Меню Рубрики

С точки зрения беркли в мире действуют причины

По мнению Беркли, нет нужды признавать материю в качестве источника ощущений. Понятие материи заключает в себе противоречие. Утверждается, что материя есть независимая от ума субстанция, обладающая размером, формой и движением. Но размеры, форма и движения – это качества, существующие в нашем уме. Кроме того, как всякое абстрактное понятие, понятие материи является иллюзией. Беркли рассуждает как номиналист: в языке имеются слова с обобщающим смыслом, но им ничто не соответствует в действительности.

Что такое солипсизм? Как Беркли пытается избежать солипсизма?

Солипсизм( от лат. solus -единственный, ipse — сам) — это философская точка зрения, согласно которой существует только мыслящий субъект, Все остальное, существует только в сознании индивида. Беркли пытается избежать солипсизма. Он считал, что вещи сущ-т, как сумма идей в божественном разуме, кот. Проектирует в сознании отдельных субъектов содерж.их ощущений.

Почему философию Гегеля характеризуют как объективный идеализм?

Гегель считает сознание воплощением мирового мышления.это мышление сущ-т не вне мира, а в нем самом в качестве его первоосновы, из чего следует, что мир разумен, логичен.

Что такое диалектика в понимании Гегеля?

Диалектика у гегеля- это учение, раскрывающее этапы развития абсолютной идеи( этапы развития мирового мышления)

Что такое диалектика в марксистской философии?

Диалектика в марксистской фил.-это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, человеч. Мышления

В чем состоит закон единства и борьбы противоположностей? приведите пример.

Закон единства и борьбы противоположностей-отвечает на вопрос об источнике развития. Источником, движущей силой развития явл-ся внутренние противоречия объекта. осн. Категории-тождество, различие, противоположности, противоречие. пр. распад и синтез.

В чем состоит закон перехода количественных изменений в качественные. приведите пример.

Закон перехода колич. В кач.-раскрывает механизм развития. в процессе развития количественные накопления неизбежно приводят к изменению качественного состояния предмета. осн. категории: качество, количество, мера, скачок.

В чем состоит закон отрицания отрицания? Приведите пример.

Закон отрицания отрицания – овечает на вопрос о направленности развития.процесс развития имеет спиралевидный характер. Осн.кат.: диалект отрицание

43.Каковы основные этапы развития представлений о материи и в чем их особенности
Материя — бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств.
Основные этапы развития : 1) Античный этап (материя – исходный субстрат, материал, из которого построены все объекты Вселенной) – Аристотель, Левкипп, Демокрит.
2)Механистический этап (материя отождествляется с ее вещественной формой, и должна иметь массу)
3)Диалектико-материалистический этап (материя существует в 2-хвидах – дискретное вещество и непрерывное поле
4)Определение Ленина: Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8447 — | 6702 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Философское мировоззрение Беркли развилось, отчасти, как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против Беркли как философов, так и богословов.

Одно из основных положений берклианской концепции — «существовать — значит быть воспринятым» (esse est percipi). В такой концепции Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма, последовательное проведение которого невозможно без признания существования только единичного субъекта, «Я» — доктрину так называемого солипсизма («существую только я один»)

Согласно Беркли, формула «существовать — значит быть воспринимаемым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира[10]. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира:

Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум.

Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека.

Но рядом с этим бесконечным разнообразием идей или предметов знания существует равным образом нечто познающее или воспринимающее их… Это познающее деятельное существо есть то, что я называю умом, духом, душою или мной самим. Этими словами я обозначаю не одну из своих идей, но вещь, совершенно отличную от них, в которой они существуют.

В противоположность чувственно воспринимаемым объектам, существование духа характеризуется формулой «существовать — значит воспринимать» (esse est percipere)[11]. Таким образом, по Беркли, существуют только идеи и духи, в которых эти идеи возникают. Никакой материи, которая отражалась бы в наших восприятиях, нет.

Согласно широко распространенной точке зрения, признание существования других «конечных духов» с их esse est percipere противоречит тем аргументам, с помощью которых Беркли пытается доказать несостоятельность убеждения в существовании материального мира. По мнению многих историков философии, центральное положение онтологии Беркли — принцип esse est percipi — имеет своим неизбежным следствием солипсизм[12]. Ведь если все чувственно воспринимаемые объекты, по формуле esse est percipi, суть лишь мои ощущения, то отсюда следует, что и другие люди, которых я воспринимаю, суть не что иное, как комплексы моих ощущений, содержание моего собственного сознания. Сам Беркли признавал, что у познающего субъекта

Беркли считал, что вывод о существовании других «конечных духов» представляет собой лишь правдоподобное, вероятное умозаключение, основанное на аналогии

По мнению многих исследователей, непоследовательность рассуждений Беркли обнаруживается даже в признании индивидуального «Я» как духовной субстанции. Те же самые аргументы, которые Беркли использовал в своей критике понятия материальной субстанции, делают неправомерным вывод философа о том, что познающий субъект есть не «система текучих идей»[13], а неделимое, деятельное начало («Трактат…» #89)[14]. Впоследствии Д. Юм распространил выдвинутую Беркли феноменалистическую критику понятия материи на понятие духовной субстанции и пришел к выводу, что индивидуальное «Я» есть не что иное, как «пучок восприятий».

