материальных объектов на первичные, присущие вещам сами по себе, и вторичные, существующие лишь в сознании человека, их воспринимающего. Беркли сводит первичные качества ко вторичным, тем самым отрицая существование материи, как носителя первичных качеств.

Одно из главных понятий в философии Беркли — это «идея», под которой он видит ощущения или образы, отождествляемые им с качествами предметов. Это приводит к тому, что качества приобретают субъективное содержание. Идея существует лишь в духе, для Беркли она первична. Предметы понимаются им как совокупности разнообразных идей, присущих им, то есть они вторичны. По мнению Беркли нельзя видеть непосредственно предметы, а можно видеть лишь их идеи, цвет, форму, размер. Из этого он делает вывод, что если предметы не более чем набор идей, существующих в духе, то нет никакой необходимости в существовании материального носителя этих идей, так как мы не можем его ощущать и, следовательно, он просто не существует.

Что же, в таком случае, порождает идеи, ощущения, в сознании, если не материя, их носящая? Беркли считает, что материя не может быть причиной идей, так как она, в отличие от духа, по определению является инертной, недеятельной. Это противопоставление Беркли принимает за постулат, даже не доказывая его.

В своих трудах Беркли не мог не уделить внимание понятию бытия. Бытие, то есть существование — это не идея и, следовательно, оно не вписывается в его философскую систему. Он пишет: «Я уверен в том, что у меня нет идеи существования или идеи, близкой к понятию существования, и, если другие имеют ее, для меня это не имеет никакого значения. «. Бытие — это не качество объектов, но чтобы обладать качеством, надо иметь бытие, существовать. Для Беркли бытие вещей сводится к их воспринимаемости — esse est percipi. Парадоксальный момент этого суждения в том, что если мы перестаем воспринимать вещь, то она должна перестать существовать. Если следовать этой логике, то и бог не существует независимо от духа, что для Беркли абсолютно неприемлемо.

Читайте также:  Код окоф осветитель таблиц для исследования остроты зрения

В «Трактате о принципах человеческого знания» Беркли противопоставляет идеям, посредством которых мы познаем мир, дух, как познающую составляющую. Дух не есть идея. Отсюда следует, что раз идея не может быть похожа ни на что, кроме другой идеи, то с ее помощью нельзя познать дух. Это приводит к тому, что Беркли выводит еще одно средство познания, которое он называет понятием. Понятие — форма познания активного существа, духа, бытие которого не в том, что он воспринимается, а в том, что он воспринимает идеи. Таким образом, две различные формы познания соответствуют двум различным формам бытия. Это расширяет его принцип «существовать — значит быть воспринимаемым» до «существовать — значит быть воспринимаемым или воспринимающим». Такое дополнение к его формуле бытия позволяет разрешить парадокс существования объектов, которые не воспринимаются в данный момент. Они, следовательно, существуют в сознании других людей.

Отсюда возникает закономерный вопрос: существуют ли вещи, которые в данный момент никем не воспринимаются, или они переходят в небытие? Чтобы решить эту проблему Беркли опять расширяет свою формулу бытия. Он добавляет к ней возможность быть воспринимаемым — posse percipi. Таким образом, возможность отождествляется с действительностью, то есть здесь Беркли противоречит сам себе, заявляя, что объект может существовать при этом никем не воспринимаясь.

Свою критику материализма Беркли строит на отрицании существования универсалий и абстрактных понятий. Из номиналистического положения о том, что все, что существует, единично, он делает вывод, что все абстрактные понятия — ложные, так как ничто, соответствующее действительности, не может быть неединичным. Тем не менее, во введение к «Трактату о принципах человеческого знания» Беркли признает существование общих идей, например идеи цвета, независимо от формы, но продолжает отрицать существование отвлеченных общих идей. «Я действительно нахожу в себе способность воображать или представлять себе идеи единичных, воспринятых мной вещей и разнообразно сочетать и делить их. Я могу вообразить человека с двумя головами или верхние части человека, соединенные с телом лошади. Я могу рассматривать руку, глаз, нос сами по себе отвлеченно или отдельно от прочих частей тела. Но какие бы руку или глаз я ни воображал, они должны иметь некоторые определенные образ и цвет». При этом, говоря об отвлеченных идеях, он выделяет два вида отвлечения. Первый из них включает свойства предмета, которые могут существовать и порознь. Второй вид включает свойства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Нельзя, как пишет Беркли, представить себе движение, не мысля, при этом, медленно оно или быстро. В отличие от абстракций, общие идеи — это собирательный образ многих частных идей. Такие понятия, как «вещь», «число» или «бесконечность», за которыми нет наглядных образов, являются, по его мнению, пустыми звуками. Вся теория абстракций Беркли сводится к тому, что реально только то, что воспринимаемо, а не то, что мыслимо. Понятие сводится к представлению, общее — к частному. Точка зрения Беркли в этом вопросе едва ли выдерживает критику. При доказательстве невозможности абстрактных понятий он сам ими и оперирует. Ведь что такое «идея», «бытие», «восприятие» как не абстрактные понятия.

