Меню Рубрики

С точки зрения деятельностного подхода психические свойства

В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.

Для понимания сущности деятельностного подхода к личности важно отметить, что:
— эта форма активности для отдельно взятого человека не является генетически наследуемой, а появляется у него в результате усвоения социального опыта, жизни среди людей;
— деятельность предметна, она воплощается в ее продуктах, в ней отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством;
— деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта);
— средством освоения деятельности является не бихевиористский рефлекс типа «стимул — реакция», а процессы интериоризации — экстериоризации, т.е. процессы взаимной замены внешних (практических) и внутренних (мыслительных) действий.

Основной акцент в деятельностном подходе уделяется социальной сущности личности. Другими словами, личность рассматривается как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе. Социальная среда, в которой живет человек, занимаясь общественно полезной деятельностью, вступая в деловые и межличностные отношения с другими людьми через общение, есть источник становления его личности.

Единство взглядов на личность с позиций деятельностного подхода не исключает разнообразия точек зрения отечественных психологов на отдельные важные моменты этой проблемы. Основные разногласия касаются вопросов соотношения биологического и социального начал личности, самого понятия личности, его соотношения с понятиями «индивид» и «индивидуальность», психологической структуры личности, процессов ее формирования и развития.

Так, по вопросу соотношения психического, биологического и социального начал в личности существуют следующие точки зрения:
— эти начала совершенно независимы. Что же касается психического, то оно имеет неземное происхождение, и поэтому обсуждение процессов его формирования и развития лишено всякого смысла (психика в виде души вдыхается в биологическую оболочку человека во временное пользование на планете Земля);
— психическое следует за биологическим в рамках естественного эволюционного воспроизводства человека как вида (из семени банана вырастает банан, из семени человека — человек);
— психическое представляет собой надуманное и реально не существующее начало, ибо все психические процессы можно объяснить с позиций физиологии (личность человека, принявшего излишнюю дозу алкоголя, йзменяется на глазах не из-за каких-то психических процессов, а из-за характерного взаимодействия химических, физических и электрических процессов, происшедших в организме человека);
— психическое есть прямое следствие исключительно социального в рамках процесса развития общества, воспроизводства социальных отношений между людьми (даже если человека не обучать грамоте, профессии, нравам и ценностям, он, находясь среди других людей, в необходимой мере решит сам эти задачи);
— биологическое начало есть предпосылка психического, но последнее реализуется лишь через социальное (в отличие от сказочных реальные «воспитанники джунглей Маугли» внешне ничем не отличались от человека, но не стали личностями).

И хотя эти разногласия не носят антагонистического, взаимоисключающего характера, они должны быть известны каждому психологу в интересах формирования собственной научной позиции в данной проблеме.

Считается, что в отечественную психологию термин «деятельность» впервые ввел М. Я. Басов. По его убеждению, деятельность первична относительно важнейших психических процессов, в частности условных рефлексов. До этого проблема деятельности практически выпадала из поля научных интересов (и не только в психологии). Яркое подтверждение этому — отсутствие в Большой Советской Энциклопедии (1-е издание) статьи «Деятельность».

Глубокую разработку деятельностный подход получил в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Исходным в их подходе была трактовка деятельности, данная К. Марксом, согласно которой, изменяя внешний мир, человек изменяет и свою собственную психическую природу. В этом проявляется принцип единства сознания (психики) и деятельности. Были, конечно, и различия во взглядах этих ученых. Так, С. Рубинштейн, отвергая саму деятельность как предмет изучения психологии, говорил, что предмет психологии — это психика в деятельности, а не психика и деятельность. Леонтьев же настаивал на том, Что сама деятельность прямым образом должна входить в предмет психологии своим особым содержанием.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.

Психическая реальность происходит из внешней трудовой на основании ее орудийности. «Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и другими людьми. Благодаря этому, его деятельность впитывает в себя опыт человечества».

7. Психологические идеи Аристотеля

Трактат О душе. Аристотель (384/383 — 322/321 до

н. э.) впервые систематизировал все знания о природе

человека от истории вопроса до анализа мнений предшест-

венников и построения на этой основе своей теории.

Главная функция души — это реализация биологического

существования организма, в котором телесное и духов-

ное образуют нераздельную целостность. Душа — это не

самостоятельная сущность, а форма, способ организации

живого тела. После смерти душа возвращается в эфир

пространства, т. е. имеет божественное начало, приходя-

щее в тело в момент рождения. Способности души рас-

сматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и

содержит в себе способности к движению в смысле пита-

ния, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах живот-

ных, и его главными способностями являются чувства и

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь чело-

веку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности

1. Восприятие — первичный источник познания, позна-

ет отдельное, частное, на основе которого человек позна-

2. Осязание — главнейшее ощущение, необходимое

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение

ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая

ощущения в виде представлений; собственно память

Чувственное познание отделено от рационального.

