Меню Рубрики

С точки зрения аристотеля человек является политическим животным поскольку

«Человек — существо политическое» — эта истина была сформулирована великим древнегреческим философом Аристотелем. В этих словах заложен важный смысл: каждый индивид, живущий в обществе, в государстве, является лицом политическим, поскольку представляет для политики какой-либо интерес; следовательно, в обязанности цивилизованного государства входит обеспечение каждому члену сообщества достойной жизни.

Заниматься политикой человека подталкивает его природный инстинкт. Поэтому логично, что Аристотель называет человека политическим животным — Zoon politikon, ни в коей мере не придавая этому словосочетанию обидного смысла. Ведь в самой нашей психологии заложены такие естественные потребности, как потребность властвовать и подчиняться. Философы считают, что в человеке заложены мотивы и желания, делающие его существом политическим. Последующая история политической мысли обогатила представления о политике как системе разнообразных человеческих потребностей, приобретенных и врожденных. Среди них благородство и жадность, любовь и ненависть, стремление к доминированию и солидарность, потребность в свободе и желание быть частью группы.

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». Основной тезис «Политики» Аристотеля гласит, что полис есть общность людей, вырастающая из их естественных отношений. Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Огарев Г. 50 золотых идей в философии / Г.Огарев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fictionbook.ru/author/georgiyi_ogariev/50_zolotiyh_ >

Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика. Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. По Аристотелю, человек во всей полноте способен реализовать свои возможности, самого себя только в государстве, с его обычаями, традициями и принятыми образцами поведения. Человек не может существовать без общения с другими людьми.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

Аристотель считал, что разум человека способен сделать последнего ценным политическим существом не только при наличии добродетелей и высокоморальных качеств, заложенных воспитанием. Как известно, Аристотель огромное значение придавал образованию, утверждая, что оно необходимо каждому живущему в обществе, как воздух.

На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным, он отвечал: «Как между живым и мертвым». Там же. И слова Аристотеля не были пустым красноречием, так как сам он был весьма образованным: вначале учился у Платона, затем, отойдя от платоновской школы, он занялся самообучением и многого достиг благодаря собственному уму. Все это позволило ему впоследствии до конца жизни учить и наставлять других людей (один из учеников Аристотеля, ставший великим, — Александр Македонский).

Возвращаясь к вопросу о политическом существе, следует сказать, что для древнегреческого философа политика и этика неразрывно связаны между собой. Под политикой Аристотель понимал управление полисом и полисную жизнь вообще, и лучшая политика в его толковании вырастает на этической основе. В своем труде «Политика», раскрывающем этот вопрос, он прежде всего ссылается на свои этические установки и считает мораль главнейшим приоритетом, который определяет человеческую добродетель и делает личность прежде всего существом политическим, ценным для государства. Только в городе-государстве возможно развитие различных искусств (ремесел, военного дела и др.), существующих благодаря деятельности различных индивидов (разумно действующих людей), причем именно это является предпосылкой добродетельного поведения, необходимого для процветания государства в целом. Во-вторых, полис (существование человека в государстве) обеспечивает отделение умственного труда от физического, наличие досуга, сферы свободной деятельности, что, в свою очередь, и является залогом всеобщего счастья.

В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью их существования.

Цель самой политики, по Аристотелю, состоит в том, чтобы обеспечивать счастье граждан, такое состояние повседневного бытия, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Добродетельность отдельных граждан Аристотель понимал как их политическую осведомленность, умение жить в государстве, получая при этом блага и для себя, и обеспечивая счастье других. Именно такой подход должен составлять цель политики. В связи с этим, по Аристотелю, индивид в качестве только полисного (политического) существа является субъектом нравственных добродетелей. Отсюда вытекают обязанности человека по отношению к полису (государству), которые, по мнению Аристотеля, реализуются во многих добродетелях, четко определенных им. Но основные из них, необходимые индивиду для существования в обществе, в государственном полисе, — это справедливость и дружба.