Еще одна цепь доказательств против существования материи строится Беркли из теории Локка о двух группах качеств, присущих материальным объектам. Локк выделял две группы таких качеств — первичные и вторичные. Под первичными, объективными качествами, он подразумевал размер, форму, движение, покой, плотность и число. Под вторичными же — все прочие ощущаемые качества, цвет, запах, звук, вкус и т.п., то есть субъективное отражение первичных. С первичными качествами неразрывно связано понятие материи, как некоей субстанции, находящейся вне духа и несущей в себе первичные качества. Беркли оспаривает эту позицию. По его мнению, первичные признаки неразрывно связаны со вторичными, и, так как последние не могут существовать вне духа, то и первичные признаки также существуют лишь в духе. Следовательно, материя не существует. Интересно доказательство, которое приводит Беркли. Он пишет, что, даже если предположить возможность существования вне духа неких вещественных, имеющих форму и подвижных субстанций, соответствующих нашим идеям о них, то мы не могли бы о них знать. Это объясняется им тем, что мы знаем об объектах лишь на основании наших чувств и ощущений, но нет никакой необходимой и доказанной связи между идеями и материальными объектами. Беркли приводит в качестве примера сон, в котором мы видим и ощущаем объекты, которых на самом деле нет. В итоге он пишет, что предположить, что бог без всякого основания создал множество бесполезных вещей, которые мы не можем ощущать — абсурд.

Идея существования бога — одна из основных в философии Беркли. Сам он ни на секунду не сомневается в реальности творца и его доказательства в пользу этого направлены скорее на разубеждение атеистов, чем на подкрепление веры людей религиозных. Идеализм Беркли берет свое начало именно из религиозных побуждений. Материя, при этом, выступает как полная противоположность богу, нечто, совершенно не могущее с ним сосуществовать. Бытие бога, по мнению Беркли, в самом его существовании. Он творец идей, воспринимаемых нами. Исходя из этого, философию Беркли можно назвать, по сути, теоцентричной.

Уже к 25 годам Беркли полностью разработал свою философскую систему, по крайней мере, все ее основные черты были изложены в его первых работах, и в последствии он не добавил к ней ничего принципиально нового. Если читать его произведения в том порядке, в каком они были написаны, то создается ощущение, что Беркли как бы подгоняет некоторые свои положения и формулировки, чтобы прикрыть ими слабые места своей системы. Очень часто он опирается лишь на косвенные доказательства и строит свои логические построения на заведомо ложных принципах.

Д.Юм. Скептицизм нового Времени. Проблема причинности в его философии.
английский (шотландцы считают его своим) историк и мыслитель. У нас он известен больше как философ, крупнейший в новое время представитель скептицизма, согласно которому к познавательным способностям человека нет доверия, а истинные мнения невозможно отличить от ложных. Юм довел теоретический скептицизм до предела, отвергнув какую бы то ни было первооснову мира, или, как тогда говорили, субстанцию, причем не только материальную (это уже незадолго до него делал, например, Дж.Беркли), но и духовную.

