Меню Рубрики

С точки зрения биологии человек разумный относится

ТЕМА: Человек.

РЕФЕРАТ

По биологии

обучающийся гр. ТЭ-15

В в е д е н и е

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

Социология исходит из того, что человек есть природное существо, но не просто природное, а человеческое природное существо, и что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

Социология, стремясь объяснить человеческое общество как особую часть природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие человека, открывает и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются: творчество, свобода и социальность.

Творчество – характерный признак человека. Посредством его человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности. Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо, которое творит.

Свобода как существенное свойство человека неотделима от творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь свободный субъект, так же как и свобода заключается в возможности творчества. Свобода состоит в выборе между двумя несколькими возможностями. Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо, которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе психологической свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им духовных творений.

Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение общества и человека, изучает также и возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.

С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.

Основная часть

Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его разумности.

Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. Человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит) – отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса». Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем «космическом» уровне.

Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы – сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пико делла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю – следовательно существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияния сознания, а с другой – способно воздействовать на него.

Для представителя классической немецкой философии ХVIII в. И.Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX в.в. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.

Марксистско-ленинский анализ проблемы человека предполагает выявление социальной сущности, конкретно-исторической детерминации его сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его образа жизни и др.

Общественной истории человеку предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоспособной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Определяющим условие реализации этих предпосылок становления человека марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека. Человек, в отличии от животных, не просто приспосабливается к коренным изменениям в условиях своего существования, а объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психике и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Морфологическая, физическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми.

Проявление биологических закономерностей жизни человека носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входит как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно не запрограммированы. Но это никак нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностей дарования, которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных исторически сложившихся форм деятельности – главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различными рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм.

Читайте также:  К какому последствию с точки зрения автора ведет продуктивный диалог между властью и обществом

В процессе приобщения культуры у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.

С биологической точки зрения современный человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, подотряду высших человекоподобных приматов (антропоидов), секции узконосых антропоидов, надсемейству гоминоидов, семейству гоминид, роду Человек (Люди), виду Человек разумный, подвиду Человек разумный современного типа (Homo SapiensSapiens). В настоящее время этот подвид является единственным представителем своего рода и семейства, остальные известны науке только по ископаемым останкам.

Отряд приматов по современным классификациям включает в себя около 200 видов, которые делятся на низших приматов, или полуобезьян и высших приматов (антропоидов). В подотряде полуобезьян (рис.1) выделяют секции тупайеобразных, лепурообразных и долгопятообразных, получивших своё название по наиболее известным и многочисленным видам.

В подотряде человекоподобных (рис.2) выделяют секции широконосых и узконосых. Первая секция представлена семействами игрунок, каллимико и капуциновых, а вторая – надсемействами мартышковых и гоминоидов. В последнюю группу, кроме человека, относятся понгиды (орангутанг, шимпанзе и горилла) и гиббоны.

Приматы в основном обитают вдоль экватора в районах с жарким климатом: в южноамериканской сельве, в африканских тропических лесах и в саванне, в джунглях Индо-Малайской области и Мадагаскара. Однако некоторые виды обитают в менее благоприятных условиях, продвинувшись до 35–40° северной широты (японский, китайский и тибетский макаки) и до 35° южной широты (медвежий павиан). Есть виды, приспособившиеся к условиям высокогорья (ассамский макак, гималайский тонкотел) и пустыни (павиан бабуин). Самый широкий ареал обитания из всех приматов у человека, на земле очень мало мест, не заселённых людьми, чему способствовало развитие трудовой деятельности и активного характера приспособления человека к условиям обитания.

Ключевой адаптацией представителей отряда приматов было изначальное приспособление их к жизни на деревьях тропического леса. Это привело к формированию и сохранению, в том числе у человека ряда морфо-функциональных признаков характерных для приматов.

2. Среда обитания человека.

Благодаря наиболее высокому уровню организации человека, которого он достиг как биосоциальное существо, его взаимоотношения со средой обитания имеют существенные особенности (рис. 17.1).

Человек как экологический фактор в отличие от животных не только пользуется природными ресурсами, но, действуя на нее целенаправленно и осознанно, господствует над ней, адаптируя условия к своим потребностям. Это достигается благодаря тому, что человек в отличие от растений и животных, использующих для своих потребностей энергию Солнца или органического вещества, накопленного в процессе фотосинтеза, применяет различные источники энергии, в том числе недоступные другим живым организмам: энергию ископаемого топлива, водных потоков, атомную и термоядерную. Энерговооруженность и техническая оснащенность человека неуклонно растут, и это позволяет ему заселять самые разнообразные условия обитания и снимает естественные барьеры ограничения численности человеческих популяций.