В учении об обществе Аристотель доказывал, будто отношения рабовладения укоренены в самой природе, и физический труд, лишенный нравственного, а значит, и разумного начала, — удел рабов. Высшая же добродетельная деятельность для Аристотеля — созерцательная деятельность разума, характерная для свободных людей. В связи с этим тот, кто занимается физическим трудом, кто заботится о материальном обеспечении государства, не имеет, с точки зрения Аристотеля, ни сил, ни времени для заботы о своем личном счастье. А счастье, по его же словам, предполагает досуг, которого лишены несвободные, поэтому они остаются непричастными к счастью.

Аристотель считает, что счастье обеспечивается только благодаря разумной, созерцательной деятельности, суть которой самоцельна: ее любят ради нее самой; она является наиболее двигательной, непрерывной; она самодостаточна в том смысле, что мудрый человек самостоятельно занимается своим делом, что способствует развитию индивидуальных творческих способностей. Наслаждения (досуг) как завершают деятельность, так и стимулируют ее, побуждают к новой деятельности ради последующего отдыха. Добродетели призваны умерить наслаждения, придать им совершенный вид, подчинить их голосу разума.

Придав деятельности разума статус самого совершенства, Аристотель указал на его влияние в разделении общества на классы. Как мы знаем, древний философ четко противопоставлял умственный и физический труд. И поскольку представители низших классов (рабы) не способны достичь счастья, господствующие классы (рабовладельцы) имеют все причины для получения благ, но должны сознательно подходить к своим историческим задачам. Но что касается государственной власти, на которой строилась древнегреческая политика, Аристотель считал наивысшими ее формами те, при которых исключена возможность своекорыстного ее использования и при которых власть служит всему обществу.

Самой наихудшей формой правления Аристотель признавал тиранию. В связи с этим он особое значение придавал роли среднего класса в государстве. Так как обязанностью гражданина греческого полиса была его защита, то его армию составляли граждане и наемники. При этом каждый гражданин приобретал военное обмундирование за свой счет. В те времена основной силой войска греческого полиса была тяжеловооруженная пехота (так называемые гоплиты), поэтому чем обеспеченнее были граждане города-государства, тем большей силой обладало войско полиса. Кроме того, Аристотель считал, что так называемый средний класс служит буфером между богатыми и бедными гражданами и, с одной стороны, препятствует стремлению бедных слоев свергнуть богатых, но, одновременно, не дает обеспеченным слоям усиливать давление на бедных.

Таким образом, чем многочисленнее в государстве средний класс, тем сильнее государство и тем стабильнее его внутренняя жизнь. Такое представление о человеке греческий мыслитель связывал с понятием государства и полисной организацией античного общества. Однако на разных этапах развития человеческого общества политика играла далеко не одинаковую роль в жизни людей. Если в эпоху древнего мира она характеризовала основную направленность личности, что и побудило Аристотеля назвать человека существом политическим. То, последующие эпохи внесли свои коррективы в соотношение ценностных ориентации личности, выдвинув на первый план те ее стороны и качества, которые в наибольшей степени отвечали интересам господствующих классов и социальных слоев общества. Так, например, в средние века человек рассматривался, прежде всего, как существо религиозное, в эпоху Возрождения — как существо естественное, натуральное. В XIX в. на человека больше смотрели как на коммерческое существо.

XX век повлек за собой реабилитацию человека как существа политического. И это не случайно, ибо в XX в. произошли и происходят глубочайшие политические перемены, отражающиеся на судьбах миллиардов людей. Вместе с тем и в XX веке взаимоотношение человека и политики не является однозначным. Оно зависит как от характера общественно-политического строя, так и от системы ценностей, которую создает тот или иной класс в обществе и которую разделяет данный индивид. Демидов А.И. Основы политологии: Учеб. пособие / А.И.Демидов, A.A.Федосеев. — М.: Высш. шк., 2000. — С.89.

Таким образом, каждое исторически определенное общество и каждый общественный класс имеет свою систему ценностей. Сказанное, однако, не только не исключает, но, наоборот, предполагает наличие общих политических ценностей: свободы, достоинства и равноправия личности, общественного порядка и справедливости, демократии и ответственности. Борьба за эти ценности проходит через всю политическую историю человечества.

