Меню Рубрики

С точки зрения деятельностного подхода общество определяется как общество

101. Укажите, что относится к основным сферам общественной жизни:

103. Что такое субъективный фактор в общественном раз¬ витии?

интеллектуальные, морально-психологические и организаторские свойства практически действующего субъекта.

110. Какое из перечисленных ниже понятий является наиболее общим (т.е. включает в себя в себе все остальные)?

120. С какими двумя именами в античной философии связывают возникновение двух философских направлений – материализма и идеализма?

Демокрита и Платона;

124. Кто из перечисленных русских философов не принадлежит к религиозному направлению?

131. Термин «экологические проблемы» означает:

проблемы, связанные с религиозными конфликтами;

14. Представителем русского экзистенциализма является:

145. С точки зрения деятельностного подхода общество определяется как:

процесс коллективного бытия людей;

149.Сферой общественной жизни, связанной с производством и распределением материальных благ, является:

15. Понятие «пограничной ситуации» играет важную роль в философии:

154. Кто из представителей немецкой классической философии рассматривал любовь в качестве сущностно-определяющей характеристики человека?

159. Субстратом сознания является:

163. Какое определение свободы соответствует диалектико-материалистической трактовке?

свобода есть возможность выбирать и способность принимать решения «со знанием дела»;

23. Что такое материальное производство?

27. Кому из античных философов принадлежит высказывание «Этот космос… не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»?

30. Кто из российских философов начал развивать учение «Всеединства»?

37. Природа античной философской мыслью понималась как:

не познаваемая человеком материя;

40. Кто из античных мыслителей первым выдвинул идею направленности общественного развития?

42. Кто из перечисленных античных философов является объективным идеалистом?

51. Интуиция – это:

способ мышления, свойственный архаическим об¬ществам;

54. Какая мировоззренческая позиция в понимании свободы и необходимости выражена в следующей мысли: «Катится, катится жизнь колесницей фатальной. Мы пассажиры на данном отрезке пути. Кучер – судьба колесницею той управляет»?

63. Представители какого направления русской философии XIX в. считали, что единственным возможным вариантом развития России является путь западноевропейской цивилизации?

67. Какова направленность логического следования в дедуктивном методе мышления?

рассуждение ведется от общего к общему;

73. Что считали целью человеческой жизни Эпикур и его последователи эпикурейцы?

познание самого себя;

74. Какой путь получения знаний является приемлемым для средневековой философии?

78. Представители какого направления в русской философии XIX в. абсолютизировали роль православия, монархии и крестьянской общины в русской истории?

84. Что не относится к сущностным особенностям современных экологических проблем:

необратимость некоторых отрицательных изменений;

87. Что означает в переводе термин «экономика»?

взаимодействие между субъектами собственности;

95. Что такое онтология?

96. Выделите основные виды неорганической материи.

Деятельностный подход и его роль в изучении общества и культуры Деятельность как способ общества — файл n1.doc

Доступные файлы (1):

n1.doc 93kb. 31.03.2014 15:11 скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии

Деятельностный подход и его роль в изучении общества и культуры

Деятельность как способ общества
Исполнитель:

философии УрГПУ
Екатеринбург 2012г.

2. Деятельностный подход. Понятие деятельности…………………………….4

3. Сущность и структура деятельности………………………………………….5

4. Деятельностный подход в философии………………………………………..7

6. Деятельный подход в изучении общества……………………………………9

7. Деятельностный подход в изучении культуры……………………………. 10

1. Введение
В философии, психологии и социологии деятельность человека рассматривалась с самых различных сторон. Она была представлена как реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций (А.Н. Леонтьев); как взаимосвязь опредмечивания и распредмечивания (Г.С. Батищев); как совокупность определенных видовых форм, необходимых в реальной жизни каждому индивиду (игра, учение, труд) и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г. Ананьев) [4]. Рассмотрение деятельности с разных точек зрения позволяет понять ее полнее.