Рис. 17.1. Среда обитания людей

Человечество представляет собой единственный на Земле вид, всесветно обитающий, что превращает его в экологический фактор с глобальным распространением влияния. Благодаря воздействию на все главные компоненты биосферы влияние человечества достигает самых отдаленных экологических зон планеты. Печальным примером этому служит, в частности, обнаружение опасных пестицидов в печени пингвинов и тюленей, отловленных в Антарктиде, где никогда ни один из них не применялся. Еще одна особенность человека как экологического фактора заключается в активном, творческом характере его деятельности. Энергия, которой манипулируют люди, обращается ими на изменение среды обитания. Экологический оптимум существования человека на основе его биологических механизмов ограничен, и возможность широкого расселения достигается не путем изменения людьми их собственной биологии, а путем создания очеловеченной среды.

Созданием вокруг себя искусственной среды обусловливается также и специфика человека как объекта действия экологических факторов. Это действие всегда опосредовано результатами производственной деятельности людей. Естественные экосистемы вытесняются антропогенными экосистемами, абсолютно доминирующим экологическим фактором которых является человек. Среда обитания человека включает биоприродный и социально-культурный компоненты, или естественную и искусственную среды. В естественной и искусственной средах человек представлен как социальное существо.

Факторы естественной и искусственной среды оказывают на человека постоянное влияние. Результаты действия природных факторов, различающихся в разных районах обитаемой части планеты, на протяжении истории человечества проявляются в настоящее время в экологической дифференциации населения Земного шара, подразделении его на расы и адаптивные типы (см. § 15.4). Социальные факторы обусловливают образование и закономерную смену хозяйственно-культурных типов сообществ людей. Они представляют собой комплекс хозяйства и культуры, характеризующий народы, которые различаются по происхождению, но обитают в сходных природно-ресурсных условиях и находятся на одинаковом социально-экономическом уровне.

В настоящее время на планете сосуществуют различные по времени возникновения, производительности труда, благосостоянию и демографическим показателям населения хозяйственно-культурные типы сообществ людей. В ограниченном числе сохраняется «присваивающий» тип с преобладанием экономической роли охоты, рыболовства, собирательства (пигмеи-охотники на территории Заира, племена аэта, кубу, обитающие в лесах Юго-Восточной Азии, отдельные группы индейцев в бассейне реки Амазонки). Достаточно широко представлены хозяйственно-культурные типы, экономическую основу которых составляют ручное (мотыжное) или плужное (пашенное) земледелие и скотоводство. В связи с научно-технической революцией в промышленно развитых странах сложились хозяйственно-культурные типы с высокоразвитым товарным земледелием и животноводством.

Формирование хозяйственно-культурных типов зависит от естественной среды обитания людей. Эта зависимость была наиболее сильна на ранних стадиях развития человеческого общества. Однако уже тогда и особенно в более поздние периоды развития человечества зависимость формирования хозяйственно-культурных типов от природных условий опосредовалась уровнем социально-экономического развития народа. На всех этапах истории общество активно приспосабливает природу к собственным нуждам. Инструментом такого приспособления, связующим звеном между естественной и очеловеченной средой служит трудовая деятельность людей, в процессе которой человек создает хозяйственную и культурную среду, от которой зависят образ жизни, показатели здоровья, структура заболеваемости,

Среда обитания человека представляет собой переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных экологических факторов, набор которых различается в разных природно-географических и экономических регионах планеты. В таких условиях необходим единый интегральный критерий качества среды с точки зрения ее пригодности для обитания человека. Согласно Уставу Всемирной, организации здравоохранения, принятому в 1968 г., этим критерием служит состояние здоровья населения. В исследованиях по экологии человека термин «здоровье» используют в широком смысле как показатель полного физического и душевного благополучия.

Главная линия развития экологии человека в настоящее время нацелена на решение проблем управления средой, выработку путей рационального природопользования, оптимизации условий жизни людей в различных антропоэкологических системах.

Чем является человек?

Что такое человек? Вопрос о существовании человека на Земле, его сущности и происхождении занимал умы людей на протяжении многих тысячелетий. Существует множество теорий бытия человека, и в каждой из них представлена своя точка зрения на то, чем является человек во Вселенной. Наука определяет человека как отдельный вид из отряда приматов. От обезьян люди отличаются анатомическими особенностями, развитием материальной и духовной культуры, членораздельной речью и абстрактным мышлением. Самым близким предком человека является неандерталец, а из ныне живущих – шимпанзе.

