Меню Рубрики

С точки зрения аристотеля к хрематистики относятся

Наше общество претерпевает значительные социально-экономические преобразования. Для такого времени свойственно переосмысление представлений об окружающем мире и обращение к истокам. В свете этого совсем неудивительным выглядит и обращение к Аристотелю. Тем более, что экономика и хрематистика – это два явления, истоки противостояния которых восходят именно к нему как к выдающемуся древнегреческому мыслителю. В статье мы рассмотрим, что означают оба понятия и как они взаимодействуют.

Древнегреческий мыслитель разделял использование денег для удовлетворения естественных человеческих потребностей и их накопление как самоцель. Хрематистика – это, с его точки зрения, поклонение прибыли. Аристотель понимал под этим термином ситуацию, когда деньги теряют свою основную функцию средства обмена, а превращаются в самоцель. Хрематистика – это, например, ростовщичество, а также спекулятивная торговля. К обеим сферам деятельности Аристотель относился отрицательно. Он считал, что они не являются естественными и только эксплуатируют людей.

Совсем другая по сущности, как ее видел Аристотель, экономика. Деньги, по его мнению, должны быть средством, а не целью. Они должны облегчать торговлю. А ростовщический процент, наоборот, усложняет ее, делая деньги менее доступными там, где в них нуждаются. Поэтому хрематистика как наука об обогащении для Аристотеля выглядит извращением, еще одним способом эксплуатации богатыми бедных.

Истоки концепции

Вплоть до Великой французской революции торговля считалась достаточно предосудительным занятием. Принять это сейчас достаточно тяжело, поскольку новейшая история ставит в центр экономики как раз предпринимателя. Но в прошлом спекуляция считалась грехом, а все формы эксплуатации осуждались церковью. В Средневековье торговцев презирали. Для того чтобы выжить, они формировали профессиональные альянсы.

Аристотель считал, что торговля товарами по своей природе не является хрематистикой. Но только до того времени, пока она распространяется на предметы, которые необходимы для продавцов и покупателей. С расширением меновой торговли возникают деньги. Они облегчают и ускоряют обмен. Однако с изобретением денег меновая торговля неизбежно превращается в товарную. А это открывает возможность для множества спекуляций. Определенная категория людей начинает заниматься хрематистикой. Так Аристотель первым установил различие между деньгами как средством обращения и накопления, то есть капиталом.

Экономика Аристотеля

Аристотель абсолютно отрицательно относился к накоплению денег как к сверхзадаче. Он считал ростовщичество и спекулятивную торговлю противоестественными видами деятельности, которые обесчеловечивают тех, кто ими занимаются. Как и его учитель Платон, Аристотель порицает накопление денег. Ростовщики, считал он, не создают ничего, их богатство появляется практически из воздуха. Поэтому такое занятие является предосудительным.

В экономике торговля должна происходить непосредственно между производителем и покупателем по правильной цене. В этом случае она не создает добавленную стоимость из ничего. Экономическое учение Аристотеля подразумевает создание благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Деньги являются только средством ускорения обмена между производителями и улучшения его качества.

Аристотель считал, что настоящее богатство состоит из благ, которые удовлетворяют естественные потребности. По своей природе оно не может быть бесконечным. Именно блага, а не деньги, по мнению Аристотеля, являются главной характеристикой богатства.

В Средневековье

В этот период хрематистика – это прерогатива церкви. Для простых людей такая деятельность считалась нежелательной. Однако капитал можно накапливать, если он в будущем пойдет на нужды благотворительности. Католическая церковь поддерживала данную экономическую доктрину на протяжении всего периода Средневековья. Такой взгляд на хрематистику разделял и Фома Аквинский.

Современное представление

Как писал в своих работах Аристотель, экономика и хрематистика – это две науки. Однако в наше время последняя рассматривается только в рамках общей теории. Такие понятия, как «капитал», «рента» и «процент», считаются традиционно экономическими. Вряд ли бы с такой трактовкой мог согласиться Аристотель. Однако хрематистика – это неотъемлемая часть современного капиталистического способа ведения хозяйства. Хотя Мартин Лютер и выступал против узурпации и эксплуатации, однако в своем исследовании протестантской этики Макс Вебер доказывает ключевое значение для буржуазии потребления и сбережения. Термин «хрематистика» Карл Маркс использует для обозначения капитализма.

Экономические учения Аристотеля

Среди основных постулатов Аристотеля можно выделить следующие:

  • Рабство является естественным атрибутом общества. Оно не должно касаться и не несет никакой угрозы для свободных граждан. Нужно отметить, что во времена Аристотеля рабами были иноземцы из захваченных греками стран, что несколько оправдывает экономические учения мыслителя. Хотя на сегодняшний день они и кажутся совершенно неприемлемыми.
  • Необходимость усиления среднего класса за счет эксплуатации аграрной периферии и опять же рабов-иноземцев.
  • Защита частной собственности. Аристотель видел ее основы даже в животном мире.
  • Необходимость натурализации хозяйства и возвращения к земледелию.
  • Ограничение крупной торговли, наложение запрета на спекуляции и ростовщичество. Аристотель видел основу экономики в том, что мы сейчас называем малым бизнесом. Но только в его представлении он обязательно назначает справедливые цены.

Древний мыслитель пытался найти пропорцию, которая бы позволяла объяснить соотношение стоимости и денег. Он считал, что в ходе обмена продавец стремится компенсировать потерю купленного у него вещи. Появление денег Аристотель объясняет неудобством перевозки некоторых товаров на большие расстояния. Однако постепенно они перерастают функцию средства обмена. Экономика заменяется хрематистикой. Не изменилась ситуация и на сегодняшний день. И именно хрематистика становится причиной возникновения кризисов и финансовых «пузырей».