Чувственное познание, отражая материальный мир, дает

человеку лишь вторичное, несущественное знание, так

как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир

вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и

незнанием и является низшим видом знания. Поэтому

истинным может быть только то познание, которое про-

никает в саму суть, в мир идей.

Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский фило-

Теория познания. Существует четыре способа позна-

ния: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного

опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное вос-

приятие сущности через познание ее ближайшей причи-

ны. На основе этих четырех способов познания Спиноза

выводит три типа познания:

1) познания первого рода — это мнение и вообра-

жение, которые существуют в виде образов. Эти позна-

ния являются смутными и искаженными, а также дают

лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода — это общие идеи о сущест-

венных свойствах вещей. Они составляют основание для

наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуаль-

ных особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание

сущности вещей, в котором конкретное и индивидуаль-

ное выступает в их подлинном единстве.

Теория аффектов. Аффекты определяются как естест-

венные проявления природы, и их необходимо рас-

сматривать с двух точек зрения. С точки зрения мышле-

ния аффекты — это ложная, внушенная окружающими

вещами идея, в которой утверждается неадекватная

реальной способность тела существовать и действовать,

а с точки зрения протяжения аффекты — это состояния

тела, в которых вследствие воздействия других тел пре-

увеличивается или преуменьшается действительная воз-

можность этих тел существовать и действовать.

духовное бытие. Это самонаблюдение похоже на так на-

зываемое ≪внутреннее зрение≫ (впоследствии получило

название интроспекции, т. е. умение понимать суть раз-

личных внутрипсихических объектов — образов, умствен-

ных действий, волевых актов и т. д.).

Методом познания является систематическое сомне-

ние: следует сомневаться во всем, независимо от того,

представляется ли оно естественным или сверхъестествен-

ным. Этот метод стоит использовать только в том случае,

если необходимо получить научную истину, так как в жизни

часто для понимания сути вещей и явлений достаточно

использовать правдоподобные, или вероятные, знания.

В желании познать объективную реальность не стоит

опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда

Деятельностный подход в психологии

Деятельностный подход в психологии или теория деятельности — относительно недавно созданная психологическая школа (1920-1930 гг.). Она являет собой совершенно новый подход к исследованию человеческой психики. Основан он на категории, называемой «Предметная деятельность».

Сущность деятельностного подхода в психологии

Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

  1. От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания, а также обучения.
  2. Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что,соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.
  3. Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.
  4. Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М. Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи. Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.

Принципы деятельностного подхода в психологии

С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории. Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно. Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.

Деятельностный подход в психологии личности

Сторонники данного подхода утверждают, что личность каждого человека отображается в предметной деятельности, то есть в его отношении к миру. На протяжении всей своей жизнедеятельности человек принимает участие в различных видах деятельности. Это объясняется общественными отношениями, с которыми он связан посредством жизненных обстоятельств. Некоторые из них становятся решающими в его жизни. Именно это являет собой личностное ядро каждого.

Так, по мнению А. Леонтьева, в психологии, в личностно-деятельностном подходе, к структуре личности относятся:

  • связи человека с миром, которые создаются соотношением его внутренних мотивов и деятельности;
  • различные связи, что реализуются посредством совокупности деятельности.

Системно-деятельностный подход в психологии

Он являет собой основу стандартов, совокупность общенаучных форм исследования, принципов. Его сущность заключается в том, что анализ системных качеств человека следует проводить, опираясь на те условия, рамки системы, в которых он находится на момент исследования. Этот подход рассматривает личность каждого как составляющий элемент трех разных систем:

  • системы биологического вида;
  • системе общества;
  • в системно-историческом плане.

С точки зрения деятельностного подхода психические свойства

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

по дисциплине: «Общая психология»

на тему: «Структура личности с позиций деятельностного подхода»

Читайте также:  Характер связей в комплексах с точки зрения метода валентных связей

Студент группы 70805 А.Э. Чаркина

Руководитель Т.Л. Рыжковская

Курсовой работы Чаркиной А.Э.

«Структура личности с позиций деятельностного подхода»

Ключевые слова: «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность», психологическая структура личности, взгляды на психологическую структуру личности К.К. Платонова и А.Н. Леонтьева.

В курсовой работе изучается личность как сложное психическое образование и определение терминальных и инструментальных ценностей личности, которые включают в себя следующие этапы:

А) понятие личности в психологии;

Б) психологическая структура личности;

В) взгляды на психологическую структуру личности К.К. Платонова и А.Н. Леонтьева;

Г) экспериментальное исследование определения терминальных и инструментальных ценностей личности по методике М. Рокича.