Чем является человек и его особенности

  • Люди считаются единственными млекопитающими, которые отличаются прямохождением только на двух конечностях (некоторые обезьяны могут ходить на двух лапах, но лишь в течение короткого промежутка времени).
  • Люди отличаются от животных способом поглощения пищи (пища разнообразна и термически обработана).
  • Люди способны членораздельно говорить, в то время как животные могут лишь подражать звукам (исключения составляют отдельные представители приматов).
  • Люди обладают самым развитым головным мозгом (отделы мозга, отвечающие за координацию движений и равновесие, развиты наиболее сильно).
  • Люди определяются как социализированные существа со сложной системой поведения (каждый человек имеет свои традиции, культурные ценности, мировоззрение, религиозные взгляды).Только у человека можно выделить систему образования, социальные связи и такие характерные лишь для человека поступки, как самоубийство и обет безбрачия. Человечество стремительно увеличивается: так на данный момент население мира составляет 7 миллиардов человек, а по прогнозам экспертов к 2050 году цифра перевалит за 9 миллиардов.

Человек с точки зрения философии

В философии проблема человека считается одним из краеугольных вопросов, который в разные эпохи решался по-своему. Увы, то, что человек является личностью, человечество осознало не так давно. Какие же основные философские теории бытия человека можно выделить?

  • В философии Древнего мира (Индийской, Китайской, Греческой) человек определялся как часть космоса: он содержал в себе все основные стихии природы и состоял из тела, души и духа. Так, в Индийской философии человек обладал душой, которая переселялась, умирая, а граница между растениями, животными, Богами и человеком была вообще сильно размыта. В Античной философии человек наделялся духом, разумом и социальными способностями.
  • В Средневековой Христианской философии человек представлял собой образ и подобие Бога, который вкусил плод познания добра и зла, сформировавший в нем в итоге раздвоенную сущность. В это время было развито учение о соединении Божественной и человеческой сущностей (в образе Христа), к которому необходимо было стремиться каждому человеку, желающему быть принятым Богом после смерти.
  • В эпоху Возрождения человек, наконец, утверждается как личность, обладающая красивым телом, которое воспевается не только в трактатах того времени, но и творениях художников и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело).
  • В философии Нового времени человеку приписывается титул субъекта духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем разума. В это время человек напрямую ассоциируется с высказыванием «Мыслю, следовательно, существую», то есть мышление кладется в основу существования человечества.
  • В Современной философии проблема человеческой личности считается центральной: так ницшеанство определяет человека как игру жизненных сил и влечений, экзистенциализм трактует человека как противопоставление социального и духовного, а в марксизме человек является частью общественной трудовой деятельности.

Таким образом, сущность человека очень многогранна, его в равной степени характеризует и тело, и дух, поэтому борьба низменных страстей человека и высоких духовных порывов всего лишь прерогатива философских прений.

Человек с точки зрения биологии

Выделяются следующие биологические характеристики человека:

  • средние размеры и масса тела человека колеблются в пределах 50-80 кг и 164-175 см (последние 150 лет наблюдается акселерация);
  • тело человека покрыто волосами в области головы, пах, подмышек;
  • кожа человека способна менять пигментацию (склонность к загару);
  • средняя продолжительность жизни человека составляет 79 лет;
  • женщина способна к оплодотворению в течение всего года, благодаря наличию менструаций;
  • беременность длится 40 недель, а потомство, как правило, не способно заботиться о себе в первые годы своего развития;
  • развитие человека определяется длительным периодом детства с низкой скоростью роста, и ярко выраженным скачком в период полового созревания;
  • старение человека играет большую роль в психологическом, социальном и экономическом аспектах;
  • главным способом межличностных коммуникаций является членораздельная речь.
Читайте также:  К старости зрение идет на плюс

Человек с точки зрения химии и физики

С точки зрения химии, человек – это набор химических реакций, результат взаимодействия органических молекул. Среди химиков бытует одно полушутливое определение человека, по которому человек представляет собой набор следующих химических веществ:

  • жир (7 кусков мыла);
  • известь (хватит побелить курятник);
  • фосфор (2200 спичек);
  • железо (1 гвоздь);
  • магний (1 фотовспышка);
  • сахар (около 0.5 кг).

С точки зрения физики, человек – это электростанция, так как в каждой человеческой клетке есть маленькие генераторы энергии (митохондрии), которые постоянно вырабатывают статическое электричество.

Таким образом, проблема человека всегда интересовала ученых и философов, но в наши дни главным фактором, характеризующим человеческое существо, считается определение человека как отдельной личности со своими физиологическими и духовными потребностями.