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. История экономических учений – это наука, изучающая:

а) в исторической последовательности различные общественно-экономические формации;

б) развитие человеческой цивилизации;

в) возникновение, развитие и смену экономических теорий, концепций, идей, отражающих развитие экономики;

г) конкретные формы общественного хозяйства, которые возникают в непрерывном историческом развитии;

д) человеческое поведение в хозяйственном процессе с точки зрения соотношения потребностей людей и средств для их удовлетворения.

2. Предметом изучения курса истории экономических учений является:

а) экономическая история общества;

б) история экономических теорий;

в) процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений в условиях изменения в экономике, науке, технике и социальной сфере общества;

г) анализ воззрений всех времен и народов;

д) все экономические теории.

3. Абстрагирование как метод экономической теории означает:

а) искажение реальности

б) упрощение реальности

в) исследование экономических явлений и процессов в состоянии покоя и неизменности

г) усложнение реальности

д) уход от реальности

4. Искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения — это:

а) экономический эксперимент

б) экономическая модель

в) экономическая парадигма

г) экономическая теория

д) научная абстракция

5. Общей чертой экономической мысли периода Древнего мира было:

а) ослабление централизации государственной власти;

б) создание единой религии;

в) сохранение и поддержка рабовладельческого способа производства и натурально-хозяйственного уклада жизни;

г) стремление к получению прибыли.

6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

а) рыночные экономические отношения;

б) крупную торговлю и ростовщические операции;

в) натурально-хозяйственные отношения;

г) децентрализованную государственную власть.

7. Основой развития теории хозяйствования в древности являлись:

а) старания царей уравнять все слои общества;

б) стремление поддержать развитие частной собственности;

в) божественные законы;

г) естественные законы природы.

8. Термином «экономика» Аристотель называл:

а) деятельность, направленную на накопление капитала в форме денег;

б) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

в) деятельность, направленную на поддержание нормального жизнеобеспечения человека и его семьи;

г) способ производства, в рамках которого основной доход приносил раб;

д) предоставление денежных или натуральных средств под процент.

9. С точки зрения Аристотеля, к сфере хрематистики относится:

а) земледелие и ремесло;

б) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

в) мелкая торговля;

д) производство товаров и услуг.

10. Понятие «хрематистика» в учении Аристотеля означает:

б) защиту прав собственности;

в) искусство наживать состояние;

г) справедливое распределение доходов;

д) форму прибыли.

11. Термином «хрематистика» Аристотель называл:

а) деятельность, направленную на поддержание нормального жизнеобеспечения человека и его семьи;

б) беспечное искусство наживать состояние посредством крупных торговых сделок;

в) способ производства, в рамках которого основной доход приносил денежный капитал;

г) способ производства, в рамках которого основной доход приносил раб;

д) предоставление денежных или натуральных средств под процент.

12. В качестве функций денег Аристотель предлагал:

а) меру стоимости и средство платежа;

б) мировые деньги и средство сбережения или накопления;

в) средство платежа и средство вымогательства;

г) средство вымогательства и мировые деньги;

д) меру стоимости и средство сбережения или накопления.

13. Катон разрабатывал принципы рациональной организации хозяйства:

а) для сельской общины;

б) для рыночно ориентированной специализированной виллы;

в) для крупной городской ремесленной мастерской;

г) для обширной латифундии с тенденцией к самообеспечению;

д) для царско-храмового хозяйства.

14. Средневековая экономическая мысль опиралась:

а) на божественные законы;

б) на естественные законы;

в) на «Законы 12 таблиц»;

г) на концепцию справедливой цены Ф. Аквинского;

д) на «Кодекс Хаммурапи».

15. По концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

а) затратный принцип;

б) морально-этический принцип;

в) затратный и морально-этический принцип одновременно;

г) абстрактный принцип;

д) принцип экономического моделирования.

16. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского, деньги – это:

а) совершенно бесполезный товар;

б) результат соглашения между людьми;

в) стихийно возникший товар;

г) драгоценный металл;

д) издержки производства.

17. Объяснение «революции цен» в 16 веке наплывом золота и серебра из Америки первым дал:

18. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала это:

19. Термин «политическая экономия» впервые ввёл в научный оборот:

а) Альфред Маршалл;

б) Антуан Монкретьен;

20. Автором термина «политическая экономия» является:

21. Термин «политическая экономия» появился в:

22. Какое название приобрела экономическая наука после издания в 1615 г. французского меркантилиста А. Монкретьена «Трактата политической экономии»?

а) История экономических учений;

б) Экономическая теория;

г) Политическая экономия;

д) Экономическая мысль.

23. Создателями политики протекционизма являются:

24. Ведущей сферой экономики считали сферу обмена:

а) классики политической экономии;

25. Деньги в виде золота и серебра считали источником богатства нации:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Сущность экономики и хрематистики Аристотеля

А что же такое сама экономика в социально-экономических взаимоотношениях граждан общества? Аристотель, ставивший этические принципы и человеческие ценности над главенствующими в экономике законами обмена и потребления, является «врагом бизнеса», а в современном мире именно бизнес зачастую ассоциируется с экономикой. Объяснением этого может также служить то, что экономисты не находили должной мотивации и усердия, чтобы вчитываться в довольно сложные тексты Аристотеля, посвященные больше проблемам этики, философии, политики и психологии, и в них искать основы экономической доктрины великого греческого философа, а философам интересней была позиция Аристотеля как философа экономики, а не экономиста.

Это, естественно, приводит к совершенно разному прочтению наследия Аристотеля в рамках с одной стороны экономической, а с другой — философской традиций. К тому же существует определенное расхождение во мнениях интерпретаторов Аристотеля, читавших его работы на разных языках, что тоже приводит к разнице в прочтении и интерпретации даже ключевых моментов экономической концепции Аристотеля как в отечественной традиции, так и на западе. Тем не менее, в последнее время появляется все больше работ, в основном западных, где философы и экономисты снова обращаются к Аристотелю как именно экономисту, имевшему свою экономическую теорию, и ставят вопрос об актуальности экономических воззрений Аристотеля в современном мире. Есть ли чему современным экономистам учиться у Аристотеля? Что значат и значат ли что-нибудь экономические идеи Аристотеля для будущего общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости?