Беркли и континентальная философия

беркли философия восприятие постижение

Отождествляя чувственные вещи с «комбинациями ощущений» в человеческом сознании, Беркли вместе с тем не утверждал, что познающий субъект является творцом чувственно воспринимаемого мира.

Какую бы власть я ни имел над моими собственными мыслями, я нахожу, что идеи, действительно воспринимаемые в ощущении, не находятся в… зависимости от моей воли. Когда я открываю глаза при полном дневном свете, то не от моей воли зависит выбрать между видением или невидением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные ими идеи не суть создания моей воли. Существует, следовательно, другая воля или другой дух, который производит их.

Так Беркли приходит к выводу о существовании Бога, или «бесконечного Духа», который порождает ощущения в сознании людей («конечных духов»)[15]. Признав волю Бога причиной человеческих восприятий, Беркли тем самым выдвинул положение, родственное окказионализму[16], который получил развитие в работах Н. Мальбранша и других последователей Декарта. Сам Беркли категорически отрицал сходство своих воззрений с учением Мальбранша о «видении всех вещей в Боге», настаивая, что не существует принципов более фундаментально противоположных.

Однако специальными историко-философскими исследованиями было установлено наличие преемственной связи философских взглядов Беркли и Мальбранша[17]. Некоторые авторы даже выступили с сенсационной трактовкой, характеризуя Беркли как «ирландского картезианца»[18] и отвергая ранее общепринятую точку зрения о принадлежности его философского учения к эмпиризму. Такая интерпретация берклианства остается спорной[19], но факт влияния на формирование философской системы Беркли не только Дж. Локка, но и континентальной философии, особенно в лице Мальбранша, считается несомненным.

Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же время выражением нового, быстро вытеснявшего схоластику духа, рожденного трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли пытался преодолеть модный скептицизм и Атеизм и создать учение, в котором бы гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.

Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку, подчеркивал значение чувственного опыта как источника знания. Однако, в противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества — не только вторичные (например, цвет), но и первичные (например, протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции, — суть лишь продукт чувственности; он также доказывал, что идея материи как «реальности», существующей помимо и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Главная ошибка всякой философии, согласно Беркли, заключается в неверной абстракции. Например, ложной идеей является «материальная субстанция» Локка. Существовать (т.е. быть реальным), заключал он, — значит быть воспринятым или воспринимать. Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, «идеи», не могут производиться инертной бесчувственной материей, они суть следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут существовать и в «не воспринимающей субстанции». Отсюда: материя вне опыта непредставима и противоречива. Однако «материю как термин можно оставить для обозначения частного случая организации идей». Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы суть «установленные правила или методы, по которым этот Дух порождает в нас идеи ощущения».

В действительности существуют только «духи», которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, ибо идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что действует. Дух познаваем не непосредственно в чувственном опыте, но только через свои проявления. О духе мы имеем только «понятие», но такое понятие, в отличие от понятия материи, не является противоречивым.

Читайте также:  Как работать с компьютером не портя зрение

В работах позднего периода Беркли уже не акцентирует значение чувственного опыта. В третьем Диалоге он расширяет понятие восприятия до понятия постижения, а в Сейрисе уже утверждает, что знание есть понимание. Наконец, оставляя и понимание, Беркли пишет о нашей полной зависимости от духовного мира, в котором мы существуем как конечные существа.

философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов

Название Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
Анкор философия методичка с тестами.doc
Дата 28.05.2017
Размер 3.98 Mb.
Формат файла
Имя файла философия методичка с тестами.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#8202
страница 6 из 27

Тема 6: Европейская философия Нового времени (4 часа).

Занятие 2. Европейская философия XVIII века (2 часа).
Цель занятия.

Рассмотреть идейные искания философов XVII века в связи с тенденцией выделения конкретных наук из философии и проанализировать влияние научно-технической революции на философию.
Задачи.


  1. Показать особенности классической формы субъективного идеализма и агностицизма и определить его место в развитии философии.

  2. Выделить особенности географического детерминизма как нового направления в социальной философии.

  3. Определить смысл понятия просвещение и задачи философии эпохи просвещения.

  4. Выявить связь идей естествознания этого периода и французского материализма.