Объектом изучения деятельностного подхода является сама деятельность как целое. Именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой.

Деятельность является формой существования общества, характерным для человека способом отношения к внешнему миру, проявлением активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. Развитие общества и самого человека происходит в процессе деятельности.

2. Деятельностный подход. Понятие деятельности

В философском понимании «Деятельность — форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». В психологии: «Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта»[7].
Можно отметить, что оба определения говорят об активности субъекта в целесообразном преобразовании окружающего мира. Однако философское определение трактует деятельность так же, как форму существования общества, а психология делает акцент на активности психической, т. е. проявляющейся в субъективных переживаниях человека, в его чувствах, мышлении, воле.

Объектом изучения деятельностного подхода является сама деятельность как целое. В понятие деятельность можно включить как биологическую жизнедеятельность человека, так и его социокультурную, специфически человеческую, деятельность, она охватывает все стороны жизни человека. Деятельность — специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт [7].

Можно сказать, что деятельность как целостный процесс включает в себя также и общение. В своей сути деятельность и есть именно социально преемственное бытие, адресующее себя людям и поколениям. Секрет творчества — в динамике деятельности. Деятельность есть единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. Только с точки зрения деятельности в ее целостности можно понять, что такое субъект и объект, мышление и все категории диалектики вообще. Как теоретическая деятельность, так и материально-технический процесс реального преобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты целостной деятельности как системы, где реально-преобразовательный процесс определяет идеально-преобразовательный. В связи с этим теоретическая деятельность есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складываются иллюзии, будто «чисто практические» и «чисто теоретические» функции сами по себе суть деятельности [9].

Таким образом, с точки зрения философии деятельность является формой существования общества. Собственно деятельность можно назвать объектом изучения деятельностного подхода. Она и есть социально преемственное бытие, адресующее себя людям и поколениям.

3. Сущность и структура деятельности

Являясь одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.
В структуре деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.).

Потребность — причина, порождающая деятельность. Мотив — необходимый элемент деятельности, причина, определяющая направление деятельности человека. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, а одному мотиву могут соответствовать разные цели. Таким образом, расхождение результата с намеченной целью может иметь мотивационную основу.

В структуре деятельности можно выделить цель действия, средства достижения цели. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Итак, цель — это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Достижимой целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности. При этом человек может знать или не знать свои возможности, свойства предметов окружающего мира. Цель определяется тем точнее и становится тем более определенной, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия ее достижения. В структуре деятельности можно выделить различные действия . В отдельном действии тоже можно увидеть цель, средство, результат.

Средство — это момент объективности в акте деятельности, это то, что существует в качестве реального феномена независимо от сознания субъекта деятельности. Это — орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладает субъект деятельности. Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств . Средства должны соответствовать цели. Предмет деятельности — то, на что направлена деятельность субъекта. Действие — кульминация преобразования предмета в соответствии с намеченной целью. Результат является завершающим моментом деятельности.

Можно подвести итог: структура акта деятельности включает такие элементы, как субъект, цель, средство, предмет, действие, результат. Достижение успеха в деятельности требует от субъекта внимания к каждому элементу процесса деятельности.

4. Деятельностный подход в философии

Деятельностным подходом в философии можно назвать концепцию философии, которая придает деятельности более фундаментальный онтологический статус, нежели констатация существования отдельных объектов-вещей. В качестве объяснительного принципа в эпистемологии этот подход предполагает, что смысл понятий и человеческих представлений порождается характером деятельности и представляет собой результат ее опредмечивания. Совокупность процессов опредмечивания и распредмечивания является деятельностью. Опредмечивание – это процесс перевода знания, существующего как компонент в целостной системе деятельности, в материальные формы. Распредмечивание – это процесс перевода свойства вещи из свойства объекта в свойство деятельности.