Раскрыто научное и житейское понимание личности, изучена психологическая структура личности, ее классификация, рассмотрены взгляды на психологическую структуру личности К.К. Платонова и А.Н. Леонтьева.

В результате экспериментального исследования сделаны следующие выводы:

терминальные ценности имеют существенную зависимость от гендерных различий (мужчины больше всего ценят свободу, любовь и наличие хороших и верных друзей, а женщины считают главным счастливую семейную жизнь, здоровье и любовь); а инструментальные ценности не несут гендерных различий (различаются только от типа личности).

. Личность как сложное психическое образование

.1 Понятие личности в психологии

.2 Психологическая структура личности

.3 Взгляды на психологическую структуру личности К.К. Платонова

.4 Взгляды на психологическую структуру личности А.Н. Леонтьева

. Экспериментальное исследование изучения терминальных и инструментальных ценностей личности

.1 Методика, процедура проведения исследования

.2 Анализ полученных результатов

Список использованных источников

Понятие «личность» является одним из самых широко используемых в психологии. Частое употребление в психологии понятия «личность» свидетельствует о большой значимости данного понятия. Вместе с тем в психологической литературе, посвященной теме личности человека, не существует общего, принимаемого всеми авторами, понимания личности. Вне всякого сомнения, это связано с тем, что личность человека — предельно сложный предмет для научного изучения. Для того чтобы разобраться во многообразии существующих и хорошо себя зарекомендованных теорий личности, правильно будем рассмотреть одну или несколько классификаций существующих теорий личности.

Наряду с понятием «личность» выступают такие понятия как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Для более точного понимания «личности» и психологической структуры личности, следует рассмотреть данные понятия. Ведь они играют не маловажную роль в понимании личности человека. Говоря другими словами, следует рассмотреть личность как сложное психическое образование. А для более точного понимания данной темы, провести экспериментальное исследование определения инструментальных и терминальных ценностей личности по методике М. Рокича. Рассмотреть научное и житейское понимание «личности».

Еще более сложно, чем с определением понятия «личность», обстоит дело с уточнением того. Что входит в психологическую структуру личности. Основная трудность в решении данного вопроса состоит в том, что в настоящее время не существует единой теории личности и традиционного представления о структуре личности. Кроме того, любая из теорий личности может быть классифицирована по различным основаниям.

Целью курсовой работы является изучение понятия «личности» и психологической структуры личности в психологии, а также определение терминальных и инструментальных ценностей личности по методике М. Рокича.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

изучить житейское и научное понятие «личности» в психологии;

рассмотреть психологическую структуру личности и основания ее классификации;

рассмотреть для сравнения взгляды на психологическую структуру личности К.К. Платонова и А.Н. Леонтьева;

провести экспериментальное исследование для определения инструментальных и терминальных ценностей личности;

Для определения инструментальных и терминальных ценностей личности использована методика М. Рокича.

Объектом исследования является определение терминальных и инструментальных ценностей личности.

Предметом исследования является изучение терминальных и инструментальных ценностей личности в зависимости от гендорных особенностей.

Гипотеза, при проведении данного исследования, заключается в том, что при анализе полученных результатов среди терминальных ценностей женщины поставят на первое место счастливую семейную жизнь и здоровье. В то время, как мужчины отдадут свое предпочтение свободе и верным друзьям. А среди инструментальных ценностей особого различия не будет, т.к. ценности, относящиеся к инструментальным, являются общечеловеческими, и никак не зависят от гендерных особенностей.

