Меню Рубрики

С точки зрения аристотеля к хрематистике относилась функция денег

Основным инструментом является производственная функция

2. основным инструментом является принцип мультипликатора — акселератора

3. экономический рост рассматривается преимущественно с точки зрения факторов спроса

4. государственное регулирование экономики

#2. С точки зрения Аристотеля к хрематистике относилась функция денег

1. мера стоимости

Средство накопления

3. средство обращения

4. средство платежа

#3. Автором факторной теория стоимости является

Ф.Б. Сей

#4. Меркантилисты считали источником богатства

1. сферу производства

Сферу обмена

3. производство только в сельском хозяйстве

#5. Физиократы видели источник богатства общества

1. в сфере обмена

2. в производстве

В сельском хозяйстве

4. непроизводственная сфера

#6. Автором «Экономической таблицы» является

Франсуа Кенэ

4. Давид Рикардо

#7. Взгляды русского экономиста Ивана Посошкова близки к концепции

1. классической школы

Меркантилистов

#8. Впервые принцип «Laisser faire…» («Пусть все идет как идет») выдвинули

Физиократы

#9. Автором модели общего экономического равновесия (замкнутая модель) является

Леон Вальрас

4. Вильфредо Пирето

#10.Предметом экономической теории с точки зрения марксистской школы является

1. эффективное распределение ограниченных ресурсов

Производственные отношения людей

3. институциональные факторы в экономике

4. рациональное хозяйствование

#11.Создателем теории прибавочной стоимости является

К. Маркс

#12.Теория предельной полезности является центральной категорией

Австрийской школы

2. исторической школы

3. мальтузианской теории

4. классической школы

#13.Д. Рикардо был сторонником

Фритредерства

#14.Понятие эластичности спроса ввел в экономическую науку

А. Маршалл

#15.Основным представителем неоклассической школы является

А. Маршалл

#16.Ф. Хайек — представитель

Неолиберализма

#17.Автором теории монополистической конкуренции является

Э. Чемберлин

#18.В кейнсианстве основной категорией является

1. эффективное предложение

Эффективный спрос

#19.В теории Дж. М. Кейнса размер общественного производства и занятости зависит от

Факторов спроса

2. факторов предложения

3. денежных факторов

4. производственных факторов

#20.Создателем теории «длинных волн» является

Н.Д. Кондратьев

#21.Монетаристы считают, что – это бюджетный дефицит

Причина инфляции

2. способ стимулирования спроса

3. инструмент макроэкономического регулирования

4. причина экономического спада

#22.С точки зрения кейнсианской теории главная проблема — это

Безработица

3. дефицит гос. бюджета

4. ограниченность ресурсов

#23.В концепции Дж. К. Гэлбрейта «техноструктура» — это

1. отраслевая структура экономики

определенная общественная прослойка, включающая ученых, специалистов и т.д.

3. соотношение между постоянным и переменным капиталом

4. соотношение между основным и оборотным капиталом

#24.Создателем теории неоклассического синтеза является

П. Самульсон

#25.Предельный анализ — основной метод

Наше общество претерпевает значительные социально-экономические преобразования. Для такого времени свойственно переосмысление представлений об окружающем мире и обращение к истокам. В свете этого совсем неудивительным выглядит и обращение к Аристотелю. Тем более, что экономика и хрематистика – это два явления, истоки противостояния которых восходят именно к нему как к выдающемуся древнегреческому мыслителю. В статье мы рассмотрим, что означают оба понятия и как они взаимодействуют.

Аристотель: экономика и хрематистика

Древнегреческий мыслитель разделял использование денег для удовлетворения естественных человеческих потребностей и их накопление как самоцель. Хрематистика – это, с его точки зрения, поклонение прибыли. Аристотель понимал под этим термином ситуацию, когда деньги теряют свою основную функцию средства обмена, а превращаются в самоцель. Хрематистика – это, например, ростовщичество, а также спекулятивная торговля. К обеим сферам деятельности Аристотель относился отрицательно. Он считал, что они не являются естественными и только эксплуатируют людей.

Совсем другая по сущности, как ее видел Аристотель, экономика. Деньги, по его мнению, должны быть средством, а не целью. Они должны облегчать торговлю. А ростовщический процент, наоборот, усложняет ее, делая деньги менее доступными там, где в них нуждаются. Поэтому хрематистика как наука об обогащении для Аристотеля выглядит извращением, еще одним способом эксплуатации богатыми бедных.

Истоки концепции

Вплоть до Великой французской революции торговля считалась достаточно предосудительным занятием. Принять это сейчас достаточно тяжело, поскольку новейшая история ставит в центр экономики как раз предпринимателя. Но в прошлом спекуляция считалась грехом, а все формы эксплуатации осуждались церковью. В Средневековье торговцев презирали. Для того чтобы выжить, они формировали профессиональные альянсы.