Дэвид Юм родился в Эдинбурге, там же и скончался. Он был младшим из двух сыновей небогатого землевладельца. Отец его рано умер, но матери Дэвида удалось дать ему хорошее образование. Он изучал классические языки и юриспруденцию в Эдинбургском университете, затем пробовал свои силы в коммерции (неудачно), в 1734-1737 годах завершил образование во Франции в знаменитом коллеже Лафлеш, том самом, где за век с лишним до того учился Р.Декарт. Любопытно, что оба эти воспитанника иезуитов стали главными выразителями принципа сомнения в новой философии.
Отринув оптические обманы метафизики, философ может и должен разрабатывать только ‘географию ума’, то есть приводить в порядок ‘перцепции’, отнюдь не пытаясь заглянуть ‘за’ них. Термином ‘перцепция’ (буквально ‘восприятие’) Юм обозначает все непосредственные данные опыта: внешнего (через органы чувств) и внутреннего (через самонаблюдение, ‘рефлексию’). Ощущение цвета или звука, воспоминание, переживание боли, страдания или радости — все это перцепции. ‘Я’ или душа — не более чем ‘пучок перцепций’. К этим краеугольным для своей философии выводам Юм пришел в 25-летнем возрасте, еще во Франции, и тогда же написал свой первый и вместе с тем главный философский труд ‘Трактат о человеческой природе’ (опубликован в 1739-1740 Несколько позже ‘Трактата о человеческой природе’, в уже упомянутом ‘Исследовании о человеческом познании’, Юм все же допустил, что по крайней мере математическое познание не зависит от перцепций и, например, геометрия явилась результатом неких операций ‘воображения’, причем такого воображения, которое никак не связано опытом. Это учение о сверхопытной и тем не менее абсолютно точной природе математического познания в сочетании с идеей Юма о возникновении понятия причины в результате ‘привычки’, послужило для И. Канта решающим толчком к созданию его ‘критической философии’.
Особенность Юма в эмпирической традиции заключается в той крайней последовательности, с какой он разделял, дробил перцепции, доказывал их полную разрозненность и единичность. Они чисто индивидуальны, лишены какой бы то ни было взаимосвязи; следовательно, в мире нет реальной причинности. Впрочем, практической жизни этот агностицизм не должен мешать: мы многому в жизни следуем по привычке, повинуясь не разуму, а чувству. Желательно, чтобы наши чувства были добрыми, альтруистичными, солидарными с человечеством. Эту ‘этику благожелательности’ Юм развил в последнем из своих крупных философских трактатов, в ‘Исследовании о принципах морали’ (1751), которое считал лучшим из своих сочинений. Этика и теоретическая философия, по Юму, — два совершенно изолированных друг от друга мира. Объединяет их только привычка — основная движущая сила обыденной жизни и вместе с тем ‘ложного’ представления о связи причины и следствия.
Последовательность, с которой Юм отстаивал свои парадоксы, и трудность его трактатов для понимания способствовали тому, что его философия не имела успеха. Оставив ее, Юм стал искать призвание в более практических областях.
Сочувствуя парламенту, он не одобрял и жестокой расправы в 1640-х годах над лордом Страффордом и Карлом I. Историю Юм рассматривает как своего рода прикладную психологию, объясняющую события переплетением индивидуальных характеров, воль, чувств, причем устойчивость ходу событий придает опять-таки привычка. Самое возникновение государства — результат упрочения института военных вождей, которым народ ‘привыкает’ повиноваться. Психологический подход Юма был непривычен для английской историографии ХVIII века, редко вникавшей в эмоционально-мотивационную сторону событий и ограничивавшейся партийно-пристрастной оценкой фактов. Лучше подход Юма вписывался в шотландскую историографическую традицию, в которой он предвосхитил позднейший романтико-психологический историзм Вальтера Скотта и других историков и писателей. (Между прочим, Юм всегда подчеркивал свою принадлежность к шотландской нации и никогда не стремился избавиться от заметного шотландского акцента). Как уже говорилось, первые тома ‘Истории Англии’ были встречены английской публикой и правившей в 1750-х годах партией вигов сдержанно. Определенную роль в этом сыграл также скепсис Юма в отношении религии.