1. Личность как сложное психическое образование

.1 Понятие личности в психологии

В повседневном общении, употребляя термины «Человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность», все мы связываем их с определенными качествами, характерными для того или иного человека. Но при всем том, что большинство людей не знают и даже никогда не интересовались содержанием данных терминов, собеседники понимают друг друга. Каждый из нас имеет какое-то представление о личности. (7, с.7) Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т.д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других — менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любой ситуации спокойно, другие находятся в постоянном напряжении и т.д.? (3, с.207) Понятие «личность» — одно из самых широко используемых в современной психологии. Частое употребление в психологической литературе понятия «личность» свидетельствует о большой значимости этого понятия. Само слово «личность» произошло от слова «личина», которое в старые времена обозначало так называемую маску, которую одевает на себя актер во время спектакля, и соответствующие особенности характера того человека, которого актер в маске должен играть. (4, с.176) В научной психологии понятие «личность» появилось в начале 20 века. Современные ученые не отвечают однозначно на вопрос, что такое личность. У всех них разные понятия. И не существует одного четкого определения термина «личность». Например, известный американский психолог Г. Олпорт насчитал около 50 определений личности, сформулированных представителями различных психологический школ и научных течений. (7, с.8) Это связано с тем, что личность человека предельно сложный предмет для научного изучения. И именно из-за такого разнообразия или в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого понятия личность. Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологический свойств, определяющие социально значимые поступки данного человека. Но некоторые авторы подчеркивают в определении понятия «личность» то, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и к обществу. Обычно в понятие «личность» включают такие свойства человека, которые более или менее являются устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека, приобретаемые им в процессе деятельности и общения в среде себе подобных. (4, с.176) В результате сложилась ситуация, когда имеющиеся определения не могут быть признаны полными, охватывающими все ее стороны. Каждое определение, учитывает какую-то одну, значимую сторону психики, но при этом оставляя в стороне другие, не менее важные стороны человеческой психики. Именно поэтому каждое определение дает лишь приближенное представление о личности. Но вместе с тем каждое приближенное определение личности теоретически обосновано авторами и имеет право на существование. Бессмысленно искать определение личности путем усреднения по множеству уже имеющихся. Но без определения невозможно продвижение по пути познания. (7, с.9-10) Но из всего вышесказанного наиболее точное и развернутое определение личности звучит следующим образом:

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих людей. (4, с.176) Человек становится личностью, а не рождается ею. Понятие личности в психологии нейтрально в том смысле, что оно не несет в себе конкретной качественной оценки человека. Под личностью не следует понимать что-то сильное, активное, мужественное, выносливое и несгибаемое. Личность — это то, что принадлежит герою и преступнику, неудачнику и «везунчику», гению и бездарности. Это то, чего достигает человек в повседневном взаимодействии с окружающим его миром. Человек сам формирует свою личность. (7, с.10)

Наряду с понятием «личность» в науке очень часто употребляют такие понятия как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Но в свою очередь эти три понятия отличаются от понятия «личность», и их отличие состоит в следующем. Термин «человек» психологи относят не к отдельному взятому человеку (но это в том случае, когда сравниваются его объем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всему человеческому роду. Именно из-за этого понятие «человек» в некоторых случаях называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличии от животных. И в отличии от термина «личность» в понятие «человек» кроме психологический свойств еще входят физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.д. Мы рассмотрели понятие «человек» и можно немного обобщить и сделать вывод, что термин «человек» относится ко всему человеческому роду.

А вот отдельно взятый человек или единичный представитель человеческого рода это индивид. В этом заключается главное отличие понятий «человек» и «индивид». Но в этих определениях есть не только различия, но и сходства. Сходство этих двух понятий, состоит в том. Что в понятие «индивид» как и в понятие «человек» входят всевозможные человеческие свойства, которые присущи данному, отдельно взятому, конкретному человеку. Но есть и еще одна причина, по которой в понятие «индивид» входят всевозможные человеческие свойства. В буквальном переводе с некоторых европейских языков на русский язык слова «individual» означает «целостный» или «неделимый». Отсюда следует, что в понятие «индивид» входит целостная, неделимая совокупность всевозможных человеческих свойств, присущих данному конкретному человеку.

Есть еще одно понятие близкое по значению к понятиям «индивид», «человек» и «личность». Это «индивидуальность». Одна из особенностей этого термина заключается в том, что термин «индивидуальность» имеет не одно, а два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида. Другое значение этого понятия подчеркивает то, чем данный человек как индивид отличается от других индивидов. В первое значение термина «индивидуальность» могут входить не только конкретные, но и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе понимание данного термина предполагает указание лишь на то, чем один индивид отличается от другого, т.е. предполагает только конкретное свойство, в отличии от первого значения этого термина. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что слово «личность» самое узкое из всех сравниваемых здесь по своему объему и содержанию. И на это есть как минимум две причины. Первая звучит следующим образом: в понятие «личность» включаются только психологические свойства человека. А вторая причина заключается в том, что в объем и содержание понятия «личность» не входят многие, собственно психологические свойства, в качестве примера можно привести познавательные процессы, психические состояния человека и др. (4, с.176-177) Таким образом, термин «личность» охватывает даже не всю психологию человека.