Аристотель считал, что торговля товарами по своей природе не является хрематистикой. Но только до того времени, пока она распространяется на предметы, которые необходимы для продавцов и покупателей. С расширением меновой торговли возникают деньги. Они облегчают и ускоряют обмен. Однако с изобретением денег меновая торговля неизбежно превращается в товарную. А это открывает возможность для множества спекуляций. Определенная категория людей начинает заниматься хрематистикой. Так Аристотель первым установил различие между деньгами как средством обращения и накопления, то есть капиталом.

Экономика Аристотеля

Аристотель абсолютно отрицательно относился к накоплению денег как к сверхзадаче. Он считал ростовщичество и спекулятивную торговлю противоестественными видами деятельности, которые обесчеловечивают тех, кто ими занимаются. Как и его учитель Платон, Аристотель порицает накопление денег. Ростовщики, считал он, не создают ничего, их богатство появляется практически из воздуха. Поэтому такое занятие является предосудительным.

В экономике торговля должна происходить непосредственно между производителем и покупателем по правильной цене. В этом случае она не создает добавленную стоимость из ничего. Экономическое учение Аристотеля подразумевает создание благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Деньги являются только средством ускорения обмена между производителями и улучшения его качества.

Аристотель считал, что настоящее богатство состоит из благ, которые удовлетворяют естественные потребности. По своей природе оно не может быть бесконечным. Именно блага, а не деньги, по мнению Аристотеля, являются главной характеристикой богатства.

В Средневековье

В этот период хрематистика – это прерогатива церкви. Для простых людей такая деятельность считалась нежелательной. Однако капитал можно накапливать, если он в будущем пойдет на нужды благотворительности. Католическая церковь поддерживала данную экономическую доктрину на протяжении всего периода Средневековья. Такой взгляд на хрематистику разделял и Фома Аквинский.

Современное представление

Как писал в своих работах Аристотель, экономика и хрематистика – это две науки. Однако в наше время последняя рассматривается только в рамках общей теории. Такие понятия, как «капитал», «рента» и «процент», считаются традиционно экономическими. Вряд ли бы с такой трактовкой мог согласиться Аристотель. Однако хрематистика – это неотъемлемая часть современного капиталистического способа ведения хозяйства. Хотя Мартин Лютер и выступал против узурпации и эксплуатации, однако в своем исследовании протестантской этики Макс Вебер доказывает ключевое значение для буржуазии потребления и сбережения. Термин «хрематистика» Карл Маркс использует для обозначения капитализма.

Экономические учения Аристотеля

Среди основных постулатов Аристотеля можно выделить следующие:

  • Рабство является естественным атрибутом общества. Оно не должно касаться и не несет никакой угрозы для свободных граждан. Нужно отметить, что во времена Аристотеля рабами были иноземцы из захваченных греками стран, что несколько оправдывает экономические учения мыслителя. Хотя на сегодняшний день они и кажутся совершенно неприемлемыми.
  • Необходимость усиления среднего класса за счет эксплуатации аграрной периферии и опять же рабов-иноземцев.
  • Защита частной собственности. Аристотель видел ее основы даже в животном мире.
  • Необходимость натурализации хозяйства и возвращения к земледелию.
  • Ограничение крупной торговли, наложение запрета на спекуляции и ростовщичество. Аристотель видел основу экономики в том, что мы сейчас называем малым бизнесом. Но только в его представлении он обязательно назначает справедливые цены.

Древний мыслитель пытался найти пропорцию, которая бы позволяла объяснить соотношение стоимости и денег. Он считал, что в ходе обмена продавец стремится компенсировать потерю купленного у него вещи. Появление денег Аристотель объясняет неудобством перевозки некоторых товаров на большие расстояния. Однако постепенно они перерастают функцию средства обмена. Экономика заменяется хрематистикой. Не изменилась ситуация и на сегодняшний день. И именно хрематистика становится причиной возникновения кризисов и финансовых «пузырей».

Деньги и торговля в понимании Аристотеля

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» 1 . И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги» 2 . Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.

Читайте также:  Зрение плюс у ребенка что это такое

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

Сущность экономики и хрематистики Аристотеля

А что же такое сама экономика в социально-экономических взаимоотношениях граждан общества? Аристотель, ставивший этические принципы и человеческие ценности над главенствующими в экономике законами обмена и потребления, является «врагом бизнеса», а в современном мире именно бизнес зачастую ассоциируется с экономикой. Объяснением этого может также служить то, что экономисты не находили должной мотивации и усердия, чтобы вчитываться в довольно сложные тексты Аристотеля, посвященные больше проблемам этики, философии, политики и психологии, и в них искать основы экономической доктрины великого греческого философа, а философам интересней была позиция Аристотеля как философа экономики, а не экономиста.