Человек — это существо, характеризующее высшую ступень эволюции живой природы на Планете, обладающий общественно-осознанной деятельностью.

В понятии «человек» выражается вся его биосоциодуховная реальность. В данном общем качестве человека есть совокупность разнообразных отношений, проявляемых в его конкретных состояниях и сложных жизненных условиях.

Биология человека

Человек — часть биосферы Земли. С биологической точки зрения Человек относится к царству животных — типу хордовых — подтипу позвоночных — классу млекопитающих — подклассу плацентарных — отряду приматов — семейству гоминидов — роду человек, в котором до нашего времени дожил только один вид — Человек разумный (Homo sapiens sapiens).

Человек является компонентом биосферы, в которой он связан пищевыми цепями с продуцентами. Сам он относится к консументам первого и второго порядков, гетеротрофам, т. е. пользуется готовым органическим веществом и биогенными элементами.

Биологические особенности человека

Анатомия человека

Физиология человека

  • здоровье;
  • физическое развитие;
  • характеристики человека:
    • физические качества;
    • черты личности.
    • типажи (телосложения).
    • другие различные характеристики.

Социально-психологические особенности человека

Человек обладает уникальными качествами присущими ему как социальному существу. Для него характерна членораздельная речь, наличие материальной культуры, умение использовать огонь и другие источники энергии, в последние тысячелетия ему свойственен постоянный технический прогресс.

Общественное существо, отличит, чертой к-рого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.

Ч. появился на Земле в итоге сложного и длит, процесса историко-эволюц. развития ( см. антропогенез). В зоол. системе вид человек разумный (Homo sapiens) относится к классу млекопитающих, отряду приматов, в к-рый он входит в составе сем. гоминид. С большинством приматов Ч. сближают такие их особенности, как относительно крупный головной мозг, пятипалая хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставляющимся большим пальцем и др. Из числа совр. приматов Ч. обнаруживает наибольшую близость (по данным сравнит, анатомии, физиологии, молекулярной биологии, иммуногенетики, патологии и др.) к африканским человекообразным обезьянам (горилле и особенно шимпанзе). Очень высока степень гомологии ДНК человека и шимпанзе — не менее 90% сходных генов. Однако в морфологич. отношении Ч. весьма отличается от человекообразных обезьян пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), S-образной формой позвоночника с отчётливыми шейным и поясничным изгибами, особым расположением и развитием нек-рых мышц и связок в связи с прямохождением, низкой расширенной формой таза, уплощением в переднезаднем направлении грудной клетки, сводчатой стопой с массивным и приведённым большим пальцем при нек-рой редукции остальных пальцев, наличием полного противопоставления большого пальца кисти, сильным развитием папиллярных узоров на пальцевых подушечках рук. Для Ч. характерны: абсолютно и относительно очень крупный головной мозг (в среднем по массе он в 3—4 раза превосходит мозг шимпанзе и горилл); прогрессивная дифференциация областей мозга, связанных, напр., с развитием членораздельной речи (лобная, нижнетеменная, височная доли); анатомич. особенности периферич. аппарата голосообразования (напр., наличие особого голосового мускула гортани); относит, увеличение мозгового отдела черепа и ослабление лицевого (в связи с прогрессивной редукцией челюстного аппарата и жевательной мускулатуры); редукция волосяного покрова и др. Линия эволюции Ч. характеризовалась прямохождением, постепенным совершенствованием руки как органа труда, усложнением мозга и прижизненно возникающих форм поведения. При этом морфологич. эволюция гоминид носила неравномерный, «мозаичный» характер. Так, наиб. рано сформировался комплекс признаков, связанных с прямохождением (не позднее 3 млн. лет, а возможно, и значительно раньше), тогда как объём мозга у этих древнейших гоминид был сравнительно невелик (менее 800 см3), а рука ещё во многом сохраняла обезьяньи черты. Вероятно, не было полного параллелизма и в темпах морфологич. и биохимич. эволюции. Согласно распространённой точке зрения, линия Ч. отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые достоверные представители рода (Homo) появились ок. 2 млн. лет, а совр. Ч. (Н. sapiens) — не позднее 40 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5—2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии).

Все совр. люди принадлежат к одному виду, в пределах к-рого выделяется неск. осн. рас. Спецификой индивидуального развития человека является удлинение периода детства при выраженном скачке скорости роста в связи с половым созреванием. Соотношение длительности детства с продолжительностью жизни у Ч. 1 : 5 против 1:6 — 1 : 13 у др. приматов. Половой диморфизм Ч. проявляется в общих размерах тела, пропорциях (относительно большая ширина таза у женщин, плеч — у мужчин), в развитии осн. компонентов тела (лучшее развитие подкожного жироотложения у женщин, мускулатуры и скелета у мужчин, отличия в размерах жировых клеток, диаметре мускульных волокон). Наряду с этим наблюдаются различия в нек-рых физиолого-биохимич. характеристиках (мн. гормоны, гемоглобины, силовые мышечные характеристики и др.).