Профессор экономики Роттердамского университета Ирен ван Ставерер в своей работе «Ценности Экономики: Аристотелева перспектива» в 2001 году апеллирует больше к социально-экономической и этической значимости экономических воззрений Аристотеля, представляет попытку построения новой экономики, базирующейся на нравственных ценностях. А опубликованная в журнале «Клаузура» статья Милы Ильиной «Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации» в 2012 году является публицистической статьей, рассматривающей современное состояние экономики как осуждаемую Аристотелем хрематистику и призывающей к выработке нового, более нравственного и экологического взгляда на экономику. Именно в качестве подтверждения необходимости внедрения нравственного и гуманного подхода Аристотеля к экономике и написана эта статья.

Читайте также:  Допустимое зрение для вождения в очках

Для Аристотеля естественным было присутствие двух сущностей в социально-экономических взаимоотношениях граждан и принципиально разных видов производства и распределения благ в обществе. Первый вид, названный им экономикой, подразумевает систему, целью которой становится удовлетворение насущных потребностей конкретных людей, которые занимаются различными видами деятельности в производстве разных материальных ценностей и появляется обмен этими ценностями по их равнозначности по затратам труда, пока не появились деньги. Очень важно подчеркнуть, что с позиции системы экономики, по Аристотелю, такой инструмент как деньги оказался необходим именно и только для обеспечения удобства обмена.

Термин экономика появился от сочетания греческих слов хозяйство и правило, история которого восходит к Домострою Ксенофонта Афинского (430-354 гг. до н.э.), буквально означает «правила управления домашним хозяйством». А так как на заре развития человечества многие жили семейными и родственными общинами, а древние мудрецы об этом знали, то экономика рассматривалась как система знаний, ориентированная на общественно-полезные решения и на удовлетворение естественных потребностей человека и населения общества в целом.

Само сочинение Ксенофонта построено в традиционной тогда форме диалога с Сократом, в котором ученики просят Сократа научить их основам экономики. Важно, что такая система знаний не может быть локально замкнутой, частной теорией или практической дисциплиной, ибо осуществлялось как моделирование экономических взаимоотношений, которые почти тут же можно было применить на практике. Причём осуществлялось это по принципу самодостаточности и должно было иметь в своей основе высшие человеческие цели и ценности для благополучия общества по своему существу.

А для Аристотеля экономика была не столько наукой, сколько деятельностью направленной на удовлетворение потребностей общества и способность к совершению этой деятельности, что должно было определять привычку, формирующую экономический тип поведения на благо всего общества!

А в «Никомаховой Этике» Аристотель определяет цель хозяйствования как накопление богатства для развития общества, где он под этим богатством понимает не бесконечное его накопление, а богатство, необходимое для «хорошей и благополучной жизни общества», то есть он здесь пытается показать, что должно достигаться в полисе как в гражданском обществе. По Аристотелю это имеет точное моральное значение: «это жизнь в труде и добродетели, за счет которой достигается счастье всего общества.»

Второй вид производства и распределения благ Аристотель называет «хрематистикой», подразумевая ситуацию, когда прибыль и накопление денег становятся основной целью деятельности (как, например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Сам термин «хрематистика», автором которого является Аристотель, буквально означает умение обогащаться. В более широком смысле под хрематистикой он понимает вид хозяйственной деятельности, который нацелен (т.е. ставит себе целью) именно на обогащение, независимо от использования этого богатства, ибо именно при товарно-денежном распределении материальных ценностей, а не по количеству и квалификации труда, в деньгах сытости не бывает, поэтому все стремятся любыми способами добывать деньги, а не добросовестно трудиться.

При этом можно утверждать, что даже хрематистика у Аристотеля делится на два типа, один из которых подчинён экономике для приобретения тех вещей, которые необходимы для продолжения благополучной жизни. Второй тип хрематистики — неестественный, не подчиненный экономике и направленный на накопление бесконечного богатства в виде денег и разных материальных ценностей в ущерб других людей, а значит носит антигуманный, античеловечный характер. В отношении этого второго вида хрематистики Аристотель утверждает, что «эта вторая форма ведет к мнению, что нет предела богатству и собственности» [Политика I, 9, 1257a 1] В рамках этой системы получается, что цель хрематистики не служение высшим духовным задачам жизни людей, а пробуждает стремление к неограниченной наживе, порочной с точки зрения Аристотеля. Стремление к беспредельному приобретательству и накопительству, опять же, эксплуатирующих порочные стороны человеческой природы, когда алчность одних ведёт к богатству, а других к бедности вместо золотой середины, что уводит от добродетели и делает и тех и других не лучше, а хуже.

Когда получаемая прибыль считается единственным критерием эффективности и правильности применяемых схем ведения дела, а не удовлетворение всё возрастающих потребностей всех членов общества в средствах для жизни по количеству и квалификации труда, то происходит инверсия этической оценки двух видов хозяйствования – экономики и хрематистики. Начиная с «экономического человека» А.Смита, именно эгоистическое стремление к обогащению стало представляться мотором хозяйственной жизни в обществе. Это либеральное воззрение, потеснившее добродетельные взгляды на экономику, стало рассматривать хрематистику как естественную и единственно полезную форму хозяйствования, её же позже перенесли и в систему глобальной экономики.