Это, естественно, приводит к совершенно разному прочтению наследия Аристотеля в рамках с одной стороны экономической, а с другой — философской традиций. К тому же существует определенное расхождение во мнениях интерпретаторов Аристотеля, читавших его работы на разных языках, что тоже приводит к разнице в прочтении и интерпретации даже ключевых моментов экономической концепции Аристотеля как в отечественной традиции, так и на западе. Тем не менее, в последнее время появляется все больше работ, в основном западных, где философы и экономисты снова обращаются к Аристотелю как именно экономисту, имевшему свою экономическую теорию, и ставят вопрос об актуальности экономических воззрений Аристотеля в современном мире. Есть ли чему современным экономистам учиться у Аристотеля? Что значат и значат ли что-нибудь экономические идеи Аристотеля для будущего общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости?

Профессор экономики Роттердамского университета Ирен ван Ставерер в своей работе «Ценности Экономики: Аристотелева перспектива» в 2001 году апеллирует больше к социально-экономической и этической значимости экономических воззрений Аристотеля, представляет попытку построения новой экономики, базирующейся на нравственных ценностях. А опубликованная в журнале «Клаузура» статья Милы Ильиной «Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации» в 2012 году является публицистической статьей, рассматривающей современное состояние экономики как осуждаемую Аристотелем хрематистику и призывающей к выработке нового, более нравственного и экологического взгляда на экономику. Именно в качестве подтверждения необходимости внедрения нравственного и гуманного подхода Аристотеля к экономике и написана эта статья.

Для Аристотеля естественным было присутствие двух сущностей в социально-экономических взаимоотношениях граждан и принципиально разных видов производства и распределения благ в обществе. Первый вид, названный им экономикой, подразумевает систему, целью которой становится удовлетворение насущных потребностей конкретных людей, которые занимаются различными видами деятельности в производстве разных материальных ценностей и появляется обмен этими ценностями по их равнозначности по затратам труда, пока не появились деньги. Очень важно подчеркнуть, что с позиции системы экономики, по Аристотелю, такой инструмент как деньги оказался необходим именно и только для обеспечения удобства обмена.

Термин экономика появился от сочетания греческих слов хозяйство и правило, история которого восходит к Домострою Ксенофонта Афинского (430-354 гг. до н.э.), буквально означает «правила управления домашним хозяйством». А так как на заре развития человечества многие жили семейными и родственными общинами, а древние мудрецы об этом знали, то экономика рассматривалась как система знаний, ориентированная на общественно-полезные решения и на удовлетворение естественных потребностей человека и населения общества в целом.

Само сочинение Ксенофонта построено в традиционной тогда форме диалога с Сократом, в котором ученики просят Сократа научить их основам экономики. Важно, что такая система знаний не может быть локально замкнутой, частной теорией или практической дисциплиной, ибо осуществлялось как моделирование экономических взаимоотношений, которые почти тут же можно было применить на практике. Причём осуществлялось это по принципу самодостаточности и должно было иметь в своей основе высшие человеческие цели и ценности для благополучия общества по своему существу.

А для Аристотеля экономика была не столько наукой, сколько деятельностью направленной на удовлетворение потребностей общества и способность к совершению этой деятельности, что должно было определять привычку, формирующую экономический тип поведения на благо всего общества!

А в «Никомаховой Этике» Аристотель определяет цель хозяйствования как накопление богатства для развития общества, где он под этим богатством понимает не бесконечное его накопление, а богатство, необходимое для «хорошей и благополучной жизни общества», то есть он здесь пытается показать, что должно достигаться в полисе как в гражданском обществе. По Аристотелю это имеет точное моральное значение: «это жизнь в труде и добродетели, за счет которой достигается счастье всего общества.»

Второй вид производства и распределения благ Аристотель называет «хрематистикой», подразумевая ситуацию, когда прибыль и накопление денег становятся основной целью деятельности (как, например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Сам термин «хрематистика», автором которого является Аристотель, буквально означает умение обогащаться. В более широком смысле под хрематистикой он понимает вид хозяйственной деятельности, который нацелен (т.е. ставит себе целью) именно на обогащение, независимо от использования этого богатства, ибо именно при товарно-денежном распределении материальных ценностей, а не по количеству и квалификации труда, в деньгах сытости не бывает, поэтому все стремятся любыми способами добывать деньги, а не добросовестно трудиться.

При этом можно утверждать, что даже хрематистика у Аристотеля делится на два типа, один из которых подчинён экономике для приобретения тех вещей, которые необходимы для продолжения благополучной жизни. Второй тип хрематистики — неестественный, не подчиненный экономике и направленный на накопление бесконечного богатства в виде денег и разных материальных ценностей в ущерб других людей, а значит носит антигуманный, античеловечный характер. В отношении этого второго вида хрематистики Аристотель утверждает, что «эта вторая форма ведет к мнению, что нет предела богатству и собственности» [Политика I, 9, 1257a 1] В рамках этой системы получается, что цель хрематистики не служение высшим духовным задачам жизни людей, а пробуждает стремление к неограниченной наживе, порочной с точки зрения Аристотеля. Стремление к беспредельному приобретательству и накопительству, опять же, эксплуатирующих порочные стороны человеческой природы, когда алчность одних ведёт к богатству, а других к бедности вместо золотой середины, что уводит от добродетели и делает и тех и других не лучше, а хуже.