.2 Психологическая структура личности

Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы, которые в совокупности образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой. Термин «структура» (лат. Structura — строение, взаиморасположение) обычно используется, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Целостность такого объекта не нарушается даже при изменении состава элементов. В этой связи выделение отдельных элементов в личности человека является условной процедурой, служащей лишь для механизма функционирования психики. Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве, образуя саму личность. (7, с. 34-35) Еще более сложно, чем с определение понятия «личность», обстоит дело с уточнением того, что входит в структуру личности или в совокупность личностных свойств человека. Самая большая она же и основная трудность в решении данного вопроса состоит: в отсутствии в настоящее время единой структуры личности и в наличии традиционного представления о структуре личности в учебниках по психологии, которое, в свою очередь, не соответствует ни одной из существующих в настоящее время теорий. (4, с.177-178) Это происходит из-за того, что у разных психологов свое понимание и представление о психологической структуре личности. Элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности, обычно называемые чертами личности. Но таких черт личности существует очень много. И ученые пытаются все это уложить в некоторое количество подструктур. И такая структура каждого психолога различается. Но в них есть и свои сходства. Но все-таки к важнейшим элементам структуры личности можно отнести память культуру и деятельность. (2, с.360) Память — это система знаний, которые приобретает личность в процессе жизненного пути. Данное понятие представляет собой отражение действительности в виде определенной системы научного и обыденного знания. Культура личности предполагает совокупность социальных норм и ценностей, которыми человек руководствуется в своей жизни. А реализация потребностей и интересов личности — это деятельность. В данном случае эти сходства выражаются в основаниях для классификации структуры личности.

Читайте также:  Сколько стоит проверить зрение в оптике кронос

Опишем немного поподробнее каждое основание.

Первое основание (способ объяснения поведения человека) — это способ объяснения в данной теории личности поведения человека. В соответствии с этим критерием теорию личности можно разделить на несколько групп:

1. Психодинамическая — называют теорию личности, в которой человек как личность представлен и описывается в терминах, характеризующих его психологию или его внутренний мир. К терминам, при помощи которых описывается поведение человека в данной теории, можно отнести: потребности (состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его осуществления и развития, и выступающие источником его активности, (6, с.605) мотивы (совокупность факторов, отвечающих за инициацию (начало, возникновение), направление и поддерживание поведения), (6, с.440) черты личности (устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида), (6, с.872) характер (индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах), (6, с.859) темперамент (характеристика индивида со стороны его динамический особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психический процессов и состояний), (6, с.776) воля (свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям) (6, с.75) и др. В объяснениях поведения человека, в рамках этой теории, делаются ссылки на его психологию или физиологию. Но, как и в каждом правиле есть исключения, то здесь они тоже имеются. В теории этого типа при описании поведения человека в расчет не принимается тот факт, что поведение человека зависит от ситуации, в которой он в данный момент находится. В психодинамической теории развития и формирования человека как личности представлена как изменение его психологии, а не поведения или реакции на внешние воздействия, т.е. исключительно как динамика внутреннего мира.

2. Социодинамические — называются теории личности, в которых в личности человека, напротив, подчеркивается внешнее, поведенческое начало. Если необходимо представить и описать человека как личность, то выделяются типичные формы социального поведения данного человека, ого привычки (автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью), действия (элемент, единица деятельности, цель которой элементарна и не разложима на более простые. Произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели), поступки (сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом) реакции на разного рода социальные ситуации. В рамках теории данного типа считается, что изменения, происходящие в ситуации, вызывают соответствующие реакции у человека и изменения в его поведении. Формирование и развитие человека как личности в рамках данной теории решается так: устойчивые изменения, происходящие в поведении человека под влиянием социальной среды или тех или иных социальных ситуациях, и есть изменения в его личности.

. Интеракционистические — называют теории личности, в которых при описании и объяснения поведения человека, а также при изучении его формирования и развития как личности большое значение придается внутренним психологическим особенности данного человека, и его поведения.

. Гуманистические — занимают особое место среди теорий по способу описания личности и объяснения поведения человека. Данные теории возникли в психологическом учении намного позднее других теорий личности, о которых выше уже много было сказано. Ученые, которые занимались данной теорией, изучая психологию человека, в первую очередь обращали свое внимание на то, что отличает человека от животных — это цель и смысл жизни, ценности, мораль и многое другое. Ученые-психологи занимающиеся данной темой считали, что в объяснениях поведения человека необходимо ориентироваться на эти его особенности (цели, смысл жизни, ценности и т.д.). а не на биологические инстинкты и потребности. Исходя из этого можно сделать вывод, что, рассматривая формирование и развитие человека как личности, следует изучать его психологию с точки зрения стремления человека к самосовершенствованию.

Второе основание (способ получения данных о личности) — по этому признаку все теории делятся на экспериментальные и не экспериментальные.

В экспериментальном способе изучения теории личности основным источником данных, которые кладутся в основу теоретический обобщений, являются факты, которые получены научным экспериментом с применением различных психологический тестов и методов математической статистики.

Не экспериментальные теории — это теории созданные на базе анализа и обобщения результатов наблюдений, размышлений и т.д., или если сказать другими словами, то теории. В основе которых лежат не данные или результаты экспериментов, а наблюдения и размышления.

Третье основание — акцент на структуру или динамику личности. По этому критерию все теории делятся на структурные и динамические.