  5. Рассмотреть прогрессивность и ограниченность социально-философских исканий Эпохи Просвещения.

Вопросы для повторения.


  1. Какое влияние оказала научная революция XVII века на развитие философии?

  2. Почему Ф. Бэкон критикует схоластическую философию и аристотелизм своего времени?

  3. Объясните значение «идолов» познания Ф. Бэкона и определите пути их преодоления.

  4. Чем отличается мыслящая субстанция от протяженной?

  5. Объясните тезис Декарта: «Мыслю – следовательно, существую».

  6. Что означает принцип Локка «сознание – чистый лист бумаги»?

  7. Как понимает Спиноза свободу?

  8. Назовите основные характеристики «монад» Лейбница.

  9. Как Д. Беркли обосновывает тезис: «Существовать, значит, быть воспринимаемым»?

  10. Почему опытное знание, по Д. Юму, не обладает объективной необходимостью?

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.


  1. Английский субъективный идеализм и агностицизм:

  1. Субъективный идеализм Д.Беркли.

  2. Агностицизм Д.Юма.

  1. Французская философия XVIII века:

  1. географический детерминизм Ш.Монтескье.

  2. философия просвещения: Вольтер, Руссо.

  3. энциклопедисты: Дидро, Д´Аламбер.

  4. механистический материализм: Кондильяк, Ламетри, Гольбах, Гельвеций.

Тестовые задания.


    1. В философии Джорджа Беркли «быть» означает:

  1. существовать независимо от нашего сознания;

  2. определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;

  3. быть воспринимаемым ощущениями;

  4. существовать в человеческом представлении.

    1. Беркли отрицал существование:

  1. материи;

  2. Бога;

  3. ощущений;

  4. сознания.

    1. С точки зрения Беркли, в мире действуют причины:

  1. механические;

  2. физические;

  3. духовные;

  4. материальные.

    1. В своей теории Д. Юм утверждал, что между впечатлениями и идеями существуют отношения:

  1. сходства и различия;

  2. временного и пространственного сосуществования;

  3. бесконечного творчества;

  4. причинности.

    1. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения:

  1. реальных вещей;

  2. представлений;

  3. впечатлений;

  4. сущностей.

    1. В своей основной работе Монтескье характеризовал их как «необходимые отношения, вытекающие из характера вещей в самом широком смысле слова»:

  1. естественные;

  2. законы;

  3. субстанции;

  4. идеи.

    1. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относится:

  1. естественные;

  2. международные;

  3. политические;

  4. гражданские.

    1. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человека был закон:

  1. войны всех против всех;

  2. мира всех со всеми;

  3. общественного договора;

  4. борьбы за существование.

    1. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:

  1. духовного монизма;

  2. географического детерминизма;

  3. европейского гуманизма;

  4. социального фатализма.

    1. Вольтер понимал человека как существо:

  1. природное;

  2. политическое;

  3. общественное;

  4. экзистенциальное.

    1. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

  1. человек и Бог;

  2. Бог и дьявол;

  3. ученый и невежда;

  4. мошенник и глупец.

    1. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство:

  1. природное;

  2. имущественное;

  3. политическое;

  4. сословное.

    1. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей – это равенство:

  1. природное;

  2. имущественное;

  3. политическое;

  4. сословное.

    1. Во введении к одной из своих работ Руссо писал: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю…»:

  1. Бога;

  2. философию;

  3. добродетель;

  4. культуру.

    1. Руссо впервые выявил социальную обусловленность науки и культуры, обнаружив, что развитие культуры формирует у человека потребности:

  1. естественные;

  2. искусственные;

  3. необходимые;

  4. материальные.

    1. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:

  1. просвещенного монаха;

  2. избранного президента;

  3. объединенный народ;

  4. парламент.

    1. Руссо писал: «… силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь…»:

  1. общая воля;

  2. воля представлений;

  3. мудрый правитель;

  4. здравый смысл.

    1. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:

  1. собственную свободу;

  2. неограниченное право;

  3. гражданское право;

  4. естественное право.

    1. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:

  1. Вольтер;

  2. Руссо;

  3. Д’ Аламбер;

  4. Дидро.

    1. Основными линиями картезианства не являются:

  1. окказионализм;

  2. янсенизм;

  3. реализм;

  4. сенсуализм;

  5. номинализм.

    1. По Лейбницу, понятие развития может быть охарактеризовано как:

  1. внутреннее изменение монад, происходящее в соответствии с целевыми (финальными) причинами;

  2. постоянный процесс возникновения или гибели монад;

  3. постоянное изменение в телах, являющихся соединением монад, в соответствии с действующими причинами;

  4. божественная сила, воздействующая из вне на отдельную монаду или их группы (источник развития);

  5. активная сила, которой обладает каждая монада (источник развития).