Отношение бытия и сознания принято считать основным вопросом в философии. Началом открытия человеком бытия, реального существования мира является его чувственность, которая лежит в основе взаимодействия человека и окружающего мира. Контакт двух реальностей лежит через чувства человека, которые представляют его психическую деятельность, уже на этом этапе преобразующую и внутренний мир человека, и окружающий мир.

Если рассматривать деятельность в широком философском смысле, то можно сказать, что она означает разносторонний процесс создания субъектом условий для своего и общественного существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с личными и общественными потребностями, целями и задачами [10].

Таким образом, объектом деятельностного подхода является деятельность. В широком философском смысле она представляет собой разносторонний процесс создания субъектом условий для своего и общественного существования и развития, а также преобразования социальной реальности в соответствии с личными и общественными потребностями, целями и задачами.

5. Понятие «культура»

В понимании культуры нашло выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в действительном мире, только ему свойственной активности, несводимой к действию ни природных, ни божественных сил, что означало рождение «культа» самого человека, пришедшего на смену всем иным культам древности. Возникновение самостоятельного понятия «культура» ученые лингвисты относят к XVIII в. На рубеже средних веков и Нового времени произошли существенные сдвиги в общественном бытии человека, которые коренным образом изменили отношение человека к окружающему миру и самому себе. Разрушились старые традиционные патриархальные связи и отношения, которые связывали человека с природными условиями его жизни. Благодаря общественному труду человек осознал свои действительные возможности, что, по-видимому, и привело к рождению понятия, наиболее полно фиксирующего результаты и последствия его деятельности – понятию культуры.

Читайте также:  Государство с точки зрения исторического материализма это

«Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности»[9]. Культура означает возделывание, преобразование и улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Таким образом, именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой.

6. Деятельный подход в изучении общества

Понятие «общество» в обыденном языке и языке частных наук имеет множество трактовок. Под ним обычно понимают объединение людей в некую группу. В социальной философии общество понимается крайне широко как совокупность всех форм совместной деятельности людей. Общество — это совокупность людей, их социальных действий и смыслов этих действий.

Развитие деятельности в современном обществе определяется в первую очередь его внутренними связями и взаимоотношениями. В одних случаях внутренние механизмы социума определяют ускоренное освоение окружающей среды, в других – его медленный темп. Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство.

Деятельность является формой существования общества, характерным для человека способом отношения к внешнему миру, проявлением активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека.

Подлинно научное решение проблемы деятельности стало возможным лишь на основе материалистического понимания истории, что дало возможность впервые понять саму структуру и природу деятельности, как определенного способа бытия определенной сферы материальной деятельности общества. Карл Маркс написал, что подобно тому, как материальная деятельность есть мое практическое самоопределение и самоутверждение, так «деятельность моего всеобщего сознания как таковая является моим теоретическим бытием как общественного существа» [6, c. 590]. В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное, «как само общество производит человека, так и он производит общество» [6, c. 259]

Развившийся в истории философии тезис о том, что деятельность есть способ бытия человека, трансформировался в научно обоснованный вывод: система социальной деятельности, основанная на исторически определенном способе материального производства, есть способ бытия общества. Человек как индивид существует лишь как общественный человек в составе социальных групп, общностей, классов, т. е. в составе той социальной системы, которая складывается, вырастает как воплощение способа производства общественной жизни, системы социальных отношений, формирующихся на основе совокупной деятельности индивидов и ее объективированных результатов. Деятельность предстает как социально преемственная активность, адресующая себя другим людям и поколениям. Исторически первый ее акт – производство орудий с помощью орудий. В этом смысле деятельность – это единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно.

Можно подвести итог: развитие общества и самого человека происходит в процессе деятельности. В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

7. Деятельностный подход в изучении культуры

Поскольку субъектом культуры является сама человеческая личность, сущность которой раскрывается через активное, творческое начало, заложенное в природе человека, то среди многообразия взглядов на сущность культуры и самого человека одним из наиболее плодотворных в науке является деятельностный подход. В отличие от животного, именно человек обладает способностью целенаправленно и сознательно взаимодействовать с природой и другими людьми. В то время как жизнедеятельность животных подчинена в большей степени их приспособлению к условиям окружающей среды обитания, деятельный труд человека носит продуктивный характер и направление на преобразование не только своего непосредственного окружения, но и себя самого. Жизнедеятельность животных словно запрограммирована к определенной и относительно стабильной экологической среде и отсюда ее одномерный характер, практически неизменный в пределах нескольких поколений [5].