А для Аристотеля важна была связь привычек и типа поведения одного человека с привычками других людей в обществе, поскольку человек не может осуществлять действия по использованию благ в полной изоляции от других людей, ибо жить в обществе и не зависеть от него невозможно! Таким образом важно появление общественных институтов, то есть институциональной экономики со своими законами развития в современном понимании. Хорошие привычки делают поведение более предсказуемым, а это способствует консолидации общества. Через меры поощрения и наказания можно способствовать реализации одних типов поведения и не поощрять другие, таким образом, воспитывая общественно полезные привычки. По Аристотелю, образование и закон помогают формированию хороших привычек. Образование и подготовка человека к труду в Греции было основным институтом формирования личности, готовой и дальше идти по пути самосовершенствования в условиях наличия ЗАКОНОВ способствующих этому самосовершенствованию и поощряющих такое развитие личности!

Очевидно, что экономика Аристотеля — это не современная наука и не наука в современном понимании, а скорей мировоззренческая система, базирующаяся на определенных ценностях в стремлении к их формированию за счет рациональных действий, складывающихся в привычки, формирующие личность человека экономического как члена социума, разделяющего эти же ценности. Экономика Аристотеля построена на этике и вся пронизана этикой, поэтому большинство интерпретаторов Аристотеля и говорят об актуальности его идей для развития будущего общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

​Словарный запас: ХРЕМАТИСТИКА

Денежный фетишизм — это как шопоголизм, только ещё хуже. Накопление денег без определённой цели делает из вас не экономиста, а хрематиста. О том, как потребительское отношение к капиталу пагубно сказывается на мировой экономике, Strelka Magazine рассказали эксперты в области экономики и социальных коммуникаций.

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Хрематистика — это взгляды и действия, сопряжённые с экономикой, но противопоставляемые ей. Если экономика — искусство приобретать полезные вещи, то хрематистика — искусство делать деньги через торговлю. Цель экономики — естественное богатство, вещи для жизни. Цель хрематистики — неестественное богатство, накопление в денежной форме, обладание деньгами. Если формулу экономики можно представить как «деньги — товар», то формула хрематистики — «деньги — товар — ещё большие деньги». Поэтому экономика имеет предел — разумное личное потребление. За этим пределом приобретение бессмысленно. У хрематистики предела нет, и потому она, в отличие от экономики, не естественна. Соотношение экономики и хрематистики: экономика рождает хрематистику, чистая экономика невозможна. (Словарь экономических терминов)

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Александра Повница — помощник исполнительного директора компании «Нефтяные технологии», эксперт в области управления и социальных коммуникаций

С появлением денег и торговли стали совершенствоваться способы получения прибыли, в том числе росло стремление к увеличению количества денег. В обществе деньги начинают восприниматься как что-то ценное. Аристотель писал: «После того как в силу необходимости обмена возникли деньги, появился другой вид искусства наживать состояние — торговля». Дело в том, что первоначально торговля велась совершенно просто. По мере приобретения людьми опыта она стала совершенствоваться таким образом, благодаря которому торговые обороты могли бы принести обществу наибольшую прибыль. Вот почему и создалось представление, что деньги являются главным предметом искусства наживать состояние. Вообще, цель хрематистики — это служение не духовным задачам жизни (как в случае с экономикой), а неограниченной наживе. В этом античное понимание хрематистики смыкается с марксистским видением капитализма, при котором циркуляция капитала не имеет никаких внеположных себе целей но, напротив, сама становится самоцелью.

В частности, Аристотель писал: «Ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является по преимуществу противным природе». Хрематистику можно отнести к своего рода «безумству» — извращённому отношению человека к богатству. Указанный феномен описывается ещё в аристотелевской теории эгоизма: «Величайшие преступления совершаются людьми в силу стремления к преизбытку». По мнению Аристотеля, человек нравственный и образованный в своей хозяйственной деятельности руководствуется принципами экономики, а человек бездуховный и необразованный — принципами наживы и накопления, то есть хрематистикой. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится людьми, так как черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых они были введены.

Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он же предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

В современной мировой финансовой системе хрематистика играет чуть ли не самую главную роль. Люди всё чаще стали ошибочно называть её экономикой, хотя разница между ними очевидна. Понятие экономики происходит от греческого слова oίχος, означающего «хозяйство». В контексте этой понятийной системы экология — это наука об организации хозяйства на планете Земля, а экономика — правила организации этого хозяйства. Понятию же экономики-хрематистики можно противопоставить понятие экоэкономики — мировоззрения, интегрирующего законы природы и результаты человеческой деятельности, в котором рассматривается взаимозависимость человеческой деятельности на Земле в целом. Как я уже успела отметить, различить эти два понятия не сложно. Целью экономики, по Аристотелю, являются приобретения, необходимые для жизни, и удовлетворения хозяйственных потребностей дома или семьи, а её главным показателем — денежный оборот (рентабельность, ВВП, национальный доход и тому подобное). То есть они обусловлены естественными причинами. В хрематистике же добыча и накопление денежных средств является самоцелью, тем самым они теряют своё первоначальное предназначение, согласное с природой. Также хрематистику часто путают с экономией — умением откладывать и накапливать средства, имущество для удовлетворения необходимых потребностей в дальнейшем. Хрематистика является искусством, если так её можно назвать, именно неразумных накоплений сверх таких потребностей. Например, откладывание продуктов сверх меры. В итоге лишнее будет испорчено и принесёт убыток владельцу. Вместо того чтобы быть средством для достижения каких-либо целей и улучшения качества жизни, деньги для хрематистов сами становятся целью, тем самым отодвигая всё остальное на дальний план.