Читайте также:  Что такое речь с точки зрения языка

Будучи существами политическими, люди проявляют разную степень политической активности. Политологи считают, что лишь 10-20% людей действительно политически активны, остальные 80-90% — равнодушны, их называют зрители политического театра. Человек и общество / Под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Просвещение, 2000. — С.330. Граждане государства по-разному участвуют в политической жизни страны:

  • — участвуют в выборах, референдуме;
  • — образуют политические партии и ведут борьбу за власть;
  • — обращаются в парламент и местные органы власти;
  • — являются политическими лидерами (партий, движений);
  • — участвуют в митингах, демонстрациях…

И чем выше политическая активность общества, тем выше наша политическая культура. Меньше негативного происходит в обществе, больше ярких личностей, и больше наших надежд и желаний смогут осуществляться.

Отсутствие как основную характеристику небытия;

Чувственную природу идеальных представлений;

+Мысль может быть тождественной только бытию.

Что стремился продемонстрировать Зенон в своих апориях?

Дискретность пространства и времени;

+Реальность как бытие единого;

Относительность человеческих представлений;

Ограниченность человеческого опыта.

Какой характер носит бытие у Демокрита?

В отличие от первых греческих философов, софисты поставили в центр своего внимания:

Каким образом гносеологическая сторона учения Сократа переплетается с его этическим учением?

Сократ видел в мышлении и деятельности проявление человеческих страстей;

Сократ утверждал, что работа сознания всегда зависит от образа жизни человека;

+Сократ считал знания основой добродетели;

Сократ полагал, что мысли и дела человека определяются богами.

С точки зрения Платона, понятие (эйдос) существует в сфере:

Взгляды Платона, изложенные в «Государстве», выражают необходимость

Строгой социальной стратификации;

Преимущественно государственной собственности;

Запрета театральных представлений;

+Все ответы верны;

Какая причина необходима для осуществления движения у Аристотеля?

+Все ответы верны;

С точки зрения Аристотеля, человек является политическим животным, поскольку_____

+Люди могут добиться блага только сообща;

Человек реализует свой потенциал в политической борьбе;

Вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных;

Политика определяет ход истории.

Каков мотив поведения человека согласно Эпикуру

Удовольствие
Ценности
Любовь

Что является более характерным для скептицизма?

Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?

Первый философом Античности, считавший воду первоначалом всего сущего,

Это — ? _____

Кто утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю»?_____

Кто считал апейрон первоначалом всего сущего?____

Одним из первых философов-софистов являлся _____

Демокрит считал огонь первоначалом всего сущего. ____

Демокрит полагал, что в основе мира лежат _____

Материя и пустота.

Кто из философов античности считал, что познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые наделены соответствующей мудрой душой- ?

Сила, управляющая миром в философии стоиков, это ___

Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного, это ____________

Платон полагал, что основой мира являются

Хронологические рамки среднего стоицизма:

Каким понятием пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала?

Кто из этих философов был представителем стоицизма?

Зенон из Китиона;

Какое понятие означало невозмутимость духа?

Философская школа античности, утверждавшая принцип полезности и выгоды, это

Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого, это _____

Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске _________

Мыслитель, первым объяснивший слово «философ», это _______

Пифагор утверждал, что мир есть __________

Гармония идеи и вещи.

Местом возникновения науки считается ________

В античной философии преобладала стихийная _________

Тема III: Философия Средневековья

Изречение: «Верую, чтобы понимать» принадлежит представителю патристики …?——

Какое философское произведение относится к эпохе Средних веков?

Монадология». Лейбница ;
«Сумма теологии» Ф.Аквинского;

«Божественная комедия» Д.Алигьери;

+»Сущность христианства» Л.Фейербаха.

Выделите проблемы, которые поднимаются в средневековой философии:

Соотношение веры и разума;

Проблема соотношения общего и единичного;

Свобода человеческой воли;

Направленность исторического процесса;

+Все ответы верны;

Какой аспект учения Платона был взят на вооружение теологией раннего средневековья?

Учение об Эросе;

+Учение об идеях;

Учение о государстве.

Проблема отношения ипостасей Бога имеет философский смысл, поскольку связана с пониманием________

Отношения церкви и государства;

Судьбы земного мира;

Цели человеческого существования;

+Отношения высшей истины и чувственной реальности.

Античным авторитетом схоластики как философского направления средних веков становится:

Решение проблемы универсалий породило следующие направления:

+Все ответы верны;

Верны первые два ответа.

Как называется современная философская школа, исходящая из учения Ф. Аквинского?

Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»?

+С помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы;

Посредством соблюдения строгого аскетизма;

С помощью постоянного стремления к состоянию просветления.

Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину, это …

Что принадлежит наследию Фомы Аквинского — представителю теологии Средневековой философии?

5 доказательств бытия Бога.

… — это направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными оболочками.

Сторонники номинализма – направления средневековой философии – считали, что реально существовали ________

Вера в Средневековье противопоставлялась_____________.

Протестантская этика провозгласила________ делом, угодным Богу.

Выберите представителей Средневековой философии:

В какой эпохе ценности связывали с божественной сущностью?

Соотнесите представителей и направления средневековой философии.

А) Реализм Абеляр, Скот —
Б) Номинализм А. Блаженный, Ф. Аквинский-
В) Концептуализм Росцелин, Оккам-

Тема IV: Философия эпохи Возрождения

В чем выразилась антисхоластичность как характерная черта эпохи Возрождения?

+В критике средневековой философии;

В критике античной философии;

В критике восточной философии.

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви, это …

Название произведение Т. Мора, содержащее описание страны как образца общественного устройства – это …

Антропоцентризм — характерная черта Ренессанса. –

Утопический роман «Город Солнца» написан …

Какое направление появилось в христианстве в результате Реформации?

Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражается в…

Кто считается родоначальником гуманизма в эпоху Возрождения?

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу, – это …

Кто был автором книги «Об обращении небесных сфер»?

Тема V: Философия Нового времени

Метод истинного познания, по Бэкону, это …

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

В. Какова природа (сущность) человека?

Г. Проблема бытия и небытия.

9. По своей сути метод Сократа является

А. Диалектическим;

10. В чем заключалась деструктивная часть метода Сократа?

А. Сократ показывал невозможность достижения истины;

Б. Сократ демонстрировал относительность истины как ее единственное свойство;

В. Сократ приводил собеседника к противоречию;

Г. Сократ доказывал возможность невозможного.

11. Метод Сократа называется

А. Майевтика;

12. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассуждения?

Б. Сократ;

13. Философ, ученик Сократа:

А. Платон;

14. Философия Платона – это:

Б. Субъективный идеализм;

Г. Объективный идеализм.

15. Какова природа платоновской идеи?

А. Идея нематериальна и неумопостигаема;

Б. Идея материальна, но неумопостигаема;

В. Идея материальна и умопостигаема;

Г. Идея нематериальна, но умопостигаема.

16. С точки зрения Платона, понятие (эйдос) существует в сфере

17. Какой вклад в появление и развитие науки внес Платон?

А. Платон полагал необходимым познание неизменных законов бытия;

Б. Платон доказал невозможность познания чувственного мира;

В. Платон разработал систему методов фундаментальных наук;

Г. Платон создал теорию временных модальностей.

18. Кто из античных мыслителей считал высшей идеей идею «Блага»:

В. Платон;

19. Как Платон обосновывает бессмертие души?

А. Исходя из ложных знаний своего времени, о которых он не знал, что они ложны;

Б. Иначе душа не могла бы знать вечных идей;

В. Исходя из знаний древних мудрецов;

Г. Исходя из веры в Бога.

20 Кто из философов характеризует бытие как бестелесные идеи?

Г. Платон.

21 Платон считал, что познание мира – это:

А. Воспоминания бессмертной души;

Б. Познание чисел;

В. Познание себя.

22 Идея – «эйдос» стала центральной категорией учения этого философа:

В. Платон.

23. Кто признавал переселение душ?

Б. Платон;

7. Философские тексты:

1. Платон. Государство. Книга седьмая.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

3. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003.

Дополнительная:

1. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

Тема № 8: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ

1.1. План семинарского занятия:

1. Аристотель: ученый – энциклопедист.

2. Критика «теории идей» Платона.

3. Аристотель о движении материи, о соотношении материи и формы.

4. Эллинизм: скептицизм, стоицизм, эпикурейство.

5. Научные достижения эллинизма.

6. Значение античной философии.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Аристотель: ученый – энциклопедист.

2. Логика Аристотеля.

3. «Платон мне друг, но истина дороже».

4. Философско-этическое учение Эпикура.

Тематика докладов:

1. Учение Аристотеля о Вселенной.