Жизнь человека в значительной степени направлена на осмысление своего бытия, на постановку сущностных вопросов этого бытия. Поиском ответов и их символизацией посредством языка искусства, науки, религии, мифологии и других форм духовного бытия и занята культура на протяжении многих тысячелетий своей истории [3].

Важна роль каждого вида духовной культуры. Искусство – с помощью художественного образа, наука – с помощью понятий, теорий и умозаключений. Религия – религиозных догматов, все они строят свою картину мира, обогащая при этом, друг друга [3].

В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия “культура”.

Во-первых, культура есть “вторая природа”, мир искусственного, то есть созданного человеком по своему образу и подобию или для собственных нужд, не продиктованных однозначно природной необходимостью (в отличие от всего естественного) и силой инстинкта.

В философской литературе можно обнаружить попытки указать существенные признаки, позволяющие зафиксировать качественное отличие культуры от природы. Ее появлению способствовали, по мнению П.С.Гуревича, использование огня и орудий, возникновение речи, способы насилия над собой (табу и другие ограничения), образование организованных сообществ, формирование мифов и образов [1, с35-36].

Деятельность рассматривается как своего рода посредник между природой и культурой. Именно в деятельности и посредством деятельности люди приспосабливают и преобразуют мир природы, превращая его в мир культуры.

Во-вторых, культура рассматривается как специфически человеческий, надбиологически выработанный “способ деятельности”, а также как технология ее осуществления, то есть то, как и каким образом человек реализует свою деятельностную сущность. Следовательно, культура в данном контексте производна от деятельности. Она охватывает не только то, что творит человек, но и то, как он это создает, то есть способы его деятельности. Причем последнее имеет решающее значение.

В отечественной философии сформировалось два основных направления деятельностного анализа культуры: системно-технологическое направление исследования культуры (М.С.Каган, Э.С.Маркарян) и субъектно-деятельностное (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, М.Б.Туровский, В.М.Межуев и др.). Несмотря на полемику между М.С.Каганом и Э.С.Маркаряном, их позиция совпадает в главном: культура выражает технологическую составляющую общественной жизни людей.

Одна из групп ученых связывает понимание культуры с принципом деятельности. Именно деятельность рассматривается В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзоном как объяснительный принцип культуры. Эта позиция подтверждается ими в разные периоды творчества: культура есть не что иное, “как специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека”, а ее исследование “связывается с исследованием деятельности людей… и с развитием самого человека”[2].

В-третьих, культура есть особая разновидность человеческой деятельности. Это — “деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты”[8].

Можно сделать вывод, что культура — это не только и не столько деятельность, сколько приобщение к ней. Сам момент деятельности превращает людей и их объединения в субъектов культуры, но средствами или результатами деятельности опять же не исчерпывается все богатство и содержание культуры. Суть философского понимания культуры заключается в разнообразных попытках раскрыть целостным образом ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей.

В философии деятельность является формой существования общества. Собственно деятельность можно назвать объектом изучения деятельностного подхода. Она и есть социально преемственное бытие, адресующее себя людям и поколениям.

В широком философском смысле деятельность представляет собой разносторонний процесс создания субъектом условий для своего и общественного существования и развития, а также преобразования социальной реальности в соответствии с личными и общественными потребностями, целями и задачами. Именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой.

Развитие общества и самого человека происходит в процессе деятельности. В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

Культура является не только и не столько деятельность, сколько приобщением к ней. Сам момент деятельности превращает людей и их объединения в субъектов культуры, но средствами или результатами деятельности не исчерпывается все богатство и содержание культуры. Суть философского понимания культуры заключается в разнообразных попытках раскрыть целостным образом ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей.