Степан Виленчик, преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Истоки хрематистики кроются в аристотелевских работах — «Никомахова этика» и «Политика». По Аристотелю, существует два вида хрематистики — искусственная и естественная. Представьте, что у человека по имени Ксенофонт есть дом, сад и животные. И все эти вещи нужны Ксенофонту для пропитания и безопасности его семьи, в этом случае речь идёт о естественном обогащении. А если же сад и животные используются для накопления богатства сверх того, что нужно для нормальной человеческой жизни, то речь идёт уже об искусственном обогащении. Нужно иметь в виду, что сегодня слово «хрематистика» имеет идеологическую окраску. Например, обмен пшеницы на молоко в справедливом соотношении — это естественная хрематистика. А вот обмен злаков на деньги — это уже нечто искусственное. Да ещё предположим, что, назначая цену, продавец руководствуется не своей острой нуждой в молоке, а максимизацией прибыли. С этого момента вступает в действие искусственная хрематистика. Часто слово «искусственная» опускают, хотя это не совсем корректно. С точки зрения самого бизнеса хрематистика — это принцип руководства его интересами. Здесь всё просто. Бизнес занимается генерированием денежных потоков и прибыли. Экономическая теория и большой накопленный опыт государств по всему миру показывает, что рыночная экономика не только не противоречит интересам сообщества потребителей товаров и услуг, но и является одной из самых эффективных экономических систем как для бизнеса, так и для простых граждан. Даже если предположить, что в реалиях древнего мира Аристотель находит прописную истину, то сегодняшние примеры экономик таких стран, как Северная Корея, Куба и Венесуэла, отчётливо дают понять, что слепо верить постулатам Аристотеля, мягко говоря, не рационально.

Читайте также:  Птицы у которых хорошо развито зрение и обоняние

Многие полагают, что деньги в хрематистике как в экономической модели ставят во главу угла получение прибыли, а вовсе не оптимальную организацию хозяйства. В моём понимании, оптимальная организация хозяйства — это компании «Яндекс», Boeing, Apple. Охотно верю, что они руководствуются при создании своих продуктов интересами людей. Например, помогать искать информацию, быстро перемещаться по миру, использовать технологические инновации на благо человечества. Но если они регулярно не будут показывать положительную прибыль, то это автоматически лишит нас возможности доступа к информации, к быстрым перелётам и к последним достижениям в области технологических инноваций. Термин «хрематистика» часто употребляется людьми крайне левых убеждений, чтобы продемонстрировать порочность рыночной экономики. В их аргументации понятие «хрематистика» играет особенно важную роль, потому что отсылает нас к доводам Аристотеля и других крупнейших мыслителей. Люди более либеральных на экономику взглядов могут запросто их не понять. За время своего обучения в магистратуре по специальности «международные валютно-финансовые отношения» этот термин я ни разу не встретил.

1. Аристотель относит к сфере хрематистики:

1) земледелие и ремесло;

2) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

3) мелкую торговлю.

2. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги — это:

1) совершенно бесполезный товар;

2) результат соглашения между людьми;

3) стихийно возникший товар.

3. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

1) затратный принцип;

2) морально-этический принцип;

3) затратный и морально-этический принцип одновременно.

4. Кольбертизм — это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка:

5. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является:

1) эмпирический метод;

2) каузальный метод;

3) функциональный метод.

6. У Монкретьена политическая экономия рассматривалась как наука о:

2) прибавочной стоимости;

3) государственном хозяйстве;

4) классовых отношениях.

7. Главную причину «скудости» страны И. Посошков видел в:

1) отсталости сельского хозяйства;

2) недостаточное развитие промышленности;

3) неудовлетворительное состояние торговли;

4) неудовлетворительное состояние финансов и налоговой политики.

1. Бартенев С. Л. История экономических учений. –М.: Юрист, 2001.Гл.1, 3.

2. Белоусов В. М., Ершова Т. В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.Раздел 1.

3. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 1-2.

4. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 г. Лекции 1-6.

5. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. -4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 3-4.

1.Крижанич Ю. Политика. — М.: 1965.

2. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения / Ред. и коммент. Б. Б. Кафетауза. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.

3. Кейнс Дж. М. Заметки о меркантилизме, законах против ростовщичества, деньгах, оплаченных марочным сбором, и теориях недопотребления. В кн.: Кейнс Дж. М. Избранные произведения: Пер. с англ. / Предисл., коммент., сост.: Л. Г. Худокормов. — М.: Экономика, 1993. — (Экон. наследие), с. 479 — 509.

1. Платонов Д. Н. Иван Посошков. — М.: Экономика, 1989. — (Из истории экон. мысли).

2. Пушкарев Л. Н. Юрий Крижанич: Очерк жизни и творчества / Отв. ред. В. И. Буганов. — М.: Наука, 1984.

3. Зайцева П. Умом Россию не понять.// Вопросы экономики. — 1994, № 2, с. 95 — 107.

4 Кондаков С. Рецепты Петра Великого // Диалог. — 1991, № 15, с. 82 -91.

5. Полянский Ф. Я. Адам Смит как критик феодализма и меркантилизма. — В кн.: Адам Смит и современная полити­ческая экономия / Под ред. Я. А. Цаголова. — М.: Изд-во Моск. у-та, 1979, с. 39-50.

6. За что был брошен в острог старец Иван Посошков, создавший экономический трактат покруче Адама Смита // Российская газета, 2 марта 1996 г.

Примечание: на с. 138 — 142 указанной выше работы напечатана полная библиография трудов Посошкова И. Т. и подробный список литературы о Посошкове И. Т. и его учении.

1. Написать эссе на тему (по выбору студента):

1. Значение экономического наследия физиократизма

2. Идеи Адама Смита и современная рыночная экономика.

3. «Как государство богатеет….»

2. Составить конспекты:

Аникин А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей — экономистов до Маркса. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Политиздат, 1975. гл. 3-4, 8-9, 10-14.

3. Выполните задание: верно или неверно высказывание?