    1. По Монтескье, «дух законов» составляют все указанные отношения, вместе взятые:

  1. климат страны;

  2. религиозные убеждения;

  3. состав почв и территория;

  4. трудовая деятельность;

  5. моральные принципы.

    1. Для Руссо естественное состояние человека, которое он считал идеальным и к которому призывал вернуться, предполагает:

  1. социальное равенство;

  2. отсутствие частной собственности;

  3. наличие имущественного права;

  4. свободный труд;

  5. справедливый правитель.

    1. По мысли Гердера, человек – «наивысшая возможность земного устройства», он стоит на границе царства природы и царства гуманности. В понятие «гуманности» Гердер включал:

  1. подчинение власти инстинкта;

  2. сострадание к другим;

  3. стремление к познанию Бога;

  4. совершенствование разума;

  5. отказ от связи с природой.

Основные идеи темы.

Цель философии Беркли — защита религии философскими аргументами. Учение о материи Беркли делает главной мишенью своих нападок. Материя у него – это «пустое и красивое слово», опора безбожного атеизма и предмет для «мелочных» дебатов философов. Вслед за нападением на понятие материи Беркли делает второй шаг для опровержения материализма. Исходным пунктом философии Беркли становится локковское учение о различении первичных и вторичных качеств. Ухватившись за учение Локка об объективности существования первичных качеств (распространенность, вес и т.д.), и субъективности вторичных качеств, как зависящих от «способностей наших человеческих органов», Беркли объявляет все качества предметов (как первичных, так и вторичных) субъективными. На этом основании Беркли отвергает объективное существование вещей и явлений внешнего мира. Все вещи, согласно Беркли, лишь «комплексы наших ощущений». Их существование является однозначно данным нашим сознанием.

В своих философских воззрениях Юм примыкает к исходным субъективно-идеалистическим положениям Беркли, но старается избежать свойственных его учению крайностей. Как и Беркли, он не признает различий между первичными и вторичными качествами предметов. И те и другие, по Юму, субъективны.
Юм, как субъективный идеалист, агностик фактически ставил под сомнение само существование объективной реальности. Если Кант признавал существование «вещей в себе», то Юм утверждал, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем существуют ли они реально. Познание он подразделял на два ряда представлений, в зависимости от степени интенсивности и образности. Первый ряд представлений он определял термином «впечатления» (это ощущения – зрительные, слуховые, температурные и т.д.). Второй ряд представлений он называл «идеями» (опосредованные, более бледные и слабые вторичные восприятия, которые являются отражением впечатлений). К ним он относил аффекты и эмоции – удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, страх и надежда. Далее Юм подразделял восприятия на простые (например, «красный») и сложные (например, «яблоко»). Из этих впечатлений и представлений строится, по Юму, все содержание сознания и все человеческое знание. Поскольку Юм, отрывал содержание сознания от вещей, от внешнего мира, вопрос о причинной, объективной связи между идеями и вещами для него отпадал. Впечатления, по Юму первичны, а идеи вторичны. И впечатления, и идеи – есть только явления сознания человека. «Идеи, или более слабые впечатления, суть копии с наших более живых представлений». Все познание, по его учению, сводится к познанию человеком его же представлений. Он отождествлял представления о предметах с самими предметами. Юм говорил, что — то, что мы называем предметом есть ни что иное, как совокупность представлений.
Причинная связь для него – это не законы природы, а привычка человека. Он говорил, что человеку в опыте дана лишь цепь следующих друг за другом явлений. Основываясь на привычке, мы первое явление характеризуем как причину второго и т.д. Возможность человеческого разума Юм сводил к описанию его восприятий единичных объектов. Познание закономерных связей и отношений, сути вещей и явлений природы не возможно. «Нужно признать, — утверждал философ, — что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн».

Просвещение – это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последовательный культ человеческого разума.

Философия Просвещения носила оптимистический характер, ибо это была идеология восходящей буржуазии. Пафосом этого времени стала убежденность в неисчерпаемых возможностях человеческого разума, в способности научного знания создать все предпосылки для общественного прогресса. Дух Просвещения – это дух свободомыслия и гуманизма.

Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений.
Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение о человеке и обществе. Учение о природе.

Ламетри признает объективную основу наших ощущений – внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи.
Основную проблему философии о соотношении материи и сознания Ламетри решает материалистически, но с механистических позиций. В соответствии с этим подходом он считает душу материальным «двигателем» живого организма. Различия между человеком («Человек – машина») и животным для него лишь количественные – в размерах и структуре мозга. Если Ламетри наметил основные идеи, то Поль Анри Гольбах (1723-1789) в работе «Система природы» дал наиболее систематическое изложение философского учения французских материалистов. Главной идеей этого произведения является принцип редуцируемости – сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Природа – по Гольбаху ни что иное как совокупность различных движущих сил материи. Таким образом, картезианской концепции сообщения движения Богом, Гольбах противопоставляет идею о том, что движение присуще материи, ибо кроме движущейся материи ничто не существует. Из действия и противодействия всех существ, которые содержит в себе природа, получается ряд причин и следствий, или движений, подчиненных законам.