9. Список литературы
1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 1999.

2. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981.

3. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992 г.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977г.

5. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983 г.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1956.

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.

8. Современный философский словарь. М., 1996.

9. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

10. Журнал «Эпистемология и философия науки», 2007, Т.XIII, № 3. с. 144 – 146. В.А. Бажанов.

Деятельностный подход

Читайте также:

  1. Cубъект-объектный и субъект-субъектный подходы к социализации личности.
  2. I ЧАСТЬ. 1 вопрос. История первобытного общества и история древнего мира: проблемы изучения, трактовки и подходы к истории, специфика.
  3. T Системный подход. Понятие архитектуры.
  4. V2: Марксизм и формационный подход. Становление капиталистического общества.
  5. Абстрактно-философский подход к определению целей воспи­тания в различные периоды развития общества
  6. Адаптивный подход в сельском хозяйстве и задачи агроэкологии
  7. Акмеология и акмеологический подход к инженерному образованию
  8. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
  9. Аксиологический подход в философии. Что такое ценность? Ценностный мир человека.
  10. Аксиомы ординалистского подхода. Ф-я полезности и кривые безразличия потребителя. Св-ва кривых безразличия. Предел. норма замещения.
  11. Алфавитный (объемный) подход к измерению информации
  12. Алфавитный подход

Œ Идея деятельностного подхода.

В педагогическом процессе идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.

В процессе и результате использования форм, приемов и методов работы человек способен выбирать, оценивать, проектировать, конструировать те виды деятельности, которые свойственны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.

Суть педагогического процесса с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач.

Совместный поиск ценностей, норм, законов жизни, путей решения проблем в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Педагогический процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций, задач мотивирующих учащихся на различные виды деятельности.

Деятельностный подход в педагогическом процессе учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в развитии личности ребенка. Все психологические новообразования определяются осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и закономерностями смены этих деятельностей.

Ведущий тип деятельности в каждом периоде жизни ребенка не является единственным.

Читайте также:  Знак к правилам гигиены органа зрения

Дошкольное детство – ведущим типом деятельности является игра. Методы воспитательной работы принимают вид игры. При этом ребенок строит различные типы игр – режиссерскую игру, сюжетную игру, игру по правилам, что позволяет создавать разнообразные комбинации игровой деятельности. Наряду с игровой деятельностью в дошкольном возрасте складываются различные формы продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация.

Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Поэтому воспитательные методы, способствующие становлению субъектности ребенка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности — это, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Отношения между детьми в классе строятся преимущественно через учителя, он организует их совместную деятельность и общение. Поэтому на первый план выступают методы организации детского коллектива: единые требования, самоуправление, самообслуживание и т.д.

Младший школьник не потерял интереса к игре, хотя она и перестала быть ведущим типом деятельности. Исключительно актуальными для младших школьников выступают методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Младшие школьники очень чувствительны к тем оценкам, которые им дают значимые взрослые, в первую очередь учителя, родители.

Переход от отрочества к подростковому возрасту знаменуется кризисом отрочества. Проблема ведущей деятельности — в кризисе отрочества, в становлении ребенка в качестве субъекта социальных отношений в отечественной психологии считается открытой. Однако в этом возрасте необходимо использовать методы, средства, приемы для организации различных видов деятельности, обеспечивающих наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними.

Подросток – ведущим типом деятельности становится та, в которой можно самоутвердиться среди сверстников и взрослых. Особое занимают деятельность совместно со взрослыми и деятельность на благо других людей. Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Это возраст не только неудовлетворенных потребностей, но и непомерных притязаний. Возрастает значение группы сверстников в процессе развития личности.