Н. sapiens — широко, хотя и неравномерно расселённый по Земле (панойкуменный) вид, включающий многочисл. популяции, представители к-рых дают при смешении плодовитое потомство и обнаруживают значит, фенотипич. изменчивость, к-рая в определ. степени связана с морфофункц. адаптацией (наиб. отчётливые проявления последней наблюдаются в р-нах с экстремальными условиями среды — Арктика, экваториальные р-ны, высокогорья и др.). Биол. адаптация Ч. специфична, ибо состоит в сохранении не только его биологических, но и социальных функций и осуществляется при значительной (и всё возрастающей) роли социального фактора. Процесс эволюции гоминид сопровождался постепенным сужением действия естеств. отбора в силу возникновения и развития обществ, законов и создания новой, «искусственной» среды обитания. В ходе гоминизации происходило уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения. Генотип Ч. обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биол. организации возможна лишь в условиях социальной среды. После появления Ч. совр. типа естеств. отбор прекратил свою видообразующую функцию; общественно-историч. развитие уже не определяется изменениями биол. свойств Ч. Но стабилизация физич. типа Ч. относительна: в пределах видового, «сапиентного» комплекса возможны разнонаправленные изменения морфофункц. характеристик, нередко принимающие форму «эпохальных сдвигов». Начиная с мезолита неоднократно происходили такие колебания в длине тела, массивности скелега, форме головы и др. Они могут выражаться и в изменениях темпов онтогенеза ( см. акцелерация). У совр. человека несомненно влияние на эти процессы как биологических, так и социальных факторов в их сложном взаимодействии. Вопрос о возможности направленного воздействия Ч. на свой генофонд весьма сложен и не может решаться однозначно, он представляет не только научно-техническую, но и, в первую очередь, социально-этич. проблему.

Человек разумный (Homo sapiens) — биологический вид. Критерии и структура вида

Структура вида человека разумного

Вид человек разумный появился примерно 200 тысяч лет назад на территории Африканского континента и был представлен единственной популяцией с ареалом в центрально западном районе Африке. За период своего существования вид осуществлял многочисленные миграции по планете и в итоге стал космополитом, т.е. распространился повсеместно. В настоящее время вид человек разумный подразделяется на 3 расы:

  • европеоидная,
  • монголоидная,
  • экваториальная.

Критерии вида человек разумный

  1. Морфологический. Вид человек разумный имеет сходное внешнее строение. Выделяют так называемые антропометрические показатели – рост, вес, объём головного мозга и некоторые другие. Так человек разумный современного типа имеет рост около 140-190 см, вес 50-100 кг, объём головного мозга $1000-1850 \ см^3.$
  2. Географический. Данный вид обитает в определённых местах планеты Земля, так как человек разумный вид – космополит, соответственно его Ареал весь Земной шар за исключением Антарктиды. Однако имеется некоторая тенденция расселения человека, в частности этот вид селится преимущественно в равнинных местах с умеренным или тропическим климатом, вблизи моря или водоёма.
  3. Экологический. Все особи вида человек разумный взаимосвязан с окружающей живой и не живой средой одинаково. Так все особи имеют сходные трофические (пищевые) взаимосвязи, топические (место обитания), форические (распространение), фабрические (жилище) и прочие связи. Однако в зависимости от конкретной популяции эти взаимосвязи могут существенно отличаться. Так рацион питания эскимосов Гренландии и бедуинов Африки практически не совпадает. Следовательно, человек является высоко эврибионтным видом (т.е. организмом с широким диапазоном приспособления к среде обитания).
  4. Молекулярно-генетический. Все особи вида имеют единое молекулярно-генетическое строение. Так диплоидной набор хромосом составляет 46, гаплоидный 23 соответственно.
  5. Физиолого-биохимические. Все особи имеют сходные физиологические и биохимические процессы в организме. Одинаково функционирует системы дыхания, пищеварения, размножение, выделения и пр. Так же имеются некие модификации в зависимости от популяции. Например, способность переваривать лактозу молока имеют большинство жителей Европы и напротив меньшинство жителей юго-восточной Азии способны переварить данный дисахарид.
  6. Гистолого-цитологический. Все особи вида имеют единое тканевое и клеточное строение. Для человека характерно 4 типа тканей: нервная, соединительная, эпителиальная, мышечная, которые устроены и функционируют у всех людей одинаково. Все клетки составляющие ткани так же устроены и функционируют едино. Отличие могут быть, например, в связи с особенностями среды обитания, так мелатонин в коже негроидов содержится в гораздо большем количестве, чем в коже европеоидов, ввиду того, что последние живут в условиях не значительного радиационного воздействия от Солнца.
  7. Репродуктивный. Все люди имеют внутриутробное развитие, период вынашивания потомства составляет 9 месяцев, характерна забота о потомстве , выкармливание и воспитание в течении длительного периода. Образование семьи на период воспитания детей или дольше.
  8. Этологический (поведенческий). Сходство в поведении для удовлетворения своих потребностей. Этот критерий в настоящее время наиболее социализирован. По нему сейчас человек существенно отличается в зависимости от его статуса в обществе.
  9. Исторический (эволюционный). Все особи вида человек разумный имеют схожее происхождение в процессе антропогенеза и произошли от единого предка человека прямоходящего.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Человек. Что такое человек с точки зрения биологии?