При формулировке идеи универсальности движения Гольбах различал два основных вида движения:


  1. движение, которое перемещает тела (механическое движение);

  2. скрытое или внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет источником взаимодействие невидимых материальных частиц (молекул).

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание детерминизма, — причинности и абсолютизация момента необходимости. Так как вся природа является не чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайностей. Жизнь материи – это некий круг хождений и разрушений, движение в разных формах, чему никогда не будет конца.

Учение о природе, изложенное в «Системе природы» Гольбаха, получило свое дальнейшее развитие в работах выдающегося французского материалиста Дени Дидро (1713-1784).

Дидро – философ и писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-и томной энциклопедии, исследователь природного мира. Дидро известен еще и тем, что посещал Россию, где некоторое время был наставником императрицы Екатерины II.
Важнейшие философские идеи Дидро содержатся в работах: «Племянник Рамо» «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Мысли об объяснении природы». Как и другие французские материалисты, Дидро считал мир объективным и материальным. Материя и движения являются единственной существующей реальностью. Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция постоянного развития. Природа у него изменяется и развивается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.
Дидро был сторонником концепции всеобщей «чувствительности» материи. Правильно утверждая, что источник сознания есть сама природа, Дидро колебался между допущением, хотя бы в зачаточной форме, чувствительности в качестве всеобщего свойства материи – с одной стороны, и признанием ее продуктом особой организации, которой отличаются животные и человек – с другой. Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Материя наделена лишь общим свойством чувствовать. Тем самым он во многом предвосхитил новейшее учение о рефлексах. Отвергая философский идеализм, Дидро последовательно и четко выступал против религии. Он отрицает сотворение мира, загробное воздаяние, бессмертие души, сверхъестественные явления.
Учение о познании.

В теории познания французские материалисты являются сенсуалистами, рассматривая ощущения как исходный акт процесса познания. Чувствовать, с их точки зрения, значит особым образом испытывать воздействие внешнего мира. Исходить из ощущений — значит, по их мнению, исходить из факторов, из реальных явлений природы. Учение французских материалистов о методе научного познания основывается на их сенсуалистической теории познания. Основными методами познания, с их точки зрения, являются наблюдение и эксперимент. Положительные завоевания французского материализма в учении о познании состоят в первую очередь: а) в обосновании и защите материалистической теории отражения, в стремлении весь процесс познания вывести из воздействия внешнего мира на наши органы чувств; б) в попытке связать познание жизни с опытом, с практическими интересами и потребностями людей; в) в неколебимой вере в силу разума и просвещения и в их благотворность для человечества. Историческая ограниченность их теории познания – в неспособности осознать значение практики как основы познания и критерия истины.
Темы докладов и рефератов.


  1. Жизнь и учение Д.Беркли.

  2. Агностицизм Д.Юма.

  3. Жизнь и творчество Вольтера.

  4. Французские взгляды Ж.-Ж.Руссо.

  5. Французские энциклопедисты XVIII века.

  6. Французский механистический материализм XVIII века.

Основная литература.


  1. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.

  2. История философии: Запад-Россия-Восток/ под ред. Мотрошиловой Н.В. – М., 1996.

  3. Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.

  4. Краткий очерк по истории философии. – М., 1984.

  5. Реале Дж., Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996.

  6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1996.

  7. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Дополнительная литература.


  1. Бэкон Ф. Сочинения. – М., 1971.

  2. Гайденко П.П. У истоков классической механики. // Вопросы философии. – 1996. — № 5.

  3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). – М., 1985.

  4. Гоббс Т. Сочинения. – М., 1989.

  5. Лейбниц Г.Сочинения. – М., 1982-1989.

  6. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

  7. Спиноза Б. Избранные произведения – М., 1957.

  8. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. – М., 1974.

  9. Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.