Юность (старший школьный возраст). Основная задача этого возраста – самоопределение (социальное, личностное, профессиональное, духовное). Ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного субъекта. На первом этапе должна быть организована совместная учебная деятельность, а диалог становится принципом и методом полисубъектного и межличностного взаимодействия. Актуальной является внеурочная познавательная, культурно-просветительная и благотворительная деятельность. В этом возрасте происходит «отход от школы», поиск себя, появляется тенденция к манифестации себя в разных формах.

 Организация совместной деятельности.

Основными компонентами деятельности, которые включаются в воспитательную работу любого образовательного учреждения являются игра, учение и труд.

Игра Учение Труд
Подлинная игра – творческое исполнение жизни, хотя и в форме воображаемого творчества. Игра – основной способ человеческого общения с возможным и недействительным. Игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности. Несмотря на различия, все виды игр с педагогической точки зрения имеют много общего; их воспитательный потенциал зависит: · от содержания познавательной и нравственной информации; · от того, каким героям подражают дети; · воспитательный потенциал обеспечивается самим процессом игры как деятельности. Игры дают детям очень важный навык совместной работы. Незаменима роль игры в поиске и реализации различных форм организации детской жизни (творческие комплексные праздники, «КВН», «Дебаты», «Учебные фирмы», «Что? Где? Когда?» и т.д.). Учение – деятельность, занимающая львиную долю времени современных школьников. Воспитывает прежде всего содержание образования, включающее знание общечеловеческих ценностей. Основной путь освоения содержания образования это: · связи, объединяющие материал в единое целое, не должны даваться в готовом виде; · учебный материал разумно интегрировать в единое целое на основе метода науки, научной концепции. Необходимо учитывать, что воспитывает не только содержание образования, но и сама организация образовательного процесса, методы обучения, формы организации учащихся в процессе обучения. Сегодня каждому учителю ясно, что учить всех одинаково нельзя. В процессе обучения разумно использовать современные технологии и модели обучения, что позволяет реализовать субъектную роль школьника в учебном процессе. Школьникам среднего и особенно старшего возраста под силу участие в работе спецкурсов, спецсеминаров, исследовательских групп, публичных защит проектов, работы по индивидуальным творческим планам и т.д. Труд в контексте воспитания следует рассматривать как совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально значимых ценностей. На первом плане должен быть социально значимый эвристический, эстетический, нравственный замысел (т.е. идея, связанная с результатом) для достижения которого и нужна собственно работа, приобретаемые в ее процессе умения и навыки. Здесь важны дела экологического характера, деятельная забота о конкретных людях, создание и улучшение школьной воспитывающей среды, возрождение народных ремесел, производительный труд с элементами предпринимательской деятельности. При этом трудовой компонент современной школы должен быть гибким и вариативным (школьное объединение «зеленых», школьное мини-предприятие, создание «учебной фирмы», организация подросткового кафе и полное обеспечение его работы, выпуск газет и журналов, создание культурно-исторического комплекса т.д.).

Ž Взаимодействие участников воспитательного процесса

Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в новое качественное состояние. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и обучения.

В условиях школьного коллектива осуществляется взаимодействие педагогов и учащихся в специально организованном учебно-воспитательном процессе и взаимодействие школьников между собой в совместной деятельности.

Ведущими целями взаимодействия педагогов и школьников являются:

· развитие личности взаимодействующих сторон;

· реализация воспитательных задач.

Основными характеристиками взаимодействия считают:

1. Взаимопознание – знание личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений.

2. Взаимопонимание – понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач; принятие трудностей, забот друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

3. Взаимоотношение – проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; творческий характер отношений.

4. Взаимные действия – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов; срабатываемость, координация действий, согласованность; помощь, поддержка друг друга.

5. Взаимовлияние– способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность замечаний, корректных по форме; изменение поведения и действий; восприятие другого в качестве примера для подражания.