Структурные теории личности сосредотачивают свое внимание на описании личности, уточнении ее структуры. А динамические теории личности делают акцент на изучение процесса формирования, развития и изменения человека как личности. Можно сказать, что структурная теория личности — это теория черт человека. Такой вывод основывается на том, что авторы структурной теории личности занимались изучением, выявлением и описанием черт человека, которыми он обладает как личность. Также можно сказать, что структурно-динамическими можно назвать психоаналитическую и гуманистическую теории личности. А этот вывод делается из того, что чисто динамических теорий личности практически не существует, т.к. прежде чем описывать динамику или изменения, происходящие в личности человека, необходимо определить структуру личности, т.е. содержание того, что может динамически изменится.

Четвертое основание — диапазон возрастов, охватываемый теорией личности. В зависимости от этого критерия все теории делятся на теории касающиеся в основном детства, и теории, охватывающие всю жизнь человека. В теориях детства основное внимание уделяется тому, что представляет собой человек как личность в период с рождения до 15 — 16 лет, т.е. до окончания детства. Или если сказать другими словами, то дошкольный и школьный возраст. А в теориях, которые охватывают всю жизнь человека, рассматривают личность в процессе ее становления и преобразования на протяжении всей жизни. Главное отличие этих двух теорий заключается в том, что в теории, которая охватывает всю жизнь человека нельзя выделить определенный этап или период жизни. Об этом главном отличии нам говорят даже сами названия этих теорий.

Пятое основание — понятия, используемые для описания личности. Другими словами, это система понятий с помощью которых человек характеризуется как личность. По этому критерию все теории можно разделить на несколько видов. А именно, первый вид это теории в которых представлен внутренний мир человека. Основным примером этой теории является психоаналитическая теория. Второй вид — это теории, в которых главным образом описывается поведение человека. В качестве примера этой теории можно привести бихевиористическую теорию. Эта теория выступает как концепция, ориентирующаяся на описания поведения человека. (4, с.178-182)

1.3 Взгляды на психологическую структуру личности К.К. Платонова

К.К. Платонов, детально анализируя широко распространенные понимания личности как души, как суммы психических функций, как опыта человека и т.д., приходит к выводу, что наиболее приемлемым для рассмотрения природы и особенностей человека является понимание личности как «отражающей системы». «Только поняв личность, — пишет К.К .Платонов, — как отражающую систему процесса психического отражения человека, можно правильно понять, применив личностный подход… все другие психические явления, как, например, впечатлительность, апперцепция, ассоциации, интерференция умственных или сенсорных навыков, интересы и т.д.» Говоря о личности как отражающей системе, Платонов использует известное положение С.Л. Рубинштейна, согласно которому: «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». (1 с.34-37) Рассматривая психические явления как форму Психического отражения, Платонов отдает предпочтение следующему определению личности: «Личность — это человек как носитель сознания». (1 стр. 62) Особое внимание в своих трудах, посвященных раскрытию понятия «личность», К.К. Платонов уделяет вопросам, связанным с тем, как проявляет себя личность в поведении, в действиях, поступках, деятельности. Он подчеркивает, что деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой и эти оба вида деятельности являются важнейшим фактором формирования личности. Платонов обосновывает этот вывод методологическим утверждением о единстве личности, сознания и деятельности. Именно поэтому он утверждает, что без углубления понимания деятельности, без раскрытия ее оснований невозможно понять понятие «личность». Изучая и делая свои умозаключения, строящиеся на базе теоретический идей о единстве сознания, личности и деятельности, К.К. Платонов делает заключение о личности как о структурном образовании. Как уже было сказано, что элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности. Часто их называют чертами личности. И поскольку таких черт личности очень много, то психологи пытаются их уложить в несколько подструктур. У каждого психолога эти подструктуры немного разные. Согласно концепции К. Платонова, низший уровень личности — это биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Все это Платонов относит к первой, самой низкой подструктуре. Вторая его подструктура содержит в себе индивидуальные особенности психических процессов человека. Под индивидуальными особенностями человека К. Платонов подразумевает различные качества свойственные человеку при его развитии и формировании как личности. А именно: индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Так выглядит вторая подструктура психологической структуры личности по

К.К. Платонову. Индивидуальный социальный опыт Платонов отнес к третьему уровню структуры. По его структуре в индивидуальный социальный опыт входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. По его мнению, и думаю, что многие с этим согласятся, эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения и носит социальный характер. А вот к высшему уровню Платонов отнес направленность личности, включающую влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура более всего социально обусловлена. Она формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего она отражает общество, в которое человек включен. (7, 46-47)