Человек является таким же видом, биологическим, как и все остальные компоненты живой природы на Земле, связан с другими различными видами, связями, в том числе и в пищевой цепочке.

Мы себя считаем самыми разумными существами, но человек — это часть животного царства, хордового типа, позвоночный подтип и отряд приматов.

Из семейства гоминидов сохранился только человек — единственный вид.

Так что дедушка Чарлз, тот, что Дарвин, был прав в своих трудах о происхождении видов.

Человек разумный — Homo sapiens , он всего лишь часть биологической сферы, один из его элементов, часть общего животного мира на планете Земля.

Читайте также:  При каком минусе зрения делают операцию

Человек разумный

Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Подкласс: Плацентарные
Отряд: Приматы
Подотряд: Сухоносые
Инфраотряд: Узконосые
Надсемейство: Человекообразные
Семейство: Гоминиды
Род: Люди
Вид: Человек разумный
Подвид: Человек разумный разумный
(предположительно)
Латинское название Homo sapiens

Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens ) (мн. ч. — люди) — вид приматов, представитель группы гоминид рода человек, способный к речи, абстрактному мышлению, прямохождению и изготовлению орудий труда и их использованию. Существенными навыками является приготовление пищи при помощи огня и использование одежды.

Человек оказал значительное влияние на биосферу, создав собственную оболочку Земли — антропосферу. Совокупность индивидов человеческого вида называют населением Земли, или человечеством. Взаимодействие индивидов превращает население в общество, или социум. Вся информация, хранящаяся и циркулирующая в обществе формирует ноосферу. Все результаты деятельности общества, материальные и информационные, образуют человеческую культуру.

Человеческий вид, как и многие другие биологические виды, подразделяется на два пола: мужской и женский. Самец человека называется мужчиной, самка человека — женщиной, а человеческий детёныш — ребёнком.

Содержание

Состав таксона

Некоторое время в состав вида Homo sapiens включали неандертальцев, подразделяя вид на два подвида: Homo sapiens neanderthalensis и Homo sapiens sapiens. В настоящее время предполагается, что линии неандертальцев и сапиенсов разошлись около 500 тысяч лет назад, а их общим предком был Homo antecessor (Человек-предшественник), человек совсем другого вида, причём линия к неандертальцам идёт через посредство ещё одного вида — гейдельбергского человека, то есть неандертальцы и сапиенсы не могут быть подвидами внутри одного вида.

Тем не менее, подвидовой статус у человека современного типа остаётся, поскольку выделяется ранний подвид Homo sapiens — Homo sapiens idaltu («Старейшина»).

Происхождение человека

Современный человек появился в Африке около 200 тысяч лет назад в результате эволюции антропоидов. При помощи «грубого» анализа митохондриальной ДНК Ребекка Канн определила возраст митохондриальной Евы (последней женщины, которая является предком по материнской линии всех современных людей) примерно в 160 тысяч лет. 196 тыс. лет назад — возраст черепов Омо-1 и Омо-2 (homo sapiens) в Эфиопии.

Около 100 тыс. лет назад люди вышли из Африки и начали расселяться по другим континентам. В тот момент первичное человечество не превышало 10 тысяч особей, причём за пределы Африки переселились лишь несколько сотен человек.

Около 66 тыс. лет назад люди достигли Индии. В то время люди и неандертальцы сосуществовали на Ближнем Востоке.

Около 40 тыс. лет назад появлилась Ориньякская культура.