2. Философские идеи стоиков.

3. Философские идеи Скептиков.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Выделите основные положения метафизики Аристотеля.

2. Раскройте вклад Аристотеля в развитие науки.

3. Дайте характеристику этическим идеалам античности, представленным в различных философских учениях.

4. Что объединяет философские школы эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм?

5. Приведите примечательные факты биографии Аристотеля.

6. Какие основные группы наук выделяет Аристотель?

7. Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона?

8. Как, по Аристотелю (в отличие от Платона), происходит процесс познания?

9. Почему Аристотель назвал человека существом «политическим»?

10. В чем главное отличие «Политики» Аристотеля от «Государства» Платона?

11. Что из логики Аристотеля осталось нам в наследство?

12. В чем, по Аристотелю, назначение жизни человека?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

физика, метафизика, субстанция, телеология, логика, категория, универсалия.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

Читайте также:  Если человека называют по фамилии с точки зрения психологии

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты?

В. Демокрит.

2. «Человек – мера всех вещей» так считал

В. Протагор;

3. Философ, ученик Сократа:

А. Платон;

4. Кто из античных мыслителей считал высшей идеей идею «Блага»:

В. Платон;

5. Кто первым определил философию как учение о первопричине?

В. Аристотель.

6. Какому философу принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»

А. Аристотель;

7. Автор «Трактата о душе», выделил три «уровня» души – растительный, животный и разумный:

Б.Аристотель;

8. Какой философ рассматривал логику как главное орудие познания?

В. Аристотель.

9. Аристотель разработал основные законы:

А. Атомистического материализма;

Б. Логики;

10. Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о

А. Умопостигаемом бытии;

Б. Природе;

11. Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает

Б. Перводвигатель;

12. С точки зрения Аристотеля, человек является «политийным животным», поскольку

А. Люди могут добиться блага только сообща;

Б. Человек реализует свой потенциал в политической борьбе;

В. Вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных;

Г. Политика определяет ход истории.

13. Есть три вида души: разумная, животная и растительная, считал философ

Б. Аристотель;

14. Найдите правильное определение материи по Аристотелю:

А. Это начало, носящее потенциальный характер и образующее чувственно воспринимаемую реальность;

Б. То же самое, что и небытие;

В. Это видимость, иллюзия наших органов чувств;

Г. Это сущность, субстанция.

15. Характерные черты философии античности:

А. Примат веры над знанием;

Б. Эстетическое мировоззрение;

В. Логика.

16. Эпоха эллинизма началась после:

А. Массового переселения граждан греческих полисов в области Италии в VIII-VII вв до н.э.;

Б. Пелопоннесской войны 431-404 г до н.э.;

В. Завоевательных походов Александра Македонского.

7. Философские тексты:

1. Аристотель. МЕТАФИЗИКА.

2. Аристотель. Никомахова этика.

3. Аристотель. Политика. Книга первая.

4. Из письма: «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ МЕНЕКЕЯ».

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная:

1. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

25) «ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ» (АРИСТОТЕЛЬ)

25) «ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ» (АРИСТОТЕЛЬ)

В этих словах, сказанных Аристотелем, заложен важный смысл: каждый индивид, живущий в обществе, в государстве, является лицом политическим, поскольку представляет для политики какой-либо интерес; следовательно, в обязанности цивилизованного государства входит обеспечение каждому члену сообщества достойной жизни.

Аристотель, как и многие другие, не мыслил человека вне общества. По Аристотелю, человек во всей полноте способен реализовать свои возможности, самого себя только в государстве, с его обычаями, традициями и принятыми образцами поведения. Разумное существо, разумный индивид является полисным (полис – город-государство в Древней Греции), или политическим существом.

Аристотель считал, что разум человека способен сделать последнего ценным политическим существом не только при наличии добродетелей и высокоморальных качеств, заложенных воспитанием. Как известно, Аристотель огромное значение придавал образованию, утверждая, что оно необходимо каждому живущему в обществе, как воздух. На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным, он отвечал: «Как между живым и мертвым». И слова Аристотеля не были пустым красноречием, так как сам он был весьма образованным: вначале учился у Платона, затем, отойдя от платоновской школы, он занялся самообучением и многого достиг благодаря собственному уму. Все это позволило ему впоследствии до конца жизни учить и наставлять других людей (один из учеников Аристотеля, ставший великим, – Александр Македонский).