ДЕКАН ТЕСТ

Бесплатные тесты с ответами

История философии. Тест 15

1. В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал
аффект
необходимость
произвол
предопределение

2. «Монада» в учении Г. В. Лейбница — это
единая субстанция
простая субстанция
духовный модус
объективная акциденция

3. Монады у Лейбница между собой
тождественны
различны
в чем-то схожи
несопоставимы

4. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие
перцепцией
апперцепцией
перцепцией и апперцепцией
ощущениями и ясными представлениями

5. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме…»
самих чувств
самого разума
случайного
эмпирического

6. В философии Джорджа Беркли «быть» означает
существовать независимо от нашего сознания
определяться совокупностью свойств в пределах субстанции
быть воспринимаемым ощущениями
существовать в человеческом представлении

7. С точки зрения Беркли, в мире действуют причины
механические
физические
духовные
материальные

8. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения
реальных вещей
представлений
впечатлений
сущностей

9. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся
естественные
международные
политические
гражданские

10. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье по­ложило начало направлению:
духовного монизма
географического детерминизма
европейского гуманизма
социального фатализма

11. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились
человек и бог
бог и дьявол
ученый и невежда
мошенник и глупец

12. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство
природное
имущественное
политическое
сословное

13. Руссо впервые выявил социальную обусловленность науки и культуры, обнаружив, что развитие культуры формирует у человека потребности
естественные
искусственные
необходимые
материальные

14. Руссо писал: «…силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь…»
общая воля
воля представителей
мудрый правитель
здравый смысл

15. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был
Вольтер
Руссо
Д’Аламбер
Дидро

Духовные причины действуют в мире, с точки зрения Беркли (в).

1.6.53.Отношения бесконечного творчества существуют между впечатлениями и идеями, согласно теории Д. Юма (в). Он писал: «Хотя кажется, что наше мышление имеет неограниченную свободу, мы выясняем при более близком знакомстве, что оно, собственно, ограничено весьма узкими границами и что вся эта творческая сила духа есть не более чем способность складывать, перекладывать, увеличивать либо уменьшать материал, который нам поставляют чувства и опыт».

1.6.54.«Отношения реальных вещей» и «отношения идей» Юм усматривал в деятельности человеческого разума (а).

1.6.55.Монтескье так писал о законах в своей знаменитой работе 1747 г. «О духе законов» (б).

1.6.56.Естественные законы не относятся к «позитивным» законам Монтескье (а).

1.6.57.Закон «мира всех со всеми», по Монтескье, был естественным доисторическим состоянием человечества (б).

1.6.58.Направление «географического детерминизма» было положено в работе «О духе законов» Ш. Монтескье (б).

Человек — существо общественное, по Вольтеру (в).

Когда встретились мошенник и глупец, полагал Вольтер, возникла религия (г).

1.6.61.Вольтер признавал политическое равенство людей: равенство всех перед законом (в).

1.6.62.Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство имущественное (б). См. его работы: «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми» и «О причинах неравенства», в которых он отвергает частную собственность.

Руссо отстаивал добродетель (в).

Развитие культуры формирует у человека искусственные потребности, считал Руссо (б).

Объединенный народ Руссо считал единственно справедливым правителем общества (в).

1.6.66.Общая воля, полагал Руссо, может руководить силами государства (а). Он писал: «Между волей всех и общей волей часто существуют большие различия. Общая воля принимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех принимает во внимание частные интересы и является совокупностью индивидуальных воль, если вычтем от этих воль плюс и минус, которые взаимно противоположны, остается как итог различий общая воля». Гегель полагал, что «общая воля» Руссо — скорее «разумная воля».

1.6.67.Гражданское право обретает человек посредством общественного договора, согласно Руссо (в). Он писал: «С общественным договором теряет человек свою собственную свободу и неограниченное право на все, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он, однако, гражданскую свободу и право собственности на все, что имеет».

1.6.68.Дени Дидро был идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» (г).

философия, экз

S: С точки зрения Беркли, в мире действуют причины:

S: Вольтер понимал человека как существо :

S: Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство:

S: Для Ж. Ж. Руссо равенство людей – это равенство:

S: «Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах»