Классики рассматривали проблемы сферы обращения и сферы производства в единстве

Политика либерализма предусматривает активное государственное регулирование

Категория «цена» — признавалась исходной категорией экономического анализа

Петти считал, что величина стоимости товара изменяется обратно пропорционально изменению производительности труда

По Петти рента – это изменение стоимости над издержками производства

Физиократы считали, что чистый продукт – это рента

Физиократы считали, что налог должны платить только арендаторы земли

Первоначальные авансы по Кенэ – это капитальные вложения

Экономическая таблица Кенэ – это схема расширенного воспроизводства

Смит считал, что потребительная и меновая стоимость совпадают

Смит считал, что когда страна богатеет, норма прибыли повышается

Смит аналогично физиократам считал, что налоги должны платить земельные собственники

По Мальтусу низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами

Сэй считал, что труд является единственным источником богатства

Социальные проблемы общества Милль связывал с наличием частной собственности

4. Написать реферат на тему (по выбору студента)

1. Адам Смит и русская экономическая мысль.

2. Теории внешней торговли Смита и Рикардо

3. Классическая школа и её отличие от неоклассической.

4. Мальтузианство и современность.

5. Теория факторов производства и её использование в экономическом анализе

5. Выполните задание: установите соответствие

Заработная плата зависит от инвестиций прошлого периода

В состав основного капитала входит и человеческий капитал

Его концепция в корне противоположна трудовой теории стоимости

Принцип сравнительных преимуществ

Его учение затем нашло отражение в моделях «затраты-выпуск» Леонтьева

Хрематистика Аристотеля как космическое направление Текст научной статьи по специальности « Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Адамян А.С., Фомина Н.В.

Ставится задача рассмотреть черты хрематистики Аристотеля, которые присущи экономике в современном обществе. Выявлена и обоснована тесная связь между данными понятиями. На основе этого сделан вывод, показывающий, насколько актуальна данная проблема в нашем мире.

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Адамян А.С., Фомина Н.В.,

CHREMATISTICS ARISTOTLE AS A COSMIC DIRECTION

The article seeks to examine the features of chrematistics Aristotle, which are inherent in the economy in modern society. Established and developed a close relationship between these concepts. Based on this conclusion, indicating how urgent the problem in our world.

Текст научной работы на тему «Хрематистика Аристотеля как космическое направление»

«ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА И КОСМОНАВТИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ»

ХРЕМАТИСТИКА АРИСТОТЕЛЯ КАК КОСМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

А. С. Адамян Научный руководитель — Н. В. Фомина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Ставится задача рассмотреть черты хрематистики Аристотеля, которые присущи экономике в современном обществе. Выявлена и обоснована тесная связь между данными понятиями. На основе этого сделан вывод, показывающий, насколько актуальна данная проблема в нашем мире.

Ключевые слова: хрематистика, экономика.

CHREMATISTICS ARISTOTLE AS A COSMIC DIRECTION

A. S. Adamyan Scientific Supervisor — N. V. Fomina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: aleksandra_adamyan@mail.ru

The article seeks to examine the features of chrematistics Aristotle, which are inherent in the economy in modern society. Established and developed a close relationship between these concepts. Based on this conclusion, indicating how urgent the problem in our world.

Keywords: chrematistics, economics.

В современном обществе существует общеизвестное понятие — экономика, которое обозначает хозяйственную деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Главная цель экономики состоит в создании благ, удовлетворяющих потребностям человека и общества в целом в условиях ограниченности ресурсов. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с точки зрения понятия «стоимость».

Но уже во время Аристотеля существовало такое понятие, как хрематистика — наука об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли.

Часто люди путают понятия хрематистики и экономики. Если формулу экономики можно представить как деньги — товар, то формулу хрематистики: деньги — товар — еще большие деньги.

Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель — накопление богатства. Она является искусством наживать состояние. «В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами» — утверждает Аристотель.

Товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в ней обмен распространяется лишь на те предметы, которые необходимы для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с ее расширением необходимо

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждения, Аристотель приходит к выводу, что хрематистика построена на деньгах, так как деньги — это начало и конец всякого обмена.

«Так как хрематистика существует рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращенный» — Аристотель.

Хрематистика — это процесс накопления богатств. К ней применимы термины: прибыль, рентабельность, доходность. Общественная польза — это лишь вторичный или сопутствующий эффект. Аристотель считал, что главный элемент хрематистики — ростовщичество или как сейчас это называют «кредитно-финансовая система». Он считал, что когда деньги становятся родителями денег (а не товаров), то начинается развращение общества.

Таким образом, всякую прибыль можно рассматривать с двух точек зрения:

1. Для личной пользы.

2. В интересах общества.

В наше время практически каждый человек рассматривает свою прибыль с точки зрения собственной выгоды, не задумываясь, как это отразится на мире, в котором он живет. Это и приводит к глобальным проблемам современности.

1. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. СПб., 1993. С. 247.

2. Аристотель. Политика // Сочинения. В 4 т. М. : Мысль, 1983. Т. 4. С. 398.

3. Городецкий В. К. История экономических учений. М., 2003.

Хрематистика против Экономики: сущность денег и денежного обращения

Данная тема создана для того, чтобы разобраться в сущности введёных Аристотелем терминов «хрематистика» и «экономика», т.к., на мой взгляд, Аристотель, введя сии термины, не в достаточной мере раскрыл их сущность. Поэтому не удивительно, что люди со слов Аристотеля часто путают «хрематистику» с «экономикой». Поэтому давайте проведём исследование этих понятий со всеми им сопутствующими понятиями и посмотрим, что у нас выйдет. Все аргументированные сообщения,идеи и мысли, которые помогут выявить сущность данных терминов, приветствуются.

Читайте также:  Центры лазерной коррекции зрения в уфе

И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Любая хозяйственная деятельность общества в соответствии с определением, данным Аристотелем(384-322 годах (IV в. до н.э.)), может быть разделена на 2 составляющие:

  • Хрематистика (от др.-греч. χρηματιστική — обогащение);
  • Экономика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства»);

Хрематистикой Аристотель обозначил науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накапливать богатства — как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли(максимизация прибыли в современном варианте изложения, где успешность извлечённой прибыли определяется кол-вом денежных знаков), а экономикой — деятельность, направленную на создание и приобретение благ для дома и государства.