Этот скепсис, хотя и направленный по видимости только против дохристианских религий, явственно просматривается и в опубликованной Юмом в 1757 году ‘Естественной истории религии’. Там он исходит из того, что ‘мать благочестия — невежество’, а кончает тем, что ‘народ без религии, если такой найдется, стоит лишь немногим выше животных’. ‘Сомнение, недостоверность, отказ от всякого суждения — вот, по-видимому, единственный результат самого тщательного исследования данного вопроса’ — такими словами завершается этот трактат Юма о двоякой, консервативной и в то же время просветительной, роли религии и духовенства в истории культуры. Эту позицию никак нельзя назвать типично просветительской. Вместе с тем в Англии, которая к тому времени уже стала в основном протестантской страной, объективный подход Юма к роли католиков в событиях ХVII века вызывал подозрения. Юм поименно перечислял всех крупных деятелей католической и роялистской стороны, не упуская их заслуг, равно как и прегрешений. Это противоречило тому, что было принято в историографии вигов, изображавшей противников как сплошную косную и в основном безымянную массу.
Юм всемерно подчеркивал роль свободы как высшей и абсолютной ценности, то теперь в публикуемых им очерках по истории, морали, искусству (Юм — один из родоначальников жанра свободного очерка в английской литературе) все чаще проскальзывает мысль о большем значении законности по сравнению даже со свободой и о том, что лучше пойти на ограничение свободы, чем на отклонение от установившегося порядка. Все это придавало сочинениям Юма роль искомой платформы для национального примирения либералов и монархистов, вигов и тори.
В 1769 году Юм вышел в отставку и оставшиеся годы жизни провел в своем родном Эдинбурге. Там он стал секретарем местного Философского общества, и около него собрался кружок просветителей, из которых наиболее известны экономист Адам Смит и профессор моральной философии Адам Фергюсон. Считается, что Смит своей теорией стоимости как воплощения определенного количества труда, а Фергюсон — этикой альтруизма и благожелательности обязаны влиянию Юма. Французский просветитель Ш.де Бросс под влиянием юмовской ‘Естественной истории религии’ ввел в историческую науку понятие фетишизма — культа животных или неодушевленных предметов — как стадии, которую проходят все народы на пути становления религии. В развитии исторической мысли Юм остался одним из первых представителей психологизма и вместе с тем критиком революционного пути развития, считающим, что революции как вид ‘массового психоза’ неизбежно сменяются единственно правильным и выправляющим их ошибки реформистским путем.

Читайте также:  Где проверить зрение и подобрать очки в минске

Философия. Помогите, пожалуйста!

1. Кто считается основателем материалистической линии в античной философии:
а) Платон.
б) Парменид.
в) Демокрит.
г) Аристотель.

2. Материалистическая и идеалистическая линии сформировались:
а) В эпоху эллинистической философии.
б) В период досократовской философии.
в) Когда шел классический этап развития античной философии.
г) В период римской философии.

3. С точки зрения Парменида, в основе сущего:
а) Движущееся бытие.
б) Недвижимое бытие.
в) Атомы и пустота.
г) Материя и форма.

4. С точки зрения Дж. Беркли, все качества познаваемых объектов:
а) Существуют только в сознании воспринимающего субъекта.
б) Подразделяются на первичные (присущие объектам) и вторичные (присущие субъек-ту).
в) Определяются наличием врожденных идей в сознании субъекта.
г) Ограничиваются только опытным знанием субъекта.

Filosofia (1)

11. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1. Философия, ее предмет, сущность, роль в обществе

1. Когда возникает философия как самостоятельная область знания:

а) Во II тысячелетии до н. э.

в) С возникновением общества. г) С возникновением христианства.

2. Философскому мировоззрению предшествовало мировоззрение:

а) Глобальное. б) Религиозное. в) Научное.

3. Мировоззренческая функция философии заключается в:

а) Ориентации философии на достижение блага для человека и человечества.

б) Определении представлений о сущности добра и зла.

в) Определении приемов и способов творческой, практической деятельности человека.

г) Выявлении наиболее общих законов природы, общества и процесса мышления.

4. Где возникает философия как самостоятельная область знания:

а) В Греции, Индии и Китае. б) В Греции, Риме и Египте.

в) В Греции, Египте и Вавилоне. г) В Греции, Риме и Византии.

5. Что является предметом философии:

а) Наиболее общие свойства и законы, выявляемые человеком. б) Деятельность человека по преобразованию окружающего мира. в) Человек и его жизнь.

г) Процесс познания.

6. Философское мировоззрение отличается от мифологического:

а) Обоснованием всеобщих законов бытия. б) Систематизацией представлений о мире. в) Универсальностью объекта познания.

г) Системным, упорядоченным описанием объекта познания.

7. Основной вопрос философии:

а) Об отношении бытия и человека. б) Об отношении сознания и познания.

в) Об отношении человека к окружающему миру. г) Об отношении материального и духовного.

8. Скептицизм – это направление в теории познания:

а) Утверждающее, что источник достоверного знания лежит за границами сознания.

б) Утверждающее, что источником достоверного знания является человеческий разум.

в) Подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

г) Признающее ощущения человека источником достоверного знания.

9. Субъективный идеализм – это мировоззрение, в основе которого:

а) Признание наличия высшего духовного первоначала, самодостаточного для своего бытия.

б) Признание возможности проявления духовного первоначала только через сознание человека.