Платонов считал, что непохожесть людей очень значительна. Такой вывод он сделал, исходя из своего взгляда на психологическую структуру личности. Еще он считал, что на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избежать совпадений, противоречий, даже конфликтов с людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Читайте также:  Из за чего у меня испортилось зрение

Если систематизировать понятие психологической структуры личности К.К. Платонова, то получится следующее:

Название подструктурыК данной подструктуре относятсяСоотношение биологического и социальногоПодструктура направленностиУбеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы.Социальный уровень, биологического почти нетПодструктура опытаУмения, знания, навыки, привычкиСоциально-биологический уровень (значительнее социальный, а не биологический)Подструктура форм отраженияОсобенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания). Особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный)Подструктура биологических, конституциональных свойствСкорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п. Половые возрастные свойстваБиологический уровень (социальное практически отсутствует)

Завершая обзор представлений К.К. Платонова о личности, еще раз повторим, что взаимодействие структур личности, сознания и деятельности — это главный стержень теоретических построений Платонова, который разработал концепцию психологической структуры личности. (2, с.360-361)

1.4 Взгляды на психологическую структуру личности А.Н. Леонтьева

Алексей Николаевич Леонтьев разделял идею о том. Что все происходящее во внутреннем мире человека (в его психической сфере) своими корнями уходит в его деятельность, которая и обеспечивает ему сугубо человеческий характер существования. Он весьма обстоятельно исследовал важнейшие характеристики деятельности, предложил свое понимание ее организации. А.Н. Леонтьев утверждал, что деятельность — это некая особая целостность, основными компонентами которой выступают мотивы, цели, действия. По мнению отечественного ученого, деятельность есть «…молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта». Леонтьев, следую марксистским представлениям о сущности человеческого бытия и обосновывая психологическое понимание деятельности, утверждал: основная функция деятельности состоит в том, что она «ориентирует субъекта в предметном мире». Исходя из этого, деятельность нельзя рассматривать ни как реакцию, ни как совокупность реакций человека в ответ на стимулы, исходящие из внешнего мира. По Мнению Леонтьева, ее можно рассматривать только как систему, имеющую свое строение, свои внутренние переходы и превращения, и главное свое развитие. А.Н. Леонтьев утверждал, что деятельность каждого индивидуального человека не может не зависеть от его места в социуме, от условий, в которых протекает его жизнь. Для А.Н. Леонтьева главной характеристикой деятельности выступает ее предметность. Он показывает также, что существует большая связь между строением деятельности и ее мотивами, целями. Подробно анализируются им и действия, и операции, входящие в состав, в структуру деятельности. А.Н. Леонтьев пишет: «Деятельность субъекта — внешняя и внутренняя опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе — к его состоянии, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Одной из таких традиционных тем для Леонтьева является тема личности в психологии. Для него «личность есть относительно поздний продукт общественно- исторического и онтогенетического развития человека». Реальным базисом личности, по Леонтьеву, является совокупность его общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются в его деятельности, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей. Согласно мнению Леонтьева именно деятельности субъекта и должны выступать исходными единицами психологического анализа личности. Делая выводы в своих рассуждения, А.Н. Леонтьев пишет: «… в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческий деятельностей, порождаемые ходом их развития». (3, с. 239-241)

А. Леонтьев утверждает, что структуру личности человека не следует искать ни в каком наборе отдельных психических особенностей человека. Устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность, или, говоря иначе, система его отношений к миру, реализуемая через иерархию различных деятельностей. По мере своего развития человек включается во все большее количество различных видов деятельностей. Это обусловлено теми общественными отношениями, в которых оказывается человек в силу жизненных обстоятельств. Одни из них становятся ведущими для конкретного человека, а другие всего лишь подчиненными. Эта иерархия деятельностей. Она не зависит от состояний организма человека, и составляет так называемое ядро личности. За этим соотношением деятельностей стоят отношения мотивов. По мнению А.Н. Леонтьева, к базовым параметрам структуры личности относятся:

разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью различных деятельностей.

степень иерархизированности связей с миром, т.е. их мотивационная «окраска».

общая структура связей индивида с миром, образуемая внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.

Развитие личности ребенка, согласно мнению Леонтьева, идет через связь с окружающим миром, через предметы, которые вначале открываются ему только в физических свойствах, а потом и в функциональном значении, используемом в деятельности. Так, вначале ребенок видит и ощущает чашку, но затем он обнаруживает, что она предназначена для питья, т.е. для реализации конкретной деятельности. Подобные переходы продолжаются от фазы предметно-практической деятельности до усвоения иерархии деятельностей на уровне отношений с обществом. При этом формируется и развивается система личностных смыслов деятельности. Этот процесс и есть становления личности. Итак, личность создается объективными обстоятельствами через совокупность деятельностей, реализующих отношения человека к миру. При этом личность может развиваться исключительно в рамках созидания, но не потребления. (7, с.48-49)

2. Экспериментальное исследование изучения терминальных и инструментальных ценностей личности

.1 Методика, процедура проведения исследования

психологическая структура личность

Для поведения экспериментального исследования определения ценностно-мотивационной сферы личности использована методика «Ценностные ориентации», которую разработал М. Рокич.