Когда получаемая прибыль считается единственным критерием эффективности и правильности применяемых схем ведения дела, а не удовлетворение всё возрастающих потребностей всех членов общества в средствах для жизни по количеству и квалификации труда, то происходит инверсия этической оценки двух видов хозяйствования – экономики и хрематистики. Начиная с «экономического человека» А.Смита, именно эгоистическое стремление к обогащению стало представляться мотором хозяйственной жизни в обществе. Это либеральное воззрение, потеснившее добродетельные взгляды на экономику, стало рассматривать хрематистику как естественную и единственно полезную форму хозяйствования, её же позже перенесли и в систему глобальной экономики.

А для Аристотеля важна была связь привычек и типа поведения одного человека с привычками других людей в обществе, поскольку человек не может осуществлять действия по использованию благ в полной изоляции от других людей, ибо жить в обществе и не зависеть от него невозможно! Таким образом важно появление общественных институтов, то есть институциональной экономики со своими законами развития в современном понимании. Хорошие привычки делают поведение более предсказуемым, а это способствует консолидации общества. Через меры поощрения и наказания можно способствовать реализации одних типов поведения и не поощрять другие, таким образом, воспитывая общественно полезные привычки. По Аристотелю, образование и закон помогают формированию хороших привычек. Образование и подготовка человека к труду в Греции было основным институтом формирования личности, готовой и дальше идти по пути самосовершенствования в условиях наличия ЗАКОНОВ способствующих этому самосовершенствованию и поощряющих такое развитие личности!

Очевидно, что экономика Аристотеля — это не современная наука и не наука в современном понимании, а скорей мировоззренческая система, базирующаяся на определенных ценностях в стремлении к их формированию за счет рациональных действий, складывающихся в привычки, формирующие личность человека экономического как члена социума, разделяющего эти же ценности. Экономика Аристотеля построена на этике и вся пронизана этикой, поэтому большинство интерпретаторов Аристотеля и говорят об актуальности его идей для развития будущего общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

​Словарный запас: ХРЕМАТИСТИКА

Денежный фетишизм — это как шопоголизм, только ещё хуже. Накопление денег без определённой цели делает из вас не экономиста, а хрематиста. О том, как потребительское отношение к капиталу пагубно сказывается на мировой экономике, Strelka Magazine рассказали эксперты в области экономики и социальных коммуникаций.

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Хрематистика — это взгляды и действия, сопряжённые с экономикой, но противопоставляемые ей. Если экономика — искусство приобретать полезные вещи, то хрематистика — искусство делать деньги через торговлю. Цель экономики — естественное богатство, вещи для жизни. Цель хрематистики — неестественное богатство, накопление в денежной форме, обладание деньгами. Если формулу экономики можно представить как «деньги — товар», то формула хрематистики — «деньги — товар — ещё большие деньги». Поэтому экономика имеет предел — разумное личное потребление. За этим пределом приобретение бессмысленно. У хрематистики предела нет, и потому она, в отличие от экономики, не естественна. Соотношение экономики и хрематистики: экономика рождает хрематистику, чистая экономика невозможна. (Словарь экономических терминов)

Читайте также:  Давление газа с точки зрения молекулярной теории

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Александра Повница — помощник исполнительного директора компании «Нефтяные технологии», эксперт в области управления и социальных коммуникаций

С появлением денег и торговли стали совершенствоваться способы получения прибыли, в том числе росло стремление к увеличению количества денег. В обществе деньги начинают восприниматься как что-то ценное. Аристотель писал: «После того как в силу необходимости обмена возникли деньги, появился другой вид искусства наживать состояние — торговля». Дело в том, что первоначально торговля велась совершенно просто. По мере приобретения людьми опыта она стала совершенствоваться таким образом, благодаря которому торговые обороты могли бы принести обществу наибольшую прибыль. Вот почему и создалось представление, что деньги являются главным предметом искусства наживать состояние. Вообще, цель хрематистики — это служение не духовным задачам жизни (как в случае с экономикой), а неограниченной наживе. В этом античное понимание хрематистики смыкается с марксистским видением капитализма, при котором циркуляция капитала не имеет никаких внеположных себе целей но, напротив, сама становится самоцелью.

В частности, Аристотель писал: «Ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является по преимуществу противным природе». Хрематистику можно отнести к своего рода «безумству» — извращённому отношению человека к богатству. Указанный феномен описывается ещё в аристотелевской теории эгоизма: «Величайшие преступления совершаются людьми в силу стремления к преизбытку». По мнению Аристотеля, человек нравственный и образованный в своей хозяйственной деятельности руководствуется принципами экономики, а человек бездуховный и необразованный — принципами наживы и накопления, то есть хрематистикой. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится людьми, так как черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых они были введены.

Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он же предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

В современной мировой финансовой системе хрематистика играет чуть ли не самую главную роль. Люди всё чаще стали ошибочно называть её экономикой, хотя разница между ними очевидна. Понятие экономики происходит от греческого слова oίχος, означающего «хозяйство». В контексте этой понятийной системы экология — это наука об организации хозяйства на планете Земля, а экономика — правила организации этого хозяйства. Понятию же экономики-хрематистики можно противопоставить понятие экоэкономики — мировоззрения, интегрирующего законы природы и результаты человеческой деятельности, в котором рассматривается взаимозависимость человеческой деятельности на Земле в целом. Как я уже успела отметить, различить эти два понятия не сложно. Целью экономики, по Аристотелю, являются приобретения, необходимые для жизни, и удовлетворения хозяйственных потребностей дома или семьи, а её главным показателем — денежный оборот (рентабельность, ВВП, национальный доход и тому подобное). То есть они обусловлены естественными причинами. В хрематистике же добыча и накопление денежных средств является самоцелью, тем самым они теряют своё первоначальное предназначение, согласное с природой. Также хрематистику часто путают с экономией — умением откладывать и накапливать средства, имущество для удовлетворения необходимых потребностей в дальнейшем. Хрематистика является искусством, если так её можно назвать, именно неразумных накоплений сверх таких потребностей. Например, откладывание продуктов сверх меры. В итоге лишнее будет испорчено и принесёт убыток владельцу. Вместо того чтобы быть средством для достижения каких-либо целей и улучшения качества жизни, деньги для хрематистов сами становятся целью, тем самым отодвигая всё остальное на дальний план.

Степан Виленчик, преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Истоки хрематистики кроются в аристотелевских работах — «Никомахова этика» и «Политика». По Аристотелю, существует два вида хрематистики — искусственная и естественная. Представьте, что у человека по имени Ксенофонт есть дом, сад и животные. И все эти вещи нужны Ксенофонту для пропитания и безопасности его семьи, в этом случае речь идёт о естественном обогащении. А если же сад и животные используются для накопления богатства сверх того, что нужно для нормальной человеческой жизни, то речь идёт уже об искусственном обогащении. Нужно иметь в виду, что сегодня слово «хрематистика» имеет идеологическую окраску. Например, обмен пшеницы на молоко в справедливом соотношении — это естественная хрематистика. А вот обмен злаков на деньги — это уже нечто искусственное. Да ещё предположим, что, назначая цену, продавец руководствуется не своей острой нуждой в молоке, а максимизацией прибыли. С этого момента вступает в действие искусственная хрематистика. Часто слово «искусственная» опускают, хотя это не совсем корректно. С точки зрения самого бизнеса хрематистика — это принцип руководства его интересами. Здесь всё просто. Бизнес занимается генерированием денежных потоков и прибыли. Экономическая теория и большой накопленный опыт государств по всему миру показывает, что рыночная экономика не только не противоречит интересам сообщества потребителей товаров и услуг, но и является одной из самых эффективных экономических систем как для бизнеса, так и для простых граждан. Даже если предположить, что в реалиях древнего мира Аристотель находит прописную истину, то сегодняшние примеры экономик таких стран, как Северная Корея, Куба и Венесуэла, отчётливо дают понять, что слепо верить постулатам Аристотеля, мягко говоря, не рационально.

Многие полагают, что деньги в хрематистике как в экономической модели ставят во главу угла получение прибыли, а вовсе не оптимальную организацию хозяйства. В моём понимании, оптимальная организация хозяйства — это компании «Яндекс», Boeing, Apple. Охотно верю, что они руководствуются при создании своих продуктов интересами людей. Например, помогать искать информацию, быстро перемещаться по миру, использовать технологические инновации на благо человечества. Но если они регулярно не будут показывать положительную прибыль, то это автоматически лишит нас возможности доступа к информации, к быстрым перелётам и к последним достижениям в области технологических инноваций. Термин «хрематистика» часто употребляется людьми крайне левых убеждений, чтобы продемонстрировать порочность рыночной экономики. В их аргументации понятие «хрематистика» играет особенно важную роль, потому что отсылает нас к доводам Аристотеля и других крупнейших мыслителей. Люди более либеральных на экономику взглядов могут запросто их не понять. За время своего обучения в магистратуре по специальности «международные валютно-финансовые отношения» этот термин я ни разу не встретил.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. История экономических учений – это наука, изучающая:

а) в исторической последовательности различные общественно-экономические формации;

б) развитие человеческой цивилизации;

в) возникновение, развитие и смену экономических теорий, концепций, идей, отражающих развитие экономики;

г) конкретные формы общественного хозяйства, которые возникают в непрерывном историческом развитии;

д) человеческое поведение в хозяйственном процессе с точки зрения соотношения потребностей людей и средств для их удовлетворения.