в) Утверждение о возможности и всеобъемлющего познания мира. г) Представление мира в движении и взаимосвязи явлений.

10. Методологическая функция философии заключается в:

а) Определении представлений о сущности добра и зла.

б) Ориентации философии на достижение блага для человека.

в) Выявлении наиболее общих законов природы, общества и процесса мышления.

г) Определении приемов и способов творческой, практической деятельности человека.

Тема 2. Античная философия

1. Материализм – это:

а) Философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность духовного.

б) Направление в философии, признающее целостное единство природы.

в) Наука о природе.

г) Учение о единстве Бога и природы.

2. Первых древнегреческих философов называли:

а) Субъективными идеалистами. б) Софистами.

в) Объективными идеалистами. г) Стихийными материалистами.

3. Школа Аристотеля в Афинах называлась:

б) Метафизика. в) Академия. г) Стоя.

4. Жить в соответствии с высшим миропорядком (логосом) в эллинистической философии призывали:

б) Неоплатоники. в) Эпикурейцы. г) Стоики.

5. Кому принадлежит авторство термина «диалектика»:

а) Демокриту. б) Аристотелю. в) Платону.

6. С точки зрения Аристотеля подлинной сущностью вещи является:

а) Движение. б) Материя. в) Форма.

7. Число называл сущностью всех вещей:

а) Фалес. б) Сократ. в) Пифагор. г) Демокрит.

8. Материалистическое направление в эллинистической философии:

а) Эпикуреизм. б) Стоицизм. в) Скептицизм.

9. Утверждение древних греков о том, что вся материя живая, определяется термином:

а) Апейрон. б) Релятивизм. в) Гилозоизм. г) Метафизика.

10. Первый этап развития античной философии:

а) Классический. б) Эллинистический. в) Римский.

11. Основатель материалистической линии в античной философии:

б Аристотель. в) Платон. г) Парменид.

Тема 3. Философия нового времени вв.). Немецкая классическая философия

1. Основателем эмпиризма как направления в теории познания считается:

а) Ф. Бэкон. б) Дж. Беркли. в) Т. Гоббс. г) Д. Юм.

2. С точки зрения Дж. Беркли, все качества познаваемых объектов:

а) Ограничиваются только опытным знанием субъекта.

б) Существуют только в сознании воспринимающего субъекта.

в) Подразделяются на первичные (присущие объектам) и вторичные (присущие субъекту).

г) Определяются наличием врожденных идей в сознании субъекта.

3. В основу философской концепции И. Канта положен принцип:

а) Развития абсолютного идеального начала бытия.

б) Наличия неизменных начал, существующих в природе.

в) Саморазвития природы и общества на основе объективных законов. г) Существования мира явлений и мира «вещей в себе».

4. Высказывание «Знание – сила» принадлежит:

б) П. А. Гольбаху. в) Ф. Бэкону.

5. Дж. Локк считал, что все качества познаваемых объектов:

а) Определяются благодаря наличию врожденных идей. б) Основаны на данных только внешнего опыта.

в) Подразделяются на первичные (присущие объектам) и вторичные (присущие субъекту).

г) Существуют только в сознании субъекта.

6. Философская система Л. А. Фейербаха утверждает:

а) Необходимость спонтанного поиска первоосновы мира в одном из вещественных начал.

б) Целостное единство природы, управляемой высшим законом бытия

в) Существование материального мира в беспрерывном движении и развитии.

г) Наличие вечной природы, неизменной в своей основе.

7. В философии И. Канта априорные формы чувственности – это:

а) Пространство и время.

б) Предельно общие понятия – категории. в) Идеи о Боге, о мире и о душе.

г) Синтез рассудка и разума.

8. Кто сформулировал законы диалектики:

а) Аристотель. б) К. Маркс.

в) Г. В. Ф. Гегель. г) Гераклит.

9. С точки зрения Дж. Локка, основой познавательной деятельности человека является:

а) Наличие врожденных идей.

б) Сознание воспринимающего субъекта как единственная подлинная реальность.

в) Совокупность ощущений, чувственно воспринимаемое сущее. г) Чувственный опыт, сознательно организованная практик

10. Основателем рационализма как направления в теории познания считается:

а) И. Кант. б) Р. Декарт. в) Б. Спиноза.

11. В основу философской концепции Гегеля положен принцип:

а) Развития абсолютной идеи.