Типы взаимодействия Отношение к интересам друг друга Наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности Субъектность позиций по отношению друг к другу во взаимодействии
Сотрудничество Взаимноположительное + С-С
Диалог Взаимноположительное С-С
Опека Взаимноположительное С-О
Подавление Одностороннеположительное С-О
Соглашение Нейтральное + С-С
Конфронтация Отрицательное С-С
Индифферентность (равнодушие, безучастность друг к другу). Нейтральное С-С

Типы взаимодействия:

Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия. Индифферентный тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга, либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные, формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия – включение в совместную творческую деятельность в процессе обучения и воспитания.

III. Современные подходы к организации педагогического процесса:

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 855 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

44. Общество как система. Деятельностный подход к изучению общества.

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т. д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество – это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т. д. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления их творческих способностей.

Можно выделить объективную и субъективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона – это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т. д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.

Субъективная сторона общественного бытия людей – это их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать одно пояснение. К сознанию и воле понятие «бытие» применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в деятельности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, скорее, не непосредственно общественное бытие в его, так сказать, предметном существовании, а его мысленное отражение – идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.

Читайте также:  Распад ссср с юридической точки зрения

Вопрос о соотношении общественного бытия людей как реального процесса их общественной жизни и их общественного сознания – один из основополагающих методологических вопросов социальной философии. Ответ на него предполагает, в частности, выяснение того, насколько полно и глубоко общественное сознание людей отражает их общественное бытие. В этом обнаруживается степень понимания людьми происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособительной и творчески-преобразующей деятельности в собственных интересах.

Надо сказать, что проблема соотношения реальной жизни людей и их представлений о ней, о возможностях их влияния на происходящие в обществе процессы ставится и решается во многих философских концепциях, материалистических и идеалистических. Она по-разному решается, скажем, в рамках социологического позитивизма О. Конта и диалектического материализма К. Маркса, а также других философских доктрин. Уйти от ее решения при философском анализе развития общества невозможно.

Понятия «общественное бытие» и «общественное сознание» играют немаловажную методологическую роль в исследовании общества и в понимании отдельных социальных явлений. В них выражены предельно общие стороны существования и развития общества. Правильно понять взаимодействие этих сторон – значит встать на путь научного познания общества как сложной социальной системы, а также отдельных явлений, будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Понимание общественного сознания как отражения общественного бытия указывает на объективную основу его развития. Содержание экономических, политических, нравственных, эстетических, религиозных и других взглядов и теорий есть более или менее полное отражение соответствующих сторон жизни людей, их общественного бытия. В своей совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосознание общества, т. е. осознание им всех сторон своей жизни в их связи и развитии.

Коль скоро общественное сознание есть отражение общественного бытия, оно имеет как бы производный, вторичный характер. Это выражается в положении: общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позволяет объяснить развитие общественного сознания с позиций социального детерминизма. Это значит указать на объективные и субъективные причины тех или иных проявлений общественного сознания. Объективные причины этого коренятся в условиях общественного бытия людей, субъективные – в особенностях их мыслительной деятельности.

Исходя из принципа социального детерминизма, необходимо раскрыть также взаимодействие различных сторон общественного бытия, их взаимозависимость, носящую причинный и закономерный характер. Такой подход неизбежно подводит к анализу роли материального производства в развитии общества. Это одна из тех проблем социальной философии, которая ставится и решается со своих позиций представителями разных направлений (например, марксистами и представителями эмпирической социологии, а также структурно-функционального анализа и технологического детерминизма).

Наверное, каждому ясно, что без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет, если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потребности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения и т. д. Поэтому любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уровня жизни людей, что означает не только достаточное удовлетворение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, социального обеспечения и развития духовной культуры. Материальное производство создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

Таким образом, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в общественном развитии, историческом процессе.

Однако дело не ограничивается этим. Материальное производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, т. е. существование определенных классов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено общественным разделением труда, а также экономическими отношениями собственности на средства производства и распределения создаваемых в обществе материальных благ. Этим обусловлено деление людей на различные профессиональные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам и т. д.