+: из смешения нашей собственной природы с природой вещей

-: источник – наше индивидуальное положение в мире

-: использование некритически слова с уже готовыми значениями

-: собирание и довольствование собранным

+: источник – наше индивидуальное положение в мире

-: из смешения нашей собственной природы с природой вещей

-: использование некритически слова с уже готовыми значениями

-: собирание и довольствование собранным

+: использование некритически слова с уже готовыми значениями

-: источник – наше индивидуальное положение в мире

-: из смешения нашей собственной природы с природой вещей

-: собирание и довольствование собранным

-: источник – наше индивидуальное положение в мире

-: использование некритически слова с уже готовыми значениями

-: из смешения нашей собственной природы с природой вещей

-: собирание и довольствование собранным

+: только собирают и довольствуются собранным

-: производят ткань из самих себя

-: извлекает материал, но располагает и изменяет его по своему умению

-: выведение знаний из врожденных идей

-: только собирают данные для систематизации

+: производят ткань из самих себя

-: только собирают и довольствуются собранным

-: извлекает материал, но располагает и изменяет его по своему умению

-: выведение знаний из врожденных идей

-: только собирают данные для систематизации

+: извлекает материал, но располагает и изменяет его по своему умению

-: производят ткань из самих себя

-: только собирают и довольствуются собранным

-: выведение знаний из врожденных идей

-: только собирают данные для систематизации

S: Я мыслю, следовательно, существую

S: Существовать значит быть воспринимаемым

S: Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах

S: Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума

+: познание начинается с опыта

-: истина выводится из разума

-: источник познания — чувственный опыт

-: единственная реальность – сознание человека

+: истина выводится из разума

-: источник познания — чувственный опыт

-: единственная реальность – сознание человека

-: духовное первоначало независимо от сознания

+: источник познания — чувственный опыт

-: истина выводится из разума

-: единственная реальность – сознание человека

-: духовное первоначало независимо от сознания

+: единственная реальность – сознание человека

-: источник познания — чувственный опыт

-: истина выводится из разума

-: духовное первоначало независимо от сознания

S: Новый Органон

S: субъективный идеализм

-: единственный я сам

-: единственный я сам

+: единственный я сам

-: единственный я сам

-: единственный я сам

V1: Раздел 1. История философии

V2: Тема 1.5. Немецкая классическая философия

S: Представитель Немецкой классической философии

S: Г. Гегель автор

S: Поступки по И. Канту

+: моральные и легальные

-: нравственные и легальные

-: демонстративные и моральные

S: Первая часть «Критики чистого разума»

+: «Как возможна математика?»

-: «Как возможна наука?»

-: «Как возможна метафизика?»

-: «Как возможна критика?»

S: Вторая часть «Критики чистого разума»

+: «Как возможна наука?»

-: «Как возможна математика?»

-: «Как возможна метафизика?»

-: «Как возможна критика?»

S: Третья часть «Критики чистого разума»

+: «Как возможна метафизика?»

-: «Как возможна наука?»

-: «Как возможна математика?»

-: «Как возможна критика?»

S: Подход к миру в «Критике чистого разума» Канта

S: Подход к миру в «Критике практического разума» Канта

S: Подход к миру в «Критике способности суждения» Канта

S: Описание гипотетического императива Канта

+: предполагает цель, ради которой приходится действовать

-: определяет волевую направленность нашего действия независимо от желаемой цели

-: предполагает совершение добрых дел без всякой личной выгоды

-: предполагает поступки, совершаемые с целью выгоды

S: Описание категорического императива Канта

+: определяет волевую направленность нашего действия независимо от желаемой цели

-: предполагает цель, ради которой приходится действовать

-: предполагает совершение добрых дел без всякой личной выгоды

-: предполагает поступки, совершаемые с целью выгоды

S: Продолжение вопроса Канта «Что я могу…»

S: Продолжение вопроса Канта «Что я должен …»

S: Продолжение вопроса Канта «На что я могу…»

S: Продолжение вопроса Канта «Что есть …»

S: чувственность, по Канту

-: способность оперировать понятиями

-: способность вырабатывать новые понятия

S: рассудок, по Канту

+: способность оперировать понятиями

-: способность вырабатывать новые понятия

S: разум, по Канту

+: способность вырабатывать новые понятия

-: способность оперировать понятиями

S: врожденные идеи Декарта

+: некоторые содержательные суждения

S: априорные характеристики Канта

-: некоторые содержательные суждения

S: сущность «вещей в себе»

-: некоторые содержательные суждения

S: сущность «вещей для нас»

-: некоторые содержательные суждения

S: Я в философии Фихте

S: не-Я в философии Фихте

S: По Канту, «вещь в себе»

+: не может быть познано

-: не вызывает в нас ощущения

-: может быть познано

-: доступно нашему разуму

S: Хронологические рамки немецкой классической философии

S: Человек – житель двух миров – свободы и необходимости (природы), полагает

S: Создатель теории Вечного мира между народами:

S: Создатель теории об абсолютном Я:

S: По Канту, знание нравственного закона:

+: дано каждому доопытно

-: является актуальной проблемой этики

-: обусловлено образованием или воспитанием

-: дается в эмпирическом опыте

S: С точки зрения Шопенгауэра, мир может обнаруживаться человеком

-: как абсолютная идея

S: Понятие «иррациональный» соответствует следующему сочетанию

+: находящийся за пределами разума

-: находящийся за пределами опытного знания

S: Представители «философии жизни» трактовали жизнь как

+: непрерывное творческое становление, неуловимое для познания разумом

-: то же самое, что и бытие – неподвижное и познаваемое только разумом

-: совокупность атомов, находящихся в непрерывном движении

-: саморазвитие Абсолютной Идеи

S: Одна из важнейших категорий философского учения Ф Ницше

S: Учение А Шопенгауэра, Ф Ницше, А Бергсона, В Дильтея объединяются в философском направлении, получившем название «философия жизни», потому что в них