Возвращаясь к вопросу о политическом существе, следует сказать, что для древнегреческого философа политика и этика неразрывно связаны между собой. Под политикой Аристотель понимал управление полисом и полисную жизнь вообще, и лучшая политика в его толковании вырастает на этической основе. В своем труде «Политика», раскрывающем этот вопрос, он прежде всего ссылается на свои этические установки и считает мораль главнейшим приоритетом, который определяет человеческую добродетель и делает личность прежде всего существом политическим, ценным для государства.

Только в городе-государстве возможно развитие различных искусств (ремесел, военного дела и др.), существующих благодаря деятельности различных индивидов (разумно действующих людей), причем именно это является предпосылкой добродетельного поведения, необходимого для процветания государства в целом. Во-вторых, полис (существование человека в государстве) обеспечивает отделение умственного труда от физического, наличие досуга, сферы свободной деятельности, что, в свою очередь, и является залогом всеобщего счастья.

Цель самой политики, по Аристотелю, состоит в том, чтобы обеспечивать счастье граждан, такое состояние повседневного бытия, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Добродетельность отдельных граждан Аристотель понимал как их политическую осведомленность, умение жить в государстве, получая при этом блага и для себя, и обеспечивая счастье других. Именно такой подход должен составлять цель политики. В связи с этим, по Аристотелю, индивид в качестве только полисного (политического) существа является субъектом нравственных добродетелей. Отсюда вытекают обязанности человека по отношению к полису (государству), которые, по мнению Аристотеля, реализуются во многих добродетелях, четко определенных им. Но основные из них, необходимые индивиду для существования в обществе, в государственном полисе, – это справедливость и дружба.

В учении об обществе Аристотель доказывал, будто отношения рабовладения укоренены в самой природе, и физический труд, лишенный нравственного, а значит, и разумного начала, – удел рабов. Высшая же добродетельная деятельность для Аристотеля – созерцательная деятельность разума, характерная для свободных людей.

В связи с этим тот, кто занимается физическим трудом, кто заботится о материальном обеспечении государства, не имеет, с точки зрения Аристотеля, ни сил, ни времени для заботы о своем личном счастье. А счастье, по его же словам, предполагает досуг, которого лишены несвободные, поэтому они остаются непричастными к счастью.

Аристотель считает, что счастье обеспечивается только благодаря разумной, созерцательной деятельности, суть которой самоцельна: ее любят ради нее самой; она является наиболее двигательной, непрерывной; она самодостаточна в том смысле, что мудрый человек самостоятельно занимается своим делом, что способствует развитию индивидуальных творческих способностей. Наслаждения (досуг) как завершают деятельность, так и стимулируют ее, побуждают к новой деятельности ради последующего отдыха. Добродетели призваны умерить наслаждения, придать им совершенный вид, подчинить их голосу разума.

Придав деятельности разума статус самого совершенства, Аристотель указал на его влияние в разделении общества на классы. Как мы знаем, древний философ четко противопоставлял умственный и физический труд. И поскольку представители низших классов (рабы) не способны достичь счастья, господствующие классы (рабовладельцы) имеют все причины для получения благ, но должны сознательно подходить к своим историческим задачам. Но что касается государственной власти, на которой строилась древнегреческая политика, Аристотель считал наивысшими ее формами те, при которых исключена возможность своекорыстного ее использования и при которых власть служит всему обществу. Самой наихудшей формой правления Аристотель признавал тиранию.

В связи с этим он особое значение придавал роли среднего класса в государстве. Так как обязанностью гражданина греческого полиса была его защита, то его армию составляли граждане и наемники. При этом каждый гражданин приобретал военное обмундирование за свой счет. В те времена основной силой войска греческого полиса была тяжеловооруженная пехота (так называемые гоплиты), поэтому чем обеспеченнее были граждане города-государства, тем большей силой обладало войско полиса.

Кроме того, Аристотель считал, что так называемый средний класс служит буфером между богатыми и бедными гражданами и, с одной стороны, препятствует стремлению бедных слоев свергнуть богатых, но, одновременно, не дает обеспеченным слоям усиливать давление на бедных. Таким образом, чем многочисленнее в государстве средний класс, тем сильнее государство и тем стабильнее его внутренняя жизнь.