Так же в экспериментальном исследовании использован самоактуализационный тест САТ (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз).

Процедура проведения исследования: В исследовании изучения ценностно-мотивационной сферы личности приняли участие 30 человек. В возрасте от 17 до 65 лет. Из них 15 представителей младшего возраста (15-35 лет) и 15 представителей старшего возраста (36-55 лет).

Система ценностных ориентаций М Рокича определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и философии жизни. Методика «ценностных ориентаций» М. Рокича в настоящее время является наиболее распространенной. Методика основа на прямом структурировании ценностей. Автор методики различает два класса ценностей. К первому списку М. Рокич относит терминальные ценности. Убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Второй — инструментальные ценности. Убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является более главным в любой ситуации. То как М. Рокич разделил на классы ценности соответствует классическому делению на ценности-цели и ценности-средства.

Способ проведения: Каждому человеку, которому проводится данный тест, предлагаются карточки, на которых написаны ценности. Всего 36 корточек. 18 из них с терминальными ценностями и 18 с инструментальными ценностями. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Сначала предлагаются терминальные, а затем инструментальные ценности. Задачей тестируемого, является внимательно изучить данные ему корточки и разложить их в том порядке, в котором он считает необходимо. Разложить карточки необходимо в том порядке значимости для него как принципов, которыми он руководствуется в жизни. Наиболее важная карточка займет первое место, вторая во значимости ценность займет второе место и так со всеми корточками, а менее важная — займет последнее, т.е. 18-е место. Работать следует не спеша, внимательно изучав все ценности. Если в процессе работы тестируемый изменит свое мнение, то он может исправить свой ответ, поменяв корточки местами. Конечный результат должен отражать истинную картину значимости данных ценностей в его жизни.

К 1-му классу, назовем его список А, т.е. к терминальным ценностям относятся:

. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

. Здоровье (физическое и психическое);

. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

. Наличие хороших и верных друзей;

. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

. Развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование);

. Развлечения (приятное, необременительное время, отсутствие обязанностей);

. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

. Счастливая семейная жизнь;

. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

. Творчество (возможность творческой деятельности);

. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

А ко 2-му классу, соответственно списку Б, инструментальным ценностям относятся:

. Аккуратность, чистоплотность (умение содержать в порядке вещи, порядок в вещах);

. Воспитанность (хорошие манеры);

. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

. Жизнерадостность (чувство юмора);

. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

. Непримиримость к недостаткам в себе и других;

. Образованность (широта знаний, высокая общая культура);

. Ответственность (чувство долга, умение держать слово);

. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

. Честность (правдивость, искренность);

. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

Как и в любом деле. В данной методике есть свои преимущества и недостатки. Достоинств у данной методики много. К ним относятся: универсальность, удобство и экономичность в поведении тестирования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как списками ценностей, так и инструкции. А вот существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между исследуемым и испытуемым. Данную методику определения терминальных и инструментальных ценностей личности М. Рокича не рекомендуется проводить в целях отбора и экспертизы. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основного структурирования данных карточек, можно попросить испытуемого разложить данные корточки отвечая на следующие вопросы.

1. В каком порядке реализованы данные ценности в вашей жизни?

2.Как бы вы расположили данные ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?

. Как это сделали бы вы 5 ли 10 лет назад?

. Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?

. Как разложили бы корточки близкие вам люди?

Анализируя иерархию ценностей, следует обращать внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела. Индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности. Ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это вовсе не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций М. Рокича. Человек, проводящий исследование должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Но а если не удается выявить не одной закономерности, то можно предположить несформированность личности испытуемого или даже неискренность ответов. В неискренности ответов испытуемого заключается главный недостаток этой методики и самая большая трудность в анализе его ответов. Обследование лучше всего проводить индивидуально, но и возможно групповое тестирование. Я при тестировании использовала в основном индивидуальный метод, за исключением нескольких случаев. И сделала вывод, что индивидуальное тестирование более эффективно.

2.2 Анализ полученных результатов

После проведения исследования изучения терминальных и инструментальных ценностей личности были получены следующие результаты:

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/1811654/page:9/
  • http://womanadvice.ru/deyatelnostnyy-podhod-v-psihologii
  • http://diplomba.ru/work/110520