+: утверждается необходимость замены статической категории «бытие» на динамическое понятие «жизнь»

-: даются практические советы, как надо жить

-: разработаны стадии совершенствования человека и общества

-: исследуются причины происхождения жизни на земле

S: Автор философского учения о Сверхчеловеке

S: Основоположник философского волюнтаризма

S: Философское направление, считающее пользу основой и критерием нравственности

S: Сущность нашего бытия, по Шопенгауэру

S: Шопенгауэр называет наш мир

+: худшим из миров

-: лучшим из миров

-: средним из миров

S: По Кьеркегору, спасение человека в его экзистенциальном мироощущении

+: в борьбе, в активном сопротивлении

-: в познании самого себя

-: в отречении от мира

S: Органом познания, по Бергсону, выступает

S: Сверхчеловек Ницше

+: по отношению к себе подобным он снисходителен

-: в отношении к другим – высоконравственен

-: по отношению к себе подобным требователен

-: по отношению к чужим – снисходителен

S: эстетические личности, по С. Кьеркегору

+: ценят физическую природу

-: полагают, что в мире господствует необходимость

-: веруют, что для Бога все возможно

-: веруют, что красота создана Богом

-: полагают, что в мире жить хорошо

S: этические личности, по С. Кьеркегору

+: полагают, что в мире господствует необходимость

-: ценят физическую природу

-: веруют, что для Бога все возможно

-: веруют, что красота создана Богом

S: религиозные личности, по С. Кьеркегору

+: веруют, что для Бога все возможно

-: полагают, что в мире господствует необходимость

-: ценят физическую природу

-: веруют, что красота создана Богом

S: культ Аполлона, по Ф. Ницше

+: светлый культ разума

-: культ земли и плодородия

-: покровитель изящных искусств

-: бог вина и опьянения

S: культ Диониса, по Ф. Ницше

+: культ земли и плодородия

-: светлый культ разума

-: покровитель изящных искусств

-: бог вина и опьянения

S: По Дильтею, мы всегда понимаем больше

-: стоят жизненные отношения

-: производное от переживания и понимания

S: По Дильтею, переживаем больше

-: стоят жизненные отношения

-: производное от переживания и понимания

S: По Дильтею, между мной и предметами

+: стоят жизненные отношения

-: производное от переживания и понимания

S: Основной вывод К Маркса состоит в утверждении, что:

+: материальное производство играет определяющую роль по отношению к другим сферам общественной жизни

-: определяющую роль в историческом процессе играет Провидение

-: гениальность политиков – источник общественного развития и материального благополучия народа

-: ведущий фактор общественного прогресса – природные ресурсы

S: Предмет новой философии, по Фейербаху

S: Движущей силой развития общества, по марксизму

S: По Марксу, общественный прогресс есть развитие и смена

-: форм классовой борьбы

S: антропологический материализм

S: исторический материализм

S: диалектический материализм

S: общественное бытие

+: сфера материальных отношений людей

-: теоретические по форме идеи и концепции

-: рациональная форма познания

S: общественное сознание

+: теоретические по форме идеи и концепции

-: сфера материальных отношений людей

-: рациональная форма познания

S: Задача «философии науки»

+: определить особенности научного познания

-: рассмотреть проблему специфики бытия

-: разработать диалектический метод познания

-: переосмыслить рационалистическую концепцию

S: Усилия Марбургской школы направлены на разработку

+: трансцендентального метода познания

-: методологии научного познания

-: особого способа теоретизирования

-: целостного научного знания

-: рационального метода познания

S: Источник научного знания, по мнению марбургцев,

+: логическая структура науки

-: структура сознания познающего субъекта

-: позитивное в человеческом знании

-: борьба и смена конкурирующих программ

S: Родоначальник позитивизма

S: Позитивизм претендует на роль

S: Основная задача философии, по эмпириокритицистам

+: создание теории научного знания

-: система научного знания

-: разработка общенаучных методов

-: отождествление форм языка и логики

-: логический анализ научных высказываний

S: Критический рационализм

S: С точки зрения критических рационалистов, предмет изучения

+: наука как целостная система

-: высказывания как единица науки

+: субъективное отношение, не выходящее за пределы установленных фактов

-: независящая от субъекта реальность

-: объективные основания познания

-: независимый от объекта субъект

+: независящая от субъекта реальность

-: субъективное отношение, не выходящее за пределы установленных фактов

Читайте также:  Допустимое зрение без очков на категорию в
Источники:
  • http://studwood.ru/911037/filosofiya/filosofiya_berkli
  • http://topuch.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-prepod/index6.html
  • http://dekane.ru/istoriya-filosofii-test-15/
  • http://mylektsii.ru/9-61186.html
  • http://studfiles.net/preview/2424729/page:2/