Один человек хвалился Аристотелю, что он родом из большого города. «Не это важно, – сказал Аристотель, – а важно, достоин ли ты большого города».

Аристотель о человеке

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя».

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Читайте также:  Сколько стоят линзы для зрения на каждый день

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

13. Этический идеал Эпикура

Человек обладает свободой выбора, и это не только не противоречит учению о материальности мира, его закономерностям, но, напротив, есть одно из проявлений этих закономерностей. Так разрешает Эпикур важнейшую предпосылку для построения системы этики.

Учение о благе Эпикур, подобно Демокриту, начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания. Начало потребностей человека — материально, в этом нет ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается естественная необходимость.

Правило Эпикура – удовлетворять естественные и необходимые потребности (в пище, питье, жилище), умеренно пользоваться естественными, но не являющимися необходимыми потребностями (например, половой потребностью) и самым решительным образом преодолевать потребности вздорные (вроде желания воздвигать себе при жизни статуи, равно и другие стремления к почестям).

Человек естественно природе своей стремится к удовольствиям и старается избежать страдания. Казалось бы, проблема счастливой жизни, по Эпикуру, разрешается самим этим стремлением.

При выборе удовольствий и избегании страданий всегда нужно иметь в виду не только настоящее, но и будущее, т.е. последствия удовлетворенных сегодня желаний, перспективу получения большего удовольствия. Более того, выбор должен диктоваться не только настоящим и будущим, но и прошлым, т.е. накопленным опытом.

14. Средневековая философия, философия Средневековья

исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века.

Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженности идеям креационизма идеологами (богословами) данного периода развития философской мысли.

Основа средневековья – феодализм. Расцвет монархии. Общество иерархизировано.

Характеризуется некоторой приостановкой естествознания. В духовной жизни – доминирование христианства. — зависимость философии от богословия (теологии), -теоцентризм – концепция согласно которой бог центр бытия, с другой стороны одна из центральных проблем- Бог.

Онтология. Концепция творения (креационизма). Бог творит мир из ничего. Творит природу человека и человеческую душу. Творение мира остается актуальным. Основы мира созданы за 6 дней, а 7 день продолжается до сих пор. Бог абсолютен, это совершенство, вездесущий и всемогущий. Это сверприродное явление. Бог триединен.

Гносеология. Концепция откровения. Истину дает только бог. Путь к истине – вера. Отношение к вере различно. Например, Тертуллиан говорил, верую потому что абсурдно. Второе мнение Фомы Аквинского вера и разум могут быть примерены. Роль разума можно предупреждать догматом веры.

Человек это соединение 2 начал. Телесное (роднит человека с животным) и духовное (роднит человека с Богом)

Августин говорит, что человек тем более духовен, чем от большего количества земных благ он не смог отказаться. Счастье может дать только бог. Ценятся не признаки внешнего успеха. Равенство людей перед богом в социальном и этическом отношении. Идея раскаинья и спасения. Ни один человек не потерян.

-зло незначительно, поскольку этот мир лучший из миров

-зло несамостоятельно. Оно не существует. Тишина это всего лишь отсутствие шума, а зло отсутствие добра.

-причина зла это свободная воля человека, данная ему богом в знак доверия, а человек не смог ей правильно распорядиться, то есть человек зачастую сам творит свои несчастья.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7965 — | 6581 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

«Человек есть политическое животное»: Учение аристотеля о человеке

В последние годы своей жизни Аристотель написал трактат, о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, который назвал «Политика» . Учение Аристотеля о государстве тесно связано с его учением о человеке. На эту связь указывают такие авторитетные исследователи наследия Аристотеля, как В.Ф. Асмус , А.И. Доватур , В.С. Нерсесянц. В данном трактате Аристотель впервые вводит понятие zoon politikon – «политическое животное». Данное понятие, по мнению Аристотеля, неразделимо также с таким понятием как государство. Государство по Аристотелю это: «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования» .