Способ производства как прямо, так и косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов. Ведь их субъектами выступают те самые классы и другие социальные группы, которые существуют на базе данного способа производства. Политическими средствами они решают многие свои социально-экономические, собственно политические и идеологические проблемы.

Наконец, способ производства влияет на развитие духовной жизни общества как в плане ее материального обеспечения (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, производство бумаги и создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т. д.), так и в том смысле, что существующие экономические отношения воздействуют определенным образом на развитие морали, науки, искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.

Как видно, способ производства материальных благ воздействует (прямо или косвенно) на все стороны жизни общества. Исходя из этого, можно сказать, что в конечном счете общество развивается по объективным законам общественного производства. Именно в конечном счете, ибо на развитие любого социально-политического и духовного явления оказывают влияние не только производственно-экономические, но многие другие объективные и субъективные обстоятельства.

Способ производства материальных благ имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это прежде всего люди с их знаниями, умениями и навыками к труду, а также средства производства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство.

Производственные отношения есть отношения между людьми в процессе производства. Это в первую очередь отношения собственности на средства производства. Их собственники являются, по сути, хозяевами заводов, фабрик, шахт и других крупных, средних и мелких предприятий, функционирующих в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т. д. И, как хозяева, они нанимают для работы на своих предприятиях рабочих, инженеров и служащих на тех или иных условиях. В зависимости от характера собственности – частной, коллективной, государственной – хозяевами предприятий могут являться отдельные люди, различные коллективы и государство.

Производственные отношения – это также отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда. Их суть заключается в том, что один человек, например инженер, как бы отдает другим людям и обществу свой труд, но при этом пользуется результатами труда и услугами других людей, скажем, земледельца, врача, учителя, ученого и т. д. Таким образом осуществляется обмен деятельностью между представителями разных профессий и видов труда.

Наконец, к производственным отношениям относятся отношения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производства, исходя из отношений собственности на средства производства и его продукты, а также из условий оплаты труда работающих, зафиксированных в трудовом соглашении или контракте. Итак, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Производственные отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого производства. Данные потребности заставляют людей находить наиболее рациональные формы производственной деятельности, чтобы эффективнее использовать имеющиеся в их распоряжении производительные силы, прежде всего способности производителей (их знания, навыки, умения), а также возможности средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаментальную проблему. От того, каким образом и насколько она решается, зависит подъем производства и рост общественного богатства, что создает возможности решения экономических, социальных и иных проблем.

Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Смена или же преобразование отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального характера способа производства, и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются не только производственная, но и другие виды деятельности, различного рода общественные отношения (политические, нравственные, религиозные и другие), а также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество – это определенный предметный мир материальной и духовной культуры. Все эти явления занимают свое место в обществе как неком социальном организме – социуме и играют свою роль в его функционировании и развитии.

Из предыдущей главы видно, что подход к обществу как к социальной системе имеет место в социальной философии О. Конта и Г. Спенсера. Определенные взгляды на этот счет высказаны М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом и А. Тойнби. Свое толкование общества как системы дано в учении К. Маркса об общественно-экономической формации. Это учение имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на нем несколько подробнее.

Исходя из работ Маркса и Энгельса, общественно-экономическую формацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-экономические формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них характеризуется, во-первых, как качественно определенный тип общества, во-вторых, как ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особенности развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность.

Важно, однако, что понятие «общественно-экономическая формация» позволило представить общество как целостную социальную систему, каковым оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические формации показывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появлялись на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса.

Формационный подход к изучению общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом, направленным прежде всего на изучение культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилизации. Выделяют так называемые западную и восточную цивилизации, христианскую и исламскую цивилизации, современную индустриальную цивилизацию и т. д. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития позволяет выработать более конкретные представления о нем, как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе.

Источники:
  • http://perviydoc.ru/v41336/%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%B2_%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
  • http://studopedia.su/15_38334_deyatelnostniy-podhod.html
  • http://studfiles.net/preview/4238746/page:12/