2. Предметом изучения курса истории экономических учений является:

а) экономическая история общества;

б) история экономических теорий;

в) процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений в условиях изменения в экономике, науке, технике и социальной сфере общества;

г) анализ воззрений всех времен и народов;

д) все экономические теории.

3. Абстрагирование как метод экономической теории означает:

а) искажение реальности

б) упрощение реальности

в) исследование экономических явлений и процессов в состоянии покоя и неизменности

г) усложнение реальности

д) уход от реальности

4. Искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения — это:

а) экономический эксперимент

б) экономическая модель

в) экономическая парадигма

г) экономическая теория

д) научная абстракция

5. Общей чертой экономической мысли периода Древнего мира было:

а) ослабление централизации государственной власти;

б) создание единой религии;

в) сохранение и поддержка рабовладельческого способа производства и натурально-хозяйственного уклада жизни;

г) стремление к получению прибыли.

6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

а) рыночные экономические отношения;

б) крупную торговлю и ростовщические операции;

в) натурально-хозяйственные отношения;

г) децентрализованную государственную власть.

7. Основой развития теории хозяйствования в древности являлись:

а) старания царей уравнять все слои общества;

б) стремление поддержать развитие частной собственности;

в) божественные законы;

г) естественные законы природы.

8. Термином «экономика» Аристотель называл:

а) деятельность, направленную на накопление капитала в форме денег;

б) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

в) деятельность, направленную на поддержание нормального жизнеобеспечения человека и его семьи;

г) способ производства, в рамках которого основной доход приносил раб;

д) предоставление денежных или натуральных средств под процент.

9. С точки зрения Аристотеля, к сфере хрематистики относится:

а) земледелие и ремесло;

б) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

в) мелкая торговля;

д) производство товаров и услуг.

10. Понятие «хрематистика» в учении Аристотеля означает:

б) защиту прав собственности;

в) искусство наживать состояние;

г) справедливое распределение доходов;

д) форму прибыли.

11. Термином «хрематистика» Аристотель называл:

а) деятельность, направленную на поддержание нормального жизнеобеспечения человека и его семьи;

б) беспечное искусство наживать состояние посредством крупных торговых сделок;

в) способ производства, в рамках которого основной доход приносил денежный капитал;

г) способ производства, в рамках которого основной доход приносил раб;

д) предоставление денежных или натуральных средств под процент.

12. В качестве функций денег Аристотель предлагал:

а) меру стоимости и средство платежа;

б) мировые деньги и средство сбережения или накопления;

в) средство платежа и средство вымогательства;

г) средство вымогательства и мировые деньги;

д) меру стоимости и средство сбережения или накопления.

13. Катон разрабатывал принципы рациональной организации хозяйства:

а) для сельской общины;

б) для рыночно ориентированной специализированной виллы;

в) для крупной городской ремесленной мастерской;

г) для обширной латифундии с тенденцией к самообеспечению;

д) для царско-храмового хозяйства.

14. Средневековая экономическая мысль опиралась:

а) на божественные законы;

б) на естественные законы;

в) на «Законы 12 таблиц»;

г) на концепцию справедливой цены Ф. Аквинского;

д) на «Кодекс Хаммурапи».

15. По концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

а) затратный принцип;

б) морально-этический принцип;

в) затратный и морально-этический принцип одновременно;

г) абстрактный принцип;

д) принцип экономического моделирования.

16. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского, деньги – это:

а) совершенно бесполезный товар;

б) результат соглашения между людьми;

в) стихийно возникший товар;

г) драгоценный металл;

д) издержки производства.

Читайте также:  Личная парадигма это моя точка зрения

17. Объяснение «революции цен» в 16 веке наплывом золота и серебра из Америки первым дал:

18. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала это:

19. Термин «политическая экономия» впервые ввёл в научный оборот:

а) Альфред Маршалл;

б) Антуан Монкретьен;

20. Автором термина «политическая экономия» является:

21. Термин «политическая экономия» появился в:

22. Какое название приобрела экономическая наука после издания в 1615 г. французского меркантилиста А. Монкретьена «Трактата политической экономии»?

а) История экономических учений;

б) Экономическая теория;

г) Политическая экономия;

д) Экономическая мысль.