Государство по своей природе представляет собой объединение определенной совокупности граждан. В трактате Аристотеля не употребляются такие понятия как семья, индивид и т.д. В нем речь идет о таком понятии как гражданин, и кого можно считать гражданином. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Аристотель пишет в своем трактате «Политика» , что человек «есть существо общественное в большей степени, чем муравьи и пчелы». И здесь это «больше» раскрывается не по уровню организации совместной деятельности, а по этическим критериям: «Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость». Аристотель выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Философ негативно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что человек не должен посвящать свою жизнь материальным ценностям и жить только лишь ради собственного обогащения.

Аристотель считал, что данное желание противоестественно, ведь в этом проявляется не стремление к «благой жизни» , а лишь стремление к жизни вообще. Живя ради обогащения, «люди первой категории» нарушают общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни, и ведут себя как животные. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, а для того чтобы люди в нем жили счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Поэтому, как отмечает комментатор аристотелевской «Политики» А.И. Доватур, успешно «государственные дела решаются гражданами среднего достатка» .

Учение Аристотеля о государстве тесно связано с его этикой . В своем знаменитом сочинении «Никомахова этика» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное». В нем Аристотель выдвигает положение, что человек с рождения является «политическим существом» и стремится к совместной жизни, а причиной данного стремления является неравенство различных человеческих способностей и возможностей. С самого первого дня своей жизни человек становится частью общества. Он никогда не остается один, так как инстинктивно стремится быть частью чего-то большего, нежели он сам. В человеке есть два начала: биологическое и общественное. В человеке есть биологическое и общественное начало. Сходство между человеком и животным кроется именно в первом, так как и человек, и животное нуждаются в удовлетворении своих биологических потребностей, таких как: сон, пища, продолжение рода и т.д. Однако, человек так же имеет богатый спектр различного рода нравственных правил и норм, в отличие от животных, которые руководствуются лишь инстинктами. Высшей формой деятельности Аристотель называют познавательную, низшей или животной – удовлетворение своих биологических потребностей. Настоящий человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, а в самом процессе мышления и созерцании.

Таким образом, человек по природе своей является животным, но с точки зрения нравственности и его желания объединиться в группы человек – существо политическое.

Методички к практическим занятиям / тема 8 / сам работа тема 8 фил леч

ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра философии и социально-гуманитарных знаний

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема № 8: «Античная философия: Аристотель, эллинизм»

Утверждена на кафедральном заседании

Зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных знаний

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. Кудашов В.И. (подпись).

Составитель: к.ф.н., доцент Комова Н.В.

1. Тема № 8: «Античная философия. Аристотель, эллинизм»

План семинарского занятия

1. Аристотель: ученый – энциклопедист.

2. Критика «теории идей» Платона.

3. Аристотель о движении материи, о соотношении материи и формы.

4. Эллинизм: скептицизм, стоицизм, эпикурейство.

5. Научные достижения эллинизма.

6. Значение античной философии

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

1. Аристотель: ученый – энциклопедист

2. Логика Аристотеля.

3. «Платон мне друг, но истина дороже».

4. Этика Аристотеля

5. Политика Аристотеля

6. Философско – этическое учение Эпикура.

Учение Аристотеля о Вселенной

Философские идеи стоиков

Философские идеи Скептиков

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия

Выделите основные положения метафизики Аристотеля.

Раскройте вклад Аристотеля в развитие науки.

Дайте характеристику этическим идеалам античности, представленным в различных философских учениях.

Что объединяет философские школы эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм?

Приведите примечательные факты биографии Аристотеля.

Какие основные группы наук выделяет Аристотель?

Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона?

Как, по Аристотелю (в отличие от Платона), происходит процесс познания?

Почему Аристотель назвал человека существом «политическим»?

В чем главное отличие «Политики» Аристотеля от «Государства» Платона?

Что из логики Аристотеля осталось нам в наследство?

В чем, по Аристотелю, назначение жизни человека?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журналов;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

физика, метафизика, субстанция, телеология, логика, категория, универсалия

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты?

Источники:
  • http://infopedia.su/5x2dc2.html
  • http://poisk-ru.ru/s66428t1.html
  • http://fil.wikireading.ru/9976
  • http://studopedia.ru/10_209378_aristotel-o-cheloveke.html
  • http://idatenru.ru/philosophy/chelovek-jivotnoe-politicheskoe
  • http://studfiles.net/preview/548199/