Вместе с тем, некоторые способности человека, отличающие его от остального животного мира, до сих пор не удаётся удовлетворительно описать в терминах естествознания. Например, сознание остаётся преимущественно философским понятием; соответственно, вопрос о его происхождении на сегодняшний день лежит вне рамок биологии.

Из современных животных ближайшим родственником человека разумного является шимпанзе, с которым человек имеет около 98 % общих генов. Линии людей и шимпанзе разошлись около 6 миллионов лет назад. [1]

Мифологии и религии

Некоторые религиозные группы не отрицают эволюционное происхождение человека — см. креационизм.

  • В большинстве мифологий весь человеческий род идёт от пары прародителей -перволюдей, которые стали отцом и матерью остальных людей.
  • В скандинавской мифологии это Аск и Эмбла,
  • в иудаизме и произошедших от него религиях — Адам и Ева
  • В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ.
  • В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

Внешний вид

Голова большая. На верхних конечностях по пять длинных гибких пальцев, один из которых несколько отстоит от остальных, а на нижних — пять коротких пальцев, помогающих балансировать при ходьбе. Помимо ходьбы, люди также способны к бегу, но, в отличие от большинства приматов, не способны к брахиации.

Прямохождение

Люди — единственные современные млекопитающие, ходящие на двух конечностях. Некоторые обезьяны также способны к прямохождению, однако лишь в течение короткого времени.

Волосяной покров

Тело человека обычно мало покрыто волосами, за исключением областей головы, а у половозрелых особей — паха, подмышек и, особенно у мужчин, рук и ног. Рост волос на шее, лице (борода и усы), груди и иногда на спине гораздо более характерен для мужчин. (Отсутствие волос встречается также у некоторых других млекопитающих, в частности у слонов.)

Половой диморфизм

Половой диморфизм выражается рудиментарным развитием молочных желёз у мужчин по сравнению с женщинами и более широким тазом у женщин.

Пигментация кожи

Кожа человека способна изменять пигментацию: под действием солнечного света она темнеет, появляется загар. Эта особенность наиболее заметна у европеоиодной и монголоидной рас. Кроме того, в коже у человека под воздействием солнечного света происходит синтез витамина D.

Физические параметры

Средний вес мужчины составляет 70-80 кг, женщины — 50-70 кг, хотя встречаются и гораздо более крупные представители (до 400—500 кг). [2] Средний рост современного человека составляет: 165 см для женщин и 180 см для мужчин. Средний рост человека менялся с течением времени. Так, в средние века люди были ниже ростом, что заметно по размеру рыцарских доспехов того времени.

Продолжительность жизни

Продолжительность жизни человека зависит от ряда факторов и в развитых странах составляет в среднем 79 лет. По данным Министерства здравоохранения РФ, в 2001 г. средняя продолжительность жизни в России составляла 58 лет для мужчин и 66 лет для женщин.

Внутривидовой полиморфизм

В пределах вида Homo sapiens выделяют неколько рас — внутривидовых групп популяций, имеющих сходный набор наследуемых морфологических и физиологических признаков, варьирующих в определённых пределах и обусловленных долговременными адаптационными процессами популяций людей, обитавших в различных ареалах.

Вместе с тем, и внутри рас наблюдается достаточно высокая степень вариабельности, позволяющая выделять субрасы (этнорасовые группы), то есть выделить дискретные признаки и типы, однозначно определяющие расовую принадлежность, невозможно.

У вида наблюдается непрерывное распределение типов телосложения (мускульного, костного, жирового), пигментации кожи и других признаков; таким образом, раса или этнорасовая группа в терминах популяционной генетики определяется как группа со специфическим распределением частот генов, отвечающих за эти признаки. Комплексы признаков, характерных для этнорасовых групп, отражают не только адаптационную реакцию на условия обитания, но и миграционную историю популяций и историю генетического взаимодействия с другими популяциями.

Размножение

В сравнении с животными, репродуктивная функция человека и половая жизнь обладают рядом особенностей. Половая зрелость наступает в 16-18 лет.

В отличие от большинства млекопитающих, репродуктивная способность которых ограничена периодами течки, женщинам присущ менструальный цикл, продолжающийся около 28 суток, благодаря чему они способны к беременности в течение всего года. Беременность может наступить в определённый период месячного цикла (овуляция), однако никаких внешних признаков готовности женщины к ней нет. Кроме того, в отличие от всех других млекопитающих, женщины даже в период беременности могут вести половую жизнь. Однако репродуктивная функция ограничена возрастом: мужчины теряют способность к размножению в среднем в 55-60 лет, а женщины — в 40-50 лет (с наступлением климакса).