23. Создателями политики протекционизма являются:

24. Ведущей сферой экономики считали сферу обмена:

а) классики политической экономии;

25. Деньги в виде золота и серебра считали источником богатства нации:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

История экономических учений. Тест

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. «Основной психологический закон», согласно которому по мере роста дохода, и увеличения богатства «склонность к потреблению» снижается, вывел:
Ф. Хайек
Дж. Кейнс
М. Фридмен
Дж. Гэлбрейт

2. «Величина удовлетворения от каждой дополнительной единицы данного блага в одном непрерывном акте потребления неуклонно снижается и при насыщении равна нулю», это:
закон Ж.-Б. Сэя
теория Ф. Лассаля
второй закон Госсена
первый закон Госсена

3. Маржиналисты опираются в экономическом анализе на экономические величины:
минимальные
предельные
средние
суммарные

4. Автором модели общего экономического равновесия (замкнутая модель) является:
Джон Б. Кларк
Артур Пигу
Вильфредо Пирето
Леон Вальрас

5. Автором «Экономической таблицы» является:
Франсуа Кенэ
Карл Маркс
Адам Смит
Давид Рикардо

6. Впервые принцип «Laisser faire…» («Пусть все идет как идет») выдвинули:
меркантилисты
неоклассики
физиократы
маржиналисты

7. Автором учения об экономике и хрематистике является:
Ф. Аквинский
Платон
У. Петти
Аристотель

8. Теория предельной полезности является центральной категорией:
мальтузианской теории
австрийской школы
исторической школы
классической школы

9. С точки зрения Аристотеля к хрематистике относилась функция денег как:
средства платежа
средства обращения
средства накопления
меры стоимости

10. Создателем теории неоклассического синтеза является:
П. Самуэльсон
Т. Веблен
А. Маршалл
М. Фридмен

11. Взгляды русского экономиста Ивана Посошкова близки к концепции:
меркантилистов
физиократов
маржиналистов
классической школы

12. Д. Рикардо был сторонником:
меркантилизма
фритредерства
маржинализма
протекционизма

13. Экономическую теорию в сторону изучения интересов и мотивов действий потребителя впервые направила школа:
классическая
историческая
марксистская
австрийская

14. Определяющую роль в регулировании экономики отводит деньгам такое направление экономической мысли, как:
неоклассическое
марксизм
монетаризм
институционализм

15. На неприемлемости модели «экономического человека» для изучения социально- экономических процессов настаивали представители _______________ школы.
исторической

​Словарный запас: ХРЕМАТИСТИКА

Денежный фетишизм — это как шопоголизм, только ещё хуже. Накопление денег без определённой цели делает из вас не экономиста, а хрематиста. О том, как потребительское отношение к капиталу пагубно сказывается на мировой экономике, Strelka Magazine рассказали эксперты в области экономики и социальных коммуникаций.

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Хрематистика — это взгляды и действия, сопряжённые с экономикой, но противопоставляемые ей. Если экономика — искусство приобретать полезные вещи, то хрематистика — искусство делать деньги через торговлю. Цель экономики — естественное богатство, вещи для жизни. Цель хрематистики — неестественное богатство, накопление в денежной форме, обладание деньгами. Если формулу экономики можно представить как «деньги — товар», то формула хрематистики — «деньги — товар — ещё большие деньги». Поэтому экономика имеет предел — разумное личное потребление. За этим пределом приобретение бессмысленно. У хрематистики предела нет, и потому она, в отличие от экономики, не естественна. Соотношение экономики и хрематистики: экономика рождает хрематистику, чистая экономика невозможна. (Словарь экономических терминов)

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Александра Повница — помощник исполнительного директора компании «Нефтяные технологии», эксперт в области управления и социальных коммуникаций

С появлением денег и торговли стали совершенствоваться способы получения прибыли, в том числе росло стремление к увеличению количества денег. В обществе деньги начинают восприниматься как что-то ценное. Аристотель писал: «После того как в силу необходимости обмена возникли деньги, появился другой вид искусства наживать состояние — торговля». Дело в том, что первоначально торговля велась совершенно просто. По мере приобретения людьми опыта она стала совершенствоваться таким образом, благодаря которому торговые обороты могли бы принести обществу наибольшую прибыль. Вот почему и создалось представление, что деньги являются главным предметом искусства наживать состояние. Вообще, цель хрематистики — это служение не духовным задачам жизни (как в случае с экономикой), а неограниченной наживе. В этом античное понимание хрематистики смыкается с марксистским видением капитализма, при котором циркуляция капитала не имеет никаких внеположных себе целей но, напротив, сама становится самоцелью.

В частности, Аристотель писал: «Ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является по преимуществу противным природе». Хрематистику можно отнести к своего рода «безумству» — извращённому отношению человека к богатству. Указанный феномен описывается ещё в аристотелевской теории эгоизма: «Величайшие преступления совершаются людьми в силу стремления к преизбытку». По мнению Аристотеля, человек нравственный и образованный в своей хозяйственной деятельности руководствуется принципами экономики, а человек бездуховный и необразованный — принципами наживы и накопления, то есть хрематистикой. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится людьми, так как черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых они были введены.

Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он же предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

В современной мировой финансовой системе хрематистика играет чуть ли не самую главную роль. Люди всё чаще стали ошибочно называть её экономикой, хотя разница между ними очевидна. Понятие экономики происходит от греческого слова oίχος, означающего «хозяйство». В контексте этой понятийной системы экология — это наука об организации хозяйства на планете Земля, а экономика — правила организации этого хозяйства. Понятию же экономики-хрематистики можно противопоставить понятие экоэкономики — мировоззрения, интегрирующего законы природы и результаты человеческой деятельности, в котором рассматривается взаимозависимость человеческой деятельности на Земле в целом. Как я уже успела отметить, различить эти два понятия не сложно. Целью экономики, по Аристотелю, являются приобретения, необходимые для жизни, и удовлетворения хозяйственных потребностей дома или семьи, а её главным показателем — денежный оборот (рентабельность, ВВП, национальный доход и тому подобное). То есть они обусловлены естественными причинами. В хрематистике же добыча и накопление денежных средств является самоцелью, тем самым они теряют своё первоначальное предназначение, согласное с природой. Также хрематистику часто путают с экономией — умением откладывать и накапливать средства, имущество для удовлетворения необходимых потребностей в дальнейшем. Хрематистика является искусством, если так её можно назвать, именно неразумных накоплений сверх таких потребностей. Например, откладывание продуктов сверх меры. В итоге лишнее будет испорчено и принесёт убыток владельцу. Вместо того чтобы быть средством для достижения каких-либо целей и улучшения качества жизни, деньги для хрематистов сами становятся целью, тем самым отодвигая всё остальное на дальний план.

Степан Виленчик, преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Истоки хрематистики кроются в аристотелевских работах — «Никомахова этика» и «Политика». По Аристотелю, существует два вида хрематистики — искусственная и естественная. Представьте, что у человека по имени Ксенофонт есть дом, сад и животные. И все эти вещи нужны Ксенофонту для пропитания и безопасности его семьи, в этом случае речь идёт о естественном обогащении. А если же сад и животные используются для накопления богатства сверх того, что нужно для нормальной человеческой жизни, то речь идёт уже об искусственном обогащении. Нужно иметь в виду, что сегодня слово «хрематистика» имеет идеологическую окраску. Например, обмен пшеницы на молоко в справедливом соотношении — это естественная хрематистика. А вот обмен злаков на деньги — это уже нечто искусственное. Да ещё предположим, что, назначая цену, продавец руководствуется не своей острой нуждой в молоке, а максимизацией прибыли. С этого момента вступает в действие искусственная хрематистика. Часто слово «искусственная» опускают, хотя это не совсем корректно. С точки зрения самого бизнеса хрематистика — это принцип руководства его интересами. Здесь всё просто. Бизнес занимается генерированием денежных потоков и прибыли. Экономическая теория и большой накопленный опыт государств по всему миру показывает, что рыночная экономика не только не противоречит интересам сообщества потребителей товаров и услуг, но и является одной из самых эффективных экономических систем как для бизнеса, так и для простых граждан. Даже если предположить, что в реалиях древнего мира Аристотель находит прописную истину, то сегодняшние примеры экономик таких стран, как Северная Корея, Куба и Венесуэла, отчётливо дают понять, что слепо верить постулатам Аристотеля, мягко говоря, не рационально.

Многие полагают, что деньги в хрематистике как в экономической модели ставят во главу угла получение прибыли, а вовсе не оптимальную организацию хозяйства. В моём понимании, оптимальная организация хозяйства — это компании «Яндекс», Boeing, Apple. Охотно верю, что они руководствуются при создании своих продуктов интересами людей. Например, помогать искать информацию, быстро перемещаться по миру, использовать технологические инновации на благо человечества. Но если они регулярно не будут показывать положительную прибыль, то это автоматически лишит нас возможности доступа к информации, к быстрым перелётам и к последним достижениям в области технологических инноваций. Термин «хрематистика» часто употребляется людьми крайне левых убеждений, чтобы продемонстрировать порочность рыночной экономики. В их аргументации понятие «хрематистика» играет особенно важную роль, потому что отсылает нас к доводам Аристотеля и других крупнейших мыслителей. Люди более либеральных на экономику взглядов могут запросто их не понять. За время своего обучения в магистратуре по специальности «международные валютно-финансовые отношения» этот термин я ни разу не встретил.

Источники:
  • http://fb.ru/article/272545/hrematistika---eto-nauka-ob-obogaschenii-ekonomicheskie-ucheniya-aristotelya
  • http://studfiles.net/preview/333034/page:5/
  • http://www.proza.ru/2018/01/10/647
  • http://strelka.com/ru/magazine/2016/06/23/vocabulary-hrematistika
  • http://studopedia.org/10-63557.html
  • http://nn.dekane.ru/istoriya-ekonomicheskih-ucheniy-test/
  • http://strelka.com/ru/magazine/2016/06/23/vocabulary-hrematistika