б) Наличия неизменных начал, существующих в природе. в) Существования мира явлений и мира «вещей в себе».

г) Саморазвития природы и общества на основе объективных законов.

12. Кто является родоначальником немецкой классической философии:

а) И. Г. Фихте. б) Г. В. Ф. Гегель.

в) Ф. В. Й. Шеллинг. г) И. Кант.

13. Высказывание «Мыслю, следовательно существую» принадлежит:

а) Ф. Бэкону. б) И. Канту. в) Дж. Беркли. г) Р. Декарту.

1. В основу философской концепции К. Маркса положен принцип:

а) Саморазвития природы и общества на основе объективных законов. б) Развития абсолютной идеи.

в) Существования мира явлений и мира «вещей в себе». г) Наличия неизменных начал, существующих в природе.

2. К. Маркс характеризует формацию как:

а) тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства материальных благ.

б) Закономерный продукт развития социальной материи.

в) Организацию человеческого общежития, сменившую систему связей.

г) Единство процесса.

3. Философия К. Маркса характеризуется как:

а) Диалектический идеализм. б) Диалектический материализм. в) Метафизический материализм. г) Метафизический идеализм.

4. К. Маркс называл надстройкой:

а) Систему производительных сил и производственных отношений. б) Систему управления промышленным производством и сферой услуг. в) Классовую борьбу как следствие конфликта между производитель-

ными силами и производственными отношениями.

г) Совокупность государственных и общественных учреждений, все существующие в обществе настроения, теории и учения.

5. Базисом общества К. Маркс называл:

а) Производительные силы. б) Средства производства. в) Способ производства.

г) Производственные отношения.

6. По К. Марксу, качественный скачок в процессе развития общества приводит:

а) К развитию производительных сил при сохранении прежних производственных отношений.

б) К смене правительства при сохранении прежней системы законодательной власти.

в) К ликвидации старых производственных отношений и утверждению новых.

г) К замене существующих производительных сил новыми производительными силами.

7. По мнению К. Маркса, основа всех социальных, духовных и политических процессов в обществе:

а) Повышение уровня культуры. б) Моральное совершенствование.

в) Рост национального самосознания.

г) Способ производства материальных благ.

8. По К. Марксу, переход к новой формации возможен:

а) Сугубо революционным путем.

б) Только эволюционным путем, путем реформ.

в) Как революционным, так и эволюционным путем.

г) Как проявление политической воли лидеров государства.

9. Производственные отношения, складывающиеся между людьми, зависят от:

а) Сознания людей.

б) Степени социальной активности людей.

в) Открыто выраженных воли и желания людей. г) Уровня развития производительных сил.

10. Основным критерием истинности наших знаний, по К. Марксу, является:

в) практика. г) Экспертная оценка специалистов.

11. Диалектический материализм является системой философских взглядов:

а) И. Канта. б) К. Маркса.

в) Г. В. Ф. Гегеля. г) Л. Фейербаха.

Тема 5. Философия новейшего времени. Главные философские течения ХХ в.

1. Основателем позитивизма считается:

б) Рихард Авенариус. в) Герберт Спенсер. г) Огюст Конт.

2. Позитивизм – это направление в философии:

а) Признающее единственным источником истинного знания эмпирические науки и отрицающее ценность философского исследования.

б) Признающее наличие в мире объективного целеполагающего начала. в) Признающее знание, полученное до и независимо от опыта, изна-

чально присущее сознанию.

г) Изучающее способ бытия человеческой личности.

3. К антропологическому направлению современной философии относится:

а) Неотомизм. б) Герменевтика.

в) Экзистенциализм. г) Персонализм.

4. Логический позитивизм развивался в рамках:

а) Первого позитивизма. б) Эмпириокритицизма. в) Неопозитивизма.

5. С точки зрения Сартра, А. Камю:

а) Существование человека предшествует его сущности. б) Сущность человека предшествует его существованию. в) Существование человека является иллюзией.

г) Человеческая сущность предопределена Богом.

6. Неотомизм – это направление в философии, развивающее взгляды:

а) Аврелия Августина.

б) Ансельма Кентерберийского. в) Фомы Аквинского.

Источники:
  • http://studopedia.ru/4_176202_sub-ektivniy-idealizm-dzh-berkli.html
  • http://lektsii.org/18-45671.html
  • http://lektsia.com/7x291a.html
  • http://otvet.mail.ru/question/197566991
  • http://studfiles.net/preview/3860145/page:7/