При этом первую форму организации(хрематистику) хозяйства Аристотель считал противоестественной и несправедливой, а его особое негодование вызывал ссудный процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не должны порожждать новые деньги, а ссудный процент представляет собой выгоду только за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился по причине того, что он его не создавал(не соучаствовал в производстве материальных благ, однако благодаря полученному излишку по возвращении должником ссуды и процента по ней имеет право на приобретение произведённых кем-то благ), а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы.Подобно раковым клеткам в живом организме, которые вытесняют функциональные клетки, обеспечивающие жизнедеятельность организма и не несут никакой цели, кроме размножения себе подобных паразитирующих структур, ростовщические деньги размножаются за счет производительных сил заемщика, уничтожая постепенно социальный организм общества, расслаивая его на богатых и бедных, развивая паразитические наклонности среди наиболее активных элементов общества.

Отчего же такая ненависть к ссудному проценту? Только ли по причине ущерба такого вида деятельности для общества в целом?

Из воспоминаний современников известно, что, помимо педагогической деятельности, Аристотель, как и многие другие великие греки, вел довольно праздный образ жизни. Так, история сохранила факт о том, что Аристотель недолго учительствовал в Афинах, а уехал к евнуху Гермию, тирану Антарнея, с которым породнился. Аристипп в книге «О роскоши древних» писал, будто Аристотель влюбился в наложницу Гермия, женился на ней с его согласия и «от радости стал приносить смертной женщине такие жертвы, какие афиняне приносят элевсинской Деметре»( 1 2 Настоятельно рекомендую прочесть про сей праздник), а в честь самого Гермия сочинил гимн. С политической точки зрения он был сторонником рабовладельческого общества и делил общество на пять групп (классов):

  • земледельческий класс,
  • класс ремесленников,
  • торговый класс,
  • наемные работники,
  • военные.

Рабы не включались ни в один из перечисленных классов, т.к. не считались гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы и, следовательно, переход из одного класса в другой — нарушения этого закона природы. И ещё один немаловажный момент: служителей религии(«жрецов») в данной классификации нет, как и нет мужей науки, художников, писателей и т.д.

В то время в Греции было принято давать в кредит и занимать(1), особенно часто одалживали зерно (интересно почему?). В 6 веке до н.э. в Греции появились денежные банки при храмах, а также частные банки, принадлежащие отдельным лицам. Размер взимаемых процентов был высок, например, при морских займах- 20-30%. В древней Греции были известны случаи ростовщических ссуд с уплатой от 500 до 900 процентов годовых. Система частных кредитов была чрезвычайно широко распространена в Эллиническом Египте и Риме периода ранней империи. В древней Греции в VII-VI вв. до н.э. родовая знать предоставляла ростовщические ссуды мелким крестьянам под залог их земельных участков, а служители храмов предоставляли займы знати(элите, находящейся во главе аппарата управления государством, если по современному). Уже здесь возникает примитивная форма ипотеки — долгового свидетельства о залоге земли — в виде особых камней, которые ставились на участках заемщиков и на которых были высечены закладные акты. Если заемщик не возвращал денег в установленный срок, то его земельный участок переходил в собственность кредитора-ростовщика.
Ростовщический кредит вел к порабощению неисправных заемщиков их кредиторами. Обеспечением долга служила не только земля, но и личность заемщиков и членов их семей, что немаловажно, т.к. в соответствии данной Аристотелем классификации общества вероятность превратиться из гражданина в раба в соответствии с тогдашнем правовым статусом была велика и весьма осязаема. Греческий историк Плутарх, сообщая о том, что в Аттике в VII-VI вв. до н. э. “весь простой народ был в долгу у богатых”, отмечал, что многие “брали в долг деньги под залог самих себя, так что заимодавцы имели право схватить их и обратить в рабов или продать заграницу”.

Ростовщический кредит в античном мире выступал в двух основных формах:

  1. ссуды мелким производителям (крестьянам, ремесленникам);
  2. ссуды рабовладельцам.

Мелкие производители, хозяйство которых приходило в упадок в результате вытеснения его крупным открытом рабовладельческим хозяйством, а также частых войн, постоянно нуждались в деньгах как для покупки необходимых средств существования, так и для уплаты налогов государству. Потребность же самих рабовладельцев в деньгах вызывалась затратой ими громадных средств на покупку предметов роскоши, постройку великолепных домов, устройство политической карьеры (подкуп избирателей и армии) и т.д.
В качестве средних кредиторов-ростовщиков в открытом рабовладельческом обществе выступали, прежде всего, купцы и откупщики налогов. Значительную роль в этом деле играли также храмы (например, в Греции Дельфийский ( VII—V вв. до н. э.) — выступал посредником в межполисных конфликтах. Оракул — институт и политтехнология). Их ростовщические операции возникли на основе сосредоточения огромных средств, притекавших туда в виде дарений и вкладов, что означает, что только храмы могли выдавать огромные ссуды. Если немного подумать, то можно однозначно сказать, что выдавать натуральные и денежные ссуды могли только те общественные институты, которые имели достаточный избыток материальных ценностей в своих хранилищах, что делает храмы первыми источниками ссудного кредита.