Беременность длится девять месяцев. Из-за больших размеров ребёнка роды могут приводить к травмам и кровопотере у матери. С этим связано своеобразное строение тела женщины: широкий таз и узкая талия, не характерное ни для других млекопитающих, ни для мужчин.

Женщина, как правило, единовременно рожает только одного ребёнка (двое и более детей — близнецы — встречаются примерно один раз на 100 рождений). Новорожденный ребёнок весит 3-4 кг, зрение его несфокусировано, и он неспособен самостоятельно передвигаться. В заботе о потомстве в первые годы ребёнка участвуют, как правило, оба родителя.

Человек является сложноорганизованным социальным существом. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических — культура общества (традиции, культурные ценности), законы государства, личные моральные убеждения, мировоззрение и религиозные взгляды, но степень влияния этих факторов различна для отдельных индивидов и отдельных популяций. Поведение человека изучает психология.

Человеку присуща способность действовать независимо от инстинктов, заранее предвидеть результаты своих действий и составлять планы. Некоторые приматы также обладают способностью предвидеть последствия своих поступков, однако она развита на порядок ниже, чем у человека.

Хотя известны случаи осознанных самоубийств [3] , существует, однако, мнение, что человек по большей части, так же как и прочие животные, не способен действовать независимо от инстинктов, и его высокоразвитое мышление является лишь инструментом реализации этих инстинктов.

Люди всеядны — питаются плодами и корнеплодами, мясом позвоночных и многих морских животных, яйцами птиц и рептилий, молочными продуктами. Разнообразие пищи животного происхождения ограничивается главным образом специфической культурой. Значительная часть пищи (а животная пища — почти всегда) подвергается термической обработке. Большим разнообразием отличаются и напитки.

Человек — единственное животное, массово употребляющее спиртные напитки. Большинство животных испытывает отвращение к этиловому спирту и напиткам, его содержащим (хотя существуют и исключения, в частности, некоторые собаки могут лакать пиво).

Новорожденные дети, как и детёныши других млекопитающих, питаются материнским молоком.

Другие особенности

Отличия от животных

Человек обладает самым развитым мозгом среди животных. Отношение массы мозга к массе тела больше, чем у любого другого животного, а абсолютная масса мозга больше лишь у слонов и китообразных.

Человек — единственное млекопитающее, обладающее способностью к членораздельной речи. Многие птицы, например, попугай, также обладают способностью к членораздельной речи. В прошлом считалось, что попугаи повторяют слова, не понимая их смысл, однако есть данные, что попугая можно научить осмысленной речи (см. Alex). Были и эксперименты, в которых и млекопитающих (обезьян, дельфинов) обучали пониманию простых фраз или их генерации с использованием языка жестов и т. д. (см. Феномен «говорящих» обезьян).

У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию. С другой стороны, человек, как и все приматы, обладает стереоскопическим зрением.

В 2006 году было обнаружено, что в геноме человека присутствует 212 копий гена MGC8902 – значительно больше, чем в геномах шимпанзе – 37 копий, мыши и крысы – по одной копии. Ген MGC8902, кодирует белок DUF1220, функция которого не известна, однако установлено, что этот белок присутствует в нейронах головного мозга. Исследователи выдвигают предположение, согласно которому многократное дублирование MGC8902, по крайней мере, частично обусловило эволюцию человеческого мозга. Поскольку функция белка DUF1220 не известна, значение данного отличия человека остается неизвестным.

Физические способности человека

  • График скорости бега на разные дистанции.
  • Жак Майоль без дыхательных аппаратов погружался на глубину 105 метров. [4] Спортивный рекорд в свободном нырянии без ограничений установил Лоик Леферме, нырнув на 171 метров.
  • 27 июля 1993 года Хавьер Сотомайор прыгнул в высоту на 2,45
  • 30 августа 1991 года Майк Пауэлл прыгнул на 8,95 метров в длинну

Человек с точки зрения религии и идеалистической философии

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, поскольку животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) разум, совесть, сознание, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхестественное, высший или абсолютный разум) и т. д.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5430540/
  • http://elhow.ru/psihologija/abstraktnye-voprosy/chem-javljaetsja-chelovek
  • http://wikiwhat.ru/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA
  • http://gufo.me/dict/biology/%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA
  • http://spravochnick.ru/biologiya/chelovek_razumnyy_homo_sapiens_biologicheskiy_vid_kriterii_i_struktura_vida/
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2908038-chelovek-chto-takoe-chelovek-s-tochki-zrenija-biologii.html
  • http://mediaknowledge.ru/ad0a21bb4c14b855.html