Еще в Древней Греции ростовщические операции делились на два вида в зависимости от того, кто принимал на себя риск (ответственность) за их результаты. В одном случае это был заемщик (при неуплате он или терял залог, или наказывался в соответствии с законом), в другом случае — сам кредитор. Такая форма кредита называлась “морские проценты” (греч. nautikoV tokV, лат. foenus nauticum): торговец, отправляясь в далекое и опасное по тем временам морское путешествие, брал ссуду у ростовщика, чтобы снарядить корабль, нанять экипаж, запастись продуктами и т. п. Обратно он должен был привезти определенные товары и расплатиться по долгам. Однако, если корабль не возвращался или возвращался без груза, кредитор терпел убытки в размере одолженной суммы. Поэтому “морские проценты” были гораздо выше обычных. Для снижения риска ростовщики часто складывали свои капиталы и участвовали в прибыли. Это были первые торговые компании. Они играли настолько важную роль в морской (да и сухопутной) торговле, что даже знаменитые реформы Солона (VI в. до н. э.), снизившего норму процента и отменившего долговое рабство, не затронули величину “морских процентов”. Морская торговля, которая развивалась быстрыми темпами в Средиземноморье, способствовала развитию начальных форм страхования. Эта практика была распространена в Афинах, о чем свидетельствовал в своих работах Демосфен (около 384-322 до н. э.; афинский оратор); торговец, получивший ссуду, возвращал ее только в случае успешного завершения своего предприятия (путешествия), при этом он возвращал на 30% больше денег, чем занимал.

В Греции, согласно закону Дракона, кто не мог вовремя расплатиться с долгами, тот вместе с семьей становился собственностью заимодавца. Дракон был афинским законодателем, при котором в 621 году до н.э. были записаны правовые обычаи («драконовы меры»») — наказания за нарушение частной собственности. Осталось из истории такое понятие: драконовский процент.

Но, что самое поразительное, общей судьбы не смог избежать даже спартанский полис, где целая система ограничительных запретов ростовщичества долго сдерживала, но так и не смогла сдержать естественно развивавшийся процесс расслоения гражданской корпорации. Принятый около 400 г. закон эфора Эпитадея о свободе дарения и завещания земельных наделов спартанцев уничтожил последние формальные препоны для мобилизации собственности. Имущество частного лица было как бы в полном распоряжении государства: последнее могло приказать женщинам выдать все свои драгоценности, кредиторам — поступиться в его пользу своими ссудами.

Последствия этого были поистине катастрофические: в Спарте, где принадлежность к общине «равных» обусловливалась обладанием наследственным наделом-клером и возможностью вносить свою долю в застольное товарищество- сисситию, разразившаяся теперь почти откровенная скупка наделов привела к резкому сокращению числа граждан. Если во времена легендарного законодателя Ликурга спартиатов насчитывалось около 9 или даже 10 тыс., а в период Греко-персидских войн их все еще было свыше 5 тыс., то к 371 г., по подсчетам К. Ю. Белоха, число спартиатов упало до 1500, а ко времени Аристотеля сократилось еще более.

По утверждениям Плиния Старшего, “деньги дали начало алчности, ибо явилась возможность заниматься ростовщичеством и наживаться, не трудясь”. ( Плиний Старший. Естественная история, XXX III, 48).

Что же касается кредитного дела, то именно к IV в. относятся первые обстоятельные сведения о профессиональном ростовщичестве, о деятельности древних банкиров-трапезитов и даже о целых банкирских домах, осуществлявших кредитные операции в больших масштабах, можно сказать, в рамках всей Эллады. Из речей Исократа (XVII) и Демосфена (XXXVI, XLV-XLVI, XLIX) хорошо известен один такой, — правда, по-видимому, наиболее крупный и знаменитый — банкирский дом в Афинах, осуществлявший кредитные операции на протяжении ряда поколений. Сначала им владели совместно Архестрат и Антисфен, затем его унаследовал вольноотпущенник Архестрата, впоследствии ставший полноправным афинским гражданином, Пасион, а еще позже его главою стал Формион, который, в свою очередь, был вольноотпущенником Пасиона и тоже с течением времени приобрел права афинского гражданства. Оборотный капитал этого предприятия, когда во главе его стоял Пасион, может быть оценен в круглую сумму более чем 50 талантов (см.: Dem., XXXVI, 5). Первоначально банкирские операции, в особенности приём денежных вкладов, осуществлялись “корпорациями” жрецов. Впоследствии в связи с интенсивным развитием торговли, последовавшим за персидскими войнами, потребность в кредите и посредничестве побудила частных лиц заняться банкирскими операциями. Посвятившие себя этому делу афиняне занимались своим промыслом, сидя за столиками на рынке, отсюда и их название трапезиты (от греч. трапеза — стол).

К концу V в. до н.э. у афинских трапезитов наблюдается уже некоторая специализация по отдельным видам сделок. Так, трапезиты занимались преимущественно приёмом вкладов и осуществлением платежей за счёт клиентов. В свою очередь, от них отделился класс специалистов-менял (аргираймосы), ставших вместе с тем экспертами по определению подлинности и цены многочисленных видов обращавшихся монет. Третья категория банкиров осуществляла выдачу мелких займов, обыкновенно под залог, т.е. ломбардное дело.

Отношение государства к банкирам было различным в отдельных полисах Греции. В Эфесе, например, государственное вмешательство ограничивалось законодательной регламентацией прав и обязанностей банкиров, тогда как в Византии право на занятие банкирским делом сдавалось на откуп. В полисах последней категории монополия трапезитов охранялась государством, но зато их операции и размеры допустимых процентов были строго регламентированы. Единственное свидетельство о законе, регулирующем отношения кредиторов и заёмщиков, относится к Дельфам. Там был принят закон, устанавливающий максимальный процент по займу у частных лиц и ассоциаций различного рода в размере 8,5 или 6 %. Однако обычной процентной ставкой по активным операциям в Греции было 12 %.
Выходит, что в Древней Греции на равне с открытым рабством существовала неявное рабство — долговое рабство, и слова Аристотеля о свободных гражданах воспринимать серьёзно — не серьёзно.

Источники:
  • http://studopedia.org/10-63557.html
  • http://www.proza.ru/2018/01/10/647
  • http://strelka.com/ru/magazine/2016/06/23/vocabulary-hrematistika
  • http://studfiles.net/preview/2690373/
  • http://cyberleninka.ru/article/n/hrematistika-aristotelya-kak-kosmicheskoe-napravlenie
  • http://mediamera.ru/post/995